Учим буквы легко: игры и упражнения для дошкольников. Подвижный алфавит - игра для детей

Игры с мячом известны с давних времен. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с этим предметом. Игры с мячом весьма популярны и считаются самыми распространенными из игр. Выбор мячей в настоящее время широк: в продаже имеются мячи разного цвета, размера и качества.

Мы обратили внимание, что мяч может быть прекрасным инструментом в коррекционной практике, и вот почему:

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают их к общению.

2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии.

4. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.

5. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.

6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.

В своей работе мы опираемся на рекомендации изложенные в книге «Мяч и речь» Воробьевой Т.А. и Крупенчук О.И. Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Дошкольникам с нарушениями в развитии мы предлагаем разнообразные и многочисленные задания на развитие мелкой моторики, среди которых не последнее место занимают игры с мячом.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Мы используем комплекс «Разминка» с использованием небольших мячиков, в который входят элементы массажа. Этот комплекс мы проводим в начале каждого занятия.

Дети часто совершают ошибки в использовании предлогов, часто их опускают. Чтобы помочь дошкольникам, мы в непринужденной игре помогаем правильно употреблять предлоги и используем комплекс «Фокусник».

В своей работе мы используем сделанные нами пособия для развития мелкой моторики рук. Пособия выполнены в виде панно с использованием остатков ткани, децефикса.

«Разноцветные шары»

Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
- закрепление основных цветов;
- закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки. Движения пальцев можно сопровождать словами.

Шарик, шарик не грусти,
Что тебя я отпустил.
Но ты так хотел на небо-
Ты ж еще на небе не был.

«Дождик»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенку предлагается прокатить мяч поочередно пальцами правой и левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением.

Дождик капал,
Капал, капал
И по улице бродил.
Намочил он всех прохожих,
лишь под зонтик не попал:
Капнул в лужу и пропал.

«Едет, плывет, скачет»

Как у нашей у машины,
Об асфальт шуршали шины.
Вот плывет моя ладья
А на ней плыву и я.
Скачет мячик, как живой
Мячик, мячик, что с тобой
Ничего он не сказал
Лишь быстрее поскакал.

Закрепление по теме «Игрушки»;

- закрепление употребления в речи предлогов (-к,-от,-по);

Ход. Ребенок прокатывает мяч по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая действия стихами.

«Спираль»

Не ползет и не бежит,
Над цветком она кружит,
За витком идет виток
Вот и села на цветок.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

«Времена года»

Развитие мелкой моторики рук;
- закрепление лексики по теме «Календарь», «Времена года;
- развитие связной речи.

Ход. Ребенок прокатывая мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

«Путешествие колобка»

Закрепление изученных грамматических форм;
- правильное конструирование фразы;
- умение ориентироваться в пространстве;
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

«Жилище»

Закрепление лексики по теме «Дикие животные»;
- закрепление употребления грамматической формы предложного падежа с предлогом -В;
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Перед ребенком раскладывают картинки животных, в другую сторону - домики этих животных. Ребенок выбирает картинку, называет ее и находит домик, где это животное живет.

«Угощение»

Закрепление лексики по теме «Домашние и дикие животные»;
- совершенствование глагольного словаря;
- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Перед ребенком раскладываются картинки. В одну сторону - животных, в другую - то, что они любят. Ребенок выбирает животного, называет его, затем находит картинку, что это животное любит. Прокатывает мяч по дорожке составляя предложение.

Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Мы использует игры на отработку силы, точности движения. Эти игры не требуют большого пространства, и можно проводить в небольшом кабинете.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. (возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку ударяя мячом справа (слева) от себя.

Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа.

Комплекс выполняется сидя на стуле. Дети катают мяч сначала правой и левой ногой поочередно, затем в различных направлениях (вправо-влево, по кругу).

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагаются множество разнообразных игр. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, легче усваивают материал по обучению грамоте. Конечно же, мы используем и традиционные приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов. Мяч в таких занятиях играет свою положительную роль.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков. Если услышите звук «А», стукните об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков. Нужно подбросить мяч на заданный звук.

«Стучалочка»

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Ход. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением повторений на один выдох.

«Тихо-громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход. Дети пропевают звуки по демонстрации педагога. По мере движения рук сила голоса то увеличивается (на горку), то уменьшается (с горки).

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.

В своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи. У детей с проблемами в развитии характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении звуко — слоговой структуры.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития моторики, среди которых занимают игры с мячом. Они удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Я знаю три названия животных (цветов)»

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов. Развитие быстроты реакции, ловкости.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей
Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?
Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Консультация для родителей

«Логопедические игры с мячом»

Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространёнными из игр.

Любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, ребёнка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, лёгкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остаётся незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить играть и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Углублённо работая в коррекционной практике, ученые сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи.

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических (мелодико-интонационных) компонентов речи.

6. Регулируют силу и точность движения.

7. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

9.Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10.Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов - лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Всё это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Я предлагаю подборку игр с мячом, которые можно использовать дома и на улице.

« Вратарь»

Цель: закрепление умения различать правую и левую стороны, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая его, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в за-данном направлении.

Взрослый:

Раз, два, три -

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

«Мячик прыгает по мне -

по груди и по спине»

Цель: закрепление знания частей тела и ориентировки в пространстве (спра-ва - слева, впереди - сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Ребенок выполняет задания по инструкции взрослого.

Взрослый:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот - не запутаться б мне.

«Сто вопросов - сто ответов

с буквы А (И, В), и только с этой!»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и задаёт ему вопрос. Возвращая мяч, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начина-лись с заданного звука, например со звука И.

Например:

Как тебя зовут? Ира (Иван).

А фамилия? Иванова.

Откуда ты приехала?

Из Иркутска. Что там растёт?

Инжир.

Какие птицы там водятся?

Иволги.

Какой подарок ты повезёшь родным?

Ириски и игрушки.

«Кто где живёт? »

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. За-крепление употребления в речи ребенка грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Работа над правильной конструкцией предложения. Ребенку предлагается дать полный ответ на вопрос. Например: «Где живёт медведь?» - «Медведь живёт в берлоге ».

«Из чего сделано?»

Цель : закрепление в речи ребенка употребления относительных прилагатель-ных (слов, обозначающих признаки предметов через отношение этого предмета к другим предметам, а также материалам, действиям и состояниям, простран-ственным и временным ориентирам) и способов их образования.

Ход игры . Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ре-бёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Можно предложить ребенку составить предложения с данными словосочета-ниями.

Например : У Маши есть плюшевый мишка.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное. А ребёнок, возвращая мяч, говорит, кем (чем) был раньше назван-ный объект:

Например :

Вариант 2 «Кто кем будет?)

Взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос: «Кто кем будет?», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Например: жёлудь - дубом и т. д.

Подготовила учитель-логопед: Солянник И.В.

по материалам Т.А.Воробьевой и О.И. Крупенчук.

Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха
1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук» ,повторяем вместе звук.»
Логопед: когда услышите звук (А), стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.
2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.»
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч.
3. Игра «Стучалочка» - звуки я сказать хочу. И по мячику стучу.
Логопед и дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу.
Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
1. Игра «Звуки, слоги повторяем»
Ход игры: С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть.
2. Игра «Лови да бросай»
Ход игры: Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак).
3. Игра «Раз, два, три»
Ход игры: Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй.
Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
1. Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй»
Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросай мяч поочередно. Каждый ребенок возвращает мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы.
2. Игра «Кто, где живет»
Ход Игры: Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй.
3. Игра «Кто как передвигается» Ход игры: Мяч бросай и называй кто летит, кто ползет, кто плывет?
Игры с мячом для развития мелкой моторики
1. Игра «Спираль» Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села над цветок.
Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.
2. Игра «Времена года»
Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.
3.Игра «Путешествие колобка»
Ход игры: дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями.
Игры с мячом – прекрасное средство в логопедической работе.
-игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
-освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
-помогают разнообразить логопедическую деятельность.
-развивают мелкую, общую моторику.
-помогают обогащать, расширять словарь детей.
Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Статью подготовила учитель-логопед: Кузьмина Светлана Александровна.
Список литературы:
Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом.- СПБ., 2009
Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.

Увлекательные игры и интересные упражнения помогают в лёгкой, непринуждённой форме учить с ребёнком буквы и цифры, цвета и геометрические фигуры. Они позволяют подходить к вопросу развития дошкольника комплексно, параллельно прорабатывая несколько тем.

Сегодня мы приготовили для вас, друзья, подборку отличных идей, благодаря которым вы пополните свою копилку развивающих игр с буквами.

Подвижные игры

«Буквенные классики»

Классики, или классы, - известная во всём мире детская забава: нарисованные мелом на асфальте пронумерованные квадраты, по которым надо прыгать, соблюдая перечень правил. Кстати! Используйте классические классики:), чтобы повторить с ребёнком цифры и потренировать счёт.

А что, если вместо цифр вписать в квадраты буквы? Мы получим отличную подвижную игру для изучения букв и обучения ребёнка чтению.

Вариантов сетки для букв множество:

  • таблицы различного размера с буквами в ячейке;
  • традиционный для классиков порядок квадратов;
  • буквы по кругу, в центре которого стоят игроки.

Правила буквенных классиков адаптируйте под возраст и уровень знаний малыша:

  • вы называете букву, а ребёнок должен встать (запрыгнуть) в соответствующий квадрат;
  • ребёнок бросает камешек и называет букву, на которую тот попал;
  • вы называете короткое слово, а ребёнок должен поочерёдно запрыгнуть в буквы, из которых это слово состоит;
  • вы называете слово, а ребёнку надо занять ячейки с буквами, из которых это слово состоит (по аналогии с игрой в твистер);
  • вы даёте игроку последовательные команды:
    • «Левой ножкой встань на гласную »;
    • «Двумя ногами прыгни в звонкую согласную» ;
    • «Присядь на первой букве алфавита ».
«Снайпер»

Изучая буквы, можно развивать ловкость и моторику малыша. Нет сомнений, что такие игры понравятся активным шалунам, помогут им дать выход накопившейся энергии и вместе с тем повторить буквы.

Вариантов организации игры может быть много. Вот некоторые идеи:

  • Прицепите карточки с буквами к картонным коробкам. Малышу надо бросать мячики или шарики для сухого бассейна, попадая в коробку с названной буквой, как в баскетболе.
  • Приклейте изображения букв на пластиковые бутылки, в которые для устойчивости наберите воды или песка. Пусть малыш сбивает бутылку с названной буквой, как в боулинге.
  • Сделайте из велкроткани (мягкая сторона контактной ленты (липучки)) плакат с алфавитом. Прикрепите его к вертикальной поверхности. Малышу надо попадать в ячейку с названной буквой мячиком, оклеенным липучкой, как в дартсе. Если смастерить алфавит-липучку сложно, сделайте плакат из плотной бумаги, а в качестве мячика используйте влажную губку. Но уже после нескольких бросков надо будет переключиться на другие развлечения, чтобы дать намокшей бумаге высохнуть.
«Мой весёлый, звонкий мяч»

Мяч можно бросать, ловить, катить, толкать… С ним уже придумано и можно придумать ещё множество самых разнообразных подвижных игр. А если соединить развивающие дидактические игры и подвижные игры с мячом, вы получите великолепнейшие условия для комплексной работы над физическими качествами и интеллектуальными способностями дошколят.

Придумывайте условия, при которых, играя с мячиком, ребёнок будет повторять буквы. Например:

  • Перебрасывать друг другу мяч, при каждом броске проговаривая буквы в алфавитном порядке.
  • Сесть на пол, разведя ноги в стороны. Перекатывать друг другу мяч, называя слова на заданную букву.
  • Игроки садятся в одну линию на скамейку или стульчики. Для каждого кона выбирается буква. Ведущий называет слово и через 2 секунды бросает мяч игроку. Если в названном слове есть стоящая на кону буква, мячик надо поймать, если нет - отбросить. Игрок, допустивший ошибку, становится ведущим, объявляется новый кон с новой буквой, и игра продолжается.

Игры с карточками

«Ревизор»

Приготовьте запас карточек с буквами, скотч и ножницы.

Пусть малыш проведёт ревизию имеющегося в доме имущества:

  • «Так, что это у нас тут стоит? Шкаф? Отлично, цепляем к нему букву «Ш» ;
  • на ванне будет красоваться буква «В»;
  • буквы «Д» украсят все двери в доме.
«Собери слово»

Приготовьте табличку такого вида:

Играть можно разными способами:

  • Разрежьте таблицу по границам ячеек. Пусть малыш составляет табличку из получившихся карточек.
  • Можно распечатать таблицу в двух вариантах. Один лист разрезать, второй оставить целым. Играть, как в лото, накрывая разрезанными карточками целую таблицу.
  • Наклейте строчки таблицы в блокнот на пружине. Разрежьте листы по границам ячеек. Отличный тренажёр для формирования навыков чтения готов! Перелистывайте странички, собирая слова. Сделайте больше слогов и уберите картинки, и ваша самодельная развивающая игра подойдёт даже для младшеклассников.
«Наведи порядок»

Вам понадобятся предметные картинки и органайзер с буквами. В отсек с буквой «А» отправятся «АИСТ», «АНАНАС» и «АВТОБУС», а «БАРАБАН», «БАНАН» и «БИНОКЛЬ» займут достойное место в ячейке с буквой «Б».

Под органайзер для этой игры можно приспособить что угодно:

  • коробки из-под сладостей;
  • одноразовые стаканчики;
  • лотки-вкладыши для столовых приборов.

Графические упражнения

Игры с буквами на бумаге отлично развивают зрительное внимание и память, помогают научить ребёнка читать быстро и грамотно.

«Прописи, раскраски, обводилки»

Адаптированные для дошкольников прописи помогут ребёнку выучить буквы и подготовить руку к письму. Вы можете купить готовые прописи или распечатать картинки из интернета.

Предлагайте малышу различные задания с распечатанными буквами:

  • зарисовать букву пальчиками;
  • заштриховать букву прямыми или волнистыми линиями;
  • сделать вдоль контура буквы проколы зубочисткой.
«Игры с таблицами»

Подготовьте таблицы вида:

Сложность упражнений должна соответствовать возрасту и подготовке малыша. Заданий с подобными буквенными таблицами можно придумать много. Например, такие:

  • в каждой строчке/столбце зачеркни повторяющиеся буквы;
  • придумай слово на каждую букву в таблице;
  • обведи буквы, обозначающие гласные звуки, в кружочек, а согласные зачеркни.
«Шифр»

Реши примеры. Из ответов составь слово при помощи таблицы с шифром:

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

Итак, ваш малыш имеет достаточно ясное представление о том, что каждое слово обозначает определенный предмет и состоит из звуков. Он хорошо ориентируется в звуковом составе слова, умеет выделять отдельные звуки и распознает их количество. Самое время познакомить его с буквами, объяснить, для чего они нужны и чем буква отличается от звука. Вы можете дать примерно такое объяснение: «Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Но звук, прозвучав, бесследно исчезает. И чтобы сделать звуки видимыми и сохранить их, люди придумали буквы. Буква — это изображение звука, его портрет. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим». Для дальнейших игровых упражнений вам понадобятся красочная рассыпная азбука из объемных букв, азбука из цветных предметных картинок с написанными буквами, а также красочный букварь. Остальной наглядный материал вы можете изготовить самостоятельно вместе с ребенком, что тоже будет увлекательной игрой для него. Ежедневно последовательно знакомьте ребенка с новыми буквами алфавита, от А до Я. Показывая новую букву произносите на данном этапе звук, а не название буквы: «Это буква Н (а не ЭН), это буква Р (а не ЭР), это буква К (а не КА)». Используйте цветные азбуки в стихах, выучите стихи о буквах и о том, какой предмет напоминает каждая. Рисуйте печатные буквы, составляйте их из счетных палочек, лепите из пластилина. Когда познакомите малыша со всеми буквами алфавита, ежедневно просматривайте с ним рассыпную азбуку, узнавая и называя буквы. Сначала вы предлагаете ему назвать указанную букву, потом он «проверяет» вас и поправляет, если вы «ошибетесь». Расположите все буквы хаотично и предложите ему отыскать нужную букву. Показывайте малышу разные предметы, а он пусть выбирает и показывает букву, на которую начинается название предмета. На том этапе, когда ребенок еще не умеет читать, но уже знает буквы и знакомится с печатным словом, важно сопровождать слово картинкой; показывайте ребенку букву, а он пусть называет ее и находит среди предметных картинок предмет, название которого начинается на нужную букву. Закрепить полученные знания и научиться составлять из букв слова и читать их помогут следующие игровые упражнения.

Волшебная страна

В данной игре вы будете записывать слова по буквам, а также составлять звуковые схемы слова. Вам понадобятся лист бумаги, фломастер и немного фантазии. Вы говорите ребенку: «Сегодня мы совершим путешествие в Волшебную страну. Злой волшебник укрыл ее густым туманом, сквозь который ничего не видно. Для того, чтобы какой-либо предмет в этой стране стал видимым, надо написать его название. На чем мы отправимся в путешествие? Пусть это будет воздушный шар. Напишем это слово. ШАР (Вы пишете это слово, а ребенок читает его по буквам. Затем нарисуйте звуковую схему слова — три кружка). Подул сильный ветер и шар полетел быстрее (пишете слово ВЕТЕР и ребенок читает его по буквам, аналогично рисуете его схему). Внизу мы видим села (в дальнейшем вы пишете каждое новое слово, а ребенок его читает), города, поля, леса. В лесах живут звери. Какие? (Пусть ребенок назовет вам этих зверей, а вы запишете их названия и покажете ему). А теперь нам пора возвращаться, нас ждет родной дом. Вернемся, как только напишем и прочитаем слово ДОМ.

Комната слов

Эта игра представляет собой широко известный прием, которым пользуются при изучении любых языков. На все предметы в квартире прикрепите листочки бумаги с написанными крупными печатными буквами названиями. Пусть малыш подходит к предметам и читает слово по буквам, затем вы правильно читаете слово. Постарайтесь проводить такую игру ежедневно.

Магазин

Разложите на прилавке разнообразные предметы: мелкие игрушки, канцелярские принадлежности, печенье, пуговицы. Продавцом будет взрослый, а покупатель — ребенок. Продавец: «Что ты хочешь купить?» Покупатель: «Шоколадку». Продавец: «За нее надо заплатить первой буквой этого слова. Назови ее». Ребенок должен отдать карточку азбуки с нужной буквой и четко ее назвать. Затем можно поменяться ролями.

Теремок

Изготовьте из цветного картона карточки — изображения теремков с несколькими окошками. Окошки — не закрашенные квадратики, в них ребенок должен будет разложить — «поселить» предметные картинки с изображением животных. На крыше каждого терема красочная буква. Малышу нужно поселить в домик тех животных, в названии которых есть нужная буква: с — сорока, свинья, собака; р — рак, рысь, кролик; з — зебра, заяц, коза; ц — цыпленок, овца, цапля; ж — жук, журавль, ежик и т. д.

Чемоданчик

Для игры вам понадобится красочное игровое поле, которое вы можете изготовить вдвоем с ребенком, две фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях от 1 до 6, карточки- квадратики двух цветов по 10 штук каждого цвета. На квадратиках напишите печатные буквы; например, Ш и С. На игровом поле в центре большого круга изображены два чемоданчика с буквами С и Ш, один из них ваш, второй ребенка. По кругу размещены (нарисованы или наклеены изображения одежды, с соответствующими надписями, в названиях которых содержатся буквы Ш и С (шуба, шапка, шарф, сарафан, свитер, сапоги). Между предметами интервалы — кружки от 1 до 4. Вы и ребенок поочередно бросаете кубик, передвигая фишку по кругу на столько кружков, сколько их выпало на грани кубика. Если фишка выпала на тот предмет, в названии которого есть нужная буква, ребенок берет квадратик с ней и кладет на свой чемодан. Выигрывает тот, кто соберет больше квадратиков — вещей в свой чемоданчик.

Встречаем гостей

«Пригласите гостей» к любимой игрушке (кукле, мягкой игрушке ребенка). Надо подготовить все к приходу гостей. А для этого надо написать список посуды и угощений для праздничного стола. Проговаривайте каждое слово четко, потом вы записываете слово, а ребенок читает его по буквам. Затем произносит его правильно. Можно также написать на листочках имена гостей и разложить их на места за столом, там где сядут приглашенные гости.

Что это?

Напишите крупными печатными буквами комплект табличек с названиями разных предметов. Вы будете показывать предмет ребенку, он должен назвать его, затем вы берете соответствующую табличку и проводите рукой по слову, а ребенок читает слово по буквам, а затем проговаривает его. После нескольких таких занятий перемешайте таблички и попросите ребенка самостоятельно узнать, назвать и прочитать слова на них.

Потерянная буква . В пустые клеточки малыш должен вставить недостающую букву: ..учей (р), И..ан (в), ..орога (д), ...ампа (л), ..веток (ц).

Лесенка

Выберите вместе с малышом букву, с которой будут начинаться все слова лесенки. Составьте (напишите печатными буквами) лесенку из слов: первое слово должно состоять из двух букв, второе из трех и т. д. Например: уж, усы, утюг, улица, уголок.

Найди свое имя

На прогулке начертите мелком на асфальте несколько крупных квадратов. В первом имена, в которых есть буква К (Коля, Оксана, Максим). Во втором имена с буквой О (Толя, Вова). В третьем имена с буквой Ш (Маша, Наташа, Саша). В четвертом с буквой И(Ира, Марина, Игорь). Пусть ребенок назовет подходящие имена. Впишите их в квадраты. Пусть малыш подумает, в каком квадрате находится его имя. В одном, или, может быть в нескольких?

Отгадай имя

Для игры понадобятся картинки с изображением мальчиков и девочек, предметные картинки и рассыпная азбука. Предложите ребенку узнать, как зовут мальчиков и девочек. Объясните ему, что для этого он должен определить заглавные буквы в названиях предметных картинок, которые вы выложите в нужном порядке над изображениями детей, а затем составить из них имена: лошадь, арбуз, рак, астра-Лара; шар, утка, рыба, апельсин-Шура; мышь, автобус, шишка, антенна-Маша; и т. д.

Составь слова

Предложите малышу следующее задание:

1. Составь слово, которое начинается на последнюю букву слова стол (луна, ложка);

2. Составь слово, у которого первая буква к, а последняя ш (камыш, карандаш);

3. Прибавь буквы с или ж к слову но. Какие получились слова? (нож, нос).

Рифмы

Для игры вам понадобятся предметные картинки с надписями (или напишите на них слова печатными буквами). Пусть ребенок подберет рифмы к каждому слову, разложив картинки с рифмующимися словами парами: свечка-печка, лук-жук, рот-крот, часы-весы, мальчик-пальчик. Попробуйте вместе придумать двустишья с этими рифмами!

Ребусы

Предложите ребенку угадать слова по первым буквам предметных картинок. Пусть он запишет получившиеся слова или соберет их из букв рассыпной азбуки. Предметные картинки такие: мишка, яблоко, часы, игла, книга-мячик; автобус, рак, бочка, уж, заяц-арбуз; роза, апельсин, дом, усы, груша, ананас- радуга.

Расшалившиеся буквы

Выложите перед ребенком предметные картинки с изображением следующих предметов: книга, груша, жираф, ежик, чашка, ложка. А под ними разложите неправильные варианты этих слов, собранные из букв рассыпной азбуки: кинаг, шугра, иарфж, киже, шачак, жолак. Скажите малышу что буквы в словах расшалились и перепутались, пусть он расставит их на место и прочитает правильные слова.

Составляем слова

Выложите перед ребенком следующий набор букв: ш, а, р, к, о, т, ч, а, с, ы. Положите следующие предметные картинки: шар, кот, часы. Пусть ребенок соберет нужные слова из букв.

Цепочка

Выложите из объемных букв (или рассыпной азбуки) следующую цепочку: дымакитиротомирисыносад. Предложите малышу найти все слова в цепочке.

Замени букву

Составьте при помощи рассыпной азбуки следующие слова: коза, стол, мост. Предложите ребенку, используя буквы р, с, п и г произвести в словах замену, так, чтобы получить новые слова: коза-коса- роса; стол- стул-стог; мост-рост-пост.

Проведи букву в домик

В эту игру можно поиграть на прогулке. На асфальте цветным мелком напишите крупными буквами какое-либо слово, перепутав порядок букв в нем. Ниже, под каждой буквой нарисуйте по домику. От каждой буквы проведите к нужному домику стрелки, так, чтобы следуя им, можно было расставить буквы в правильном порядке. Попросите ребенка «проводить» буквы в их домики и прочитать слово.

Что длиннее?

Предложите ребенку сопоставить следующие слова, и сказать, какое из них длиннее, не забывая при этом о том, что он сравнивает длину самих слов, а не тех предметов, которые они обозначают: усы-усики, хвост-хвостик, шнур-шнурок, карандаш-карандашик. Составьте для сравнения наглядные схемы слов из кружков, где каждый кружок соответствует букве.

Слог - часть слова. Играем со слогами

Ваш ребенок усвоил, что слово состоит из звуков, которые записывают при помощи букв, запомнил, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и составляем из них слова, которые можно прочитать, а также выучил все буквы и может прочитать слово. Он видит, что слова бывают короткие и длинные, может составить схему слова. На следующем этапе нужно познакомить его с понятием слог или часть слова. Для того чтобы убедить ребенка в том, что слова делятся на части, можно продемонстрировать ему пару простых опытов. Попросите произнести его нараспев какое-либо слово, подставив тыльную сторону кисти руки к подбородку. Малыш почувствует прикосновение нижней челюсти к руке при каждом слоге. Зажгите свечу, возьмите свернутый в трубку лист бумаги, поднесите его ко рту и на выдохе произнесите слова с разным количеством слогов, направив воздушный поток на пламя. Огонь будет колебаться с каждым новым слогом столько раз, сколько слогов в произносимом слове: кот — 1. раз, ре-ка — 2 раза, со-ро-ка - 3 раза. Итак, слог это часть слова, в которой содержится гласная - буква, которую можно пропеть. Количество слогов зависит от количества гласных в слове. Закрепить представление о слоге вам помогут следующие игровые упражнения.

Части слова

Произнесите нараспев слова: лу-на, Ма-ша, со-ро-ка. Пусть малыш повторит их за вами, вслушиваясь в их звучание. Обратите внимание на то, что слова распадаются на части. Пусть малыш пропоет эти слова и попробует определить, сколько в них частей. Пусть постарается определить и назвать первую и последнюю часть в слове сорока. Познакомьте его таким же образом с односложными, трехсложными словами: кот, дед, мак, сок; машина, собака, бабочка. Покажите, как можно обозначать слоги в словах графически — клеточками: дом — 1 клеточка, до-мик — 2 клеточки, до-миш-ко — 3 клеточки.

Прошагай слово

Скажите ребенку, что слово можно измерить шагами. Произнесите слово дом и сделайте один шаг. На слово жук пусть ваш ребенок сделает один шаг. Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие». И начните шагать, называя по слогам новые слова. На каждый слог по шагу. Пусть ребенок придумает другие слова и «прошагает» их, считая слоги. В эту игру можно играть, поднимаясь и спускаясь по лестнице — каждый слог — ступенька.

Цепочка

Перебрасывая друг другу мяч, поочередно произносите по частям слова, подбирая их так, чтобы новое слово начиналось на последний слог предыдущего: ро-за, за-ря, ряс-ка, сказ-ка и т. д. Если есть предметные карточки, можете разложить их в цепочку в той же последовательности. Потренируйтесь составлять такие цепочки.

Посмотри вокруг

В эту игру можно играть дома и на прогулке. Предложите малышу внимательно осмотреться и перечислить предметы, в названии которых одна, две, три части — слога.

Твое имя

Пусть малыш назовет свое имя и вспомнит, как произносят его мама, бабушка, папа, если сердится или друг, когда зовет на прогулку или дразнит: Сережа, Сереженька, Сергей, Серега, Серый. В какой форме больше всего частей? В какой меньше? А какая больше всего нравится ребенку? Проделайте то же с именами друзей, членов семьи.

Зверинец

Для игры понадобятся открытки с изображениями животных. Ребенок должен по вашему описанию отгадать название животного. Вы выбираете открытку и описываете животное, уточнив первый и последний звук в его названии и из скольких частей оно состоит. Например: «Это белый пушистый грызун, с длинными ушами и коротким хвостом. Первый звук - з, последний - ц. Название состоит из двух слогов». (Заяц).

Потом поменяйтесь ролями - ребенок будет описывать животное, а вы угадывать его название.

Магазин игрушек

Приготовьте «товар» для вашего магазина игрушки: кукла, машина, мяч, шарики, мишка, танк и т. д. Вы будете продавец, а ребенок— покупатель. Вашими деньгами будут полоски бумаги, на которых вы нарисуете по одной, две, три, четыре клеточки — схематическое изображение слогов. Чтобы «купить» игрушку, ребенок должен четко проговорить ее название, определить, сколько в нем слогов, и «заплатить» «денежкой» с соответствующим количеством клеточек.

Гардероб

Разбирая одежду для куклы, разложите ее вещи в следующем порядке: сначала вещи с двусложными названиями: платье, трусы, кофта, юбка, брюки; затем с трехсложными: сарафан, косынка и т. д.

Сладкие слова

Играя в куклы, предложите ребенку угостить куклу чаем со сладостями. Но для угощения надо выбрать сладости, названия которых состоят из двух или трех частей. Пусть малыш перечислит их: рулет, халва, сахар, тортик, лимон — двусложные; конфеты, печенье, мармелад — трехсложные. Почему не выбрал слова пирожное или мороженое?

Кто в домике живет?

В эту игру можно поиграть дома и на прогулке. На бумаге (на земле, на асфальте мелом) начертите в три ряда пустые клетки: в верхнем ряду — одна, под ним две, в нижнем три клетки. Пусть в этих домиках - клетках поселятся насекомые, животные и птицы. Каждая клетка обозначает один слог. Итак, в первой верхней клетке — домике поселится кто-то, у кого в названии один слог. Кто это? Жук, кот, чиж. В двух клетках — кто-то у кого в названии два слога — кош-ка, мыш-ка. В трех — кто-то с названием из трех слогов — со-ро-ка, со-ба-ка. Пусть малыш сам подбирает в терем жильцов с нужными названиями.

Кто в домике живет? (2)

В эту же игру можно сыграть иначе. Вы можете использовать те же клетки, но теперь в них будет жить один зверек, а вы будете переселять его с этажа на этаж, меняя его название: еж-ежик-еженок; лиса-лисичка; кот-котик-котенок.

Угадай слово

Напишите начальные слоги, а ребенок пусть угадает, что это за слово может быть и дополнит их возможными вариантами слов: про- (-гулка, - ход, -дукты, - сто), ла- (- па, -мпа, - пша, -сточка), лу— (-на, -жа, -па), пи- (-рамида, -сьмо, -рог), по- (-ле, -ра, -года, -друга), ре- (-ка, -дька, -монт).

Угадай слово(2)

Эту же игру можно сделать более наглядной. Напишите на карточках слоги, например: -за, -ли, -ря, -со. На больших листах напишите группы слогов, расположив их один под другим: -ва, -ки, -ня; -ва, -ко, -ро; -са, -па, -за; -за, -бу, -мо; Выберите подходящую группу слогов, с которой можно образовать слова для каждого слова на карточке. Слог на карточке может быть как первым, так и последним в разных группах.

Последний слог

Придумайте как можно больше слов, которые заканчиваются на заданный слог: -но (окно, темно, давно, сено), -па (лампа, липа, ступа), -да (правда, победа, беда, еда, всегда), и т. д.

Буриме

Задайте последние рифмующиеся слоги для двустишья или четверостишья. Затем придумайте к ним слова, а затем попробуйте вместе с ребенком досочинять полностью строчки. Получится забавный стишок.

Найди нужную часть

Выпишите на таблички одинакового размера разные слова, разрежьте их на слоги и попросите ребенка сложить из них слова, прежние, а может быть и новые.

Одинаковые фигурки

Вырежьте из бумаги разные геометрические фигуры: квадратики, треугольники, звездочки, по несколько штук. На фигурках одинаковой формы напишите слоги одного слова. Перемешайте фигурки. Пусть малыш отберет одинаковые фигурки и составит из них слова.

Половинки

Разрежьте таблички с двусложными словами, так, чтобы форма разреза была разной. Перемешайте слова. Пусть ребенок подберет половинки, совместив разрезанные части и прочитает получившиеся слова.