Анатолий харлампиев самбо. Семья и ранние годы

Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.

Род Харлампиевых

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как "сияющий свет". Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом.

В книге Эдуарда Хруцкого "Этот неистовый русский", рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.

Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.

Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь.
Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его "благородным искусством самозащиты".

Достойный сын и внук

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий "отец самбо" выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.

В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом.

Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который "подкинул" ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и "загорелся".

Учителя

До сих пор, когда Харлампиева называют "отцом самбо", в интернете разгораются жаркие споры по поводу его "отцовства". Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим "локомотивом" развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу "Кудокан", обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.

Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и "борцовки", изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее "дедом". Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Перенимая навыки

Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы - монголы, китайцы.

Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы.

Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм "Непобедимый", в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

Открытая система

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем.

В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами.

Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось - самбо - принципиально новая система.

Все для самбо

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот "исход" показал, насколько самбо универсальная система.

Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.

Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера.
Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней.
Скончался "отец самбо" в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 – 1979) – выдающийся исследователь национальных боевых искусств, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, посвятивший свою жизнь созданию и развитию борьбы САМБО .

Анатолий Харлампиев обучался боевым искусствам с раннего детства, сначала под руководством деда – выдающегося гимнаста и кулачного бойца, а затем и отца – чемпиона Франции и Европы по боксу, считающегося основоположником русской школы бокса.

Позднее Анатолий Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова , которого также принято считать одним из основоположников борьбы САМБО, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем.

Но особый его интерес Анатолия Харлампиева вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые он в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.

Соединение воедино наиболее эффективных приемов различных видов единоборств, а также использование их комбинаций – стало основой для создания нового вида борьбы, как говорил сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.

Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств.

Таким образом, обучая студентов, Анатолий Аркадьевич обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, он перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.

Ученики называли мастера — «Непобедимый », глубоко уважали и любили своего учителя.

Помимо занятий боевыми искусствами Харлампиев занимался фехтованием и альпинизмом, что позволяло ему до преклонных лет поддерживать прекрасную физическую форму.

Кроме преподавательской практики Анатолий Харлампиев регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство.

Итогом многолетних исследований и регулярной и интенсивной практики стало создание боевой системы САМБО которое включало в себя два раздела: спортивный раздел , который был основой стиля и боевой , включающий в себя дополнительные приемы, предназначенные для сотрудников силовых структур.

Официальной датой создания борьбы вольного стиля (как тогда называлось САМБО) считается 1938 год , когда система была признана, как самостоятельный вид спорта в СССР, а Анатолий Харлампиев назначен старшим тренером.

Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны «Непобедимый» мастер многократно проявлял отвагу и доблесть, за что был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».

После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.

Большой интерес мастера вызывали японские боевые искусства .

Даже во время войны Харлампиев продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними.

Увлечение боевыми искусствами помогало Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.

Позднее японцы присвоили мастеру самый почётный «подарок» – 8 дан по Дзюдо , который обычно не давали не гражданам Японии.

После окончания войны Анатолий Аркадьевич направил все силы на развитие и популяризацию САМБО.

Начиная с 1947 года и по настоящее время регулярно проводятся соревнования по борьбе САМБО , в том числе ежегодно проводятся чемпионаты имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева , а центр Центр боевого самбо МЭИ, на кафедре физического воспитания и спорта которого мастер проработал последние двадцать шесть лет своей жизни, носит его имя.
Вклад мастера в создание, развитие и популяризацию САМБО неоценим.

Помимо мощнейшего прикладного аспекта, который несет в себе единоборство, САМБО - это философия жизни , позволяющая человеку выработать логику и тактику ведения боя, развивает аналитические способности и внимательность, позволяет в кротчайшие сроки мобилизовать внутренние резервы организма и направить их на достижения цели.

Философия САМБО – это философия победы .

Особым вкладом в развитие САМБО являются книги Анатолия Харлампиева, которые несут на себе печать легендарной личности мастера.

Книги Харлампиева А.А:

  1. «Борьба самбо» (изд. 1956 г.)
  2. «Тактика борьбы самбо» (изд. 1958 г.)
  3. «Самозащита без оружия (Самбо)» — учебное пособие для работников милиции.

16 ноября считается днем рождения самбо. Эта борьба была призвана сформировать из советского гражданина настоящего супергероя. Вспоминаем главные факты об искусстве «самозащиты без оружия ».

СПИРИДОНОВ

Появлению самбо мы обязаны усилиям его отцов-основателей. Первым среди них был Виктор Спиридонов . Путь воина выбрал Виктора Афанасьевича, когда ему было 17 лет. Не доучившись в училище, он отправляется служить рядовым. Долго в рядовых он, правда, не задержался. Военная карьера Виктора пошла в гору. Он был перенаправлен в Кремлёвский батальон, заслужил унтер-офицерские лычки и был командирован в Казанское пехотное училище.

Спиридонов участвовал в Русско-японской войне, служил в конной разведке, был награждён орденом Святой Анны IV-й и III-й степеней и орденом Станислава III-й степени с мечом и бантом. Вероятно, именно во время этой войны в нём пробудился интерес к восточным боевым системам. Известно, что в 1906 году Спиридонов уже вовсю осваивает джиу-джицу. Примерно в это же время он знакомится на катке с гимназисткой Клавдией Чистовой, но их общее будущее оказывается под угрозой: Спиридонов получает приказ о переводе в Сибирскую часть. Путь воина неотделим от пути сердца, Спиридонов идёт на решительный шаг и подает прошение об отставке…

Армия не оставила Спиридонова. С самого начала Первой мировой войны Спиридонов оказывается на фронте, получает контузию и почти год проводит в госпитале. Контузия не смогла заставить Спиридонова перестать заниматься спортом. Он с ещё большим усердием продолжает заниматься своей спортивно-просветительской работой, привлекая в свои секции новых людей. Спиридонов не только открывает секции по самообороне во многих городах России, но и создает классификацию приемов, некоторые «спиридоновские» названия используются в самбо по сей день. Спиридонов долгое время занимался подготовкой милицейских и военных кадров, сам принимал участие в облавах и операциях милиции и ОГПУ.

ОЩЕПКОВ

Василий Ощепков - ещё один «крестный отец» самбо. По степени влияния на развитие этой дисциплины Василий Ощепков был просто «локомотивом». В 1913 году Ощепков закончил институт дзюдо «Кудокан» в Токио. Дзюдо он постигал от самого Дзигоро Кано. Ощепков стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. По возвращении в Россию Василий открывает секцию дзюдо и проводит первый в истории чемпионат по дзюдо между японскими и русскими спортсменами.

Ощепков активно и плодотворно занимается обучением рукопашному бою милиционеров и Красной армии, но постепенно отходит от «японских стандартов». Он изменяет форму, вводит русскоязычные термины. Заменяет поклон, на обязательное рукопожатие до и после схватки, вводит разделение на весовые категории. Ощепков внедряет в арсенал японских приёмов элементы различных национальных видов борьбы, меняет покрой куртки, вводит «борцовки».

В 1937 году Ощепкова обвинили в шпионаже в пользу Японии. Через десять дней после заключения он умирает в камере от «сердечного приступа». В 1957 году он был реабилитирован посмертно.

ХАРЛАМПИЕВ

Анатолий Харлампиев был прирожденным атлетом. Силачом и кулачным бойцом был его дед: рвал пальцами трехрублевые монеты, остановил понесшую тройку лошадей. Отец Харлампиева, Аркадий, был художником и великолепным боксером. Чтобы заработать деньги на обучение в Париже, он начал выступать на профессиональном европейском ринге, стал чемпионом Франции, а затем и Европы. Понятно, что при таких папе и дедушке у Анатолия просто должна была сложиться как минимум неординарная судьба. Она и сложилась.

В шестилетнем возрасте Анатолий, которого тренировали и дед и отец, уже выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка. В 16 лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом. После школы он оканчивает курсы спортивных инструкторов и приступает к работе в Обществе строителей Международного Красного стадиона и театра революции. Харлампиев собирает и систематизирует методики различных видов единоборств, к концу 1936 года у него описано уже более 1000 приемов. Благодаря Харлампиеву самбо как спортивная дисциплина получила официальный статус.

В первые же дни Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он стал учиться борьбе уже у самих пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами для дзюдо. Начав воевать простым солдатом, он был демобилизован в звании старшего лейтенанта, его служба была отмечена многими орденами и медалями. В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что было вообще невозможно, если ты не уроженец страны восходящего солнца.

Кроме увлечения единоборствами, Харлампиев был и высококлассным альпинистом, что же касается его личных качеств, то нужно отметить, что он ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Великий человек большого дела.

НА СЛУЖБЕ НАРОДА

Самбо недолго оставалась борьбой для избранных. Её корифеи, в первую очередь Ощепков и Харлампиев, сделали всё, чтобы увеличить массовость этого вида борьбы. Они открывали многочисленные школы по всей России, их воспитанники сами становились тренерами, набирали новых учеников. Широкая география распространения, формирующаяся благодаря частым выездным семинарам мастеров, сделала самбо очень популярным. Большого спорта нет без массовости и эта массовость была обеспечена. Борьба, как и любое искусство, должна принадлежать народу.

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛО

Самбо нельзя назвать в полной мере преемницей дзюдо, хотя первоначальный импульс развитию был дан именно этой борьбой. В те времена была большая путаница с названиями. Дзюдо путали с джиу-джицу и наоборот. Самбо образовалось как сплав многих систем единоборств. Его корифеи перенимали техники из многих национальных видов борьбы: из куреша, чидаобы и других. Кроме того, и Спиридонов, и Ощепков включали в самбо элементы из армейских систем боя, что придавало самбо особенную эффективность.

В начале шестидесятых годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами. Познакомившись с советским самбо у дзюдоистов из Японии не возникло никаких сомнений в том, что самбо - это совершенно самостоятельный и самобытный вид борьбы. Перед ними предстала система принципиально новая и значительно более совершенная, чем дзюдо.

ОЛИМПИАДЫ

В последние годы идёт активная работа по включению самбо в программу Олимпийских игр. Наши самбисты не раз доказывали всему миру эффективность своего вида единоборств. В 1961-м году в программу XVIII Олимпийских Игр в Токио включили дзюдо. Федерация самбо получила задание – подготовить команду борцов. Состав команды полностью формируется из самбистов. Триумфом закончилось выступление наших самбистов на токийской олимпиаде 1964 года. Бронзовые медали завоёвывают Арон Боголюбов, Олег Степанов, Анзор Кикнадзе, Парнаоз Чиквиладзе. В последующие годы тесная преемственность и близость нашей самбистской и дзюдоистской школ только крепла. Сегодня же - самое время включать самбо в программу Олимпийских игр.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

Если посмотреть на биографии наших лучших бойцов, участвующих в соревнованиях по боям смешанного стиля, то нельзя не заметить одну бросающуюся в глаза тенденцию. И тенденция эта - самбо. Боевое самбо и сегодня куёт лучшие бойцовские кадры. Хорошая ударная техника, проработка навыков борьбы в партере - слагаемые успеха, которые в полной мере даёт наш национальный вид борьбы. Огромная заслуга в развитии самбо, усиление интереса к нему, привлечении в спорт молодежи - у Фёдора Емельяненко.

Харлампиев Анатолий Аркадьевич (29.10.1906-16.04.1979) - исследователь национальных видов борьбы народов СССР, основоположник борьбы самбо родился 29 октября 1906 в г. Смоленске. Его отец и дед были выдающимися спортсменами. Дед - Георгий Яковлевич Харлампиев был отличным гимнастом и кулачным бойцом. Он много лет собирал, изучал и классифицировал различные приёмы боя, борьбы и самозащиты. Был невероятно силен физически. Отец - Аркадий Георгиевич Харлампиев с отличием окончил Академию художеств и был послан на обучение в Париж за государственный счет. Через некоторое время он остался без средств, и чтобы продолжить учебу начал выступать на профессиональном европейском ринге. Вскоре стал чемпионом Франции, а затем и Европы в абсолютной категории. Вернувшись в Россию, по прошествии времени стал родоначальником российской, а затем и советской школы бокса. В шестилетнем возрасте Анатолий Аркадьевич, которого тренировали и дед и отец, выступал в воздушной гимнастике под куполом цирка. В шестнадцать лет он был уже зрелым бойцом и весьма разносторонним спортсменом. Тогда, в 1922 году, известный революционер и военный деятель периода гражданской войны Николай Ильич Подвойский увлек его идеей разработки универсальной борьбы. В то время Харлампиев работал в Красном университете трудящихся Востока (КУТВ) и Обществе строителей Международного красного стадиона (ОСМКС) преподавателем физической культуры; подрабатывал и в одном из московских театров, уча артистов движению.

В КУТВе собрались профессиональные революционеры из стран Дальнего Востока, в том числе из Китая и Монголии. Многие из них владели боевыми искусствами, и у Анатолия Аркадьевича были возможности регулярно с ними практиковаться. Боролся он и с татарами (национальная поясная борьба). Еще до того он в совершенстве овладел французской борьбой, английским и французским боксом; фехтовал, бегал, был великолепным акробатом. Лично знал таких выдающихся борцов как Поддубный, Буль др. Был альпинистом высокого класса. В течение ряда лет Анатолий Аркадьевич ежегодно выезжал в среднеазиатские и кавказские республики, где ещё сохранились национальные виды борьбы. Он изучал их, систематизировал приемы и методы тренировки, для чего боролся на состязаниях сам, иногда по много часов подряд. При весе в 72 кг, используя свое мастерство, он иногда побеждал бойцов в два раза тяжелее него. По мотивам этих путешествий А.А. Харлампиева в начале 1980-х годов был снят фильм «Непобедимый» с участием Андрея Ростоцкого. В 1936 году Харлампиев защищает дипломную работу в Московском институте физкультуры, в которой он описал все собранные им приёмы, а также приёмы из ряда литературных источников. В 1938 году борьба самбо обрела официальный статус, и Харлампиев возглавил Федерацию самбо. В первые же дни Великой Отечественной войны Харлампиев ушел добровольцем на фронт; его служба была отмечена многими наградами. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он учился борьбе уже у самих японцев, в обозе которых было десять татами для дзюдо. После войны продолжил свою работу по распространению и развитию самбо. Уже после ухода с поста главы федерации, Харлампиев оставался общепризнанным лидером этой борьбы и имел непререкаемый авторитет в этой области. В 1950-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца в те времена считалось просто невозможным. В СССР Харлампиев имел звания заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР.


Первый раз Анатолия Аркадьевича Харлампиева я увидел в 1962 году. В то время Анатолий Аркадьевич возглавлял все российское и все советское самбо, но поскольку заведовал кафедрой физкультуры в МЭИ, то на всех первенствах Центрального и Российского Советов ДСО «Буревестник» присутствовал всенепременно. То, что его в каких-то случаях не было, означало, что он нездоров, или иную очень уважительную причину.

Первая моя встреча с ним, встреча без знакомства, случилась в Саратове на чемпионате России по борьбе самбо.

Самбо тогда еще только поднималось, и судейство почти повсеместно было слабым. Настоящие судьи имелись только в Москве, в Ленинграде, и то немного, небольшая элитная группа, прежде всего из ветеранов ковра, из тех, кто сам оставил большое самбо. Эти первые судьи, у которых я позже учился - такие, как Владимир Малаховский, Юрий Саакян, Владимир Снастин - они были очень молодые. Мы как-то разговаривали с Владимиром Снастиным - он помнит эпизоды того саратовского чемпионата, и помнит примерно так же, как я, несмотря на то, что мы были тогда в разных ролях. Он был уже судья, а я начинающий самбист и студент. Владимир Снастин тоже отмечает, что тогда, в начале шестидесятых годов, с одной стороны было много неграмотных судей, которые не умели правильно оценивать действия спортсменов на ковре, а с другой - было немало таких, которые судили необъективно, в пользу каких-то своих коллективов или участников.

А Анатолий Аркадьевич Харлампиев по жизни - насколько я его знал сам и по отзывам соратников - человек крутого нрава, образец жесткости, максимализма и, конечно, непререкаемый авторитет в самбо.

Случай, о котором я хочу рассказать так его и характеризует. Итак, идет борьба на трех коврах одновременно. Харлампиев, будучи главным судьей чемпионата, останавливает одну схватку, подзывает судей, что-то им объясняет. Потом останавливает другую, третью. Судьи волнуются, и, видно, что не очень с ним согласны. А когда вся тройка судей неправильно оценивает какое-то действие борца, то кончается это тем, что руку поднимают не тому, кто действительно победитель. Харлампиев приходит в негодование, берет микрофон и звонко так приказывает на весь зал: «Остановить соревнования на всех коврах! Ввиду неграмотности и необъективности судейства бригада судей такого-то ковра отстраняется. Судить буду сам!».

Он приглашает на ковер следующую пару, они пожимают друг другу руки, а он один - не три человека, как записано в правилах - а он один судит прямо от своего столика, еще и комментирует: «Борец с красным поясом проводит такое-то движение. Такое-то движение оценивается по правилам таким-то образом! Борец с красным поясом получает один балл! Борец с синим поясом контратакует...».

Таким образом он провел несколько схваток. После такого импровизированного семинара по судейству он разрешил продолжать борьбу. Но предварительно созвал судей и коротенько с ними побеседовал. Я был неподалеку и слышал, о чем. Он сказал, что те, кто будет замечен в недобросовестном судействе, будут отправлены домой и никогда впредь вызываться в качестве судей не будут.

Соревнования продолжались. По моим наблюдениям, кто не слишком грамотно судил, тот примерно так же и судил, а вот тот, кто судил необъективно, дальше поостерегся. Заметно было, что судейство тут же на соревнованиях улучшилось и стало более справедливым.

У меня до сих пор звучит в ушах его стариковский въедливый голос: «Судить буду сам!». Таким он мне тогда и запомнился. Росту невысокого, без растительности на голове, только венчик седой сзади остался, полненький, кругленький, с приличным животиком. Однако подвижный, как ртуть, шустро ходит и двигается. Во всем чувствуется темперамент.

А вот когда я уже по-настоящему с ним познакомился, то, помню, был даже удивлен его физическими возможностями.

Через несколько лет, может быть, даже через десять, я приехал на тренерский семинар в Москву. «Спарта» только-только организовалась, я был молодой начинающий тренер, полон идей и планов на будущее. Самбист, в чистом виде самбист, целиком этим видом спорта покоренный. А дзюдо тогда первые шажочки делало у нас в стране. Официально его еще не было, но самбисты наши выезжать начали за границу на соревнования по дзюдо и неплохо там выступать. Позже, когда дзюдо включили в программу Олимпийских игр, на нас уже просто и откровенно давили, пытаясь все самбистское в одночасье сделать дзюдоистским. А тогда это было ненавязчиво, малозаметно. В те времена выехать за рубеж было очень сложно. Это воспринималось как большой подарок судьбы, и было голубой мечтой почти каждого спортивного начальника. Самбо тогда было национальным, внутрисоюзным видом спорта, на самбо за рубеж не поездишь. Однако самбисты по дзюдо стали показывать прекрасные результаты. Значит на этом коньке-горбунке можно выезжать за рубеж. Очень быстро сориентировались чиновники от спорта и даже некоторые тренеры высшего эшелона. Что жалеть о самбо? Если уж мы смогли создать такую сильную школу самбистов, и если имеется в мире такой вид спорта, как дзюдо, и если самбисты прекрасно по этому дзюдо выступают, то почему бы не сорвать с ведущих самбистов куртки, не одеть их в кимоно и с ними не прокатиться во главе делегации за рубеж?!

Многие так были настроены. В том числе и некоторые единомышленники и сподвижники Харлампиева. А что Харлампиев? Самбо-самбо, идет по одной плашке, ничего кроме не видит, а человек всегда ищет, где лучше, и жизнь одна, и надо получать от жизни всякие удовольствия. Что самбо может дать? Еще неизвестно, когда оно превратится в международный вид, а с дзюдоистами уже сегодня можно выезжать и иметь с этого какие-то лакомые кусочки!

Отсюда и пошли все разногласия в нашем самбистском мире: отдельные люди стали лавировать, стали переводить стрелки на дзюдо уже тогда, когда оно еще не было олимпийским, но выезжать было уже можно.

На этот семинар по самбо я получил вызов за подписью Харлампиева, приехал, а семинар ведет заместитель председателя российской федерации самбо Лев Борисович Турин, прекрасный человек, авторитетный тренер, большой специалист и организатор. Такие крупные люди в мире самбо, как Станислав Ионов, Федор Ионов, как нынешний президент Всемирной федерации самбо Михаил Тихомиров - это все воспитанники Льва Турина. Я как и весь наш самбистский мир очень высоко ценю этого человека, но тот семинар неприятно удивил меня тем, что там все было как-то повернуто в сторону дзюдо. Семинар по самбо, а никаких ни методичек, ни правил. А по дзюдо - вот они! Распечатаны, раскопированы с каких-то неведомых оригиналов. Потом нам говорят, что татами можно приобрести там-то, кимоно - там-то. А что насчет курток и самбовок? Тут заминка. Вроде бы, это сложно, вроде бы никто их у нас не выпускает. Можно подумать, что татами и кимоно кто-то тогда у нас выпускал!

Я день-другой на семинаре побыл, смотрю - больше семинар по дзюдо, чем по самбо. Но я же самбист! Волнуюсь. Возмущаюсь. Жду, когда Харлампиев придет. А его все нет и нет. Я спрашиваю у Турина, и он мне отвечает, что Анатолий Аркадьевич в этом семинаре по состоянию здоровья участвовать не будет.

Выяснил я домашний телефон Харлампиева, нашел автомат, звоню Анатолию Аркадьевичу. И слышу этот характерный звонкий старческий голос на другом конце провода: «Да. Слушаю вас». - «Анатолий Аркадьевич?» - «Да-да! Я вас слушаю!»

И я, волнуясь, объясняю ему, что я молодой тренер из Сибири, что я удивлен, почему наше родное самбо где-то на задворках, а семинар проходит по дзюдо, по какому-то японскому единоборству. Что же, мне приезжать домой и переводить свою деятельность на дзюдо? Что Москва уже отказывается от самбо и вы в том числе уже намерены заниматься борьбой дзюдо?

- А вы, батенька, дурак! - отвечает мне Харлампиев. - Где это вы видели, чтоб родители своих детей предавали? Вот дети родителей частенько предают! Самбо - мое дитя, я предать его не смогу, я с ним и умирать буду. А если вы такой уж поборник борьбы самбо, то, скажите мне, пожалуйста, что вы сделали для его продвижения вперед? Я ведь тоже - только человек, у меня ограниченные возможности. Если уж вы поборник самбо, помогайте мне, давайте будем бороться вместе! Сегодня, батенька, много желающих самбо вообще утопить и вместо него выдвинуть другое какое-нибудь единоборство, в том числе и дзюдо. У меня есть противники, у меня есть оппоненты, я с ними сражаюсь, а вы что сделали?

Такой вот он мне выдал монолог при нашем первом разговоре, и я помню его всю жизнь.

- Я звоню, чтоб понять, - отвечаю я ему, - что тут происходит в Москве. Может быть, это и ваша позиция?»

-Так вот, я мог бы рассказать вам о своей позиции, но это не по телефону. Если вас действительно это волнует, я жду вас у себя дома».

Он сказал мне адрес, и мы договорились о встрече.

Назавтра я немножко побыл на семинаре, потом пошел по указанному адресу.

Надо ли говорить, что я шел с волнением, даже с трепетом. Патриарх самбо! Величина! Основатель новой борьбы, человек всемирно известный, автор многих учебников по самбо, обладатель огромного количества учеников. Я молод был в то время, но я был уже не мальчик, я видел, что борьбой самбо интересуются и японцы и французы, что она начинает уже завоевывать международное признание.


Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.

Род Харлампиевых

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как "сияющий свет". Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом.

Георгий Яковлевич – выдающийся гимнаст и кулачный боец – десятилетиями собирал, анализировал, систематизировал, классифицировал информацию о различных приемах ведения боя, видах борьбы и самозащиты.
Есть сведения о фантастически невероятной силе Харлампиева-старшего: говорят, он мог пальцами разорвать трехкопеечную монету! Также семейное предание Харлампиевых гласит, что однажды молодой Георгий Яковлевич голыми руками, в одиночку остановил тройку несущихся коней, предотвратив тем самым неминуемую катастрофу. Спасенная женщина, не устояв перед сокрушительной силы обаянием красавца-силача Харлампиева, стала его женой.

В книге Эдуарда Хруцкого "Этот неистовый русский", рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия. Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.

Отец Анатолия Харлампиева также отличился на боксерском поприще. Окончив с отличием Академию художеств, Аркадий Григорьевич отправился в Париж, чтобы продолжить обучение. Через какое-то время лишился средств к существованию и, чтобы не бросать учебу, вышел на профессиональный боксерский ринг под псевдонимом Шарль Лампье. (благо, наследственная сила передалась и ему), где стал абсолютным чемпионом Франции и Европы. Вернувшись через какое-то время в Россию, Аркадий Георгиевич Харлампиев основал российскую, а затем и советскую школу бокса.
Развивая бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его "благородным искусством самозащиты".

Достойный сын и внук

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий "отец самбо" выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.

В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом. Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока (КУТВ) преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который "подкинул" ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и "загорелся".

КУТВ собрал под своими сводами революционеров-дальневосточников. Были среди них и выходцы из Монголии, Китая и других стран, владеющие национальными боевыми искусствами, в которых преподаватель физкультуры Харламов регулярно практиковался, не выходя из спортивного зала учебного заведения. «Попадались» среди обучающихся и татары, с которыми Анатолий совершенствовался в национальной татарской поясной борьбе. Также он в совершенстве владел приемами французской борьбы, английского и французского бокса, отлично бегал, фехтовал, был высококлассным акробатом и альпинистом. Был лично знаком с такими выдающимися борцами как Буль, Спуль, Поддубный и другими. Традиционными для Харлампиева стали выезды в республики Средней Азии и Кавказа, где он изучал национальные виды единоборств.

Он не просто изучал методы борьбы, но и боролся сам – порой помногу часов подряд. Весил боец 72 кг, но, будучи великолепным мастером, часто побеждал соперников в 2 раза тяжелее себя! Мотивы этих восточных путешествий Анатолия Аркадьевича Харлампиева навеяли создание в 1983 году художественного фильма – боевика с Андреем Ростоцким в главной роли. Главный герой ленты – Андрей Хромов (прототип Анатолия Харлампиева), одержим идеей создания самообороны без оружия… Попадая во множество трудных ситуаций, мастер выходит из них с честью.

Учителя

До сих пор, когда Харлампиева называют "отцом самбо", в интернете разгораются жаркие споры по поводу его "отцовства". Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим "локомотивом" развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу "Кудокан", обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо. В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.

Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и "борцовки", изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее "дедом". Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Ещё во время своей работы в Красном университете трудящихся Востока Харлампиев получил возможность изучать различные техники единоборств, так как в учебном заведении обучались студенты с разных концов страны: со Средней Азии, из Сибири, с Дальнего Востока. Были и иностранцы - монголы, китайцы.

Позже Харлампиев, как и Ощепков, стал ездить по регионам, в кавказские и азиатские республики, сам участвовал в поединках, не уставая осваивать новые приемы. Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм "Непобедимый", в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

Открытая система

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем. В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами. Когда они познакомились с советскими самбистами, сомнений у них не осталось - самбо - принципиально новая система.

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нравиться Анатолию Харлампиеву, но этот "исход" показал, насколько самбо универсальная система. Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.
Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера.
Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней.
Скончался "отец самбо" в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Могила А.Харлампиева на Новодевичьем кладбище.

Самбо

Боевое самбо. История Анатолия Харлампиева создателя самбо