Навыки вратаря. Волевые качества вратаря

Если для полевых игроков одинаковая система тренировок, то вот у вратарей она в корни отличается. Во-первых, вратарь — это индивидуальный игрок, полагающийся во многом на свои силы. Во-вторых, именно от его действий, помощи и поддержки зависит организация защиты. И, в-третьих, если на поле играют несколько защитников и нападающих, которые постоянно помогают друг другу и закрывают зоны, то у ворот стоит один человек, и именно от его индивидуальных действий зависит результат игры.

Если вы не знаете, как стать вратарем в футболе, но уже четко решили, что желаете быть игроком этой позиции, то пользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Развивайте реакцию. От нее зависит то, как быстро вы будете выпрыгивать на мяч, перекрывать угол удара и принимать позиционные решения.
  2. Развивайте интуицию. Вы должны предугадывать действия атакующих игроков. Интуиция приходит с опытом, поэтому больше практикуйтесь и играйте с разными командами.
  3. Будьте хладнокровным. Часто вратарь поддается давлению со стороны трибун, тренера и игроков. Вы должны быть уверены в каждом прыжке, действии, ударе и выходе.
  4. Укрепляйте физическую форму. Несмотря на то, что вы будете находиться в штрафной зоне, вам все равно придется выполнять удары, делать выпады, прыжки, стелиться в ноги игроков и грубо говоря «вырывать» мяч с вратарской зоны.
  5. Будьте лидером. Вы должны научиться управлять командой, давать подсказки защитникам, помогать им в решениях и поддерживать их во время атак противника. Заработайте авторитет и станьте уверенным в себе, чтобы другие смогли вам доверять и опираться на ваше вратарское чутье.

Упражнения для развития вратарских навыков

Во многом игровая практика не позволяет развить индивидуальные навыки, поэтому будьте готовы, что вам время от времени придется самостоятельно тренироваться. Так вы сможете отрабатывать выходы. Для этого можно бить мяч вверх и при выходе тренировать прыжок. Полезно будет тренировать точный и мягкий удар. Для этого необходимо научиться давать пасы по земле, затем, делать навесы в штрафную, а после этого тренировать поочередно запросы на фланги и центральную линию.

Не забывайте, что вы работаете и руками, поэтому рано или поздно вам придется делать выбросы из штрафной. В этом вам пригодится зал и постоянные тренировки. Важно не только далеко выбрасывать мяч, но и точно, удобно для вашего партнера. Также рекомендуем вам участвовать в общекомандных тренировках техники, вы должны элементарно уметь делать прием, обманные движения, давать пас и убирать мяч под себя. После усвоения базовых игровых навыков вы поймете, как стать хорошим вратарем и возможно, придумаете собственную стратегию тренировок исходя из ваших физических данных.

МНОГИЕ ЛЮБИТЕЛИ хоккея с шайбой полагают, что играть в воротах легче, чем на площадке. Хоккейные ворота гораздо меньше футбольных или гандбольных, и неискушенному зрителю кажется, что хоккейному вратарю вообще приходится мало двигаться. Но это лишь на первый взгляд. Хотя движения хоккейного вратаря и небольшого радиуса, но зато они должны быть быстрыми, точными и уверенными. Вратарь обязан не только быстро и маневренно двигаться на коньках, но и тактически правильно выбирать место в воротах и перемещаться, в совершенстве владеть техникой приема и отдачи шайбы. Так играть может лишь вратарь отлично физически и психологически подготовленный. Одно из самых необходимых качеств голкипера- быстрота реакции и движений.

После ряда опытов мы, чехословацкие тренеры, пришли к интересному заключению, имеющему решающее значение для выбора методики и системы тренировки хоккейного вратаря.

Исследования, которые мы проводили в команде «Слован» (Братислава), показали, что шайба при сильном броске летит со средней скоростью 87,38 км/час или 24,27 м/сек. Затем мы измерили быстроту реакции вратарей команд мастеров. Получили следующие средние показатели: для взятия шайбы свободной от клюшки рукой (большей частью - левой) требуется 0,19 сек., движение руки с клюшкой продолжается 0,24 сек., правой ноги-0,34 сек., левой - 0,32 сек.
Учитывая среднюю скорость полета шайбы, быстроту движений вратаря, а также расстояние от ворот игрока, бросающего шайбу, можно заключить: шайба, направленная в незащищенную часть ворот с определенной силой, поразит их раньше, чем среагирует вратарь. Этот вывод верен, конечно, только в том случае, когда бросок производится с определенного расстояния (рис. 1). Напри-
мер: шайба, летящая со скоростью
87,38 км/час (то есть при нормальном сильном броске), преодолеет за одну десятую долю секунды расстояние в 2,42 м. Значит, эта шайба, направленная в незакрытую часть ворот с расстояния в 4,6 м, обязательно в них попадет, а вратарь здесь ничего не успеет сделать. Каждый точный бросок с расстояния в 5,8 м закончится голом раньше, нежели вратарь сможет сделать движение рукой с клюшкой.
При низких бросках, когда вратарь вынужден пускать в ход ноги, это расстояние еще больше увеличивается. Точный бросок в нижний угол на стороне свободной от клюшки руки вратаря неминуемо закончится голом, если он будет произведен с расстояния не далее 7,74 м, а для попадания в угол на стороне руки с клюшкой потребуется расстояние не более 8,22 м. При всех этих расчетах мы всегда учитывали одно условие: до броска вратарь не делает ни одного движения.

Из приведенных примеров вытекает, что вратарь не вправе надеяться только на быстроту реакции и движений и техническое умение принимать шайбу. Он просто обязан уметь правильно выбирать место и перемещаться в воротах так, чтобы закрывать собой возможно большее пространство.
Перемещение в воротах - это основная часть защитных действий вратаря. При разборе игры вратарей лучших национальных команд, участвовавших в розыгрыше первенства мира в Стокгольме в 1963 году, мы получили следующие показатели затрат времени. Основные защитные действия: выбор позиции и перемещения с этой целью - 89,3 проц.; прием и отражение шайбы - 7,7 проц.; остановка игры (временный отдых) - 2,1 проц.

К наступательным действиям вратаря можно отнести организацию контратаки, когда ему приходится покидать вратарскую площадку, забирать шайбу и посылать ее партнеру. Эти действия вратаря занимают 9,9 проц. от всей его деятельности.
Такой разбор подтверждает, что в игре хоккейного вратаря преобладают защитные действия. Из них на первом месте стоит выбор позиции для приема и отражения шайбы. Однако в методике тренировочных занятий вратарей это еще не нашло отражения. Проверив тренировочные планы сорока различных стражей ворот команд разного класса, мы обнаружили, что упражнения по выработке навыка правильного выбора позиции и перемещений в воротах занимают крайне скудное место: им уделяется всего 5,3 проц. тренировочных занятий.
Между тем из наблюдений и разборов игры хоккейных вратарей можно прийти к заключению, что умение правильно выбрать место и перемещаться с этой целью в воротах столь же необходимо вратарю, как и умение брать или отражать шайбу. Поэтому на тренировках этим элементам игры хоккейного вратаря должно уделяться одинаковое внимание.

Существует много различных упражнений, в которых вратарь приобретает навык выбора правильной позиции.
Два игрока перед воротами и два за воротами передают друг другу шайбу в разных направлениях и с разной силой (схема 1). Вратарь в соответствии с
Ладислав ГОРСКИЙ, тренер по хоккею

Футболист предъявляет большие требования к волевым качествам вратаря. При равном техническом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе, целеустремленность и настойчивость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность. (3).

Для того, чтобы развить необходимые волевые качества, следует прежде всего исходить из специфических трудностей, с которыми сталкиваются вратари в процессе своей спортивной деятельности. Существует два вида трудностей: объективные, обусловленные особенностями вида спорта, и субъективные, зависящие от личности спортсмена. (3).

Основными волевыми качествами вратаря являются смелость, уверенность в своих силах, решительность. Проявление этих качеств связано с преодолением болевых ощущений, умением мужественно переносить неудачи (от них никто не застрахован) и обусловлено психической устойчивостью голкипера. (3)

Воля воспитывается и закаляется в процессе преодоления трудностей и препятствий, поэтому основным средством воспитания волевых качеств футболистов является систематическое выполнение в процессе тренировки упражнений, требующих применения волевых усилий. (3).

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

Для выполнения упражнений тренирующийся должен затрачивать достаточные волевые усилия (своевременное и постоянное усложнение упражнений, повышение объема и интенсивности нагрузки и т. д.);

В тренировку необходимо включать упражнения, требующие максимальных волевых усилий (упражнения на предельное мышечное напряжение, достижение максимальной скорости движений на фоне утомления, работа «через не могу»);

Все усилия вратаря должны быть направлены на воспитание воли (в ходе занятий тренер отмечает случаи проявления футболистами нерешительности, отсутствия самообладания и т. д.);

Вся работа по воспитанию волевых качеств должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей футболиста – его типа высшей нервной деятельности, особенностей характера и моральных сторон личности. (3).



Даже такое качество, как смелость, формируется в ходе тренировок. Главное здесь – не поддаться искушению закрывать глаза, когда в тебя летит мяч. Смелость вратаря развивается с опытом и практикой, в то же время на это качество отрицательно воздействуют серьезные травмы (повреждение лица, сотрясение мозга и т. п.). (3).

Решительность вратаря неразрывно связана с его смелостью. Он должен уметь быстро принимать нужные решения при известном риске получить травму, неудачно выполнить в ответственный момент прием или выбрать неправильное решение, ухудшив тем самым положение своей команды. (3).

Воспитанию решительности и смелости помогают упражнения, для выполнения которых необходимо преодолеть чувство страха. (3).

Большую роль в воспитании волевых качеств играет стимулирование (моральное и материальное) в преодолении трудностей во время тренировок и соревнований. (3).

Эффективность стимулирования прямо зависит от того, насколько сила и направленность стимула соответствует конкретной ситуации. Несоответствие стимулирования, как положительного, так и отрицательного (чрезмерно или недостаточно сильные стимулы), неизбежно ведет к обесцениванию принимаемых мер. (3).

Футбол предъявляет весьма высокие требования к восприятию, вниманию, мышлению, памяти, эмоционально-волевой сфере, скорости реакции спортсмена, а также требует от вратарей исключительной точности и избирательности движений. (3).

Развивая интуицию вратаря, надо выделять отдельные задачи: предвидение последующего или нескольких следующих движений соперника непосредственно перед ударом по воротам; предугадывание как вида, так и способа этого удара; умение не реагировать на обманные движения соперника с мячем; предвидение поведения партнеров при игре в защите. В игровой практике большинство защитных действий вратаря является результатом его предвидения удара, а не быстроты реакции. Систематические занятия футболом содействуют развитию быстроты реакции. (3).

1.1.3 Особенности восприятия вратарем происходящих изменений на футбольном поле

Зрительное восприятие. Умение видеть одновременно как можно больше игроков, их положение и перемещение по полю, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях являются важнейшими качествами вратаря, которые, прежде всего, связаны с развитием зрительного восприятия. (3).

Современный футбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игроков, внезапной сменой игровых ситуаций – все это предъявляет высокие требования к объему, интенсивности, устойчивости внимания, и требует от вратаря мгновенного переключения и широкого распределения внимания. Можно наблюдать, как голкипер вследствие недостаточно развитого распределения внимания сосредотачивает его только на действиях игрока с мячем и не видит действий других футболистов, поэтому изменение игровой ситуации может застать его врасплох. (3).

Внимание спортсмена сильно колеблется во времени. Психологи доказали, что внимание – величина непостоянная. Вратари не могут постоянно с наивысшим напряжением следить за мячем. Наибольшая концентрация внимания вратаря отмечается во время игры своей команды в защите, особенно при непосредственной опасности для ворот. Причинами деконцентрации внимания могут быть собственные ошибки, ошибки партнеров по команде, недостаточная воля к победе, необъективные решения судей, нетактичное поведение зрителей, а также травмы и усталость. (3).

Комплекс 1
а) бег лицом и спиной вперед, приставными и скрестными шагами;

Б) стартовые ускорения по прямой, дуге, кругу, из различных исходных положений, с остановками и поворотами;

В) прыжки с места и с разбега вверх и вперед, толчком одной и двумя ногами, с поворотами в сторону на месте и с продвижением вперед (назад, в сторону);

Г) кувырки, перевороты, падения.


В этом возрасте ребята очень любят различные эстафеты с бегом, прыжками, поворотами, кувырками и особенно подвижные игры с мячом, где они могут ярко проявить свои индивидуальные качества. В играх ребенок более доступен для наблюдения и можно получить представление о его задатках к ловле мяча, к активному (взрывному) проведению отдельных действий, заметить стремление к точной самооценке. Для этого используются подвижные игры, в которых выражены такие движения, как бег, прыжки, броски и ловля мяча.

2. Освоение навыков игры в футбол. Главное средство подготовки в младшем возрасте - сам футбол, а именно, мини-футбол в различных его вариантах. Благодаря своей простоте он незаменим и для освоения юными игроками футбольных навыков, и для повышения их двигательной подготовленности. Ребята пробуют себя на всех местах, выполняют то, что им больше всего нравится. И чем больше футбольных движений они освоят, играя и в поле, и в воротах, тем лучше. В мини-футболе, где дети часто соприкасаются с мячом и наносят много ударов, создается больше возможностей проявить себя в воротах. А так как в этом возрасте каждый хотя бы немного стремится побыть вратарем, тренер может оценить всех ребят и заметить задатки у того или иного мальчика для игры в воротах.

Комплекс 2
"Игра парами".

Две команды по четыре игрока в ограниченном пространстве играют в двое ворот шириной 4 м, обозначенных стойками. В каждой команде двое защищают ворота, двое играют в поле.

По команде тренера вратари и игроки меняются местами.

"Игра в открытые ворота".

Две команды по пять игроков в ограниченном пространстве играют в двое ворот шириной 3 м, обозначенных стойками и выдвинутых в поле. В каждой команде один защищает ворота, четверо играют в поле. Разрешается играть за воротами и забивать голы с двух сторон.

"Игра в четверо ворот".

Две команды по шесть игроков в ограниченном пространстве играют в четверо ворот шириной 2 м, обозначенных стойками. Команды атакуют и защищают двое ворот. В каждой команде двое игроков защищают ворота, четверо играют в поле.

Вариант: любой игрок, оказавшийся в воротах, может играть руками.

Будущим вратарям, как и полевым игрокам, важно обладать сильным и точным ударом. При постановке сильного удара в разном возрасте приоритет отдается силе, точности и их сочетанию. До 11 лет необходимо привить навыки нанесения ударов с максимальной (для данного возраста) силой. Для этого выполняются сначала удары на дальность, позволяющие детям самим оценить их силу, а затем удары в ворота с близкого расстояния (без вратаря), чтобы избежать естественного снижения их силы при стремлении направить мяч точно.

Чтобы избежать ошибок при разучивании удара подъемом, лучше начинать с удара по мячу, находящемуся в воздухе. Научившись ощущать положение стопы, юные игроки через некоторое время перестанут бояться бить по мячу с земли. А вратарям без умения забивать мяч ударом с рук просто не обойтись. В этом возрасте осваиваются удары подъемом по мячу:

Находящемуся в воздухе;
- неподвижному;
- катящемус (встречному и уходящему).

Предлагаем ряд упражнений, в каждом из которых выполняются удары облегченными мячами на дальность, а затем сразу в ворота (без вратаря) с близкого расстояния с постепенным увеличением дистанции.

Комплекс 3
а) игрок наносит удар по мячу, выпущенному с рук, не давая ему коснуться земли:

С места;

Во время ходьбы;

Б) игрок подбрасывает мяч руками перед собой и наносит удар по мячу, отскочившему невысоко от земли.

Вариант: игрок подбрасывает мяч на несколько метров вперед и наносит удар с разбега;

В) игрок подбрасывает мяч перед собой, после отскока от земли подбивает его ногой один-два раза и наносит удар по мячу, отскочившему невысоко от земли;

Г) игрок с расстояния 4-5 м передает мяч руками тренеру. Тренер подбрасывает мяч вправо-влево от себя на 2 м с отскоком от земли. Игрок наносит удар с разбега по мячу, отскочившему невысоко от земли;

Д) игрок наносит удар с разбега по неподвижному мячу;

Е) игрок наносит удар с разбега по катящемуся ему навстречу мячу, переданному тренером с нескольких метров.

Вариант: тренер передает мяч руками с невысоким отскоком от земли;

Ж) игрок наносит удар по мячу после ведения по прямой и с изменением направления движения;

З) игрок подбивает мяч ногой один-два раза и наносит удар по мячу, не дава ему коснуться земли.

3. Освоение навыков игры вратаря. Детям доставляет особенное удовольствие делать то, что редко удается в игре и приносит радость. Хорошо бы подметить, чем увлекается ребенок, что лучше у него получается, чем он хочет заниматься. Наблюдения в течение достаточно длительного времени помогут тренеру определить ребят и самих желающих играть в воротах, и обладающих способностями, чтобы стать вратарем. С ними можно начинать освоение простейших навыков, которые будут способствовать укреплению их интереса к амплуа вратаря.

Ловля мяча снизу

На месте.

Комплекс 4
а) вратарь в положении стоя, наклонившись вперед, мяч в опущенных руках. Повторные подтягивания мяча к груди;

Б) вратарь в положении стоя. Мяч в вытянутых вперед руках. Отпускает мяч, ловит его после отскока от земли и подтягивает к груди;

В) вратарь в положении стоя. Мяч в руках. Побрасывает мяч над собой на разную высоту, ловит его и подтягивает к груди;

Г) вратарь в основной стойке, тренер напротив в нескольких метрах. Тренер направляет мяч броском руками (ударом ногой) на вратаря:

По земле;

Вратарь ловит мяч и подтягивает его к груди.

С перемещением.

Комплекс 5
а) вратарь располагается в воротах, тренер напротив в нескольких метрах. Тренер направляет мяч броском руками (ударом ногой) в указанную сторону от вратаря:

По земле;

С невысоким отскоком от земли;

По воздуху на средней высоте.

Вратарь перемещается в сторону и ловит мяч.

Б) вратарь располагается в воротах, тренер - напротив в 11-13 м. Тренер направляет мяч броском руками (ударом ногой) на вратаря:

По земле;

С невысоким отскоком от земли;

По воздуху на средней высоте.

Вратарь перемещается вперед на 3-4 м к мячу и ловит его.

Вариант: тренер направляет мяч то к правому, то к левому углу вратарской площади;

В) вратарь располагается на линии вратарской площади по центру ворот, тренер - напротив в нескольких метрах. Тренер направляет мяч броском руками (ударом ногой) на вратаря:

По земле;

С невысоким отскоком от земли;

По воздуху на средней высоте.

Вратарь перемещается на линию ворот спиной вперед и ловит мяч.

Ловля мяча сверху

На месте.

Комплекс 6
а) вратарь в положении стоя, мяч в руках. Подбрасывает мяч над собой на разную высоту (сильно бросает перед собой о землю), вытягивает руки вверх ладонями к мячу, ловит его и подтягивает к груди.

Вариант: вратарь ловит мяч в прыжке;

Б) вратарь в основной стойке, тренер - напротив в нескольких метрах. Тренер направляет мяч броском руками на вратаря на уровне головы:

По воздуху;

С отскоком от земли.

Вратарь ловит мяч и подтягивает его к груди;

В) то же упражнение, но тренер направляет мяч на вратаря выше головы.

Вратарь ловит мяч в прыжке и подтягивает его к груди.

С перемещением.

Используются те же упражнения, что и при освоении ловли мяча снизу. В зависимости от высоты полета мяча (на уровне головы или выше) вратарь ловит его в опорном положении или в прыжке, перемещаясь в сторону, вперед, назад.

Чтобы облегчить освоение приема (уменьшить скорость полета мяча), в первое время лучше применять броски мяча руками с отскоком от земли.

Упражнения с ловлей мяча в прыжке более сложны для ребят. Им необходимо научиться определять в пространстве место встречи с летящим по воздуху мячом. Умение ориентироваться в пространстве эффективно развивается в упражнениях с подвешенным на разной высоте мячом. Вратари, как и игроки, могут наносить удары головой и, подняв мяч повыше, отбивать его или задерживать руками на какие-то доли секунды в прыжке.

Комплекс 7
Ловля, отбивание руками и головой мяча:

Неподвижного;

Раскачивающегося вперед, назад, в сторону, по кругу;

В прыжке с места и с разбега;

После предварительного выполнения дополнительных заданий (поворотов, прыжков).

Ловля мяча сбоку

На месте.

Комплекс 8
а) вратарь в положении сидя, мяч в руках. Падает на бок, вытянув руки с мячом в сторону.

Вариант: вратарь падает из положения стоя на коленях, приседа;

Б) вратарь в положении стоя на коленях, мяч установлен на земле несколько сбоку. Падает на бок на мяч, вытянув руки, и подтягивает его к груди.

Вариант: вратарь падает из положения приседа, основной стойки;

В) вратарь в основной стойке, тренер - напротив в нескольких метрах. Тренер направляет мяч броском руками рядом с вратарем:

По земле;

Вратарь падает на бок, ловит мяч и подтягивает его к груди.

С перемещением.

Комплекс 9
а) вратарь в основной стойке, мяч установлен на земле, сбоку в 2-2,5 м. Вратарь делает один-два приставных шага в сторону, падает на бок на мяч, вытянув руки, и подтягивает его к груди;

Б) вратарь располагается в воротах, тренер - напротив в нескольких метрах. Тренер направляет мяч броском руками в указанную сторону от вратаря на 2-2,5 м:

По земле;

С невысоким отскоком от земли.

Вратарь делать один-два приставных шага в сторону, падает на бок, ловит мяч и подтягивает его к груди.

Вариант: тренер направляет мяч то в правую, то в левую сторону от вратаря;

В) вратарь располагается в воротах, тренер - напротив в 11 м. Тренер направляет мяч броском руками к указанному углу вратарской площади:

По земле;

С невысоким отскоком от земли.

Вратарь перемещается вперед-в сторону, падает на бок, ловит мяч и подтягивает его к груди.

Вариант: тренер направляет мяч по центру ворот, вратарь перемещается вперед, падает на бок и ловит мяч.

Броски мяча рукой

Освоение бросков мяча рукой не представляет для детей особой сложности. Оно проходит:

В подвижных играх;

В упражнениях, в которых после ловли мяч необходимо вернуть обратно партнерам, тренеру;

И, конечно, в мини-футболе, где юные вратари выбрасывают мячи на расстояния, доступные для их сил.

В психологии будущих вратарей наблюдаются те же этапы развития, что и у любого ребенка. Однако имеются некоторые особенности, относящиеся только к игрокам этого амплуа и которые нельзя не учитывать в работе с детьми. Среди них прежде всего выделим характеризующие развитие и созревание психомоторики ребенка, а также возникающие при выборе амплуа вратаря и при воспитании у юных вратарей чувства уверенности и понимания своей значимости в команде.

Часто вратарями дети становятся не потому, что они склонны к этому и хотят, а потому, что оказались самыми слабыми в игре в поле и не смогли противостоять нажиму партнеров по команде. Случается, что по этим же причинам и тренер предлагает мальчику встать в ворота.

Наверное, такой подход к выбору амплуа - не самый удачный. Он может оставить след в душе ребенка на долгое время. Решение о выборе вратаря не должно быть принято однажды и окончательно. Попробовать себя в воротах хорошо бы всем ученикам. Очень важно объяснить мальчику, обладающему предпосылками стать вратарем, что именно в этом амплуа его способности раскроются лучше. Желательно создать впечатление значимости его роли в команде, в чем могут помочь примеры выдающихся вратарей. Может, как раз это и стало причиной того, что сын легендарного Пеле стал вратарем и защищает ворота знаменитого футбольного клуба "САНТОС", хотя у бразильских мальчишек нет особого энтузиазма играть вратарем.

Аксиомой является то, что нельзя требовать от ребенка успешного выполнения задания, если его двигательный аппарат и психомоторика еще не созрели для этих движений.

Если требовать от детей невозможного, можно нанести им психологическую травму, породить неуверенность в своих силах. Психика ребенка в юном возрасте неустойчива, игра нестабильна, игровые неудачи переживаются остро. Особое значение приобретает воспитание у юного вратаря психологической устойчивости, что поможет ему избежать опрометчивости, нервозности, потери контроля над собой.

Для воспитания уверенного в себе вратаря, обладающего авторитетом среди партнеров, может быть использован следующий методический прием: привлечение его к играм за команды более старшего и младшего возрастов.

После игр за старших вратарь, как правило, более уверенно чувствует себя в команде сверстников. В играх за команды младшего возраста, где он может играть с большей степенью риска, у него развиваются и точность самооценки, и умение руководить действиями полевых игроков, а также воспитываются решительность и чувство уверенности в своих силах.

Пока дети не научились хорошо владеть мячом ногами, у них есть желание "выполнять роль вратаря". Руками им легче контролировать мяч, и собственная значимость в игре кажется более высокой. По мере того, как юные футболисты все увереннее и увереннее обращаются с мячом, такое желание у них пропадает, и все хотят быть нападающими.

Таким образом, ребята могут ознакомиться с вратарскими навыками, а тренер - просмотреть всех занимающихся и оценить будущие таланты.

Было бы неправильным говорить о том, что в этом периоде окончательно определяются интересы игроков и их амплуа. Главным образом его необходимо рассматривать как время общего развития будущих футболистов.

1. Развитие подвижности. У края небольшого футбольного поля около пятнадцати 7-8-летних мальчишек с нетерпением ждали начала игры.

Выслушав последние наставления тренера, они разбежались по площадке. Прозвучал свисток. "Красные" перебили мяч на половину "синих" и устремились к их воротам. Глядя на этих маленьких футболистов, трудно представить их будущую спортивную судьбу. Пройдет время, кто-то из них станет нападающим, умеющим обыграть нескольких соперников и забить гол, кто-то непроходимым защитником, кто-то будет защищать ворота. Все это ждет их впереди, а в этом возрасте всем ребятам, независимо от их будущего амплуа, важно получить разностороннюю двигательную подготовку.

Научиться быстро стартовать и неожиданно останавливаться, резко менять скорость и направление бега, прыгать, падать дети могут, выполняя различные упражнения.