Культурный центр новый акрополь. Другие средства массовой информации

Секта
Синкретическая, примыкает к движению "New Age".

I. Основные данные

1. Основатель: Хорхе Анхель Ливрага.

Хорхе Анхель Ливрага – профессор из Аргентины. В 1957 г. он издал сборник своих философских размышлений под названием "Учебник руководителя", который получил широкую поддержку среди ультраправых политиков и их сторонников.

2. Время основания:

Конец 1950-х гг.

3. Место основания:

Аргентина

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространена по всему миру. Наибольшее число последователей – в Латинской Америке и Европе.

5. Местонахождение руководящего центра:

Центральная штаб-квартира "Нового Акрополя" расположена во Франции.
В России: "Большая школа" – Москва, ул. Цюрупы, "Малая школа" – ул. Малая Филевская.

6. Организационная структура:

"Новым Акрополем" создана международная секретная структура. Возглавляет эту тайную иерархию сам Ливрага, провозгласивший себя "всемирным главнокомандующим". У него в подчинении находятся "хранители печати", "командующие континентов", "центральные командующие", "национальные секретари". "Новый Акрополь" включает в себя и специализированную службу расследования, состоящую из глубоко законспирированных и известных только верхушке секты агентов – мужчин и женщин. В их числе есть люди, близкие к правительствам крупнейших западных государств.

7. Базовая литература:

"Учебник руководителя" (состоит из двух частей – "Золотая секира" и "Лабиринты Ляпис-лазури").

8. Периодические издания:

Журнал "Новый Акрополь"

9. Другие средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

II. Учение

1. Истоки учения:

фашизм, оккультизм, элементы христианства

2. Краткое изложение учения:

Учение секты носит синкретический и оккультный характер. В его основе лежит идея о некой божественной силе, которая, вместе с тайными знаниями, переходит от одной человеческой цивилизации к другой. Владеющий этой силой имеет власть и могущество. Последователи "Нового Акрополя", считают, что обладание тайными знаниями древности позволит им основать новую всемирную цивилизацию, которая по своей мощи превзойдет цивилизацию Древнего Рима в эпоху ее расцвета.

Важнейшим элементом доктрины секты является политическое учение, которое достаточно полно раскрыто в "Учебнике руководителя". В первой части книги "Золотая секира" сказано: "Тот, кто чувствует в себе силу быть лидером, не должен любить других (...) Руководитель, решив что-то один раз, должен добиваться задуманного, несмотря на затраты, в самые сжатые сроки (...) Надо вычеркнуть из сознания все, что создает в нем комплексы. Нытье и хныканье должны выжигаться каленым железом: сила должна исходить из глубины души. (...) Только тогда он – истинный носитель "Золотой секиры".

ПРИМЕЧАНИЕ:

Помимо "официальной" доктрины, "Новый Акрополь" имеет тайное учение, имеющее не религиозный, а чисто политический характер. В секретной литературе секты, выкраденной и опубликованной французскими антифашистами, говорится: "Долой демократию: возведем на ее пьедестал аристократическое и тоталитарное правительство, хранящее память святого, исторического... Вся власть будет сконцентрирована в руках Высшего совета и президента Сената, сформированного из лучших умов человечества. Это будет называться Центральным командованием. Новому политическому порядку будет соответствовать и новый радикальный моральный порядок: в новом государстве не будет неграмотных, нищих, фанатиков, преступных организаций... Каждый, кто не пожелает или не сможет приспособиться к новым государственным структурам, будет заключен в специальные учреждения для неполноценных: те, кто будет оказывать сопротивление, станут беспощадно уничтожаться..."

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Вскоре после создания "Нового Акрополя" в 1971 г. его отделения появились в Аргентине и во Франции. С апреля 1973 г. они уже действовали в Лионе, а затем и в Париже. Со временем штаб-квартира "Нового Акрополя" была окончательно перенесена во Францию.

2. Современная деятельность

"Новый Акрополь" представляет собой полувоенную мистическую организацию с ярко выраженной ультраправой идеологией, пропагандирующей культ сверхчеловека. По словам основателя секты, главная задача "Нового Акрополя"" – "создать из человека сверхчеловека".

"Новым Акрополем" был сформирован так называемый "корпус безопасности". По словам его руководителя Фернана Шварца, с созданием "корпуса безопасности" открывается новый этап в истории "Нового Акрополя – этап активных действий. "Конечно, мы пока что еще далеки от того, чтобы быть похожими на гвардию Древнего Рима или на армию Наполеона, – пишет Жан-Марк Массе, доверенное лицо Фернана Шварца, в издаваемом им бюллетене, – Мы осознаем это. Но мы знаем и то, что представляем собой зародыш организации, который вырастет в огромную армию, огромную мощь... Мы должны установить такую дисциплину, которая дала бы нам возможность создать идеальную организацию. Безусловно, это потребует от каждого из нас полной самоотдачи и высокого осознания нашего долга. Но мы обязаны добиться этого, т. к. мы куем из огненного металла будущее человечества... Приближая час величия, мы должны трудиться. Да здравствует Акрополь! Да здравствуют наставники! Аве!"

Символ "корпуса безопасности" – жирная молния в форме буквы "Y". Как пояснял Ливрага: "Латинское "Y" олицетворяет собой бдительного и готового к броску змея. Цвет его черный, лишь по бокам золотые полоски. Этот змей символизирует высокие достижения "корпуса безопасности": Безопасность. Трудолюбие, Молчание, Секретность. Мы должны понимать, что наши символы живы и несут в себе вдохновение божественных идей, стоящих в основе цикличного движения истории человечества".

С целью привлечения новых последователей в свою организацию Фернан Шварц проводит лекции для студентов по истории античной цивилизации, культур инков и майя, так как на таких лекциях можно найти прямой, непосредственный контакт с аудиторией. С теми, с кем удается установить начальный контакт, знакомство продолжается в индивидуальном порядке. Людям предлагают прослушать курс лекций по древней философии и культурным традициям минувших времен. Курс, организуемый в парижской штаб-квартире "Нового Акрополя" сопровождается демонстрацией красочных фильмов и диапозитивов. Непосвященным секта преподносит себя как "философскую школу". Политическое учение открывается новичкам уже после вступления в организацию.

В России "Новый Акрополь" существует с конца 80-х годов. Секта распространяет свое влияние в среде предпринимателей и студенчества. Во многих российских городах ее представителями устраиваются публичные лекции на тему: "Древние цивилизации и культуры".

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  2. Привалов К. Б. "Секты: досье страха", Политиздат, М.,1987.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

И действующая более чем в 50 странах мира. В странах, где располагаются его отделения, «Новый Акрополь» ведёт культурную, просветительскую и экологическую деятельность.

Принципами «Нового Акрополя» провозглашается :

  1. Объединять людей на основе идеала всеобщего братства, независимо от их вероисповедания, расы и социальной принадлежности.
  2. Пробуждать в людях целостное видение мира посредством сравнительного изучения наук, различных видов искусства, философских и религиозных систем.
  3. Помогать каждому человеку жить в гармонии с Природой, развивая свои внутренние потенциалы и познавая законы жизни.

«Новый Акрополь» синтезирует и вновь применяет в жизни те принципы объединения, о которых говорили пифагорейцы, неоплатоники, теософы и представители других философских течений, каждое из которых в свою эпоху способствовало реальному прогрессу цивилизации.

I. Братство людей Объединение за пределами различий. Взаимное уважение разнообразных мировоззрений и традиций, понимание того, что все мы являемся гражданами мира.

II. Гармоничное взаимодействие культур Практика толерантности, подкрепленная всеобщей образованностью и высоким уровнем культуры дает возможность связать между собой все виды творчества и мысли. Создание таких связей позволяет нам увидеть, что даже внешне противоречивые вещи можно сочетать на принципах взаимного дополнения. Благодаря этому самые разные люди, идеи и чувства могут составить гармоничное, многообразное и открытое целое.(наше общество может стать более открытым и гармоничным.)

III. Развитие духовных способностей человека Каждый человек является неотъемлемой частью природы. Он не осознает своих собственных потенциалов, хотя в нем заложены почти безграничные возможности для развития и совершенствования.

В России отделение «Нового Акрополя» основано в Еленой Сикирич

Проекты Нового Акрополя

2012 Новый Акрополь.

Одним из главных направлений деятельности НА является Философская школа «Нового Акрополя». Программа обучения в философской школе построена на сравнительном изучении различных культур мира и включает изучение философских систем таких культур как Греция, Индия, Тибет, Египет, Россия, Междуречье, Китай и др. Особое внимание уделяется Классической (античной) философии (Платон , Сократ , Плотин) и трудам Елены Петровны Блаватской . см.

Существуют также и другие проекты и программы: программа «Экологическая помощь садово-парковому комплексу „Царицыно“», проект «Школьный музей - своими руками», программа «Сохраним горы в чистоте», проект «Диалог религий»: Вечные ценности как путь к согласию и взаимопониманию и т. д.

Также Правительством Москвы, Комитетом общественных и межрегиональных связей, «Новый Акрополь» был признан лауреатом конкурса социально-значимых программ общественных и некоммерческих организаций 2002 и 2003 года за проект «Школьный музей - своими руками» .

Журнал «Человек без границ» (издательство «Новый Акрополь») стал Дипломантом Национального конкурса «Золотой Лотос-2006» (учредитель премии Союз издателей и распространителей печатной продукции (СИРПП)) .

В феврале 2008 года журнал «Человек без границ» получил знак отличия Золотой Фонд прессы - 2008 .

Отрицательные отзывы

На проходившей в 2001 году в Нижнем Новгороде антикультовой конференции «Тоталитарные секты - угроза XXI века» организация «Новый Акрополь» попала в список наиболее опасных, с точки зрения участников конференции, сект .

Однако применение термина «секта» по отношению к Новому Акрополю входит в противоречие с экспертной оценкой организации, данной в декабре 2006 года доктором философских наук, ответственным секретарем редколлегии журнала «Религиоведение», редактором-составителем Энциклопедического словаря «Религиоведение», членом Европейской ассоциации по изучению религии Е. С. Элбакян .

Литература

  • Привалов К. Б. Секты: досье страха. М.: Политиздат, 1987.
  • Рассказов A. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий. № 43/2 от 5/08/1999 г. (№ 43/2/1 от 6/03/2000 г.)

Примечания

Ссылки

Официальные сайты

Дополнительные материалы

  • Подборка статей о «Новом Акрополе» в прессе
    • Новый Акрополь в Москве. Газета «Вечерняя Москва» по материалам пресс-конференции Х. А. Ливраги (1991 г.).
  • Упоминание «Нового Акрополя» в новостях (поисковая система «Яндекс. Новости»)
  • Интернет-проект журнала «Человек без границ» (издательство «Новый Акрополь»)
  • «Новый Акрополь» на Российском образовательном форуме
  • Об акции «Сохраним горы в чистоте» на сайте Информационного центра правительства Москвы
  • Круглый стол «Вечные ценности как путь к согласию и взаимопониманию» на сайте Бюро ЮНЕСКО в Москве
  • Энциклопедия «Народы и религии мира», М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

Критический взгляд

  • «Новый Акрополь»: информация к размышлению… - Анонимный ресурс. Сейчас ресурс находится по адресу no-acropol.info , раньше располагался по адресу no-acropolis.ru .
  • Всё о «Новом Акрополе». Анонимный ресурс.
  • Греческий ресурс о «Новом Акрополе» содержит фото с внутренних встреч. Анонимный ресурс.
  • и копии документов из архива "Нового Акрополя", которые выложил один из членов "Живых сил".

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Новый Акрополь" в других словарях:

    Новый Акрополь - Новый Акрополь, неоязыческая секта, относящаяся к движению Новый век. Основана в 1952 в Буэнос Айресе Хорхе Анхелем Ливрагой и его женой. Вероучение секты базируется на сочинениях основателя секты «Золотая секира», «Лабиринты ляпис лазури» и… …

    Синкретическая неоязыческая секта. Относится к движению Новый век. Основана в 1952 г. в Буэнос Айресе Хорхе Анхельм Ливрагой и его женой. Вероучение секты базируется на сочинениях Ливраги Золотая секира и Лабиринты ляпис лазури, входящих в… … Религиозные термины

    Новый век - Новый век, Нью Эйдж (иногда в русском языке употребляют английский эквивалент этого названия — New Age), общее название группы различных оккультных течений. Другие названия — Новая эра, Эра Водолея.Движение Новый век зародилось в… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    - … Википедия

Во многих московских вузах, например МГУ, МИИТе, и в учебных заведениях других городов встречаются красочные афиши «Нового Акрополя», зазывающие преподавателей и студентов посетить их собрания и занятия. На этих плакатах «Новый Акрополь» позиционирует себя как классическая философская школа и культурная организация, цель которой - возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества. Один из путей реализации этого плана - сравнительное изучение религий и выявление в них того, что может послужить этой цели.

Особенно настойчиво подчеркивается чисто светский характер деятельности, не имеющий ничего общего с религией. Выданная же Департаментом образования Правительства Москвы регистрация «Нового Акрополя» как негосударственного образовательного учреждения и лицензия на образовательную деятельность по образовательным программам должны ограждать от подозрений в религиозной деятельности. При этом светский статус организации дает ей возможность проникать в образовательные учреждения практически беспрепятственно.

На встречи, организуемые «Новым Акрополем», приглашаются известные люди, имеющие высокие научные звания и степени, лауреаты различных конкурсов, представители естественных наук и гуманитарии, призванные придать этим собраниям весомость и подтвердить солидность самой организации: вот, мол, кого зовут! Но вряд ли сами приглашенные в полной мере знают о подлинных целях «Нового Акрополя». Созданию привлекательного образа в обществе содействуют социальные, экологические и иные акции и программы «Нового Акрополя», в частности выходящий ежемесячно журнал «Человек без границ», на который подписываются многие люди, не имеющие никакого представления о «Новом Акрополе».

Между тем «Новый Акрополь» на самом деле является религиозной организацией, а не философской школой, и никакого научного сравнительного религиоведения в нем нет, а вместо сравнения разных религий предлагается принять на веру оккультное учение, основанное на заблуждениях Е.П. Блаватской.

Говорить о «Новом Акрополе» всегда непросто - не потому, что он незаурядный, а потому, что он двуличен, имеет два лица, обращенных к разной аудитории: одно - к внешним: людям с улицы, профанам, другое - к своим, так называемым посвященным, членам внутреннего круга секты. Причем послания «Нового Акрополя» к тем и другим часто отличаются по своему содержанию. В этом отношении «Новый Акрополь» ничего нового собой не представляет и повторяет давно известный еще с дохристианского времени пример языческого эзотеризма. Использование эзотеризма дает ему возможность вводить людей в заблуждение, скрывая свои подлинные цели.

Хорхе Анхель Ливрага Рицци - основатель «Нового Акрополя»

Основатель «Нового Акрополя» Хорхе Анхель Ливрага Рицци,аргентинец итальянскогопроисхождения, родился в 1930 году. Его дед по отцовской линии был колдуном, его отец - атеистом, анархистом и антиклерикалом, а сам Хорхе Анхель к концу жизни считал своим врагом религию Христа . Образование Ливрага получил в городской общеобразовательной школе, но когда ему исполнилось 15 лет, умер его отец, затем у него возникли проблемы в школе, и потому он начал брать частные уроки у пожилого немца, который познакомил его с теософией. Под влиянием бесед с ним Ливрага стал членом Теософского общества и основал в нем новое подразделение под названием «Аргентинская теософская молодежь». Одновременно он участвовал в деятельности ордена розенкрейцеров , где получил несколько посвящений, и спиритической организации «Escuela Cientifica Basilio», пока не разочаровался в ее сомнительных феноменах.

Критики «Нового Акрополя» отмечают поразительное совпадение жизненного пути Ливраги с судьбами известных оккультистов, таких как Е.П. Блаватская и основатель сайентологии Лафайет Рон Хаббард. Все они в разное время и разной последовательности прошли увлечение магией, спиритизмом и масонством. Характерным для них было использование вместо личных имен акронимов (ЕПБ, ЛРХ), наличие двух версий биографий: одной - мифологической, созданной оккультистами на основе непроверяемых сведений, и другой - реальной, реконструированной критиками, вскрывающей неблаговидные их поступки и действия (Ливрага, например, употреблял наркотики). Причем эти совпадения поразительно схожи. Ливрага, скажем, утверждал, что, будучи ребенком, гипнотизировал бабушкиных кур, а Блаватская уверяла, что в детстве гипнотизировала голубей. В данной ситуации возможно одно из двух: или мы имеем «дело со сходством характеров, или с попыткой Ливраги подогнать свою биографию под “матрицу” биографии своего “учителя”» .

По окончании факультетов истории и истории искусств университета Буэнос-Айреса Ливрага возмечтал стать врачом «эзотерической медицины». Для осуществления этого он, по совету президента Теософского общества Ч. Джинараджадаса, перестроил подвал своего дома под оккультную крипту, сымитировав в ней подобие пантеона египетских божеств, где занимался своими опытами в специально сшитом для этой цели белом одеянии . И хотя новичкам-акропольцам говорят, что он изолировал себя в этой крипте на несколько лет, в своей автобиографии Ливрага пишет, что не раз выходил из нее и даже сдавал экзамены в университете.

Впоследствии, однако, новый президент Теософского общества Нантилока Шри Рам открыл Ливраге, что его ввели в заблуждение обещанием сделать его врачом «восточной медицины», в действительности же он, Ливрага, сам того не ведая, стал «последним учеником эзотерической секции Теософского общества», основанного Блаватской в XIX веке, и ему была поставлена задача стать ее преемницей и дать очередной импульс эволюции человечества на пути к достижению состояния сверхчеловеков .

Этот рассказ Ливраги стал основой мифа о предназначении «Нового Акрополя».

В 1950-х годах Ливрага оказался в конфликте с Теософским обществом, и в 1957 году он и его жена-теософка создали свою организацию - «Новый Акрополь». Устав «Нового Акрополя» фактически повторял устав Теософского общества , а в его доктрине доминирующими стали две теософские идеи: об учении о связи с космической иерархией через учителей-махатм и доктрина о подготовке человечества к зарождению шестой расы на пути к появлению сверхчеловеков. Новшеством, внедренным самим Ливрагой, был военизированный метод, впервые использованный им для распространения теософии .

В ответ Теософское общество приняло решение исключить его из своих рядов на том основании, что Ливрага считал Блаватскую единственной выразительницей идей теософии и игнорировал других ее преемников, а созданный им «Новый Акрополь» выступил с четко выраженной собственной программой деятельности . Причем его структура представляла многоуровневую пирамиду, возглавлявшуюся им и его женой, считавших, что им принадлежит «духовная власть» и они продолжают дело Блаватской. Кроме того, они подозревались в связях с ультраправым экстремизмом и нацизмом. Ничто из перечисленного не было характерным для устройства и идеологии Теософского общества.

После смерти Ливраги в 1991 году место «верховного руководителя» заняла Делия Стейнберг Гусман. В России «Новый Акрополь» стал действовать с 1988 года, а руководителем российского отделения является Е. Сикирич.

Учение о духовной иерархии

Краеугольным камнем идеологии «Нового Акрополя» является заимствованное у Блаватской учение об иерархии. В конце XIX века Блаватская поведала миру о том, что она якобы является посланницей некоего Великого белого братства, сообщившего ей тайные знания о судьбах мира и направившего ее в США для его проповеди. Мифическое братство Блаватской состоит из учителей человечества, по-другому они еще именуются махатмами, адептами, посвященными, которые, благодаря эзотерической работе, в целой серии воплощений обрели сверхъестественные способности. Это братство почему-то скрывается от людей. Во главе его стоит «владыка мира», который прибыл с несколькими помощниками на Землю с Венеры и живет в Шамбале в пустыне Гоби. Махатмы поддерживают связь между человечеством и «божественной иерархией» во главе с сатаной, которая правит нашим космосом.

Блаватская утверждала, что ведет переписку с этими учителями по космическому телеграфу, но еще на ранней стадии становления теософии Блаватская была уличена в мошенничестве: она сама от имени махатм писала письма их адресатам. В 1884 году Лондонское общество психических исследований опубликовало отчет своего сотрудника Ричарда Ходжсона, из которого следовало, что переписка с предполагаемыми учителями человечества лично велась самой Блаватской, и она была названа «одной из самых искусных, изобретательных и интересных мошенниц» . Отсюда следует, что никакой иерархии нет, никакого тайного учения нет, а их существование является вымыслом Блаватской. Более того, Блаватская саморазоблачилась, когда предложила известному романисту XIX века Всеволоду Соловьеву, брату не менее известного философа, писать письма от имени махатм русским адептам теософии .

В 1880-е годы она публикует двухтомник «Тайная доктрина», учение которого якобы основано на тайном знании, сохранившемся в «Книге дзиан», якобы написанной на неисторическом сензарском языке. Теософы ликовали: наконец-то Блаватскую не уличили в мошенничестве; значит учение о Белом братстве и учителях-махатмах подлинное. Однако вскоре после публикации «Тайной доктрины» критики показали, что эта книга, как и первый труд Блаватской «Разоблаченная Изида» (1877), является элементарным плагиатом.

Несмотря на эти разоблачения, Блаватская продолжала свою деятельность. Она противопоставляла оккультное знание вере Церкви, вере в личного Бога и Его Откровению. Вместо веры, которую она называла слепой, она предлагала эзотерическое знание о мире, которое считала «научным» .

К так называемому «научному знанию» Блаватская относила, например, учение о «неисповедимой» первичной причине, из которой проистекает все имеющее бытие. Эту же доктрину проповедует сегодня «Новый Акрополь» . Но претензии этого знания на научность опроверг еще Владимир Соловьев , поскольку никто не наблюдал первоначальное происхождение бытия и не смог поставить опыт над окончательными результатами мирового процесса. «Новый Акрополь» и теософы, проповедуя это учение, фактически требуют принять его на веру. То же можно сказать и об остальных положениях их доктрины: учении о происхождении человека (антропогенез), учении о человеке (антропология), учении о карме - все это как эмпирически непроверяемое может быть принимаемо только на веру .

Это вымышленное учение об иерархии принял Ливрага и на его основе создал свой «Новый Акрополь», который, по заверениям его идеологов, сохраняет преемство с Белым братством. В настоящее время акропольцы в цепь ученической преемственности включили в качестве учителей Блаватскую, Ливрагу и нынешнего «верховного руководителя» Делию Стейнберг Гусман. Примечательно, что сама Блаватская не именовала себя учителем.

В том же духе лидер акропольцев в России Елена Сикирич поучает своих последователей: «Первое, что нам нужно понять, что “Акрополь” - это не просто школа. Что “Акрополь” основан как очередной импульс… которые продолжаются с тех пор, как была основана великая Белая ложа и как в мир людей спустились высокие сущности, владыки и прометеи. <…> И сейчас, хотя мы этого членам не говорим, чтобы не выглядело, что мы тщеславные и т.д., но в XX веке единственный канал к учителям - это “Акрополь”. Так же, как в XIX веке было Теософское общество. Это наша “семья”. Единственный канал и единственные вообще, кому дали право пройти испытания, чтобы заслужить эзотерическую школу, - это “Акрополь”. И если кто-либо из 4-5 миллиардов людей, живущих на Земле, хочет попасть в мистерии, он должен попасть в “Акрополь”» и конкретно в «Живые силы», поскольку они - «это то звено в цепи, которого не хватало Теософическому обществу».

Ссылаясь на послание, данное теософам в XIX веке одним из представителей Белого братства - учителем Кут Хуми, Е. Сикирич видит призвание «Нового Акрополя» в том, чтобы дать миру импульс, через который «верования и даже государства будут распадаться перед их устремленным движением, раздавленные этой непреодолимой силой». Ее слова созвучны высказываниям самого Ливраги, заявившего, что «нас окружают не храмы и алтари, а горы мусора и грязи» ; эти и другие «устаревшие структуры должны… уступить место другим, молодым и сильным, без комплексов и ограниченности, уже пахнущих гнилью» .

Другими словами, задача «Нового Акрополя» сводится к борьбе и с Церковью, и акропольцы словами Кут Хуми призываются «смести, насколько возможно, больше сора, мусора, оставленных нам нашими благочестивыми праотцами. Новые идеи должны быть насаждаемы на чистых местах» .

От своих последователей «Новый Акрополь» требует слепой веры в существование вымышленной иерархии и в его идеологию как истину в последней инстанции, даже если его учение не согласуется с историческими фактами. На одном из занятий в 1996 году Е. Сикирич заявила, что Ливрага «никогда не врал, и не врал, даже рассказывая факт о прибытии Джордано Бруно в Загреб, хотя этого никогда не было» . Если такая школа ученичества, по заявлению акропольцев, «это свет» , то что же такое тьма?, но последователи «Нового Акрополя» должны принять это как истину.

К «Новому Акрополю» применима та же оценка, которую дал теософии Николай Бердяев. Он писал, что, хотя «восстает теософия против… веры… сама она удерживает принцип авторитета и требует от человека слепой веры. Авторитет учителей и вера в учителей - это ведь базис теософического пути. Ученик должен верить тому, что он не знает, а знает обычно он очень мало, много знает лишь учитель… Теософия восстает против церковной веры как детского сознания, но сама она требует веры низшей по своему качеству. Она требует веры в оккультного учителя-человека, равной вере в Христа-Богочеловека. Некритическое, покорное отношение к учителю рекомендуется как метод, как дисциплина и путь к посвящению. Само теософическое учение предлагают принять сначала авторитарно, на веру, без критики и проверки собственным опытом, и обещают, что со временем все это будет узнано автономно и опытно» .

Итак, главная идея, на которой зиждется и Теософское общество, и «Новый Акрополь», - это связь с учителями, которых сама Блаватская признавала вымыслом, а Блаватская, по утверждению Елены Сикирич , является «звеном в цепи», связующим акропольцев с махатмами; следовательно, и учение «Нового Акрополя» об учителях тоже является вымыслом.

Поскольку «Новый Акрополь» выступает в роли «передового отряда новой цивилизации», то он активно занимается распространением своего учения, особенно среди студентов вузов.

О религиозном характере «Нового Акрополя»

В российских вузах «Новый Акрополь» позиционирует себя как «философская и культурная организация, цель которой - возрождение философии как действенной силы обновления человека и общества» , но на самом деле его подлинные цели не культурологические, а как раз религиозные, точнее - оккультные. Сам Ливрага высказывается об этом уклончиво. То он говорит, что «Новый Акрополь» - «не религиозная организация», но она «пытается пробудить мистическое чувство, которое каждый может проявлять в той религиозной форме, которую предпочитает» , то заявляет, что «философский путь классического типа… («Нового Акрополя. - Р.К. ) может… привести нас к встрече с богом» .

Ливрага, как и Блаватская, не верил в личного Бога и в творение мира, а верил в происхождение мира из первичной реальности, из ничего, которое он называет богом, высшим разумом и заключал, что «все есть Бог». Это нечто он наделяет высшей волей и универсальным умом, которым «все спланировано» и которым все управляется .

Истинный философ, по Ливраге, тот, кто ищет истину , способен к ее непосредственному «ощущению» и «прямому восприятию» . Его методология постижения истины предполагает причастность к «духовному опыту» древних жрецов через изучение мифов, моральных правил и церемоний, переданных ими человечеству . Особый упор при этом делается на возрождение мифов, якобы «обладающих теллурической силой» , на пробуждении мистического чувства в человеке и возрождении веры в святость и силу «великих людей» , то есть оккультистов.

Осуществление этой цели возможно лишь под руководством учителя, а отношения между учеником и учителем, а также статус и роль учителя в «Новом Акрополе» имеют религиозную природу. Акропольцев призывают молиться своим учителям , просить благословения «у ног учителя» для важных дел , видеть в них проявление некоей «великой невидимой сущности», которая ведет людей по пути, защищает и опекает их . Сам процесс обучения и передачи эзотерического знания воспринимается акропольцами как священнодействие. Они убеждены, что спасет человека знание, поэтому у них преподаватель (инструктор) «становится действительно жрецом и магом», а во время чтения лекции «совершается таинство знаменитого закона освящения», передача силы слушателям .

Быть философом для «Нового Акрополя» значит, как выражался Ливрага, «уметь побеждать смерть» , а это означает, что учение «Нового Акрополя» выходит за рамки философии. Кроме того, философия не преследует цель выявить, что есть истина и что ею не является; она допускает несколько разных суждений о предмете. Ливрага же настаивает на том, что есть абсолютные духовные ценности , с чем нельзя не согласиться, и тогда надо признать, что доктрина «Нового Акрополя» является религиозной. Но, более того, акропольцы заявляют, что есть только одна философская истина и она заключена в «Новом Акрополе», остальные должны быть отброшены. «Мы пришли изменить мир, а не быть еще одной из школ, рассуждающих об эзотерике», - поучал Ливрага своих инструкторов-наставников .

Тому же учат его последователи. Руководитель российского отделения «Нового Акрополя» Е. Сикирич прямо говорит: «Не бывает десять тысяч доктрин. Не бывает десять тысяч разных пониманий доктрины. Бывает десять тысяч разных форм, в рамках которых излагаются одни и те же идеи. И значит, в этом контексте первая и основная задача не только инструктора, а и руководителя… не отступить от пути, не удалиться, не искажать» , а трудные вопросы следует решать так, «как бы это сделал ХАЛ», а он видел в «Новом Акрополе» не одну из школ, а единственно истинную.

В пользу религиозного характера деятельности «Нового Акрополя» говорит и тот факт, что у акропольцев имеется храм с изображениями и статуями египетских богов, в нем каждую ночь совершаются церемонии акропольцев, облаченных в специальные одежды, в ходе которых выполняется, в частности, «ритуальное приветствие статуй божеств, огня и флага», а в завершение читается «молитва ученика» и совершается «жертвоприношение» .

У «Нового Акрополя» имеются праздники: день умерших, день учителей, день смерти Ливраги и прочие . На некоторых из праздников, как бы в подражание церковным богослужениям, читаются тексты из Блаватской, Ливраги и Гусман - похоже, что их тексты наделяются сакральным статусом.

О «сравнительном изучении религий»

Хотя «Новый Акрополь» провозглашает поиск истины через сравнительное изучение религий как одну из трех своих задач, на самом деле его доктрина лишь догматизирует индусские и оккультные идеи, требуя принять их на веру, и никакого сравнительного (компаративистского) религиоведения у него нет.

В антропологии, например, Ливрага следует за индусским представлением о человеке, которое принимает за единственно правильное только потому, что оно кажется ему правдоподобным , но никаких доказательств его «правдоподобия» в сопоставлении с другими взглядами на природу человека он не приводит. Это значит, что доктрина «Нового Акрополя» - это предмет веры, а не философии.

Касаясь вопроса о перевоплощении, он излагает его по индусской версии , полагаясь на их религиозный опыт. Невзирая на провозглашенный им принцип сравнительного изучения религий, Ливрага не упоминает христианское осуждение этой идеи. Как философия, собранная из разных религиозных истин, не может быть нерелигиозной , так и «Новый Акрополь» не может не проповедовать религиозное учение.

Таким образом, «Новый Акрополь» проповедует чисто индусский взгляд на реинкарнацию, без научных ее доказательств, фактически предлагая принять ее на веру. Такого же порядка и рассуждения о «небесном опыте» душ после смерти, ведь никакая наука эмпирически его не обосновала .

Чтобы неофит не заметил противоречий и непоследовательности в доктрине «Нового Акрополя», сектантами ведется кропотливая работа в двух направлениях: упор делается на риторику, чтобы прикрыть отсутствие логики, на подготовку учителей как «актеров инициатического театра» , которые должны вызвать «состояния умиления, сожаления, “мурашек”, мечтательности» у слушателя, предварительно пережив их сами при подготовке к лекции. Но если у слушателя хотят вызвать состояние мечтательности, то очевидно, что от лектора не требуют убедительных доказательств его суждений.

Во-вторых, ведется работа по выявлению тех, кому учение «Нового Акрополя» пришлось больше по сердцу, чем по уму, кто душевно прилепился к нему. Для выявления таких людей проводится фильтрация привлеченных на лекции «Нового Акрополя» людей. Благодаря ей воспитывается особый психологический тип акропольца, чтобы эзотерическое знание не превратило «многих молодых людей в сектантов и фанатиков» . Другими словами, надо научить акропольца кому и что надо говорить, чтобы не проповедовать сомнительное учение «Нового Акрополя» и не выглядеть сектантом.

В заключение еще раз подчеркнем, что доктрина «Нового Акрополя» является оккультной и религиозной, и ни о каком научном сравнительном изучении религий речи в нем не идет. Поэтому все заявления «Нового Акрополя» о только философском и культурологическом характере его деятельности не соответствуют его подлинным целям, а являются прикрытием для проникновения в светские учебные заведения и привлечения на свои собрания новых членов.

Цит. по: Кренстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига; М., 1996. С. 7.

«Пиши-те больше, громче о Теософическом обществе, заинтере-суйте им… и “создавайте” русские письма Кут-Хуми… Я вам дам для них все материалы…»

Блаватская Е.П . Тайная доктрина. М., 2002. Т. 2. С. 640.

Ливрага Х.А., Гусман Д.С. Сокровенный смысл жизни. М., 2008. Т. 2. С. 298.

В ВУЗах всей страны все чаще начали появляться плакаты и афиши Нового Акрополя, зазывающие преподавателей и студентов на лекции, которые якобы посвящены философии. Эта секта позиционирует себя как обычная школа философии и культурная организация, основной целью которой является возрождение философии. Один из основных путей реализации этой цели – сравнительное изучение.

Особенно настойчиво позиционируется чисто светский и общественный характер этой организации, что и делает ее одной из самых опасных сект. У данной секты даже имеется лицензия как негосударственного образовательного учреждения. Именно образовательной деятельностью секте удается тщательно скрывать свою религиозную направленность. Именно этот статус организации дает ей возможность беспрепятственно проникать в образовательные учреждения.
На встречи, которые организовывает «Новый Акрополем», приглашают людей, известных в науке, имеющих научные степени и гуманитариев. Но, к сожалению, даже эти люди часто не знают, куда именно они попали. Именно это и делает Новый Акрополь одной из самых опаснейших сект.

Истинное лицо Нового Акрополя

На самом же деле «Новый Акрополь» является обычной религиозной сектой, и не имеющей к философской школе и к сравнительному религиоведении никакого отношения. На самом же деле, вместо изучения философии, они просто навязывают оккультное учение, основанное на заблуждениях Е.П. Блаватской.

Учения Нового Акрополя

Учение секты носит синкретический и оккультный характер. Основной идеей секты является идея о вымышленной божественной силе, которая вместе с тайными знаниями переходит от одной цивилизации к другой, и якобы владеющий этой силой имеет власть и могущество.
Помимо основной, так называемой официальной доктрины, «Новый Акрополь» имеет тайное учение, имеющее не религиозный, а чисто политический характер, основной идеей которого является завоевание мирового господства.
Новый Акрополь – сложная и незаурядная организация, имеющая двуликий характер, чем пользуется при привлечении адептов в ряды своей секты. Новый Акрополь вводит людей в заблуждение, заставляя поверить в то, что это всего лишь образовательная организации и прикрываясь этим ведет жесткую психологическую работу над личностным разложением человека, превращая людей в своих последователей.