Выбор вида спорта для ребенка. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Представляем Вашему вниманию интервью с Ильдусом Ильясовичем Ахметовым, директором учебно-научного центра Поволжской академии спорта, доктором медицинских наук, подготовленное газетой «БИЗНЕС Onlinе» . Ученый рассказал о том, как генетика влияет на успех спортсмена и новых медицинских технологиях в спорте высших достижений:

Тезис о том, что чемпионами становятся, задействовав один процент таланта и 99% пота сейчас не актуален

Если говорить теоретически, мы привыкли к формуле что чемпионов - это один процент таланта и 99 процентов пота. С применением спортивной генетики эта формула изменилась.

Да, она была действенна в начале прошлого века, когда конкуренция в спорте была низка, и стать чемпионом можно было только за счет «пахоты» на тренировках. Сейчас фактор труда никто не отменял, но надо понимать, что на одно место олимпийского чемпиона претендуют миллионы занимающихся данным видом спорта, и все они на тренировках не бьют баклуши. Следовательно, в дело вступают гены, до 70 процентов определяющие будущего чемпиона в личных видах спорта, и до 50 процентов - в командных видах спорта. Сочетание идеальных генетических параметров, указывающих на развитие физических и психических качеств и способно предопределить появление чемпиона в том или ином виде спорта.

Можно ли объяснить на генном уровне предрасположенность к тому или иному виду спорта тех или иных рас? Для примера, практически отсутствуют сильные спринтеры, немного стайеров и практически нет марафонцев с белым цветом кожи. В свою очередь, в шахматах нет негроидов. В теннисе, за спиной Серены и Винус Уильямс практически нет спортсменов с темным цветом кожи. Да и за всю историю этого вида спорта, чернокожих теннисистов можно перечислить по пальцам: Яник Ноа, Маливай Вашингтон, Зина Гаррисон. Или, переходя от рас к национальности, евреев-шахматистов великое множество, а евреев-боксеров... У вас есть ответ?

Это один из предметов исследования спортивной генетики. Яркий пример тому, создание международного центра по изучению феномена эфиопских, кенийских бегунов-стайеров и марафонцев, а также ямайских и американских спринтеров западноафриканского происхождения. Не секрет, что представители либо выходцы из этих стран и задают тон в названных мною дисциплинах легкой атлетики. Исследования показали, что, помимо генетики, на подобные феномены влияют и средовые факторы. Было выявлено, что кенийцы и эфиопы имеют преимущество над представителями остальных народностей в развитии выносливости, как на генном уровне, так и по условиям окружающей среды. Что это? Они, как популяция, адаптированы к стайерским и марафонским дисциплинам, как жители среднегорья. Там нехватка кислорода, но организм очень эффективно вырабатывает энергию, что позволяет человеку адаптироваться к имеющимся условиям. Гипоксия стимулирует постоянную выработку гемоглобина, и он у местных жителей очень высокий. Плюс есть определенные особенности в питании, и, главное, предрасположенность не к чему-либо, а к бегу. Например, каждый местный кенийский школьник в день пробегает, в среднем, по десять километров. Когда мы говорим - сходи в магазин за хлебом, там родители говорят своим детям - сбегай, не признавая другого способа передвижения. И там люди тренируют свои возможности, вольно или невольно, с самого раннего детства. Тем более, что представители популяции обладают легким скелетом, бегать таким - одно удовольствие, причем, не энергозатратное, потому, что стиль бега у них очень экономный. Плюс у них по мышечному строении - очень высокий процент медленных мышечных волокон, что влияет на выносливость. Как результат: вам нужны стайеры, выбирай, не хочу.

Это восточно-африканский блок. Есть западный блок, это ямайцы и афроамериканцы. Это другая история, крупное телосложение, мощные конечности, большой процент быстрых мышечных волокон, все то, что является фундаментом для развития в человеке спринтерских качеств. На Ямайке 50 процентов жителей склонны к спринту, то есть, половина их жителей. Когда в России процент людей, склонных к спринту, составляет не более 15 процентов.

Еще в советские времена было определено, что 30 процентов россиян склонны к видам спорта на выносливость. 45 процентов - игровики, единоборцы, и спортсмены, занимающиеся видами спорта, где необходимо равное соотношение разных качеств. 15 процентов спринтеров и тяжелоатлетов, людей, представляющих скоростно-силовые виды спорта. И 10 процентов универсалов, которые могут найти применение себе в любом виде спорта. Там, где качества спортсмена плохо тренируется, там вклад генетики огромен. Это гимнастика, тяжелая атлетика, спринт, там без генетики никак не обойдешься. А вот в игровых видах и единоборствах несколько иная ситуация. Тот же бокс представляет из себя два вида крайности, которые можно обозначить, как Мохаммед Али и Майк Тайсон. Боксер-игровик, и боксер-нокаутер. Что касается расовых моментов, то наукой уже давным-давно доказано, что в части развития умственной деятельности разницы между белыми, черными или желтыми нет. В этом вопросе действует фактор среды. В Европе, к примеру, образование банально качественнее, чем в Африке, да и традиции той же игры в шахматы значительно крепче. Научной базы у расизма нет!

Спортсмен подвергается риску внезапной смерти в четыре раза чаще, чем обычный человек

Есть такой тезис, что сейчас вырос средний уровень спортсменов, но все меньше попадается среди них спортсменов-уникалов?

Нынешний рост спортивных результатов обусловлен новыми методиками тренировки, фармакологией, восстановительными технологиями и хорошим отбором на ранней стадии занятий спортом. И с позиций генетики, мы ожидаем дальнейший рост мировых рекордов, только на основании того, что нынешние уникальные спортсмены не обладают абсолютно идеальным набором генов. Расчеты показывают, что генетический потенциал наших рекордсменов мира находится на уровне 70-80 процентов от максимально возможного значения.

То есть, возникает следующий вариант. К примеру, родители двух выдающихся прыгунов с шестом Сергея Бубки и Елены Исинбаевой, практически не были связаны со спортом, и результаты этих двух выдающихся легкоатлетов современности - целиком и полностью заслуга их, их тренеров, но никак не генное вложение родителей. Следовательно, для получения практически гарантированного рекордсмена мира по прыжкам с шестом необходим ребенок от двух великих прыгунов?

Теоретически - да. Уйдя от человеческой конкретики, возьмем в качестве примера исследования на крысах. Собрали группу крыс, одни из которых были более выносливы, другие - менее. Спарили выносливых с выносливыми, слабых со слабыми, и обнаружили результат, что потомки выносливых крыс стали выносливее, чем их родители. Через 6 поколений разница в показателях выносливости между двумя группами составляла 170 процентов, а через 18 поколений уже 615 процентов. Что касается потомков слабых крыс, то они уже приближаются к вымиранию за счет накопления генетических особенностей, ухудшающих состояние сердечно-сосудистой системы. Если говорить об исследованиях на людях, то ребенок в семье, где один из родителей серьезно занимался спортом, на 50 процентов предрасположен к тому, чтобы стать выдающимся спортсменом. При условии, что оба родителя профессионально занимались примерно одним и тем же спортом, вероятность того, что их ребенок будет успешным в спорте повышается до 75 процентов.

К сожалению, средства массовой информации, освещающие спортивную тематику, вспоминают о ее медицинской составляющей, чаще всего, при очередном негативном факте. Пойманном на приеме допинга спортсмене, тяжелой травме или, того хуже, летальном исходе звезды спорта. Так, кстати, было перед двумя последними летними Олимпиадами 2008 и 2012 годов, когда незадолго до Игр уходили из жизни знаменитый гребец из Венгрии Дьердь Колонич (перед Пекином-2008) и норвежский пловец Дале Оэн (перед Лондоном-2012). Россия не забудет ушедшего на взлете своей карьеры хоккеиста Алексея Черепанова. Что надо делать для того, чтобы подобные случаи никогда не повторялись, либо, их количество было сокращено для минимума?

В медицине этот термин носит название синдром внезапной смерти. Частота встречаемости составляет примерно одну смерть на 200 тысяч спортсменов в течении одного года. Если сравнить с той же возрастной группой людей, но не занимающихся спортом профессионально, то подобное происходит в четыре раза чаще. Получается, что профессиональные занятия спортом у некоторых спортсменов могут спровоцировать летальный исход. Причин много, но в 95 процентах ими являются патологии сердечно-сосудистой системы. Причем, часть этих патологий может быть врожденной, а часть - приобретенной, вызванной серьезными физическими нагрузками. Для обычного человека такая патология может пройти практически незамеченной. Но у небольшой части спортсменов сердце не способно адекватно реагировать на нагрузки, что и приводит в редких случаях к сердечно-сосудистой недостаточности. Также удары в область сердца могут привести к фатальной аритмии, а впоследствии и к остановке сердца. Здесь важно заранее продиагностировать человека и иметь рядом реанимационную бригаду. Это может позволить завести сердце, и реанимировать человека. (В подтверждение слов Ахметова, в середине декабря бельгийские врачи реанимировали волейболиста национальной сборной Кристофа Хохо, у которого сердце остановилось прямо во время игры, - ред.). Системный подход, включающий в себя диагностику, профилактику и оказание первой помощи, позволяет побеждать в борьбе за жизнь спортсмена.

Что касается Черепанова, то, исходя из слов представителей клуба «Авангард», он не жаловался на сердце, а регулярные медицинские осмотры не выявляли каких-либо патологий. Одна из гипотез, связанных с его смертью, говорит о том, что он простудился, перенес некую инфекцию, которая привела к миокардиту - воспалению сердечной мышцы. Об этом диагнозе свидетельствуют данные судмедэкспертизы. Незалеченный миокардит спровоцировал увеличение размеров сердца. Возникла кардиомиопатия, чтобы было понятно, в народе это называется бычьим сердцем. Такое сердце нормально работать не может, а на пике физической нагрузки развивается сердечно-сосудистая недостаточность и смерть. Не было оказано нормальной первой помощи, и вся эта череда трагических событий привела к летальному исходу.

Людей с диагнозом «Миокардит» надо отстранять от занятий спортом до полного излечения. А тех спортсменов, которые имеют генетически детерминированную неадекватную реакцию сердца на физические нагрузки, лучше ориентировать на те виды спорта, где нагрузка поменьше, а пульс не достигает 190 ударов в минуту. Условно говоря, кёрлинг, бильярд, стрелковый спорт, боулинг, гольф и другие виды спорта с минимальной интенсивностью позволяют человеку заниматься ими, без всяких проблем со здоровьем.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта . Основная задача отбора - помочь ребёнку правильно выбрать вид спорта лля спортивного совершенствования.

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенном для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиции перспективы.

Необходимым условием первоначального отбора детей в детско-юношескую спортивную школу является проведение его после курса обязательного обучения детей началам видов спорта.

Желательно, чтобы такой курс включал не менее 30 уроков. Это обеспечивает не только овладение детьми полезными для жизни навыками, но и значительно повышает эффективность оценки перспективности детей. При отсутствии массового обучения легко ошибиться и принять лучше бегающих, плавающих или катающихся на катающихся на коньках или лыжах за более способных.

При начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений . Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. При определении способностей, например, нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта.

При начальном отборе в первую очередь необходимо ориентироваться на стабильные факторы, в малой степени зависящие от тренировочных воздействий. В наибольшей мере этим признакам отвечают морфологические показатели: Продольные размеры тела, относительная длина верхних и нижних конечностей, туловища. В определённой степени наследуется и так называемая активная масса тела (мышечный компонент состава тела).

С измерений тотальных размеров туловища в сочетании с визуальной оценкой внешнего вида ребёнка и необходимо начать оценку его перспективности.

В спортивной практике выработались определённые представления об «анатомическом типе» спортсмена (рост, телосложение, вес), характерном для каждого вида спорта. Такие виды спорта как , академическая гребля, прыжки в высоту с разбега, требуют роста, значительно превышающего средний рост населения. В , фехтовании, современном пятиборье – рост желателен. В , конькобежном спорте, беге, велоспорте рост не имеет существенного значения. В , нет крайних типов телосложения, в то время как рост гимнастов, фигуристов-одиночников ниже среднего роста населения. Наиболее прогностичными показателями «взрослого роста» являются длина стопы и кисти.

Наряду с ростом большую роль в ряде видов спорта играет вес тела. Это относится прежде всего к видам спорта, требующим больших силовых возможностей (тяжёлая атлетика, легкоатлетические метания).

В видах спорта, где решающую роль играют функциональные возможности аэробной системы энергообеспечения (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, плавание, велосипедный спорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценить показатели жизненной ёмкости легких (ЖЕЛ), максимальное потребление кислорода (МПК).

Двенадцатилетние подростки, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь показатель ЖЕЛ – не менее 3000 – 3500 см³, МПК – 47 – 50 мл/кг/мин.

В последние годы при отборе перспективных спортсменов всё шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит предрасположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает большого влияния на сократительные свойства волокон различных видов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически. На рис. 1 приведены соотношения различных мышечных волокон, характерные для спортсменов высокого класса, специализирующихся в различных дисциплинах циклических видов спорта

Оптимальное соотношение БС- (1) и МС- волокон (2) мышц в площади поперечного среза скелетной мышцы спортсменов в зависимости от продолжительности соревновательного упражнения

Количество быстро сокращающихся (БС) волокон мышц у спринтеров очень велико и может занимать до 80 % общей площади поперечного среза скелетных мышц. У спортсменов, специализирующихся на средние дистанции, это соотношение изменяется, и их мышцы характеризуются примерно равным количеством волокон различных типов. В структуре мышечной ткани стайеров преобладают медленно сокращающиеся (МС) мышечные волокна, которые могут занимать до 80 – 90 % площади поперечного среза мышцы.

В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень двигательных способностей детей.

Показатели общей физической подготовленности юных волейболистов

Контрольные испытания (тесты) Мальчики 10 лет Мальчики 11 лет
Отлично Хорошо Удовлетв. Отлично Хорошо Удовлетв.
Бег на 30 м с высокого старта, с 5,3 и < 5,4 – 5,7 5,8 – 6,2 5,1 и< 5,2 – 5,5 5,6 – 6,0
Бег с изменением направления (6x5 м), с 12 и < 12,2– 12,4 12,5- 12,8 11,8 и < 11,9- 12,2 12,3- 12,6
Выпрыгивание вверх с места, см 40 и > 39 – 33 32 – 26 42 и > 41 -35 34 - 29
Прыжок в длину с места, см 180-165 164-159 149-140 186 и > 185-168 167-150
Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы двумя руками, м 11 и > 10-9 8-6 13 и > 12-10 9,8
Метание теннисного мяча, м 24 и > 23-20 19-16 26 и > 25-22 21-18

При этом предпочтение следует отдавать тем тестам, которые характеризуют двигательные способности, в значительной мере обусловленные природными задатками. В частности, особое вниманием следует отдавать тестам, позволяющим оценить скоростные качества, координационные способности, выносливость при аэробной и анаэробной работе.

Огромное значение при отборе детей имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важнейших условий достижения успеха в современном спорте.

Важным моментом осмотра детей во время отбора для занятий спортом является сопоставление их паспортного и биологического возраста. Хорошо известно, что от темпов полового созревания зависят различия в уровне развития детей одинакового паспортного возраста. Опыт же работы детско-юношеских спортивных школ свидетельствует, что часто имеет место отбор детей с ускоренным биологическим развитием, которые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития. У таких детей в возрасте 16 – 17 лет отмечается резкое возрастание функциональных возможностей различных органов и систем, в то время как у акселератов наблюдается стабилизация или снижение морфофункциональных возможностей.

Необходимо подчеркнуть, что при первичном отборе ориентация на показатели физической работоспособности является малопрогностичной. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепенными в процессе отбора. Практически бесполезны при первичном отборе неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые часто используют недостаточно квалифицированные тренеры. Применительно к циклическим видам спорта это, например, подтягивания в висе, отжимания в упоре лёжа, прыжки в длину с места, становая и кистевая динамометрия. Одновременно физические возможности в профильных качествах могут помочь в отборе детей, перспективных для занятий тем или иным видом спорта.

Окончательное решение о привлечении ребёнка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учёте какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комплексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несёт информации о перспективности юного спортсмена.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определённом виде спорта.

Поэтому в процессе предварительного отбора необходимо ориентировать на спортивные занятия каждого ребёнка, учитывая индивидуальные особенности и не упустить из вида одарённых детей, привить им интерес к спорту.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов - отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.).

Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональ-ные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой.

Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Спортивная ориентация - система организационно-методичес­ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали­зации юного спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.

Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно­сти - задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод­ных, исходя из требований вида спорта, - задача спортивного отбора.

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможность индивида достичь мастерства в одном из видов спортивной де-

ятельности. Слабое проявление свойств личности и качествен­ных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способнос­тей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортив­ной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характер­ных для системы отбора.

Способности - это совокупность качеств личности, соответ­ствующая объективным условиям и требованиям к определенной деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение. В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие отно­сительную легкость в овладении знаниями, умениями, навыками и продуктивность в различных видах деятельности), так и специ­альные способности (необходимые для достижения высоких ре­зультатов в конкретной деятельности, виде спорта).

Спортивные способности во многом зависят от наследствен­но обусловленных задатков, которые отличаются стабильнос­тью, консервативностью. Поэтому при прогнозировании спор­тивных способностей следует обращать внимание прежде всего на те относительно мало изменчивые признаки, которые обус­ловливают успешность будущей спортивной деятельности. По­скольку роль наследственно обусловленных признаков мак­симально раскрывается при предъявлении к организму занима­ющегося высоких требований, то при оценке деятельности юного спортсмена необходимо ориентироваться на уровень высших достижений.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных способностей предполагает выявление тех показате­лей, которые могут существенно изменяться под влиянием тре­нировки. При этом для повышения степени точности прогноза необходимо принимать во внимание как темпы роста показате­лей, так и их исходный уровень. В связи с гетерохронностью раз­вития отдельных функций и качественных особенностей имеют место определенные различия в структуре проявления способнос­тей спортсменов в разные возрастные периоды. Особенно отчет­ливо эти различия наблюдаются у занимающихся в технически сложных видах спорта, в которых высоких спортивных результа­тов достигают уже в детском и подростковом возрасте и в которых вся подготовка спортсмена, от новичка до мастера спорта между­народного класса, протекает на фоне сложных процессов форми­рования юного спортсмена.

Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. На основе массового просмотра де­тей в различных городах и сельских районах страны с помощью ЭВМ разрабатывается автоматизированная информационно-спра­вочная система для привлечения двигательно одаренных детей в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).

В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочные.

В таблице 42 приведены прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом просмотре и тести­ровании детей, а также при отборе юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

В таблицах 43 и 44 даны ориентировочные нормативы оценки физического развития и физической подготовленности юных спортсменов.

На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектов вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена. В таблице 45 пе­речислены требования, предъявляемые к занимающимся несколь­кими видами спорта, которые учитываются в процессе отбора детей и подростков в спортивные школы. В таблице 46 дана характеристи­ка тех качеств и морфофункциональных показателей, которые яв­ляются наиболее значимыми для отбора в определенном виде спорта.

Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

Медико-биологические исследования лают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена. В таблице 47 приведен комплекс контрольных ис­пытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности.

Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.

С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости - выполнение относи­тельно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть не­обходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тре­нировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.

Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффектив­ные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.

Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного под­хода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспектив­ности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).

На третьем этапе отбора с целью поиска перспектив­ных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подго­товки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревнова­тельной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с по­следующим их тестированием в ходе республиканских соревнова­ний для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.

На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-трениро­вочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следу­ющих показателей:

    спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);

    степень закрепления техники выполнения наиболее неус­тойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремаль­ных условиях;

    степень технической готовности и устойчивости спортсмена

к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятель- * ности.

По итогам соревнований, а затем и комплексного обследова­ния тренерские советы определяют контингент спортсменов, ин­дивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные со­ставы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего разви­тия физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигатель­ных навыков, способности к перенесению высоких тренировоч­ных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревно­ваниях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической под­готовленности; уровень спортивно-технической подготовленнос­ти; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.

Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не толь­ко сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в те­чение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответ­ствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уров­не результатов мастера спорта международного класса.

Фото Владимира Юрченко

1. Если в семье приняли решение о том, что сын или дочь должны серьёзно заняться спортом, то ориентироваться нужно прежде всего на интересы и возможности ребёнка. Неправильный выбор, занятия в секции под давлением родителей, «из-под палки» ни к чему хорошему не приведут.

2. У малышей очень сложно выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта. Лучше всего она видна в возрасте 5 - 7 лет, когда уже можно разглядеть их природные данные. Если пока не определились с выбором, попробуйте плавание, айкидо, ушу. Эти виды спорта не навредят растущему организму.

3. К серьёзным тренировкам в спортивных секциях могут приступать дети, которые достигли возраста, рекомендованного Федеральными стандартами по спортивной подготовке по тому или иному виду спорта . Например, для многих видов единоборств минимальный возраст, с которого допускаются тренировки, это 10 лет , для гимнастики и акробатики - 5-6 лет , для футбола - 8 лет , для лёгкой атлетики - 9 лет и так далее. Но что делать, если ребёнок не достиг рекомендованного возраста для выбранного вида спорта, а есть желание и способности? Отчаиваться не надо: начать спортивную карьеру нужно с группы общей физической подготовки с элементами выбранного вида спорта . Так малыш и к спорту будет приобщаться, и здоровье своё сохранит.

4. Что ещё нужно учесть при выборе спортивной секции? Во-первых, изучить медицинские противопоказания . Например, с плохим зрением нельзя заниматься единоборствами , особенно боксом, с бронхиальной астмой - бегом, с больной спиной - гимнастикой и т. д. Поэтому при зачислении в спортивную школу у вас обязательно попросят справку от врача о том, что у ребёнка нет противопоказаний к занятию тем или иным видом спорта. Если потом ребёнка отстранят от занятия в секции по медицинским показаниям, а он уже успел привыкнуть к залу и тренеру, завёл себе друзей, - для него это может стать тяжёлой психологической травмой.

5. Важны индивидуальные параметры каждого ребёнка - темперамент, рост, вес и даже свойства характера. Не надо отдавать пухленького мальчика в футбол , чтобы он сбросил вес - хороших результатов он не достигнет, да к тому же над ним будут посмеиваться другие дети. Пышную девочку не стоит вести в секцию художественной гимнастики - она станет объектом насмешек и просто физически не сможет выполнять многие гимнастические упражнения. Эмоциональные и импульсивные дети тяжело адаптируются к индивидуальным видам спорта , где требуются терпение, размеренность, монотонность - теннису, гимнастике, фигурному катанию. Их лучше отдать в командные игры , где они с радостью и на пользу организму будут выплескивать энергию.

6. Очень важный момент - территориальное расположение секции или спортзала. Долгая дорога на тренировку и с тренировки утомляет и отнимает время, а ведь ребёнку ещё нужно выполнить домашние задания, пообщаться с друзьями, отдохнуть. Обычно первыми устают от долгих поездок сами родители, сопровождающие детей. Ребята начинают пропускать тренировки, у них подсознательно формируется установка, что спорт ­ это не главное и без него можно прожить, а дисциплину можно нарушать. Со временем у ребёнка пропадает охота заниматься чем-либо и свой выбор он делает в пользу компьютера и улицы. Поэтому мы рекомендуем выбирать секцию так, чтобы дорога на тренировку занимала максимум 40-60 минут.

7. Не бойтесь пробовать! Пока ваш малыш не побывает на тренировке, не пообщается с тренером и другими ребятами в секции, трудно делать какие-то выводы. Отдали в одну секцию, а ему не понравилось? Смело отправляйтесь в другую. Но очень важно понять, что именно ребёнку не понравилось : сам вид спорта или отношение тренера, а может, у него конфликт с другими детьми? Обязательно прислушайтесь к мнению ребёнка, ведь это для него очень важно!

Елена Мельникова

Тестирование работоспособности и общего физического состояния сердечно сосудистой системы

Тестирование физической работоспособности лиц , занимающихся физкультурой и спортом в покое не отражает его функционального состояния и резервных возможностей, так как патология органа или его функциональная недостаточность заметнее проявляются в условиях нагрузки, чем в покое, когда требования к нему минимальны. К сожалению, функция сердца , играющего ведущую роль в жизнедеятельности организма, в большинстве случаев оценивается на основе обследования в состоянии покоя. Хотя очевидно, что любое нарушение насосной функции сердца с большой вероятностью проявится при минутном объеме 12-15 л/мин, чем при 5-6 л/мин. Кроме того, недостаточные резервные возможности сердца могут проявиться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки. Это относится и к скрытой коронарной недостаточности, которая нередко не диагностируется по ЭКГ в состоянии покоя. Поэтому оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы на современном уровне невозможна без широкого привлечения нагрузочных тестов.

Задачи нагрузочных тестов :


  • определение работоспособности и пригодности к занятиям тем или иным видом спорта;

  • оценка функционального состояния кардиореспираторной системы и ее резервов;

  • прогнозирование вероятных спортивных результатов, а также прогнозирование вероятности возникновения тех или иных отклонений в состоянии здоровья при перенесении физических нагрузок;

  • определение и разработка эффективных профилактических и реабилитационных мер у высококвалифицированных спортсменов;

  • оценка функционального состояния и эффективности применения средств реабилитации после повреждений и заболеваний у тренирующихся спортсменов.
Тесты на восстановление предусматривает учет изменений и определение сроков восстановления после стандартной физической нагрузки таких показателей кардиореспираторной системы, как частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), показания электрокардиограммы (ЭКГ), частота дыхания (ЧД) и многие другие. В спортивной медицине используются пробы В.В. Гориневсксго (60 поскоков в течение 30 с), проба Дешина и Котова (трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту), проба Мартине (20 приседаний) и другие функциональные пробы. При проведении каждого из этих тестов учитывают ЧСС и АД до нагрузки и после ее окончания на 1-й, 2-й, 3-й и 4-й минутах. К тестам на восстановление относятся и различные варианты теста со ступеньками (step-test).

В 1925 г. A. Master ввел двухступенчатый тест, где регистрируется также ЧСС, АД после определенного количества подъемов на стандартную ступеньку. В дальнейшем этот тест начал применяться для регистрации ЭКГ после нагрузки (A. Master а. Н. Jafte, 1941). В современном виде двухступенчатый тест предусматривает определенное, зависящее от возраста, пола и массы тела обследуемого количество подъемов на стантартную двойную ступеньку в течение 1,5 мин (табл. 1 ), или удвоенное количество подъемов за 3 мин при двойной пробе (высота каждой ступеньки 23 см). ЭКГ фиксируется до и после нагрузки.

Таблица 1. Минимальное количество подъемов (раз) на ступеньку в зависимости от массы, возраста и пола при пробе Мастера


Масса тела, кг

Возраст, лет

20-29

30-39

40-49

50-59

60-69

Число подъёмов на ступеньку

40-44

29 (28)

28 (27)

27 (24)

25 (22)

24 (21)

45-49

28 (27)

27 (25)

26 (23)

25 (22)

23 (20)

50-54

28 (26)

27 (25)

25 (23)

24 (21)

22 (19)

55-59

27 (25)

26 (24)

25 (22)

23 (20)

22 (18)

60-64

26 (24)

26 (23)

24 (21)

23 (19)

21 (18)

65-69

25 (23)

25 (21)

23 (20)

22 (19)

20 (17)

70-74

24 (22)

24 (21)

23 (19)

21 (18)

20 (16)

75-79

24 (21)

24 (20)

22 (19)

20 (17)

19 (16)

80-84

23 (20)

23 (19)

22 (18)

20 (16)

18 (15)

85-89

22 (19)

23 (18)

21 (17)

19 (16)

18 (14)

90-94

21 (18)

22 (17)

20 (16)

19 (15)

17 (14)

95-99

24 (17)

21 (15)

20 (15)

18 (14)

16 (13)

100-104

20(16)

21 (15)

19 (14)

17 (13)

16 (12)

105-109

19 (15)

20 (14)

18 (13)

17 (13)

15 (11)

110-114

18(14)

20 (13)

18 (13)

16 (12)

14 (11)

^ Гарвардский степ тест Оценка функции сердечно сосудистой системы

Гарвардский степ-тест (L. broucha, 1943) заключается в подъемах на скамейку высотой 50 см для мужчин и 43 см для женщин в течение 5 мин в заданном темпе. Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в 1 мин. Каждый цикл состоит из четырех шагов. Темп задается метрономом 120 ударов в минуту. После завершения теста обследуемый садится на стул и в течение первых 30 с. на 2-й, 3-й и 4-й минутах подсчитывается ЧСС. Если обследуемый в процессе тестирования отстает от заданного темпа, то тест прекращается. О физической работоспособности спортсмена судят по индексу гарвадского степ-теста (ИГСТ ), который рассчитывается, исходя из времени восхождения на ступеньку и ЧСС после окончания теста. Высота ступеньки и время восхождения на нее выбираются в зависимости от пола и возраста обследуемого (табл. 2 ).

Таблица 2. Высота ступеньки и время восхождения в гарвадском степ-тесте


Обследуемые

Возраст, лет

Высота ступеньки, см

Время восхождения, мин

Примечание*

Мужчины

Взрослые

50

5

-

Женщины

Взрослые

43

5

-

Юноши и подростки

12-18

50

4

Поверхность тела 1,85 м 2

Девушки и подростки

12-18

40

4

-

Мальчики и девочки

8-11

35

3

-

Мальчики и девочки

до 8

35

2

-

Индекс гарвардского степ-теста рассчитывают по формуле:

ИГСТ =Т x 100 / (f 1 +f 2 + f 3) х 2

Где Т - время восхождения в секундах, f 1 , f 2 , f 3 - частота сердечных сокращений (ЧСС) за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления соответственно. При массовых обследованиях можно пользоваться сокращенной формулой:

ИГСТ= Т x 100 / f x 5,5

Где Т - время восхождения в секундах, f- частота сердечных сокращений (ЧСС).

Подсчет облегчается при использовании табл. 3; 4; 5. Табл. 3 предусмотрена для определения ИГСТ у взрослых людей, если нагрузка была выдержана до конца (то есть в течение 5 мин).

Таблица 3. Таблица нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по полной форме у взрослых людей (t = 5 мин)


0

1

2

3

4

5

80

188

185

183

181

179

176

90

167

165

163

161

160

158

100

150

148

147

146

144

143

110

136

135

134

133

132

130

120

125

124

123

122

121

120

130

115

114

114

113

112

111

140

107

106

106

105

104

103

150

100

99

99

98

97

97

160

94

93

93

92

92

91

170

88

88

87

87

86

86

180

83

82

82

82

82

81

190

79

78

78

78

77

77

200

75

75

74

74

74

73

210

71

71

71

70

70

70

220

68

67

67

67

67

67

230

65

65

65

64

64

64

240

62

62

62

62

61

61

250

60

60

60

59

59

59

260

58

57

57

57

57

57

270

56

55

55

55

55

55

280

54

53

53

53

53

53

290

52

52

51

51

51

51

Сначала суммируют три подсчета пульса (f 1 + f 2 + f 3 + f 4 = ∑f), затем в левом вертикальном столбике находят две первые цифры этой суммы, а в верхней горизонтальной строчке - последнюю цифру. Искомый ИГСТ находится на месте пересечения указанных строк. Если подсчет пульса производился только один раз по сокращенной форме, то ИГСТ находят по значению этого подсчета аналогичным образом в табл. 4 .

Таблица 4. Таблица для нахождения индекса по гарвадскому степ-тесту по сокращённой форме у взрослых людей (t=5 мин)


0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

30

182

176

171

165

160

156

152

147

144

140

40

136

133

130

127

124

121

119

116

114

111

50

109

107

105

103

101

99

97

96

94

92

60

91

89

88

87

85

84

83

81

80

79

70

78

77

76

75

74

73

72

71

70

69

80

68

67

67

66

65

64

63

63

62

61

90

61

60

59

59

58

57

57

56

56

55

100

55

54

53

53

52

52

51

50

50

50

110

50

49

49

48

48

47

47

46

46

46

Табл. 5. облегчает расчет ИГСТ при неполном времени восхождения (сокращенная форма). В левом вертикальном столбике находят фактическое время восхождения (округленное до 30 с), а в верхней горизонтальной строчке - число ударов пульса за первые 30 с со 2-й минуты восстановления.

Таблица 5 . Зависимость ИГСТ от времени восхождения (сокращенная форма)


Пульс за первве 30 с со 2-й минуты восстановления

Время, мин

40-44

45-49

50-54

55-59

60-64

65-69

70-74

75-79

0-1 1/2

6

6

5

5

4

4

4

4

1/2-1

19

17

16

14

13

12

11

11

1-1 1/2

32

29

26

24

22

20

19

18

1 1/2-2

45

41

28

24

21

29

27

25

2-1-1/2

58

52

47

43

40

36

34

32

2-1/2-3

71

64

58

53

48

45

42

39

3-3 1/2

84

75

68

62

57

53

49

46

3-1/2-4

97

87

79

72

66

61

57

53

4-4 1/2

110

98

89

82

75

70

65

61

4 1/2-5

123

1110

100

91

84

77

72

68

5

129

116

105

96

88

82

77

71

Из-за большой интенсивность нагрузки тест применяют только при обследовании спортсменов. Критерии оценки результатов гарвадского степ-теста приведены в табл. 6 . Самые большие показатели (до 170) отмечены у спортсменов экстракласса, тренирующихся на выносливость (лыжные гонки, академическая гребля, плавание, марафонский бег и др.).

Таблица 6 . Оценка результатов гарвадского степ-теста

Это важно!


  1. Все испытуемые должны иметь письменное разрешение от родителей на проведение исследований.

  2. У школьника не должно быть хронических заболеваний (медицинская карточка).
Куратор темы: Вайкшнорайте Марина Альвирасовна [email protected]