Француз показывает приемы единоборства. Виды боевых искусств ► Французский бокс (сават)

Правила савата (французского бокса).

Настоящие «Правила» составлены с учетом основных требований правил соревнований Международной федерации французского бокса сават и являются обязательными для организаций, проводящих соревнования по савату на всей территории России.Официальные лица (руководители команд, тренеры, спортсмены, судьи, официальные делегаты), принимающие участие в соревнованиях, должны в своих действиях руководствоваться общепринятыми нормами поведения и этики. Они обязаны:

Знать и выполнять настоящие правила и положение о соревнованиях;

Быть выдержанными и корректными по отношению к коллегам и соперникам;

Проявлять высокие моральные качества, соблюдать нравственные принципы спорта - честность, благородство, принципиальность;

Делать всё необходимое для развития савата, заботясь о здоровье спортсменов.1. Разделы и системы проведения соревнований в савате.

1.1. В савате существует два раздела соревнований:

1.1.1. «Ассо» - легкий контакт (L’assaut) - это раздел, в котором запрещается наносить акцентированные (сильные) удары руками и ногами, а учитывается техническое мастерство и точность попаданий.

1.1.2. «Комба» - полный контакт (Le combat) - раздел, в котором разрешены акцентированные удары ногами и руками. В зависимости от технического и соревновательного уровня спортсменов различают:

- «Пре - комба» (Le pre - combat), когда шлем и щитки на голень являются обязательной экипировкой спортсмена (серия 2).

- «Комба» (Le combat), когда использование шлемов и щитков запрещено (серия 1).Раздел, в котором проводятся поединки, устанавливается «Положением о соревнованиях», составляемым организацией, проводящей эти соревнования.1.2. Соревнования могут быть командные, личные, лично-командные.В личных соревнованиях определяются только личные результаты. В командных соревнованиях определяются только результаты команд. В лично-командных соревнованиях определяются как личные, так и командные результаты.1.3. Соревнования могут проводиться:

1.3.1. По системе с выбыванием проигравших спортсменов после первого поражения.

1.3.2. По круговой системе, в которой саватист встречается с каждым из соперников своей весовой категории. По результатам проведенных боев спортсмен получает очки:

Победа: 3 очка;

Поражение: 1 очко;

Ничья: 2 очка;

Неявка: 0 очков;

Дисквалификация: - 1 очко.

В случае равенства набранных очков, финалисты выявляются по следующим критериям в порядке убывания значимости:

1. Победитель в личной встрече с соперником, имеющим равное количество очков.

2. Спортсмен, получивший меньше предупреждений.

3. Спортсмен, одержавший больше побед.

4. Спортсмен, имевший меньший вес на взвешивании.

5. Спортсмен, младший по возрасту.

Система проведения соревнований устанавливается «Положением о соревнованиях», которое составляется организацией, проводящей эти соревнования.

Соревнования в разделе «комба» проводятся по турнирной системе в два этапа:

I. Отборочный турнир (до финала) проводится в разделе «пре-комба» по формуле 3 раунда по 2 минуты и не более двух боев в день.

II. Финал проходит в разделе «комба»:

юниоры и женщины: 4 раунда по 2 минуты;

мужчины: 5 раундов по 2 минуты.

Соревнования в разделе «ассо» проходят по турнирной системе в один этап с формулой боя 3 раунда по 2 минуты и не более четырех боев в день.2. Возрастные категории.

2.1. К участию в соревнованиях допускаются мужчины и женщины, юноши и девушки, соревнующиеся отдельно в своих возрастных группах. Соревнования между лицами разного пола - запрещены.

2.2.1. Раздел «ассо»:

Мальчики и девочки - 12, 13 лет

Юноши и девушки - 14, 15 лет

Юноши и девушки - 16, 17 лет

Мужчины и женщины - 18 лет и старше

2.2.2. Разделы «пре-комба» и «комба»:

Юноши - 16, 17 лет

Юниоры - 18, 19, 20 лет

Женщины - 20 лет и старше

Мужчины - 21 год и старше.

2.3. Спортсмены до 15 лет включительно могут выступать в соревнованиях только в разделе «ассо», с 16 лет в разделах «ассо» и «пре - комба» (серия 2), и только с 18 лет могут начать выступать и в разделе «комба» (серия 1). Спортсменки до 19 лет могут выступать в соревнованиях только в разделе «ассо»,с 20 лет могут выступать и в разделе «комба» (серия 1).

2.4. Российские спортсмены, участвующие в официальных российских и международных cоревнованиях, должны иметь гражданство Российской Федерации.

3.2. В савате определены следующие весовые категории:мужчины и юниоры до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; до 70 кг; до 75 кг; до 80 кг; до 85 кг; свыше 85 кг.женщины до 48 кг; до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; до 70 кг; до 75 кг; свыше 75 кг.юноши (16 - 17 лет) до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; до 70 кг; до 75 кг; свыше 75 кг.девушки (16 - 17 лет) до 48 кг; до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; до 70 кг; свыше 70 кг.юноши (14 - 15 лет) до 48 кг; до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; до 70 кг; свыше 70 кг.девушки (14 - 15 лет) до 45 кг; до 48 кг; до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; свыше 65 кг.мальчики (12 - 13 лет) до 45 кг; до 48 кг; до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; до 65 кг; свыше 65 кг.девочки (12 - 13 лет) до 42 кг; до 45 кг; до 48 кг; до 52 кг; до 56 кг; до 60 кг; свыше 60 кг.4. Допуск спортсменов к соревнованиям.

4.1. Допуск спортсменов к соревнованиям осуществляет мандатная комиссия в составе: секретаря, главного судьи, врача, представителя организации, проводящей соревнования.

4.2. Новички допускаются к соревнованиям после не менее одного года специального обучения и тренировки.

4.3. В мандатную комиссию представляются следующие документы:

Заявка на участие в соревнованиях, заверенная в городском врачебно-физкультурном диспансере (см. Приложение № 2);

Удостоверение личности (с фотографией);

Медицинский паспорт (с данными диспансеризации и осмотра врача дающим разрешение на участие в соревнованиях, но не ранее, чем за три дня до начала или выезда на них);

Спортивный паспорт (где указан разряд спортсмена согласно ЕВСК, данные о результатах его выступлений на соревнованиях и технический разряд);

Страховой полис;

Полис обязательного медицинского страхования (на случай госпитализации).

5. Медицинский контроль/

5.1. Организаторы соревнований должны обеспечить медицинскоеобслуживание, состоящее из одного или нескольких врачей.

5.2. Медицинская служба должна оказывать помощь, в случаенеобходимости, всем спортсменам, официальным лицам, зрителям.

5.3. Медицинская служба проверяет спортивные и медицинские паспортаспортсменов и ставит подпись в «Протоколе взвешивания».

5.4. Врачи не должны покидать зал соревнований, кроме случаев эвакуацииспортсменов или официальных лиц.

5.5. На соревнованиях в разделе «комба» необходимо дежурство бригадыскорой медицинской помощи с машиной.

6. Взвешивание спортсменов

6.1. Взвешивание проводится на весах, проверенных и маркированныхглавным судьей.

6.2. Участникам разрешаются контрольные прикидки на основных весах, ноне более двух раз.

6.3. Спортсмены взвешиваются обнаженными или в плавках.

6.4. Взвешивание должно начинаться в первый день соревнований ипроводится в течение не менее одного часа. Время взвешивания может бытьувеличено организаторами турнира в зависимости от количества участниковсоревнования. Взвешивание должно заканчиваться не позднее полутора часов доначала боев.

6.5. Во время взвешивания спортсмен предоставляет судейской коллегииудостоверение личности.

6.6. Спортсмены, которые не участвовали в официальном взвешивании,к соревнованиям не допускаются.

6.7. После окончания установленного времени взвешивания главный судьяобъявляет взвешивание законченным.

7. Жеребьевка и составление пар

7.1. Жеребьевку проводит главный судья в присутствии представителейкоманд, прошедших взвешивание.

7.2. Пары составляются следующим образом: саватист, имеющий № 1,встречается с саватистом № 2, саватист № 3 - с саватистом № 4 и так далее.Количество пар в первом туре зависит от числа спортсменов в данной весовойкатегории и определяется с таким расчетом, чтобы во втором туре в этом весеосталось бы 2, 4, 8 или 16 спортсменов. Свободными от боев в первом туреостаются спортсмены, имеющие большие номера.

7.3. При проведении жеребьевки участников может быть проведено«рассеивание» сильнейших саватистов (чемпионов России, победителей Кубков ипервенств России), а также спортсменов одной организации. В этом случаеграфик можно составить с таким расчетом, чтобы сильнейшие были свободнымиот боев в первом туре.

8. Экипировка и защитное снаряжение саватиста

8.1. Каждый спортсмен должен выходить на бой в чистом аккуратномкомбинезоне, соответствующем правилам савата.

8.2. Ношение украшений во время боя (серег, цепочек, колец и т. п.) в целяхсоблюдения безопасности запрещено.

8.3. Соревнования могут проводиться только в том случае, когда саватистыимеют соответствующую форму и обязательное защитное снаряжение, а именно:

8.3.1. Перчатки.

Должны быть в хорошем состоянии (без трещин, разрывов и прочихповреждений).

Боксерские перчатки для саватистов в весовых категориях:до 48 кг 6 унций

48 кг - 52 кг - 56 кг 8 унций

60 кг - 65 кг - 70 кг 10 унций

75 кг - 80 кг - 85 кг 12 унций

свыше 85 кг 14 унций

Перчатки шнуруются, после чего завязываются с тыльной стороны ипокрываются мягкой клейкой лентой.

8.3.2. Бинты.

Перед боем саватисты бинтуют кисти рук эластичными бинтами, размеркоторых не более 5 см в ширину и 2,5 метров в длину. Применение клейкой лентызапрещено.

Бинты и перчатки перед боем маркируются главным судьей илиназначенным им заместителем.

8.3.3. Обувь.

Спортивная обувь должна быть на подошве, толщина которой от 2 до 5 мм,без выступов, без каблука.

Шнурки должны быть обернуты мягкой клейкой лентой вокруг лодыжки.

Голенище обуви должно быть из мягкого материала (кожи, замши и т. п.) ине должно превышать 5 см.

8.3.4. Комбинезон.

Комбинезон без рукавов из лукры или другого эластичного материала -специфическая форма французского бокса.

8.3.5. Защитные средства.

Обязательными средствами защиты являются:

Капа - защита для зубов;

Бандаж - защита паха;

Грудной протектор (для женщин).

В соревнованиях по форме «пре-комба» обязательны также щитки на голень(из мягкого материала, не содержащего какие-либо твердые части) и боевойзащитный шлем (с открытым подбородком).

В соревнованиях по форме ассо использование боевого защитного шлема ищитков на голень - на усмотрение спортсмена.

В соревнованиях по форме «комба» использование защитного шлема ищитков на голень запрещено.

Перед боем защитное снаряжение проверяется рефери.

Саватист, вышедший на ринг без обязательной защитной экипировки и неустранивший в течение двух минут её недостатки, дисквалифицируется.

9. Обязанности и права саватистов

9.1. Саватист обязан:

Знать и выполнять «Правила соревнований»;

Перед взвешиванием предъявить удостоверение личности и сдать всудейскую коллегию паспорт спортсмена для фиксации результата боя;

За два боя до выхода на ринг подойти к главному судье или назначенному имзаместителю с забинтованными руками для маркировки бинтов, в его присутствиинадеть перчатки;

Выполнять команды рефери;

Выступать в опрятной форме;

Иметь двух секундантов;

Перед началом первого раунда, а также после объявления результата бояобменяться с соперником приветствием «Салют»;

По команде рефери «Алле» начинать бой, по команде рефери «Стоп» пре-кращать, после чего продолжить бой только по команде «Алле»;

Во время перерывов между раундами должен находиться лицом к центруринга;

В том случае, когда его соперник оказался в положении нокдауна, поуказанию рефери отойти в нейтральный угол и находиться там, стоя спиной кканатам, до следующей команды;

Быть корректным по отношению к противнику и рефери;

Проконсультироваться у невропатолога и окулиста, если имел нокаут илинокдаун от удара в голову и только после их разрешения приступать к тренировкамили участвовать в соревнованиях.

9.2. Саватист имеет право:

Во время перерыва между раундами, до боя и после боя пользоваться услугамине более двух секундантов;

Отказаться от боя на любой его стадии;

Обращаться в судейскую коллегию через руководителя, тренера или капитанакоманды, в перерывах между раундами - через секунданта.

10. Секунданты

10.1. Секундантами могут быть тренеры или квалифицированные саватисты.

10.2. Секунданты обязаны во время боя находиться около ринга и не покидатьсвоего места, оказывать помощь спортсмену во время перерывов между раундами,а также по окончании боя.

10.3. Один из секундантов имеет право находиться на ринге до боя, после боя ив перерывах между раундами до команды рефери «Секунданты за ринг!».

10.4. Секундант от имени саватиста имеет право отказаться от боя, бросив в рингполотенце.

10.5. Секунданту запрещается, каким бы то ни было способом давать советы,помогать или подбадривать спортсмена во время боя, отказываться от боя в тотмомент, когда рефери ведет счет.

10.6. 3а нарушение правил секунданту может быть сделано замечание или онможет быть отстранен от секундирования; за его нарушения рефери может объявитьспортсмену предупреждение. Секундант, удаленный от ринга не допускается ксекундированию в течение всего дня. Если секундант будет удален от рингавторично, то он отстраняется от соревнований.

10.7. Секундант имеет право подать протест, который вручается письменноглавному судье руководителем делегации до конца соревнований.

10.8. Секунданты должны быть в спортивной форме и в спортивной обуви безкаблуков.

11. Представительство команд

11.1. Состав делегации определяется «Положением о соревнованиях».

11.2. Руководитель делегации несет ответственность за дисциплину всех членовсвоей делегации.

Он обязан:

Обеспечивать своевременную их явку на соревнования, организовывать ипроводить воспитательную работу;

Присутствовать при жеребьевке, а также на совещаниях судейскойколлегии, если они проводятся совместно с руководителями команд;

Во время соревнований находиться на специально отведенных для нихместах.

11.3. Руководитель делегации имеет право:

В случае нарушения «Правил» или «Положения о соревнованиях» податьписьменный протест с указанием пункта «Правил» или «Положения», которые, поего мнению, были нарушены. Протест должен быть подан до конца соревнований;

Требовать у главного судьи визирования копии протеста, если неудовлетворен его решением, с указанием причины отказа;

Просить ГСК вести контрольную записку по бою;

Обжаловать действия главного судьи в Федерации французского боксаРоссии, приложив завизированную копию протеста и доказательства нарушения.

11.4. Тренер во время соревнований находится с участниками и отвечает заподготовку бойцов к выходу на ринг. В отдельных случаях тренер выполняетобязанности руководителя делегации, что оговаривается «Положением осоревнованиях».

11.5. Капитан команды избирается из числа участников. Он наравне сруководителем и тренером отвечает за дисциплину в команде.

11.6. Врач команды несёт ответственность за медицинское обеспечениеучастников команды и руководит работой массажиста. Он имеет правоходатайствовать перед главным врачом о снятии с соревнований по медицинскимпоказателям участников своей команды.

12. Судейская коллегия

12.1. Судейская коллегия соревнований формируется Федерациейсоответствующего уровня и согласовывается с организацией, проводящей этисоревнования.

12.2. Главный судья соревнований, по результатам которых присваиваетсязвание «Мастер спорта России», и один из его заместителей, назначаютсяПрезидиумом Федерации французского бокса России.

12.3. Непосредственное руководство и проведение соревнований возлагается наглавную судейскую коллегию (ГСК), в состав которой входят: главный судья,рефери, секретарь и представитель организации, проводящей соревнования, имею-щий судейскую категорию по савату.

12.4. Судьями могут быть лица, которым присвоена судейская категория.

12.5. Судьи надевают форму: белую сорочку, темные брюки, тёмные носки,туфли спортивные без каблуков, тёмный галстук типа «бабочка» и эмблемусудейской коллегии. Находясь вне ринга, по решению ГСК судьи могут быть впиджаках.

12.6. Во время соревнований судьи должны находиться на отведённых для нихместах.

12.7. На одних и тех же соревнованиях судья не может выполнять обязанностируководителя делегации, тренера или секунданта.

12.8. Судейство каждого боя осуществляется тремя или пятью боковымисудьями и рефери.

12.9. ГСК может вести контрольную записку по каждому бою.

13. Главный судья

13.1. Главный судья проводит соревнования в соответствии с «Правилами» и«Положением о соревнованиях».

Он обязан:

Проверить состояние и готовность места проведения соревнований, инвентарьи оборудование, помещения для судей и спортсменов;

Провести взвешивание и жеребьёвку саватистов;

Назначить рефери и судей на судейство боёв;

Проверять после боя правильность заполнения судьями судейских записок ина основании решения большинства из них определять победителя;

В случаях, когда имеются ошибки в судействе при определении победителя вбою, при разногласии судей, при недействительной судейской записке, главныйсудья объявляет победителя по решению главной судейской коллегии;

Отстранять от соревнований спортсменов, тренеров, судей и другихофициальных лиц, допустивших нарушение дисциплины и норм этики;

Анализировать работу рефери и судей, давать оценку их деятельности и вслучае грубых ошибок отстранять от судейства;

При получении протеста не позже, чем через 1 час принять решение иобъявить его; в случае отказа, по просьбе руководителя команды, завизировать его,указав причину;

В случае нокаута делать отметку красными чернилами в спортивномпаспорте данного спортсмена;

Не позднее, чем через пять дней после окончания соревнований сдать отчёт вФедерацию французского бокса России;

Проинформировать Федерацию французского бокса России о чрезвычайныхпроисшествиях, имевших место, как во время соревнований, так и после ихокончания.

13.2. Главный судья имеет право:

Отменить соревнования, если место их проведения, оборудование или инвен-тарь не отвечают требованиям правил, о чём составляется акт;

Прекратить соревнования, объявить перерыв, если при возникшихнеблагоприятных условиях место соревнований пришло в негодность или зрителисвоим поведением мешают нормальному ходу боёв;

Внести изменения в программу соревнований, если в этом возникланеобходимость;

Перемещать в ходе соревнований рефери и судей для выполнения другихобязанностей, связанных с проведением соревнований;

Вести контрольную записку ГСК по каждому бою;

Лишать наград боксеров, дисквалифицированных за нарушение правил;- привлекать лучших судей для ведения контрольных записок;

Отменить любое решение, если считает, что оно принято ошибочно; есливстаёт вопрос из-за толкования правил, окончательное решение принимаетсяглавным судьёй и судейской коллегией;

Остановить бой и дать необходимые указания рефери в случае грубойошибки или заменить рефери, если он не справляется с судейством боя;

Остановить бой при обоснованных требованиях главного врача в случаеполучения саватистом травмы;

Остановить бой и объявить победителя ввиду явного преимущества одногоиз спортсменов, если рефери не прекращает бой, а действительное положениетребует этого;

Дать команду продолжать бой, если рефери, остановив его, допустилошибку;

Принимать решение во всех случаях, возникающих в ходе соревнований,не предусмотренных настоящими «Правилами».

14. Заместители главного судьи

14.1. Заместители главного судьи вместе с главным судьёй несутответственность за правильное проведение соревнований и в его отсутствиеисполняют его обязанности.

14.2. По поручению главного судьи анализируют работу рефери и судей, атакже руководят работой судейско-вспомогательного персонала.

14.3. Могут вести контрольную записку.

14.4. Главный врач соревнований является заместителем главного судьи помедицинскому обеспечению. Он руководит работой медицинского персонала инесёт ответственность за медицинское обеспечение соревнований.

15. Рефери (судья в ринге)

15.1. Рефери осуществляет судейство боя на ринге, он следит засоблюдением правил ведения боя и в своих действиях исходит из интересовсохранения здоровья спортсменов.

15.2. Перед началом боя рефери даёт указание спортсменам приветствоватьдруг друга приветствием французского бокса «Салют». Этот жест выполняетсядвижением правой руки от левого плеча вперед вначале и в конце каждого боя.Приветствие в савате служит для демонстрации уважения соперника и выраженияготовности соблюдать правила.

Для руководства боем рефери пользуется командами:

«Салют» - команда для выполнения саватистами приветствия сопернику,судьям, зрителям.

«Ангар» - команда означает: «Внимание, приготовиться» (саватист долженпринять боевую стойку); подается перед началом боя и при его возобновлениипосле команды «Стоп».

«Алле» - эта команда используется для начала боя и продолжении его послеостановки рефери.

«Стоп» - команда для остановки боя.

15.3. Рефери обязан:- в совершенстве знать правила французского бокса;

До боя проверить у спортсменов перчатки, защитное снаряжение, убедитьсяв наличии полного состава судей, врача и секундантов, сообщить главному судье о

Готовности соперников к бою и после его разрешения дать команду судье-- хронометристу;

Собрать двух соперников в центре ринга перед началом боя, чтобы дать имнеобходимые указания;

В перерыве после каждого раунда проверить заполнение судейских записокбоковыми судьями;

После окончания боя собрать судейские записки, проверить правильностьзаполнения и передать их главному судье;

После окончания боя проверить маркировку судьи на бинтах обоих саватистов;

При нарушении саватистами правил ведения боя подать команду «Стоп» исделать замечание или предупреждение;

При нокдауне подать команду «Стоп», указать саватисту, пославшему сопер-ника в нокдаун, в какой угол ринга он должен отойти и начать счёт секунд;

Остановить бой на любой его стадии в случаях: явного преимущества одногосаватиста над другим, дисквалификации спортсмена, отказа саватиста или его се-кунданта продолжать бой, нокаута, неспособности саватиста продолжать бой (еслирефери сомневается в характере повреждения, он обращается за консультацией кврачу, и решение врача в этом случае является окончательным).

Во всех случаях остановки боя, рефери сообщает своё решение главному судьеи доводит это решение до судей.

15.4. Рефери имеет право:

15.4.1. Сделать саватисту замечание за незначительное нарушение правил,остановив саватистов и хронометр командой «Стоп».

15.4.2. Объявить саватисту предупреждение за нарушение правил, остановивсаватистов и хронометр командой «Стоп», потребовать от бойцов отправиться внейтральные углы, указать рукой на спортсмена, нарушившего правила:

Первое предупреждение может быть дано:

а) самим рефери, после нескольких замечаний спортсмену или в случаенарушений технических, спортивных или судейских правил;

б) после опроса мнения судей (если согласны двое судей из трех или троесудей из пяти);

Рефери называет и показывает характер нарушения. Одновременно судьивыражают свое мнение жестами (см. п. 16.7.). После этого он возобновляетпоединок командой «Алле», предварительно поставив саватистов в боевую стойкукомандой «Ангар».

Второе предупреждение дается рефери в случае нового нарушениятехнических, спортивных или судейских правил одним из саватистов, у которогоуже было первое предупреждение, после опроса мнения судей (если согласны двоесудей из троих или трое судей из пяти).

Рефери объявляет голосом и показывает жестом характер нарушения, судьивыражают свое мнение жестами. В данном случае рефери сообщает об этом ГСК.После этого он возобновляет поединок командой «Алле», предварительнопоставив саватистов в боевую стойку командой «Ангар».Каждое предупреждение ведет к автоматическому снятию очка в судейскихзаписках.

В соревнованиях в разделе «ассо» предупреждения даются также заакцентированный (сильный) удар рукой или ногой.

15.4.3. Дисквалифицировать саватиста после опроса мнения судей(большинством голосов):

После второго предупреждения в случае нового нарушения спортсменомтехнических, спортивных или судейских правил;

Сразу (после опроса мнения судей или самим рефери) в случае грубогонарушения правил или неспортивного поведения по отношению к сопернику,официальным лицам или публике.

Рефери объявляет голосом и показывает жестом характер нарушения.Одновременно судьи выражают свое мнение жестами. В случае их согласия(большинством голосов) рефери объявляет главному судье о своем намерениидисквалифицировать спортсмена.

Если оба саватиста нарушают правила, они оба получают замечания,предупреждения либо дисквалифицируются.

15.4.4. Прекратить отсчитывать нокдаун саватисту, если его противник неотошел в нейтральный угол.

15.4.5. Дисквалифицировать саватиста, который не подчиняется егокомандам, ведет себя по отношению к рефери оскорбительно или агрессивно.

15.4.6. За поведение секунданта, нарушающее нормальный ход поединкарефери может:

Объявить замечание секунданту;

Объявить предупреждение секунданту за повторное нарушение;

Объявить предупреждение спортсмену и удалить секунданта за третьенарушение.

15.4.7. Прекратить бой раньше времени по обстоятельствам, не зависящим отсаватистов, судей, секундантов.

15.4.8. Прекратить счёт при тяжёлом нокауте и срочно вызвать на ринг врача.

15.4.9. При объявлении результата боя рефери поднимает руку победителя.

15.4.10. Рефери принимает решение во всех случаях, возникающих по ходу бояи не предусмотренных настоящими «Правилами».

В случае, когда рефери, по каким либо причинам, не может продолжитьсудейство, он заменяется другим рефери.

16. Судья (боковой судья)

16.1. Каждый судья должен независимо оценивать обоих участников иопределять победителя в соответствии с настоящими «Правилами».

16.2. Судья не должен разговаривать во время боя ни с соревнующимися, ни сдругим судьей, ни с кем-либо ещё, кроме рефери. В течение боя судьи имеют правов перерыве между раундами общаться с рефери и сообщать ему свои наблюденияили рекомендации.

16.3. Судья определяет исход каждого раунда по баллам, которые он вносит втечение боя на обратную сторону судейской записки (в соответствии с п. 21.2.).

16.4. Судья должен записать очки, присужденные обоим участникам по итогамраунда, без ошибок и исправлений на лицевую сторону судейской записки сразупосле окончания каждого раунда, а также сделать отметки о нокдаунах ипредупреждениях.

В случае ошибки, судья должен попросить новую записку, заполнить её ипередать через рефери оба экземпляра по окончании встречи главному судье.

16.5. По окончании встречи каждый судья подсчитывает общее число очков,определяет победителя, ставит подпись в судейской записке, которую передаетрефери.

16.6. Судья не должен покидать своё место за судейским столом до объявленияпобедителя.

16.7. В случае принятия санкций рефери, судьи показывают свое решениежестом:

Согласие - рука, поднятая над головой;

Несогласие - руки, скрещенные перед лицом;

Нет мнения - руки, поднятые с каждой стороны головы.

В случае, когда двое судей из трех или трое из пяти согласны с реферисаватисту, нарушившему правила, объявляется предупреждение.

16.8. В случае, когда рефери объявляет саватисту предупреждение, боковойсудья отмечает это в судейской записке.

17. Хронометрист

Хронометрист во время боя подчиняется рефери, действуя по его сигналам иуказаниям.

Он обязан:- находиться в непосредственной близости от ринга, внимательно следить заходом боя и быть готовым выполнить команду рефери;

В начале каждого раунда включать секундомер после команды рефери«Алле»;

Оповещать сигналом гонга о начале и окончании раундов, помогать рефери всчёте секунд при нокдауне;

В конце каждого раунда хронометрист ударяет в гонг и одновременновключает второй секундомер для измерения минуты отдыха;

За 5 секунд до конца минуты отдыха предупреждает «5 секунд» до концаперерыва. На 60 секунде ударяет в гонг и ждет команду рефери для включениясекундомера;

После каждой команды рефери «Стоп» хронометрист:

Останавливает секундомер;

Только после команды рефери «Алле» хронометрист снова включаетсекундомер;

Не давать сигнал об окончании раунда после команды «Стоп» рефери, еслиэта команда происходит, на последней секунде раунда. Только после командырефери «Алле» хронометрист может дать сигнал об окончании раунда;

Если время раунда истекло, когда рефери ведет счет, сигнал об окончаниираунда подается только после команды рефери «Алле».

Хронометрист должен иметь диплом судьи.

18. Ведущий (судья - информатор)

18.1. Ведущий назначается организатором соревнований. Он может бытьвыбран из числа судейской коллегии.

18.2. Ведущий объявляет:

Статус боя;

Уровень боя (1/4, 1/2, финал);

Раздел боя (ассо, комба, серию);

Главного судью, организатора соревнований, судейскую коллегию;

Рефери и судей перед каждым боем.

18.3. Ведущий называет и представляет в каждом бою спортсменов (город,клуб, разряд, спортивные достижения, количество проведенных боев), ихтренеров, угол.

18.4. Ведущий объявляет результат боя по указанию главного судьи.

18.5. Ведущий объявляет публике всю информацию, официальныесообщения организатора соревнований или главного судьи.

19. Продолжительность боя

19.1. В зависимости от возраста спортсменов, их уровня подготовки ираздела соревнований устанавливается следующая продолжительность боя:

Мальчики, девочки 12 - 13 лет(раздел «ассо»)новички и все разряды 3 раунда по 1 мин

Юноши, девушки 14 - 15 лет(раздел «ассо»)новички и все разряды 3 раунда по 1,5 мин

Девушки 16 - 17 лет новички и все разряды 3 раунда по 2 мин

Юноши 16 - 17 лет новички и все разряды 3 раунда по 2 мин

Юниоры 18, 19, 20 лет новички и 3 разряд 3 раунда по 2 мин(раздел «комба») 2 разряд и выше 4 раунда по 2 мин

Женщины 18 лет и старше(раздел «ассо»)новички и все разряды 3 раунда по 2 мин

Женщины 20 лет и старше новички и 3 разряд 3 раунда по 2 мин(раздел «комба») 2 разряд и выше 4 раунда по 2 мин

Мужчины 18 лет и старше(раздел «ассо»)новички и все разряды 3 раунда по 2 мин

Мужчины с 21 года новички и 3 разряд 3 раунда по 2 мин(раздел «комба») 2 разряд и выше 5 раундов по 2 мин

19.2. Между раундами устанавливается перерыв для отдыха 1 минута.

19.3. В соревнованиях, которые проводятся по турнирной системе (т. е.несколько дней подряд) в разделе «комба» для юниоров, мужчин и женщин,предварительные бои (до финала) проходят в разделе «пре-комба» (серия 2) трираунда по две минуты.

Финальные бои проходят в разделе «комба» (серия 1):

Юниоры - 4 раунда по 2 минуты;

Женщины - 4 раунда по 2 минуты;

Мужчины - 5 раундов по 2 минуты.

20. Разрешенные удары и цели

20.1. Разрешены следующие технические приемы:

Удары руками:

Джеб - прямой удар;

Хук - боковой удар;

Апперкот - удар снизу вверх.

Удары ногами:

Фронтальное (прямое) шассе - прямой фронтальный удар;

Латеральное (боковое) шассе - удар ногой в сторону;

Фуэте - круговой удар;

Реверс - удар пяткой сбоку или сверху под углом 45 градусов;

Реверс - торнан - удар с вращением;

- «подметающий» - удар по голени.

Все удары ногами разрешено наносить только стопой. Удары голеньюзапрещены.

20.2. Разрешенные поверхности для нанесения ударов:

а) для ударов ногами:

Передняя и боковые поверхности головы;

Все поверхности тул

Сават – этот бокс французского происхождения , в нем используются одинаково и руки и ноги, применяются элементы западного бокса в комбинации с ударами ногами. Правила борьбы разрешают только удары стопой, в отличие от других единоборств, в которых разрешены удары коленями и голенями.

Сават – это уникальный стиль , в котором противники носят ботинки.

Сават был создан на основе двух французских школ, изучавших бой ногами. Одна школа находилась в Париже, другая – на юге Франции, неподалеку от Марселя. Ее первым названием было «марсельский сюрприз», из-за особенностей стиля для любого бойца. Однако самым известным названием стиля было «шоссон». Он применялся солдатами и моряками в качестве развлечения во время долгих плаваний на судах того времени.

Сават рижской школы считался самым жестоким . «Сават» переводится как «бой в тапочках», или «стоптанный башмак», а жаргонный вариант перевода этого слова – бродяга, босяк. Именно среди них совершенствовались и передавались приемы парижского варианта савата, что объясняло их жестокость и действенность.

В 1830 году известный боец Шарль Лекур, занимавшийся кроме савата боксом и фехтованием, решил открыть свою собственную школу, т.к. его не устраивала репутация этой борьбы как грубой и жестокой, применимой для уличных драк.

Он обучал савату представителей буржуазии и людей свободных профессий: врачей, юристов, художников. Лекур убрал из своей школы самые опасные приемы, чтобы сделать из сават спортивную схватку, кроме того, он соединил в одну технику удары руками из бокса и удары ногами из сават.

В 1832 году объединение обоих видов в новую дисциплину было с успехом завершено. Лекур начал преподавать новый вид спорта под названием «французский бокс». Был создан специальный кодекс чести, правила, Лекур сообщил широкой общественности основные приемы.

Писатель того времени Теофил Готье, который к тому же был учеником Лекура, писал, что сават, который долгое время являлся нечестной борьбой бродяг, был чудесным образом преображен Шарлем Лекуром в настоящее искусство.

Среди учеников Лекура было много знаменитостей того времени, таких как барон де Ларошфуко, Александр Дюма.

Однако настоящим основателем французского бокса по праву считается Жозеф Пьер Шарлемон , который не только был самым выдающимся специалистом своего времени в этом виде спорта, но и опубликовал целую систему, которая определяла сущность французского бокса более шестидесяти лет.

Эпоха Шарлемона началась в 1862 году, когда Шарлемон-старший проехал успешное турне по Европе, а ее окончанием считается 1924 год, когда ученики уже Шарлемона-младшего показали французский бокс в качестве национального вида спорта на Олимпийских Играх.

Сейчас в Федерацию французского бокса входят 59 стран, в числе которых находится и Россия.

Правила соревнований по савату (французский бокс)

В савате выделяют 2 раздела соревнований:

  • «Ассо» – легкий контакт – это раздел, в котором нельзя наносить сильные удары руками и ногами, важно качество и точность техники.
  • «Комба» – полный контакт – раздел, в котором сильные удары конечностями разрешены.

В зависимости от уровня подготовки спортсменов различают «Пре – комба», когда защита обязательна, и «Комба», когда использование защиты запрещено.

Соревнования подразделяют на командные, личные, лично-командные. Соревнования проводятся в несколько этапов по 2 минуты в зависимости от раздела и этапа турнира.

Все спортсмены должны выходить на поединок в чистом комбинезоне без рукавов, который должен полностью соответствовать правилам, а также использовать защиту в виде перчаток, бинтов, специальных защитных средств. Перед поединком саватисты бинтуют руки эластичными бинтами, которые перед боем помечаются судьей. К специальным средствам относят защиту для зубов, области паха, груди – для женщин. Перед боем вся защита проверяется, при нарушениях в экипировке происходит дисквалификация спортсмена.

Судят бои на основании оценки качества техники и ведения боя, эффективности ведения боя. В каждом раунде спортсменам по определенной системе выставляются очки, причем ничейный счет возможен только в одном из раундов.

Видео: Сават боевое искусство Франции

К середине 90-х годов двадцатого века кинематограф представил зрителю множество кинолент, в которых герои, в совершенстве владеющие восточными единоборствами разных стилей и направлений, утверждали верховенство Добра над Злом при помощи кулака. Начиная с Брюса Ли акцент в них был сделан именно на азиатские виды боевых искусств, представленные различными стилями кун-фу, ушу, айкидо, каратэ и тхэквондо. Все эти фильмы являются отличной пропагандой развития данных видов спорта, сочетающих в себе путь духовного и физического самосовершенствования, а также наглядно демонстрирующих превосходство техники самообороны без оружия против одного или нескольких соперников.

«- Это справедливый бой. Драться нужно всегда с честью».

Айзек Флорентайн, до этого выпустивший в 1992 году художественный фильм «Кикбоксинг в пустыне», в 1995 году представил зрителю видеоленту о французском боевом искусстве, сочетающем в себе элементы бокса и удары ногами, сават. Как указано в слогане к фильму — это «правдивая история о первом в мире кикбоксере». Хотя в широком смысле слова под кикбоксингом понимают различные единоборства, в которых разрешены удары руками и ногами с использованием в экипировке боксерских перчаток, данное утверждение не лишено истины. Сават зародился еще в 19 веке нашей эры и отцом современного савата считается одиннадцатикратный чемпион Франции и ее колоний граф Пьер Баурзи.

«- А то, как ты ногами дерешься — это как называется?
- Сават, французский бокс.
- Красиво вы во Франции живете.»

Роль саватиста (или саватёра) в этой видеоленте исполнил Оливье Грюнер, чемпион мира 1986 года по кикбоксингу в среднем весе и бывший французский легионер, с выходом фильма завоевавший бешеную популярность среди зрителей благодаря своему спортивному мастерству и некоей харизме. Кроме того, поскольку события развиваются во времена Дикого Запада, то и любители вестернов найдут в этом кино что-то для себя.

Сюжет проработан и развивается последовательно. На первом плане выступает Оливье Грюнер. Его герой (отставной офицер французской армии Чарльмонт) выглядит мужественно, благородно, брутально, чем подкупает женскую половину зрителей. Следуя правилу «добро должно быть с кулаками», он вступается за фермеров, а заодно и мстит убийце своего лучшего друга.

Всем, увлекающимся подобными видами спорта, этот видеофильм обязателен к просмотру и желательно в переводе Леонида Вениаминовича Володарского. Оливер Грюнер демонстрирует великолепную технику исполнения приемов, так что фильм смело можно использовать в качестве учебного видеопособия. В целом «Сават» не шедевр, но смотрится без фанатизма, даже слегка наивно из-за простоты и предсказуемости сценария, у него своя атмосфера и отличная музыка, соответствующая заявленному жанру. Бои в нем поставлены превосходно, присутствует романтика и есть в этом художественном проекте что-то еще свое, особенное, что выгодно отличает его от других подобных боевиков: у него есть свой стиль, и этот стиль — сават.

Savate ; другие названия: boxe française , французский бокс , французский кикбоксинг и французская ножная борьба ) - французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксерских перчаток. Удары ногами наносятся стопой (ребром, носком, подошвой, пяткой) и, преимущественно, ниже пояса, что отличает его от современных европейских (кикбоксинг) и азиатских (муай-тай и силат) аналогов. Сават, возможно, является единственной старинной школой, в которой бойцы надевают обувь с толстой и плотной подошвой и выступающим рантом. В России сават повлиял на славяно-горицкую борьбу . Люди, практикующие сават, называются по-русски саватисты или саватёры - см.Тарас А.Е. "Французский бокс сават: история и техника." Минск, 2001г. (фр.savateuere -саватье) .

Боевое искусство

Название «сават» происходит от французского слова savate , означающего «старый ботинок». Современный формализованный образ стиля является, в основном, сплавом французских техник уличных боёв с начала XIX века - «классического сават». Тогда сават был типом уличного боя, популярным в Париже и северной Франции. На юге, особенно в портовом городе Марселе , моряки разработали стиль борьбы с высокими ударами ногой и пощёчинами. Считается, что удары ногой были добавлены, чтобы позволить бьющему использовать свободную руку для сохранения равновесия на качающейся палубе. Также, удары ногой и пощёчины не считались нелегальными, так как в то время закон запрещал удары кулаками. Этот стиль был известен как «jeu marseillais» (рус. марсельская игра ), позже переименованный в «шоссон» (фр. chausson , «тапочек»), так как моряки в те времена носили тапки. В Англии (место рождения бокса) удары ногами считались неспортивными.

Двумя ключевыми историческими фигурами в истории превращения уличного боя в современный спортивный сават были Мишель Кассо (1794-1869), французский аптекарь, и Шарль ЛеКур (1808-1894). Кассо открыл первое заведение в 1825 для практики и рекламы регулированной версии шоссо и савата (запрещая удары головой, царапанья глаз, захваты, и др.). Но этот спорт так и не потерял своей репутации как техника для уличного боя. Шарль ЛеКур, ученик Кассо, был побеждён в дружеском поединке с британцем Оуэном Свифтом в 1830. Он посчитал, что его технике не хватает ударов кулаками, так как открытой ладонью можно лишь отбивать мощные удары боксёра, но не нападать самому. Занимаясь боксом последующие два года, ЛеКур комбинировал бокс с шоссо и саватом, создавая современную версию этого стиля, «boxe française». В какой-то период развития савата, в стиль было добавлено фехтование тростями (шпаги были запрещены). С тех пор, трость «la canne» является неотъемлемой частью обучения саватьё, хотя те из них, которые тренируются только для соревнований, могут пропустить эту часть тренировки. Иной сават был разработан учеником ЛеКура Жозефом Шарльмоном и его сыном Шарлем Шарльмоном. Принципиальное отличие их стилей заключалось в том, что в стиле Лекура удары руками базировались боксерских приемах, в стиле Шарльмона - на фехтовальным приемах. В результате удары в савате Лекура более мощные, а в савате Шарльмона - более многочисленные.

Позже сават был кодирован под надзором Национального комитета по французскому боксу под предводительством графа Пьера Барузи, учеником Шарля Шарльмона. Граф считается отцом современного савата и был одиннадцатикратным чемпионом Франции и её колоний, став чемпионом до Первой мировой войны . Барон Джеймс Шортт из Кастлшорта, ученик графа, основал сават в Великобритании и Ирландии . Методы, запрещённые в соревнованиях, называются «Defense de la Rue» (рус. уличная самозащита

Разделы соревнований:

  • l’assault - лёгкий контакт;
  • le pre Combat;
  • le Combat - полный контакт.

Соревнования по савату разрешают использование лишь четырёх типов ударов ногой и четырёх типов ударов рукой:

  • Удары ногой:
  1. фуэтэ - fouetté (рус. плеть , удар с разворота)
  2. шассе - chassé (удар сбоку или спереди)
  3. реверс - revers (удар обратной стороной ноги)
  4. coup de pied bas (низкий удар по голени; при ударе, саватист наклоняется назад)
  • Удары рукой:
  1. direct bras avant (прямой удар передней рукой)
  2. direct bras arrière (перекрёстный удар задней рукой)
  3. crochet (хук согнутой рукой)
  4. uppercut (апперкот любой рукой)

Знаком уважения к савату было включение его как демонстрационный спорт в Олимпийских играх 1924 года в Париже. Несмотря на корни спорта, он является сравнительно безопасным для обучения.

В наши дни сават практикуется по всему миру любителями от Австралии до США и от Финляндии до Великобритании. Многие страны имеют национальные федерации по савату. Сават был также представлен в соревновании Ultimate Fighting Championship , где голландский чемпион по савату Жерард Гордо победил борца сумо и американского кикбоксёра , прежде чем проиграл практиканту бразильского джиу-джитсу Ройсу Грэйси в финальном раунде. Французский саватист Фарид Кидер одержал убедительную победу над японским каратистом Юя Ямамото в супербое по кикбоксингу K1. В 1996 году саватист Франсуа Пиннокио одержал победу над легендой муай тай Рамоном Деккерсом. Из действующих французских бойцов необходимо отметить пятикратного чемпиона мира по савату Фредерика Беллоньи, который также является чемпионом мира среди профессионалов в муай тай . В России больших достижений в данном виде спорта добились Нина Абросова (см.: Абросова Нина Алексеевна) и Сергей Егоров .

С 2010 года проводятся профессиональные бои по сават-про.

Во Франции группа ортодоксальных саватистов возрождает «классический сават» - Defense dans la Rue".

В отличие от поясов многих восточных единоборств, профессиональный уровень саватиста указывается цветом его перчаток.

Каном - фехтование на тростях

Фехтование во Франции началось со «Школы французского фехтования». Отдельным направлением современного Savate является фехтование на боевых тростях «la Canne».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сават" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 бокс (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    сават - * savate f. Вид бокса с применением ударов ногой. Мне понравились твои школьные воспоминания. Я тоже, пожалуй, напишу про Тенишевское училище ты déclanché <вызвал> картины моего прошлого.. отчаянные кулачные бои. доставившие мне огромное… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    А) (2Езд.9:28) из Израильтян, имевших жен иноплеменных. В (Езд.10:27) стоит: Завад. б) (Зах.1:7) евр. Шебат название одиннадцатого месяца Еврейского года от новолуния февраля до новолуния марта … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Саватіїв - прикметник …

    Саватій - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

кл слова: сават, бокс, история, видео, Мишель Кассо, шоссон

Слово «сават» по-французски означает «старый стоптанный башмак», а в переносном смысле — «бродяга, босяк, оборванец». Так называется французский метод боя ногами в обуви с подключением, в случае необходимости, ударов руками.

Сават произошел от древнего развлечения французских крестьян, заключавшегося в поочередном обмене ударами обутых ног по голеням друг друга. К началу XVIII века из примитивного «спорта» сават превратился в своеобразный метод «выяснения отношений» между простолюдинами. Дуэльный сават практиковался в двух вариантах: с ограничениями и без них. В первом случае разрешались удары подъемом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Во втором варианте можно было ломать ноги (для этого надевали специальные ботинки с острыми рантами, подкованные гвоздями), выбивать глаза и зубы, превращать лицо в кровавое месиво и т.д.

Этот второй вариант взяли на вооружение бандиты. Помимо обутых ног и голых рук, они широко применяли кастет, нож и дубинку. Иными словами, уголовники практиковали сават как метод жестокого рукопашного боя. Вообще сават пользовался наибольшей популярностью среди нижних слоев общества: бродяг, воров, нищих, батраков, сутенеров, грузчиков, мастеровых, уличных грабителей и тому подобной публики.

В 1824 г. его приемы систематизировал некий Мишель Кассо (1794—1869). Согласно тексту изданной им брошюры, основу техники сават составляли прямые, круговые и боковые удары ступнями, обутыми в грубые башмаки, по коленям, голеням и голеностопным суставам. Удары наносили носком или ребром обуви. Пах и живот чаще всего считались слишком высокими мишенями, но некоторые бойцы предпочитали именно эти места, а отдельные виртуозы били ногой даже в голову. Были весьма популярны подсечки.

Руки требовалось держать преимущественно внизу, для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Кулаки почти не использовались, ударными поверхностями являлись ладони (основание, «лодочки»), а также пальцы. Цели для ударов открытой рукой находились в основном на голове: глаза, уши, горло, виски, нос. Удары рук и ног не отличались особой силой, но их скорость и точность поистине впечатляли.

В 1832 г. ученик Кассо, по имени Шарль Лекур (1808—1894), соединил французскую технику боя ногами с техникой боя руками из английского бокса. При этом грубые башмаки он заменил войлочными тапочками, а руки бойцов прикрыл боксерскими перчатками. Кроме того, Лекур ввел правила поединков, составленные на основе правил английского бокса того времени. То, что получилось, он назвал «французским боксом».

В период с конца 30-х гг. XIX века и до 1900 г. французский бокс постепенно вытеснил «классический» сават из сферы народных развлечений и дуэльных поединков. Но среди уголовников и полицейских чинов он сохранялся почти без изменений. С тех пор, когда имеют в виду защиту и нападение «на улице», тогда говорят «сават»! Когда же речь идет о схватке спортивного типа — на ринге, в перчатках и мягкой обуви, по правилам, под присмотром судей — тогда употребляют термин «французский бокс».

Самыми знаменитыми деятелями французского бокса являлись Жозеф Шарлемон (1839—1929) и его сын Шарль (1862— 1944). Шарлемон-отец окончательно завершил работу по разработке техники, тактики и методики обучения, начатую Ш. Лекуром. В частности, он ввел в него ряд принципов и приемов, заимствованных из фехтования на шпагах, а также дополнил удары приемами классической (т.е. «французской») борьбы.

После Первой Мировой войны популярность французского бокса стала неуклонно снижаться. Как спорт, он уступал английскому боксу, а как система самозащиты был значительно слабее классического савата. К 1938 г. его практиковали не более 500 человек по всей Франции. Лишь отдельные энтузиасты прилагали усилия для того, чтобы сохранить французский бокс. Наиболее известным среди них был граф Пьер Барузи (1897—1994), чемпион страны в 1922—37 гг.

В 60-е годы мода на восточные единоборства (особенно мода на каратэ и тэквондо) вызвала во Франции ответную реакцию возрождения собственного наследия. В 1965 г. Пьер Барузи создал Национальный комитет французского бокса, объединив около 30 клубов (примерно - тысяча боксеров). За 20 лет он вырос в Национальную федерацию (25 тысяч членов). В 1985 г. возникла Международная федерация французского бокса, в которую вошли организации из 14 стран. Сейчас регулярно проводятся чемпионаты Франции и Европы.

Удары в савате производили носком, ребром или каблуком грубого башмака по голеностопному суставу, голени, колену противника. Пах, а тем более живот считали слишком высокой ми¬шенью, хотя нередко били и туда.
Кулаки использовали реже, чем открытую руку. Ударными поверхностями открытой руки являлись ребро и основание ладони, пальцы, тыльная сторона. Цели для поражения рукой находились в основном на голове и шее: уши, виски, нос, горло, сонные артерии, затылок.

Само слово «сават» указывает на то, что эта разновидность боя получила наибольшее распространение в низах общества — среди бродяг, грузчиков, нищих, уголовников, мастеровых, извозчиков и тому подобной публики. Но вот отно¬сительно того, как среди них появился сават, и когда это произошло, точных сведений нет.

В некоторых районах Франции издавна (еще с времен кельтов) у крестьян существовало своеобразное грубое развлечение — обмен ударами по голеням друг друга ногами, обутыми в старую разношенную обувь. В конце концов это развлечение проникло в Париж, где оно довольно быстро из забавы простолюдинов стало техникой боя, как дуэльного, так и бандитского. В этой связи приведем мнение современного французского историка Мишеля Делайе. Он пишет: «сават зародился в парижских предместьях в середине XVII века».

Никаких защитных блоков либо уверток в такой «борьбе» не существовало. Проигрывал тот, кто больше не мог терпеть боль. Отсюда обычай производить удары по очереди. Понятно, что сами удары наносили не в полную силу, иначе ноги ломали бы одним движением, самым первым! Как тут не вспомнить, что у древних и примитивных племен во всех регионах Земли высоко ценилось не искусство увертывания от ударов, а стойкое их перенесение, умение терпеть боль.
Между тем, французы имеют кельтское происхождение. Так что вполне возможно, что корни «савата» следует искать именно в кельтских обычаях еще дохристианской эпохи.
По мнению писателя Теофила Готье (1811—1872), страст¬но увлекавшегося французским боксом, эволюция савата в Париже выглядела следующим образом. Сначала он был здесь всего лишь уличным развлечением жителей окраин, так сказать, «художественно-спортивным шоу», в котором могли участвовать все желающие. Затем превратился в средство «выяснения отношений», в своеобразные дуэли безоружных представителей низших слоев общества.

Наиболее значитель¬ные поединки происходили на обширном пустыре, извест¬ном под названием «Пуант-де-Лиль». Туда прибывали соперники в сопровождении своих сви¬детелей и спрашивали перед тем, как сразиться: «Идем на все?» В зависимости от степени обиды, ответ бывал либо по¬ложительным, либо отрицательным. В первом случае наде¬вали специальные ботинки с острыми рантами и подкован¬ные гвоздями, разрешались коварные удары (например, в живот, в половые органы), не возбранялось ломать нос, вы¬бивать глаза, превращать лицо в кровавое месиво. Во втором варианте схватки считались допустимыми лишь удары подъе¬мом ступни по голеням и бедрам, а также удары кулаком в корпус, больше ничего. Иными словами, имела место аналогия с дуэлями на шпагах, проводившимися «до первой крови» (обычно в результате пустяковой царапины) и «до смерти».

В середине XVIII века самым знаменитым мастером дуэльного савата прослыл некий Батист, бывший танцор, который обучился этому искусству при дворе герцога Беррийского. Сам же он изобрел удар ступней по верхнему уровню, т.е. в грудь и в голову. Место изучения савата этим человеком весьма любопытно. Дело в том, что именно провинция Бери (столица город Бурж), герцогство в периоде 1360 по 1434 годы, являлась одним из тех регионов, где сохранялся древ¬ний народный обычай бить друг друга по ногам ради потехи. Другим таким регионом считается Кальвадос провинция с центром в городе Кан (это в Нормандии).

Помимо Батиста, известными мэтрами савата слыли не¬кие Карп, Миньон, Рошеро, Сабатье, Фанфан, Франсуа и Шампань. Судя по отсутствию фамилий, все они были людь¬ми низкого общественного происхождения и положения.
Наконец, на третьем этапе распространения среди пари¬жан, сават взяли на вооружение уголовники.

Это слово переводится как «тапочек, мягкая туфля». По определению одного из французских толковых словарей, «шоссон — обувь без каблука, с подошвой из войлока или дра¬па, которая служит для занятий танцами, фехтованием и дру¬гими упражнениями, требующими «легкой ноги».

Известно, что в середине XVII века в Провансе, особенно в Марселе и вокруг него, были популярны своего рода сорев¬нования, участники которых стремились прикоснуться нос¬ком ступни, обутой в тапочек, к телу партнера выше пояса. Это состязание называлось «же де Марсей» — «Марсельская игра». Особенно оно пришлось по душе матросам коммерческих и военных кораблей, приписанных к марсельскому порту. Плавание парусных кораблей длилось очень долго, экипажи отчаянно скучали, поэтому были рады любому ак¬тивному развлечению временем марсельские моряки стали использовать уда¬ры ступнями в корпус и в голову во время драк на причалах и в портовых кабаках. Правда, техника этих ударов была дале¬ка от совершенства. Часто тот, кто пытался ударить ступней в голову противника, сам падал вместе с ним. Тогда родился такой прием, когда боец упирается обеими руками в палубу, а ступней бьет выше пояса противника. Позже он вошел в арсенал французского бокса.

В Париже шоссон стал популярен значительно позже савата, только в конце 20-ых годов XIX века. Связано это с со¬циальными факторами. Дело в том, что в залах (и особенно в подвалах) тогдашних «саватёров» основную клиентуру со¬ставляли рабочие и обеспеченные молодые бездельники. Однако эффективные приемы уличной драки интересовали не только их, но и добропорядочных буржуа, офицеров армии и полиции, людей свободных профессий. При этом «бла¬городная» публика не желала общаться ни с «золотой моло¬дежью», ни, тем более, с пролетариями.

Соответственно запросам правящих классов, в савате бы¬стро набрали силу два направления. Одно — это классический сават, боевое искусство простолюдинов и уголовников. Его технический арсенал не отличался изощренностью, став¬ка делалась на силу и жестокость. Тем не менее классичес¬кий сават сохранял определенную популярность вплоть до конца XIX века, особенно в сельских районах. Другое направление — сават романтический, где вместо грубой силы ценилось разнообразие техники, ее эстетическое совершенство, точность попаданий, «игра ног». Романтический сават ни¬когда не практиковали на улицах, он появился в залах и тре¬бовал поэтому специальной мягкой обуви, не повреждающей паркетный пол.

Это было такое единоборство, которое позволяло властвующей элите быть сильной, не тренируя силу специально. Как писал несколько позже в своей книге известный наставник французского бокса Луи Лебуше, «в наших уроках ловкость заменяет силу... она придает ей облик грации и изящества». Для данной категории саватёров «марсельская забава являлась просто находкой. В результате слияния романтического савата и марсельской «игры» появился шоссон. Считается, что этот термин вошел в употребление с 1829 года.

Помимо мягкой обуви, наставники шоссона ввели еще и пухлые кожаные перчатки. Их заботила сохранность не толь¬ко паркета, но еще пальцев и лиц состоятельных клиентов. Своего рода «визитной карточкой» шоссона стал удар ногой в голову, точно так же, как сегодня аналогичный удар явля¬ется символом каратэ. Особенно моден шоссон был во вре¬мена правления короля Луи-Филиппа, в годы так называе¬мой «июльской монархии»: 1830—1848.

МИШЕЛЬ КАССО

Мишель Кассо родился в 1794 году в пригороде Парижа. С детства он привык к жестоким дракам. В 1824 году он опубликовал брошюру, в которой ярким и образным языком были описаны различные приемы, употреблявшиеся в уличных драках. То, что он довел до общего сведения, сам Кассо называл "сават". Основу его системы составляли прямые, круговые и боковые удары ступней, обутой в грубый башмак, по голеностопному суставу, колену, голени.

Руки требовалось держать преимущественно внизу для захвата ног противника и для блокировки его ударов, направленных в пах. Впрочем, при удобном стечении обстоятельств Кассо рекомендовал производить еще и удары открытой рукой по голове. А в особо неблагоприятных случаях он считал необходимым применять палку либо кастет. В течении одной недели Кассо стал знаменитостью. К нему толпами повалили ученики. Их оказалось столько, что в начале 1825 года ему пришлось арендовать помещение для занятий на улице Бюффо в Париже.

Среди посетителей этого зала можно было найти представителей всех слоев общества - от уголовных элементов до аристократов. Одним из учеников был 16-летний Шарль Лекур. Через пару лет он уже помогал мэтру. А в 1830-м году открыл свой собственный зал на улице Предместье Монмартр. Однако Лекуру не нравилась репутация савата как метода жестокой драки, популярной в первую очередь среди низов общества и аморальной "золотой молодежи". Поэтому он сменил место преподавания, перебравшись поближе к центру, одновременно он перестал принимать кого попало.

Его клиентуру составляли теперь молодые буржуа и люди свободных профессий (адвокаты, врачи, журналисты, художники). Лекур был силен в савате и фехтовании тростью В конце 1830 года он встретился на ринге в зале Монтескье с Оуэном Свифтом, одним из сильнейших английских боксеров, и потерпел поражение. Тогда Лекур решил выучиться английскому боксу, для чего на следующий год отправился в Лондон, в боксерскую школу некоего Смита.

Вернувшись год спустя домой, но продолжил обучение непосредственно в Париже, у проживавшего там английского тренера по фамилии Адамс. С 1832 года Лекур начал преподавание новой дисциплины, которой дал название "французский бокс" (la boxe francaise). Он провозгласил "кодекс чести", опубликовал правила, довел до всеобщего сведения основные технические приемы. Кроме того, он заявлял, что всякий уважающий себя мужчина просто обязан уметь фехтовать тростью или шпагой.

Период с 1862 по 1924 годы в истории французского бокса можно назвать "эпохой Шарлемонов". Жозеф-Пьер Шарлемон начал изучать французский бокс в Алжире, где проходил военную службу. После перехода в запас он переехал в Париж и был принят в школу французского бокса Виньерона. В 1862 году месье Жозеф совершил путешествие по ряду европейских стран, бросая там вызов известным боксерам английского бокса, фехтовальщикам на палках и другим бойцам. Ни в одном из матчей он не знал поражения. Так он жил в течении 10 лет. В 1871 году Шарлемон принял деятельное участие в Парижской коммуне, и после поражения коммунаров был вынужден бежать в Бельгию.

Там он и разработал собственную систему, опубликованную в знаменитом трактате 1877 года. Благодаря своей славе Жозеф Шарлемон был амнистирован французским правительством летом 1879 года - за год до официальной амнистии всех уцелевших коммунаров. Вернувшись в Париж, он открыл свою знаменитую "Академию французского бокса", которой руководил лично до 1899 года, когда передал руководство учебным процессом сыну Шарлю.

Шарль Шарлемон был первым чемпионом мира по францзскому боксу. В 1899 году он выиграл на шестом раунде ударом ноги в живот бой с чемпионом Англии в среднем весе Джерри Дрисколлом, поставивший точку в выяснении отношений между английским и французским боксом. Однако из-за господства Шарлемонов не происходило смены поколений мастеров, и после первой мировой войны начался упадок французского бокса. Франция в ходе войны понесла огромные людские потери, тысячи боксеров погибли или стали инвалидами.

Преемником Шарля Шарлемона на посту президента Академии стал граф Пьер Барузи. Именно он спас французский бокс от полного забвения. В 1937 году состоялся последний чемпионат страны по французскому боксу. К этому времени его практиковали не более 500 человек всего лишь в нескольких клубах Парижа, Лиона, Марселя, Сюрена, Лилля. В 1938 году закрылся навсегда зал Шарлемонов. В тяжелое время немецкой оккупации и послевоенные годы Пьер Барузи делал все возможное, чтобы не дать французскому боксу исчезнуть окончательно.

Он за свой счет арендовал залы, обучал тренеров, платил им жалованье, устраивал показательные выступления. Вплоть до 1860 года он в одиночку издавал специальный журнал, посвященный савату. И все это с одной целью - чтобы французский бокс оставался живым в сознании его приверженцев. Между тем, численность тех, кто активно практиковал французский бокс, в конце сороковых годов не превышала ста человек! Наконец, после 20 лет жалкого прозябания, французский бокс стал возрождаться. 5 января 1965 года Пьер Барузи смог создать Национальный комитет французского бокса, объединивший 30 клубов. Спустя десять лет комитет был преобразован в национальную федерацию. А в 1985 году возникла Международная федерация французского бокса сават.