Плавание известно человеку с древнейших времен. Плавание в древности: Древняя Греция, Древний Рим

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Плавание - самый красивый, и самый полезный вид спорта. Оно имеет необычайно давнюю историю. Ещё Древними славянами проводились соревнования по плаванию, суть их была такова: люди плавали в реке и ловили рыбу руками, тот кто приносил на берег самую крупную рыбу, того и считали победителем. Эти соревнования совсем не похожи на современные, но тем не менее, умение плавать имело в них решающее значение.

С рождения, человек находится в утробе матери. Среда, где обитает плод - водная. Новорождённых младенцев иногда учат держаться на воде, пока они не отвыкли от среды, в которой росли, таким образом плавание самый первый вид спорта в жизни человека.

Плавание не мало важно для здоровья человека, т.к. во время занятии этим видом спорта очищается кровь, развивается дыхательная система, а также при занятиями плаванием кровь насыщается кислородом. Так же этот вид спорта снимает психологическую нагрузку. В воде нервная система успокаивается. При нахождении человека в воде снимается напряжение в области позвоночника и тазобедренного сустава, и именно поэтому оздоровительное плавание обширно используется в медицине. В XX веке люди стали сочетать такие дисциплины как плавание и аэробика - аквааэробика. Этим методом плавания пользуются в основном люди с повышенным весом, проблемами спины.

1 . История плавания до н.э.

Со времени своего появления на Земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга - зародилась человеческая цивилизация. Вода имела огромное значение в жизни первобытных людей, что послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому еще в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха. Культ воды существовал практически у всех народов с самых древних времен. Одним из главных олимпийских богов, владыкой морей у древних греков был Посейдон; много позднее (III в. до н.э.) у древних римлян он стал отождествляться с Нептуном. Огромное значение воды в жизни людей требовало приспособления к этой необычной среде. Ведь, впервые попав в воду, человек тонет. Поэтому плавание - жизненно важный навык, связанный с освоением в водной среде и умением передвигаться в ней. Умение плавать порой становилось решающим во время войн - особенно во время морских сражений. Представление о применении в древние времена плавания в военных целях дает барельеф в усыпальнице Рамзеса II . На нем изображена переправа египетских воинов через реку Оронт. Один из воинов плывет способом, похожим на кроль, а другой - выполняя одновременный гребок двумя руками; многие воины помогают своим, видимо раненым, товарищам переплыть реку или вылезти на берег, где пострадавших переворачивают вниз головой для удаления воды, попавшей внутрь. Широко применяли египтяне плавание и в повседневной жизни. Об этом можно судить по художественно выполненным туалетным коробочкам и ложечкам. Специальное обучение плаванию в Ниле было привилегией знати, обязательной для детей фараонов. На гробнице правителя Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тысячи лет до н.э.. сохранилась надпись: "Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми".

В Древней Греции также ценилось умение плавать. Правда, плавание не было включено в программу древних Олимпийских игр. Однако с 1300т. до н.э., во время проведения Истмийских игр и ежегодных празднеств в Гермионе в честь морского повелителя Посейдона, состязались в плавании и музицировании. Павсаний и Геродот описывают подвиг ныряльщика Сциллиса, потопившего в 470 г. до н.э. персидский военный флот. В бурю он подплывал к вражеским кораблям и перерезал якорные канаты, вследствие чего суда разбивались о прибрежные скалы. Возвращаясь назад, Сциллис проплыл около 5 км, часто ныряя, чтобы не попасть на глаза врагам. За это греки поставили ему статую в Дельфах. Предание гласит, что он при этом действовал вместе со своей дочерью Хиндой, которая так свободно чувствовала себя в воде, что получила прозвище Возлюбленной бога морей.О том, что древние греки придавали большое значение умению плавать, свидетельствует и известное изречение Платона: "Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого, плавать и читать не умеют, вверить службу?" В Афинах человека, не умеющего плавать, считали ущербным. Крайнюю степень человеческого бескультурья выражала поговорка "Он не умеет ни плавать, ни читать". Умению плавать отдавали должное и древние римляне. Легендарные полководцы Гай Юлий Цезарь, Гней Помпеи, Марк Антоний, Октавиан Август не только сами были отменными пловцами, но и умело обучали плаванию своих легионеров. А Гай Юлий Цезарь с поистине императорским размахом устраивал в Риме грандиозные "морские сражения", в которых участвовали тысячи воинов, демонстрировавших абордажные схватки, умение плавать и нырять, вести единоборство в воде, атаковать корабли, переправляться в полном вооружении. Римские войска имели на кораблях специально обученные отряды пловцов, которым вменялись в обязанность ремонт подводной части судов и морская разведка. Плавание с хороводами на воде под музыку входило в программу грандиозных водных феерий, ежегодно проходивших в Древнем Риме. В начале нашей эры при термах (банях) стали сооружать бассейны для плавания с подогревом воды. Наиболее известны бассейны при термах Каракаллы (56x23 м) и при Диоклетианских термах (100x50 м). Развалины терм, являвшихся также спортивными, культурными и увеселительными учреждениями, сохранились до наших дней. Просвещенные римляне обучали плаванию и детей. Еще на заре цивилизации люди знали о целебных свойствах воды. Все религии предписывали необходимость "очищения тела" и совершения омовений. Слово "гигиена" греческого происхождения и означает - "здоровый". В Древней Греции и Древнем Риме существовал культ Гигиен - богини здоровья. "Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей", - так утверждал писатель того времени Плиний. Купаться ежедневно по несколько раз было обычаем.

2 . Плавание в Древней Руси и Росси и

Византийский историк Маврикий, который путешествовал по Древней Руси, свидетельствует, что славяне были даже более искусными пловцами, чем представители иных племен и народов. Его удивило умение славянских воинов прятаться под водой, дыша через трубку, изготовленную из камыша. Многие первые соревнования по плаванию носили ярко выраженный прикладной характер. Примером могут служить массовые соревнования древних славян на реке Почайне, притоке Днепра, где собирались лучшие пловцы-ныряльщики. Все они одновременно прыгали в реку и должны были в течение определенного времени ловить рыб руками. Тот, кому удавалось поймать самых крупных рыб, объявлялся победителем и получал в награду шелковую рыбацкую сеть. В XVII в. в русских войсках было введено обучение плаванию. Военное наставление "Научение, как солдатам оружием владети" подчеркивает необходимость для каждого воина уметь плавать и наставляет предпринимать необходимые меры по организации обучения плаванию. При Петре I плавание было введено в число учебных дисциплин в Морской Академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Приказ Петра I гласил: "...Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты". Большое значение умению плавать придавав Александр Васильевич Суворов. Он сам учил солдат плавать и переправляться через реку в любую погоду вброд и вплавь. В "Правилах медицинским чинам" он требовал предупреждать заболевания "чистотой, необходимой во всем, свежею пищей и питьем и ежедневным купанием". Мысль о необходимости массового обучения плаванию утверждалась многими славными сынами России. В 1829 г в соответствии с "Инструкцией, предписанной от Его Императорского Высочества Великого князя Константина Павловича", с целью формирования отрядов из лучших пловцов для выполнения специальных заданий в воде, во второй саперной бригаде русской армии были проведены первые в России соревнования на реке Березине. Их программа включала два упражнения: "ходьбу" в вертикальном положении, не касаясь ногами дна, на дистанцию 25 саженей и плавание на спине на дистанцию 100 саженей. Соревнования стали традиционными, и в 1832 г. их программа была дополнена еще одним упражнением - стрельбой из ружья в цель на берегу из положения "плавая стоя", которое в последующие годы нашло широкое применение в боевой подготовке русских войск.

3 . Плавание в XVII и XVIII века

Стимулом для дальнейшего развития плавания в европейских странах послужило то обстоятельство, что значительные потери в наполеоновских войнах приходились на долю утонувших. Опыт Отечественной войны 1812 г. (а впоследствии - Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.) показал, что наиболее ожесточенные сражения происходили на водных рубежах. Массовое форсирование войсками таких многоводных рек, как Днепр, Дон, Буг, Неман, Дунай, Висла, Одер, стало образцом военного искусства. Умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало успешному проведению боевых операций и спасению жизни воинов.

Уже в начале XIX в. плавание изучалось в военных учебных заведениях многих европейских стран. Кроме того, стали появляться различные общества и кружки любителей плавания. Первая школа любителей плавания была основана в 1785 г. в Париже. К концу XIX в, плавание получает большую популярность как вид спорта.

В 1875 г. капитан Вебб переплыл пролив Ла-Манш из Дувра в Кале, преодолев расстояние около 35 км за 21 час 45 мин. Сейчас этот рекорд многократно повторен и превзойден по времени и скорости не только мужчинами, а также женщинами и детьми. В связи с совершенствованием техники плавания и методов подготовки он уже не представляет собой такого выдающегося достижения, как раньше.

В 1890 г. впервые проходит первенство Европы по плаванию, в 1896 г. его включают в программу первых современных Олимпийских игр.

В России первая школа плавания открылась в 1827 г. на Неве. Журнал "Северная пчела" сообщал об этой школе следующее: "В Петербурге занимается фехтмейстер Гризье. Мы видели его учеников, мальчиков, которые плавают и ныряют, как рыбы в просторных ваннах, в самой Неве в бурную погоду. Желательно, чтобы и другие молодые люди воспользовались его наставлениями". А в 1834 г в Петербурге, близ Летнего сада, была открыта общедоступная школа плавания, которой руководил прибывший из Швеции преподаватель гимнастики Густаф Паули. Там обучали плавать "по-лягушачьи на брюхе", "на спине", "на боку", "по-собачьи", "саженками", с оружием, а также спасению тонущих. Среди ее завсегдатаев были Пушкин, Вяземский, Плещеев.

В 1782 г. было впервые опубликовано, а в 1809 г. переиздано руководство по обучению плаванию Г. Тевенота. Оно имело пространное название "Искусство плавать с рассуждением, в котором открывается знание древних в искусстве плавания, важность полезного сего упражнения и польза бани как в здоровом, так и в болезненном состоянии. Позже выходили другие руководства и пособия таких авторов, как Гейнц, Паули, П. Плахов, Л. Конкин, Полторацкий, Шеманский и др.

Большую роль в распространении и популяризации плавания сыграли частные и городские купальни, имевшиеся почти во всех российских городах, расположенных вблизи водоемов. Здесь можно было искупаться и поплавать за сравнительно небольшую плату.

В конце XIX в. в России начинают строиться закрытые бассейны для плавания. В 1891 г. открывается бассейн при центральных банях в Москве, а в 1895 г.- при Сандуковских. Сооружаются также бассейны при военно-учебных заведениях - в Военно-морском, 1-м и 2-м кадетском корпусах, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и т. д.

Первые в России современные спортивные соревнования были проведены в 1894 г. Петербургским кружком любителей плавания в Павловске, на реке Славянке. Были построены крытые бассейны в московских Центральных банях, еще через три года - в знаменитых Сандунах, а в 1902 г. - при Киевском кадетском корпусе.

Наиболее известная в России школа плавания была основана в Шувалове, недалеко от Петербурга, в 1908 г. Школа была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н.Пескова. В течение летнего сезона здесь занималось до 400 человек. Занимавшиеся сдавали экзамен и могли получить звание магистра плавания. Магистр плавания должен был выполнить нормативы по 12 дисциплинам, в том числе: проплыть 3000 м брассом, 1500 м на спине, 1350 м в одежде, 30 м с камнем (весом не менее 2 кг), прыгнуть в воду с 7-метровой вышки, продемонстрировать приемы спасения тонущих. По выходным дням в школе проводились праздники с участием лучших учеников и учителей, с выполнением различных фигур на воде, демонстрацией различных способов плавания и ныряния, прыжками в воду с трамплина и вышки, состязаниями в скорости плавания и сноровке при спасении "тонуших", "сражениями" ни лодках со сбиванием противника шестом в воду. Магистры Шуваловской школы составили костяк российской сборной пловцов, дебютировавшей на Олимпиаде 1912 г. в Стокгольме.В 1889г. в Будапеште состоялись первые международные соревнования по плаванию с участием пловцов Венгрии, Австрии, Германии и Швеции. В 1896 г. плавание было включено в программу первых современных Олимпийских игр, которые оказали большое влияние на дальнейшее его развитие. Популярность плавания в мире, включение его в программу Олимпийских игр и стремление к интеграции национальных союзов пловцов привело к созданию в 1908 г Международной любительской федерации плавания (ФИНА), что послужило дальнейшему развитию этого вида спорта, расширению его представительства в олимпийской программе. Сейчас ФИНА объединяет более 120 национальных федераций. Возникновение Международной любительской федерации плавания позволило создать систему соревнований, именуемую календарем, упорядочить правила проведения соревнований, что обусловило выделение различных спортивных способов плавания. В настоящее время в спортивном плавании применяются четыре основных способа: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин) и брасс.

Техника спортивных способов плавания сформировалась в результате совершенствования самобытных способов - "саженки", "по-собачьи", "бочком", "на спинке" и т.п. Описание этих способов можно встретить в романе французского писателя-гуманиста XVI в. Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Вот что он пишет о воспитании великана Гаргантюа: ",..Он упражнялся в плавании в реке, плавал на груди, на спине, на боку, всем корпусом, одними ногами, выставляя из воды одну руку, в которой держал книгу; так он переплывал всю Сену, не замочив книгу и держа в зубах плащ на манер Юлия Цезаря; лотом при помощи одной только руки со страшной силой вскакивал в лодку, выбрасывался из нее снова в воду вниз головой, исследовал дно, шарил в подводных камнях, нырял в омуты и водовороты". Особенно подробно рассматривались возможные способы плавания в первых методических руководствах. Об их разнообразии можно судить, например, из оглавления книги Г. Тевенота (издание 1867 г.): "Способ плавать вокруг, представляя колесо или компас; способ оборачиваться в воде совершенно прямо; способ плавать, сложивши руки; способ плавать на животе без помощи рук; способ плавать, держа одну ногу рукою; способ плавать по-песьему, или наподобие собак; способ бить воду ногами; способ играть ногою своею, плавая; способ показывать обе ноги, плавая; способ плавать, поднявши ногу; способ плавать, поднявши руки; способ плавать, поднявши вверх подбородок; способ ползать в воде; способ садиться в воде; способ показывать четыре части своего тела вне воды; способ плавать на боку; способ плавать, обративши глаза к небу; способ плыть вперед, лежа на спине; различные способы оборачиваться во время плавания". Автор не только дает описание этих способов, но и рекомендует, как использовать каждый из них в определенных случаях: при судороге, при запутывании в водорослях, для совершенствования в искусстве плавания.

4 . Развитие техник плавания

История развития техники спортивного плавания показывает, что в рамках существующих правил соревнований постоянно возникали новые, более скоростные способы. В 1788 г. на первых официальных соревнованиях по плаванию в Англии пловцы применяли только способы брасс и на боку - без выноса рук из воды. Брасс - самый "старый" способ плавания: первые рекордные достижения как на коротких, так и на длинных дистанциях были показаны именно этим способом. Конкуренцию брассу составил способ на боку после того, как англичане заимствовали у жителей Индии техническую деталь при плавании этим способом - пронос одной руки над водой. Его назвали "оверарм" ("удар через руку" или "удар одной рукой сверху"), поскольку в то время, когда одна рука выполняла гребок, другая двигалась над водой, а ноги при этом совершали движение "ножницами". В 1873 г. появился новый способ плавания, завезенный в Англию из Южной Америки Д.А. Тредженом и названный его именем. В способе "треджен" (у нас этот способ называют "саженки") пловец лежит на груди, держа голову над водой; руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над поверхностью воды. В 1905-1908 гг. при плавании способом "треджен" стали применять более эффективное скрестное движение ногами - "ножницы". Наибольших успехов в этом способе достиг X. Тейлор - победитель Олимпийских игр 1908 г. и чемпион мира 1906-1908 гг.

Из книги Джеимса Е. Каунсилмена: «Я знал не мало пловцов, которые достигали высокого технического мастерства без помощи тренера, а в ряде случаев и вообще без чьей-либо помощи. Марк Спитц может служить хорошим примером пловца подобного рода. Когда спортсмен впервые попал ко мне, став студентом первого курса колледжа, владел двумя мировыми рекордами и почти совершенной техникой плавания. Однажды я попросил его объяснить мне, как он с его точкой зрения выполняет гребок рукой в кроле. Спортсмен детально описал технику гребка почти прямой рукой спереди назад под средней линией тела. Подводный же кинокадры его движения показывали, что использует он зигзагообразный гребок рукой, согнутой в локтевом суставе почти под 90 градусов. Когда я рассказываю кому-либо об этом случае, меня обычно спрашивают, как же пловец мог овладеть совершенной техникой движений, если и знать не знал о том, как именно он выполняет эти движения. Ответ на даееый вопрос заключается в том, что большинство своих умений и навыков мы овладеваем на практике путём проб и ошибок. Если например годовалый ребёнок учиться ходить, он не задумывается о физических законах, которым подчиняются движения(о принципе равновесия, трёх законах механики и.т.д.).»

5 . Плавание в конце XVIII , начале XIX веков

Спортивное плавание в дореволюционной России не имело широкого распространения. Лишь в XIX веке в России появляются первые школы плавания. Так, в Петербурге в 1834г. у Летнего сада открывается школа плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули; в числе ее посетителей были Пушкин и Вяземский.

В конце XIX века в России начинается строительство крытых бассейнов для плавания. В 1891г. открывается бассейн в Москве при Центральных банях, в 1895г.- при Сандуновских банях. Сооружаются бассейны при военно-учебных заведениях: в 1-м и 2-м Военно-морском кадетском корпусе, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и др. Но это были малогабаритные бассейны (длиной от 10 до 15-16м.), пригодные лишь для начального обучения плаванию.

Особую популярность плавание приобрело в конце 19 века. В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. В 1894 году соревнования по плаванию были включены в программу современных Олимпийских игр, что оказало большое влияние на развитие всех видов плавания.

6 . Плавание в XX веке

Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга - Шувалове. В. Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300-400 человек. Это были преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений, которые вместе с родителями (служащими и мелкими буржуа) выезжали из Петербурга летом на дачу в Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания, и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. В 1912г. в Москве организуется “Московское общество любителей плавания” (МОЛП), которое проводило занятия не только летом, но и зимой (в Сандуновских банях).

Большую роль в развитии как массового, так и спортивного плавания в России сыграла школа плавания, основанная в 1908 году в Шувалове (Недалеко от Петербурга), которая просуществовала до 1917 года. Она была организована на общественных началах по инициативе морского врача В.Н. Пескова. В течение летнего сезона в ней обучалось плаванию до 400 человек. Обучение проводилось всем существующим в то время способам плавания: кроль на груди брассу на груди и на спине, плаванию на боку. Основу обучения составлял способ брасс. Занимавшиеся ежегодно участвовали в соревнованиях и могли получить звание магистров и кандидатов плавания при условиях выполнения 12 следующих упражнений:

1.) Проплыть - 3000м. Надо было переплыть несколько раз озеро, возвратиться в школу и преодолеть дистанцию 50м.

2.) Проплыть - на спине 1500м.

3.) Проплыть - 1500м. В одежде и обуви способом брасс.

4.) Проплыть - 450м. на спине. Только с помощью рук.

5.) Проплыть - 450м. Только на одних ногах.

6.) Проплыть дистанцию - 30м. На спине, ноги брасс, с камнем весом 2кг. Одной рукой спортсмен осторожно подгребал, другой рукой держал камень так, чтобы он не намок, упираясь локтем себе в грудь.

7.) Ныряние под водой 30м.

8.) Ныряние на глубину 4-5м. С задачей достать со дна камень: 5 раз подряд с отдыхом 2-3 сек.

9.) Раздевание в воде - снятие одежды и обуви.

10.) Комбинированное плавание 75м. Пловец должен прыгнуть со старта, проплыть 50м., схватить «утопающего» и проплыть с ним 25м. Задание выполняется на время (от 100 до 80).

11.) Оказание первой помощи «утонувшему».

12.) Прыжки в воду с 7 метровой вышки: 3 прыжка с места, а 3 с разбега (вниз головой).

Очевидная сложность этих норм свидетельствует об отличной подготовке русских пловцов. Понимая, что для развития спортивного плавания в России необходимо развивать и массовое плавание, выпускники Шуваловской школы организовали школы плавания в Феодосии, Баку, несколько позже также в Киеве Чернигове, Батуми, Николаеве.

К началу первой мировой войны (1914г.), плавание стало культивироваться в таких городах как: Киев, Чернигова, Баку, Батуми, Ростов-на-Дону, Феодосия, Севастополь, Харьков, Ярославль, Мариуполь, Рига, Самара, Сестрорецке, Ораниенбаум и в других городах.

Спортивное плавание в России в эти годы делало лишь первые шаги. Тренировки проводились в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими. Поэтому, участвуя в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912г., русские пловцы не имели успеха. Первые крупные состязания по плаванию в России были проведены на русской олимпиаде в Киеве в 1913г. Оли вошли в историю как первое первенство России по плаванию. В нем участвовало около 60 человек. Шуваловские пловцы заняли все первые места, хотя их результаты значительно отставали от достижений лучших спортсменов мира. Вторая русская олимпиада, в программу которой входило и плавание, состоялась в 1914г. в Риге. На соревнования прибыло около 70 пловцов из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Из-за неподготовленности базы почти все иногородние пловцы отказались от участия в соревнованиях. Спортивные результаты по плаванию на этой олимпиаде также были невысокими.

В 1922г. было образовано общество плавания “Дельфин”, явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования. Например, с 1921г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве. Открытые в Москве и Петрограде институты физкультуры начали готовить преподавателей и тренеров по плаванию. Начиная с 1926г. по плаванию стали проводиться чемпионаты Европы, с 1969г. - Кубки Европы, с 1973г. - чемпионаты мира, а с 1979г.- Кубки мира по плаванию.

В 1928г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.

В 1941г. Германия напала на нашу страну. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работу в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке. Только в 1943г. было обучено плаванию и переправам вплавь около 500 тыс. человек. В боевых операциях на море,

при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало победе русских солдат, спасению их жизней. Благодаря активной работе физкультурных организаций к 1948г. был достигнут довоенный уровень количества занимающихся плавательным спортом в стране.

Важным актом в развитии спортивного плавания в стране явилось вступление в 1947г. в члены Международной федерации плавания (ФИНА) и развитие спортивных связей с пловцами зарубежных стран.

На протяжении нескольких после военных лет (до1950-1951гг.) советские пловцы не могли достигнуть довоенного уровня спортивного мастерства. Рекорды СССР обновлялись очень редко (преимущественно в плавании на боку) и в большинстве своем известными в 1940-1941гг. пловцами.

В Олимпийских играх 1952г. впервые приняли участие советские пловцы. Выступили они слабо. Лишь М. Гавриш (Киев) заняла в финале на 200м. брассом 6-е место с результатом 2.58,9с. и принесла команде единственное очко. Причина тому, стала смена поколений пловцов: Л. Мешков,

С. Бойченко, В. Ушаков и другие выдающиеся мастера водной дорожки закончили свои выступления, а молодые пловцы не достигли еще вершин спортивного мастерства и не имели опыта участия в международных соревнованиях.

В 1954г. советские пловцы впервые приняли участие в чемпионате Европы. В то время уровень развития спортивного плавания среди женщин был значительно ниже, чем среди мужчин. По этой причине в европейском чемпионате участвовали только мужчины.

В 1956г. на XVI Олимпиаде в Мельбурне 5 советских пловцов стали бронзовыми медалистами. Советская команда пловцов набрала в Мельбурне 10 очков и с 15-го места, занятого на XV Олимпиаде, передвинулась на 7-е.

В 1961 году была создана единая система организации учебно-спортивной работы в стране. Улучшение работы ДЮСШ также способствовали новый календарь спортивных соревнований и обязательная организация в период летних каникул оздоровительных спортивных лагерей.

В 1969 году по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан клуб «Нептун», проводящий большую работу по вовлечению детей в регулярное занятие плаванием. В ряде городов было введено обязательное для всех учащихся 1-4 классов обучение плаванию. Значительно возросло в нашей стране количество бассейнов.

Самого большого успеха на международной спортивной арене советские пловцы добились в 60-е годы. Выступая на XVIII Олимпийских играх в 1964г. (Токио), 16-ти летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова первой среди советских пловцов стала олимпийской чемпионкой в плавании на 200м брассом.

В 1966-1968 гг. советские пловцы передвинулись на 1-е место в Европе и на 3-е в мире (после США и Австралии). На ХI Европейском чемпионате (1966г., Утрехт) советская команда опередила пловцов 25 стран Европы и с большим отрывом в очках завоевала мужской и женский командные Кубки, получив 8 золотых медалей, 7 серебренных и 4 бронзовые. Победы на европейской арене были через 2 ода закреплены в Мехико - на XIX Олимпиаде. Здесь советские пловцы, мужчины и женщины, получили 61 очко и заняли 3-е место в мире, а мужчины - 2-е место, уступив первенство пловцам США.

В 1971 году ФИНА признала плавание важным дополнительным источником здоровья для детей грудного возраста. С 1977 года в Москве, а затем и в других городах началось обучение плаванию детей грудного возраста при детских поликлиника, имеющих бассейны.

В 1976г. на XXI Олимпиаде в Монреале на дистанции 200м брассом призовые места заняли 3 советские пловчихи: М. Кошевая 2.33.35с. (М/р.), М. Юрчения и Л. Русанова.

В 1980 на XXII Олимпиаде в Москве Владимир Сальников впервые в истории "выплыл" на 1500м. (вольным стилем) из 15 минут, с результатом 14.58.27с. Так как многие ведущие команды не приехали на олимпиаду, то подавляющее большинство наград в плавании досталось сборной СССР.

На Олимпиаде в Сеуле золотые медали нашей команде принесли И. Полянский на 200м. (спина), с результатом 1.59.37с. и В.Сальников

на 1500м. (вольным стилем), с результатом 15.00.40 секунд.

На XXV Олимпиаде в Барселоне, в эстафете 4 по 200м. (вольный стиль), сборная России в составе: Д. Лепиков, В. Пышненко, В. Таянович и Е. Садовый, установила новый мировой рекорд. В кроле золотые медали выиграли А. Попов (50,100м., вольный стиль) и Е. Садовый (400м., вольный стиль).

На последней Олимпиаде в Атланте золотые медали завоевали Д. Панкратов (100,200м., баттерфляй) и А. Попов (50,100м., вольный стиль).

7 . История разв ития плавания, как вида спорта

История развития плавания, как вида спорта. Первые соревнования международного уровня по плаванию состоялись в 1889 г. в столице Румынии городе Будапешт. Плавание дебютировало на Олимпиадах современности уже на первой из них в 1896 г. в Афинах.

В 1908 г. была создана Международная федерация любительского плавания (ФИНА).

Данный вид спорта постоянно развивался, появлялись новые скоростные стили плавания. В 1887 г. на первых официальных соревнованиях Великобритании пловцы пользовались только брассом на боку без выноса рук из воды - самым старым способом. Первые рекорды на длинных и коротких дистанциях поставлены именно брасом. Данный способ был ещё описан в 1538 г. датчанином Н. Бинманом. Вероятно, этот стиль плаванья в своё время переняли у лягушки. Долгое время этот вид так и называли - плавание «по-лягушачи». В XIX в. этот способ получил название брасс.

На Олимпиаде 1928 г. в Амстердаме победу одержал кубинец И. Индельфонсо. Он показал самый высокий результат, благодаря гребкам руками до бёдер. В 1954 г. советский пловец М. Петрусевич установил мировой рекорд, проплыв часть дистанции под водой. Таким образом, возник ныряющий брасс с гребком руками до бёдер - скоростной вариант классического. В 1957 г. из-за изменений в правилах он был запрещён. В середине 30-х г. ХХ в. появился новый стиль плавания - баттерфляй, названный так из-за сходства с движениями крыльев бабочки. На официальных соревнованиях впервые этим способом проплыл американец Джимми Хиггинс в 1935 г. и установил мировой рекорд на дистанции 100 м, показав время 1 мин 10,8 с. В том же году его рекорд побил советский матрос Семён Бойченко, проплыв ту же дистанцию за 1 мин и 8 с.

На Олимпиаде 1948 г. спортсмен, плывший брассом в финальных соревнованиях, показал самый худший результат. После чего ФИНА разделила соревнования по брассу и баттерфляю.

В те же годы утвердился скоростной баттерфляй - дельфин: вместо движений ног в технике брассом спортсмен стал выполнять волнообразные движения всем телом, включая ноги. Впервые этот способ, который отличался необычайно высокой скоростью, показал американец Д. Зиг в 1935 г. В 1953 г. при помощи этого способа мировой рекорд поставил венгр Дьёрде Тумпек. С тех пор спортсмены стали использовать только скоростную разновидность баттерфляя. Стиль кроль. В конце ХIХ в. появился самый быстрый способ плавания - кроль. В нём сочетаются укороченные гребки руками и поперечные энергичные движения ног с небольшим сгибанием и разгибанием их в колене. Такой вид австралийцы заимствовали у соседей с ближайших архипелагов. Первым продемонстрировал кроль на соревнованиях А. Викхем, родом с Соломоновых островов. Викхем уже в 1898 г. плавал почти современным кролем, но из-за того что к концу дистанции он выбивался из сил его способ тогда не пользовался большой популярностью. В дальнейшем стиль плавания кроль совершенствовался. Вскоре неоспоримые преимущества кроля доказал великий американский пловец, рекордсмен мира и пятикратный олимпийский чемпион Джонни Вейсмюллер в 1922 - 1940 гг. Его результат на дистанции 100 м. (57,4 с) оставался непревзойдённым 10 лет. С 1924 по 1934 гг. соревнования по плаванию. Четыре основных стиля плавания, фигурирующие на соревнованиях это кроль на спине, кроль на груди, баттерфляй (дельфин) и брасс. На официальных соревнованиях кролем на груди (вольный стиль) и мужчины, и женщины выступают на дистанциях 50, 100, 200, 400, 800 и 1500 м., на спине плывут на 100 и 200 м. Брассом и баттерфляем плывут на дистанциях 100 и 200 м. Плаванье - второй после лёгкой атлетики вид спорта по представительству в олимпийской программе, по числу разыгрываемых медалей.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать о том, как плавание влияет на жизнь человека. Если ребёнок занимается с раннего детства, вырастая он становится собранней, здоровее, формируется характер борьбы. Человек вырастает с какой-либо целью в жизнь. Будь то победа на соревнованиях, или успех в работе, личной жизни.

Далее хотелось бы сказать о скорости развития этого вида спорта. С конца XIX, начала XX века плавания начало стремительно развиваться во всём мире. Люди осваивали те или иные, а главное новые, техники плавания, и применяли их на практике. Организация плавания ФИНА устанавливает всё более жёсткие рамки спортсменам, примером этого стало изменение правил соревнований. Пловцам, с 2010 года, запрещается выступать на соревнованиях в гидрокостюмах, а так же в гидроштанах. Тем самым показывая, что пределов плавания с улучшенным инвентарём - достигнуты.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Описания этапов эволюции плавания как вида спорта, культа тела в Древней Элладе. Характеристика особенностей плавательных видов спорта: прыжков в воду, синхронного плавания и водного поло. Анализ оздоровительного эффекта и прикладного значения плавания.

    презентация , добавлен 10.12.2011

    Плавание как вид спорта, история его зарождения и развития в России. Обучение плаванию в русских войсках при Петре I. Эволюция способов и техники плавания. Развитие других плавательных видов: водного поло, синхронного плавания, подводного спорта.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    История плавания. История плавания. Оздоровительное значение плавания. Прикладное значение плавания. Общая характеристика отдельных техник плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй. О некоторых принципах обучения плаванию.

    реферат , добавлен 30.04.2004

    Исторический экскурс в историю плавания, его влияние на здоровье человека. Стили плавания (брасс, кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй). Роль плавания в повышении качества физической подготовки сотрудников Министерства внутренних дел России.

    реферат , добавлен 10.07.2016

    Пути развития спортивного плавания в России и за рубежом. Зарождение первых олимпийских игр. Анализ соотношения количества бассейнов в зависимости от плотности населения в России. Применение биологически активных пищевых добавок в питании спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2015

    Особенности развития спортивного плавания в дореволюционной России. Условия получения звания магистров и кандидатов плавания. Участие советских пловцов в чемпионатах Европы. Научные разработки по проблемам спортивного отбора и спортивной ориентации.

    реферат , добавлен 12.12.2011

    Плавание с древнейших времен до XX века, история его применения в различных видах трудовой деятельности. Первые соревнования по плаванию, их военно-прикладной характер. Существенные изменения техники плавания способом брасс. Рост спортивных достижений.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Кроль и брасс как наиболее популярные и быстрые спортивные способы плавания. Общее представление о технике плавания шестиударным кролем на груди. Положение тела и движение ногами. Движения руками и дыхание. Техника плавания брассом: основные правила.

    презентация , добавлен 19.11.2011

    История плавания, первые Олимпийские игры. Механизм воздействия плавания на органы дыхания. Плавание как эффективное средство закаливания. Основные средства общей физической подготовки. Группы силовых упражнений. Характеристика основных свойств воды.

    доклад , добавлен 11.01.2012

    Плавание как учебный предмет, область знаний, которая включает гидродинамические и биохимические законы взаимодействия человека с водой, технику плавания и методику обучения. Понятие и разновидности техники плавания. Согласование движений рук и ног.

§ 2. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия, Китай и Индия)

Процесс познания человеком окружающего мира в той или иной степени связан с путешествиями. Потребность в установлении торговых связей заставляла людей отправляться в далекие неведомые края. Первые сведения о путешествиях и их роли в появлении великих культур дошли до нас в виде мифов, легенд, сказаний, библейских текстов и свидетельств древних авторов.

В XVII в. на Ближнем Востоке были найдены глиняные таблички с клинописными письменами, подтверждающими существование там великих центров мировых культур – Междуречья и Месопотамии. В этих письменах содержатся сведения и о первых путешественниках. Сведения о первых путешествиях содержатся и в древнем литературном памятнике Шумеро-Акадской культуры «Сказание о Гильгамеше». Там подробно описывается путешествие героя из города Урук во враждовавший с ним город Киш с целью установления мира и торговых связей. Путешествие длилось две недели, и было полно опасностей и приключений.

Согласно этим письменам, шумерская культура считается одной из древнейших. По преданию, первые поселенцы появились в южной Месопотамии еще X – IX тысячелетии до н.э. Своей родиной шумеры считали один из островов в Персидском заливе. Достигнув «большой земли», шумерские путешественники осваивали искусство вождения речных судов.

К концу IV тысячелетия до н.э. возникли шумерские города, ставшие центрами торговли и ремесла. На глиняных табличках, хранящихся в настоящее время в национальном музее Ирака, можно найти сведения с указанием расстояний и времени пути от одного города к другому, сведения о военных походах, биографии правителей. Имеются даже фрагменты географических карт, изображавших земли древнего Шумерского царства.

Шумерам были хорошо известны не только просторы иранских пустынь, но и природа . Из расшифрованных текстов известно, что шумеры активно торговали со страной Мелуха (так они называли государство на северо-западе полуострова Индостан). Там же найдены шумерские цилиндрические печати с изображением слонов и крокодилов. Как известно, эти животные никогда не встречались в Месопотамии.

Первое централизованное государство, сведения о котором дошли до нас, возникло в третьем тысячелетии до н.э. Правителем этого государства был Саргон Великий. Он прославился военными походами по южному Двуречью от Средиземного моря на западе до Каспийского моря на северо-востоке. Составленные в его правление многочисленные карты и планы, легли в основу первого известного нам описания Передней Азии и стран Персидского залива. Шумеры полагали, что Земля заключена между двумя морями – морем Восхода (Персидский залив) и морем Захода (Средиземное море).

Самым знаменитым из городов Месопотамии был легендарный Вавилон, расположенный на реке Евфрат. Название этого города переводится как «Врата Бога». По тем временам (VII век до н.э.) этот город был гигантских размеров с фантастической для этого периода численностью населения – 1 млн человек. Вокруг города были возведены мощные крепостные стены с восемью воротами, названными по имени главных богов. Самыми величественными считались двойные ворота богини Иштар. От этих ворот начиналась «священная дорога процессий», которая проходила мимо дворца знаменитого вавилонского царя Навуходоносора. Главными достопримечательностями Вавилона были храм Мардука и грандиозный 90-метровый зиккурат (т.е. ступенчатый храм) Этеменанка, более известный как Вавилонская башня. Она состояла из семи разноцветных ступеней, последняя из которых была покрыта золотом. Завершить строительство этой башни не удалось, что стало сюжетом для библейских легенд. В Вавилоне было еще одно «чудо света» – висячие сады Семирамиды. В Вавилон стекалось огромное количество путешественников и торговцев. Безусловно, это был самый развитый центр культуры на Ближнем Востоке.

Путешествия на Древнем Востоке являлись составной частью образа жизни людей. Так как путешествия были сопряжены с опасностями, путешественник воспринимался как отмеченный богом человек. Перед путешествием совершались обязательные обряды и жертвоприношения. Подобные примеры можно встретить в эпосе о Гильгамеше. К библейским путешественникам можно отнести пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне в поисках лучших земель, Ноя, который в своем ковчеге спас от Всемирного потопа все живое.

Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).

Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.

Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт совершались с IV тысячелетия до н.э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду совершил завоевательный поход в эти земли и привез в рабов карликов (имеются в виду пигмеи, проживающие там). Другой египетский путешественник Киркуф достиг не только территории Пунта, но и прошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н.э. при фараоне Сахуре.

Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия – это путешествие Синухета (в другой транскрипции – Синухит), состоявшееся примерно в 2000 – 1960 гг. до н.э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т.е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Египтяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1915 г. академик Б.А.Тураев сделал первый научный перевод сказания о скитаниях Синухета с древнеегипетского языка. С полной версией перевода этого текста можно ознакомиться в книге «Древний Восток», СПб, ТОО «Респекс», 1998 . с. 288 – 317.

Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля.

При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. Например, фараон Узертезен III повелел в верховьях Нила поставить пограничный каменный столб с надписью: «Никто не должен пересекать эту линию ни пешком, ни водою, направляясь к северу…».

Сохранились сведения, что в 2750 г. до н.э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н.э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.

Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. Например, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля, подробно воспроизводящая все детали в масштабе 1: 100.

Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.

Интересна предыстория этого путешествия. Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амо-на на западе Фив, тропическое дерево, выделяющее ароматическую смолу – мирру. Подобные деревья никогда не произрастали в Египте. Тогда оракул бога Амона повелел собрать экспедицию в страну Пунт и привести оттуда ароматические деревья.

Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вернулись на родину. В честь этого на стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сделаны барельефы с изображением фрагментов экспедиции. К сожалению, деревья так и не смогли прижиться в малоподходящем для них сухом климате Египта, но рисунки на стенах храма сохранились до наших дней. И хотя им почти 3 500 лет, они поражают туристов своей живость и реалистичностью.

Во времена Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор.

Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.

И все же первыми мореходами древности были финикийцы. Их государство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.

В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона Нехо II (в другой транскрипции – Нехао II) финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). При наступлении осени они приставали к берегу на зимовку. На берегу они устраивали стоянку, засевали землю и дожидались урожая, затем плыли дальше. Так прошло в плавании два года, а на третий они обогнули Африку и проплыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир (Кадис) и Тингис (Танжер).

Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру. Не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Результаты их путешествий пропали почти без следа для последующих поколений. Лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать о великих плаваниях финикийцев.

Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Плавая по Средиземному морю, они первыми стали называть страны, лежавшие к востоку от моря, общим словом «асу», что означает восход, а страны, расположенные в северо-западной части Средиземного моря – словом «эреб», что значит закат. Из этих названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа».

Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во времена путешествий к народам, говорившим на разных языках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.

Потомки древних финикийцев – карфагеняне – продолжили освоение новых земель и пространств. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. под руководством Гальмикона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиринейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие длилось около четырех месяцев.

Примерно между 505 и 450 гг. до нашей эры карфагенский сенат послал для открытия и завоевания новых земель военачальника и флотоводца Ген-нона. Сообщение об этом походе сохранилось до наших дней. Оно написано на пуническом (карфагенском) языке и переведено позже на древнегреческий.

Флот во главе с Генноном насчитывал 60 галер с пятьюдесятью гребцами на каждой. Всего на судах находилось 30 тыс. человек. Цель экспедиции заключалась в поисках новых земель и захвате их с последующей колонизацией. Флот благополучно миновал Гибралтарский пролив и поплыл к югу в Атлантический океан. Продолжив плавание, Геннон обогнул мыс Солосит и направился дальше к югу, вдоль Сахары. Затем он достиг острова Керны (один из Канарских островов). Плывя дальше, Геннон прибыл к устью реки Херты (ныне р. Синегал), где встретил яростное сопротивление местного населения. Воины Геннона легко расправились с местными жителями, которые были вооружены только палками и камнями.

Путешествуя вдоль западного берега Африки, Геннон наносил на карту рельеф местности, очертания берегов, давал названия мысам и заливам. Один из заливов он назвал «Вечерний Рог», другой – «Южный Рог» (ныне залив Шерборо, расположенный рядом с Гвинейским заливом). Этот залив стал конечной точкой экспедиции Геннона. Недостаток в запасах продовольствия и усталость заставили повернуть назад в Карфаген. Но экспедиция прошла более 2 000 км. Ее результатом было создание несколько десятков колоний, тысячи километров освоенных территорий, а главное – подробная карта западного побережья Африки вплоть до современного Сьера-Леоне.

О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума – столицы Судана.

Путешествия и открытия велись всеми народами мира. Не составляют исключение в этом плане и такие центры человеческой цивилизации, как Китай и Индия.

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан.

Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль.

О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель.

Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов.

Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п.

В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия.

Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих.

Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни.

Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры

Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север.

Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой.

Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу.

Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы-ма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.

Труды Сыма Цяня частично переведены и изданы на европейских языках. Перевод на русский язык осуществлен Н.Я.Бичуриным. Он содержится в «Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (М., 1950).

Одним из первых китайских путешественников был Чжан Цянь, живший примерно во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Его путешествия подробно описаны Сыма Цянем.

Чжан Цяню было поручено заключение военного союза Китая с кочевым племенем юэчженей против гуннов. Отправившись с этой миссией, Чжан Цянь попал в плен к гуннам, где провел 10 лет. После того, как ему удалось бежать из плена, он отправился на запад, преодолел Центральный Тянь-Шань и вышел к озеру Иссык-Куль. Там он узнал, что юэчжени откочевали в Ферганскую долину. Но и в долине он не застал это племя, так как оно откочевало за пределы Бактрии, расположенной по среднему течению Амударьи. Отправившись туда, Чжан Цянь обнаружил это племя, но свою миссию не смог выполнить, так как к тому времени племя завоевало огромные территории, и было уже не в состоянии вести новые войны. Обратный путь Чжан Цяня пролегал через Памир, южную оконечность Такла-Макан, озеро Лоб-26

Нор. На границе с Китаем он вновь попадает в плен к гуннам. Только через два года ему удалось бежать из плена и вернуться на родину.

Совершая путешествия, Чжан Цянь постоянно вел записи. Им описаны Бухара, долина реки Или, степи Киргизии, территория современного Казахстана, расположенная к северу от Сырдарьи. Путешествие Чжан Цяня имело большое экономическое значение. По пройденному им маршруту на запад устремились китайские купцы. Они проникали не только в Среднюю Азию и в Индию, но и в Страны Малой Азии и Палестину.

Так же как и другие народы, древние китайцы имели географические карты, которые они составляли с особой тщательностью. Самые древние из сохранившихся карт относятся к правлению династии Хань (168 г. до н. э.). В 70-х гг. XX в. были найдены две карты, выполненные на шелке. Она из них чисто географическая, а другая – военная. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна во II в. н.э. Он впервые создал географическую сетку. А в III в. н.э. в Китае уже были утверждены официальные стандарты по изготовлению карт и существовало особое бюро по производству картографических съемок. Оттиски карт делали с деревянных клише.

Китайцы хорошо знали свойство магнитной стрелки. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Это приспособление называли «Синан». В Китае также применяли отвес – «указатель тени» для определения времени суток. Более того, у древних китайцев имелась географическая литература. К наиболее известным книгам относятся «Книга рек», «Книга о морях и горах», «Книга по географии Китая».

Значение Китая в социокультурном пространстве того времени было огромно. В летописи 166 г. до н.э. содержатся сведения о посещении китайскими купцами Римской империи и их встрече с императором Марком Аврелием Антонием. Китайские купцы проложили путь через Среднюю Азию, Ближний восток, Палестину к Древнему Риму, что дало начало «Великому шелковому пути». Но ближайшими торговыми партнерами Китая были народы, населявшие полуостров Индостан.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218?36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские.

В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

Таким образом, во всех основных цивилизациях древности активно совершались путешествия и походы с различными целями. Человечество развивалось и осваивало новые территории. Наряду с этим, менялся образ жизни, традиции, происходило взаимопроникновение культур. Каждая из культур самодостаточна и уникальна и в то же время не может существовать отдельно от других культурных центров. Каждая из древних культур положила начало современным культурным образованиям. Несомненно, что колыбелью всей европейской культуры является античная культура. Ей будет уделено особое внимание.

Сейчас трудно определить, когда человек впервые проявил способности к плаванию. Лишь найденные в наши дни различные наскальные рисунки (один из них обнаружен археологами в Ливийской пустыне) позволяют утверждать, что как минимум четыре тысячи лет назад люди умели держаться на воде без вспомогательных средств, умели преодолевать водные рубежи.

До наших дней дошло немало изречений древних философов. Так, слова знаменитого Платона свидетельствуют, насколько в Древней Греции ценили умение плавать: “Можно ли людям, которые являются противоположностью мудрого... плавать и читать не умеют, вверить службу?”

Не случайно в дальнейшем, подчеркивая никчемность того или иного согражданина, древние греки замечали: “Он не умеет ни читать, ни плавать”.

Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего (124-79 гг. до н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в течение шести веков у них совсем не было врачей”.
В Древней Греции и Древнем Риме плавание занимало важное место в военном деле. Однако первые школы плавания появились в древнеримских гимнасиях. И все же европейцы не были первооткрывателями плавания. Еще задолго до них умение плавать отличало специальные отряды ассирийских воинов, которые при форсировании рек использовали, судя по фрескам, способ плавания, отдаленно напоминающий современный кроль.

Безусловно, со времен глубокой древности плавание всегда было у людей в почете. Сегодня можно наблюдать, как у народов, живущих на островах и по берегам теплых рек, озер и морей, дети начинают самостоятельно плавать раньше, чем ходить.

В середине семнадцатого века на Японских островах появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. Сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как ни строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

Минули десятилетия. И сама жизнь заставила поднять вопрос о широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов - тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые состязания по плаванию. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблюдали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в недоумение. И вот почему.

Участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний - дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.

Участниками первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями - офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инструкция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира - определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

Человек научился плавать еще в далекие доисторические времена.

Как же это произошло? Сначала люди в поисках пищи собирали на мелководье съедобные раковины, ловили рыбу руками, глушили камнями и поражали ее копьями. Но постепенно человек все больше и больше осваивал водную стихию. Чтобы достать свою добычу с глубоких мест, он прибегал к помощи палок или веток, сорванных с дерева, и только со временем решился войти в воду и поплыть, да и то держась за древесные стволы.

По мнению ученых, первые пловцы появились на побережьях Средиземного и Черного морей в районах Ближнего Востока приблизительно 75 тысяч лет назад...

О том, какой сноровки в плавании достигли люди минувших тысячелетий, мы можем судить по дошедшим до нашего времени описаниям первобытных способов рыбной ловли и охоты на водоплавающих птиц, сделанным моряками и путешественниками, заставшими на островах и материках некоторые племена, продолжавшие жить в мире каменного века.

Не утратило своего значения плавание и в более поздние периоды жизни человечества. Греческий историк Геродот повествует о замечательном пловце древности Скиллиасе из Сикона, который вместе со своей дочерью Цианной совершил отважный поступок. Во время войны греков с персами в 480 году до нашей эры отец и дочь пробрались ночью в сильный шторм к стоянке вражеских кораблей и перерезали якорные канаты. Многие корабли были выброшены бушующим морем на прибрежные рифы. Скиллиас и Цианна проплыли более 5 километров.

Применение плавания в военных целях было хорошо известно в античном мире. Войска Александра Македонского отличались не только выносливостью в походах, но и умением хорошо плавать.

Уметь плавать было обязательно и в Карфагене. История сохранила сведения о походе на Рим знаменитого карфагенского полководца Ганнибала весной 217 года до нашей эры. Карфагенское войско отличалось закалкой. Четыре дня и три ночи шла армия Ганнибала по пояс и по грудь в воде по болотистой низменной реке Арно, форсируя вплавь непроходимые места.

Большого совершенства в плавании достигли римские воины. Например, на кораблях римского флота были специальные гильдии пловцов, которые производили ремонт подводных частей судов, вели разведку и доставляли вплавь полученные сведения. Знаменитые римские полководцы Гней Помпей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и особенно Кассий Лонги сами были хорошими пловцами и обучали искусству плавания своих легионеров. Римские воины могли в полном снаряжении переправляться через реки.

Но плавание, конечно, было нужно не только воинам.

В Древней Греции в гимнасиях, где воспитывались юноши, устраивались специальные бассейны для народа. Не умеющие плавать считались невеждами. Про невежественного человека говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать».

В Риме было очень много терм - бань с плавательными бассейнами. Шедевром искусства явились термы императора Валерия Аврелия Диоклетиана, воздвигнутые в эпоху поздней Римской империи - примерно в 302 году нашей эры. Эти термы поражали своим великолепием и размерами стометрового облицованного мрамором бассейна.

В мрачные времена средневековья плавание предается забвению. Люди не только не учатся плаванию - многие не пользуются водой даже в гигиенических целях. Особенно почитались среди христиан и считались угодными богу монахи, дававшие зарок никогда не мыться.

Во Франции при Людовике XIV во время празднеств во дворце устраивались роскошные водопады и фонтаны, но ими только любовались.

Однако и история средних веков знает выдающихся пловцов из простого народа. Навеки сохранилось имя изумительного пловца Песцы Коллы, которого современники называли «человеком-рыбой». Песце Колла родился в 1300 году на острове Сицилия в семье рыбака. С малых лет он добывал семье пропитание ловлей устриц, рыб и кораллов. Повзрослев, юноша целые дни проводил в море, вдали от берега, лишь случайно отдыхая на проходящих кораблях. Потом он стал своеобразным плавучим почтальоном. Даже в сильную бурю Песце Колла доставлял в кожаной сумке почту на Литарские острова, расположенные на расстоянии 50 миль. Трагическая гибель этого замечательного пловца явилась сюжетом для баллады Шиллера «Кубок», известной нам в переводе Жуковского с немецкого языка.

Только в эпоху среднего средневековья, в период рыцарства, плаванию снова стали придавать большое значение и оно вошло в число семи искусств, необходимых рыцарю, а в эпоху Возрождения плавание окончательно приобретает популярность.

Какими же способами плавали Грек Скиллиас, Кассий Лонги, Юлий Цезарь, Песце Колла и другие пловцы древности? Летописи, предания и легенды, повествующие об их подвигах, не сообщают об этом. Так можно ли теперь ответить на эти вопросы?

Оказывается, можно. Для этого надо познакомиться с экспонатами исторических музеев разных стран. Вот хранящийся в Британском историческом музее ассирийский барельеф, относящийся к 1200 году до нашей эры. На нем изображены преследуемые врагами воины. Они в полном боевом снаряжении переплывают реку. Двое из них плывут на надутых мешках, а один рассекает воду способом, очень похожим на русские «саженки» или кроль.