Ньяса йога. Йога прикосновений

В своей жизни человек совсем не отдаёт отчёт тому, насколько важны для него тактильные ощущения и насколько это важно для его гармоничного развития, поскольку это одновременное влияние на тело, психику и сознание человека, его "Я". Более того, именно прикосновения помогают человеку установить связь с окружающим миром, лучше понять его. Однако наш ум силён настолько, что заставляет нас забывать об этом, уводя все эти важные ощущения на второй план.

Пребывая полностью в мыслях своего беспокойного ума, человек забывает полностью обо всём, включая самого себя. Он перестаёт ощущать своё тело, не слышит того, что оно пытается сказать.

Не раз проводили с древних времён эксперименты, когда маленьких детей не гладили и вообще старались к ним не прикасаться. Многие из них умерли, дожив только до подросткового возраста.

На самом деле тактильные ощущения означают для каждого из нас гораздо больше, чем нам кажется. С помощью них мы познаём, общаемся, выражаем свои чувства и эмоции. Отсутствие прикосновений в детстве со стороны родителей делает человека замкнутым, отчуждённым. Ему кажется, что он один в этом мире, что мир враждебен по отношению к нему. Это всё может привести к проявлению в отклонении психики человек, а затем отразиться на физическом плане в виде болезней. Такие люди глубоко несчастны по своей природе, так как недополучили любовь через прикосновение родных и близких. А это значит, что их сердечная чакра закрыта, что приводит к застою энергии и болезням.

Напротив, частые прикосновения, вызывающие у нас приятные ощущения и положительные эмоции, способствуют раскрытию сердечной чакры. В результате этого человек бодр, здоров и радостен.

Существует множество видов йоги, но среди всех них выделяется одна — ньяса-йога, что в переводе означает связь через прикосновение. Ей в настоящее время мало кто учит, чаще в неполном объёме. На самом деле это долгий процесс обучения: около 10 лет. Но именно ньяса-йога усиливает действие всех остальных видов йоги.

Для её изучения требуется преподаватель и круг единомышленников, которые помогут глубже проникнуть в ёё сущность.

Наиболее часто она встречается в тантра-йоге, йоге союза и йоге влюблённости. Более того, некоторые виды практики просто немыслимы без ньяса-йоги. Возможность применить ньяса-йогу есть всегда, будь то хатха-йога, крийя-йога или раджа-йога, медитация и визуализация.

Она помогает нашему гармоничному существованию со Вселенной, позволяет сбалансировать чувства и разум, поскольку человек начинает прислушиваться к внутренним ощущениям, отклику, идущему из глубины его души, а также тому, что отвечают ему на это прикосновение.

Таким образом, ньяса-йога — это глубинный способ общения, поскольку словами все ощущения передать просто невозможно. Практикуя данный вид йоги, человек начинает лучше понимать не только себя, но и окружающих людей, что способствует улучшению взаимоотношений в жизни, работе, быту. Постепенно уходят те внутренние блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Недаром, даже обычный массаж является отличным средством оздоровления человека.

Но это ещё не всё в телесных прикосновениях. Есть более глубокие связи, о которых мало кто подозревает. Каждую часть тела человека можно соотнести с определённым Божеством. Прикасаясь к той или иной части, мы прикасаемся к этому Божеству. Так, например, правая сторона подбородка связана с Божеством Речи. Прикасаясь к телу, мы общаемся с Богами, а потому прикосновения к телу должны стать ещё и способом поклонения.

Существует несколько видов ньяса-йоги:

  • Риши — включает в себя касания с произнесением мантр.
  • Матрика — форма поклонения, при которой в тело помещаются 50 букв санскритского алфавита,
  • Шаданга — используются биджа-мантры, связанные с долгими гласными санскритского алфавита.
  • Кара — активизация кончиков пальцев рук и ладоней.

Такая ньяса проводится перед выполнением какого-либо ритуала, хотя и сама является самостоятельным ритуалом. Прикасаясь к телу, произнося при этом мантры, соответствующие этой части тела, человек может разрушать болезни. В данном случае мантра усиливает действие прикосновения.

Одним из самых известных и простых видов ньясы является христианский крест, защищающий тело человека. Ещё одним из видов ньясы, о котором мало кто догадывается, является русская баня с её знаменитыми вениками. Она помогает нам поддерживать своё тело здоровым, а дух бодрым.

Практика ньясы должна стать нашим образом жизни и тогда она станет отличным средством избавления от страданий, достижения гармонии души и тела, гармонии со Вселенной.


​Ньяса буквально означает прикладывать. В процессе данного обряда кончики пальцев рук и ладонь правой руки прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.

Ньяса обычно используется в тантрических ритуалах и перед некоторыми пранаямами в практике . Посредством совершения ньяса садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле. Существует достаточное количество ньяса, которые различаются в зависимости от характера и цели поклонения. К примеру, это, Риши-ньяса, Кара-ньяса, Анга-ньяса, Варна-ньяса, Пада-ньяса, Дашататтва-ньяса, Матрика-ньяса и другие. Также существуют различные вариации выполнения ньяс: Сришти-крама-ньяса (ньяса в порядке создания), Стхити-крама-ньяса (ньяса в порядке сохранения), Самхара-ньяса (ньяса в порядке разрушения), а также ньясы бывают внешние — бахья-ньясы, и внутренние — антар-ньясы.

Основные ньясы:

  • Риши-ньяса . Bертикально, вдоль сушумны, расположены важные центры жизненной силы, включая ноги. Эти центры активируются через риши-ньясу, и она, как правило, совершается первой из ньяс. Риши-ньяса включает в себя основные характеристики мантры:

Риши — это мудрец, который открыл данную мантру, пробудил ее силу. Поскольку этот Риши является основной изначальный Гуру данной мантры, его ньясу следует выполнять на голове.

Чханда - все инструменты (буквы) мантры, ее метрический размер. Буквы слов составляют чханду и произносятся ртом. Следовательно, ньяса чханды совершается на рту.

Девата - Божество мантры, прана-шакти или жизненный принцип, пробуждающий, направляющий и контролирующий всю активность мантры в организме. Девата расположен в сердце и поэтому ньяса совершается на сердце.

Биджа - квинтэссенция, которая проливает свет на энергию мантры называется биджа (семя), поэтому эта ньяса совершается на репродуктивных органах (промежность).

Шакти - энергия, элемент, с помощью которого Биджа становится мантрой; эта ньяса совершается на ногах.

Килака — это то, что сохраняет или поддерживает равновесие мантры; ньяса совершается в пупке. Бывает, что этот элемент отсутсвует.

Винийога — руководство к реализации мантры в целом, объясняющее все вышеуказанные элементы. Кроме того, в винийоге указываются плоды мантры (результаты мантра-садханы). Считается, что без знания винийоги мантра-садхана не принесет положенных результатов. Ньяса этого элемента совершается на все тело в завершение Риши-ньясы.

  • Кара-ньяса — это ньяса рук, в которой активизируются центры на кончиках пальцев и на ладони. Есть разные варианты исполнения кара-ньясы. К примеру, поочередно с мантрами соединяются пальцы, затем тыльные и внешние стороны ладоней. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца и произносят соответствующую мантру, а потом большим пальцем ксаются всех остальных; в конце соединяются тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаются. В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначалa пальцами правой ладони — по внутренней стороне левой и наоборот. Считается также, что на пальцах расположены Дэвата-питхи и этими жестами садхака их соединяет. Вот мантры, произносимые в кара-ньясе (обычно перед ними добавляются биджи или части основной мантры, а также Пранава — Ом):

a~NguShTAbhyAM namaH - соединяя большие пальцы

tarjanIbhyAM namaH - соединяя указательные пальцы

madhyamAbhyAM namaH - соединяя средние пальцы

anAmikAbhyAM namaH - сединяя безымянные пальцы

kaniShThikAbyAM namaH - соединяя мизинцы

karatala karapR^iShThAbhyAM namaH - соединяя ладони (с двух сторон)

  • Хридая-ньяса, или анга-ньяса — это ньяса частей тела. Хридая-ньяса начинается с сердца и, в основном, активизирует верхние центры. Данная ньяса делается после того, как садхака настроил свой ум и тело на то или иное Божество. Хридая-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. "Хри" — сердце, "дайя" — милость, сострадание, самопожертвование.

Ньяса должна выполняться следующим образом:

— правой рукой в положении джняна-мудры следует коснуться кончиками двух пальцев центра груди с мaтрой "hRidayAya namaH";

— внутренней стороной ладони правой руки коснуться лба с мантрой "shirase svAhA". При этом большой палец загнут во внутрь ладони;

— большим пальцем правой руки коснуться макушки головы с мантрой "shikhAyai vashaT", остальные пальцы руки coгнуты в кулак.

— с мантрой "kavacAya huM" коснуться оснований рук (чуть ниже плечей) пальцами перекрещенныx рук. Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы — левая рука должна находиться поверх правой, eсли это шактийское Божество, a если шайвовское — то наоборот.

— коснуться пальцами трех глаз: левого — безымянным, правого — указательным, третьего глаза — средним, с мантрой "netratrayAya vauShaT". Этим жестом открываются энергии трех шакти Шивы: левый глаз — Кали, правый — Сарасвати, третий — Тpипурасундари, ее также отождествляют с Лакшми, она же — Тригунатмика шакти.

— cделать круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный — вытянуты. После чего указательным и средним пальцами правой ладони произвести удар три раза по раскрытой левой ладони с мантрой "astrAya phaT". Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре тела, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). Кроме того, это движение есть также ограждение десяти сторон пространства, находящихся вокруг садхаки, над ним и под ним от негатива и притягивание положительных влияний.

В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь. Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Как правило, во всех ньясах, перед основными мантрами, добавляются биджа-мантры того Божества, с которым эти ньясы связаны.

Старт


Курс самоучитель йоги 242.Ньяса йога. Йога прикосновений.Йога массажа .

Ориентировочное время прохождения курса: 72 часа чистого времени, за 12 дней.

Друзья! Меня зовут Виктория Бегунова. Я являюсь Генеральным Куратором всех Йога Курсов. Над этим курсом работает дружная команда кураторов университета, каждый из них отвечает за свое направление работы. Внизу вы найдете информацию и контакты кураторов.

Для решения всех вопросов, пожалуйста, без стеснения обращайтесь к ним самым настойчивым образом.

Друзья! Последовательно пройдите шаг за шагом этот курс.



Название семинара: Семинар. Ньяса Йога.

Дата: 2009.27.12.

Где: Международный Открытый Йога Университет

Краткое описание:

Посвящение в йоге

Напоминаю, что в йоге есть понятие «посвящение». И требуется физическое присутствие человека для получения этого толчка. Это вещь неочевидная и понимается только по прошествию лет. Поэтому, подобные мероприятия – это как некий толчок. Конечно же, все записи будут выложены в интернете, печататься и приносить свою пользу. Но необходимо также непосредственное присутствие на таких мероприятиях. По книжкам и теоретически йога не изучается. Необходимо присутствие высшей линии передачи. Тем более, если речь идет о таких йогах, как Ньяса йога.

Способность осязать

У всех нас есть способность – осязать. Когда к нам кто-то прикасается, мы ощущаем на себе эти прикосновения. Они иногда сопровождают нас всю жизнь (соприкосновения от нашей одежды), они стираются и превращаются в общий фон.

Но есть более яркие моменты тактильных ощущений, когда кто-то внезапно до нас дотронулся. Если мы проанализируем всю свою жизнь, не смотря на то, что мы не обращаем внимание на тактильные ощущения, они окажутся крайне важны в нашей жизни. Строго говоря, это один из мощных каналов взаимодействия с окружающим миром.

Если же мы понаблюдаем в обычной жизни за поведением людей, мы видим, как люди и животные в обычной жизни ласкают друг друга. К примеру, за котятами, маленькими собачками или детьми. Или если понаблюдаете за естественной реакцией мужчины или женщины, которые видят маленького ребенка, они хотят его погладить, за ушком почесать, обнять, поиграть. Это не контролируемые позывы. Рука сама тянется к коту, чтобы его погладить. Или к собаке, которая к нам подбежала и уткнулась носом. К ребенку, который с нами играет или к человеку, которого мы давно не видели, мы прижимаем его к себе. Мы делаем это бессознательно, не отдавая себе в этом отчет.

Нам иногда хочется, чтобы нас поласкали, особенно когда нам плохо. Хочется уткнуться в жилетку, поплакать, и станет легче. Причем, не важно, это может быть очень сильный и самодостаточный человек, контролирующий себя, умеющий держать себя в руках. Но все равно приятно, когда тебя любят, обнимают, когда рядом человек, которому ты доверяешь.

Связь прикосновения и доверия

Прикосновение и доверие – это вещи очень близко связанные. Если нет доверия, то нет и прикосновения. Если нет доверия, то эти прикосновения вызывают у нас скорее внутреннюю зажатость и подозрительность, чем чувство расслабленности. И наоборот, если же мы доверяем, раскрываемся и чувствуем прикосновение, то они имеют целительную силу для нас.

Тактильный аспект взаимодействия очень сильный. Допустим, вы ехали в метро в своих мыслях, и вдруг вас кто-то толкнул. Вы ощутили этот толчок и моментально внутри вас просыпаются неконтролируемые позывы гнева, негодования, злости, позывы ответить обидчику. Порывы ярости зарождаются из самых наших глубинных структур. Человек, может быть, случайно нам на ногу наступил, а мы в ответ триадой всех мыслей, что мы думаем о нем (иногда в нецензурной форме).

Есть составляющая нашей жизни, которая пронизывает все вокруг и имеет сильный доступ к нашему внутреннему миру, к нашему умонастроению, состоянию, которая может изменить модус нашего настроения.

К примеру, мужчина поругался с женой. Но жена подошла, обняла, погладила. И мужской принципиальный гнев уходит на второй план, и философские идеи отступают на второй план, такой человек находит консенсус или общее пространство для разрешения тех или иных споров.

Канал тактильного взаимодействия присутствует 24 часа в сутки, 365 дней в году. Но у нас также есть другой сильный фактор – это наш разум. Он оттягивает на себя наше внимание и затмевает этот канал ощущений. Мы уходим в свои мысли, воспоминания, ожидания и тем самым тактильные ощущения уходят на второй план, мы их не видим. Мы живем в своих мыслях, переживаниях, эмпириях. И действительно, эволюция показала, что если мы развиваем разум, то мы доминируем. Более умное живое существо побеждает над более глупым. Человек побеждает над всеми животными. Эволюция заставляет нас развивать разум. Тот, кто развил разум – победил, тот, кто не развил – тот находится в подчиненном состоянии. Мы где-то цепляемся за разум и концентрируемся на нем. Все наше внимание перемещается от наших тактильных ощущений на уровень разума. То же касается других органов чувств. Если вы волнуетесь, то вы забываете о том, что видите, слышите, осязаете, обоняете. Т.е. разум оттягивает на себя значительную часть нашего сознания, наших ощущений. В результате, мы все меньше уделяем внимания тактильному ощущению. В результате, рождается дисбаланс, и на человека сваливается огромное количество зажатостей, дисфункций, стрессов и т.д. Потому что разум не дает нам такого ощущения доверия, как наши тактильные ощущения.

Проблема наших дней - отсутствие тактильных ощущений

Из книги в книгу ходит легенда, что в Древнем Риме был император, который дал распоряжение, чтобы маленьких детей, детей рабов, не ласкали. Их одевали, обували, смотрели за ними, но без ласки. Не знаю, на сколько это правда, но в легенде говорится, что значительная часть детишек умерла. Другая часть, которая выросла, превратилась в садистски склонных индивидов, склонных мучить других, получающих удовольствие от чужих страданий и нечувствительных к страданиям других. Эта байка достаточно хорошо передает смысл. Если отсутствует тактильное восприятие или тактильный канал ощущений, то идет очень серьезная деформация психики, и разум отрывается от гармоничного восприятия мира и склонен находить компенсацию в каких-то проявлениях, которые обычному человеку кажутся маниакальными и зверскими. Мы не можем нормально жить и развиваться, если нет тактильных ощущений. Как только наблюдается отсутствие тактильных ощущений, идет перекос психики.

Большая проблема наших дней – это беспризорные дети. Их одевают, обувают, но у них нет мамы и папы, которые бы их обняли и поласкали, потискали, повертели, покрутили. В результате, эти дети растут несчастными. Они склонны убегать из детских домов и становится беспризорниками. В результате, из таких детей вырастают люди, которые пополняют ряды криминала. То же самое и в неблагополучных семьях, где мама и папа алкоголики.

Отсутствие тактильных ощущений в детстве формирует в ребенке внутреннюю зажатость, которую он компенсирует какими-то внешними проявлениями и какими-то проявлениями в виде боли для других людей. Т.е. недополучив тактильного ощущения, эти дети стараются компенсировать отсутствие в мире этих тактильных ощущений, но не понимают грани и склонны к насилию, иногда отвратительному и неприятному.

Если человека не кормить витамином С, то наблюдается цинга: выпадают все волосы и зубы, человек болеет и может умереть. Точно также, если человек в своем детстве не дополучает тактильных ощущений, он начинает болеть огромным букетом психических заболеваний, переходящих в соматические. В результате, мы имеем полчище людей неуравновешенных, склонных к садизму.

Это очень большой перекос, который плодит огромное количество проблем для всего человечества. И источник здесь один – отсутствие тактильного канала восприятия. Или по-другому, нехватка доверия к Вселенной, и желание разрушить эту Вселенную, к которой нет доверия. Такие люди склонны к суициду, к многочисленным перекосам психики. Потому что недостаток этих ощущений настолько сильно бьет по самым глубинным уровням нашей нервной организации, что, как следствие, наблюдается попытка хоть как-то прекратить наличие этого тактильного голода.

Ньяса - традиционная йога-нидра

Слово ньяса означает «помещать». Это практика, в которой специальные мантры «помещают» и ощущают в различных частях тела. Это традиционная форма йога-нидры, которую в течение столетий использовали йоги и которую до сих пор практикуют почти все индуисты.

Ньяса описана в различных традиционных текстах йоги, например Брихад Йога Ягьявалкья Смрити и Йогатаравали, а также во многих текстах Упанишад и Тантры. Текст Арунейи Упанишада (стих 5) рекомендует всем странствующим санньясинам всегда практиковать ньясу - петь АУМ и мысленно помещать его в различные части тела. В тексте Маханирвана Тантра описаны более специфические и ритуальные формы ньясы, в том числе следующие:

Матрика ньяса, в которой садхака помещает в различные части своего физического тела буквы санскрита (матрики) при одновременном пении соответствующего звука.

Хридаяди саданга ньяса буквально означает помещение рук на шесть разных частей тела (саданга), начиная с сердца (хридайя). При этом следующим образом поются конкретные мантры: при прикосновении к сердцу - намах; при прикосновении к голове - сваха; при макушечном замке - васат, и так далее.

Кара ньяса, в которой мантры помещают в пальцы и ладони и поют их. (Заметьте: большинство форм йога-нидры, которым мы учим, включают в себя этот тип ньясы, но без мантр.)

Вьяпака ньяса, всепроникающая ньяса. Хорошо известная практика называется ангвиньяса (ньяса различных конечностей тела). Она описана в различных традиционных текстах, включая Дурга Сапташати. Почти все индуистское поклонение - будь то Кали, Дурге, Шиве или Сарасвати, начинается с этого вида ньясы. Практикующие поют специфические мантры и ассоциируют их с различными частями тела. Практика происходит следующим образом с использованием специальной мантры для каждой части тела:

Мизинец - Аум Канненстха Абхьям Намахе

Указательный палец - Аум Анамикастха Абхьям Намахе

Средний палец - Аум Мадхьяма Абхьям Намахе

Безымянный палец - Аум Тарджаним Абхьям Намахе

Большой палец - Аум Ангуштха Абхьям Намахе.

Этот ритуал оказывает далеко идущее благотворное действие. Он предназначен для вызывания пратьяхары при подготовке к дхаране.

Все эти методы ньясы являются очень мощными. Они могут быть либо внешними (бахир), когда практикующий физически касается частей тела, либо внутренними, когда мантра и осознание мысленно помещаются в соответствующую часть. Используется большой набор мантр, в том числе АУМ, ПХАТ, ХРИМ, КРИМ, Гайятри и так далее. Могут использоваться и семенные (биджу) мантры чакр - ЛАМ, ВАМ, РАМ и т.д. - с круговым движением осознания через шесть чакр. Скандирование мантры и круговое движение осознания гармонизуют нервную систему, уравновешивают потоки праны и делают ум сосредоточенным в одной точке. Каждая часть тела последовательно заряжается энергией мантр. Все тело и ум очищаются и готовятся для медитации.

Свами Сатьянанда адаптировал йога-нидру из традиционных практик ньясы для нужд современного человека. Он исключил мантры, чтобы йога-нидру могли практиковать все люди, независимо от религии, языка и традиции. Хотя и лишившись мантр, йога-нидра тщательно разработана так, что сохраняет свою способность преобразовывать личность и восприимчивость практикующего. Акцент перенесен с произнесения мантр (ньяса) на круговое перемещение осознания (йога-нидра). Однако, при необходимости, в ходе йога-нидры можно произносить в каждом центре тела такие мантры, как АУМ или мантра гуру. Оба метода - и ньяса, и йога-нидра - имеют свои преимущества. Возможно, в ближайшем будущем мы сможем снова ввести практику ньясы с мантрами и распространять их в широком масштабе. Это будет дополнять существующую широко распространенную практику йога-нидры.

26.09.2015

Ньяса (санскр. прикладывать) – это вспомогательное ритуальное действие, в процессе которого пальцы правой руки, сложенные в определенные кистевые мудры, прикладываются к различным частям тела с одновременным повторением определенных мантр.

Ньясы очень часто используются в тантрических ритуалах, а кроме этого – перед некоторыми пранаямами. Посредством совершения ньяс садхака активирует (или призывает) определенные энергии в своем теле.

Существует множество ньяс, они различаются в зависимости от характера и глубины поклонения. В индийской тантре ньяса чаще используется в качестве авеши (процесса нисхождения Божества в тело практикующего). Ньяса при этом может быть не просто отдельной частью ритуала пуджи или джапы, она может быть включена в стотры (молитвенные тексты), кавачу (защитные тексты) и др. Что делает схему пуджи не всегда однотипной.

Почему ньясы в индийской тантре можно соотнести с авешей? Потому что большинство пудж составлены так, чтобы произвести реализацию нисходящей силы, милости (ануграха) того или иного Божества. А ньяса означает «установление», то есть в теле локализируется энергия конкретного Божества. Эта сила передается сквозь мантру, по сути, мантра и рассматривается как само Божество.

Тело, иными словами, должно стать индикатором того или иного божественного аспекта, так, что его шакти проникает как в само тело, делая его храмом, так и распространяется в окружающее пространство, которое задействовано во время пуджи. При рецитации вини-йоги перечисляют сначала Риши мантры, потом метрический размер, далее – имя деваты, биджу (семенной слог мантры), шакти мантры, килаку (раскрываемая сущность мантры). При этом все, что связано с данной мантрой, распределяется по телу с помощью первой риши-ньясы (сверху вниз). Риши, который услышал мантру, соотносится с областью головы, метрический размер – с органом речи (вы касаетесь рта); девата – касаетесь сердца, так как Божество присутствует в сердце как форма Атмана и т.д. Происходит нисхождение силы и ее установление в нем. При этом, в других ньясах, таких как кара-ньяса, анга, матрика и прочих, по частям тела могут распределяться биджи данной мантры или сама мантра. Здесь все зависит от конкретной школы и садханы.

Ньяса – это вспомогательное средство, которое предшествует другим процессам, связанным с внутренней трансформацией. Далее пробуждается Кула-кундалини и проходит сквозь чакры и грантхи. При этом в тантре не нужно делать, к примеру, множество асан, пранаям, для пробуждения Кундалини, если они и есть, то самые общие, как часть ритуала. Ньяса в данном случае играет роль формирования нужной среды на уровне тела и ума, для того, чтобы эта среда позволяла раскрыться Кундалини. Если в хатха-йоге для очищения каналов и тела используются шат-кармы, асаны, пранаямы, то в тантре это диг-бандхана, авахана, ньяса, джапа и др.

Выполнение отдельных ньяс

Три самые важные из ньяс:

  • ньяса, связанная с Риши – Риши-ньяса,
  • ньяса рук – Кара-ньяса,
  • и «анга» или Шаданга-ньяса.

Вертикально вдоль сушумны расположены важные центры жизненной силы, включая ноги, эти центры мы «включаем» через риши-ньясу.

B некоторых школаx добавляют центры на руках, они задействуются кара-ньясой, и также вы касаетесь во время хридайя-ньясы этих мест на руках.

Хридайя-ньяса начинается с сердца, эта ньяса делается после того, как вы настроили свой ум и тело на то или иное Божество. Она активизирует в основном верхние центры. Хридайя-ньяса даёт возможность энергии Божества проявиться в высшей степени пространства и реальности, где совершается пуджa. «Хри» – сердце, «дайя» – милость, сострадание, самопожертвование.

Основная деталь, которую многие не учитывают при выполнении этой ньясы, – во время чтения мантры «Кавачайя хум», левая рука лежит поверх правой если это шактийское Божество, a если шайвовское, то наоборот.

В хридайя-ньясе, вы правой рукой в положении джняна-мудры касаетесь кончиками двух пальцев центра груди с мaнтрой «Ом хридайяия намаха», потом внутренней стороной ладони всего лица – «Ом ширасе сваха». При этом большой палец правой руки загнут во внутрь ладони. Далее, касаетесь макушки головы большим пальцем, а остальные пальцы coгнуты в кулак, с мантрой «Ом шикхайяия ваушат». С мантрой «Ом кавачайя хум» касаетесь основания рук пальцами перекрещенных рук. Потом касаетесь трех глаз, левого – безымянным пальцем, правого – указательным, третьего глаза – средним, с мантрой «Ом нетратрайяия ваушат». Далее, делаете круговое движение вокруг головы правой рукой, при этом большой палец касается безымянного и мизинца, a средний и указательный вытянуты. После чего, указательным и средним пальцами правой ладони делаете удар три раза по раскрытой левой ладони, с мантрой «Aстрайя пхат».

Круговое движение распределяет энергию в энергоструктуре, нанося удар мы активизируем ряд центров в ладонях, связанныx с божествами планет (грах). В ньясе задействованы: сердце, голова, волосы, кожа, три глаза, ладонь.

Эти ньясы защищают от негативных внедрений при практикe поклонения. Голова связана с Брахманом, если у человека негативные мысли, то он находится под влиянием асуров, мысли направленные на Бога – ведут к дхарме. Круговое движение и мантра «астрая пхат» – это ограждение себя от негатива и притягивание положительных влияний. «Нетратраяя» – когда вы касаетесь трех глаз, вы этим жестом открываете энергии трех шакти Шивы: левый глаз – Кали, правый – Сарасвати, третий – Тpипурасундари, её также отождествляют с Лакшми, она же Тригунатмика шакти. «Кавачая Хум» означает привлечение того аспекта шакти, которому вы поклоняетесь.

Еще обычно во всех ньясах перед основными мантрами приставляются биджа-мантры того божества, с которым эти ньясы связаны.

Ещё существуют другие варианты исполнения ньяс. Например, в кара-ньясе пальцы можно соединять поочередно с мантрами. Некоторые садхаки сначала просто касаются большого пальца внешней стороной фаланги указательного пальца, произнося мантру «..ангуштабхьям...», потом большим пальцем касаются всех остальных. В конце с мантрой «...каратала караприштабхьям намаха» вы соединяете тыльные стороны ладоней, а пальцы обеих ладоней сцепливаете.

В некоторых вариантах в конце делаются просто хлопки, сначала пальцами правой ладони по внутренней стороне левой и наоборот. Дело в том, что на пальцах расположены Девата-питхи и вы их этими жестами соединяете. В Хридайя-ньясе, когда вы проводите круг вокруг головы, это также ещё и ограждение десяти сторон пространства – находящихся вокруг вас, над и под вами.

Вопросы к Гуру Йоги Матсьендранатху Махараджу

Если ньясы ведут к очищению ума и это можно назвать йога-нидрой, вероятно, это связано ещё и с процессами авеши?

Очевидно, что авеша связана также с тем, что можно назвать йога-нидрой, так как авеша подразумевает транс. Ньяса, в данном случае, подготавливает тело, как, впрочем, и не только она.

Ньяса сторон света произносится стоя или нужно поворачиваться по сторонам мысленно?

Интересная ньяса, включающая в себя также сокрализацию пространства, превращая его в храм того или иного Божества и «диг-бандханы» (ограждение своего тонкого тела от деструктивных внедрений, вибраций в духовном смысле, в виде бхутов, претов и т.п.)

Существует масса разновидностей ньяс или «диг-бандханы». В этой ньясе выполняется всё в положении сидя, но не ментально; вставать, вращаясь, тоже не нужно. Ладони располагаются на уровне головы в жесте «намасте» и указывают поочерёдно на стороны света, начиная с востока с одновременной рецитацией соответствующих мантр. В завершении этой ньясы, руки указывают вверх в сторону зенита (также сложенные в жесте «намасте») и после – вниз (надир). Во время всех поворотов кисти все время остаются сложенными вместе. Такие вот интересные особенности в этой ньясе, как, пожалуй, и сама ньяса, специально для пуджи из текста «Дургарчана паддхати».

Какова последовательность касаний в Риши-ньясе?

Сначала голова, она связана с Риши-мантры, так как голова – это место восприятия. Риши – это провидцы, они услышали (восприняли) Веды и мантры.

Следующее место – рот, связан с метрическим размером мантры, или ритмом с которым мантра произносится, рот – это источник речи.

Потом – набхи (центр), который в мантре является килакой, то, что позволяет силу мантры и Деваты собрать в центре вашей энергоструктуры.

Следующее место – гухья (тайное место) или гениталии, связано с биджей, через гениталии выходит семенная жидкость при половом соитии. Биджа, как мантра, и как семенная жидкость «вирья», имеет определенную связь, кстати, это дает возможность понять истинное значение как тантрических, так и йогических практик. Шакти находится в ногах, так как ноги подобны корням дерева, т.е. корни развиваются из семени. И далее то, что объединяет все эти элементы воедино.

Как выполнять касание на всё тело вместе?

Нужно обвести правой рукой по дуге – вокруг снизу вверх вдоль тела, и потом вниз, затем обратно, повторяя мантру.

По материалам форума dharmanathi.ru
Теги: