Занятия в детском саду по плоскостопию. Открытое занятие "профилактика плоскостопия"

1) формировать навык правильной ходьбы

2) укреплять мышцы, формирующие свод стопы

3) разучить новый комплекс упражнений

4) закаливать и оздоравливать организм

5) развивать внимание

6) формировать интерес к занятиям

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

Обратить внимание на осанку

1- глубокий вдох носом

2- выдох, произнести «ах»

В колонне по одному друг за другом фронтально

Подняться на носки, пятки отпустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить вправо и т д Идти в одну сторону, затем в другую

Сидя на стуле фронтально

Круговая тренировка. Ребенок занимается на каждой станции 1 мин.

Дети делятся на две подгруппы. Первая – образует круг, взявшись за руки (мышеловка), а вторая - мыши, которые вбегают и выбегают из круга на носках. Дети, стоящие в кругу, поднимают руки вверх, образуя ворота.

«Ах. Как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас,

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех за раз»

После этих слов, дети опускают руки вниз и «захлапывают мышеловку»

Пойманные «мышки» отходят в сторону.

Инструктор прячет в зале какой-нибудь предмет, а дети его ищут, перемещаясь на пятках.

ИП - ноги на ширине плеч, руки сжаты в «замок» вверху

1- вдох носом

2 – руки опустить резко вниз,

выдох, произнести «ух»

1 часть Построение в шеренгу

Дыхательное упражнение

«Нюхаем цветок»

Ходьба - обычная

С перекатом с пятки

Спиной вперед с

перекатом с носка

Бег – обычный

С остановкой по сигналу

и вставанием на носки

Спиной вперед

Ходьба– «боковая прогулка»

На носках, руки в

На пятках, руки за

На внешней стороне

Обычная

Массаж стоп

Упражнения сидя на стуле

1) ИП- руки на поясе

Перекаты с пятки на носок с большой амплитудой

2) ИП- одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом

Смена положения ног

3) ИП- стопы стоят на

развести пятки в стороны, вернуться в ИП

4) ИП- стопы вместе,

руки на наружной стороне коленей

стремиться поставить стопы на наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление

5) ИП- стопы стоят на

имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пальцы. То же отгребание песка

6) ИП- стопы «склеены»

Вместе внутренним сводом

Поднимать и опускать пятки

7) ИП- стопы стоят на

Поочередное поднимание пальцев ног, пятки стоят на полу. Поочередное поднимание пяток ног, пальцы на полу

1- езда на велотренажоре

2- ходьба по беговой дорожке

3- собирание платочков в обруч пальцами ног

4- прыжки на большом мяче

5- ходьба по скамейке на носках

6- ходьба по обручу боком приставным шагом серединой стопы

7- ходьба по ребристой доске

8- ходьба по доске, опускаясь на одно колено

9- катание массажных мячей стопами

10 серединой стопы

Подвижная игра

«Мышеловка»

«Найди предмет»

Упражнение на дыхание

« Дровосек»

20сек в каждую сторону

1 раз на каждой стопе

По 1 мин на каждой станции

30 сек в каждую сторону

1 раз на каждой стопе

По 1 мин на каждой станции

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ № 9

1) закрепить знания детей о плоскостопии и способах профилактики

2) разучить и выполнять новый комплекс

3) укреплять костно - мышечный аппарат специальными упражнениями

4) формировать и закреплять навыки правильной осанки

5) воспитывать чувство товарищества

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

Обратить внимание на осанку

1-2-3- три коротких вдоха через нос

4- выдох через рот

В колонне по одному фронтально

Дети стоят на полу, пятки вместе, носки врозь. Левую ногу поднять на носок, правую на пятку и соединить пальцы ног

Дети садятся на скамейку, берут по два массажных мяча и катают их стопами

Фронтально

В парах, лицом друг к другу

Дети делятся на три подгруппы, каждая выполняет свое задание и переходит на другую станцию

Один ребенок(мышка) стоит в конце зала. Другие дети (огуречики) идут (на носках или пятках) к нему и говорят

« Огуречик, огуречик

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет»

После этих слов дети разбегаются, а «мышка» их ловит.

Дети сидят на полу, ноги вытянуты вперед, упор сзади руками. Передают мяч ногами друг другу

1- вдох носом

2- выдох, произнести «ти-ши-на»

1 часть Построение в шеренгу

Дыхательное упражнение

« Надуваем шарик»

Ходьба – обычная

На носках, руки в стороны

На пятках, руки за спиной

полочкой

- « Гармошка»

Бег - обычный

На носках

По доске

С остановкой по сигналу и

приседанием

Ходьба – обычная

По массажным коврикам

В полном приседе «гуси»

2 часть Массаж стоп массажными

Упражнения со средним мячом

1) ИП- лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче

Попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад

2) ИП- лежа на спине, мяч

Зажат в голеностопных суставах

Приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в ИП

3) ИП- то же

Перекаты мяча через ногу вправо и влево

4) ИП- ноги согнуты, стоят на

надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону

5) ИП- ноги прямые, мяч в

голеностопных суставах

поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу, вернуться в ИП

6) ИП- сидя на полу, ноги

согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой.

Движением ног прокатить мяч сидящему напротив ребенку. Он ловит его руками, а затем ногами резко откатывает своему партнеру.

7) ИП- сидя, руки в упоре

сзади, мяч положен у ног справа

захватить мяч стопами, поднять и переложить его влево.

8) ИП- сидя, ноги согнуты в

Коленях и прижаты к животу. Дети сидят парами, лицом друг к другу

Захватить мяч стопами и движениями ног вперед бросить мяч, сидящему напротив ребенку

1- Отбивать мяч, подвешенный на веревке, ногой

2- Перелезание с пролета на пролет по шведской стенке

3- Перекладывание мелких предметов из обруча в обруч, зажимая их пальцами ноги

Подвижная игра «Огуречик»

3 часть Игра малой подвижности

«Ловкие ноги»

Упражнение на дыхание

«Тишина»

20 сек в каждую сторону

По 2 мин на каждой станции

30 сек в каждую сторону

По 2 мин на каждой станции

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ № 11

1) учить детей самостоятельности при выполнении упражнений

2) закрепить элементы массажа ног

3) формировать и закреплять навыки правильной осанки

4) уменьшать деформацию имеющегося уплощения сводов стопы

5) воспитывать самостоятельность и трудолюбие

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

1 – вдох через нос

2 – выдох через рот

В колонне друг за другом фронтально

Стоя в две шеренги

Фронтально

Дети делятся на две подгруппы

Нельзя догонять детей, которые приседают

Один ребенок стоит в центре круга. Остальные идут по кругу со словами « Ровным кругом друг за другом, эй ребята не зевать, все что Толя нам покажет

Будем вместе выполнять» Водящий показывает движение, а остальные его выполняют

1- вдох носом, руки, согнутые в локтях подтянуть к груди

2- выдох, произнести

«с-с-с», руки вниз

1 часть Построение в шеренгу

Упражнение на дыхание

« Вдох – выдох»

Ходьба – по массажным дорожкам

Обычная

Бег – обычный

Спиной вперед

С захлестом голени

Ходьба – обычная

По ребристой доске

По диагонали на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Обычная

2 часть Массаж стоп зубной щеткой

Сидя на полу. Зубной щеткой ведем вдоль стопы и говорим: «рельсы - рельсы», ведем поперек стопы «шпалы - шпалы», нажимаем и ведем вдоль стопы: «ехал поезд запоздалый», стучим по стопе щеткой: «из последнего вагона вдруг посыпалось зерно», стучим по всей стопе обратным концом щетки: «пришли куры поклевали» , щиплем стопу двумя пальцами: «пришли гуси пощипали» , хлопаем ручкой щетки: «пришел слон притоптал» , гладим щетинкой « пришел дворник, все подмел»

Упражнения из положения стоя:

Ходьба на месте поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола

2) ИП- ноги вместе

Пальцы поджали, вверх подняли

3) ИП- пятки на полу

Стучат пальцы ног

4) ИП- пальцы ног «приклеены»

Стучат пятки

5) «Пружинка»

Сгибаем колени, стопы стоят на полу параллельно

6) «Качели»

Глубокие перекаты с носков на пятки

7) Растереть стопы об ковер

1- ходьба по скамейке на носках, руки за головой

ходьба по ребристой доске

ходьба по доске с выпадами, касаясь коленом доски

ходьба по канату боком приставным шагом

2- катание палки стопами

Подвижная игра «Ловишки с приседанием»

3 часть Игра малой подвижности

«Ровным кругом»

Упражнение на дыхание

1 раз на каждой стопе

1 раз на каждой стопе

ЗАНЯТИЕ « ЧТО ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ»

Цель: Познакомить детей с понятием «плоскостопие».

Рассказать о причинах возникновения и способах профилактики.

Материал: Кукла Здравик.

Картинки с изображением здоровой и плоской стопы

Наборы мелкого конструктора лего

Пластмассовый лоток

Лист белой бумаги, фломастер

10 кирпичиков крупного лего

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель (выставляет на стол куклу).Сегодня к нам в гости пришел Здравик. Он хочет рассказать что-то интересное и для вас важное.

Здравик (за него говорит воспитатель) . Здравствуйте! У меня сегодня хорошее настроение, я себя хорошо чувствую, мне хочется поиграть, побегать и попрыгать вместе с вами. Но я не всегда был такой жизнерадостный. Скажу вам по секрету – у меня было плоскостопие. Как вы думаете, что это такое? (Это когда у человека стопа плоская) Совершенно верно! Вот, посмотрите на эти картинки(воспитатель прикрепляет на доску картинки с изображением плоской и здоровой стопы) Так выглядит здоровая стопа, а так плоская.

Казалось бы, какой пустяк - небольшая ложбинка на ступне. Но она выполняет очень важную роль: уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем, ходим. От чего же стопа может стать плоской? оказывается, основных причин три.

Первая - «неправильная» обувь. Вот я раньше любил ходить в шлепанцах. А потом вдруг заметил, что мои ноги стали очень быстро уставать. Я спросил у врача; почему так происходит. Она объяснила, что дети обязательно должны носить обувь с твердым задником и на небольшом каблучке, вот как у меня! (показывает). Ну-ка проверьте, у всех ли правильная обувь? (дети рассматривают свою обувь)

Вторая причина - плоскостопие развивается у тех, кто не делает утром зарядку, не укрепляет мышцы свода стопы с помощью специальных упражнений. Я об этом даже стихи сочинил. Чтоб ходить, чтоб бежать,

Чтобы весело скакать,

С помощью зарядки мы

Укрепляем стопы!

И теперь я каждое утро делаю зарядку.

Наконец, третья причина. Не всякую нагрузку могут выдержать мышцы, поддерживающие стопу. Например, детям нельзя прыгать с большой высоты.

Воспитатель. Дети, а ведь мы с вами знаем много упражнений для того, чтобы не. допустить развития плоскостопия. Давайте покажем некоторые из них Здравику. Только сегодня они будут необычные. Мы используем для них конструктор лего. Снимайте обувь и носки (дети разуваются)

Комплекс упражнений

Воспитатель. По шершавой по дорожке

Проходили наши ножки!

(дети идут друг за другом по платам лего)

Воспитатель Мы волшебные детали собираем, посмотри!

А потом модель построим. Начинаем:

Раз, два, три!

(Дети сидят на стульях. Перед ними на ковре разбросаны кирпичики мелкого лего и стоят лотки. Каждый ребенок собирает в лоток пальцами правой ноги красные кирпичики, пальцами левой ноги – синие.)

Воспитатель. Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Ногой фломастер ты возьми

И детали обведи.

(Дети сидят на стульях. Перед ними на полу лежат листы бумаги, на которых разложены красные и синие кирпичики мелкого лего. Дети, захватив фломастер пальцами правой ноги, обводят красные детали, пальцами левой ноги – синие детали.)

Воспитатель Ножки прыгать научите,

Через дом перенесите.

(Дети сидят на ковре, вытянув прижатые одна к другой ноги. Поднимают ноги и переносят их через стоящий на полу домик из лего (высотой 15 – 20 см) , опускают на пол.)

Воспитатель Дружно кубики берем

И по кругу их несем.

Кубик, захватив стопами,

Другу справа отдаем.

(Дети сидят по кругу, вытянув ноги к центру. Перед каждым ребенком - кирпичи из крупного лего. Ребенок поднимает кирпичик, зажав его между стопами, переносит вправо, опускает на пол. Затем так же переносит кирпичик, полученный от соседа слева. Таким образом кирпичики передвигаются по кругу.)

Здравик Молодцы, какие интересные упражнения с конструктором вы показали!

Воспитатель А еще Здравик, дети любят конструировать, строить разные модели.

Здравик Интересно, сумеете ли вы из конструктора построить модель здоровой стопы и плоской?

(Воспитатель распределяет детей на две подгруппы. Одна подгруппа собирает плоскую стопу, а вторая – здоровую)

По окончании работы, дети показывают свои модели, делятся впечатлениями.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно – двигательного аппарата ребенка. Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара.

Плоскостопие – болезнь серьезная именно из-за несерьезного к ней отношения. А сформировалось оно потому, что долгие годы нам прививали пренебрежительное отношение к своему здоровью: вкалывать – так до упаду, заболел – не раскисай, и вообще - если уж умирать, так с музыкой, и непременно на работе. Времена громких лозунгов миновали оставив обычного человека наедине со своими недугами, смертельными и несмертельными. В число последних и входит плоскостопие.

У тех, кто им страдает, ноги как свинцом налиты, каждый шаг дается с трудом. А если у вас такая работа, когда « волка ноги кормят» , то и вы, и ваша семья рискуете остаться голодными… Это касается мужчин. У дам свои проблемы. Женщина, как известно, начинается с ног. А при плоскостопии о туфлях на шпильках и платформе можно забыть.

Стопа при ходьбе, стоянии, беге выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию. При ослаблении мышц стопы и снижении ее функции повышается нагрузка на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз, который компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника.

Формирование свода стопы у детей начинается с четырех лет. Поэтому профилактику нужно начинать с дошкольного возраста и продолжать в школьном, а у детей с врожденным плоскостопием – с рождения.

Актуальность проблемы определила ЦЕЛИ

Профилактика и коррекция незначительных нарушений стоп

Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы

Профилактика нарушений осанки

1) выявление детей, имеющих плоскостопие;

2) установление причин и признаков плоскостопия;

3) повышение санитарно - гигиенического уровня детей и их родителей;

5) исправление имеющейся деформации стопы

6) укрепление мышц, формирующих свод стопы

Плоскостопие - это статическая деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Оно бывает продольное и поперечное, но часто встречается и смешанное.

У большинства людей встречается так называемое статическое плоскостопие. Иногда оно возникает от врожденной слабости связок, но чаще всего у людей с лишним весом.

У детей до года деформируется стопа из –за раннего и долгого хождения в «ходунках».

Еще одна причина болезни – нерациональная, неудобная обувь . У детей должна быть обувь с твердым задником, на небольшом каблучке, с широким носком.

Еще один вид болезни - травматическое плоскостопие – результат травмы костей стопы.

Следующий вид – врожденное плоскостопие . Причина этого – аномалия внутриутробного развития. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитное плоскостопие - приобретенное заболевание в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.

Паралитическая плоская стопа – это результат паралича мышц нижних конечностей, вызванного полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Диабетическая стопа – связана с тем, что у диабетиков нарушаются процессы заживления кожных повреждений.

Плоскостопие трудно излечить, но можно его корректировать специальными упражнениями.

СИСТЕМА РАБОТЫ

Главным звеном в моей работе являются оздоровительные занятия по коррекции и профилактике плоскостопия. До занятий в сентябре месяце идет предварительная работа – выявление детей, имеющих плоскостопие.

1) просмотр медицинских карт, где есть отметка ортопеда о диагнозе и рекомендации ребенку

2) выход на родительские собрания, где я рассказываю о своей работе в целом и о группах здоровья. Прошу родителей, которые подозревают у своего ребенка отклонения в развитии стопы, обратиться к ортопеду, и принести мне справку. Из разговоров с родителями выясняю причину плоскостопия.

3) на занятиях по физкультуре обращаю внимание на установку стоп во время ходьбы у детей. Если есть подозрение на плоскостопие, то показываю ребенка мед. сестре в саду. Мед. сестра дает направление к ортопеду родителям ребенка.

4) детям, у которых есть плоскостопие, или подозрения на него я делаю плантограмму (отпечаток стопы) в сентябре и в мае для сравнения и подтверждения эффективности занятий.

Это все проводится в сентябре и предшествует моим занятиям.

Первое занятие в октябре я провожу на группе со всеми детьми. Его задачи: познакомить детей с понятием «плоскостопие». Рассказать о причинах возникновения заболевания и способах профилактики.

Один конспект составляется на две недели, то есть по нему проводится 4 занятия.

В оздоровительном занятии, как и в обычном 3 части:вводная, основная, заключительная. В вводной части даются различные виды ходьбы и бега, для разминки стопы. В основной части можно сделать самомассаж стоп. Далее идут специальные упражнения для стоп, причем на первых занятиях их выполняют лежа на полу, далее – сидя на полу, сидя на полу с предметами, сидя на стуле или скамейке, сидя на скамейке с предметами, стоя у опоры, стоя, со скакалкой. Постепенно стопы укрепляются и можно проводить упражнения из ИП –стоя.

В заключительной части дети играют в мало подвижную игру.

Те упражнения, которые я даю на оздоровительных занятиях, дети закрепляют на физкультурных занятиях; на занятиях ОФП с ослабленными детьми; на утренних гимнастиках. Воспитателям выдаются комплексы профилактических упражнений, для выполнения во время закаливания после дневного сна.

Два раза в неделю, вечером дети занимаются в студии « Северные зори» , где педагоги очень тщательно следят за осанкой.

По рекомендации ортопеда дети занимаются плаванием, фигурным катанием и хоккеем, т. к. это способствует укреплению мышц стопы.

Еще одно из направлений оздоровительной работы – это обучение родителей упражнениям для коррекции и профилактике плоскостопия. Родители охотно посещают открытые занятия, консультации. Детям и родителям даются задания на дом (комплексы упражнений для занятий дома)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

4 детей занимаются уже третий год в группе здоровья.

Результат

Уплощение стоп

Плоско-вальгусные стопы 1 ст

Плоскостопие - 2-3 ст

Вальгусные стопы

Приведение стоп

Уплощение стоп 2 ст

Миатонический синдром

Слабые мышцы, рано пошла

Слабость связок

Слабость связок

Наследственное

Рано пошла

Слабость связок, большой вес, «ходунки»

При рождении дисплазия бедра

Слабость связок

Норма –правая нога

Левая – 2 ст

Без изменения

Без изменения

Уменьшилась степень

Без изменения

Без изменения

Уменьшилась степень

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Задачи: 1) укреплять костно - мышечный аппарат специальными упражнениями;

2) разучить новый комплекс упражнений;

3) формировать и закреплять навык правильной осанки;

4) увеличивать силовую выносливость мышц нижних конечностей;

5) закрепить знания детей о плоскостопии

6) воспитывать у детей самостоятельность, внимание, трудолюбие

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

1 часть Построение в шеренгу

Упражнение на дыхание

« Нюхаем цветок»

Ходьба – обычная

На носках, руки в

На пятках, руки за

КОНСПЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ №14

Задачи: 1) формировать у детей навыки правильной ходьбы и осанки

2) закрепить знания о плоскостопии и его профилактике

3) укреплять мышцы свода стопы

4) закаливать организм ребёнка

5) воспитывать самостоятельность при выполнении упражнений

Методические указания

Организация детей

Дозировка

Дозировка

1-2-3-три вдоха носом

4 – выдох через рот

Обращать внимание на правильную постановку стоп при ходьбе

Подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить вправо и т д

Фронтально в две шеренги

Дати делятся на две подгруппы

Дети стоят в шеренге. По команде они берут стопой колпачок и, прыгая на одной ноге, переносят его на другую сторону площадки

Дети ищут предмет, спрятанный инструктором, ступая на носки (пятки)

1- вдох носом

2- выдох на ладошку

1 часть Построение в шеренгу

Упражнение на дыхание

Ходьба – обычная

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Бег – обычный

На носках

Боковой галоп

Ходьба – «боковая прогулка»

В полном приседе

С перекатом с пятки на

Спиной вперед с перекатом

с носка на пятку

2 часть Упражнения с палкой

1) «Перешагни через палку»

ИП - стоя, ноги слегка расставить, палку держать за концы горизонтально перед собой

Высоко поднимая ноги, перешагнуть через палку вперед и назад.

2) «Перешагни через палку сидя»

ИП - сидя на полу, держать пальцы за концы.

Переносить поочередно ноги через палку, а затем возвращаться в ИП

3) «Подними палку ногами»

ИП - сидя на стуле, одной ногой придерживать палку снизу, другой - сверху и стараться приподнять ее.

4)«Перенеси ноги через палку»

ИП - лежа на спине, держать палку в вытянутых руках перед собой

Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в ИП

5)«Пройди по палке» пройти по палке, положенной на пол

6)«Пройди по палке боком»

Передвигаться по палке боком приставным шагом

7) «Приседания»

ИП - стоя на палке

Приседания и полуприседания

8)«Возьми палку»

ИП - под пальцы стоп положить палку

Сгибать и разгибать пальцы стоп, обхватывая и опуская палку

1- катание массажных мячей

2- лазание по шведской стенке,

Ходьба по канату

Ходьба по доске с выпадами

Подвижная игра «Перенеси колпачок»

3 часть Игра малой подвижности

«Найди предмет»

Упражнение на дыхание

«Сдуй снежинку с ладошки»

Вводная часть

1-2 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Спиной вперед с перекатом с носков на пятки

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – обычный

С выносом прямых ног вперед

На носках

Лежа на спине и животе, сидя на полу

Массаж стоп

«Перенеси колпачок»

«Кто дольше»

3-4 неделя

Х – на носках

На пятках

В приседе

- « змейкой»

На внешней стороне стопы

В полуприседе

Б – на носках

С переменой направления

С выносом прямых ног вперед

Массаж стоп

Ходьба по палке боком приставным шагом

Приседания, стоя на рейке шведской стенки

Прыжки на больших мячах

«Гуси-гуси»

«Собираем камушки»

1-2 неделя

Х –«змейкой»

На носках «жирафы»

На пятках «петушки»

На внешней стороне стопы «мишки»

С перекатами с пяток на носки

Спиной вперед с перекатами с носков на пятки

В приседе «гуси»

Б – на носках

С захлестом голени

Сидя на стуле или скамейке

Массаж стоп

Ходьба по массажным коврикам

Ходьба по наклонной доске

Ходьба по канату боком приставным шагом

« Ловишки - жирафы»

« Собери камушки»

Вводная часть

3-4 неделя

Х – скресным шагом

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

С выпадами

С высоким подниманием бедра

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – по диагонали

С выносом прямых ног вперед

На носках

Сидя на скамейке

Массаж стоп

Х – по скамейке на носках

По ребристой доске

По массажным коврикам

По доске с опусканием попеременно правого и левого колена

«Ловишка с приседанием»

«Найди и промолчи»

1-2 недели

Х – «змейкой» на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

В полном приседе «гуси»

Б – с захлестом голени

С высоким подниманием бедра «лошадки»

Лазание по шведской стенке с переходом с пролета на пролет

Катание ногами массажных мячей

«Удочка» или

Прыжки на больших мячах

«Кто самый внимательный»

3-4 недели

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Пятки вместе, носки врозь «сосенка»

Носки вместе, пятки врозь «елочка»

Б – «змейкой» на носках

На пятках с захлестом голени

С палками

Массаж стоп

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по скамейке с высоким подниманием бедра

Ходьба по массажным дорожкам

Прыжки на больших мячах

«Кот и мыши»

«Не упади»

Вводная часть

1-2 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – «змейкой» на носках

На пятках

С захлестом голени

С веревочкой

Массаж стоп

Ходьба по наклонной доске

Лазание по шведской стенке чередующимся шагом

Ходьба по массажной дорожке

Катание массажных мячей

«Коршун и утки»

«Кто больше всех соберет предметов»

3-4 неделя

Х – с перекатом с пятки на носок

- «боковая прогулка»

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Б – на носках

С выносом прямых ног вперед

Сидя на стуле

Массаж стоп

Езда на велотренажоре

Ходьба по беговой дорожке

Собирание платочков пальцами стоп

Прыжки на больших мячах

Ходьба по скамейке на носках

Ходьба по обручу боком приставным шагом

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по доске, попеременно опускаясь на одно колено

Катание массажного мяча

Ходьба по канату боком приставным шагом

Перелезание с пролета на пролет по шведской стенке

«Мышеловка»

«Найди предмет»

Вводная часть

1-2 неделя

Х – на носках

На пятках

- «гармошка»

По массажным коврикам

В полном приседе

Б – на носках

По доске

С остановкой по сигналу и приседанием

Со средним мячом

Отбивание мяча, подвешенного на веревке, ногой

Перелезание с пролета на пролет по шведской стенке

Перекладывание мелких предметов из обруча в обруч пальцами ног

«Огуречик»

«Ловкие ноги»

3-4 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

С перекатами с пятки на носок

Спиной вперед с перекатами с носка на пятку

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – на носках

На пятках

С выносом прямых ног вперед

Массаж стоп

Ходьба по массажной дорожке

Ходьба по ребристой доске

По скамейке на носках

По доске, попеременно опускаясь на одно колено

Прыжки на больших мячах

«Перенеси платочек»

«Собери колпачки»

1-2 неделя

Х – по массажным дорожкам

По ребристой доске

По диагонали на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Б – спиной вперед

С захлестом голени

Массаж стоп

Ходьба по скамейке на носках, руки за головой

Ходьба по ребристой доске

Ходьба по доске с выпадами

По канату боком приставным шагом

Катание палки

«Ловишки с приседаниями»

«Ровным кругом»

Вводная часть

3-4 неделя

Х – с высоким подниманием бедра

В приседе

На носках

На пятках

На внешней стороне стопы

Пятки вместе, носки врозь

Носки вместе, пятки врозь

Б – спиной вперед

С захлестом голени

С выносом прямых ног вперед

Езда на велотренажоре

Ходьба по беговой дорожке

Х с мячом, зажатым между коленей

Х по скамейке, высоко поднимая колени

Х по канату, положенному «зигзагом»

Катание массажных мячей

Прыжки на мячах

Х по массажным дорожкам

«Раскатываем тесто»

«Передай бутылку»

1-2 неделя

Х – на пятках

На носках

На внешней стороне стопы

Спиной вперед с перекатом с носка на пятку

Б – на носках

С захлестом голени

По доске

Прыжки на больших мячах

Собирание камушков пальцами стоп

« Ловишки - жирафы»

«Ловкие ноги»

3-4 неделя

Х – на носках

На пятках

На внешней стороне стопы

- «боковая прогулка»

С перекатом с пятки на носок

Спиной вперед с перекатом с носка на пятку

Б – на носках

Боковой галоп

Катание массажных мячей

Лазание по шведской стенке

Ходьба по канату боком приставным шагом

Ходьба по доске с выпадами

«Перенеси колпачок»

«Найди предмет»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Чикчинский детский сад «Улыбка»

по физкультуре в ДОУ, направленное на профилактику плоскостопия

«Лесное путешествие»

Выполнила: физинструктор МАДОУ Чикчинского

детского сада «Улыбка»

Афлетунова А.И.

г.Тюмень, 2016 г

План – конспект учебно – тренировочного занятия

по физкультуре в ДОУ

1.Группа: старшая

2.Количество занимающихся: 10 - 12 детей

3.Дата проведения:

4. Место проведения: музыкально-спортивный зал МАДОУ Чикчинского д/с «Улыбка».

5.Афлетунова Альбина Илгизовна

6.Тема урока: «Лесное путешествие»

7.Задачи занятия:

Образовательная: упражнять детей в правильной постановке стоп при ходьбе и беге, закреплять умение преодолевать препятствия, выполнять движения по команде.

Оздоровительная: развивать воображение, выносливость, ловкость, координацию движений.

Воспитательная: воспитывать положительные нравственно-волевые качества, нравственное и бережное отношение к природе.

8.Инвентарь и оборудование: канат, обручи (6), музыкальный центр, салфетки, мелкие игрушки.

Часть

занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть.

Вытягивают руки вперед, ладонями вверх.

Поднимают руки вверх – тянутся, смотрят на руки.

Показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки.

Улыбаются и кланяются гостям
(звучит спокойная музыка)

Здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся!


Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!

Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое! »

Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра! »

Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! »

Ребята, давайте прислушаемся: что мы слышим?

Птички поют, шелест деревьев.

Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?

Правильно, мы с вами отправимся в лесное путешествие.

Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Не шуметь.

Держаться друг за другом.

Не разбегаться.

Давайте посмотрим на соседа справа, на соседа слева, запомним кто за кем стоит. И пока мы с вами путешествуем будем идти друг за другом.

Еще в лесу можно прислушиваться и услышать много интересных звуков.

Еще можно встретить в лесу разных диких животных.

Дикие животные это какие животные?

Это те животные, которые живут в лесу.

Правильно! Но к ним близко подходить нельзя, это может быть опасно.

И так, отправляемся в путь. За мной шагом марш!

Основная часть.

Ходьба друг за другом с выполнением заданий инструктора: Ходьба обычная;

Ходьба на носочках, с вытянутыми руками вверх.

Ходьба по следовой дорожке.

Мы забрели в чащу леса, как красиво в лесу. Какой здесь свежий воздух, он очень полезен для нашего организма. Травка зеленая, мягкая! По травке очень полезно ходить босиком.

Как вы думаете, почему?

Чтобы наши ножки не болели, правильно развивались, чтобы у нас была правильная походка.

Ой, ребята! Какая высокая трава! Я из-за травы вас совсем не вижу! Давайте встанем на носочки, поднимем руки вверх, потянемся.

Спинку держим прямо, вытягиваем спинку.

Молодцы, я вижу ваши ручки сквозь заросли травы – теперь я вас не потеряю.

Вот мы и прошли высокие заросли. Никто у нас не потерялся?

Никто не потерялся. Молодцы!

Я чувствую, что под ногами земля очень мягкая. Вы чувствуете? Это болото, идти дальше очень опасно.

Что же нам делать, чтобы не провалиться?

Надо идти по следам.

Правильно! Я сейчас первая пройду, проложу следы, а вы пойдете за мной, по проверенной дорожке, по протоптанным следочкам. Но идти надо строго по следам, не торопясь, осторожно, чтобы не провалиться в болото.Молодцы!

Болото мы прошли, никто у нас не провалился, молодцы! Мы справились с препятствием, потому что старались, не торопясь шли строго по следам.

Ребята, давайте прислушаемся, мне кажется, я слышу какой-то звук! А вы что-нибудь слышите?

Это что-то журчит.

А что у нас может журчать в лесу?

Р учеек!

Основная часть.

Ходьба по канату или по гимнастической палке.

Ходьба на пяточках, руки на плечевых суставах.

Правильно - это ручеек! Вода в ручейке очень холодная – студеная! Как же нам перейти через ручеек? Можем ли мы прямо по воде перейти на другой берег?

Нет, потому, что можно простудиться и заболеть.

Надо перекинуть бревно через ручеек, и по нему перейти на тот берег.

Молодцы! Смотрите, здесь кто-то уже проходил и перекинул бревнышко. Нам осталось правильно перейти по бревнышку на другой берег.

Для этого надо повернуться к бревнышку боком и приставным шагом, не спеша, пройти по нему.

Можно помогать друг другу, можно взять за руку того, кто боится и помочь перейти. Мы ведь с вами очень дружные, а друзья всегда помогают в беде или в трудных ситуациях.

Отлично, мы преодолели и это препятствие. Никто не намочил свои ножки, потому что мы очень аккуратно и осторожно шли по бревнышку, и помогали друг другу. Молодцы!

Ребята, посмотрите, что это?

Это следы?

Как вы думаете чьи это следы?

Следы утки.

Вы слышите, кто-то крякает? – Смотрите, это утки пьют воду из ручья!

Давайте представим, что я утка, а вы - утята. Для этого мы встанем на пяточки, ручки положим на плечи и пойдем как утята за уточкой. Спинку держим прямо. Молодцы! Вы как настоящие утята!

Основная часть.

Ходьба в полуприсяде на носках.

Ходьба на внешней стороне стопы с руками за спиной.

Прислушайтесь! Вы слышите какой-то странный шум?

Давайте пригнемся и пойдем в полуприсяде, чтобы этот странный зверь нас не заметил. Для этого надо присесть на корточки и передвигаться в этом положении.

Смотрите, что я нашла! Интересно, кому принадлежат эти следы?

Медведю.

Правильно! Медведю!

Давайте представим, что я медведица, а вы – мои медвежата. Для этого надо встать на внешнюю сторону стопы, и ручки спрятать за спину.

Какие хорошенькие медвежата! Молодцы!

А что медведи делают зимой?

Впадают в спячку.

А что любят медведи?

Мед. Он очень полезен.

Кто его кушает, тот не болеет.

А вы любите мед?

Хорошо, будете здоровыми, крепкими, красивыми!

Мы с вами забрели в самую глубь леса. Кого же еще мы здесь можем встретить?

Посмотрите, еще чьи-то следы….

Белочки.

Правильно, смотрите – это белочка!

Кажется, она что-то хочет нам сказать.

Я - белочка быстрая,

Хвостик пушистый.

На полянке я играла

Шишечки я собирала.

Сильный ветер налетел,

И корзинку подхватил,

Он корзинку покружил,

Все запасы уронил.

Помогите пожалуйста собрать шишечки!

Поможем?

Поможем! Ведь лесные звери и птицы нуждаются в нашей помощи и заботе.

Посмотрите, у белочек есть передние и задние лапки. У них тоже есть пальчики на передних и на задних

Заключительная часть.

1. Игра: «Собери запасы»

Захватить пальцами ног мелкий предмет и перенести его в корзинку.

2. Игра: «Скок-перескок»

Перепрыгнуть на носочках из обруча в обруч.

И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох трубочкой. Голова прямо - вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо - вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

2-3 р

2-3р

лапках и они очень много дел могут делать и передними и задними лапками.

И мы с вами очень много дел можем делать ручками, (подвигаем пальчиками рук), а ножками умеем? (подвигаем пальчиками ног). Сейчас с вами попробуем пальчиками ног собрать шишечки в корзинку, без помощи рук.

А какие же еще запасы делают белочки на зиму кроме шишек?

Ягоды, грибы.

Все запасы собрали, какие молодцы!

Белочка нам говорит «Спасибо» и приглашает нас поиграть. Белки очень любят скакать по деревьям с ветки на ветку, и наша белочка предлагает вам попрыгать с ней.

Надо на двух ножках, на носочках перепрыгнуть из обруча в обруч.

Какие вы молодцы! Давайте попрощаемся с белочкой! Помашем ей правой ручкой. До свидания!

Давайте отдохнем – подышим правильно.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ребята, мы прыгали с ветки – на ветку, с дерева – на дерево, и не заметили, как оказались в садике.
Итог занятия с положительной оценкой, вспомнить что делали, чему учились новому. Вопрос детям:

Лесные звери передали нам подарочек, чтобы мы не забывали о них заботиться и помогать им.

Дети улыбаются и аплодируют сами себе. Выходят из физкультурного зала и благодарят инструктора за занятие.

Здоровьесберегающая технология «Профилактика плоскостопия у дошкольников», возможности применения на физкультурных занятиях, игровые упражнения для детей 3-7 лет, картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



Актуальность проблемы

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний.


Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Профилактика плоскостопия на занятиях физкультурой в ДОО

Цель:
Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью
Задачи:
Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

Для профилактики детского плоскостопия в водной части занятия используется корректирующая ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками.

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

«Качели»

На качелях, на качелях
Прямо в небо полетели
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты покрепче держись!

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1 – потянуть носки на себя («вверх»); 2 – потянуть носки к полу («вниз»).

«Хлопки»

Оборудование: гимнастическая скамейка
(включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

Раньше хлопали ладошки
А теперь хлопают ножки

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. стопы держим вместе. 1- носки развести в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединить вместе суставы больших пальцев («похлопали»).

«Балет»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Пляшут ножки как в балете
Это могут наши дети
Ножки выставлять
На пальчиках стоять

И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

«Паучок»

Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

Ползет паучок по дорожке,
Быстро переставляет ножки

переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

«Веселый ёжик»

Оборудование: малый мяч, шарик.

Ёжик бегал по дорожке
Мы массировали ножки
И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

«Художник»

Оборудование: не требуется

Мы сегодня рисовать
Будем только ножками
Ножки станут выполнять
Замысел художника

И.п. стоя, руки на поясе, дети пальцами одной ноги «рисуют» на полу фигуры: кружок, квадрат, змейку и т.п., то же другой ногой.

«Улитка»

Оборудование: не требуется

Как шла улитка по дорожке
Нам показать помогут ножки

«Раки»

Оборудование: не требуется

Как раки пятятся назад
Нам не трудно показать

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

«Палочки»

Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

Мы стоим, не унываем
Друг-другу палочки катаем

И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

«Каток»

Оборудование: гимнастическая палка

Вот какой у нас каток
Для строительства дорог
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины

И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

«Пяточки»

Оборудование: не требуется

Мы не нежимся в кроватке
Вместе разминаем пятки

И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

«Гусеница»

Оборудование: не требуется

Гусеница, гусеница
В шубке золотистой,
Отправляйся, гусеница,
Под листок тенистый.
В. Лунин

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

«Барабанщик»

Оборудование: гимнастическая скамейка

У меня есть барабан,
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили,
Бить потише попросили.
А зачем его иметь,
Если просят не шуметь?!
Н. Хилтон

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

«Окно»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я в открытое окно
Посмотрю на улицу
Но закрою я окно
Если небо хмурится

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги стоят вместе в упоре на носки, 1-2 - удерживая ноги вместе развести икры «окно раскрыто», вернуться в и.п. «окно закрыто»

«Мельница»

Мелют зёрна жернова
Утром спозаранку
Будет пышный каравай,
Вкусные баранки.

Оборудование: не требуется

И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо (можно выполнять в разные стороны)

«Маляр»

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом

Оборудование: не требуется

И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

«Кораблик»

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
Р. Бикметова

Оборудование: гимнастическая скамейка

И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото1



Совсем не трудно сделать оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Немного фантазии и «Удав» с нашитыми пуговицами и бусинами не только учит детей равновесию и ходьбе змейкой, но отлично массирует стопы.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото2



Змейка - нашитая на коврик хозяйственная веревка диаметром 1 см, выглядит вполне эстетично, хорошо, что такие веревки продаются разных цветов.
А эти волшебные «Следы» позволяют осуществить контрастный массаж.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото3


«Квадраты» создают разные тактильные ощущения на квадраты можно нашить любой подручный материал: палочки, веревочки, старую мозаику, корпусы от использованных ручек, поролоновые губки и все, все, все, на что можно наступить ногой без вреда для здоровья.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



«Каток» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Пяточки» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Гусеница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Барабанщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Окно» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Мельница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Маляр» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Серп» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Кораблик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Сборщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Разбойник» картотека упражнений для профилактики плоскостопия


Консультация для родителей

Скажите «Нет!» плоскостопию

«Плоскостопие – это не страшно, от него не умирают» — так порой мотивируют игнорирование симптомов этого заболевания люди, которым «не до этого». Однако, когда боли в спине, головные боли, боли в тазобедренном и коленных суставах становятся невыносимыми, лечить плоскостопие часто уже поздно: это заболевание остается с пациентом на всю жизнь. Поэтому всегда лучше не допустить его развития, тем более что предупреждение плоскостопия не займет у вас и вашей семьи ни времени, ни денег.
Для профилактики этого нарушения важно уделять внимание воспитанию правильной походки (прямая постановка стоп при ходьбе, носки не разведены в стороны). Если ваша работа связана с длительным стоянием на одном месте, трижды-четырежды в день следует отдыхать по тридцать-сорок секунд, поставив стопы параллельно и становясь на их наружные края. Также для предупреждения плоскостопия полезны теплые водные ванны в конце рабочего дня. Потом можно проводить массаж стоп при плоскостопии и склонности к оному – это облегчает боли в ногах, восстанавливает кровообращение и является в целом замечательным способом профилактики и лечения данного заболевания.
Особенное внимание при массаже следует уделять подошве стопы, также плавными сильными движениями – поглаживаниями, растираниями, разминаниями, поколачиваниями – нужно массировать голени с передней и внутренней стороны. Десять минут такого массажа после теплой ванны ежедневно или хотя бы через день – и плоскостопие и боли в ногах не дадут о себе знать до глубокой старости.
Также к способам профилактики плоскостопия относится лечебная гимнастика, некоторые упражнения из цикла которой можно производить в течение отдыха. Среди них – ходьба босиком по неровным поверхностям естественного происхождения (песок, галька, земля), ходьба на цыпочках и на пятках, живые игры (баскетбол, волейбол и пр.), очень полезно ходить босиком по росе (если у вас есть такая возможность – например, на отдыхе в деревне).
Правильно подобранная обувь – залог сохранения максимально правильной формы стопы и обеспечения выполнения ею рессорных функций в полную силу. Правильный выбор обуви, которая должна лежать по ноге, не быть слишком узкой или тесной, на каблуке 3-4 см, — тоже залог сохранения здоровья ног и ступней. В частности, ортопедические стельки или супинаторы – это не только метод лечения плоскостопия, но и замечательный способ его избежать.
Плоскостопие в некоторых случаях является следствием перенесенных заболеваний опорно-двигательного аппарата или травм ступней. В случае если вы находитесь в группе риска по этому заболеванию, следует обратить особенное внимание на упражнения по предотвращению развития этого заболевания.

Список используемой литературы:

И.А. Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» Москва, «Просвещение» 1984 г.
С.С. Волкова «Как воспитать здорового ребенка Киев, «Радянська школа» 1981 г
Л.Ф. Островская «Пусть ребенок растет здоровым!» Москва, «Просвещение» 1979 г.
Ю.Ф. Луури «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1991 г.
А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1978 г.
О.Н. Моргунова « Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж 2007 г
Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. изд. Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Издательство Аркти Москва, 1997 г.
Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Творческий центр. Москва 2005 г.

«Профилактика плоскостопия»

Цели:

Осмыслить, присвоить и обобщить новую информацию.

Формировать навыки, предупреждающие развитие плоскостопия.

Создать благоприятные условия для здоровья, обучения и развития ребенка

(для педагога).

Задачи:

Образовательные:

Обобщить и систематизировать знания детей функциях стопы человека и плоскостопии; научить способу выявления плоскостопия.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельной работы; умения выполнять физические упражнения по предотвращению появления плоскостопия.

Воспитательные:

Содействовать стремлению детей вести здоровый образ жизни.

Оборудование : плакат с изображением стопы человека; тексты для экспертов:линейка;фломастер;лист с отпечатком стопы; проектор.

Педтехнология : комбинация критического и здоровьесберегающего обучения.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, лабораторная работа, творческий.

Формы организации : беседа, работа с таблицей, опережающее домашнее задание, практическая работа, сообщения, творческое задание, рефлексия.

Принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных особенностей, доступность, последовательность, научность, работа в группах.

Тип занятия: изучение нового материала.

ХОД (45 мин.).

I.Вызов – 10 мин.

Рассмотрим ситуацию: На день рождения подруги школьница 16 лет пошла в новых туфлях на высоких каблуках. Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах школьнице пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. Как вы думаете, что стало причиной боли в ногах у девочки? а) дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть до дома подруги. б) туфли на высоких каблуках или в) продолжительные танцы?

А не могли бы вы тогда сказать, о чем пойдет речь на нашем занятии? Помогите мне определить тему нашего занятия.(ответы детей).

По ходу занятия вы будете заполнять таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
- Какие задачи вы бы поставили для того, чтобы раскрыть нашу тему? (ответы детей).

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.Нам с вами предстоит выяснить, что такое плоскостопие и как оно возникает. Мы научимся тому, как самостоятельно выявить наличие или отсутствие плоскостопия. А также изучим советы по предупреждению возникновения этого заболевания. Это наша цель. Для этого вы будете заполнять таблицу, рассуждать, делать практическую работу, вырабатывать собственное отношение к изученному, рефлексировать.
Сегодня на занятии у нас присутствуют эксперты-теоретики, исследователи и практики, которые подробно ответят на наши вопросы.

II . Осмысление – 20мин.

Некоторым из вас заранее было дано опережающее домашнее задание . Сообщения подготовили теоретики, исследователь и практик. Они будут высказываться по обсуждаемой теме. Остальные фиксируют высказывания, готовя свои комментарии и вопросы. После окончания работы мы сформулируем выводы.Прием «Двухрядный круглый стол»

Эксперты– теоретики:

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Зачем нужны эти своды?Своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы тяжести, что позволяет приспособить стопу к неровностям почвы.

Различают: поперечное и продольное плоскостопие.

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей.

При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь. Обычно быстро изнашивается внутренняя сторона подошвобуви.При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Потом возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы.При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

Для лечения плоскостопия используют:

1. Лечебную гимнастику.

2. Массаж.

3. Правильную обувь. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.

4. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов.

5. Ходьба босиком по неровной поверхности, по песку.

6. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

Эксперт – исследователь :

Данные школьного медкабинета свидетельствуют, что у 9% школьников наблюдается плоскостопие. В основном оно характерно для учащихся 8-9 классов. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется деформация. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.

Профилактика плоскостопия:

1.Не носить слишком тесную обувь. Обувь д. б. с задником и со шнуровкой.

2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.

3.Никаких “платформ”, подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

В домашних условиях:

– ходить по валику босиком;

– поднимать с пола карандаш пальцами ног;

– катать мяч подошвами ног;

– делать массаж ступней.

Физминутка-2мин.

Упражнения для нижних конечностей.

Эксперт – практик:

Определить тип стопы, пользуясь инструктивной картой.

Инструктивная карта :

1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

2. Встать на него мокрой ногой.

3. Контуры следа обвести простым карандашом.

4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией.

5. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Практическая работа «Определение плоскостопия».

А теперь послушаем вопросы, которые подготовили наши слушатели по ходу выступлений экспертов(вопросы детей).

Для закрепления материала используется прием «Ромашка вопросов», при этом предлагаются вопросы различной категории (на знание, на понимание, на применение, на анализ, на синтез и на оценку).

1.Что такое плоскостопие?(Знание).

2.Правильно ли я поняла, что появлениеплоскостопия можно предупредить?(Понимание)

3.Как можно применить супинаторы? (Применение)

4.Почему появляется плоскостопие? (Анализ)

5.Что будет, если обувь будет на несколько размеров больше, на вырост? (Синтез)

6.Как ты относишься к тому, что за модные узкие носы и высокие каблуки можно поплатиться здоровьем? (Оценка)

Проверим наши таблицы.

III .Рефлексия -12мин.

1.Плоскостопие – это изменение стопы, характеризующееся уплощением ее сводов.

2.Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь (тесная, неудобная обувь, туфли на каблуке), длительное хождение или стояние, избыточная масса тела, травмы, недостаток витаминов и наследственность.

3.Чтобы не допустить плоскостопия, нужно правильно подбирать обувь, следить за гигиеной стоп, выполнять упражнения для нижних конечностей.

Рецепты здоровья очень просты и не требуют денежных вложений, они требуют лишь вашего желания. Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!

    Что вы сегодня узнали нового?

    Достигли ли цели?

    Пригодятся ли эти знания в жизни?

    Оцени свою работу по 5-балльной системе.

Большое спасибо за работу на нашем занятии. И помните, что существует четыре простых правила, чтобы быть здоровым:

1.Наращивайте «мышечный корсет».

2.Следите за осанкой.

3.Правильно питайтесь.

4.Носите правильно подобранную обувь.

I V. Домашнее задание -1мин.

В завершении я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите любую фразу, превратив ее в девиз здорового образа жизни.
1. Быть здоровым, значит…
2. Здоровье – это…

Спасибо за работу на занятии. До свидания. На следующем занятии мы разучим комплекс упражнений, позволяющий укрепить мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей в целом.

ТБІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ «№4 «ДЕЛЬФИНЧИК» БӨБЕКЖАЙ»

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

«ЯСЛИ-САД №4 «ДЕЛЬФИНЧИК» АКИМАТА ГОРОДА ТЕМИРТАУ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ»

Составила:

Инструктор по

физической культуре

Любанская Н.А.

Темиртау

2015-2016 учебный год.

КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ»

Цель:

Задачи:

восстанавливать свободное строение и рессорную функцию стопы;

повысить двигательную активность и выносливость к физическим нагрузкам.

Оборудование и материал: канат, мелкие игрушки, платочки, деревянные палочки по количеству детей, ребристая доска, мешочки с песком, массажная дорожка.

1 часть. Построение. Объяснение задач.

Физрук: Получен от природы в дар

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз,

Здоровье, очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т. д.

Физрук: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при ее деформации появляется плоскостопие. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего и возникает такая болезнь, как плоскостопие. Сегодня на занятии вы будете выполнять упражнения, которые помогут вам сохранить ваши ноги красивыми и здоровыми.

Физрук: Ребята, перед вами на полу находится физкультурное оборудование, при помощи которого мы будем выполнять различные задания, необходимые для здоровья наших ног. Приготовились! В обход по залу шагом марш! - обычная ходьба.

Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята, - ходьба на носках, руки вверх.

Вот и прошли этот участок, - обычная ходьба.

Болото, идти опасно. Идем строго по следу, - ходьба по канату.

Впереди каменистая гряда, - ходьба по ребристой доске.

Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо, - ходьба в полуприседе на носках.

Это, наверное, медведь идет, идем тихо-тихо, - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

Физрук: Вот мы подходим к кочкам. Идем по ним, руки в стороны, - ходьба по мешочкам с песком.

Физрук: - Ребята, а теперь возьмите мешочки в руки и перестраиваемся в две колонны (перестроение).

2 часть ОРУ. Лечебно-профилактическая аэробика.

3 часть. Профилактические упражнения для стоп.

Исходное положение: сидя на полу, руки в упоре сзади.

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя (6-8 раз).

2. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п. (после серии движений расслабление).

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола (6-8 раз).

4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным обхватом поверхности голени. То же другой ногой.

6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. 7. Приподнимание пяток вместе попеременно.

8. Сгибание и разгибание стоп

9. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

10. Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

11. Подошвенное растирание стоп по ковру, продольное и круговое.

12. «Дворники». Согнуть пальцы ног и имитировать работу дворников на лобовом стекле автомобиля.

13. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

14. «Стираем платочки». Сгибая пальцы босых ног собираем платочек, лежащий на полу, а затем также пальцами ног расправляем его. (6-8 раз) .

15. «Раскатываем тесто». Катаем палочку стопами ног, правой и левой, поочередно. (6-8 раз).

Подведение итога занятия.

Я продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр.

ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫ ӘКІМДІГІ ТЕМІРТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ

ТБІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ «№4 «ДЕЛЬФИНЧИК» БӨБЕКЖАЙ»

МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«ЯСЛИ-САД №4 «ДЕЛЬФИНЧИК» АКИМАТА ГОРОДА ТЕМИРТАУ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТЕМИРТАУ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «У ЦАРЯ ОБЕЗЬЯН».

Составила:

Инструктор по

физической культуре

Любанская Н.А.

Темиртау

2015-2016 учебный год.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «У ЦАРЯ ОБЕЗЬЯН».

ЦЕЛЬ: Формирование навыка правильной осанки и укрепления свода стопы, используя подвижные игры и игровые упражнения.

Задачи: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование и материал: дорожка со следами, канат, обручи и мячи по количеству детей, мелкие игрушки, наклонная гимнастическая доска, мягкие дощечки, ребристая дорожка, валы, мат, массажные коврики, цветные цилиндры, лестница.

I часть :

Инструктор: Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.

Пошли в обход по залу - обычная ходьба

Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята - ходьба на носках, руки вверх.

Вот и прошли этот участок - обычная ходьба.

Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке - ходьба по следовой дорожке.

Переходим через ручей - ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо - ходьба в полуприседе на носках.

Это медведь идет - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.

Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики - обычная ходьба, построение вдоль обручей.

II часть ОРУ: Маленькие обезьянки хотят нас увидеть:

1. Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть.

И.П. стоя на наружных сводах стоп.

Повороты вправо и влево. Выполняется без отрыва стоп.

2. Обезьянки показывают нам, какие у них мячики.

И.П. стоя на обруче, в руках мяч.

Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки.

И.П. то же.

Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

4. Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки.

И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС (коленном суставе), ТБС (тазобедренном суставе). Катание мяча вправо, влево стопами.

5. Теперь обезьянки решили играть большими мячами.

И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС (коленном суставе), ТБС (тазобедренном суставе). Захватить мяч стопами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

6. А еще вот они как умеют играть с мячами.

И.П. стоя, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево - вправо, вперед - назад, (3-5 раз). Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

7. Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками.

Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик.

Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

9. Обезьянки решили показать нам, как они ходят по обручу

Передвижение по обручу, ставя стопы вдоль или поперек.

3 часть.

Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. - Ходьба по наклонной гимнастической доске на носках. (2 раза)

Забираются по веткам дерева выше и выше. - Ходьба по перекладинам лежачей на полу лестницы. (2 раза)

Идут по песчаному берегу. Ходьба по мату или мягким дощечкам (2 р)

Идут по каменистой гряде. Ходьба по ребристой дорожке. (2 раза)

Идут по сваленному дереву. Ходьба по валу, балансируя руками. (2 р)

Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.

Ребята превращаются обратно в деток и возвращаются в детский сад.

Подведение итога занятия.