Что делать при команде вольно. Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю

25. Командир обязан:

Указать место, время, порядок построения, форму одежды и снаряжение, а также какое иметь вооружение и военную технику; при необходимости назначить наблюдателя;

Проверить и знать наличие в строю подчиненных своего подразделения (части), а также вооружения, военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты и шанцевого инструмента;

Проверить внешний вид подчиненных, а также наличие снаряжения и правильность его подгонки;

Поддерживать дисциплину строя и требовать точного выполнения подразделениями команд и сигналов, а военнослужащими своих обязанностей в строю;

При подаче команд в пешем строю на месте принимать строевую стойку;

При построении подразделений с вооружением и военной техникой произвести внешний осмотр их, а также проверить наличие и исправность оборудования для перевозки личного состава, правильность крепления перевозимой (буксируемой) материальной части и укладки имущества; напомнить личному составу требования безопасности; в движении соблюдать установленные дистанции, скорость и правила движения.

26. Военнослужащий обязан:

Проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

Аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки;

Знать свое место в строю, уметь быстро, без суеты занять его; в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию; соблюдать требования безопасности; не выходить из строя (машины) без разрешения;

В строю без разрешения не разговаривать и не курить; быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

Передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

Глава 2. Строевые приемы и движение без оружия и с оружием

Строевые приемы и движение без оружия



Строевая стойка (п.п. 27 - 29)

Повороты на месте (п. 30)

Движение (п.п. 31 - 37)

Повороты в движении (п. 38)

Строевая стойка

27. Строевая стойка (рис. 1 ) принимается по команде "СТАНОВИСЬ" или "СМИРНО". По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.

28. По команде "ВОЛЬНО" стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде "ЗАПРАВИТЬСЯ", не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

Перед командой "ЗАПРАВИТЬСЯ" подается команда "ВОЛЬНО".

29. Для снятия головных уборов подается команда "Головные уборы (головной убор) - СНЯТЬ", а для надевания - "Головные уборы (головной убор) - НАДЕТЬ". При необходимости одиночные военнослужащие головной убор снимают и надевают без команды.

Снятый головной убор держится в левой свободно опущенной руке звездой (кокардой) вперед (рис. 2 ).

Без оружия или с оружием в положении "за спину" головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях "на ремень", "на грудь" и "у ноги" - левой. При снятии головного убора с карабином в положении "на плечо" карабин предварительно берется к ноге.

Повороты на месте

30. Повороты на месте выполняются по командам: "Напра-ВО", "Нале-ВО", "Кру-ГОМ".

Повороты кругом, налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются в два приема:

первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.

См. графический объект "Рис. 1. Строевая стойка"

См. графический объект "Рис. 2. Положение снятого головного убора"

Движение

31. Движение совершается шагом или бегом.

Движение шагом осуществляется с темпом 110-120 шагов в минуту. Размер шага - 70-80 см.

Движение бегом осуществляется с темпом 165-180 шагов в минуту. Размер шага - 85-90 см.

Шаг бывает строевой и походный.

Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при выполнении ими воинского приветствия в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и при отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на занятиях по строевой подготовке.

Походный шаг применяется во всех остальных случаях.

32. Движение строевым шагом начинается по команде "Строевым шагом - МАРШ" (в движении "Строевым - МАРШ"), а движение походным шагом - по команде "Шагом - МАРШ".

По предварительной команде подать корпус несколько вперед, перенести тяжесть его больше на правую ногу, сохраняя устойчивость; по исполнительной команде начать движение с левой ноги полным шагом.

При движении строевым шагом (рис. 3 ) ногу с оттянутым вперед носком выносить на высоту 15-20 см от земли и ставить ее твердо на всю ступню.

Руками, начиная от плеча, производить движения около тела: вперед - сгибая их в локтях так, чтобы кисти поднимались выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстоянии ладони от тела, а локоть находился на уровне кисти руки; назад - до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты, голову держать прямо, смотреть перед собой.

См. графический объект "Рис. 3. Движение строевым шагом"

При движении походным шагом ногу выносить свободно, не оттягивая носок, и ставить ее на землю, как при обычной ходьбе; руками производить свободные движения около тела.

При движении походным шагом по команде "СМИРНО" перейти на строевой шаг. При движении строевым шагом по команде "ВОЛЬНО" идти походным шагом.

33. Движение бегом начинается по команде "Бегом - МАРШ".

При движении с места по предварительной команде корпус слегка подать вперед, руки полусогнуть, отведя локти несколько назад; по исполнительной команде начать бег с левой ноги, руками производить свободные движения вперед и назад в такт бега.

Для перехода в движении с шага на бег по предварительной команде руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. Исполнительная команда подается одновременно с постановкой левой ноги на землю. По этой команде правой ногой сделать шаг и с левой ноги начать движение бегом.

Для перехода с бега на шаг подается команда "Шагом - МАРШ". Исполнительная команда подается одновременно с постановкой правой ноги на землю. По этой команде сделать еще два шага бегом и с левой ноги начать движение шагом.

34. Обозначение шага на месте производится по команде "На месте, шагом - МАРШ" (в движении - "НА МЕСТЕ"),

По этой команде шаг обозначать подниманием и опусканием ног, при этом ногу поднимать на 15-20 см от земли и ставить ее на всю ступню, начиная с носка; руками производить движения в такт шага (рис. 4 ). По команде "ПРЯМО", подаваемой одновременно с постановкой левой ноги на землю, сделать правой ногой еще один шаг на месте и с левой ноги начать движение полным шагом. При этом первые три шага должны быть строевыми.

35. Для прекращения движения подается команда.

Например: "Рядовой Петров - СТОЙ".

По исполнительной команде, подаваемой одновременно с постановкой на землю правой или левой ноги, сделать еще один шаг и, приставив ногу, принять строевую стойку.

См. графический объект "Рис. 4. Шаг на месте"

36. Для изменения скорости движения подаются команды: "ШИРЕ ШАГ", "КОРОЧЕ ШАГ", "ЧАЩЕ ШАГ", "РЕЖЕ ШАГ", "ПОЛШАГА", "ПОЛНЫЙ ШАГ".

37. Для перемещения одиночных военнослужащих на несколько шагов в сторону подается команда.

Например: "Рядовой Петров. Два шага вправо (влево), шагом - МАРШ".

По этой команде сделать два шага вправо (влево), приставляя ногу после каждого шага.

Для перемещения вперед или назад на несколько шагов подается команда.

Например: "Два шага вперед (назад), шагом - МАРШ".

По этой команде сделать два шага вперед (назад) и приставить ногу.

При перемещении вправо, влево и назад движение руками не производится.

Повороты в движении

38. Повороты в движении выполняются по командам: "Напра-ВО", "Нале-ВО", "Кругом - МАРШ".

Для поворота направо (налево) исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой (левой) ноги. По этой команде с левой (правой) ноги сделать шаг, повернуться на носке левой (правой) ноги, одновременно с поворотом вынести правую (левую) ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.

Для поворота кругом исполнительная команда подается одновременно с постановкой на землю правой ноги. По этой команде сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу на полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).

При поворотах движение руками производится в такт шага.

Рапорт дежурного.

Тема 2. Построение в шеренгу.

Выравнивание группы на фланги и на середину.

Повороты на месте.

Тема 3. Ходьба на месте и остановка

Движение в обход

Тема 4. Изменение темпа ходьбы.

Тема 5. Переход с шага на бег и обратно.

Тема 6. Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре)

поворотом в движении и обратное перестроение в колонну по одному

Тема 7 Перестроение уступом.

При изучении темы "Общеразвивающие упражнения" повторить материал по учебнику "Гимнастика и методика преподавания" (М.:Физкультура и спорт, 1987. - С.55-69). Научиться качественно демонстрировать упражнения, в том числе владеть зеркальным способом показа, правильно по содержанию и интонации подавать команды для начала и окончания ОРУ.

Способ обучения по рассказу . Начинать объяснение упражнения с исходного положения. Затем, по возможности, кратко рассказать, какие движения следует выполнять на счет "раз", "два" и т.д. Команды для начала и окончания упражнения аналогичны тем, какие подаются при обучении способом по показу. Первые движения сопровождать подсчетом для установления удобного темпа, потом переключить внимание на точность выполнения упражнения.

Способ обучения по показу . Проводящий вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду "Исходное положение" (если необходимо, то указывается способ принятия и.п.: "шагом", "прыжком" и т.п.) - принять!" Сделать паузу для исправления возможных ошибок. Далее подать команду "Упражнение начи-Най!" Проводящий выполняет движения вместе с группой, но зеркально. Это облегчает занимающимся копирование упражнения. Для окончания упражнения подается команда "Стой!" Она подается вместо последнего счета.

Способ обучения по рассказу и показу . С рассказом и последующим показом упражнения одновременно объяснять, как его выполнять. Например:

1 - поднимаясь на носки, руки в стороны

3 - присед, руки за голову

Действия проводящего: стоя лицом к группе, проводящий объясняет и одновременно показывает исходное положение, а в дальнейшем и движения на каждый счет. После объяснения и одновременного показа упражнения подает команды: "Группа - Смирно!" и далее "Упражнение начи-Най!"

1-е четыре счета - проводящий выполняет упражнение вместе с группой и одновременно считает до четырех.

2-е четыре счета - проводящий прекращает выполнение упражнения, но продолжает считать.

4-е четыре счета - делает замечания по качеству выполнения поднимания на носки, произнося слова вместо счета, например,

счеты: 1 2 3 4

указания: выше подняться на носки четыре (про себя)

5-е четыре счета - ритмично считает и наблюдает за качеством выполнения приседаний.

6-е четыре счета - делает замечания по качеству выполнения приседаний по той же схеме, например,

счеты: 1 2 3 4

указания: глубже присед (про себя) (про себя)

8-е четыре счета - завершение упражнения. Команда "Стой!" подается вместо последнего, в данном случае, четвертого счета. Далее следует подать команду "Вольно!"

Способ обучения по разделениям. После объяснения исходного положения и подачи команды "Исходное положение принять!" проводящий называет движения, разделяя каждый счет паузами. Например, "Правую вперед на носок, руки за голову - делай раз!", "Мах правой вперед, руки вверх - делай два!", "Правую вперед на носок, руки за голову - делай три!", !Исходное положение - делай четыре!" То же с левой.

Умения и навыки, оцениваемые на зачетной учебной

практике по строевым и общеразвивающим упражнениям

    Умение выбирать место для показа упражнений и держаться перед строем с надлежащей выправкой.

    Подавать команды правильно, четко, звонко.

    Умение вести подсчет при передвижении группы шагом и бегом в любом заданном темпе.

    Умение провести раздельным способом 2-х общеразвивающих упражнений, создавая представление об упражнении путем рассказа и показа. Одно упражнение провести на заданном преподавателем примере так, как это представлено в настоящих методических указаниях; другое - на самостоятельно составленном и записанном примере в соответствии с гимнастической терминологией.

    Умение видеть и устранять допущенные занимающимися ошибки в строевых и общеразвивающих упражнениях.

Вопросы по теории гимнастики.

Муниципальное образование город Новороссийск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 6

Разработка урока

по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса

учителя ОБЖ Жилина И.А.

Тема урока: «Строевые приемы и движения без оружия»

Цели урока : - образовательная : научить учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ»;
- развивающая : развивать у учащихся военные навыки, подтянутость, красоту движений и образцовый внешний вид;
- воспитательная : привить учащимся дисциплинированность и ответственность за выполнение приёмов, команд и приказов.
Задачи : 1. Отработать строевую стойку. 2. Выполнить команды: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
Место проведения урока : строевая площадка во дворе гимназии. Метод : Рассказ с пояснением, тренировка.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа с классом: объявить тему, цель занятия и учебные вопросы; построить учащихся и проверить внешний вид, при необходимости сделать замечания с учетом требований общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации . 3 .Основная часть урока: учитель показывает технику выполнения строевого приема (действия) в целом и по разделениям, затем по его команде показанный прием (действие) выполняют учащиеся по разделениям и в целом. 1-й учебный вопрос: « Строевая стойка» Находясь перед фронтом строя, лично образцово показать , как правильно принимать строевую стойку. При этом обучаемые должны видеть руководителя впереди и сбоку. Подчеркнуть, что строевая стойка является исходным положением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов. Обратить внимание на то, что строевая стойка принимается не только по команде «СТАНОВИСЬ», но и при команде «СМИРНО». Положение «смирно» на месте принимается без команды; при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Гимна Российской Федерации, при отдании чести и подаче команд.
Практическое обучение выполнения строевой стойки: - разучивание целесообразно начинать с подготовительного упражнения – для выработки правильной постановки носков ног. Для выполнения этого упражнения подается команда: «Носки свести вместе, делай – РАЗ», «Носки развести, делай – ДВА» и т.д. Упражнение повторить пять-шесть раз. Следить за правильностью выполнения приемов.

На фото: Строевая стойка
После этого тренировать обучающихся в выполнении приема в целом, для чего подать команды: «Группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа – в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ». Проверять правильность выполнения команд. Обучающиеся выполняют подаваемые команды, быстро занимают своё место в строю и принимают положение строевой стойки. Стоят прямо, без напряжения, каблуки поставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело несколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотрят прямо перед собой в готовности к немедленному действию. Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого сказать: «Поднять носки ног». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона вперед, выполнить эту команду. ( Возможные ошибки , допускаемые учащимися при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко; центр тяжести тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад; живот выставляют вперед; голову держат низко).
4 . 2-й учебный вопрос: « Выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
Образцово показать выполнение команд : «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», затем приступить к отработке выполнения этих команд, для чего последовательно подавать команды: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО». Из числа учащихся выбрать командиров отделений в качестве своих помощников на занятии. Действия обучающихся по этим командам. По команде «РАВНЯЙСЬ» все обучаемые, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравнивают так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании обучаемые могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По команде «Налево – РАВНЯЙСЬ» все, кроме левофлангового, голову поворачивают налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят). По команде «СМИРНО» голову поставить прямо и смотреть прямо перед собой. Показать выполнение команд: «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ». По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить обмундирование, можно негромко разговаривать; при необходимости выйти из строя, обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда «ОТСТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекратить выполнение приема. По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
После отработки всех приемов необходимо тренировать учащихся в выполнении команд, например: «группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа, в две шеренги – СТАНОВИСЬ», «Группа – СМИРНО», «Группа – ВОЛЬНО», «ОТСТАВИТЬ».


На фото: команда: «РАВНЯЙСЬ»

На фото: команда: «ВОЛЬНО»
На фото: команда «ЗАПРАВИТЬСЯ» На фото: команда «СМИРНО»
5. Заключительная часть: - краткий разбор и ответ на вопросы учащихся; - указать на достигнутую цель урока; - отметить лучших в выполнении приемов.
6 . Домашнее задание: выучить что такое «строевая стойка».

Открытый урок по НВП на тему: « Строевая стойка.» Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Головные уборы снять», «Головные уборы надеть»

Цель.

Научить учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ СНЯТЬ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НА­ДЕТЬ». Вырабатывать подтянутость, красоту движений и образ­цовый внешний вид.

Учебные вопросы. 1. Строевая стойка. 2. Выполнение команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗА­ПРАВИТЬСЯ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ СНЯТЬ», «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ НАДЕТЬ».

Время. 45 мин.

Место. Площадка для занятий по строевой подготовке.

Метод. Рассказ с пояснением, тренировка.

Порядок проведения занятия и методические советы

Вводная часть-5 мин.

1-й учебный вопрос -15 мин. Находясь перед фронтом строя, преподаватель должен лично образцово показать, как пра­вильно принимать строевую стойку, и рассказать, что делается по этой команде. При этом обучаемых надо построить так, чтобы они видели руководителя впереди и сбоку. Подчеркнуть, что строе­вая стойка является исходным положением к правильному и кра­сивому выполнению всех строевых приемов.

Учащиеся должны знать, что строевая стойка принимается не только по команде «СТАНОВИСЬ», но и по команде «СМИРНО».

Положение «смирно» на месте принимается без команды: при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении воен­нослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна России, при выполнении воинского приветствия и подаче команд.

После объяснения приступают к практическому обучению школьников выполнению строевой стойки. Разучивание целесооб­разно начинать с подготовительного упражнения для выработки правильной постановки носков ног.

Для выполнения этого упражнения подаются команды: «Носки вместе, делай - РАЗ», «Носки развести, делай - ДВА» и т. д. Упражнение повторяют пять-шёсть раз. Преподаватель следит за правильностью выполнения приемов.

После этого тренируют обучаемых в выполнении приема в целом, для чего подают команды: «Взвод, РАЗОЙДИСЬ», «Взвод, в одну шеренгу СТАНОВИСЬ». Проверяют правильность выпол­нения команд.

Обучаемые выполняют подаваемые команды, быстро занимают свое место в строю и принимают положение строевой стойки. Стоят прямо, без напряжения, каблуки поставлены вместе, а носки раз­вернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях вы­прямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело не­сколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя подбородка: смот­рят прямо перед собой в готовности к немедленному действию.

Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого: «Подняться на носки ног». Те, кто строевую стойку принял пра­вильно, должны легко, без наклона вперед выполнить эту команду.

Возможные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко, центр тяже­сти тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад, живот выставляют вперед, голову дер­жат низко.

2-й учебный вопрос -20 мин. Вначале учащимся надо последовательно показать образцовоеыполнение команд: «РАВ­НЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТА­ВИТЬ», затем приступить к отработке выполнения этих команд.

Действия обучаемых по этим командам должны быть следую­щие.

По команде «РАВНЯЙСЬ» всем обучаемым, кроме правофлан­гового, повернуть голову направо (правое ухо выше левого, под­бородок приподнят) и выровняться так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании мож­но несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По команде «Налево-«РАВНЯЙСЬ» всем, кроме левофлангового, повернуть голову налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят).

По команде «СМИРНО» голову ставят прямо и смотрят пря­мо перед собой.

По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене пра­вую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внима­ния и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение. Можно негромко разговаривать, при необходимости выйти из строя, обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда «ОТСТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекра­тить выполнение приема. По этой команде учащиеся принимают положение, которое было до выполнения приема.

После отработки с учащимися команд «РАВНЯЙСЬ», «СМИР­НО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ» преподаватель пе­реходит к изложению действий по команде «Головные уборы (го­ловной убор) СНЯТЬ». По этой команде военнослужащий без оружия или с оружием в положении «за спину» правой рукой сни­мает головной убор. Снятый головной убор находится в левой со­гнутой в локте руке кокардой вперед. Для надевания подается команда «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ». По этой команде головной убор берут правой рукой и.надевают. Следует показать выполнение команд: «Головные уборы (головной убор) СНЯТЬ» и «Головные уборы (головной убор) НАДЕТЬ». Обучаемые должны знать, что с оружием в положении «на ре­мень», «на грудь» и «у ноги» головной убор снимается и надева­ется левой рукой.

После отработки всех приемов тренировать учащихся в выпол­нении команд, например: «Взвод, РАЗОЙДИСЬ», «Взвод, в две шеренги СТАНОВИСЬ», «Взвод, РАВНЯЙСЬ», «Взвод, СМИР­НО», «Взвод, ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ, ОТСТАВИТЬ, ВОЛЬНО».

Заключительная часть -5 мин.

Строевая стойка принимается по команде «СТАНОВИСЬ». По этой команде быстро стать в строй, стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

На месте по команде «СМИРНО» быстро принять строевую стойку и не шевелиться.

Строевая стойка на месте принимается и без команды: во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан, при обращении командира (начальника), отдании и получении приказа, докладе, выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.

Во время исполнения Государственного Гимна Республики Казахстан командиры подразделений от командира взвода и выше прикладывают руку к головному убору.

По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ», не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя – за разрешением обратиться к непосредственному начальнику.

Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО».

30. Для снятия головных уборов подается команда «Головные уборы (головной убор) – СНЯТЬ», а для надевания – «Головные уборы (головной убор) – НАДЕТЬ».

Снятый головной убор держится в левой согнутой в локте руке кокардой вперед.

Без оружия или с оружием в положении «за спину» головной убор снимается и надевается правой рукой, а с оружием в положениях «на ремень», «на грудь» и «к ноге» – левой. При снятии головного убора с карабином в положении «на плечо» карабин предварительно берется в положение «к ноге».

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборота напра-ВО», «Нале- ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».

Повороты кругом, налево, пол-оборота налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо, пол-оборота направо – в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются в два приема:

первый прием – повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на опорную ногу;


второй прием – кратчайшим путем приставить другую ногу.

БИЛЕТ № 17

Способ управления взводом в ходе боя.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной деятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задач.

Управление должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых возможностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организацией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими подразделениями.

Непрерывность управления достигается: постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: быстрым реагированием на изменение обстановки; своевременным влиянием на действия подразделений в интересах выполнения поставленных задач.

Скрытность управления достигается: скрытным размещением и перемещением командно-наблюдательного пункта (командира в боевом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; воспитанием личного состава в духе высокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми средствами, личным составом) организуется и осуществляется на основе решения командира.

Химическое оружие.

Хими́ческое ору́жие - оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ (ОВ), и средства их применения: артиллерийские снаряды, ракеты, мины, авиационные бомбы, газомёты, системы баллонного газопуска, ВАПы (выливные авиационные приборы), гранаты, шашки. Наряду с ядерным и биологическим (бактериологическим) оружием, относится к оружию массового поражения (ОМП).

Применение химического оружия несколько раз запрещалось различными международными договоренностями:

Гаагской конвенцией 1899 года, статья 23 которой запрещает применение боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника;

Женевским протоколом 1925 года;

Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года.

Химическое оружие различают по следующим характеристикам:

характеру физиологического воздействия ОВ на организм человека;

тактическому назначению;

быстроте наступающего воздействия;

стойкости применяемого ОВ;

средствам и способам применения.

По характеру физиологического воздействия на организм человека выделяют шесть основных типов отравляющих веществ:

ОВ нервно-паралитического действия, воздействующие на нервную систему. Целью применения ОВ нервно-паралитического воздействия является быстрый и массовый вывод личного состава из строя с возможно бо́льшим числом смертельных исходов. К отравляющим веществам этой группы относятся зарин, зоман, табун и V-газы.

ОВ кожно-нарывного действия, наносящие поражение главным образом через кожные покровы, а при применении их в виде аэрозолей и паров - также и через органы дыхания. Основные отравляющие вещества - иприт, люизит.

ОВ общеядовитого действия, которые, попадая в организм, нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Это одни из самых быстродействующих ОВ. К ним относятся синильная кислота и хлорциан.

ОВ удушающего действия, поражающие, главным образом, легкие. Главные ОВ - фосген и дифосген.

ОВ психохимического действия, способные на некоторое время выводить из строя живую силу противника. Эти отравляющие вещества, воздействуя на центральную нервную систему, нарушают нормальную психическую деятельность человека или вызывают такие расстройства, как временная слепота, глухота, чувство страха, ограничение двигательных функций. Отравление этими веществами в дозах, вызывающих нарушения психики, не приводит к смерти. ОВ из этой группы - хинуклидил-3-бензилат (BZ) и диэтиламид лизергиновой кислоты.

ОВ раздражающего действия, или ирританты (от англ. irritant - раздражающее вещество). Раздражающие вещества относятся к быстродействующим. В то же время их действие, как правило, кратковременно, поскольку после выхода из заражённой зоны признаки отравления проходят через 1-10 мин. Смертельное действие для ирритантов возможно только при поступлении в организм доз, в десятки-сотни раз превышающих минимально и оптимально действующие дозы. К раздражающим ОВ относят слезоточивые вещества, вызывающие обильное слезотечение, и чихательные, раздражающие дыхательные пути (могут также воздействовать на нервную систему и вызывать поражения кожи). Слезоточивые вещества (лакриматоры) - CS, CN (хлорацетофенон) и PS (хлорпикрин). Чихательные вещества (стерниты) - DM (адамсит), DA (дифенилхлорарсин) и DC (дифенилцианарсин). Существуют ОВ, совмещающие слезоточивое и чихательное действия. Раздражающие ОВ состоят на вооружении полиции во многих странах и поэтому классифицируются как полицейские, либо специальные средства несмертельного действия (спецсредства).