Конспект логопедического занятия на тему пресноводные рыбы. Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки

Конспект занятия «Обитатели воды - рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательная:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа - сравнения по плану.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия. Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее -

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Характеристика рыб (по тексту загадок)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Воспитатель. Отгадайте загадки, найдите - отгадки.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом)

Колюч, да не еж

Кто это? (ерш)

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Рыбка... (золотая)

Ярко - красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется... (меченосец)

На какие группы можно поделить этих рыб? (на пресноводных рыб и аквариумных рыб).

Работа с карточками.

Найти и обвести в кружок аквариумных рыбок.

Обвели в кружок сомика, а сома нет. Почему?

Рассказ - сравнение.

Чем они отличаются и чем похожи?

«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.

У сома - усы, а у сомика - усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуемся».

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Дети изображают резвящихся рыбок.

Мы сказали, что рыбы живут в аквариуме и реке, пруду, озере. А еще где живут рыбы? (в море). Но в море еще живут морские животные.

В гости приходит Незнайка.

Он приносит картинки, на которых изображены рыбы и морские животные. Надо найти морских животных. (кит и дельфин)

Чем отличаются морские животные от рыб (Рыбы откладывают икру, из икры появляются мальки или сразу появляются мальки, а у морских животных рождаются детеныши.)?

А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

Посмотрите, какие необычные рыбы изображены на рисунке. Вы их знаете? Найдите на рисунке рыбу-пилу, рыбу-иглу, рыбу-зебру и т.д.

Как вы догадались, где какая рыба?

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Занятие окончено.

Литература

1. Интернет - ресурсы

2. КРО «Ознакомление с окружающим миром» И. Морозова. М.А.Пушкарева Издательство «Мозаика - синтез» 2011г

3. «1000 загадок» Издательство АСТ, Полиграфиздат 2011г

Конспект интегрированного занятия по теме: «Рыбы»

Цель: Познакомить детей с разнообразным миром рыб.

Задачи: Развивать внимание, память, воображение. Учить детей изображать рыб с помощью различных материалов (пластилин, бумага, акварель) . Воспитывать интерес к разнообразию подводного мира.

Содержание организованной деятельности детей:

1. Отгадайте загадку:

Без воздуха живёт,

Холодная, как лёд,

Не хочет пить, а пьёт.

Бронёй блестит, но не звенит

И всё молчит, молчит.

Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о рыбах.

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Есть про рыбу такая загадка:

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь. - «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).

Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). - Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).

Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя).

Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море, в озере, и т д.) .

Рыбы, живущие в море называются -морские, в реке-речные, в аквариуме- аквариумные.

Дети, как вы думаете, чем рыбы питаются?

А вы знаете, что рыбы бывают хищные и травоядные.

Каких хищных рыб вы знаете?

В воде живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Рыбаки их ловят, а мы покупаем, готовим и едим. Это хамса, сельдь, бычки, ставрида, камбала и другие.

Есть рыбы опасные. Они могут уколоть ядовитым шипом, как морской кот и морской дракон; и даже ударить током, как скат. Рыбаки их не ловят, ведь встреча с такими рыбами очень неприятна.

2. Физкультминутка

Рыбка плавает в водице

Рыбке весело играть

Рыбка, рыбка озорница

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

И тог:

О ком мы сегодня говорили?

Что нового мы узнали о рыбах?

Ещё у нас получилась вот такой аквариум- коллективная работа:

Конспект занятия по теме: «Кто такие рыбы?»

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная: Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая: Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:видеопрезентация

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

И вот мы с вами оказываемся на водоеме

Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

А сейчас немножко давайте отдохнем.

Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

ЗАГАДКИ

1. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

2На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

3.Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

4.Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)-

Щука – одна из крупных речных рыб.

5.Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

6.Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

Тема: «Кто такие рыбы?»

Цель : развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение - форму тела, плавники, хвост и т. д.; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно-схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

Ход занятия

На ковролине - картинка с изображением ласточки в полете. Приходит в гости Чепухарь.

Чепухарь. Ребята, что это у вас? Какая рыбка красивая!

Дети . Нет, Чепухарь, это птица - ласточка.

Чепухарь . Но она ведь похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники... (показывает на крылья), это настоящая рыбка.

Дети. Нет, Чепухарь, ты не прав.

Чепухарь . Опять я все путаю. Никогда я не научусь отличать птиц от рыб. А ласточка ваша все равно похожа на рыбку. Может быть, вы все неправы? Я видел такую рыбку в аквариуме - скалярия называется.

Воспитатель . Ребята, давайте научим Чепухаря узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот, Чепухарь, смотри. (На ковролине - картинки с рыбками.) Здесь много разных рыб. Ребята, давайте расскажем Чепухарю, какие здесь изображены рыбки. (Дети называют.)

Чепухарь. Ой, какие они все разные. И названия какие сложные. Как вы, ребята, их всех запомнили?

Воспитатель . Правильно, Чепухарь, ты заметил, рыбки все разные. Но чем они все похожи? (Ответы детей).

Чепухарь . Чепуха какая-то. Ничего не понял. Все сразу говорили.

Воспитатель . Вот видите, ребята, когда вы говорите все сразу, ничего не понятно. (Дети договариваются говорить по очереди.) Давайте расскажем все по порядку. Сначала про форму тела. На что похожа форма тела у рыб? Почему такая форма удобна? (Ответы детей).

Воспитатель . Форма тела у рыб обтекаемая - удобна для плавания. Чем рыбы дышат? (Жабрами.)

Чепухарь . А почему у рыб нет носа? Почему они дышат какими-то жабрами?

Воспитатель. У рыб совсем другая система дыхания, так как они живут в воде, и воздух они «выбирают» из воды через жабры.

Чепухарь. А вот это как называется? (Показывает на плавники и хвост.) (Плавники.)

Чепухарь. А зачем рыбам плавники? (Ответы детей).

Воспитатель . Плавники помогают рыбам плавать, как весла у лодки. А хвост помогает держать направление, как руль у машины.

Чепухарь. Вот это да! Как интересно! А что еще есть у рыб, чего ни у каких животных нет?

Воспитатель . Еще у рыб есть отличие от всех животных. Животные покрыты шерстью, птицы - перьями, а рыбы... Чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

Воспитатель . Ребята, чем отличаются рыбы друг от друга? (Окраска, форма, размер, повадки, питание.) Давайте расскажем Чепухарю, почему рыбы все разные. (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, окраска помогает рыбам прятаться от хищников. Смотрите, как ловко спряталась камбала на дне морском, ее и не видно. (Иллюстрации.) А разноцветных коралловых рыбок совсем не видно в кораллах и водорослях тропических морей.

Воспитатель . Ребята, все рыбы не могут жить без воды. Среда обитания у них одинаковая, только различаются речные рыбы, которые живут в пресной воде, и морские, которые живут в соленой морской воде.

А как рыбки рождаются? (Ответы детей).

Воспитатель. Большинство рыб откладывает икру, из икры появляются мальки. А некоторые сразу рождают живых рыбок. Мы уже наблюдали за появлением маленьких рыбок у гуппи и меченосцев в аквариуме. Чепухарь, а теперь наши ребята тебе еще раз расскажут по схеме, чем отличаются рыбы от птиц и животных, а ты смотри и запоминай. (Дети рассказывают по схеме.)

Среда обитания + чешуя + плавники + хвост + обтекаемая форма тепа + жабры + появление мальков из икры или рождение живых мальков

Чепухарь . Ну, теперь я никогда не спутаю рыб. Давайте мне картинки, я выберу всех рыб. (Чепухарь выбирает рыб, выбирает подводную лодку и броненосца.) Вот, смотрите, какие рыбы. Правильно я угадал? (Дети исправляют Чепухаря, говорят, что у броненосца есть чешуя, но это - животное, доказывают, а подводная лодка похожа, но она неживая...)

Воспитатель . Чепухарь, чтобы правильно узнать рыб, нужно, чтобы все характерные черты были все сразу: и среда обитания, и чешуя, и плавники, и хвост, и обтекаемая форма тела, и жабры, и все остальное. Теперь понял?

Чепухарь . Понял, я еще потом потренируюсь.

Воспитатель . А теперь давайте поиграем в игру «Ловля рыб».

Игроки делятся на две группы, становятся друг против друга. Одна группа - рыболовы (их меньше), другая - рыбы. Сначала между ними происходит разговор.

Рыбы. Что вы вяжете?

Рыболовы . Невод.

Рыбы. Что вы будете ловить?

Рыболовы . Рыбу.

Рыбы. Какую?

Рыболовы . Щуку.

Рыбы. Ловите!

Рыболовы догоняют рыбу.

Игра повторяется, но каждый раз называется новая рыба.

Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

Задачи:

Образовательная:

Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

Развивающая:

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

Материалы:

Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

Словарная работа:

Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

Предварительная работа:

Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

— Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

— Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот — направо, потом — налево, еще раз — направо, еще раз — налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

— И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

— Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

Ответы детей: река, пруд, озеро.

— Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

— Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

— Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

— Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

— А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

— Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

— Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

— Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

— Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

— Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

— Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

— А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

Рыбка в озере жила,

Рыбка к берегу плыла,

(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

Хвостиком виляла,

Корм себе искала.

(прыгаем ноги в стороны, вместе)

Возле берега червяк,

Извивается вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

Рыбка подплывает,

Червяка хватает.

(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

Дернул леску рыбачек,

Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

Рыбка не попалась,

С червяком осталась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

— Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

— Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

— Камбала — морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

Драчун и забияка, живет в воде,

Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

— Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

— Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко. Плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

— Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

— Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

— Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

4-ая картинка – у рыб есть жабры.

5-ая картинка — рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

— А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

Итог занятия:

— Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

— Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

— Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

— Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

(Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).

Организация: МАДОУ д\с №8 «Родничок»

Населенный пункт: Липецкая область, г. Грязи

Цели: расширение представлений о пресноводных рыбах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Развитие диалогической речи, обогащение речи словами – антонимами. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Организационный момент.

Воспитатель: У нас в гостяхНезнайка. Как вы думаете куда он собрался?

Дети: На рыбалку (у него в руках удочка, ведро).

Воспитатель: Правильно, он собрался порыбачить, но ему грустно от того, что он не знает названия рыб, которые ему попадаются на крючок. Дети, я предлагаю вам помочь Незнайке, разобраться в этом вопросе.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о рыбах, которые живут в водоемах.

Что такое водоем?

Какие водоемы вы знаете?

Дети: Река, озеро, пруд.

Недалеко от нас есть водоемы, я приглашаю вас пойти порыбачить. (Дети ловят рыбу удочками).

Воспитатель: Давайте посмотрим какую рыбу вы поймали?

Дети: На дне где тихо и темно

Лежит усатое бревно (сом).

Хвостом виляет

Зубаста, а не лает (щука).

В пруду, или в озере, больше нигде,

В тихой, спокойной стоячей воде,

Где буйная зелень на дне разлеглась, вот именно там обитает (карась).

С длинным телом серебристым,

Обитает в речке быстрой.

Многим рыбам – страшный враг

Догадался? Нет? (судак)…

Воспитатель: Отлично ребята! Сколько рыбы вы поймали. Сейчас я вам предлагаю подобрать слова одной семейки к слову рыба.

Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак).

Воспитатель: Что делает рыбак? (рыбачит).

Воспитатель: Куда ходит рыбак?(на рыбалку).

Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбку? (рыбешка).

Воспитатель: Какой суп варят из рыбы? (рыбный).

Воспитатель: Как можно назвать большую рыбу? (рыбина).

Воспитатель: Рыбки в ведерке резвятся, зовут нас поиграть.

Физкультминутка

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Воспитатель: Предлагаю вам присесть около озера, рассмотреть рыбешек какие части тела у них есть. (Работа по схемам ).

Обратите внимание на то, какой разной формы может быть тело и голова рыбы, какие разные у рыб хвосты и плавники.

Дети: У щуки длинная голова и длинное тело

Воспитатель: А у леща?

Дети: У леща небольшая голова и широкое тело.

Воспитатель: А у ерша?

Дети: У ерша маленькая голова и небольшое широкое тело.

Воспитатель: У судака острые спинные плавники, а у сома?

Дети: У сома спинной плавник маленький, и не острый.

Воспитатель:У щуки хвост большой. А у сома?

Дети: У сома хвост маленький.

Воспитатель: Посмотрите какой разной чешуей покрыто тело рыб. У леща она крупная. А у судака?

Дети: Мелкая.

Воспитатель : У сома вообще нет чешуи. Его тело покрыто толстой кожей. А еще у всех рыб есть жабры. Для чего они нужны?

Дети: Чтобы дышать.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Дети, рыба в нашем ведерке вся перепуталась, ей мало здесь места, давайте ее выпустим обратно в водоем, туда, где она живет (обитает). Рыбы могут обитать в разных водоемах. Например: Карп и карась водятся в прудах. Ерши и щуки могут жить в любой речке на иглистом дне. Красноперка обитает в озерах.

(Дети выкладывают рыб в водоемы графическое изображение – пруд, озеро, река).

Воспитатель: Рыбы, которые живут в реках, прудах, озерах, называются пресноводными.

Воспитатель: Давайте насыплем хлебных крошек, пусть рыбы полакомятся.

Воспитатель: Еще чем рыбы могут питаться? (предположительные ответы детей).

Воспитатель: Щука – Хищница. Она питается другими рыбами. Хищные рыбы: сом, окунь, судак. А карась, ерш, лещ – не хищники, они питаются водорослями.

Воспитатель: Для чего рыбам нужны плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель:Давайте с вами понаблюдаем, как рыба плавает по волнам.

(Дети ложатся на ковер). Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда вы делаете вдох и опускается, когда вы делаете выдох.

Воспитатель: Мы вспомнили названия рыб, чем питаются, где обитают, а сейчас составим небольшие рассказы по мнемотаблице (название, где обитает, чем питается).

Воспитатель: Дети, мы помогли разобраться Незнайке в названиях рыб? Какие вы выполняли упражнения, чтобы разобраться в этом вопросе? (ответы детей).

Воспитатель: Так ка вы хорошо сегодня потрудились, я вам предлагаю отдохнуть и послушать песенку «Любитель рыболов».