Явление общей культуры, связанное с физическим и духовным развитием человека, имеющее собственные культурные ценности в виде знаний, двигательных действий и физических упражнений. Упражнения «на гибкость» выполняются…

Гибкость как физическое качество

и методика его развития.

учитель физической культуры

Гибкость как физическое качество.

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого детства и систематически.

Внешнее проявление гибкости отражает внутреннее изменение в мышцах, суставах, сердечно - сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмам, а также к несовершенной технике.

Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методики физического воспитания, анатомии, физиологии, биомеханики.

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявления таких физических качеств как сила, быстрота реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая при этом энергозатраты и снижая экономичность работы организма, и, зачастую, приводит к серьезным травмам мышц и связок.

Сам термин «гибкость» обычно используется для интегральной оценки подвижности звеньев тела, т. е. этим термином пользуются в тех случаях, когда речь идет о подвижности в суставах всего тела. Если же оценивается амплитуда движений в отдельных суставах, то принято говорить о подвижности в них.

В теории и методике физического воспитания гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела.

Важнейшими признаками для классификации гибкости являются:

Режим работы мышечных волокон;

Наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений. На основании этих признаков различают следующие формы проявления гибкости:

Динамическую (проявленную в движении);

Статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела);

Активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря собственным мышечным усилиям;

Пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при воздействии внешних сил, например, с помощью партнера, отягощения и т. п.

В зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи, выделяет восемь основных разновидностей гибкости:

Активную статическую;

Активную динамическую;

Пассивную статическую;

Пассивную динамическую;

Дозированную пассивно-статическую;

Дозированную пассивно-динамическую;

Максимально пассивно-динамическую.

Величина пассивной гибкости всегда больше активной; под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития гибкости оценивают по амплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. Разницу между показателями активной и пассивной гибкостью называют резервной напряженностью или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой;

Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной и профессиональной деятельности .

Некоторые специалисты считают, что гибкость бывает трех разновидностей: какая-то из них может быть развита больше, а какая-то меньше:

Динамическая или кинетическая гибкость – это возможность выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде;

Статически-активная гибкость – способность принимать и поддерживать растянутое положение только при помощи мышечного усилия;

Статически-пассивная гибкость – способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, удерживая руками, с помощью партнера или оборудования.

В зависимости от того, какую разновидность гибкости вы хотели бы развить, следует использовать различные упражнения на растягивание мышц и связок.

Факторы, влияющие на развитие гибкости.

Проявление гибкости зависит от многих факторов: прежде всего от строения суставов, эластичности свойств связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается. Отражают подвижность анатомические особенности связочного аппарата. Причем мышцы – это тормоз активных движений. Мышцы плюс связочный аппарат и суставная сумка, в которую заключены концы костей и связок – это тормоза пассивного движения, и, наконец, кости – это ограничитель движения. Чем толще связки и суставная сумка, тем больше ограничена подвижность сочленяющихся сегментов тела. Кроме того, размах движений лимитирован напряжением мышц-антогонистов, поэтому проявление гибкости зависит не только от эластичности мышц, связок, формы и особенностей сочленяющихся суставных поверхностей, но и от способности человека сочетать произвольное расслабление растягиваемых мышц с напряжением мышц, производящих движение, т. е. от совершенства мышечной координации. Чем выше способность мышц-антогонистов к растяжению, тем меньшее сопротивление они оказывают при выполнении движений и тем «легче» выполняются эти движения. Недостаточная подвижность в суставах, связанная с несогласованной работой мышц, вызывает «крепощение» движений, что затрудняет процесс освоения двигательных навыков. К снижению гибкости может привести систематическое (или на отдельных тапах подготовки) применение силовых упражнений, если в тренировочный процесс не включаются упражнения на растягивание.

Проявление гибкости в той или иной степени зависит и от общего функционального состояния организма, и от времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена, однако тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, при повышении температуры среды и тела – увеличивается. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.

Касаясь возрастного аспекта проявления гибкости, важно отметить, что гибкость зависит от возраста человека. Дети более гибки, чем взрослые. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет, в этом возрасте мышечно-связочный аппарат наиболее эластичен и растяжим, и именно в этом возрасте наблюдается стабилизация гибкости. Как правило к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем это качество имеет устойчивую тенденцию к снижению, поэтому даже если после 13-14 лет не выполнять упражнения на растягивание, гибкость начнет снижаться уже в юношеском возрасте, и, наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет и старше гибкость суставов и позвоночника можно сохранить в хорошем состоянии - это доказывают артисты балета, просто артисты, спортсмены, да и обычные люди, продолжающие регулярные тренировки.

Зависит гибкость также от психического состояния человека, разминки, массажа, уровня силовой подготовки, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.

Гибкость зависит также от пола человека; обычно у девочек и девушек это качество на 20-30 % более выражено, чем у мальчиков и юношей. Ну а самое главное – процесс развития гибкости индивидуализирован, и развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно!

Таким образом:

Методика развития гибкости.

Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый «запас гибкости». Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.

Упражнения, направленные на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения могут выполняться самостоятельно или с партнером, с отягощениями, на тренажерах, у гимнастической стенки, с гимнастическими палками, скакалками, обручами и т. д. Одним из показателей качества гибкости служит амплитуда движений, которая влияет на проявление быстроты, ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости эффективны различные упражнения для рук, ног, туловища, головы, с предметами и без них, выполняемые с большой амплитудой; различные виды ходьбы и бега длинными шагами; прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди; глубокие приседания на всей стопе и др. Развитию активной гибкости способствуют самостоятельно выполняемые упражнения; выполнение упражнений на растягивание с относительно большими весами увеличивают пассивную гибкость. Пассивная гибкость развивается в 1,5 – 2,0 раза быстрее, чем активная.

Если перед нами стоит задача увеличения гибкости, то упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно.

Уровень гибкости должен быть таким, чтобы можно было беспрепятственно выполнять необходимые движения. Наибольшее значение имеет подвижность в суставах позвоночника, тазобедренных, плечевых и кисти.

Как уже говорилось ранее, основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Эти упражнения делятся на две группы: активные и пассивные. К активным относятся однофазные и пружинящие движения (наклоны); маховые и фиксированные; без отягощений; с партнером (парные). Пассивные – упражнения в самозахват, на снарядах, с партнером, с отягощением.

Упражнения на растягивание рекомендуется выполнять сериями по нескольку повторений в каждой. Число повторений должно возрастать постепенно: от 8-10 на первом занятии до 20-40 раз через 2-3 месяца. В частности, для развития подвижности плечевых и тазобедренных суставов количество повторений должно составлять 15-25 раз.

Упражнения для развития активной гибкости выполняются, как правило, в темпе «одно повторение в секунду». Темп упражнений на пассивную гибкость несколько реже. Время выдержек в статических упражнениях – 4-6 секунд.

Для развития гибкости наиболее целесообразны маховые движения с постепенным увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны и т. д. Особенно полезны эти движения с опорой на снаряд и с помощью партнера.

В отдельных случаях упражнения на растягивание выполняют до появления легкой болезненности . Их включают главным образом в конце основной части урока, а также в подготовительной части во время разминки, в интервалах между другими упражнениями – особенно силовыми.

Упражнения на гибкость наиболее эффективны, если их выполнять ежедневно, поэтому их полезно давать при проведении других форм воспитания или в виде домашних заданий.

Таким образом, упражнения на гибкость должны выполняться во всех частях тренировочного занятия. Нежелательное снижение сократительной способности мышц от силовых упражнений можно преодолеть тремя методическими приемами:

1. Последовательное использование упражнений на силу и гибкость (сила+гибкость);

2. Поочередное применение упражнений на силу и гибкость (сила+гибкость+сила);

3. Одновременное (совмещенное) развитие силы и гибкости в процессе выполнения силовых упражнений.

Следует всегда помнить, что растягиваться можно лишь после хорошей разминки, и при этом у вас не должно быть никаких сильных болевых ощущений.

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания, он основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях, упражнениях с постепенным увеличением размаха движений. Количество повторений меняется в зависимости от характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том или ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся. Пределом оптимального числа повторений упражнения является начало уменьшения маха движений или возникновение болевых ощущений.

Если говорить об измерении гибкости, то известно, что в научных целях используются механические, оптические, механико-электрические и рентгенографические методы измерения объема движения в суставах. В практике тренерской работы и работы школьных учителей используются наиболее простые механические методы; единицами измерения при этом служат в основном сантиметры.

Тесты для определения гибкости:

Наиболее известные и доступные тесты:

Наклон вперед из положения основной стойки с поднятыми руками, результат определяется по касанию пола: кончиками пальцев – «удовлетворительно», кулаками – «хорошо», ладонями – «отлично» (при условии прямых ног в коленном суставе);

Наклон вперед, не сгибая ноги в коленном суставе, стоя на возвышении (результат определяется по линейке, закрепленной на уровне опоры: вверх от «0» - минус, вниз от «0» - плюс);

Наклон вперед из положения сидя ноги врозь, пятки – на одной линии, результат определяется по линейке, закрепленной на линии (больше «0» - плюс, меньше «0» - минус);

Для измерения гибкости позвоночника: стоя ноги врозь спиной к гимнастической стенке, - опускание назад-вниз, с перехватом рук о стенку (результат определяется расстоянием от последней опоры рук до пола линейкой или сантиметром);

Для определения гибкости в плечевых суставах: стоя ноги врозь руки вверх с гимнастической палкой – выполнить «выкрут» рук назад-вниз за спину, не сгибая рук в локтевых суставах; результат определяется линейкой или сантиметром, измеряя расстояние между кистями;

Выполнение «шпагата» на правую и левую ногу с удержанием этого положения в течение 10 секунд (результат определяется по положению ног: «отлично» - с максимальным касанием ног опоры и полное удержание в течение 10 секунд или измерение линейкой расстояния от ног до опоры);

Различные равновесия на одной ноге;

Наклоны влево-вправо, где одна рука скользит вдоль туловища, другая – на поясе;

- «мост» (результат: расстояние от пяток до кончиков пальцев рук). Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

И другие.

Таким образом, гибкость – очень сложное и очень важное физическое качество человека, имеющее много разновидностей, зависящее от многих факторов, тесно связанное с другими физическими качествами. Развивать его надо с раннего детства и систематически.

В заключении приведем несколько несложных комплексов упражнений для развития гибкости:

Для плечевых суставов:

Упражнения выполняются в положении стоя.

1.И. п.-руки вверх, затем ритмично отвести руки назад 8 раз, затем расслабить мышцы рук в течение 15-20 сек. Выполнить 4-6 серий.

2. И. п.- руки в стороны. Выполнить большие круговые вращения руками вперед и назад 10-12 раз.

3. И. п.- руки вверх – выполнять круговые движения, как при плавании кролем и на спине – по 10-12 раз в каждом направлении.

4. И. п.- руки опущены вниз со сложенной вдвое скакалкой или г/палкой, расстояние между кистями – 70-80 см. Поднять руки вверх, и пронести скакалку назад, сделав «выкрут», затем вернуться в и. п. Стараться не сгибать руки в локтях. Повторить 10-12 раз.

5. И. п.- стоя перед стулом – положить прямые руки на спинку стула. Выполнить наклон вперед прогнувшись с прямой спиной как можно ниже. 8 раз по 4-6 серий.

6. И. п.- В положении стоя: отвести руки назад: одну – над плечом, другую – за спиной, постараться «сцепить»пальцы и потянуть руки, затем сменить положение рук. Выполнить 6-8 раз.

Для тазобедренных суставов:

1. И. п.- Выпад вперед, при котором правая согнутая нога – впереди, левая – сзади. Выполнить пружинистые приседания, не сгибая ногу сзади; на каждый 8-ой счет менять ноги. Выполнить 32-40 раз. Эффект будет большим, если впереди стоящую ногу поставить на возвышение. (скамейку, стул и т. д.)

2. И. п.- Выпад вперед – согнуть ногу и трижды подтянуть колено руками к груди. Каждой ногой по 10 раз.

3. И. п.- стоя. Выполнить махи ногой вперед, назад, в стороны – 8-12 раз в каждом направлении.

4. И. п.- Лежа на спине или сидя: выполнить махи ногой вперед-вверх – к голове. Каждой ногой по 10 раз.

5. И. п.- стоя: ногу положить на спинку стула; пружинисто наклониться к поднятой ноге, затем– к опорной. Выполнить упражнение каждой ногой - по 6-8 раз.

6. И. п.- стоя – нога отведена в сторону. Выполнить круговые движения каждой ногой с большой амплитудой в одном и другом направлении по 12-16 раз.

7. И. п.- лежа на животе: согнуть ноги, взяться за голеностопные суставы и постараться отвести прямые ноги назад (выпрямить ноги). Выполнить упражнение пружинисто 6-8 раз подряд – 3-4 серии.

8. И. п - стоя: в опущенных руках – скакалка или гимнастическая палка: задание – согнуть ногу и «перешагнуть» скакалку туда и обратно каждой ногой 8-10 раз.

Для позвоночника :

1. И. п. – стоя: пружинистые наклоны вперед-вниз, стараться ладонями касаться пола. Выполнять 6-8 раз подряд – 4-5 серий.

2. И. п.- стоя на полу: пружинисто выполнить наклон вперед, стараясь коснуться лбом коленей – 8-12 раз, 3-4 серии.

3. И. п.- выполнить упор-присев, затем-упор-лежа; повторить 10 – 12 раз.

4. «Перекаты» на спине, обхватив руками колени.

5. И. п.- лежа на спине. Ноги согнуть, стопы – на полу, кисти поставить на пол дальше плеч. Медленно поднимайте туловище, разгибая руки и ноги, сделайте «мостик». Выполнить 6-8 раз.

В каждое занятие необходимо включать не менее 2-3 упражнений из каждой группы, также выполнять наклоны и повороты туловища в стороны. Названные упражнения чередуйте с общеразвивающими, беговыми и прыжковыми. Расслабляйте и массируйте особенно те мышцы, которые нужно растянуть. Подвижность в суставах и гибкость можно значительно улучшить, выполняя упражнения ежедневно (через 1,5-2 месяца).

Используемая литература.

1. Волков воспитания физических способностей школьников. – Киев, 1980.

2.Гибкость и методика ее направленного развития. – М.: ФиС, 1975.-208 с.

3.Гужаловский двигательных качеств у школьников. – Минск, 1988.

4.Евсеев культура. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-328 с.

5.Коц физиология. – М: ФиС, 1996, 239 с.

6.Курпан изящной! – М.: Советский спорт, 1991, 64 с.

7.Ломейко двигательных качеств на уроках физкультуры. – Минск, 1980.

8.Лях в физическом воспитании школьников. – М.: «Издательство АСТ», 199с.

9.Лях и методика ее развития // Физкультура в школе. № 1, 1999, с. 25.

10.Матвеев и методика физической культуры. – М., 1991.

11.Настольная книга для учителя физической культуры. Автор-составитель – М., 1998.

12.Туманян и практика физической культуры.

13.Филин физических качеств у юных спортсменов. – М.: ФиС, 1974.-232 с.

14.Энциклопедия физической подготовки. – М.: ФиС, 1994.

15.Янсон в школе// Гимнастика с методикой преподавания. – М., 1995.

30. Под силой как физическим качеством пони­мается...

а) способность поднимать тяжелые предметы;

б) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность противодействовать внеш­ним силам за счет мышечных напряжений;

в) психофизические свойства человека, обеспечивающие возможность воздействовать на внешние силы за счет мышечных напряжений;

г) комплекс психофизических свойств организма, позволяющий преодолевать внешнее сопротивление либо противодействовать ему.

31. Выберите правильное распределение перечисленных ниже упражнений в занятии по общей физической подготовке (ОФП).

    ходьба или спокойный бег в чередовании с «дыхательными» упражнениями.

    упражнения, постепенно включающие в работу все большее количество мышечных групп.

    упражнения «на выносливость».

    упражнения «на быстроту и гибкость».

    упражнения «на силу».

    дыхательные упражнения.

а) 1, 2, 5, 4, 3, 6; в) 2, 6, 4, 5, 3, 1;

6)6,2,3,1,4,5; г) 2, 1,3, 4, 5, 6.

32. Основная часть урока по общефизической подготовке (ОФП) отводится воспитанию физических качеств. Укажите, какая последовательность
воздействий на физические качества наиболее эффективна.

1.Выносливость.

2.Гибкость.

3.Быстрота.

а) 1, 2, 3, 4; в) 3,2,4,1

б) 2, 3, 1, 4; г) 4, 2,3,1

33. Какие упражнения неэффективны при фор­мировании телосложения?

а) упражнения, способствующие увеличению мышечной массы;

б) упражнения, способствующие снижению веса тела;

в) упражнения, объединенные в форме круговой тренировки;

г) упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

34. И для увеличения мышечной массы, и для снижения веса тела можно применять упражнения с отягощением. Но при составлении комплексов уп­ражнений для увеличения мышечной массы реко­мендуется...

а) полностью проработать одну группу мышц и только затем переходить к упражнениям, нагружающим другую группу мышц;

б) чередовать серии упражнений, включающие в работу разные мышечные группы;

в) использовать упражнения с относительно не­большим отягощением и большим количеством по­вторений;

г) планировать большое количество подходов и ограничивать количество повторений в одном подходе.

35. При воспитании силы используются специальные упражнения с отягощениями. Их отличи­тельная особенность заключается в том, что...

а) в качестве отягощения используется собственный вес человека;

б) они выполняются до утомления;

в) они вызывают значительное напряжение мышц;

г) они выполняются медленно.

36. Под быстротой как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих передвигаться с большой скоростью;

б) комплекс психофизических свойств человека, позволяющих выполнять непродолжительную работу в минимальный отрезок времени;

в) способность человека быстро набирать скорость;

г) комплекс психофизических свойств, позволяющих человеку быстро реагировать на сигналы и выполнять движения с большой частотой.

37. Для воспитания быстроты используются...

а) подвижные и спортивные игры;

б) упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции;

в) упражнения на быстроту реакции и частоту движений;

г) двигательные действия, выполняемые с мак­симальной скоростью.

38. Лучшие условия для развития быстроты реакции создаются во время...

а) подвижных и спортивных игр;

б) «челночного» бега;

в) прыжков в высоту;

г) метаний.

39. Под гибкостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;

б) способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;

в) комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев.

г) эластичность мышц и связок.

40. Как дозируются упражнения «на гибкость», то есть сколько движений следует делать в одной се­рии?

а) упражнения выполняются до тех пор, пока не начнет уменьшаться амплитуда движений;

б) выполняется 12-16 циклов движений;

в) упражнения выполняются до появления пота;

г) упражнения выполняются до появления болевых ощущений.

41. Для повышения скорости бега в самостоятельном занятии после разминки рекомендуется выполнять перечисленные ниже упражнения. Ука­жите их целесообразную последовательность.

1.Дыхательные упражнения.

2.Легкий продолжительный бег.

3.Прыжковые упражнения с отягощением и без.

4. Дыхательные упражнения в интервалах от­дыха.

5.Повторный бег на короткие дистанции.

а) 1, 2, 3,4, 5, 6;

б), 5, 4, 3, 2, 6, 1;

В) 2, 1,3, 4, 5, 6;

г)3, 4, 2,5,4, 1.

42. При воспитании гибкости следует стремить­ся к...

а) гармоничному увеличению подвижности в основных суставах;

б) достижению максимальной амплитуды движений в основных суставах;

в) оптимальной амплитуде движений в плечевом, тазобедренном, коленном суставе;

г) восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

43. Под выносливостью как физическим качеством понимается...

а) комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разно­образные физические нагрузки;

б) комплекс психофизических свойств человека, определяющих способность противостоять утомлению;

в) способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г) способность сохранять заданные параметры работы.

44. Выносливость человека не зависит от...

а) функциональных возможностей систем энергообеспечения;

б) быстроты двигательной реакции;

в) настойчивости, выдержки, мужества, умения терпеть;

г) силы мышц.

45. При воспитании выносливости не применя­ются упражнения, характерным признаком которых является...

а) максимальная активность систем энергообеспечения;

б) умеренная интенсивность;

в) максимальная интенсивность;

г) активная работа большинства звеньев опорно-двигательного аппарата.

46. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, которые принято подразделять на оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110-130 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту;

в) 140-160 ударов в минуту;

г) до 160 ударов в минуту.

47. Техникой физических упражнений принято называть...

а) способ целесообразного решения двигательной задачи;

б) способ организации движений при выполнении упражнений;

в) состав и последовательность движений при вы­полнении упражнений;

г) рациональную организацию двигательных действий.

48. При анализе техники принято выделять основу, ведущее звено и детали техники. Что понимается под ведущим звеном техники?

а) набор элементов, характеризующий индиви­дуальные особенности выполнения целостного дви­гательного действия;

б) состав и последовательность элементов, входя­щих в двигательное действие;

в) совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи;

г) наиболее важная часть определенного способа решения двигательной задачи.

49. В процессе обучения двигательным действиям используются методы целостного или расчлененного упражнения. Выбор метода зависит от...

а) возможности расчленения двигательного дей­ствия на относительно самостоятельные элемен­ты;

б) сложности основы техники;

в) количества элементов, составляющих двигательное действие;

г) предпочтения преподавателя.

50. Процесс обучения двигательному действию рекомендуется начинать с освоения...

а) основы техники;

б) ведущего звена техники;

в) подводящих упражнений;

г) исходного положения.

1-г; 2-6; З-а; 4-г; 5-в; 6-г; 7-6; 8-а; 9-в; 10-в; 11-6; 12-г; 13-в; 14-6; 15-г;

16-а; 17-а; 18-в; 19-г; 20-6; 21-6; 22-а; 23-а; 24-в; 25-а; 26-в; 27-в; 28-6;

29-в; 30-г; 31-в; 32-в; 33-г; 34-а; 35-в; 36-6; 37-г; 38-а; 39-в; 40-г; 41-6;

42-а; 43-6; 44-6; 45-в; 46-6; 47-а; 48-г; 49-6; 50-6.

Задания по основам знаний по физической культуре

1. Физическая культура представляет собой...

а) учебный предмет в школе;

б) выполнение упражнений;

в) процесс совершенствования возможностей че­ловека;

г) часть человеческой культуры.

2. Физическая подготовленность, приобретаемая в процессе физической подготовки к трудовой или иной деятельности, характеризуется...

а) высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, воздействию неблагоприятных условий внешней среды и различным заболеваниям;

б) уровнем работоспособности и запасом двига­тельных умений и навыков;

в) хорошим развитием систем дыхания, кровообращения, достаточным запасом надежности, эффективности и экономичности;

г) высокими результатами в учебной, трудовой и спортивной деятельности.

3. Под физическим развитием понимается...

а) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность;

в) процесс совершенствования физических ка­честв при выполнении физических упражнений;

г) уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

4. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) физических и психических качеств людей;

б) техники двигательных действий;

в) работоспособности человека;

г) природных физических свойств человека.

5. Отличительным признаком физической культуры является...

а) воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям;

б) физическое совершенство;

в) выполнение физических упражнений;

г) занятия в форме уроков.

6. Физическими упражнениями называются...

а) двигательные действия, с помощью которых развивают физические качества и укрепляют здо­ровье;

б) двигательные действия, дозируемые по величине нагрузки и продолжительности выполнения;

в) движения, выполняемые на уроках физической культуры и во время утренней гимнастики;

г) формы двигательных действий, способствую­щие решению задач физического воспитания.

7. Нагрузка физических упражнений характеризуется...

а) подготовленностью занимающихся, их возрастом, состоянием здоровья, самочувствием во время занятий;

б) величиной их воздействия на организм;

г) временем и количеством повторений двига­тельных действий;

г) напряжением определенных мышечных групп.

8. Величина нагрузки физических упражнений обусловлена...

а) сочетанием объема и интенсивности двига­тельных действий;

б) степенью преодолеваемых при их выполнении трудностей;

в) утомлением, возникающим в результате их выполнения;

г) частотой сердечных сокращений.

9. Если частота сердечных сокращений после выполнения упражнения восстанавливается до уровня, который был в начале урока, за 60 секунд, то это свидетельствует, что нагрузка...

а) мала и ее следует увеличить;

б) переносится организмом относительно легко;

в) достаточно большая, но ее можно повторить;

г) чрезмерная и ее надо уменьшить.

10. Интенсивность выполнения упражнений можно определить по частоте сердечных сокращений. Укажите, какую частоту пульса вызывает большая интенсивность упражнений:

а) 120 - 130 ударов в минуту;

б) 130 - 140 ударов в минуту;

в) 140 - 150 ударов в минуту;

г) свыше 150 ударов в минуту.

11.Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности, потому что...

а) во время занятий выполняются двигательные действия, способствующие развитию силы и вынос­ливости;

б) достигаемое при этом утомление активизирует процессы восстановления и адаптации;

в) в результате повышается эффективность и эко­номичность дыхания и кровообращения;

г) человек, занимающийся физическими упражнениями, способен выполнить больший объем физической работы за отведенный отрезок времени.

12. Под здоровьем понимают такое комфортное состояние человека, при котором...

а) легко переносятся неблагоприятные климатические условия и отрицательные экологические факторы;

б) он обладает высокой работоспособностью, быстро восстанавливается после физических и психических нагрузок;

в) он бодр и жизнерадостен;

г) наблюдается все вышеперечисленное.

13. Первая помощь при ударах о твердую поверх­ность и возникновении ушибов заключается в том, что ушибленное место следует...

а) потереть, почесать;

б) нагревать;

в) охлаждать;

г) постараться положить на возвышение и обратиться к врачу.

14. Что понимается под закаливанием?

а) Купание в холодной воде и хождение босиком;

б) приспособление организма к воздействиям внешней среды;

в) сочетание воздушных и солнечных ванн с гимнастикой и подвижными играми;

г) укрепление здоровья.

15. Во время индивидуальных занятий с закаливающими процедурами следует соблюдать ряд правил. Укажите, какой из перечисленных ниже рекомендаций придерживаться не стоит.

1. Чем ниже температура воздуха, тем интенсивнее надо выполнять упражнения, так как нельзя до­пускать переохлаждения.

2. Чем выше температура воздуха, тем короче должны быть занятия, так как нельзя допускать перегревания организма.

    После занятия надо принять холодный душ.
    а)1; б)2; в)3; г)4.

16. Правильное дыхание характеризуется...

а) более продолжительным выдохом;

б) более продолжительным вдохом;

в) вдохом через нос и выдохом ртом;

г) равной продолжительностью вдоха и выдоха.

17. При выполнении упражнений вдох не следует делать во время...

а) вращений и поворотов тела;

б) прогибания туловища назад;

в) возвращения в исходное положение после на­клона;

г) дыхание во время упражнений должно быть свободным.

18. Осанкой называется...

а) качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

б) пружинные характеристики позвоночника и стоп;

в) привычная поза человека в вертикальном по­ложении;

г) силуэт человека.

а) затылком, ягодицами, пятками;

б) лопатками, ягодицами, пятками;

в) затылком, спиной, пятками;

г) затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

20. Главной причиной нарушения осанки является...

а) привычка к определенным позам;

б) слабость мышц;

в) отсутствие движений во время школьных уроков;

г) ношение сумки, портфеля на одном плече.

21. Когда спортсмены России впервые участвова­ли в Олимпийских играх, их было всего 5 человек. Тем не менее фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. В ка­ком году это было? Программа

... Первой мировой войне из участия в VII Олимпийских играх указывает на ... произошла , когда в 1980 году Соединенные Штаты бойкотировали Олимпийские игры в Москве. Официальным ... Олимпийская идея для России , М., 2000; Чиглинцев Е.А. Возрождение олимпийских игр ...

  • Грязь)? Книга начертанная! Ведь книга праведников, конечно, в иллийуне (возвышенном). А что тебе даст знать, что такое иллийун? Книга начертанная! (Таблица с Письменами)

    Документ

    ... олимпийском идеале говорили: “важна не победа, а участие ”. Почему? А потому, что ИГРА ... они произошли . Например, русские произошли от... России , согласно Откровений, должен стать Хозяином Земли и Первым Майтрейей на ... рыцарей ордена. Официально разгром ордена...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 2 17

    Программа

    Принимать участиев ... в официальной обстановке... на ­ше государство, какие важнейшие события произошли ... Первые университеты в России . М.В. Ломоносов. Искусство России ... России Анализировать и отвечать на вопросы по тексту о возрождении Олимпийских игр ...

  • Тестовые вопросы по физической культуре. 1.Под физической культурой понимается: а - педагогический процесс по физическому совершенствованию человека; б - регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма; в - достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека. 2.Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные): а - спорт; б - система физического воспитания; в - физическая культура. 3.Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется: а - общей физической подготовкой; б - специальной физической подготовкой; в - гармонической физической подготовкой; г - прикладной физической подготовкой. 4.Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как: а - развитие; б - закаленность; в - тренированность; г - подготовленность. 5.К показателям физической подготовленности относятся: а - сила, быстрота, выносливость; б - рост, вес, окружность грудной клетки; в - артериальное давление, пульс; г - частота сердечных сокращений, частота дыхания.6.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как: а - тренировка; б - методика; в - система знаний; г - педагогическое воздействие. 7.Какая страна является родиной Олимпийских игр: а - Рим; б - Китай; в - Греция; г - Египет. 8.Где проводились древнегреческие Олимпийские игры: а - в Олимпии; б - в Спарте; в - в Афинах. 9.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира: а - они имели мировую известность; б - в них принимали участие атлеты со всего мира; в - в период проведения игр прекращались войны; г - они отличались миролюбивым характером соревнований. 10.Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые: а - 5 лет; б - 4 года; в - 2 года; г - 3 года. 11.Зимние игры проводятся: а - в зависимости от решения МОК; б - в третий год празднуемой Олимпиады; в - в течении последнего года празднуемой Олимпиады; г - в течении второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.12.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает: а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек; б - регулярное обращение к врачу; в - физическую и интеллектуальную активность; г - рациональное питание и закаливание. 13.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека: а - образ жизни; б - наследственность; в - климат. 14.При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть: а - ожог; б - тепловой удар; в - перегревание; г - солнечный удар. 15.Основными источниками энергии для организма являются: а - белки и минеральные вещества; б - углеводы и жиры; в - жиры и витамины; г - углеводы и белки. 16.Рациональное питание обеспечивает: а - правильный рост и формирование организма; б - сохранение здоровья; в - высокую работоспособность и продление жизни; г - все перечисленное. 17.Физическая работоспособность - это: а - способность человека быстро выполнять работу; б - способность разные по структуре типы работ; в - способность к быстрому восстановлению после работы; г - способность выполнять большой объем работы.18.Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются: а - фагоцитарной устойчивостью; б - бактерицидной устойчивостью; в - специфической устойчивостью; г - не специфической устойчивостью. 19.Что понимается под закаливанием: а - посещение бани, сауны; б - повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды; в - купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время; г - укрепление здоровья. 20.К объективным критериям самоконтроля можно отнести: а - самочувствие, аппетит, работоспособность; б - частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию; в - нарушение режима, наличие болевых ощущений. 21.Назовите основные факторы риска в образе жизни людей: а - малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы; б - нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение; в - все перечисленное. 22.Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся: а - переоценивают свои возможности; б - следуют указаниям учителя; в - владеют навыками выполнения движений; г - не умеют владеть своими эмоциями. 23.При получении травмы или ухудшении самочувствия на уроке учащийся должен прекратить занятие и поставить в известность: а - учителя, проводящего урок; б - классного руководителя; в - своих сверстников по классу; г - школьного врача.24.Какими показателями характеризуется физическое развитие: а - антропометрическими показателями; б - ростовесовыми показателями, физической подготовленностью; в - телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья. 25.Формирование человеческого организма заканчивается к: а - 14-15 годам; б - 17-18 годам; в - 19-20 годам; г - 22-25 годам. 26.Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они: а - строго регламентированы; б - представляют собой игровую деятельность; в - не ориентированы на производство материальных ценностей; г - создают развивающий эффект. 27.Техникой движений принято называть: а - рациональную организацию двигательных действий; б - состав и последовательность движений при выполнении упражнений; в - способ организации движений при выполнении упражнений; г - способ целесообразного решения двигательной задачи. 28.Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов): а - стойкость; б - гибкость; в - ловкость; г - бодрость; д - выносливость; е - быстрота; ж - сила.29.Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ: а - выносливость; б - скоростно-силовые и координационные; в - гибкость. 30.Ловкость - это: а - способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями; б - способность управлять своими движениями в пространстве и времени; в - способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека. 31.Быстрота - это: а - способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени; б - способность человека быстро набирать скорость; в - способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции. 32.Под гибкостью как физическим качеством понимается: а - комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона; б - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений; в - комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев; г - эластичность мышц и связок. 33.Сила - это: а - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц; б - способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины; в - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.34.Под выносливостью как физическим качеством понимается: а - комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки; б - комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению; в - способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь; г - способность сохранять заданные параметры работы. 35.Нагрузка физических упражнений характеризуется: а - величиной их воздействия на организм; б - напряжением определенных мышечных групп; в - временем и количеством повторений двигательных действий; г - подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья. 36.Активный отдых - это: а - специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям; б - двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности; в - деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях. 37.Подводящие упражнения применяются: а - если обучающийся недостаточно физически развит; б - если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы; в - если необходимо устранять причины возникновения ошибок; г - если применяется метод целостно-аналитического упражнения. 38.Бег на дальние дистанции относится к: а - легкой атлетике; б - спортивным играм; в - спринту; г - бобслею. 39.При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется: а - низкий старт; б - высокий старт; в - вид старта по желанию бегуна.40.В переводе с греческого «гимнастика» означает: а - гибкий; б - упражняю; в - преодолевающий. 41.XXI зимние Олимпийские игры проходили в: а - Осло; б - Саппоро; в - Сочи; г - Ванкувере. 42.Динамика индивидуального развития человека обусловлена: а - влиянием эндогенных и экзогенных факторов; б - генетикой и наследственностью человека; в - влиянием социальных и экологических факторов; г - двигательной активностью человека. 43.Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения: а - для мышц ног; б - типа потягивания; в - махового характера; г - для мышц шеи. 44.При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать: а - через рот и нос попеременно; б - через рот и нос одновременно; в - только через рот; г - только через нос. 45.Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью: а - 3 минуты; б - 7 минут; в - 5 минут; г - 10 минут.46.Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: а - из зоны нападения; б - с любой точки площадки; в - из зоны защиты; г - с любого места внутри трех очковой линии. 47.Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум...... удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке): а - 2; б - 4; в - 3; г - 5. 48.Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть: а - гимнастикой; б - соревнованием; в - видом спорта. 49.Основой методики воспитания физических качеств является: а - простота выполнения упражнений; б - постепенное повышение силы воздействия; в - схематичность упражнений; г - продолжительность педагогических воздействий. 50.Назовите способы передвижения человека (несколько ответов): а - ползание; б - лазанье; в - прыжки; г - метание; д - группировка; е - упор.51.Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов): а - метание дротика; б - ускорения; в - толчок гири; г - подтягивание; д - кувырки; е - стойка на одной руке. 52.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке: а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое; б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое; в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое; г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое. 53.Пять олимпийских колец символизируют: а - пять принципов олимпийского движения; б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады; в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх; г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека. 54.Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК): а - Вячеслав Фетисов; б - Юрий Титов; в - Александр Попов; г - Александр Карелин. 55.Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является: а - биологический возраст; б - календарный возраст; в - скелетный и зубной возраст.56.Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как: а - асоциальное поведение; б - респективную привычку; в - вредную привычку; г - консеквентное поведение. 57.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде: а - 20-ой; б - 21-ой; в - 22-ой; г - 23-ой. 58.Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок: а - «с разбега»; б - «перешагиванием»; в - «перекатом»; г - «ножницами». 59.Гиподинамия - это: а - пониженная двигательная активность человека; б - повышенная двигательная активность человека; в - нехватка витаминов в организме; г - чрезмерное питание. 60.Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как: а - «Быстрее, выше, сильнее»; б - «Главное не победа, а участие»; в - «О спорт - ты мир!».О т в е т ы: 1 . в 2 . в 3 . а 4 . в 5 . а 6 . б 7 . в 8 . а 9 . в 1 0 . б 1 1 . б 1 2 . в 1 3 . а 1 4 . б 1 5 . б 1 6 . г 1 7 . г 1 8 . г 1 9 . б 2 0 . б 2 1 . в 2 2 . б 2 3 . а 2 4 . а 2 5 . г 2 6 . в 2 7 . а 2 8 . а, г 2 9 . б 3 0 . а 3 1 . а 3 2 . в 3 3 . в 3 4 . б 3 5 . а 3 6 . б 3 7 . б 3 8 . а 3 9 . б 4 0 . б 4 1 . г 4 2 . а 4 3 . б 4 4 . в 4 5 . в 4 6 . г 4 7 . в 4 8 . б 4 9 . б 5 0 . а, б, в 5 1 . б, г, д 5 2 . в 5 3 . в 5 4 . в 5 5 . а 5 6 . в 5 7 . в 5 8 . а 5 9 . а 6 0 . а57.в 58.а 59.а 60.а

    Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.

    Физическими качествами в теории и практике физического воспитания принято считать, социально-обусловленные, системно - структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности .

    К числу основных физических качеств относят: силу, выносливость, быстроту, ловкость и гибкость. Одним из ценных двигательных качеств человека является гибкость.

    В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности -- координационные, скоростные, силовые, выносливость.

    В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

    Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

    Ученые и исследователи в области физической культуры ставят гибкость по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растягивание эффективным средством оздоровления и гармоничного физического развития.

    Под гибкостью понимают, способность выполнять движения с большой амплитудой, морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга .

    Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

    Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

    Таким образом, гибкость характеризует степень подвижности в суставах и состояния мышечной системы.

    Термин «гибкость» более применяем, если иметь в виду суммарную подвижность в суставах всего тела, применительно к отдельным суставам правильно использовать термин «подвижность».

    Гибкость имеет большое значение в быту, в спортивной и трудовой деятельности.

    Она способствует правильной осанки, улучшает внешний вид и влияет на жизненный тонус.

    Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений. Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

    Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

    Гибкость - рациональная работа наших мышц, при отсутствии запаса подвижности трудно выполнять амплитудные двигательные действия, что снижает потенциальные возможности занимающихся .

    Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем: ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смещение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшенной вентиляции легких.

    Мало эластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперед и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.

    Гибкость быстрее других физических качеств утрачивается с возрастом (если специально не тренируется), поэтому ученые считают уровень гибкости мерилом возраста. Мудрые йоги говорят: «Пока позвоночник гибок, тело молодо».

    Гибкость -- это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

    Гибкость нам нужна не только для демонстрации, она необходима нам по жизни. Свойство гибкости участвует не только в редких случаях сложных движений, а намного чаще, чем нам кажется. Например, обеспечивает ровную осанку, когда одни мышцы растягиваются при напряжении других.

    Взглянем на свою повседневную жизнь. На работе в большей степени мы сидим. Сидим мы за компьютером и корпим над бумагами, кушаем в ресторане и посещаем кинотеатр, едем в транспорте или просто отдыхаем, приходя домой. устраиваемся в кресло перед телевизором и снова сидим. Но не каждый задумывается над таким «сидячим» образом жизни, который может привести ко многим проблемам: избыточному весу, отеку ног, заболеваниям сосудов и многим другим. Однако все это уже последствия. Основная причина - утрата гибкости тела, вследствие отсутствия движений.

    В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений, выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы, и приводит к серьезным травмам мышц и связок.

    Различают виды (формы проявления) гибкости - активная и пассивная.

    Активная гибкость - это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав (например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»).

    Пассивная гибкость - понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений. В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата является разница между показателями активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

    Различают также динамическую и статическую гибкость. Первая проявляется во время движений, а вторая - в позах.

    Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - предельная подвижность в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности и определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

    По аналитическому признаку проявления гибкости можно выделить гибкость шейных позвонков, плечевых суставов, поясничной части позвоночника, тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. Гибкость в различных суставах имеет неодинаковое значение. Наибольшая нагрузка чаще всего приходится на поясничную часть и тазобедренные суставы.

    Делая вывод, отметим что, гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и повседневной деятельности. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

    Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

    Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками.

    Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Измерителем гибкости служит максимальная амплитуда движений. О ней можно говорить, когда скелет человека полностью сформировался. А происходит это примерно в 18 лет. Именно в этом возрасте суставы становятся такими, какими их задумала природа. Их способность к различным движениям и сращениям и называется гибкостью.

    Этот показатель зависит не только от тренированности, но и от возраста, от пола. Естественно, что в юности суставы более подвижны. Хрящи, обеспечивающие подвижность соединения костей, еще достаточно гибкие и толстые. Со временем эта прокладка истирается и истончается, да и мышцы и сухожилия вокруг теряют эластичность.

    Гибкость, как способность выполнять движения с большой амплитудой, связана с фактором наследственности, однако на нее влияют и регулярные физические упражнения. Она зависит от эластичности мышц и связок. Эластические свойства мышц могут в значительной мере меняться под влиянием центрально-нервных факторов.

    Гибкость исключительно важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и лёгкости походки, грациозности движений. Красота и гибкость – почти синонимы.

    Гибкость значительно увеличивает диапазон движений, позволяет мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии для преодоления сопротивления собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства.

    Достаточная гибкость и эластичность суставов, мышц и связок уменьшают вероятность травм при вынужденных резких движениях, например, при попытки удержать равновесие на льду, выпрямление из глубокого наклона, при неожиданном падении и т.п.

    К сожалению, с возрастом происходит естественное снижение гибкости. Процесс старения суставов связан со снижением эластичности связочного аппарата, уменьшением толщины суставных хрящей. Особенно сильно изменяется позвоночник.

    Систематическое выполнение упражнений для развития и сохранения гибкости значительно замедляют процессы старения, улучшает тонус мышц, снабжение их кислородом и питательными веществами, способствует выделению шлаков из мышечной ткани. Эти упражнения помогают избежать такого неприятного заболевания, как остеохондроз, проявляющегося в головных болях, головокружения, болях в спине и суставах, повышенной утомляемости, а в некоторых случаях – в нарушении работы внутренних органов. Это обусловливает внимание, которое уделяется упражнениям на гибкость в процессе занятий самыми различными видами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

    Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Уровень гибкости обусловливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

    Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

    Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах – плечевом, тазобедренном – человек обладает большой подвижностью, в других – коленном лучезапястном, голеностопном – амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль.

    Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.Благодаря достаточной подвижности позвоночного столба и растянутости плечевых и тазобедренных суставов человек имеет возможность выполнять мягкие, плавные и изящные движения.

    Недостаточно развитая гибкость ограничивает проявление таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота реакции и скорость движения. Увеличивая энергозатраты и, снижая экономичность работы, она затрудняет координацию движений человека, так как имитирует перемещение отдельных звеньев тела в пространстве и может привести к травмам мышц и связок при выполнении физических упражнений.

    Важнейшими признаками для классификации гибкости являются:

    –режим работы мышечных волокон;

    – наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений.

    На основании этих признаков существует определенная классификация гибкости. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.

    При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Причем пассивная гибкость может быть измерена при дозированной внешней помощи (дозированная пассивная гибкость) и при максимальной внешней помощи (максимальная пассивная гибкость). Показатели пассивной гибкости обычно выше, чем активной, причем, чем больше эта разница, тем большей резервной гибкостью обладает человек.

    По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – в позах.

    Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

    В зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют восемь основных разновидностей гибкости: активную статическую (АСГ), активную динамическую (АДГ), пассивную статическую (ПСГ), пассивную динамическую (ПДГ), дозированную пассивно-статическую (ДПСГ), максимальную пассивно-статическую (МПСГ), дозированную пассивно-динамическую (ДПДГ) и, наконец, максимальную пассивно-динамическую (МПДГ). Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней помощи (например, при помощи груза); что касается максимальных показателей пассивной гибкости, то они достигаются не при дозированной, а при максимальной внешней помощи (например, при помощи партнера или тренера). Виды гибкости отображены на таблице 1.1.

    Таблица 1.1 – Основные разновидности гибкости

    Режим работы мышечных волокон
    Стратегический Динамический
    Наличие или отсутствие внешней помощи Активная Активно- статическая Активно-динамическая
    Пассивная Пассивно- статическая Пассивно-динамическая
    Величина прилагаемой внешней помощи в пассивных упражнениях Дозированная Дозированная пассивно- статическая (удержание позы с внешней помощью
    Максимальная Максимальная пассивно-динамическая (пружинистые движения с максимальной внешней помощью)