Как ловили рыбу первобытные люди. Как ловили рыбу древние? Лосось возрастом миллион лет

С другой стороны, всегда рады встрече с калекой в преддверии желанного занятия, наивно целуют первую мелкую рыбешку, аккуратно сняв с крючка, а затем отпускают обратно «за папой — за мамой — за дедом — за бабкой». Многие поверья сохранились с незапамятных времен.

Так, в моей родной Карелии перед началом рыбной ловли наливают на донышко стакана немного горячительного напитка, а затем выплескивают его в воду. Нехитрый обряд называется «налить Деду», то есть задобрить духа воды, чтобы добиться его благосклонности. А какие еще «правила» соблюдали рыболовы в далеком прошлом?

Снасти

Считалось, что более удачливым будет тот невод, нити для которого спряла беременная женщина, и не в любое время, а в период полнолуния. Несколько нитей плели загодя, 30 марта, в день почитания Алексея — Божьего человека, который, по преданию, переплыл море в решете и с тех пор стал покровителем всех рыбаков.

Подбирая материал для удилища, обычно отдавали предпочтение орешнику, да еще и не любому-всякому, а тому, что растет непосредственно в муравейнике или хотя бы поблизости от него. Изготовленные снасти полагалось окуривать свечой, с которой отстояли заутреню перед Пасхой. Окуривание сопровождалось словами пожелания: «Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова крепки да лепки. Мои слова — рот, зубы — замок, язык — ключ, что в море (реку) брошен».

Подготовка

Собираясь на рыбалку, требовалось основательно подкрепиться — по поверью, у сытого рыбака клев лучше. Желательно было всегда экипироваться в одну и ту же одежду. А еще считалось, что все приготовления необходимо делать исключительно правой рукой. Предполагалось, что это обеспечивает поддержку ангела-хранителя.

Хорошим предзнаменованием считалось выполнение перед рыбалкой какой-нибудь рутинной работы по хозяйству (ничего удивительного, это настраивало на терпение в ожидании улова). Кроме того, накануне следовало непременно проявить доблесть в исполнении супружеского долга.

И это тоже объяснимо в символическом плане, ведь в прошлом мужской половой орган назывался «уд», то есть сегодняшние слова «удочка», «удилище», «удить» являются однокоренными с ним (кстати, и «удача» тоже). Так что выражение «удалой добрый молодец» имело когда-то, помимо прочего, и эротический смысл.

Перед отправлением полагалось сказать: «Пойду я на реку быстру, на воду шустру. На ней есть рыбки-трепетушки, быстрые резвушки. А спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке».

Рыбалка

Расположившись на месте рыбалки, следовало набрать крапивы, выжать из нее сок и натереть им ладони. По поверью, после этого рыбу можно ловить голыми руками. Кстати, помню из детства, как отец с приятелями именно голыми руками добывали с мелководья налимов. Вот только про крапиву ничего сказать не могу.

Следующим шагом было угощение водяного кусочком имеющейся при себе пищи и небольшим количеством питья. Угощение сопровождалось словами: «Дедушка Водяной, вот тебе гостинец, прими да подмогни». А в некоторых местах бросали в воду лапоть с портянкой: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу». У старообрядцев вообще было принято кидать табак с бранными словами.

Наживляя крючок, нужно было приговаривать: «Рыба свежа, наживка сальна, клюнь да подерни, ко дну потяни». Заветных слов на удачу в рыбной ловле было много. Одни — покороче: «Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка, проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так!»

Другие — подлиннее: «Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне, рабу Божьему (имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне, рабу Божьему (имя), на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь под звездами, и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь».

Забрасывая сеть, призывали: «Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку матню». Закидывая удочку, велели: «Иди в воду, червячок, приманивай собой большую рыбу на крючок». Первую рыбку, как и сегодня, отправляли обратно в водоем, приговаривая: «Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядьку. Пошли старших своих».

Все заветные слова, разумеется, произносились шепотом, разговаривать во время рыбной ловли категорически запрещалось.

После рыбалки

Наши предки были уверены, что истинный рыбак должен вести себя достойно: ни в коем случае не хвалиться уловом, ни за что и никому не рассказывать, на что ловил и как ловил. В противном случае удача может отвернуться навсегда и перейти к слушателю речей хвастуна. Да к тому же хвастунов порицали в общественном мнении.

Дома первую из пойманных рыбин должен был съесть тот, кто ее поймал, и ни в коем случае нельзя было отдавать ее коту. А вологжане вообще первую заостроженную рыбу зарывали в землю — для будущей удачи.

Да, суеверный народ — рыбаки. И похоже, так было всегда…

Официальная наука считает, что люди сначала научились охотиться, и лишь намного позднее освоили рыболовство. Поэтому рыба якобы появилась в рационе древнего человека относительно недавно. Но современные археологические раскопки существенно изменили это представление. Не исключено, что наши предки ловили рыбу еще сотни тысяч лет назад…


Американец поймал акулу-монстра

Так, исследователи Еврейского университета пришли к выводу, что "человек прямоходящий", обитавший в долине Хула 750 000 лет назад, не только ловил рыбу, но и умел ее жарить, и таким образом, разнообразил свое меню. Лабораторные исследования подтвердили: примитивным предшественникам людей удавалось ловить сомов, тилапий и карпов более метра длиной!

Видимо, некогда долина Хула была богата озерами, в которых плескались гигантские рыбы. На месте раскопок было обнаружено много черепов рыб, останки крабов и кострища.

Пожалуй, самой распространенной рыбой, обитавшей в разных климатических зонах, в том числе и на севере, был осетр. Древние останки этого "деликатеса" находят на реке Иртыш. Им около 1,5 миллиона лет. Ученые предполагают, что река выносила туши рыб на отмели, где их буквально руками ловили архантропы.

Впоследствии они стали использовать для ловли камень и палку. До сих пор в школах выживания учат ловить рыбу по примеру наших предков: поднять палкой со дна ил, и когда рыба начнет метаться в поисках чистой воды, хватать ее руками…

Самыми популярными орудиями рыбной ловли в каменном и бронзовом веках стали сети. Их начали изготавливать еще в VI тысячелетии до нашей эры. Кроме сетей, древние племена пользовались орудиями лова наподобие бредней и неводов. Плели их из растительных волокон: лыка, крапивы, конопли и осоки. Причем, сети делались как на крупную рыбу, так и на мелкую.

Их отпечатки находят на черепках глиняных сосудов. По этому неприхотливому узору, в котором видны даже волокна и узелки, можно судить, что ловили древние люди плотву и уклейку. Ученые полагают, что горшки лепились из глины на специальных болванках из травы и мха, обернутых в старые сети.

Для привязывания сетей и ловушек древние рыболовы использовали длинные тонкие колья с заточенными концами, которые археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений. Так, в слоях торфа на неолитической стоянке Швянтойя в Литве сохранились остатки весел, поплавков из бересты, обрывки сетей из липового лыка.

О ловле рыбы в каменном и бронзовом веках сетями свидетельствуют и находки рыболовных грузил. В неолите грузилами служили обычные округлые гальки, обвязанные или завернутые в лыко или бересту. Опытному глазу исследователя на этом грузиле даже заметны выбоины от ударов о стенки и днище древней лодки. Кстати, датировать грузило можно III-VI тысячелетием до нашей эры.

В неолите и в бронзовом веке главными объектами рыбной ловли были щука, осетр и сом. Пережив тяжелую, голодную зиму, первобытные люди пытались наверстать упущенное во время рыбного нереста. В это время реку перегораживали "заколами". Они представляли собой плетни из хвороста и хвойных веток. Устанавливали такие загороди еще осенью, а весной во время разлива рыба поднималась и застревала в "заколе".

Иногда для ловли рыбы устанавливали ловушки и даже строили лабиринты из вбитых в дно реки вплотную друг к другу кольев. Когда рыбы становилось достаточное количество, ее надо было быстро бить костяными гарпунами и острогами.

Для мелочи часто использовался сачок. Костяные гарпуны археологи находят на торфяниковых стоянках мезолита, неолита и бронзового века. На щук, сома и осетра древние люди охотились с помощью лука и стрел. Последним придавали игловидную форму с зазубренным краем.

В теплое время года предпочитали сети и бредни, верши, которые почти не изменились с первобытных времен. Делали ловушки и из расщепленных переплетенных ивовых прутьев или продольно выструганных сосновых лучин, оплетенных липовым лыком.

В одной из таких ловушек археологи обнаружили останки 16 крупных щук около полутора метров длиной. Ловили древние и с лодок, используя снасти, напоминающие современные удочки и донки.

Крючок у древних рыбаков был составной. Вытачивали из камня небольшие грузила, к которым привязывали костяные острия. Также ловили на живца, для чего использовали кремниевые и костяные жерлицы для насаживания мелкой рыбешки. Когда крупная рыба проглатывала насадку, то жерлица разворачивалась поперек, прочно удерживая добычу…

Так что рыба — между прочим, полезнейший продукт, содержащий необходимые организму жирные кислоты — появилась "на столе" еще в незапамятные времена, как и "технологии" для ее ловли.

П осле того как Фуси вместе с сестрой создали человечество, людей на земле день ото дня становилось все больше. Тогдашние люди не были похожи на нынешних. В те времена не знали земледелия. С утра и до поздней ночи люди охотились на диких животных, ели их мясо и пили их кровь. Мало убьют зверей — еды им вдоволь не достанется. Совсем никого не убьют — в животах пусто будет. Едy в те времена нелегко было добыть.

Фуси видел все это, и на душе y него было тяжко. «Если так всегда будет, много людей умрет от голода», — думал он. Прикидывал так, прикидывал эдак, думал три дня и три ночи, да так и не придумал, как быть с едой для детей и внуков. На четвеpтый день пришел он к реке. Бродит по берегy, думает. Ходил, ходил, вдруг поднял головy — глядь, большой, жиpный каpп из воды выпрыгивает, высоко так подпрыгивает. Тут и второй каpп выпрыгнул, за ним третий. Стал Фуси присматриваться. Подумал: «Большие каpпы, жиpные, поймай да ешь, чем плохо? « Решил он так и спустился к реке, чтобы схватить рыбинy. Много сил не затратил, поймал прямо руками большого, жиpного каpпа. Очень обрадовался Фуси, унес каpпа домой.

Узнали дети и внуки Фуси, что он рыбy поймал, прибежали обрадованные, стали с расспросами приставать. А Фуси разорвал рыбy на части и каждомy по кусочкy раздал. Попробовали — понравилось. «Раз рыба вкусная, давайте теперь ее ловить, вот и будет нам подспорье», — сказал Фуси.

Дети и внуки его, конечно, согласились и тотчас побежали к реке. Пробыли там от полудня до вечера, и почти каждый поймал по рыбине. А были и такие, что по три и даже по четыре исхитрились схватить. Радости людей не было предела. Принесли они рыбy домой и с удовольствием съели. Фуси тотчас же послал гонцов с письмом к тем своим сыновьям и внукам, которые жили в других местах, советyя им тоже рыбy ловить.

Не прошло и трех дней, как все дети и внуки Фуси научились рыбy ловить. Только, как говорится, со всяким хорошим делом много мороки. На третий день явился царь драконов Лун-ван со своим первым министром — черепахой и злым голосом говорит Фуси:

— Кто тебя звал рыбy ловить? Вон сколько вас, людей, так всех моих драконовых сыновей и внуков переловите! Немедля брось это дело!

Но Фуси не испугался слов Лун-вана, а спокойно так, с достоинством, в свою очередь спросил его:

— Ты не разрешаешь нам ловить рыбy, что же тогда нам есть?

— Что вам есть? А мне какое дело? Я не разрешаю вам рыбy ловить! — сеpдито сказал Лун-ван.

— Ладно! Не разрешаешь ловить рыбy, не будем. Только смотри, нечего будет есть — станем водy пить, всю водy подчистyю выпьем, все твои водяные твари передохнут.

Лун-ван, вообще-то говоря, может только слабых обманывать, а сильных боится. Услышал он слова Фуси, перепугался. Вдруг Фуси, его дети и внуки и вправдy всю водy выпьют, чего доброго, и сам не спасешься! Вроде бы и согласен разрешить людям рыбy ловить, да трудно назад свои слова взять. Как говорится, и вперед идти тяжело, и назад отступить трудно. Черепаха — его первый министp — подползла к его ухy, тихонько так шепчет:

— Смотрите, люди-то эти руками рыб хватают. Поставьте им такое условие: если они всю водy не выпьют, пусть рыбy ловят. Только не разрешайте ловить ее руками. А без рук они ни одной рыбы не поймают. Так и можно будет и драконьих детей и внуков сохранить, и вашy, государь-дракон, жизнь сберечь. Пусть они все глаза y реки проглядят — вот хорошо-то будет!

Выслушал Лун-ван совет черепахи, и понравился он емy. Расхохотался он, повеpнулся к Фуси и говорит:

— Если не выпьете водy дочиста, то можете рыбy ловить. Но только запомните одно условие: не хватать рыбy руками. Если согласны, на том и порешим, чтобы больше ни y вас, ни y меня никаких обид не было.

Фуси подумал-подумал и согласился:

Лун-ван решил, что емy удалось провести Фуси и, радостный, вместе со своим министром-черепахой отправился обратно. А Фуси тоже забрал своих детей и внуков и к себе пошел. Веpнулся домой, стал думать, как без рук рыбy ловить. Думал весь вечеp, на другой день до самого обеда думал — все не мог ничего придумать. После обеда улегся он под деревом, стал в небо глядеть да думать.

Видит, междy двумя ветками паук паутинy плетет. Слева нить пропустит, справа нить продеpнет, вот и готова круглая сеть. Закончил паук свое дело, отбежал в уголок, спрятался. Вскоре летавшие поодаль комарики да мухи все в сеть попали. Тогда паук спокойно вылез из своего уголка и принялся за едy.

А Фуси, когда он глядел, как паук плел свою сеть, вдруг осенило. Он побежал в горы, отыскал лианы и свил из них веревкy. Потом, словно паук, плетущий паутинy, сделал грубyю сеть. После этого он срубил две палки, смастерил из них крестовинy, привязал к ней сеть, потом приделал к крестовине длинный шест, и все было готово. Он отнес снасть к реке и забросил в водy. Фуси стоял на берегy и тихонько ждал. Прошло немного времени, Фуси потянул сеть ввеpх — ай-я! — в сети трепыхались и прыгали рыбы. Способ этот и впрямь оказался удачным. Рыбы попалось в сети куда больше, чем когда ловишь ее руками, и людям теперь не нужно было стоять в воде. Фуси передал секрет плетения сетей своим сыновьям и внукам. И с тех поp все его потомки знали, как ловить сетью рыбy, и не испытывали больше нехватки в еде. И по сей день люди ловят рыбy сетями.

А Лун-ван, увидев, что Фуси стал ловить рыбy сетью, изошел злобой, потомy что люди теперь ловили рыбy не хватая ее руками. Царь драконов раскаялся в своих словах, но брать их назад емy было неловко: еще рассеpдишь Фуси и его сыновей и внуков, а те и вправдy возьмут да и выпьют всю водy в реке. Сидит Лун- ван в своем двоpце, беснyется, глаза его чуть из оpбит не вылезают. Потомy-то люди и стали рисовать царя драконов с вытаращенными глазами. А его черепаха-министp, увидев, что государь так разволновался, решила еще что-нибудь для него придумать. Разве могла она знать, что только заберется она Лун-ванy на плечо, приблизится к его ухy да рот раскроет, как Царь драконов ударит ее и она упадет в тушечницy, что стоит перед Лун-ваном на столе. Перевеpнулась черепаха в тушечнице два раза и окрасилась в чеpный цвет. С тех поp черепахи чеpные-пречеpные, это все оттого, что первого министра — черепахy Лун-ван тогда в тушечницy сбросил.

(Жypнал «Миньцзянъ вэньсюэ», 1964, нр3) Цит. по: Юань Кэ «Мифы древнего Китая», М., 1987 г.

Как известно, до того как люди начали заниматься земледелием, у них было два основных занятия – охота и рыболовство. До недавнего времени ученые считали, что ловить и есть рыбу человек научился гораздо позже, чем охотиться на животных. Однако последние исторические исследования указывают на то, что рыбная ловля существовала задолго до появления homo sapience – «человека разумного».

Костры в долине Хула

Так, при раскопках в долине Хула (Израиль) были найдены кости рыб и крабов, а также следы кострищ. По мнению специалистов из Еврейского университета, некогда в этих краях было много озер, в которых водились рыбы-гиганты. Судя по останкам, длина туловища сомов, тилапий и карпов, которых вылавливали оттуда 750 000 лет назад, составляла более метра.

Как видим, это было задолго до того как на Земле появились люди современного типа. Нашего отдаленного предка тех времен ученые именуют «homo erectus» («человек прямоходящий»). Тем не менее, он был не так уж примитивен, раз умел ловить рыбу и жарить ее на костре. То, что рыбу именно готовили на огне, а не поедали сырой, подтвердили лабораторные исследования.

Как ловили рыбу древние?

В каменном и бронзовом веке рыбу уже ловили сетью. Следы древнего рыбацкого промысла были обнаружены на Аляске, на территории нынешней Прибалтики. Первые рыболовные сети начали изготавливать в VI тысячелетии до нашей эры. Помимо них, первобытные люди использовали бредни и неводы, которые плели из лыка, крапивы, конопли и осоки. Одни сети предназначались для крупной рыбы, другие – для мелкой. Наиболее популярной рыбой для ловли в те времена была плотва и уклейка.

Отпечатки ячеек сетки встречаются на черепках найденных при раскопках глиняных сосудов. Можно разглядеть даже особенности плетения. Когда сети становились негодными для применения по прямому назначению, ими оборачивали болванки из травы и мха, на которых лепили горшки.

В наши дни археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений длинные тонкие колья, заточенные на концах. К ним древние рыбаки привязывали сети и ловушки для рыбы. Так, в Литве на месте одной из стоянок эпохи неолита в слоях торфа были найдены остатки весел, берестяные поплавки и обрывки сетей, сплетенных из липового лыка.

Во время нереста представители неолитической и бронзовой эпохи перегораживали реку так называемыми «заколами», сложенными из хвороста и веток хвойных пород деревьев. Рыбины застревали в «заколе», и их можно было брать голыми руками.

Другими способами поймать рыбу были ловушки из вбитых в речное дно кольев или связанных ивовых прутьев. Когда там собиралось приличное количество рыбы, ее били костяными гарпунами и острогами. Мелкую рыбешку вылавливали сачком. А вот крупных рыбин, таких, как щука, сом или осетр, добывали с помощью лука и стрел с зазубренными краями. Находки свидетельствуют, что ловля велась и с лодок. Для этого использовались рыболовные снасти, прототипы современных удочек и донок.

Попадаются порой археологам и рыболовные грузила. В III-VI тысячелетиях до нашей эры для этого использовали обычную гальку, которую обвязывали или заворачивали в лыко или бересту. Позднее грузила стали вытачивать из камня. К ним привязывали костяные острия – получалось подобие современного рыболовного крючка. Практиковалась и ловля на живца: на кремниевые и костяные жерлицы насаживали мелкую рыбешку и ждали, пока крупная рыбина проглотит насадку.

Рыболовы первобытной Руси

По мнению исследователей, самой распространенной рыбой для ловли на территории России в первобытную эпоху являлся осетр. В районе реки Иртыш он водился еще полтора миллиона лет назад. Предположительно архантропы ловили осетров на отмелях прямо руками, позднее стали использовать для этого камни и палки.

В торфяниках в районе подмосковной Дубны международная группа археологов наткнулась на рыболовные снасти, возраст которых насчитывает более 7 500 лет. Были там приспособления из дерева, кремня и кости, ловушки в виде плетеных корзин, крючки, гарпуны, грузила, поплавки, иглы для плетения и ремонта сетей, ножи для чистки рыбы, изготовленные из лосиных ребер… Сохранились также экскременты и останки рыб. Выяснилось, что вплоть до железного века в этом регионе отсутствовало сельское хозяйство. Основным промыслом местных жителей были охота и рыбалка. Причем рыбу древние дубнинцы потребляли не только в свежем виде, но также в сушеном и копченом, заготавливая ее впрок. Одним из способов заготовки было в мороз держать улов в заводях. Замороженную рыбу ели зимой, когда ее нельзя было ловить.

Любопытны и находки, сделанные в Нижегородской области. Населявшие эту территорию племена селились на берегах водоемов, как правило, богатых рыбой.

Но так или иначе, ловить, употреблять рыбу в пищу и готовить ее люди начали еще в незапамятные времена. Просто где-то это произошло раньше, а где-то – позже.

В каменном и бронзовом веке рыбу уже ловили сетью. Следы древнего рыбацкого промысла были обнаружены на Аляске, на территории нынешней Прибалтики. Первые рыболовные сети начали изготавливать в VI тысячелетии до нашей эры. Помимо них, первобытные люди использовали бредни и неводы, которые плели из лыка, крапивы, конопли и осоки. Одни сети предназначались для крупной рыбы, другие – для мелкой. Наиболее популярной рыбой для ловли в те времена была плотва и уклейка.

Отпечатки ячеек сетки встречаются на черепках найденных при раскопках глиняных сосудов. Можно разглядеть даже особенности плетения. Когда сети становились негодными для применения по прямому назначению, ими оборачивали болванки из травы и мха, на которых лепили горшки.

В наши дни археологи часто находят в водных отложениях древних торфяниковых поселений длинные тонкие колья, заточенные на концах. К ним древние рыбаки привязывали сети и ловушки для рыбы. Так, в Литве на месте одной из стоянок эпохи неолита в слоях торфа были найдены остатки весел, берестяные поплавки и обрывки сетей, сплетенных из липового лыка.

Во время нереста представители неолитической и бронзовой эпохи перегораживали реку так называемыми «заколами», сложенными из хвороста и веток хвойных пород деревьев. Рыбины застревали в «заколе», и их можно было брать голыми руками.

Другими способами поймать рыбу были ловушки из вбитых в речное дно кольев или связанных ивовых прутьев. Когда там собиралось приличное количество рыбы, ее били костяными гарпунами и острогами. Мелкую рыбешку вылавливали сачком. А вот крупных рыбин, таких, как щука, сом или осетр, добывали с помощью лука и стрел с зазубренными краями. Находки свидетельствуют, что ловля велась и с лодок. Для этого использовались рыболовные снасти, прототипы современных удочек и донок.

Попадаются порой археологам и рыболовные грузила. В III-VI тысячелетиях до нашей эры для этого использовали обычную гальку, которую обвязывали или заворачивали в лыко или бересту. Позднее грузила стали вытачивать из камня. К ним привязывали костяные острия – получалось подобие современного рыболовного крючка. Практиковалась и ловля на живца: на кремниевые и костяные жерлицы насаживали мелкую рыбешку и ждали, пока крупная рыбина проглотит насадку.