Для чего нужны олимпиады в школе. Какие бывают конкурсы и олимпиады для учеников младших классов? Река по описанию и скорость муравья

Тема: «Олимпиадные работы в начальной школе».

Основные задачи, стоящие перед учителями начальной школы - научить детей учиться, научить добывать знания из разных источников, воспитание добросовестного отношения к любой учёбе и работе вообще. В современном мире ежегодно совершенствуется учебный процесс, но его совершенствование невозможно без чёткой внеурочной работы.

Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Это не отдельное мероприятие одноразового характера, а целая система подготовительной работы, упражнений, соревнований, итоговых работ, система поощрения каждого участника.

Любая олимпиадная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Подготовка к олимпиаде должна занимать значительный промежуток во времени. Почти учебный год.
  2. Олимпиада должна быть массовым явлением. В ней на школьном уровне может участвовать любой ученик. Зачастую олимпиада охватывает лишь пятёрку сильных учеников. Такого допускать нельзя.
  3. Любая олимпиада должна быть многоступенчатой: классный тур, школьный тур, районный и городской. Часто учителя первые два тура пропускают, и сразу подают сведения в район на сильных учеников. А остальные не у дел.
  4. В любой олимпиаде выигрывают не только победители, но и все участники.
  5. Должна быть разработана система поощрений для всех участников олимпиады. Необходимо разумное сочетание соревнования и мер поощрения для детей.

Олимпиада в начальной школе имеет огромное значение в развитии детей. Именно в начальной школе ребёнок делает первые самостоятельные научные открытия. Такие действия стимулируют интерес ребёнка к науке и к учёбе в дальнейшем. Олимпиады позволяют утвердиться в своих глазах, и среди окружающих.

Учитель должен показать, что он верит в силы учеников, важно радоваться с ними любому их успеху, даже незначительному. Любые успехи в учёбе порождают веру ребенка в свои возможности. Учитель также должен разумно дозировать подобранные задания, как в качественном, так и в количественном отношениях.

Основным материалом для олимпиад служат задания разного уровня сложности. Очень важно их тщательно подбирать для каждого тура. Обязательно должны быть задания в классных турах, с которыми справится любой ученик.

Тексты заданий для туров печатаются заранее, составляется пояснительная записка к туру. Классный тур проводится в один день по параллелям. Школьный тур собирает победителей в один день. Ученики по параллелям объединяются в одном классном помещении и пишут олимпиаду, но не с учителями данной параллели. Проверяют работы школьного тура избранная комиссия учителей. Например, учителя первых классов проверяют работы вторых и т.д. это необходимо, чтобы сразу убрать вопрос с предвзятостью отношений к ученикам или завышением оценок ученикам своего класса.

Предлагаю для рассмотрения различные варианты туров олимпиад по предметам, и туров олимпиад, которые объединяют несколько предметов.

Межпредметная олимпиада 1 класс. (Классный тур).

1 задание.

Меня зовут Маша. У моего брата одна сестра. Как ее зовут?

2 задание.

Вычисли:

3 задание.

4 задание.

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

5 задание.

Человека часто сравнивают с животными. Допиши пропущенные слова.

6 задание.

  1. Назови части растения.

7 задание.

Придумай слова, где есть « Ь ».

Ь ___________Ь___________

Ь ____________Ь__________

8 задание.

Подбери пару .

9 задание.

Начни предложение.

Теплый ветерок.

Идут в лес.

Купили журнал.

Межпредметная олимпиада 1 класс. (Школьный тур)

1 задание.

Жёлтое кольцо больше зелёного. Нарисуй эту пирамиду.

2 задание.

3 2 1 4 1 = 9

6 3 2 1 8 = 10

3 задание.

У Саши купюра в 100 рублей.

Он купил пирожок за 8 рублей и два сока по 12 рублей.

4 задание.

  1. Допиши.

Наша страна – это _____________________.

Её столица _________________________.

Нарисуй флаг своей страны.

5 задание.

  1. Впиши слова.

6 задание.

7 задание.

Й ___________Й___________

8 задание.

Из букв слова ИГРОТЕКА составь разные слова.

9 задание.

шьют, пекут, вяжут

Межпредметная олимпиада 2 класс (Классный тур).

1 задание.

Приведи примеры живой природы и неживой природы. По 3 примера.

Живая неживая

2 задание.

  1. Зачем рыбе жабры?

3 задание.

У каких растений едят:

корень ___________________________________________

листья ___________________________________________

плоды ___________________________________________

4 задание.

Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15?

5 задание.

Сумма двух чисел равна 140. Одно число больше другого на 25. Назови эти числа.

6 задание.

Вставь пропущенные знаки действий:

3 2 1 4 1 = 9 4 5 1 5 3 = 2

6 3 2 1 8 = 10 10 3 4 1 5 = 1

7 задание.

  1. Первое слово каждого предложения начинается с буквы «с». Впиши слова в клетке.

цветёт весной

сделан из помидоров и огурцов

идёт зимой

сена стоял в поле

остался после драки

8 задание.

  1. Запиши слова, противоположные по значению.

далёкий - ___________________ тяжёлый - _____________________

высокий - ___________________ твёрдый - _____________________

худой - ___________________ добрый - _____________________

смешной - ___________________ храбрый - ____________________

9 задание.

  1. Составь из букв слова « государство » не менее 7 слов

Межпредметная олимпиада 2 класс (Школьный тур ).

1 задание.

Напиши названия хищников и травоядных.

Хищники Травоядные

2 задание.

Водоём – [о] [о]

Главный враг леса – [o]

Утром на небе – [o]

Модель земли – [o]

Лучший певец в саду – [o][o]

Лиственное дерево – [o]

3 задание.

Назови группу, одним словом

Каспийское, Чёрное, Охотское - _________________________

Лиса, волк, лев - __________________________

Ель, сосна, пихта - ___________________________

Страус, кура, ворона - ____________________________

4 задание.

Расставь знаки препинания.

Жили на опушке старик со старухой рядом жила добрая кошка она мышей ловила

немножко кошка любила сметану брать из чулана

5 задание.

Составь из букв слова « карамель » разные слова

6 задание.

  1. есть в лесу
  2. два родственника
  3. бывает зимой
  4. играют в театре
  5. певчие птички
  6. кукурузные

7 задание.

Реши задачу. В автобусе ехало 28 пассажиров. На каждой остановке выходило 4 человека, а выходило 6 человек. Сколько пассажиров оказалось в автобусе после трех остановок?

8 задание.

Расставь знаки действий: + или –

7 4 3 = 8 14 6 5 = 13 52 9 6 = 37

Олимпиадная работа по математике 1 класс (классный тур)

1 задание.

Из-за кустов торчат восемь ушек, там спрятались зайчики. Сколько их там?

2 задание.

Меня зовут Маша. У моего брата одна сестра. Как её зовут?

3 задание.

Запиши все трёхзначные числа с помощью цифр 3 , 7 , 5

4 задание.

Вычисли: 7 – 2 – 1 – 1 + 5 – 3 + 2 – 1 = ______________

5 задание.

Катя нарисовала треугольник левее ромба, между ними круг, а квадрат справа от ромба. Нарисуй фигуры по порядку.

6 задание.

Продолжи ряд чисел. 2 , 4 , 6 , …… , …… , …… , …… , …… .

8 , 5 , 7 , 4 , 6 , …… , …… , …… , …… , …… .


7 задание. Заполни пустые клетки таблицы

8 задание.

Сделай из треугольников 3 разных рисунка. Дорисуй треугольники .

Олимпиадная работа по математике 1 класс (школьный тур).

1 задание.

Ведро со льдом внесли в дом в 5 утра, в 9 утра лёд растаял.

За сколько часов он растаял? ______________

2 задание.

Запиши все трёхзначные числа при помощи цифр 1 , 2 , 9

3 задание. В пирамиде на большее кольцо кладётся меньшее.

Красное кольцо меньше зелёного, но больше синего.

Жёлтое больше зелёного. Нарисуй эту пирамиду.

4 задание.

Вычисли:

8 – 3 + 4 – 6 + 5 – 6 + 3 = ______________

9 – 2 – 5 + 4 – 1 – 4 + 6 = ______________

5 задание. Вставь пропущенные « + » или «– »

3 2 1 4 1 = 9

6 3 2 1 8 = 10

6 задание. Соедини точки линиями так, чтобы получилось

Два треугольника с общей вершиной.

Раскрась треугольники разными цветами:

7 задание. У Саши купюра в 100 рублей.

Он купил пирожок за 8 рублей и два сока за 12 рублей.

Сколько купюр по 10 рублей он может получить в сдаче?

8 задание. Сколько на рисунке:

Треугольников _________

Чётырёхугольников _________

9 задание.

Заполни пустые клетки.

Олимпиадная работа по окружающему миру (классный тур) 1 класс

  1. Приведи по три примера живой и неживой природы:

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

  1. Назови части растения.
  1. ____________________________
  1. ____________________________
  1. ____________________________
  1. ____________________________
  1. ____________________________
  1. Нарисуй ветку берёзы зимой.
  1. Напиши по порядку названия летних месяцев.
  1. Вычеркни лишнее слово в ряду.

комар, пчела, волк, бабочка

лиса, волк, собака, медведь

волнушка, мухомор, рыжик, груздь

  1. Назови 5 предметов:

одежды ______________________________

обуви ______________________________

посуды ______________________________

  1. Человека часто сравнивают со зверьми. Допиши пропущенные слова.

Неуклюжий, как ______________________ .

Упрямый, как ______________________ .

Хитрая, как ______________________ .

Голодный, как ______________________ .

Олимпиадная работа по окружающему миру (школьный тур) 1 класс

  1. Назови по 3 представителя в группе.

ЗВЕРИ РЫБЫ НАСЕКОМЫЕ

  1. Какая связь между аистами, лягушкой и мошкой?
  1. Кто строит дом из хвоинок в лесу?

Бабочка, которая ест твою кофту в шкафу?

  1. Допиши.

Наша страна – это _____________________. Президент твоей страны-______________________________________________________________.

Столица моей страны _________________________.

Нарисуй флаг своей страны.

  1. Впиши слова.(У кого?)

У _______________________ тело покрыто шерстью.

У _______________________ тело покрыто перьями.

У _______________________ шесть лап.

  1. Вычеркни лишнее слово.

овца, ёж, медведь, заяц

дождь, снег, солнце, град

сердце, мозг, лёгкие, дыхание.

  1. Какая рыба плавает вверх брюхом? ______________________

Олимпиадная работа по русскому языку 1 класс (классный тур).

1 задание. Придумай слова, где есть « Ь »

Ь__________ ______________________Ь

2 задание. В каком слове букв больше, чем звуков? Подчеркни его. Придумай такое же своё слово.

Корова, шмель, ельник

3 задание. Как называют детёнышей животных

У волка - _______________________

У кролика - _______________________

У лошади - _______________________

У овцы - _______________________

4 задание. Подбери пару.

Например, синий пппп платок ппппппппппппп

Синяя _______________________

Синее _______________________

Синие _______________________

5 задание. Расставь ударение в словах:

ремонт, тетрадь, собачья, сковорода , начали, углубили

6 задание. Подчеркни твёрдые согласные звуки.

Волчата живут в чаще леса.

7 задание. Начни предложение.

При сильном ветре.

Дороги в лесу.

От покупки журнала.

Олимпиадная работа по русскому языку 1 класс (школьный тур)

1 задание. Придумай слова, где есть « Й »

Й ___________Й___________

Й ___________Й___________

2 задание. Поставь ударение.

М агазин , портфель , кинотеатр, посолил , нахлобучил, вымученные.

3 задание. Из букв слова ИГРОТЕКА составь разные слова.

4 задание. Напиши название предмета.

Сладкая _______________________

Сладкий _______________________

Сладкое _______________________

Сладкие _______________________

5 задание. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

Вр___чи с___ды _______________________________

Гл___за д___ма ________________________________

Х___лмы кр___ты ________________________________

6 задание.

Запиши имена, которые могут принадлежать и девочкам и мальчикам.

7 задание. Запиши предложения на тему «Что из чего делают»:

сапоги, пироги, мука, кожа, платки, пух

Шьют, пекут, вяжут

8 задание.

В названии скольки месяцев в году есть буква « Р » ?

Напиши названия этих месяцев.

К олимпиадам можно успешно готовить детей, как во время уроков, так и на внеклассных занятиях, на самоподготовке. Обязательным условием успеха является систематичность и целенаправленность такой работы. На любом уроке можно найти несколько минут на решение нестандартных заданий, заданий на смекалку. Не надо добиваться решения данного задания прямо на уроке, можно предложить ученикам поразмыслить над решением во внеурочное время, дома. Но на следующий день к решению задачи надо ОБЯЗАТЕЛЬНО вернуться.

На самостоятельной или контрольной работе тоже полезно давать нестандартные задания, в качестве дополнения, но оно не должно носить обязательный характер.

Пусть работа над олимпиадами станет для вас традиционной.


Всероссийская олимпиада школьников - самая известная олимпиада в стране. Ее проведение даже прописано в Законе об образовании. В ней принимает участие множество школьников, при этом часто они даже не осознают, что участвуют именно во Всероссийской олимпиаде, не понимают, по каким правилам она проходит. Мы описали ключевые моменты, которые позволят если не разобраться досконально, то хотя бы получить общее представление о том, что же такое Всероссийская олимпиада школьников и чего можно от нее ожидать.

1. По каким предметам проводится олимпиада

Она проводится по 24 предметам. При этом олимпиады проходят, в том числе, и по некоторым дисциплинам, не входящим в программу: например, по астрономии, экономике, всевозможным иностранным языкам. Так что всегда есть возможность найти себе олимпиаду по душе.

2. Как устроена олимпиада

В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап - муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап - это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.

Чаще всего туры олимпиад письменные, но чем «старше» этап, тем больше появляется новых форматов по разным дисциплинам. Например, по химии, физике и биологии - экспериментальные туры, по языкам - устные, по географии - полевой тур и так далее.

3. Как попадают из одного этапа в другой?

В первом этапе могут участвовать все желающие. На муниципальный приглашают тех, кто хорошо выступил на школьном, и тех, кто выиграл муниципальный этап в прошлом году. Аналогично на региональном и заключительном этапах.

При этом «хорошо выступил» - это не обязательно то же самое, что «стал победителем или призером». Порог, который нужно преодолеть на каждом из этапов, устанавливает его организатор: на втором этапе это муниципалитет, на третьем - регион, в финале - Минобрнауки.

4. В какие сроки проводится олимпиада?

Школьный этап проходит в начале учебного года (в сентябре-октябре). Конкретные даты олимпиад устанавливает сама школа, так что не пропустите начало! Ведь если вы не выигрывали более старшие этапы в прошлом году, то без школьного этапа вас на них не пустят! Дальше план такой: в ноябре-декабре проходит муниципальный этап, в январе-феврале - региональный, а в марте-апреле - заключительный.

5. С какого возраста можно принимать участие?

Начинать участвовать можно уже с 4-5 класса. При этом для разных этапов возрастные ограничения отличаются. На муниципальном этапе задания предназначены для 7 класса и старше, а начиная с регионального — для 9-11 классов.

6. Как восьмиклассники попадают на финал? Можно ли участвовать за старший класс?

Можно. Только определиться надо сразу. Например, если школьник уже начал участвовать за 8 класс, то на региональный этап его не пустят. А если он с самого начала выполнял задания 9 класса, то может и до финала дойти. Кстати, в истории олимпиады был случай, когда в заключительном этапе участвовал четвероклассник! И он выполнял задания 9 класса, начиная со школьного этапа.

7. Кто придумывает задания?

Тот же, кто определяет критерии отбора на следующий этап. Для школьного этапа задания составляет район, для муниципального - область, а для регионального и заключительного - Минобрнауки. Задания школьного этапа должны быть одинаковые для всего района, задания муниципального - единые для всей области, а задания регионального - одни и те же для всей страны.

8. С чего начать подготовку к участию?

Прежде всего, полезно посмотреть задания школьного этапа прошлых лет: их можно найти на странице нашего специального проекта. Там же есть ссылки на интернет-ресурсы и книги, которые могут пригодиться при подготовке.

9. Победа в финале гарантирует поступление?

В целом, да. Вузы должны принимать победителя без экзаменов, достаточно лишь получить аттестат. Но это верно только для «направления, которое соответствует профилю олимпиады». А какое направление - профильное, решает каждый конкретный вуз самостоятельно. Допустим, с математикой все просто - олимпиада обеспечивает поступление на математические факультеты, но как учитывается ОБЖ, МХК или физкультура? Ответ можно получить только в приемной комиссии интересующего вуза.

При этом засчитывается победа именно в заключительном этапе, предыдущие могут добавить до 10 баллов к портфолио.

10. Если без экзаменов принимают только победителей и призеров заключительного этапа, стоит ли вообще в этом участвовать?

Как минимум стоит попробовать. Хорошо составленный школьный этап замечательно подходит для знакомства с миром олимпиад. А если учитель его еще и качественно проверил и объяснил ошибки, то это принесет реальную пользу и, возможно, откроет предмет с совершенно новой стороны.

Я начал принимать участие в олимпиадах с 7 класса. Учился в обычной пермской школе. Моей первой олимпиадой стала школьная олимпиада по математике, а уже через год на областной я получил диплом 3-й степени. Тогда я любил решать задачки со звёздочкой и смотрел в журнале «Квант» выпуски с олимпиадами прошлых лет. Задания там были сложные, и поэтому интересные. Так и увлекся.

В 9-м классе перешёл в физико-математическую школу и с тех пор участвовал в профильных олимпиадах. Регулярно занимал призовые места на всех этапах всероссийских олимпиад, ездил на сборы, получал баллы в рейтинге… И вот, в 2000 году, в 11-м классе, оказался в числе пяти счастливчиков, которые поехали представлять Россию на международной олимпиаде в Лондоне. Я выиграл золотую медаль, а Россия в тот год в общем зачёте заняла второе место.

Как устроены олимпиады

Система всероссийской олимпиады состоит из нескольких этапов. Первый - школьная олимпиада, в ней могут принимать участие все желающие. Дальше призёры и победители в зависимости от баллов едут на районную и региональную. В международных олимпиадах, как правило, принимают участие одиннадцатиклассники. После заключительного этапа всероссийской олимпиады отбирают около 20 человек, которые борются за участие в международной. Из 20 остается 5 человек, которые едут представлять Россию за рубежом.

Если вы хотите в 11-м классе отправиться на международную олимпиаду, усиленно тренироваться нужно начинать не позднее, чем в 10-м классе: решать олимпиадные задания за 11-й и получить на всероссийской олимпиаде диплом 1-й или 2-й степени.

Какие преимущества дают олимпиады?

Победители и всероссийской, и международной олимпиады могут без экзаменов поступить в любой вуз страны.

Сейчас это равносильно 100 баллам ЕГЭ. После победы в лондонской олимпиаде я и многие ребята из нашей команды сразу поступили в МФТИ на факультет прикладной физики (ФОПФ). Сейчас, я знаю, туда со 100 баллами ЕГЭ сложно поступить, поэтому особенно учитываются дополнительные баллы и рейтинги.

Во-вторых, за победу дают президентскую премию. В-третьих, олимпиадники - это очень мощное сообщество единомышленников. И вовсе не все там «ботаны», нормальные ребята, с ними и повеселиться можно. Я со многими до сих пор дружу. И, конечно, каждому школьнику интересно посмотреть другие города. Это некое ощущение избранности - референтная группа, в которую ты попал.

Как подготовиться к олимпиаде?

Чудес не бывает, нужна постоянная практика. Я не занимался обычной физикой ни на уроках, ни дома - всегда решал сложные задачи. Мне очень помог в этом мой преподаватель по физике Сергей Евгеньевич Полянский. Подготовка к олимпиаде - серьёзное занятие, и здесь интерес и самостоятельная работа, конечно, важны, но в первую очередь всё зависит от учителя. Да, к школьной олимпиаде можно подготовиться самому, я видел таких ребят. Но дальше уровня областной олимпиады подняться сложно. Учитель направит, подскажет, даст материал. Победителей-самоучек единицы, гораздо больше олимпиадников, которых готовят учителя.

Помимо интеллектуальной базы в олимпиаде важна выносливость. Решать задачи 4-5 часов без перерыва сложно и умственно, и физически. Эта «крепость» вырабатывается со временем с помощью постоянных тренировок.

Я помню, на олимпиаде в Лондоне вышел после первого тура и не мог вспомнить ни одного задания, настолько вымотался.

«Подводные камни»

Олимпиады - это определённый темп жизни. Здесь, как в спорте, работаешь на результат несколько лет. Но после 11-го класса всё заканчивается, нужно перестраиваться.

Реальная физика и математика, как и любые другие направления, сильно отличаются от олимпиадных.

В жизни нет задач, которые ты можешь решить за полчаса-час. По сути ты перестраиваешься под эту систему в вузе. Но олимпиаднику, вопреки распространенному мнению, намного сложнее это сделать.

Лично мне даже в Физтехе первые два года было легко, хоть там и матёрые физика с математикой. На третьем курсе начинаются специализации, а ты к тому времени уже теряешь первоначальный ритм. Олимпиадник тут может растеряться. У меня самого был трудный период. Очень важно, чтобы семья поддерживала рёбенка в момент перехода во взрослую жизнь, помогла ему адаптироваться и найти свой вид деятельности.

Карьерные перспективы победителей олимпиад

К 30 годам все мои ровесники-олимпиадники вышли на свои карьерные линии. Да, у многих был этот период потерянности, который я описывал выше. Но каждый нашёл себя, и всё у них в жизни сложилось. Во многом потому, что на олимпиадах закладывается очень хороший интеллектуальный базис. На эту плодородную почву надо только что-то засеять. Кто наукой занимался, имеют научные степени, статьи, открытия. Кто бизнесом занимался, тоже свои стартапы в прибыльные компании развили. На 4-м курсе я увлёкся программированием и инвестировал в него - и свои плоды сейчас уже получил.

Как развить интерес к олимпиадам у ребенка?

Заставить насильно невозможно. Здесь вариант только один: предлагать ребенку пробовать что-то увлекательное и новое для себя. Например, мы в Учи.ру делаем в понятной детям игровой форме онлайн-олимпиады - по математике, предпринимательству, русскому языку. Уже первоклассники могут попробовать свои силы в решении увлекательных задач, цель которых - развитие нестандартного мышления и раскрытие своего потенциала.

12 ноября как раз стартует пробный тур олимпиады «Плюс» для 1-4 классов. Вместе с Департаментом образования г. Москвы и Центром педагогического мастерства на базе нашей платформы мы разработали задания по математике, которые нравятся детям. При этом уровень сложности точно выверен, чтобы каждому ребенку было интересно принимать участие.

В первой олимпиаде «Плюс», например, была хорошая задача: расставить фигуры в трёхмерном пространстве так, чтобы они отбрасывали заданные тени на две стены. Проекции проходят в школе позднее, и ребёнку на бумаге такое задание сложно решить. Но благодаря интерактивному формату около 60% участников справились, потому что детям сначала показывали, как можно переносить фигуры и как они отбрасывают тени. Это большой успех для нас, так как мы сложную тему смогли объяснить через визуализацию, а ребенок мог таким образом сам решить более сложную для себя задачу.

Олимпиада «Плюс» - настоящий математический праздник для ребёнка.

В оформлении использована фотография Всеволода Тарасевича

Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.

История

Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика.

Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Именно она положила начало олимпийскому движению на территории бывшего Союза. Спустя всего год, уже в 1935 году математическая олимпиада приобрела большое число участников, где наравне со студентами, пробовали свои силы 122 школьника.

Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей. Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).

Современное олимпиадное движение в России

После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

Льготы

Призовые места во Всероссийской олимпиаде обеспечивают существенные льготы при поступлении и дальнейшем обучении в вузах. Участие в альтернативной олимпиаде дает большой шанс быть зачисленным в определенный вуз автоматически или так же предоставляет существенные льготы при поступлении.

По статистике из 23 тысяч дипломантов 2012 года, воспользовались своими льготами всего 14 тысяч, а 8114 были зачислены в вузы автоматически, без вступительных экзаменов.

На сегодняшний день, конкурсы и олимпиады проводятся в элитных детских садах, развивающих центрах и колледжах, даже среди детей младшего школьного возраста. Отношение к ним, как среди родителей, так и среди педагогов неоднозначное, участие проходит полностью на добровольной основе и может дать только льготы при поступлении в школьное учебное заведение, хотя показатели данных конкурсов не берутся за основу.

Всероссийские и вузовские олимпиады являются бесплатными. Первые финансируются из бюджета, вторые существуют за счет спонсорских выплат. Если олимпиада организовывается не вузом и не школой, тогда обязательно нужно уточнять платным является участие в данной олимпиаде или нет.

Подготовка

Для подготовки к определенной олимпиаде, чаще всего, используются прошлогодние задания, которые либо издаются в печатном виде, либо размещаются на специальных сайтах. Задания идут вместе с ответами и разными вариантами решения задач. Все большей популярностью начинают пользоваться он-лайновые игры-тренинги и специальные тренажёры для подготовки участников.

Достаточно просто зарегистрироваться на выбранном сайте и получить доступ ко всевозможным функциям, которые предоставляет данный сайт, так же популярны форумы, где все участники могут задавать вопросы и получать нужную информацию в режиме онлайн. Очень многие популярные вузы разработали свои официальные сайты, которые занимаются предварительным отбором участников и индивидуальной подготовкой к участию в олимпиаде.

Именно на таком сайте можно узнать место и время проведения олимпиады, условия и критерии отбора. Так же можно дистанционно пройти начальный отборочный тур, а вот на заключительный этап требуется обязательное присутствие участника. По желанию самого человека он имеет право принять участие в нескольких олимпиадах одновременно. Такой случай имел место быть в 2010 году, когда школьница Анна Андреева стала абсолютной рекордсменкой, приняв участие в 13 олимпиадах и победив в них.

Плюсы участия в олимпиаде

Поступление в вуз. Гораздо легче убедить ребенка в том, зачем ему нужно хорошо учиться, продемонстрировав конечный результат. Допустим, если ты будешь хорошо учиться, станешь директором, а если плохо дворником. Данный пример показывает ребенку наглядно, к чему ему нужно стремиться, мотивирует его и делает обучение более целесообразно.

Так дело обстоит и с олимпиадой, если ребенок еще в средних классах поймет, для чего ему нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах, то определенная цель будет являться мотиватором к действию или обучению. Очень важно чтобы родители и учителя раскрыли для ребенка все преимущества участия в олимпиадах.

Ведь начиная принимать участие с пятого или седьмого класса, ребенок набирается определенного опыта, тем проще, легче и увереннее будет его участие в старших классах, где на кону будет уже стоять поступление в престижный вуз.

Душевное равновесие. Не секрет, что выпускники старших классов практически полгода находятся в паническом состоянии страха. Сначала они переживают о том, как сдадут выпускные экзамены, затем продолжают находиться в состоянии неизвестности при поступлении в вуз. Очень многие поддаются панике и не понимают, что они будут делать, если не поступят, кто-то будет вынужден идти в армию, кто-то работать.

Весь этот стресс очень неблагоприятно отражается на общем эмоциональном состоянии ребят и не дает сосредоточиться и показать все свои знания во время сдачи вступительных экзаменов. Куда в более спокойном состоянии находится человек выигравший олимпиаду, он уже точно знает, что зачислен в определенный вуз или имеет льготы при поступлении.

Можно спокойно отдохнуть за летний период и набраться сил для нового учебного года, ведь принимая участие в олимпиаде, ученик не просто показал себя, как умного абитуриента, а оградил от большого числа конкурентов. Идти к своей цели пошагово, гораздо легче, чем все оставить на последний момент и довериться, в некоторой степени, воле случая. Все вузы заинтересованы в талантливых и инициативных студентах, поэтому участие в олимпиаде поощряется даже участникам, занявшим второе и третье место.

Расширение кругозора. Цель обеспечить себе льготное поступление в престижный вуз, появляется уже в старших классах, а вот что может дать участие в олимпиаде ребенку средних классов? Олимпиада в школе, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, прежде всего. Дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему очень интересна.

Ученик, который попадает уже на городскую олимпиаду, имеет возможность познакомиться с единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, одними интересами. Если ребенок пошел еще дальше, то перед ним появляется еще одна возможность, это путешествия в другие города. Выиграв городскую олимпиаду, есть очень хороший шанс поехать в другой город на следующий этап.

Таким образом, можно расширить свой кругозор в разных направлениях. В основном первыми кто поддерживает интерес ребенка к определенному предмету, является непосредственно преподаватель, далее его родители, которые так же прилагают усилия к тому, чтобы ребенок прошел все этапы олимпиады, обеспечивают материальную сторону этого вопроса (переезд, проживание и питание). Поддержка и вера в силы своего ребенка и ученика тоже играют очень большую роль в победе.

Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.

Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями.

Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость. Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером.

Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

Участие в олимпиадах придает ребенку уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.

Состязание для всех
Всероссийская олимпиада школьников включает школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. При этом только в первом этапе могут участвовать школьники с 5-го по 11-й классы, а в соревнованиях по русскому языку и математике - с 4-го. Для младшеклассников это возможность впервые попробовать себя на Всероссийской олимпиаде, так как в последующих соревнованиях могут участвовать только старшие классы: в муниципальном - ученики 7-11-х классов, а в региональном и заключительном - 9-11-х классов. Так как каждый этап олимпиады является отбором на следующий, то школьный этап - это шанс для участников пройти на муниципальный, а после попытаться дойти до финала и побороться за диплом победителя.
Важно, что разделение на классы указывает на разную сложность заданий, но вовсе не ограничивает возраст участников. Ученик может выбрать сам, за какой класс он будет выполнять задания. Определиться с уровнем сложности важно на первом этапе, потому что на последующих соревнованиях поменять класс будет нельзя. Отметим, что можно выбирать задания только своего и более старших классов. К примеру, если ученик 5-го класса чувствует в себе уверенность решать задания по своему предмету за 7-й или даже 9-й класс, то в случае успешного выступления, несмотря на возраст, он сможет поучаствовать в следующих этапах олимпиады.
Первый этап не требует от участника специальной подготовки, и в нем может участвовать любой желающий. С каждым последующим соревнованием уровень сложности заданий увеличивается, и для подготовки к ним оргкомитет советует прорешать задания прошлых лет, которые можно найти в свободном доступе на сайте Всероссийской олимпиады школьников в Москве: vos.olimpiada.ru.

На подготовку этапа понадобится от получаса до нескольких часов
Соревнование обычно проводится в свободное от учебы время, и организовать его можно в любой школе. Для этого нужно подать в оргкомитет Всероссийской олимпиады школьников списки жюри и организаторов этапа в вашей школе, в ответ на заявку будут направлены задания и график проведения соревнования - нужно будет действовать согласно несложной инструкции.
На подготовку к этапу потребуется не так много времени - обычно от получаса до часа, чаще всего нужно просто распечатать задания. Несколько часов подготовки может понадобиться при организации практического тура по технологии, физической культуре, ОБЖ. Там, помимо печати заданий, дополнительно нужно настроить оборудование, а для проведения олимпиады по ОБЖ и физической культуре - соорудить полосу препятствий.

Организация школьного этапа потребует минимум технических устройств
Организаторам школьного этапа из технических устройств в первую очередь понадобится принтер, чтобы распечатать задания. При этом специальная форма бланков не нужна, ученики могут выполнять задания на обычных тетрадных листах. Организаторам потребуется доступ в Интернет, чтобы оперативно отправить итоговые результаты в городской оргкомитет. Чтобы провести олимпиаду по информатике для старших классов, нужно подготовить персональные компьютеры, а для соревнований по иностранным языкам, МХК и праву дополнительно будут нужны колонки для прослушивания аудиозаписей и проекторы, телевизоры или медиадоски для воспроизведения картинок и видео.
Как избежать трудностей
Организация школьного этапа из года в год становится проще. Трудностей, с которыми во время подготовки может столкнуться школа, не так много. Одна из них - это недостаточное информирование учеников о проведении олимпиады. Чаще всего это происходит, когда вся работа по оповещению школьников поручена только одному ответственному человеку. Чтобы этой проблемы не возникло, оргкомитет рекомендует подключить к анонсированию олимпиады учителей-предметников, у которых есть возможность охватить сразу несколько классов.
Вторая частая проблема, с которой сталкиваются организаторы, - это сбор и обработка результатов, которые затягиваются надолго, если эту работу выполняет один администратор. Предыдущий опыт проведения школьного этапа показал, что процесс пройдет намного быстрее, если данные внесут учителя, проводившие олимпиаду.
А чтобы упростить подготовку состязаний по физической культуре и ОБЖ, можно перенести соревнования на выходные дни. Так текущие дела не помешают организации практического этапа.

Олимпиада - не контрольная и не экзамен
Даже если ученик не рассчитывает на участие в следующих этапах Всероссийской олимпиады, то школьный этап станет для него возможностью познакомиться с принципами выполнения олимпиадных заданий и атмосферой соревнования, также он сможет проанализировать свой уровень знаний и на основе этого продумать, в каком направлении ему нужно двигаться дальше.
Важно понимать, что олимпиада - не контрольная и не экзамен. Не стоит наказывать ученика двойкой за то, что он не справился с заданиями, так же как нежелательно ставить пятерки за участие и даже за успешное выполнение заданий - нужно, чтобы ребенок шел на олимпиаду добровольно и его результат никак не влиял на оценки. Тем более что на школьном этапе число призеров не ограничивается.
После олимпиады нужно провести разбор заданий со школьниками. Это дает возможность пообщаться с детьми в чуть менее формальном стиле, чем на уроках, и лучше узнать о том, какие темы ученикам показались наиболее интересными.

Для решения заданий достаточно смекалки
и школьных знаний
Задания школьного этапа олимпиады обычно включают задачи разных уровней: от совсем простых, с которыми может справиться каждый, до более сложных - аналогичных заданиям муниципального этапа. При этом для успешного выступления особых навыков не требуется - достаточно смекалки и знаний, которые дает обычная школьная программа.
С каждым годом задания меняются, но особенно не усложняются, все они основаны на школьной программе и развиваются вместе с ней. Но, несмотря на это, авторы олимпиадных задач находятся в постоянном поиске новых форматов, и в каком-то смысле олимпиада - это поле для экспериментов, на котором активно разрабатываются новые подходы к обучению, самые успешные из них в дальнейшем внедряются в школьную программу. Поэтому для учителей это дополнительная возможность «подглядеть» интересные способы подачи материала.

Что делать, если предмет не изучается в школе или невозможно очное участие
Организаторы школьного этапа могут столкнуться с тем, что предмет, по которому ученики хотели бы попробовать свои силы, не изучается в школе, например: французский язык, астрономия и другие. Оргкомитет школы может наладить сотрудничество с учителями из соседних школ, в которых работает педагог по нужному предмету. Например, провести олимпиаду для своих учеников и отдать работы на проверку в другую школу, где есть этот предмет. Либо договориться о возможности участия учеников в соседней школе, где будет проводиться соревнование по выбранной ими дисциплине.
Ученики, которые по уважительной причине не могут участвовать в первом этапе в своей школе, могут пройти интернет-этап олимпиады. В этом случае школьник должен самостоятельно зарегистрироваться в системе во время проведения дистанционного тура или до его начала. Для участия ученику необходимо приложить заявление-подтверждение невозможности участия в очной форме, которое будет рассмотрено оргкомитетом.

Олимпиады становятся доступней
Сегодня оргкомитет Всероссийской олимпиады школьников нацелен на популяризацию олимпиадного движения и его доступность для каждого ребенка. Важно, чтобы любой ученик, который хочет попробовать свои силы в соревновании, мог это сделать. Поэтому сейчас так активно распространяется информация о том, что такое школьные олимпиады, какие они дают плюсы и как в них участвовать. Это помогает постепенно сводить на нет закрытость таких мероприятий, когда об олимпиадах знают только два-три активных отличника, а остальные ученики остаются без возможности проявить себя. Благодаря тому что информация об олимпиадах становится понятней и доступней, с каждым годом растет число участников школьного этапа. Как показывает практика, соревнование привлекает учеников к более глубокому изучению предмета, показывает им, какой занимательной и интересной может быть наука.
Сегодня олимпиадное движение включает в себя не только участие в соревнованиях, но и большой пласт возможностей для творческого и интеллектуального роста: многочисленные кружки, занятия, выездные школы. Наиболее сильные школьники смогут поехать на заключительный этап Всероссийской олимпиады, там ребята находят новых друзей, расширяют кругозор на лекциях и мастер-классах ведущих ученых и педагогов, открывают для себя новые города. Ну и, конечно, заключительный этап - это возможность помериться силами с лучшими школьниками страны и в случае победы поступить в любой российский вуз по своему профилю без экзамена и даже представлять Россию на международных олимпиадах. А первым шагом к большим победам станет школьный этап, в котором раскрыть способности может каждый ученик.