Чем отличается спорт от физической. В структуре психической подготовленности спортсменов следует выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность

Всем доброго времени суток! Общаясь со многими людьми я пришёл к выводу, что некоторые из них не понимают в чём заключается отличие между физической культурой и спортом. Всё бы ничего, если бы их недопонимание не осуждало физическую активность в принципе. Да, да, в беседах с некоторыми индивидуумами доходит именно до таких крайностей. Поэтому, чтобы доказать пользу и даже необходимость в физической активности, давайте сначала выясним в чём отличие спорта от физической культуры.

Физическая культура и спорт идут в ногу друг с другом, они как бы заменяют и даже дополняют друг друга. Однако такое виденье этих понятий лишь поверхностное.

Так какая же разница между физической культурой и спортом?

Итак, спорт подразумевает серьёзное отношение, карьеру, тренера и достижение высоких результатов. Физкультура попроще. Она входит в программу школ, техникумов и высших учебных заведений. Кстати, в профильных учебных заведениях физкультуры как таковой нет, там речь уже идёт о спорте.

Чтобы поставить грань в разнице между физической культурой и спортом нужно запомнить простые правила. Занимаясь физкультурой, человек поддерживает себя в тонусе, он по утрам, посещает , ходит в . В этом случае перед ним не стоит задача подготовиться к соревнованиям, уложиться в чёткое время и стремиться дотянуться до прошлогоднего рекорда, дабы иметь шансы на победу в этом году.

В данном случае организм не будет перенагружен. Спортсмены же зачастую изнашивают свой организм. Им надо всегда побеждать, а не просто поддерживать форму. Они будут каждый день проводить своё время на спортивной площадке, стадионе или бассейне.

Тренера поддерживают спортсменов, но, в то же время, подгоняют, они ставят перед ними нелёгкие задачи, и для их решения спортсмен выкладывается, что называется, «на максимум». Для спортсмена недостаточно посещать фитнес-центр три раза в неделю. Ему необходимо постоянно тренировать мышцы тела, держать их в напряжении, давать своему телу значительную нагрузку.

Разница между физической культурой и спортом значительная, и при желании даже не опытный человек в этой сфере сможет различить данные понятия, ну конечно если он совсем «не бестолковый».

Спорт более интенсивен. Занимаясь им, мы быстрее достигаем высоких результатов. Но, в то же время, изнашиваем собственный организм. Профессиональный спортсмен со временем вынужден уходить с профессионального спорта и становиться тренером или инструктором. Физкультура же не даёт столь высоких результатов, но ею человек может заниматься до глубокой старости и от неё организму будет только польза.

Но это не значит, что спортом нельзя заниматься вовсе. Я написал эту статью не для того, чтобы вас напугать и вы передумали отдавать своё чадо в спортивную секцию. Нет. Спортом можно, и я даже считаю, что необходимо заниматься в детском и юношеском возрасте. В этот период нашей жизни регенерация, то есть восстановление организма очень высокое.

Именно в этом возрасте закладываются все необходимые положительные качества (как физические, так и психические), которые может дать только спорт! Эти качества в дальнейшем помогают нам в жизни в достижении целей, преодолении жизненных преград и барьеров.

Такими качествами являются целеустремлённость, психоустойчивость, умение держаться «на плову», несмотря на трудности, ответственность, дисциплинированность. Эти качества вырабатываются в процессе соревновательности при занятии спортом. Более подробно данную тему я изложил в статье . Рекомендую к прочтению!

Пика своей карьеры, в среднем, человек достигает в 27 — 28 лет. В этом возрасте (а кто-то может раньше, кто-то чуть позже) рекомендую переходить на физическую культуру, заниматься для своего здоровья, так как основные физические и психологические качества в вас уже будут заложены посредством спортивных тренировок!

Приблизительно к 23 годам вы (спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни) становитесь состоявшейся сформированной личностью. Слово состоявшийся ни в коем случае нельзя трактовать как материальное состояние. Для спортсмена — крепкого и статного человека — важно, что к этому возрасту у него сформированы волевые, морально-нравственные, психологические качества, необходимые для дальнейшего жизненно роста, что не возможно обеспечить никаким материальным богатством. А как следствие, у психически сформированных и здоровых людей в будущем появляются все необходимые материальные блага. И они кстати не жалуются на жизнь, как тяжело бы им не было, в отличие от тех, кто в своё время не работал над собой.

Для сохранения здоровья нужна физическая активность – это факт, с которым не поспоришь. Но тогда почему профессиональные спортсмены часто умирают в зрелом, но не престарелом возрасте, а порой расстаются с жизнью на ринге, татами или подиуме? Попробуем разобраться и понять, что лучше: простая физкультура или полноценные тренировки.

Физкультура – это активность, направленная на восстановление, укрепление и развитие здоровья, формирование особого отношения к организму как к источнику силы и долголетия. Это также совокупность знаний и ценностей, направленных на реализацию принципов здорового образа жизни, совершенствование интеллектуальной деятельности.
Спорт – это особый род активности, призванный сопоставить интеллектуальные и физические способности людей путём командной игры или одиночных состязаний. Конечная цель заключается не только в развитии своих физических навыков, но и победе соперников. Занятия спортом предполагают целенаправленные тренировки по определённым программам, диетическое питание, полный отказ от алкоголя, табака, ненормированного образа жизни.

Разница между физкультурой и спортом

Итак, основное различие между указанными понятиями заключается в степени вовлечённости субъекта, целях и правилах. Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе своих сил и возможностей. Ведь когда наступят соревнования, нужно быть не хуже, а лучше остальных. Физкультурой занимаются по мере возможностей и сил. Она открыта для всех желающих, независимо от возраста, физических навыков, социального статуса.
Спорт предполагает перенос колоссальных нагрузок. Они могут оказаться губительными для организма, привести к появлению травм и даже смерти. Физкультура – это работа по щадящему графику, и главная цель – оздоровление.

отличие физкультуры от спорта заключается в следующем:

Основные цели. Спортом занимаются ради достижений и побед, физкультурой – для поддержания здоровья.
Степень вовлечения. Физкультурой занимаются в своё удовольствие, спортом – ритмично и постоянно.
Нагрузки. Физкультура предполагает общее развитие физических навыков, спорт – достижение пределов человеческих возможностей.
Сравнение полученных навыков. Спорт предполагает постоянное проведение соревнований, в то время как физкультура – нет.
Организация. Для каждого вида спорта есть свой свод правил, для физкультуры каких-либо жёстких норм не существует.

1.Цели физического воспитания

2.Отличие физической культуры от спорта

3. Влияние занятий физической культурой

4.Принципы физической тренировки

5.Практические упражнения

6.Литератра

1.Цели физического воспитания.

Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью крепление здоровья человека, его правильное физическое развитие. В норме физическое воспитание- многолетний процесс, распространяющиеся на все следющие после переуды онтогинеза индивида. Генеральная цель, выдвигаемая обществом в сфере воспитания на мголетнию перспективу и намечающая общий результат воспитания, обсловлена коренными социальными потребностями.

Преследуемая цель – на основе полноценного использования факторов физической культуры реализовать возможности оптимального физического развития людей всестороннего совершенствования свойственных каждому человеку физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств. характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим общественно-важным видом деятельности.

Основные цели являются:

1.Укрепления здоровья, закаливания организма и повышение уровня физического развития и работоспособности.

2.Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер.

3.Воспитание моральных и волевых качеств человека.

4.Овладения высокой техникой исполнения спортивных специальных упражнений.

Система физического воспитания имеет ряд отличительных черт, таких как:

Народность, которая проявляется в стремлении внедрять физическую культуру в быт народа, в демократическом характере физкультурных организаций, в широком использовании народных игр, как средства оздоровления и закаливания;

Научность, системы физического воспитания заключается, в использовании всех достижений общественных и естественных наук, которые находят свое отражение во всех звеньях системы физического воспитания, и непрерывно расширяются и углубляются во всех направлениях исследований, в том числе по совершенствованию самой системы физвоспитания.

2.Отличие физической культуры от спорта.

Спорт как как собственно-соревновательная деятельность. Спортом правомерно называют деятельность, которая исторически выделялась и формировалась в виде состязаний непосредственно направленных на демонстрацию достижений в ней, став способом выявления сравнения и объективизированный оценки определённых человечиских возможностей; сил, способностей умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели.

Гонка за достижениями выводит спорт за рамки физической Культуры и Культуры вообще. Спорт и его основа - физическая культура существуют и развиваются "по разные стороны", в том числе, в границах социальной сферы. Это - парадоксально. Еще более сложны отношения спорта с феноменом здоровья. Как в социально и экономически развитых странах, так и у нас имеется значительное число спортсменов-инвалидов. Но в первом случае - потому что распространен и процветает спорт для инвалидов, во втором - потому что "машина спорта" делает инвалидов из здоровых людей, ломает их судьбы, иногда отнимает жизни. В первом случае инвалиды становятся спортсменами, во втором - спортсмены превращаются в инвалидов. Это - уже противоестественно. Сказанное относится и к личностному здоровью. К здоровью не только спортсменов, но и зрителей. Вандализм на трибунах - оборотная сторона бездушности и бесчеловечности на арене. Спорт разрушает то, на чем зиждется, и то, что призван олицетворять, девальвирует социокультурную ценность здоровья.

"Разобщение" спорта с культурой проявляется уже при описании двигательных действий спортсменов в рамках особых моделей, которые предлагаются в качестве нормативных. Например, эталонная (нормативная) схема движений спортсмена-толкателя ядра включает в себя описание основных фаз толкания (старт - скачок - перекат - выталкивание), их "покадровый" хронометраж, изображение процесса в разных проекциях (сверху, сзади и др.), траекторий и амплитуд движений ног, рук, туловища и т.д. Данные параметры и характеристики, несомненно, важны как в плане понимания природы специализированных двигательных действий, так и подготовки спортсмена соответствующего профиля. Однако, суммировав и обобщив их, сможем ли мы получить формулу высшего спортивного достижения? Видимо, с таким же успехом, как "формулу" любви, эликсира молодости или работы вечного двигателя. Все вышеперечисленное отражает лишь содержание "поверхностных" пластов физической культуры, не затрагивая более глубоких.

Эта характеристики (параметры) можно уточнять и детализировать сколь угодно подробно, но это не восполнит отсутствия главного - того, что А.В.Запорожец назвал внутренней картиной движения (в отличие от его внешне наблюдаемой "механики"). Эту картину нельзя непосредственно увидеть, захронометрировать, разложить на "кванты". Туда входят эмоциональная ткань движения, механизмы его проектирования, конструирования и произвольной регуляции, ориентировочно-смысловая основа и др. Словом, все то, что "к делу не пришито" в традиционных моделях движений и вместе с тем является решающим в них. Решающим - в прямом смысле слова, ибо свидетельствует о принадлежности движения тому, кто единственный наделен правом "решать", - субъекту, личности. Ведь спортсмена - даже если мы рассматриваем его только как профессионала, условно отвлекаясь от всего остального, - нельзя свести к совокупности пусть даже виртуозно выполняемых им движений, а сами движения "оторвать" от личности спортсмена. Казалось бы, это - очевидно. Но, самое удивительное, спортсмены и тренеры, даже специалисты-исследователи (!) фактически не представляют себе той картины движения, о которой мы говорим, и лишь смутно "догадываются" о ее существовании. В то время как в традициях восточных телесных практик ей всегда придавалось главное значение.

3. Влияние занятий физической культурой.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12--16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880--3840 ккал. Из них на мышечную деятельность должно расходоваться не менее 5,0--9,0 МДж (1200--1900 ккал); остальные энергозатраты обеспечивают поддержание жизнедеятельности онанизма в состоянии покоя, нормальную деятельность систем дыхания и кровообращения, обменные процессы и т. д. (энергия основного обмена). В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж. Дефицит энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составил, таким образом, около 2,0--3,0 МДж (500-- 750 ккал) в сутки. Интенсивность труда в условиях современного производства не превышает 2--3 ккал/мир, что в 3 раза ниже пороговой величины (7,5 ккал/мин) обеспечивающей оздоровительный и профилактический эффект. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или 2000--3000 ккал в неделю). По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста. Так, например, величина МПК у здоровых мужчин снизилась примерно с 45,0 до 36,0 мл/кг. Таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии. Синдром, или гипокине- тическая болезнь, представляет собой комплекс функциональных и органических изменений и болезненных симптомов, развивающихся в результате рассогласования деятельности отдельных систем и организма в целом с внешней средой. В основе патогенеза этого состояния лежат нарушения энергетического и пластического обмена (прежде всего в мышечной системе). Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», -- писал академик В. В. Парин (1969). Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Они посылают сильный поток нервных импульсов для полдержания оптимального тонуса ЦНС, облегчают движение венозной крови по сосудам к сердцу («мышечный насос»), создают необходимое напряжение для нормального функционирования двигательного аппарата. Согласно «энергетическому правилу скелетных мышц» И. А. Аршавского, энергетический потенциал организма и функциональное состояние всех органов и систем зависит от характера деятельности скелетных мышц. Чем интенсивнее двигательная деятельность в границах оптимальной зоны, тем полнее реализуется генетическая программа и увеличиваются энергетический потенциал, функциональные ресурсы организма и продолжительность жизни. Различают общий и специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Важное значение имеет также повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды: стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии. В результате повышения неспецифического иммунитета повышается и устойчивость к простудным заболеваниям. Однако использование предельных тренировочных нагрузок, необходимых в большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту-- угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. Аналогичный отрицательный эффект может быть получен и при занятиях массовой физической культурой с чрезмерным увеличением нагрузки. Специальный эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономиза- ции работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической- тренировки -- урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кроваток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом. У лиц с брадикардией случаи заболевания ИБС выявлены значительно реже, чем у людей с частым пульсом. Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70 % -- такая же закономерность наблюдается и при мышечной деятельности. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре у тренированных мужчин объем коронарного кровотока почти в 2 раза меньше, чем у нетрени- .рованных (140 против 260 мл/мин на 100 г ткани миокарда), соответственно в 2 раза меньше и потребность миокарда в кислороде (20 против 40 мл/мин на 100 г ткани). Таким образом, с ростом уровня тренированности потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Это обстоятельство является физиологическим обоснованием необходимости адекватной физической тренировки для больных ИКС, так как по мере роста тренированности и снижения потребности миокарда в кислороде повышается уровень пороговой нагрузки, которую испытуемый может выполнить без угрозы ишемии миокарда и приступа стенокардии. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при напряженной мышечной деятельности: увеличение максимальной частоты сердечных сокращений, систолического и минутного объема крови, артерио-венозной разницы по кислороду, снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОППС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность. Оценка функционаальных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним УФС (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75% ДМПК. Напротив, хорошо тренированные физкультурники с высоким УФС по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или же превышает их (100 % ДМПК и более, или 3 Вт/кг и более). Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению мышечного кровотока при предельных нагрузках (максимально в 100 раз), артерио- венозной разницы по кислороду, плотности капиллярного русла в работающих мышцах, росту концентрации миоглобина и повышению активности окислительных ферментов. Защитную роль в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний играет также повышение фибринолитической активности крови при оздоровительной тренировке (максимум в 6 раз) и снижение тонуса симпатической нервной системы. В результате снижается реакция на нейрогормоны в условиях эмоционального напряжения, т.е. повышается устойчивость организма к стрессорным воздействиям. Помимо выраженного увеличения резервных возможностей организма под влиянием оздоровительной тренировки чрезвычайно важен также ее профилактический эффект, связанный с опосредованным влиянием на факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается отчетливое снижение всех основных факторов риска НЕС -- содержания холестерина в крови, артериального давления и массы тела. Б. А. Пирогова (1985) в своих наблюдениях показала: по мере роста УФС содержание холестерина в крови снизилось с 280 до 210 мг, а триглицеридов со 168 до 150 мг%. Следует особо сказать о влиянии занятий оздоровительной физической культурой на стареющий организм. Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции. Возрастные изменения отражаются как на деятельности сердца, так и на состоянии периферических сосудов. С возрастом существенно снижается способность сердца к максимальным напряжениям, что проявляется в возрастном уменьшении максимальной частоты сердечных сокращений (хотя ЧСС в покое изменяется незначительно). С возрастом функциональные возможности сердца снижаются даже при отсутствии клинических признаков ИБС. Так, ударный объем сердца в покое в возрасте 25 лет к 85 годам уменьшается на 30 %, развивается гипертрофия миокарда. Минутный объем крови в покое за указанный период уменьшается в среднем на 55--60 %. Возрастное ограничение способности организма к увеличению ударного объема и ЧСС при максимальных усилиях приводит к тому, что минутный объем крови при предельных нагрузках в возрасте 65 лет на 25--30 % меньше, чем в возрасте 25 лет (Роапег, 1986, и др.). С возрастом также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление, в результате к 60--70 годам систолическое давление повышается на 10--40 мм рт. ст. Все эти изменения в системе кровоо-бращения, снижение производительности сердца влекут за собой выраженное уменьшение максимальных аэробных возможностей организма, снижение уровня физической работоспособности и выносливости. Скорость возрастного снижения МПК в период от 20 до 65 лет у нетренированных мужчин составляет в среднем 0,5 мл/мин/кг, у женщин -- 0,3 мл/мин/кг за год. Из табл. В период от 20 до 70 лет максимальная аэробная производительность снижается почти в 2 раза -- с 45 до 25 мл/кг (или на 10 % за десятилетие). С возрастом ухудшаются и функциональные возможности дыхательной системы. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) начиная с 35-летнего возраста за год снижается в среднем на 7,5 мл на 1м2 поверхности тела. Отмечено также снижение вентиляционной функции легких -- уменьшение максимальной вентиляции легких (МЕЛ). Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может прогнозировать продолжительность жизни. Существенно изменяются и обменные процессы: уменьшается толерантность к глюкозе, повышается содержание общего холестерина, ЛИП и триглицеридов в крови, что характерно для развития атеросклероза. Ухудшается состояние опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения. Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости -- показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности. Например, у хорошо тренированных бегунов среднего возраста максимально возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин больше, чем у неподготовленных. Такие физические упражнения, как ходьба, бег (по З ч. в неделю), уже через 10--12 недель приводят к увеличению МПК на 10--15%. Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, уменьшением ЛИП и увеличением ЛВП, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем (включая задержку и обратное развитие атеросклероза). В этом отношении не является исключением и костно-мышечная система. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

Многие утверждают, что занятия физкультурой и спортом способствуют укреплению здоровья. При этом редко кто объективно понимает и учитывает разницу между этими понятиями

Физкультура и спорт - эти два слова, как правило, стоят рядом. Однако эти понятия не тождественны. Важно понимать, чем спорт отличается от физкультуры, что полезнее и чего мы хотим достичь. Разницу не так сложно понять, рассмотрев эти два понятия подробнее.

Физическая культура - это одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Основные элементы физкультуры: физические упражнения и соревнования по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Спорт - коммерческо-спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность и высокую информационно-развлекательную ценность спортивно-зрелищных мероприятий. Он же наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека имеет цель - достижение высоких результатов и побед в состязаниях. Спорт давно подразделяется на любительский и профессиональный. Профессиональный спорт - это тяжелая, изнуряющая ежедневная работа, целью которой является рекорд любой ценой, это полная самоотдача.

Спорт

В настоящее время существуют объективные и убедительные данные, подтверждающие необходимость тщательного отбора лиц, желающих заниматься спортом, и недопустимость использования в спортивной медицине термина «практически здоров».

Настоятельная необходимость усиления внимания к вопросам о заболеваемости спортсменов подтверждается тем, что в профессиональном спорте за последние 20-30 лет нагрузки возросли в 4-5 раз и уже являются предельными для организма. Статистика Федерального центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Министерства здравоохранения и социального развития РФ за 2005 г. свидетельствует, что только 12% людей после занятий спортом высоких достижений остаются относительно здоровыми. Среди спортсменов патология внутренних органов стала встречаться чаще и, что особенно тревожно, наблюдаются случаи внезапных смертей на тренировках и соревнованиях.

С каждым годом увеличивается число юных спортсменов, у которых обнаружены отклонения электрокардиограммы, свидетельствующие о дистрофических изменениях мышцы сердца вследствие физического перенапряжения.

Так же стоит отметить, что занятия профессиональным спортом не только не оздаравливают организм, а зачастую приводят и к различным хроническим заболеваниям. Например, заболевания периферической нервной системы чаще встречаются у прыгунов, метателей, барьеристов, штангистов, борцов и футболистов. Заболевания уха, горла и носа широко распространены среди лиц, занимающихся стрельбой (71,5%), водными (40-45%) и зимними видами спорта (40%). У стрелков доминирует патология слуха (невриты слухового нерва), у пловцов и лыжников - заболевания глотки, полости носа и его придаточных пазух.

Обычно таким очагам инфекции не придают значения ни тренеры, ни спортсмены, а иногда даже и врачи. Однако данные последних лет показывают, что очаги хронической инфекции представляют собой настолько серьезную угрозу здоровью спортсмена, что их наличие не позволяет считать его абсолютно здоровым и допускать к тренировкам. Поэтому все очаги хронической инфекции должны быть вылечены, и только после этого спортсмена можно признать абсолютно здоровым.

Кроме же физиологических показателей, есть множество факторов, которые тоже трудно назвать «дорогой к здоровью», и которые вызваны занятиями профессиональным спортом. Среди них вечные стрессы, использование допингов, кризис невостребованости и психические отклонения.

Однако, проведя четкую границу и взвесив все «за» и «против», можно смело утверждать, что спорт все же не обходим человеческому организму. Но необходим именно в той форме, которую принято называть «физкультура».

Физкультура

Занятия физической культурой являются органичной частью здорового образа жизни. Для того чтобы они действительно приносили пользу здоровью, необходимо выбирать вид спорта в соответствии с физическими возможностями, ограничениями, рисками. Оптимальными в этом плане являются бег (легкая атлетика) и различные командные виды спорта. Конечно, и в любительском спорте возможны травмы. У футболистов, например, часты травмы голени или вывихи ног, а в баскетболе - пальцев. Сейчас модно заниматься единоборством (бокс, борьба, восточные единоборства), чтобы иметь возможность постоять за себя. Но в этих видах спорта есть риск получить сотрясение мозга, ушибы. С другой стороны, такие травмы можно заработать и во дворе, на даче или на пляже во время игр с мячом, катания на роликах или на качелях.

По мнению врачей, занятия обычными физическими упражнениями (физкультурой, а не спортом) развивают сердечно-сосудистую систему, формируют у ребенка правильный двигательный стереотип. Следует отметить и положительное влияние тренировок на многие жизненно важные функции организма. У тренирующегося человека совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, после занятий физкультурой улучшается сон, эффективнее происходит восстановление сил. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности, в том числе умственные и физические. Количество кислорода в организме тренирующегося человека выше, хотя потребности его снижаются, а это значительно укрепляет иммунитет. Физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Под воздействием физических тренировок происходит увеличение резервных возможностей человека: возрастают скорость движений, выносливость, сила и т. д.

С ростом тренированности (по мере повышения уровня физической работоспособности) наблюдается снижение содержания холестерина в крови, артериального давления и веса. Физические упражнения положительно влияют на все звенья двигательного аппарата. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что препятствует развитию остеопороза, является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза.
Именно обычная физкультура дает гарантированную пользу для здоровья, а не профессиональный спорт, нацеленный на зрелищность и олимпийские достижения. Регулярные занятия физкультурой способствуют формированию правильной осанки, красивой стройной фигуры, привычки к здоровому образу жизни, расширяют сферу общения со сверстниками, отвлекают детей от улицы, плохой компании.

Пускай тренировки приносят радость, а не усталость и истощение. Здоровья вам!

Каждый человек, желающий сохранить хорошее состояние здоровья, должен позаботиться о достойной физической активности. С данным фактом спорить бесполезно. Однако что нужно принять во внимание для того, чтобы активность обладала максимальной пользой? Самое важное – это понять, в чем же заключаются отличие между простой физкультурой и полноценными спортивными тренировками.

Физкультура и спорт: основные понятия

Физкультура – это особенный вид активности, который позволяет восстанавливать, укреплять организм, улучшать состояние здоровья, формировать особенное отношение к человеческому организму с ориентацией на источник силы. Более того, можно гарантировать долголетие.

Физкультура требуется для успешного развития физической формы с ориентацией не только на занятия спортом, но и на получение знаний, ценностей, позволяющих соблюдать правильный образ жизни. Физкультура направлена не только на физическую деятельность, но и на интеллектуальные процессы с соблюдением основных принципов правильного образа жизни.

Спорт представляет собой особенную активность , которая сопоставляет интеллектуальные и физические способности, накопленный опыт. Все это требуется для эффективной командной игры и одиночных состязаний. Спорт в большинстве случаев направлен не только на развитие физических навыков, но и на достижение победы в борьбе с соперниками.

Спортивные занятия должны быть целенаправленными, так как только в этом случае можно достигнуть наилучших результатов в минимальные сроки. Для того, чтобы успешно развиваться в интересующем направлении, нужно соблюдать диетическое питание, полностью отказаться от алкоголя и табака.

Правильный подход позволит рассчитывать на максимальный уровень эффективности от физической культуры и спорта, благодаря чему можно стремиться к достойным результатам и полностью отказываться от неблагоприятных факторов для состояния здоровья.

Физкультура и спорт: в чем заключается разница?

Основное отличие основано на степени вовлеченности человека в активный образ жизни, наличии целей и правил.

Спорт представляет собой постоянные тренировки. Человек должен работать на пределе сил, физических возможностей. Только в этом случае можно быть лучше остальных людей.

Физкультурой нужно заниматься по мере возможностей и сил. Данное направление оказывается открытым для каждого желающего, вне зависимости от возрастной категории, физических навыков и социального статуса.

Спорт всегда предполагает наличие значительных нагрузок. Если физическая подготовка отсутствует, присутствуют риск губительного влияния на организм. Более того, появляются риски в виде травм и летального исхода. Физкультура позволяет работать по щадящему графику для оздоровления, укрепления организма. Таким образом, предполагается различный подход к достигаемой цели.

Тяжелая атлетика — один из видов спорта

Физкультура и спорт: важные отличия

  1. Цели . Спорт направлен на получение побед, физкультура – для сохранения хорошего состояния здоровья.
  2. Вовлеченность . Физкультурой нужно заниматься в удовольствие. Спорт предполагает ритмичность и постоянство тренировок.
  3. Нагрузки . Физкультура требуется для общего развития физических навыков. Спорт необходим для достижения максимального предела человеческих возможностей.
  4. Сравнение навыков, которые приобретаются . Спорт требуется для постоянных соревнований, физкультура – нет.
  5. Организация тренировок . Для любого вида спортивной деятельности предполагаются определенные правила. Для физкультуры жесткие нормы отсутствуют.

Зная отличия, в большинстве случаев нужно позаботиться о правильном проведении занятий по физической культуре.

Виды физической культуры

  1. Спорт. Предполагается игровая, соревновательная физическая деятельность для достижения максимальных результатов. Более того, нужно гарантировать успешную подготовку к получению победы.
  2. Физическая рекреация предполагает использование физических упражнений для активного отдыха. Основная задача – это получение удовольствия и возможность отвлечься от окружающего мира. Рекреация спортивной направленности включает в себя разнообразные игры на пляже, во время пикников.
  3. Оздоровительная физкультура включает в себя спортивные упражнения для восстановления или сохранения хорошего состояния здоровья.
  4. Прикладная физкультура должна быть направлена на освоение или повышение уровня владения профессией, связанной с армией, флотом, МЧС.
  5. Базовая физкультура позволяет заложить начальные навыки у дошкольников и младших школьников.

Задачи физической культуры

  1. Укрепление здоровья.
  2. Обеспечение высокой работоспособности и энергичности.
  3. Реализация с личностной стороны.
  4. Приобретение физической привлекательности.
  5. Оптимальный уровень подготовки к окружающей жизни благодаря силе, ловкости, выносливости.

Только правильный и продуманный график занятий физкультурой позволит успешно рассчитывать на достижение наилучших результатов, а затем – их сохранение. При таком подходе можно рассчитывать на оптимальные результаты, достигаемые в минимальные сроки. Спорт, в отличии от физкультуры, направлен на повышение самооценки, получение победы во многих соревнованиях (в том числе любительских), связанных с физической активностью.