Бхакти, джняна, карма, раджа йога: разные типы йоги для разных ступеней эволюции человека. Е.Жданова

Бхакти йога это учение, которое естественным образом ведет искателя к Богу путем любви и преданности. Лишь мгновение тотальной самоотдачи дарует вечную свободу. По словам Нарады, Бхакти это напряженная любовь к Богу, когда преданный пропитывается ею, он больше не испытывает ненависти и любит все.

Но эта любовь возможна тогда, когда утратился интерес к земным выгодам, если человек захватывается объектами чувств, такой любви он не ощутит. Нарада говорит, что бхакти выше кармы и , потому что первые это только средство, а бхакти включает в себя как средство, так и цель.

Великое преимущество бхакти йоги в том, что этот метод самый легкий на пути освобождения, но есть и недостаток, который заключается в том, то бхакти в низших своих формах перерастает в откровенный фанатизм. Большинство фанатиков различных религий и верований зачастую практикуют низшую из форм бхакти.

В каждой религии есть последователи, которые через свою тупость и ограниченность так восхищаются одним проявлением Творца, одной из его форм, что другим объявляют войну. Их слепая привязанность (ништха) зажигает в сердцах последователей нечто похожее на любовь, но в целом это похоже на то состояние, когда эго присваивает себе очередной объект.

По этому люди, которые сильно привязаны к одной из форм , которые создали в своем уме какую либо концепцию поклонения, которые всем сердцем любят Господа, становятся сами не свои когда слышат представления других людей о Боге, религии, поклонении и прочем. Такая любовь похожа на поведение собаки при людях, вот только пес может различить хозяина, когда он облачился в новые одеяния, а ум фанатика, увы, нет. Такие люди очень эмоциональные натуры, в большинстве случаев в разговоре они обращают внимание на личность собеседника, а не на ту информацию, которая излагается.


Но такая опасность присутствует только на низших формах бхакти, а именно в подготовительной ее части, большинство людей ее легко проходят без ощутимых трудностей. Когда бхакти созревает и перерастает в более высшую свою форму, то можно не бояться проявлений фанатизма, так как душа сблизилась с Богом и в сердце преданного нет места ненависти.

Как птице необходимы два крыла чтобы летать и хвост чтобы управлять полетом, так и человеку, стремящемуся к Богу необходимы Любовь (Бхакти) и Знание (Джняна) и Йога, как инструмент поддерживания равновесия. Человек, в котором эти два элемента слиты, представляет собой весьма гармоничную личность, идеальное сочетание знания и любви считается большой редкостью.

Редко кому счастливится обладать двумя крыльями сразу, многим приходится ограничиваться только бхакти. говорил, что различные формы и обряды поклонения конечно же необходимы душе для совершенствования, но они нужны лишь для того, чтобы вызвать определенное состояние в поклоняющихся, а именно более сильную любовь к Богу.

Учителя джняны и бхакти по разному смотрят на бхакти йогу, но одинаково соглашаются с ее силой. Джняни видит в бхакти только лишь орудие для достижения освобождения, в то время как бхакта видит в ней как орудие, так и цель. По сути большой разницы нет. Если бхакти использовать как орудие, то она будет низшей формой поклонения и, соответственно, переходом к более высшим ее проявлениям, а они по сути не могут отделяться друг от друга, низшая и высшая формы бхакти есть одно.

Многие люди обращают внимание на форму, а не суть, большинство привязано к своей определенной форме поклонения Господу, и многие забывают, что настоящее знание всегда связано с совершенной любовью, они всегда вместе, даже кода о любви не говорится.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Свами Шивананда писал, что бхакти – это тонкая нить любви, которая связывает сердце преданного с лотосовыми стопами Господа, это величайшая привязанность, спонтанное излияние бескорыстной, божественной любви. Бхакти йога – общение с Богом посредством преданного служения.

«Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению всё сознание человека сосредотачивается на Мне, он вступает в царство Бога».

Бхагават-Гита

Бхакти-йога – это высший путь, к которому неизменно стремятся мудрецы и который всегда оставался предметом их размышления. Это йога религиозного пути, наставляющая нас к Спасению. Она стирает различия между религиями, оставляя только саму их идею.

Знаменитый проповедник Бхакти, Рамакришна, бывший учителем Абенанды и Вивекананды, говорил, что принадлежит ко всем мировым религиям, принимая их таинства. Больше десяти лет своей жизни он потратил на то, чтобы вновь и вновь подвизаться в каждом из мировых верований. В конце каждого пути он приходил к одному и тому же состоянию – к экстазу, составляющему сущность всех религий.

Рамакришна наставлял учеников, что каждая из них ведет к Высшему Постижению.

Этот путь особенно актуален для современного мира. Когда в йогине пробуждается Кундалини, он постигает истинную Бхакти – божественный экстаз и всеобъемлющую любовь.

Мастера учат, что Карма йога помогает обрести психические сверх-силы, но лишь в том случае она ведет к познанию Бога, если человек направляет себя по пути Бхакти-йоги.

Ее нельзя считать доступной всем людям, несмотря на то, что Рамакришна считал Бхакти-йогу одним из самых легких путей, поскольку она требует самоотречения и отказа от привязанности ко всему земному. Иными словами, этот путь подходит человеку определенного душевного склада.

Бхакти-йога имеет общие черты с , однако в отличие от последней, также сосредотачивающейся на медитации, объектом созерцания она видит не человеческое «Я», а Бога.

Очень важно понять, что если практиковать Бхакти-йогу в отрыве от других путей, то она может обрести огромную силу, но человек, вероятно, потеряет возможность пользоваться ею. Это становится понятно на примере Рамакришны, пережившего самадхи несколько раз и после оказавшимся совершенно неспособным заботиться о себе самостоятельно. Однако мудреца это не испугало – он понял, что о нем заботится кто-то другой.

Следует также понять, что на низком уровне эта йога способна вырождаться до фанатизма, всепоглощающей страсти к своему предмету любви, которая бесконечно ценна сама по себе, но может стать предлогом для возникновения ненависти ко всем остальным религиям. Любовь к своему идеалу никогда не должна порождать ненависть и нетерпение к идеалам других!

Эта опасность возможна только на подготовительном, нижнем уровне Бхакти (гауни). Когда йогин достигает высшего уровня (пара) – фанатизм уже невозможен, душа источает только любовь.

Что такое Бхакти-йога?

Бхакти йога – это общение с Господом посредством любви и преданности. Она подразумевает связь человека с Кришной и возобновление вечных отношений с ним.


Первый шаг на пути Бхакти – признание величия Бога. Последнее всегда содержит слугу, само служение и принимающую сторону.

Бхагават Гита говорит, что этот путь всегда превосходит , и , а в Бхагават Пуране написано, что Бхакти – это стадия совершенства, которая стоит выше, чем мокша (освобождение).

Не будет преувеличения, если сказать, что она является необходимой частью и дополнением к любому верованию и «введением» в религию для каждого непосвященного: «Отвергни все виды религий и просто предайся мне. (Шримад Бхагават Гита)».

Это значит, что быть религиозным человеком, не значит принять христианство, буддизм или иудаизм, но принять Господа, Абсолют, отрицая относительные истины.

Существует девять процессов преданного служения: слушание, воспевание, памятование, служение, поклонение, вознесение молитв, исполнение приказаний Господа, становление дружеских отношений с Господом, полное предание себя.

Интересно, что последователи Гьяна-йоги рассматривают любовь как способ освобождения, а проповедники Бхакти-йоги считают ее и средством, и самой целью. Вероятно, на более низком уровне Бхакти может использоваться как «инструмент», но на высоком – она становится вершиной пути.

Основная цель Бхакти-йоги

Бхакти-йога не предписывает, подобно другим путям, отклонения от материального мира, она требует всего лишь временного отказа он него для достижения высшей цели.

Основная цель данной йоги заключается в воспитании и приручения эмоций, которые подчиняют себе все прочие чувства. Также она развивает и совершенствует религиозные чувства у тех, ощущает их недостаток. Это активный путь, требующий инициативы.

Каждый человек, чтобы приблизиться к наитончайшим составляющим Абсолюта, познать его со всей ясностью, должен «утончать» свою душу и отказать себе в проявлении грубых эмоциональных состояний, ибо эмоции являются состояниями сознания. А йогин, желающий приблизиться к Абсолюту, должен взращивать себя в качестве духовного сердца.

Сияние Господа освещает все Вселенные, он исполнен всех трансцендентных качеств и всех богатств. Тот, кто в совершенстве познал эти истины, становится высшим йогом. И этого уровня позволяет достичь только Бхакти-йога. Все остальные пути существуют для того, чтобы приблизиться к нему.

Каждая культура имеет свой ответ на вопрос, кто такой Бог. В любой стране есть свои религиозные устои и традиции, в зависимости от ее истории и вероисповедания. В последнее время культура Индии набирает популярность, хотя ее обычаи и традиции непонятны человеку, выросшему среди европейского населения. Поговорим, что такое бхакти-йога для начинающих, и какие принципы вмещает в себя данная религиозная философия.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает - «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом. В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу - гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей. В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме - Моисей, в мусульманстве - Мохаммед.

Бхакти - йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре - это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

  • Карма йога;
  • Джана;
  • Раджа.

Разновидности Бхакти как философского учения

Бхакти не рассматривается в качестве единого цельного философского течения, религии. Она включает в себя множество сект, но все они признают одного Бога -творца и относятся уважительно, или по крайней мере толерантно к другим религиям.

Философы Индии разделяют Бхакти на две большие группы:

  1. Приверженцы первой из них почитают единого Бога - абсолюта, всего что он создал и в чем растворился. Эта разновидность именуется, как Пара Бхати, но она не слишком распространена в связи с духовными ограничениями, принятыми на территории Индии.
  2. Вторая группа - гауни Бхати, получившая более широкое распространение и понимание. Оно включает в себя любовь к одной из ипостасей верховного Бога -Вишну. В этой форме, философы видят источник разногласий и общественных конфликтов, так как она легко перерастает из веры в фанатизм.

Движение бхакти

Движения бхакти поклоняются одному из индийских богов, почитая его как верховную ипостась высшего разума. Это могут быть:

  • Кришна;
  • Вишна;
  • Шива;
  • Шакти.

Каждое из движений привнесло свой вклад в развитие индуисткой культуры в целом, отражая эмоции и мировоззрение жителей страны и присутствуя в каждом этапе ее исторического развития.

В отличие от философии, меняющей мировоззрение и образ того, как человек мыслит, бхакти призывает его к самому светлому и естественному из чувств, переключая внимание с материальных объектов и целей к высшей ступени осознания собственной сути и служению Богу, основанном не на страхе и подчинении, а на любви.

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада - мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары - двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар - самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары - поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара - в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва - индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева - древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка - теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья - именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна - был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда - его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.

Бхакти и кришнаизм

Поклоняющиеся Вишну разделяют бхакти на девять частей. Чувство любви для них постигается через:

  1. Шравану - чтение текстов, преданий о Боге с постоянным восхвалением и произношением божественных имен.
  2. Киртану - славление деяний Бога и его имен.
  3. Смарану - постоянную медитацию, направленную на характеристики Бога, как духовного существа, его имена и совершенные дела.
  4. Пада- севану - глубокое индивидуальное чувство служения Творцу.
  5. Арчану - поклонение статуе или изображению Бога.
  6. Вандану - молитву.
  7. Дасью - вид служения, через которое Бог сможет удовлетворить свои потребности.
  8. Сакхью - проявление дружеских чувств к Творцу на глубинном духовном уровне.
  9. Атма-неведану - полное предание себя духовному Богу.

Бхакти и ортодоксальные индусы

Известно, что в Индии принято многобожие. Бхакти признает одного Бога - творца, единого со всем живым миром, выступая одновременно против принятого в этой стране кастового разделения, встречая сопротивление и непонимание со стороны тех, для кого приемлемо привычное классовое неравенство.

Те, кто принадлежит к самым низшим из каст, напротив, полностью принимают учение, открыто и восторженно воспринимая ее. Такой же путь прошло и христианство, когда встречало нетерпимость сторонников иудейской веры. Учение оказало огромное влияние на развитие культуры в стране, оно воспевается в религиозных и литературных произведениях.

Высшая цель учения

Вера, религия, церковь, религиозная секта всегда преследует какую-то высшую из целей человеческой жизни, проповедуя ее в кругу единомышленников. Высшей целью бхакти является установление связи человеческой души с духовным существом, и обмен энергией любви в рамках нематериального уровня. Тело подчиняется душевным требованиям и потребностям. Бхакти дает последователям более глубокие ощущения и чувства, чем те, что приняты в условиях современного общества.

Основные принципы

Подвижники бхакти, как и другие религиозные люди, обязаны соблюдать ряд ограничений, хотя здесь нет таких жестких правил, как в других религиях. Основные из них:

  1. Разрешено питаться только овощами и фруктами. Мясо, рыба, яйца - запрещены.
  2. Нельзя принимать наркотические, алкогольные вещества. Чай и кофе, также под запретом, наряду с табаком.
  3. Последователям запрещено иметь дело с азартными играми и картами.
  4. Нельзя вступать в сексуальные отношения до заключения брака.

Связь Бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов Рупи Госвами разделил любовь на пять основных форм, и назвал их «бхавой». Бхакти включает в себя такие формы любви:

  • Шанту - нейтральную;
  • Дасью - полное подчинение;
  • Сакхью - дружескую любовь;
  • Ватсалью - родительскую любовь;
  • Мадхурью - состояние влюбленности

Йог выбирает одну из пяти форм любви, признавая абсолютную возвышенность Творца и его величие.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам - центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Бхакти-йога - путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило - точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского самосовершенствования и самопознания.

Чувство бхакти и неведение

Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Когда бхакти «забито и забыто»

Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Бхакти – наивысшее наслаждение

Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь. Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему.

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Кто для тебя Бог?

Отношения с Абсолютом – это, пожалуй, самое интимное, что только есть у человека. Никто не сможет навязать нам позицию преданного слуги или восторженного сына для Бога. Эти отношения мы имеем здесь и сейчас. Нам не нужно их устанавливать. Нам следует их осознать.

Спорить об истинной сути Абсолюта, доказывая, что он такой-то и ни в коем случае не сякой – занятие, мягко говоря, странное. Каждый человек – безграничная Вселенная. И его отношения с Абсолютом – уникальны и неповторимы. Здесь нет совершенно универсальных правил. Каждому предстоит разобраться в этом вопросе самостоятельно.

В текстах по йоге указывается, что Бог может стать для человека лучшим другом, братом, возлюбленным, господином, отцом и вообще, кем угодно. Все зависит прежде всего от того вектора, который изберет сам человек.

Абсолют он на то и Абсолют, чтобы быть всем во всем и не иметь никаких ограничений. Осознать свои отношения с ним – это очень и очень разумная затея.

Когда бхакти раскрыто в сердечной чакре, этот поток сам вынесет человека на высочайшие уровни самоосознания. Тогда человеку действительно не нужны никакие другие практики – достаточно будет довериться Абсолюту.

Но для очень многих людей такое состояние – недостижимый идеал. Мы настолько полны грязи и настолько запутались в неведении, что разбудить собственное бхакти бывает весьма и весьма сложно.

Все йоговские техники так или иначе очищают человеческие структуры. Физические упражнения и дыхательные практики выводят токсины из организма, чистят энергетические каналы и активируют потоки праны (космической энергии). Медитации успокаивают разум, устраняя негативные мыслеформы и тенденции. Все йоговские практики рано или поздно раскрывают внутренне состояние бхакти и открывают путь к наивысшему счастью.

Практика

Учителя Бхакти-йоги рассказывают о двух основных этапах практики. Поначалу, человеку предписывается выполнять определенные техники по четким предписаниям, не имея внутреннего понимания их значения. Но потом, с течением практики, человек вдруг начинает понимать, что то, что до этого он делал больше механистически, обретает внутренний смысл и силу. Так раскрывается поток бхакти. Когда это случается, все предписания и внешние ритуалы могут быть отброшены. Для такого человека единственным критерием в его практике Бхакти-йоги будет исключительно внутреннее ощущение. На этом этапе напрочь пропадает потребность в посредниках между человеком и Абсолютом.

Одним из самых действенных методов бхакти-йоги является джапа-медитация – повторение мантр. Каждый человек может начать делать эту практику.

Также очень эффективная методика – созерцание образа божества (Тратака ).

Ну и, конечно же, молитва. Нет ничего более действенного на пути Бхакти-йоги (и не только), чем искренняя молитва, исходящая из самого сердца.

Бхакти-йога - это удивительное направление йоги, которое предполагает глубинную внутреннюю связь с одним из проявлений Бога. Само слово бхакти можно перевести на русский язык как любовь и преданность – именно такие чувства йога этого направления и учит нас посылать Творцу. В памятниках древней индийской литературы этот вид йоги ставится выше, чем такие популярные ответвления, как джнана-йога, раджа-йога и карма-йога.

Бхакти-йога: особенности

Практическая философия, такая как йога, не только требует выполнения асан и медитаций на внешнем плане, но и предполагает принятие понятий йоги. Для этого следует ознакомиться с азами, которые донесли до нас древнейшие ведические книги.

Считается, что Бога раскрывают три аспекта:

  1. Низший аспект именуется Брахма джьёти и подразумевает духовное сияние с божественным.
  2. Второй, промежуточный аспект – сверх-душа, или локализованная параматма. Считается, что в самом сердце, возле души любого живого существа, есть и эта сущность.
  3. Третий, наивысший аспект – именуется Кришной или Верховной личностью Бога. Она - причина всех причин.

Многих из тех, кто поверхностно знаком с бхакти-йогой, пугает слово Кришна (а оно, кстати, в переводе с древнего языка – санскрита – несет значение вечного источника наслаждения). Обращаясь к ведическим книгам, можно узнать, что современной эпохе предрекали разнообразие неполных религиозных систем, каждая из которых выделяет и подчеркивает только отдельные качества Кришны. Эти системы можно классифицировать по их уровню в зависимости от их содержания. Бхакти-йога направлена не на мелкие ответвления, а на служение верховному божеству.

Подробнее вникнуть во все тонкости помогут курсы «Бхакти программ», которые проводятся практически в каждом городе.

Бхакти-врикша: для единомышленников

Если вы всерьез увлечены йогой, есть смысл примкнуть к бхакти-врикше – небольшой группе людей, которые еженедельно собираются вместе для обсуждения различный вопросов, связанных с практикой йоги.

Обычно в такие группы входят учителя (проповедники) бхакти, или попросту лидеры группы, которые помогают человеку утвердиться в правильности своего выбора и обратиться к служению Кришне. Именно на них лежит ответственность за то, как именно проходят занятия. Существует даже особый учебник, который называется «Ветви бхакти». Эту книгу в таких группах очень чтят и считают руководством.

Бхакти-музыка и занятия

Зачастую йога неотделима от особого звукового сопровождения, и это ответвление не является исключением. Для занятий, на которых проходят медитации, необходима бхакти-музыка, которая помогает настроиться на нужный лад. Популярностью пользуется альбом «Bhaishjaya»: Medicine Buddha and other Mantras in «close harmony», в который входят следующие композиции:

Эта музыка и мантры способствуют гармонизации души человека и его укреплению в своей вере. Бхакти-йога подразумевает ежедневное повторение особых мантр – так называемая джапа-медитация. Необходимо сделать четки для медитации, включающие в себя 109 бусин – они помогут читать мантру, не сбиваясь со счета 108 раз – последнюю бусину принято пропускать.

Именно для того, чтобы повысить концентрацию на произносимых словах, и нужна музыка, которая позволяет достичь нужного состояния мыслей. Такая медитация позволяет восстановить ранее утраченную связь с Богом. Важно, что при этом не нужно ни покидать семью, ни отрываться от обычных дел или работы – медитировать можно в любой удобной обстановке, а не только в группе единомышленников.