По круговой системе. Системы проведения соревнований

Представляем новую программу для проведения шахматной жеребьёвки с отображением результатов в онлайн режиме.

Жеребьёвка участников может быть выполнена в швейцарской системе c использованием официального движка JaVaFo или круговой системе, а также возможно сведение пар вручную.

Открытость

Результаты и пары публикуются автоматически после каждого тура и мгновенно отображаются на сайте так, что тренеры и родители могут смотреть информацию по турниру в режиме реального времени.

Установка

Для использования программы не требуется установка дополнительного программного обеспечения и нужен только выход в сеть Интернет. Работа с программой выполняется через браузер с любого устройства, будь то: персональный компьютер, планшет или смартфон.

Как использовать

База игроков

Программа создана на базе рейтинга РШТ с огромной базой шахматистов по всей России , что позволяет довольно быстро формировать списки участников с заполненными данными о дате рождения, географии и рейтингом, в соответствии с дисциплиной в которой проводится турнир. Эти данные могут быть отредактивароны организаторами.

Масштаб

Программа может быть использована как на крупных шахматных фестивалях, так для локальных тренировочных турниров в школах и уже опробована в одновременном проведении нескольких турниров с общей численность более 250 игроков.

Функциональность

Текущий список возможностей не является окончательным и постоянно пополняется. Делитесь предложениями для улучшения программы.

Вопросы

Все идеи по расширению функционала и вопросы задавайте в

Создать такую таблицу руководствуясь несколькими не сложными правилами. Рассмотрим на примере для 8 участников процесс создания таблиц очередности игры различными способами. Заметим, что эта таблица применяется и при количестве участников на 1 меньше, то есть 7, просто в этом случае тот участник, которому выпало играть с последним номером (в данном примере с 8) в данном туре свободен от игры.

Способ 1

1. Пронумеруем строки: это будут номера туров:

2. В каждом туре будут играть 4 пары, всего 4 партии. Для каждой пары проведем тире в нашей таблице:

3. В первой колонке пар записываем последний номер (8) попеременно, то слева, то справа начиная слева:

4. Заполняем левые стороны пар начиная с 1 слева направо все строки. После числа 7 снова начинаем с 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 1, 2... Если в первом столбце пар левая сторона уже занята числом 8 записываем очередное число справа.

5. Проставляем справа в свободные места номера в убывающем порядке начиная с 7. После числа 1 начинаем с числа 7: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 7, 6, 5, 4...

Все, таблица готова, участники с номерами записанными слева от черточки играют белыми.

Способ 2

Для того чтобы определить, в каком туре встречаются участники, надо сложить их номера. Если сумма будет меньше последнего четного номера таблицы или равна ему, то нужно вычесть единицу. Если сумма будет больше этого последнего номера, то вычесть последний номер. Пример: надо определить, в каком туре встречаются участники, имеющие номера 2-й и 5-й? 2+5=7. Цифра 7 меньше последнего (8-го) номера. Вычитаем единицу: 7-1=6. Итак, они встречаются в шестом туре. В каком туре играют между собой номера 4-й и 6-й? 4+6=10, т. е. больше восьми: значит, надо вычесть 8. Получаем: 10-8=2. Их встреча во втором туре.

Это правило применимо к любому номеру участника, за исключением последнего четного номера. Чтобы определить, когда встречается участник, имеющий последний четный номер, например с четвертым, надо меньший номер умножить на 2. Если произведение будет меньше последнего номера (8-го), вычитается единица; если больше, то - последний номер. По нашему примеру 4-й номер умножаем на 2. Получаем 8. Произведение равно последнему номеру, следовательно, надо вычесть единицу: 8-1=7. Они играют в седьмом туре. Определим встречу номеров 7-го и 8-го. 7x2=14. Следовательно, вычитаем последний номер: 14-8=6 (шестой тур).

Что касается цвета фигур, то здесь нетрудно запомнить всего два правила:

2) Во всех остальных случаях, если сумма (или разность) номеров четна белыми играет больший номер, если нечетна то белыми играет меньший номер.

Способ 3

Вполне достаточно таблицы турнира, чтобы определить и очередность игры и цвет фигур, которыми предстоит играть участникам с тем или иным партнером.

Отчеркнем последнего игрока (если участников четное количество), у него свои правила.

Проведем главную диагональ в направлении перпендикулярном линии образованной заштрихованными клетками. Проведем диагональ и в заштрихованной клетке у участника с номером 1. Все партии на большой диагонали играют в 1 туре. Белыми играют участники из верхней половины таблицы.

В следующем туре встречаются пары следующих вправо диагоналей.

Участник, заштрихованную клетку которого пересекла диагональ очередного тура, либо, если участников четное число, играет с участником с последним номером, либо, при нечетном количестве участников, свободен от игры в данном туре.

Цвет фигур определяется следующим образом:

1) Последний номер (только в случае если участников четное число) играет черными со всеми номерами, находящимися в первой половине таблицы, и белыми - с остальными.

2) Если диагональ пересекает заштрихованную клетку, то белыми играют участники расположенные в таблице ниже, если диагональ проходит между заштрихованными клетками, то белыми играют участники расположенные в таблице выше.

Принцип таких турниров прост: каждый играет с каждым. Например, если в турнире играют 5 человек, то каждый должен будет сыграть 4 партии — по одной со всеми участниками турнира. Т.е. всего в этом турнире будет сыграно 10 партий. За каждую победу начисляется 1 очко, за ничью — 0,5 очка, за проигрыш 0 очков.

В круговых турнирах может играть любое количество человек. При проведении турнира по классическим шахматам распределение цветов между участниками (жеребьёвка) производится автоматически случайным образом. При проведении турнира по боевым шахматам цвет фигур игрока, и, соответственно, право первого хода определяются непосредственно перед началом игры компьютером.

Любой игрок может записаться в один или несколько турниров (игроки, использующие компьютерные шахматные программы, не могут принимать участия в турнирах ).

Для боевых шахмат время на расстановку фигур ограничено согласно турнира. В случае, если оба игрока не завершили расстановку в назначенное время, игра автоматически заканчивается ничьей. Если фигуры расставлены лишь одним из игроков, ему автоматически присуждается победа. В следующий тур не могут выходить игроки, не сыгравшие ни одной партии.

Турнирная таблица обновляется в режиме реального времени. Как только завершается турнирная партия, ее результаты автоматически вносятся таблицу, вычисляются очки игроков и дополнительные коэффициенты. Победа, ничья и поражение дают игроку соответственно 1, 0,5 и 0 очков. Места распределяются следующим образом:

  • чем больше очков, тем выше место;
  • при равенстве очков: чем больше SB, тем выше место;
  • при равенстве очков и SB место определяется по среднему рейтингу всех оппонентов, с которыми встречался игрок в ходе турнира.
SB — это коэффициент Соннеборна-Бергера. Вычисляется так: удвоенная сумма очков соперников, над которыми одержана победа, плюс сумма очков соперников, с которыми ничья. Этот коэффициент учитывает разный «вес» побед, оценивая победу над сильным соперником выше.

Турнир завершается вместе с окончанием последней партии турнира. В этот момент производится распределение мест.

Время на регистрацию в 1-й тур ограничено и указывается отдельно для каждого турнира. Оно может быть увеличено (для турниров без предварительной регистрации) в случае, если в последней турнирной таблице зарегистрировалось менее 60% участников от возможного количества (но не более чем на 1 неделю).

Время на регистрацию во 2-й и последующие туры ограничено, игрок может зарегистрироваться только в течение 2-х недель с момента начала соответствующего тура.

Турнир очередного класса или уровня проводится в случае, если в нем может участвовать не менее 11 игроков. Наличие 11 игроков в соответствующем уровне или классе дает им право ходатайствовать перед администрацией о проведении между ними турнира.

Систематические турниры

  1. Систематические турниры делятся на 5 видов:
    • «Выходного дня» турнир проводится в субботу или воскресенье. Следующий турнир стартует соответственно в следующую субботу (или воскресенье) и т.д. Время запуска турнира указывается при старте 1-го турнира серии.
    • «Рабочие дни» аналогичен турниру выходного дня за исключением того, что проводится с понедельника по пятницу.
    • «Еженедельный» аналогичен ежедневному турниру за исключением того, что турнир запускается 1 раз в неделю в день недели, указанный при регистрации, например в среду или пятницу.
    • «Ежемесячный» аналогичен еженедельному за исключением того, что создается 1 раз в месяц, в день месяца, указанный при регистрации, например 1-го числа каждого месяца.
    • «Обычный» каждый последующий турнир создается сразу же после окончания предыдущего.
  2. Предварительная регистрация в 1-й тур производится пользователями самостоятельно. До начала 1-го тура пользователь может отказаться от участия в турнире.
  3. Игры стартуют после завершения регистрации игроков. Если на участие в турнире зарегистрировалось менее 15 игроков, то начало первого тура переносится (например, для турнира «Рабочие дни» на следующий рабочий день, для турнира «Выходного дня» на следующий выходной день).
  4. Кол-во групп и число игроков в группе рассчитывается автоматически и все игры создаются одновременно !
  5. После окончания каждого из туров публикуется новость и раздаются награды.
  6. В финал и суперфинал регистрация пользователей происходит автоматически.
  7. Каждый последующий тур стартует сразу после окончания предыдущего.
  8. Перед началом каждого тура участникам производится рассылка.

Плей-офф (playoff)

Плей-офф (playoff) — система проведения турниров, при которой проигравший выбывает из дальнейших соревнований.

Проведение турниров

  1. Необходимо количество участников, равное 2 в степени n, где n-предполагаемое число туров.
  2. Участники подают заявку на участие.
  3. Как только набрано необходимое количество участников регистрация заканчивается.
  4. Игры начинаются автоматически в заранее определенное время (Все участники выстраиваются в случайном порядке, Играет 1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.)
  5. Каждый следующий тур начинается после завершения всех партий текущего тура (Для суперблиц-турниров за 1 день проводится 1 тур).
  6. Каждая пара играет либо двойные партии, либо последовательные со сменой первого хода, либо всего одну партию.
  7. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. В случае ничьей побеждает игрок с меньшим рейтингом.
  8. Во второй и последующие туры выходят только победители.
  9. Победителем турнира считается игрок, не проигравший ни одной игры.

Швейцарская система

Швейцарская система — система проведения турниров. Впервые была применена в Цюрихе в 1895 году. Использование данной системы позволяет выявить победителей за меньшее количество партий, чем при круговой системе.

Проведение турниров

  1. Количество игроков должно быть четным.
  2. Программа выстраивает игроков по рейтингу и делит на две группы. Если рейтинга нет, то деление происходит случайным образом.
  3. Первый из первой группы играет с первым из второй. Т.е. при 20-ти участниках 1-й играет с 11-м, 2-й с 12-м и т.д.
  4. Во втором туре программа делит игроков на три группы:
    • выигравшие;
    • с ничейным результатом;
    • проигравшие.
    Если в одной из групп образуется нечетное количество игроков, то последний игрок из предыдущей группы спускается в нижнюю группу и играет в паре с верхним участником из этой группы.
  5. Для проведения второго и последующих туров игроки каждой очковой группы определяются так же, как в п.1-п.3.
Особенности правил
  1. Игрок не может играть две и более партий с одним и тем же соперником.
  2. Цвета фигур в партиях должны чередоваться. Если у обоих игроков одинаковое количество партий, сыгранных каждым цветом, то белыми играет тот, кто последнюю партию играл черными. В любом случае, игрок не должен играть подряд более 3-х партий одним цветом. Правило не действует для боевых шахмат, где право первого хода всегда определяется жребием.
  3. Если соперник не явился на игру, то игрок получает очко как победитель.
  4. Количество туров такое же, как и при системе play-off для данного числа участников.
Подсчет очков
  1. Места распределяются по сумме набранных очков.
  2. Если у игроков одинаковое количество очков, то для определения победителя используют Коэффициент Бухгольца. Коэффициент Бухгольца игрока складывается из суммы всех очков соперников, с которыми данный участник играл, независимо от результата встреч между ними.

Правила организации очных турниров

Настоящие Правила являются концепцией в соответствии с которой, с учетом мнений игроков портала battle-chess в дальнейшем будут выработаны более подробные Правила.
  1. Право на организацию и проведение очных турниров имеет «Организатор». Организатором может быть:
    • Администрация портала, далее «Администратор»
    • Любой победитель любого очного турнира по Боевым шахматам, организованным порталом battle-chess, далее «Мастер».
    Организаторов турнира может быть несколько человек, удовлетворяющих вышеперечисленным условиям. Организатор может пригласить в помощь себе помощников из числа пользователей портала battle-chess.
  2. Обязанности Организатора:
    • Определить Регламент Турнира и согласовать его с администрацией портала (в случае, если Организатором является Мастер).
    • Найти источник финансирования турнира (спонсор, собственные средства, сборы от участников турнира и пр.). Условия освещения участия спонсора определяется отдельно соглашением между спонсором и Администрацией портала.
    • Обеспечить место проведения Турнира
    • Обеспечить явку на турнир не менее 10 человек из числа пользователей портала, имеющих игровой стаж в Боевые шахматы не менее 20 партий и участвовавших хотя бы в одном онлайн турнире по Боевым шахматам.
    • Обеспечить игрокам честность в играх, исключив возможность использования ими помощи компьютерных программ и подсказок третьих лиц.
    • Не принимать участие в Турнире, если кроме него в Турнире нет других Организаторов. В случае если Организаторов несколько, то отказаться от участия в Турнире должен только один из них.
    Оплата труда Организатора за организацию турнира не предусмотрена, однако, если турнир организован как платный и после его окончания и всех выплат (на призовой фонд и расходы на проведение турнира и пр.) у Организатора остались средства — они остаются у него как оплата за проведение турнира.
  3. Обязанности администрации портала: Обеспечить технологическую совместимость параметров турнира и его Регламента.
    Обеспечить организатора грамотами победителей турнира.
    Мастера портала Боевые шахматы, имеющие право проводить очные турниры:

В практике спортивных игр имеют место следующие способы проведения соревнований (системы розыгрыша): круговой (все участвующие команды играют между собой); с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований; смешанный (первая часть соревнований проводится с выбыванием, вторая - по круговому способу или наоборот).

1. При круговой системе розыгрыша все команды или участники соревнований встречаются друг с другом. В зависимости от условий положения, количества участников соревнования могут проводиться в два или несколько кругов, с таким условием, чтобы каждая команда провела одинаковое количество встреч на своем и чужом поле. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков или выигранных встреч.

Круговая система позволяет точно определить силы команд, исключает элемент случайных проигрышей, позволяет объективно определить место каждой команды. Недостатком этой системы является длительное время проведения соревнований, большие материальные затраты, связанные с проживанием участников и их переездами. При большом количестве участвующих команд их предварительно распределяют на подгруппы и затем проводят стыковые игры между командами разных подгрупп.

При проведении соревнований по круговой системе количество игровых дней равняется количеству участвующих команд (при их нечетном числе) или же числу, на одну единицу меньше, при четном числе участвующих команд. Количество игр, необходимое для проведения соревнований, определяется по формуле:

где Х - количество игр, А - количество команд.

Календарь игр составляется в зависимости от условий проведения без чередования полей для участвующих команд и с чередованием полей.

В случае участия в соревнованиях четного количества команд расписание игр составляется следующим образом.

По числу команд (-1) чертят соответствующее число вертикальных линий (обозначающих количество игровых дней). Слева и справа от вертикальной линии пишут порядковые номера участвующих команд. Слева вверху от каждой линии пишут № 1, а справа от каждой линии в арифметическом порядке - номера остальных участвующих команд. Таким образом, определяется первая игровая пара каждого дня, причем номер слева от линии считается «хозяином» встречи, а номер справа от линии - «гостем» встречи. Далее определяют остальные пары первого игрового дня. Для этого подсчитывают, сколько пар должно соревноваться в этот день. Затем справа от первой вертикальной линии сверху вниз опять же в арифметическом порядке записывают первую половину участвующих команд, дальше уже слева от вертикальной линии снизу вверх записывают опять же в арифметическом порядке оставшуюся половину участвующих команд. Соединив горизонтальной черточкой расположенные напротив друг друга номера, определяют играющие пары команд первого игрового дня.

На второй и последующие игровые дни, соревнующиеся пары составляют в результате смещения всех номеров участников на один номер влево (против часовой стрелки), при этом порядковый номер «1» всегда остается неподвижным.

Пример для 7 команд

1 день2 день3 день4 день5 день

При нечетном количестве команд календарь игр составляют по вышеуказанному порядку для четного количества команд (+1).

Т.е. если необходимо составить календарь для семи команд, то в него следует включить восемь команд. После того, как будет составлена сетка расписания, вместо восьмой (условной) команды нужно написать цифру «ноль». Это значит, что соперник «нулевой» команды в этот игровой день не играет («выходной»).

Данный способ является наиболее оптимальным и справедливым для всех участвующих в соревнованиях команд, так как каждый участник имеет возможность равномерно чередовать игры дома и на выезде. Для составления календаря по этому способу применяют так называемое «правило вертикальных линий», или «способ змейки». Так же, как и в способе без чередования полей, чертят необходимое количество вертикальных линий на нечетное число команд. Внизу под первой линией пишут число «1», затем справа от первой линии снизу вверх в арифметическом порядке - первую половину номеров участников (без учета номера «1»). Вторую половину номеров в том же арифметическом порядке пишут слева от первой вертикальной линии сверху вниз.

Вверху над второй вертикальной линией пишут число, следующее за предыдущим написанным верхним справа от первой вертикальной линии. Дальше цифры проставляют в том же арифметическом порядке, но уже сверху вниз справа от второй вертикальной линии, далее снизу вверх справа от третьей вертикальной линии и т.д. Порядок написания цифр похож на змейку, откуда и произошло название способа составления календаря.

Игровые пары образуют номера, расположенные слева («хозяева поля») и справа от вертикальной линии («гости»). Каждый столбик образует один календарный день или же тур.

При четном количестве команд дополнительную цифру приписывают к свободному номеру под или над вертикальной линией, причем внизу ее пишут слева от свободного номера, а вверху - справа от свободного номера.

Календарь игр удобнее составлять, начиная с верхних пар команд.


Результаты игр заносят в специальную таблицу розыгрыша, в которой фиксируется соотношение выигранных и проигранных партий в числителе и количество завоеванных очков в знаменателе, как в каждой отдельной встрече, так и общие итоги по результатам всего соревнования. В последней графе проставляется итоговое место команды.


Система с выбыванием. Иногда ее называют олимпийской, или кубковой. Данная система применяется при большом количестве команд и малом количестве игровых дней. Достоинством этой системы является возможность принять участие в соревнованиях большому количеству команд, что особенно важно при проведении массовых соревнований.

Недостатком ее является большая степень случайности при определении победителя, так как сильнейшие команды по результатам жеребьевки уже на первых этапах могут встречаться между собой и проигравшая команда не будет иметь возможности участвовать в дальнейшей борьбе за призовые места. Дабы избежать подобных случайностей, применяют так называемую «зрячую жеребьевку», когда сильнейшие команды (по результатам предыдущих соревнований) заранее разводят по верхним и нижним половинам сетки розыгрыша. Также можно развести и следующие по силам команды, уменьшив, таким образом, элемент случайности в определении призеров соревнований.

Число игр, необходимых для проведения соревнований по системе с выбыванием, определяется по формуле:

где Х - число игр, n - количество команд.

Если количество участников кратно двум (2n - 4, 8, 16, 32 и т.д), то все команды играют без предварительных туров. Если же количество команд иное, то в предварительном туре должны сыграть столько команд, чтобы уже во втором туре играло количество команд, кратное двум. Для этого используют формулу:

где А - число участников,

2n - число, кратное двум, ближайшее к общему числу участников.

Например, при 9 командах в предварительной части будут соревноваться 2 команды (n=9; 2n=8; и тогда Х=(9-8)х2=2). В данном случае - 4 и 5 номера, так преимуществом пользуются команды, находящиеся в верхней и нижней части сетки розыгрыша, т.е. в первом туре свободны от игр 3 команды из верхней части сетки и 4 команды из нижней части сетки. При четном количестве команд в первом туре свободно от игр одинаковое количество команд из верхней и нижней половин сетки розыгрыша.


Если соревнуются 9 команд, для выявления победителя необходимо провести восемь игр и, по предложенной версии, в полуфинале играли команды под номерами 1-4 и 7-9, в финале - 4-9, а победителем вышла команда под номером 4. Если необходимо определить всех призеров соревнований, дополнительно проводят встречу за 3-4 места между командами, проигравшими в полуфинале, в нашем случае - между 1 и 7 номерами.

Зачастую при проведении спартакиад требуется выявить места для всех участников. Для этого строят дополнительно сетку розыгрыша в обратном порядке. Пример для тех же 9 команд.


Чтобы определить места для всех команд, нужно провести 13 игр (по круговой системе требовалось бы 36 игр, т.е. экономия времени почти в три раза).

Самым невезучим номером в данном примере является команда под номером 5, которая после первого же поражения не попала в 1/4 финала и заняла последнее 9 место. Команды, проигравшие в ј финала (2,3,6,8), разыгрывают между собой утешительные полуфиналы (2-3, 6-8). Победители данных встреч (3 и 8) разыгрывают между собой 5-6 места, а проигравшие (2 и 6) - 7-8 места.

Смешанная система. В настоящее время большинство крупнейших мировых соревнований проводятся по смешанной системе, которая позволяет в оптимальные сроки провести соревнования среди значительного количества команд. соревнование спортивный игра

Эта система включает элементы двух основных систем розыгрыша: круговой и с выбыванием. На первом этапе соревнования могут проводиться по той или другой основной системе, а на последующих этапах - по иной системе. Чаще всего на предварительном этапе команды разбиваются на группы, сначала проводятся игры по круговой системе, а затем определенное количество команд из группы, занявших более высокие места, встречаются с соответствующими командами из других групп по системе с выбыванием.

Смешанная система отличается разнообразием вариантов, позволяет в наиболее полной мере учесть интересы участвующих команд, организаторов соревнований, зрителей, имеющиеся условия, спортивные сооружения. Она наиболее оптимальна для краткосрочных официальных соревнований (Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы).

Для проведения соревнований по теннису могут применяться следующие системы:

Олимпийская система, кроме классического варианта имеет несколько модификаций:

При олимпийской системе участник или команда (в дальнейшем в тексте слова "игрок" или "участник" будет предполагать и "команда") выбывает из соревнования после первого поражения, а при усовершенствованных олимпийских системах – после нескольких поражений.

Круговая система предполагает участие игроков в соревновании до тех пор, пока каждый участник не встретится со всеми остальными. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество очков.

Смешанная система основана на принципе сочетания круговой системы и олимпийской системы. Как правило, на предварительном (начальном) этапе соревнований применяется круговая система, а на заключительном – олимпийская. На предварительном этапе розыгрыша участники разбиваются на подгруппы по квалификационному или территориальному (как правило, при командных соревнованиях). Сильнейшие в подгруппах выходят в заключительный этап, где применяется олимпийская система.

Рассмотрим подробнее каждую из систем.

(иногда называют "система с выбыванием") применяется только для выявления победителя. После первого же поражения участник выбывает из соревнования. В результате победителем оказывается участник, не проигравший ни одного матча.

Используется во всех турнирах ITF , ATP , WTA (кроме заключительного турнира сильнейших) и на олимпийских играх.

Принцип назначения матчей между участниками соревнования и учёт их результатов проводится по специальной таблице, которую принято называть "турнирной сеткой". Она имеет неизменную схему и формируется для числа участников 8; 16; 32; 64; 128. Могут применяться турнирные сетки и на 24 или 48 участников, которые являются неполными сетками на 32 и 64 участника соответственно. В качестве примера приведены турнирные сетки на 32 и 24 участника соответственно. Максимальное количество игроков, ограниченное вышеуказанным рядом чисел, принято называть размером турнирной сетки.

В левом крайнем ряду фамилии участников располагаются на соответствующих строках по одному из трёх вариантов:

  • посева (расстановки) на основании рейтинга (в этом случае первые матчи между участниками формируются по принципу "сильный против слабого");
  • жребия (случайным образом);
  • комбинации первых двух вариантов: вначале сеются определенное количество участников, имеющих наилучший рейтинг, а затем для остальных участников проводится слепой жребий.

В Таблице 1 приведено допустимое количество сеяных игроков в зависимости от размера турнирной сетки.

Таблица 1

Принцип составления турнирной сетки изложен в разделе "Составление турнирных сеток".

Соревнование проводят в несколь­ко кругов или туров (в международной терминологии "раундах" – Round ). Каждому кругу в турнирной сетке соответствует один вертикальный ряд. Каждый такой ряд состоит из горизонтальных строк, в ко­торых указывают фамилии участников или назва­ния команд. В каждом круге между собой встречаются участники, фамилии которых расположены в одном ряду на соседних (смежных) стро­ках, соединенных справа вертикальной линией, то есть участники разбиваются на пары, в которых встречаются между собой.

Победители в матчах 1-го круга попадают во 2-ой круг (в турнирной сетке – в следующий вертикальный ряд), по­бедители в матчах 2-го круг – в 3-й и т. д.

Круг, в котором встречаются 8 участников, называется чет­вертьфиналом (Quarterfinal ), 4 участника – полуфиналом (Semifinal , Semis ), 2 участника – фи­налом (Final ). Победитель финального матча становится победителем (Winner ) соревнования.

Зависимость количества кругов от числа участников приведена в Таблице 2.

Таблица 2

Количество игровых дней, необходимых для проведения со­ревнования (при условии, что каждый участник играет по одно­му матчу в день), равно числу кругов.

Общее количество матчей (М О ) определяется по формуле М О = N – 1 , где N – число участников.

Иногда в соревнованиях, проводимых по олимпийской сис­теме, разыгрывается 3-е место между участникам, проигравшими полуфинальные матчи (например, олимпийские игры).

Недостатком олимпийской системы является то, что продвижение по турнирной сетке носит достаточно большой случайный характер. Заведомо сильный игрок может проиграть слабому ("ну не его был день") и на этом закончить свои выступления. В тоже время его победитель, как правило, проигрывает в следующем круге. Кроме этого, большинство участников выбывает после сравнительно небольшого количества сыгранных матчей.

Предназначена для розыгрыша всех мест, где после каждого поражения спортсмен выбывает не из соревнования, а лишь из борьбы за определенное место. В результате победителем оказывается участник, не проигравший ни одного матча, а последнее место занимает игрок, не одержавший ни одной победы. Все другие места распределяются между остальными участниками в зависимости от последовательности их побед и поражений.

Турнир делится на несколько турнирных сеток – основную (сетка для победителей) и дополнительные (сетки для проигравших), которые называют "утешительными сетками". Все участники начинают турнир в основной сетке. Принцип составления основной сетки такой же, как и при олимпийской системе. В дополнительные сетки фами­лии участников попадают из основной после первого же поражения игрока в зависимости от того, в каком круге он проиграл. В каж­дом круге, начиная со второго, встречаются участники, имеющие одинаковые последовательности побед и поражений в предыду­щих кругах соревнования.

В качестве примера приведена основная и дополнительные сетки на 16 участников.

Пояснение. В сетке каждой паре в 1-м круге и в последующих кругах присвоен свой номер (нумерация условная и в применяемых на соревновании сетках отсутствует). Игроку, проигравшему матч в паре, присваивается номер, соответствующий этой паре со знаком «-», и обозначенный красным цветом. Из проигравших участников формируются утешительная сетка, соответствующая определённому разыгрываемому месту.

По аналогии с сеткой на 16 участников несложно сформировать турнирные сетки и для 24, 32, 64 участников.

Количество матчей и кругов в зависимости от числа участников приведено в Таблице 3.

Таблица 3

Число участников Всего матчей Количество матчей в каждом круге
1-м 2-м 3-м 4-м 5-м 6-м

Позволяет участникам, проигравшим в первых кругах, продолжить участие до следующего поражения. Дополнительные сетки составляются, как и для обычной усовершенствованной олимпийской системы, однако в них разыгрываются не все места. Например, для сетки на 16 участников определяются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 и 10 место, а для 64 участников – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 17, 18, 33, 34. В качестве примера приведена турнирная сетка на 16 участников.

Принцип продвижения участников по основной и дополнительным сеткам такой же, как объяснено в предыдущем варианте (усовершенствованная олимпийская система).

По такой системе часто играются соревнования со вступительным (стартовым) взносом.

Участник, проигравший один матч в течение всего соревнования, сыграет всего на один матч меньше, чем победитель соревнования.

В Таблице 4 приведено общее количество матчей исходя из числа участников.

Таблица 4

(иногда называют "минусовка ") предполагает участие игроком до 2-х поражений. Она является более объективной, чем олимпийская система и все её разновидности, но более продолжительная. Основной отличительной особенностью является то, что игрок однажды проиграв, не теряет права выиграть турнир.

Соревнование проводится по двум сеткам – верхней (основной) и нижней (дополнительной). В качестве примера турнирной сетки на 16 участников. В основной сетке матчи происходит по олимпийской системе.

В каждой паре соперников, выигравший участник проходит в следующий круг. Участники, проигравшие в 1-м круге верхней сетки, переходят в нижнюю сетку во 2-й круг. В дальнейшем отсчёт кругов ведётся по верхней сетке. Участник, проигравший во 2-м круге верхней сетки, попадает в нижнюю сетку в 3-й круг и т.д.

Участник, проигравший в нижней сетке, выбывает из соревнования.

В последнем круге (суперфинале) встречаются участник, прошедший по основной сетке без поражений, и участник, дошедший до суперфинала по нижней сетке. Третье место занимает проигравший финал в нижней сетке.

  • если выигрывает победитель верхней сетки, соревнования заканчиваются, а если выигрывает победитель нижней сетки, то участники играют еще одну встречу (с полным суперфиналом);
  • проводится только одна встреча (с простым суперфиналом).

Преимущество данной системы в том, что она работает одинаково при любом количестве участников и является наиболее объективной при определении победителя и призёров. Недостаток – определение только первых трёх мест и в большом количестве матчей, а также в разнице числа матчей, которые играют участники для достижения финала по верхней и нижней сеткам. Например, для турнира в 8 участников финалист нижней сетки должен сыграть на 6 игр больше, при 16 участниках – на 12, при 32 участниках – на 24. Однако в верхней сетке играют те, кто никому не проигрывал, и можно считать, что более высокий уровень соперников компенсирует разницу в числе матчей.

В Таблице 5 приведено количество матчей по сеткам (верхняя/нижняя) при использовании первого варианта системы.

Таблица 5

Число участн. Кол-во матчей 1 круг 2 круг 3 круг 4 круг 5 круг 6 круг 7 круг 8 круг 9 круг

Эта система использовалась при проведении итоговых турниров WTA в 1978-1982 годах.

Для уменьшения количества матчей может использоваться сетка, в которой единожды проигравшие продолжают бороться не за первое место, а за третье. Сетка приведена ниже.

УСОВЕРШЕНСТВОВАННАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ СИСТЕМА С УТЕШИТЕЛЬНЫМ ПРИЗОМ предполагает проведение утешительного соревнования с теми участниками, которые проиграли в первом круге. Победитель утешительного турнира награждается памятным призом или наградой. Обе турнирные сетки: основная и утешительная составляются как для обычной олимпийской системы (с выбыванием), т.е., например, для 22 участников, принявших участие в соревновании разыгрываются: 1, 2 и 13 места.

Плюсом такой системы является то, что сильный участник, не настроившийся на матч или проигравший по какой-либо другой причине заведомо более слабому сопернику (что часто случается) имеет возможность продолжить играть в турнире и побороться за утешительный приз, который бывает достаточно достойным. По такой системе проводятся, например, Чемпионаты мира среди ветеранов.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА предусматривает розыгрыш всех мест при проведении матчей между всеми участниками соревнования.

Места, занятые участниками, определяют по количеству на­бранных очков. За выигранный матч (личный или командный) начисляют одно очко, за проигранный – ноль. В случае неявки участника на матч или отказа от него ему засчитывается пораже­ние (без указания счёта). Если участник сыграл менее половины предусмотренных таблицей соревнования матчей, все его резуль­таты аннулируются (только для определения места в таблице, но не для учета в классификации).

В теннисе, как правило, в турнирную таблицу заносится результат матча только в поле победителя. Если в строке таблицы просматриваются результаты какого-либо участника и в соответствующем поле указано только «0 », то не сложно найти поле его соперника по этому матчу (по диагонали с учетом номера расстановки) и уточнить счет. В примере указан счет во всех полях.

Победителем считается участник, набравший наибольшее количество очков.

При равенстве очков у двух участников (в лич­ном или командном соревновании) преимущество получает по­бедитель матча между ними. При равенстве очков у трёх или более участников в личном соревновании преимущество получает участник по следующим последовательно применяемым принципам :

1. В матчах между ними:

б) по лучшей разности выигранных и проигранных сетов;

в) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов.

2. Во всех матчах:

б) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов;

в) по жребию.

В примере первые три участника набрали одинаковое количество очков – по 5. Количество набранных очков между ними, тоже оказалось одинаковым – по 1. При подсчёте выигранных и проигранных сетов показатели следующие: 1-й участник – 4 (выгр.)/3 (проигр.); 2-й участник – 4/3 ; 3-й участник – 5/2 . Лучшая разница по сетам у 3-го участника, он и является победителем. У 1-го и 2-го участника разница одинаковая. Распределение мест среди призёров, в данном случае, определяется исходя из их личной встречи.

При равенстве очков у трёх или более участников в команд­ном соревновании преимущество получает команда по следующим, последовательно применяемым показателям:

1. В командных встречах между ними:

а) по количеству набранных очков;

б) по лучшей разности выигранных и проигранных одиночных и парных матчей;

в) по лучшей разности выигранных и проигранных сетов;

г) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов

2. Во всех командных встречах:

а) по лучшей разности выигранных и проигранных сетов;

б) по лучшей разности выигранных и проигранных геймов.

При отказе участника после первого круга возможны три варианта учёта (или не учёта) результатов, сыгранных им матчей:

  • аннулирование результатов;
  • присуждение технических побед в оставшихся матчах;
  • если выбывший участник сыграл половину или более своих матчей, то в оставшихся матчах его соперникам присуждается техническая победа, в противном случае результаты его игр аннулируются.

В первом случае, участники оказываются в неравных условиях: победившие выбывшего игрока лишаются очков, тогда как проигравшие ему – ничего не теряют. Во втором – преимущество получат те, кто не успел с ним встретиться. Поэтому рекомендуется применять третий вариант.

Как будет приниматься решение в случае выбывания участника должно быть оговорено в Положении турнира.

Порядок матчей соперников друг с другом при круговой системе не имеет большого значения, но рекомендуется составлять расписание по нижеприведённому принципу (Тал.6).

Таблица 6

Для 8-ми участников

5↔6

В основе лежит принцип вращения всех номеров против часовой стрелки вокруг первого номера. В каждом последующем туре цифры сдвигаются на один порядок. При чётном количестве игроков будет нечётное количество кругов, т.е. на единицу меньше общего количества участников. Если же количество участников нечётное, то счёт кругов ведётся из чётного количества, т.е. на единицу больше. В таком случае последний номер в таблице остаётся незанятым и игрок, которому выпадает матч в очередном круге с этим номером, свободен.

Количество игровых дней, необходимых для проведения со­ревнования по круговой системе (при условии, что каждый уча­стник проводит не более одного матча в день), на единицу мень­ше числа участников, если оно чётное, и равно числу участников, если оно нечётное.

Общее количество матчей (M К ) определяется по формуле: M К = N·(N – 1)/2 , где N – число участников соревнования.

Количество кругов (при наличии технической возможности одновременного проведения достаточного числа матчей) равно N–1 для чётного числа участников и N для нечётного (в последнем случае каждый участник пропускает один тур, в котором ему не находится соперника).

Достоинства данной системы в том, что достигается максимально возможная объективность турнира: т.к. каждый сыграют со всеми, итоговый результат определяется соотношением сил всех пар соперников.

Недостатком является большое количество матчей (максимальное среди всех систем) и, соответственно, значительное количество дней для проведения турнира. Количество встреч растёт с ростом числа участников квадратично. Практическим пределом для круговой системы в теннисе является 8 участников. Вследствие этого крупные турниры по круговой системе редки. Кроме того, ближе к концу турнира появляются матчи, которые частично или полностью не влияют на позиции тех или иных участников. И это может приводить к договорным матчам.

Возможна двух этапная круговая система. На предварительном этапе участники разбиваются на несколько подгрупп: 3, 4, 5 и т.д., как правило по 3–4 участника в подгруппе, а затем на основном (заключительном) этапе победители подгрупп образуют группу, в которой, также играют по круговой системе для выявления победителя и призеров. Если подгруппы две, в основной этап выходят по два участника с лучшими результатами с каждой подгруппы. В примере – 4-е подгруппы по 4-е участника в каждой, но в одной-трех подгруппах может быть и по 3 участника.

По такой системе возможен розыгрыш и последующих мест на основном этапе. Для этого составляются таблицы, объединяющие по отдельности 2-е, 3-е, 4-е и последующие места.

СМЕШАННЫЕ СИСТЕМЫ представляют собой различные комбинации круговой, олимпийской и усовершенствованной олимпийкой систем, каждая из которых может применяться на различных этапах соревнования. Наибольшее распространение получила смешанная система, предусматривающая на первом (предвари­тельном) этапе соревнования проведение матчей по круговой си­стеме в подгруппах, а на заключительном (финальном) – по олимпийской (плей-офф) или по усовершенствованной олимпийской системе. Число групп и число участников от каждой группы, участвующих в заключительной части соревнования, должно быть указано в Положении турнира. В примере приведена смешанная система, состоящая на предварительном этапе из 4-х групп по три-четыре участника в каждой, встречающихся по круговой системе, с последующим формированием олимпийской сетки из двух лучших участников с каждой группы.

Группы, на основании посева и жребия участников, составляются по, так называемой, схеме «Змейка» В Таблице 7 приведён пример для 4-х групп.

Таблица 7

Группа I Группа II Группа III Группа IV

и т.д.

Число рядов соответствует числу формируемых групп, число строк – числу участников в каждой группе.

Если групп всего две, то на финальном этапе могут проводиться:

  1. Стыковочные матчи между учас­тниками, занявшими одинаковые места в группах. Победители в подгруппах на первом этапе соревнования встречаются между со­бой за 1–2-е места, занявшие 2-е места в группах – за 3-4-е места и т. д.
  2. Полуфиналы, в которых встречаются победитель из одной группы с игроком, занявшим 2-е место из другой группы. Победители полуфиналов встречаются в финале, а матч за 3-е место проводится между проигравшими полуфиналистами.

Групповой этап имеет свои очевидные минусы и плюсы. С одной стороны, он гарантирует участие игроков в нескольких матчах (например, при 4-х участниках – три матча). К тому же у всех участников имеется шанс выхода из группы в финальный этап, даже при поражении. С другой – сложность восприятия и необходимость подсчёта сетов, а иногда и геймов для определения победителя группы. Зачастую, и сами игроки не всегда понимают суть определения мест в группе. Например, на Итоговом турнире АТР в 2012 году Энди Маррей после выигранного у Жо-Уилфрида Тсонги первого сета в последнем матче (имел одну победу и одно поражение) обратился к арбитру с вопросом, проходит ли он в полуфинал. А в другой группе «В» группе Давид Феррер остался за бортом плей-офф, несмотря на две победы, как и у Роджера Федерера и Хуан-Мартин дель Потро, которые соответственно заняли 1-е и 2-е места.