Следующем году нам предстоит большая работа. Вариант решения олимпиадного задания для учителей русского языка и литературы

16.10.2018

Андрей Воробьёв, перед тем как перейти к основной повестке, представил новых глав пяти муниципалитетов. Городским округом Зарайск теперь руководит Виктор Петрущенко, который показал себя эффективным менеджером в одном из успешных сельскохозяйственных предприятий.
Главой Солнечногорского муниципального района стал Владимир Слепцов, ранее проявивший себя в Сергиевом Посаде, Ярославле, Химках. Руководство Власихой доверили Альберту Алябьеву, служившему на различных должностях в частях Ракетных войск стратегического назначения. За развитие Краснознаменска взялась Виктория Коваленко, работавшая в сфере соцзащиты округа. И исполняющей обязанности главы г. о. Озёры назначили Аллу Черкасову, которая проявила себя, работая в этом муниципалитете и в Коломне.
Что касается повестки, то был вынесен один вопрос – итоги работы по ремонту дорог в 2018 году. Андрей Воробьёв отметил, что была проделана большая работа, которая не осталась незамеченной жителями Подмосковья, более того, впереди не менее плотная программа:
«3375 километров дорог отремонтировано – это рекордное количество. Мы выделили большие деньги, эта масштабная работа будет продолжена и в следующем году. Ещё одна важная особенность 2018 года – наша совместная программа с Москвой по приведению в порядок дорог к СНТ.
В 2019 году предполагаем в своей дорожной программе строительство большого количества тротуаров – около 200 километров».
В настоящий момент отремонтировано свыше 500 дорог региональной сети – почти 2 тысячи километров, ещё 2455 дорог протяжённостью 1321 километр было отремонтировано в муниципалитетах. Программа дорожного ремонта будет полностью выполнена до конца октября.
В рамках комплекса дорожно-транспортных работ в регионе производится помимо ремонта дорог обустройство тротуаров, замена остановочных павильонов, строительство линий наружного освещения. Более того, пристальное внимание уделяется территории автовокзалов и пассажирских автотранспортных предприятий.
В текущем году была проведена работа по асфальтированию грунтовых дорог, результатом стали 158 дорог протяжённостью 164 км. Практически завершено строительство более 90 дорог СНТ, что позволит комфортно добираться до своих участков 258 тысячам дачников.

Глава города Александр Ходырев:
– В рамках поручения Губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва за прошедшие четыре года мы выполнили огромный объём работ по ремонту дорог. Всего на балансе города находится 502 дороги площадью 1,3 млн. кв. м. Нам удалось капитально отремонтировать 899 тысяч кв. м, что составляет 70% всех дорог. Только в 2018 году было отремонтировано рекордное количество – 94 дороги. Из них в центральной части города – 48 дорог, в микрорайоне Юбилейный – 11, в микрорайоне Болшево – 14, в микрорайоне Первомайский – 9, в микрорайоне Текстильщик – 12 дорог. В следующем году нам предстоит реализовать крупные проекты по реконструкции улиц Тихонравова и Станционная, чтобы обеспечить свободный въезд и выезд в микрорайоне Юбилейный. Кроме того, в 2019 году нам предстоит огромная работа по реконструкции и строительству тротуаров. Эту программу мы уже начали, в 2018 году обновили около 50 тысяч кв. м тротуаров, ещё больший объём запланирован на предстоящий период.

Особенно ценно то, что ребята во время занятий журналистикой значительно повышают свой уровень знаний по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. А главное, у них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно. Также занятия во многом способствуют социализации школьников.
Как учитель русского языка, нацеленный на подготовку учащихся к выпускному экзамену, я уделяю особое внимание навыкам написания творческих работ. И с беспокойством замечаю, что в сочинениях и изложениях школьники допускают большое количество речевых и грамматических ошибок (например, «В зависимости, какие добродетели выберет человек...», «Язык гораздо точный показатель...» и так далее).
Чтобы предупредить подобные ошибки, развить у детей языковое чутье, обучить азам редакторской правки (этот навык поможет им находить недочеты в собственных творческих работах), я третий год веду в школе кружок журналистики. Часть занятий систематически посвящается работе с текстами. Буквально 5-7 минут так называемой лингвистической разминки помогают учащимся заметно углубить знания языковых норм.
Особенно эффективны задания, направленные на редакторскую правку текста: Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные, запишите все возможные варианты правки.
Для анализа предлагаются следующие примеры:
1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.
Дети подчеркивают «в Москве эпидемия... угрожает...». Как варианты нормы они записывают «Москве угрожает» и «в Москве эпидемия начнется...».
2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.
Нарушение сочетаемости, плеоназм «деликатно намекнул» заменяется на «деликатно напомнил о необходимости» или «намекнул на необходимость».
3. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.
Дети отмечают неверный выбор глагола в языковом клише и заменяют часть предложения с ошибкой на «справляешься с обязанностями». Как второй возможный вариант построения фразы дети записывают «как ты выполняешь свои обязанности».
4. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.
Здесь ребята исправляют ошибку во фразеологическом обороте «вершить судьбу». В качестве правильных вариантов они записывают «нашу судьбу вершил» или «нашими судьбами управлял».
Другое упражнение: Сравните предложения. Объясните стилистическую правку. Какие лексические и логические ошибки устранил редактор?
1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.
1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.
2. Владелец «москвича» Васечкин оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
2. Васечкин выехал в город на своем «москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
3. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.
3. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров удалось повысить.
Подобные логические нарушения ребята всегда воспринимают с улыбкой, с удовольствием принимают участие в обсуждении, предлагая свои варианты правки.
При работе с текстом важно верно подобрать синоним, чтобы не нарушить стилевое единство текста и избежать неоправданного повтора. Практиковаться в этом нам помогают специальные упражнения.
Подберите синонимы к словам и словосочетаниям: получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.
Слова для справок: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.
Это упражнение также позволяет учащимся вспомнить и сопоставить разные стили речи, в частности, официально-деловую лексику с нейтральной. Умение сопоставлять нейтральную лексику со стилистически окрашенной, подбирать синонимы из разных пластов лексики позволяет ребятам справиться с некоторыми заданиями ГИА, а также написать сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы подразумевает подбор «явлений лексики» для подтверждения высказывания лингвиста Г.Степанова о важной роли лексики в нашей жизни. Овладев навыками выявления выразительных средств в тексте, ученики могут привести в качестве примера-аргумента лексику различных пластов (научный, разговорный, просторечный, официально-деловой и т. д.).
Если целенаправленно развивать чувство языка, чувство стиля, умение обращаться с разными типами лексики, то написание сочинения-рассуждения, сочинения на лингвистическую тему, изложения или эссе не вызовет особых трудностей. Поэтому ряд упражнений направлен на работу с такими разделами языка, как лексика и стилистика. Подобрать точное слово, исправить стилистические ошибки, подумать над стилем и лексикой различных писателей - такие упражнения не займут много времени, но отточат стиль и язык журналиста, научат красиво и грамотно строить высказывания и создавать тексты.
Подобрать наиболее удачный синоним из ряда, казалось бы, очень близких по смыслу слов, помогает коллективное выполнение следующего задания.
Выберите нужное местоимение:
1. В пьесе М.Горького «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно.
2. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам.
3. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции.
4. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты.
5. (Каждый, любой, всякий) день приносит свои радости.
Тренируясь выбирать наиболее емкое и точное слово, учащиеся расширяют свой активный словарный запас, учатся различать оттенки смысла синонимов, что очень пригодится им при выполнении любых творческих работ, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ.
Следующий вид упражнений помогает ребятам избежать ненужных повторов в собственной речи. Предлагается прочесть предложение и заменить либо исключить слова с повторяющимися корнями, близкие по значению или полностью дублирующие друг друга (например, памятные сувениры, народный фольклор и т. д.). Такие упражнения можно давать ученикам 5-11-х классов. Основной принцип подбора материала - смысловая доступность для каждой возрастной группы.
Вот пример одного из упражнений на устранение речевой избыточности. Упражнение рассчитано на учащихся 7-9-х классов, хотя может быть предложено и более младшему возрасту, так как не содержит трудных для понимания слов.
Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.
1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.
Часто подобная избыточность связана с недостаточным пониманием школьниками используемой лексики. Например, витраж - картина из цветного стекла, эта семантика уже заложена в самом слове и не требует дальнейшего пояснения, которое дается в предложении (5).
Конечно, перед нами только несколько примеров упражнений, материала на занятиях гораздо больше. Создавая упражнения для лингвистической разминки, я обращаюсь к школьным и вузовским учебникам по стилистике, широко использую интернет-издания, предлагаю для анализа ошибки из сочинений и изложений самих учеников. Подобная практика дает ребятам возможность лучше прочувствовать структуру русского языка, сделать выводы о языковых нормах на основе выполненной работы. Как известно, правила, самостоятельно выведенные на практике, усваиваются наиболее крепко. Поэтому практическая работа, проводимая в рамках занятий по журналистике, видится мне очень эффективной и перспективной с точки зрения подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ. И чрезвычайно важной для овладения родным языком.
Что особенно важно, работа кружка дает результаты. Ученики, занимающиеся в «Мастерской журналиста», тесно сотрудничают со школьным изданием. Наша собственная редакция выпустила в свет три номера журнала «Шаги», в которые вошли статьи, написанные ребятами. В последних двух номерах в качестве редактора выступила ученица 8-го класса, которая сама готовила номера к выпуску. Кроме того, наш кружок сотрудничает с окружным молодежным журналом «Город М». В прошлом учебном году мы несколько раз получали задание от редакции газеты «Юго-восточный курьер», и юные журналисты успешно справились с этим заданием. Ученики ходили на интервью, посетили окружную художественную выставку-конкурс, о чем рассказали в статье, а также участвовали в пресс-конференции, посвященной работе Департамента молодежной политики, о чем тоже написали статью. Особым успехом деятельности нашего кружка можно назвать третье место на конкурсе «Юный журналист», проходившем в 2010-2011 учебном году в рамках окружного фестиваля «Одаренные дети».

Прим. ред. На сайте «Учительской газеты» в разделе «Методическая кухня» вы найдете другие материалы по теме.
Надежда Дагаева-Шейнина - об элективном курсе журналистики: www.сайт/method_article/328
Людмила Стефанович - пособие для юных журналистов: www.ug. ru/method_article/326

​Надежда ДАГАЕВА-ШЕЙНИНА, учитель русского языка и литературы Центра образования №641 имени С.Есенина, Москва

В избранное

Позднее об этом

  • 21 комментарий

    В уходящем 2013 году есть у нас несколько . Летом была начата экономическая амнистия. Да, она прошла в урезанном варианте, не все предприниматели освобождены, но, тем не менее, первый знак, первый сигнал всей правоохранительной системе дан.

    Следом мы подняли вопрос вместе с Госдумой о необходимости проведения амнистии для незащищенных слоев населения: это женщины, беременные и с маленькими детьми, престарелые, несовершеннолетние, инвалиды, тяжелобольные. И фактически всего несколько дней назад была объявлена вторая амнистия в этом году, что в принципе не свойственно для России. Эта традиция амнистии должна быть продолжена и в следующем году, и те, кто не попал под первые 2 амнистии, попадут под третью.

    Но самое главное достижение в развитии общественного контроля и работы общественно-наблюдательных комиссий, которые во всех регионах РФ отслеживают уровень соблюдения прав граждан в местах принудительного содержания, – это, конечно, вынесение на рассмотрение в Госдуму инициативы об обеспечении ОНК фото- и видеоаппаратурой с тем, чтобы они могли проходить в изоляторы временного содержания, в изоляторы ИК с фото- и видеотехникой и фиксировать имеющиеся там нарушения.

    По большому счету, везде мы открыто говорим о том, что, к сожалению, России в наследие от СССР досталась порочная тюремная система. Более 85-90% построек сегодняшнего ФСИНа – это наследие ГУЛАГа НКВД, на перестройку нужны реально триллионы рублей, а пока в бюджете таких денег нет, чтобы за 1-2 года это изменить. Но ситуация меняется, благодаря ОНК, и, конечно, если в следующем году у них появятся фотоаппараты и видео, общество и правительство узнают, что же реально происходит более чем в 500 российских колониях и 200 российских тюрьмах и следственных изоляторах. Я уверен, что деньги в бюджете найдутся, и общество поймет, для чего из бюджета надо вкладывать колоссальные средства в реорганизацию тюремной системы.

    Мы подводили итоги работы нашей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания. Первый год нашей работы мы посвящали в основном развитию общественного контроля за тюремной реформой и за тюрьмами. На следующий год мы поставили себе задачу также взять суды и судебную реформу под общественный контроль. Буквально в начале следующего года начнется работа над законопроектом, который введет определенные ограничения по срокам для содержащихся под стражей. Сегодня есть четкая регламентация сроков содержания под стражей следственно-арестованных: до 12 месяцев можно провести в суде по обвинению в тяжких преступлениях, по обвинению в особо тяжких можно содержать людей до 18 месяцев. А для тех людей, в отношении которых ведется судебное разбирательство, отменяются приговоры, возобновляются, для таких предельных сроков содержания нет, и есть примеры, когда между заседаниями суда люди находились в СИЗО по 2-3-4 года и более. Вот здесь в данном случае важно восстановить право людей на справедливое судебное разбирательство в разумные сроки, очень важно ввести максимальную планку сроков содержания в СИЗО на стадии судебного разбирательства.

    Также очень важно поднять тему реализации Указа президента Владимира Путина от 7 мая 2012г. под №601 п. Ф: установка вебкамер и осуществление онлайн-трансляций из судов. Мы выступаем активно за реальный общественный контроль за судами, и, я надеюсь, что в следующем году мы добьемся выработки и реализации федеральной программы по установке вебкамер во всех судах. И еще мы будем ставить вопрос перед депутатами по внесению изменений в УПК об отмене протоколов судебных заседаний и переводу всех судов на работу по стенограммам с тем, чтобы не было «человеческого фактора», не было ошибок, не было фальсификаций протоколов судебных заседаний. Чтобы стенограмма выдавалась автоматически сразу после окончания судебного заседания. Я уверен, что после реализации этих двух наших инициатив количество оправдательных приговоров вырастет в наших судах в разы.

    27.12.2013
  • 20 комментариев

    К сожалению, я не могу назвать утешительными. Ни одна серьезная реформа не проведена: ни в целом системы управления безопасности дорожного движения, ни ГИБДД, которая по-прежнему архаична и коррумпирована. Очень много репрессивных законов, которые ужесточают ответственность водителей, расширяют полномочия дорожных полицейских, ставят в отдельную зависимость от них. Эти новеллы малоэффективны с точки зрения безопасности дорожного движения, но все больше превращают наше государство в полицейское. Единственное светлое пятно на всем этом, но связанное не с деятельностью законодательных органов, а с подзаконными актами, это изменение регламента регистрации транспортных средств. Вот там действительно каждое нововведение можно приветствовать, потому что оно расширяет права и свободы граждан, добавляет дополнительного комфорта в их жизнь. Но это акт подзаконный, и к деятельности законодательных органов никакого отношения не имеет.

    Я бы отметил, что нет единой политики в государстве в целом и тем более в Госдуме. То одна точка зрения утверждается. Есть какая-то общественная реакция на законодательную инициативу, и она, допустим, негативная. Вносятся изменения. В том же самом Кодексе административных правонарушений в 12 главу изменения вносились каждые 2 месяца. Причем, подчас в одну и ту же статью: ее, казалось бы, изменили, а через какое-то время меняют снова. Это говорит о том, что норма принята слишком поспешно, без общественного обсуждения. Профессионализм там и не ночевал, что называется. Следствием этого становятся законы-«однодневки», или такие, что не выдерживают никакой критики ни с точки зрения юридическо-технической, ни с социально-политической.

    Откуда приходят идеи подобных законов? Это отсутствие полноценного юридического образования. Депутат, который в Комитете по конституционному законодательству курирует вопросы транспорта, имеет физкультурное образование. Это реальный факт. А когда нет базового правового образования, то кажется, что с законодательством можно обращаться очень свободно: одну норму поменял, потом вторую. Сейчас мы примем этот закон и ситуация сразу изменится к лучшему…

    Любой уважающий себя юрист понимает, что такое закон, как его сложно должно быть принимать, сколько надо разных факторов учесть, какие побочные последствия и т.д., и т.д. А тем более, когда речь идет о законе репрессивном, который ужесточает ответственность, несет за собой какие-то дополнительные ограничения прав людей. Но этого, к сожалению, нынешние депутаты не понимают, и это самый пошлый непрофессионализм.

    Та же тема расширения зоны платных парковок. Чисто юридическая вещь. На мой взгляд, нельзя устанавливать административные штрафы за неоплату парковки. И мы, я думаю, еще обязательно будем обсуждать этот вопрос в Конституционном суде. Речь не идет о нарушении правил остановки транспортных средств. Наоборот, пожалуйста, останавливайтесь. Фактически речь идет о гражданско-правовых отношениях: я вам предоставляю место, вы должны за него заплатить, но не заплатили. При чем здесь административный штраф? Это у меня как у юриста вызывает сильное негодование. Нельзя вводить плату просто за землю без оказания дополнительных услуг людям. Когда, стоянка оборудована, там есть шлагбаум, пожалуйста. Но когда просто объявляют платным то, что вчера было бесплатным, – с правовой точки зрения это очень и очень упречно.

Переговоры между МВФ и Кабинетом министров Украины идут полным ходом. Правда, проходят они в не совсем простой обстановке – пространства для маневра у украинского правительства немного, пишет в блоге НВ.Бизнес Олег Гавриш.

Дефицит госбюджета за первое полугодие составил 13 млрд грн, тогда как в прошлом году за этот же период он был вообще профицитным. То есть мы сработали в плюс, у нас были "лишние" деньги.

Кроме того, у нас фактически на $1 млрд снизились валютные резервы, и в конце августа страна вынуждена была дозанимать еще $720 млн на внешних рынках. При этом деньги Украине одолжили под 9% годовых. Тогда как раньше мы привлекали подобные займы под 7%, поскольку с нами работал МВФ.

Ситуация с каждым днем все хуже и хуже. Следующий год – это год Х, условно говоря, ведь нам предстоит вернуть очень много долгов. Почему так произошло? Есть целый ряд факторов.

Первый – это неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках, а также разрыв между большим импортом и меньшим экспортом. За последние месяцы наш экспорт снизился на 20%, в том числе, и по независящим от нас причинам.

Например, мы лишились достаточно большого объема поставок металлопродукции из нашей страны за рубеж из-за того, что Россией фактически был перекрыт проход судов через Азовское море. Нагло и беззаконно на основании того, что РФ строит мост в оккупированный ею же Крым.

Еще одна причина – именно в этом году в Украину завезли значительное количество импортных автомобилей на так называемых "еврономерах". По ним не уплачены все необходимые пошлины, сборы и т.д. То есть эта ситуация также повлияла на доходы бюджета.

Кроме того, возникли достаточно серьезные проблемы, связанные с оттоком рабочей силы. Многие люди поехали работать в Польшу, Венгрию, стираны Восточной Европы. Как следствие, государство получает гораздо меньший объем налогов. То есть эти люди внутри страны налоги как таковые просто не платят. Поэтому у нас проблемы с бюджетом.

И при этом у нас нет запланированного нами же кредита МВФ. Он необходим для пополнения валютных резервов, которые снизились на фоне растущего спроса населения на доллары. К примеру, в июле украинцами был куплен рекордный объем наличной валюты.

Все эти факторы не оставляют правительству пространства для маневров.

У МВФ есть несколько требований. Часть из них – совершенно понятные требования по Антикоррупционному суду. Но что касается стоимости газа – для населения такие требования малоприятны, хотя в целом-то справедливы. Действительно, должен быть паритет, – цена газа для граждан должна быть такой же, как и для промышленности. Газ для внутренних потребителей должен стоить столько же, сколько и импортный, для того, чтобы его было выгодно добывать внутри страны.

Есть у МВФ и требования другого рода. Такие как сокращение бюджета, его расходов, нежелательное повышение зарплат госслужащим, минимальной зарплаты, пенсий и т.д.

Правительству, скорее всего, придется пойти на все эти условия, если они хотят наконец получить этот кредит. Потому что если Украина его не получит, то в любом случае у нас будет большая "дыра" в бюджет, скорее всего, начнется затяжной экономический кризис, и украинская экономика просто сложится, как карточный домик.

Итак, мы полгода жили на широкую ногу, хотя при этом у нас были довольно серьезные проблемы в экономике.

Чтобы разрешить эту достаточно негативную для Украины ситуацию, придется действовать, идти на уступки МВФ. Дальше тянуть уже некуда – нам эти деньги действительно нужны. Да и, отступать Кабмину особо некуда. Пожалуй, это самые сложные и неприятные для Украины переговоры с кредитором за последние несколько лет.

Підписуйся на сторінки UAINFO у

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль.

Человек... (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им... (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он... (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он... (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь... (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, ... (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он... (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, ... (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может... (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для... (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание.

1. На месте небольшого завода... (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть... (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал... (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила... (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух... (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в... (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже... (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров... (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно... (любому, всякому, каждому), что даже самые... (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) ... условия работы еще не... (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось... (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни... (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот... (недостаток, порок, дефект) в детали можно... (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса... (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле... (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на... (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.



В случае неправильного выбора слов исправьте предложения (примеры из художественных и публицистических произведений).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Найдите причины нелогичности, абсурдности высказывания в предложениях. Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.

1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 3. Балерина создает проникновенный образ Жизели - от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 5. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело - производить молоко, выращивать скот и птицу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

Проанализируйте причины недостаточной информативности предложений, отредактируйте текст.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.