Акробатика: виды, польза, противопоказания. акробатика для детей и взрослых

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения применяются с целью со­вершенствования физических качеств и специальных на­выков в физической подготовке различных видов Воору­женных Сил и родов войск. Они развивают мышцы, ук­репляют связки и суставы, благотворно воздействуют на органы дыхания и кровообращения, способствуют вос­питанию ловкости и координации движений, простран­ственной ориентировки.

С помощью акробатических упражнений вырабатыва­ется устойчивость организма к воздействию неблагоприят­ных факторов военно-профессио­наль­ной деятельности лет­ного состава ВВС, надводных кораблей и подводных го­док, Воздушно-десантных войск.

Акробатические упражнения широко используются как вспомогательное средство для освоения сложных эле­ментов в спортивной и художественной гимнастике, прыж­ках в воду и на батуте, фристайле, прыжках с трамплина, фигурном катании, акробатических танцах и других видах спорта. Они с успехом демонстрируются на спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, на вече­рах отдыха.

Акробатические упражнения подразделяются на акро­батические прыжки, парные и групповые упражнения. Акробатические прыжки состоят из различных кувырков, переворотов, сальто; парные упражнения (мужские, жен­ские и смешанные пары) включают стойки, поддержки, равновесия и хореографические элементы; групповые уп­ражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Тройки и четверки – наиболее сложные групповые упражнения, включающие разнооб­разные пирамиды.

Для выполнения акробатических упражнений на прак­тических занятиях используются гимнастические и пороло­новые маты, помост-ковер, синтетические покрытия, войлок или чистый песок, травяные площадки, опилки, скошенная трава. Для занятий спортивной акробатикой и прыжков применяется специальная акробатическая до­рожка длиной 30 и шириной 1,5 м. Зона приземления 6´4 м. Края дорожки обозначаются линиями шириной 5–10 см. Такая же линия проводится и по оси дорожки. Высота дорожки в зависимости от конструкции – 10–25 см. Акробатические упражнения выполняются на гим­настическом ковре (рис. 66).

Разучивание и выполнение акробатических упражнений осуществляются по частям и в целом всеми обучаемыми одновременно (под счет) по команде руководителя. Для поточного выполнения оборудуются 2–4 линии (по 2–3 гимнастических мата), и обучаемые выполняют упражне­ния друг за другом с дистанцией 5–6 шагов.

«Ласточка» . Для выполнения равновесия наклониться вперед на одной ноге, другую поднять (отвести назад) вы­ше уровня таза, руки развести вверх-в стороны, прогнутъся.

Последовательность разучивания: взмахи ногой назад с опорой прямыми руками на высоте пояса и наклоном вперед у гимнастической стенки, коня, козла, батута; равновесие с поддержкой за ногу – держать 3–5 секунд.

Рис. 66. Акробатическая дорожка и ковер

Группировка . Лежа на спине, согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени, прижать колени к груди и раз­вести их немного шире подбородка, пятки соединены.

Стойка на лопатках . Из упора лежа на спине поднять прямые ноги вверх, перекатиться на лопатки и затылок, упереться руками в спину, локти – на полу, туловище держать вертикально, ровно.

Последовательность разучивания: стойка на лопатках в группировке; стойка на лопатках с помощью под спину и ноги.

Кувырок вперед в группировке (рис. 67). Упор присев; наклоняясь вперед, поставить руки на ширине плеч впе­реди ступней (на 40–50 см); перенести тяжесть тела на руки, сгибая их и наклоняя голову к груди; приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и мягко перекатить­ся вперед с круглой спиной до упора присев (руки впере­ди ног). При перекате на спине плотно сгруппироваться, захватив руками голени.

Рис. 67. Кувырок вперед в группировке

Последовательность разучивания: плотная группировка в положении лежа на спине; перекаты в груп­пировке на спине вперед и назад с переходом вперед в упор присев без опоры руками сзади.

Кувырок вперед прыжком (рис. 68). Полуприсед руки назад, толчком ног и махом рук вперед прыгнуть повыше вверх-вперед на руки, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, сделать кувырок вперед в упор присев.

Последовательность разучивания: выстав­ляя руки подальше вперед, – кувырок вперед с места; кувырок вперед с разбегу толчком двух ног; кувырок вперед через препятствие (низкие стоялки, козел) с посте­пенным увеличением высоты (до 120 см).

Рис. 68. Кувырок вперед прыжком

Стойка на голове (рис. 69). Упор присев; руками опе­реться на мат на ширине плеч; выпрямляя ноги и сгибая руки, поставить голову впереди рук на верхнюю часть лба так, чтобы три точки опоры составляли вершины тре­угольника; поднять ноги вверх до вертикального положе­ния; тяжесть тела в основном удерживается на голове; предплечья располагать перпендикулярно к полу и па­раллельно друг другу, пальцы развернуты вперед-наружу. Последовательность разучивания: стойка на голове в группировке; стойка на голове с помощью (поддерживать за бедра, спину и ступни).

Рис. 69. Стойка на голове

Кувырок вперед через стойку на руках (рис. 70). Махом одной и толчком другой ноги выполнить стойку на руках; не задерживаясь в стойке, плавно согнуть руки, накло­нить голову к груди, опереться лопатками на мат и начать перекат вперед, затем сгруппироваться и завершить ку­вырок.

Рис. 70. Кувырок вперед через стойку на руках

Последовательность разучивания: кувыр­ки вперед через стойку на руках с помощью (поддержи­вать двумя руками за ноги, смягчая опускание на спину).

Стойка на руках (рис. 97). Из стойки на правой ноге, левая – впереди, руки – вверху ладонями вперед, делая шаг левой и наклоняясь вперед, поставить руки на шири­не плеч в одном шаге от толчковой ноги (пальцы рук – врозь и несколько согнуты); подавая плечи вперед, от­толкнуться левой и взмахнуть правой ногой вверх; соеди­няя ноги вверху и отводя плечи назад (до вертикального положения рук), выйти в стойку на руках, максимально вытянувшись вверх; голову поднять и смотреть на пол впереди пальцев; равновесие сохранять усилием кистей (при потере равновесия вперед усилить нажим пальцами на опору). Стойка на руках может выполняться из упора присев толчком двух ног или силой.

Последовательность разучивания: стойка на руках с опорой ногами о стенку (руки ставить в 30–40 см от стенки); стойка на руках с помощью (помогаю­щий поднимает обучаемого вверх за ноги, коленом нажи­мая на плечи; устанавливает руки и спину в вертикальном положении).

Страховать за ноги и спину, при самостраховке в слу­чае падения вперед переставить одну руку вперед, повер­нуться, встать на ноги или сделать кувырок вперед.

Переворот боком (рис. 72). Из стойки на правой ноге (левая – в сторону), наклоняясь влево, оттолкнуться левой ногой и, последовательно опираясь руками о пол по одной линии, перевернуться боком через стойку на руках в стой­ку ноги врозь (при выходе в стойку на руках смотреть в направлении пальцев рук).

Рис. 72. Переворот боком

Последовательность разучивания: махом одной и толчком другой –стойка на руках и переворот в сторону с помощью; перевороты боком по кругу с неполным выходом в стойку на руках (тело несколько согнуто); сопровождая обучаемого со стороны спины поддержкой за поясницу – переворот боком с помощью (руки при этом держать скрестно, левую – над правой).

Кувырок назад (рис. 73). Из упора присев опуститься в сед и перекатиться назад, захватить руками ноги около коленных суставов, рывком усилить вращение; при со­прикосновении лопаток и затылка с матом быстро поста­вить руки за плечи и, разгибая их, облегчить переворачивание через голову. При выполнении кувырка не запроки­дывать голову назад. Особое внимание необходимо обра­щать на своевременную постановку рук за плечи (за го­лову) с тем, чтобы уменьшить нагрузку на шею.

Рис. 73. Кувырок назад

Последовательность разучивания: из упо­ра лежа на спине в плотной группировке после 2–3 перекатов – кувырок назад; кувырок назад по наклонной плоскости.

Переворот вперед (рис. 74). С разбегу сделать подскок на правой ноге с одновременным подниманием согнутой левой ноги и рук вперед-вверх; наклоняясь вперед, поста­вить левую ногу, а затем – и руки на пол; активным махом правой назад-вверх и толчком левой сделать захлесты­вающее движение ногами через стойку на руках, соединить ноги и, энергично оттолкнувшись руками, перевернуться вперед прогнувшись; вставая на ноги, таз подать вперед, голову отклонить назад, руки – вверх.

Последовательность разучивания: освоение подскока, который выполняется на одной ноге, другая, со­гнутая, поднимается вверх, руки также поднимаются вверх (вальсет); махом одной и толчком другой – быстрый пере­вод в стойку на руках с опорой ногами на гимнастический мат, подвешенный на стену; переворот вперед с помощью или в поролоновую яму (при этом обучающий, стоя на правом колене с правой стороны, в момент опоры на руки, захватывает одной рукой правую руку обучаемого выше локтя, другую кладет на спину); энергичным и сильным толчком под спину помочь выполнить упражнение.

Рис. 74. Переворот вперед с разбегу

Переворот вперед с поворотом . С разбегу сделать подскок и, наклоняясь, поставить левую ногу на один шаг вперед; отталкиваясь левой ногой, поочередно поставить на пол сначала левую руку к носку левой ноги пальцами влево, затем – быстро правую с повернутой кистью влево-назад (правая рука ставится за левую руку, правая нога сильным махом способствует выходу в стойку). Опорой на правую руку заканчивается переход в стойку на руках и поворот кругом (ноги в стойке соединяются). Далее, сги­баясь, ноги быстро опустить вниз, оттолкнуться руками и перейти в положение стоя.

Последовательность разучивания: перево­рот в сторону; из стойки на руках – прыжок с рук на ноги с последующим подскоком (рекомендуется выполнять с возвышения); переворот с поворотом с помощью ручного пояса (лонжи) или в поролоновую яму.

Характер исполнения переворота зависит от последую­щего упражнения. Если после переворота выполняется сальто назад, то переворот должен быть с приземлением на носки и с высоким прыжком вверх; если следующим будет переворот назад, то переворот с поворотом делается без прыжка на полную ступню, ноги становятся ближе к рукам.

Стойка на плечах в парах . Нижний лежит на спине с согнутыми ногами, ступни расставив несколько шире, чем колени, руки выставлены вперед ладонями вверх; второй, выставляя одну ногу вперед, берется за колени и ставит плечи на руки партнера, затем толчком одной и махом другой ноги выполняет стойку на плечах. Руки нижнего и верхнего прямые.

Последовательность разучивания: упраж­нение выполняется с помощью, отделение разбивается на тройки, первый ложится на спину, второй ставит плечи на руки партнера, третий находится сбоку, второй по команде выполняет стойку, третий – помогает; далее обу­чаемые последовательно меняются ролями (второй ложит­ся, третий выполняет стойку, первый помогает и т.д.).

Кувырок назад с помощью в парах (рис. 75). Стойка в парах спиной друг к другу; первому номеру взять за руки (вверху за лучезапястный сустав) второго; первый делает полуприсед и наклоняется вперед (на руки партнера не нажимать, а только удерживать); второй, прогибаясь назад, поднимает ноги; первый, выпрямляя ноги и наклоняясь вперед, поднимает спину, облегчает второму перекат через спину; при завершении кувырка первый выпрямляется и, поднимая руки вверх, помогает второму мягко призем­литься. При приземлении руки не отпускать. Для повто­рения упражнения повернуться в исходное положение, не выпуская рук.

Рис. 75. Кувырок назад с помощью

Последовательность разучивания: отделе­ние разбивается на тройки; двое выполняют упражнение третий помогает и страхует.

Переворот назад (рис. 76). Из стойки ноги вместе, полу­приседая, руки отвести назад, туловище и голову незна­чительно наклонить вперед; опускаясь назад (как бы са­дясь на стул), энергично выпрямить ноги, сильно взмахнуть руками вперед-вверх-назад и резко откинуть туловище и голову назад; затем, подавая живот и таз вверх, прогнуть­ся и, продолжая движение назад, поставить руки на пол; проходя через стойку на руках, резко согнуться, оттолк­нуться руками, опустить ноги на пол, встать руки вверх (сделать курбет).

Рис. 76. Переворот назад

Последовательность разучивания: приседа­ние с движением тела назад и седом на колено выставлен­ной вперед ноги страхующего; прыжок с рук на ноги (кур­бет); из полуприседа руки назад – энергичное выпрямление ног со взмахом руками вверх-назад и наклоном туловища назад (упражнение выполняется со страховкой, стоя сзади, одной рукой за шею, другой – за спину); переворот назад с помощью ручного пояса (страхующие стоят по обе стороны обучаемого и немного сзади, взявшись за веревки, при этом одна рука находится около пояса). По мере освоения упражнения переходить на помощь и страховку без ручного пояса, в этом случае встать сбоку и поддержи­вать выполняющего двумя руками под поясницу. В момент переворачивания толчком рукой снизу вверх и назад помочь выполнить упражнение.

Сальто вперед с разбегу (рис. 77). С сильного разбега толчком двумя ногами сделать прыжок, усиливая его взмахом рук вперед-вверх; не доходя до верхней точки прыжка, энергично группируясь и подтягивая плечи к но­гам, начать вращение вперед; руки в это время дугами вперед и вниз захватывают голени около голеностопных суставов. Вращение тела осуществляется за счет активного движения рук и головы вперед, поднимания таза вверх и наклона туловища вперед. Заканчивая вращение (в поло­жении головой вверх), резко выпрямить ноги вперед-вниз и приземлиться.

Рис. 77. Сальто вперед с разбегу

Последовательность разучивания: с разбегу прыжок вверх в группиров­ке и в темпе кувырок вперед через горку матов с постепенным увеличением вы­соты; не касаясь препятствия руками и спиной – сальто через возвышение; сальто вперед в поролоновую яму; саль­то с разбегу толчком с гимнастического мостика.

Страховать сбоку и немного впереди от места толчка, а случае неправильного выполнения подхватить рукой под шею и спину, помочь выполнить сальто и предупредить падение на спину или голову.

Сальто вперед с трамплина . После сильного толчка и вылета вперед-вверх с вытянутыми вверх руками сгруппироваться, сгибая ноги в коленных суставах и наклоняя голову к разведенным в коленях ногам; далее начать вра­щение вперед, захватив руками голени и удерживая груп­пировку как мож­но дольше; затем в положении спиной к полу быстро разгруппироваться, направляя ноги вперед-вниз, и приземлиться.

Последовательность разучивания: прыжок вверх в группировке; сальто вперед в поролоновую яму; сальто вперед с помощью и страховкой.

Стоя сбоку у трамплина, одной рукой под спину, другой за плечо или шею помочь обучаемому выполнить упражнение. Страховка может обеспечиваться и с помощью подвесного или ручного пояса.

Сальто назад (рис. 78). Полуприседая и наклоняя тулови­ще слегка вперед, отвести руки назад, резким, сильным толчком ног и энергичным взмахом рук вверх перед собой сделать прыжок вверх; после толчка быстро подтянуть ноги к груди (сгруппироваться), захватив ноги примерно за середину голени; голова откидывается назад, способствуя вращению тела. Заканчивая вращение, выпрямиться руки – вверх и приземлиться.

Рис. 78. Сальто назад

Последовательность разучивания: прыжок вверх с места с поддержкой под спину и группировкой; кувырок назад с возвышения вниз; сальто назад с приме­нением ручного пояса; сальто с небольшого возвышения в поролоновую яму.

Страховать сбоку и, накладывая одну руку на пояс, другую – под бедро сзади, толчком помочь выполнить пры­жок вверх и переворачивание до приземления.

Любой человек, занимающийся профессиональным видом спорта, проходит тренировки с помощью спортинвентаря. Гимнасты и акробаты используют различные атрибуты, но важной составляющей их подготовки являются гимнастические дорожки. Компания Рондат предлагает различные оборудования для тренировок. Среди них – акробатическая дорожка из серии Sport.

Заниматься акробатикой можно как отдельной дисциплиной, так и в рамках спортивной гимнастики. Как самостоятельный вид спорта акробатика доступна с десяти лет, поэтому сюда, как правило, приходят из гимнастической школы, куда берут фактически с четырех лет, даже несмотря на санитарные нормы, которые позволяют заниматься с детьми только с пяти лет. В спортивной гимнастике акробатические упражнения делают резко, в акробатике, как отдельном виде спорта, движения делаются с усилиями, но статически. Но если у ребенка лишняя энергия, он однозначно будет иметь куда ее деть.

Лыжная акробатика входит в программу фристайла — этот лыжный вид спорта включен в зимнюю Олимпиаду. В фристайл входит могул, хафпайп, ски-кросс, слоупстайл, ньюскул (объединяет различные виды, похож на паркур, только на лыжах). а также лыжный балет (исключен из олимпиады) но самым зрелищным видом этой зимней дисциплини является именно лыжная акробатика. Этот вид спорта многое взял от обычной акробатики — сложные трюки, связанные с экстремальными переворотами, ощущение высоты, и, к сожалению, возможность серьезно травмироваться.

Гимнастика на воздушных полотнах хоть и красиво выглядит, но довольно сложная и даже опасная. Ведь высота — это всегда экстрим для спортсмена и адреналин для зрителей. Но это и привлекает людей в этот новоявленный вид спорта, который лежит на стыке гимнастики, акробатики, циркового искусства и танцев. Полотна — это закрепленные к потолку два отрезка эластической ткани шириной от метра до полутора каждый. Когда используется одно полотно, которое образовывает что-то вроде качели, оно называется петлей или гамаком.

Трудно сопоставить серьезный акробатический спорт и танцы. Но одному танцевальному направлению это вполне удалось — это акробатический рок-н-ролл. Как и в любом гимнастическом и акробатическом направлении спорта, акробатическим рок-н-роллом начинают заниматься с юных лет. Ведь сложные трюки нужно изучать годами, оттачивая каждое движение, и, чтобы достичь успеха, нужно начинать заниматься как можно раньше.

Батут — это не только детский развлекательный снаряд, который устанавливают в парках для развлечения малышей. Это еще и серьезный спортивный снаряд, который может подарить взрослым хорошее настроение, укрепить организм, развить координацию движений. Но, как и любой тренажер он имеет свои ограничения и противопоказания для использования. Какую пользу можно извлечь от этого резинового коврика, и какую опасность он таит в себе?

Упражнения в акробатике бывают статические, когда спортсмен делает сложные элементы без движения, например, стойки и динамические — когда упражнения делаются в движении, однако статические упражнения, например стойки могут быть основой для динамических — колеса, движения разгибом. Сложные трюки могут быть составлены из разных одиночных статических и динамических упражнений, например маховое сальто состоит из шпагата и сальто, рондат сальто — из стойки, переворота и сальто. Акробатические элементы в основном используются в спортивной, художественной гимнастике, спортивной акробатике, но также они являются частью спортивных акробатических танцев, цирковых выступлений, паркура и даже боевых искусств.

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:

Перекаты -- вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

Кувырки -- вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;

Перевороты без фазы полета -- движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону -- «колесо»);

Перевороты с фазой полета -- прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.

Группы упражнений

Акробатические упражнения делятся на три группы:

1. Акробатические прыжки -- перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.

2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые -- стойки, стояния, седы, поддержки.

3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.

Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.

Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически крепкими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на которой в основном базируется спорт высших достижений.

Значение акробатических упражнений

Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью пользуются спортивные игры.

Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.

Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту.

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.

Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.

Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.

Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.

Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта.

Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.

Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- страховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть.

Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвоения начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.

Основная задача начального обучения - добиться мягкого приземления. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести занимающегося.

При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных положений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость.

В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в результате систематической тренировки.

Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.

Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.

Акробатические упражнения не только выглядят красиво в действии, но и значительно улучшают физические возможности человека. В этой обзорной статье рассмотрены простейшие акробатические элементы, которые входят в основы физкультуры и формируют базу гимнастики.

Суть акробатики

Акробатика как умение доступна далеко не каждому, поэтому ею начинают заниматься с детства. Это разновидность спортивной активности и особый вид гимнастики, который направлен на развитие определённых физических характеристик человека, а именно:

  • силы;
  • балансировки;
  • ориентировки в пространстве;
  • гибкости;
  • ловкости;
  • прыгучести;
  • точности движений;
  • скорости совершения действий;
  • тренировки вестибулярного аппарата.

Помимо физических характеристик, воспитываются и психологические качества:
  • исполнительность;
  • организованность;
  • ответственность;
  • смелость;
  • осторожность;
  • решительность;
  • сила воли;
  • согласованность с партнёром.
Данный вид спорта довольно универсален и входит в состав многих других видов спортивной активности:
  • как базовые элементы на уроках физкультуры в школе;
  • в составе общеукрепляющих спортивных упражнений;
  • в комплексе занятий, связанных с похудением;
  • в профессиональной подготовке спортсменов различных направлений – от гимнастов, до пловцов и хоккеистов.

Важно! Акробатика является базой для любой физической активности. Она включает элементарные упражнения, доступные к выполнению практически каждым. По мере развития навыков и улучшения физической подготовки они значительно усложняются.

Занятия акробатикой увеличивают мышечную силу и растяжимость мышц, укрепляют мышечный корсет, сердечно-сосудистую систему и суставно-связочный аппарат, что позволяет усовершенствовать двигательные способности и достичь хорошего физического развития.

Весь комплекс акробатических упражнений имеет разделение на 3 больших блока:

  • балансировку;
  • прыжки;
  • бросковые упражнения.

Занятия всегда начинаются с подготовительной части, в которой есть разминка и разогревание мышц. После этого наступает основная часть с выполнением непосредственно акробатических умений.

Для начинающих это элементарные упражнения вроде мостика, кувырков и шпагата. По мере освоения простые упражнения усложняются от уровня к уровню. Заканчивается занятие разминкой, когда даются расслабляющие упражнения, при выполнении которых мышцы отдыхают.

Виды упражнений

В каждый из 3-х блоков акробатических умений входят конкретные специальные задания. Так, к балансированию, суть которого состоит в том, чтобы сохранять собственное равновесие или уравновешивать партнёра, относятся такие виды упражнений:


Блок акробатических прыжков подразумевает подпрыгивания, которые сопровождаются вращательными или полувращательными движениями тела, а также с использованием опоры и без неё. В блок входят:
  • перекаты;
  • кувырки;
  • полуперевороты;
  • перевороты;
  • сальто.
Последний блок бросковых трюков включает:
  • броски партнёра;
  • ловлю партнёра.

Знаете ли вы? В древности сальто называлось «вальто мортале», что переводится с итальянского как «смертельный прыжок». Тогда это упражнение действительно считалось смертельным и выполнялось кувырком в воздухе с подкидного трамплина.

Основные группы

Все акробатические упражнения можно разделить на две большие группы - те, которые выполняются в динамике, и статического характера.

Динамические упражнения

Динамические акробатические элементы выполняются в движении и представляют собой вращение тела спортсмена. Оно (равно как и переворачивание через голову) может быть как полным, так и частичным.

Касательно наличия опоры или её отсутствия переворачивание бывает:

  • с опорой (кувырки);
  • с промежуточной опорой (перевороты);
  • без опоры (сальто).

Рассмотрим подробнее каждое упражнение из динамической группы:


Знаете ли вы? Наиболее значимый фактор снижения гибкости - это не старение организма, а сидячий образ жизни, когда мышцы атрофируются.

Статические упражнения

Эта группа содержит упражнения, которые выполняются без движения, в статическом положении, и заключаются в поддержании тела так, чтобы оно приняло определённую позу, и в сохранении его равновесия.

К статической группе относятся:


Условия и инвентарь

Занятия по акробатике проводятся в спортивном или гимнастическом зале, в котором должны быть соблюдены следующие условия:

  • температура в помещении от +15 ℃;
  • влажность воздуха до 40%;
  • освещение от 200 лк.

Все обучающиеся должны быть одеты в спортивную форму и иметь специальную обувь для занятий акробатикой. Одежда должна соответствовать следующим требованиям:
  • лёгкая, из натуральных тканей;
  • удобная, не стесняющая движений;
  • под одежду на область живота надевается бандаж в виде резиновых лент / пояса.

Важно! Чаще всего костюм акробатов представляет собой хлопковые майку и трусы или гимнастический купальник для девушек и гимнастические майку и спортивные брюки для юношей. Такая форма не стесняет движения и позволяет тренеру увидеть, правильно ли выполняются все комбинации.

Обувь для занятий шьётся специальная. Это ботинки из мягкой кожи, парусины или брезента с мягкой выворотной кожаной подошвой. Используются именно ботинки, а не туфли, так как защищают голеностопный сустав от растяжения и травм. В противном случае травм плеча, шеи и головы партнёра при выполнении стоек, а также парных или групповых упражнений не избежать. Как вариант обуви могут использоваться гимнастические тапочки.
Обязательным инвентарём в гимнастическом зале для занятий акробатикой являются:

  • гимнастический мат;
  • дорожка для прыжков из войлока и обшитая брезентом;
  • рейнское колесо - представляет собой два обруча, скреплённых скобами;
  • брусья;
  • батут;
  • трамплин;
  • потолочные и ручные лонжи - длинные верёвки, использующиеся в качестве страховки (нужны для выполнения особо трудных элементов);
  • бублики и фетровые шапочки - дополнительные элементы для выполнения стоек на голове.

Знаете ли вы? Абсолютно все травмы возникают от недостатка гибкости и дефицита растяжки.

Функции акробатики

Акробатические занятия, в первую очередь, выполняют такие 2 основные функции:

  1. Усовершенствование двигательной сферы человека, что позволяет оздоровить организм, улучшить собственные физические возможности. Тогда практически любой вид физической деятельности, даже если он не связан напрямую с акробатикой, становится по силам.
  2. Создание зрелищности, что выводит акробатику на более сложный уровень спортивной дисциплины и циркового искусства, а также выступает как незабываемое зрелище для зрителей (особенно если движения совершаются под музыку).

Помимо вышеперечисленных функций, эта разновидность гимнастики:
  • улучшает физическую форму;
  • тренирует все мышцы тела;
  • совершенствует контроль над телом;
  • укрепляет сердце и сосуды;
  • способствует повышению иммунитета;
  • нормализует метаболические процессы;
  • формирует правильную и красивую осанку;
  • позволяет поддерживать тело в спортивной форме и не набирать вес;
  • создаёт эстетически привлекательный внешний вид тела.

Важно! Никогда не приступайте к выполнению «шпагата » без хорошего разогрева, иначе данная попытка будет чревата травмами, растяжением или даже разрывом мышц.

Упражнения для начинающих

Не все акробатические элементы являются сложными в исполнении. Простейшие могут выполнять не только дети, но даже взрослые без специальной длительной подготовки (достаточно иметь растяжку).

«Ласточка»

«Ласточка» - базовое упражнение, которое входит в школьные уроки физкультуры. Его суть заключается в умении длительное время удерживать равновесие, стоя на одной ноге.Существует более простой способ выполнения, который подходит начинающим взрослым, и более сложный - для детей.

Простая «ласточка» выполняется в коленно-локтевой позе:

  • встать на четвереньки, опереться локтями в пол, держа их под прямым углом и строго под плечевыми суставами;
  • одну ногу отвести назад и распрямить так, чтобы нога, спина и голова образовывали прямую линию;
  • замереть на 5 секунд;
  • упражнение можно усложнить отведением ноги ещё выше, чтобы стопой можно было коснуться головы.

Видео: техника выполнения акробатического упражнения «Ласточка» Более сложная «ласточка» выполняется с балансированием на одной ноге, которое положено в основу многих более сложных трюков:

  • встать, держа спину ровно, а колени - прямыми;
  • одну ногу, втягивая колено и держа её прямой, отвести назад;
  • наклонить туловище вперёд, спина ровная;
  • руки развести в стороны (они должны быть с туловищем в одной плоскости);
  • удерживаться на одной ноге (другая нога и спина должны образовать прямую линию);
  • сохранять равновесие, не сгибая колено и спину;
  • задержаться в позиции на 5 секунд;
  • со временем можно увеличивать время нахождения в позиции.

Видео: техника выполнения упражнения «Ласточка»

«Корзинка»

При выполнении этого элемента растягиваются передние мышцы бёдер и туловища. Поступать следующим образом:

  • занять позицию «лёжа на животе»;
  • согнуть ноги в коленях, подняв ступни в сторону головы;
  • приподнять голову и грудную клетку над полом, дотянувшись руками назад к ногам и обхватив ладонями ступни;
  • потянуть ноги к голове, прогибаясь в спине;
  • таз держать на полу, а бёдра, верхнюю часть живота и грудную клетку попытаться оторвать от пола, образовывая телом так называемую корзинку.
Этот упражнение довольно простое в исполнении, эффективно растягивает большое количество мышц и тренирует держать равновесие.

Видео: техника выполнения упражнения «Корзинка»

«Продольный шпагат»

Берёт своё начало в гимнастике. На первый взгляд, оно кажется простым, однако для его выполнения требуется хорошая растяжка мышц. Достичь такого уровня невозможно за несколько занятий. Чем старше человек, тем тяжелее растягиваются его мышцы. Понадобятся несколько недель планомерных тренировок, чтобы освоить данное упражнение.

Техника выполнения «шпагата» довольно проста:

  • приступать к упражнению можно только после активной разминки;
  • одной ногой встать на колено, а другую вывести вперёд, согнув её в коленном суставе под прямым углом;
  • принять положение «упор ладонями в пол»;
  • ногу, которая стоит коленом на полу, медленно отвести назад, стараясь выровнять колено;
  • переднюю ногу постепенно выводить вперёд, тоже выравнивая колено;
  • совершать пружинистые покачивания вверх-вниз при выравнивании колен и разведении ног.

Видео: техника выполнения упражнения «Продольный шпагат» Цель «шпагата» - полностью сесть на пол, чтобы ноги, разведённые в противоположные стороны, лежали на полу, образовывая одну сплошную ровную линию. Когда будет достигнута необходимая растяжка, пружинистые покачивания не понадобятся, и вы сможете на шпагат сесть сразу.

Знаете ли вы? Существует миф: для того, чтобы сесть на шпагат, достаточно просто регулярно растягивать мышцы. Это не совсем так, ведь мышечные волокна, лишённые тонуса, тянутся гораздо хуже. Поэтому нужно чередовать растяжку и силовые упражнения.

«Поперечный шпагат»

По технике выполнения практически такой же, как и продольный, только ноги расходятся прямой линией в стороны по бокам от туловища, а не вперёд-назад.

Техника выполнения почти одинаковая:

  • после разминки присесть на корточки;
  • сделать упор ладонями в пол;
  • развести ноги в стороны, выравнивая колени;
  • стараться опускать таз как можно ниже к полу, пока полностью не сядете;
  • если между тазом и полом остаётся промежуток, сделать несколько пружинистых движений, затем принять исходную позицию.

Видео: техника выполнения упражнения «Поперечный шпагат» Когда растяжка будет достаточной для того, чтобы полностью сесть на шпагат, становиться на колени или на корточки будет не обязательно. Вы сможете из позиции «стоя на прямых ногах» просто «разъезжаться» в шпагат.

После того как растяжка станет хорошей, и вы освоите продольный и поперечный «шпагаты», многие другие акробатические упражнения покажутся лёгкими, так как большинство из них выполняются на основе вышеописанных базовых элементов. Все эти базовые упражнения используются также и в гимнастике.

Организация акробатических занятий в школе

Многие базовые акробатические упражнения входят в школьную программу уроков по физкультуре для детей, так как довольно просты в исполнении и обеспечивают гармоничное физическое развитие школьников от первых до выпускных классов.

Для малышей (1-4 класс)

Занятия для детей младших классов направлены на формирование умения группироваться, владеть своим телом, держать равновесие и подразумевают выполнение простых упражнений:

  1. Группировка - положение тела полусогнутое, колени подтянуты к плечам и слегка разведены, чтобы голова была между колен, ладони обхватывали колени спереди, а локти прижаты к туловищу. Это основа многие других акробатических элементов.
  2. Перекаты - нужны для того, чтобы подвести ученика к выполнению кувырков.
  3. Кувырки - вперёд, назад и в сторону.
  4. Стойка на лопатках, и колени согнуты.
  5. «Берёзка» - стойка на лопатках с ровными ногами.
  6. «Мостик» - поднятие происходит с пола, после усложняется через опускание руками по стене.
  7. Висы на перекладине.
  8. Прыжки через скакалку.
  9. Прыжки в длину с места и с высоты.
  10. Перепрыгивание через бревно.

Видео: акробатическе упражнения для малышей

Для подростков (5-8 класс)

Все предыдущие элементы остаются и в занятиях для детей 12-16 лет, но усложняются:

  • «мост» - выполняется из позиции стоя, прогибаясь в спине назад;
  • лазанье по канату;
  • прыжки через коня или козла;
  • двойные и тройные кувырки вперёд-назад;
  • «берёзка», выполняемая после кувырка вперёд;
  • размахивание на брусьях;
  • стойка на голове с согнутыми ногами в коленях и с упором на голову и кисти;
  • кувырок назад с выходом в полушпагат (когда одна нога прямо отводится назад, а вторая согнута в колене, таз опущен на согнутую ногу);
  • длинный кувырок через прыжок вперёд, когда касание пола головой происходит не менее чем в 60 см от носков.

Видео: акробатические упражнения для подростков

Для старшеклассников (8-11 класс)

Задания уже более сложные и подразумевают, что юноши и девушки имеют определённый уровень физической подготовки - достаточную растяжку, силу и выносливость. Вот пример таких упражнений:

  • стойка на голове - ноги прямые; упор делается на макушку и кисти;
  • кувырок назад через стойку на руках;
  • усложнения «моста» поворотом на упор одним коленом;
  • кувырок после разбега из трёх шагов и прыжка;
  • кувырок с прыжком через преграду;
  • боковой переворот колесом.

Занятия физкультурой, включающие акробатические элементы, должны проводится высококвалифицированным тренером и со всем надлежащим оборудованием. Обязательно соблюдение техники безопасности.

Все сложные упражнения сопровождаются страховкой, поэтому акробатические группы должны быть небольшими - до 15 человек, чтобы тренер мог проследить за каждым обучающимся и оказать помощь в исполнении и подстраховать его.

Знаете ли вы? Анатомические особенности позволяют мужчинам легче освоить поперечный шпагат, а женщинам - продольный.

Акробатика - вид спорта, которому легче всего обучиться в детстве. Он укрепляет организм, растягивает мышцы, повышает силу и выносливость. Однако это не только способ совершенствования физической культуры; это ещё и зрелищное представление, ведь акробатические трюки выглядят эстетически красиво. Базовые упражнения могут освоить люди любого возраста при достаточном упорстве и желании, однако в детстве они даются наиболее легко.

Общеизвестно, что занятия спортом являются залогом поддержания хорошей физической формы и укрепления здоровья человека. За тысячелетия человечеством были изобретены десятки и сотни вариантов физических тренировок, соревнований и форм занятий спортом не только в качестве соревновательных дисциплин, а и для укрепления здоровья в профилактических целях.

Одним из самых популярных и эффективных видов двигательной активности для укрепления общего состояния здоровья является именно гимнастика.

Гимнастика (с греческого «gymnastike», от «gymnazo» — тренирую, упражняю) – это система специально подобранных физических упражнений, оказывающих на организм человека комплексное воздействие, развивающее его физические возможности.

Для каждого человека, не зависимо от возраста и пола, есть подходящий вид гимнастики.

К популярным спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая, эстетическая, командная, аэробическая. Общеизвестно, что занятия спортом являются залогом поддержания хорошей физической формы и укрепления здоровья.

За тысячелетия человечеством были изобретены десятки и сотни вариантов соревнований, дисциплин и форм занятий спортом. Одним из таких видов двигательной активности является гимнастика.

Понятие гимнастики объединяет в себе многообразие физических упражнений, способствующих развитию либо совершенствованию уже имеющихся двигательных навыков у занимающихся.

Отличительная черта гимнастики от других видов спорта - ее разностороннее и гармоничное воздействие на организм и тело человека.

Гимнастические упражнения охватывают все звенья опорно-двигательного аппарата, равномерно развивают мускулатуру и совершенствуют координацию. При этом гимнастика влияет не только на физическое состояние человека, но и формирует определенные морально-волевые качества.

Она считается одним из важнейших компонентов приобщения населения к спорту. Гимнастику можно встретить в школах и детских садах, ею занимаются дома и в фитнес-центрах, применяют на производственных предприятиях и в медицине.

Многообразие гимнастических упражнений вызвало необходимость систематизировать виды гимнастики, что и было сделано на Всесоюзной конференции в 1984 г.

В целом все направления гимнастики объединены в несколько больших групп:

  • оздоровительная гимнастика, разновидности которой направлены на укрепление здоровья человека (существующая классификация насчитывает их более 30);
  • спортивная гимнастика, которая, по сути, является профессиональным спортом;
  • образовательно-развивающие виды, которые преследуют не только оздоровительные цели, но и воспитательно-обучающие.

Оздоровительная гимнастика

Оздоровительная гимнастика - это одна из форм занятия физкультурой, которая, как правило, не требует хорошей физической подготовки и направлена на общее оздоровление человека , улучшение текущего состояния организма, повышения работоспособности и уровня качества жизни.


Для занятий оздоровительной гимнастикой не требуется специальной физической подготовки.

Некоторые виды оздоровительной гимнастики уже давно получили заслуженное признание, другие только набирают популярность в последние несколько десятков лет.

Утренняя гимнастика (зарядка)

Зарядка подразумевает под собой набор несложных упражнений, направленных на активизацию физиологических процессов в организме после пробуждения.

Основные движения:

  • повороты и наклоны головы;
  • вращательные движения плечами и туловищем;
  • махи руками и ногами и пр.

Комплекс упражнений продолжительностью 15-20 минут обеспечивает заряд бодрости и положительного настроения на целый день.


Утренняя зарядка должна начинаться с вращений и наклонов головы.

Научно доказано, что утренняя зарядка благотворно воздействует на все органы и системы жизнедеятельности человека:

  • стимулирует кровообращение и обмен веществ;
  • оптимизирует работу сердца и органов дыхания;
  • развивает мышцы и суставы;
  • укрепляет иммунитет и пр.

Вводная гимнастика

Вводная гимнастика - это небольшие комплексы упражнений, которые нашли свое применение на предприятиях и в организациях перед началом рабочего дня. Их задача обеспечить быстрое вхождение человека в трудовую деятельность .


Вводная гимнастика проводится на производствах перед началом работы.

Поэтому все упражнения по своему содержанию и направленности максимально приближены к действиям, выполняемым в процессе работы. Как закономерный результат - повышается работоспособность персонала.

В целом, используются такие упражнения как:

  • шаги и бег на месте;
  • различного рода движения руками и туловищем;
  • упражнения на растяжку мышц;
  • упражнения способствующие улучшению концентрации внимания и др.

Длительность гимнастики 5-7 минут. Форма проведения: коллективно или индивидуально.

Физкультура (физкультминутки в учебных заведениях)

Физкультминутки - это разновидность гимнастических упражнений, которые применяются в образовательных учреждениях (главным образом в начальных классах и в дошкольных учебных заведениях). Физкультминутки, как правило, состоят из 3-4 специальных упражнений. Их длительность не превышает 1,5-2 мин.

Форма проведения может быть:

  • танцевальная;
  • спортивная;
  • двигательно - речевая;
  • разминки для пальцев рук или для глаз;
  • упражнения на дыхание.

Физкультминутки зарекомендовали себя как действенный способ поддержания работоспособности учащихся. Отмечается, что их проведение позволяет расслабить нервную систему и скелетные мышцы , находящиеся в напряжении от продолжительного сидения за партой.


Физкультминутка помогает улучшить умственную и физическую работоспособность учащихся.

Кроме того, физкультминутки обеспечивают необходимый отдых для глаз и органов слуха. И в конечном итоге они помогают учащимся преодолеть усталость и сонливость, расслабиться психически.

Гигиеническая гимнастика

Задача гигиенической гимнастики - обеспечить поддержание организма человека в максимально здоровом состоянии. Отличительная черта от других разновидностей гимнастики в сочетании физических упражнений с элементами закаливания и гигиеническими составляющими (контроль температуры окружающей среды, форма одежды и обуви, соблюдение гигиены и ряд др.).


Не зависимо от вида гигиенической гимнастики, выполнять упражнения можно в любом возрасте и при любой физической подготовке.

Помимо общеукрепляющих занятий используются упражнения на растяжку. Никаких подручных средств не требуется.

По сути понятие гигиенической гимнастики объединяет в себе такие виды, как:

  • утренняя гимнастика (зарядка);
  • гимнастика в режиме рабочего дня (вводная, физкультминутки);
  • вечерняя гимнастика (перед сном).

Гигиеническая гимнастика подходит для людей любого возраста и разного уровня подготовки.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика (ритмика) - занятия физкультурой в танцевальной форме. Применяемые упражнения несложные, но эффективные, т. к. охватывают все группы мышц. Их темп, форма и интенсивность зависят от музыки. Характерными движениями являются: сгибания и разгибания, повороты и вращения, махи ногами и руками, бег, прыжки, подскоки и др.


Ритмическая гимнастика — это несложная комбинация упражнений, которые выполняются, исключительно, под ритмичную музыку.

Регулярные занятия благотворно влияют на работу сердца и легких , укрепляют мышцы, развивают выносливость и чувство ритма. С эмоциональной точки зрения ритмическая гимнастика улучшает настроение, снимает чувство напряженности и добавляет жизненного тонуса.

Лечебная гимнастика

Предназначена для реабилитации больных, имеющих неврологические и кардиологические проблемы, травмы различного характера и происхождения и др.


Лечебная гимнастика выполняется под полным контролем лечащего врача.

Все упражнения лечебной гимнастики выполняются в статике , то есть, как правило, делаются медленно и под напряжением. Их действие направлено на улучшение работы определенного органа. Лечебная гимнастика часто соединяется с упражнениями на дыхание.

Область применения лечебной гимнастики весьма обширна:

  • травмы и нарушения работы опорно-двигательного аппарата (включая обездвиживание);
  • сколиозы;
  • заболевания неврологического характера и др.

Форма проведения занятий: в группах и индивидуально. Общий курс лечения обычно состоит из 3 этапов: вступительного, основного и заключительного.

Нетрадиционная оздоровительная гимнастика

В последние десятилетия интерес населения все больше вызывают нетрадиционные виды физической активности.


Каждый из разновидностей нетрадиционной оздоровительной гимнастики положительно влияет на общее состояние организма, работу сердца и других органов.

К таким видам гимнастики относятся:

Стретчинг

Стретчинг (гимнастика поз) представляет собой тренировки, способствующие растяжке мышц и связок, за счет чего все тело приобретает большую гибкость. Плюсы стретчинга: помогает сбросить лишний вес, выводит шлаки и токсины из организма, улучшает осанку.

Калланетика

Калланетика - совершенствование собственного тела путем выполнения статических упражнений. Рост нагрузки достигается путем удержания определенной позы в течении все большего времени. Плюсы: снижение веса, развитие мышц, нормализация обмена веществ.

Шейпинг-система

Шейпинг-система - отличительной особенностью является индивидуальный подбор режима тренировок на основе компьютерного тестирования, которое учитывает особенности строения тела.

Шейпинг-система имеет множество подвидов: шейпинг-классик, шейпинг-юни, шейпинг для беременных и др. Плюсы: воздействие на определенные участки тела, снижение веса, возможность сформировать желаемые формы и пропорции тела.

Восточные оздоровительные системы

Восточные оздоровительные системы гимнастики включают в себя различные виды йоги, цигун, цайцзи-цюань и др. учения, родиной которых является Восток. Основная идея этих учений заключается в сочетании психического и физического равновесия.

При этом гармоничное отношение к миру и нормализация эмоционального состояния являются залогом успешного физического развития человека и сохранения его здоровья. Плюсы систем: не только укрепляют тело, но и развивают гармоничное восприятие мира.

Хатха-йога

Хатха-йога - одно из ответвлений индийской йоги, которое представляет собой различные упражнения, направленные в первую очередь на достижение физического совершенства.

Данная практика включает в себя упражнения на дыхание, элементы психорегуляции и самоконтроля, статические позы асан, правильное питание. Считается, что хатха-йога - это базовый стиль йоги, освоив который можно переходить к любым другим методикам. Плюсы: повышается эластичность мышц, выносливость, развивается позитивное отношение к окружающему миру.

Йога – гимнастика умиротворения

Йога - одно из самых популярных направлений физической активности за последние годы. По своей сути это не только система оздоровительных упражнений, но и определенная философская культура, родиной которой является Индия.

В действительности понятие йога объединяет в себе нескольких видов восточной гимнастики .


Основным компонентом йоги является точное выполнение специальных физических поз — асан.

Специалисты насчитывают более двадцати стилей йоги. Но главными компонентами любого направления являются специальные физические позы (асан), дыхательные техники и медитация (или релаксация). Занимаются йогой как индивидуально так и в группах.

Высокая востребованность йоги связана с рядом ее преимуществ по сравнению со многими другими видами занятий физкультуры, а именно:

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика - это особый вид упражнений, которые развивают дыхательную мускулатуру. В ее задачи входит укрепление здоровья и борьба с рядом заболеваний, как например, болезни органов дыхания, проблемы с сердечно-сосудистой системой, половые расстройства и др.

Основополагающими компонентами тренировок являются:

  • смена частоты и глубины дыхания;
  • искусственная задержка дыхания;
  • смена направления дыхания (через рот и нос);
  • искусственное сопротивление внешнему потоку и др.

По мнению специалистов при правильном выполнении упражнений дыхательная гимнастика служит прекрасной профилактикой бронхитов и бронхиальной астмы , ринита. Кроме того, упражнения на дыхание снижают стресс, снимают бессонницу, укрепляют мышцы тела.


Правильно выполненная дыхательная гимнастика улучшает кровообращение, развивает дыхательную мускулатуру и способствует угнетению различных заболеваний.

Существует несколько разновидностей дыхательной гимнастики. Среди них: гимнастика йоги, гимнастика Стрельниковой, гимнастика для борьбы с лишним весом и др.

Спортивная гимнастика

Спортивные виды гимнастики требуют высокого уровня подготовки. Тренировки начинают еще в раннем детстве. Спортивные достижения и победы являются главной задачей и мотивацией для тех, кого увлекла спортивная гимнастика. Виды (классификация) включают в себя: акробатическую, художественную, спортивную и командную гимнастики.

Художественная гимнастика

Признается одним из самых ярких, элегантных и запоминающихся видов спорта Выступления спортсменок - это совокупность упражнений и элементов, сопровождаемых музыкой . Для всех движений характерна изящность и пластичность.


Художественная гимнастика предполагает использование спортсменками различных атрибутов. это может быть лента, мяч, обруч и другие.

На соревнованиях мирового класса обязательным является использование различных предметов: лент, мячей, обручей и др. Занятия развивают гибкость , пластичность, грациозность, формируют правильную осанку и походку.

Художественная гимнастика имеет возрастные ограничения. Заниматься ею начинают в 3-5 лет , и, как правило, уже в 14-16 лет большинство спортсменок завершают карьеру и уходят в другие направления. Данный вид спорта относится к числу наиболее доступных, но в нем существуют достаточно высокие требования к внешнему виду спортсменок.

Акробатическая гимнастика

Акробатика - это раздел гимнастики, который состоит из таких упражнений как:

  • прыжковые;
  • силовые;
  • умение держать равновесие;
  • вращение тела с опорой и без и ряд др.

Упражнения выполняются либо на полу, либо с применением специальных снарядов (кольца, брусья, гимнастические бревна). Они бывают динамическими (кувырки, перевороты, сальто) и статическими (стойки, пирамиды).


Чтобы заниматься спортивной акробатикой необходимо иметь специальную физическую подготовку.

В спортивной акробатике выделяют ряд дисциплин:

  • солисты;
  • пары;
  • группы;
  • прыжки на батуте.

Акробатика развивает ловкость, смелость, решительность, силу воли, сноровку, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает координацию и ориентирование в пространстве.

Спортивная аэробика

Спортивная аэробика - дисциплина, в которой все упражнения выполняются с очень высоким темпом под музыкальное сопровождение. Для всех движений характерна резкость и динамичность.

От спортсмена требуется не только сложность и четкость выполняемых действий, но и артистичность.

Соревнования проводятся как индивидуально, так и в группах. Следует отметить, что спортивная аэробика крайне сложный вид спорта с точки зрения физической нагрузки, которой подвергается гимнаст во время выступления. По отзывам специалистов его работу можно сравнить с бегом на 800м.


Выступления спортивной аэробики отличаются своей четкостью и подвижностью.

Регулярные занятия спортивной аэробикой позволяют поддерживать хорошую физическую форму, положительно влияют на эмоциональное состояние спортсмена, способствуют укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Образовательно-развивающие виды гимнастики

Оказывать не только оздоравливающее действие, но и прививать интерес к спорту, понимать и совершенствовать функциональные возможности организма, вырабатывать самодисциплину призвана образовательно-развивающая гимнастика.

Виды (классификация) включают в себя: учебно-воспитательную, женскую, атлетическую и профессионально-прикладную гимнастики.

Общая учебно-воспитательная гимнастика

Применяется на уроках физкультуры во всех учебных заведениях (школах, детских садах, Вузах и др.) и в группах для лиц среднего и пожилого возраста.

Задача занятий развивать и совершенствовать простейшие двигательные навыки (бег, ходьба, преодоление препятствий), научить обучающихся владеть своим телом и в целом приобщить молодое поколение к спорту.


Упражнения учебно-воспитательной гимнастики — это прыжки, некоторые акробатические элементы, бег и др.

Упражнения учебно-воспитательной гимнастики — это прыжки (в высоту, длину, через гимнастические скамейки и пр.), некоторые акробатические элементы (стойка на лопатках) и др. Тренировки для людей пожилого возраста направлены на улучшение четкости выполняемых движений и их скоординированности.

Женская гимнастика

Женская гимнастика разработана специально для женщин. В ней учтены особенности строения организма женщины. При этом функция материнства занимает центральное место , поэтому обязательным компонентом тренировок являются упражнения на укрепление мышц ног, таза, брюшного пресса т. п.


Женская гимнастика направлена на укрепление мышц таза.

Занятия сочетают в себе общеразвивающие упражнения, элементы художественной гимнастики и некоторых танцевальных направлений. Немаловажную роль играет музыкальное сопровождение. Женская гимнастика способствует развитию гибкости , грациозности, формирует красивую статную осанку, готовит организм женщины к беременности и родам.

Атлетическая гимнастика

Разновидность гимнастики, направленная на развитие силовых качеств. Людей занимающихся атлетической гимнастикой отличает рельефная мускулатура и пропорциональное развитие мышц всего тела.


Атлетическая гимнастика выполняется с целью укрепить мускулатуру и отточить фигуру.

Упражнения в атлетической гимнастике выполняются как с предметами и отягощениями (штанги, гантели и т.п.), так и без них. Данный вид физической активности тренирует сердечно-сосудистую систему , развивает мускулатуру, укрепляет нервную систему, прививает самодисциплину.

Доступностью атлетической гимнастики объясняется ее высокая популярность. Заниматься ею можно индивидуально, в группах, дома, во дворе и т. д.

Профессионально-прикладная

Профессионально-прикладная гимнастика объединяет в себе упражнения и тренировки, позволяющие освоить новые или усовершенствовать имеющиеся навыки людей, специфика профессии которых требует выполнения сложных физических действий либо устойчивость к повышенным нагрузкам.


Профессионально-прикладная гимнастика направлена не только на повышение физической подготовки, но и для морального укрепления работников и команды.

Сами занятия ориентированы на выработку не только физических, но и моральных качеств, без которых невозможно освоение выбранной специальностью. Например, во многих профессиональных училищах для монтажников-высотников уроки физкультуры проходят на возвышенности , что снимает у обучающихся чувство страха высоты и развивает ловкость, уверенность в себе и др. качества.

Предупреждение травматизма, увеличение производительности труда, совершенствование мастерства в выбранной сфере - именно на эти цели и ориентирована профессионально-прикладная гимнастика.

Виды (классификация) ее зависят от области применения, например, существует гимнастика для космонавтов, лётчиков, пожарников, моряков и т.д.

Командные виды

Зародилась в скандинавских странах и представлена 3 дисциплинами: вольные упражнения (с элементами танца и хореографии), прыжки с мини-батута и акробатические прыжки. Все упражнения выполняются под музыку .


Отличительной характеристикой командной гимнастики является обязательное количество людей от 6 человек.

Соревнования проходят в 3 категориях: женские, мужские и выступления смешанных команд. Состав команды колеблется от 6 до 12 участников. Для этого вида спорта характерны высокая динамичность и зрелищность, слаженная работа участников, высокий уровень техники выполнения акробатических элементов.

Отличительной особенностью дисциплины является выставление итоговой оценки.

Результат может быть только командным. Судьи учитывают сложность и точность техники исполнения каждого гимнаста и одновременно артистизм и слаженную работу всех участников команды.

Цирковая гимнастика

Жанр циркового искусства, который представляет собой выполнение и демонстрацию упражнений (трюков) на публике с применением специальных приспособлений и снарядов, порой созданных под уникальный цирковой номер.


Необходимые атрибуты для цирковой гимнастики подбираются под каждый номер.

Существует разделение видов цирковой гимнастики в зависимости от места выполнения трюков:

  • партерная - упражнения с применением аппаратов и снарядов, установленных на манеже;
  • воздушная - упражнения с применением оборудования, установленного над манежем.

При этом каждый вид имеет свои ответвления: упражнения на турниках, кольцах, трапециях, бамбуке, ремнях и др. Зачастую цирковая гимнастика подразумевает наличие какого-либо сценария или даже театральной постановки, присутствие определенного сюжета, в соответствии с которым артисты выполняют свои трюки.

Задача цирковых гимнастов увлечь и поразить аудиторию. И если спортивная гимнастика носит состязательный характер, то цирковая — это демонстрация мастерства.

Выступления в цирке требуют хорошей физической подготовки, поэтому зачастую туда приходят спортсмены из других видов гимнастики либо артистами являются продолжатели цирковой династии, которые занимаются ею с раннего детства.

Уличная (дворовая)

Понятие уличной гимнастики (Street Workout) говорит само за себя - все тренировки проводятся вне дома или спортивного зала . Упражнения и элементы выполняются на уличных турникетах и снарядах или просто на земле. Основной акцент в занятиях делается на силу и выносливость, умение работать с собственным весом.


Основными упражнениями в уличной гимнастики являются: подтягивание на турнике, от пола или на брусьях.

Данный вид тренировок включает в себя подтягивания на турнике, отжимания от пола, отжимания на брусьях и др. В Street Workout разработаны свои разряды и нормативы и даже проводятся соревнования: в свободном стиле или в формате «баттлов» (в том числе и международного уровня).

Критериями выставления оценки зачастую служат не только сложность и качество выполнения элементов, но и артистичность спортсмена.

С 2000 года Street Workout приобретает всю большую популярность в России, Европе и США.

Гибкость, координация, выносливость, смелость, решительность, упорство - вот лишь неполный перечень качеств и навыков, которые развивает гимнастика. Виды и классификация ее весьма разнообразны.

Можно выбрать направление на любой вкус и при любых финансовых возможностях. При этом спорт, как и другие сферы жизни человека не стоит на месте, поэтому не исключено, что в ближайшем будущем будут появляться все новые гимнастические направления.

Интересные видео-ролики о разных видах гимнастики

В этом ролике Вы сможете узнать, о базовом комплексе упражнений спортивной гимнастики, что это такое, виды, особенности и техника выполнения:

В данном видео-уроке показан набор упражнений для самых маленьких (группа 3-5 лет) по хореографии и художественной гимнастике. Включает растяжку на шпагат, равновесия, баланс, стойки и позиции.