Современные тренеры или как воспитать игрока в российском хоккейном стиле. «Современный тренер бы сказал Фетисову: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину

Сайт сайт начинает новую рубрику – «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.

Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.

А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.

Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.

Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.

Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.

С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.

Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.

У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».

В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.

Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.

Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.

Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.

Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.

Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.

Подготовила Олеся Усова

Вратарь – главная фигура

Кого из знаменитых вратарей прошлого взять за образец, своего рода эталон, использовать в качестве отправной точки в нашем разговоре о вратарском искусстве грядущих десятилетий? Справедливо было бы, пожалуй, начать с Жака Планта – этот вратарь был велик, а популярность его – огромна. Хотя… Немало прекрасных вратарей было и среди спортсменов, признававшихся лучшими на мировых хоккейных форумах, олимпийских турнирах, – канадец Сет Мартин, швед Лейф Хольмквист, американец Джек Мак Картэн. Автор хоть и знаком со всеми этими великолепными игроками, не раз видел их в деле, но далеко не все ему известно. Знал бы, как шли эти вратари к высотам хоккейного мастерства, что помогло им стать знаменитыми, выдающимися фигурами хоккея, непременно поделился бы.

Но в последнее время в хоккее, да и во всем мировом спорте чрезвычайная популярность выпала на долю советского голкипера Владислава Третьяка. Потому и предлагаю начать наш разговор с рассказа об этом страже ворот.

Третьяк Владислав Александрович. Родился 25 апреля 1952 года. Заслуженный мастер спорта. В 1969–1984 гг. выступал в составе команды ЦСКА. Чемпион СССР 1970–1973, 1975, 1977–1984 гг. В 1974, 1975, 1976, 1981, 1983 гг. был признан лучшим хоккеистом сезона в стране.

Олимпийский чемпион 1972, 1976, 1984 гг. Чемпион мира 1970, 1971, 1973, 1974, 1975, 1978, 1979, 1981, 1982, 1983 гг. Чемпион Европы 1970, 1973, 1974, 1975, 1978, 1979, 1981, 1982, 1983 гг. Лучший вратарь чемпионатов мира 1974, 1979, 1981, 1983 гг. Лучший хоккеист Европы 1981, 1982, 1983 гг. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «Знак Почета».

Как видите, послужной список Владислава Третьяка мало сказать внушительный – рекордный. Но выступая – и как выступая! – за клуб ЦСКА и сборную страны, Третьяк добился еще одного достижения, которое вряд ли по плечу любому западному спортсмену: наш лучший вратарь окончил два высших учебных заведения – Институт физкультуры и Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. И при этом вел большую общественную работу – на протяжении двух созывов избирался членом ЦК ВЛКСМ, немало делал для популяризации детского хоккея, особенно массовых соревнований «Золотой шайбы». На протяжении восьми лет он являлся комсоргом сборной СССР и команды ЦСКА.

Какая интересная, скажет читатель, жизнь! А я бы добавил – жизнь нелегкая, предельно насыщенная.

С юных лет Владислав сумел воспитать в себе трудолюбие и любознательность. Он рано стал сам для себя тренером. Да-да, уже в 15 лет он знал многие тонкости выполнения основных технических приемов. Два года спустя принялся за освоение принципиально новой тактики игры вратаря, основанной на интуитивном восприятии хоккея.

Мы, тренеры, предложили Владиславу строить игру не на зрительном восприятии ситуаций, как это делают обычно голкиперы, а полагаясь исключительно на интуицию, предвидение событий. Элементарный расчет говорил о том, что с каждым годом скорость полета шайбы увеличивается, так что среагировать на бросок с расстояния 7–8 метров не в состоянии даже самый расторопный страж ворот. Помочь в этой ситуации могло только предвидение. Но воспитать, развить это чувство непросто. Освоить игру по-новому может лишь пытливый, способный к самоанализу спортсмен, человек высокой культуры. Таковым и оказался Владислав Третьяк.

Само собой, новые задачи повлекли за собой иное содержание тренировок, подбор необычных, чрезвычайно сложных упражнений. На все это Владислав шел без оглядки, не жалея себя, ни минуты не сомневаясь в конечном успехе.

За двадцать лет служения хоккею Третьяк ни разу не опоздал на тренировку. Ни разу я не видел, чтобы перед занятиями у него была кислая физиономия, Владислав всегда был бодр, весел. С ним приятно было тренироваться. С ним уютно жилось товарищам по команде.

Сейчас, вспоминая свои годы в хоккее, считаю за счастье, что мне довелось работать с таким спортсменом, как Владислав Третьяк. Передавая ему свои знания, опыт, я всегда мог рассчитывать на полную отдачу. Общаясь с такими спортсменами, тренер получает немало поучительного и для себя.

В нашем активном, атакующем хоккее главные роли мы нередко отводим форвардам, ценим активных защитников. Все это в принципе правильно. Однако начало всех тактических начал, я в этом убежден, – мастерство, степень надежности вратаря.

Несколько лет назад, осенью, встречаю Владислава – он только что вернулся из зарубежной поездки, где участвовал в серии игр.

– Как дела? – спрашиваю.

– Трудными матчи оказались. Оборона наша играла с провалами…

– Чудак ты, – говорю. – Скажи спасибо и тренерам, и защитникам, что дали тебе возможность осенью поиграть вволю, укрепить мастерство, обрести уверенность. А если бы защитники не ошибались…

Привык к тому, что меня считают человеком крайностей. Однако многие крайности в моих суждениях – кажущиеся. Просто в логической цепи рассуждений я часто опускаю промежуточные звенья, выдавая собеседникам лишь конечный результат. Восстановлю недосказанное в разговоре с Третьяком.

Само собой понятно, что если защитники играют без ошибок, то участие голкипера в игре сводится к минимуму, стало быть, никак не влияет на рост его мастерства. Убежден, часть оборонительных функций страж ворот может принять на свои плечи – тогда и с форвардов, и с защитников можно снять часть ноши по обороне ворот, воплощая в жизнь истинно атакующий стиль игры. Именно в этом и помогал мне Владислав Третьяк.

Впрочем, был он опорой тренерам во всем. В налаживании сознательной дисциплины, в постоянном пополнении знаний, в создании настроя на каждый матч. Да что говорить, без таких преданных хоккею спортсменов – честолюбивых, но знающих цену и коллективному труду – ни одному тренеру не под силу создать классную команду. Без их помощи не провести без потерь омоложение коллектива. И Третьяк очень помогал мне, а позже, верю, и преемнику моему – Виктору Тихонову – смело вводить в состав молодежь. Лет пять назад в составе ЦСКА появилась целая группа молодых хоккеистов. И хотя под рукой тренера была великолепная пятерка Ларионова, в трудные минуты для команды палочкой-выручалочкой становился Владислав Третьяк.

Не случайно и сейчас, когда Третьяк давно не выступает, именно по его игре, словно по эталону, сверяют мастерство вратарей и тренеры, и игроки. Увы, пока это сопоставление не слишком радует. К сожалению, ни один наш вратарь не освоил интуитивного метода Третьяка, позволявшего тому в единоборстве с любым соперником владеть инициативой.

У Третьяка было множество приемов, овладеть которыми надо стремиться сегодняшним вратарям. Расскажу об одном из них.

В ситуации, когда соперник владел шайбой, находясь за воротами, Владислав следил за этим форвардом лишь краешком глаза, боковым зрением, главное же его внимание было сосредоточено на тех, кто перед ним, кто мог, получив шайбу, переправить ее в ворота. При этом подсказывал партнерам, кого (а то и как) опекать. Маневры Третьяка были настолько отработаны, что не припомню случая, чтобы кто-либо сумел ему забросить шайбу из-за ворот. Хотя вспоминаю, что на тренировках многие наши асы, среди них и Валерий Харламов, и Анатолий Фирсов, много раз пытались добиться этого. А ведь часто мы видим, как и не столь выдающиеся форварды забрасывают в матчах шайбы из-за ворот опытным стражам.

Вывод, по-моему, очевиден: тренеры, если есть у них творческая жилка, обязаны использовать, развивать наследие Третьяка. Именно так выдающийся игрок, даже закончив выступать, продолжает свою жизнь в хоккее: у него учится, на него равняется молодежь.

«Лучший вратарь XX века», «С Третьяком в воротах любая команда непобедима!». Эти и подобные им восторженные сентенции высказывали – и не раз – не легкомысленные газетчики, а крупнейшие специалисты канадского хоккея. При этом надо не забывать, что канадцы всегда очень ревниво относились к похвалам в адрес «чужих» стражей ворот. И такие комплименты Владиславу говорят о многом.

У нас в стране впервые в практике мирового хоккея создана «Вратарская школа имени Владислава Третьяка». С радостью сообщаю любителям и специалистам хоккея о том, что она уже начала свою работу. Разработана методика обучения юных хоккеистов и совершенствования вратарского мастерства. Проводятся симпозиумы с участием вратарей и тренеров, лекции о вратарском искусстве дополняются показательными тренировками. Хорошо, что группа вратарей, мастеров своего дела, имеет дело не только со взрослыми, сложившимися спортсменами, но и с юными хоккеистами из детских спортивных школ Москвы, Прибалтики, Урала, Сибири. Не обойдены вниманием и юные вратари многомиллионной «Золотой шайбы». Чем раньше ребята воспримут «уроки Третьяка», тем больше у них шансов стать со временем истинными хоккейными вратарями.

Наш первый выдающийся голкипер Николай Пучков однажды вслух изрек: «Вратарь – полкоманды!» В те первые годы освоения нами хоккея не все соглашались с этим афоризмом. А напрасно. Утверждение Пучкова справедливо. Подтверждение ему можно найти в практике советского и мирового хоккея. Уступая нашей сборной, канадские профессионалы не раз говорили: дайте нам Третьяка – и мы вас одолеем! Команда способна добиться победы, располагая защитниками средней руки, не очень пробивными форвардами. Опытный тренер сумеет восполнить изъяны состава умелым руководством игроками во время матча. А вот скрыть от соперника слабую игру вратаря, добиться при этом победы – дело пустое, невозможное. Не слишком ли категорично? Давайте порассуждаем.

У каждого полевого игрока, как правило, один, ну два визави – хоккеиста противоборствующей команды, с кем в течение матча ему чаще всего приходится вступать в единоборство. А вот вратарь один против двадцати. Это хоккеисты разных амплуа. Не похожие друг на друга по игровому навыку, манере двигаться, бросать по воротам, разные по характеру. Каждый для вратаря – загадка. И каждый горит одним желанием – взять ворота. От того, удастся ли это, зависит успех или поражение команды.

Надежен вратарь – и хоккеистов команды соперника охватывает разочарование, горечь неудачи. Для того чтобы хоть как-то уберечь голкипера от возможного мщения со стороны соперников, в правилах игры оговорено, что в площади у ворот персона вратаря неприкосновенна. Правда, несмотря на это, не всегда соперники относятся к стражу ворот по-джентльменски. И он должен все это терпеть, сносить. Такая уж у него доля.

В силу ряда причин и в своей команде вратарь несколько обособлен от других игроков, порой одинок. И так – долгие-долгие годы.

Но с теми, кто может подумать, что незавидна роль вратаря, я решительно не согласен! Роль достойная, значимая, заметная. Не встречал ни одного вратаря, который жаловался бы на свою спортивную судьбу, жалел о том, что избрал именно это амплуа в хоккее, а не какое-либо иное.

Если мы хотим представить себе, каким быть вратарю в хоккее завтрашнего дня, то сначала должны вообразить и саму игру грядущих лет. Человек в хоккейных воротах будет реагировать на те изменения в атаке, которые привнесут в игру будущие поколения выдающихся форвардов.

Сразу хочу сказать: роль вратаря в хоккее усложнится. Броски станут более мощными, внезапными, скорострельными. Это аксиома. И именно этим заняты уже сейчас хоккеисты разных амплуа.

Главное направление поиска в сегодняшнем хоккее – как усилить мощь атаки. Во имя этого совершенствуются клюшки, все эластичней становится у них крюк, что позволяет совершать скрытные кистевые броски с огромной скоростью вылета шайбы. Во имя этого игроки наращивают силу, улучшают координацию движений, гибкость туловища, мускулы рук и особенно – взрывную силу кисти. Во имя этого они постоянно совершенствуют сам навык броска, добиваясь, с одной стороны, рациональности, слитности движений, а с другой – вкладывают в завершающую фазу броска огромные усилия. Важнейшее при этом условие – внезапность.

Но вратарю станет сложнее не только поймать или парировать шайбу. Немало хлопот доставят ему и перемены в тактике атаки. Так мощно, изобретательно, артистично, как ведет сегодня атаку звено Ларионова, завтра станут действовать десятки звеньев и целых команд. Но верю, появятся звенья, которые пойдут дальше. В чем? В быстроте обмена пасами. В усилении частоты скорострельности. При этом завершающая фаза атаки, что вполне вероятно, в играх всех, в том числе и европейских, команд будет вестись на канадский лад – страстно, беспощадно по отношению и к себе, и к сопернику: прием устрашения отнюдь не лишний в психологической атаке на вратаря.

Появятся, уверен, и другие новые тактические мотивы. В атаке будет больше элементов внезапности. Форварды станут появляться перед воротами – для создания помех вратарю, чтобы подправить, добить шайбу – в миг, когда этого никто не ожидает. Об этом будет знать лишь игрок, владеющий шайбой. Как трудно будет разгадывать эту атаку вратарю!

Полагаю, что размер ворот (высота 122, ширина 183 сантиметра) со временем не изменится, хотя для того, чтобы стимулировать атаку, можно было бы пойти на то, чтобы сделать их чуть пошире. Но не покушаясь на размеры ворот, форварды могут как бы увеличить их, «растягивая», словно гармошку. Каким образом? Направляя шайбу со средней и дальней дистанций не в цель, а на метр-полтора в сторону от нее по воздуху. Со временем хоккеисты научатся по-теннисному, с лета, направлять шайбу в ворота. Причем форварды, конечно же, не станут дежурить в заранее облюбованных точках площадки, держа на замахе клюшку-ракетку, а возникнут в опасном для соперника месте быстро и неожиданно.

Все эти перемены в атаке потребуют от голкипера и убыстрения скоростного маневра, и дара предвидения. Нет сомнения, что вратари все это освоят. А освоив, проявят себя и в новом качестве.

Канадские вратари во время матча часто довольно далеко выходят из ворот. При открытой, прямой атаке, исключающей какие-либо комбинации, такие действия себя оправдывают. Чем ближе вратарь к углу «сектора обстрела», тем сложнее форварду попасть в ворота. Если же атака носит иной характер, любой маневр должен быть более расчетливым. При этом умение передвигаться, не отрывая коньков ото льда, приобретает для голкиперов особо важное значение.

Убежден, что возрастет и значение низкой «стойки» вратаря – ведь увеличится число схваток, единоборств непосредственно перед воротами. Но играя в нижней стойке, вратарю надо стать более маневренным. Потребуются и абсолютно согласованные действия вратаря и защитников. Увеличится, без сомнения, и опасность нападений форвардов на вратаря. Стража ворот, скажу попутно, надо всячески оберегать. Уважаю защитников, которые не позволяют соперникам и коснуться вратаря, тем более замахнуться на него клюшкой или даже ударить. Всегда прощаю им, если, защищая голкипера, пускают в ход кулаки. И сочувствую, когда судья, не разобравшись в ситуации, удаляет с поля того, кто, отстаивая справедливость игры, защищал стража ворот.

В последние годы основная тактическая борьба команд разворачивается в средней зоне. И часто бывает так, что атакующий игрок, опасаясь потерять шайбу у синей линии зоны соперника, делает выброс – сильно посылает шайбу в сторону лицевого борта. Для того чтобы подхватить шайбу и тут же завязать контратаку, сегодня требуются усилия одного, а то и двух защитников. А почему бы, пусть не всегда, а время от времени, если позволяет ситуация, не возлагать эту миссию на вратаря? Ведь когда шайба оказывается недалеко, в восьми-десяти метрах от голкипера, он, естественно, успеет к ней раньше соперника и, не вступая с ним в контакт, может умело направить шайбу своему игроку.

В таких действиях вратаря вижу как минимум две немалые для команды выгоды.

Первая – от лишней «работы» в этом игровом эпизоде освобождается защитник. Мы делаем его более активным – он готов получить шайбу и вместе с форвардами устремиться к неприятельским воротам. На площадке в этот момент у команды действуют как бы шесть полевых игроков.

Вторая – в результате кратковременных, но творческих действий вратарь сумеет принести дополнительную пользу не только своей команде, но и самому себе: находясь в игре в несколько иной роли – более эмоциональной, созидательной, – он будет поддерживать, крепить и свой волевой настрой.

Итак, вратарь может начать выступать и в новом качестве. А для этого ему придется шагать в ногу с полевыми игроками, звеньями в их стремлении к совершенствованию индивидуального мастерства, коллективных действий. Путь к освоению нового – один: тренировка, тренировка и тренировка. Сложная, вдумчивая, упорная. И важно не только трудиться до седьмого пота, а научиться оперативно анализировать и свои действия, и игру партнеров. Словом, вратарь должен становиться немного тренером для самого себя.

Иногда, наблюдая за тренировкой команды даже довольно высокого класса, замечаю, что вратарь проводит разминку вместе с игроками и выполняет те же упражнения, что и они. Это меня коробит. И порождает сомнения в квалификации тренера. Ведь вратарь и кататься должен по-другому, и техника владения клюшкой у него совершенно иная, и тактика, а также психология борьбы – особые. Так зачем ему выполнять упражнения, малопригодные для совершенствования в своем амплуа?

Тренер более грамотный, заинтересованный в быстром росте мастерства своего вратаря, наперед дает ему задание на тренировку. И вот он катится спиной вперед, встречая игроков на противоходе, то маневрирует перед одним из хоккеистов, стремясь выбить шайбу, то пытается перехватывать передачи, то ловит шайбу, то бросает ее, то выбивает ее в падении из-под клюшек партнеров. Затем, встав в ворота, голкипер имитирует свое участие в различных игровых ситуациях.

Но и этим разминка его не заканчивается. Тренер выделяет трех хоккеистов – двух нападающих (один, как правило, левша) и защитника – для того, чтобы они бросали шайбы с разных дистанций, в разные точки ворот, с нужной для вратаря различной силой. Лишь ощутив, что всесторонне готов к отражению любых шайб, вратарь начинает участвовать в игровых упражнениях команды.

Комплекс упражнений для вратаря, само собой разумеется, может быть различным, но непременно должен быть индивидуализирован. Можно, конечно, пригласить в клуб и тренера, специализирующегося на совершенствовании игры вратарей.

Хорошо, что у нас в стране создана международная школа В. Третьяка. Ей нужен штат, куда должны входить несколько тренеров-методистов, специалисты по видеозаписи. И пусть под руководством нашего выдающегося стража ворот проводятся региональные семинары для вратарей. Полагаю также, что теоретический и практический курс школы могут проходить не только спортсмены, но и тренеры.

Особо нас интересуют вратари детских команд. Ведь очень важно с детских лет научить спортсмена правильным приемам игры, чтобы позже его не переучивать, а с годами лишь наращивать и наращивать мастерство.

Повышенное внимание – отбору детей на роль вратаря. Это должна быть особая категория ребят. И отбор надо вести без спешки, по специальной системе. Повременить с категоричными «да» или «нет» при знакомстве. Первое впечатление здесь – не всегда надежный советчик.

Предложил бы создавать тренировочные городки для ребят – претендентов на роль вратаря. И пусть каждый из них побывает в этом городке несколько раз, переходя от одной «точки» к другой. И всюду ему предстоит показать свои способности. В первой «точке» ему предложат выполнить сложные гимнастические упражнения – это проверка на гибкость, координацию, взрывную силу. В другой – акробатические упражнения: стойки, кульбиты, сальто – экзамен на ловкость и смелость. В третьей придется взять в руки теннисные мячи. Попробуй-ка, пожонглируй ими, подбрасывая в воздух, ударяя о землю, о щит, сидя, лежа, стоя, прыгая на одной ноге; можно применить и парное, а то и групповое жонглирование. Далее кандидату во вратари вручат палку или клюшку, пусть и здесь он проявит свои жонглерские способности, преодолевая при этом препятствия, играя в футбол. Пусть проверит себя парень и в различных единоборствах, в лазании по канату, в других сложных и веселых состязаниях, проявит находчивость, хладнокровие и прочие качества, необходимые для того, чтобы стать со временем хорошим стражем ворот.

Конечно же, необходимо проверить и то, как мальчишка катается на коньках – насколько он устойчив, упорен. Замечать при этом не столько падения, а то, насколько он смел, как быстро парень встает, с каким настроением продолжает катание.

При отборе ребят во вратари необходима и задушевная беседа тренера с кандидатом. Роль вратаря заманчива, привлекательна, но надо раскрыть парню глаза и на трудности, связанные с освоением этого амплуа, сложности, которые будут ждать его и тогда, когда он овладеет мастерством.

Вообще считаю, что у тренера с вратарем, независимо от класса команды, должны сложиться особые, доверительные отношения. Если тренер, занимаясь с полевыми игроками, может порой и «власть употребить», то такой подход к вратарю крайне нежелателен. У него трудная и не слишком веселая роль. Поднимать на вратаря голос? Польза от этого будет невелика. Если у парня не сложился характер, он может уйти в себя, не ощущая поддержки тренера, вратарь почувствует себя неуютно в команде. Он может и вовсе уйти из хоккея.

Тренеру дана власть над игроками, и немалая. Он может взять спортсмена в команду или отказаться от него. Но когда идет отбор ребят в хоккейную секцию, тренеру надо отбросить привычку властвовать. Ведь парень-новичок так нуждается в поддержке, заинтересованном к себе отношении! Он делает первые шаги в спорте. И если встретит при этом душевное участие, то и спортивная судьба его наверняка сложится счастливо. Или наоборот. Конечно, впереди еще много – ох как много! – неизведанного. И едва ли не все здесь зависит от того, какую первую роль поручит новичку тренер. И как он отнесется к нему – заинтересованно или формально?

Столь пространное «лирическое отступление», посвященное юным вратарям, я включил в эту книгу вполне намеренно. Уж больно сложна и ответственна роль вратаря в хоккее. Для успешного ее выполнения одного спортивного дарования недостаточно, необходимы и надежные человеческие качества. И всесторонне воспитать такую спортивную личность возможно только с юных лет – если процесс воспитания последователен, до деталей продуман.

И еще один штрих необычной роли вратаря в хоккее. Если в мировом хоккее в составах национальных команд появится сразу несколько выдающихся голкиперов, это заставит тренеров думать о том, как сделать атаку богаче, разнообразней, неожиданней, искать новые ключи к воротам. Уязвлено будет и самолюбие форвардов – вряд ли станут они мириться со слабой результативностью своих усилий. Возрастет конкуренция между вратарями и игроками в поле. А все это, вместе взятое, поможет хоккею стать динамичней, богаче, краше, притягательней для зрителя.

Существует в спорте такое понятие – «корректировка мастерства». Это, пожалуй, самая интересная, но и самая сложная область работы тренера.

Я уже вспоминал в этой книге Анатолия Фирсова, форварда, много лет подряд входившего в элиту лучших нападающих мирового хоккея. И вот взбрело тренеру в голову изменить амплуа этого игрока, преобразить форварда в хавбека. Из хоккеиста – завершителя атак сделать игрока-созидателя. Сохранив, разумеется, его высокую результативность.

Тренеру пришлось пойти на хитрость, чтобы убедить сложившегося, уже в возрасте, именитого игрока поменять роль, переиначить игровые связи. Но все обошлось. Фирсов и в новой роли не раз впоследствии признавался лучшим нападающим, стал самым результативным хоккеистом Олимпиады в Гренобле. Выполнение новой, более сложной задачи обостряет у игрока вкус к хоккею, очень часто помогает продлить спортивную жизнь хоккейной звезды.

А вот пример иного рода. Наверное, многим любителям хоккея запомнился матч 1979 года советской сборной против профессионалов НХЛ. Эту встречу наша команда выиграла со счетом 6:0. Собранно, умело провел игру советский вратарь Владимир Мышкин, ставший одним из героев матча. Казалось, игроку, находившемуся в расцвете сил, радовать и радовать зрителей. Но год спустя игра вратаря поблекла. В ней появились огрехи. Вратарь стал излишне нервничать. Если форвард соперников появлялся с шайбой за воротами, слишком много внимания уделялось ему – голкипер плохо следил за маневрами хоккеистов перед воротами, а потому в решающий миг принимал запоздалые решения. В «ближнем бою» стал неоправданно часто ложиться на лед. Выкатываясь навстречу соперникам, нередко пропускал шайбы под клюшкой, между ног. А все потому, что стал держать свое орудие твердо и, выпрямляя туловище в момент броска, невольно отрывал ото льда и клюшку.

Тренеры эти негативные перемены, как говорится, проморгали. Не заметили и недружелюбных проявлений вратаря по отношению к игрокам обороны: в пропущенных шайбах он начал винить не себя, а защитников. Не была своевременно проведена корректировка, проглядели тренеры симптомы высокомерия, волевой несобранности спортсмена – и раньше времени завершилась карьера талантливого, некогда надежного вратаря, которого прочили в преемники В. Третьяка.

Вот почему тренер должен уделять вратарю постоянное, неослабное внимание. Никакая мелочь не должна ускользнуть от контроля. Ни в технике, ни в тактике игры, ни в отношении к тренировкам, товарищам по команде. Крохотная слабинка, подобно соринке, попавшей в глаз, может привести к крупным неприятностям, нанести ущерб и самому вратарю, и команде.

Вратарей часто делят на «молчунов» и «говорунов». Эти прозвища отражают крайности поведения голкиперов на поле во время матча. Разумеется, важно, чтобы вратарь, тонко чувствуя нюансы игры, мог руководить действиями защитников. Но для того, чтобы давать краткие и точные советы, страж ворот должен знать и принципы обороны своей команды, и замысел соперника, что поможет ему быстро разбираться в постоянно меняющейся игровой обстановке. А это не так-то просто. Ведь каждое звено – и его, голкипера, команды, и у соперников – действует в своем особом тактическом ключе. И вратарю надо знать эти игровые законы, постоянно, в считаные мгновения, разгадывать замыслы атакующих, быстро реагировать на появляющиеся в игре новые мотивы. К тому же советы вратаря будут восприниматься партнерами как руководство к действию при одном лишь условии – безусловном авторитете стража ворот в команде. Ну, а этот авторитет вратарь обязан завоевать самолично – своим отношением к тренировкам, матчам, товарищам по клубу.

Что касается формы, в которой вратарь может корректировать действия своей обороны, то следовало бы ему постоянно помнить русскую поговорку: «Лучше редко, да метко».

Приятно, когда выдающиеся спортсмены, покинув лед, продолжают свою жизнь в хоккее, передавая опыт новым поколениям игроков. Николай Пучков, о котором я рассказывал в начале этой книги, успешно работает тренером в Ленинграде. Владислав Третьяк, как уже говорилось, основал вратарскую школу, ведет большую работу по воспитанию армейских спортсменов. Канадского голкипера Кена Драйдена я не раз встречал в Москве, в Вене, других городах, где проводились мировые чемпионаты, в роли спортивного журналиста. Все эти выдающиеся в прошлом спортсмены – люди высокой культуры. Полагаю, что это, а также широкие познания, хорошие человеческие качества в свое время помогали им безупречно выполнять и вратарские обязанности.

Легко сказать: вратарь должен быть «сам себе тренером». И не в расцвете спортивной карьеры – с юных лет. А это ведь непросто – контролировать свои действия, без понуканий заставлять себя выполнять различные упражнения. Знать, какие из них выполнять утром, какие – во время индивидуальных занятий, звеньевых, командных тренировок. Какой должна быть дозировка различных упражнений, последовательность, в каком сочетании эти упражнения дадут наибольший эффект. И все это применительно к своим физическим данным, особенностям характера, всему тому, что подарила вратарю природа. Без всесторонних знаний вратарю просто не обойтись.

Разумеется, посредственному голкиперу жить много спокойней. К нему и отношение другое: чего с него, мол, взять. Ну, а хороший, классный вратарь всегда на виду – и у тренеров, и у публики. Ему не прощают и малейшего промаха. Слабо сыграл в матче форвард, защитник? Это поправимо, вовсе необязательно, что именно по этой причине команда потерпит поражение. Изъяны в действиях игрока «прикроют» партнеры. А вот неудачная игра вратаря – почти всегда верный проигрыш.

Слабо сыграл вратарь – он оказывается в положении человека, не оправдавшего надежд. Вчера ему аплодировали, сегодня – свистят. И никаких скидок на возраст, плохое настроение, самочувствие, травмы. Зритель не приемлет никаких оправданий.

Рассказывают, что однажды перед спектаклем к Константину Сергеевичу Станиславскому пришел актер-комик и сказал, что сегодня он не сможет выйти на сцену, у него несчастье – ушла жена. «При чем здесь жена? – удивился знаменитый режиссер. – Ты – актер. Зритель пришел в театр, чтобы встретиться с тобой. Иди – и играй». И сказал он так не потому, что черств, жестокосердечен. Просто Станиславский считал, что искусство должно быть превыше всего, выше личных трагедий, семейных драм. И в этом он был, безусловно, прав. Так и в спорте, в хоккее, если речь идет о выдающемся вратаре. Всю свою жизнь подчиняет он служению хоккею, команде.

Из книги Философия каратэ автора Ояма Масутацу

Из книги Великолепная фигура за 20 минут в день. Осуществи свою мечту! автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Из книги Йога для коррекции фигуры автора Левшинов Андрей Алексеевич

Л. С. Гурьянова Великолепная фигура за 20 минут в день. Осуществи свою

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Идеальная фигура Упражнения для талииТонкая талия – мечта каждой женщины. Чтобы мечта осуществилась, регулярно делайте упражнения, направленные на укрепление мышц этой области.Каждое упражнение необходимо повторить 10–15 раз.Упражнение 1 Исходное положение (ИП) – стоя,

Из книги Тайны советского футбола автора Малов Владимир Игоревич

Фигура поддается коррекции! Я сделал это!В середине 80-х годов я увлекся культуризмом, или, как его сейчас называют, бодибилдингом. Серьезно занимаясь в зале, я приобрел приличную мышечную массу и вес 96 кг (при росте 180 см). Впоследствии для занятий йогой мне необходимо было

Из книги 100 великих спортсменов [с иллюстрациями] автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Красота по-рублевски автора Луковкина Аурика

Главная арена 20–30-е годы прошлого века, предшествующие регулярным чемпионатам страны для клубных команд (поначалу эти команды назывались «показательными»), - завершались. Это была, конечно, своя эпоха в советской футбольной истории.Как раз в те десятилетия футбол обрел

Из книги Ешь и молодей. Секреты правильного питания автора Ланц Карл

Главная победа Владимира Сальникова На играх той же XXIV Олимпиады в Сеуле, где Фло-Джо добилась феноменальных достижений, главную свою победу одержал советский пловец Владимир Сальников. И не только над соперниками на водной дорожке - Сальников победил свое спортивное

Из книги Неизвестные аспекты бодибилдинга автора Нагаев Вадим

Из книги автора

3.1. Стройная фигура на долгие годы Многокомпонентные блюда сложны в приготовлении, их калорийность возрастает в разы за счет содержания разных продуктов с порой несочетаемыми белками и углеводами. Даже, казалось бы, диетический салат из сырых овощей станет не таким

Из книги автора

Глава II. Главная цель Итак, главная задача тренировочной методики в бодибилдинге – построение индивидуальной тренировочной сплит-программы. Эта задача решается посредством освоения тренировочных принципов системы Вейдера.Но тогда, согласно предыдущей главе, эти

1. а) Существует два способа колки дров. Способ 1: по по¬лену быстро ударяют топором (см. рисунок). Способ 2: слабым ударом топор загоняют в полено и обухом бьют о колоду. Объясните наблюдаемые при этом механические явления.

б) Покоящееся тело массой 400 г под действием силы 8 Н приобрело скорость 36 км/ч. Найдите путь, который прошло при этом тело.
в) Почему у винтовки делают массивный приклад? Поче¬му при выстреле приклад плотно прижимают к плечу?
45
2. а) Выходя из воды, собака отряхивается. Какой физичес¬кий закон при этом выполняется?
б) Какую скорость приобрело покоящееся тело массой 500 г, если под действием силы 5 П оно прошло путь в 80 см?
в) Может ли мяч изменить направление полета на проти-воположное, не сталкиваясь с препятствием? Объясните свой ответ.
3. а) Почему тренер хоккеистов старается выбрать защитников «помассивнее», а нападающих - «полегче», половчее?
б) Найдите начальную скорость тела массой 600 г, если под действием силы 8 Н на расстоянии 120 см оно до¬стигло скорости 6 м/с, двигаясь прямолинейно.
в) Лошадь тянет груженую телегу. По третьему закону Ньютона сила, с которой лошадь тянет телегу, равна силе, с которой телега тянет лошадь. Почему же все-таки телега движется за лошадью?
4. а) На полу вагона лежит мяч. Поезд трогается, мяч при этом катится по полу вагона. Укажите тело отсчета, от¬носительно которого верен закон инерции, и тело отсчета, относительно которого этот закон не выполняется.
б) Самолет массой 30 т касается посадочной полосы при скорости 144 км/ч. Какова сила сопротивления движению, если самолет до остановки пробегает по полосе 800 м?
в) Лебедь, Рак и Щука в басне Крылова тянут воз с одина-ковыми по модулю силами. Результат известен. Под ка¬кими углами друг к другу были направлены эти силы?
5. а) Спортсмены используют финты в футболе, хоккее, бас-кетболе, не думая о законах движения. Объясните, как спортсменам удается увернуться от преследователей.
б) Поезд начал тормозить при скорости 54 км/ч, не доез¬жая 200 м до переезда. Масса поезда 2000 т, при тормо¬жении действует сила трения 2 МН. На каком расстоя¬нии от переезда находился поезд через 10 с после начала торможения?
в) Трактор тянет сеялку. По третьему закону Ньютона сила, с которой трактор действует на сеялку равна силе,

с которой сеялка действует на трактор. Почему же сеял¬ка движется за трактором, а не наоборот?

6. а) Автомобиль равномерно движется по кольцевой трассе. Является ли связанная с ним система отсчета инерциаль- ной?
б) Тело массой 400 г, двигаясь прямолинейно с некоторой начальной скоростью, за 5 с под действием силы 0,6 Н приобрело скорость 10 м/с. Найдите начальную скорость тела.
в) В каком случае натяжение каната будет больше: 1) два человека тянут канат за концы с силами F, равными по модулю, но противоположными по направлению; 2) один конец каната прикреплен к стене, а за другой конец че¬ловек тянет с силой 2F?
7. а) При каком движении самолета связанную с ним систему отсчета можно считать инерциальной (хотя бы прибли¬женно)?
б) Шарик массой 500 г скатывался с наклонной плоскости длиной 4 м, имея начальную скорость 2 м/с. Определите, какую скорость имел шарик в конце наклонной плоскос¬ти, если равнодействующая всех сил, действующих на шарик, равна 2 Н.
в) Две группы спортсменов соревнуются в перетягивании каната. Одна группа побеждает. Как в этом соревновании вообще может быть победитель, если согласно третьему закону Ньютона обе группы тянут канат с одинаковыми по модулю силами? Массой каната можно пренебречь.

8. а) Тело движется прямолинейно равномерно относительно некоторой инерциальной системы отсчета. Как движется это тело относительно другой инерциальной системы от¬счета?
б) Поезд массой 900 т, имея скорость 108 км/ч, остано¬вился под действием силы 135 кН. Сколько времени дли¬лось торможение?
в) Через неподвижный блок перекинута веревка. На од¬ном конце веревки, держась руками, висит человек, а на другом - груз. Вес груза равен весу человека. Что произойдет, если человек будет на руках подтягиваться вверх по веревке?

ЗАЩИТНИК

КЛАСС ЗАЩИТНИКА НАЧИНАЕТСЯ С УМЕНИЯ ИГРАТЬ БКЗ ШАЙБЫ И ТОЛЬКО ПОТОМ С ШАЙБОЙ.
Без шайбы – правильный выбор позиции по отношению к атакующему игроку: необходимо занять сторону защиты, то есть атакующий игрок должен пройти ЧЕРЕЗ защищающегося к его воротам, а не соревноваться с ним кто быстрее доедет до ворот.
Перед воротами необходимо смотреть на атакующего игрока и не подпускать его к вратарю на расстояние клюшки. Стараться контролировать свои коньки так, чтобы под ними нельзя было сделать передачу, и одновременно шайба не могла отскочить в твои ворота.
Шайба между защитником и вратарем принадлежит вратарю. Именно вратарь распоряжается шайбой и принимает решение, что сделать: прижать, выбить или оставить шайбу в игре.
Когда вратарь останавливает проброшенную шайбу в своей зоне – защитник должен ехать в угол площадки, а не ехать к вратарю подбирать ее. Введите в замешательство накатывающегося соперника тем, что вратарь может сделать передачу в угол ближнему защитнику, либо сразу вперед в среднюю зону начиная атаку.
ЗАЩИТНИК ОБЯЗАН ДЕЛАТЬ ТРИ УСКОРЕНИЯ НА ЛЬДУ: К НЕЙТРАЛЬНОЙ ШАЙБЕ; К СИНЕЙ ЛИНИИ ЗОНЫ АТАКИ; НА СМЕНУ.
Начало атаки должно быть быстрым – без крайней надобности не вкатываться в зону защиты, контролируя шайбу.
Передача вдоль борта должна быть отходящей от борта, а не приходящей.
ЕСЛИ ЗАЩИТНИК ВЛАДЕЕТ ШАЙБОЙ В СВОЕЙ ЗОНЕ И НА НЕГО НАКАТЫВАЕТСЯ АТАКУЮЩИЙ СОПЕРНИК, ТО ЗАЩИТНИК НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПОДПУСКАТЬ ЕГО К СЕБЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ НА РАССТОЯНИЕ ДВУХ КЛЮЖЕК.
В случае невозможности передачи шайбы на крюк партнера – просто вынести шайбу безадресно через борт в среднюю зону, а лучше всего в зону досягаемости (борьбы за шайбу) своего крайнего нападающего.
Не перехватывать шайбу, летящую через «пятак».
Исключить рискованные передачи поперек, особенно перед своими воротами
ВКАТЫВАТЬСЯ В ЗОНУ АТАКИ НА СИНИЮ ЛИНИЮ ЗАНИМАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПОЗИЦИЮ: ЕСЛИ ЩАЙБА НАХОДИТСЯ В БЛИЖНЕМ УГЛУ, ТО ЗАНЯТЬ ПОЗИЦИЮ РАССТОЯНИЕ КЛЮШКИ ДО БОРТА И СИНИЙ ЛИНИИ; ЕСЛИ ШАЙБА НАХОДИТСЯ В ДАЛЬНЕМ УГЛУ, ТО ПО ДАЛЬНЕЙ ШТАНГЕ ВОРОТ НА РАССТОЯНИИ КЛЮШКИ ДО СИНЕЙ ЛИНИИ.
В СИЛОВУЮ ОБЯЗАННО ИГРАЕТСЯ В ТРЕХ СЛУЧАЯХ: В МОМЕНТ ПРИЕМА СОПЕРНИКОМ ШАЙБЫ, НА ПОЛ БОРТА В ЗОНЕ АТАКИ ИЛИ НА ОТКРЫТОМ ЛЬДУ, БУДУЧИ УВЕРЕННЫМ В ТОМ, ЧТО УДАР ПРИДЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ШАГ СОПЕРНИКА В МОМЕНТ ПРИЕМА ШАЙБЫ; ПЕРЕД ПОДБОРОМ НЕЙТРАЛЬНОЙ ШАЙБЫ; В МОМЕНТ ОБВОДКИ. Удар производится снизу вверх и насквозь с занятием ногами места соперника. Как один из элементов, указывающий на высокий класс игрока – это способность играть в силовой контакт контролирую шайбу, отбивая накатывающегося соперника. Правильная зона силового удара – это область между руками спереди, если их максимально отвести на уровне груди за спину.
Умея бить нужно уметь принимать и держать удар, уметь защитить внутренние органы, сохранить себя для следующей смены и игры.
При встрече в средней зоне один в один, например, играя слева встречать соперника так, чтобы левое плечо смотрело в левое плечо, а расстояние до атакующего игрока было равно не более двум клюшкам. Точно также играется справой стороны. Исключить обыгрыш в центр!
При встрече в средней зоне два в два – играть каждый с каждым и разрушить атаку соперников до синей линии зоны защиты.
При встрече соперников один в два наверняка исключить из игры дальнего от шайбы игрока и по возможности создать помеху игроку с шайбой. Тоже самое в случае провала партнера в углу зоны защиты.
При вбросе шайбы за спину в зону защиты – ускорение спиной вперед и лишь потом, набрав скорость разворот для подбора шайбы. Старайся чувствовать по траектории вброса где окажется шайба.
Сделать все возможное, чтобы атакующий игрок с шайбой, не въехал в зону поражения ворот для броска (зона поражения ворот – от штанги до точки вбрасывания, полукруг до второй точки и потом ко второй штанге). Выдавливать соперника на периметр.
При игре в численном меньшинстве, наверняка контролировать одного соперника и «видеть» второго, коньки повернуты как помеха передачи под тобой, а клюшка должна находиться на линии передачи шайбы от игрока владеющего ей – его партнеру.
Не крутиться вокруг своей оси, а стараться, как можно чаще, находиться лицом к воротам соперника и спиной к своим. (Катание по траектории овала)
Отбор шайбы у соперника, СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ ОБРАБОТКИ ШАЙБЫ СОПЕРНИКОМ отделить его от шайбы, встав между его телом и шайбой.
В случае отсутствия времени и «открытого партнера» необходимо делать «средний выброс» шайбы в борт и вверх в область синей линии зоны атаки.
Общайтесь со своими партнерами!!! Подсказывайте им как сыграть и где находится соперник.
УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ!!! (а не говорить что «я думал, что мой партнер сыграет так-то и так-то)
ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВОВРЕМЯ!!!
Состояние постоянной готовности к игровому моменту (На старт – внимание – МАРШ!)
Желательная длина клюшки по брови на коньках

НАПАДАЮЩИЙ

КАЖДЫЙ БРОСОК – В СТВОР ВОРОТ!
Игра нападающего в атаке, и в обороне, делится на две больших составляющих: игра с ходу и позиционная игра. Игроки умеющие играть в атаке сходу и позиционно являются наиболее выдающимися игроками (Овечкин, Ковальчук, Хитли, Лекавалье). Есть игроки, которые в силу своих средних дистанционных скоростных качеств, но прекрасной технике рук и катанию в ограниченном пространстве, продуктивны в позиционной игре (Фролов, Ванек, Антоненко). Есть игроки, которые скоростные, но имеют среднюю технику работы рук, и могут быть продуктивны при атаке сходу (Афиногенов).
Игра нападающих в обороне соответствует основным принципам игры защитника, а частное задание определяется тренером (секционная, тактическая или персональная позиционная оборона).
Каждый бросок в створ ворот!
Прием шайбы в зоне защиты может быть глубокий (от лицевого борта и из-за ворот), средний (от усов), высокий (в районе синей линии). Высокий прием шайбы ЛИЦОМ к отдающему, средний в пол-оборота и глубокий – как удобно. При любом приеме главная задача ПРИ ЛЮБОМ СТЕЧЕНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСВ ВЫВЕСТИ ШАЙБУ ИЗ ЗОНЫ ЗАЩИТЫ!!!
Исключить потери шайбы в любой части поля, особенно на синих линиях любой из зон. В зоне атаки при отсутствии видимого продолжения атаки посредством передачи – бросок, наброс в створ ворот или даже в площадь ворот. Шайба может влететь от кого угодно и как угодно, но ее нужно еще нужно «доставить» в правильное место.
В ситуации атаки без численного перевеса, когда защищающейся игрок позволил нападающему с шайбой пересечь синюю линию зону атаки, то в большинстве случаев рекомендуется наносить кистевой бросок из-под защитника во избежании потери шайбы при обводке и других маневрах.
В случае плотной встречи защитниками в средней зоне до синей линии, рекомендуется вброс шайбы за спину защитникам в область «усов».
Первый к обороне нападающий ОБЯЗАН быть третьим в защите.
В зоне атаки, когда борьба идет в дальнем углу, то крайний нападающий ни в коем случае не имеет права стоять глубоко на борту за линией ворот, как минимум он должен стоять за воротами от шайбы одной ногой на лицевой линии и расстоянии клюшки до штанги.
ИЗЛИШНЕЕ СБЛИЖЕНИЕ С ВРАТАРЕМ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЕГО ОБВОДКУ, А НЕ БРОСОК, ТАК КАК ВЫ САМИ СОКРАЩАЕТЕ УГОЛ ОБСТРЕЛА.
Зона поражения ворот определяется прямой от штанги до точки круга вбрасывания, полукруг к другой точке и прямая ко второй штанге ворот. Приблизительно два метра до зоны поражения – это зона подготовки к броску. Находясь в динамике или статике без шайбы нужно своевременно въезжать в зону поражения для переправления шайбы или броска в одно касание.
Нападающий должен уметь бороться за правильную позицию перед воротами соперника. Нападающий должен получить позицию равную одной клюшки до вратаря. Если защитник встает между игроком и вратарем, то можно сделать две вещи, или выталкивать защитника на вратаря, чтобы тот создавал ему помеху, либо вставать параллельно защитнику. Главное – создание помехи вратарю или быть первым на подбор шайбы отбитой вратарем. Перед воротами добивание шайбы производится «на себя и верхом», либо в крайнем случае, за недостатком времени, проталкивание под щитками.
Вбрасывания важнейший технико-тактический прием – может быть чистый выигрыш или тактический проигрыш. Выигрыш вбрасывания экономит силы крайним нападающим по отбору шайбы у соперников. Тактический проигрыш вбрасывания возможен на синей линии зоны атаки (например, вы знаете, что ваш оппонент выиграет вбрасывание в центр, тогда вы можете предупредить об этом своего крайнего нападающего, который будет первым на подбор этой шайбы по ходу атаки вашей команды).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРАЙНИХ НАПАДАЮЩИХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОЛИЧЕСТВОМ БРОСКОВ В СТВОР ВОРОТ И ОТБОРОВ ШАЙБЫ У СОПЕРНИКА. В ОТБОРЕ ШАЙБЫ САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА – ДО МИНИМУМА СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ ВЛАДЕНИЯ ШАЙБОЙ СОПЕРНИКА.
Класс игрока определяется его способностью всегда ИГРАТЬ ПРАВИЛЬНО при любых партнерах и любом раскладе в счете. Исключить «язык тела», показывающий ваше расстройство от плохо сыгранного момента вами или вашими партнерами.
Нападающий обязан делать четыре ускорения на льду: к нейтральной шайбе; для поддержания атаки; в оборону; на смену.
ПОСТОЯННАЯ МОТОРИКА НОГ В АТАКЕ, ПРИНИМАЯ ШАЙБУ НЕ КАТИТЬСЯ НА ДВУХ НОГАХ, КИСТЕВОЙ БРОСОК С РАБОТАЮЩИХ НОГ.
Объем выполненной работы – это количество шагов, сделанных на льду.

Острый вопрос современного хоккея: «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле?». Первыми на очереди оказались защитники, как представители дефицитного теперь амплуа. Как воспитывали игроков обороны в Советском Союзе и как с ними работают сейчас – пытаемся разобраться с Заслуженным тренером России, который решил остаться неназванным.

Защитник – проблемное амплуа в отечественном хоккее. Талантливыми нападающими Россия никогда обделена не была – фамилии лишний раз не нужно называть, одаренных вратарей – тоже достаточно. Но вот качественными игроками обороны даже ведущие клубы КХЛ укомплектованы не полностью. На трансферном рынке за них идет настоящая война. Проблема вскрылась и в связи с формированием состава на грядущий Кубок мира – больше всего вопросов вызвала именно оборонительная линия.

А ведь советская школа воспитывала защитников высокого уровня. Например, на драфте 1993-го года было выбрано 14 российских игроков этого амплуа, а в 2010-м – только лишь один! Хотя в последнее время ситуация изменилась и появились очень талантливые ребята – Никита Трямкин, Никита Задоров, Иван Проворов… На последнем драфте НХЛ под высоким девятым номером был выбран Михаил Сергачев. Но средняя прослойка все равно остается слабой.

Главное – это путь, благодаря которому ребята и становятся защитниками. Уже многие страны пришли к выводу, что с амплуа нужно определяться с 12-14 лет. До этого нужно дать ребятам возможность попробовать себя на разных позициях, ведь в старшем возрасте все может быть совсем по–другому… А как у нас – в нападении ставят тех, кто хорошо катается, кто забивает, а кто похуже или поздоровее – в оборону. То есть формируют ее по остаточному принципу.

Тренеры никогда не спрашивают: «Кто хочет играть в защите?». Но ведь перевод в оборону должен быть поощрением, а не наказанием. И защитник должен кататься даже лучше, чем форвард. Поэтому мало игроков обороны, которые передвигаются технично, без проблем. Если смотреть с трибун, таких хоккеистов на площадке можно пересчитать по пальцам одной руки. Любой полевой игрок должен уметь хорошо передвигаться – это основа основ.

Сейчас в пример ставят защитников из Швеции. Техника передвижения, владения клюшкой – у них всех на высоком уровне. А у нас этому уделяется мало внимания – тренер не может ждать. Он недавно начал работу, а уже совсем скоро – всероссийские соревнования, на которых у него обязательно требуют результат. Зачем это нужно? Даже с психологической точки зрения пацану рано играть на таком турнире. Если у защитника еще и вначале ничего не получается, он вообще может закончить с хоккеем. В некоторых школах и льда не хватает – за полтора часа успеть надо все. А как всегда крайний – защитник со своим катанием.

С защитниками нужно заниматься в любом возрасте, даже в клубах КХЛ. Уделять внимание движению спиной вперед, переворотам, торможению, столкновениям. Тогда включаются особые суставчики, которые при ходьбе и обычном катании не работают, и их нужно развить, укрепить и всегда поддерживать в хорошем состоянии.

Силовым приемам обязательно нужно учить. Когда ребенок уже более-менее овладевает техникой передвижения, тогда можно объяснять – как подкатываться к сопернику, как действовать коньками и вообще для чего нужен силовой прием. Но главное – не дать в борт, чтобы он зашумел и привел публику в восторг, а то, что защитник оставляет соперника вне игры и добивается для своей команды численного преимущества. Сколько еще времени пройдет прежде, чем он придет в себя и побежит помогать своим. А лучший вариант – выбросить за борт, пока он вылезет… Но, чтобы проводить силовой прием, не должно быть проблем с передвижением. Игрокам сейчас не хватает маневренности, правильного отката. Они бы не прочь столкнуться, но не успевают.

У Анатолия Тарасова было упражнение. Разбегаешься и врезаешься в лицевой борт – называлось «Бей канадца». Как это пошло? Сборная СССР приехала на чемпионат мира, и на ее тренировку вышли канадцы. И Анатолий Владимирович захотел их чем-то удивить. Хоккеисты разбегались, били изо всех сил в борт и быстро убегали. Тарасов кричал: «Бей канадца!». А те все спрашивают: «Что он кричит? Что он кричит?».

В Советское время были и защитники, которые могли постоять за партнеров, жути навести. Александру Рагулину скорости не хватало, но он использовал свою массу. Гусев, Васильев, Лутченко могли въехать и, как говорил Анатолий Владимирович, оставить значок на память. У Зинэтулы Билялетдинова катание было похуже, однако он компенсировал это жесткостью, дисциплинированностью. Геннадий Цыганков поставит на стол кулак – как пол-литровая кружка! Такие Тарасову нравились – сильные и волевые, и он не обращал внимание на какие-то недостатки. Хоккеисты могли что-то не уметь, но с лихвой возмещали это за счет других талантов. Игорь Ромишевский – атлет, у него были повышенные физические качества, плюс сила воли. Он рассказывал, решающий матч чемпионата мира против чехов и сборная СССР осталась в меньшинстве втроем. Выбросили шайбу – поехали меняться. Но Анатолий Тарасов кричит: «Играть!». Ромишевский развернулся и обратно побежал. Сил нет, опять выбросили, и он приехал к бортику. Тарасов: «Я не сказал «смена»!». И так полностью две минуты отыграл. Анатолий Тарасов знал, чем каждый игрок ценен и старался использовать эти качества и затушевывать недостатки. В этом – тренерское мастерство.

Тарасов говорил: «Не проиграть. Хоть как, хоть зубами». Делай что хочешь, но не уступи. Для защитника это особенно важно. А если тебя три или четыре раза обыгрывают – все. Пусть соперник лучше передачей обрежет, но никак не обыграет один в один. Но сейчас все снова упирается в катание. Современные защитники должны откатываться в борьбе, а у нас они отходят раньше времени, перестраховываются – неуверенно себя чувствуют, коньки подводят.

Очень важна и первая передача, это всегда красиво и неожиданно. Главное здесь – не точность, а своевременность. Защитник, бывает, готов сделать пас, а форвард из-под опеки еще не освободился. Однако сейчас нападающие думают не как забить гол, а как успеть вернуться и отобороняться.

Защитник с хоккейной школы должен понять, что он универсальный игрок – отоборонялся, отобрал шайбу, запустил вперед нападающих, поддержал атаку, бросил и забил гол. Наш хоккей по своей сути – атакующий, комбинационный. Для защитника было всегда важно умение действовать в нападении. Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов уже играли в современный хоккей, подключались в атаку – и полезно, результативно. При этом они успевали вернуться, догнать соперника на красной линии и выполнить свои оборонительные функции. Анатолий Тарасов считал, что у Владислава Третьяка нельзя забирать его работу. Если защитник даже не сможет вовремя возвратиться, ничего страшного – пусть вратарь будет в тонусе. Соперник забьет семь, а мы – восемь. Цель была – атака все время.

Но нынешний тренер бы обязательно Фетисову сказал: «Что ты делаешь? Нарушаешь дисциплину! Не смей подключаться!». Сейчас главное не забить, а не пропустить. Современный российский тренер считает: нападающие должны располагаться так, что в случае потери шайбы успели отзащищаться. А Тарасов считал так: вы должны обороняться таким образом, что в случае перехвата шайбы смогли бы убежать и забить гол. Сейчас доходит до абсурда. Если защитник катается лучше нападающих, много забивает, то это – беда. Его называют нарушителем игровой дисциплины. С другой стороны, тренеры не знают, как такого хоккеиста использовать, как построить под него игру. Ведь это все и есть творчество, которого теперь так не хватает.

Один из известных тренеров КХЛ перед игрой как-то сказал своим хоккеистам: «Мы начинаем со счета 0:0, уже одно очко есть. Так что задача – не пропустить». И игрокам творческим, атакующим, которые любят хоккей не за изнурительные тренировки, а за красоту, это сложно принять. Все время только на оборону, главное сейчас – не ошибиться. А постоянный страх ошибки придает неуверенности, не дает молодым игрокам развиваться, не позволяет показывать то, чем всегда славился наш хоккей – творчество.

Материал взят с RussianHockeyStyle.Ru. Рубрика «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле».

Подготовила Олеся Усова.