Игры, развивающие гибкость. Развитие силовых способностей при помощи подвижных игр и эстафет у детей старшего дошкольного возраста

Развитие гибкости – необходимость не только для детей, занимающихся спортом, но и для тех, кто в этой сфере не блистает. Подвижные суставы, эластичные и упругие мышцы, связки — все это достигается именно за счет развития гибкости. Вместе с тем, именно от ее развития зависит то, сколько энергии будет тратиться на те или иные движения. Поскольку дети в плане обучения и тренировок – это весьма специфический контингент, то и подход к ним должен быть особенным. Современные тренеры практикуют игры на развитие гибкости у детей.

Стандартные упражнения

Поскольку детям интереснее развиваться в процессе игр, то и гибкость необходимо развивать с их применением. Существует несколько игр, которые применяются с этой целью. Но все они групповые, поэтому детей должно быть несколько.

Первая игра называется «Палку за спину». Дети делятся на две равные группы и строятся в колонны. Расстояние между двумя участниками одной команды должно примерно равняться половине детского шага. По команде дети начинают передавать палку стоящему сзади. Важен при этом способ передачи. Руки должны быть выпрямлены над головой. С обоих концов палка должна держаться руками. После того как руки с палкой будут подняты, ребенок должен слегка прогнуться назад, чтобы передать снаряд следующему члену команды. Он повторяет действия предыдущего игрока. Последний ребенок, после получения палки, бежит в начало колонны и продолжает действие. Победит команда, которая быстрее пройдет весь цикл «передач» вплоть до того момента, пока во главе колонны не станет ребенок, который начинал игру.

Следующая игра называется «Бег раков». Как и в предыдущем случае, дети должны выстроиться в колонны. Далее первые представители обеих команд садятся на пол и поднимают таз над землей, удерживая тело руками и ногами. По сигналу они начинают двигаться вперед до определенной черты. Как только участник команды завершит дистанцию, ее начинает другой участник. За каждое касание таза с полом, отнимаются очки. Победит команда, которая наберет большое количество очков. Их можно насчитать вначале игры. К примеру, выделить каждой команде по 30 очков и отнимать за каждое нарушение по очку.

Это основные игры на развитие гибкости у ребенка. Но есть и такие, которые встречаются несколько реже, хотя они не менее продуктивны.

Дополнительные игры

«Кувырки и перекаты». Для этой игры понадобятся маты. Достаточно будет даже двух. После деления на команды, игроки встают в колонны. На этот раз колонны должны размещаться друг напротив друга, но со смещением в бок. По сигналу, первые игроки команд делают кувырок, встают в другом конце мата и присоединяются в конец другой команды. Когда все игроки сделают это упражнение по одному разу, начинается вторая часть игры. Стоя спиной к мату, игроки должны перекатиться на мате назад через голову. Игру можно продолжать до того момента, пока все дети не сделают оба упражнения.

«Скамейка над головой». Эта игра требует наличия нескольких гимнастических скамеек. Кроме того, в ней очень важна слаженность действий всех членов команды. Дети делятся на три колоны. С правой стороны возле каждой колоны размещена гимнастическая скамейка. Когда будет дан сигнал, дети должны поднять скамейку над головой и поставить с левой стороны. Далее команда перепрыгивает через поставленную скамейку и повторяет действие. Игра заканчивается только тогда, когда все команды переместятся с одной стороны зала в другую. При этом они должны переместить скамейку не менее шести раз. Выигрывает команда, которая быстрее и четче других проделала все действия.

Подвижные игры для развития гибкости Эстафеты: «Передача мячей в колоннах». I вариант. Две команды выстраиваются в колонны по одному. Исходное положение – ноги шире плеч. Перед каждой командой лежит волейбольный мяч. По сигналу первый игрок каждой команды берёт мяч и через голову передает его стоящему за ним игроку. Так мяч переходит назад к последнему игроку команды. Тот, получив мяч, проползает между расставленными ногами в начало колонны, встает и опять передаёт мяч через голову назад. Игра продолжается до тех пор, пока первый номер команды не вернётся на своё прежнее место. II вариант. Из того же исходного положения, что и в предыдущей эстафете, первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами назад и т.д. игра продолжается до тех пор, пока первый номер команды не вернётся на свое прежнее место. IIIвариант. Исходное положение то же, что и в предыдущей эстафете, но расстояние между отдельными игроками 1м. первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передает его дальше, но между ногами, третий игрок – опять через голову, четвёртый – между ногами и т.д. последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подает его через голову назад. Так каждый из игроков передаёт мяч один раз через голову и один раз между ногами. Игрок, стоящий в колонне первым, всегда передает мяч через голову. Побеждает команда, первый игрок которой раньше вернётся на своё место. IV вариант. Игроки ложатся на спину в колонны по одному так, что ноги последнего игрока находятся рядом с головой предпоследнего и т.д. между ногами первого игрока лежит набивной мяч. По сигналу все игроки переходят в положение сед с прямыми ногами. Игрок зажимает мяч между ногами, делает полукувырок назад, причем касается ногами пола за головой и передает мяч следующему. Тот ловит мяч ногами, передаёт его дальше так же, как и предыдущий. Последний игрок бежит в начало колонны и т.д. Зимние игры на открытой площадке Игры на снеговой площадке на развитие скоростно-силовых способностей. «Сбить городок». Две команды, заготовив снежки, выстраиваются за общей чертой. Впереди в 8 м ставят по городку. Каждая команда по сигналу ведущего делает залп по указанному ей городку. Сбитый городок относят на метр дальше и затем повторяют броски. Выигрывает команда, сумевшая после одинакового числа бросков со второй командой отнести городок на большее расстояние. «Снайперы». На большом листе фанеры рисуют мишень. Диаметр большого круга - не менее метра, диаметр «яблочка»- 20-30 см, всего же должно быть пять концентрированных кругов. Мишень прикрепляют к забору или глухой стене, прислоняют к чему-либо. Каждый играющий делает по пять снежков. За попадание с определенного расстояния (в зависимости от возраста) даются очки: в «яблочко» - пять, в следующий круг - четыре и т.д. время от времени мишень надо очищать от остатков снега после попаданий. Игру можно проводить как лично-командную. «Батарея, огонь!» Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 20-25 м. Между ними на возвышении кладется большой резиновый или кожаный мяч. По команде ведущего команды одновременно делают залп снежками по мячу. В чью сторону мяч скатится, та проиграла. Под конец подводится общий счет игры. «Попади снежком». Две команды выстраиваются друг против друга. Интервал в шеренгах- 3 м. Расстояние между шеренгами- 10 м. По команде игроки одной шеренги бросают снежками в соперников. Условие: как бросающий, так и тот, в кого бросают, не должны сходить с места. Последний может только приседать и увертываться. Осаленный снежком из игры выбывает. Следующий раз бросает другая команда. Очень сильно кидать не разрешается. Побеждает команда, в которой остается больше игроков на линии метания. «Салки со снежками». На небольшой площадке становятся два игрока со снежками, а остальные свободно передвигаются вокруг них. Входящие, не сходя с места, бросают в бегающих снежки. Игра заканчивается, когда останутся только два не осаленных снежком игрока. Они и становятся новыми водящими. «Перебежки». На одном конце площадки размечается линия «города», а на другом - линия «кона». Между ними сбоку проводится еще черта. Одна команда становится за линию города, а вторая - за боковую линию. Каждый игрок второй команды имеет по два снежка. Игроки первой команды должны перебежать, по одному или все вместе, за линию кона, а потом обратно. В это время стоящие за боковой линией бросают в них снежки. Водящий следит за игрой и считает, сколько игроков осалено.Потом команды меняются ролями. Игры на санках на развитие быстроты. « Езда на перекладных». Прокладывается дистанция 100-400 м, имеющая вид петли или кольца. Дистанция делится на этапы флажками (вешками) . в игре участвует две- три команды по шесть- восемь человек, у каждой команды санки. На старт выходят по два игрока каждой команды, один садится на санки, другой берется за веревку. По сигналу «Марш!» пары трогаются в путь. У промежуточного между этапами флажка игроки в парах меняются ролями. У второго этапа происходит смена пар и т.д.
Выигрывает команда, игроки которой первой пересекут линию финиша.
«Любишь кататься…» две-три команды по шесть- восемь человек выстраиваются на старте. У каждой санки. Впереди в 10-20 м против каждой команды втыкаются в снег флажки. В каждой команде первый номер берет санки за веревку, второй садится на сани, третий подталкивает сидящего на санках. По сигналу каждый экипаж должен возможно быстрее обежать вокруг флажка и вернуться назад. После этого первый номер становится в конец колонны, второй слезает с санок и берет их за веревку, третий садится, а четвертый(из колонны) выходит подталкивать сидящего. Смена игроков происходит до тех пор, пока все не перекатаются (последним на сани садится первый номер команды). Побеждает команда, пришедшая к финишу первой. «Срочное донесение». Дистанция 200-300 м в виде кольца разбивается на пять-шесть этапов. Старт и финиш в одном месте. В игре участвует две команды по 10-20 человек (по два человека на этап). На старте от каждой команды один игрок садится на санки, другой берется за веревку. Ведущий дает сидящим по эстафетной палочке-донесению. После сигнала обе пары отправляются в путь, но в разные стороны. На втором этапе везущих и сидящих сменяют новые игроки, им передается эстафета; так же и на других этапах. Побеждает команда, первой доставившая донесение на финиш. При повторении игры ее участники меняются ролями. «Встречная эстафета». Соревнуются несколько команд. Перед каждой ставится по флажку, и одна половина команды уходит к этому флажку. На старт выходит по одному игроку каждой команды с санками. По сигналу они бегут в сторону игроков своей команды, находящихся за флажком. Впереди стоящий игрок второй половины команды берется за веревку, а прибежавший становится ногами в санки и так, стоя (разрешается немного приседать для сохранения равновесия), едет назад. На старте он соскакивает с саней, а на его место встает привезший санки. Везущим становится второй номер первой половины команды и т.д. каждый устоявший приносит команде одно очко, соскочивший с санок из-за потери равновесия - ноль очков. Чтобы не сбиться со счета перебежек, каждой команде надо заранее указать последнего игрока, который будет финишировать. «Санные поезда». Четыре или пять саней связываются в поезд. В игре участвуют две-три команды санных поездов. Дистанции – 200-300м. не более половины участников команды сидит ни санях, а остальные тянут поезд. Во время гонки везущим и сидящим на санях разрешается меняться местами, но не более одного раза. Побеждает команда санного поезда, прибывшего на финиш первым.

Транскрипт

1 Развитие гибкости у детей дошкольного возраста Гибкостью называют «способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении». В теории и методике физического воспитания гибкость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движений, а вторая его способность выполнять те же двигательные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Следовательно, режимы интенсивности, в которых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия от слабой в пассивном состоянии до максимальной в активном. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Учитывая, что у дошкольников опорно-двигательный аппарат отличается пластичностью, при развитии гибкости следует ограничиться серийными общеразвивающими упражнениями (после разминки) и выполнением физических упражнений с большой амплитудой. Объем и интенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно. В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. При этом увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей. Игры и упражнения, способствующие гибкости у детей: Гибкостью и пластикой малыши нередко удивляют своих родителей. А ведь данные природой качества можно и нужно сохранить и даже развить. Главное никакой спешки! Научите малыша выполнять упражнения спокойно, плавно, без суеты, вдыхать воздух носом, выдыхать ртом. Проверьте, чтобы одежда ребѐнка была достаточно эластичной, не сковывала движений.

2 Помочь развить у ребенка подвижность суставов в силах родителей. «Султанчик» Ребѐнок садится по-турецки (стопа к стопе), Держит себя за ступни. Поднимает сначала правую ногу вверх, выпрямляет еѐ, отводит в сторону и возвращает на место, затем левую. Поднимает обе ноги вверх, стараясь удержать равновесие, разводит ноги и сводит вместе (4-5раз). «Корзиночка» Кроха ложится на живот, берѐтся руками за голень, выгибается и делает «корзиночку». Опускается на пол, но не разжимает руки, а заваливается в таком положении на правый бок «корзиночка упала». После чего перекатывается обратно на живот, отпускает ноги и расслабляется. То же самое нужно сделать в другую сторону. «Самолетики» Малыш стоит ровно, расставив ноги на ширину плеч, поднимает гимнастическую палку за концы и вертит еѐ перед собой, как пропеллер. Сделав это движение 4 раза, ребѐнок должен постараться, не отпуская палку, завернуть руки за спину и опустить их вниз, после чего опять поднять их и через голову вернуть в исходное положение. «Ручки пошагали» Малыш стоит ровно, гимнастическая палка лежит на полу между его ног (один конец перед крохой, другой позади него). Ребѐнок наклоняется к верхнему концу палки и «шагает» руками по палке к нижнему еѐ концу, потом точно так же к верхнему. Ноги нужно постараться в этом упражнении держать ровными (5-6раз)

3 «Вот какой ветер!» Малыш стоит, расставив ноги на ширину плеч, гимнастическую палку ставит справа от себя на пол и придерживает еѐ правой рукой (удобнее держаться за кончик). Затем через верх делает наклон туловищем вправо и старается левой рукой дотянуться до палки. Кроха выполняет 5-8 наклонов вправо, после чего переставляет палку на левую сторону и делает такие же наклоны влево. «Крутится волчок» Кроха приседает, руками упирается в пол и начинает крутиться вокруг себя в одну сторону (опираясь руками то спереди, то сзади), затем в другую. Таз опускать на пол не надо! «Перевертыши» Мама в этом упражнении обязательно должна подстраховывать малыша. Ребѐнок стоит лицом к спине, наклоняется вперѐд и упирается руками в стену должен получиться прямой угол. Прогибается спинкой вниз 3-4 раза, затем, продолжая опираться руками о стену, разворачивается на 180 градусов (спиной к стене) и выгибается вверх (делает «мостик»),голову запрокидывает назад, после чего опять переворачивается лицом к стене. Наверно вам не раз доводилось смотреть выступления гимнасток по телевизору, как они мастерски выполняют сложнейшие технические элементы. Всѐ это многолетний труд тренировок. А с чего же всѐ начиналось?. В этой статье мы рассмотри основные (базовые)

4 элементы, с которых и начинается художественная гимнастика. Шпагат. Существует несколько видов шпагатов: правый, левый, поперечный и вертикальный. Вертикальный - это уже более сложный элемент и здесь кроме растяжки ещѐ нужно уметь держать равновесие на одной ноге. Растяжка - имеет очень большое значение для будущей гимнастки. Поэтому элементу нужно уделять много внимания, особенно правильности его исполнения. Перед тем как делать элементы на растяжку или гибкость, нужно сперва "разогреть" ребѐнка. Немного попрыгать, побегать с ним, поделать приседания, походить на корточках (как уточки), чтобы мышцы ребѐнка были эластичные и легче поддавались растяжке. Запомните - никогда не тяните не разогретого ("холодного") ребѐнка, кроме боли вы ещѐ можете и повредить связки малышу. Ничего не делайте резко, только плавными движениями и пружиня по несколько раз. Существует несколько способов растяжки для шпагата: 1. Ставите ребѐнка на коленки спиной к вам. Он обхватывает руками вас за ноги. Далее одну ногу малыш поднимает, вы берѐте еѐ руками (можно под колено, можно и за стопу взять) и тянете на себя. Следите обязательно за тем, чтобы "тазовые косточки" были на одной линии (не перекошенные). Делайте по пружин каждой ноги (смотрите, конечно, по ребѐнку - можно делать и по 5 пружинок и через 5 минут повторить). Не забывайте тянуть обе ножки, иначе ребѐнок будет однобоко растянутым. 2. Если у вас есть шведская стенка - то одну ногу ребѐнок закидывает на шведскую стенку (чем выше, тем лучше), а вы потихоньку прижимаете опорную ногу к шведской стенке (пружиня), ни в коем случае не резко. Это упражнение делаем на правую и на левую ногу, а так же поставить ребѐнка боком к шведской стенке и поднять ногу в сторону (растяжка на поперечный шпагат). Это идѐт подготовка к вертикальному шпагату, ребѐнок учится переносить равновесие на одну ножку.

5 3. Сидя на попе ноги врозь, две руки подняты вверх, спинка ровная - делаем наклоны по - очереди к правой ножке, к левой ножке (руками тянемся к пяточкам) и ложимся в перѐд на животик, руки впереди себя. Это упражнение хорошо делать вместе с мамой (папой) - садитесь друг на против друга и делайте наклоны. Затем в этом же положении делаем круговые движения от правой ноги к левой (животик как можно ближе к полу). 4. Сидя на полу делаем лотос, руками прижимаем колени к полу (можно пружинками, а можно и медленно устремлять коленки к полу). Идеально, когда колени лежат на полу, тогда можно переходить к более сложным упражнениям. 5. Делаем упражнение аналогичное лотосу, только ребѐнок лежит на животе, а ножки сзади согнуты в коленях, положение "жабка" или "лотос на животе". Нужно стараться прижать попу ребѐнка к полу.

6 6. Ребѐнок лежит на спине, две ноги вверху (ноги ровные, вытянутые, спинка - лежит ровно) - и начинаете потихоньку разводить ножки в стороны, делаете небольшие пружинные движения, стараясь приблизить ножки к полу. Идеально когда ножки достанут до пола. 7. Поставьте перед ребѐнком детский стульчик или табуретку (что-то невысокое - см в высоту, можно использовать диван) и одну ногу кладѐм на стульчик, а вторая ножка разъезжается в шпагат. И потихонечку пружините попу к полу. Старайтесь, чтобы у ребѐнка бѐдра и плечи были на одной линии. Это упражнение подходит для растяжки на правый, левый и поперечный шпагат. Правильно выполненный шпагат: - правый или левый шпагат: ребѐнок сидит на шпагате, плечи и бѐдра на одной линии, спинка ровная, колени и носки натянуты; - поперечный шпагат: встаньте с боку и посмотрите, если ноги лежат на одной линии, коленки и носочки натянуты, то ребѐнок сидит правильно. Если линии нет (т.е. уголок вместо линии) - то это не шпагат, а ноги врозь)). Если вы хотите достигнуть результата в растяжке, то упражнения желательно делать ежедневно, тогда мышцы станут более эластичными. И конечно чем раньше начнѐте заниматься, тем лучше. Ещѐ для шпагата важное значение имеет такой элемент как складочка. Складочка - это когда ребѐнок сидит на попе, ноги вместе впереди него, а животик полностью лежит на ножках, руки обхватили пяточки, коленки натянуты как "струночки". Упражнения, которые помогут подготовиться к складочке: 1. Ребѐнок сидит на попе - ножки вместе лежат перед ним на маленьком стульчике и делаем наклоны вперѐд (кладѐм животик на ноги) пытаясь обхватить пяточки. 2. Ребѐнок сидит на попе, ножки впереди него - делаем упражнения стопами двумя

7 вместе: на себя - натянуть к полу (раз 20-30), коленки натянуты. Затем зафиксировали стопы на себя и наклоняемся к ножкам, пытаемся дотянуться до стоп и обхватить их. 3. Положение стоя: ноги вместе, коленки вытянутые, делаем наклоны вперѐд - нужно полностью положить ладошки на пол, затем пробуем обнять ножки. Так же это упражнение можно выполнять в движении: делаем небольшие шаги ножками вместе с наклоном вперѐд и достаем руками пол (или кладѐм ладошки на пол), животик должен ложиться на шагающую ногу. 4. Стоим лицом к шведской стенке - одну ножку закидываем на шведскую стенку на уровне бѐдер (бедра и плечи на одной линии) - и делаем наклоны к ноге (к правой и к левой). У малыша лучше получится выполнять эти упражнения - если вы будете для него примером! Делайте эти упражнения друг на против друга и подсказывайте малышку на его ошибки. Будьте для него положительным примером! Что даѐт упражнение складочка - это растяжка подколенных сухожилий, которые играют большую роль при растяжке на шпагат. III. Мостик. Наверное, не раз ваш карапуз самостоятельно пытался стать на мостик. Еще, будучи совсем маленькими, они часто выгибаются, делая первые смешные пародии на мостик. Как же правильно делать мости? Правильный мост - когда пальчики рук максимально близко находятся от пяточек ног (желательно касание), ноги на ширине плеч (можно немного шире). Мост получается красивый, высокий. Упражнения для развития гибкости и подкачки мышц спины у ребѐнка: 1. Стоя на коленях делаем прогиб назад - руки ставим на пол. Повторяем упражнение раз. 2. Лѐжа на животе берѐм руками стопы ног, согнутые в коленях и делаем "корзиночку" или "качельку". Тянем вверх ноги и руки и "раскачиваемся" как качелька. Если у ребѐнка не получается раскачаться - помогите ему немного. 3. Ребѐнок лежит на животике, ноги вместе. Вы немного придерживаете ему ноги в районе стоп. Малыш пытается приподнять спинку, руки либо за головой согнутые в локтях, либо вытянутые впереди, а при прогибе руки прижать к ушам. Это упражнение можно повторять пока малыш не устанет (10-20 раз), оно не только на гибкость, но и на укрепление мышц спины. Это упражнение можно делать и возле шведской стенки: лежа на животе, спиной к стенке, закрепляете стопы под самую нижнюю планочку и делаете упражнение прогиб назад, а в руки (вытянутые) можно взять мячик - это ещѐ больше

8 усложнит упражнение. 4. Ребѐнок лежит на животике, ноги вместе и делает прогиб назад. Сперва за плечики вы немного пружиня, наклоняете спинку к ногам, а затем берѐте его руки (при этом придерживаете ноги, чтобы они не разъезжались в стороны) и тяните их к ногам (очень аккуратно). 5. Ребѐнок лѐжа на животике наклоняет назад спинку и сгибает ноги в коленях, ноги касаются головы малыша. 6. Ребѐнок в положении стоя возле шведской стенки, на расстоянии см от неѐ. Руки кладѐт на шведскую стенку и делает прогиб спины. 7. Положения - вися на шведской стенке (лицом к стенке) отрываем от стенки ноги. Упражнение повторить раз. Чем больше отрываются ноги от шведской стенки, тем больше включаются в работу мышцы спины, тем больше будет эффект. 8. Упражнение "лодочка" - ребѐнок лежит на животике и поднимает одновременно руки и ноги. Повторить это упражнение раз. Это хорошее упражнение для подкачки мышц спины. 9. Ребѐнок стоит к вам лицом, ноги на ширине плеч - вы берѐте его под спинку, малыш делает наклон назад - а вы делаете пружинки - опуская и немного приподнимая его спинку. Делайте 5-10 пружинок и поднимаете спинку полностью в вертикальное положении. Повторите это упражнение 3-4 раза, это своего рода разогревающее упражнение для спины. 10. Очень полезное упражнение для гибкости в самом раннем возрасте - это кошечка. Стоя на коленах на четвереньках (руки на полу) делаете изгиб спины в низ (голова тянется к попе) - "добрая кошечка", затем делаете изгиб спины в вверх (голова тянется к животику, образуется как бы бугорок) - "злая кошечка". В игровой форме это упражнение - зарядка проходит на ура даже с самыми маленькими деками, которые ещѐ только умеют ползать. Когда спинка у ребѐнка уже немного подготовлена, самое время начать учить его делать мост "с верху", т.е. мостик с высокого положения. Сперва, лучше подстелить что-то мягкое на пол (чтоб не удариться головой), так как руки у ребѐнка ещѐ слабые и будут расползаться в стороны и конечно делать это упражнение на первых порах только с мамой (папой) рядом. Затем следует принять правильную стойку: ноги на ширине плеч, руки в верху возле ушей, глаза подняты вверх и смотрят на кончики пальчиков. Затем придерживаете ребѐнка под спинку (вам лучше занять положение сбоку от ребѐнка и он будет как бы ложиться вам на руку) малыш потихонечку (медленно) начинает делать наклон назад. Когда прогиб будет настолько хорош (глазки увидят пол), то можно опускать руки на пол. Ещѐ вы можете придерживать ребѐнка за купальник (футболку, кофточку) стоя перед ним. Каждый раз уменьшайте степень вашего участия в процессе становления на мост. Когда будете уверены, что ребѐнок не упадѐт на голову - попробуйте, что бы ребѐнок сделал мост самостоятельно. И ещѐ одно очень полезное упражнение, которое поможет научится вашему малышу делать "мост с верху": - ребѐнок становится спиной к стеночке (желательно к шведской) на небольшом расстоянии от неѐ, делает прогиб и начинает постепенно передвигать ручки к самому низу стенки и затем, переставляя руки и на сам пол (если это шведская стенка - то перехватывает палочки поочерѐдно правой и левой рукой).

9 Игры, развивающие гибкость Передача мяча Цель игры: развить гибкость и ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи. Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает. Передача мяча змейкой Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.

10 Игроки делятся па 2 команды. Они располагаются в колонны па расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает. Эстафета "Туннель из обручей" Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи. Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой. Эстафета с гимнастической палкой Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические палки. Игроки долятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание. Арки Необходимые материалы и наглядные пособия: столбики, веревка. В игре принимают участие 2 команды. На игровой площадке устанавливают столбики, за которые привязывают веревки так, чтобы получились арки. Причем каждая последующая арка должна быть ниже другой. Количество арок может быть различным. Задача игроков пройти все арки, наклонившись назад. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает. Циркачи Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи. В игре может участвовать разное количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других. Летающий мяч Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч. Игроки встают в круг. Их задача перекидывая мяч, ие дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. Мостики Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, вертушка с числами от 1 до 16. Необходимо разметить игровое поле: квадрат, разделенный на 16 частей. У игроков можно взять фанты. Из числа игроков выбирается водящий, который с помощью фантов определит участника, а с помощью вертушки номера квадратов, в которых он должен разместить 2 руки и 2 ноги. По игровой площадке расставляются все игроки. Задача каждого игрока продержаться на ноле в неудобной позе как можно дольше. Тот, кто смог устоять дольше всех, меняется с водящнм ролями. Путаница

11 Необходимые материалы и наглядные пособия: музыкальное сопровождение. Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего распутать путаницу. Ящерицы Необходимые материалы и наглядные пособия: мел для обозначения линии старта (финиша), флажки па подставке для обозначения места поворота, кегли. В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют "кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию. Источник: "Большая книга праздников для малышей" Н.В. Гришечкина


Комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Большую часть своего времени ребёнок проводит в детском саду, следовательно, профилактику нарушения осанки следует проводить

СТРЕТЧИНГ (упражнения на растяжение) Рогачева И.П. Любые движения, способствующие повышению подвижности того или иного сустава, могут считаться упражнениями на растяжку. 1 Эффект регулярных занятий на

Сборник общеразвивающих упражнений. Комплекс 1 ОРУ на месте: 1. И.п О.с. 1- руки в стороны, 2- руки вверх, 3- руки в стороны, 4- И.п. 2. И.п.- стойка, ноги вместе руки в замок перед грудью. 1- выпрямить

Утренняя гигиеническая гимнастика Комплексы упражнений для детей подготовительной к школе группы Сентябрь Комплекс 1. 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба

Комплексы утренней гимнастики Воспитатель: Беденко Н.А. (Без предметов) 1. «Пропеллер». И.П.: ноги слегка расставить, руки опущены. 1 руки в стороны; 2 перед грудью, вращать одну вокруг другой, говорить

От инструктора по физическому развитию Комплексы оздоровительной гимнастики. Инновационная работа Андреянова О.г. 20.10.2016 Комплекс «Собери урожай» И.П. сидя на полу, ноги согнуты, стопы соединены друг

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЛЕЧ Сначала упражнения следует выполнять 3-5 раз, постепенно увеличивая число повторений в серии, вплоть до 10 повторений. Можно повторить несколько циклов с перерывами между ними. Каждое

Комплекс упражнений 2.1. Выполнять 1-2 раза в день дома. Число повторений от 2 до 6 раз. 1. ИП лежа на спине, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы, проверить правильное положение туловища Полностью

Комплексы упражнений для школьников. Начальных классов Стрекалова Ю.Б. 1 Комплекс упражнений утренней зарядки для школьников: 1. Ходьба на месте в спокойном темпе, не нарушая дыхания. Выполнять 1 минуту.

Упражнения с эспандерами Упражнения с эспандером на мышцы ног и ягодиц Сгибание ног лежа Бицепс бедра, ягодицы, икроножные мышцы. Установите фиксатор в нижнем положении, трубку (трубки) эспандера проденьте

Легкая атлетика 1. Круговые движения в шейном суставе(произвольно.) 2. Рывки руками (вверх/вниз):и.п.-правая рука вверху левая внизу, на 1-2 рывки руками на 3-4 смена рук. 3. Круговые движения в плечевом,

Конспект «открытого» урока по гимнастике для учащихся 3 класса Панкратов Владимир Владимирович МБУ СОШ 93 г.о. Тольятти Цель урока: 1. Совершенствовать технику выполнения комбинаций из акробатических элементов.

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида» Методическая разработка по ритмике к разделу «Ритмико-гимнастические упражнения» «Общеразвивающие ритмико-гимнастические

Комплексы упражнений домашних заданий по физической культуре для детей 7-10 лет (1-4 классы) Комплекс 1 1-е упражнение И. п. о. с, 1 руки в стороны; 2 поднимаясь на носки, руки вверх, смотреть на руки;

Картотека утренней гимнастики для подготовительной к школе группы (по Пензулаевой) 1 Сентябрь Комплекс 1 1. Ходьба в колонне по одному в обход зала (площадки) в чередовании с бегом; ходьба и бег врассыпную.

ТРЕНИРОВКА для поддержания здоровья костей В рамках программы «ОСТЕОПОРОЗУ НЕТ!» Физическая активность важна в любом возрасте, особенно для женщин старше 50 лет, когда ускоряется разрушение костной ткани.

КАРТОТЕКА КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ 1 «ВСПОМНИМ ЛЕТО» 1 «НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО» И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину. «Рисуем» солнышко,

Сентябрь с_1 по 15 1. Ходьба в колонне по одному, перестроение в колонну по два (пары); ходьба и бег врассыпную. 2. И. п. основная стойка, руки вдоль туловища. 1-2 шаг вправо, руки через стороны вверх;

План-конспект урока по физической культуре для второго класса. Педагог: Плешкова Анастасия Андреевна. Занимаемая должность: учитель по физической культуре. Образовательное учреждение: ГБОУ школа 612 Центрального

Йога после трудного дня Йога и тибетская гимнастика очень хороши для нашего тела поутру. Но что делать вечером, когда вы пришли с работы, тело ноет от усталости и кажется, что вся польза, принесенная упражнениями

Стр. 1 Метод 1: Упражнения для укрепления мышц спины Делайте вжимание поясницы в пол. Лягте на спину, согнув ноги в коленях. Положите правую руку под спину, на место ее изгиба. Это нужно, чтобы вы чувствовали

Первый двигательный режим. Комплекс 1 1 Лежа на спине Глубокий вдох, удлиненный, губы сложены трубочкой 2 Сидя на стуле, руки на поясе Перекат стоп с пятки на носок и обратно Дыхание 3 Сидя на стуле, руки

Бабочка И. П.: сесть на пол, выпрямить ноги перед собой. 1- согнуть ноги в коленях, сложив их подошвами вместе и притянуть пятки к туловищу, помогая руками; 2- согнутые ноги развести в стороны, опуская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Комплексы упражнений с фитболом Разработала инструктор по физической культуре: Жеребцова Л.В. Сургут I этап Обучение.

Приложение 3 Комплекс ритмической гимнастики с обручами. Дети построены в одну колонну, обручи лежат на плечах предыдущего ребенка (Предварительно рассчитались на 1-2). Музыкальное сопровождение: лирическая

На зарядку вместе с мамон Помните, как поется в песне про маленьких непосед: «...А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...». Но несмотря на это, сегодня большинству детей не

Комплекс упражнений для развития силы 1. Лежа на спине на полу поднять правую ногу вверх, не сгибая в колене. Выполнять маховые движения вправо-влево до касания стопой пола. Сменить ногу. Это и будет составлять

Сентябрь 1-15 Гимнастика после дневного сна. Петушок Карточка 1 3-4 года. 1. "Петушок спит" И.п. лежа на спине, руки вытянуты за головой, ноги вместе. 1 - поднять прямые ноги вверх, руки вверх, потянуться,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 86» Комплекс физических упражнений учащимся 5-9 классов для самостоятельной подготовки к урокам физической культуры

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ НОГ Комплекс упражнения для мышц ног. Уровень сложности средний. Все действия, следует осуществлять, медленно и плавно. Выполняя движения, необходимо следить за дыханием: поднятия осуществлять

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Волгоградская специализированная детскоюношеская спортивная школа Олимпийского резерва» учебное пособие Суставная разминка

Веселый тренинг Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре

Упражнения на растяжку мышц (тяжелая растяжка) Данный комплекс упражнений на растяжку мышц поможет привести мышцы в тонус, в рабочее состояние, после которого можно легко приступить к тренировкам и играм.

Комплексы утренней гимнастики для дошкольников в стихах Будем ноги поднимать, Раз-два-три-четыре-пять. Выше поднимай коленки, Не ленись на переменке. (Дети поднимают согнутые в коленях ноги, стараясь коснуться

Правильная осанка По материалам книги: Л. М. Савко, «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза» Упражнения при вялой осанке. Основной задачей лечебной гимнастики при вялой осанке является общее

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ 30+ РАЗМИНКА 1. Бокс. Одновременно двумя руками, сжатыми в кулак, делать быстрые и резкие удары вперед, затем вверх. Ноги на ширине плеч. Повторить 30 раз вперед, затем 30 раз вверх.

Мастер класс «Веселая скакалка «для девочек подготовительной группы. МАДОУ Упоровский детский сад «Солнышко» Составила: Седова М.А.- инструктор по физической культуре Цель: Развивать интерес к физкультуре

Упражнения для укрепления мышц спины Медленное скручивание вниз у стены Исходное положение: Встаньте у стены, прижмитесь к ней корпусом и сделайте от нее шаг вперед на длину стопы. Подкрутите таз на себя

«Утренняя гимнастика в семье» (консультация для родителей) Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его

Тонкая талия в кратчайшие сроки: лучшие упражнения Красивая талия это проще, чем вы думаете! Иметь изящные изгибы тела этого желает каждая женщина! И воплотить желаемое в жизнь совсем несложно, ведь существует

Для работающих сидя Для работающих стоя Для снятия утомления органов зрения Комплекс производственной гимнастики выполняется на рабочем месте с целью предупреждения утомления, повышения работоспособности,

Упражнения для ног Упражнения для ног я рекомендую делать дома после работы, так как, во-первых, для них нужно больше места, а во-вторых, их следует делать тогда, когда новых нагрузок на ноги уже не предвидится.

Требования к комплексу общеразвивающих упражнений и методика обучения детей их выполнению Основные понятия: общеразвивающие упражнения, имитационные упражнения, комплекс, исходное положение, основная стойка,

ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2» Конспект занятия по ЛФК «Формирование стереотипа правильной осанки» Выполнил: Омельченко А.С. Тамбов 2012г. Цель. Создание благоприятных

Приложение 5 Развивающие игры и упражнения по укреплению физического здоровья детей с использованием фитбола Игры с фитболами для детей младшего дошкольного возраста 1. «Догони мяч» в исходных положениях

I Младшая группа Комплекс утренней гимнастики 1 (Без предметов) 1.«Шарик» («пузырь»). И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести руки

УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ С ПОМОЩЬЮ ЭЛАСТИЧНОЙ ЛЕНТЫ СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛАСТИЧНОЙ ЛЕНТОЙ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ПОДНЯТИЕ ДО ПОДБОРОДКА Тяните ленту вверх до подбородка, одновременно поднимая локти.

Формирование правильной осанки и профилактика еѐ нарушений Осанка это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка

Конспект учебно- тренировочного занятия по аэробике Группа: начальной подготовки, 2 года обучения Тема: повторение базовых шагов. Разучивание упражнений с фитболом. Задачи: повторение базовых шагов, разучивание

НОУ «Заокская христианская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока по физической культуре учитель по физической культуре Серафинович Маргарита Николаевна Пос. Заокский 2012 год

Комплекс утренней гимнастики 1 (Без предметов) 1. «Погреем руки на солнышке». И.П.: ноги слегка расставить, руки за спину (на пояс). Руки вперед, поворачивать ладони вверх-вниз, сказать «горячо», спрятать

Упражнения с эластичными лентами для фитнеса для укрепления мышц 1. Плечи 2. Плечи Встаньте в положение «ноги врозь», слегка согнув ноги в коленях. Держите эластичную ленту в натянутом состоянии за затылком.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти КОНСПЕКТ занятия по детскому фитнесу с использованием группового

РАСТЯЖКИ И ГИМНАСТИКА (Приложение) В приложенных страницах содержится описание упражнений на растяжку. С их помощью можно предотвратить или минимизировать образование контрактур и деформаций суставов у

Простые упражнения дома для стройной фигуры ВЫПОЛНЯЙТЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЭТИ ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ВАША ФИГУРА СТАНЕТ БОЛЕЕ ПОДТЯНУТОЙ, А МЫШЦЫ БУДУТ БОЛЕЕ КРЕПКИМИ. ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ВЫ МОЖЕТЕ

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Подвижные игры: «Белые медведи». «Космонавты». Эстафеты. Развитие скоростно- силовых качеств. Учитель: Щитова Елена Петровна. МБОУ ПСОШ 1 имени Г. В. Алисова. Учитель начальных

КАРТОТЕКА КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ 2 МЛАДШАЯ ГРУППА КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ 1 (без предметов) 1 «ПОГРЕЕМ РУКИ НА СОЛНЫШКЕ» И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Выполнение: руки

Фитнес за рабочим столом: 5 эффективных упражнений Как поддержать хорошую форму "без отрыва пот производства" Работа в офисе многих из нас вынуждает вести сидячий образ жизни, который не лучшим образом

Как укрепить мышечный корсет Эффективные упражнения и советы, которые сделают мышцы кора сильнее. Мышечный корсет (или мышцы кора, туловища) это комплекс мышечных тканей, отвечающих за стабильное положение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Начальная школа детский сад 44» г. Белгорода Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной

Комплексы степ-аэробики для занятий на развитие координационных способностей Комплекс 1 (старшая группа) В хорошо проветренном зале на полу в шахматном порядке разложены степы. Под бодрую, ритмичную музыку

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением 1.Поза покоя. Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно,

КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 1 ГОДА Для детей до 1 года критически важно соблюдать двигательный режим, чтобы развиваться должным образом. Ниже приведены комплексы упражнений у детей

Комплексы гимнастики для детей 2-3 лет утренней Комплекс 1 В В О Д Н А Я Ч А С Т Ь Ходьба в произвольном направлении; на месте; повернуться ко взрослому. 1. «П О Т Я Н У Л И С Ь» И. п.: ноги слегка расставлены,

СОДЕРЖАНИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ 2 ВВЕДЕНИЕ 2 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА 3 ГРУДНОЙ И ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛЫ. 3 ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВЫЙ ОТДЕЛ. 4 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 5 1 ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

Жизнь сегодня непростая, проблемы одолевают, стрессы напрягают, cпинушку нашу сгибают. Хочется, наконец, расправить плечи, почувствовать себя немного свободнее и счастливее. А значит, пора приступать к

Главные упражнения для красивой спины Крепкие мышцы секрет ровной осанки Уделяете ли вы должное внимание мышцам спины во время занятий фитнесом? Спина определяет нашу физическую активность, самочувствие

ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА (формирование правильной осанки) Ведущей системой в организме ребёнка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от неё. Чем активнее работают мышцы, тем

Комплекс упражнений после операции Комплекс упражнений, которые нужно выполнять после операции. Эти упражнения можно выполнять с 3-го дня после операции, считая день операции (рис. 1-4). рис. 1 Исходное

Некоторые родители уверены, что развивать у детей гибкость нет никакого смысла, так как она от природы нормально развита. При этом нельзя забывать о том, что в отличие от прочих двигательных умений гибкость со временем утрачивается. Это не очень хорошо, так как от пластичности костных тканей зависит очень многое, в том числе здоровье позвоночника.

Гибкий позвоночник у детей позволит меньше уставать в школе и иметь красивую осанку

Зачем развивать гибкость у детей?

Многие дети достаточно гибкие, но не все. Гибкость можно развить у ребенка в домашних условиях с помощью простых упражнений. При хорошем развитии эта способность помогает легче овладевать прочими навыками. К примеру, на уроках физкультуры дети прыгают через козла, лазают по канатам и кувыркаются.

Хорошая пластичность уменьшает риск получения травм в быту, таких как вывихи и растяжения. Нормально тянущиеся мышцы меньше напрягаются и легче восстанавливаются после тяжелых физических нагрузок. Гибкому ребенку при выполнении разных упражнений приходится затрачивать меньше энергии, поэтому он не так быстро устают, как его сверстники, а перед родителями не стоит проблема, и другие заболевания позвоночника.

Важно выделить то, что все дети, регулярно выполняющие упражнения на гибкость и растяжку, имеют красивую походку и правильную осанку. Объяснить это можно крепким опорно-двигательным аппаратом и окрепшими спинными мышцами.

Врожденнная гибкость у детей с возрастом утрачивается, если ее не развивать

Развивать гибкость следует с ранних лет. Наверняка вы обращали внимание на то, как взрослые люди сгибают ноги в коленях, наклоняясь за упавшей вещью. Что касается маленьких деток, они легко засовывают пальцы ножек себе в рот. Связано это с хорошей растяжкой мышц и подвижностью суставов. Детям легче выполнять упражнения на растяжку, становиться на шпагат или мостик.

Почему девочки более гибкие?

Повышенная гибкость девочек объясняется особенностями их гормонального фона: в мышцах больше эластина и коллагена. При этом и мальчики, и девочки настолько пластичны, насколько им позволяет их генетика и наследственность. Таким образом, если мама легко садится на шпагат, ее малыш тоже не испытает никаких проблем при этом. Кроме наследственности гибкость может зависеть от состояния организма и внешних факторов (к примеру, утром она снижается). Лучшей растяжке способствует повышение температуры тела, поэтому перед повышением гибкости девочкам и мальчикам следует тщательно разогреваться.

В каком возрасте начинать тренировки на гибкость?

До возраста 6-7 лет целенаправленно тренировать гибкость у ребенка нет необходимости, так как опорно-двигательный аппарат в это время только начинает формироваться и суставы слишком подвижны. Чтобы сохранить врожденную гибкость у детей 5-6 лет, достаточно ограничиться элементарными упражнениями и занятиями:

  • аэробика для самых маленьких;
  • ритмика;
  • подвижные дворовые игры.

Ближе к школьным годам мышцы и связки укрепляются, но природная гибкость остается, поэтому чтобы не допустить снижения пластичности необходимо заняться стрейчингом. Существует также специальная которой отличаются от обычных тем, что занятия лишены философского аспекта: дети изучают лишь ключевые асаны и технику дыхания. Йога эффективно развивает пластичность тела и подвижность суставов, улучшает осанку и координацию, благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на растяжку для детей направлены, прежде всего, на улучшение подвижности суставов и растяжку мышечных групп. Ребенок при этом должен быть максимально сконцентрирован, поэтому лучше начинать тренировки с возраста 6-7 лет.

Безопасно ли тренировать гибкость у детей?

Дети могут выполнять почти любые упражнения на растягивание, но подходить к ним следует осторожно, не торопя события. Ускоренное развитие гибкости у детей при помощи физических нагрузок без дополнительного укрепления мышц и связок может привести к микротравмам в виде растяжения связок, повреждения суставов и пр. При развитии гибкости у детей дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности строения тела.

Стретчинг иногда вызывает неприятные ощущения у детей при выполнении упражнений, что может негативно сказываться на технике и даже привести к травме. Чтобы этого избежать, нужно следовать основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность.

Чтобы ребенок разобрался, как правильно выполняется то или иное упражнение, нужно использовать визуальные образы: они помогают правильно выполнять определенные движения. Амплитуду следует увеличивать постепенно, по мере пропадания боли. систематичность крайне важна (в идеале - каждый день хотя бы по 10 минут) и позволяет добиваться отличных результатов, закрепляя их надолго.

Упражнения на гибкость для самых маленьких

Существуют разные активные игры для развития гибкости детей дошкольного возраста. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

Наклоны. Для упражнения нужна игрушка, к которой ребенку нужно встать спиной. Ноги расставляются на ширину плеч, после чего малыш начинает плавно наклоняться вниз и берет игрушку. Затем он поднимает ее вверх, прогибается назад в спине и передает игрушку маме, стоящей позади. Мама вновь ставит ее на пол за спину своего чада.

Потягушки. Ребенок становится возле дивана, кресла или стула правым боком к нему. Правую ногу отводит в сторону, кладя ее на возвышенность. После этого он выполняет пружинистые наклоны вниз, стремясь достать до пола пальцами. После этого необходимо развернуться и сделать то же самое для другой ноги.

Мельница. Ноги смыкаются вместе, а руки расставляются в стороны. Ребенок начинает очерчивать кистями рук маленькие круги, а потом большие.

Маленький йог. Сначала ребенок усаживается на коврик и вытягивает вперед ноги, после чего берет одну из них руками и кладет на бедро, а потом вторую (получается поза лотоса). Руками следует опереться в пол, расставить плечи и задержаться в этом положении на несколько секунд.

Мостик. Необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленях и завести руки за плечи. С помощью мамы или папы ребенок старается подняться на мостик, а затем плавно опускается на пол (необходимо повторить упражнение шесть раз).

Кукла. Ребенок в положении стоя расставляет ноги на ширину плеч и начинает нагибаться, опуская корпус тела (руки расслаблены и висят). После этого ребенок выпрямляется и прогибается в спине слегка назад.

Скалочка. Выполнение упражнения требует использования гимнастической палки. Ребенку следует сесть на пол, уложить на бедра спортивный снаряд и прокатить его до носков, завести под ноги и катить в обратном направлении. Затем палку достают из-под ног и повторяют все сначала.

Развитие гибкости у школьников

Ниже описанные упражнения предназначены для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, но подходят также подросткам. Они помогают существенно развить гибкость и снизить риск травматизма на тренировках:

  1. Встав на колени, ребенок должен завести руки за спину и скрестить кисти в замок на уровне таза. После этого согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.
  2. В стоячем положении голову нужно наклонить вперед, будто пытаешься что-то достать подбородком. Правой рукой голова обхватывается сверху так, чтобы пальцами можно было достать дотронуться до кончика левого уха. После этого голову наклоняют вправо (для подстраховки следует помогать себе рукой). Далее упражнение нужно повторить зеркально.
  3. Ребенку следует вытянуть левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку следует согнуть и поставить так, чтобы создать упор для левого локтя. Далее левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Удостоверьтесь в том, что левая находится с плечом на одном уровне.
  4. Ребенок должен выпрямить левую руку и вытянуть ее вперед ладонью внутрь. Опустите ее перед собой до уровня плеча. Правую руку следует использовать в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Далее упражнение следует повторить, сменив руки.
  5. Нужно развести руки на уровне плеч по сторонам и согнуть их под прямым углом в локтях, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи следует повернуть так, чтобы предплечья расположились параллельно относительно туловища, но следите за тем, чтобы локти не выходили из плоскости плеч. Разворачивать плечи следует настолько, как только удастся.
  6. Ребенок должен встать на колени и опереться руками в пол, развернув кисти внутрь. После этого необходимо начать отклоняться назад до ощущения легкого напряжения в предплечьях и бицепсах.
  7. Правая рука заводится за спину через верх, чтобы ладонь располагалась чуть ниже середины воротниковой зоны, а локоть выше правого уха. Левую руку ребенок при этом должен завести над головой так, чтобы обратная сторна кисти уперлась в локоть правой руки. Левой рукой следует давить на локоть до возникновения напряжения в правом трицепсе.
  8. Лежа на спине следует вытянуть ногти. Левая поднимается вверх и ее нужно обхватить левой рукой ниже колена, а правой чуть выше. Далее ребенок должен начать плавно притягивать ногу к голове.
  9. В лежачем положении ребенку нужно подтянуть колени к груди и обхватить их двумя руками, а затем следует начать осторожно притягивать их к плечам. Голову можно приподнимать, стараясь прикоснуться к груди подбородком. Далее ребенок должен плавно перекатиться вперед и назад несколько раз.
  10. Необходимо лечь на пол, как перед выполнением отжиманий, и медленно отжаться от пола, прогибая туловище и не отрывая ног и таз от основания.

Комплекс упражнений на гибкость и растяжку для детей следует подбирать исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Важно, чтобы занятия нравились ребенку и были интересны. Можно внести в тренировки элемент игры, добавив такие спортивные снаряды, как обруч, гимнастический мяч, палочку и т.д. (см. рисунок выше).

Как видите, методика развития гибкости у детей младшего дошкольного и школьного возраста - занятие не самое трудное, но требующее усердия и правильного подхода.

Марина Вениаминовна Краснова
Подвижные игры и упражнения на развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Название игры Методические указания Описание игры

«Эстафета с обручами»

Отмечается качество выполнения задания и скорость. Играющие встают в 2 колонны. На расстоянии 5 – 6 метров от колонн кладутся обручи – по 1 против каждой команды. По сигналу воспитателя : «1,2,3 – беги!» первые в колонне бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в обруч, кладут его на место, бегут к своей колонне, дотрагиваются до руки следующего игрока и встают в конец колонны. Бежит следующий игрок. Выигрывает та группа детей , которая раньше пройдет полосу препятствий.

«Сделай фигуру»

Отмечается выразительность фигуры. Выбирается ведущий. Дети свободно передвигаются по площадке. На сигнал ведущего (удар в бубен или слово : «Стоп!» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим.

«Маленький затейник»

Все упражнения выполнять в медленном темпе. 1. Наклоны вперед и назад :

Вперед сидя;

Назад, стоя на коленях;

Вперед и назад стоя.

2. «Ласточка» . Стоя на одной ноге. Тело прогнуто, голова приподнята, руки в стороны. Носок поднятой ноги оттянут. Время удержания можно увеличивать до 10-20 сек.

Эстафета с мячами

Обращается внимание на правильность выполнения упражнений . Играющие делятся на 2 отряда и встают в 2 колонны. Ноги расставлены на ширину плеч. Первым в колонне дается по мячу. По сигналу воспитателя : «Вверх!» - дети поднимают руки вверх и стоящий первым передает мяч через голову стоящему сзади, тот следующему и т. д. Когда последний ребенок получает мяч, он бежит к воспитателю и отдает ему мяч.

1 – 2 раза мяч передается над головой, затем дается команда : «Вниз!» (мяч передается между расставленными ногами) .

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

«Горячая картошка» Передавать мяч друг другу аккуратно в руки.

Дети встают в круг, руки за спиной. В кругу стоит ведущий. По сигналу воспитателя дети начинают передавать «картошку» (мяч) друг другу. В это время ведущий просит показать игроков руки. Если в руках ребенка оказался мяч, он встает в круг (становится ведущим) и игра начинается сначала.

«Мышеловка»

После того, как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих в кругу. Играющие делятся на неравные группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, идут по кругу, приговаривая :

«Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки – переловим всех сейчас!»

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя : «Хлоп!» стоящие в кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они встают в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана , они меняются ролями и игра возобновляется.

«Охотники»

Охотникам не разрешается выходить за черту. «Звери» свободно ходят по площадке. Три или четыре «охотника» стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мягкому мячику. По сигналу все «звери» останавливаются, и каждый «охотник» легко бросает в них свой мяч. Задетые мячиками заменяют «охотников» .разрешается, стоя на месте, увертывается от мячей.

«Хоккей»

Стараться провести мяч к воротам, не мешая другому. Игроки 2-х команд находятся на площадках прямоугольной формы. На противоположных сторонах площадки обозначаются ворота. Игроки с клюшками или гимнастическими палками стремятся забить в ворота соперника маленький мяч. Игра проходит в пределах площадки на время. Вратарей не ставят.

РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ

«Мы веселые ребята»

Если ловишка никого не поймал, то после 2-3 перебежек выбирается новый ловишка. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей , примерно в середине между линиями, находится ловишка. Дети :

«Мы веселые ребята, любим бегать и скакать.

Ну попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!»

Дети бегут на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3-х перебежек производится подсчет пойманных, и выбирается новый ловишка.

«Перелет птиц»

Соблюдать осторожность, стоя на снаряде. Дети бегают врассыпную по площадке, изображая птиц. По сигналу воспитателя : «Ветер, буря!» - поднимаются на гимнастическую стенку или становятся на скамейки. По сигналу : «Хорошая погода!» - дети бегают по площадке.

«Падающая палка»

Поощряется быстрая реакция на сигнал. Играющие рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Водящий ставит в центре круга палку, придерживая ее рукой. Выкрикнув чей-либо номер, он отпускает руку и бежит из круга. Игрок, чей номер был назван, должен выбежать и успеть схватить палку до ее падения. Если ему удалось это сделать, он возвращается на свое место, а прежний водящий продолжает водить. Если же игрок не успеет удержать падающую палку, он меняется местами с водящим.

«Пустое место»

Дети, стоящие в кругу, не препятствуют передвижению бегущих. Играющие образуют круг. Водящий бежит за кругом, кого – нибудь пятнает и продолжает бежать в ту же сторону, а запятнанный игрок бежит в противоположную сторону. Каждый старается скорее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим, и игра продолжается. Пятная игрока, ведущий обязан уступить тому дорогу, отходя на шаг от круга.

Выполнять только по 1 толчку. Дети разбиваются на несколько команд и выстраиваются параллельными колоннами перед линией, за которую переступать нельзя. Первые номера толкают вперед набивной мяч. В месте остановки мяча проводится новая линия. Следующие участники толкают мяч уже от новой линии. Побеждает команда, у которой мяч окажется на большем расстоянии от начальной линии.

«Не задень мяч» Контролировать силу движения рук. Трое или четверо ребят становятся вокруг мяча, лежащего на полу, и кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча. Коснувшийся выбывает из игры . Оставшийся последним – побеждает.

«Кто устоит»

Контролировать силу удара. Играющие в парах располагаются лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки вместе. Каждый старается ударами одной или обеих рук в ладонь соперника вывести его из равновесия. Можно уклоняться от ударов, убирая ладони. Игрок, оторвавший ступни ног от земли или сдвинувшийся с места, считается побежденным.

«Перетягивание каната» Стараться удержаться на ногах . При падении одного из игроков игра останавливается. Две команды с равным числом игроков берутся за концы каната. На земле проводятся 3 линии на равном расстоянии между ними. На середину каната привязан бант, который совмещен со средней линией. По команде игроки стараются перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая бант на канате до своей линии.

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ

«Кто дольше» Дети прыгают до тех пор, пока не сделают ошибку. Прыжки через скакалку на месте, с продвижением вперед.

«Веселые эстафеты» Отмечается качество выполнения упражнений и быстрота . Эстафеты с разными вариантами заданий :

Передача мяча;

Подлезание;

Подтягивание по скамейке на животе и др.

«Пятнашки»

Стараться сохранить положение полуприседа во время игры . Игроки располагаются в пределах площадки в положении полуприседа. Один из игроков («салка» ) ловит, а остальные убегают. Как «салка» , так и убегающие должны перемещаться в положении полуприседа. Догнав кого-либо из игроков, «Салка» касается его рукой. Возможен вариант, когда водящий пятнает других игроков не рукой, а мячом. Тот, кто выпрямиться или выбежит за пределы площадки, становится «салкой» .

«Прыгуны» Игроки, коснувшиеся линии или остановившиеся, выбывают из игры . Игроки располагаются лицом к стене и поднимают руки кверху. На расстоянии 15-20 см. выше пальцев каждого игрока проводятся линии. Игроки по команде начинают безостановочно прыгать вверх, стремясь коснуться ладонями стены выше соответствующих линий. Побеждает тот, кто выполнил больше всего прыжков.