Древней греции была игра подобная современному футболу. Футбол в древнем мире

История не знает ни года, ни места рождения футбола . Но этот «пробел» говорит только в пользу самого футбола — свидетельствует и о древности игры в мяч ногами, и о популярности ее у многих народов земного шара…

С очень давних пор интересовал людей вопрос: кто же изобрел эту игру? Археологические раскопки убедительно доказали, что некий «предок» футбола жил еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи.

Историки утверждают и то, что игра в мяч ногами была любима китайскими воинами за две тысячи лет до нашей эры, и то, что прародителей футбола следует искать в Древнем Риме и в столь же древней Греции.

Итак, футбол — одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Но конечно же ее наиболее древние разновидности, такие, как, скажем, римский «гарпастум» или грузинская «дело», воспетая Шотой Руставели, значительно отличались от игры, которая в XX веке завоевала всемирное признание.

Самый древний источник – это летописи династии Хань, что в Древнем Китае. Им более 2000 лет. Игра с пинанием мяча Тсу Чу (также может встречаться написание Тсу’Чу или Тсу-Чу) появилась в Древнем Китае уже к 250 году до Рождества Христова.

Китайские женщины играют в футбол

«Тсу» означает «бить по мячу ногами», а «Чу» — можно перевести как «кожаный набитый мяч». Согласно записям, в эту игру обычно играли, отмечая день рождения Императора.

Голом в Тсу-Чу считалось попадание мяча в сеть через небольшое отверстие. Сеть фиксировалась вертикально-стоящим бамбуковым тростником. Учитывая то, что отверстие было около 30 – 40 сантиметров диаметром (1 фут) и находилось на высоте 9 метров (30 футов) над землей, для игры требовалось определенное мастерство.

Марка изображающая Tsú-Chú. Выпущена в Арабских Эмиратах, на ней видны ворота из шелка с отверстием в центре.

Во времена династии Цин (255 – 206 года до н.э.) разновидности Тсу-Чу специально обучались солдаты. Во времена династии Хань (206 до н.э – 220 н.э.) в Тсу-Чу играли уже повсеместно. Трактаты по военному искусству того времени содержат описание комплекса физических упражнений, называемых Тсу-Чу.

Эти упражнения включали в себя занятия с кожаным мячом, наполненным перьями и шерстью. Были и похожие на Тсу-Чу игры, целью которых было не дать противнику забить гол, для чего разрешалось использовать все части тела, за исключением рук.

Не отстает и Япония – похожую игру в мяч здесь играли около 1400 лет назад. По историческим данным, между 300 и 600 годами от Рождества Христа, японцы изобрели игру, названную Кемари (или Кенатт). В нее играло до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками.

Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами. Поле для игры в Кемари называлось Кикутсубо. По традиции, Кикутсубо было прямоугольной формы с молодыми деревьями, посаженными в каждом из углов поля. Классическая версия отличалась использованием четырех разных видов деревьев: вишни, клена, ивы и сосны.

У японцев был даже специальный сленг для Кемари. При введении мяча, игрок кричал «Арийаааа!» (Поехали!), а во время паса партнеру — «Ари!» (Вот!).

Промежуток между 10-ым и 16-ым веками стал Золотой Эрой Кемари. Игра распространилась среди низших классов, стала музой для поэтов и писателей. В японском эпосе утверждается, что один из императоров, вместе со своей командой продержали мяч в воздухе более 1000 ударов. Поэты писали что мяч «как будто остановился и завис в воздухе». Впоследствии тот мяч был спрятан, а император лично присвоил ему высокий придворный титул.

Около 13-14 века для игры начали использовать специальную одежду. Игроки в Кемари носили яркую, похожую на хитатарэ, форму с длинными рукавами.

В Кемари играют и сегодня. Большей частью это японские энтузиасты, желающие сохранить Традицию.

Самые ранние из обнаруженных в Центральной Америке игровых площадок игры с мячом Пок-А-Ток («Paso de la Amada» в Мексике) датируются 1600 лет до н.э. Площадка на Пасо де ля Амада поддерживалась и разрасталась на протяжении 150 лет. Она представляла собой 80-метровое ровное узкое поле, обнесенное возвышающимися открытыми трибунами.

Ученые полагают, что эта отдельная площадка была частью целой сети похожих не нее сооружений, разбросанных по всей Мезоамерике. Исходя из рисунков на стенах и керамике, археологи полагают, что древний спорт Пок-А-Ток был похож на Тлачтли, игру, описанную в документах испанских Конкистадоров от 1519 года. Игровое поле имело форму буквы "I”

В две наклонные стены под прямыми углами были установлены три круглых плиты, называвшиеся «маркерами» (впоследствии осталось только одно каменное кольцо). Голом считался удар по маркеру или пронос мяча сквозь кольцо. Маркеры и кольца находились на высоте нескольких ярдов над землей (до 9 метров).

Игроки могли дотрагиваться локтями, коленями или бедрами только до маленького резинового мяча (10-15 см в диаметре). Гол был таким огромным достижением, что после него игра, зачастую, сразу заканчивалась.

Исследователи считают, что игры наподобие Пок-А-Ток’а были неотделимой частью политической, социальной и религиозной жизни цивилизации Мокайя (в переводе «люди кукурузы») — предполагаемые предки цивилизаций Ольмеков и Майя. Существовавшие тогда игры с мячом могли менять статус от простых оздоровительных мероприятий до состязаний с предельно-высокими ставками, где капитанам проигравших команд отрубали головы, а победители приобретали статус героев.

Во времена Ольмеков (примерно 1200 лет до н.э.) властители изображались как игроки в мяч, носящие кожаные шлемы. «Это могли быть шлемы одновременно и для спорта, и для войны», говорит уважаемый профессор антропологии: «В древние времена различий между великим игроком, великим воином и великим лидером практически не существовало». Между 900 и 250 годами до н.э. представители цивилизации Майя освоили Пок-А-Ток. А Ацтеки разработали его собственную версию в период с 1200 до 1521 года н.э.

Считается, что индейцы Северной Америки тоже имели свою игру с пинанием мяча, которая называлась «pasuckuakohowog», что означает «они собрались, чтобы поиграть в мяч ногами». Игры проходили в начале 17 века на пляжах с воротами шириной полмили, находившимися на расстоянии мили друг от друга. В pasuckuakohowog, принимало участие до 1000 человек. Играли, зачастую, грубо и травмоопасно.

Игроки одевали всевозможные украшения и наносили на боевую раскраску, так что отомстить обидчику после игры было практически невозможно. Обычным делом считался перенос окончания матча на другой день и пышные празднества по его завершении.

Слабо известен Аскактук – игра, в которую играли эскимосы, и представлявшая собой пинание тяжелого мяча, наполненного травой, шерстью карибу [вид канадских оленей] и мохом. По легенде, две деревни однажды сыграли в Аскактук с воротами, расстояние между которыми составляло 10 миль.

В Австралии мячи делали из шкур сумчатых крыс, мочевых пузырей крупных животных, из скрученных волос, описание правил игры не сохранилось.

В Древнем Египте игра с мячом была известна наиболее давно.

Всевозможные артефакты из египетских гробниц, построенных не позднее 2500 лет до нашей эры, свидетельствуют о том, что похожие на футбол игры существовали в тот период в этом регионе.

На картинке изображен льняной мяч, найденный в египетской гробнице. Для лучшего отскока, мячи также включали в себя кетгут, намотанный на сферу, после чего оборачивались в кожу или замшу. О египетских мячах известно очень мало. Историки считают, что во время «обрядов плодородия» в Древнем Египте, на полях били ногами завернутые в яркие ткани мячи с семенами.

В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях по крайней мере в 4 в. до н. э. Согласно преданиям, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже полярное сияние.

Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками и ногами. В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться.

Независимо от пола, греки обычно играли голыми. Один из гранитных рельефов Афинского Государственного Музея Археологии (National Museum of Archeology in Athens) изображает греческого атлета, удерживающего мяч у себя на колене, возможно, демонстрируя этот прием стоящему рядом мальчику.

Точно такое же изображение в наши дни выгравировано на кубке победителей Лиги Чемпионов (European Cup trophy). Мяч, изображенный на рельефе, вероятно, назывался «фоллис» или «надутый мяч». Вначале мячи как и в Египте, делались из льна или шерсти, обмотанных веревкой и сшитых вместе. Они практически не отскакивали.

Поздние греческие модели, такие как «фоллис» делались из надутого мочевого пузыря свиньи, плотно обернутого кожей (той же свиньи или замшей). Другая техника создания мячей подразумевала измельчение морских губок и оборачивание их тканью и веревками.

Греческую игру Эпискирос позже переняли римляне , которые изменили её и переименовали в «Гарпастум» («ручной мяч») и несколько видоизменили правила.

Гарпастум (в переводе «игра маленьким мячом») оставался популярным в течение 700 лет. Играли в него относительно маленьким, но тяжелым мячом, похожим на фоллис или паганикус [мяч, набитый пухом].

В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. В матчах принимало участие от 5 до 12 человек с каждой стороны. Игры проходили на прямоугольном поле с очерченными границами, разделенном на две равных половины центральной линией. Каждая команда должна была сохранить мяч на своей половине как можно дольше, в то время как противник пытался захватить его и пробиться на свою сторону.

Игра отличалась жестокостью. «Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии.

За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды». По свидетельству современника Древнего Рима, это описание гаспартума – игры отдаленно напоминающей футбол.

Важным правилом Гарпастума было то, что блокировать разрешалось только игрока с мячом. Это ограничение привело к развитию сложных комбинаций пасов. Игроки выработали специальные роли на поле. Вероятно, существовало множество уловок и тактических схем.

Ноги практически не использовались в Гарпастуме. Скорее имело место сходство с регби. Император Юлий Цезарь (который, предположительно, и сам играл) использовал Гарпастум для поддержания физической формы и боеготовности своих солдат.

Это римская мозаика из Остии. На ней видна "пила", прошитая на манер современных мячей. Учитывая то, что сцена изображает гимназию, это может быть также «паганикус» или тренировочный мяч [в тексте medicine ball].

Есть упоминания, что римские мальчики играли в мяч на улицах. Цицерон описывает судебное дело, в котором мужчина был убит при бритье из-за того, что в брадобрея попал мяч. Это вероятно первый исторически зафиксированный случай гибели человека при игре в футбол (по крайней мере в Европе, т.к. считается что в Мезоамерике проигравшие команды зачастую приносились в жертву богам).

Афиней (Atheneaus) писал о Гарпастуме: «Гарпастум, также называемый Фаининда, это моя любимая игра. Велики усилия и усталость, сопровождающие игру с мячом, жестокое скручивание и ломание шей». Отсюда слова Антифена: «Проклятье, как же болит шея».

Он описывает игру так: «Он хватает мяч, пасует его товарищу, одновременно уклоняясь от другого, и смеется. Он сует его другому. Товарища он поднимает на ноги. Все это время кричит толпа за границами поля. Далеко, прямо за ним, над головой, на земле, в воздухе, слишком близко, пас в кучу игроков»

Также считается, что римляне принесли Гарпастум на британские острова во время своей экспансии. Правда, к их появлению, незамысловатые игры с мячом там уже существовали. Существуют свидетельства о матче по Гарпастуму между римлянами и жителями Британии — бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками — в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Но даже несмотря на победу завоевателей, Гарпастум со временем исчез и очень маловероятно, что он мог дать толчок к дальнейшему развитию английского «футбола толпой» (mob football).

Но несомненно, именно римский гаспартум был непосредственным предшественником европейского футбола.

С распадом Римской империи эта игра осталась под другими названиями во Франции («па супь»), в Италии («кальчио») и многих других государствах, образовавшихся на её месте.

Игра в мяч Кальчо (Флоренция) появилась в Италии приблизительно в 16 веке. Пьяцца делла Новере (Piazza della Novere) во Флоренции принято считать колыбелью этого завораживающего спорта. Со временем игра стала называться «giuoco del Calcio fiorentino» (флорентийская игра ногами) или просто – Кальчо.

Первые официальные правила Кальчо были опубликованы Джованни Барди (Giovanni Bardi) в 1580 году. Аналогично римскому Гарпастуму, играли руками и ногами две команды по 27 человек. Голы засчитывались после перебрасывания мяча через обозначенные на периметре поля точки.

Изначально, Кальчо предназначалось для аристократов, которые играли в него каждый вечер между Богоявлением и Великим Постом (Epiphany and Lent). В Ватикане, Папы Клемент VII, Лев IX и Урбан VIII (Clement VII, Leo IX and Urban VIII) даже играли сами!

Даже великий Леонардо да Винчи, которого современники характеризовали как человека замкнутого, сдержанного в проявлении эмоций, не остался к ней равнодушным. В его «жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» читаем: «при его желании отличиться, он обнаруживал себя не исключительно в живописи или скульптуре, но состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч».

Так как Кальчо с самого начала привлекало предприимчивых людей, оно имело влияние и на международном уровне. Директор одной из английских частных школ Ричард Мулкастер (Richard Mulcaster), в своем трактате о воспитании молодежи от 1561 года, вспоминает о британской версии «футбола толпы», появившейся под влиянием Кальчо. Кальчо было забыто почти на двести лет, пока не было возрождено уже в двадцатом веке.

Игры снова начали проводиться в тридцатых годах. Сейчас, ежегодно во Флоренции на Пьяцца Санта Кроче (Piazza Santa Croce) в третью неделю июня играются три матча. Современные правила позволяют использовать удары головой, руками, локтями и удушения, но запрещают подлые удары исподтишка и ногами в голову.

Когда в 17 в. сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию , где она стала игрой придворных.

Самая популярная и жестокая английская версия игры в мяч называлась «футбол толпой» и проводилась между командами разных деревень в дни торжеств и праздников.

Футбол толпой был так популярен в Англии, что даже Шекспир упоминает его в своей "Комедии Ошибок" (Comedy of Errors):
«Да будто я такой дурак уж круглый,
Чтобы меня, как мяч, пинать ногой?
Оттуда гонит он, а вы — туда;
По крайней мере хоть обшейте кожей! (Уходит.)»

Итак, по свидетельствам современников, в 1565 году на улицах открыто Англии играли в футбол. Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах.

Степень безумия характеризует то, что во время матчей живущие поблизости люди заколачивали окна своих домов. Обе «команды» пытались загнать мяч на центральную площадь вражеской деревни или играли против других районов своего города, собираясь на рыночной или главной площади.

Есть множество теорий о том как именно возник футбол толпой. Некоторые ранние его разновидности, такие как «Футбол на Масленицу» (Shrovetide football) имели довольно мутные правила, запрещающие только убийства людей. Одни легенды (города Дерби) рассказывают, что игра появилась в Британии примерно в третьем веке во время торжеств по поводу победы над римлянами.

Другие (Кингстона-на-Темзе и Честера) утверждают, что все началось с пинания отрубленной головы побежденного датского принца. Игра также могла быть языческим ритуалом, где мяч, символизировавший солнце, надлежало захватить и пронести над полями, что гарантировало хороший урожай.

Кроме того, имеются свидетельства (в Шотландии) о ранних матчах по регби, которые играли между собой женатые и холостые мужчины, вероятно тоже в качестве некого еретического обряда.

Возможно, футбол толпой появился в Англии во время Нормандского Завоевания. Известно, что похожая игра существовала в том регионе незадолго до появления в Англии. Точные истоки игры не могут быть указаны, но, судя по упоминаниям о запретах, она действительно доводила людей до крайнего исступления.

Англичане и шотландцы играли не на жизнь, а на смерть. Тогда футбольных правил еще не существовало, поэтому игры заканчивались тяжелыми травмами игроков и болельщиков, нередко смертельными. Неудивительно, что многие ненавидели эту игру.

Существуют записи о неприятных и даже фатальных инцидентах, произошедших по вине футбола и толпы. Два случая, датированные 1280 и 1312 годами, описывают смертельные происшествия, ставшие следствием игры в футбол с ножом на поясе. Такие примеры, возможно, стимулировали разработку неписаных правил и принципов, но все они впоследствии уступили дорогу запретам.

Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; выпущены были даже королевские приказы о запрещении игры. 13 апреля 1314 жителям Лондона был зачитан королевский указ Эдуарда II: «Поелику от давки и толкотни, от беготни за большими мячами происходящими, в городе шум стоит и беспокойство, от каковых многое зло происходит, Господу неугодное, высочайшим указом повелеваю впредь в городских стенах богопротивную эту игру запретить под страхом тюремного заключения».

В 1365 настал черед Эдуарда III запретить «фьютбол» (futeball), ввиду того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука. Ричард II в своем запрете упомянул в 1389 и футбол, и кости, и теннис. Футбол не нравился и последующим английским монархам — от Генриха IV до Якова II.

Как вы, наверное, поняли, запрет на футбол вовсе не означал прекращение игры в него. В средние века, футбол толпой практиковался во многих странах Европы. В футбол играли невзирая на запреты;-)

На Руси тоже издавна существовали игры с мячом, напоминающими футбол. Одна из таких игр называлась “шалыгой”: игроки ногами стремились загнать мяч на территорию противника. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. В. Г. Белинский писал, что “в играх и забавах русского народа отразились простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств”.

Этот рисунок изображает жителей одного из городов Российской Империи, играющих в мяч.

На игру в мяч русские люди шли охотнее, чем в церковь, поэтому именно церковники в первую очередь призывали к искоренению народных игр. Больше всех неистовствовал глава староверов-раскольников протопоп Аввакум, который яростно призывал… сжигать участников игр!

Однако многолетние попытки королей и царей пресечь эту “опасную” игру потерпели неудачу. Футбол оказался сильнее запретов, благополучно жил и развивался, приобрел современную форму и стал олимпийским видом спорта.

Футбол становится... футболом

К началу 17 века Карю из Корнуолла (Richard Carew) в своей работе Исследование Корнуолла (Survey of Cornwall) попытался внести несколько здравых идей, таких как запрет на атаки ниже пояса и пасы вперед. Эти нововведения, тем не менее, не получили широкого распространения и насилием продолжали наслаждаться.

Со временем в футболе появились правила: игрокам не разрешалось лягаться, ставить подножки, бить по ногам и ниже пояса. Тем не менее, силовые приемы и всевозможные потасовки считались тогда интересной особенностью футбола, за которую его и любили. Футбол будоражил кровь.

В 1801 году Джозеф Стратт в книге «Спорт и иное времяпрепровождение описал футбол: «Когда затевается футбол, играющих разбивают на две группы, так, чтобы в каждой было одинаковое количество игроков. Игру проводят на поле, где выставляют двое ворот на расстоянии восьмидесяти или ста ярдов друг от друга.

Обычно ворота — это две палки, врытые в землю на расстоянии в два или три фута друг от друга. Мяч — надутый пузырь, обтянутый кожей, — помещают посередине поля. Цель игры — забить мяч в ворота противника. Побеждает команда, первой забившая гол. Мастерство игроков проявляется в атаках на чужие ворота и в защите своих ворот.

Частенько случается, что, чрезмерно увлекшись игрой, соперники без церемоний пинают и нередко попросту сбивают друг друга с ног, так что получается куча мала».

Тогда же, в начале 19 века в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футбол первые правила которого были разработаны в 1846 в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб.

Моментом рождения того футбола, который мы знаем считается 1863 год. Тогда представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, что бы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию.

Три из тринадцати параграфов этих правил указывали на запрещение игры руками в различных ситуациях. Только в 1871 голкиперу было разрешено играть руками. Правила строго определяли размер поля (200x100 ярдов, или 180x90 м) и ворот (8 ярдов, или 7 м32 см, остались неизменными).

До конца 19 в. английская футбольная ассоциация внесла еще ряд изменений: был определен размер мяча (1871); введен угловой удар (1872); с 1878 судья стал пользоваться свистком; с 1891 на воротах появилась сетка и стал пробиваться 11-метровый штрафной удар (пенальти). В 1875 веревку, соединяющую шесты заменила перекладина на высоте 2,44 м от земли. А сетки для ворот были применены и запатентованы англичанином Броди из Ливерпуля в 1890.

Старейшая киносъемка футбольного матча, 1897 год, Арсенал

Судья на футбольном поле впервые появился в 1880-1881 гг. С 1891 судьи стали выходить на поле с двумя помощниками. Изменения и совершенствования правил, безусловно, влияли на тактику и технику игры. С 1873 берет свое начало история международных встреч по футболу и началась она матчем сборных команд Англии и Шотландии, который закончился вничью со счетом 0:0.

С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 в. футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке. В 1904 по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА). В 1908 году футбол был включен в программу Олимпийских игр.

С тех пор футбол распространился по всему миру в таком виде, в каком мы его знаем и любим. Англия считается родиной футбола, и она действительно заслужила это звание. Прежде всего, за многовековую верность этому виду спорта. Несмотря ни на какие запреты.

Да, зародилась игра на Британских островах. Но там же в неё был привнесён первый элемент политики. На футбольной карте мира есть Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Многие шотландцы и валлийцы любят свои команды не за результаты, а лишь за то, что они являются символом хотя бы какой-то политической самостоятельности. И в наличии своей, отдельной от Англии, футбольной команды местные националисты видят первый шаг к независимости политической.

Тесно переплетён футбол с политикой в Испании . Знаменитый клуб "Барселона" является флагманом тех, кто борется за расширение автономии Каталонии. А "Атлетик" из столицы Страны Басков Бильбао и вовсе со дня основания связан с местным национальным, а то и националистическим движением. По политическим причинам в его составе все годы существования играли только этнические баски.

В Италии футбольно-политические предпочтения расколоты по признаку "левый клуб — правый клуб". Так, среди фанатов команд, носящих имя того или иного крупного города ("Рома", "Милан", "Торино") преобладают приверженцы левых взглядов. А их земляки, болеющие за "Лацио", "Интер" и "Ювентус", — в основном сторонники правых партий.

Когда правый политик и магнат Сильвио Берлускони покупал "Милан", он убил разом двух зайцев — спортивного и политического. Дон Сильвио и футбольные трофеи выиграл, и многих болельщиков, симпатизирующих левым, на свою сторону перетянул. Кстати, он — живое воплощение слияния политики и футбола. Когда шёл на парламентские выборы 1994 года, его лозунгом было: ""Милан" выиграл — и вы победите"! Да и название партии Берлускони "Вперёд, Италия!" — не что иное как клич итальянских тиффози.

Впрочем, не Берлускони первым политизировал итальянский футбол. До него это в 20-30-е гг. сделал диктатор Бенито Муссолини. Дуче был фанатом римского "Лацио", и в 1922–1943 гг. этот клуб играл с фашистской символикой на футболках. При этом вождь влезал и в дела других команд. Решением Муссолини "Интер" переименовали в "Амброзиану" — негоже, мол, в национальном государстве иметь клуб с таким названием. Только после войны миланский клуб вернул прежнее имя.

Перед Чемпионатом мира 1938 года Муссолини то ли в шутку, то ли всерьёз пообещал расстрелять игроков сборной, если те не выиграют "золото". Проверить серьезность его намерений не удалось: победа досталась именно представителям Апеннинского полуострова.

После Второй мировой войны политика продолжила проникать в футбол. В авангарде этого процесса на некоторое время оказался Советский Союз . На Олимпиаде 1952 года сборная СССР уступила команде титовской Югославии. Отношения двух стран были ужасными, Иосиф Сталин и его окружение называли руководство страны-соперницы не иначе как "кликой Тито".

В Москве то поражение признали политическим. Последовали оргвыводы. Был расформирован многократный чемпион СССР ЦДСА (базовый клуб сборной, предшественник ЦСКА). Ряд игроков и тренер Борис Аркадьев лишились звания мастеров спорта. К счастью, никого не посадили.

В начале 60-х гг. по части политизации футбола дважды отличились Никита Хрущёв и вождь Испании Франсиско Франко. В те годы между странами не было даже дипотношений. В 1960 году, по решению испанского каудильо сборная не приехала в Москву, чтобы сыграть четвертьфинальный матч Кубка Европы (впоследствии переименованного в Чемпионат Европы), и ей засчитали техническое поражение.

Когда же потом сборная СССР выиграла этот престижный турнир, Хрущёв прокомментировал событие так: "Это он [Франко] с позиции правого защитника американского империализма забил гол в свои ворота".

Спустя четыре года сборные СССР и Испании сыграли в финале розыгрыша того же Кубка. Успех сопутствовал испанцам. Штаб тренера Константина Бескова был разогнан. Нельзя, мол, проигрывать идеологическим противникам…

Не только в Европе политизировали футбол. Так, в 1969 году между центральноамериканскими государствами Гондурас и Сальвадор случилась пока единственная в истории "футбольная" война. Поводом послужил проигрыш гондурасцев в борьбе за путёвку на Чемпионат мира 1970 года.

С 14 по 20 июля на границе шли кровопролитные сражения. Победителей не было, стороны потеряли в целом шесть тысяч человек. Мирный договор был заключён только через десять лет.

Выделился по части политизации футбола и Иран . В 1979 году, сразу же после Исламской революции, аятолла Хомейни запретил сборной участвовать в международных турнирах. Иранские футболисты, бывшие одними из сильнейших в Азии, несколько лет ждали возвращения на мировую арену. В 1998 году их сборная, наконец, пробилась на Чемпионат и переиграла команду США. По случаю победы над злейшим политическим врагом в Иране был устроен национальный праздник.

Вернёмся в Европу. В 1974 году отличились власти ГДР. В тот год Чемпионат мира проходил в ФРГ, и команды двух Германий сошлись в мало что значащем матче. Восточные немцы забили единственный гол, который затем в ГДР долго показывали по телевизору в идеологических целях. То, что чемпионом мира стали западные немцы, а автор восточногерманского гола Юрген Шпарвассер перебежал в ФРГ, выставило создателей "футбольно-идеологического клипа" в крайне нелепом виде.

В апреле 1990 года матч чемпионата Югославии между белградским "Партизаном" и загребским "Динамо" перерос в межнациональное побоище сербов и хорватов. Многие политологи считают, что именно тот поединок стал прологом к предстоящей войне. Спустя год Словения и Хорватия объявили независимость, и игроки из этих республик демонстративно покинули сборную Югославии.

Команда, где остались лишь сербы, черногорцы и македонцы, по политическим причинам (в отношении союзной республики Югославия, состоявшей из Сербии и Черногории, ввели международные санкции) была отстранена от Чемпионата Европы 1992 года.

Последний крупный всплеск "футбольно-политических" страстей имел место в октябре 2002 года, когда в матче отборочного турнира Евро-2004 в Тбилиси сошлись сборные Грузии и России. Отношения между двумя государствами и в годы правления Эдуарда Шеварднадзе были неидеальными. И потому грузинские болельщики притащили на игру плакаты с политическими антироссийскими лозунгами.

На поле летели посторонние предметы, с трибун доносились бесконечные оскорбления в адрес россиян. В придачу ко всему, в середине первого тайма погас свет. С трудом доведя этот тайм до конца, судья отказался продолжать матч. Пришлось проводить переигровку при полупустых трибунах.

К счастью, в последние годы политика и футбол сосуществуют в более мирных формах. Например, президенты Бразилии и Франции Луис Инасио Лула да Силва (в 2007-м) и Николя Саркози (в 2010-м) лично презентовали заявки своих стран на Чемпионат мира 2014 года и Евро-2016 соответственно. Надо сказать, преуспели оба — их государства получили вожделенные турниры, и на улицу местных футболистов и фанатов пришёл праздник.

Так что политика может не только вредить, но и помогать футболу!

все-таки в душе я блондинка...

Если не все хорошее к нам пришло из Древней Греции, то, я думаю, очень многое. И не удивительно, что самый массовый самый популярный сегодня вид спорта берет начало своей истории в прекрасной солнечной Элладе. Порывшись немного в интернете нашла некоторые сведения по данному вопросу:
"Мяч - одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. А позже догадались надувать кожаный мяч воздухом. Такой мяч назывался «фоллис». Небольшие фоллисы использовали для ручных игр, а мячами больших размеров играли в игры типа футбола.
Согласно преданиям античности, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже северное сияние.
В Древней Греции популярна была игра – «эпискирос». Она во многом напоминала современный футбол. Мячи были разными: одни сшиты из цветных лоскутов и набиты волосами, другие наполнены воздухом, третьи –перьями и, наконец, самые тяжелые – песком.
Игроки располагались по обе стороны средней линии поля. По сигналу противники ударами ног старались провести мяч между двумя линиями, начерченными на земле (они заменяли ворота). Мяч, опускавшийся на землю, разрешалось бить ногой. Команде, добившейся успеха, засчитывали очко. Данная игра у жителей Спарты была включена в систему физической подготовки воинов.
Другой распространённойу эллинов игрой была «фенинда». Целью игры было завести мяч за лицевую линию поля на половине соперника.
А еще существовала разновидность игры "гарпанон". Судя по созвучию названий, один их этих вариантов игр ("гарпаступ") заимствовали у греков их победители и наследники их культуры - римляне. Целью играющих в "гарпаступ" было выбрасывание мяча между двумя стойками позади площади соперника.
Об этих соревнованиях упоминает Аристофан.
Известного драматурга Древней Эллады Антифана (388 – 311гг. до н.э.) можно назвать первым футбольным репортером. В его трудах сохранился «отчет» об игре в ножной мяч двух древнегреческих команд: «Мяч игрок передает своему партнеру, а тот – вперед, соседу. Другие в это время кричат – Отдай! Давай дальше! Пропусти его! Ниже! Ближнему! Назад! Куда лезешь?!».
Дань кожаному мячу отдавали и древнегреческие ваятели. В Эрмитаже хранится красивая глиняная ваза, найденная при раскопках ОЛЬВИИ. Она относитсяк IV веку до н.э. Рисунок на лакированной поверхности вазы изображает юношу, играющего в мяч с мужчиной, одетым в тогу.
В жизнеописаниях Александра Македонского у разных авторов нередко встречаются упоминания о том, что в своих восточных походах в минуты досуга царь-полководец "играл в мяч". Причем, никаких описаний или разъяснений характера и деталей игры в мяч не дается, из чего вытекает, что они хорошо были известны современникам и в разъяснениях или толкованиях не нуждались."

К IV веку до н.э относится хранящаяся в Историческом музее Афин амфора, на которой изображен юноша, удерживающий мяч на приподнятом правом колене:

Однако, было бы не справедливо утверждать, что только в Греции люди играли в мяч на протяжении всей истории. Истоки полноводной реки, которой является сегодня футбол, теряются в глубине тысячилетий, во многих странах на разных континентах Земли. Стран, предъявляющих "родительские права" на самую популярную в мире игру, предостаточно: Египет, Китай, Япония, Греция, Италия, Англия...
При этом каждая страна оперирует вещественными, письменными и прочими доказательствами. Так, на острове Самофракия в Эгейском море обнаружено изображение мяча, относящееся к 2500 году до нашей эры.
Подобными же изображениями изобилуют усыпальницы египетских фараонов; при раскопках пирамид находили и мячи, изготовление которых датируется вторым и даже третьим тысячелетиями до н.э. К примеру в гробницах Бенни Хасан обнаружены изготовленные с большим мастерством мячи и рисунки, изображающие эпизоды какой-то занятной игры в мяч.
Примерно в ту же эпоху в Китае была распространена игра под названием "дзу-ню", участники которой пинали мяч ногами. Несколько позднее китайцами были изобретены и еще две разновидности игры в мяч - "чжу-чу" и "цу-дзюй".
Видимо, футбол действительно игра без границ и вне времени, так уж исторически сложилось

Самый древний источник – это летописи династии Хань, что в Древнем Китае . Им более 2000 лет. Игра с пинанием мяча Тсу Чу (также может встречаться написание Тсу’Чу или Тсу-Чу) появилась в Древнем Китае уже к 250 году до Рождества Христова.

Китайские женщины играют в футбол

«Тсу» означает «бить по мячу ногами», а «Чу» - можно перевести как «кожаный набитый мяч». Согласно записям, в эту игру обычно играли, отмечая день рождения Императора.

Голом в Тсу-Чу считалось попадание мяча в сеть через небольшое отверстие. Сеть фиксировалась вертикально-стоящим бамбуковым тростником. Учитывая то, что отверстие было около 30 – 40 сантиметров диаметром (1 фут) и находилось на высоте 9 метров (30 футов) над землей, для игры требовалось определенное мастерство.

Во времена династии Цин (255 – 206 года до н.э.) разновидности Тсу-Чу специально обучались солдаты. Во времена династии Хань (206 до н.э – 220 н.э.) в Тсу-Чу играли уже повсеместно. Трактаты по военному искусству того времени содержат описание комплекса физических упражнений, называемых Тсу-Чу. Эти упражнения включали в себя занятия с кожаным мячом, наполненным перьями и шерстью. Были и похожие на Тсу-Чу игры, целью которых было не дать противнику забить гол, для чего разрешалось использовать все части тела, за исключением рук.

Не отстает и Япония – похожую игру в мяч здесь играли около 1400 лет назад. По историческим данным, между 300 и 600 годами от Рождества Христа, японцы изобрели игру, названную Кемари (или Кенатт). В нее играло до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками. Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами. Поле для игры в Кемари называлось Кикутсубо. По традиции, Кикутсубо было прямоугольной формы с молодыми деревьями, посаженными в каждом из углов поля. Классическая версия отличалась использованием четырех разных видов деревьев: вишни, клена, ивы и сосны. У японцев был даже специальный сленг для Кемари. При введении мяча, игрок кричал «Арийаааа!» (Поехали!), а во время паса партнеру - «Ари!» (Вот!).

Промежуток между 10-ым и 16-ым веками стал Золотой Эрой Кемари. Игра распространилась среди низших классов, стала музой для поэтов и писателей. В японском эпосе утверждается, что один из императоров, вместе со своей командой продержали мяч в воздухе более 1000 ударов. Поэты писали что мяч «как будто остановился и завис в воздухе». Впоследствии тот мяч был спрятан, а император лично присвоил ему высокий придворный титул.

Около 13-14 века для игры начали использовать специальную одежду. Игроки в Кемари носили яркую, похожую на хитатарэ, форму с длинными рукавами.

В Кемари играют и сегодня. Большей частью это японские энтузиасты, желающие сохранить Традицию.

Самые ранние из обнаруженных в Центральной Америке игровых площадок игры с мячом Пок-А-Ток («Paso de la Amada» в Мексике) датируются 1600 лет до н.э. Площадка на Пасо де ля Амада поддерживалась и разрасталась на протяжении 150 лет. Она представляла собой 80-метровое ровное узкое поле, обнесенное возвышающимися открытыми трибунами. Ученые полагают, что эта отдельная площадка была частью целой сети похожих не нее сооружений, разбросанных по всей Мезоамерике. Исходя из рисунков на стенах и керамике, археологи полагают, что древний спорт Пок-А-Ток был похож на Тлачтли, игру, описанную в документах испанских Конкистадоров от 1519 года. Игровое поле имело форму буквы "I”

В две наклонные стены под прямыми углами были установлены три круглых плиты , называвшиеся «маркерами» (впоследствии осталось только одно каменное кольцо). Голом считался удар по маркеру или пронос мяча сквозь кольцо. Маркеры и кольца находились на высоте нескольких ярдов над землей (до 9 метров).

Игроки могли дотрагиваться локтями, коленями или бедрами только до маленького резинового мяча (10-15 см в диаметре). Гол был таким огромным достижением, что после него игра, зачастую, сразу заканчивалась.

Исследователи считают, что игры наподобие Пок-А-Ток’а были неотделимой частью политической, социальной и религиозной жизни цивилизации Мокайя (в переводе «люди кукурузы») - предполагаемые предки цивилизаций Ольмеков и Майя. Существовавшие тогда игры с мячом могли менять статус от простых оздоровительных мероприятий до состязаний с предельно-высокими ставками, где капитанам проигравших команд отрубали головы, а победители приобретали статус героев.

Во времена Ольмеков (примерно 1200 лет до н.э.) властители изображались как игроки в мяч, носящие кожаные шлемы. «Это могли быть шлемы одновременно и для спорта, и для войны», говорит уважаемый профессор антропологии: «В древние времена различий между великим игроком, великим воином и великим лидером практически не существовало». Между 900 и 250 годами до н.э. представители цивилизации Майя освоили Пок-А-Ток. А Ацтеки разработали его собственную версию в период с 1200 до 1521 года н.э.

Считается, что индейцы Северной Америки тоже имели свою игру с пинанием мяча, которая называлась «pasuckuakohowog», что означает «они собрались, чтобы поиграть в мяч ногами». Игры проходили в начале 17 века на пляжах с воротами шириной полмили, находившимися на расстоянии мили друг от друга. В pasuckuakohowog, принимало участие до 1000 человек. Играли, зачастую, грубо и травмоопасно.

Игроки одевали всевозможные украшения и наносили на боевую раскраску, так что отомстить обидчику после игры было практически невозможно. Обычным делом считался перенос окончания матча на другой день и пышные празднества по его завершении.

Слабо известен Аскактук – игра, в которую играли эскимосы, и представлявшая собой пинание тяжелого мяча, наполненного травой, шерстью карибу [вид канадских оленей] и мохом. По легенде, две деревни однажды сыграли в Аскактук с воротами, расстояние между которыми составляло 10 миль.

В Австралии мячи делали из шкур сумчатых крыс, мочевых пузырей крупных животных, из скрученных волос, описание правил игры не сохранилось.

В Древнем Египте игра с мячом была известна наиболее давно.

Всевозможные артефакты из египетских гробниц, построенных не позднее 2500 лет до нашей эры, свидетельствуют о том, что похожие на футбол игры существовали в тот период в этом регионе.

На картинке изображен льняной мяч, найденный в египетской гробнице. Для лучшего отскока, мячи также включали в себя кетгут, намотанный на сферу, после чего оборачивались в кожу или замшу. О египетских мячах известно очень мало. Историки считают, что во время «обрядов плодородия» в Древнем Египте, на полях били ногами завернутые в яркие ткани мячи с семенами.

В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях по крайней мере в 4 в. до н. э. Согласно преданиям, первый мяч дала Эросу богиня Афродита, сказав ему такие слова: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста». В зависимости от ритуала мяч мог символизировать и Солнце, и Луну, и Землю, и даже полярное сияние.


Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос », в которую играли и руками и ногами. В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться.

В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться. Независимо от пола, греки обычно играли голыми. Один из гранитных рельефов Афинского Государственного Музея Археологии изображает греческого атлета, удерживающего мяч у себя на колене, возможно, демонстрируя этот прием мальчику, стоящему рядом.

Точно такое же изображение в наши дни выгравировано на кубке победителей Лиги Чемпионов . Мяч, изображенный на рельефе, вероятно, назывался «фоллис» или «надутый мяч». Сначала мячи делались из льна либо шерсти, обмотанных веревкой и сшитых вместе. Они практически не отскакивали. Поздние греческие модели, такие как «фоллис» делались из надутого мочевого пузыря свиньи, плотно обернутого кожей (той же свиньи или замшей). Другая техника создания мячей подразумевала измельчение морских губок и оборачивание их тканью и веревками. Греческую игру «эпискирос» позже переняли римляне, которые изменили ее и переименовали в «гарпастум».

В новое время футбол стал известен и популярен в Греции в основном с помощью англичан. Первые греческие команды были созданы в Смирне (ныне Измир) в течение 1890-х годов. После греко-турецкой войны 1919-1922 команды «Паниониос» и «Аполлон Смирнис» были переведены в Афины.

Чемпионат

Первый чемпионат по профессиональному футболу в Греции был официально основан в 1927 году под названием Панэллинский чемпионат . В 1959 году Панэллинский чемпионат заменила Альфа Етники. В отличие от Панэллинского чемпионата количество команд в Альфа Етники увеличилась, поэтому и повысился общенациональный интерес к турниру. За период 53-летнего существования лиги Панэллинским чемпионатом управляли различные организации: с 1906 по 1913 - Эллинская ассоциация атлетов-любителей (SEGAS), предшественник Эллинской федерации футбола (EPO), с 1922 по 1927 - Союз футбольных ассоциаций Греции (EPSE), а с 1927 года лигу возглавляет EPO. К тому Панэллинский чемпионат считался неофициальным соревнованием. Первый официальный чемпион был объявлен в году.

Кубок

В настоящее время проходит одно основное кубковое соревнование в греческом футболе - Кубок Греции , в котором соревнуются команды из всех футбольных лиг Греции , команды низших дивизионов имеют шанс победить сильные клубы, однако команды низших дивизионов редко попадают в финал. Кроме того в сезоне 1989-90 проводился Кубок греческой лиги . Единственным победителем Кубка Лиги стал АЕК , победив «Паниониос» (3-3 и 4-2 по пенальти), «Арис» (5-2), Левадіакос (0-0 и 1-0) и 2 июня года в финале в Афинах на Олимпийском стадионе - Олимпиакос 3-2.

Сборная

Самым большим успехом сборной является победа на Чемпионате Европы 2004 года , где греки выиграли турнир, не пропустив ни одного мяча на протяжении 358 минут игры.

Напишите отзыв о статье "Футбол в Греции"

Примечания

Ссылка

  • (гр.)(англ.)

Отрывок, характеризующий Футбол в Греции

– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…

Общепринято считать, что родиной футбола является Англия, но если копнуть поглубже, то становится понятно, что в Англию он попал благодаря римским завоеваниям. Хотя и не римляне изобрели эту игру, они ее тоже "подсмотрели" у соседей-греков. Кто впервые придумал эту игру в мяч - до сих пор предмет спора множества ученых. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 в. до н. э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч - "Эпискирос" (также известную как Фаининда) - в которую играли и руками, и ногами. В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться. Независимо от пола, греки обычно играли голыми. Один из гранитных рельефов Афинского Государственного Музея Археологии (National Museum of Archeology in Athens) изображает греческого атлета, удерживающего мяч у себя на колене, возможно, демонстрируя этот прием стоящему рядом мальчику. Точно такое же изображение в наши дни выгравировано на кубке победителей Лиги Чемпионов (European Cup trophy). Мяч, изображенный на рельефе, вероятно, назывался «фоллис» или «надутый мяч». Вначале мячи делались из льна или шерсти, обмотанных веревкой и сшитых вместе. Они практически не отскакивали. Поздние греческие модели, такие как «фоллис» делались из надутого мочевого пузыря свиньи, плотно обернутого кожей (той же свиньи или замшей). Другая техника создания мячей подразумевала измельчение морских губок и оборачивание их тканью и веревками.

Греческую игру Эпискирос переняли римляне, которые изменили её и переименовали в Гарпастум. Гарпастум (в переводе «игра маленьким мячом») оставался популярным в течение 700 лет. Играли в него относительно маленьким, но тяжелым мячом, похожим на фоллис или паганикус [мяч, набитый пухом]. В матчах принимало участие от 5 до 12 человек с каждой стороны. Игры проходили на прямоугольном поле с очерченными границами, разделенном на две равных половины центральной линией. Каждая команда должна была сохранить мяч на своей половине как можно дольше, в то время как противник пытался захватить его и пробиться на свою сторону. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игра в мяч в 1 в. н. э. стала известна на Британских островах, быстро получив популярность среди их коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками - в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров. Вот как Поллукс описывает римскую игру гарпастум: "Игроки разделяются на две команды. Мяч помещают на линию в центре площадки. На обоих краях площадки за спиной у игроков, каждый из которых стоит на отведенном ему месте, проводят еще по линии (эти линии, вероятно, можно соотнести с линиями ворот в современном футболе). За эти линии полагается занести мяч, причем совершить оный подвиг сподручно, лишь распихивая игроков соперничающей команды". Исходя из этого описания, можно сделать вывод, что гарпастум был предшественником и регби, и футбола.

Важным правилом Гарпастума было то, что блокировать разрешалось только игрока с мячом. Это ограничение привело к развитию сложных комбинаций пасов. Игроки выработали специальные роли на поле. Вероятно, существовало множество уловок и тактических схем. Ноги практически не использовались в Гарпастуме. Отсюда было сходство с регби. Император Юлий Цезарь (который, предположительно, и сам играл) использовал Гарпастум для поддержания физической формы и боеготовности своих солдат.

Ниже приведён список известных в наше время игр с мячом в Древних цивилизациях:

Тсу Чу (Китай)

Было доказано, что игра с пинанием мяча Тсу Чу (также может встречаться написание Тсу’Чу или Тсу-Чу) появилась в Древнем Китае уже к 250 году до Рождества Христова. «Тсу» означает «бить по мячу ногами», а «Чу» - можно перевести как «кожаный набитый мяч». Согласно записям, в эту игру обычно играли, отмечая день рождения Императора. Голом в Тсу-Чу считалось попадание мяча в сеть через небольшое отверстие. Сеть фиксировалась вертикально-стоящим бамбуковым тростником. Учитывая то, что отверстие было около 30 – 40 сантиметров диаметром (1 фут) и находилось на высоте 9 метров (30 футов) над землей, для игры требовалось определенное мастерство. Во времена династии Цин (255 – 206 года до н.э.) некой разновидности Тсу-Чу обучались солдаты. Во времена династии Хань (206 ВС – 220 AD) в Тсу-Чу играли уже повсеместно. Трактаты по военному искусству того времени содержат описание комплекса физических упражнений, называемых Тсу-Чу. Эти упражнения включали в себя занятия с кожаным мячом, наполненным перьями и шерстью. Были и похожие на Тсу-Чу игры, целью которых было не дать противнику забить гол, для чего разрешалось использовать все части тела, за исключением рук.

Две марки изображающие Tsú-Chú. Первая выпущена в Китае и показывает двух игроков. Вторая - в Арабских Эмиратах. На ней видны ворота из шелка с отверстием в центре.

Кемари (Япония)

Между 300 и 600 годами от Рождества Христа, японцы изобрели игру, названную Кемари (или Кенатт). В нее играло до 8 человек. Мяч диаметром около 25 см был покрыт мягкой кожей и набит опилками. Игрок должен был не допустить касания мячом пола, пасуя и жонглируя им ногами. Поле для игры в Кемари называлось Кикутсубо. По традиции, Кикутсубо было прямоугольной формы с молодыми деревьями, посаженными в каждом из углов поля. Классическая версия отличалась использованием четырех разных видов деревьев: вишни, клена, ивы и сосны. У японцев был даже специальный сленг для Кемари. При введении мяча, игрок кричал «Арийаааа!» (Поехали!), а во время паса партнеру - «Ари!» (Вот!).

Промежуток между 10-ым и 16-ым веками стал Золотой Эрой Кемари. Игра распространилась среди низших классов, стала музой для поэтов и писателей. В японском эпосе утверждается, что один из императоров, вместе со своей командой продержали мяч в воздухе более 1000 ударов. Поэты писали что мяч «как будто остановился и завис в воздухе». Впоследствии тот мяч был спрятан, а император лично присвоил ему высокий придворный титул.

Около 13-14 века для игры начали использовать специальную одежду. Игроки в Кемари носили яркую, похожую на хитатарэ, форму с длинными рукавами.

В Кемари играют и сегодня. Большей частью это японские энтузиасты, желающие сохранить Традицию.

Египет

Всевозможные артефакты из египетских гробниц, построенных не позднее 2500 лет до нашей эры, свидетельствуют о том, что похожие на футбол игры существовали в тот период в этом регионе.

На картинке изображен льняной мяч, найденный в египетской гробнице. Для лучшего отскока, мячи также включали в себя кетгут, намотанный на сферу, после чего оборачивались в кожу или замшу. О египетских мячах известно очень мало. Историки считают, что во время «обрядов плодородия» в Древнем Египте, на полях били ногами завернутые в яркие ткани мячи с семенами.

Эпискирос (Греция)

Около 2000 лет до нашей эры, древние греки изобрели игру с пинанием/бросанием мяча, называемую «Эпискирос» (также известную как Фаининда).

В нее играли в основном мужчины, но женщины, при желании, тоже могли попрактиковаться. Независимо от пола, греки обычно играли голыми. Один из гранитных рельефов Афинского Государственного Музея Археологии (National Museum of Archeology in Athens) изображает греческого атлета, удерживающего мяч у себя на колене, возможно, демонстрируя этот прием стоящему рядом мальчику.

Точно такое же изображение в наши дни выгравировано на кубке победителей Лиги Чемпионов (European Cup trophy). Мяч, изображенный на рельефе, вероятно, назывался «фоллис» или «надутый мяч». Вначале мячи делались из льна или шерсти, обмотанных веревкой и сшитых вместе. Они практически не отскакивали. Поздние греческие модели, такие как «фоллис» делались из надутого мочевого пузыря свиньи, плотно обернутого кожей (той же свиньи или замшей). Другая техника создания мячей подразумевала измельчение морских губок и оборачивание их тканью и веревками. Греческую игру Эпискирос позже переняли римляне, которые изменили её и переименовали в Гарпастум.

Гарпастум (Римская Империя)

Гарпастум (в переводе «игра маленьким мячом») оставался популярным в течение 700 лет. Играли в него относительно маленьким, но тяжелым мячом, похожим на фоллис или паганикус (мяч, набитый пухом). В матчах принимало участие от 5 до 12 человек с каждой стороны. Игры проходили на прямоугольном поле с очерченными границами, разделенном на две равных половины центральной линией. Каждая команда должна была сохранить мяч на своей половине как можно дольше, в то время как противник пытался захватить его и пробиться на свою сторону.

Важным правилом Гарпастума было то, что блокировать разрешалось только игрока с мячом. Это ограничение привело к развитию сложных комбинаций пасов. Игроки выработали специальные роли на поле. Вероятно, существовало множество уловок и тактических схем. Ноги практически не использовались в Гарпастуме. Скорее имело место сходство с регби. Император Юлий Цезарь (который, предположительно, и сам играл) использовал Гарпастум для поддержания физической формы и боеготовности своих солдат. Также считается, что римляне принесли Гарпастум на британские острова во время своей экспансии. Правда, к их появлению, незамысловатые игры с мячом там уже существовали. Существуют свидетельства о матче по Гарпастуму между римлянами и жителями Британии. Но даже несмотря на победу завоевателей, Гарпастум со временем исчез и очень маловероятно, что он мог дать толчок к дальнейшему развитию английского «футбола толпой» (mob football).

Это римская мозаика из Остии. На ней видна "пила", прошитая на манер современных мячей. Учитывая то, что сцена изображает гимназию, это может быть также «паганикус» или тренировочный мяч [в тексте medicine ball]. Есть упоминания, что римские мальчики играли в мяч на улицах. Цицерон описывает судебное дело, в котором мужчина был убит при бритье из-за того, что в брадобрея попал мяч. Афиней (Atheneaus) писал о Гарпастуме: «Гарпастум, также называемый Фаининда, это моя любимая игра. Велики усилия и усталость, сопровождающие игру с мячом, жестокое скручивание и ломание шей». Отсюда слова Антифена: «Проклятье, как же болит шея». Он описывает игру так: «Он хватает мяч, пасует его товарищу, одновременно уклоняясь от другого, и смеется. Он сует его другому. Товарища он поднимает на ноги. Все это время кричит толпа за границами поля. Далеко, прямо за ним, над головой, на земле, в воздухе, слишком близко, пас в кучу игроков».

Пок-А-Ток (Мезоамерика)

Согласно историкам, мезоамериканская игра с мячом Пок-А-Ток существовала примерно за 3000 лет до нашей эры. Однако, самые ранние из обнаруженных игровых площадок («Paso de la Amada» в Мексике) датируются 1600 лет до н.э. Площадка на Пасо де ля Амада поддерживалась и разрасталась на протяжении 150 лет. Она представляла собой 80-метровое ровное узкое поле, обнесенное возвышающимися открытыми трибунами. Ученые полагают, что эта отдельная площадка была частью целой сети похожих не нее сооружений, разбросанных по всей Мезоамерике. Исходя из рисунков на стенах и керамике, археологи полагают, что древний спорт Пок-А-Ток был похож на Тлачтли, игру, описанную в документах испанских Конкистадоров от 1519 года. Игровое поле имело форму буквы "I”.

В две наклонные стены под прямыми углами были установлены три круглых плиты, называвшиеся «маркерами» (впоследствии осталось только одно каменное кольцо). Голом считался удар по маркеру или пронос мяча сквозь кольцо. Маркеры и кольца находились на высоте нескольких ярдов над землей (до 9 метров).

Игроки могли дотрагиваться локтями, коленями или бедрами только до маленького резинового мяча (10-15 см в диаметре). Гол был таким огромным достижением, что после него игра, зачастую, сразу заканчивалась.

Исследователи считают, что игры наподобие Пок-А-Ток’а были неотделимой частью политической, социальной и религиозной жизни цивилизации Мокайя (в переводе «люди кукурузы») - предполагаемые предки цивилизаций Ольмеков и Майя. Существовавшие тогда игры с мячом могли менять статус от простых оздоровительных мероприятий до состязаний с предельно-высокими ставками, где капитанам проигравших команд отрубали головы, а победители приобретали статус героев. Во времена Ольмеков (примерно 1200 лет до н.э.) властители изображались как игроки в мяч, носящие кожаные шлемы. «Это могли быть шлемы одновременно и для спорта, и для войны», говорит уважаемый профессор антропологии: «В древние времена различий между великим игроком, великим воином и великим лидером практически не существовало». Между 900 и 250 годами до н.э. представители цивилизации Майя освоили Пок-А-Ток. А Ацтеки разработали его собственную версию в период с 1200 до 1521 года н.э.

Pasuckuakohowog (Северная Америка)

Считается, что Индейцы Северной Америки тоже имели свою игру с пинанием мяча, которая называлась «pasuckuakohowog», что означает «они собрались, чтобы поиграть в мяч ногами». Игры проходили в начале 17 века на пляжах с воротами шириной полмили, находившимися на расстоянии мили друг от друга. В pasuckuakohowog, принимало участие до 1000 человек. Играли, зачастую, грубо и травмоопасно.

Игроки надевали всевозможные украшения и наносили на боевую раскраску, так что отомстить обидчику после игры было практически невозможно. Обычным делом считался перенос окончания матча на другой день и пышные празднества по его завершении.

Аскактук (Alaska)

Слабо известен Аскактук – игра, в которую играли эскимосы, и представлявшая собой пинание тяжелого мяча, наполненного травой, шерстью карибу (вид канадских оленей) и мохом. По легенде, две деревни однажды сыграли в Аскактук с воротами, расстояние между которыми составляло 10 миль.

Кальчо (Флоренция)

Кальчо появилось в Италии приблизительно в 16 веке. Пьяцца делла Новере (Piazza della Novere) во Флоренции принято считать колыбелью этого завораживающего спорта. Со временем игра стала называться «giuoco del Calcio fiorentino» (флорентийская игра ногами) или просто – Кальчо. Первые официальные правила Кальчо были опубликованы Джованни Барди (Giovanni Bardi) в 1580 году. Аналогично римскому Гарпастуму, играли руками и ногами две команды по 27 человек. Голы засчитывались после перебрасывания мяча через обозначенные на периметре поля точки.

Изначально, Кальчо предназначалось для аристократов, которые играли в него каждый вечер между Богоявлением и Великим Постом (Epiphany and Lent). В Ватикане, Папы Клемент VII, Лев IX и Урбан VIII (Clement VII, Leo IX and Urban VIII) даже играли сами! Так как Кальчо с самого начала привлекало предприимчивых людей, оно имело влияние и на международном уровне. Директор одной из английских частных школ Ричард Мулкастер (Richard Mulcaster), в своем трактате о воспитании молодежи от 1561 года, вспоминает о британской версии «футбола толпы», появившейся под влиянием Кальчо. Кальчо было забыто почти на двести лет, пока не было возрождено уже в двадцатом веке. Игры снова начали проводиться в тридцатых годах. Сейчас, ежегодно во Флоренции на Пьяцца Санта Кроче (Piazza Santa Croce) в третью неделю июня играются три матча. Современные правила позволяют использовать удары головой, руками, локтями и удушения, но запрещают подлые удары исподтишка и ногами в голову.

Футбол толпой (Mob Football)

Между седьмым и девятым веками в Англии (включая прилегающие территории Нормандии, Бретани, Пикардии, Уэльса, Шотландии и Ирландии) появлялись различные игры с мячом. Самая популярная и жестокая называлась «футбол толпой» и проводилась между командами разных деревень в дни торжеств и праздников. Степень безумия характеризует то, что во время матчей живущие поблизости люди заколачивали окна своих домов. Обе «команды» пытались загнать мяч на центральную площадь вражеской деревни или играли против других районов своего города, собираясь на рыночной или главной площади. Есть множество теорий о том как именно возник футбол толпой. Некоторые ранние его разновидности, такие как «Футбол на Масленицу» (Shrovetide football) имели довольно мутные правила, запрещающие только убийства людей. Одни легенды (города Дерби) рассказывают, что игра появилась в Британии примерно в третьем веке во время торжеств по поводу победы над римлянами. Другие (Кингстона-на-Темзе и Честера) утверждают, что все началось с пинания отрубленной головы побежденного датского принца. Игра также могла быть языческим ритуалом, где мяч, символизировавший солнце, надлежало захватить и пронести над полями, что гарантировало хороший урожай. Возможно, футбол толпой появился в Англии во время Нормандского Завоевания. Известно, что похожая игра существовала в том регионе незадолго до появления в Англии. Точные истоки игры не могут быть указаны, но, судя по упоминаниям о запретах, она доводила людей до крайнего исступления. Существуют записи о неприятных и даже фатальных инцидентах, произошедших по вине футбола и толпы. Два случая, датированные 1280 и 1312 годами, описывают смертельные происшествия, ставшие следствием игры в футбол с ножом на поясе. Такие примеры, возможно, стимулировали разработку неписаных правил и принципов, но все они впоследствии уступили дорогу запретам. Тринадцатого апреля 1314 года Король Эдвард Второй (King Edward II) издал один из первых зарегистрированных запретов, так как «суета вокруг большого мяча» мешала торговле. Эдвард Третий (Edward III) тоже пытался запретить «фьютбол» (futeball) в 1349 году, а после него еще Ричард Второй, Генри Четвертый, Генри Шестой и Джеймс Третий (Richard II, Henry IV, Henry VI and James III). Игра попала в немилость к буржуазии из-за своей «нехристианской сущности» и отсутствия правил. К началу 17 века Карю из Корнуолла (Richard Carew) в своей работе Исследование Корнуолла (Survey of Cornwall) попытался внести несколько здравых идей, таких как запрет на атаки ниже пояса и пасы вперед. Эти нововведения, тем не менее, не получили широкого распространения и насилием продолжали наслаждаться. В средние века, футбол толпой практиковался во многих странах Европы. Этот рисунок изображает жителей одного из городов Российской Империи, играющих в мяч:

Футбол толпой был так популярен в Англии, что даже Шекспир упоминает его в своей "Комедии Ошибок" (Comedy of Errors):

Да будто я такой дурак уж круглый,

Чтобы меня, как мяч, пинать ногой?

Оттуда гонит он, а вы - туда;

По крайней мере хоть обшейте кожей! (Уходит.)