Что такое психология спорта? Шкала оценки нравственных качеств спортсмена. Личностная шкала Спилберга

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой личности спортсмена, как субъекта этой деятельности.

Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, а также вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Монотонность работы, интенсификация процесса обучения, порождает потребность в снятии напряжения при помощи увлекательных видов спорта. Стремление к физическому совершенству и атмосфера соревнований вызывают повышенный интерес к спорту.

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В связи с этим ежегодно с началом занятий в школе, в сентябре месяце начинается набор детей в различные секции и кружки. Одни виды спорта и секции пользуются популярностью у детей, а другие остаются мало замеченными. С чем же это связано и почему одни виды спорта остаются популярными всегда, а другие пользуются популярностью непродолжительное время.

Психология личности спортсмена

Понятие личности в психологии

Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют, как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. В понятии «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структуру личности составляют: способность, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент - качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер - качества определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества - специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация - это переживания и побуждение к деятельности.

Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах, типологии характеров и их формировании, теории воли и волевой регуляции поведении и развитии воли у человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности.

Что же такое личность в спорте?

Личность - продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.

Личность характеризуется определённой системностью, единством и устойчивостью своих качеств.

К. К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все её особенности и черты на 4 группы, образующие основные стороны личности: 1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества); 2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкт, простейшие потребности); 3) опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, - всё это качества личности, характеризующие её мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.

В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени, обуславливают поведение, отношение с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнении различных видов деятельности; г) эмоционально-волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

Характер человека приобретает свою социальную направленность с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.

Социальная направленность личности находит своё выражение в отношении:

  • к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия и др.);
  • к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);
  • к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);
  • к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);
  • к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.

Особенности личности спортсмена

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.

Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредотачивая своё внимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.

Спорт - это специфический деятельности. В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижении успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижении успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискую.

На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются: 1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником; 2)максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата; 3)систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия.

В психологическую структуру спортивной деятельности входят: 1)специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий; 2) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе; 3) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.

Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития личности человека, которое может быть достигнуто с помощью других социально важных видов деятельности, таких как труд, творческая деятельность.

Конечно, нет оснований требовать высоких спортивных способностей от каждого человека. Однако для общего процесса формирования личности очень важно, в каком возрасте влияют на человека те или иные факторы, благоприятные для её развития. Многие виды деятельности и связанные с ними проявления личности специфичны для определённых возрастов. Физические упражнения и спорт особенно ценны для всестороннего развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Педагогически правильное использование свойственной данному возрасту физической дееспособности благоприятствует формированию связанных с нею психических свойств, а на этой базе - и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.

Формирование личности спортсмена

Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия юных спортсменов; соревновательный характер спортивного состязания; максимальное напряжение всех физических и психических сил юного спортсмена. Для ребят занимающихся различными видами спорта характерны следующие психологические особенности:

  • всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;
  • высокая степень общей работоспособности организма;
  • выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей - силы, выносливости, быстроты и координированности движений;
  • высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;
  • совершенная идеомоторика - способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;
  • разностороннее развитие процессов внимания - его объёма, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
  • хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память;
  • наглядно-действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором её результативности;
  • разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; большой опыт переживания эмоциональных различных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;
  • положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;
  • морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;
  • такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;
  • способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.

Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовать их путём соответственно направленной деятельности. На современном этапе развития науки существует понятие «общее направление воспитания в физической культуре и спорте».

Формирование идейных основ поведения, этических норм и навыков . Эти задачи предусматривают:

  • формирование нравственного сознания, идейной убеждённости и мотивов деятельности, согласующихся с идеалами высокой морали;
  • воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к Родине, чувств дружбы товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия);
  • формирование нравственного опыта, твёрдых привычек соблюдать этические нормы;
  • развитие навыков общественно оправданного поведения, в том числе и конкретных норм спортивной этики.

Интеллектуальное воспитание . В задачи умственного воспитания входят:

  • обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
  • развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе самопознании и самовоспитании.

Эстетическое воспитание . Задачи состоят в том, чтобы:

  • воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры и спорта и в других областях её проявления;
  • формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
  • формировать эстетику поведения и менее личностных отношений в физкультурной, спортивной деятельности;
  • вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного и непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Воспитание воли . Известно, что воля есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:

  • формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ, которые обеспечат волевые проявления применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;
  • всестороннее развитие волевых качеств необходимых в каждом виде деятельности (целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, самообладание, настойчивость, стойкость), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, но и в многообразных ситуациях жизненной практики.

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое данным видом спорта. Вместе с тем эти мотивы имеют сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом:
Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

  • испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;
  • эстетическое наслаждение красотой и ловкостью собственных движений;
  • стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;
  • удовольствие вызываемое участием в соревнованиях;
  • стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она не была.

Опосредованные методы спортивной деятельности:

  • стремление стать сильным, крепким, здоровым благодаря спорту («занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным»)
  • стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности («занимаюсь спортом, так как он подготавливает к труду»);
  • чувство долженствования (стал заниматься спортом, потому что нужно было посещать уроки физкультуры);
  • осознание общественной важности спортивной деятельности (хочу стать спортсменом, чтобы защищать честь школы, города, области, страны).

А. Ц. Пунин на основании специального исследования мотивов спорта, деятельности установил следующую динамику их развития, начиная со школьного возраста и кончая возрастом зрелого мастерства.

Начальная стадия занятия спортом . В этот период делаются попытки включится в спортивную деятельность. Побуждающий к этому мотиву, во-первых характеризуется диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним видом спорта, а сразу несколькими, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут проявить спортивное мастерство); во-вторых, имеют непосредственный характер («занимаюсь, потому что люблю физкультуру»); в-третьих связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видам спорта («бегаю или плаваю, потому что рядом есть стадион или бассейн»); в-четвёртых нередко включают в себя элементы долженствования («занимаюсь, потому что надо было посещать уроки физкультуры»).

Стадия специализации в избранном виде спорта . На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

  • пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;
  • обнаружение способностей к данному виду спорта и стремление их развить;
  • эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление его закрепить;
  • расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники, приобретение более высокой степени тренированности.

Стадия спортивного мастерства . На этой стадии основными мотивами спортивной деятельности являются:

  • стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов;
  • стремление содействовать развитию «своего» вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам;
  • стремление поддерживать славу своей Родины на международных состязаниях.

Мотивы на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

Развитие личности и психических процессов спортсмена . Данное направление психологической подготовки спортсмена ставит своими задачами развитие мотивов, воли, чувств, способностей, характера, реализацию качеств темперамента и других психологических особенностей, а также формирование и динамику специализированного восприятия, предстартовых состояний психической устойчивости, надёжности спортсмена. Серьёзные изменения в процессе спортивной деятельности претерпевают ощущения, восприятия, внимание, память, речь, мышление, воображение. Спортивная деятельность предъявляет высочайшие требования к их развитости и располагает большими возможностями, для улучшения перечисленных психических процессов и качеств личности. Однако было бы неверным представление о том, что эта развитость и это улучшение происходят сами по себе и всегда имеют необходимую положительную направленность. Типичными ошибками в развитии качеств личности и психических процессов являются неоправданно завышенные требования к спортсмену по части достижения высоких результатов на соревнованиях, неумелый волевой контроль, недостаточный учёт и использование индивидуальных психических особенностей спортсменов, что приводит в частности к отстаиванию уровня психической надёжности от физических качеств.

При изучении физических упражнений знания в форме двигательных представлений очень важны: не обладая такими знаниями, ученик не сможет выполнить даже самое простое движение. В технике физических упражнений очень много сложных по своей структуре движений, которые могут быть изучены и выполнены только при отчётливом, полном и правильном представлении о них.

Мышечно-двигательные представления должны отражать в уме ученика форму движений, направление амплитуды, скорость, согласованность с другими движениями, их последовательность, темп, ритм и другие пространственные, временные и силовые особенности.

Формирование у учащихся двигательных навыков требует, прежде всего, применения метода упражнений, то есть повторного выполнения движения или действия в целях овладения современными способами выполнения.

Одной из задач такого обучения является выработка точно координированных движений, имеющих существенное значение в овладении техникой данного вида спорта.

Формирование двигательных навыков представляет собой длительный процесс установления взаимосвязей в деятельности периферических органов чувств, ЦНС и мышечно-двигательного аппарата. Это достигается путём систематического повторного выполнения физических упражнений.

Занятия физическими упражнениями предоставляют большие возможности для воспитания у занимающихся как сосредоточенного, так и распределённого внимания больше способствуют занятия, как лёгкая атлетика (бег, прыжки, метания), стрельба, тяжёлая атлетика и т. п.; воспитанию распределённого внимания - такими, как спортивные игры, борьба, бокс и другие. Способность к распределённому вниманию необходимо развивать в процессе тренировочных занятий путём овладения навыками современного выполнения разнообразных и сложных тактических приёмов.

Запоминания движений, тактических приёмов при их изучении всегда является активным процессом, требующем большого участия сознания, что называют двигательной памятью.

Для развития двигательной памяти спортсмена существенное значение имеют следующие моменты:

  • специальная направленность внимания на выполнение, как целого упражнения, так и отдельных движений, обеспечивающая наилучшее представление движения. Без такой направленности движение усваивается автоматически, с целым рядом ошибок;
  • понимание принципа построения движения, его внутренней структуры, соотношения его частей. Достигается это с помощью воспроизведения в памяти не просто конкретного двигательного образа, а схемы движения;
  • повторение движения для лучшего его закрепления в памяти.

Двигательные представления, составляющие основу двигательной памяти, особенно важны в процессе изучения движений, так как обеспечивают их наибольшую правильность и точность.

Психологические особенности юных спортсменов

Процесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.

Действительно, обучая, мы тренируем, а, тренируя, обучаем. Но следует помнить, что обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.

Обучение в спорте - это начальный этап овладения определённой системой знаний, период формирований практических умений и навыков. Основное содержание обучения - освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.

Тренировка - это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Основное содержание тренировки - совершенствование технических приёмов, индивидуальных и командных тактических действий, развитие физических качеств, психических процессов и функций, воспитание моральных и волевых качеств.

Процесс подготовки спортсмена всегда имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно развивать у занимающихся целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, волю, чувства дружбы, товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений - словом создавать их мировоззрение.

Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит спортивное совершенствование.

Спортивное совершенствование -это педагогический процесс, обеспечивающий высокий уровень спортивного мастерства за счёт максимального развития психических качеств, физических способностей и формирование положительных свойств личности спортсмена.

В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:

  • повышать активность всех познавательных и других психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление и т. п.);
  • активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость и др.);
  • развивать способность стимулировать волевые усилия;
  • формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к спорту;
  • воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;
  • разрабатывать индивидуальный стиль спортивной деятельности, максимально соответствующий индивидуальным особенностям спортсмена и способствующий его эффективной деятельности;
  • планомерно использовать средства контроля и учёта текущих результатов.

Данные психологические требования к спортивному совершенству являются обязательными, что определяется особенностями спортивной деятельности человека.

Давно установленным фактом является то, что результат выступления спортсмена в соревнованиях определяется не только высоким уровнем мышечной и функциональной тренированности, технической и тактической готовностью. Чтобы реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того вскрыть резервные возможности, спортсмена необходимо психологически готовить к напряжённым условиям конкретной деятельности. Без такой подготовки всё, что было накоплено в течение месяцев тренировок, может быть растеряно в считанные минуты перед стартом. То, что психика, сознание человека, личности в целом не только проявляется, но и формируется в процессе деятельности, в доказательстве не нуждается. Соревновательный опыт в спорте имеет особое значение, и лучшей школой психологической подготовки, является участие в соревнованиях. Но каждое соревнование - это разрядка накопленного нервно-психического потенциала. Один из путей решения этой противоречивой дилеммы - подготовка участием в соревновательной деятельности - должен быть дополнен особым обучением, особой подготовкой к участию в этой деятельности, психологической подготовкой. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлена успешность и стабильность выступлений. Её целью является адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований. Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена. Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию или дополнение этих особенностей (например, эмоциональной возбудимости, тревожности, неуверенности, несобранности, немобилизованности - с одной стороны; спокойствие уверенности, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа - с другой стороны).

Спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Критериями спортивного характера являются: стабильность выступлений в соревнованию по мере повышения из значимости, более высокие соревновательные результаты по сравнению с тренировочными, лучшие результаты в финале, чем в предварительных выступлениях и другие.

Научные исследования и практика показали, что содержание психологической подготовки определено специфическими чертами спортивного характера: спокойствием (хладнокровием), уверенностью в себе и боевым духом.

Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению.

Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надёжность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных изменяющихся условиях и трудных состояний спортсмена. Она способствует полной реализации достигнутого уровня подготовленности.

Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе, к победе, к достижению соревновательной цели, вплоть до самого последнего финального усилия. Это повышенная собранность, предельная мобилизация и полная отдача всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет нередко достигнуть неожиданного высокого результат.

Единство всех черт спортивного характера обуславливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности.

Формирование и совершенствование спортивного характера - это изменение действенной стороны отношений к тренировочному процессу и соревнованиям. Чем чаще и систематичное спортсмен самостоятельно реализует содержание этих отношений в конкретных действиях, поступках, поведенческих актах, тем лучше его спортивный характер. Без активного желания, стремления показать себя в спорте и создать себя для спорта, воспитание спортивного характера невозможно.

Лёгкая атлетика - спорт, один из самых массовых и самых доступных в системе физического воспитания и спорта. Подготовка лёгкой атлетики направлена на развитие необходимых физических и морально-волевых качеств, овладение техникой, упражнений, совершенствование в избранных видах лёгкой атлетики. Подготовка осуществляется путём обучения и тренировки.

Подготовка спортсмена высокой квалификации - это многолетний круглогодичный процесс. Он предусматривает не только занятия физических упражнений, но и воспитание таких необходимых спортсмену качеств, как воля, характер, трудолюбие, приобретение знаний в области тренировки, техники, тактики, а также знаний и навыков по гигиене и самоконтролю.

Многолетняя подготовка лёгкой атлетики включает в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.

Бег является основой главным видом лёгкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие упражнения лёгкой атлетики.

Бег, в зависимости от его характера различно влияет на организм человека. Быстрый, спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции - выносливости, барьерный бег - ловкости, способности к высокой координации движений.

Лёгкоатлетический бег с точки зрения психологического анализа спортивной деятельности является непосредственным противоборством противников (в условном физическом контакте, где имеется совместно-индивидуальные действия - бег и совместно-последовательные действия - эстафеты).

У юных спортсменов занимающихся лёгкоатлетическим бегом, основной психологической особенностью является потребность в данном виде движения, склонность, интерес к данному виду спорта. Причём интерес в последствии может характеризоваться глубиной и устойчивостью к данному виду спорта. Такая лёгкая атлетика характеризует такие качества как терпеливость - однократное длительное противодействие неблагоприятным факторам; упорство - стремление достичь «здесь и сейчас» желаемого или необходимого в том числе и успеха деятельности, вопреки имеющимся трудностям; Настойчивость - систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдалённой по времени цели несмотря на возникающие препятствия и трудности. Необходимо также и тактическая подготовка лёгкой атлетики. Умение наблюдать и выделять главное в техническом движении. Двигательная память, зрительная, слуховая и эмоциональная память.

Аббревиатура «самбо» расшифровывается как «самооборона без оружия». Этот вид единоборства и стар как мир, и весьма молод, потому что постоянно обогащается новыми идеями. Отвечая на вопрос, откуда же взялась борьба «самбо», можно утверждать: прародительницей данного вида борьбы стала японская система дзюдо.

Самбо позволяет раскрыть спортсмену индивидуальность. Для каждого в арсенале самбо есть то, что может сделать его непобедимым, так как в самбо поощряются творческие способности учеников, позволяющие проводить приём с индивидуальными особенностями того или иного спортсмена. Для самбиста необходимо иметь прекрасную координацию движений, чему способствуют акробатические движения, гибкость и ловкость, также необходимы взрывная сила и выносливость. Важную роль в успешном выступлении самбиста играет тактическая подготовка и распределённое внимание, что позволяет грамотно вести борьбу и контролировать ситуацию на ковре. Так как самбо это вид спорта, где идёт непосредственное противоборство, основанное на жёстком физическом контакте в совместно-индивидуальных действиях, борец должен обладать восприятием движения собственного тела в пространстве. Умение наблюдать и вести наблюдение за действиями соперников и своими собственными позволяет находить и вычленять наиболее важные моменты в технике. Особую роль на занятиях самбистов играют двигательная, тактильная, вестибулярная память, эмоциональная память, зрительная и слуховая. Все эти психологические особенности формируются в процессе постоянных систематических тренировок, что достигается целеустремлённостью, настойчивостью и упорством в достижении вначале мечты, а потом и цели спортивной деятельности. Для систематического занятия спортом в нашей стране существуют спортивные детско-юношеские школы.

История возникновения бокса уходит в далекий V век до нашей эры. Вначале своего возникновения это были кулачные бои, в которых выявляли сильнейшего. Со временем в боксе появились свои правила ведения боя и соответствующая экипировка, в частности на руках у боксеров появились перчатки значительно смягчающие удар. Но даже эти изменения не сделали этот вид спорта менее жестким. Во время поединка боксеры действуют на фоне сильного психического напряжения, характерного для любого единоборства. Угроза сильного удара делает бокс особенно острым и предъявляет повышенные требования к целому ряду психических процессов, качеств и состояний спортсмена.

Боксер во время поединка воспринимает большой объем информации о намерениях и действиях соперника, обстановке боя и т.д. Он должен мгновенно перерабатывать эту информацию, оценивать ситуацию, выбирать из массы технико-тактических действий то, которое наиболее соответствует ей. Отсюда - повышенные требования к таким психическим процессам, как восприятие, память, представление, мышление, к определенным свойствам внимания. Бои выдающихся боксеров свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки, точном расчете времени и дистанции, умении находить нужный момент для ударов и защит, оптимальном распределении мышечных усилий, быстром и точном тактическом мышлении.

Среди различных видов восприятий для бокса наиболее существенны восприятия пространственно-временных характеристик движений (собственных и противника), специализированные восприятия (чувство дистанции, чувство времени, чувство темпа), мышечно-двигательные восприятия при непосредственном контакте с противником. Спортсмену приходится воспринимать информацию не только о действительных намерениях и действиях соперника. В потоке информации большое место принадлежит сигналам о всевозможных ложных действиях. Правильная их оценка позволяет не только не реагировать на них, но и точно воспринимать все ситуации, «чувствовать бой», принимать решения как осознанно, так и интуитивно.

Восприятия обстановки боя имеют избирательную направленность, т. е. зависят от установки боксера: например, обыграть противника по очкам, ведя контратакующий бой, опередить соперника встречными контрударами, стремиться «поймать» его на нокаутирующий удар и т. д.

Точность восприятий во многом определяется свойствами внимания. Искусный боксер распределяет внимание на положение соперника, направление и скорость движений, скорость, силу и темп ударов, расстояние до соперника и на такие же характеристики собственных действий. При этом некоторые элементы восприятия являются решающими в данное время и находятся в центре внимания спортсмена.

В бою боксер часто неожиданно переходит от ударных действий к защитным, и, наоборот, от маневрирования к атакам и контратакам - в этих случаях требуется большая быстрота переключения внимания.

Мгновенное восприятие боксеров всех элементов тактической ситуации представляет собой сложный процесс взаимодействия различных анализаторов, в котором ведущую роль играют зрительный и мышечно-двигательный. Обычно, наблюдая за соперником, боксер обращает внимание на его руки, характер передвижения, положение ног, взгляд, мимику, стремясь уловить начало ударных действий и отличить финт от действительного удара. Эффективность такого наблюдения зависит от распределения внимания.

По склонности к той или иной стратегии боя с использованием определенных механизмов мышления можно условно разделить всех боксеров на три типа.

У боксеров первого типа преобладает процесс мысленного создания готовых технико-тактических решений и все дальнейшие действия направлены на то, чтобы найти момент, наиболее подходящий для осуществления задуманной акции. Наиболее часто такой тип мышления встречается у спортсменов, имеющих один «короткий» удар.

Представители второго типа обычно задумывают одновременно две-три тактические модели и осуществляют ту из них, которая соответствует реальной обстановке. Например, боксер строит поединок в расчете атаковать серийно в голову, а если соперник найдет этому противодействие, перевести атаку акцентированными ударами в туловище.

Наконец, боксеры третьего типа почти не рассчитывают возможных вариантов развития тактической ситуации и задумывают, например, только атаку, не представляя себе, какое конкретное развитие она получит. Если у спортсменов первого типа ориентировочная часть деятельности играет второстепенную роль и все зависит от качества исполнения, то у представителей третьего типа картина прямо противоположная.

Склонность к той или иной стратегии поведения на ринге обусловливается и особенностями нервной системы спортсмена. Неумение быть готовым к любому развитию событий приводит к тому, что боксер, увлеченный подготовкой собственной атаки, легко может быть застигнут врасплох. Больше всего этим страдают боксеры с неуравновешенной нервной системой, у которых из-за чрезмерной эмоциональной возбудимости готовность к атаке становится настолько преобладающей, что исключает расчетливое ожидание атакующих действий со стороны противника.

Уровень представления и воображения определяет успешное изучение и совершенствование сложных технико-тактических действий; способствует созданию интересных тактических новинок и подбору оригинальных методов тренировки; помогает правильно «настроиться» на бой, учесть все возможные его нюансы.

Принятие решения в бою и его реализация требуют высокого развития волевых качеств. Поддержание высокого темпа боя требует целеустремленности, активности и настойчивости; быстрый переход от ложных действий к атаке, а от нее к защите и контратаке - решительности и инициативности; противодействие чужой манере ведения боя и навязывание своей - активности; вызов на атаку и последующая контратака - смелости; соблюдение спортивного режима, выполнение всех указаний тренера - дисциплинированности.

Боксер сможет полностью реализовать свои психические качества в бою в зависимости от того, насколько устойчив он к воздействию стрессовых факторов соревнования, насколько напряжение соревновательной борьбы, сильные эмоции стимулируют проявление положительных черт бойца. Речь и о влиянии психических состояний на деятельность боксера.

Первые соревнования по плаванию проводились в Древней Греции. По началу они носили прикладной характер. Однако со временем в плавании выделились определенные дистанции, на которых спортсмены показывают свои физические и психологические возможности.

Плавание осуществляется в водной среде, где температура - 25,5-28,50С, это существенно влияет на работоспособность пловцов.

Кроме того, плавание характеризуется горизонтальным положением тела пловца, что существенно влияет на работу сердца и легких - не тратится энергия на поддержание положения тела в вертикальном положении. Все это позволяет пловцу длительно выполнять большой объём работы, которую на суше выполнять не может. Однако для начинающих пловцов есть ряд психологических барьеров таких как страх погружения под воду и нахождения пловца под водой длительное время, прыжки в воду с тумбочки и с вышки. Еще один не мало важный момент которы необходимо преодолвать юным пловцам то, что возможности ориентировки спортсмена в воде значительно хуже чем на суше. Обучаемые плохо различают направление своего движения в воде, а также не всегда видят и слышат тренера. На тренировочных занятиях пловцам приходится преодолевать большие расстояния, но из-за того, что пространства для перемещения ограничены (длина дорожки 25-50м) они вынуждены многократно выполнять повороты и плыть в обратную сторону (50-200 раз) для выполнения такой работы необходима выдержка, терпение, целеустремленность.

Лыжный спорт самый массовый и доступный вид спорта для жителей России в зимнее время года. Но чтобы хорошо кататься на лыжах необходимо обладать чувством равновесия, достаточным для выполнения скольжения на одной лыже; координацией необходимой для управления лыжами при движении по лыжне и для согласования работы рук и ног. В процессе выполнения комплексов упражнений у спортсменов возникает и совершенствуется «чувство снега» Это не только сцепление лыж со снегом, но и умение воспринимать неровности лыжни, склоны изменения скольжения (даже кратковременные), плотность снега и лыжни, её извилистость и тому подобное. Большое внимание следует уделять волевой подготовке юных лыжников, так как этот вид спорта требует огромной общей и специальной выносливости. Волевые качества в полной мере проявляются при преодолении трудностей, которые возникают в объективных условиях тренировок и соревнований. Для юных лыжников-гонщиков такими трудностями являются овладение техникой лыжных ходов, выполнение большой по объёму работы, развитие силы и умение распределять их на дистанции, тренировки в оттепель, морозы, метель, преодоление сложных спусков. Для преодоления этих трудностей лыжники должны обладать выдержкой, смелостью, решительностью, настойчивостью и упорством.

Мы не можем получить полное представление о спортсмене, базируясь только на уровне потребления кислорода, запасах гликогена и биомеханических измерениях… Главное, что нужно принять во внимание, – это психология, понимание тех личностных качеств, которые определяют высшие достижения в спорте. Если спортсмен способен управлять стрессом, устойчив к помехам и умеет адаптироваться к изменяющимся условиям, то мы имеем полный набор… Исследования и прикладные разработки должны проводиться комплексно, с учетом различных аспектов, но особенно психологических.

Питер Снелл, трижды олимпийский чемпион, доктор физиологии

Пройдя путь большого спорта, мы серьезно не задумывались о роли психологии в подготовке спортсменов высокого класса, не уделяли должного внимания индивидуальному подходу, взаимоотношениям тренера и спортсмена, в чем сильно проигрывали. Нередко одержимый тщеславием тренер мнит себя психологом. Позже, оглядываясь назад, с горечью замечаешь, что многие молодые талантливые спортсмены почему-то не дошли до своей цели. <…> Роль психолога в команде у нас принижается, но на практике мне приходилось прибегать к его помощи. Считаю, что, используя рекомендации и советы психолога, удалось не только сохранить многих спортсменов в команде, но и добиться значительных результатов. <…> Даже косвенное соприкосновение с психологической наукой – через общение с психологом – дало повод многое переоценить, увидеть ее огромные возможности.

Хмелев А. А., заслуженный тренер СССР

Раньше я очень ревностно относился к появлению чужого человека в сборной. Считал, что я сам лучший психолог. Также до меня думал Гайич. Но видно, не справляюсь… Я могу рассказать о важности матча. Аубрать чувство ответственности за результат, которое убивает искры в глазах, не получается… Мы с моим помощником пойдем на специальные курсы. Может, после них проще будет понять психолога. А то порой обращаются какие-то люди, а ты не понимаешь, что они делают и зачем. Так было в «Динамо», когда ребятам предлагали вместе кубики складывать, парашют разбирать, чтобы командой себя почувствовать. Но для меня очевидно: психолог команде необходим.

В. Олекно, главный тренер сборной мужской команды России по волейболу

Предмет психологии спорта. Психология спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Кратко можно сказать, что психология спорта – это наука о человеке в сфере спорта. Необходимость появления этой науки обусловлена специфическими условиями спортивной деятельности, прежде всего стремлением к максимальным достижениям, состязательностью (стремлением к победе), большими, а иногда и предельными, физическими и психическими нагрузками.

Психология спорта как научная и учебная дисциплина включает в себя ряд общих испециальных разделов, это:

1) мотивы спортивной деятельности;

2) психологические основы ориентации и отбора в различные виды спорта и психодиагностика склонностей и способностей;

3) психомоторика;

4) психология обучения и воспитания в спорте;

5) психологические особенности физической, технической и тактической подготовки спортсменов;

6) психологические особенности личности спортсменов;

7) психология спортивного коллектива;

8) состояния спортсмена и их психорегуляция;

9) стили спортивной деятельности;

10) психологические особенности личности и деятельности тренеров;

11) психологические особенности личности и деятельности спортивных судей;

12) психологическая характеристика различных видов спорта;

13) психологическая характеристика болельщиков.

К сожалению, не все перечисленные аспекты изучены одинаково полно. Например, к изучению психологических особенностей болельщиков психологи приступили только недавно, а психология спортивного судейства до сих пор остается практически нетронутой темой.

Методы, используемые в психологии спорта для изучения психологических особенностей спортсменов, тренеров, спортивных команд, такие же, как и в общей психологии. Их разделяют на четыре группы: организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа.

Организационные методы определяют стратегию исследования и включают в себя сравнительный (включая сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов) и лонгитюдинальный.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий между спортсменами различных видов спорта, игровых амплуа, пола, квалификации, специфики тренировочного процесса и других факторов.

Лонгитюдинальный метод используется с целью длительного (в течение нескольких месяцев и лет) прослеживания психического и психомоторного развития одного и того же спортсмена или группы спортсменов. Он дает возможность наглядно и в динамике проследить влияние спортивной тренировки на изменение психологических особенностей спортсменов.

Эмпирические методы весьма разнообразны и включают в себя объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и психодиагностику.

Объективное наблюдение имеет целью изучение различных поведенческих, эмоциональных проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировках, соревнованиях, сборах). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной (магнитофона), стенографической или протокольной записи, технических средств (видеоаппаратура). Наблюдение должно проводиться по заранее составленным плану и схеме. Оно должно быть систематическим, что обеспечит относительно полный сбор материала по интересующему вопросу.

Самонаблюдение является способом самопознания и используется спортсменами при анализе своих состояний, поступков, техники выполняемых движений с целью совершенствования. Самонаблюдение тоже должно носить систематический характер, стать для спортсмена привычкой. Результаты должны фиксироваться в дневнике для возможности осуществления качественного самоанализа.

Экспериментальный метод имеет две разновидности – лабораторный и естественный эксперименты:

Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях, оборудованных сигнализационными и регистрационными приборами и аппаратами (рефлексометром, кинематометром, тремометром и пр.);

Естественный (полевой) эксперимент организуется в естественных условиях (на тренировке, соревнованиях) и имеет две разновидности – констатирующий и формирующий. При этих видах экспериментов также используется аппаратура (переносная или дистанционная).

Психодиагностические методы направлены на выявление склонностей, отдельных способностей и одаренности спортсмена в целом, имеющихся у него типологических особенностей свойств нервной системы и темперамента, свойств личности, диагностики состояний (предсоревновательных, соревновательных и послесоревновательных), изменения психологических параметров после нагрузок. Эти методы могут использоваться для: отбора кандидатов в команды, выбора адекватного для данного спортсмена вида деятельности и игрового амплуа, а также стиля деятельности.

Методы количественно-качественного анализа используются для математико-статистической обработки полученных в исследовании данных и содержательного их анализа.

Краткий экскурс в историю возникновения и развития психологии спорта

Термин «психология спорта» введен в научный обиход русским психологом В. Ф. Чижем (см.: Психология спорта. СПб., 1910), хотя еще раньше, в самом начале XX века, это понятие использовал в своих статьях и основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне (Швейцария) был организован конгресс по психологии спорта, и с этого момента рассматриваемая наука получила официальный статус. Однако слабое развитие спорта не способствовало и быстрому развитию науки, которой занимались лишь отдельные ученые, в основном в США, Германии, СССР. В нашей стране зачинателями психологии спорта были А. П. Нечаев, опубликовавший в 1927 году монографию «Психология физической культуры», А. Ц. Пуни, З. И. Чучмарев, П. А. Рудик. В довоенные годы были разработаны программы спецкурса «Психология спорта» для институтов физической культуры.

Интенсивное развитие психологии спорта началось во многих странах после Второй мировой войны. Это было связано с ростом престижности спорта, а также борьбой двух политических систем – социалистической и капиталистической, стремившихся доказать свое преимущество, в том числе и через спортивные достижения.

Немногим позже стали регулярно проводиться Международные конгрессы по психологии спорта, в 1970 году был учрежден «Международный журнал по психологии спорта», в 60-х годах ХХ века возникли Европейская и Североамериканская ассоциации психологов спорта.

В нашей стране в 1952 году А. Ц. Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта, а затем появились монографии, посвященные исследованиям в этой отрасли психологии, авторами которых были Г. М. Гагаева, С. Ч. Геллерштейн, А. А. Лалаян, В. Г. Норакидзе, А. Ц. Пуни, О. А. Черникова. В последующие годы большой вклад в развитие психологии спорта внесли многие ученые: О. В. Дашкевич, Е. А. Калинин, Р. А. Пилоян, В. М. Писаренко, А. В. Родионов, О. А. Сиротин, В. А. Толочек, И. П. Волков, Г. Д. Горбунов, Т. Т. Джамгаров, Р. М. Загайнов, Ю. Я. Киселев, В. Л. Марищук, А. Н. Николаев, В. К. Сафонов, Б. Н. Смирнов, Н. Б. Стамбулова, Е. Н. Сурков, Ю. Л. Ханин, Б. А. Вяткин, А. Д. Ганюшкин, А. А. Лалаян, Ю. А Коломейцев и многие другие. Уже в течение десяти лет на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета осуществляется подготовка психологов по специальности «Спортивная психология».

В настоящее время психология спорта стала не только теоретической, но и практической дисциплиной, оказывающей существенную помощь спортсменам и тренерам в их стремлении достичь высоких спортивных результатов.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ

Чекашева Дарья Валерьевна

студент 1 курса, факультет мировой экономики СГЭУ,

РФ, г. Самара

Мокеева Людмила Алексеевна

научный руководитель, доцент СГЭУ,
РФ, г. Самара

Процессы глобализации самым непосредственным образом влияют на развитие спортивных технологий. По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой частью мировой цивилизации. Бурными темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в отдельную сферу деятельности. Спортивная наука все больше превращается в самостоятельную научную дисциплину, в которую вовлекаются специалисты из самых разных специальностей. Для мониторинга и анализа действий спортсмена используются самые последние достижения научной мысли - от микроэлектроники до молекулярной биологии. Непосредственным результатом научного прогресса являются изменения спортивной техники и достижение высших результатов, которые еще вчера казались немыслимыми. Повышение эффективности тренировочного процесса на каждом этапе тренировочного процесса может быть осуществлено только в результате объединения фрагментарных знаний, полученных тренерами, спортивными специалистами и учеными. Трудность создания концепции индивидуальной тренировки на данный момент состоит в отсутствии четкой интеграционной модели, обобщающей разрозненные достижения в разных сферах научной деятельности. Спортсменам и тренерам приходится сейчас работать в ситуации постоянных нововведений. Инновации, которые может использовать тренер, многообразны: новые методики спортивной тренировки, деловые игры, проблемное обучение, диалоговое преподавание и т. д. Повышение интеллектуального уровня тренеров, методистов и всех специалистов, работающих в спорте высших достижений, является первоочередной задачей всех ведущих спортивных держав.

Технологи в спортивной медицине

Система наблюдения за спортсменом во время тренировки Polar Team 2

В её разработке применялись технологии с успехом использованные ранее для on-line трансляций мировых велогонок Tour De France и зимних олимпийских игр в Ванкувере. Polar Team 2 (Рис. 1) создана, чтобы подарить тренеру полный контроль за тренировочной деятельностью его команды. Систему второго поколения уже применяют известные мировые футбольные клубы Real Madrid и Manchester United. Одно из важнейших преимуществ системы второго поколения, это возможность записи и контроля параметров тренировки в режиме реального времени для 28 спортсменов одновременно. Перед занятием тренер записывает информацию о будущей тренировке каждому игроку в его личный передатчик, причём это происходит с помощью беспроводной связи и до 10-ти передатчиков одновременно, что позволяет это сделать очень быстро и удобно. Далее во время тренировки, где бы не находился игрок, хоть на краю поля, тренер видит на экране своего карманного компьютера или ноутбука онлайн детальную информацию о нагрузке каждого спортсмена в виде значений его ЧСС, % от максимума, нахождении его в пределах установленных тренировочных зон или даже в виде специально разработанного показателя тренировочной нагрузки "Training load". Это даёт возможность тренеру постоянно контролировать нагрузку каждого спортсмена, сравнивать её с данными и графиками предыдущих тренировок прямо во время занятия и тут же видеть прогресс! Это позволит оптимизировать тренировочный процесс, внося во время занятия необходимые поправки в параметры нагрузки каждого игрока, делая выгодные замены и перестановки. А встроенная функция определения индивидуального времени восстановления после нагрузок поможет избежать травм и перетренированности! Комплект системы Polar Team2 состоит из :

· 10ти специальных передатчиков Polar wearlink со встроенной памятью для хранения значений пульса, как в off-line, так и on-line режиме, которой хватает до 360 часов тренировок в 5 сек интервале записи и 48 часов в режиме R-R интервалов. Важное преимущество передатчиков наличие заряжаемой батареи, ёмкости которой хватает на 30 часов онлайн записи и 400 часов в режиме оффлайн.

· Беспроводного зарядного устройства, позволяющего заряжать до 10ти датчиков одновременно. Время зарядки 12 часов.

· Базовой станции, позволяющей наблюдать за 84 игроками, 28 из них одновременно. Связь Bluetooth класс 1 с передатчиками в радиусе 100м и WiFi связь с компьютером. Батарея в станции является также заряжаемой со сроком использования 12 часов и временем зарядки 4 часа.

· Программного обеспечения для работы с компьютером и диска с обучающим курсом.

· USB dongle и сумка для переноски.

Датчик, определяющий силу удара по голове Reebok Checklight

Новая технология Reebok (Рис. 2) разработана специально для бокса, регби, американского футбола и т. п. Система напичкана высокочувствительными датчиками, которые замеряют силу удара по голове и сравнивают его с предельно допустимыми значениями, - как только обработка информации завершается, на специальном ярлыке появляется результат (зелёный, жёлтый или красный свет). Если загорается красный, спортсмену нужно срочно завершать соревнования и идти к врачам, жёлтый - пройти осмотр, зелёный - можно продолжать борьбу.

Определение возраста спортсмена по костям X-Ray Exam: Bone Age Study

X-Ray Exam: Bone Age Study (Рис. 3) используется в те редкие моменты, когда у федераций возникают сомнения по поводу настоящего возраста спортсменов: как правило, это касается выходцев из Африки и арабских стран, где часто меняют дату рождения в паспорте, чтобы иметь хорошие шансы попасть в достойный клуб или сборную своего возраста. Технология теста проста: спортсмен проходит стандартную магнитно-резонансную томографию, только сначала делается снимок всего тела, а затем - снимок обеих рук. После этого врачи по специальным признакам определяют возраст человека, однако, что это за признаки - точно не рассказывают. Обычно такие проверки касаются только одного спортсмена, но во время Юношеского чемпионата мира по футболу в 2005 году ФИФА проверила несколько сборных в полном составе. Также этот тест очень любит использовать мадридский «Реал». Правда, в эффективности X-Ray Exam: Bone Age Study в последнее время сильно сомневаются, например, группа индийских исследователей говорит, что определить точный возраст человека практически нереально - честнее говорить про приблизительные значения (17-19 или 25-40 лет).

3 D -модели тела и мышц

3D-технологии помогают врачам не только определять диагноз и степень серьезности повреждения, но и следить за процессом заживления и определять сроки возвращения спортсмена в строй. Это уже давно используется и в России. Вместе с магнитно-резонансной томографией готовится 3D-изображение (Рис. 4). Это гораздо более наглядно демонстрирует повреждение сустава, так проще выстраивать методику лечения. 3D-изображения также используются для изучения травм и способов их избежать. Например, весной 2013 года группа исследователей из Италии и США изучала типичную для бейсбола травму плеча: питчеры (игроки, бросающие мяч) надели на плечевой сустав специальные 3D-гироскопы, акселерометры и магнитометры и под наблюдением учёных бросали мяч. Получившаяся картинка показала, что при нарастании нагрузок у питчеров начинает развиваться плечелопаточный ритм движения - благодаря этому физиотерапевты начали работать над новой методикой лечения бейсболистов.

Криотерапия

Криотерапия (КТ) - совокупность физических методов лечения, основанных на использовании холодового фактора для отведения тепла от тканей, органов или всего тела человека, в результате чего их температура снижается в пределах криоустойчивости без выраженных сдвигов терморегуляции организма - давно и с успехом используется в спортивной медицине для лечения острых и хронических травм. С 90-х годов прошлого века в Европе, а в последнее время - и в России для этой цели используется новейшая технология - локальная воздушная криотерапия , для которой криоагентом служит осушенный атмосферный воздух с температурой -40°С. Мобильные установки серии "КриоДжет " (Рис. 5) немецкой фирмы "Crio Medizintechnik" - неотъемлемый атрибут оснащения не только любых отделений физиотерапии в Германии, но и баз ведущих европейских клубов по различным видам спорта. В нашей стране в ходе компетентных исследований уточнены параметры однократной процедуры и курса лечения, сформулированы показания и противопоказания, доказана высокая эффективность метода, что явилось решающей предпосылкой для стремительного роста его популярности в медицинских центрах. Основной задачей сегодняшнего дня следует признать внедрение локальной воздушной КТ непосредственно в спортивных клубах для максимально быстрой помощи спортсменам.

Вышесказанное относится и к другой новой технологии КТ, стандартная для спортивной медицины и реабилитологии США - длительная холодовая терапия (8-11 ч). Переносное устройство "Polar Care 500 " фирмы "Breg" включает термоконтейнер, насос, терморегулятор, блок питания и сменные аппликаторы, в том числе для спины и крупных суставов (коленного, голеностопного, плечевого и др.). Малогабаритный насос осуществляет непрерывную прокачку по замкнутому контуру ледяной воды, которая подается на мягкие криоаппликаторы, плотно закрепляемые на теле пациента. Холодовая терапия протекает в автоматическом режиме при поддержании заданной температуры в пределах 2 °С-21 °С . Пока неизвестная в России методика благодаря простоте проведения и высокой эффективности снискала широкую популярность за океаном, где она используется в спортивной медицине, травматологии и ортопедии, пластической и артроскопической хирургии.

Новейшая технология лечения холодом - общая воздушная криотерапия - кратковременное (2-4 мин) охлаждение всей поверхности тела пациента ламинарным потоком сухого воздуха с температурой от -60° С до -110 °С . Сегодня общая КТ применяется в Германии не только для лечения ревматических, вертеброгенных и кожных заболеваний, постстрессорных расстройств, но и для улучшения качества подготовки спортсменов, оптимизации физических нагрузок и процесса восстановления после них, полнейшего раскрытия биологических резервов индивидуума с главной целью - достижения все более и более высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья спортсменов. Исследования немецких ученых (Joch W., Fricke R., Uckert S.) позволили раскрыть механизмы влияния общей воздушной КТ на выносливость спортсменов, объективно доказав у испытуемых после 2,5 минутной процедуры в криокамере при – 110 °С повышение активности парасимпатической нервной системы и тесно с ней связанного хронотропного резерва миокарда, рост ударного объема и эффективности использования кислородной емкости крови в сочетании со снижением в ней концентрации молочной кислоты. Если учесть, что сегодня в ФРГ функционируют свыше 100 криосаун, то следует задаться вопросом, не с их ли широким использованием в ходе тренировочного периода связан всплеск высоких результатов немецких спортсменов в ряде видов спорта?

Технологии в спортивной экипировке

Профессиональный спорт требует особенной обуви. Разработка моделей для конкретных видов спорта, таких как теннис, баскетбол или бег, ведётся в спецлабораториях, где каждое технологическое решение тщательно проверяется опытным путём. В настоящее время ставка делается не только на ортопедические и динамические свойства обуви, но и на системы учёта индивидуальных показателей. Кроссовки с сенсорами - повседневная реальность профессиональных спортсменов. Сенсоры фиксируют вес, распределение давления и параметры движения. Информация собирается и анализируется с помощью специального программного обеспечения. Собранные данные могут использоваться для фиксации прогресса результатов спортсмена или для планирования роста результатов. Ещё в 1980-х годах корпорации-гиганты Nike, Reebok и Adidas выпустили модели кроссовок для баскетбола, которые заметно повлияли на такие качества спортсменов, как скорость и прыгучесть. Задав направление движения, баскетбольные кроссовки стали полигоном для экспериментов с технологиями, направленными на улучшение результатов. Сегодня компании-производители кроссовок имеют лаборатории, в которых изучаются свойства материалов, такие как амортизационные способности, терморегуляция и так далее. Индустрия спортивной обуви одной из первых взяла на вооружение персональные сенсоры физической активности, создав модели для профессиональных спортсменов.

Vibram Smart Concept Sole

Ещё одна компания, которая находится в авангарде разработки технологичной спортивной обуви, - Vibram. В прошлом году марка представила кроссовки с системой Smart Concept Sole (Рис. 6). Она предусматривает встроенные в кроссовки сенсоры, которые, помимо фиксации показателей спортсмена, таких как температура тела или постановка стопы, могут распознавать характер покрытия, замечать опасные участки и предупреждать хозяина световой индикацией. Управление кроссовками осуществляется с помощью смартфона.

Nike shoes

Компания Nike продолжает разрабатывать беговые кроссовки с усовершенствованной подошвой. Очередным новшеством стала модель LunarGlide 6 (Рис. 7). Секрет этой обуви - в ее динамической̆ поддержке стопы благодаря высокотехнологичной пене Lunarlon. В общем, открытия, которые вчера использовали лишь профессиональные спортсмены и космонавты, теперь продаются практически в любом магазине. Ещё один явный тренд в производстве спортивной обуви - технология Knit Shoes (Рис. 8). Задуманная ещё пару десятков лет назад технология эластичного плетения стала реальностью относительно недавно и мгновенно стала хитом среди легкоатлетов по всему миру. Технологии в производстве спортивной одежды могут принести значительную пользу только тем, что позволяют полностью контролировать физическую активность спортсмена, учитывая индивидуальные особенности конкретного человека. Персональный подход - принцип, успешно работающий при подготовке профессионалов от спорта. Тенденция развития спортивной одежды сейчас представляет собой путь к обеспечению максимально комфортных условий, в которых потенциал спортсмена сможет полностью раскрыться. Недавние громкие премьеры известных производителей наглядно демонстрируют, куда движется мысль создателей спортивной экипировки. Производитель спортивной одежды Under Armour в преддверии Олимпийских игр в Сочи презентовал костюм для спидскейтинга (Рис. 9), который заявлен как средство достижения новых мировых рекордов. Костюм разработан в сотрудничестве с Lockheed Martin, известными экспертами в области скорости и аэродинамики. 300 часов в аэродинамической трубе позволили конструкторам создать костюм, который сведёт к минимуму сопротивление воздуха. Ещё одно новшество костюма - особая зона в промежности. Как выяснилось, именно этот участок тела спортсмена подвержен трению, которое способно затормозить разгон. Материал ArmourGlide призван свести это трение к минимуму, позволяя выиграть драгоценные доли секунды. Марка Under Armour уже не в первый раз претендует на звание революционеров в производстве спортивной одежды. В 2002 году компания представила футболки ColdGear с системой HeatGear, которая регулирует вентиляцию тела в зависимости от температуры тела спортсмена. Впоследствии подобные технологии появились и у таких производителей, как Nike и Adidas.

Radiate Athletics

Технология, которая позволяет определять загруженность групп мышц, разрабатывалась в течение нескольких лет и в этом году, наконец, поступит в продажу. Выглядит Radiate Athletics (Рис.10) на редкость просто - как обычная футболка. Однако как только спортсмен надевает её и начинает выполнять упражнения, тело вырабатывает тепло и особенно загруженные группы мышц начинают выделяться яркими цветными пятнами. Так работает тепловизионная технология, механизм работы которой создатели пока держат в секрете. Известно лишь, что и здесь не обошлось без наследия НАСА. Главная ценность функции же состоит в том, что она позволяет грамотно распределять нагрузки, не поддаваясь на обманные ощущения организма.

Speedo LZR Racer

LZR Racer (Рис. 11) - пожалуй, самая скандальная технология в истории спорта. Костюмы, изобретённые компанией Speedo в сотрудничестве с НАСА, стали настолько эффективным способом увеличения показателей в плавании, что неоднократно вставал вопрос о запрещении использования новой технологии. Сделанная из смеси нейлона и эластана и содержащая водоотталкивающие панели ткань уменьшает сопротивление воды и позволяет пловцу двигаться быстрее. Ткань, которую назвали «кожа акулы», сегодня используется не только в производстве экипировки для профессиональных спортсменов. Гражданские версии гидрокостюмов и купальников доступны и пользуются большой популярностью во всём мире. Технология Speedo была признана «техническим допингом», так как практически лишала спортсменов, у которых не было таких костюмов, шансов на высокие места. В итоге LZR Racer попала под запрет: с 2009 года нельзя использовать костюмы, закрывающие всё тело и увеличивающие гидродинамические свойства тела.

«Умный» футбольный мяч adidas MiCoach

Для тех, кто пытается играть в футбол чуть лучше отличным подарком станет «умный» мяч adidas MiCoach (Рис. 12). Этот гаджет произвел настоящую революцию в тренировках на поле. Он поможет в отработке техники ударов и мощности, в совершенствовании точности изгибов и передач. Внутри мяча установлены датчики, которые как раз и определяют все вышеперечисленные параметры, а затем по каналу Bluetooth передают их на компьютер или смартфон. Благодаря этому вы можете посмотреть траекторию, силу удара и много чего еще. В общем, это настоящая черная магия.

Умные пищевые весы Prep Pad

Правильное питание и строгая диета - залог успеха любого спортсмена. Если у вас есть глаза, то, скорее всего, вы умеете ими пользоваться, но даже такое важное чувство, как зрение, не всегда может помочь в выборе продуктов. Другое дело - чудо-техника, как, например, весы Prep Pad (Рис. 13). В режиме реального времени они предоставляют анализ состава пищи, разделив его на белки, жиры, углеводы и другие компоненты. Весы работают в паре с приложением Countertop. Кстати, чтобы после ужина понять, правильно ли распределились в теле полученные белки и углеводы, стоит воспользоваться другими весами, уже для людей - Targetscale. Они помогут понять, сколько в организме жиров, воды, а также мышечной и костной массы.

Илона Южакова
2014-05-11 Просмотры: 16 336 Оценка: 5.0

Однажды человек сталкивается в жизни с такой ситуацией, когда появляются мотивы для самосовершенствования личности. Например: красивая соседка, предстоящий отпуск, свадебное путешествие, желаемое повышение на работе, предостережение врача, возможность получить контракт с оговоркой если… и т.д.

Мы становимся перед зеркалом и критично рассматриваем свое лицо и тело. И вот он момент истины. С понедельника запишусь в тренажерный зал или куплю домой хотя бы гантели – говорите вы себе. И если мотив достаточно силен вы начинаете действовать.

Однако у многих пыл проходит быстро, на самом деле в этом виноваты не вы, а те личностные особенности, которые заложены в каждом из нас. Предлагаю вашему вниманию небольшой психологический опус о том, как все же «неспортсмену», т.е. человеку, который не стремится сделать спорт своей профессией, стать спортивным и подтянутым. Как женщине поменять утягивающее белье на свои мышцы. Как юному влюбленному обрести вместе с мышцами уверенность в себе.

Психологи, которые занимаются тем, что тестируют профессиональных спортсменов, говорят нам о том, что все-таки есть определенные качества, которые присуще людям, чьим достижениям в спорте мы восхищаемся. Итак, топ-8 качеств профессионального спортсмена и «неспортсмена».

Спортсмен «Неспортсмен»
Высокие аналитические способности. Аналитические способности встречаются реже.
Твердость характера. Такие люди способны «держать себя в руках», адекватно реагировать на разные ситуации, в том числе связанные с эмоциональными перегрузками. Они независимы и о таких говорят «знают что хотят». Мягкий характер. Таким людям свойственна лишняя эмоциональность, чувствительность, часто такие люди называют себя творческими личностями.
Низкий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности. Склонность к необоснованному страху, волнениям.
Уверенность в себе. Неуверенность в себе. Спорт такими людьми рассматривается как возможность внешне измениться. Например, значительно увеличить мышечную массу. И тем самым, компенсировать неуверенность в себе.
Много внимания уделяют своей внешности, здоровью. Периодически недоволен своим животиком)))
Авторитарность. Такие люди любят не только руководить и подчинять, но и сами способны подчиняться, выполнять указания. Низкие авторитарные потребности. Не хочет подчинять и подчиняться. Плохо смиряется с ограничением свободы.
Эмоциональная устойчивость, самоконтроль. Эмоциональная неустойчивость.
Экстраверсия. Это люди, которые легко идут на контакт. У них достаточно высокая самооценка. Они уверенны в себе, общительны. Стремятся свою жизнь делить с другими людьми. Интроверсия. К интровертам относят людей, которые стремятся к уединению. Им сложно наладить быстро контакт. Не любят говорить о своих чувствах, все «держат в себе».

Однако исследователи утверждают, что если «неспортсмен» является физически активным человеком, то зачастую выявить личностные различия не получается. Дело в том, что такие «неспортсмены», занимаясь каким-либо видом спорта, приобретают соответствующие характерные черты. Характер «закаляется», человек становится сдержаннее, увереннее в себе. Когда занятия спортом продолжались все более длительный период – положительные изменения становились все более заметны.

Таким образом мы можем сделать вывод: что если вы не профессиональный спортсмен и ваши личностные особенности полностью или частично совпадают с характеристикой «неспортсмена», то для того чтобы вы могли эффективно тренироваться, вам нужны особые условия и особый подход.

Зачастую такие люди стремятся к . Или тренировкам с индивидуальным тренером, который умеет найти подход к таким людям. Возможно, им необходима даже профессиональная психологическая помощь. При правильном подходе к решению задачи такой «не спортсмен» сможет достичь всех поставленных целей: красивое тело, здоровый образ жизни, избавление от лишнего веса. Все это будет способствовать выработке таких новых личностных качеств как уверенность в себе, твердость характера и т.д. – круг замкнется.

Мы провели свое небольшое исследование с такими людьми на тему: что мешает им начать и какие рассуждения предшествуют действиям? Итак, вот что мы услышали:

- 80% опрошенных имеют негативный опыт посещения тренажерного зала. Неудивительно: с их набором личностных качеств тренироваться в толпе, рядом с профессионалами, с тренером, который вряд ли был с ними особо деликатен - вообще не вариант.

Все они мечтают о домашних тренировках, но не могут найти тренажер, который бы отвечал их требованиям: универсальный, компактный, безопасный, классический, надежный, легкий в использовании.

- 15% считают, что им очень сложно изменить свой режим дня, все равно приходится отказываться от тренировок в пользу чего-либо. Так стоит ли начинать…Впрочем, иногда они все же забегают в тренажерку.

- 5% - те, кому мешает все (плохой зал, плохой тренер, мышцы не растут, жир не плавится и т.д.). Видимо это самые ярко выраженные «не спортсмены».

Итак, дорогие «неспортсмены», желающие любить и быть любимыми, замотивированные и не очень… ваши шаги:

1. Глубокий анализ своей личности (кто я? какой я? что могу? что хочу?). Делаем сами или обращаемся к профессиональному психологу.

2. , удовлетворяющий требованиям, о которых говорили большинство опрошенных людей (например, всем этим требованиям соответствует российский силовой тренажер «С1»).