Новая тактика Карреры. Тренер не враг себе

Обозреватель «Советского спорта» разбирает главный матч весны, отмечая все тактические нюансы.

Тактическое поражение Луческу

«Спартак» отдал мяч и территорию и затаился в засаде. План на игру - темповые атаки с ходу, которые могут застать противника врасплох, пока тот, разинув рот, будет изучать очередной сюжет из фанатского фольклора. Чтобы играть первым номером, нужен какой-то якорь, позволяющий удерживать позиции на чужой половине поля. А без Зе Луиша это несколько проблематично. Хотя ставка на контратаки в большей степени продиктована не потерей центрфорварда, а тактикой «Зенита», лидера этого сезона по владению мячом.

Массимо Каррера понимал: главный удар Мирча Луческу нанесет на флангах. Потому что Луческу, в свою очередь, понимал, где у соперника слабые звенья. Поэтому по краям у «Спартака» играли не столько фланговые хавбеки, сколько фланговые опорники, в задачи которых входило не только созидание, но и черновая работа. Зобнин со своей миссией справился, Попов - нет. Ударив в первом тайме по маршруту Зобнин - Комбаров, во втором «Зенит» переключился на другой фронт - Попов - Ещенко. Оттуда и пришел гол.

Стартовый состав «Спартака»

Но до и после нелогичного гола Дзюбы матч проходил под диктовку «Спартака». И «Зенит» был вынужден подчиниться. Владея мячом на 12 минут (!) чистого игрового времени меньше гостей, хозяева создали 15 голевых моментов (против 6), нанесли 19 ударов по воротам, 12 из которых - из штрафной площади (против 8/6). Они выходили из обороны намного четче и быстрее, развивая атаки вертикально: 32% от всех передач - в последнюю треть поля (против 26%). И провели 19 контратак. «Зенит» наиграл на одну.

В переводе на русский язык - план «Спартака» работал идеально. Не считая пятиминутки затмения в середине второго тайма (что уже в порядке вещей). Как и прежде, красно-белые изумительно использовали территорию, включали прессинг, когда надо, и виртуозно меняли скоростные режимы: позиционная атака - контратака. «Спартак» вновь доказал, что обладает лучшим нападением в премьер-лиге и больше всего любит атаковать с ходу. Так были забиты оба мяча. Луческу потерпел тактическое поражение.

Стартовый состав «Зенита»

Гениальный Промес

В тактической истории Карреры был только один случай, когда Промес вышел играть единственного центрфорварда, - домашний матч с «Рубином». Предшественник итальянца, Дмитрий Аленичев, проводил такие эксперименты чаще - и неудачно. На Промесе даже поставили крест: игра в центре нападения - не его. Но у Карреры голландец забил в двух матчах, играя на острие. Гол, голевой пас, четыре удара (все - в створ), 32 единоборства, 8 обводок, три передачи в штрафной площади - лучшие показатели матча.

Промес в роли центрфорварда - прекрасный выбор для контратаки. Такие атаки должны быть легкими, воздушными, маневренными; они не должны быть тяжелыми. По этой же причине на позиции центрального атакующего полузащитника вышел Ананидзе, легкий, подвижный, техничный хавбек. Тут еще повезло, что Луческу по каким-то причинам оставил Гарсию в запасе. Думаю, Жано, узнав об этом, очень обрадовался. Сыграл он, может, и не так ярко, как умеет, но стал лучшим в матче по передачам в разрез - 3.

Нет такой обороны, которую «Спартак» не смог бы вскрыть. В прошлом туре монолитная «Уфа», отбиваясь всеми силами, получила 11 ударов из штрафной площади. «Зенит» получил еще больше - 12. А теперь сравните: в предыдущих пяти весенних матчах по воротам питерцев пробили из штрафной площади всего 17 раз. А все потому, что атаку «Спартака» надо глушить в средней линии. Если он проникает в зону - жди беды. В лучшем случае это будет мощный выстрел Глушакова. Впрочем, порой и в худшем тоже.

Глушаков свое дело сделал. Лучший футболист сезона исполнил такой пас, что Широков, глядя в монитор, наверняка прослезился. В первой голевой комбинации вообще никто не сфальшивил: проход Зобнина, тонкий пас в касание Глушакова, сложный по исполнению удар Промеса. Квинси, играя центрфорварда в контратакующей модели, совершил 37 касаний мяча. И несколько из них вошли в историю. Дзюба, играя центрфорварда в атакующей модели, - 16 касаний. Это иллюстрация не только разных стилей, но и класса.

Удары «Спартака» по воротам

Новая оборонительная связка

Выход Джикии вместо Кутепова продиктован фактором Дзюбы, от которого в весеннем «Зените» исходит главная угроза. Есть еще Данни, но его проще закрыть, что «Спартак», собственно, и сделал: ноль ударов, одна обводка, а треть всех точных передач - Кришито. А вот Дзюбу нейтрализовать непросто по трем причинам: баскетбольный рост, работа корпусом, умение эффектно упасть и заработать пенальти. Каррера пошел на риск: еще никогда, даже на сборах, «Спартак» не играл со связкой центрдефов Джикия - Таски.

Джикия стал лучшим игроком прошлого тура по верховым единоборствам - выиграл 77% дуэлей. Доказал: в порядке, лучше Кутепова. Он и должен был, несмотря на ощутимую разницу в росте, навязать борьбу Дзюбе. Однако матч рассудил иначе - центрфорварда «Зенита» чаще опекал не Джикия (6 единоборств с Дзюбой), а Таски (12). Поскольку Артем свой гол забил - как раз из-под Джикии - можно говорить о том, что со своей задачей центральные защитники не справились. Хотя и переиграли Дзюбу в борьбе.

Таски (слева) и Джикия (справа) против Дзюбы

Обозначения: красный - победа Таски и Джикии, синий - Дзюбы, черный - нейтральное единоборство; круг - попытка обводки, квадрат - единоборство внизу, треугольник - единоборство вверху.

Нельзя сказать, что Таски и Джикия сыграли слабо. Вовсе нет. Ну, повелось так, что Дзюба забивает «Спартаку» в каждом матче; для него каждый такой матч - матч всей жизни. Но вчерашний гол стал для него лишь утешительным призом. Да, недоглядели. Но глобальную задачу выполнили - «Зенит» забил меньше «Спартака». Да и не мог забить больше. Расхваленная осенью питерская атака сейчас переживает глубокий кризис. Такой, что даже «Спартак» со всеми своими оборонительными проблемами, легко ее обесточил.

Очередной блестящий, тактически безупречный матч Карреры. Вновь смена тактики под соперника. И вновь триумф!

…Около спартаковской арены стоит огромный, высотой почти 25 метров, гладиатор. На его месте, хотя лучше где-нибудь рядом, можно установить скульптурную фигуру итальянца. В золоте.

Статистика Wyscout

Михаил Борзыкин

13 апреля в клубе «Б2» группа «Телевизор» отмечает 30-летие. «Я буду думать своей головой», - в 1980-х пел юный Михаил Борзыкин со сцены Ленинградского рок-клуба, зная о том, что из-за колонн за его выступлениями внимательно наблюдают сотрудники спецслужб. «Телевизор» стал исполнять песни, написанные не на языке метафор, а на языке газетных памфлетов, которые транслировали идеи, шедшие вразрез с официальной политикой государства. В отличие от многих бывших друзей по рок-клубу, Михаил Борзыкин и сейчас не изменяет своим принципам - клеймя в песнях «неохристочекистов», выступает против автократической власти, реставрации империи и патриотической пропаганды, хоть и опасается стать жертвой охоты на «национал-предателей».

- До «Телевизора» вы играли арт-рок в группе «Озеро».

Да, меня пригласили туда клавишником. Результатом этого сотрудничества стал распад группы «Озеро». Два гитариста ушли со мной в новый проект «Телевизор». В феврале 1984-го мы начали репетировать программу для вступления в рок-клуб. А до этого я играл в трех или четырех группах начиная с 8-го класса.

Сейчас кажется, что у группы «Телевизор» строгая концепция, соответствующая названию: социальные и протестные песни, связанные с повесткой дня. Как вы когда-то говорили: «Я даю информацию». Эта концепция была с самого начала?

Никакой концепции не было. Было желание играть музыку на русском языке. Мы были поклонниками новой волны и хотели делать музыку в этом стиле. Хотели избежать блатняка и совка, то есть примитивной гармонии, ритмики и вокальной мелодики. У нас был снобистский подход студентов колледжа. Никакой социальной направленности мы в себе не культивировали - если послушать внимательно 11 альбомов «Телевизора», то можно понять, что у нас много песен о любви и песен психофилософской направленности. Политической группой нас называют журналисты, которые не послушали и половины наших записей.

«Телевизор» - «С вами говорит телевизор»

Когда вы были в рок-клубе, к кому вы испытывали наибольшую близость? Группы-то были разные - и стилистически, и идейно. В какой «Телевизор» был компании?

В 82-83-м мы подолгу занимались мазохистским прослушиванием песен Гребенщикова, пытаясь разгадать ребусы в его текстах. Нам нравился новый образный язык, который создал Борис. Мы были поклонниками модной группы «Странные игры» - они играли ска и были вдохновлены Madness , которые нам тоже очень нравились. Мы любили электронную группу «Мануфактура» и многие другие. В 1984-м в рок-клуб вступили «Кино», «АукцЫон», «Телевизор». Мы пытались общаться со всеми - обсуждали концерты друг друга, хвалили и подсмеивались. Это был один творческий борщ, в котором все варились.

Из архива группы «Телевизор»

Как вы относитесь к мифу, что рок-клуб был придуман сотрудниками КГБ и управлялся комсомольскими работниками, чтобы дать выход молодежному протесту?

Наверное, так оно и было, но мы об этом не знали, и нам было наплевать. Мы хотели добиться возможности исполнения наших песен. Первый альбом у нас был а-ля «Аквариум» - психофилософский, а потом само время нам продиктовало новые песни. Тут мы столкнулись с сопротивлением внутри рок-клуба - нас попросили некоторые песни не исполнять. Это называлось литовать программу - показывать их цензору. Мы начали нарушать эти запреты - за этим последовали наказания. Типа полгода группе запрещено играть где-либо, а без штампа рок-клуба группу не выпускали на концерты. Это была наша личная борьба. Конечно, мы понимали, более того, даже пели: «Там за колонной дядя с бетонным взглядом» - имелись в виду сотрудники КГБ. Да, они там присутствовали, нам их показывали - и, как потом выяснилось, среди них были люди сочувствующие и не удержавшие или не захотевшие удержать ситуацию под контролем. Буквально через год после первых наказаний произошел прорыв - нас перестали наказывать за тексты.

«Телевизор» - «Сыт по горло»

Существует история, которую очевидцы вспоминают по-разному, - о том, как после отмены фестиваля рок-клуба 1988-го вы спровоцировали и возглавили протестное уличное шествие к Смольному. Хотелось бы услышать вашу версию.

Это был ежегодный фестиваль рок-клуба - там должно было групп 20 выступать: «Аквариум», «Алиса», Саша Башлачев, «Объект насмешек». И вдруг за день совет рок-клуба внезапно столкнулся с тем, что фестиваль, который должен был пройти на Зимнем стадионе, отменяют по причине несоблюдения пожарной безопасности. Ситуация была безнадежная. Все понимали, что это цензурный запрет, и опустили руки. Кто-то в качестве шутки предложил мне собрать людей и идти на Смольный. Я подумал, что можно попробовать: я начал что-то кричать людям, которые приходили покупать билеты. Когда нас собралось где-то 50 человек - мы двинулись к Смольному. Люди из окон спрашивали: «Зачем идете?» Мы говорили: «Рок-фестиваль запрещают». Они спускались из квартир и присоединялись к нам. Писали плакаты на ходу. У Таврического сада нас была уже приличная толпа - мне показалось, что больше 2000 человек. Там нас перекрыли кордоны милиции, мы пошли на нейтральную полосу, и Коля Михайлов, президент рок-клуба, вел переговоры. Я взял мегафон и попросил людей, чтобы они не расходились, сели на асфальт и ждали итогов переговоров. В результате разрешили фестиваль проводить.

Из архива группы «Телевизор»

Забавно, что во времена рок-клуба многие руководители нашей страны, включая губернатора Матвиенко и президента Путина, были где-то недалеко от него. Могли они ходить к вам на концерты?

Судя по тому, что Путин любит группу «Любэ», он навряд ли испытывал интерес к рок-клубу. А вот про Медведева ходит байка, что он даже играл где-то на бас-гитаре. Это скорее всего утка. А Матвиенко вроде бы приходила и устраивала комсомольский разнос руководству рок-клуба: у вас тут все стены исписаны, и что за фашисты собираются. Я сам при этом не присутствовал, но очевидцы рассказывают, что она была в ярости. Как она еще могла относиться к року, если ей нравился Валерий Леонтьев.

Валентин Барановский

В те времена «Телевизор» был такой же важной группой рок-клуба, как «Алиса» или «АукцЫон». Почему он в какой-то момент выпал из официального канона рока и рок-клуба? Вы пытались для себя объяснить, почему ваши песни не крутят на «Нашем радио»?

Они периодически ставят какие-то наши песни, но, чтобы попасть в тяжелую ротацию, нужны менеджерские усилия и определенный материал. Боюсь, что большинство наших песен просто не подходит. Мы и с Козыревым знакомы хорошо - при нем ситуация на «Нашем радио» была для «Телевизора» не лучше.

Это вам не творческие плевки в небо, это жизнь, это интереснее.

Мы в начале 1990-х ослабили попытки удержаться на стадионном уровне. Возникли другие интересы - мы сделали свою студию звукозаписи, поездили по Европе, посмотрели, как живут музыканты там. У нас возникло некоммерческое отношение к музыке - мы начали экспериментировать. Хотели довести себя до международного состояния. Писать хиты вроде «Сыт по горло» нам было уже неинтересно. Мы ждали, что произойдет срочная европеизация России - всем цветам будет место для роста и людям потребуется разная музыка, в том числе и не слишком простая. А в этот момент надо было наращивать менеджерский потенциал, искать хороших продюсеров, надо было ложиться под контракты, надо было играть на совместных тусовках со всякими Муромовыми и Серовыми - что и сделали многие наши коллеги. У «Телевизора» были похожие предложения - разговоры велись с Шульгиным и Стасом Наминым, но мы выбрали другой путь. Поэтому на этот поезд не попали.

«Телевизор» - концерт в «Программе А» (1993)

- Когда вы закончите новый альбом - вы обещали его еще зимой?

Я честно собирался (смеется) . Но потом случился Майдан - я наблюдал за этим событием по украинским телеканалам в прямом эфире и настолько был взбудоражен этой ситуацией! На Майдане произошла народная революция. Украинцы - молодцы. Прогнали зарвавшегося хама-президента. Я рукоплескал тем, кто вышел на Майдан и стоял там три месяца подряд. Я отслеживал все это в прямом эфире. Мне показалось, что это важнее, чем запись песен, которые мы и так уже играем на концертах.

- Вы не хотели поехать на Майдан?

Было желание - я постоянно созванивался с друзьями из Киева. Нас даже хотели позвать выступить на Майдане, однако не получилось. Но мои друзья, киевские музыканты, там выступали и рассказывали в подробностях, что происходит. Я за этим очень внимательно слежу и сейчас, потому что это событие важно не только для Украины, но и для России. Это вам не творческие плевки в небо, это жизнь, это интереснее.

Дмитрий Конрадт

- Вы не изменили своего отношения к событиям на Майдане со временем. Вы считаете, что это того стоило?

Я - романтик. К сожалению, революции часто не обходятся без кровавых трагедий. Но без событий на улице Грушевского не было бы нынешней ситуации - теперь патерналистская модель общества стала менее реальной для Украины. И это позволяет всем нам верить и надеяться, что люди не рабы, что им не нужен начальник, им не нужен Богом избранный президент, как многие у нас считают. Майдан до сих пор контролирует власть и влияет на ее решения. Я надеюсь, у украинцев получится. У нас ситуация гораздо более запущенная. Наш страх перед революциями, который культивируется Кремлем, загоняет нас в состояние великоимперского шовинизма: как скажет император, так и будем жить. Тому доказательство - события в Крыму, который был бессовестным образом захвачен в результате спецоперации. Многие в России закрывают на это глаза - так работает имперская кнопка, на которую нажали эти Киселевы, Соловьевы и прочие пропагандисты. У нас она есть, к сожалению, - мы слишком долго были рабами системы. И вот выяснилось, что мы разделены, но это продлится недолго.

- Почему недолго?

Такие периоды патриотизма я проходил на собственной шкуре в 1980-х. Когда нас на школьных линейках учили ненавидеть сначала Америку, потом Китай, потом снова Америку. Рассказывали, что они придут и захватят все наши ресурсы и что вообще там не жизнь, а ад. Это быстро переставало действовать именно потому, что был перебор. Мозг устает от непрерывной пропаганды и начинает блокировать эту информацию. Я надеюсь, что накопление этой усталости не займет 70 лет.

«Телевизор» - «Заколотите подвал»

- Не боитесь оказаться записанным в «национал-предатели»?

Очко не железное, как говорят. Поэтому опасения есть. Тем более что уже начали отменять концерты групп. И у нас возникали проблемы.

- Какие?

Пока небольшие. Скандал на телеканале «100», где нас не пустили выступать. На радиостанции нас не ставят. Говорят: «Вы же понимаете, что мы не можем поставить песни с альбома “Дежавю”. У нас будут проблемы». Вот должен был состояться фестиваль «Песни протеста» в клубе «Рокс»: прислали туда омоновцев с собаками - искали бомбу. В результате фестиваль отменился. Как-то пытались после концерта арестовать - меня успели спрятать от омоновцев. Пока ничего серьезного. Но ощущение, конечно, тревожное - воздух спертый. Власть выбрала режим закручивания гаек и поиска врагов. Я помню все это по Советскому Союзу. Единственное, что меня успокаивает, - что это все недолго продлится. Потому что усталость наверху и внизу уже чувствуется. Это все может обрушиться самым внезапным образом. Таким же несокрушимым в свое время считали и Советский Союз.

ИТАР-ТАСС

- Вы надеетесь пережить этот режим?

Да, я надеюсь. Сейчас другое время - более быстрое за счет информационной прозрачности. Невозможно все списывать на американский заговор, когда у тебя на нефти и газе сидят твои друзья. Люди все видят.

- Вы раньше регулярно ходили на «Марши несогласных» в Питере, а теперь перестали. Почему?

- «Маршей» больше нет. В Питере шествия не разрешают. Я был недавно на антивоенном митинге против аннексии Крыма - было человек 500 на Марсовом поле. Я снизил активность в последнее время, потому что протестное движение умело растащили по лагерям. Я видел, как протест разваливался изнутри: это было очень неприятно. Я всегда был за объединение - мне кажется, поодиночке мы ничего не сможем сделать. Это доказывает опыт Украины и протестных маршей двухлетней давности. Да и идея «Стратегии 31» мне кажется исчерпанной, тем более что Лимонов оказался в одной лодке с Путиным. Я не ухожу из протеста, просто некоторые акции стали выглядеть комично. Чтобы не расстраиваться - лучше на них не ходить.

ИТАР-ТАСС

На питерском концерте, посвященном 30-летию «Телевизора», вы выступали в полосатой куртке - это та самая, из 1980-х, или ее реплика?

Да, та самая. Эта куртка была сделана модельером группы - а на самом деле просто нашим приятелем, который шил нам нововолновую одежду. Она чудом уцелела, кажется, с 1986 года - довисела свое. Но я ей не пользуюсь все время. Надеваю только на уникальные мероприятия.

Обозреватель «Советского спорта» Михаил Борзыкин объясняет, почему сборная России показала одну из худших игр на чемпионате мира.

Изменить размер текста: A A

Обозреватель «Советского спорта» Михаил Борзыкин объясняет, почему сборная России показала одну из худших игр на чемпионате мира.

Матч Россия – Южная Корея выдался одним из самых скучных, нищих по содержанию в первом туре. Говорят, виновата погода: душно, влажно – в общем, дико непривычно и адски сложно. Не совсем, правда, понятно, как климат мог повлиять, например, на Глушакова , который ошибался в передачах на десять метров. Подобное он должен исполнять хоть в жару, хоть в туман, хоть закрытыми глазами. Нервозность в игре нашей сборной можно объяснить скорее фактором мучительного ожидания – стартовали-то последними. Представьте, как в эти дни игроки себя накручивали, какую гамму эмоций пережили.

Но оставим лирику большим экспертам. За игру нашей сборной стыдно потому, что она была лишена организации и мысли. В первые семьдесят минут слаженные взаимодействия проявлялись скоротечными всплесками. Рваная, лишенная динамики комбинационная игра изобиловала невынужденными, как говорят в теннисе, ошибками. Игроки не имели представления, как им выходить из обороны. Кажется, медленнее еще не выходил никто. Отсутствие первого вертикального паса, но обязательная перепасовка между центральными защитниками – как оглашение приговора тактической подготовке.

Выходом из обороны вообще-то руководят опорные хавбеки. Поэтому в каждом матче они больше всех владеют мячом. Возьмите любую команду, и вы сами обнаружите этот факт. У нас же самыми активными в комбинационной игре стали Ещенко (77 пасов), Игнашевич (69) и Березуцкий (68). Не Глушаков и не Файзулин. Такого распределения передач не было больше ни у кого. Взять, к примеру, Аргентину . У нее вообще первыми стали Маскерано (ну, понятно – опорник) и, что неожиданно, Месси . У Хорватии – Модрич. У Испании – Иньеста. У Италии – Пирло. У нас – три защитника.

Это, во-первых, говорит о том, что у российской команды переход из обороны в атаку в современном ключе не работал – не могли выйти из-под прессинга корейцев, поэтому были вынуждены все время отыгрывать назад. А во-вторых, о том, что центральные полузащитники провалили игру. И только в заключительные двадцать минут, когда корейцы подсели физически, а у нас заиграла свежая кровь в лице Дзагоева и Кержакова , пружина стала понемногу разжиматься.

В этом контексте Фабио Капелло все сделал правильно – он насытил среднюю линию центрхавами, потому что иначе противостоять пятерке мобильных корейских роботов было просто невозможно. В последнем номере «ССФ», словом, подробно расписана эта конструкция. Задумка верная, но исполнение ужасное. Глушаков и Файзулин не только не обеспечили плотность в средней линии, но и в атакующей игре оказались бесполезны. А чтобы понять, чем занимался на поле Шатов, требуется пересмотреть игру как минимум еще один раз.

Впрочем, не вина Олега, что его старательно наигрывают на позиции Широкова , хотя еще по товарищескому матчу с Марокко было видно: не тянет он в одиночку эту зону, растворяется в игре. В результате через центр сборная России провела только 9% своих атак. Меньше в первом туре было только у Мексики – 7%. Но так Мексика практикует модель 3–5–2 с двумя латералями – ей положено так играть, максимально снабжая фланги. Причем насколько синхронно: ровно по 46% каждый.

У нас же был явный перекос на правый край – 60%. Проще говоря, большинство атакующих идей генерировала связка Ещенко – Самедов. Кому адресовал свои передачи наш магистр стандартных положений? Правильно: Ещенко – 12 раз. Вторым адресатом был Файзулин – 7. То есть или назад, или поперек поля, что, однако, лучше постоянных потерь мяча, в чем Александр также преуспел. А вот Кокорин получил от Самедова только одну передачу. Почему? Это самое «почему» уже давно не дает покоя. Совершенно непонятно, как можно выстраивать ярко выраженную фланговую игру без рослого центрфорварда, для такой игры предназначенного.

Исполнив 28 кроссов (фланговых подач), сборная России показала третий результат на турнире после Нигерии (34) и Франции (32). Но какой прок от этих фланговых закидушек, если в штрафной площади за мяч некому побороться, выгрызть, на худой конец нос разбить оппоненту, сработав на устрашение. Корейцы были выше нас примерно на два сантиметра. А бельгийские защитники будут выше наших атакующих игроков на целых восемь. На что рассчитана такая игра, достопочтенный Дон?

Конечно, фланги всегда можно использовать для игры низом – есть такая штука, прострелы называется. Но и в этом компоненте есть повод опечалиться. Чтобы эффективно использовать прострелы, необходимо, чтобы нападающие маневрировали на грани офсайда и играли на опережение. А что у нас? Вот уже второй месяц пошел, как Кокорин абсолютно никакой. Беспросветно нулевой. Не иначе сглазили. Да и остальные в рывках ничуть не преуспели – никто не разогнался даже до 29 км/ч. В это сложно поверить, но среди всех тридцати двух команд мы такие одни.

Единственный светлый, обнадеживающий момент – физические кондиции игроков. Если уж корейцев во втором тайме перебегали, значит, и против других устоим. Только вот голая «физика», если она не состоит в крепком союзе с поставленной игрой, любую команду превращает в коллектив физкультурников. Безыдейный, прямолинейный и предсказуемый. А на этом чемпионате, в чем мы успели убедиться, торжествует только скорость – мышления, движения и паса.

На работу над ошибками есть четыре дня. Надежды на преображение откровенно мало, но и биться в истерике «шеф, все пропало!» еще рано. Давайте просто подождем, насладимся интригой.

«Советский спорт» запускает сериал, рассказывающий о готовности больших клубов к новому сезону. Первая часть – о «Локомотиве».

Восьмая команда предыдущего чемпионата, возможно, сделает один-два шага вперед, но вряд ли вклинится в борьбу за медали. Главная причина – средний даже по сегодняшним меркам стартовый состав и отсутствие приличной скамейки. Юрий Семин в одном из интервью сказал, что ждет по одному усилению в каждую линию, кроме вратарской. Но пока «Локомотив» только избавился от балласта и продлил союз с Кверквелией и Ари.

Обнадеживает то, что в расположении Семина есть несколько ярких личностей, которые могут тащить команду. В первую очередь это Фернандеш. Даже как-то странно, что после выдающегося сезона его никто не захотел купить; говорят, отпугивает большая зарплата. Это, разумеется, Миранчук. Игнатьев, который, когда в форме, способен на подвиги. И Ари. Если, конечно, не начнет валять дурака, как это было в «Спартаке» и «Краснодаре».

Вторая причина – скомканная подготовка к сезону. Несколько игроков зажигали на Кубке конфедераций – 14 минут на троих. Кверквелия присоединился поздно и не участвовал в спаррингах. Не сразу приступили к занятиям в общей группе Ари и Михалик. Были проблемы у Ротенберга, Игнатьева и Коломейцева. А Чорлука и Виталий Денисов вообще пропустили сборы, и до сих пор непонятно, когда и в каком состоянии они вернутся.

«Локомотив» в Австрии сыграл три контрольных матча, и все – в полурезервном составе. Вновь, как и зимой, Баринов опустился в оборону; в этом смысле ему страшно не везет. На левом фланге тесты сдавал юный Лысов, который вообще полузащитник. Поддержку Фернандешу в центре поля оказывал Миранчук – но не Алексей, а Антон. А слева в полузащите разминался Касаев, железнодорожный Тошич, стреляющий два раза в год.

Отсюда вытекает третья причина – в сыгранности «Локомотив» не добился, да, наверное, и не мог добиться какого-то прогресса. Из трех контрольных матчей всерьез можно рассматривать только последний – с «Риекой» (0:1). Там и организация атакующей игры хромала, и оборона давала сбои. Проще говоря, поставленной командной игры у «Локомотива» не видно. Хотя в последнем спарринге она уже должна проклевываться.

Нынешний «Локо» вообще мало чем отличается от прошлогоднего. Много хаоса, низкий темп, сырость во всех линиях. Исполнители вроде бы есть, но каждый из них настроен на свою волну, из-за чего комбинационная нить рвется после третьего паса. Хотя тот «Локо» преобразился после перерыва благодаря ожившему Ари, круто прибавившему Миранчуку и отчасти новой тактике. Но из-за пробуксовки на старте результата это не принесло.

Все идет к тому, что и предстоящий старт «Локомотив» смажет. По всем признакам он не готов. Конечно, всегда можно возразить: это всего лишь предсезонные сборы, по которым неправильно делать выводы. Но это неправда. Именно по сборам и надо делать выводы – не глобальные, разумеется, а на ближайшую перспективу. Сравните качество игры «Локо» с ЦСКА. Если матчи последнего вы не смотрели, я подскажу – между ними пропасть.

Причем проблемы «Локомотива» не заканчиваются на смазанной подготовке и среднем составе. Есть еще и тренерский фактор. Есть сомнения в том, что Семин – именно тот, кто нужен. Думается, нужен более современный специалист, способный поковыряться в командных настройках и быстро все исправить. Время, когда тренерам давали по пять лет на строительство новой команды, давно прошло. Что построил Семин за целый год?

Восьмое место – вот ответ. Да, была победа в Кубке России. Но давайте не будем себя обманывать – этот трофей берет не самый сильный, а тот, кто больше хочет; почти все наши большие клубы так его хотят, что дружно вылетают в 1/16 и 1/8 финала. Куда показательнее то, что за год «Локо» почти не изменился. А год – это много. Массимо Каррера возглавил команду в то же время, что и Семин. И тут между ними тоже пропасть.

Обозреватель «Советского спорта» разбирает матч ЦСКА - «Спартак», который де-факто стал золотым для красно-белых.

Массимо Каррера использовал тактику 4-2-3-1, хотя обычно командам, практикующим 3-5-2, отвечает зеркально. Обычно, но не всегда. Стандартную расстановку «Спартак» предложил «Уфе» в первом матче, «Локомотиву» и «Уралу». К тому же модель 4-2-3-1 сработала с «Зенитом», а 3-4-2-1 провалилась в Ростове-на-Дону. Было что обдумать. А еще, возможно, в «Спартаке» сейчас нет трех качественных центральных защитников - Кутепов и Боккетти смотрят футбол со скамейки запасных. И наконец, в этом можно усмотреть тактический сюрприз - Виктор Гончаренко, как и мы, наверняка ждал другого.

В последних матчах ЦСКА демонстрировал более солидный, выразительный футбол. Это и 20 ударов по воротам «Ростова» из штрафной площади, чего не добилась даже «Бавария», и уничтожение «Локомотива», и окрепшая физика, выраженная в командном движении, - нити комбинационной игры превратились в стальные тросы, атака расцвела, форварды ожили. Понимая свое превосходство на этом отрезке сезона, ЦСКА решил сыграть с позиции силы. Да и турнирная таблица обязывала. План заключался в том, чтобы забить первым, а потом добить раскрывшегося противника в стиле «Ростова».

«Спартак» в первые полчаса почти не играл - отбивался. Будет заблуждением считать, что он, как и с «Зенитом», играл вторым номером. У «Зенита» не было внятного нападения, его намеренно вытягивали на свою половину поля, чтобы показать Дзюбе, что такое атака с ходу. А ЦСКА волнами накатывал на ворота Реброва, вызывая переполох в штрафной площади. Когда волна отступала, почти сразу следовала ошибка - контригры не было, прессинг не включался, мяч не держался. «Спартак» уступал ЦСКА в движении и организации игры. И фактически все зависело от того, выстоят ли красно-белые.

Выстояли. А когда ЦСКА к 30-й минуте подустал и уже не мог навязывать свой энергозатратный футбол, игра выровнялась. И была допущена первая ошибка - Головин отдал мяч Попову, Василий Березуцкий не заблокировал Адриано, а Акинфеев пропустил в «домик». Все в игре перевернулось. По злой иронии план Гончаренко теперь должен был воплощать Каррера. Инициатива перешла к «Спартаку».

Стартовый состав ЦСКА

После матча Гончаренко скажет: «Футбол базируется на ошибках. Тот, кто совершает их меньше, выигрывает». Ошибаются вообще-то все. Даже чемпионы. Если вооружиться какой-нибудь сверхточной системой подсчета, то вполне может выясниться, что «Спартак» ошибался больше. Дело не столько в ошибках, сколько в том, наказывает ли за них соперник. ЦСКА мог все решить уже в первые 15-20 минут, и даже раньше - уже на 56-й секунде, когда мяч каким-то чудом не влетел в ворота Реброва. А влети мяч, ЦСКА бы закрылся, выстроившись в линию из пяти защитников, - и игра была бы сделана.

«Спартак» ошибался много. Все шло к тому, что дуэль Комбарова и Фернандеса станет решающей. В этой зоне красно-белые были разгромлены, несмотря на шаблонность армейских атак: длинный пас на бразильца (россиянина), соло, проникновение или подача в штрафную площадь. Из этой борьбы и родился гол ЦСКА - конвертировать фланговое преимущество в результат армейцы все-таки смогли. Но стратегически этот гол ни на что не влиял - счет-то был ничейный. ЦСКА не мог перейти на контратаки, чего так желал. А затем Каррера стянул на проблемный участок поля дополнительные силы - Зобнина.

Получается, что ошибка Головина в единоборстве с Поповым стала роковой. Все остальное было следствием. ЦСКА занервничал, чего с ним еще не приключалось при Гончаренко. Это не только дух Дедуры, вселившийся в Васина, лучшего центрального защитника этого сезона; правда, после такого конфуза рейтинг надо пересмотреть. Но и чудовищные позиционные и индивидуальные ошибки при быстрых атаках «Спартака». Игроки ЦСКА смотрели, как красно-белые вываливаются на ворота четыре в четыре и как Промес выходит один на один, и, наверное, думали: «На их месте должны быть мы».

Стартовый состав «Спартака»

Если очень упрощенно, «Спартак» победил, потому что сумел наказать соперника за ошибки. ЦСКА - нет. То есть как бы да - гол со стандарта после очередной проигранной дуэли Фернандесу. Одна ошибка против двух. А потом была удачная рокировка - выход Зе Луиша, который, очевидно, был запланирован. И тактические ходы: игра по счету и усиление флангов - Промес и Зобнин оттянулись глубже. Гончаренко, разумеется, тоже не сидел на месте, но переломить ход матча не сумел. Во втором тайме было много пауз, вызванных перфомансом фанатов ЦСКА. Пришли на помощь «Спартаку». Молодцы.

Если говорить глобально, то дерби вновь раскрыло силу и сущность нынешнего «Спартака». Это умение выжать максимум из имеющихся ресурсов, сделать результат. Весь сезон красно-белые играют на пределе возможностей, ротируют состав, колдуют над тактикой. Готовятся к каждому матчу как к отдельному турниру. В апреле ЦСКА вышел на пик формы и стал показывать футбол более высокого качества. Но «Спартак» выдержал стартовый натиск, заставил ошибиться (это ведь не на ровном месте; в первом голе прессинговал Попов, во втором - Зобнин) и довел игру до победы. Это и есть класс.

«Спартак» нанес поражения всем 15 клубам премьер-лиги. Весной были повержены «Зенит» и ЦСКА. Все вопросы должны быть сняты. Пустые дискуссии о «чемпионской игре» скучны и нелепы. Подвергать сомнению заслуженность золотых медалей могут только люди, не смирившиеся с тем, что «Спартак» вернулся. Ну, еще и те, кому больше не о чем говорить, а рейтинги как-то надо поддерживать.

Михаил Борзыкин