Подвижный алфавит - игра для детей. Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Консультация для родителей

«Логопедические игры с мячом»

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространёнными из игр.

Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Углублённо работая в коррекционной практике, ученые сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Регулируют силу и точность движения.

7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

9.Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10.Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Я предлагаю подборку игр с мячом, которые можно использовать дома и на улице.

« Вратарь»

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в за-данном направлении.

Взрослый:

Раз, два, три -

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

«Мячик прыгает по мне -

по груди и по спине»

Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (спра-ва - слева, впереди - сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Ребенок выполняет задания по инструкции взрослого.

Взрослый:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот - не запутаться б мне.

«Сто вопросов - сто ответов

с буквы А (И, В), и только с этой!»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и задаёт ему вопрос. Возвращая мяч, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начина-лись с заданного звука, например со звука И.

Например:

Как тебя зовут? Ира (Иван).

А фамилия? Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска. Что там растёт?

Инжир.

Какие птицы там водятся?

Иволги.

Какой подарок ты повезёшь родным?

Ириски и игрушки.

«Кто где живёт? »

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. За-крепление употребления в речи ребенка грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ на вопрос. Например: «Где живёт медведь?» - «Медведь живёт в берлоге ».

«Из чего сделано?»

Цель : закрепление в речи ребенка употребления относительных прилагатель-ных (слов, обозначающих признаки предметов через отношение этого предмета к другим предметам, а также материалам, действиям и состояниям, простран-ственным и временным ориентирам) и способов их образования.

Ход игры . Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ре-бёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Можно предложить ребенку составить предложения с данными словосочета-ниями.

Например : У Маши есть плюшевый мишка.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное. А ребёнок, возвращая мяч, говорит, кем (чем) был раньше назван-ный объект:

Например :

Вариант 2 «Кто кем будет?)

Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос: «Кто кем будет?», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Например: жёлудь - дубом и т. д.

Подготовила учитель-логопед: Солянник И.В.

по материалам Т.А.Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Логопедические игры с мячом

Первые игрушки в образе любимых детских героев сказок и мультфильмов (Колобок, Лошарик, снеговик, Винни-пух, Крош, Чебурашка) имеют форму шара или состоят из шариков. Мяч имеет форму шара. Детям нравится играть с мячом, шарами. Почему?

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве.

Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.

Игровые действия с мячом,шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов  века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы: усвоении грамматических конструкций, автоматизации звуков, совершенствовании просодики речи, увеличении лексических единиц. Ребенок лучше усвоит, если повторит нужные слова 20-30раз, придерживаюсь принципа: « Многократность повторения - залог успеха».

На первоначальном этапе применяю игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, шариками и фитболом, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Еще ценность логопедических игр с мячом в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, конструироваться, даже когда игра уже сыграна. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками самостоятельно, дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками. Так например: считалки с мячом «Вот со звуком Р считалка: рукавица, рак, русалка,

груша, кенгуру, топор,

ранец, зебра, мухомор,

морж, тропинка, барабан,

тигр, парта, таракан»

В работе использую игры с мячом известных петербургских логопедов Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые представлены в книге «Логопедические игры с мячом» для развития мелкой и общей моторики, отработки звукопроизношения и многие др. Авторы «Двигательного игротренинга для дошкольников» А.А Потапчук и Т,С, Овчинникова разработали нестандартный подход к занятиям на фитболах с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Эти игры прекрасны в коррекционной практике. Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак,игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.

Литература: 1.Воробьева Т.А, О.И.Крупенчук Логопедичекие игры с мячом –СПб: Изд.Дом «Литература, 2009

2. Филичева Т. Б. , Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с

3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с

4. Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с

5.Потапчук,А.А.Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. –СПб.: Речь; Сфера, 2009

6.Тарасова, И. Баскетбол для самых маленьких/ И. Тарасова//обруч -2000.№2

Н.Ж. Степанюгина, логопед я/с №116 г.Павлодара. Казахстан.

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной группе с диагнозом ФФНР

Тема:

Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в слогах, в словах

Цель: Практическое усвоение правильного произношения звуков «Ш», «Ж» и их различие при помощи движений.

Задачи:

Способствовать формированию у детей таких физических качеств, как: ловкость, развитость координации, быстрота реакции с мячом\, развитию глазомера при метании в горизонтальную цель.

Воспитывать интерес к спортивным играм: «Здоровый» соревновательный дух.

Развивать мелкую моторику рук, автоматизировать в упражнениях звуки «Ш», «С», «Ж», «З»,и закрепить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах.

Продолжать работу над развитием фонематического слуха, над диафрагмальным дыханием, зрительно-моторной координации.

Оборудование:

Малые мячи

Корзины для метания

Домики с буквами

Предметные картинки со звуками «Ш», «Ж» в разных позициях

Кубики разных размеров

Скамейка

Стрелки-указатели

Ход занятия:

1. Сообщение цели занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие и необычный гость-

Чтение загадки: Без тропинки, без дорог

прикатился к нам клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (ЁЖ)

он приглашает вас в Лесную школу, чтобы вы научили его различать звуки:

Эти звуки спрятались в начале слов –отгадок:

« на сосну забрался мишка, там росла большая …(ш ишка)

«Узнать его нам просто, узнать его легко:

высокого он роста и видит далеко» (ж ираф)

В лесную школу нелегок путь, но вместе мы все преодолеем.

1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Вам будут помогать схемы звуков. Чем отличается звук «Ж» от «Ш» (Он звонкий) - губы выдвинуты вперед, м/у зубами небольшая щель, язык поднят к небу « чашечкой», воздух проходит поверху «чашечки»Чтобы легче было идти, мы разделимся на команды: «Жучки»(показ картинки) и команда «лягушата»Если одна команда попадет в беду, то другая поможет. Давайте выбирем детей с помощью чистоговорок на звук «Ш» для команды «лягушат», остальные попадут в команду «Жуков»

ША-ША-ША МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ ПАША КУШАЕТ ЛАПШУ

ШИ-ШИ-ШИ ЗАШУМЕЛИ КАМЫШИ

На пути мы встретили непроходимую чащу(заросли леса), чтобы их пройти нам нужны пилы

Игра «Пила»- команда «Лягушата» -Ш-Ш-Ш (ничего не спилили, потому что звук «Ш» глухой)

Позовем команду «Жуков» -Ж-Ж-Ж (у жуков пила острее, так как звук «Ж» звонкий) Молодцы, помогли друг другу, теперь мы можем идти дальше

«Полоса препятствий»:

а) Ходьба с высоким подниманием колен – перешагивание ч/з бруски правой и левой ногой. (Ш-Ж)

Слова: Чтобы нам быстрей добраться

Нужно очень постараться

Поднимайте выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

б) вот пенёчки впереди, змейкой их ты обойди(ШИ-ЖИ)

Ждет овраг нас на пути

в)По мосточку ты пройди (ходьба по ребристой доске,руки в стороны)

г) От лисички убеги (бег со сменой направления по указателям- стрелкам)

е) Вот мы и нашли тропиночку.(звучит музыка: пение птиц)

Улучшает настроение. Мы на солнечной поляночке.

Дыхательная гимнастика: « Шарик»

Я надул упругий шарик (пальцы в щепотки, пальцы разжимаются и образуют шарик)-«С»-«С»-«С»-

Укусил его комарик (сжимают в щепотки)

Спустился шарик –«Ш»-«Ш-«-«Ш»

Не беда (качают головой)

Новый шар надую я- С»-«С»-«С»

Лопнул шарик – «Ш»-«Ш»-«Ш»

«Лягушата»

Лягушата улыбаются, лапки выпрямляются(пальцы вверх)-вдох,губы трубочкой –выдох, руки сжать.

Общеразвивающие упражнения: (с малым мячом)

    « Полет жука»»- ЖУ-ЖУ-ЖУ-над цветком я покружу –Ж-Ж-Ж

И.П. –основная стойка, руки вытянуты в перед, перенести мяч через стороны перед грудью со звуком «Ж»(6раз)

2.«Ежик прячется» (исходное положение- основная стойка)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- спрячусь я от стрекозы- З-З-З

поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони.:(6-8р)

3.«Покатился ежик вверх по горам- Ш-Ш-Ш

Вниз по долам-С-С-С- прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз. (6р)

4. «Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи» - основная стойка на коленях с мячом в руках. Надо наклониться вперед, после чего вернуться в исходное положение и сказать: Жи-Жи-Жи (повт. 6-8р)

5. «Кобра» - Чу-Чу-Чу – вместе с коброй шепчу- Ш-Ш-Ш- основная стойка- лежа на животе руки под подбородком, мяч рядом на полу. поднять верхнюю часть туловища, заложив руки за голову, зашипеть – Ш-Ш-Ш (повт. 6-8 раз)

6. «Как лягушонок поскачу»- прыжки вокруг мяча, чередовать с ходьбой.

ΙΙ основная часть:

Вот и «Лесная школа» .

Давайте поможем другу ежика бельчонку собрать шишки на зиму.

«Эстафеты» - соревнование команд будет оценивать все участники (гости) путешествия (у всех по два сигнальчика желтый и зеленый, «желтый»-за команду-«жуков»,а зеленый за команду «лягушат»,а счет сигнальчиков будет вести жюри.

    «Слоги с гласными поем мы с мячом моим вдвоем, дружно шишки соберем»

(ша-жа- шо-жо и. т.д..) прыжки на фитболах, метание шишек в корзинку-(гласные буквы на полу.)

2 «Ползи и мяч толкай - и животных называй »- ползти на четвереньках и толкать мяч –фитбол головой до домиков, вставить нужную картинку в домик со звуком «Ш» и «Ж»

    Конкурс: « Кто лучше расскажет считалку на звук «Ш» «Мяч руками отбивай – считалочку считай»- отбивание мяча двумя руками на стихотворный ритм.(картинки) Пока жюри будет подводить итоги, мы поиграем.

ΙΙΙ часть: Чтобы не попасть в беду, все жители леса всегда очень внимательны. Игра называется: «Кто внимательный?»-дети танцуют под музыку, имитируя животных, птиц, а затем забегают в нужный обруч под хлопок и звучащее слово со звуком «ш» или «ж». (2-3раза)

Итог занятия : Вот путешествие и закончилось, вы помогли выполнить все задания и научили ежика правильно говорить, и различать звуки «Ш» и»Ж». А для чего их различать?(иначе изменится слово.)Назовите ежику слова со звуком «Ш», которые встречались вам на пути, а теперь со звуком «Ж».Вы молодцы, все умения бегать, прыгать, метать, ловить и правильно произносить пригодятся вам в школе. Слово жюри: дети награждаются шариками.

Перед началом изучения букв важно не забыть:

Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том, что, изучая буквы, лучше всего заучивать их «звуковую» интерпретацию (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б» и т.д.).

Это делается для того, чтобы впоследствии ребенку было намного легче учиться складывать слоги.

Сравните, в каком случае ребенку будет легче «сообразить» как составить слог:

Звуковой вариант: «Б» + «А» = «БА»

Буквенный вариант: «Бэ» + «А» = ????? - по логике вещей детям часто хочется в этом месте сказать «БэА», и вот тут-то и возникает основная проблема, с которой сталкиваются многие родители, научившие детей «классическим» названиям букв (типа «Бэ» «Вэ» и т.п.) – при чтении слогов ребенку трудно мысленно отбросить от «Ка» звук «а», от «Вэ» - звук «э» и т.п. (им хочется читать не «ВА», а «ВЭА», не «БУ», а «БэУ» и т.п.)

И эта сложность становится серьезным препятствием для обучения ребенка навыку соединения отдельных букв в слоги.

Поэтому изучение «звуковой» интерпретации букв будет намного предпочтительней.

«Учим буквы весело!» - развивающие игры для нескучных детей!

1. Раскрашиваем.

Тут все просто! Можно скачать из интернета раскраски с буквами и предложить ребенку их раскрасить. Ребенок будет с интересом заниматься творчеством, а заодно закреплять знания о новой букве.

Чтобы процесс раскрашивания не наскучил ребенку, нужно использовать для этого разные интересные техники:

Раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами;

Раскрашивать пальцами, используя пальчиковые краски;

Использовать нетрадиционные техники рисования (ватными палочками, скомканной бумагой, кляксами и т.п.).

2. Укрась букву.

Дети с удовольствием будут буквы украшать!

Украшать их можно пластилином, аппликацией, цветными стеклышками, детальками конструктора… да всем чем хочешь!

Попробуйте украсить букву «А» - арбузиками, букву «Б» - бананами и т.п.

3. Лепим.

Очень полезное занятие – лепить буквы из цветного теста или пластилина. А если соединить лепку с прослушиванием песенок Екатерины Железновой из альбома «Музыкальный букварь» (в которых очень интересно «пропевается» весь процесс лепки) – то лепить будет еще веселее.

Замечательные мамы, увлеченные развитием детей, давно уже сделали из этих песенок забавные видео и выложили их в сеть.

Вот так например, играя и просматривая веселый ролик, можно весело и интересно слепить букву А:

Палочки две наклоните,

Наверху соедините,

Перекладина одна –

Как палатка буква А!

4. Половинки – игра на закрепление знаний об уже знакомых буквах.

В процессе изучения алфавита важное значение имеет процесс повторения. Еще бы! Ведь пока дойдешь до «Я» – надо постараться букву «А» не забыть .

Процесс повторения уже усвоенного материала будет веселее с игрой «Половинки»!

Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их на две части, перемешайте.

Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

5. Мемори.

Для закрепления пройденного материала также подойдет всем известная игра «Мемори» (заодно и внимание с памятью тренируются). Понадобятся набор карточек, в котором каждая из картинок с определенной буквой представлена в двойном экземпляре.

Перемешайте карточки и разложите их перед ребенком белой стороной вверх.

Попросите его перевернуть любую из карточек, назовите звук, который обозначает открытая буква. Затем игроку нужно найти точно такую же карточку среди остальных еще не перевернутых. Игрок ищет нужную букву, переворачивая остальные карточки и проверяя, что на них нарисовано.

Открыл не ту букву? Переверни ее обратно белой стороной вверх и ищи пару дальше!

Когда нужная карточка найдена – игрок забирает две карточки себе и игра продолжается, пока к каждой карточке не будет найдена пара.

6. Пишем на манке.

Дети обожают рисовать на манке! Без исключения все – от мала до велика! Даже если вашему ребенку уже 10 лет и он кажется уже «таким большим», поверьте от рисования на манке он придет в восторг!

7. Лото и фольга.

Еще один способ изучения и повторения букв – лото.

Не все дети относятся к буквенному лото с энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать ребенка этой игрой можно использовать фольгу или бумагу.

Подготовьте игровое поле, а также заверните в фольгу или бумагу фигурки букв.

Предложите ребенку развернуть букву и положить ее на свое место на игровом поле лото.

Лото может быть звуковым – в этом случае нужно положить букву на карточку, на которой нарисован предмет, который начинается на эту букву.

8. Буквоед.

У вас дома может появиться веселый Буквоешка. Проще всего для этого взять перчаточную куклу или мягкую игрушку.

Например вот этот петушок –

очень необычный! Он ест буквы! Ну-ка! Дай ему покушать букву Б! А теперь он хочет букву А! Ах как вкусно ты петушка кормишь!

В буквоешку можно поиграть и по-другому:

В этой коробочке живут смешные человечки. Они не едят ничего кроме букв. Давай их покормим? (ротики человечков - прорези в коробке).

Вот их еда (рисуем буквы фломастером на фасольках):

Кормим человечков (каждому человечку свою букву, если малыш ошибется - человечки весело плюются, закрывают ротик и требуют чтобы их покормили другой едой, которая им больше подходит (фасолькой со «своей» буквой):

9. Конструируем.

Выкладываем силуэты букв из счетных палочек, спичек, конструктора Лего и всего остального, что попадется под руку:

Некоторым детям может быть трудно строить буквы из подручных материалов (особенно если малыш младше 3,5 лет).

С такими детками можно конструировать, используя метод «наложения».

Для этого можно нарисовать вот такие простые схемы:

Также, для того чтобы строить буквы, можно использовать музыкальный букварь Железновых, о котором уже писалось в п.3 этой статьи.

Например стихи и песенку, которая описана в п.3 для «А» можно использовать и для конструирования этой буквы из палочек (Палочки две наклоните, наверху соедините, перекладина одна – как палатка буква А! )

11. Протыкалочка.

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и вручите ребенку зубочистку (предмет конечно острый… но в 90% случаев дети легко обучаются технике безопасности и проблем не возникает). Попросите его украсить буковку дырочками (проткнуть букву по контуру).

12. Обводилочка.

Это отличная игра, для того, чтобы научиться писать буквы.

Нарисуйте букву красками. А затем попросите ребенка обвести её другим цветом… или несколькими цветами. Букву конечно лучше нарисовать на листе А4.

Таким способом можно даже «писать» целые слова:

13. Связь букв и звуков.

Посмотри, эти зверики потеряли свои буквы:

На какой звук начинается «Слон»? Правильно, на «С». Где же наша буква «С»? Давай вернем ее слонику!

14. «Найди!»

Найди на этой картинке все буквы «К» и обведи их в кружок!

А на этой картинке - все буквы «Т»:

Найди все красные буквы «М»… А теперь синие … А теперь оранжевые и т.п.

А теперь посчитай – сколько букв «М» всего ты нашел?

15. Игры с мозаикой.

Выложи букву из мозаики по образцу:

Вариант попроще и поинтереснее:

Раскатываем тесто, рисуем на ней буковку фломастером… и украшаем ее мозаикой!

Украшать буквы на тесте можно также и другими предметами, например крупой:

16. Подвижная игра «Беги к букве»

Эта игра хороша тем, что она подвижная – она больше похожа на веселую игру в «догонялки», а не на процесс обучения. Её можно использовать вместо подвижной паузы на занятии чтобы отдохнуть с пользой.

Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв (вы можете использовать буквы, которые «украшали» вместе с ребенком).

А теперь даем команду ребенку: «Быстро-быстро беги к букве C!».

А теперь к букве «А»!

Эта игра не только помогает изучать буквы в движении, она также развивает внимание и память.

Если ребенок отказывается бегать по вашей команде - можно взять его за руку и побегать вместе с ним.

Очень интересную вариацию этой игры придумала и предложила на своем сайте Наталья Чистоклетова (ссылка на источник). Это игра -«Закрой букву ладошкой»:

Игра «Накорми монстрика»:

17. Подвижная игра «Прыг-скок-команда!»

Эта игра тоже подвижная, и поэтому дети ее тоже очень любят!

Помните веселую передачу «Прыг-скок-команда» на канале «Карусель»?

Играть в «прыг-скок-команду» можно и с буквами!

Берем кубик с буквами! (если нет готового – его можно сделать…. Ну уж в крайнем случае просто перевернуть карточки с буквами вниз изображением и вытягивать их по одной).

Например вот такой простой кубик можно сделать, используя детский кубик, скотч и бумагу:

Бросаем кубик…. Что у нас выпало? Ага! «У».

Что бывает на «У»… Улитка? Давай ее покажем (кладем подушечку на спину и начинаем ползать по полу).

А теперь что? Буква «С». На «С» у нас слон! Давай его тоже покажем!

18. Звуковой плакат.

Моя дочь выучила буквы за пару месяцев самостоятельно, без какой-либо помощи с моей стороны…

А помог мне в этом – звуковой плакат!

Смысл его действия прост - ребенок нажимает на картинку с буквой - плакат произносит как звучит звук, который она обозначает.

Единственное «Но!» - лучше покупать плакаты, которые работают в режиме изучения не названия букв (например «Ка», «Ша», «Бэ» и т.п.), а названия звуков, которые обозначают эти буквы (не «Ка» а «К», не «Бэ», а «Б»). О целесообразности такого изучения уже говорилось в начале статьи. Плакатов, которые предлагают «звуковое» звучание каждой буквы, сейчас довольно много.

Конечно в этой статье приведены не все возможные способы изучения букв с ребенком – на самом деле их намного больше! Играйте, играйте и не переставайте играть - лучшего способа обучения ребенка не существует!

Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук» ,повторяем вместе звук.»
Логопед: когда услышите звук (А), стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.»
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч.
3. Игра «Стучалочка» - звуки я сказать хочу. И по мячику стучу.
Логопед и дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
1. Игра «Звуки, слоги повторяем»
Ход игры: С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть.
2. Игра «Лови да бросай»
Ход игры: Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак).
3. Игра «Раз, два, три»
Ход игры: Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй.
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
1. Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй»
Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросай мяч поочередно. Каждый ребенок возвращает мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы.
2. Игра «Кто, где живет»
Ход Игры: Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй.
3. Игра «Кто как передвигается» Ход игры: Мяч бросай и называй кто летит, кто ползет, кто плывет?
Игры с мячом для развития мелкой моторики
1. Игра «Спираль» Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села над цветок.
Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.
2. Игра «Времена года»
Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.
3.Игра «Путешествие колобка»
Ход игры: дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями.
Игры с мячом – прекрасное средство в логопедической работе.
-игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
-освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
-помогают разнообразить логопедическую деятельность.
-развивают мелкую, общую моторику.
-помогают обогащать, расширять словарь детей.
Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Статью подготовила учитель-логопед: Кузьмина Светлана Александровна.
Список литературы:
Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом.- СПБ., 2009
Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.

Как известно, ребёнок гораздо охотнее учится и воспринимает информацию в игре. Поэтому логопеды часто используют на занятиях разные интересные материалы, игры, игрушки. Сегодня расскажу вам о логопедических играх с мячом. Мячики — отличный вариант для того, чтобы провести интересное обучающее занятие. И вот почему:

  • мяч отвлекает ребенка от сложности задания, он концентрируется не на трудностях, а на игре в мяч;
  • игра с мячом развивает общую и мелкую моторику, скорость реакции;
  • активизирует развитие произвольного, направленного внимания;
  • улучшает настроение, создает благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

А теперь несколько полезных логопедических игр с мячом для деток от 3,5-4 лет:

“Сколько частей в слове”

Эта игра отлично развивает фонематическое восприятие (речевой слух). Бросаем ребёнку мячик и предлагаем “отстучать” какое-либо слово. Предварительно, конечно, демонстрируем, как это сделать самостоятельно: ударяем мяч о пол столько раз, сколько частей в слове. Вначале выбираем короткие, двусложные слова: ма-ма, кош-ка, затем можно показать, что слова бывают односложными, 3- и 4-ёх сложными.

“Один и много”

Бросаем ребёнку мячик и называем предмет в единственном числе, задача ребёнка бросить нам мяч и превратить один предмет в множество: стол — столы, кукла — куклы и т.д. Можно чуть усложнить игру, называя такие слова как: ухо — уши, теленок — телята.. Эта игра поможет развитию грамматического строя речи.

“Придумай слово на звук …”

Эта игра также поможет развитию слухового восприятия и внимания. Вы с малышом можете вместе выбрать звук, на который будете придумывать слова, а затем, перебрасывая мячик друг другу, называть эти слова.

“Назови 5”

Эта игра способствует развитию лексического строя речи, т.е. обогащает словарь ребёнка, активизирует пассивный словарный запас. Бросаем ребёнку мяч и говорим “Я знаю 5 …” названий деревьев, перелётных птиц, фруктов (придумываем задание исходя из возрастных возможностей ребёнка). Затем можно поменяться и тогда задание для вас будет придумывать ребёнок.

“Рассказ по цепочке”

В эту игру веселее играть в компании детей, но вдвоем с мамой тоже можно. Перебрасываем друг другу мяч и параллельно сочиняем историю. Каждый добавляет по слову или словосочетанию. Эта игра подходит для развития связной речи, лексико-грамматического строя, а кроме этого, развивает воображение, память, внимание, способность концентрировать и удерживать внимание.

Как видите, подобные игры совсем не сложно придумать самим, или вспомнить, во что вы сами играли в детстве. Так, необходимые занятия по развитию речи станут не только продуктивными, но еще и долгожданными и приятными для ребенка.

Весёлых и полезных вам игр!