Упражнение на координацию для детей. Особенности развития координации движений у детей младшего школьного возраста

Научить вручать подарки

Объясните, что поздравление - это проявление любви и уважения. Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной роли - превратите вручение подарка в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью.


Чтобы малыш рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют очень много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не стоит забывать и о крупной моторике, ведь уже в школьном возрасте ребенку не обойтись без хорошей координации движений тела.

Зачем работать над координацией движений?

Развитая координация помогает ребенку двигаться ловко и уверенно, а также способствует правильной осанке. Разумеется, координация не формируется за короткий срок - на это уход не один год, поскольку в процессе задействован вестибулярный и мышечный аппарат, а также органы зрения.

Развитая координация предполагает не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Это условие обязательно для отточенной работы центральной нервной системы. Именно поэтому у гиперактивных малышей часто возникают проблемы с координацией.

На занятиях физкультурой в детских садах и школах детям обязательно дают специальные упражнения для формирования координации. Впрочем, каждый ребенок с легкостью может выполнять их дома или на детской площадке под присмотром родителей.

Требования к упражнениям и техника безопасности

Все упражнения для развития координации можно разделить на статистические и динамические. Первые учат малышей сохранять равновесие в заданной позе, например, стоять на одной ноге или удерживать легкий груз на голове. Вторые упражнения - это ходьба по скамейке, изменение направления при беге и т. д. Хотя развитию координации также прекрасно способствуют командные подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол), катание на коньках, лыжах и велосипеде, теннис.

Главный принцип выполнения упражнений - давать нагрузку, посильную ребенку и соответствующую его возрасту. При статистических упражнениях желательно, чтобы родители подстраховывали малыша, исключая возможность падения. Если ребенок еще дошкольного возраста, лучше давать ему упражнения в игровой форме. Используйте мячи, шары, скакалку - все, что сделает занятие веселее в глазах крохи.
Ежедневно вполне достаточно делать упражнения в течение 5-7 минут на детской площадке перед тем, как ребенок присоединится к играм со своими сверстниками. Впрочем, очень хорошо, когда есть возможность задействовать в «тренировке» и других детей. Если они решили побегать по площадке с мячом, можете считать, что «дневная норма» упражнений уже выполнена! Не заставляйте малыша заниматься, когда он уже проявляет признаки усталости. В таком состоянии ему будет еще сложнее следить за координацией своих движений, а значит, развивающий эффект будет минимален.


Упражнения для детей 2-3 лет

В столь юном возрасте у ребенка еще очень маленький двигательный опыт. Даже простую ходьбу можно назвать упражнением. Поэтому сначала малышу предлагаются самые легкие упражнения, которые постепенно усложняются. Первые упражнения на развитие координации движений - это ходьба, перешагивания через препятствия, приседания и наклоны. Их рекомендуется проводить на улице во время прогулки. Ближе к трем годам можно постепенно осваивать более трудные задачи - ходить по бревну или лавке с помощью родителей (на первых порах).

Упражнения для детей 3-4 лет

Научившись ходить по скамейке, пора учиться и слезать с нее. Предлагайте крохе сходить с бревна или скамейки не двумя ногами одновременно, а поочередно опуская ноги одну за другой. Как правило, малыши в этом возрасте очень активны и подвижны, их не надо уговаривать побегать, и они сами с энтузиазмом покоряют все лесенки и тренажеры на детской площадке. Главное - постоянно страховать ребенка, пока его движения не станут уверенными и точными. Также хороший результат дает хождение по дорожкам с препятствиями и упражнения на кольцах.


Упражнения для детей 5-6 лет

В этом возрасте продолжается ходьба по скамейке, бревну, лесенке и просто по уличным бордюрам. Но теперь стоит активнее подключать руки: просите ребенка выполнять упражнения с определенными движениями рук - над головой, сложив крест-накрест на груди и т. д. Важно не добавлять новые упражнения, а следить за осанкой малыша, чтобы оттачивать его движения до совершенства. Более сложный вариант: передвижение по бревну или скамейке с одновременным подбрасыванием мяча вверх. Приступайте к нему, когда будете уверены в твердости движений ребенка.

Упражнения для детей 7-8 лет

Комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста обычно состоит в комбинации статики и динамики, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке присесть и повернуться кругом. Положение рук во время выполнения упражнений может быть разным - в стороны, за спину, за голову, на поясе. Однако длительная статика очень утомляет ребенка, поэтому позицию рук желательно менять достаточно часто. Вводите резкие повороты и быстрые прыжки - физически дети уже готовы к этому, и их очень веселит подобная динамика. Занимаясь с ребенком, пробуйте выполнять упражнения вместе, ведь это интересно и полезно для каждого из вас.

ГБОУ Лицей № 1564

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Развитие координации движения у школьников».

Учитель физической культуры

Л.Л.Денежкина

    Биологические основы координации движений и возрастная характеристика её развития.

    Особенности развития координации движений у детей.

    Совершенствование координации движений у детей.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЁ РАЗВИТИЯ

Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие их двигательных функций и умение управлять своими движениями. Ещё П.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность „умение изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью".

Разрешение этой задачи во многом зависит о знания физиологии или, точнее, её раздела - физиологии движений. Ведущее значение в данной области науки имеют работы великого русского физиолога И.М. Сеченова, который первым обосновал и развил рефлекторное происхождение, т.е. являются ответом на тот или иной раздражитель. В своём учении И.М. Сеченов отметил ведущую роль головного мозга в двигательной деятельности, а также дал основные понятия механизма координированных двигательных актов.

Таким образом, овладение каким-либо новым движением ведёт к образованию новых двигательных условных рефлексов. Однако любое двигательное действие нельзя рассматривать как отдельные двигательные условные рефлексы. Цельное движение, пусть даже самое простое, представляет собой сложные сочетания ряда рефлексов, сливающихся в один сложный двигательный рефлекс.

Наличие обратной связи, т.е. сигнализации, поступающей в кору головного мозга во время движения, позволяет вести контроль за его выполнением и управлять им. Таким образом, выполнение произвольного двигательного акта обеспечивается сложным процессом, происходящим в центральной нервной системе человека.

Возбуждение, поступающее по чувствительному нерву к той или иной нервной клетке, может иррадиировать, т.е. распространяться на другие нервные клетки. Такое возбуждение выражается хаотическими и беспорядочными движениями. Для осуществления целенаправленного и точного движения необходимо, чтобы возбуждение поступало лишь на определённые нервные клетки, другие же должны быть в заторможенном состоянии. Взаимодействуя друг с другом, процессы торможения и возбуждения образуют в коре головного мозга сложнейшую мозаику из возбужденных и заторможенных пунктов, мозаику не статическую, а динамическую, непрерывно изменяющуюся.

Благодаря этому взаимодействию в движение включаются то одни, то другие мышечные группы. Так бывает при любом движении, и, чем они сложнее оказывается двигательная задача, тем более сложно происходит чередование процессов возбуждения и торможения.

Эти процессы взаимообусловлены. Так, например, при рефлексе, вызывающем сгибание в том или ином суставе, возбуждаются соответствующие нервные центры и сокращаются мышцы-сгибатели этого сустава. Одновременно резко уменьшается возбуждение в нервных центрах мышц-антагонистов, т.е. мышц-разгибателей. При разгибании возбуждаются нервные центры мышц-разгибателей, нервные же центры мышц-сгибателей затормаживаются. Такое отношение между нервными центрами, когда возбуждение одних сопровождается торможение других, получило название реципрокности. Явление реципрокности следует считать одним из важнейших факторов координации движений.

Нет сомнения, что для правильного построения педагогического процесса, направленного на овладение новыми двигательными навыками, важно определить, при каких взаимоотношениях между нервными центрами наиболее легко осваиваются движения и какие взаимоотношения усложняют процесс обучения.

При движениях ногами наиболее простой и естественной координацией является перекрестная. Руками выполняются легче и свободнее одновременные и одноправленные, так называемые симметричные, движения.

Взаимоотношения одновременных движений рук и ног также далеко не всегда имеют перекрёстный характер. Так, если предложить ребёнку подняться по гимнастической стенке, то можно увидеть, что обычная двигательная координация, присущая ему при ходьбе, нарушилась и появилась так называемая иноходь: правая рука делала движения одновременно с правой ногой.

Мы уже говорили, что при движении руками нарушение перекрёстной координации особенно заметно проявляется у детей младшего возраста. Объясняется это следующим: чем меньше возраст детей, тем легче они выполняют движения, близкие по своему характеру к безусловнорефлекторным; более же сложные двигательные акты, основанные на условных рефлексах, появляются вследствие двигательного опыта, накапливающегося с возрастом.

Развитие двигательных возможностей детей идет параллельное развитием двигательных центров головного мозга. Данные анатомических исследований показывают, что если в раннем детстве двигательная область головного мозга ещё не содержит всех нервных элементов, то уже к 6-7 годам достигается определённая степень двигательной зрелости. К 13-14 годам двигательный анализатор у детей оказывается уже полностью сформировавшимся, и двигательные способности достигают высокого уровня. Для этого возраста характерна полная двигательная зрелость. Это выражается в том, что движения, не связанные с большими мышечными напряжениями и не требующие выносливости при их выполнении, могут быть освоены быстро, легко и выполняются правильно и ловко. В некоторых видах спорта именно в этот период дети достигают виртуозности в движениях.

Однако нельзя считать, что двигательная зрелость приходит сама собой по достижении определённого возраста, что у всех подростков уровень двигательных возможностей одинаков. Двигательное развитие достигается посредством движений. Оно будет высоким, если ребёнок будет много двигаться, систематически повторять движения и усложнять их, овладевать новыми движениями.

Вместе с тем необходимо определить тот оптимальный возраст, в котором то или иное физическое упражнение будет давать наибольший положительный эффект, в двигательном развитии. Для правильного ответа на вопрос, в каком возрасте наиболее целесообразно развивать двигательные способности, совершенствовать координацию движений, следует обратиться к данным физиологии и морфологии. В первую очередь необходимо иметь в виду возрастные возможности детей, в частности, развитие их центральной и периферической нервной системы с точки зрения функционального и морфологического созревания.

Если вспомнить, что всякое произвольное движение имеет условнорефлекторную природу, то станет ясно, что для овладения новыми движениями огромное значение приобретают уже имеющиеся условные связи. Поэтому чем богаче и разнообразнее был двигательный режим ребёнка, тем легче и правильнее он будет выполнять новые движения.

Быстрое овладение двигательными действиями возможно тогда, когда уже имеющиеся условные связи оказываются подготовленными для новых двигательных реакций.

Способность детей у овладению новыми, неизвестными им ранее, двигательными навыками тесно связана с особенностями возрастного развития. Новые условные связи тем быстрее формируются, чем меньше возраст детей. С возрастом повышается устойчивость произвольного внимания. Однако у детей она все же значительна, и длительные напряжения, связанные с концентрацией внимания, им недоступны; процессы возбуждения и торможения легко иррадиируют в коре больших полушарий головного мозга, устойчивых доминантных процессов нет.

Возраст 7-10 лет характеризуется как период в котором дети могут сравнительно хорошо управлять своими движениями. Только под влиянием сильного раздражения нарушается точность и правильность их выполнения.

Полностью двигательные способности ребенка развиваются к 13-14 годам. Следовательно, возраст с 7 до 14 лет нужно рассматривать, как период активного развития двигательных функций. Эта характеристика находит подтверждение в работах морфологов, отмечающих как зрелость коры головного мозга, так и достаточно высокое развитие костно-мышечного аппарата к 13-14 годам.

Установлено, что наиболее быстро двигательные координационные возможности развиваются в период с 7 до 11 лет. Дети 7 лет хотя и медленнее, чем старшие, но всё же успешно овладевают двигательными действиями с перекрёстной, более сложной, координацией.

Совершенствование двигательных способностей, и в частности координации движений, должно совпадать с периодом усиленного развития двигательных функций и тем повышать и ускорять ход этого развития. Поэтому начинать активное целенаправленное совершенствование координации движений следует с 7-летнего возраста, т. е. с первого года обучения в школе.

Однако с 13-14 лет у девочек значительно снижается точность движений и процесс овладения новыми двигательными действиями замедляется. Это даёт основание считать, что в занятиях с детьми этого возраста целесообразно обращать внимание на совершенствование координационных способностей в первую очередь у девочек.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Как мы уже выяснили, координация движений - это двигательная способность, которая развивается посредством самих движений. И чем большим запасом двигательных навыков обладает ребенок, тем богаче будет его двигательный опыт и шире база для овладения новыми формами двигательной деятельности. Нам известно, что координационная способность человека достигает высокого уровня развития к 13-14-му году жизни. Это дает

Аналогичные результаты были получены в педагогическом эксперименте с детьми, разучивавшими упражнения со сложными сочетаниями движений руками и ногами. Всё это свидетельствует, что развитие координации движений тренируема.

Занятия физическими упражнениями, направленными на развитие координационных способностей, положительно сказались и на овладении новыми двигательными навыками: у учащихся экспериментальных групп успеваемость по физической культуре длительное время была выше, чем у детей контрольной группы. Этот факт можно объяснить тем, что образование новых навыков тесно связано с теми навыками и отдельными их элементами, которые уже были сформированы ранее по механизму временных связей. Причем координационные отношения, сложившиеся ранее, как бы переносятся и облегчают образование новых координационных отношений. Обучение новым упражнениям протекает значительно легче, если к этому времени в коре больших полушарий головного мозга ребёнка имеются установившиеся условные связи, которые стали звеньями двигательного стереотипа.

Результатом тренировки, вероятно, является и рост пластичности нервной системы, т. е. способности к переделке старых и выработке новых условных связей. Благодаря же пластическим свойствам коры больших полушарий в центральной нервной системе могут быстро образовываться динамические стереотипы на основе ранее выработанных условных связей.

Для развития координации движений могут быть использованы любые физические упражнения, но лишь постольку, поскольку они включают в себя элементы новизны и представляют для занимающихся определённую координационную трудность. По мере автоматизации навыка значение данного физического упражнения как средства развития координации движений уменьшается.

При формировании того или иного двигательного навыка всегда важно выяснить его прочность, устойчивость и сохранения. Это позволит правильно строить педагогический процесс. Дети, как правило, затрачивают много времени на овладение тем или иным сложным движением, но, овладев им, сохраняют двигательный навык надолго.

На основании этих данных можно прийти к заключению, что дети, занимавшиеся специальными упражнениями длительное время (около 3 лет) после окончания специальных занятий остаются координационно более развитыми. Это можно объяснить длительностью сохранения временных связей основание считать возможным тренировать и совершенствовать координацию движений.

Ученые-физиологи указывают на большое значение педагогического воздействия (тренировки) как фактора, формирующего взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Важнейшим показателем тренированности центральной нервной системы, считают они, является рост подвижности, уравновешенности, а также концентрации (как во времени, так и в пространстве) возбудительных и тормозных процессов. Всё это создаёт благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы, а также всего нервно-мышечного аппарата. В ходе тренировки постоянно формируются и уточняются различные формы содружественных и реципрокных отношений между нервными центрами мышечных групп, и чем выше тренированность человека, тем более совершенными становятся эти отношения.

Таким образом, используя активную двигательную деятельность как форму тренировки, мы можем ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений. Однако следует помнить, что это должен быть не хаотический набор движений, а правильно и строго организованный педагогический процесс, в котором физические упражнения выполнялись бы с определёнными нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту занимающихся.

Как пример такого целенаправленного педагогического процесса можно привести эксперимент, в котором изучалась возможность развивать координацию движений руками у детей 7-8 лет. Из учащихся первых классов были созданы две экспериментальные и одна контрольная группы, и по разработанным контрольным тестам был определен уровень координационного развития детей.

После окончания эксперимента, т. е. через 40 уроков, дети были подвергнуты повторному контрольному испытанию, которое состояло из тех же тестов, что и первый раз. Оказалось, что цикл занятий специально направленными упражнениями весьма эффективен. Уровень развития координации движений у учащихся экспериментальных групп значительно вырос: дети этих групп легко и быстро овладели контрольными тестами, значительно опередив детей из контрольной группы, не разучивавших специальных упражнений; более того, они выполняли движения со сложной координацией зачастую лучше, чем дети 11 лет.

в коре больших полушарий, а, следовательно, и координационных способностей, развитых раньше.

Низкий уровень физического развития детей не является противопоказанием к занятием, направленными на развитие двигательной координации.

Одновременно хотелось бы предостеречь от возможной переоценки значения координации движений. Нередко, как в быту, так и в спорте, приходится выполнять сложные по координации движения в условиях максимального проявления того или иного двигательного качества. И в этих случаях без высокоразвитой быстроты, силы или выносливости выполнить такие движения правильно не удаётся. Например, координация движения у лыжника в конце длительного перехода ухудшается, и чем менее он тренирован, тем раньше это наступит. Не сможет выполнить подъём разгибом на перекладине ученик хорошо координированный, но физически слабый.

Эти примеры указывают на важность развития всех двигательных качеств одновременно с развитием координационных способностей.

Итак, мы установили, что координация движений тренируема и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса, специально направленного на её развитие. Выяснено, что высокая степень развития координации движений оказывает положительное влияние на овладение детьми новыми двигательными формами ичто координационные сохраняются в течение сравнительно длительного срока. Установлено, что взаимосвязи между уровнем развития их координационных способностей не существует, и поэтому есть основание заняться упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ

Основным средством, совершенствующим координационные двигательные способности, с нашей точки зрения, являются специальнонаправленные упражнения, входящие в основную гимнастику.

Основная гимнастика характеризуется большим многообразием физических упражнений и методических приёмов, с помощью которых можно оказать разностороннее воздействие на организм занимающихся, учитывая их ^ индивидуальные особенности и двигательную подготовленность.

В физическом воспитании, как и в любой другой отрасли педагогической деятельности, обучение и воспитание следует осуществлять, руководствуясь дидактическими принципами. Чтобы обеспечить соответствие учебных заданий реальным возможностям занимающихся и организовать стройную систему обучения, необходимо уделить особое внимание принципам доступности и систематичности.

Учитывая, что двигательные действия с различными координационными соотношениями по-разному осваиваются детьми, необходимо выявить степень сложности тех или иных упражнений. Поскольку подавляющее большинство бытовых, трудовых, а также спортивных двигательных действий осуществляется при помощи рук.

Упражнения с движениями руками в плечевых суставах были систематизированы по степени сложности их освоения.

В первую групп (первая степень сложности) вошли упражнения, не требующие специального разучивания и легко осваиваемые детьми с первой попытки. Ко второй группе (вторая степень сложности) отнесены упражнения хотя и требующие специального обучения, но легко поддающиеся разучиванию. Третья группа (третья ступень сложности) состоит из упражнений, которые требуют специального разучивания и с трудом осваиваются детьми.

Однако такая систематизация лишь примерна, так как степень сложности освоения тех или иных упражнений в различных возрастных группах не совсем одинакова. В младшей возрастной группе, т. е. у детей 7-8 лет, явно выражены различия между степенями сложности. У детей 10-11 лет такого различия не наблюдается, разница между упражнениями второй и третьей степеней сложности сглаживается. Дети 13-14 лет осваивают упражнения легче, поэтому для них к упражнениям первой степени сложности прибавляются поочерёдные упражнения, выполняемые в одной и двух плоскостях. Сравнительно легко в этом возрасте осваиваются и поочерёдные упражнения, выполняемые в трёх плоскостях.

И всё же общая тенденция к распределению упражнений на три степени сложности их освоения присуща всем возрастным группам с 7 до 14 лет.

Приведённая в табл. 1 систематизация упражнений наиболее объективно отражает степень сложности их освоения детьми 7-8 лет, т. е. того возраста, с которого мы рекомендуем начинать занятия, направленные на совершенствование координации движений.

Упражнения, состоящие из движений руками, можно усложнить, согласовав их с движениями ногами (табл. 2). Наиболее легко дети выполняют упражнения с перекрёстными движениями ногами, т. е. такими движениями, какие мы совершаем при ходьбе. Несколько сложнее оказываются упражнения, в которых движение производится одной ногой (маховое движение „вперёд-назад" или „вправо-влево"). К следующей по сложности группе относятся упражнения, в которых движения руками согласуются с подскоками на двух ногах („ноги врозь - ноги вместе" или „одна нога впереди - другая назад").

Табл. 1

Степени сложности

Упражнения

1-ая

2-ая

3 -я

Одновременнонаправленные

Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые в одной, двух плоскостях)

Циклического характера с перекрестной координацией (выполняемые со сменой плоскостей)

Поочередные

Последовательные

Разноритмичные

Табл 2.

Степени сложности

Упражнения

Движения руками согласуются с ходьбой

Движения руками согласуются с махами ногой

Движения руками согласуются с подскоками

Движения руками согласуются с приседаниями

Наиболее трудными считаются упражнения, в которых движения руками выполняются одновременно с приседаниями. Таким образом, взяв за основу рекомендуемые систематизации, можно составить огромное количество упражнений, начиная от самых простых и кончая весьма сложными.

Разнообразный арсенал двигательных сочетаний поможет создать у занимающихся богатый двигательный опыт. Причем этот опыт будет состоять из движений, которые, как правило, не встречаются в повседневной жизни и незнакомы детям. Это, в свою очередь, вызовет определенную трудность при разучивании, что необходимо для развития координационных способностей.

С точки зрения развития координации движений, большую ценность представляют занятия подвижными и особенно спортивными игами. Огромное разнообразие движений и игровых ситуаций обогащает двигательный опыт занимающихся. Подвижные и спортивные игры являются средством разностороннего физического развития, эмоциональны, интересуют детей и наиболее доступны им.

Обучение упражнениям, направленными на совершенствование координации движений, должно строиться, как и любой другой педагогический процесс, в соответствии с требованиями основных дидактических принципов. Преподаватель обязан строго придерживаться правил обучения „от простого к сложному", „от лёгкого к трудному", „от известного К неизвестному". От простого и легкого сочетания движений надо постепенно, по мере овладения ими, переходить к более сложным и трудным. Правильная последовательность изучаемых упражнений, когда очередное упражнение в какой-то степени подводит и подготавливает занимающихся к разучиванию последующего, помогает быстро и легко овладевать наиболее сложными упражнениями.

Важным моментом педагогического процесса является обеспечение интереса занимающихся к изучаемому материалу. Дети, как правило, охотно разучивают относительно сложные упражнения, выполнение которых связано с преодолением двигательных трудностей. Выполнение же слишком простых движений не вызывает интереса у детей и не даёт положительного эффекта. Обучение таким движением нецелесообразно и сточки зрения развития координационной способности детей, так как этого эффективны лишь те упражнения, которые представляют определенную координационную трудность.

Вместе с тем не следует преждевременно разучивать слишком сложные двигательные сочетания: дети не смогут овладеть ими, потеряют уверенность в своих силах, у них понизится интерес к разучиванию подобных упражнений, что, в свою очередь, отрицательно скажется на всём педагогическом процессе. Необходимо подбирать упражнения, постепенно повышая их трудность.

При разучивании новых упражнений важно определить оптимальное число их повторений. Упражнение со сложной двигательной координацией, трудно осваиваемое детьми, требует многократных повторений. Причем польза от них будет ощутима только в том случае, если занимающиеся проявляют к упражнению достаточный интерес. Однако известно, что чрезмерное число повторений утомляет детей, снижает интерес к занятиям и не даёт желаемого эффекта. Недостаточное же число повторений ведёт к затягиванию процесса овладения двигательным действий. При обучении детей относительно сложнокоординационному упражнению целесообразно повторять его в среднем 5-8 рез в течение одного занятия. Если упражнение сложное и дети не могут освоить его с первого урока, разучивание необходимо повторить на следующем уроке. Упражнение следует считать освоенным в том случае, когда занимающиеся могут его выполнить без ошибок 4-5 раз. После этого упражнение можно усложнить или разучить новое. Всего на разучивание специальнонаправленных упражнений следует затрачивать на уроке не более 3-4 минут. Обычно на каждом уроке одно упражнение подбирают из ранее разученных и выполняют его с некоторым усложнением, другое - разучивают заново.

Говоря о необходимости создавать у учащихся об упражнении, мы исходим из того, что представление о каком-либо движении влечёт за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Нужные координационные механизмы приходят в действие.

После ознакомления учащихся с упражнением, необходимо переходить к непосредственному его разучиванию. Если упражнение представляет собой сложное по координации сочетание движений, следует зеркальным методом одновременно выполнять его и преподавателю. Разучивать такое упражнение нужно в медленном темпе; давая тем самым возможность детям осознать свои действия.

Усложнять упражнения можно тремя путями.

Первый путь - увеличение темпа выполняемых движений.

Второй путь - изменение направления движений, выполнение движений в двух, трех плоскостях и со сменой плоскостей.

Третий путь - выполнение движений руками в сочетании с движениями ногами.

Соблюдение данной последовательности обеспечит выполнение дидактического правила „от простого к сложному".

Методика определения степени развития координации движений заключается в разучивании тестов и сдаче их на оценку. Успешно сдавшим упражнение считается ученик, правильно выполнивший его 5 раз. За показатели среднего развития координации движений принимается успешное выполнение тестов: для детей 7-8 лет - на 4-ом уроке, для детей 10-11 лет - на 3-ем и для детей 13-14 лет - на 2-ом. Более освоение данных упражнений следует рассматривать как хороший,а более медленное - как плохой уровень развития координации движений.

В заключение хочется напомнить, что координация движений развивается наиболее успешно в детском возрасте, сохраняется длительное время и высокий уровень её развития позволяет легко овладеть тем огромным количеством двигательных действий, которыми пользуется человек при выполнении бытовых, трудовых и спортивных движений.


Зарубежные исследователи отмечают, что данные анкетных исследований составляют первичные критерии диагностики СДВГ, а изучение моторики является дополнительным звеном в понимании основных механизмов и физиологических компонентов СДВГ.

Около 2-3% детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не имеют других функциональных расстройств. Распространенность незначительных нейропсихологических отклонений различна, но часто отмечается их наличие приблизительно у 5% детей. Некоторые исследования говорят о более высоких цифрах. В исследованиях датских специалистов у 15% школьников были выявлены умеренные нейропсихологические отклонения, а у 6% школьников - незначительные нейропсихологические отклонения.

Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики. Несмотря на то, что грубая моторика развита хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу - пронация и супинация и др.). К сенсорным расстройствам относятся низкая чувствительность к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.

Нарушение вестибулярной чувствительности.

По данным многих авторов движение рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Головной мозг интегрирует разрозненные данные различных ощущений в единое целое. Этот процесс получил название интеграции ощущений и происходит, когда мы ощущаем свое тело, природу, вещи, других людей как нечто осмысленное. У некоторых детей, в том числе детей с СДВГ, интеграция ощущений слабо развита, т. е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J.Ayres называет это сенсоинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.

Равновесие и вестибулярная чувствительность занимает одно из центральных мест в развитии грубой моторики. Вестибулярная чувствительность связана также с положением головы, моторикой глаз, проприорецепцией и другими сенсорными системами, чья информация необходима для поддержания позы.
Отклонения вестибулярной чувствительности проявляются как сверхчувствительность при ее стимуляции - гравитационная неуверенность (ребенок не переносит быстрых поворотов головы, езду на автомобиле и т. д.) или наоборот снижением реакции на стимуляцию.

У гиперактивных детей наблюдается пониженная чувствительность к вестибулярному стимулированию. Они переносят качания и вращения (качели, карусели, катание на горках) легче, чем другие дети. При прохождении тестирования на вестибулярную стимуляцию - в течение 10 секунд ребенка быстро раскручивают на конторском стуле - у детей с СДВГ не отмечалось головокружения и наличия нистагма (- быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).

Кроме того, гиперактивные дети имеют более низкие показатели равновесия без зрительного контроля, т. е. при выполнении теста с закрытыми глазами, по сравнению с другими детьми.

Нарушение развития координации движений и неуклюжесть.

Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

Характерной чертой нарушения развития координации является ослабление моторной координации, не обусловленное медицинским состоянием человека. Эти дети испытывают хроническое ослабление моторной функции, создающее для них препятствия в научении моторным навыкам и не позволяющее им выполнять нормативные, повседневные моторные задачи также искусно, как это делают их сверстники. Для диагностики используются моторные, нейропсихологические тесты и рейтинговые шкалы (см. табл.1).

D.Dewey и B.J.Kaplan различают З типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории "неуклюжих":

Нарушение последовательности движений;
- нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
- нарушение развития всех двигательных умений.

Распространенность нарушения развития координации примерно такая же, что и у СДВГ. Согласно различным исследованиям, она составляет около 5-6% или несколько больше, если учесть случаи средней тяжести. "Плохая координация" обнаружена у 8,1% из 30000 обследованных 7-летних детей. C.Giliberg и др. сообщают, что в исследовании шести- и семилетних детей в Гетеборге и Карлстаде 50% детей, соответствовавших критерию СДВГ, также соответствовали строгим критериям моторно-перцептивной дисфункции. Каждый второй ребенок с СДВГ также имел нарушение развития координации. Моторные нарушения были выявлены у 47% детей с пятью или более симптомами СДВГ. Сочетаемость СДВГ и моторно-перцептивной дисфункции была выявлена на том же уровне в третьем исследовании населения Ландгрена и др. в Швеции. Примерно половина всех шестилетних детей с СДВГ соответствует критериям моторной дисфункции. Та же "волшебная половина" была выявлена и в других исследованиях.

Таблица 1. Нейропсихологический скрининг нарушений развития координации движений.

Примечание: Ребенку дается только одна попытка для выполнения задания. Тест разработан для детей 6-7 лет. Для этой возрастной группы отклонения в 2-х или более пунктах подтверждает наличие нарушений развития координации.

6 пунктов нейропсихического скрининга:

1. Прыжки вверх-вниз 20 раз на одной ноге (на правой и левой ноге результат подсчитывается отдельно).
Нарушения:
- выполнение теста в течение более 12 секунд;
- две или более остановки на каждой ноге.

2. Удержание равновесия на одной ноге (на правой и левой отдельно).
Нарушения:
- время удержания менее 10 секунд на каждой ноге.

3. Ходьба, руки вниз в течение 10 секунд.
Нарушения:
- сгибание рук в локтевом суставе на 60 и более градусов;
- отведение плеча;
- наличие синкинезий (движения языка, губ);

4. Диадохокинез - выполнение пронации и супинаций, вытянутых вперед кистей рук 10 секунд каждой рукой отдельно.
Нарушения:
- 10 или несколько супинаций с каждой стороны;
- отставание или неполное поворачивание кистей, неуклюжесть движений;
- горизонтальное движение локтевого сустава на 15 см или более;
- адиадохокинез - невозможность быстрого и равномерного выполнения чередующихся противоположных по
направлению движений.

5. Вырезание круга из бумаги (10 см диаметр) из прямоугольного листа.
Нарушения:
- срезано 20% или более круга;
- оставлено 20% и более около поверхности круга;
- использовано 2 или более минут на выполнение задания.

6. Копирование (используя бумагу и карандаш).
Нарушения:
- исходя из специфики теста.

Попытки поиска механизмов или психологических процессов, лежащих в основе нарушения развития координации, дали противоречивые результаты, не позволяющие сделать удовлетворительные выводы. Исследователи разделяют мнение о том, что некоторые проблемы перцептивных или управляющих механизмов или оба вида проблем лежат в основе нарушения. Наиболее распространенные перцептивные и моторные дефициты относятся к зрительной перцепции, кинестетической перцепции, полимодальной перцепции, выбору реакции и моторному программированию Проблемы зрительной памяти и скорости обработки также являются возможными кандидатами в этот список. Также возможно, что нарушение развития координации не является единообразным синдромом, и проблемы в различных процессах или стадиях моторного планирования создают трудности в различных подтипах нарушения развития координации. Один и тот же тип моторных нарушений может иметь различную природу и различную сферу дефицита.

M.B.Denckla и др., E.T.Carte составили исключительно моторные задания для установления времени, требующегося для повторения простых движений или последовательностей движений пальцем, рукой и стопой. Они сообщают, что замедление движений грубой моторики наиболее точно дифференцировало группу СДВГ и контрольную группу. Более тонкие моторные дефициты, наблюдаемые во время выполнения моторных заданий и влияющие на качество движений скорее, чем на их скорость, также были обнаружены в случаях СДВГ. Они включают в себя особенно непроизвольно ассоциируемые движения, как, например, подражание. Однако J.Steger и др. обнаружили, что 11-летние дети с СДВГ не имеют нейромоторных дефицитов, кроме того, что они действуют медленнее, чем дети контрольной группы, в выполнении движений пальцем, по сравнению с движениями руки. Другими словами, дети с СДВГ имеют специфические проблемы при выполнении моторных задач, предполагающих наличие навыков мелкой моторики.

J. P.Piek и др. сравнивали мальчиков преимущественно невнимательного подтипа СДВГ, комбинированного подтипа и детей из контрольной группы при помощи теста "Алфавит движений". Дети с СДВГ имели значительно более слабо развитые движения, чем дети контрольной группы. Дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью имели значительно более низкие навыки мелкой моторики, в то время как дети с дефицитом внимания комбинированного типа (дефицит внимания с доминирующей невнимательностью и дефицит внимания с доминирующей гиперактивностью и импульсивностью) обнаружили более значительные трудности в навыках грубой моторики. В этом исследовании симптомы невнимательности оказались более точным показателем моторных способностей, по сравнению с гиперактивностью.

Неловкость движений рук как мера оценки навыков мелкой моторики показала значительные различия между группами - дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью имели значительно более неловкие движения рук, чем контрольная группа. В противоположность этому, результаты исследований равновесия показали, что группа детей с комбинированным подтипом СДВГ (дефицит внимания с доминирующей невнимательностью и дефицит внимания с доминирующей гиперактивностью и импульсивностью) имели значительно более низкие показатели равновесия, чем дети с дефицитом внимания с доминирующей невнимательностью и контрольная группа. Результаты указывают на то, что дети с невнимательностью и одновременно с гиперактивностью несут наибольший риск трудностей грубой моторики.

Это соответствует результатам других исследований, сообщающих, что способности грубой моторики и физическое здоровье детей с СДВГ значительно ниже нормы.

Исследования И. П. Брязгунова и Е. В. Каскатиковой выявили недостаточность сформированности тонкой моторики у детей с СДВГ.

Наши исследования показали, что наибольшие отличия были выявлены при исследовании статической координации (необходимость удержания равновесия) и динамической координации движений у детей с СДВГ и контрольной группы.

У девочек с СДВГ в возрасте 7-10 лет показатели статической координации были значительно ниже, чем у девочек, не имеющих этого синдрома. У мальчиков достоверные отличия по показателям координации движения отмечены в возрасте 9 лет. В остальные возрастные периоды у мальчиков с СДВГ результаты несколько ниже, чем у мальчиков без данного синдрома. Проведение пробы на слухо-моторную координацию выявило затруднение воспроизведения правильной последовательности ударов у 30% мальчиков и 26% девочек без выявленных отклонений и 36% мальчиков и 28% девочек с СДВГ.

Следовательно, нарушения двигательной сферы у детей с СДВГ можно отнести, прежде всего, к нарушениям координационных способностей.

Можно заключить, что существует связь между дефицитом внимания и нарушениями моторного контроля, и, по меньшей мере 5% младших школьников могут страдать тяжелыми формами СДВГ, нарушением развития координации или их сочетанием. Причем проблемы моторного контроля, по мнению ряда авторов, с возрастом уменьшаются, но не во всех случаях.

Двигательная коррекция.

Специфичность моторного развития детей с СДВГ требует проведения специальных мероприятий, направленных на совершенствование качественной стороны движений. Целью специального психомоторного воспитания является улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.

По данным ряда исследований состояния сердечно-сосудистой системы, выявлена более высокая лабильность вегетативной нервной системы у 2/3 больных детей по сравнению с контрольной группой, что дает основание предполагать снижение ортостатической адаптации у детей с синдромом. Была выявлена гиперкинетическая реакция системы кровообращения при малых и средних нагрузках при определении физической работоспособности. При максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались, и максимальный транспорт кислорода соответствовал показателям в контрольной группе.

Таким образом, дети с синдромом нуждались в большем высвобождении энергии, чем здоровые дети. Все эти данные необходимо учитывать при организации занятий физической культурой у детей с СДВГ.

По данным R.S.Jensen дети с синдромом чаще подвержены депрессии из-за конфликтных ситуаций в школе и дома, ощущения своего неуспеха, отвержения сверстниками. У 25 % детей с СДВГ отмечается повышенный и высокий уровень тревожности. Они плохо адаптируются в новых условиях, более подвержены действию негативных стресс-факторов.

Гиперактивные дети чрезмерно возбудимы, поэтому следует исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого количества людей.

Детям с СДВГ D.P.Kelly рекомендует избегать стрессов, тяжелой физической работы и других факторов, вызывающих перенапряжение ЦНС. В связи с этим в процессе обучения необходим щадящий режим - минимальное количество детей в классах (не более 12), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин.). Необходимо предоставлять детям возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге, при выполнении заданий избегать утомления, т. к. утомление усиливает гиперактивность.

Психоэмоциональные особенности детей с синдромом связаны с отклонениями катехоламинового обмена. Избыточное выделение катехоламинов обуславливает развитие стресс-реакции у детей с синдромом чаще, чем у других детей. По мнению Н.Н.Тимофеева и Л.П.Прокопьевой, избыточное адренергическое влияние можно инактивировать путем опустошения депо катехоламинов. С этой целью в режим дня рекомендуется включать длительные физические нагрузки.

Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут быть показаны гиперактивным детям. Следует избегать игр, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления), а также видов спорта со статистической нагрузкой (силовое троеборье). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег "трусцой", плавание, лыжи, езда на велосипеде, туризм водный и пеший. Особое предпочтение следует отдавать длительному равномерному бегу, который благотворно влияет на психическое состояние, снимает напряженность, улучшает самочувствие.

При наличии у ребенка выраженной двигательной расторможенности эффективны субмаксимальные и максимальные нагрузки для нормализации обмена катехоламинов и состояния симпато-адреналовой системы. Однако это занимает много времени. Альтернативой могут быть занятия в спортивной секции (3-4 раза в неделю). При ее выборе необходимо отдавать предпочтение легкоатлетическим групповым видам спорта, предусматривающим интенсивную динамическую нагрузку. При постоянной физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышается адаптивная приспособляемость организма.

Выработка тормозных механизмов подкрепляется упражнениями под музыку, поэтому хорошо использовать на занятиях по физической культуре музыкальное сопровождение. Положительное влияние оказывает использование для коррекции изобразительной деятельности: например, игра в "Кляксы" помогает ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Для детей с синдромом показаны ритмично-двигательные упражнения в домашних условиях по 30 минут 2 раза в день с частотой пульса 150 ударов в минуту. Рекомендуемое время для занятий: утром до школы и днем, после отдыха. Желательны занятия с кем-то из родителей, старших братьев и сестер, с друзьями. В занятия можно включать элементы игры, соревнования. Гиперактивные дети должны стремиться к достижению максимальных нагрузок. Однако необходимо следить, чтобы они не переутомлялись.

В связи с тем, что у детей с СДВГ наблюдается нарушение функции равновесия, необходимо выполнять упражнения для тренировки вестибулярного анализатора (см. ).

Давая рекомендации по рациональному двигательному режиму детям с синдромом дефицита внимания и с гиперактивностью, врач должен учитывать не только особенности данного заболевания, но и росто-весовые данные детского организма, а также наличие гиподинамии. Только мышечная активность создает предпосылки для нормального развития организма в детском возрасте, а дети с синдромом, как показывают литературные данные, вследствие общей задержки развития могут отставать в росте и массе тела от здоровых сверстников.

В настоящее время сотрудниками Института развития ребенка разработаны и внедряются в практику работы дошкольных и школьных образовательных учреждений комплексы упражнений для занятий с детьми, имеющими СДВГ (см. Примерные комплексы двигательной коррекции для детей с СДВГ). Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является базовым для дальнейшего развития ВПФ. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Программа составлена для работы с детьми младшего школьного возраста. Предполагается творческое использование комплексов учителем или психологом: он может сам, с учетом времени, выделенного для их проведения, а также уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Возможно деление комплексов на несколько частей, в зависимости от характера работы педагога.

Необходимо отметить, что элементы комплексов можно использовать при проведении на уроках физкультпауз, физкульт-минут, подвижных перемен, в группах продленного дня, занятиях физической культурой, ритмической гимнастикой и т. д.

Когда вы наблюдаете за маленьким ребёнком, то видите его неловкость в движениях, а иногда и падения. В этом нет ничего страшного, ведь малыш только учится правильно владеть своим телом. Любящий родитель должен помочь своему чаду в этом обучении для того, чтобы его движения стали ловкими и уверенными. Сегодня мы поговорим о координации у детей, что делать, чтобы её развить.

Особенности детской координации

В первую очередь вы должны знать, что координация движений начинает развиваться ещё в утробе матери, а активная фаза продолжается с шестимесячного возраста и до 18 лет, то есть пока малыш растёт. Поэтому очень важны разнообразные упражнения для координации.

Что дают упражнения

В процессе выполнения подобных комплексов у детей хорошо развивается мозжечок, который играет важную роль в развитии координации, а также тренируются мышцы, зрительные органы, укрепляется вестибулярный аппарат.

Знаете ли вы? Постоянные тренировки способствуют ускорению созревания нервных клеток мозжечка, именно поэтому самый развитый мозжечок имеют спортсмены, которые занимаются гимнастикой и фигурным катанием, а также танцоры балета.

Простой тест на координацию

Перед началом занятий проведите с малышом простой тест, который поможет вам оценить насколько хорошо он может управлять своим движением.

Для этого попросите ребёнка махать руками как при ходьбе, то есть правая вперёд – левая назад и наоборот. Затем пусть малыш попеременно сгибает в локте руки, поднимая и опуская их. Попробуйте синхронизировать эти действия с движениями ног.
Также проведите тест на координацию и равновесие, который заключается в следующем:

  1. Из стойки прямо поставить ноги друг за другом так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
  2. Глаза открыты, руки можно развести в стороны.
  3. Стараться удержать равновесие как можно дольше.
Такими нехитрыми способами вы сможете оценить уровень развития координации у вашего ребёнка и приступить к физическим занятиям.

Упражнения на развитие координации

В общем случае все упражнения на развитие координационных способностей делятся на статические и динамические. Приведём некоторые из них с учётом возраста.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:


Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:


Для детей 6-7 лет


Важно! Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:


Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

Знаете ли вы? В далёкой Бразилии самым страшным наказанием для детей является запрет на игру в футбол.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:


Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.