Родительское собрание «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Подросток и неуверенность в себе

Уверенность в себе необходима для того, чтобы справляться с жизненными трудностями и добиваться блестящих успехов. Для всех родителей важно, чтобы ребенок вырос уверенным в себе. Этому нужно уделять внимание на всех этапах развития, но именно в подростковый период ребенок чувствует себя особенно незащищенным. В это время родителям необходимо помочь ему, проявить внимание, вселить веру в себя.

Что для этого необходимо делать:

1. Гордиться успехами своего сына или дочери

Всегда случаются успехи и провалы, но если родители будут хвалить ребенка и акцентировать внимание на успехах, это выработает у него позитивный настрой. Помня о своих победах, ребенку будет легче подготовить себя к положительному результату.

2. Поддерживать ребенка в его начинаниях

Родителю следует открыто высказывать свое одобрение, если ему нравится новая идея его сына или дочери. Поддержка вселит веру и укрепит уверенность в себе. Если ребенок делится с родителями своими планами, важно внимательно выслушать его и помочь в осуществлении планов. Необходимо в любом случае с уважением отнестись к его мыслям и идеям.

3. Не вспоминать неудачи

В подростковый период психика ребенка неустойчива, поэтому неудачи воспринимаются в разы сильнее, чем у взрослого человека. Воспоминания о неприятных моментах могут оставить след в душе, и в дальнейшем негативно отразиться на его действиях во взрослой жизни. Вот почему психологи ищут причины проблем в детстве. Родителям не стоит напоминать о промахах своим детям. Лучше будет показать, какой полезный опыт можно извлечь из данной ситуации. Так же не стоит высказывать сожаления и упрекать ребенка.

4. Не нужно ругать за ошибки

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если родители разозлились из-за какого-либо промаха ребенка, важно понять, что их ребенок только в начале жизненного пути, и надо позволить ему учиться на своих ошибках, объяснить неприемлемость этого поступка, но не ругать его.

Взрослые на правах родителя всегда хотят указать ребенку, как правильно, настаивая на своём опыте. Но если тот все решил сам, а родители читают нравоучения, результат будет обратный. И при положительном исходе дела у подростка не будет ощущение удовлетворения собой. Ему полезно что-то делать от начала до конца самому, такие вещи повышают самооценку. Обязательно нужно идти навстречу ребенку, если он просит совета.

6. Не читать нотаций

Есть разница между учением, когда ребенок воспринимает информацию, которую до него доносят, и поучением, когда тот ничего не хочет слушать, но родители постоянно пытаются ему рассказать, что, зачем и как необходимо делать. Это плохо влияет на уверенность в себе, так как на подсознательном уровне родитель внушает ребенку, что тот все делает неправильно и таким способом понижает его самооценку.

7. Не заставлять постоянно быть лучшим во всем

Некоторые родители пытаются за счет детей реализовать то, в чем сами не преуспели. Есть и те, кому необходимы успехи ребенка, чтобы хвастаться ими перед друзьями и росдственниками. Груз, который они кладут на плечи ребенка, может вылезти им боком. Гордитесь ребенком, даже если он не первый и не лучший. Ведь не зря же говорят, что главное это участие, а не победа. Ваша вера и поддержка важны для ребенка в любом возрасте и жизненном этапе.

8. Отправьте на курсы или в лагерь

Часто подросткам, которым не хватает уверенности в себе, помогают специализированные курсы, которых с каждым днем становится все больше. Также помогают новые знакомства. Для этого можно отправить ребенка, к примеру, в заграничный лагерь, где он усовершенствует свои знания иностранного языка, а также заведет новых друзей. Детальнее можете почитать на сайте karandash.ua .

Как вы видите, вариантов, как привить уверенность подростку много, пробуйте, а главное верьте в него, и у вас, и него все получится!

Не секрет, что люди с адекватной самооценкой более успешны в жизни. Именно в честной оценке себя, не слишком заниженной и не завышенной, и кроется очарование сильных личностей.

Такие люди знают свои минусы и плюсы, всегда верят в себя и не устают совершенствоваться, не занимаясь излишней самокритикой. Чтобы помочь своему ребенку вырасти гармоничной личностью, возьмите на вооружение эти советы.

1. Будьте взрослыми

Ребенок по-настоящему начинает себя чувствовать увереннее, когда в его жизни присутствуют такие же уверенные в себе родители. Для этого у вас должны быть четкие правила и принципы, которыми вы руководствуетесь при принятии решений. Еще один момент – не стоит становиться совсем "одноклассником" своему ребенку и вести себя с ним панибратски. Так вы лишаете его ощущения "взрослого Взрослого", который может защитить и поддержать в трудную минуту.

2. Поработайте с комплексами

Брекеты, очки, заикание, плохая одежда – сверстники всегда найдут к чему можно придраться и сделать объектом насмешек. Если ребенок открылся вам и поделился, что он сильно переживает из-за чего-то, что он считает своим дефектом, приложите все усилия, чтобы помочь ему с этим справиться. Любой недостаток можно исправить, было бы желание и возможности. Но если по каким-то причинам вам не удается это сделать, постарайтесь объяснить ребенку, что это – всего лишь небольшая часть его личности. Что он – это весь его необъятный внутренний мир, цели, интересы, и только в последнюю очередь – внешние проявления.


3 . Создайте ребенку возможность для роста

Для этого старайтесь давать ему задания, с которыми он может самостоятельно справиться. Когда ребенок будет видеть, что у него все получается, на волне энтузиазма он будет браться за новые задачи и снова успешно их выполнять. Это очень качественно укрепит его уверенность в собственных силах. Точно так же, шаг за шагом, следует осваивать и новые сложные навыки, разбив процесс обучения на небольшие этапы и начиная с азов.

4. Подыщите ему клуб по интересам

Если ребенок не пользуется особой популярностью в школе, займитесь поиском места, где его таланты окажутся открытыми и признанными. Такое место обязательно найдется - может быть, это будет спортивная секция, клуб юных натуралистов, музыкальная или художественная школа. Самое важное, что попадая в среду единомышленников, ребенок будет вдохновляться и ощущать, что его ценят не по "пятибалльной шкале", а за реальную деятельность, в которой он выражает себя настоящего.


5. Расскажите ему, что критика – это зона роста

У неуверенного в себе ребенка от критики будет просто выбиваться почва из-под ног. Поясните ему, что это вовсе не плохо, и что существует 2 типа критики. Многие замечания указывают на то, что есть моменты, которые можно доработать и стать еще лучше – так могут критиковать учителя в школе. А второй тип критики вовсе не несет никакой смысловой нагрузки ("ты лох"). На такие комментарии нужно учиться просто не обращать внимания и пропускать их мимо ушей.


6. Не перехвалите

Может показаться, что закомплексованный ребенок разом забудет обо всех своих проблемах и неурядицах, если его часто хвалить. И хотя это дает кратковременный эффект, вы можете таким образом расслабить его и развить излишнее самодовольство. А когда выяснится, что похвала была излишней и неоправданной, с созданного вами же пьедестала ребенку будет очень больно падать. Лучше поощряйте в меру, за реальные старания, и акцентируйте внимание, что главное в жизни - делать что-то не ради похвалы, а исходя из личной увлеченности процессом.

7. Поощряйте старания

У каждого ребенка есть то, что дается ему легко и играючи. А над некоторыми делами и навыками ему приходится изрядно попотеть. Первоочередная задача родителей - поощрять любые усилия, которые ребенок в этом случае прикладывает. Даже можно завести специальную "тетрадку стараний", где вы будете ставить плюсики за приложенные усилия в любой сфере. А когда накопится определенное количество плюсиков, их можно "отоварить", сходив в планетарий или подарив какую-нибудь развивающую игру.


8. Не сравнивайте с другим детьми

Самый верный способ расшатать уверенность своего ребенка - это начать сравнивать его с другими детьми. За такими сравнениями чаще всего стоит неприкрытая зависть и неспособность безусловно любить своего ребенка. Не стоит формировать самооценку сына или дочки, беря за уровень успехи и достижения "идеальных детей". Воодушевляйте его возможностью стать сегодня чуточку лучше, честнее, добрее, смелее, чем он был вчера - пусть ваш ребенок будет сам себе примером.


9. Создавайте ребенку достойных героев

В продолжение предыдущего пункта еще один пример, как можно мотивировать ребенка. Некоторым детям психологически проще двигаться, имея перед собой не призрачный образ идеального себя, а кого-то более "прорисованного" - например, реального героя. Пусть ваш ребенок воодушевляется уникальными поступками или порядочным характером, ведь чем выше цель, тем больше сил образуется для ее достижения.


10. Дарите безусловную любовь

Это ключ, который открывает все двери. Ощущение безграничной родительской любви окрыляет любого ребенка и придает уверенность в собственных силах. Чтобы выразить эти трепетные чувства, вам не нужны слова - просто вспомните, как вы вынашивали своего малыша и уже тогда готовились ко встрече с ним. Ведь вам ни сейчас, ни тогда не нужны были никакие успехи и показатели, чтобы любить своего ребенка.

В эмоциональном благополучии подростков ключевую роль играет самовосприятие. Если подросток видит себя в позитивном ключе, у него больше шансов наладить отношения со сверстниками и преуспеть в учебе, что в свою очередь сделает его еще более уверенным и счастливым.

Улучшить самовосприятие подростков помогут следующие советы.

1. Заниматься спортом

Подросткам важно регулярно заниматься физическими упражнениями, особенно с учетом их склонности сидеть перед экраном. Исследования показывают, что физическая активность сама по себе улучшает самовосприятие детей и подростков. Кроме того, важны условия, в которых проходят занятия спортом. Подростки, которые занимаются под руководством тренера в учебном заведении или спортивном зале, демонстрируют более заметное улучшение самовосприятия, чем те, кто занимается дома.

В этом возрасте большое внимание уделяется собственной привлекательности и спортивной форме - многие подростки недовольны своей внешностью. Регулярные занятия спортом убивают сразу двух зайцев, улучшая как фигуру, так и психологическое состояние. Когда дети выбираются из дома и занимаются физической активностью, они чувствуют себя более сильными, здоровыми и способными. Вот почему так важно поддерживать и развивать спортивные программы в рамках учебного плана и за его пределами.

2. Фокусироваться на самосострадании

Фокус на самооценке заставляет подростков постоянно спрашивать себя: «чего я добился?», «достаточно ли я хорош?», «как я выгляжу на фоне других?». Психолог Кристин Нефф советует прекратить осуждать себя и сконцентрироваться на самосострадании, то есть относится к себе с добротой и принятием.

Она считает самосострадание здоровой альтернативой бесконечной гонке за результатами, от которой зависит самооценка. Кристин провела исследование и выяснила, что подростки с более высоким уровнем самосострадания демонстрируют более высокий уровень благополучия. Они принимают свои недостатки и понимают, что их проблемы и трудности точно такие же, как и у других людей. Такие дети относятся к себе по-доброму и в трудной ситуации поддерживают себя, словно лучшего друга.

3. Не сравнивать себя с другими

Подростки очень остро воспринимают различия между собой и другими детьми. Социальные сети усугубляют эту проблему. Исследования устанавливают связь между социальными сетями и депрессией, тревогой, одиночеством и страхом что-то упустить в среде подростков. Дети расстраиваются, когда их посты не набирают столько же лайков, как публикации друзей, и чувствуют себя в изоляции, когда видят фотографии, на которых одноклассники веселятся без них.

Также социальному сравнению способствует обстановка в школе: публичное выставление оценок, навешивание ярлыков и распределение по классам в зависимости от академической успеваемости. Все это нарушает естественный процесс обучения, мешает детям экспериментировать и совершать ошибки.

Чтобы снизить социальное давление в школе, можно использовать альтернативный подход: не оглашать оценки публично, предоставлять возможность повторной проверки и исправления заданий, не распределять детей по классам в зависимости от способностей, фокусироваться на индивидуальном развитии и прогрессе каждого ребенка, признавать маленькие успехи.

4. Опираться на сильные стороны

Обращайте внимание на таланты и интересы подростка, помогайте ему развивать свои сильные стороны. Возможно, сыну не дается спорт, но он загорается во время работы над школьным научным проектом. Может быть, в вашем классе за последней партой сидит угловатая девятиклассница, которая боится отвечать у доски, но поражает вас своими сочинениями.

Исследователь Сьюзан Хартер изучала самооценку и самовосприятие подростков многие годы. Она утверждает, что чувство собственной ценности зависит от восьми сфер: физические и академические способности, поведенческие навыки, социальное принятие, близкая дружба, романтическая притягательность, удовлетворение от работы и физическая привлекательность.

Разговаривайте с подростками, выясняйте, каковы их личные ценности и приоритеты

Делитесь с ними тестами, которые выявляют такие сильные личные качества, как смелость, честность и лидерские способности. Вовлекайте в те виды деятельности, которые помогут развить эти таланты. Подчеркивайте и поощряйте способности и интересы, так вы поможете им чувствовать себя более уверенными и вдохновленными.

5. Помогать незнакомым людям

Исследование, проведенное в 2017 году с участием 681 подростка в возрасте от 11 до 14 лет, показало: у детей, которые помогают незнакомым людям, улучшается самовосприятие. Недавно мне удалось собственными глазами увидеть подтверждение этой теории.

В прошлую пятницу, я наблюдала, как моя дочь с друзьями реализуют проект «Измени мир». Преподаватель общественных наук дал восьмиклассникам задание: выбрать направление устойчивого развития, исследовать проблему и возможные решения, спланировать программу мероприятий и привести план в действие.

Многие подростки страдают от тревоги и перфекционизма

В результате, ученики средних классов провели целый день, собирая голоса соседей в поддержку мероприятий для защиты незнакомых им людей, например, местных беженцев и бездомной молодежи. Также дети выступали против тестирования продукции на животных. Я никогда раньше не видела свою дочь и ее друзей такими энергичными, уверенными в себе и вовлеченными в жизнь общества.

Многие подростки страдают от тревоги и перфекционизма, и наш первый порыв - вмешаться и решить их проблему. Но более эффективный подход - приободрить и помочь развить сильные стороны, которые будут поддерживать их на протяжении всей жизни.

Об авторе

Эми Л. Ива - педагог-психолог в Центре науки о высшем благе при Калифорнийском университете в Беркли.

Собрание 3

Тема собрания: Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

Даже в самой в самой крайней и запущенной форме

застенчивость и неуверенность пройдет,

если для их преодоления приложить труд души.

В. Леей

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности

Форма проведения собрания: обучающий тренинг родительской эффективности.

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2. Пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2. Социометрия детского коллектива . Изучение статуса детей в коллективе. Проблема лидеров и изолированных детей.

3. Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей.

4. Классный час «Как стать героем в глазах остальных».

Анкета для родителей №1

1. Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе учащихся?

2. Испытывает ли ваш сын или дочь неуверенность в своих силах?

3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность?

4. Нужна ли вам консультативная помощь школьной психологической службы или вы справитесь сами?

Анкета для родителей №2

Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:

наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если_____

наш ребенок боится, если_____________________________

наш ребенок стесняется, если__________________________

наш ребенок волнуется, если___________________________

наш ребенок испытывает страх, когда___________________

Анкета для учащихся

Продолжи предложения:

мне бывает стыдно, когда я____________________________

мне бывает страшно, когда____________________________

я неуверен, когда____________________________________

я стесняюсь, когда___________________________________-

Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?»

1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:

А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;

Б. Перестанешь с ним общаться и будешь избегать встреч.

2. Когда ты входишь в автобус или трамвай, тебя грубо толкают. Ты:

A. Громко протестуешь;

Б. Молча пытаешься пробраться вперед;

В. Ждешь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

3. Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:

Б. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить;

Д. Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.

4. Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:

Б. Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;

Д. Без колебаний направляешься в первый ряд;

Е. Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом все-таки проходишь на свободное место.

5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?

Д. Да;

Е. Нет.

6. Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми?

Д. Да;

Е. Нет.

7. Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?

Б. Нет;

B. Да.

8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?

Д. Нет;

Е. Да.

9. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от ее исполнения?

Б. Нет;

В. Да.

10. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:

Д. Используешь эту возможность;

Е. Не используешь.

11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:

Б. Под любым предлогом отказываешься;

В. Звонишь без колебаний;

Е. Собираешься с духом и звонишь.

12. Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:

Б. Молча переживаешь;

Г. Споришь с учителем по поводу этой оценки.

13. Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:

Б. Не будешь задавать вопросов учителю;

В. Спокойно попросишь объяснить еще раз;

Г. Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.

14. Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:

Б. Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;

В. Просишь их перестать разговаривать;

Е. Молча терпишь.

15. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:

Б. Глотаешь обиду и молчишь;

Д. Даешь отпор.

16. Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится?

Б. Очень трудно;

Г. Очень трудно начать, потом легче.

17. Ты идешь на рынок. Легко ли тебе торговаться?

А. Да;

Б. Нет.

18. Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступать перед классом?

Б. Да;

Д. Нет.

19. Тебя хвалят перед классом. Ты:

Б. Не знаешь, что сказать в ответ;

Д. Благодаришь за похвалу;

Е. Спокойно воспринимаешь благодарность.

20. При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?

A. Устный;

Б. Письменный;

B. Мне все равно, какой экзамен сдавать.

Результаты теста.

А - 3 балла, Б - 0 баллов, В - 5 баллов, Г - 2 балла, Д - 4 балла, Е - 1 балл.

Подсчитайте общую сумму.

12 баллов - сильная неуверенность в себе.

12 - 32 балла - низкая уверенность в себе.

33 - 60 баллов - средний уровень уверенности в себе.

61 - 72 балла - высокая уверенность в себе.

Более 72 баллов - очень высокий уровень уверенности в себе. Данная диагностика используется для проведения классного часа с учащимися и для проведения родительского собрания. В ходе собрания классный руководитель раздает листочки с индивидуальными характеристиками учащихся и обращает внимание родителей на черты характера, которые мешают подростку достичь определенных учебных результатов.

Упражнения для преодоления неуверенности

и застенчивости учащихся

Этот комплекс упражнений можно предложить учащимся для занятий с психологом. По результатам занятий психолог может выступить перед родителями со своими наблюдениями и предложениями по преодолению неуверенности ребенка дома.

Вовсе необязательно, чтобы все родители выполняли предложенные упражнения. Достаточно им об этом рассказать и порекомендовать выполнять вместе со своим подростком, объяснив ему необходимость работы над собой.

Упражнение «Автопортрет».

А. Предложите подростку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Б. Пусть он еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисован человек, который...»

Упражнение «Мои эмоции».

Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение «Незаконченный рассказ».

Предложите закончить рассказ, начатый вами. К примеру: «Парень пошел в лес за грибами и...»

Упражнение «Свет мой, зеркальце...»

Подростку предлагается поработать с зеркалом: «Свет мой, зеркальце, скажи - Я ль на свете всех...»

Упражнение «Сердце».

Предложите подростку нарисовать сердце, которое болит. На больном сердце нужно сделать рисунки, показывающие, от чего болит сердце.

Упражнение «Приятный или неприятный разговор».

Дайте подростку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо или тепло, сердечно и т. д.

Упражнение «Дневник».

Учите записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть ребенок иногда их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые записанные переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение «Фильм о моей жизни».

Предложите написать сценарий фильма о своей жизни. Причем, подросток изображается главным героем фильма. В фильме должны быть кульминация, завязка и развязка.

Упражнение «Письмо».

Предложите ребенку написать письмо своему сверстнику или взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме подросток может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение «Перевоплощение».

Предложите подростку перевоплотиться в: индейца - вождя племени, героя мультика «Ну, погоди!» - Волка, сказочного Гулливера, Кощея Бессмертного и Бабу Ягу. Затем обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолеть неуверенность и застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными потерями. Самое главное - не констатировать, что ваш ребенок застенчивый и неуверенный человек, а приложить все усилия, чтобы помочь ему.

Памятка для родителей по преодолению неуверенности ребенка

1. Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.

2. Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.

3. Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.

4. Поощряйте общение своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

5. Если ребенок сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.

6. Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

7. Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».

8. Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

9. Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

10. Не сравнивайте своего ребенка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.

11. Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте ее и вовремя оцените.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

1. Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

2. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

3. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.

4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

6. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

7. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.

8. Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

9. Радуйтесь его победам над собой.

10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя

Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха, кто-то боится высоты, кто-то - змей. Но этого можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? В первую очередь, это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку.

Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

Анализ социометрического статуса детей в коллективе (без фамилий учащихся)

Сопоставительный анализ анкет учащихся и родителей.

Выступление психолога

Знакомство родителей с упражнениями по преодолению застенчивости и неуверенности в себе.

Обсуждение памяток для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности детей.

Анализ текущих дел в классе.

Итог собрания.

Литература для подготовки к собранию

1. Вачков методы в работе школьного психолога. М., 2002.

2. Василевич самопознания. М., 1990.

3. Дереклеева классного руководителя. М., 2002.