Технологическая карта «Ведение мяча на месте без зрительного контроля. Эстафеты с мячами

Движение - естественное состояние ребенка. Однако с поступлением в школу много времени у детей занимают уроки и подготовка к ним. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на их здоровье, умственном развитии. Недостаток движений может стать одной из причин замедления их психического и физического развития, что скажется и на успеваемости. Подвижные игры в значительной степени могут восполнить недостаток движений, а также помогают предупредить умственное переутомление, повышая работоспособность во время учебы.
Предложенные нами подвижные игры просты в организации, не требуют длительной подготовки. В них могут принимать участие от двух учащихся до целого класса, в школе на переменах и после уроков.
Дети любят игры с мячом и скакалкой, с обручем и веревочкой. Играйте с детьми на уроках, после уроков, на переменах, в выходные дни на воздухе.

«Охотники и утки»

Играющие делятся на 2 команды: одна - охотники, другая - утки. Чертится большой круг, за которым становятся «охотники», а «утки» внутри. По сигналу «охотники» стараются попасть волейбольным мячом в «уток», которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все «утки» будут выбиты, команды меняются местами, и игра продолжается. Игры можно проводить на время. Отмечается, какая команда выбила больше «уток» за одинаковое время. «Утка», которой коснулся мяч, считается осаленной.

«Передал – садись!»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения требуется 2-3 волейбольных мяча. Играющие делятся на 2-3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6-8 метрах становится капитан с мячом в руках. По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его ваять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.

«Мяч среднему»

Участники делятся на 2-3 команды, которые образуют круги. В центре каждого круга находится капитан команды с мячом в руках. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку своей команды. Тот ловит мяч и бросает его второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает руки с мячом вверх. Затем выбирают другого капитана, и игра продолжается. Передача мяча может выполняться определенным способом (двумя руками из-за головы, от груди, с отскоком от пола, одной рукой) или произвольно. Во время игры нельзя наступать на линию круга, за которой стоят участники. Игрок, уронивший мяч, должен взять его, встать за линию круга и продолжить игру. Выигрывает команда, которая первой правильно выполнит броски мяча.

«Мяч соседу»

Играют на площадке или в зале. Для игры требуется 2 волейбольных мяча. Участники становятся в круг, мячи находятся на противоположных сторонах круга. По сигналу руководителя игроки начинают передавать мяч в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Участник, у которого одновременно окажутся оба мяча, проигрывает. Затем мячи передаются на противоположные стороны, и игра продолжается. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру. Во время передачи мяча нельзя пропускать игроков.

«Стой»

Игра может проводиться на площадке или в зале. Для ее проведения требуется волейбольный или резиновый мяч. Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с мячом с руках стоит в центре круга. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет любой номер. Вызванный игрок старается поймать мяч, а остальные разбегаются в стороны. Если игрок ловит мяч, не дав ему упасть, он называет другой номер и подбрасывает мяч снова вверх. Игрок, поймавший мяч с отскоком от земли (или пола), кричит «Стой!» Все останавливаются, а водящий пытается попасть мячом в ближайшего игрока, который старается увернуться от мяча, не сходя с места. Если водящий промахнется, то вновь бежит за мячом, е взяв в руки, снова кричит «Стой!» и старается осалить мячом ближайшего игрока. Осаленный игрок становится водящим, а игроки снова становятся в круг, и игра продолжается. После команды «Стой!» все игроки останавливаются, а пока водящий не поймал мяч, игрокам разрешается передвигаться по площадке в любом направлении.

Съедобное-несъедобное

Все игроки садятся в ряд (например, на лавочку). Перед ними (на расстоянии, примерно 5 шагов) встает ведущий. Он по очереди кидает каждому игроку мяч и при этом произносит какое-нибудь слово. Если это слово обозначает съедобную вещь, игрок должен поймать мяч, если же несъедобное – оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он становится ведущим.

Я знаю…

Игрок бьет по мячу ладонью и чеканит мяч об землю и в такт ударам произносит: «Я знаю пять имен мальчиков. Саша раз (мяч ударился об землю), Костя два (еще один удар)… и так далее. С каждым ударом надо называть имя. Пропустил удар, начинай сначала.
Слова в игре такие:
Я знаю пять имен мальчиков
Я знаю пять имен девочек
Я знаю пять названий городов
Я знаю пять называний рек
Дальше можно придумывать все, что угодно. Главное, чтобы названия предметов (людей, вещей) были сгруппированы по одному признаку.

Вышибалы

Чем больше игроков играют в эту игру, тем интереснее. Но можно играть и втроем.
Сначала определяют площадку для игры. Чертят линии на некотором расстоянии (примерно 25 шагов) друг от друга. За эту черту игрокам переходить нельзя.
Итак, два игрока становятся каждый за своей чертой. Третий игрок становится посередине. Задача двух игроков «вышибить» третьего, то есть попасть в него мячом.
Третий игрок может ловить мячи – это называется «свечка». Такая свечка дает игроку дополнительную жизнь, то есть даже если его вышибут, он будет продолжать игру в центре.
Если у третьего игрока свечек нет и в него попали мячом, он встает на место того, кто в него попал. А тот, кто его вышиб, становится в центр и теперь он уворачивается от мячей.

Еще выше

Для этой игры нужна высокая стена и свободная площадка перед ней.
Игрок кидает мяч о стену. Мысленно он должен просчитать, где мяч упадет на землю, подбежать к этому месту и в момент, когда мяч соприкоснется с землей, перепрыгнуть через него.
Кидать мяч нужно немного вверх и не сильно, иначе он отрекошетит и может неповоротливого игрока сбить с ног.

Ловкость рук

Игрок подкидывает мяч и в то время, пока мяч летит, игрок хлопает в ладоши. Потом ловит мяч.
Затем подкидывает мяч еще выше и за время полета мяча, хлопает в ладоши и приседает, а потом ловит мяч.
С каждым разом задание усложняется. Например, игрок должен перевернуться вокруг своей оси, хлопнуть, подпрыгнуть на одной ноге и только потом поймать мяч.

Время, замри!

Для этой игры нужны, как минимум, 4 участника. Все встают в круг, а водящий в центр. В руках у водящего мяч, он подбрасывает его повыше и одновременно говорит «лови, Костя!» (добавляя имя какого-нибудь игрока). Тот, чье имя назвали должен поймать мяч. Задача других игроков – разбежаться как можно дальше. Когда игрок поймает мяч, он кричит: «Время, замри» и все участники замирают на месте.
Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого он должен будет дотронуться мячом. Но чтобы дотронуться, нужно дойти до игрока. И не просто дойти, а назвать количество шагов, которое ему потребуется. Шаги могут быть разные. Например:
- гигантские (максимально большие шаги)
- человеческие (обычные шаги)
- лилипутские (пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой)
- муравьиные (на мысочках делают маленькие шажки, один за другим)
- утиные (шаги вприсядку)
- лягушка (шаги-прыжки)
- зонтики (кружки вокруг себя на одной ножке, потом на другой)
Интересно, когда называют шаги разных видов: «два лилипутских, три лягушки и один зонтик». Когда игрок с мячом выполнит все шаги, он должен кинуть мячом в того игрока, к которому он приближался. Если удалось докинуть, то игроком становится тот, в кого попали мячом.

Передай мяч

Все игроки стоят по кругу, на расстоянии одного шага друг от друга. Ведущий встает за кругом. Игроки передают мяч то вправо, то влево – главное, своему соседу. Задача ведущего, дотронуться до мяча. Если ему это удалось, он становится на место игрока, у которого был мяч, а тот становится ведущим.

Земля, воздух, огонь, вода

Все игроки встают в шеренгу, ведущий перед ними. Он бросает мяч одному из игроков и при этом произносит одно из четырех слов земля, воздух, огонь или вода. Если водящий произнес «земля», то игрок должен быстро (пока водящий не досчитает до пяти) назвать какое-нибудь домашнее животное; на слово «вода» игрок должен сказать название рыбы; на слове «воздух» - название птицы; на слове «огонь» игрок должен помахать над головой руками.
Если игрок не успел назвать слово или ошибся, он становится ведущим.

Приводим несколько подвижных игр с мячом, совершенствующих не только технику передвижений, но и технику владения мячом. (футбол)

1. «Охотник». На ограниченном пространстве (штрафная площадка) «охотник» пытается попасть мячом в кого-нибудь из убегающих игроков. Те, в кого он попадает, становятся его помощниками. Они могут передавать «охотнику» мяч, но бросать в других игроков им нельзя. Оставшийся игрок становится «охотником».

2. «Два «охотника». У каждого игрока имеется футбольный мяч, который он водит на ограниченной площадке. Два «охотника», передавая свой мяч ногами, пытаются при благоприятной ситуации задеть мяч одного из игроков. Если это удается, то тот игрок, чей мяч задет, становится помощником «охотников». Он может вести и передавать мяч, но ему нельзя бить по чужим мячам.

3. «Обманный мяч». Игроки стоят по кругу и перебрасывают мяч, 2-3 водящих в середине круга пытаются его поймать или коснуться. Тот, кто поймает мяч или коснется его, выходит из круга. Тот, от кого летел мяч, когда до него дотронулся водящий, становится в круг.

Варианты: игра ведется в маленьком круге с набивным мячом; мяч разрешается только катить; мяч разрешается только кидать; мяч можно передавать только ногой; игра ведется двумя мячами. Эта игра - хорошая тренировка для вратаря.

4. Игра с пасом. В игре участвуют две команды. Игроки команды, владеющей мячом, передают его друг другу руками так, чтобы соперник не коснулся мяча. За каждую точную передачу команде засчитывается очко. Другая команда стремится овладеть мячом, чтобы тоже набирать очки. Победит та команда, которая первой наберет 30 очков.

5. Теннис с футбольным мячом. Размеры игровой площадки определяются числом игроков. При игре 1х1 игровая площадка не должна превышать 10х 5 метров. При игре 4x4 рекомендуются размеры 20х10 метров. Канат, натянутый на высоте примерно 1-1,5 метра, делит площадку на две части. Каждая команда стремится перевести мяч на сторону соперника так, чтобы противник не смог его отбить. Ошибкой считается, если мяч пролетит под канатом или коснется его во время подачи; если мяч коснется земли за пределами площадки. Подача осуществляется подъемом ноги с задней линии. Каждая ошибка засчитывается как проигранное очко. Игра продолжается до 20 очков. Если у одной команды 20 проигранных очков, а у другой 19, то игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не достигнет преимущества в 2 очка.

Варианты: можно играть любой частью тела и совершать не более трех касаний мяча, посылая третьим ударом мяч через канат. Разрешено одно (два, три) касания мяча о землю в зависимости от уровня подготовленности играющих.

Передачи выполнять только подъемом ноги.

Играть разрешается только головой. В этом случае канат поднимается на высоту до 2 метра. Каждая команда имеет право трижды сыграть мячом, но он не должен касаться пола. Можно изменить игровую площадку: между ее половинами двумя полосами отмечается нейтральная зона (при игре 4х4 шириной не менее 3 метров), через которую посылается мяч. Попадание мяча на нейтральную зону засчитывается как ошибка. Игрокам не разрешается ступать на нее.

6. Игра с вбрасыванием мяча. На ограниченной площадке стоят все игроки, а на узкой стороне поля находится «охотник». В середине поля лежит несколько мячей. По свистку все игроки бегут к другой стороне поля, «охотник» тоже бежит, но только до середины, берет мяч и пытается попасть в какого-нибудь игрока раньше, чем тот добежит до пограничной линии. Тот, в кого попадет, становится «охотником», и игра начинается сначала. Победителем считается последний игрок, оставшийся на площадке.

И еще... (баскетбол и легкая атлетика)

«Вызов номеров»

Играющие делятся на 2 команды, которые выстраиваются в две колонны по лицевой линии, каждый игрок получает номер, на другой лицевой стоит булава, которую нужно обежать. По команде учителя вызванные номера из команд обегают булаву, команда победительница получает 1 очко. Игру можно усложнить в зависимости от возраста учащихся: (спиной вперед, «утиный» шаг, с предметом и т.д.)

«Два мороза»

На одной стороне площадки находятся играющие, водящие (двое) «морозы» стоят в центральном круге, по команде учителя играющие начинают перебегать на другую сторону зала (площадки). Те, кого осалили, выбывают из игры.

«Слушай сигнал»

Учитель определяет, по какому сигналу учащиеся выполняют то или иное упражнение во время бега по периметру зала или определенной траектории зала. Например по свистку – остановка, поднятая рука- прыжки на левой ноге, две руки и т.д. Ошибающиеся выбывают из игры.

«Удочка»

Игрок с веревкой (скакалкой) 3-4м., с небольшими утяжелением на конце становится в центр зала и начинает крутить на уровне 20-30 см., от пола по кругу, остальные должны перепрыгнуть скакалку. Ошибившийся выбывает.

«Эстафеты»

С мячом, с препятствиями, с отягощением, в парах, тройках, с элементами баскетбола (ведение, броски в кольцо, цель передачи), с элементами легкой атлетики (прыжки толчком одной, двумя в длину, высоту через препятствия, метания). Различные вариации.

«Круговая охота»

Игроки, распределенные на две команды, образуют два круга – внешний и внутренний, по сигналу учащиеся начинают двигаться приставными шагами в противоположном направлении, по второму сигналу внешний круг должен убежать за пределы разметки, внешний круг их осаливает.

«Метко в цель»

Играющие из двух команд выстраиваются в две шеренги друг против друга, на равном расстоянии от играющих ставят в ряд 10 булав или городков. По сигналу учителя одна команда метает малые мячи в цель, затем метает другая команда. Команда, сбившая большее количество целей, побеждает.

«Подвижная цель»

Все играющие встают за линию круга. В центре круга водящий. У одного из игроков мяч. Он бросает его в водящего (в ноги). Каждый игрок поймавший, в случае промаха тоже выполняющий бросок. Попавший становится водящим.

«Быстрая подача»

Играющие в парах. Расстояния между учащимися 4-5 см. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара сделавшая 10-15-20 передач выигрывает.

«Перестрелка»

Играющие делятся на две команды площадка не менее 12м. Посредине площадки ставят барьеры или линию 6х6 команды становятся друг против друга (хаотично) водящие 1 уч-ся от команды становится против соперников, за линию барьера на другой стороне. При помощи мяча (волейбольного) игроки стараются выбить соперников из своих зон (команды или водящего), выбитый игрок идет к своему водящему и тоже принимает участие в игре. Побеждает команда, у которой осталось больше участников.

«Два капитана» или «Миг ловцу»

Играют две команды. В противоположенных углах зала обозначают два треугольника. Параллельно основанию треугольника на расстоянии 1,5м. проводят линию. Пространство между линиями называется «нейтральной зоной». В каждой команде выбирают 2-а капитана или ловца. Одна команда отличается от другой разной формой. Ловцы команды становятся в углах зала в треугольники. Учитель вбрасывает мяч в центре площадки между 2-мя игроками. Одна из команд, завладев мячом, стремится с помощью передач приблизиться к своему ловцу и передать мяч ему в руки. Если он сумеет поймать мяч на лету, не выйдя из треугольника, получает очко. Игроки команды противника стараются перехватить мяч таким же образом перевести мяч своему ловцу.

«Борьба за мяч»

Играют две команды. Игру ведут мячом для мини-баскетбола по баскетбольной площадке. Игроки команд в разной форме. Все игроки размещаются произвольно на площадке. Учитель в центре зала вбрасывает мяч двум игрокам. Игроки команды, овладевшие мячом, передают друг другу, а игроки противоположенной команды пытаются его перехватить. Команда, сделавшая 10 передач, не потеряв его, получает очко. После этого игру начинает с боку площадки команда, пропустившая 10 передач. Команда, набравшая больше очков, побеждает. Эта игра является подводящей к баскетболу, постоянно вводя в нее новые правила или технические действия, можно научить детей играть в мини-баскетбол. Усложнение игры происходит по мере учащихся овладением техническими приемами баскетбола (броски, ведения, передачи, правила игры баскетбол).

И еще...

"Один вне игры".

Игра проводится на футбольном поле. В игре может принимать участие до 40 чел. в каждой команде, которые располагаются за лицевыми линиями поля. На расстоянии 40-60 см друг от друга на среднюю линию надо положить флажки (небольшие камешки и т.п.) в количестве на один меньше, чем игроков.

По сигналу руководителя игроки бегут к предметам на средней линии, хватают их руками и возвращаются обратно к линии старта. Игрок, оставшийся без предмета, выбывает из игры. После этого игра возобновляется, при этом убирается еще один предмет. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не останется один человек - победитель.

Запрещается вырывать предмет из рук другого игрока и брать более одного предмета. Можно уменьшить количество предметов на два по сравнению с числом игроков или разрешить брать по два предмета.

"Перетягивание в парах".

Игра проводится на ровной площадке, которая делится на две равные половины средней линией. На расстоянии 3-5 м от средней линии справа и слева от нее проводятся еще две линии. В игре принимают участие две команды от 5 до 50 чел. которые выстраиваются по росту на определенных интервалах на своих половинах площадки у средней линии лицом друг к другу.

Игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии и берут друг друга за запястье правых рук, а левые руки кладут за спину. По сигналу руководителя игроки начинают тянуть в свою сторону соперников, стараясь перетянуть их за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на месте до подсчета очков. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть на свою сторону больше игроков соперника.

Начинать перетягивание можно только по сигналу и только установленным способом. Перетянув соперника, разрешается помогать в перетягивании товарищу, держась за его левую руку.

"Бой петухов".

Игра проводится на любой ровной площадке. Все играющие распределяются по парам с учетом веса и роста. Пары становятся друг против друга, руки - за спину, одна нога согнута. По сигналу руководителя играющие стремятся толчком плеча вывести соперника из равновесия, заставить его встать на обе ноги. За каждую удачную попытку начисляется одно очко. Выигрывает набравший большее количество очков.

Запрещается толкать соперника руками, головой и грудью; в ходе борьбы менять ногу (это можно делать после окончания каждой попытки).

"Наездники".

Игра проводится на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые разбиваются по парам с учетом роста и веса. В каждой паре назначается "лошадь" и "наездник". "Наездники" садятся на спины своих партнеров.

По сигналу руководителя каждый "наездник", передвигаясь на своей "лошади", старается стащить другого "наездника" из команды соперников. Если это удается, то проигравшая борьбу пара выбывает из игры. Побеждает команда, у которой останется хотя бы одна пара "наездников". Бороться с соперником можно только руками, не применяя грубых приемов. "Лошади" в борьбе не участвуют. Победившая пара может помогать в борьбе своим товарищам.

"Борьба за мяч".

Игра проводится на ровной площадке. В игре участвуют две команды от 5 до 20 чел. в каждой. Капитаны команд встают в середине площадки, а остальные игроки - парами (из разных команд) свободно размещаются в ее пределах.

Руководитель подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются поймать его или отбить кому-либо из своих игроков. Завладев мячом, играющий стремится передать его кому-либо из игроков своей команды. Задача играющих - сделать 10 передач подряд между своими игроками. Команда, которой это удается, выигрывает очко, и игра начинается снова с середины площадки. Игроки другой команды отбивают, перехватывают мяч у соперников и передают его своим игрокам. Если мяч перехвачен соперниками, отсчет передач начинается снова. Каждый раз, когда команда делает успешную передачу, игрок, получивший ее, громко называет номер поимки: "раз", "два", "три" и т.д. Игра продолжается 10-15 мин, выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Запрещается вырывать мяч из рук соперников (можно только выбивать или перехватывать его). Если мяч вылетел за пределы площадки, то противоположная команда вбрасывает его в месте пересечения линии. Если за мяч хватаются одновременно два игрока, то между ними разыгрывается спорный мяч. Если соперник допустил грубость (вырвал мяч, толкнул соперника и т.п.), игра останавливается и мяч передается противоположной команде.

"Эстафета с ведением мяча".

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Первые игроки встают у стартовой линии и получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией.

По сигналу руководителя первые игроки бегут вперед, ударяя мячом о пол, добегают до щитов, стоящих на противоположной стороне, ударяют мячом о щит или забрасывают мяч в корзину (по указанию руководителя), возвращаются обратно, ведя мяч, и передают его из рук в руки очередному игроку. Очередные игроки выполняют то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Игрокам нельзя начинать бег до получения мяча. Мяч обязательно надо вести, ударяя его о пол. При необходимости надо попасть мячом в корзину, нельзя начинать его ведение обратно, не забросив.

"Удар в щит".

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на две равные команды по 10 чел. в каждой и произвольно располагаются на площадке.

После розыгрыша мяча в центре площадки команда, овладевшая им, старается провести его ведением и передачами в 3-секундную зону и из нее ударить мячом о щит соперников. За удачную попытку команда получает одно очко. Далее игра продолжается введением мяча из-за лицевой линии проигравшей команды. Побеждает команда, набравшая за определенное время большее количество очков.

Запрещается применять грубые приемы и выбегать за пределы площадки. Если в течение 5 с мяч не был передан партнерам, то назначается спорный бросок в этом месте.

"Массовый волейбол".

Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команды и располагаются на своих половинах площадки в произвольном порядке. Каждая команда получает 1-3 мяча одновременно. Игра начинается руководителем, бросающим мяч в середину одной из команд. Мяч находится в игре до тех пор, пока не коснется площадки, за что противоположной команде засчитывается одно очко. Если мяч упадет за пределы площадки, одно очко проигрывает команда, игрок которой последним коснулся его. После того, как очко засчитано, игрок, ближе всех находящийся от мяча, вводит его в игру непосредственно с места. Команда, набравшая больше очков, считается победителем. Игроки одной команды могут передавать мяч друг другу не более пяти раз. Игроки одной команды могут перемещаться произвольно на своей половине площадки. Запрещается ловля мяча при передачах.

"Эстафета с элементами волейбола".

Игра проводится на ровной площадке. Играющие делятся на две команды и выстраиваются каждая в колонну по два, одна команда параллельно другой на расстоянии 3-4 м друг от друга. Перед колоннами проводится стартовая черта. На расстоянии 10-15 м от стартовой черты напротив каждой команды ставятся стойки (булавы, набивные мячи и т.п.). Парам, стоящим впереди колонн, дается по волейбольному мячу.

По команде руководителя первые пары, передавая мяч друг другу по воздуху (волейбольная передача), бегут вперед до своей стойки, заходят за нее и возвращаются обратно, продолжая передавать мяч друг другу. Добежав до стартовой черты, они отбивают мяч следующей очередной паре в колонне, которая выполняет то же, что и первая. Вернувшиеся пары становятся в конец своих колонн. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Если мяч во время передач упал, игрок, уронивший его, должен мяч поднять и продолжать игру дальше. Передавать мяч очередной паре можно только тогда, когда игроки добегут до стартовой черты или до установленного места.

"Наездники с мячом".

Игра проводится на гандбольной (баскетбольной) площадке. В игре участвуют две команды от 20 до 30 чел. в каждой. Игроки команды разбиваются попарно и садятся друг к другу на спину. По сигналу руководителя игра начинается с центра поля командой, выигравшей это право по жребию. «Верхние» игроки перебрасывают мяч между игроками своей команды, стараясь при этом забросить мяч в ворота соперников. Ворота защищаются также парой игроков. Смена игроков проводится по команде руководителя. Команда, забросившая больше мячей в ворота (корзину) соперников, считается победителем.

Если мяч упал на поверхность площадки, то его может поднять «нижний» игрок и обязательно отдать своему «верхнему» партнеру. Запрещаются грубые действия игроками соперничающих команд.

"Эстафета с элементами футбола".

Игра проводится на футбольном поле. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонне по одному за средней линией, каждая лицом к противоположным воротам. Перед первыми номерами команд лежит по футбольному мячу.

По сигналу руководителя первые номера ведут ногами мяч к воротам и производят по ним удар из-за пределов штрафной площадки, подбирают мяч и ведут в направлении своей команды. Доведя мяч до своей колонны, передают его вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Игрокам нельзя начинать бег до получения мяча от своего партнера. При непопадании мяча в ворота следует подобрать его за лицевой линией и оттуда начать ведение в сторону своей команды.

"Массовое регби".

Игра проводится на футбольном поле. Играющие делятся на две команды по 20-30 человек в каж. Мяч регбийный. По сигналу руководителя игрок одной из команд (по жребию), стоя в центре поля, передает мяч своим партнерам. Игрокам разрешается двигаться и передавать мяч руками в любом направлении с задачей приземлить его за лицевой линией. За приземление мяча за линией ворот начисляется 3 очка, в любом другом месте лицевой линии - 1 очко. После приземления мяча игра начинается с центра игроком противоположной команды. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков за определенное время. Запрещается играть ногами, захватывать игроков руками ниже пояса. При выходе мяча за боковую линию он вбрасывается руками в месте выхода мяча.

"Увернись от теннисного мяча".

Игра проводится на теннисном корте, имеющем тренировочную стенку. Играющие делятся на две команды, каждая по 3-5 человек. Одна команда подходит к стенке и встает к ней лицом на расстоянии 2 м с интервалами между игроками 3 м. Игроки другой команды располагаются сзади на расстоянии 5-7 шагов от стенки, каждый из них держит в руках теннисный мяч.

По сигналу руководителя стоящие сзади бросают мячи в стенку с таким расчетом, чтобы отскочивший мяч попал в игрока, стоящего впереди, и тот не успел уклониться или отбить мяч рукой. За попадание в игрока мячом (кроме рук) бросавший получает 1 очко. После 10 бросков игроки меняются ролями. Определяются победители в парах и общее число очков, набранных командами. Стоящие впереди до касания мяча стенки не должны сходить со своих мест. Стоящим сзади перед броском разрешается сделать один шаг влево или вправо.

Елена Золотова
Подвижные игры малой и средней степени интенсивности для детей подготовительной группы

Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 лет

Подвижные игры малой интенсивности .

Мяч соседу.

Цель игры : закреплять быструю передачу мяча по кругу.

Ход игры . Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок , у которого окажется 2 мяча.

Правила игры . Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

Запрещённое движение.

Цель игры : развивать моторную память, внимательность.

Ход игры . Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого.

Правила игры . Кто повторил запрещенное движение, выбывает из игры . Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.

Цель игры : развивать умение показывать и повторять позы и движения, воспитывать артистичность и выразительность движений.

Ход игры . Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные позы, движения, имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.) . Игроки одновременно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику.

Правила игры . Дети должны повторять все, что показывает водящий, как будто смотрятся в зеркало. Дети, допустившие ошибку, выбывают из игры .

У кого мяч?

Цель игры : воспитывать внимание и сообразительность.

Ход игры . Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза.

Правила игры . Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры .

Смотри на руки.

Цели : Упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, с выполнением заданий; учить различать сигналы и выполнять соответствующие им движения.

Ход игры . Дети строятся в колонне по одному, идут по залу друг за другом. Им объясняют 2-3 задания, каждое из которых соответствует определенному положению рук взрослого. Дети смотрят на взрослого и выполняют задания. Задания :

Руки на поясе – ходьба на носках,

Руки внизу – ходьба на пятках,

Руки вперед – ходьба с высоким поднимание коленей.

Отмечаются дети, сделавшие меньше ошибок.

Правила игры . Дети стоят на расстоянии вытянутых рук.

Фантазёры.

Цель игры : формировать творческое воображение.

Ход игры . Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.) . Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ .

Правила игры . Каждый игрок старается придумать свою фигуру.

Повтори наоборот.

Цель игры : развивать пространственную координацию.

Ход игры . Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.

Правила игры . Повторять движения наоборот, кто ошибся – выбывает.

Цели : развивать аналитический слух, способствовать запоминанию голосов детей группы .

Ход игры . Дети стоят в кругу, берутся за руки. Водящий встает в середину круга, на глаза ему надевают маску. Дети идут по кругу со словами :

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты … (имя) угадай,

Кто позвал тебя, узнай.

С окончанием слов дети останавливаются. Взрослый показывает на какого-либо ребенка, который произносит звуки (крики птиц, животных) . Водящий пытается отгадать, кто его позвал. Затем он меняется с зовущим местами, и игра повторяется с новым водящим.

Правила игры . Водящему нельзя подглядывать , во время отгадывания все дети должны соблюдать тишину.

Летает – не летает

Цель игры : упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, воспитывать внимание.

Ход игры . Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз. Если не летают, дети опускают руки вниз.

Правила игры . Не толкаться.

Светофор.

Цели : упражнять детей в ходьбе шеренгой с одной стороны зала на другую навстречу друг другу, учить соблюдать правила дорожного движения.

Оснащение : красный, желтый и зеленый круги диаметром 30 см.

Ход игры . Дети делятся на две группы и строятся в шеренги на противоположных сторонах зала. Перед ними «дорога, по которой едут машины» . Взрослый читает стихи С. Михалкова, дети заканчивают фразы :

Если свет зажегся красный-

Значит, двигаться (опасно) .

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для (движения) .

Свет зеленый говорит :

«Проходите, путь (открыт) ».

Взрослый встает посередине за боковой линией, в руках у него три круга, он – «светофор» . Если «зажигается» красный свет, дети стоят, прижав руки к туловищу; желтый – хлопают в ладоши; зеленый – переходят на другую сторону зала.

Правила игры . При переходе на другую сторону не сталкиваться.

Подвижные игры средней интенсивности

Сбей грушу.

Цель игры : упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.

Ход игры . Игроки делятся на 2 команды. Первая – «груши» , дети встают на скамейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу» . Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда , сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш» ).

Правила игры . Сбитым считается тот игрок-«груша» , в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

День и ночь.

Цель игры : обучать детей умению бросать и ловить мяч.

Ход игры . У каждого из детей в руках по мячу . По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

Игра проводится 3 – 4 мин.

Правила игры . Не двигаться, пока не последует команда «День!» . Кто двигается, выбывает из игры .

Цель игры : развивать бег с увёртыванием, прыжки.

Ход игры . Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова» , последний – «хвост» . По сигналу «голова» старается достать до «хвоста» , а «хвост» увёртывается в разные стороны.

Правила игры . Если «голова» поймала «хвост» , то «голова» становится «хвостом» , а следующий игрок «головой» . Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назначаются новые «голова» и «хвост»

У ребят порядок строгий.

Цель игры : учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизованность и внимание.

Ход игры . Игроки строятся в 3 – 4 круга в разных частях площадки, берутся за руки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят :

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее :

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги.

Отмечается команда, которая правильно и быстрее всех построила круг.

Правила игры . Дети должны встать в те же круги, в которых стояли в начале игры .

Цели : упражнять детей в перебрасывании и ловле мяча двумя руками, развивать внимательность.

Ход игры . Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом.

Правила игры . Если играющий при выполнении упражнения уронит мяч, ему дается дополнительное задание. Мяч разрешается перебрасывать друг другу только через центр круга.

Горячая картошка.

Цель игры : закреплять передачу мяча по кругу.

Ход игры . Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры . Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победите-ля.

Правила игры . При передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры .

Кто внимательный?

Цель игры : воспитывать внимание и организованность.

Ход игры . Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу : 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.

Правила игры . Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне.

Ручейки и озёра.

Цель игры : учить детей бегать и выполнять перестроения.

Ход игры . Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне) . На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.

Выигрывают те дети , которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать медленно, не толкая друг друга. Все дети в круге должны взяться за руки и поднять их вверх.

Быстро шагай.

Цель игры : улучшать быстроту реакции на сигнал.

Ход игры . Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит : «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на последнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.

Правила игры . Нельзя бежать.

Переправа на плотах.

Цель игры : развивать равновесие.

Ход игры . Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу» , в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты) . По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро становятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика) . Затем направляющий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «реку» на противоположный «берег» , где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующими игроками. Выигрывает та команда , игроки которой первыми переправились на противоположный берег.

Правила игры . Нельзя выступать за «плот» .

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА (ПО ФГОС)

Ф. И. О. педагога : Боброва Ольга Аркадьевна
Предмет: физическая культура
Класс: 2 класс
Раздел: гимнастика.

Тема урока: «Акробатические упражнения. Упражнения с мячами. Подвижные игры Мяч соседу. Белые медведи. Караси и щука».

Цель урока :

Научить учащихся: выполнять акробатические элементы – кувырки, стойки, перекаты; гимнастический мост, соблюдать правила поведения во время занятий физическими упражнениями. Описывать технику разучиваемых упражнений.

Задачи урока:

Образовательные задачи (предметные результаты):

    Совершенствовать у обучающихся знания и навыки техники выполнения акробатических упражнений: группировка, перекаты, кувырок вперед, мост из положения лежа, стойка на лопатках;

    Совершенствование умения ловить и передавать мяч в движении;

    Развивать ловкость и быстроту посредством подвижных игр.

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).

Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивное УУД).

Формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (регулятивное УУД).

Развивать умения выполнять прыжки и метание мяча на высоком качественном уровне (познавательные УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

Формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве (смыслообразование, личностные УУД).

Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций (нравственно-этическая ориентация, личностное УУД).

Тип урока: образовательно-тренировочный.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование и инвентарь : мячи по количеству учащихся, гимнастические маты, обручи.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время, дозировка

Подготовительный

Организационный момент. Организация начала занятия.

Закрепление знаний по двигательным действиям

Развитие физических

качеств, координационных

способностей.

Класс входит в зал. Приветствие. Беседа, которая помогает обучающимся сформулировать цели и задачи на урок.

На полу лежат обручи: красный, желтый, серый.

Учитель задает вопросы ученикам: Ребята! Что у нас на полу?

Зачем нам это?

А что можно с этим сделать?

Как вы думаете, что мы будем на уроке делать?

Назовите тему занятия?

Какие существуют акробатические элементы?

Научиться: выполнять акробатические элементы – кувырки, стойки, перекаты; гимнастический мост, соблюдать правила поведения во время занятий физическими упражнениями. Описывать технику разучиваемых упражнений.

2.Строевые упражнения

Подача команд

налево в обход зала шагом марш.

Следить за правильностью выполнения упражнений.

3.Проведение упражнений

в движении на осанку;

следить за сохранением дистанция 1,5-2м.

Спина прямая, руки параллельно друг другу, голову держать прямо, руки сцепить в замок, руки точно в стороны.

4. Бег с выполнением заданий;

5. Проведение упражнения на восстановление дыхания

Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Сделайте несколько грудных вдохов и выдохов.

Выполнять плавно, соблюдать дистанцию.

6. Проведение комплекса общеразвивающих упражнений в кругу.

Выполняют построение. Знакомятся с планом, принимают участие в беседе, планируют путь достижения цели, ставят познавательные задачи.

Выполняют упражнения:

строевые упражнения;

ходьбу в обход зала;

Ходьбу на носках руки вверху;

Ходьбу на пятках, правая рука через верх, левая вниз в замок.

Бег с передачей эстафеты.

передвижение приставными шагами.

Обычный бег.

1-2 раза руки вверх – вдох

3-4 раза руки вниз – выдох.

Дети вдыхают и выдыхают грудью несколько раз под счёт учителя.

Учащиеся класса проводят и выполняют ОРУ в кругу.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

Овладение базовыми предметными понятиями (П).

Умения соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями (Л).

Самоконтроль правильности выполнения упражнений (Л)

Формирование умения восстанавливать дыхание после физической нагрузки (П)

Развитие умения составлять комплексы общеразвивающих упражнений (Л). Выполнять гимнастические упражнения на высоком качественном уровне (П). Умение технически правильно выполнять двигательные действия

Основной

Усвоение новых знаний и способов действий.

Закрепление знаний и способов действий.

1. Проведение упражнений с мячом. Вы будете самостоятельно работать, а я буду наблюдать за вами.

2. Игра «Мяч соседу».

3.Подготовка места занятий для акробатических упражнений

4. Проведение акробатических упражнений

5.Проведение подвижных игр «Белые медведи. Караси и щука».

Учащиеся второго класса проводят и выполняют упражнения с мячом в кругу.

Учащиеся выполняют подготовку мест занятий настил гимнастических матов.

Учащиеся под руководством учителя выполняют акробатические упражнения: группировка, перекаты, кувырок вперед, мост из положения лежа, стойка на лопатках.

Уборка инвентаря

Играют в подвижные игры.

Умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели (Л).

Умение активно включаться в коллективную деятельность (Л).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Умение технически правильно выполнять двигательные действия (Р).

Формирование навыка работать в группе (Л);

Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (К).

Развивать внимание, ловкость, координацию(Л).

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами в игровой деятельности (К).

Заключительный

Построение в круг.

Проведение упражнения на внимание.

Ребята! На полу находятся обручи. Каждый должен выбрать свой цвет обруча:

    красный - очень понравился урок;

    зеленый - хочу еще прийти;

    не понравилось на уроке.

Построение в шеренгу.

Подведение итогов урока. Выявить лучших учащихся на уроке.

Вы сегодня замечательно поработали! Всем СПАСИБО! Наш урок закончен.

Учащиеся образуют круг. Выполняют упражнение.

Учащиеся подходят к обручам встают в них.

Строятся в шеренгу, перестроение в колонну выход из зала.

Личностные УУД.

Анализ собственной деятельности на уроке

Космонавты”

Место: Площадка, зал.

Подготовка: По углам и сторонам зала (площадки) чертят 5-8 больших треугольников – “ракетодромов”. Внутри каждого ракетодрома рисуют 2- 5 кружков - “ракет”. Общее количество ракет должно быть меньше, чем играющих, на 5- 8. Сбоку каждого раке­тодрома можно написать маршруты: например, ЗЛЗ (Земля - Луна - Земля), ЗВЗ (Земля- Венера - Земля) и т. и. Все играющие становят­ся в круг в центре зала.

Описание игры. Иг­рающие идут по кругу, взявшись за руки, и про­износят:

“Ждут нас быстрые ракеты

для прогулок по планетам,

на какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет:

опоздавшим места нет!”

После этих слов все бегут к ракетодро­мам и занимают места на любой из ракет. Оставшиеся без места идут к руководителю или в центр зала. Затем все опять становятся в круг вместе с опоздавшими и снова начинают игру.

Правила. 1. Начинать игру только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться только после слов: “опоздавшим места нет!”

Совушка” (“Кот идет!”)

Место, инвентарь. Площадка, зал, коридор, комната. Скамейка.

Подготовка. В углу площадки или зала очерчивают круг диаметром 1-2 м - “гнездо совушки”. Около круга ставится скамейка. Из играющих выбирается водящий - “совушка”, остальные- “полевые мышки”. Совушка становится в своем гнезде, а мышки размеща­ются по всему залу у стен- в “норках”.

Описание игры. Руководитель говорит: “День!” Все мышки выбегают на середину зала, бегают, припрыгивают. Совушка, сидя, спит в гнезде. Руководитель говорит: “Ночь!” По этому сигналу все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, кто из играющих шевелится. Если совушка заметит, что кто-либо из мышей шелохнется, она забирает его к себе в гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока руководитель не подаст команду “День!” По сигналу “День!” совушка улетает к себе в гнездо, а непойманные мышки начинают бегать и резвиться до сигнала “Ночь!” Когда в гнезде окажется 3-5 пойманных мышей, выбирается новая совушка из непойманных наиболее осторожных, ловких мышек. В заключение отмечаются непойманные мышки и наиболее наблюдательная совушка, сумевшая быстрее других поймать мышей.

Правила: 1. Когда совушка выходит на площадку, мышкам шеве­литься не разрешается. За спиной совы мышки могут менять позу, делать движения, но так, чтобы совушка этого не заметила. 2. Пойманные мышки сидят на скамейке - в гнезде совушки и не участвуют в игре до смены новой совушки. 3. По сигналу руководителя “Ночь!” совушка обязательно должна улететь к себе в гнездо.

Вариант игры - “Кот идет!”

Водящий - “кот” у себя в “доме”. Все остальные - “мышки” - в “норках”. Руководитель говорите

“Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!”

Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:

“Тра-та-та, тра-та-та, Не боимся мы кота!”

По сигналу руководителя “Кот идет!” все мышки замирают на месте без движения. Кот крадется к ним и того, кто шевелится, забирает к себе в дом. Кот ловит до тех пор, пока руководитель не скажет:

“Кот ушел!” Кот уходит, а мышки опять начинают бегать. Кот выхо­дит 2-3 раза. После этого подсчитываются пойманные им мышки и выбирается новый кот.

Данный вариант удобно проводить под музыку: мышки двигаются под одну мелодию (польку, галоп), а кот приходит за ними под дру­гую (вальс, марш).

Кто подходил?” (“Угадай кто”)

Место, инвентарь. Площадка, зал, комната, коридор. По желанию цилиндрический бумажный колпак и чистые повязки для глаз.

Подготовка. Все играющие становятся в круг. Водящий становит­ся в середину круга и закрывает глаза или надевает чистую повязку на глаза и колпак.

Описание игры. По указанию руководителя один из стоящих в кругу подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча рукой и называет по имени, изменив свой голос. Затем он возвращается на свое место. Руководитель предлагает водящему открыть глаза и ска­зать, кто к нему подходил. Если водящий отгадал, то его место зани­мает игрок, который к нему подходил; если не отгадал, то продолжает водить, но не более трех раз. Затем выбирается новый водящий.

Правила. 1. Водящий не должен открывать глаза до тех пор, пока руководитель не скажет: “Можно”. Если он откроет глаза раньше времени, то продолжает водить. 2. Игрок, подходивший к водящему, обязан возвратиться на свое место; при этом ему разрешается сде­лать поворот около водящего или пройти зигзагами. 3. Игрок, указанный руководителем, может подходить к водящему зигзагами, чтобы труднее было установить, откуда он подошел.

Мяч соседу”

Место, инвентарь. Площадка, зал. Два волейбольных мяча.

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук (на шаг друг от друга). У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по волейбольному мячу.

Описание игры. По установленному сигналу руководителя оба играющих начинают передавать мяч друг другу вправо или влево по кругу в одном направлении (по указанию руководителя) как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у кото­рого окажутся два мяча. Затем мячи передаются игрокам, стоящим на противоположных сторонах круга, и игра начинается сначала.

Играют 4-5 мин., после чего отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Правила. 1. Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. 2. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Гонка мячей по кругу”

Место, инвентарь. Зал, площадка, большая комната. Два волейбольных или баскетбольных мяча разного цвета.

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и рассчитываются на первые и вторые номера. Первые номера - одна команда, вторые - другая.

Двух игроков, стоящих рядом, назначают капитанами и дают им по мячу.

Описание игры. По сигналу капитаны начинают передавать (перебрасывать) мячи по кругу, один вправо, другой влево, своим ближайшим игрокам, т. е. через одного. Мячи перекидывают до тех пор, по­ка они не возвратятся к капитанам.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее провести мяч по всему кругу. Получив мяч, капитаны поднимают руки с мячом вверх. Игру можно проводить несколько раз подряд.

Правила. 1. Мяч обязательно перекидывать или передавать своему ближайшему соседу. Каждый пропуск игрока засчитывается как штрафное очко. 2. Если мячи столкнулись в воздухе, то игроки, после броска которых они столкнулись, должны быстро взять свои мячи и” встав на место, продолжать гонку мяча.

К своим флажкам”

Место, инвентарь. Площадка, зал, коридор. 5-7 флажков разнога цвета.

Подготовка. Играющие, разделившись на несколько групп (по 5- 6 человек в каждой), становятся в кружки, начерченные по всей пло­щадке. В центре каждого кружка - дежурный с флажком, отличающимся по цвету от других.

Описание игры. Все играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке и становятся лицом к стене (если играют в помещении) или закрывают глаза. В это время дежурные с флажками тихо меняются местами. Руководитель дает сигнал: “Все к своим флажкам!” Играющие открывают глаза, быстро бегут к своему флажку и опять образуют кружок. Побеждает группа, построившаяся в кружок первой. Можно построить игроков в затылок к дежурному в колонну по одному.

Правила. 1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала “Все к своим флажкам!” Если игрок откроет глаза преждевременно, то его группа проигрывает. 2. Игроки с флажками должны обязательно изменить места. Если они этого не сделают, то победа их группе не засчитывается.

Варианты игры. 1. Когда играющие разбегутся, им можно предложить встать в одну шеренгу перед преподавателем и выполнять за ним разные движения. В это время дежурные с флажками, находясь сзади них, меняются местами. По сигналу “К своим флажкам!” все бегут к своим дежурным.

2. Играющие под музыку или пение двигаются за преподавателем и на ходу повторяют за ним разные движения. По сигналу все занимают места около своих флажков.