Французская борьба саваж. Виды боевых искусств ► Французский бокс (сават)

Французский бокс - это самобытное боевое искусство, возникшее на землях Франции. Конечно, с течением времени оно поддавалось влиянию других систем, например, английского бокса, но французские патриархи сумели сохрнить его уникальность не в ущерб эффективности.

Генеалогия французского бокса

Первым прародителем французского бокса считается распространенный в начале XVIII в Париже и окресностях бой ногами в обуви с ударами открытой рукой. В последствии этот метод дал второе название французскому боксу - сават (savate - старый стоптанный башмак). Арсенал савата включает в себя удары носком, ребром или каблуком обуви (тяжелой и грубой, которую носили низшие слои населения) по нижнему уровню: голеностопный сустав, голень, колено. Даже удар в пах уже считался слишком высоким, требующим слишком много времени для нанесения, а потому применялся крайне редко. Руки, как правило, находились снизу для захватов ног и защиты паха. Тем не менее, использовались удары в основном открытой ладонью (ребро, основание, пальцы, тыльная сторона), которые наносились по самым уязвимым точками шеи и головы (горло, сонные артерии, виски, нос, уши, затылок). Метод охотно взяли на вооружение уголовники, развившие его до своеобразной системы рукопашного боя, в которой нашлось место технике владения дубинкой, ножом и кастетом.

В таких условиях, естественно, находились желающие освоить сават, чтобы уметь защитить себя и своих близких на улице от возможных бандитских нападений. В Париже и окрестностях стали появляться так называемые залы, где преподавался сават всем желающим. Среди них были и зажиточные буржуа, которые тоже хотели обучиться самозащите, но брезговали заниматься бок о бок с простолюдинами и не желали сильно увечиться во время тренировок. На появившийся спрос рынок тут же ответил предложением, появились отдельные залы для зажиточных особ, где основной акцент в технике ставился не на силу и жесткость, а на ловкость и грациозность наносимых ударов. Именно с этого момента сават стал развиваться в двух направлениях: сават классический и романтический. Последний внес в будущий французский бокс фехтовательную технику: боевая стойка повторяла стойку фехтовальщика, удары противника парировались (уход с линии атаки запрещался), использовались в основном прямые удары руками с выпадом вперед и ногами. Однако все эти факты - не более чем догадки различных исследователей, так как первые печатные источники, посвященные савату, появились в начале XIX ст., в том числе и памфлет 1824 г. Мишеля Кассо (Michel Casseux), который систематизировал приемы и методы тренировки савата.

как все начиналось (смешно)

ВОТ ТАК ПРОХОДИЛИ БОИ ПО САВАТ В 30Х ГОДАХ

Не только суровая парижская жизнь породила во Франции уникальную систему самозащиты. На юге страны, в провинции Прованс, также развивалась отдельная система, выросшая из игры марсельских моряков. "Марсельская забава" (jeu de Marseille) предполагала, что два участника стремятся прикоснуться носком ступни, обутой в мягкий тапочек, к телу партнера выше пояса. Поскольку играли моряки в основном во время долгих и скучных плаваний, техника игры учитывала и условия ее проведения. Например, дотронуться до головы противника ногой, сохранив при этом равновесие на раскачивающейся палубе было нелегко. Потому родился такой прием, когда во время нанесения удара по верхнему уровню разрешалось упираться в палубу одной или двумя руками. В будущем этот прием нашел свое место во французском боксе. Припортовые драки, которые нередко случались на территории разных стран, помогли французским морякам не только отточить свое умение, но и обогатить его арсенал. К 20-м годам XIX ст., когда система приобрела официальное название шоссон (chausson - тапочек, мягкая туфля) и популярность среди «романтических саватёров», она включала в себя удары ногами по всем уровням, захваты, удары руками, во многом заимствованные из бокса английских моряков.

Именно шоссон был взят за основу французского бокса его создателем - мастером савата и фехтования Шарлем Лекуром (Charles Lecour). Поворотным моментом, определившим последний этап формирования этой французской боевой системы, стал бой, состоявшийся в 1830 году между Лекуром и одним из сильнейших английских боксеров того времени Оуэном Свифтом по прозвищу "Маленькое чудо". Сокрушительное поражение француза заставило его на год отправиться в Лондон для изучения английской манеры работы руками.

После возвращения, продолжая брать уроки у проживающего в Париже английского тренера по боксу, Лекур синтезировал приобретенные знания и навыки, в результате чего в 1832 году была провозглашена новая дисциплина - французский бокс (la boxe française). Разнообразная и быстрая техника "французской ноги" идеально дополнялась "английским кулаком", который Шарль Лекур в отличие от самих англичан одел в перчатки (как на тренировках, так и на соревнованиях). Соревнования проводились по правилам, в основной своей части повторявшие правила английского бокса, с той лишь разницей, что разрешались атаки ногами по всему телу, в том числе в спину и даже по коленному суставу (хотя этот прием не оценивался). Позже был запрещен также шоссоновский прием касания руками пола во время нанесения удара ногой в голову. Тем не менее, на 1845-1855 года припадает настоящий бум на французский бокс в стране.

Алчность и бескорыстность французских патриархов

К середине XIX ст. французский бокс уже сформировался в самостоятельную дисциплину, но веховой в его истории стала так называемая "эпоха Шарлемонов", продлившаяся около 60 лет. Ее началом принято считать 1862 г., когда Жозеф-Пьер Шарлемон (Joseph-Pierre Charlemont) начал свое турне по странам Европы, во время которого бросал вызов известным бойцам того времени и успешно его отстаивал. После поражения коммунаров в 1871 г., в движении которых он принимал активное участие, Шарлемон бежал с сыном Шарлем в Бельгию, где не только активно практиковал французский бокс, но и открыл первую школу за пределами Франции (которая существует и по сей день). Там же Шарлемон-старший разработал собственную систему единоборства, упорядочил схему проведения поединков и в 1877 г. издал книгу по французскому боксу. После получения амнистии он вернулся в Париж, где в 1879 открыл Академию французского бокса.

С одной стороны, появление такого рода заведения можно назвать апогеем развития этого вида единоборств. С другой, идеи, которые преследовал его основатель, заложили в него бомбу замедленного действия, которая едва не стерла французский бокс с лица земли. Тонко чувствуя конъюнктуру и усматривая возможность неплохо обогатиться, Жозеф-Пьер Шарлемон превратил Академию в некоторое подобие сегодняшних фитнесс-центров. Оборудованный тренировочными снарядами зал, раздевалка, душевые, читальная комната и буфет - все говорило о том, что это заведение не для бедных. В то же время покровительство буржуа помогало Шарлемону в достижении другой его цели - стать монополистом в мире бокса. И это ему удалось: ни одно показательное выступление или соревнование по французскому боксу не проходило без его личного разрешения, а также без участия судьей или представителей Академии. Несмотря на огромные возможности, Жозеф воспитал всего двух преемников, одним из которых был его сын Шарль, в последствии принявший руководство Академией. Шарль не только продолжил дело отца по укреплению монополии, организовав "Общество содействия французскому боксу" (1897 г.), но и стал первым в истории чемпионом мира по этой дисциплине (1899 г.).

В начале XX ст. насчитывалось около 100 тыс. адептов французского бокса, однако после Первой мировой войны (1914-1918 гг.) началось действие того самого разрушительного механизма, на котором зиждилась империя Шарлемонов: война забрала жизни и здоровье многих выдающихся спортсменов Франции, а воспитывать новое поколение, которое все больше интересовалось английским боксом, было просто некому. Последним вздохом классического французского бокса стал чемпионат Франции 1937 г., а через год Академия закрылась.

ФРАНЦУЗСКИМ БОКСОМ ОВЛАДЕВАЛИ И ЖЕНЩИНЫ

Пьер Барузи в финале соревнованийРеанимировать национальное единборство взялся Пьер Барузи (Pierre Baruzi) - побывавший на посту Президента Академии одиннадцатикратный чемпион Франции по французскому боксу в среднем, полутяжелом и тяжелом весе, участвовавший в боях по этой дисциплине, устроенных для демонстрации во время проведения IX Олимпийских игр в Париже в 1924 г. От Шарлемонов ему досталось жалкое наследие: перед Второй мировой войной (1939-1945 гг.) французский бокс практиковало не больше 500 человек, а в конце сороковых - не более 100. Вплоть до 1960 г. Барузи на свои средства и практически в одиночку издавал журнал, посвященный французскому боксу, арендовал залы, обучал тренеров, платил жалование инструкторам. Такая самоотверженность принесла свои плоды и уже в 1965 г. ему удается создать Национальный комитет французского бокса сават, объединивший около 30 клубов по всей стране. За десять лет количество его членов выросло с одной до 25 тыс. человек. Еще через десять лет неутомимый граф основывает Международную федерацию французского бокса сават, в которую вошло 14 стран мира. На заслуженный покой Пьер Барузи ушел в возрасте 97 лет, будучи почетным президентом Федерации, оставив потомкам осуществление своей мечты - внести французский бокс сават в олимпийские виды спорта. Учитывая то, что Париж претендует на проведение в нем Олимпийских игр 2012 года, ее осуществление выглядит вполне реальным.

Что такое французский бокс сегодня?

Современный французский бокс, на первый "неквалифицированный" взгляд, мало чем отличается от современного кикбоксинга. Разве что униформой и почти двухсотлетней историей развития. Однако именно эти годы и обусловили самобытность дисциплины. Спортсмены выступают в специальных обтягивающих тело трико из лайкры, в боксерских перчатках, обутые в обувь типа боксерок с мягкой подошвой. Поединки проходят на стандартном боксерском ринге 8×8 м по классической формуле - 5 раундов по 2 минуты боевого времени (назначаемые рефери тайм-ауты не входят в хронометраж поединка) с перерывами в минуту. Спарринги могут проводиться в трех версиях. Условный контакт, когда оценивается техничность, точность, скорость и индивидуальный стиль бойца. Полуусловный контакт, когда удары наносятся в полную силу, но при этом соперники используют весь набор защитных средств (шлемы, щитки, протекторы на тело и т.д.). Полный контакт, когда удары наносятся в полную силу, а из защитного снаряжения используется только капа и бандаж. При этом во французском боксе нет деления на любителей и профессионалов и к тем, кто пытается поставить этот вид сорта на профессиональную основу, относятся крайне неодобрительно.

И ВОТ ТАК ВЫГЛЯДИТ САВАТ В НАШЕ ВРЕМЯ

В савате существует строгое правило: во время спарринга техника ударов ногами должна составлять не менее 65-70% от общего числа ударов в бою, что защищает дисциплину от поглощения боксом. Арсенал этих ударов примерно такой же, как и в кикбоксинге, с той лишь разницей, что можно наносить прямые удары в колено и в спину если противник развернулся, а рефери не успел остановить поединок. Но самой главной отличительной чертой является техника нанесения ударов ногами, чистота выполнения которой всегда дает преимущество в соревнованиях. Все круговые удары наносятся не голенью, как в кикбоксинге, а стопой, при этом избежать травм помогает запрет на защиту от лоу-кика подставкой голени. Кроме того, чтобы удар был засчитан, необходимо сначала вынести согнутое колено и лишь затем продолжить движение. Одной из "визитных карточек" французского бокса стали прицельные удары башмаком в печень, селезёнку и солнечное сплетение.

Для определения квалификации адептов во французском боксе используется цветовая градация, но не поясов, как принято в карате, а полосок на перчатках вокруг запястья шириной один дюйм (2,5 см): синяя, зеленая, красная, белая, желтая. Саватёр может принимать участие в соревнованиях, лишь получив красную полоску. Для инструкторов предусмотрены три степени серебряных полосок, а для профессоров - золотая. В соответствии с полоской на трико с левой стороны груди нашивается эмблема, которая является обязательным элементом униформы.

За все время существования во французском боксе сложилась своя культура поведения спортсменов как на ринге, так и вне его. Саватёрам запрещено делать скандальные заявления в прессе до и после матча, различными способами проявлять бурные эмоции во время и после поединка, в том числе "не лезть ни к кому с поцелуями и не кидаться на шею от радости или с горя, если вы не женщина", а также "не вопить от радости, не прыгать и не размахивать руками, если удалось нокаутировать противника". Не приветствуются татуировки, амулеты, а также молитвы и клятвы, произнесенные в слух. Даже в коротком приветственном ритуале перед началом боя чувствуется сдержанный аристократичный дух предков: из исходного положения "ноги вместе, руки вдоль корпуса" правая рука прикладывается перчаткой к левому плечу, затем выпрямляется вправо-вверх под углом 45 градусов.

Savate ; другие названия: boxe française , французский бокс , французский кикбоксинг [ ] и французская ножная борьба ) - французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксёрских перчаток. Удары ногами наносятся стопой (ребром, носком, подошвой, пяткой) и, преимущественно, ниже пояса, что отличает его от современных европейских (кикбоксинг) и азиатских (муай-тай и силат) аналогов. Сават, возможно, является единственной старинной школой, в которой бойцы надевают обувь с толстой и плотной подошвой и выступающим рантом. В России сават повлиял на славяно-горицкую борьбу. Люди, практикующие сават, называются по-русски саватисты или саватёры .

Боевое искусство

Название «сават» происходит от французского слова savate , означающего «старый ботинок». Современный формализованный образ стиля является, в основном, сплавом французских техник уличных боёв с начала XIX века - «классического сават». Тогда сават был типом уличного боя, популярным в Париже и северной Франции. На юге, особенно в портовом городе Марселе , моряки разработали стиль борьбы с высокими ударами ногой и пощёчинами. Считается, что удары ногой были добавлены, чтобы позволить бьющему использовать свободную руку для сохранения равновесия на качающейся палубе. Также, удары ногой и пощёчины не считались нелегальными, так как в то время закон запрещал удары кулаками. Этот стиль был известен как «jeu marseillais» (рус. марсельская игра ), позже переименованный в «шоссон» (фр. chausson , «тапочек»), так как моряки в те времена носили тапки. В Англии (место рождения бокса) удары ногами считались неспортивными.

Двумя ключевыми историческими фигурами в истории превращения уличного боя в современный спортивный сават были Мишель Кассо (1794-1869), французский аптекарь, и Шарль ЛеКур (1808-1894). Кассо открыл первое заведение в 1825 для практики и рекламы регулированной версии шоссо и савата (запрещая удары головой, царапанья глаз, захваты, и др.). Но этот спорт так и не потерял своей репутации как техника для уличного боя. Шарль ЛеКур, ученик Кассо, был побеждён в дружеском поединке с британцем Оуэном Свифтом в 1830. Он посчитал, что его технике не хватает ударов кулаками, так как открытой ладонью можно лишь отбивать мощные удары боксёра, но не нападать самому. Занимаясь боксом последующие два года, ЛеКур комбинировал бокс с шоссо и саватом, создавая современную версию этого стиля, «boxe française». В какой-то период развития савата, в стиль было добавлено фехтование тростями (шпаги были запрещены). С тех пор, трость «la canne» является неотъемлемой частью обучения саватьё, хотя те из них, которые тренируются только для соревнований, могут пропустить эту часть тренировки. Иной сават был разработан учеником ЛеКура Жозефом Шарльмоном и его сыном Шарлем Шарльмоном. Принципиальное отличие их стилей заключалось в том, что в стиле Лекура удары руками базировались на боксёрских приёмах, в стиле Шарльмона - на фехтовальным приемах. В результате удары в савате Лекура более мощные, а в савате Шарльмона - более многочисленные.

Позже сават был кодирован под надзором Национального комитета по французскому боксу под предводительством графа Пьера Барузи, учеником Шарля Шарльмона. Граф считается отцом современного савата и был одиннадцатикратным чемпионом Франции и её колоний, став чемпионом до Первой мировой войны . Барон Джеймс Шортт из Кастлшорта, ученик графа, основал сават в Великобритании и Ирландии . Методы, запрещённые в соревнованиях, называются «Defense de la Rue» (рус. уличная самозащита

Разделы соревнований:

  • l’assault - лёгкий контакт;
  • le pre Combat;
  • le Combat - полный контакт.

Соревнования по савату разрешают использование лишь четырёх типов ударов ногой и четырёх типов ударов рукой:

  • Удары ногой:
  1. фуэтэ - fouetté (рус. плеть , удар с разворота)
  2. шассе - chassé (удар сбоку или спереди)
  3. реверс - revers (удар обратной стороной ноги)
  4. coup de pied bas (низкий удар по голени; при ударе, саватист наклоняется назад)
  • Удары рукой:
  1. direct bras avant (прямой удар передней рукой)
  2. direct bras arrière (перекрёстный удар задней рукой)
  3. crochet (хук согнутой рукой)
  4. uppercut (апперкот любой рукой)

Знаком уважения к савату было включение его как демонстрационный спорт в Олимпийских играх 1924 года в Париже. Несмотря на корни спорта, он является сравнительно безопасным для обучения.

В наши дни сават практикуется по всему миру любителями от Австралии до США и от России до Великобритании. Многие страны имеют национальные федерации по савату. Сават был также представлен в соревновании Ultimate Fighting Championship , где голландский чемпион по савату Жерард Гордо победил борца сумо и американского кикбоксёра , прежде чем проиграл практиканту бразильского джиу-джитсу Ройсу Грэйси в финальном раунде. Французский саватист Фарид Кидер одержал убедительную победу над японским каратистом Юя Ямамото в супербое по кикбоксингу K1. В 1996 году саватист Франсуа Пиннокио одержал победу над легендой муай тай Рамоном Деккерсом. Из действующих французских бойцов необходимо отметить пятикратного чемпиона мира по савату Фредерика Беллоньи, который также является чемпионом мира среди профессионалов в муай тай . В России больших достижений в данном виде спорта добились Нина Абросова (см.: Абросова Нина Алексеевна) и Сергей Егоров . В 1899 году первый в России чемпионат по французскому боксу провёл

Сават по французски переводится как "старый стоптанный ботинок", в другом смысле как оборванец, бродяга, нищий. Саватом во Франции называли старинный метод уличного боя обутыми в тяжелые башмаки ногами, с подключением рук в случае необходимости.

Сават появился благодаря старинному развлечению крестьян, главным образом заключавшемуся в обмене ударами ног по голеням друг друга.

В то время появился даже дуэльный Сават включающий в себя два варианта.

В первом варианте были разрешены удары по бедрам и голеням подъемом стопы и удары кулаком в корпус, и ничего более.

Второй вариант дуэльного Савата был очень жестоким, в нем разрешалось ломать ноги (одевая специальные ботинки с острыми рантами), выбивать зубы и даже глаза, превращать лицо в кровавое месиво.

Этот второй вариант Савата был очень распространён в бандитских кругах Франции, где кроме обутых в специальные ботинки ног, и рук использовались еще и кастеты, ножи и дубинки. Уголовники всех мастей практиковали Сават как очень практичный жесткий метод рукопашного боя, максимально подходящий к их среде обитания. Сават в то время пользовался большой популярностью именно в нижних слоях общества, среди бродяг, грузчиков, рабочих, ремесленников, а также уголовных элементов воров, уличной шпаны и прочей подобной публике.

Некий Мишель Кассо (1794-1869) в 1824 году систематизировал приемы Савата и издал брошюру. В ней он описал технические основы Сават.

Прямые, круговые и боковые удары стопами одетыми в тяжелые и грубые башмаки, преимущественно наносились по нижнему уровню, это голени, колени и голеностопные суставы. Все эти удары наносились ребром или носком обуви. Уровни паха и живота считались уже слишком высокими, но находились бойцы которые работали именно по этим целям. Некоторые мастера били ногой и верхний уровень, и это были действительно очень быстрые и наработанные удары не отличавшиеся по скорости и незаметности от ударов ногами в нижний уровень. Также в Сават были очень популярны подсечки.

Руки использовались для защиты от ударов в пах и для захвата ног противника, поэтому их всегда держали внизу. Ударными частями рук были основание ладони и пальцы, кулак использовался редко. Руками обрабатывали цели на голове это глаза, горло, нос, виски и уши. В Сават всегда больше ценили скорость и точность удара, а не силу.

Шарль Лекур (1808-1894) ученик Мишеля Кассо в 1832 году соединил удары ногами из французского бокса, с ударами руками из английского бокса. На ноги одели войлочные мягкие тапочки, а на руки боксерские перчатки. Были введены правила поединков на манер английского бокса. Так появился современный французский бокс Сават. Но старый Сават который использовался уголовниками, никуда не делся. Сейчас если говорят об уличном варианте то используют название Сават, а если говорят о спортивном, то используют название французский бокс.

Знаменитые личности Савата такие как Жозеф Шарлемон (1839-1929) его сын Шарль (1862-1944) завершили разработку техники и тактики современного Савата, обогатив его принципами и приемами фехтования на шпагах, и дополнив приемами классической французской борьбы.

Ими же были разработаны и более эффективные методики обучения французскому боксу Сават.

В настоящее время Сават активно развивается как во Франции так и за рубежом. С 1960 года проводятся чемпионаты по французскому боксу во Франции и Европе. В 1985 году создана международная федерация французского бокса.

Если человек, далекий от тонкостей французского бокса, попадет на соревнование сават - то он, возможно, будет утверждать, что нет никакого отличия данного вида спорта от знакомого всем кикбоксинга . Дескать, в обоих случаях для ударов активно используются ноги и руки. Однако - это лишь поверхностное впечатление. Спортсмены, увлеченные французским боксом, ответственно заявляют, что сават (в переводе, стоптанный башмак)- это отдельная дисциплина и к кикбоксингу никакого отношения не имеет. Однако, правда ли это.

Почему французский бокс нельзя отождествлять с кикбоксингом?

Главное отличие французского бокса от кикбоксинга заключается в том, что боец на ринге должен обувать обувь на жесткой подошве. Ведь удар грубым башмаком, особенно носком в болевую точку противника превратился в «визитную карточку» савата. Что касается кикбоксинга, то там спортсмены выступают босыми, а удары с помощью ног выполняются в мягких футах, которые защищают ступни. Запрещены во французском боксе щитки и шлем. Единственное, что объединяет обе спортивные дисциплины - это капа, перчатки для бокса и бандаж.

Истоки французского бокса следует искать в первой половине 19 века. В те далекие времена некий Шарль Лекур структурировал свод правил для французского бокса, где разрешался целый ряд ударов:

Прямые;

Боковые;

Круговые;

По голеностопным суставам;

По голеням;

По коленям;

Два направления савата, существовавшие во Франции

Все эти удары наносились кулаками или ногами, обутыми в грубые башмаки. По существу, получилось слияние двух методик: типичного английского бокса и уличного боя. Таким образом, сформировалась одна из самых эффективных техник самообороны .

Саватом в далекие времена баловались французские крестьяне. Они обутыми ногами наносили друг другу удары по голеням. Начиная с 18 века, с помощью савата выясняли отношения люди из бедных слоев общества. Постепенно сават получил два направления.

1. Удары разрешались по голени, бедрам, по корпусу. Можно было работать руками, а ногами - только ступней. То есть, вводились некоторые ограничения.

2. В другом варианте допускалось ломать противнику все, до чего можно было дотянуться руками или ногами. Чтобы нанести сопернику как можно больше повреждений, на ноги надевались ботинки с острыми рантами. В целом, с помощью такой практики, выбивали друг дружке зубы, глаза, а лицо «преображали» в бесформенную массу. Этот способ выяснять отношения был взят на вооружение криминальными элементами и большей частью французской бедноты.

Приемы для победы над соперником

В савате агрессивным действиям ногами уделяется особое значение. Бить нужно так, чтобы противник не сумел достать вас ответным ударом руки. То есть, по существу, это условие является тактической инструкцией французского бокса. Также много времени при обучении отводится тому, как с длинной дистанции переместиться на среднее или ближнее расстояние для атаки кулаками и дальше уйти от ответных ходов соперника.

Верхние конечности советовалось держать ниже положения, чем в обычном боксе для удобного захвата ног атакующего, а также для формирования блока от ударов в пах. Руки также активно использовались во время нападения, но преимущественно без кулаков. Элементом нанесения травм служили ладошки, пальцы. Удары старались наносить в область глаз, висков, носа и ушей. При атаке была важна не сила, а скорость и точность. Также много времени уделялось передвижениям тела для более эффективного ведения поединка.

Сават - вооружение войск

Современный французский бокс - это не только мужские соревнования. Саватом активно занимаются женщины, и даже дети. В реалиях, французский бокс совмещает в себе грамотное обучение молниеносным ударам руками или подошвой башмака, а также другим различным техникам: болевые замки, захваты, броски, заломы. Практикуется использование подручных предметов, например, трости или палки. Французский бокс, преподаваемый в наши дни, позволяет вести поединок с несколькими противниками одновременно и входит в обязательную спортивную подготовку французских солдат.

Ученики вообще не доверчивы. Особенно лучшие. И уж вовсе никогда не поверить им: настоящий учитель всегда чувствует себя самозванцем, занявшим место другого – более сведущего, более мудрого, более… того, каким бы хотелось быть. Учитель, ощутивший себя учителем, должен бросать все и уходить в горы, становиться отшельником, никогда не посягая на чужую душу. Жаль ученикам этого не понять, ученики на то и ученики, чтобы мечтать стать учителями.

Г. Л. Олди «Ноперапон или по образу и подобию»

Как это ни странно но по Французскому Боксу — Сават в сети оказалось довольно таки значительное количество вполне себе качественных обучающих материалов. Иностранного производства.

Вообще как оказалось, Сават (или Французский бокс) довольно популярное единоборство — причем по всей видимости совершенно не развитое в России. По Савату вполне себе проводятся международные соревнования — опять же довольно таки зрелищные. (Я например с этим единоборством познакомился в 90-е по практически теперь культовому одноименному фильму «Сават» с Оливье Грюнером в главной роли. И то потом где-то прочитал — что это и есть легендарный Сават.)

Вот кадры из фильма «Сават» с — тогда помню смотрел понравился, потом его вообще не показывали. И вот значит с приходом Интернета — скачал и посмотрел — ну так обыкновенный боевик, средней руки, со стандартным сюжетом американского кинематографа — основная линия фильма всегда одна и та-же — меняются — только декорации, трюки и актеры.)

Так вот значит, оказывается Сават довольно популярен в мире. Причем довольно длительное время — забавное видео — бой адептов Савата — съемка 1934 г. Такой вот, по всей видимости был уровень мастерства в те годы. Но и между тем — интересно — задолго, очень задолго до бума и различных восточных единоборств — люди дерутся ногами! Причем техники такие — довольно таки интересные — для любителей боевых искусств.

Еще старое видео — про Сават — на самом деле ведь Сават это и бой с тростью и палкой. Опять же техники ударов ногами — не менее разработанные чем в восточных единоборствах.

И вообще — киносъемка за 1924 г. — «Французский бокс». Показ элементов техники французского бокса за 1924 г. Тоже ведь были такие «обучающие фильмы». И интересно — использование очень эффективной основы для ударов ногами — подпрыжка. Но в общем и целом — техника довольно забавно — становится очевидно насколько все-таки продвинулись боевые искусства с технической точки зрения — прогресс налицо.

Соревнования по Сават — целые фильмы снимают — и в принципе вполне можно составить себе довольно таки серьезное представление о современной соревновательной технике Сават — очевидно что техника (но насколько я понял в России это единоборство не очень-то почему то популярно.) Как мне показалось — по большому счету техника Сават просто трансформировалась в технику Кикбоксинга — не считая конечно нескольких оригинальных ударов ногами — эдаких ставших в современном мире рудиментарными техник Сават.

Мировой чемпионат по Сават 2013 г. (SAVATE World Combat Games — САВАТ Мировые Боевые Игры в трех частях — практически вся техника Сават)

Лучшие моменты боев по Сават — думаю это наиболее интересно — всегда в таких «нарезках» — наиболее эффектные техники — позволяющие составить впечатление об определенной системе. (Причем это рекламный ролик каких-то соревнований по Сават — так вот люди увлекаются Сават до сих пор, и вот такую он имеет популярность. А казалось бы — Оливье Грюнер)

Муай Тай против Сават. Боец Сават довольно таки неплохо «дубасит» бойца Муай Тай. И в основном — ногами. И в итоге побеждает. А казалось бы...

Какие-то сдачи экзаменов что-ли, или оригинальные соревнования по Сават или вообще какие-то тренировочные спарринги, называются Gant Jaune — что значит — не знаю — но французам понятно. (Какие-то «Желтые перчатки») В принципе -ничего особенного — но по технике Сават определенное представление получить вполне возможно.

Такое вот французское единоборство — имеющее довольно уважаемую и самое главное прослеживаемую историю развития.

Итак, обучающие фильмы по Сават

Обучающий фильм из четырех частей по использование Сават «на улице» — неплохой фильм — для «начального», так сказать, понимания техники Сават.

Фильм про Сават — из десяти(!) частей почти по часу — можно сказать — Энциклопедия Сават.(Причем как я понял оригинального Сават — на мой взгляд лучший фильм по Сават. Просто таки мощнейший фильм. (Очень любопытный способ выполнения ударов ногами — по французски. Довольно забавно.))

Еще фильм про технику Сават — но опять же техника сильно модифицирована — и больше напоминает обыкновенный Кикбоксинг — может поэтому и не популярен в России — какой смысл изучать Кикбоксинг под названием Сават — если по нему особенно нет соревнований.

И еще фильм про Сават — от какого-то тощего дядьки — натурального французика, причем по всей видимости не оригинальная техника — а просто техника кикбоксинга — но одежда, тренировочная — как в Сават.

Две части из какого-то обучающего фильма по Сават — довольно интересные про комбинированную технику — на мой взгляд отличные фильмы.

И напоследок коротенькое видео про историю и тренировки в Сават (Вообще при рассмотрении систем рукопашного боя — я лично стараюсь не вдаваться в исторические подробности — чтобы не давить себя авторитетом)