Упражнения при заикании у детей. Почему скороговорки не помогают при заикании

Успешно лечится, известно всем. Причем, несмотря на обилие современных методов терапии, исправляющих речь при логоневрозе, специалисты не отвергают и традиционные методики, «проверенные годами». О наиболее распространенных методах лечения заикания мы расскажем в данной статье.

Оглавление:

Традиционное лечение заикания

Врачи уже давно изучили логоневроз и даже подобрали некоторые методики избавления от недуга – именно о них и пойдет речь. Наверняка многие отмечали, что заикающийся человек во время пения никогда не заикается. Это происходит потому, что слова говорятся нараспев и дыхание человека в этот момент «строится» совсем по-другому, нежели при обычном разговоре. Именно на этом и основана дыхательная гимнастика – первейшее средство для избавления от заикания.

Принципы дыхательной гимнастики Стрельниковой

Именно эта врач и разработала комплекс упражнений в рамках дыхательной гимнастики, который помогает нормализовать речь ребенка и избавиться от заикания. Причем, такие упражнения можно выполнять не только в детском возрасте, даже взрослые с могут заниматься подобным образом – да, времени у них уйдет больше, идеального результата вряд ли получится добиться, но улучшение речи гарантировано.

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой состоит из 10 упражнений, но мы приведем только два из них – именно они являются основой и чаще всего рекомендуются к проведению:

  1. «Насос» . Человек должен встать прямо, опустить руки и наклониться немного вперед, округлив спину. При этом голова и руки опущены, а шея максимально расслаблена. Теперь нужно сделать быстрый вдох и немного приподняться, но не распрямляться, затем делается длинный выдох. Далее нужно опять наклониться, принять исходное положение и повторить быстрый вдох и медленный выдох (его можно делать и носом, и ртом).
  2. «Повороты головы» . Нужно встать прямо, а руки опустить вниз, расслабиться. Теперь больной поворачивает голову влево и сразу шумно и быстро вдыхает. Далее головой нужно начинать движение слева направо и одновременно с этим делать выдох, не останавливаясь посередине. Как только голова оказывается справа, снова делаем шумный вдох и повторяем все упражнение.

Обратите внимание! Во время выполнения любого из этих двух упражнений шея не должна быть напряжена, туловище и руки остаются неподвижными. Между упражнениями нужно делать короткие передышки, а вообще положено выполнять в день 3 подхода по 32 вдоха каждый.

Дыхательная гимнастика учит человека дышать глубоко, всеми легкими и способствует тренировке диафрагмы, которая участвует в голосообразовании. При этом голосовые связки становятся максимально подвижными и тесно смыкаются во время разговора, что и обуславливает избавление от заикания.

Указанные выше упражнения должны выполняться два-три раза в день по 15 минут – утром, в обеденное время и вечером . Быстрых результатов ожидать не стоит, так как первый эффект будет заметен только через 2-3 месяца регулярного выполнения дыхательной гимнастики. У человека станет более естественным голос, его дыхание будет свободным, и звуки будут исходить намного спокойнее и без частого заикания.

Логопедические занятия

Они проводятся, как правило, с группой детей, которые заикаются, и имеют достаточно большие возможности. Существует несколько методик, которые разрабатывались врачами и учеными, вот только некоторые из них (самые применяемые):

  1. Методика Выгодской, Успенской и Пеллингер . Курс лечения рассчитан на 2-3 месяца, во время которых проводится 36 занятий. Основа методики – поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. Только потом специалист помогает детям переходить от общения словами к развернутым фразам. В обязательном порядке логопед выполняет с детьми специальные упражнения, которые помогают расслабить мышцы и снять эмоциональное напряжение.
  2. Методика Смирновой . Занятия по этой методике проводятся ежедневно по 20 минут в утренние часы. Все упражнения проводятся в игровой форме и рассчитаны на 30 недель, что составляет один учебный год. Методика Смирновой помогает:
    • развить чувство ритма и темпа речи;
    • развить мелкую моторику рук;
    • добиться расслабления мышечного тонуса;
    • развить речевую и двигательную координацию.
  3. Методика Силивестрова . Продолжительность занятий будет составлять 3-4 месяца, всего же понадобится провести 32-36 занятий. Данная методика включает в себя три этапа:
    • подготовительный – ребенку создается абсолютно спокойная обстановка и ограничивается речевое общение;
    • тренировочный – совершается переход от тихой речи к громкой, от спокойных игр – к эмоциональным. На этом этапе в занятия вовлечены не только заикающиеся дети, но и их родители;
    • закрепительный – плавная речь моделируется под длинный рассказ, беседу или чтение.

    Обратите внимание: перечисленные методики логопедических занятий, которые входят в схему лечения заикания, адаптированы для детей дошкольного возраста.
    Если речь идет об устранении заикания у подростков и взрослых людей, то в рамках логопедических занятий будут применяться следующие методики:

  4. Методика Шкловского . Курс лечения будет составлять около трех месяцев, причем, больной с логоневрозом должен пребывать в стационаре. Работать с пациентом будут психиатр, психотерапевт и невропатолог, а сама методика включает в себя три этапа:
    • обследование пациента и выявление истинной причины заикания;
    • укоренившиеся навыки «ломаются» и перестраиваются с помощью психотерапии;
    • тренировки речи в жизненной обстановке.

    У больного, в ходе лечения, появляется уверенность в том, что он сможет справиться с заиканием в любой жизненной ситуации.

  5. Методика Арутюнян . Первые 24 дня лечения проводятся в стационаре, затем дополнительно назначается еще 5 курсов по 5-7 дней в течение года. Особенность методики заключается в синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Таким образом формируется новое психологическое состояние, когда речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией, мимикой и уверенной осанкой.

Обратите внимание: сначала речь больного будет очень медленной, но именно она дает возможность буквально с первых занятий говорить пациенту без запинок.

Нетрадиционные методы лечения заикания

Современная медицина предлагает несколько иные методы лечения заикания. И в первую очередь нужно выделить мультимедийный компьютерный комплекс Breath Maker, который обеспечивает «протезирование» речевого круга между речевым центром (центр Брока) и центром распознавания речи (центр Вернике ). Суть методики заключается в следующем: пациент с заиканием говорит в микрофон, а его речь записывается и исправляется специальной компьютерной программой. Затем уже исправленная речь подается в наушники и анализируется центром распознавания речи правильно. Результатом такой процедуры является избавление от тонуса в речевом центре.

Методика Breath Maker направлена на устранение психологических проблем и неуверенности в себе больного. Дело в том, что даже при небольшой запинке заикающийся человек думает, что окружающие воспринимают его критически, а это приводит к максимальному перевозбуждению речевых центров, что и ведет к усугублению нарушения речи.

И еще одно нетрадиционное лечение заикания – точечный массаж, который проводится длительными курсами. Надо отметить, что улучшение речи может наступить даже после первого курса точечного массажа и это приводит к тому, что последующие (они проводятся через каждые 6 месяцев) просто отвергаются больными, а это неправильно ! В обязательном порядке нужно пройти полноценный курс лечения точечным массажем, чтобы результат был не только положительным, но еще и длительным. В некоторых случаях после первого курса точечного массажа человек начинает заикаться еще сильнее и тогда врач принимает решение о проведении следующего курса раньше нужного времени.

Обратите внимание: родители заикающихся детей, да и взрослый человек с такой же проблемой, могут проводить курсы точечного массажа самостоятельно в домашних условиях. Но сначала продемонстрировать технику проведения данной процедуры должен специалист – это основное условие для получения желаемого эффекта.

Комплексные методики

Существуют, так называемые, неврологические методы лечения заикания, которые можно объединить в одну группу. Как правило, в рамки комплексных методик лечения заикания входят следующие рекомендации врачей:

  1. Пациент с заиканием должен вести прием лекарственных препаратов, которые обеспечивают медицинское торможение – например, Фенибут, противосудорожные препараты и транквилизаторы.
  2. В обязательном порядке больной с логоневрозом должен принимать седативные средства, но в виде отваров лекарственных растений с успокаивающим эффектом.
  3. Проводится рефлексотерапия и иглоукалывание.
  4. Назначаются препараты для укрепления нервной системы и иммунитета.
  5. Больной должен посещать сеансы психотерапии.

Заикание – это проблема всего человечества, поэтому совсем неудивительно, что разработки в отношении новых и эффективных методов лечения этого недуга ведутся беспрерывно. Например, недавно в США был разработан лекарственный препарат, который уже успешно опробован на лабораторных мышах и позволяет сделать вывод, что в ближайшем будущем заикание будет лечиться таблетками. Ученый из Университета Калифорнии Джеральд Магуайр полагает, что заикание может быть связано с повышенной выработкой дофамина. Этот процесс успешно подавляется галоперидолом, но в связи с множеством побочных эффектов широкое распространение этого лекарственного средства невозможно. Ученый предлагает использовать в терапии логоневрозов Оланзапин и сейчас идут лабораторные исследования такого вот медикаментозного лечения заикания.

Лечение заикания – процесс трудный и длительный. Многие родители обращаются с этой проблемой своих детей к «бабушкам» и знахаркам разного уровня, но это вряд ли можно назвать разумным решением. Да, случаи «чудесного» избавления от заикания благодаря древним заговорам известны, но они не задокументированы и не изучены наукой, а значит, и рассуждать о «бабушках» и знахарках, как о методе лечения заикания нельзя. А вот то, что добиться восстановления нормальной речи и сведения к минимуму заикания можно указанными в данном материале методами, достоверно известно и доказано официальной медициной – согласитесь, такая постановка вердикта вызывает больше доверия.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

Проблема заикания среди взрослых является весьма распространенной, многие известные личности страдали заиканием и, несмотря на это, достигли значительных высот в карьере, преуспели в семье и бизнесе.

Заикание выражается в нарушении речи, запинке произношения после первого звука слова. В разговоре заика ощущает сильное мышечное напряжение, он теряет контроль над речью и вербальными органами. Речевые центры заикающегося человека работают не синхронно, отсюда и дисбаланс при социальном контакте и общении.

Типы заиканий

Существует три типа заиканий:

  1. Заикание у людей с дефектами нервной системы.
  2. Дефект речи, возникший при переучивании ребенка с левши на правшу.
  3. Приобретенное в течение жизни заикание, по причине стрессов, хронических переутомлений, сильных эмоциональных потрясений, травм, испуга, депрессий и так далее.

Речевые дефекты характеризуются обострением в периоды психо-эмоционального возбуждения, именно поэтому заикам сложно выступать на публике и перед аудиторией.

Методы лечения заикания у взрослых

Лечение заикания уходит своими корнями глубоко в прошлое. Именно поэтому до наших дней дошло немало рецептов избавления от заикания у взрослых на дому.

В основе традиционных методов терапии заикания лежат различные дыхательные , способствующие расслаблению органов речи и дыхания:

  • Исходное положение — встаньте прямо, ладони находятся внизу, руки расслаблены. Наклоните торс слегка вперед и округлите спину, старайтесь, чтобы голова, шея и плечи были максимально расслаблены. Сделайте быстрый и глубокий вдох вслух носом. Возвращаясь в исходное положение, активно и шумно выдохните через рот или нос. Повторять упражнение 10-12 подходов по 8 раз.
  • Исходная позиция — встать прямо, руки на бедра, спина прямая. Поворачивайте голову влево и вправо, при повороте делая вдох вслух, а выдыхайте во время плавного движения головой из стороны в сторону. При выполнении упражнения, старайтесь не напрягать тело и голову. Повторять 2-3 раза по 30 вдохов.
  • Сесть на пол в позу лотоса, руки положить на колени, попытаться полностью расслабится. Сделать глубокий вдох, наполнив легкие до отказа, выдыхать порционно, выталкивая воздух плавными движениями живота. Повторять упражнения по мере наступления усталости.

Дыхательные тренинги активно нагружают диафрагму, способствуют расслаблению голосовых связок, не позволяя им смыкаться и препятствовать беседе. Проводить дыхательную гимнастику лучше утром и вечером, на пустой желудок.

Нормализации речевой функции способствует прием успокоительных и расслабляющих настоев и фито-чаев , так как корень заикания заключается в некоторой напряженности нервной системы и невозможности освободится от постоянного дискомфорта.

Приемы нетрадиционной медицины должны проводиться в комплексе с основными методами консервативного лечения у дефектолога. Приготовьте травяной лекарственный сбор из равных частей сухих и измельченных цветков календулы, мелиссы, донника, солодки и березовых листьев. Столовую ложку сбора заливают кипятком и ставят на водяную баню, ждут до закипания. Готовый отвар настаивают час-два и пьют в течение дня перед едой по два-три небольших глотка.

Есть еще один, не менее эффективный рецепт, благотворно влияющий на работу нервной системы взрослого человека: берем одинаковое количество цветков ромашки, душицы, зверобоя, аниса, пустырника и мелиссы, одну ложку сбора заливаем стаканом крутого кипятка и настаиваем в течение трех часов . Употреблять настой нужно каждый день по полстакана, не менее четырех раз в сутки.

Для заикания у взрослых людей в домашних условиях широко используются лечебные ароматические масла . Вдыхание полезных и приятных благовоний успокаивает, придает уверенности, улучшает настроение, снимает напряжение и раздражение. Сеанс ароматерапии лучше проводить вечером, в спокойной и уютной домашней атмосфере. Наиболее эффективны в борьбе с заиканием у взрослых являются ароматы сосны, розмарина, сандала, базилика, розы и бергамота .

Лечебные душистые масла также добавляют в ванну, с этой целью используются масла-экстракты шалфея, чабреца, полыни, герани и лаванды. Вода для лечебной ванны не должна быть слишком горячей, достаточно температуры около 37-38 градусов, в воду добавляется всего 2-3 капли ароматного масла. Ванну следует принимать около 15 минут. Для стойкого результата необходимо провести 15-дневный курс вечерних душистых ванн.

Успокоить и расслабить заикающегося человека поможет фито-чай : в двухлитровый термос положить две горсти плодов шиповника и одну горсть ягод калины, настаивать 5 часов подряд. Пить готовый чай с лимоном и медом.

Чтобы снять спазмы, возникающие в процессе речи, заикам рекомендуется пить лечебный напиток на основе цельного коровьего молока. Молоко кипятим, после закипания в него добавляем щепотку сухой травы гусиной лапчатки, снимаем с огня, студим, процеживаем и пьем по одному стаканчику в день.

Лечить заикание можно в любом возрасте и не только медикаментозным путем. Попробуйте, может быть один из этих рецептов поможет и вам! Удачи!

Как избавится от заикания в домашних условиях взрослому человеку — упражнения Оценка 4.07 /5 проголосовало 27

Что еще почитать

Обсуждение: оставлено 19 коммент.

    Вы знаете, очень понравились упражнения, дело в том что когда я начинаю волноваться, то выговорить ни одного слова не могу. К врачу идти страшновато, а в семье вроде бы все нормально, общаюсь без проблем. Но когда меня вызывает начальник или приходится выступать на публичных мероприятиях, начинаю заикаться. Когда стала понемногу заниматься дыхательными упражнениями, сперва сама не заметила, ка первый раз с начальником общалась на равных, смогла все спокойно ему объяснить, без всяких дефектов. Теперь каждый день делаю дыхательные упражнения, вот и сейчас только что закончила, спасибо вам за полезную информацию.

    Я вашу статью другу показал, он уже второй месяц практикует упражнения, звонил, говорит что намного легче стало. Говорит, что в разговорах стал себя лучше контролировать, лишний раз не волноваться, слова выговариваются четко без запинки. Сам я его знаю с детства, он когда маленький был, старался в компании больше молчать, чтобы мы его лишний раз не дразнили. А когда выросли наши пути разошлись и встречались редко, он вырос практически молчуном, я наоборот. Так когда он стал пользоваться рекомендациями, которые я ему посоветовал при очередной встрече, у ему стало легче, он мне каждую неделю стал звонить и благодарить за помощь.

    От заикания избавиться очень сложно, но свести его к минимуму вполне под силу каждому заикающемуся человеку. Могу написать как говорить гораздо лучше и качественней. bnmrtyjklasdfgh@mail .ru

    Методика для избавления от заикания. Не большое улучшение можно ощутить через несколько занятий. Пишите:[email protected]

    Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может провоцировать расстройство речи. Это обусловлено тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к мускулатуре глотки, мягкому нёбу, надгортаннику, которые отвечают за речь человека. Так же блуждающий нерв иннервирует бронхи, диафрагму они тоже принимают непосредственное участие в формировании красивой речи. Сильнейшее оздоровительное воздействие на блуждающий, языкоглоточный нерв происходит при работе через каротидный синус.Через каротидный синус, шейный симпатический узел точечно-биоэнергетическим воздействием массируется головной (речевой ассоциативный центр)мозг, блуждающий языкоглоточный нерв. При массаже через каротидный синус головного мозга(речевой ассоциативный центр),блуждающего, языкоглоточного нерва. Эффективно восстанавливаются, оздоравливаются клеточки в речевом, ассоциативном центрах блуждающем, языкоглоточном нерве,голосовых связках, корешке языка,веточках языкоглоточного нерва, речь становится непринужденной.

    Двустороннее снижение функции блуждающих нервов может провоцировать расстройство речи. Это обусловлено тем, что блуждающий нерв несёт двигательные волокна к мускулатуре глотки, мягкому нёбу, надгортаннику, которые отвечают за речь человека. Так же блуждающий нерв иннервирует бронхи, диафрагму они тоже принимают непосредственное участие в формировании красивой речи. Сильнейшее оздоровительное воздействие на блуждающий, языкоглоточный нерв происходит при работе через каротидный синус.Через каротидный синус, шейный симпатический узел точечно-биоэнергетическим воздействием массируется головной (речевой ассоциативный центр)мозг, блуждающий языкоглоточный нерв. При массаже через каротидный синус головного мозга(речевой ассоциативный центр),блуждающего, языкоглоточного нерва. Эффективно восстанавливаются, оздоравливаются клеточки в речевом, ассоциативном центрах блуждающем, языкоглоточном нерве,голосовых связках, корешке языка,веточках языкоглоточного нерва, речь становится непринужденной. тел. 8-906-092-2828
    Сайт: http://www.rus-massage.ru/index-16.html

    Я избавилась от заикания сама дома без всяких специалистов. понадобилось только инструкция по работе над речью от сайта soylib.ru Это упражнения на артикуляцию, постановку правильного дыхания, усиление силы выдоха, на закрепление речи и т.д. Все оказалось очень просто и легко.

    Большинство специалистов в мире рассматривают заикание как психологический коммуникативный феномен. В подтверждении этого вывода на нашем сайте (zaikanie.ru) несколько лет проводилось тестирование, результаты которого определили более 90 % людей с заиканием, у которых заикание становится значительно меньше, а также вообще отсутствует в ситуациях «наедине с собой» (т.е. вне общения).

    Это означает, что заикание — это, в первую очередь, проблема общения и психологического контакта (проявление человеком своих чувств с помощью мимики, жестов, тона голоса, скорости и ритма речи во время общения).

    На сайте zaikanie.ru начат набор на интенсивный курс преодоления заикания на базе санатория Утёс (одна из крупнейших здравниц Алушты).
    В программе курса: 100 часов индивидуальных и групповых занятий!Индивидуальная и групповая психотерапия. Для каждого участника разрабатывается индивидуальная программа.
    Постановка плавности речи (индивидуальная работа со специалистом) — 15 часов. При необходимости, использование компьютерной биологической обратной связи — DAF, FAF (Frequency Altered Feedback) для выработки плавности.
    Развитие и постановка интонации (индивидуальная работа со специалистом) — 8 часов. Компьютерный тренинг интонаций по Станиславскому, телефонный тренинг — 15 часов.
    Постановка выразительной речи (индивидуальная работа со специалистом) — 5 часов. Программируемая биологическая обратная связь и компьютерный тренинг выразительности речи — 10 часов.
    Озвучивание ролей, искусство перевоплощений, навыки актёрского мастерства (работа в группе) — 20 часов
    Поведенческий тренинг общения на улице в городе (Алушта, Ялта) — 20 часов.
    Видеомоделирование поведения в группе (видеосьёмка в группе) — 10 часов, используются техники когнитивно-бихевиоральной терапии.
    Физиопроцедуры, соляная комната, плавательный бассейн, логопедический массаж.

    Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

    Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

    • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
    • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

    Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

    • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
    • Освоение техники диафрагмального дыхания;
    • Сознательная регулировка ритма дыхания;
    • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
    • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

    Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

    Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

    Природа происхождения заикания

    Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

    Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

    Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

    • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
    • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
    • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

    Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

    Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

    Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

    Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

    Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

    1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
    2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
    3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

    Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

    Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

    Упражнение «Ладошки»

    Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

    Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

    Упражнение «Погончики»

    8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

    Упражнение «Насос»

    8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

    Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

    Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

    Кинезиология как метод борьбы с заиканием

    Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

    • упражнения влияют на развитие активности мозга;
    • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
    • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

    Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

    Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

    • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
    • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
    • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

    Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

    Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

    В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

    Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

    Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

    Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

    У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

    Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

    К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

    К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания - дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

    Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

    Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

    В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи - дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

    Речевое и жизненное дыхание: отличия

    Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания - участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания - поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

    В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

    При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом - дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

    У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

    Лечение заикания: развитие речевого дыхания

    При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

    1. Упражнение «Воздушный шарик»

    Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

    Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

    Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

    2. «Буря в стакане»

    При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

    Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т. п.

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох - самопроизвольно.

    В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

    1. «Насос»

    Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

    После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

    Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

    Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника, смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках, печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

    2. «Обними плечи»

    Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

    Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

    При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

    Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

    • Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
    • Говорить можно только на выдохе.
    • Вдох всегда короткий, а выдох - плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
    • Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
    • На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
    • Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
    • Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

    При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

    Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

    Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

    В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

    Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

    1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
    2. Особенности умения говорить;
    3. Гипоксия плода, травмы головы;
    4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
    5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

    Факторы, указывающие на появления болезни:

    • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
    • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
    • пониженный иммунитет;
    • генетическая наследственность;
    • тяжелые роды, сложная беременность;
    • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

    Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

    Симптомы заболевания

    Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

    1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
    2. Волнообразное – проявляется временами;
    3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

    По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

    Характеристики Тип заболевания
    Невротическая Неврозоподобная
    Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
    Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
    Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
    Период проявления 2-6 лет 3-4 года
    Симптомы
    У детей полное замыкание в себе;

    усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

    волнообразное протекание;

    отказ от общения с новыми людьми;

    ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

    добавляются фразы «а», «э»;

    паузы в говоре чаще и длиннее;

    судороги в мимике лица и рук;

    снижена память,

    потеря трудоспособности

    У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

    чувство неполноценности;

    упадок сил, отсутствие настроения;

    страх перед разговорами с людьми;

    полный отказ от общения

    тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

    при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

    повышена истощаемость и утомляемость в речи

    Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

    Диагностика

    Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

    Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

    1. Общий анализ мочи, крови;
    2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

    Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

    Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

    Образ жизни и режим при болезни

    Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

    1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
    2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
    3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
    4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

    Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

    Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

    Лечение заикания у взрослых и детей

    Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

    • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
    • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
    • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
    • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
    • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

    При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

    Прописываются следующие медикаменты:

    • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
    • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
    • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
    • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

    Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

    Название Курс лечения Направленность
    Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
    Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
    Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
    Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
    Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
    Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

    Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

    Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

    Терапия народными средствами

    Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

    Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

    Положительный эффект имеют отвары и настойки:

    Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

    Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

    Вконтакте