Игры с мячом. Игры с мозаикой

В России игры с мячом были известны издавна. Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. Выбор мячей достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка больше всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно, не могут научить играть и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол. А мяч в играх с детьми может быть прекрасным инструментом, используемым в развитии детей с нарушением речи:

- игры с мячом отвлекают внимание от речевого дефекта и побуждают к общению;

- развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;

- регулируют силу и точность движения;

- движение мяча активизирует непроизвольное и произвольное внимание;

- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей;

- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;

- развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Предлагаем некоторые игры:

«Мячик прыгает по мне – по груди и по спине».

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого.

В з р о с л ы й:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи

К левой ступне не спеша приложи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

«Справа, слева, впереди – в обруч точно попади!»

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу, и выполняет задания взрослого.

З а д а н и я:

Какой обруч находится слева (справа)?

Стукни три раза мячом в правый обруч.

Стукни три раза мячом в левый обруч.

Стукни два раза мячом перед собой и четыре раза в правый обруч.

Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

«Мячик – об пол и поймай, да смотри же, не роняй!»

Упражнение выполняется сидя на стуле. Ноги развели, стукнули мячом перед собой, свели ноги.

«Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»

Упражнение выполнятся сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя.

Справа два, а слева три.

Справа трижды повтори.

Справа раз, а слева два.

Не запутался едва.

«Мяч бросай – слово называй».

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Вариант 1.

Взрослый называет любой звук, бросает мяч ребенку, ребенок придумывает слово на заданный звук и возвращает мяч. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол.

Вариант 2.

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: Взрослый говорит: Я произнесу первую часть слова: «СА» («ША», «ЛО» и т.д.), бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и бросает обратно, называя целое слово.

«Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произносить слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игры со словами для детей 6-7 лет могут проводиться как с различными вспомогательными предметами (мяч, карандаш и бумага и прочее), так и без всякого «реквизита». За победу в игре можно давать сувенир (например, наклейку), грамоту, а можно просто поаплодировать друг другу и сказать, что победила дружба, особенно если разница в достижениях невелика. Проводя такие развлечения часто, лучше чередовать игры с материальным поощрением и без него.

Игры с мячом

Мяч или шарик используется для того, чтобы придать процессу различения звуков и т.п. более игровой, развлекательный характер. Кроме того, он позволяет удерживать внимание большого количества детей, поскольку никто не знает, кому из них в следующий раз бросят мяч. Из неспецифических навыков развивается также способность удерживать внимание, ловкость, наблюдательность, быстрота реакции.

«Назови слово»

Водящий бросает мяч игроку и называет звук (или, если это целесообразнее, букву). Ребенок, которому брошен мяч, должен назвать слово на эту букву (звук). Вариант: водящий называет слово, а ребенок — букву или звук (как договорились), на который оно начинается.

Эту игру можно использовать при изучении букв (скажем, изучено уже 5-6 букв, именно их вперемешку и называет ведущий); при изучении пар по глухости-звонкости и твердости-мягкости; как вариант — можно говорить просто «гласный» или «согласный». Сложность в этом случае заключается в том, что слово «Юля», например, начинается на СОГЛАСНЫЙ звук Й, так что такие слова или звуки есть смысл предлагать только в сильном классе.

«Белка - дятел»; «Роза - лилия»

Водящий бросает мяч игроку и называет слово, которое начинается на Б или Д (вариант: в котором есть такая буква). В первом случае игрок должен поймать мяч и сказать «Белка!», во втором — «Дятел!». Так же играют в игру «Роза - лилия», только слова называют с буквами Р или Л.

Эта игра направлена на предупреждение дисграфических ошибок и выявление детей, которым требуется помощь логопеда, так как они не различают фонемы Б - Д и Р - Л.

«Три стихии»

Ведущий называет одну из трех стихий: «Земля», «Воздух», «Вода». При этом он бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать мяч и быстро ответить. Если было сказано «Земля», надо назвать зверя, если «Вода» — рыбу, «Воздух» — птицу. Стоит договориться заранее, можно ли, например, называть насекомых («паук» к «Земле», «комар» — к «Воздуху») и других существ («спрут», «медуза» и прочее).

Тот, кто ошибся, отдает фант или выбывает.

«Ассоциации»

Ведущий бросает мяч игроку и называет любое существительное. Тот, поймав мяч, должен назвать другое существительное, связанное по ассоциации с первым. Игрок должен объяснить, как связаны эти существительные.

Например, ведущий говорит «Сумка». Игрок: «Учебник. Учебник лежит в сумке.» Или: «Магазин: туда ходят с сумкой». Или: «Кожа. Сумка из кожи». А ответы «Большая», «Потерялась» и т.п. не засчитываются, так как это не существительные. Не засчитываются ответы и в том случае, если ребенок не может объяснить, как связаны эти предметы.

«Глаголы»

Это, по сути, такая же игра, но игрок должен называть не существительные, а глаголы.

Например, «Книга» — «Лежит», «Птичка» — «Клюет», «Кошка» — «Спит» и т.д. Повторять одни и те же глаголы нельзя.

Игры с записью

«Составь слово»

Ведущий предлагает ребятам составить как можно больше слов из букв, которые содержатся в данном им длинном слове. Лучше играть командами, так как младшие школьники еще обладают недостаточным словарным запасом, чтобы придумать много слов самостоятельно.

«Третий лишний»

Логическую игру по поиску третьего лишнего понятия легко сделать «филологической». Например, учитель предлагает такой ряд: «слово, сдвинуть, здоровый». Какое слово лишнее? Например, «здоровый», так как оно начинается на З, а остальные на С. Или «сдвинуть», так как в этом слове есть приставка, а в двух других нет. Или «здоровый», так как в нем три слога, а в остальных словах два. Объяснение, почему это слово «лишнее», обязательно!

«Слово по буквам»

Учитель говорит: «Я загадал слово, а вы должны его отгадать. Пока я говорю, вы можете что-то для себя записывать, если хотите». Слово задается «по буквам». Пример: «Первая буква в этом слове такая же, как первая буква в слове «курица»; вторая — такая же, как последняя буква в слове «окно»; третья — глухая пара звука «Д». Какое слово я загадала?» Можно упростить задачу и называть слова на каждую из букв, например, в данном случае: «Курица, остров, тополь».

Игры без дополнительных предметов

«Я достаю из сундука…»

Старая игра, которая от времени не стала хуже. Развивает память и фантазию.

Первый игрок говорит: «Я достаю из бабушкиного сундука (любое существительное, допустим, мыло)».

Второй повторяет его фразу и добавляет еще одно существительное: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло и кролика».

Третий опять все повторяет и добавляет еще одно слово: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло, кролика и свечку». И так далее.

Очевидно, что играть лучше маленькой группой, иначе до последних очередь может уже и не дойти!

«Цепочка»

Игра по принципу «Городов»: каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на ту букву, на которую окончилось слово, названное предыдущим игроком. Требование только одно: все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например, может получиться такая цепочка: «ЛеС — СорокА — АстероиД — ДуБ — БолотО — ОрдеН» и так далее.

«Дурацкие ответы»

Это игра больше развлекательная, но она помогает детям научиться ставить существительные в нужные падежи, а также формулировать вопросы.

Дети тянут жребий. Одному достается быть ведущим, остальным — какие-то слова. Ведущий должен задавать игрокам по очереди вопросы, а игроки отвечают только «своим» словом, при необходимости прибавляя предлог. Например, могут получиться такие диалоги:

— Кто у тебя живет дома?

— Как зовут твою кошку?

— Чайник.

— Что ты съел на завтрак?

— С кем ты дружишь?

— С вентилятором.

Любые игры со словами развивают у учеников начальной школы и дошкольников так много ценных качеств, что они могут с успехом применяться почти на каждом уроке, во внеурочной деятельности, поднимая детям и учителю настроение и помогая лучше усвоить материал уроков русского языка.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сиритори - японский вариант игры в слова: игроки по очереди называют слова, каждое следующее слово должно начинаться с того же слога, на который окончилось предыдущее.
Называть можно только существительные. Слова не должны повторяться.

Где твой круг? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий чертит два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударение на втором слоге. Ведущий предлагает подумать, как можно изменить имена, чтобы перейти во второй круг (Люда - Людмила, Галя - Галина, Гриша - Григорий и т. д.).

Загадка Петрушки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: письмо от Петрушки
Ведущий читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук (р) (рыжики, сыроежки, боровики), звук (с) (маслята, лисички) и т. д.

Жадный кот - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирают ведущего. Он - кот. Кот садится в угол и говорит:
- Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю - и в рот.
Остальные дети - мышки. Они проходят мимо кота и шепчут:
- Тише, тише, кот все ближе.
Дети дважды произносят эти слова. С последними словами кот выскакивает и ловит мышей. Кто попался коту в лапы, называет слово с определенным звуком.

Найди свой квадрат - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: мел
Ведущий рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается подумать, кто из детей может встать в этот квадрат. Во втором квадрате - имена, в которых слышится звук (щ), и т. п.

Паровозик из Ромашково - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинка паровозика из Ромашково, вагончики к нему, которые прицепляются отдельно
На металлическую основу прикрепляется паровозик и несколько запасных вагончиков, сверху на доску прикрепляется слово, составленное из слогов. Дети читают его и помогают рассадить по вагончикам, т.е. делят слово на слоги и каждый слог прикрепляют над вагончиком, а затем считают - сколько потребовалось вагончиков.
Вагончики разного цвета, их можно использовать для выделения ударного слога. Также для выделения слога с мягкой согласной и с твердой. Например, слог «ма» надо посадить в синий вагончик, а слог «мя» в зеленый. Ударный слог можно посадить в красный вагончик и т.д.

Переезжаем на новую квартиру - игра для детей

Количество игроков: 6-9
Дополнительно: предметные картинки (парные): чашка- стакан, кружка - чашка, масленка - сахарница, чайник - кофейник, кастрюля - сковорода, платок - косынка, шапка шляпа, платье - сарафан, свитер - безрукавка, пальто - куртка, шуба - зимнее пальто, брюки - шорты, носки гольфы, чулки - носки, перчатки - варежки, туфли - босоножки, тапки - сандалии, ранец - портфель, люстра настольная лампа; коробочки для складывания картинок
Ведущий вручает каждому ребенку 2-3 пары картинок, например: чашка - стакан, платок - косынка, ранец - портфель. Рассказывает:

Определи первый звук в слове - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп - карточки с буквами - по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог), сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка



Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Сделать серьёзное занятие
для ребёнка занимательным – вот
задача первоначального обучения.
К.Д. Ушинский

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.

В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

1. Игра «Мячик мы ладошкой «стук» ,повторяем вместе звук.»

Логопед: когда услышите звук (А), стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук.

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой.»

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Когда услышите звук (У), подбрасывайте мяч.

3. Игра «Стучалочка» - звуки я сказать хочу. И по мячику стучу.

Логопед и дети садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

  1. Игра «Звуки, слоги повторяем»

Ход игры: С мячиком будем мы играть, звуки, слоги называть.

  1. Игра «Лови да бросай»

Ход игры: Лови да бросай, слово новое узнай, заменить один звук на другой, и узнай новое слово (рак-лак).

  1. Игра «Раз, два, три»

Ход игры: Раз, два, три, мяч бросай слоги называй и повторяй.

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

  1. Игра «Ловко мяч бросай, и цветы мне называй»

Ход игры: Логопед называет обобщающее понятие и бросай мяч поочередно. Каждый ребенок возвращает мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию цветы.

  1. Игра «Кто, где живет»

Ход Игры: Кто в берлоге, кто в норе? Кто в гнезде, а кто в дупле. Мяч скорей ты мне бросай и дома животных, птиц называй.

  1. Игра «Кто как передвигается» Ход игры: Мяч бросай и называй кто летит, кто ползет, кто плывет?

Игры с мячом для развития мелкой моторики

  1. Игра «Спираль» Не ползет и не бежит, над цветком она кружит, за витком идет виток. Вот и села над цветок.

Ход игры: ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

2. Игра «Времена года»

Ход игры: ребенок прокатывает, мяч по дорожкам называет признаки времен года, название месяцев.

3.Игра «Путешествие колобка»

Ход игры: дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями.

Игры с мячом – прекрасное средство в логопедической работе.

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.

Помогают разнообразить логопедическую деятельность.

Развивают мелкую, общую моторику.

Помогают обогащать, расширять словарь детей.

Все это создает необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Статью подготовила учитель-логопед: Кузьмина Светлана Александровна .

Список литературы:

Воробьева Т.А. , Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом.- СПБ., 2009

Сергиенко Г.Н. Учимся говорить, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ- Воронеж.,2006.


Логопедические игры с мячом

Первые игрушки в образе любимых детских героев сказок и мультфильмов (Колобок, Лошарик, снеговик, Винни-пух, Крош, Чебурашка) имеют форму шара или состоят из шариков. Мяч имеет форму шара. Детям нравится играть с мячом, шарами. Почему?

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве.

Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.

Игровые действия с мячом,шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов  века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы: усвоении грамматических конструкций, автоматизации звуков, совершенствовании просодики речи, увеличении лексических единиц. Ребенок лучше усвоит, если повторит нужные слова 20-30раз, придерживаюсь принципа: « Многократность повторения - залог успеха».

На первоначальном этапе применяю игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, шариками и фитболом, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Еще ценность логопедических игр с мячом в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, конструироваться, даже когда игра уже сыграна. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками самостоятельно, дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками. Так например: считалки с мячом «Вот со звуком Р считалка: рукавица, рак, русалка,

груша, кенгуру, топор,

ранец, зебра, мухомор,

морж, тропинка, барабан,

тигр, парта, таракан»

В работе использую игры с мячом известных петербургских логопедов Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые представлены в книге «Логопедические игры с мячом» для развития мелкой и общей моторики, отработки звукопроизношения и многие др. Авторы «Двигательного игротренинга для дошкольников» А.А Потапчук и Т,С, Овчинникова разработали нестандартный подход к занятиям на фитболах с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Эти игры прекрасны в коррекционной практике. Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак,игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.

Литература: 1.Воробьева Т.А, О.И.Крупенчук Логопедичекие игры с мячом –СПб: Изд.Дом «Литература, 2009

2. Филичева Т. Б. , Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с

3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с

4. Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с

5.Потапчук,А.А.Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. –СПб.: Речь; Сфера, 2009

6.Тарасова, И. Баскетбол для самых маленьких/ И. Тарасова//обруч -2000.№2

Н.Ж. Степанюгина, логопед я/с №116 г.Павлодара. Казахстан.

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной группе с диагнозом ФФНР

Тема:

Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в слогах, в словах

Цель: Практическое усвоение правильного произношения звуков «Ш», «Ж» и их различие при помощи движений.

Задачи:

Способствовать формированию у детей таких физических качеств, как: ловкость, развитость координации, быстрота реакции с мячом\, развитию глазомера при метании в горизонтальную цель.

Воспитывать интерес к спортивным играм: «Здоровый» соревновательный дух.

Развивать мелкую моторику рук, автоматизировать в упражнениях звуки «Ш», «С», «Ж», «З»,и закрепить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах.

Продолжать работу над развитием фонематического слуха, над диафрагмальным дыханием, зрительно-моторной координации.

Оборудование:

Малые мячи

Корзины для метания

Домики с буквами

Предметные картинки со звуками «Ш», «Ж» в разных позициях

Кубики разных размеров

Скамейка

Стрелки-указатели

Ход занятия:

1. Сообщение цели занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие и необычный гость-

Чтение загадки: Без тропинки, без дорог

прикатился к нам клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (ЁЖ)

он приглашает вас в Лесную школу, чтобы вы научили его различать звуки:

Эти звуки спрятались в начале слов –отгадок:

« на сосну забрался мишка, там росла большая …(ш ишка)

«Узнать его нам просто, узнать его легко:

высокого он роста и видит далеко» (ж ираф)

В лесную школу нелегок путь, но вместе мы все преодолеем.

1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Вам будут помогать схемы звуков. Чем отличается звук «Ж» от «Ш» (Он звонкий) - губы выдвинуты вперед, м/у зубами небольшая щель, язык поднят к небу « чашечкой», воздух проходит поверху «чашечки»Чтобы легче было идти, мы разделимся на команды: «Жучки»(показ картинки) и команда «лягушата»Если одна команда попадет в беду, то другая поможет. Давайте выбирем детей с помощью чистоговорок на звук «Ш» для команды «лягушат», остальные попадут в команду «Жуков»

ША-ША-ША МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ ПАША КУШАЕТ ЛАПШУ

ШИ-ШИ-ШИ ЗАШУМЕЛИ КАМЫШИ

На пути мы встретили непроходимую чащу(заросли леса), чтобы их пройти нам нужны пилы

Игра «Пила»- команда «Лягушата» -Ш-Ш-Ш (ничего не спилили, потому что звук «Ш» глухой)

Позовем команду «Жуков» -Ж-Ж-Ж (у жуков пила острее, так как звук «Ж» звонкий) Молодцы, помогли друг другу, теперь мы можем идти дальше

«Полоса препятствий»:

а) Ходьба с высоким подниманием колен – перешагивание ч/з бруски правой и левой ногой. (Ш-Ж)

Слова: Чтобы нам быстрей добраться

Нужно очень постараться

Поднимайте выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

б) вот пенёчки впереди, змейкой их ты обойди(ШИ-ЖИ)

Ждет овраг нас на пути

в)По мосточку ты пройди (ходьба по ребристой доске,руки в стороны)

г) От лисички убеги (бег со сменой направления по указателям- стрелкам)

е) Вот мы и нашли тропиночку.(звучит музыка: пение птиц)

Улучшает настроение. Мы на солнечной поляночке.

Дыхательная гимнастика: « Шарик»

Я надул упругий шарик (пальцы в щепотки, пальцы разжимаются и образуют шарик)-«С»-«С»-«С»-

Укусил его комарик (сжимают в щепотки)

Спустился шарик –«Ш»-«Ш-«-«Ш»

Не беда (качают головой)

Новый шар надую я- С»-«С»-«С»

Лопнул шарик – «Ш»-«Ш»-«Ш»

«Лягушата»

Лягушата улыбаются, лапки выпрямляются(пальцы вверх)-вдох,губы трубочкой –выдох, руки сжать.

Общеразвивающие упражнения: (с малым мячом)

    « Полет жука»»- ЖУ-ЖУ-ЖУ-над цветком я покружу –Ж-Ж-Ж

И.П. –основная стойка, руки вытянуты в перед, перенести мяч через стороны перед грудью со звуком «Ж»(6раз)

2.«Ежик прячется» (исходное положение- основная стойка)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- спрячусь я от стрекозы- З-З-З

поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони.:(6-8р)

3.«Покатился ежик вверх по горам- Ш-Ш-Ш

Вниз по долам-С-С-С- прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз. (6р)

4. «Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи» - основная стойка на коленях с мячом в руках. Надо наклониться вперед, после чего вернуться в исходное положение и сказать: Жи-Жи-Жи (повт. 6-8р)

5. «Кобра» - Чу-Чу-Чу – вместе с коброй шепчу- Ш-Ш-Ш- основная стойка- лежа на животе руки под подбородком, мяч рядом на полу. поднять верхнюю часть туловища, заложив руки за голову, зашипеть – Ш-Ш-Ш (повт. 6-8 раз)

6. «Как лягушонок поскачу»- прыжки вокруг мяча, чередовать с ходьбой.

ΙΙ основная часть:

Вот и «Лесная школа» .

Давайте поможем другу ежика бельчонку собрать шишки на зиму.

«Эстафеты» - соревнование команд будет оценивать все участники (гости) путешествия (у всех по два сигнальчика желтый и зеленый, «желтый»-за команду-«жуков»,а зеленый за команду «лягушат»,а счет сигнальчиков будет вести жюри.

    «Слоги с гласными поем мы с мячом моим вдвоем, дружно шишки соберем»

(ша-жа- шо-жо и. т.д..) прыжки на фитболах, метание шишек в корзинку-(гласные буквы на полу.)

2 «Ползи и мяч толкай - и животных называй »- ползти на четвереньках и толкать мяч –фитбол головой до домиков, вставить нужную картинку в домик со звуком «Ш» и «Ж»

    Конкурс: « Кто лучше расскажет считалку на звук «Ш» «Мяч руками отбивай – считалочку считай»- отбивание мяча двумя руками на стихотворный ритм.(картинки) Пока жюри будет подводить итоги, мы поиграем.

ΙΙΙ часть: Чтобы не попасть в беду, все жители леса всегда очень внимательны. Игра называется: «Кто внимательный?»-дети танцуют под музыку, имитируя животных, птиц, а затем забегают в нужный обруч под хлопок и звучащее слово со звуком «ш» или «ж». (2-3раза)

Итог занятия : Вот путешествие и закончилось, вы помогли выполнить все задания и научили ежика правильно говорить, и различать звуки «Ш» и»Ж». А для чего их различать?(иначе изменится слово.)Назовите ежику слова со звуком «Ш», которые встречались вам на пути, а теперь со звуком «Ж».Вы молодцы, все умения бегать, прыгать, метать, ловить и правильно произносить пригодятся вам в школе. Слово жюри: дети награждаются шариками.