— В то время приоритетом был материальный мир? Вершина практики — видение десятого знака.

3 комментария

Кундалини йога для похудения стала применяться не так давно и обрела свое место в средствах для избавления от лишнего веса и нормализации работы систем организма благодаря тренеру музыканту Алексею Владовскому. Созданный им видеокурс, в котором гармония и похудение являются связующими звеньями, набирает популярность среди желающих сбросить лишние килограммы.

Смысл кундалини йоги

Целью таких занятий является совершенствование физического и духовного развития, приобретение навыков достижения внутреннего умиротворения, что непременно должно привести к оптимизации работы внутренних органов и способствовать самостоятельному исцелению. Занятия, которые практикует кундалини йога, предполагают погружение в медитацию, чтобы активизировать внутренние силы организма.

Кундалини йога для похудения использует в своей основе дыхательную гимнастику, дополненную физическими нагрузками. Применение системы предполагает основные этапы:

  • проведение медитации и разминки,
  • упражнения под названием «крийя»,
  • время для релаксации,
  • медитирование,
  • завершающий этап занятий при помощи благословения.

Набор упражнений йоги, посредством которого достигается гармония души и тела, был первоначально разработан преподавателем йоги по имени Бхаджан. Выполняется комплекс действий в строгой системе. По своему составу набор упражнений может состоять из несложных для выполнения и коротких по времени действий, но бывает и продолжительным. В кундалини йогу входят энергетически сложные действия, а также дыхательная техника.

Кундалини йога укрепляет нервы и улучшает деятельность эндокринной области.

Основные навыки для йоги

Для процесса похудения йога использует в упражнениях особую технику дыхания, основанную на владении диафрагмой. Обладая этой техникой, можно ускорить обменные процессы, за счет чего происходит более быстрое сжигание жиров, поступивших в организм. Освоение навыков диафрагмального дыхания помогает справляться со стрессами. Дыхательная техника - фудамент всей кундалини йоги.

С целью научиться правильно наполнять и освобождать легкие во время занятий и медитации, тренируются в положении «лежа», расположив руку в области диафрагмы. При вдохе живот поднимается вверх, а диафрагма направляется вниз. При выдохе все происходит наоборот: диафрагма подталкивает воздух к выходу из легких, поднимаясь в высоту, а живот спускается ближе к позвоночному столбу.

Урок №6. Кундалини-йога для похудения с Алексеем Владовским. Детоксикация.

Йога для похудения 🌻 Упражнения для похудения и снижения веса ⭐ Как быстро похудеть

Короткий комплекс йоги - Как похудеть, выполняя всего 3 упражнения!

Кундалини-йога (для активации жизненной энергии)

Техника дыхания в йоге предполагает вдохи и выдохи в замедленном темпе, по десять секунд каждый, что не должно вызывать ощущения недостатка воздуха. Дыхательные упражнения делают на протяжении трех минут, увеличивая постепенно время до 10 – 11.

В случае если при дыхательной гимнастике Вам мало воздуха, следует снизить временной интервал для вдохов и выдохов.

После приобретения навыков дыхательной техники, можно приступать к тем упражнениям, которые позволяют похудеть, занимаясь кундалини йогой.

Как похудеть с йогой

Продолжительность занятия для снижения веса – от часа до полутора, из которых до 10 минут уделяется разминке, до 45 минут – всему комплексу, до четверти часа - на релаксические упражнения, до получаса - на завершающую медитацию. Для того, чтобы избавиться от лишних килограммов кундалини йога включает в себя следующие упражнения.

  1. Занятие для позвоночного столба. Садятся на пол и подгибают под себя колени, при этом руки располагаются на бедрах. При вдохе прогибаются вперед, грудная клетка поднимается, при выдохе прогибают спину в противоположном направлении. Повторяют это упражнение на протяжении 108 подходов, завершая на обычном вдохе. Эффективность такого упражнения, прогибающего позвоночник, хорошая, но результат требует времени.
  2. Скручивание тела. В положении «сидя», обхватив себя руками за плечи, при этом большие пальцы - на спине, а другие – со стороны груди, на вдохе скручивают тело налево, а на выдохе – в противоположном направлении. Повторяют скручивание 26 раз, делая после него минутный перерыв.
  3. «Медвежьи качели». В области сердца руки смыкают в замок и поднимают и опускают локтевые суставы по очереди, создавая образ перекидных качелей. Делают упражнение в 26 подходов, отдыхая после него на протяжении полминуты.
  4. Движение плечами. Во время вдоха плечи поднимаются вверх, при выдохе возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяют на протяжении двух минут, после чего в течение 15 секунд приостанавливают дыхание и расслабляют плечи.
  5. Вращательное движение головой. Делают по пять медленных оборотов по направлению вправо и влево.
  6. Захват. В области шеи руки смыкают в замок, делают вдох и задерживают дыхание. Сомкнутые руки поднимают над уровнем головы. На выдохе возвращаются в первоначальное положение. Так повторяют дважды.
  7. «Крийя». При таком упражнении садятся на пятки, сомкнув колени вместе и держа руки над головой. Ладони соединяют, переплетая пальцы, при этом указательные направлены вверх. Для мужчин правый находится сверху левого, у женщин – наоборот. Втянув на «раз» мышцы живота в области пупка, расслабьтесь на «два». Делают упражнение на протяжении трех минут, соблюдая энергичный темп, после чего расслабляют организм, лежа 15 минут на спине.

Правила выполнения упражнений

Кундалини йога предполагает выполнение комплекса упражнений в соответствии с определенными правилами, чтобы достигнуть наиболее лучшего результата, совершенствуя свое тело и формируя точеный силуэт.

  • Задерживать дыхание необходимо без напряжения, набирая достаточно количество воздуха на вдохе и расслабляясь на выдохе, сохранив прямым позвоночник.
  • Дыхательные упражнения делают медленно, предотвращая возникновение головокружения. В противном случае следует делать перерывы.
  • Для новичков возможно отступить от общих правил, сократив продолжительность занятия и добавив время отдыха. Так, если предполагается 108 повторов, их можно уменьшить до 26, а время между ними увеличить до двух минут.

Кундалини йога справляется с избыточными килограммами за счет постоянной нагрузки на мышцы. Действует она во многих направлениях, нормализуя влияющие на избыточный вес пищеварительную и эндокринную системы, ускоряя процессы метаболизма, отстраивая правильную работу гормонального фона.

Существует много разных видов йоги. Кундалини йога относится к йоге Осознания. Человек учится осознавать свой потенциал. Многое из известного вам имеет неизвестных потенциал и Ваше право узнать его. Почему Вы не познали свой потенциал до сих пор? Потому что у вас не было метода. Кундалини йога как метод была оставлена для нас великими учителями и сегодня находится в нашем распоряжении.

Из лекций и бесед Йоги Бхаджана (1969 год)С благословения моего Учителя, я осознал, что возможно быть здоровым счастливым и праведным, оставаясь при этом членом общества. Но для этого вам нужна энергия, чтобы ваш мертвый компьютер ожил, и давал вам побудительный сигнал, и рассчитывал для вас все, что вы хотите совершить в этом мире. Согласно древнему Учению мы называем ее Кундалини, которая заперта в муладхаре - самой нижней из чакр или лотосов.


Все это - плод воображения. Об этом написаны великие книги. И эти книги сбивали меня с толку на протяжении многих лет. И тем не менее я понял, что все эти чакры или круги, как мы называем их, заставляют нас ходить по такому количеству кругов, что мы вообще не можем выбраться из них и чего-либо достичь. Однако существует метод, позволяющий установить непосредственную связь нашего компьютера с Ним, Величайшим Компьютером, и тогда все наши проблемы будут решаться автоматически. Этого не произойдет до тех пор, пока духовный нерв не пробьется через блок в муладхаре и затем, поднявшись вверх, не достигнет того положения, которое даст вам сверхсознание в сознании.

Мы должны создать напор праны и смешать ее с апаной и, таким образом, когда две сольются вместе, вы создадите тепло в праническом центре. Этим теплом праны вы можете создать напряжение в Кундалини или нерве души, свернутом в три с половиной витка над муладхарой (“кундал” означает локон волос возлюбленного, а отнюдь не пресмыкающееся или змею). Это разбудит ее, и она сможет пройти через воображаемые чакры и проникнуть сквозь джаландхара бандха (шейный замок), последний блок в позвоночнике на пути энергии к голове.

Теперь позвольте мне описать несколько понятий. Прана - это жизненная сила атома. Апана - это очищение или сила очищения. Эти две силы, позитивная и негативная внутри нас, управляемые Пингалой и Идой , которые являются правой и левой. При помощи силы и знания Кундалини йоги мы можем соединить их вместе и под их воздействием поднять Кундалини. Проходя через центральный нерв или Сушумну она достигает высшей чакры, и это открывает перед нами знание будущего. Психическая сила человека активизируется. Теперь он может знать окружающую его реальность во всей полноте и является благословенным существом.

После того, как вы глубоко вдыхаете прану (до пупочного центра) и втягиваете апану посредством корневого замка (вверх до пупочного центра), они смешиваются в пупочном центре, известном как набхи чакра , на четвертом позвонке. По мере пробуждения Кундалини ощущается жар, и этот жар является нитью накаливания Сушумны или центрального спинного канала, подожженной слиянием праны и апаны. Под набхи чакрой энергия выходит из пупка и идет в ректум или нижний центр. А затем она поднимается. Это называется резервными каналами и относится к астральному телу.
Затем имеется еще шесть чакр, через которые должна подняться Кундалини, и это происходит в один раз. Если вам удалось поднять ее - дело сделано. Самое трудное удержать ее, держать каналы чистыми и проницаемыми.

Путь от ректума до голосовых связок называется серебряным шнуром, от шеи до макушки головы идет проход, от третьего глаза до шишковидной железы проходит золотой шнур. Для того, чтобы заставить энергию подниматься по этим шнурам и проходам, нам нужно приложить гидравлические замки.

Вы должны применить давление. Вы живете в Калифорнии и наверняка знаете, как добывают нефть. Создайте давление и нефть выйдет наружу. Ваш позвоночник - это лестница энергий. 1) Муладхара испускает апану, или очищающую энергию к пупку или четвертому позвонку, центральному местонахождению Кундалини. 2) Диафрагмальный замок переносит энергию к шее. 3) Шейный замок переносит ее вверх по остальной части пути. Шишковидная железа или местонахождение души не работает, пока десятые врата (макушка головы) запечатаны. Но если шишковидная железа под воздействием жара Кундалини начинает выделять свой секрет, то ваш гипофиз начинает работать как радар, удерживая ваш ум от негативного.

Да, Кундалини известна как нерв души. И ее нужно пробудить, вашу душу нужно пробудить. Когда она пробудилась, больше ничего не надо, чего ж еще?

В практической жизни все эти чакры - не более, чем плод воображения. Кундалини - просто Кундалини, не больше. В принципе это не важно, прана и апана просто существуют, все заложено в нас. Мы самодостаточны. Все эти термины используются только для того, чтобы сделать процесс ясным чтобы мы могли его осуществить. Это очень просто. После долгих лет блуждания во тьме, я обнаружил, что если бы я знал с самого начала, что все так просто, я смог бы избежать множества напрасных усилий. Обнаружив, что Кундалини может подниматься таким способом, я был поражен. Для меня это было настоящим сюрпризом. Я спросил: “Как? ! И в этом вся Кундалини?” - и мой Учитель ответил: “Да”.

Все, что нужно это создать в полости заряд праны, смешать его с апаной, а затем нагнетая эту энергию вниз, выдавить с ее помощью Кундалини, как нефть выдавливается из под земли напором воды. В этом заключена великая правда. Она может показаться горькой, я знаю. Но прямо или косвенно, я всегда говорю об истине, поскольку я не могу сказать чего-либо вне истины.
Я осознал, что мы не можем дышать по нашей собственной воле. Не мы дышим, а Господь, пребывающий внутри нас. Иначе никакого дыхания нет.

Теперь, что такое дыхание? Это было бы неплохо знать медикам. Под восьмым позвонком находится полость. И мы назовем ее праническим центром. Хорошо? Когда мы делаем вдох до кончика языка и дальше через иду и пингалу, которые регулируют температуру тела, в этот пранический центр, мы втягиваем праническую энергию. Праническая энергия - это жизненная сила атома. Если бы пятьдесят лет назад я пришел и стал бы говорить об атомной энергии, вы бы сказали: “Уходи, мы не понимаем, о чем ты говоришь.” Когда я говорю о пранической энергии, не думайте, что это что-то мистическое. Это очень практическая вещь.

Эта энергия - жизнь атома. Мы храним ее здесь, на восьмом позвонке. Мы знаем некоторые действия, с помощью которых мы можем вдохнуть эту праническую энергию и пробудить пранический центр. Пранический центр передает ее праническом нерву, который, в свою очередь, доставляет ее к мышцам, заведующим ритмом сердца и ритмом движений диафрагмы. Мы называем их “U-мышцами”, поскольку они имеют форму буквы “U”. Эти мышцы отвечают за весь этот поток жизненной энергии, который течет через вас и находится вне вашего контроля.

Знаете, что делают йоги? Они создают резервуары пранической энергии в этой полости и потом могут жить, пользуясь этим резервом. Они активизируют эту полость с помощью некоторых упражнений, и, таким образом, знают как контролировать праническую энергию, прана-вайю и поток жизни. Это одна часть.

Теперь перейдем к другой. Вторая - это апана, сила очищения, удаляющая всё. Она связана с Муладхара чакрой. И именно там находится сила Кундалини. Теперь, прана, находится внутри нас, апана такова, что мы можем заставить ее циркулировать по телу. Вы можете почувствовать это сами и научить этому других, именно этим мы здесь и занимаемся. Это совершенно научный подход, здесь нет никакой мистики или чего-то, что я не мог бы вам объяснить. Это очень просто и практично. Мы заставляем энергию циркулировать.

- Мы направляем эту циркуляцию по позвоночному столбу. Затем энергия ударяет в Муладхару, именно так мы пробиваем преграду или блок стоящий перед Кундалини. И когда мы делаем это, у нее нет другого выхода, как подняться. А в тот момент, когда она поднимается, вы становитесь благословенным. Вы увидите сами, компьютер заработает. Это все.
- Что, это сложно? Здесь нет никакого секрета. Через двадцать, тридцать дней, если вы будете честно практиковать это час, два часа ежедневно, вы получите результат. Я сделал это, теперь очередь за вами.
- Две меры предосторожности: Вы должны делать шейный замок. Втяните подбородок, оставляя при этом шею и позвоночник абсолютно прямыми, не наклоняя голову ни вправо, ни влево. Если вы не будете делать этого, увеличившийся поток циркуляции, заставит клетки мозга расти, а это может привести вас к сумасшествию.
- Когда вы занимаетесь йогой, пожалуйста, ради Бога, помните, что вы играете с энергией, являющейся жизненной силой атома. Вы должны правильно понимать, что вы делаете. Поэтому я и предупреждаю вас. В Шастрах прана описывается, как сила, оживляющая атом. В этой розетке на стене напряжение 220 вольт, так? Полезете вы туда без изоляции? Нет! Как же вы можете играть с пранической энергией без правильного учения и техники, которые и будут вашей защитой.
- Факт остается фактом, для того, чтобы пробудить душу, вы должны пробудить Кундалини. Если душа пробуждена, чего большего вы можете еще пожелать. Если вы начнете практиковать действия, направленные на пробуждение Кундалини, нерва души. За рулем этой машины (вашего тела) будет душа, а не негативное эго, и в конце концов вы найдете Бога в самом себе. И я был бы величайшим из людей на этой Земле если бы мне выпало счастье коснуться пыли под ногами того из вас, кто осуществил это.

Статью подготовила Наталья Черкасова.

Когда вы начинаете заниматься кундалини йогой, у вас могут возникать самые разные ощущения. Нет двух одинаковых людей, поэтому то, что будет происходить с вами и то, что будете чувствовать и переживать вы, будет носить уникальный характер. И все-таки основную массу начинающих практиковать кундалини йогу можно условно разделить на две группы.

Группа первая. Счастливчики. Приходят, начинают заниматься, дышать и…вдруг чувствуют невероятный энергетический подъем и легкость. Это чувство сродни влюбленности. Они становятся влюбленными в жизнь, у них все начинает в жизни двигаться и закручиваться. Полны идей и планов.

Группа вторая. Тоже счастливчики, просто их путь несколько иной. Они приходят, начинают заниматься, дышать и.. либо впадают в депрессию, либо их начинает эмоционально штормить. Причем шторм десятибалльный. Амплитуда их настроения резко скачет вверх и вниз, словно это даже не настроение, а какая-то горная козочка, прыгающая по крутым скалам, пытаясь уклониться от рокочущих обвалов. Слезы, затем смех, потом опять слезы. Плотину прорвало. Все, что было заперто внутри, вдруг прорывается с невероятной мощью и обрушивается на практикующего. Кажется, что в жизни рушится все. Кажется, что каждый подземный толчок сильнее предыдущего. Кажется, что человек в реальности переживает «Последний день Помпеи». К отчаянию примешиваются еще внезапная ярость и страх — очень сильные по накалу эмоции — и их тоже надо выдержать и пройти. Но посреди этого бушуещего океана эмоций вдруг может накрыть такое легкое чувство радости, счастья и глубокого умиротворения, что все происходящие волнения кажутся просто иллюзией. Вдруг на смену урагану приходит покой и ВЕРА, что все идет хорошо и что будет еще лучше. Приходит ЧУВСТВОВАНИЕ, что даже если придется опять попасть в шторм, есть сила, стоящая за этим штормом, которую этот ураган никак не затрагивает. Она остается невозмутимой даже во времена самых сильных потрясений. В такие моменты нет страха, есть ДОВЕРИЕ этой силой. На нее можно точно рассчитывать.

Со временем кривая вашего настроения выровняется, таких резких колебаний уже не будет, а вот проблесков веры и доверия станет больше. Переход от урагана к полному штилю может занять какое-то время, все очень индивидуально происходит. Бывает, что и на счастливчиков из первой группы подобные эмоции тоже накатывают, но позже.

Поймите, когда вы начинаете заниматься кундалини йогой, вы перестраиваетесь. Перестраивается вся ваша система тело-ум. Вы не можете быть счастливым и оставаться в прежних энергиях и вибрациях. Вы выходите из прежних ограничений, вы делаете шаги за пределы своего огорода. Вам уже тесно в старых пределах, вы сносите стены, чтобы вместо убогой хижины могли выстроить свой великолепней дворец, в котором вы могли бы жить по-королевски, как и подобает жить Человеку в Эру Водолея. Кундалини йога — это пылесос, который вытащит из вас все, что вам мешает построить свой дворец. Вы выйдете в итоге из образа жертвы, вы перестанете поддерживать, негативные разговоры, сеющие страх и недоверие, вы перестанете обвинять других во всех своих несчастьях, вы перестанете поддерживать отношения с людьми, которые загипнотизированы и упиваются своими страданиями. Вы перестанете играть в эти игры. Вы перестанете страдать, потому что поймете, что страдания — это выбор. Вы выберете другой путь. Вы ясно увидите, что ваша единственная миссия — это быть счастливым. И вы начнете своими руками,камешек за камешком, выстраивать свой собственный дворец счастья и получать огромное удовольствие от процесса. Вы станете говорить жизнеутверждающее (а по-другому вы просто не сможете), вам начнете наделять силой других (по-другому вы не сможете), вы поймете какой огромной гравитацией обладает ваша позитивно заряженная мысль. В вашей жизни начнут происходить много синхронностей. Вы заметите, с какой легкостью выстраиваются события в вашей жизни, чтобы подвести вас к желаемому результату. Словно невидимая рука держит вас за руку и ведет. Однажды вы обернетесь назад и посмотрев, на все, что происходило с вами раньше с башни своего дворца, вы улыбнетесь.

Но если вы сейчас в самом эпицентра урагана, отнеситесь к себе с нежностью и будьте с собой терпеливыми. Не бросайте практику, знайте — это пройдет. Практика вынесет вас рано или поздно из драмы. И наступит день, когда поднявшись по ступенькам башни своего дворца, вы выглянете через окно и тоже улыбнетесь.

В кундалини-йогу я пришла случайно, вообще не планируя туда приходить. В начале я занималась хатха-йогой, потом – айенгарой. Иногда ходила на кундалини в своем йога-центре, когда занятия были в удобное время, не особо вникая что это и почему.

Потом и вовсе съездила в Индию, где по соседству с нашей айенгаро-тусовкой жили кундалинщики, и были они странные! Одевались в белое (а с чего это вдруг?), по вечерам собирались на берегу и сидели в кругу (точно, сектанты!), а еще все время улыбались и казались какими-то отстраненными (сумасшедшие!).

С этой поездки тема кундалини для меня закрылась, и открылась заново только пару лет спустя. От увлеченной подруги я узнала про крии, про 40 дней, и про то что на любой вопрос в кундалини найдется крия, которая даст тебе ответ и много бонусов вроде повышенного уровня энергии, обретения смысла жизни, своего пути и ощущение себя частичкой Вселенной.

Я никогда особо не понимала, что это означает – быть частичкой Вселенной. И зачем это нужно, тоже не понимала.

Зато я точно знала, что мне нужно.

На тот момент со мной вместе шел страх остаться без денег, хотя очевидных причин бояться не было. Я работала, получала много и исправно, казалось бы, к чему паника?

Но паника была. Она не отпускала уже какое-то время, и тут появилась та самая подруга и сказала – да тебе нужно сделать крию для первой чакры! Она как раз страхи разгоняет и вселяет уверенность в себе. А заодно прошлые травмы проработаешь.

Чего, какую крию? Что еще за чакры?

Нашла какое-то видео. Вы его тоже можете найти – наберите в YouTube “майа файнс кундалини муладхара”. В описании услышала слово “стабильность” и сразу поняла – мне сюда.

Тут вступает мозг и, видимо, с помощью той самой паники начинает меня убеждать, что сейчас не время: мы в командировке, работа, ночные смены, потом переезды, ты же не будешь в поезде заниматься, а в аэропорту как же, снова работа, мы не сможем сделать без перерыва 40 дней, придется прерываться и начинать все с начала, нужно дождаться подходящего момента… Полный набор, в общем. Размышляя таким образом, я прямо в своем гостиничном номере расстелила полотенце (його-коврика не было при себе) и включила видео.

Так началась наша любовь с кундалини.

Забегая вперед скажу, что мне удалось сделать сделать 40 дней первой чакры не прерываясь. А потом еще 40 дней второй. Сейчас в процессе работа над третьей. И в поезде занималась, и после ночных смен, и дома, и в гостях, и на работе. Стояла цель, отклониться от нее не представлялось возможным. Еще бы, особенно когда больше 10 дней позади! Не заново же начинать?

Книги

Сияние драгоценных тайн Лайя йоги т 2.

Хатха йога Прадипика

Шандилья упанишада

Четыре стадии Кундалини-йоги

Кундалини на санскрите означает «свёрнутый кольцом», «свернутый в форме змеи».

Как ключ открывает дверь, так йогин с помощью Кундалини открывает дверь к Освобождению."


Кундалини-Шакти представляет собой змею, свернувшуюся в муладхаре . Тот, кто пробудит эту шакти и заставит подниматься, достигнет Освобождения, и в этом нет сомнений. Йогин, который привел в движение Кундалини, становится обладателем сил — сиддхи. Что еще сказать об этом? Играя, он побеждает смерть».

Хатха-йога-прадипика (3.98, 3.101, 3.113)

Учение о пробуждении Кундалини очищении каналов, раскрытии чакр и переживании тонких пустотных блаженств в энергетическом теле является краеугольным камнем второго из пяти разделов учения Лайя-йоги — Шакти-янтры.


Кундалини -это по сути жизненная сила в теле йогина. Все движения, эмоции, творчество — есть проявление Кундалинив теле.

Пока нади не очищены, Кундалини спит. Когда она спит, т.е. находится в нераскрытом состоянии в муладхаре, ее изображают в виде змеи, обернувшейся в три с половиной оборота вокруг дымчато-серого шива-лингама. Три оборота представляют собой три гуны, половина оборота — запредельную сущность Кундалини,что находится выше трех качеств природы, в состоянии турья.

Шива-лингам дымчатого цвета, вокруг которого обернулась Кундалини,означает тонкое тело (сукшма-шарира), но его дымчатая форма указывает на то, что осознавание пребывает в омрачениях трех миров сансары.

У обычного существа головка змеи направлена вниз, у йога она поднимается вверх, т.к. его Кундалини пробуждается.

Упанишады утверждают, что посредством хатха-йоги можно преодолеть доши, накопившиеся в теле, и после очищения утвердиться в высшем Я, которое представляет собой чайтанью, или божественность. Это не переживание, а абсолютное слияние. На этом уровне полностью прекращаются дыхание, все движения энергии, все движение ума, и достигается растворение личности.

«Следует разбудить Кундалини, пронзить [чакры] и довести жизненное дыхание до сферы луны. Это вызывает переплетение ваджр и закрывает девять дверей [тела]».

Махасиддх Матсиендранатх «Йогавишая Минанатха» (23)

Кундалини-йога- это тантрический процесс. В практиках тантры акцент делается на энергии, на ощущении, на повышении чувствительности осознания для переживания движения прана шакти. И Кундалини-йога работает над пробуждением пран и чакр, и над стимуляцией и очищением таттв.

Первоначальной задачей практика в Кундалини-йоге является очищение сети каналов, открытие чакр, развязывание узлов и перенаправление энергии из боковых каналов в центральный канал.

Когда ветры собираются в центральном канале, ум йогина полностью освобождается от иллюзии двойственности и становится неподвластным рождению и смерти.

В процессе практики йогин проходит четыре стадии, именуемые «начало», «сосуд», «нарастание» и «исчерпание», которые можно разбить на еще более мелкие стадии.

«Арамбха, гхата, паричайя, нишпатти — эти четыре состояния есть во всех видах йоги».

«Хатха-йога-прадипика» (4.68)

«На ранних стадиях появляются пот, на средней стадии — сотрясение тела, а на последней — левитация в воздухе. Эти результаты обеспечиваются задержкой дыхания при сидении в позе лотоса».

«Шандилья упанишада» (1.20)

Начало
(арамбха)

1. Перекрытие утечек и накопление энергии через соблюдение принципов самодисциплины

«Вот арамбха-авастха. Брахма-грантхи пронизывается пранаямой, в сердце проникает ананда, и в анахата-чакре слышится звук нада.

Когда звук слышится в сердце, тело йогина становится благоухающим и недоступным для болезней».

«Хатха-йога-прадипика» (4.69 — 70)

Когда благодаря самодисциплине, контролю чувств, целибату, умеренности в сне и еде, праны начинают накапливаться, йогин обретает избыток энергии, дающий ему силу воли следовать по пути Освобождения.

2. Очищение иды, пингалы и поверхностных каналов

Затем, очищая нади выполнением Шат-кармы (дхаути, басти, нети, наули (лаулики), тратака и капалабхати), асан и пранаямы сахита-кумбхака, йогин чувствует циркуляцию ветра в теле, убеждаясь в существовании в нем праны. Его тело становится легким, а разум ясным.

3. Пробуждение Кундалини и активизация сушумны

Когда нади очищены, йогин пробуждает Кундалини, выполняя сукх-пурвака пранаяму и мудры (маха-мудра, маха-бандха и маха-ведха). Он чувствует жар в копчике и тепло, поднимающееся по позвоночнику.

4. Развязывание узлов (грантх)

Но полностью подняться пробужденной энергии препятствуют три узла, которые йогин должен развязать, выполняя бхастрика-пранаяму.

Сосуд
(гхата)

5. Вхождение праны в сушумну, испытание признаков вхождения

«Вот гхата-авастха. Вайю соединяется с нада, войдя в середину [сушумны]. Йогин становится устойчивым в асанах, и знанием он равен богам.

Вишну-грантхи (в горле) пронзается праной, ананда проникает в ати-шунья (пространство в горле) и слышны звуки, подобные звукам литавр».

«Хатха-йога-прадипика» (4.71 — 72)

Когда три узла развязаны, прана может наполнять сушумну без ограничений.

6. Подъем энергии по сушумне, испытание знаков дня и знаков ночи

Затем йогин должен практиковать Чандали-йогу, поднимая поток энергии вверх по сушумне к голове и опуская его обратно вниз.

Таким образом, энергия начинает циркулировать в теле и постепенно насыщать верхние чакры: лалану, аджну, сому, бинду и сахасрару.

Йогин начинает видеть различные виды света: белый, золотой. У него возникают различные видения, появляются способности «божественное зрение» (дивья-дришти), яснослышание (дивья-шротра).

7. Начальное самадхи (савикальпа-самадхи)

Затем, когда его энергия становится сильнее, его тонкое тело может выходить из физического через одну из чакр или макушку, и он открывает мир астрального тела, испытывая совершенно незнакомое внетелесное состояние, подобное тому, какое испытывает душа, покинув физическое тело в момент смерти или в сновидении.

8. Вхождение энергии в сахасрару, самадхи Света (нирвикальпа-самадхи), капание нектара

Если йогин продолжает упражнения, его жизненная сила накапливается, непрерывно поднимаясь к макушке и опускаясь вниз. Это сопровождается капанием восхитительного нектара, очищающего тело.

Периодически йогин видит ослепительно белый свет в межбровье или пузырящийся оранжево-золотой «жидкий» свет, вспыхивающий в сахасрара-чакре в районе макушки.

В это время дыхание и сердцебиение останавливаются, и йогин погружается в этот немыслимо великолепный, величественный свет. Пребывание в этом свете растворяет все оковы двойственных представлений.

9. Циркуляция энергии и опускание ее вниз, усиление нектара

Затем йогин продолжает упражнения, усиливая энергию блаженства красной капли особыми методами, тогда количество праны, двигающейся по сушумне и насыщающей мозг, увеличивается.

Нектар начинает изливаться непрерывно большим количеством, и верхние чакры расцветают, даруя йогину величайшее вдохновение, божественный экстаз и глубокое переживание самадхи.

Нарастание
(паричайя)


10. Переживание различных видов блаженства-Пустоты

«В третьей стадии — паричайя-авастха — слышны звуки, подобные большому барабану. Они достигают маха-шуньи (великой Пустоты).

Тогда достигается состояние чит-ананда, блаженство проникает всюду, и человек свободен от всех недугов, болезней, страсти, бедствий, голода и сна».

«Хатха-йога-прадипика» (4.73 — 74)

Затем йогин переживает различные виды блаженства, которые возникают благодаря движению красной (солнечной) и белой (лунной) капли в каналах.

В зависимости от интенсивности блаженство бывает мужским, женским или среднего рода, также бывает блаженство праны и блаженство чистых нади. В основном, говорят о четырех или семи типах блаженства.

Вначале йогин переживает восходящие виды блаженства. Переживание блаженства сопровождается самопроизвольным сжатием нижних врат, втягиванием живота. Однако истинным является не восходящее блаженство, а нисходящее.

Когда прана, поднявшись до макушки, расплавляет субстанцию белой капли и опускается в центр лба, переживается первая радость.

Когда прана вместе с нектаром входит в горловой центр, переживается высшее блаженство-радость.

Когда прана входит в сердечную чакру, переживается запредельное блаженство-радость.

Когда прана нисходит из сердечной чакры в пупок, переживается вместерожденная радость.

Когда субстанция капель плавится и стекает вниз, до основания канала половых органов под пупком, она касается чувственной силы в каналах.

Переживание чувственной силы — главный принцип, который дает особенное чувственное ощущение блаженства в том случае, если йогин умело управляет пранами.

Переживание такого блаженства является средством открытия подлинной Природы Ума — всевышнего Источника — Ясного Света.

Соединяя переживание блаженства с памятованием о Пустоте, йогин объединяет созерцательное присутствие с ощущениями в теле — так он трансмутирует великое блаженство (как глубинную природу праны) в пустотную сущность Ума.

Этого йогин добивается в практике, к этому он должен стремиться, как к заветной цели, это он должен понять и сохранить.

Если переживание исконного блаженства, возникшее благодаря таянию капель в центральном канале, является истинным, то даже при переживании чувственного ощущения блаженства прана будет поступать в центральный канал, и ее потери не будет.

Когда нисходящее блаженство переживается как полнота в пупочной и половой чакре, реализация естественного состояния становится глубокой, и сущностные капли никогда не будут потеряны.

11. Концентрация на чакрах, таяние капель

Йогин, переживая различные типы блаженства, должен продолжать удерживать их и углублять, выполняя концентрацию на чакрах методами Шат-чакра-йоги. Концентрируясь на чакрах, он окончательно очищает нади, расплавляет субстанции в теле и берет под контроль праны.

12. Дальнейшее углубление созерцания и объединение сознания с пятью элементами

Затем йогин закрепляет созерцание, полностью объединяя его с элементами. Йогин смешивает пребывание в пустотном состоянии с блаженством энергии, возникающим при концентрации на чакре, закрепляя переживание единства блаженства и Пустоты методами Шат-чакра-йоги.

Он смешивает ощущение бесконечного пространства, ощущение божественной гордости, нисходящей силы, всеобщего единства с созерцанием элемента, присущего чакре.

13. Открытие пяти пространств в теле и контроль пяти элементов

Когда йогин долго упражняется так, внутренние и внешние элементы берутся под контроль, и он может производить такие действия, как:

~ успокоение,

~ запруживание,

~ разрушение препятствий,

~ иссушение и т.д., указывающие на контроль пяти элементов.

Вслед за этим он открывает в своем теле пять пространств, присущих первоэлементам. Эти пять пространств выражают пять видов мудростей, которые йогин открывает:

~ пустотная мудрость равенства элемента земли (экараса-видья),

~ всеотражающая мудрость элемента воды (пратибимба-видья),

~ различающая мудрость элемента огня (вивека-видья),

~ всесвершающая мудрость элемента ветра,

~ объединяющая мудрость элемента пространства (самараса-видья).

14. Сиддхи

Подчинив элементы и открыв мудрости, йогин овладевает божественными силами, видит прошлое и будущее, пребывает во многих местах, общается с богами, силой намерения управляет событиями и т.д.

Исчерпание
(нишпатти)

15. Полное Просветление и Освобождение от рождений и смертей, раскрытие Ясного Света, реализация пустотного тела Мудрости (Джняна-дэха)

«Рудра-грантхи пронзается праной и наступает четвертая стадия, нишпатти. Слышны звуки флейты и арфы.

Когда мысль едина с объектом — это Раджа-йога. Йогин, созидающий и разрушающий [мыслью], становится равным Ишваре.

Независимо от того, достигнуты сиддхи или нет, он погружен в непрерывное блаженство. Оно даруется лайей, и это состояние достижимо лишь Раджа-йогой».

«Хатха-йога-прадипика» (4.75 — 77)

Когда состояние «единого вкуса» реализовано в полной мере, йогин созерцает Единую Сферу Всевышнего Ума, становясь полностью единым с ней, и три просветленных тела достигаются спонтанно.

Первое из них — бесконечное тело Мудрости, подобное пространству чистого Сознания, представляет собой невыразимое пространство светоностности за пределами мыслей.

16. Достижение божественного Иллюзорного тела (Пранава-деха)

Одновременно с реализацией пустотного тела Мудрости спонтанно возникает божественное светящееся Иллюзорное тело йогина, действующее в верхнем Мире Форм. Это тело богатства проявлений. Оно воплощает собой многогранность и богатство формы в божественных мирах и подобно бесчисленным отражениям или узорам, возникающим при освещении кристалла.

17. Трансмутация физического тела в чистое и бессмертное (Шуддха-деха)

«Вечная юность посредством йоги
Те, кто внутри осуществляют мистический союз
с Шакти лазурного оттенка,
избавляются от седины и морщин
и обретает юность, видимую всеми.
Я провозглашаю, что это истинно так,
призывая великого Нанди».


тантра 3 (734)

Когда непрерывное созерцание Единой Сферы продолжается долго, элементы физического тела полностью растворяются, и йогин погружается в глубокое сахаджа-самадхи. Тогда он пребывает в блаженстве с расширенной наружу праной в форме полностью очищенных элементов или в форме просто воспоминания о них.

Активность его ума уменьшается до слабых впечатлений, а речь остается в форме воспоминаний.

Все праны плавятся в его теле, и тело йогина достигает очень тонкого состояния чистого сознания, становясь бессмертным. Оно не отбрасывает тени и может оставлять отпечатки в камнях, проходить сквозь стены.

18. Трансмутация физического тела в Радужное тело Света (Дэва-деха)

«Бессмертие посредством самадхи-йоги
Если контролируешь и поглощаешь внутри дыхание,
которое пробудилось длиною в двенадцать матра,
то вполне можешь жить
тысячу лет на земле и на море — тело не умирает.
Истинно так,
провозглашаю я именем Владыки Нанди».

Риши Тирумулар «Тирумантирам»,
тантра 3 (722)

На этой стадии, если йогин продолжает однонаправленно удерживать созерцание на Единой Сфере, трансмутация элементов и пран, составляющих тело, завершается, и йогин полностью отъединяется от нечистых карм материального тела, полученных при рождении, а его физическое тело, трансмутируя, преображается в божественное Радужное тело Света.

Три периода в практике

Духовная практика в Кундалини-йоге с точки зрения ощущений делится на три этапа:

~ время боли,

~ время блаженства,

~ забвение явлений внешнего мира.

Время боли

В это время йогин испытывает болезненные переживания от очищения засоренных нади, пробуждения Кундалини, усиление мирских желаний от ее пробуждения (гнев, вожделение, повышенный аппетит, эмоциональность), нечистые видения сансарных миров, вызванные влиянием духов, нестабильные состояния ума от циркуляции праны по каналам — это время именуется временем боли (страдания, горячности).

«Столкнувшись с болезнями, йог, который боится их, говорит: причина моих болезней — занятия йогой.

Это — первое препятствие в йоге.

Второе препятствие — сомнения в эффективности йогической практики.

Третье препятствие — легкомыслие и смятение ума.

Четвертое — безразличие и лень.

Сон — пятое препятствие в йогической практике.

Шестое препятствие — это привязанность к чувственным объектам;

седьмое — ошибочное восприятие или заблуждение.

Восьмое — привязанность к мирским делам.

Девятое — недостаток веры.

Десятое препятствие — неспособность познать истины йоги.

Разумный йог должен избегать этих десяти препятствий с помощью тщательного анализа и рассудительности».

«Йога-Кундалини упанишада» (48 — 55)

На первом этапе практики, когда праны не находятся под контролем, выполняя пранаямы, йогин сталкивается с трудностями. Его опыты и переживания могут не развиваться месяцами, даже если он очень интенсивно практикует; его ум будет отвлекаться, входить в тупость (тамас) или прострацию, желать мирских удовольствий; у него могут пробудиться сильные желания-страсти, которые его раньше не одолевали; временами он может переживать сильные эмоции или мысли, вызывающие у него жалость к себе, страх, уныние, неверие в свои силы и выбранный способ практики. Это происходит из-за движения нечистых кармических ветров, которые, поднимаясь к голове, влияют на сознание.

«Поистине трудно заниматься йогой, однако пусть йогин идет на риск, даже если его жизнь будет держаться на волоске».

«Шива Самхита» (3.47)

В это трудное время йогин должен медитировать на непостоянство, страдания сансары, порождая великие решимость и отречение.

Тем не менее, йогин должен избегать чрезмерно аскетичного образа жизни, постов и т.д. Если его тело утомилось, он должен дать ему отдохнуть. Для поддержания здоровья он должен питаться хорошей пищей.

Время блаженства

Затем, когда энергетические каналы восстанавливаются, распрямляются, расширяются, наполняются праной, начинают наполняться нектаром, испытываются бесчисленные состояния временного блаженства — эту стадию называют временем блаженства.

Когда это блаженство становится постоянным и смешивается с внешними переживаниями, видимыми в материальном мире, говорят, что йогин вошел в испытание блаженством.

Забвение явлений внешнего мира

Когда йогин, благодаря овладению праной, испытывает «признаки дня и ночи», входя в состояние «великого покоя» (самадхи), тогда тонкие капли внутри его энергетического тела начинают плавиться, а самые тонкие двойственные представления ума начинают растворяться. В это время йогин может погружаться в самадхи, занимаясь выплавлением внутренней энергии.

Засоры в нади и пять клеш

«Нет другого пути к пробуждению Кундалини, кроме очищения семидесяти двух тысяч нади».

«Хатха-йога-прадипика» (3.116)

Пять клеш

В процессе практики йогин сталкивается с серьезными препятствиями (клешами) — омраченными состояниями ума и энергии, которые должны быть устранены практикой очищения нади.

Эти клеши таковы:

~ чувственное желание (кама),

~ гнев (кродха),

~ слепая привязанность (моха),

~ гордыня (мада),

~ зависть (матсарья).

Если нади засорены, человек подвергается мирским желаниям, энергия не может свободно циркулировать по забитым нади и скапливается в какой-либо части тела.

Когда энергия собирается в какой-то части тела, нечистые колебания (вритти), присущие чакре, оказывают влияние на ум, пробуждая в нем впечатления прошлой кармы (самскары) и вызывая различные ощущения-импульсы (васаны).

Ощущения-импульсы побуждают человека совершать действия ради удовлетворения мирских желаний. В процессе действий накапливаются новые самскары и создаются новые кармы.

Когда нади очищаются, мирские желания оставляют человека.

С очищением муладхара-чакры гнев оставляет йогина.

С очищением свадхистана-чакры вожделение оставляет йогина.

С очищением манипура -чакры йогин освобождается от жадности и материальных привязанностей.

Очистив анахата-чакру, йогин освобождается от привязанностей к родственникам и друзьями, распространяет свою любовь на весь мир.

Очистив вишуддха-чакру, йогин освобождается от зависти, нечистой речи и злословия.

Очистив аджна-чакру, йогин освобождается от скованности застывшими представлениями, догмами и теориями и может мыслить нестандартно, на интуитивном уровне.

Засоры в нади и желания

Пока нади засорены, праны не могут циркулировать свободно, йогин подвергается воздействию нечистых состояний праны и энергий нечистых вритти, которые присущи нижним чакрам.

Когда нади в области ног засорены, йогин подвержен состояниям страха, гнева, мнительности, сомнения и тупости.

Если нади свадхистана-чакры засорены, йогин испытывает половое желание и желание есть острую пищу.

Чтобы избавиться от нечистых нади в свадхистана-чакре следует избегать употребления острой, соленой, горькой и кислой пищи.

Если нади узкие или засорены в пупочной чакре, йогин испытывает жадность, привязанность к концептуальному мышлению.

Засоры нади анахата-чакры ведут к тому, что йогин подвергается гордости, эгоизму, самомнению, легко впадает в привязанность к другим людям, у него сильно развито представление о себе как об индивидуальной личности.

Если йогин испытывает засоры в области горла, у него есть склонность разговаривать грубо, лгать, ссориться, подвергаться влиянию демона гордыни.

Если засорены нади ида и пингала в районе аджна-чакры, у йогина есть стойкая привязанность к концептуальному мышлению и нет способности к всеохватывающему видению проблемы.

Если говорить кратко, все мирские желания вызываются движением нечистых пран по засоренным нади, при этом, если праны двигаются по каналу пингала, эти желания проявляются вовне, если они двигаются по каналу ида, желания оказывают влияние на сознание и мышление.

Засоренность определенных каналов в чакрах означает действие нечистых энергий (вритти), присущих элементам, которые в своей тонкой форме находятся в каждой из чакр.

Очищение энергетических каналов

«Очищение внутренних органов тела

Если дыхание используется
для очищения иды и пингалы посредством пранаямы —
сердце очищается,
и тело становится невосприимчивым даже к огню».


тантра 3 (726)

Вслед за очищением тела с помощью практик Шат-кармы йогин должен выполнять очищение энергетических каналов с помощью упражнений в следующем порядке:

2. Пранаямы:

~ анулома-вилома и сахита-кумбхака, чтобы очистить левый и правый каналы (ида и пингала),

~ сукх-пурвака для пробуждения Кундалини.

3. Мудры для введения праны в сушумну:

~ великий символ (маха-мудра),

~ великий замок (маха-бандха),

~ великое пронизывание (маха-ведха).

Также йогин может хорошо очистить нади, выполняя ежедневно випарита-карани (от пятнадцати минут до одного часа).

«Загрязненные нади не пропускают дыхание (прану) в сушумну.

Как могут быть достигнуты сиддхи и унмани-авастха (состояние не-Ума)?

Когда вся система нади, которая обычно загрязнена, очищается, тогда йогин становится способным контролировать прану.

Вот признак успеха в Хатха-йоге: тело становится худощавым, речь — убедительной, в сердце слышны звуки Нада, взор ясный, тело свободно от болезней, семя под контролем, аппетит хороший, а нади очищены».

«Хатха-йога-прадипика» (2.4— 5, 2.77)

Очистив энергетические каналы, йогин начинает ощущать циркуляцию праны в теле, уменьшаются его желания, количество сна, еды. Тело становится легким и сильным.

«Дыши попеременно правой и левой ноздрей, задерживая воздух на вдохе как можно дольше. Вдыхай медленно и спокойно. Делай кумбхаки (задержки) по двадцать раз подряд.

Упражняться в этом нужно четыре раза в сутки: на восходе, в полдень, на закате и в полночь.

Через три месяца ежедневных занятий нади будут полностью очищены».

«Шива Самхита» (3.22 — 26)

Сахита-кумбхака-пранаяма должна выполняться в следующих пропорциях:

~ 6:24:12 (в течение одного месяца),

~ когда она освоена, следует приступить к пропорции 8:32:16 (в течение одного месяца),

~ затем, если у йогина нет затруднений, он может переходить к пранаяме 10:40:20 (ее он выполняет в течение шести месяцев или одного года, в зависимости от способностей),

~ когда пранаяма освоена, он переходит к пропорции 12:48:24.

Ежедневно следует делать тридцать циклов сахита-кумбхака-пранаямы по утрам.

Если же способности йогина позволяют больше, он выполняет тридцать циклов утром, тридцать циклов днем, тридцать циклов вечером и тридцать циклов перед тем, как лечь спать. Тогда все нади будут очищены за три месяца.

Также на этой стадии йогину следует избегать нечистых мыслей, вожделения, привязанностей, поскольку нечистые мысли и эмоции забивают нади.

Йогину не следует касаться животных, стоять рядом или общаться с людьми, имеющими сильные желания, поскольку его нади еще не расширились и восходящая энергия еще не сильна, он легко может попасть под влияние энергии других существ, и его нади будут снова засорены.

Преодоление препятствий и болезней

Основные препятствия в практике — болезни, желания и страсти, перерывы в практике. Йогин должен иметь решительность, подобную решимости героя, чтобы продолжать свою битву за Освобождение, и упорно вести практику с мужеством и настойчивостью.

Трудности

В начале практики из-за того, что энергетические каналы нечисты, йогин может сталкиваться с физическими трудностями.

У него могут появляться боли в теле или заболевания, которых у него раньше не было.

Иногда он будет чувствовать потерю сил, иногда — лень и апатию, иногда — сильную слабость.

Все эти трудности могут сильно досаждать йогину и останавливать его прогресс.

Боли

Когда ветры поднимаются по боковым каналам (иде и пингале), йогин чувствует интенсивное жжение.

Когда поднятая Кундалини первый раз входит в центральный канал, в отверстии сушумны ощущается боль.

Если йогин начинает интенсивно выполнять пранаямы, мудры, поднимать огонь, он может ощутить боли в теле.

Это связано с тем, что прана начинает поступать в те места, где каналы сужены или закупорены. Сужение и закупорка каналов вызывает застой или непроходимость пран-ветров через это место, а это ведет к нарушению циркуляции крови.

Когда происходит перераспределение праны, и она пытается пробиться через закупоренные участки нади или через суженные места, йогин чувствует боль — это прана вытесняет нечистую энергию клеш из каналов, «сражаясь» с ней.

Во время пранаям боль может быть острой, а затем быстро исчезать. Это указывает на то, что прана в один момент пробила загрязненные или суженные каналы.

В другом случае боль сопровождает обострение хронической болезни и длится днями или неделями. Она исчезает сразу, если йогин прекращает практику, и возобновляется, если йогин начинает практиковать.

Если были ушибы, переломы, хронические воспаления, то при усилении праны в этих местах некоторое время будет чувствоваться боль.

Иногда болит все тело, что указывает на многочисленные засоры в каналах. В этом случае следует мужественно продолжать практику и позволить энергии очистить все каналы до конца.

Если энергия проходит по каналам без препятствий, никогда нет ощущений боли или дискомфорта.

Тошнота при дисбалансе пран

Тошнота может возникать при дисбалансе пран, когда все ветры поднялись к голове, а нижние чакры опустошены. В этом случае йогину нужно много ходить, есть плотную пищу и концентрироваться на трех нижних чакрах.

Другой вид тошноты связан с сильной работой огня, когда ветер не может подняться из-за засоров в каналах или плохой пищи. Здесь следует выполнять гаджа-карани-крийю.

Раскачивание, вибрации, дрожь и подпрыгивание тела

Если йогин напряжен и не умеет расслабляться, то ветер, поднимаясь, наталкивается на спазмированные участки в теле, тогда оно начинает сотрясаться. Иногда это сопровождается самопроизвольным сокращением ануса, эрекцией, втягиванием живота и мышц промежности (уддияна-бандхой и мула-бандхой).

Иногда спина выгибается, а голова откидывается назад, трясется таз, вибрирует живот как при агнисара-крийя, трясутся плечи, иногда выворачивает шею, и закатываются глаза. При этом йогин чувствует себя нормально, он ощущает восходящий поток энергии. Он начинает подпрыгивать, сидя в позе лотоса, стоя в трайя-бандхе, и все тело ощущает вибрации.

Некоторые называют это дардри-сиддхами — силой прыгучести, как у лягушки, и говорят, что эти ощущения предшествуют левитации.

Они проходят, если йогин расслабляется или меняет позу. Если же он не может расслабиться, они утомляют и изматывают. Такие вибрации указывают на начальную стадию чистоты нади.

Потеря сознания (обморок)

Иногда, если йогин интенсивно медитирует, но не умеет укореняться и обьединяться с энергией красной капли (бинду) в нижних чакрах, энергия ветра может резко подниматься к верхним чакрам и йогин может терять сознание. Это не опасно, через некоторое время он самостоятельно приходит в себя.

Иногда он засыпает, потеряв сознание, а затем пробуждается. Чтобы привести человека в сознание, нужно сильно надавить на точку под носом у верхней губы.

Эмоции, плач, слезы, смех

Когда нечистые праны вытесняются из каналов, могут возникать сильные эмоциональные состояния или звуки — это освобождаются подавленные нечистые энергии йогина, уступая место чистой пране.

Знаки дня и ночи

Начальный знак удержания праны в центральном канале : после вдоха нет движения в ноздрях, дыхание останавливается.

Дальнейшие знаки вхождения праны в центральный канал : иногда йогин может видеть внутренним зрением появление дыма, миражей, светящихся точек, вспышек света — эти видения составляют знаки ночи и знаки дня.

Они возникают, если праны и нади находятся под контролем йогина и он может удержать, собрать и перевести энергии пяти элементов из мест их обычного положения в центральный канал.

«Туман, дым, солнце, ветер, огонь, светлячки, молния, кристалл, луна — эти предварительные образы суть проявления Брахмана при упражнениях йоги».

«Шветашватара упанишада»,
часть 2 (11)

Знаки ночи

Знаки ночи испытываются, когда йогин поочередно видит внутренним зрением в районе центрального канала:

~ туман и миражи возникают, когда прана земли растворяется в воде и производит мерцающие спирали;

~ дым возникает, когда прана воды растворяется в огне, производя видения дыма;

~ искры возникают, когда прана огня растворяется в воздухе, производя искры наподобие светлячков;

~ свет, подобный масляной лампе, возникает, когда прана воздуха растворяется в сознании, производя видимость, похожую на пламя масляного светильника или свечи;

~ свет луны в ночном небе возникает, когда сознание растворяется в Пустоте и в межбровье появляется видение, подобное свету луны, пробивающемуся сквозь облака.

Знаки дня

Знаки дня наступают, когда йогин поочередно переживает во время медитации:

~ белый свет — яркий белый свет возникает, когда сознание растворяется в Пустоте и сначала появляется видение, подобное безоблачному небу. Еще говорят, что оно напоминает тонкое сверкающее пространство белого света, подобное свету луны в осеннем небе;

~ красный свет — тонкое сверкающее пространство оранжево -красного света, подобное солнечному свету, освещающему небо;

~ непроглядная тьма — пространство непроглядной темноты (подобное небу в середине ночи, когда нет луны);

~ Ясный Свет — бесконечное чистое прозрачное пространство, подобное чистому небу на закате без лунного и солнечного света, облаков и каких-либо примесей.

Знаки ночи во всех школах описываются одинаково, а знаки дня — по-разному.

В некоторых традициях знаки дня описываются таким образом:

~ свет солнца и луны вместе,

~ лунный свет,

~ солнечный свет,

~ свет, подобный молнии,

~ свет радуги.

Практика темного ритрита для переживания десятого знака

Когда йогин удаляется в ритрит и выполняет особую практику шамбхави-мудры в темноте, используя тантрический «гневный взгляд», возникает видение основных знаков, а затем главного знака — пустотного иллюзорного тела.

Взгляд : йогин направляет гневный взгляд вверх, сосредотачиваясь на пустом пространстве в межбровье, и концентрируя на макушке — месте верхнего отверстия центрального канала — сущность пран.

Время выполнения : когда в правой ноздре активен элемент земли.

Поза : лотос, локти прижаты к телу, тыльная сторона ладоней прижата к бедрам.

Вершина практики — видение десятого знака

Когда девять признаков проявились, в пространстве в межбровье возникает видение мерцающего черного силуэта, толщиной с волос. Силуэт мерцает и излучает Ясный Свет. Это указывает на достижение формы иллюзорного тела, созданного не из грубых пран, а из чистого сознания.

Когда достигается тонкое иллюзорное тело, йогин может по желанию входить в него в любое время. Эти признаки указывают на то, что его праны начинают втягиваться в сердечную чакру и центральный канал через лепестки чакр, и у него образуется пустотное иллюзорное тело.

Йогин направляет концентрацию на каплю в аджна-чакре, которая находится у основания — корешка чакры в центральном канале.

За счет этого йогин формирует пустотное иллюзорное тело и закрепляет его достижение.

В межбровье расположена капля, образующая бодрствующее сознание. Когда йогин сосредотачивается на ней и входит в медитативное сосредоточение (дхьяну), ощущения, идущие от внешних объектов, растворяются.

Когда такое происходит, возникают проявления пустотных иллюзорных тел божеств.

Дальнейшее развитие видений знаков

Когда чистая прана мистического тепла и нектар пропитывают все главные и второстепенные нади, узлы в каналах развязываются, а мистические капли тают. Благодаря этому возникают пять мистических знаков, соответствующих пяти пространствам пяти элементов в теле:

~ яркое сияние видится как желтое (янтарное) сияние,

~ Луна видится как белое сияние,

~ Солнце видится как красное сияние,

~ Сатурн видится как голубое сияние,

~ сверкание видится как ярко-розовое сияние.

Внутри каждого из этих сияний будет заключено окруженное сияющим ореолом собственное иллюзорное тело йогина.

Знаки достижения сиддхи
(совершенства)


Если йогину с помощью концентрации удается собрать чистую субстанцию бинду, пран и нади в пяти чакрах, то он переживает видения белого, красного, голубого, желтого и зеленого священных пространств (чистых земель).

Медитация на восемь главных знаков

Эта медитация позволяет йогину понять, как должны развиваться внутренние видения в Кундалини-йоге от начальных знаков до достижения Освобождения.

1. Миражи

Йогин представляет внутри себя, как энергия элемента земли входит в центральный канал и мерцает наподобие миража в пустыне.

2. Дым

Как знак растворения праны воды в центральном канале следует представлять клубы плывущего дыма.

3. Искры-светлячки

Йогин представляет, как внутри мерцают ночные светлячки или возникают рассыпающиеся искры, указывающие на энергию огня, которая втягивается в центральный канал.

4. Пламя свечи

Следует представить трепещущее, мерцающее пламя свечи, за которым появляется чистое ровное пламя энергии ветра.

5. Ярко-белое пространство света

Следует представить, как сознание превращается в огромное всепроникающее пространство. Это пространство наполнено ярким белым светом. Оно напоминает чистое небо, залитое со всех сторон ярким светом луны.

6. Ярко-оранжевое пространство

Вы представляете, как сознание превращается в еще более яркое оранжево-красное пространство. Оно похоже на чистое небо, наполненное ярким солнечным светом. В этом пространстве нет ничего, кроме света. В сознании почти исчезает двойственность.

7. Безграничное пространство черноты (черная бездна )

Сознание еще более утончается и превращается в пространство черного света. Оно напоминает очень темное безлунное небо, где нет звезд. В этом пространстве очень трудно удержать ясное осознавание.

8. Пространство чистого света (Ясный Свет)

Сразу вслед за чернотой проявляется сверхтонкое сознание Ясного Света. Оно напоминает чистейшее прозрачное пространство неба в момент заката, где нет света солнца, луны, нет облаков, примеси или дымки. Это изначальный свет Абсолютной Реальности.

Учение о нектаре

«Кундалини-йога превращает тело в храм Шивы
Пробудившаяся Кундалини-Шакти
проложила свой путь наверх через спираль плоти.
Та, которая создала миры богов,
и все же внутри меня осталась,
вспенила внутри мистическую амброзию.
Испив ее вдоволь, это тело стало храмом Шивы».

Риши Тирумулар «Тирумантирам»,
тантра 3 (719)

«Постоянно сглатывая слюну, он может пить амара-варуни. Судьба благоволит такому йогину».

«Хатха-йога-прадипика» (4.52)

Нектар представляет собой особую мистическую секреторную жидкость, капающую из верхней части мозга (сома-чакры). Эту жидкость называют «вино бессмертия» (амара-варуни).

Источник жидкости в точке бинду-висарги. Символ бинду — лунный серп. «Бинду-висарга» буквально означает «место, откуда источаются капли нектара». В этой точке образуются мельчайшие бинду — капли чистой мистической жидкости.

В момент выделения нектара в аджна-чакре соединяются ида, пингала и сушумна.

Язык при этом должен быть прижат к нёбу. Сома-чакра и бинду-висарга начинают стимулироваться, наполняться праной.

В это время йогин переживает сильное блаженство, его тело насыщается нектаром бессмертия — одухотворенной жидкостью, которая очищает энергетические каналы.

Похитить нектар у внутреннего солнца

«Нектар, который источает луна, несет энергию Просветления, но из-за того, что он поглощается солнцем, человек стареет».

«Хатха-йога-прадипика» (3.76)

«В пространстве между четырьмя лепестками муладхары обитает «солнце».

Оно источает яд, который в виде жара течет по пингале.

«Солнечная» жидкость смерти идет к левой ноздре, а «лунная» жидкость бессмертия течет направо.

«Шива Самхита» (5.106 — 108)

В состоянии обычного человека субстанция «внутренней луны» (белой капли из точки бинду) течет вниз и поглощается «ядом» (грубой кармической праной, действующей в правом канале) и грубой энергией красной капли («солнцем» в манипуре и муладхаре) — это приводит тело к старению.

Секрет бессмертия — остановить поглощение нектара правым каналом и «солнцем» и распространить его по всем нади. Если нектар начинает поглощаться всеми каналами тела, они очищаются.

Нечистые энергии в каналах и слизь трансформируются в различные виды блаженства-Пустоты. Если нектар сохраняется в теле, оно неподвластно разложению, старению и смерти.

«Пусть йогин всегда пьет нектар, стекающий оттуда, где сила кула (Кундалини) поглощается Параматмой. Так он побеждает смерть».

«Шива Самхита» (5.157)

В тантре Просветление и Освобождение всегда связывалось с трансмутацией энергии и самого тела человека.

Пять элементов, составляющих тело, должны быть очищены практиками с каналами, пранами и бинду.

Бинду-висарга находится на вершине затылка, она относится к причинному телу (анандамайя-коше) и связана с измерением Сатья-лока.

«Йогин, чье тело наполнено нектаром, не подвержен действию яда, даже если его укусит король змей.

Душа не покидает тело, пока она купается в нектаре луны».

«Хатха-йога-прадипика» (3.44 — 45)

Десять видов нектара

«Когда язык может пить нектар, который имеет то соленый вкус, то сладкий, то меда, то сыворотки, то вкус молока, тогда язык закрывает отверстие нёба и побеждает все недуги и старость. Приходит знание священных текстов, любое оружие отвращается, достигаются сиддхи, и бессмертие приходит восемью путями».

«Хатха-йога-прадипика» (3.49)

Вкус нектара обусловлен элементом (таттвой), который доминирует в теле. Каждый элемент активизирует присущий ему поток праны. Доминирующий элемент земли дает нектар сладкого вкуса, воды — вяжущего, огня — горького, воздуха — кислого, эфира — острого или горячего.

В различных частях головы испытывается нектар разных вкусов:

Под языком он подобен весенней воде, переживается как свежая вкусная слюна.

Над миндалинами — подобен сиропу.

У кончика носа — подобен густому сиропу.

В центре лба — подобен сгущенному сиропу.

В районе макушки — подобен прохладному сладкому нектару.

Йогин, способный пить нектар высших вкусов, достигает бессмертия.

«Йогину, следует созерцать высшую силу (шакти), размещая свой язык сверху в брахмической полости, как предписывают. Нектар, капающий вниз из шестнадцатилепесткового лотоса вверху, получается натужным подъемом языка к нёбу.

Сей безупречный йогин, что пьет из дома (кула) языка особую шестнадцатую часть исключительно чистой воды кала, текущей из этого лотоса, живет долго с телом нежным, как волокна лотоса.

Кто созерцает весь нектар в пятом центре, именуемом «чистым» (вишуддха), удаляется через верхний путь, ускользнув тем самым от пагубы внутреннего солнца у пупка.

Жизненная сила, избежав пагубы внутреннего солнца, поднимается самотеком в полость на конце носа, после того, как йогин поместил нектар в эту полость.

Собрав исключительно чистую воду кала луны, льющейся сверху из области горла, он должен провести ее к полости в конце носа и затем повсюду посредством «пространства» у макушки головы».

Махасиддх Горакшанатх
«Горакша паддхати» (37, 40, 42, 43)

Главная практика для достижения нектара бессмертия

«Йога дает миловидность телу

Если Кундалини, пребывающая в муладхаре,

часто направляется вверх в пространство в черепе,

то миловидным тело становится,

и желанным объектом для девиц,

украшенных цветами,

вокруг которых гудит пчелиный рой».

Риши Тирумулар «Тирумантирам»,
тантра 3 (736)


(Чандали-йога)

«Сильно вдохнув, фиксируй ум в адхара-лотосе (муладхаре) и сжимай йони (анус).

Представь, что это пламя (в муладхаре) поднимается через сушумну и через все три тела в их порядке. В каждой из чакр это пламя порождает нектар (куламрита), сущность которого — великое блаженство. Его цвет — беловато-розовый, и эта жидкость бессмертия течет вниз. Пусть йогин пьет это вино бессмертия, которое божественно, а потом пусть снова возвращается в кула (в область муладхары)».

«Шива Самхита» (4.1, 4.3)

1. Сядьте в семичленную позу: падмасану, сиддхасану. Спина обязательно должна быть прямой, руки лежат на коленях.

2. Представьте свое тело пустотным, светящимся неярким белым светом, а центральный канал в виде полой трубки красного цвета, толщиной с большой палец руки.

3. Визуализируйте в районе копчика муладхара-чакру в форме желтого квадрата, по сторонам которого располагаются четыре лепестка красного цвета. В его центре находится темно-красный треугольник,

перевернутый вершиной вниз, который объят пламенем.

4. Читайте мантру для пробуждения энергии Кундалини «Ом Маха Шакти Намаха», что означает: «Великой силе вселенной — поклонение!»

5. Выполняя три раза ашвини-мудру, заставьте пламя в переверну том треугольнике разгореться ярче. И не спеша, поднимайте его вверх по центральному каналу сушумна вдоль позвоночника.

6. Поднимая огонь вверх, представляйте его тонким, жарким и ярким. Дойдя до анахата-чакры (на уровне спины) задержите его на несколько секунд, чтобы лучше очистить анахата-чакру.

7. Пламя, поднявшись до вишуддха-чакры, останавливается. Если продолжать поднятие огня до макушки головы, то, возможно, вам удастся поднять и сублимировать много праны в сахасрара-чакре, однако есть вероятность потерять энергию, т.к. она может выйти через глаза, уши или рот. Поэтому рекомендуется доводить энергию до вишуддха-чакры и останавливать огонь на уровне горла.

8. На расстоянии нескольких сантиметров над макушкой головы представьте серебристо-белый шарик (бинду), размером чуть больше горошины.

9. Жар пламени настолько силен, что начинает оплавлять бинду и, оплавляясь, с бинду начинает капать вниз на чакры нектар бессмертия (амрита). Представляйте бинду и нектар свежими, белыми и чистыми, способными растворить все нечистые кармы в нади.

10. Визуализируйте, как капая с бинду, нектар наполняет и очищает сахасрара-чакру, вишуддха-чакру, анахата-чакру. В анахата-чакре, на передней части тела, нектар задерживается на несколько секунд дольше, чем в других чакрах, чтобы лучше очистить ее. Затем нектар продолжает капать и наполняет манипура-чакру, свадхистана-чакру и входит обратно в муладхара-чакру.

11. Нектар, попадая на темно-красный треугольник, вызывает сильное шипение и бурление, усиливая разгорающийся огонь в муладхара-чакре. Шипение должно явствен но ощущаться и напоминать шипение масла, попавшего на раскаленную сковородку.

Затем огонь вновь начинает подниматься вверх. Это один цикл.

Повторяйте от 30 до 50 циклов.

Примечание: существуют различные уровни практики йони-мудры. Практика йони-мудра является фундаментальной техникой Кундалини-йоги. Она дает быстрое переживание нектара бессмертия (амрита-варуни) способствует очищению и открытию центрального канала сушумны, подъему и сублимации энергии, имеет большое значение в практике внутреннего тепла в Кундалини-йоге. Переживание опыта единства блаженства и Пустоты в Лайя-йоге немыслимо без практики йони-мудра.

Для усиления эффекта в практике йони-мудры выполняется объединение движения огня с дыханием, когда на вдохе вы поднимаете огонь, на выдохе — опускаете. Поднимайте огонь со средней скоростью.

«Кувшинное дыхание», выполняемое перед каждым кругом, также усиливает эту практику.

Ламбика-йога

«Знаток йоги, что пьет божественный нектар (сома), твердо упирает язык в нёбо, и, несомненно, побеждает смерть».

Махасиддха Горакшанатх
«Горакша паддхати» (44)

Когда прана опускается вниз, апана поднимается вверх, они смешиваются с самана-вайю в пупке и собираются в одну точку, ветры начинают наполнять центральный канал. Этот момент равновесия, когда праны совмещены и входят в центральный канал, указывает на время, благоприятное для практики Ламбика-йоги.

«Прижимая кончик языка к великой полости «царственного зуба» (раджа-данта) [т.е. язычка] и созерцая дивную богиню, он становится поэтом-мудрецом(кави) на шесть месяцев».

Махасиддха Горакшанатх «Горакша паддхати» (46)

«Ламбика» означает «крючок», и указывает на язычок, который должен стимулироваться языком для увеличения вырабатывания слюны. Когда слюна очищается в результате Ламбика-йоги и наполняет рот, начинает вырабатываться прозрачный нектар бессмертия.

«Если язык непрестанно лобзает кончик «крючка» (т.е. язычка), заставляя течь сок (раса) по вкусу соленый, острый или кислый, либо подобный молоку, меду или топленому маслу, тогда удаляются хвори, старость и смерть, славятся учения и их подспорье; и он обретает бессмертие и восемь сверхъестественных качеств и привлекает спутников (анга) и подвижников (сиддха)».

Махасиддха Горакшанатх «Горакша паддхати» (48)

Чакра в мягком нёбе, называемая «талу», связана с состоянием ламбика. Когда прана поступает туда, возникает точка равновесия, и праны не движутся. Поэтому талу называют «ламбика-стхана» («место, где содержится равновесие»).

«Мудрый йог должен практиковать кхечари-мудру для того, чтобы сделаться способным пить лунные выделения без потерь. Поверни язык в обратную сторону, зафиксируй во впадине горла и помести его с большой осторожностью на устье колодца нектара внутри. Знай, что это — источник всего успеха, этим получаешь силу над микрокосмом и всеми ограничивающими вещами».

«Шива Самхита»

Когда дыхание достигает равновесия, и ветер начинает входить в центральный канал, возникает тонкий звук, наподобие свиста или шума.

В это время дыхание прекращается, и воздух не выходит наружу и не входит внутрь.

У йогина возникает ощущение, словно он задыхается.

Затем ветры начинают пронизывать чакры, начиная с муладхары.

Когда прана останавливается в каждой из чакр, внутри чакры начинается вращение, распирание, виден элемент чакры, и возникают соответствующие звуки или видения, присущие каждому элементу.

«Великий ток сверху язычка преграждает путь всем остальным токам в теле. Кто бы ни приступал к высвобождению нектара, должен сперва ступить на путь пяти сосредоточений».

Махасиддх Горакшанатх
«Горакша паддхати» (47 )

Как испытать и усилить нектар

1. Следует концентрироваться на переживании блаженства при нисхождении нектара.

2. Также йогин некоторое время может визуализировать белую каплю и Кундалини, сливающиеся в одно целое, представляя, как они распространяются по всему телу через все нади, включая самые мелкие.

Когда белая бинду опускается на огонь красной бинду, огонь сжимается до изначальной величины. Когда белая бинду поднимается вверх, огонь красной бинду следует за ней до сахасрары.

3. Если огонь не возрастает, йогин сосредотачивается на визуализации центрального канала в нижней части тела и медитирует на свадхистана-чакре: сначала на кшетрам, затем — ближе к центральному каналу. Потом следует представлять плавящуюся белую каплю, падающую каплями в область свадхистана-чакры и полового органа, заполняющую его по всем нади, идущим от свадхистана-чакры.

Затем следует снова перейти к йони-мудре.

4. Если и после этих визуализаций не удается вызвать Великое блаженство, следует пробудить сексуальное желание, представляя над макушкой божеств, находящихся в соединении.

5. Чтобы сексуальное блаженство не вышло из-под контроля и не произошло потери энергии, йогин запирает «нижние врата» мула-бандхой, ваджроли-мудрой, ашвини-мудрой и снова выполняет йони-мудру.

6. Длительно концентрируясь на чакрах, йогин также может усиливать переживание блаженства.

Удержание сексуальной энергии блаженства

Практика пробуждения Кундалини естественным образом может увеличивать чувственную силу в теле йогина. Поэтому в это время йогин, насколько возможно, должен контролировать сексуальное желание, не допуская утечек.

При переживании блаженства принцип удержания сексуальной энергии является главным. Практик высшего уровня удерживает энергию силой только созерцания, средний — выполняет визуализацию чакр и движение огня, низший, т.к. энергия очень подвижна и трудно контролируется, выполняет мула-бандху, уддияна-бандху, ваджроли-мудру и шамбхави-мудру.

Махашавамудра

Махашавамудра это практика полного расслабления тела.

Вам надо лечь так удобно, насколько это возможно. Расслабившись, вы начинаете давать умственные команды каждой части своего тела.

Самое главное в Махашавамудре предельно глубоко расслабить тело.
Вы даете команду: стопы и пальцы ног полностью расслаблены. Вы как бы пробегаете своим мысленным взором по этой части тела, чувствуете, как они расслабляются.

Затем вы даете команду: голени и икры полностью расслаблены. Вам надо действительно стараться почувствовать пустотность, невесомость ног, тепло.

Затем вы даете команду: колени, бедра, полностью расслаблены.
Если вы чувствуете, что ваше сознание затмевается, лучше лежите с открытыми глазами.

Затем вы даете команду: ягодицы, таз, поясница полностью расслаблены.
Затем вы даете команду: кисти рук, предплечья, живот, внутренние органы полностью расслаблены.

Периодически лучше открывать глаза, чтобы не затуманить сознание.

Затем вы даете команду: грудная клетка, мышцы груди, шея полностью расслаблены. Мое сознание бодрое. Я бодрствую. Я полностью осознаю расслабление тела.
Затем, вы даете команду: мышцы лица расслаблены.

Когда все мышцы расслаблены, вы пытаетесь почувствовать свое тело единым конгломератом, единой субстанцией энергии, начиная с ног.

Сделайте акцент на ноги. Почувствуйте в ногах покалывание, тепло, начинающееся от центра подошв и пяток, идущее вверх, словно некая теплая волна начинает разливаться. Это действительно должно ощущаться, если вы правильно расслабляетесь.

Мое сознание ясное. Мое сознание кристально ясное. Вы чувствуете, словно ваше тело нечто раскатанное, расплывшееся, единый конгломерат энергии.


Снова даете себе установку: я бодрствую, мое сознание ясное, мое сознание кристально ясное.

Если вы продолжаете расслабляться, вы начнете чувствовать шевеление в копчике и тепло - муладхара начинает разогреваться. И постепенно теплая волна энергии начинает течь вверх от ног.

Она течет, очищая каналы, вымывая засоры в ногах. Вы действительно можете чувствовать это через некоторое время. Вы чувствуете поток энергии от муладхары довольно сильный, также как при тренировке ветра.

Общая прана начинает направляться к животу и груди. При этом могут подергиваться мышцы. Это означает - каналы очищаются.

Постепенно энергия начинает струиться все сильнее, наполняя каждый канал, и подниматься к спине, груди и голове.

Сушумна открывается и начинает наполняться. В это время тело почти не чувствуется.

Вы чувствуете теплое, приятное движение энергии. Те места, где вы испытываете боль, где есть засоры или больные органы, вы чувствуете, как энергия пробивается сквозь них и наступает приятное струение, облегчение.

Это означает исцеление, энергетическая пробка удаляется.

Если вы дальше продолжаете расслабляться, со временем, вы научитесь полностью ощущать свое тело как невесомое. У вас может возникнуть ощущение, словно ваши ноги касаются лба, словно вы свернуты, словно подвешены в авоське. Это означает - красная, белая капля начинают входить в центральный канал.

Через некоторое время вы можете чувствовать свое тело как полую трубу, не чувствовать вообще субстанцию тела. А в центре, тем где позвоночник чувствовать тонкую нить. Словно вы свернулись и вошли в центральный канал, и ничего кроме этого больше нет.

Это означает - прана вошла в центральный канал и идет мощный процесс гармонизации энергии, оздоровления тела. Прана еще больше насыщает центральный канал, и вы вообще не чувствуете тела, чувствуете словно у вас тонкая нить в позвоночнике, обладающая огромной силой сознания. Видите свет.

Если вы полностью расслабляетесь, у вас сохраняется только ощущение нити, и ощущение, словно голова касается лба.

Через некоторое время вы можете почувствовать вращение или парение, словно вы поднимаетесь куда-то вверх.

Если вы отпустите себя, и позволите этому парению подхватить себя, ваше тонкое тело выйдет из физического.

Вы четко чувствуете энергетические процессы, движение в муладхара чакре, движение праны в центральном канале, очищение каналов, и сохраняете осознанность.