Методические рекомендации олимпиада по сольфеджио. I Международная летняя теоретическая олимпиада по сольфеджио "Vivat, solfeggio!"

Государственное образовательное автономное учреждение

Методическая разработка

преподавателей теоретических дисциплин

Тема:

« Подготовка к олимпиаде по сольфеджио в старших

классах сельских детских школ искусств»

/Методическое пособие для преподавателей/

Выполнили:

Ульяновск 2015г.

Предисловие ……………………………………… 3

1. Гаммы и лады народной музыки………………...4-5

2. Тетрахорды………………………………………….5

3. Интервалы в тональности и от звука……………5-6

4. Аккорды в тональности и от звука………………6-7

5. Группировка длительностей ……………………....7

6. Диктант……………………………………………....8

7. Слуховой анализ…………………………………..8-9

8. Список использованной литературы……………...10

9. Приложение……………......................................11-16

Предисловие

В течение нескольких лет в ОДШИ проводятся олимпиады по теоретическим предметам для учащихся ДШИ Ульяновской области . Олимпиады проводятся в целях выявления наиболее одаренных детей в слуховом и музыкально – теоретическом отношении, а также в целях содействия их творческого роста.

Настоящая работа возникла в результате стремления авторов способствовать повышению качества подготовки учащихся к олимпиаде по сольфеджио, проводимой ежегодно в ОДШИ.

Не секрет, что во многих сельских ДШИ имеются « некомплектные группы» по теоретическим предметам (пианисты, народники и духовики обучаются вместе) и этим осложняется работа преподавателя в подготовке к олимпиаде. Кроме того, в некоторых школах предметы теоретического цикла ведут преподаватели – специалисты (пианисты, скрипачи, народники). К сожалению, нередко наблюдается снижение интереса к теоретическим предметам.

Основной задачей представленной работы является повышение качества знаний учащихся путём приобретения дополнительных грамотных практических навыков по основным разделам предмета «сольфеджио».

Анализ итогов прошедших олимпиад показывает, что учащиеся в большинстве имеют слабый уровень знаний по предмету « сольфеджио». На региональных методических объединениях и семинарах преподаватели сельских ДШИ не раз высказывались о необходимости создания методических рекомендаций для учителей – теоретиков в связи с проведением олимпиады.

Данная методическая разработка создана в помощь педагогам ДШИ области в подготовке к региональной олимпиаде а также в целях повышения интереса к музыкально – теоретическим дисциплинам.

1. Гаммы и лады народной музыки

Задания на данную тему могут быть традиционными. Например, написать все известные гаммы в тональности cis-moll или E-dur. Учащийся, выполняя это задание, должен написать 3 вида минора (натуральный, гармонический, мелодический) и 2 вида мажора (натуральный, гармонический). Гаммы записываются без штилей, с обозначением устойчивых и неустойчивых звуков (устойчивые не закрашиваются, неустойчивые закрашиваются). Гамма пишется от тоники (I ступень) до тоники и включает 8 нот.

Возможны другие варианты заданий. Например, исправить ошибки в гаммах или написать только гармонический или натуральный вид. При записи гамм знаки пишутся при ключе.

Лады народной музыки записываются от звука, поэтому знаки пишутся при нотах. Ноты все закрашиваются или все не закрашиваются. Ученики должны помнить, что лады народной музыки семиступенные, пентатоника - пятиступенные. В задания олимпиады входят лады: ионийский, миксолидийский, лидийский, эолийский, фригийский, дорийский, мажорная и минорная пентатоники. (Кроме локрийского лада).

Возможны задания:

Написать от ноты «ре» все лады минорного наклонения;

Написать от ноты «соль» все лады мажорного наклонения;

Исправить ошибки.

Примеры записи гамм и ладов народной музыки приведены в Приложении.

2. Тетрахорды.

Чтобы выполнить задание на тетрахорды учащиеся должны знать, что тетрахорд бывает верхним или нижним. Нижний идёт от тоники к IV ступени, а верхний - от V ступени к тонике. В олимпиаде встречается один вариант

задания: написать все возможные тетрахорды от указанной ноты. В данное

задание не включаются лады народной музыки. При выполнении необходимо помнить о знаках в тональностях, знать точное название тональностей, в которых могут быть тетрахорды от I или от V ступеней, а также об устойчивых и неустойчивых ступенях.

Примеры приведены в Приложении.

3. Интервалы в тональности и от звука.

В ДШИ интервалы изучаются с 1-го класса. В старших классах ученик должен знать:

Тоновую и ступеневую величину интервала;

Уметь записать, сыграть и спеть интервал в тональности и от звука;

Знать диссонансы и консонансы;

Различать интервалы на слух;

Уметь разрешать интервал.

В заданиях олимпиады для учащихся сельских школ встречаются следующие задания на интервалы:

1. Найти и записать интервалы в тональности (например, все малые терции или все большие септимы); записать тритоны в натуральном или гармоническом ладах; записать характерные интервалы в указанной мажорной или минорной тональности.

Записывая интервалы в тональности, ученик должен знать, что знаки тональности пишутся при ключе. Устойчивые и неустойчивые звуки обозначаются по правилам, штили у нот не ставятся.

2. Найти и записать интервалы от нот. В этом задании знаки пишутся при нотах. Тритоны и характерные интервалы обязательно разрешаются, подписываются тональности. Устойчивые и неустойчивые звуки обозначаются

по правилам. Каждый тритон необходимо разрешить в четыре тональности. Каждый характерный интервал – в две тональности. Под каждым интервалом подписать название.

Примеры заданий даны в Приложении.

4. Аккорды в тональности и от звука.

Задания олимпиады по данному разделу составляются в 3-х вариантах:

1. построить аккорды в тональности;

2. построить аккорды от звука и определить тональность;

3. исправить ошибки в записи аккордов.

В заданиях используются аккорды, пройденные по школьной программе:

Т35, S35, Д35 и их обращения, Д7 и обращения, Ум35, вводные септаккорды (МVII7, УмVII7).

1 вариант.

Написать предложенные аккорды в тональности.

Например: Д43, Д7, Ум35, S6, Т64. Разрешаются 4-х-звучные аккорды и Ум35 (диссонансы).

Виды заданий:

Написать в тональности h-moll все доминантовые аккорды (Д35, Д7, Д65, Д43, Д2);

Написать в тональности Es-dur все уменьшенные аккорды (Ум35, УмVII7).

2 вариант.

Учащийся должен построить и разрешить аккорды от звука, подписать все возможные тональности (см. Приложение).

Д7 и его обращения разрешаются в две тональности (мажор и минор).

Ум35 разрешается в четыре тональности.

УмVII7 разрешается в две тональности.

МVII7 разрешается в одну тональность.

Часто встречаются задания с 3-х-звучными аккордами.

Например, построить от звука вверх или вниз Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64 и написать в каких тональностях они являются тоническими, субдоминантовыми и доминантовыми (см. Приложение). Для выполнения этого задания необходимо знать интервальный состав аккордов, а также ступени, на которых они строятся (см. Приложение).

3 вариант.

В задании написана аккордовая последовательность с ошибками. Ошибки могут быть в нотах или в обозначениях аккордов.

5. Группировка длительностей

Данный раздел включает в себя несложные задания на группировку длительностей в простых размерах 2/4, ¾. Некоторые задания олимпиады включают затакт. Прежде чем давать учащимся задания, преподаватель должен объяснить элементарные приёмы группировки. Задача ученика – упростить запись. Примеры, данные в Приложении охватывают все возможные варианты замены длительностей в простых размерах. Возможны записи с паузами.

Варианты заданий на олимпиаде:

Разделить на такты;

Определить размер по группировке;

Сгруппировать длительности в данном размере;

Исправить ошибки в группировке.

Примеры на группировку даны в Приложении.

6. Диктант

Уровень конкурсного задания в разделе «Диктант» соответствует 4-5-ому классу программы по сольфеджио (7-летний курс обучения). Размер может быть 2/4, 3/4., 4/4. Возможен затакт в виде одной четвертной ноты или 2-х

восьмых. Диктант представляет собой период из 2-х предложений по 4 такта. Возможные ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, четверть с точкой и восьмая, пунктирный ритм (восьмая с точкой и шестнадцатая), группа из четырёх шестнадцатых.

Диктант содержит 8 тактов и играется 8 – 10 раз. Перед проигрыванием преподаватель простукивает долю для более точного определения размера и длительностей. Дети должны помнить о том, что диктант однотональный и заканчивается на тонике. За каждый правильный такт даётся 2 балла. Если есть неточности в ритме или нотах, то снимается 0,5 или 1 балл. Перед проигрыванием диктанта даётся настройка в виде тонического трезвучия. Как правило, диктант начинается с одной из устойчивых нот.

Пение характерных оборотов (движение мелодии по звукам интервалов и аккордов);

Упражнения на точное определение в мелодии тона и полутона.

Примеры диктантов даны в Приложении.

7. Слуховой анализ

Одно из заданий олимпиады включает в себя аккордовую последовательность, которая играется в тональности диктанта и проигрывается

3 раза. Она включает в себя 6 – 8 аккордов, исполняется в трёхголосном изложении.

Прежде чем определить аккорды, необходимо записать ступени нижнего голоса, который чаще всего двигается поступенно. Возможен скачок нижнего

голоса с I на VI ступень вниз (Т35 – S6), с I на III ступень вверх (Т35 – Т6) или с I на V ступень вниз (Т35 – Т64, Т35 – Д7). Эти варианты можно проработать с учащимися отдельно, проигрывая короткие цепочки аккордов.

В последовательность включаются все аккорды, пройденные по программе: Т35, S35, Д35 и их обращения, Д7 и обращения, вводные септаккорды.

Варианты последовательностей:

1. Т35 – Т6 – S35 – Д2 – Т6 – Д64 – Д43 – Т35

2. t35 – s64 – D6 – t35 – s6 – t64 – D7 – t35

3. t35 – УмVII7 – D65 – t35 – t64 – s6 – D35 – t35

4. t35 – t64 – D35 – D2 – t6 – D64 – t35

Правописание аккордов в последовательности должно соответствовать общепринятым требованиям. Большой буквой обозначаются все аккорды мажора и доминантовые аккорды минора.

Список использованной литературы:

1. Ежикова Г. « Музыкальные диктанты», Москва, 1996г.;

2. Золина Е. «Домашние задания по сольфеджио, 5-6 классы», Москва, 2008г.;

3. Котляренко В. « Методические указания к выполнению примерных заданий по теории музыки», Димитровград, 2009г.;

4. Котляренко В. « Сборник тестов по Элементарной теории музыки», Димитровград, 2009г.;

5. Лежнева О. «Практическая работа на уроках сольфеджио», Москва, 2003г.;

6. Первозванская Т. «Сольфеджио на «пять», Рабочая тетрадь, 4 – 5 классы », Санкт-Петербург

7. Середа В. «Музыкальная грамота, Сольфеджио», Москва, 2003г.

Приложение

Коммунальное государственное казённое предприятие
«Школа искусств №2»
г.Караганды

Тестовые задания по сольфеджио
для 3-7 классов

Подготовила
преподаватель сольфеджио
Кузнецова Марина Геннадьевна

Г. Караганда
2014

3 класс
1. Лад, у которого между I и III ступенями образуется б.3, называется…
А) мажором
Б) минором
В) секвенцией
2. Строение натурального минора:
А) 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½
Б) 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1
В) 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½

3. Транспонирование - это …
А) переход неустойчивых звуков в устойчивые
Б) перемещение мелодии на другую высоту
В) исполнение мелодии голосом

4. Начало мелодии со слабой доли - это
А) секвенция
Б) ритм
В) затакт

5. Пауза - это…
А) перерыв в звучании
Б) знак молчания
В) все ответы верны

6. Вводные звуки - это
А) I, III, V ступени
Б) II, IV, VI, VII ступени
В) II, VII ступени

7. Какую длительность добавляет точка, поставленная справа от четвертной?
А) восьмую
Б) четвертную
В) половинную

8. В какой тональности тетрахорд сиb-до-ре-миb является верхним тетрахордом?
А) в Си b мажоре
Б) ми миноре
В) Ми b мажоре

9. Какие интервалы являются совершенными консонансами?
А) ч.1, ч.4, ч.5, ч.8
Б) м.3, б.3, м.6, б.6
В) ув.4, ум.5

10. Тональность, параллельная Ля мажору - это …
А) До мажор
Б) фа минор
В) фа# минор

11. Сколько обращений имеет трезвучие?
А) три
Б) четыре
В) два

12. Ув.2 содержит…
А) 2 тона
Б) 1,5 тона
В) 3 тона

13. В каком виде минора возникает ув.2?
А) в натуральном
Б) в гармоническом
В) в мелодическом

14. Сколько м.3 находится на ступенях натурального мажора?
А) четыре
Б) одна
В) три
4 класс
1. На каком тоне трезвучия строится квартсекстаккорд?
а) на терцовом
б) на основном
в) на квинтовом

2. Пунктирный ритм выражается длительностями:
А) восьмая, 2 шестнадцатых
Б) восьмая с точкой и шестнадцатая
В) восьмая, четверть, восьмая

3. Тритон - это
А) трезвучие на III ступени
Б) интервал, в котором 3 тона
В) м.3 и б.3

4. В какой тональности больше ключевых знаков?
А) Ля мажор
Б) фа минор
В) до минор

5. Интервал «ляb-ре» - это…
А) ув.4
Б) ч.4
В) ч.5

6. Септаккорд состоит из…
А) септим
Б) семи звуков
В) терций

7. Тональности Миb мажор и до минор являются
А) параллельными
Б) одноимёнными
В) устойчивыми

8. Звук сольb - вершина м.6. Какой звук является её основанием?
А) си
Б) сиb
В) до

9. В какой тональности трезвучие фа#-ля-до# будет S 5|3?
А) си миноре
Б) фа# миноре
В) до# миноре

10. D6|4 cтроится на…
А) II ступени
Б) VI ступени
В) V ступени

11. Ув.4 строится на…
А) IV ступени натурального минора
Б) VII# ступени гармонического минора
В) все ответы неверны

12. При обращении м.3 перейдёт в…
А) б.3
Б) б.6
В) б.7

5 класс
1. Какого звука не хватает в звукоряде гармонического минора
g-a-b-c-d-_?_-fis-g
А) es
Б) e
В) f

2. В какой аккорд разрешится S 6|4?
А) в T 5|3
Б) в D7
В) в T6

3. Какой аккорд состоит из б.3+ч.4?
А) T5|3
Б) M6
В) D7

4. Интервал dis-c - это
А) б.6
Б) м.7
В) ум.7

5. Размер ¾ используется обычно в
А) польке
Б) вальсе
В) марше

6. Какая ритмическая группа является триолью?
А) восьмая и 2 шестнадцатых
Б) восьмая, четверть, восьмая
В) 3 восьмых, вверху 3

7. В какие тональности разрешится аккорд h-dis-fis-a
А) H-dur, h-moll
Б) E-dur, e-moll
В) Es-dur, es-moll
8. Перенесение акцента с сильной доли на слабую называется…
А) триоль
Б) затакт
В) синкопа

9. В размере 3/8 каждая доля длится…
А) одну восьмую
Б) одну четверть
В) одну шестнадцатую

10. Сколько тритонов в натуральном мажоре?
А) три
Б) четыре
В) два
6 класс

1. Гармонический звук в миноре - это
А) VI b ступень
Б) VII b ступень
В) VII# ступень

2. В интервале «fis-e» качественная величина равна:
А) 5 тонам
Б) 6 ступеням
В) 7 ступеням

3. Сколько Ум 5/3 в гармоническом мажоре?
А) одно
Б) два
В) ни одного

4. В тональности H-dur аккорд h-dis-fis нужно обозначить, как…
А) Б 5/3
Б) М 5/3
В) Т 5/3

5. Интервалы, которые могут быть построены только в гармонических ладах, называются…
А) характерными
Б) тритонами
В) диссонансами

6. Сколько ступеней в пентатонике?
А) семь
Б) шесть
В) пять

7. Какой аккорд состоит из м.3+ м.3?
А) М 5/3
Б) D7
В) все ответы неверны

8. Какие аккорды строятся на II ступени?
А) ум.5, Ум. 5/3, D 6/5
Б)Ум VII 7, M VII 7, D7
В) Ум 5/3, D43

9. При разрешении вводных септаккордов непосредственно в тоническое трезвучие, в Т 5/3 удваивается
А) основной тон
Б) терцовый тон
В) квинтовый тон

10. Напишите слоговые значения звуков (сохраняя их порядок)
b- eis - gis - a - h - as - es
а) си - миb - соль# - ля - сиb - ля# - ми
б) сиb - фа - соль - ля - си - ля# - до
в) сиb - ми# - соль# - ля - си - ляb - миb

7 класс
1. Интервал a-fis определён как м.7. Что неверно в определении?
А) только буква
Б) только цифра
В) буква и цифра

2. В альтерированном мажоре при движении вниз
А) повышаются II, IV, VI ступени
Б) понижаются VI , II ступени
В) понижаются VI, IV, II ступени

3. Какой характерный интервал строится на III ступени гармонического минора?
А) ув.2
Б) ув.5
В) ум.7

4. В строении какого из вводных септаккордов больше малых терций?
А) в M VII 7
Б) в Ум VII 7
В) малых терций вообще нет в их составе

5. Ув 5/3 в Es-dur состоит из звуков
А) d-f-as
Б) f-as-c
В) ces-es-g

6. Куда разрешится аккорд f-as-b-d?
А) в Des-dur
Б) в Es-dur
В) в e-moll

7. Как с латинского переводится слово «dur»?
А) «твёрдый»
Б) «мягкий»
В) «мажор»

8. В хроматической минорной гамме при движении вверх повторяются все ступени, кроме…
а) I, V
б) III, VI
в) IV, VI

9. Сколько других энгармонических вариантов замены имеет звук «fis»?
А) три
Б) один
В) два

10. Какая пара характерных интервалов имеет в своём составе устойчивый звук?
А) ув.2, ум.7
Б) ув.5, ум.4
В) ум.5, ув.4

«Сольфеджио » – красивое итальянское слово, которое сложилось из названий двух нот – «соль» и «фа» и в переводе означает «пение по нотам ». Это музыкальная дисциплина, основной задачей которой является развитие музыкального слуха – главного инструмента любого музыканта. Центр ДМ "ИнтеллектУм" приглашает принять участие в I Международной летней теоретической олимпиаде по сольфеджио "Vivat, solfeggio!"и ответить на вопросы по теории музыки.

Участники олимпиады: обучающиеся ДМШ, ДШИ и других образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Участие индивидуальное.

Возрастные категории участников:

Срок приема заявок: с 17 мая по 6 сентября 2018 года включительно.

На выполнение заданий дается 10 дней. Подведение итогов ежемесячное, 22 числа каждого месяца в разделе Итоги будут выложены результаты по работам, присланным не позднее 16 числа этого же месяца (то есть если Вы прислали ответы 16 июня и ранее, то 22 июня Ваш результат будет отражен в итоговой таблице, если же прислали ответ 17 июня и позже (до 16 июля), то Ваш результат будет отражен в дополнениях, сделанных в итоговой таблице 22 июля). Окончательные итоги будут подведены не позднее 22 сентября.

Для участия в олимпиаде необходимо:

2. Зарегистрироваться на нашем сайте (если не проходили регистрацию ранее).

3. Оплатить организационный взнос за участие в олимпиаде (100 рублей за одного участника). Все способы оплаты организационного взноса на сайте в разделе ОПЛАТА.

4. Подать заявку на участие, приложив квитанцию об оплате. Форма заявки находится ниже (становится доступной, если зайти на сайт под своим логином, паролем). Ответы без заявок не принимаются!!! Организационный взнос группы участников может быть оплачен одной суммой!

5. В первый день проведения олимпиады в 8:00 МСК времени по внутренней почте нашего сайта будут предоставлены ссылки для доступа к заданиям, где Вы ознакомитесь с правилами оформления ответов. Так же задания олимпиады можно скачать Если при скачивании заданий возникнут проблемы, необходимо написать администратору на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и задания будут высланы Вам по электронной почте.

По результатам олимпиады будут определены победители, призеры и участники, которые будут награждены дипломами и сертификатами. Координаторам и педагогам будут высланы благодарности и дипломы. В электронном виде победителям и призерам, а так же их педагогам и координаторам дипломы будут отправлены бесплатно. Стоимость электронного сертификата для участника и их педагогов и координаторов составляет 20 рублей. Наградные материалы (дипломы, сертификаты, благодарности и дипломы педагогам и координаторам) в бумажном виде нужно заказывать отдельно. Стоимость бумажного диплома / сертификата составляет 150 рублей за одного участника. Педагогам и координаторам, зарегистрировавшим 5-х и более человек, имеют право заказать сертификаты и благодарности в бумажном и(или) электронном виде НА ИХ ИМЯ бесплатно. Все дипломы, благодарности и сертификаты имеют номер и серию. Оплата наградных материалов производится только после подведения итогов.

Для жителей стран СНГ и Дальнего Зарубежья при заказе бесплатного диплома (сертификата) для педагога (в случае пяти и более участников мероприятии) бесплатно диплом отправляется простым отправлением! Если же Вы хотите, чтобы документ был отправлен заказным письмом, при заявке на диплом необходимо доплатить 100 рублей. Наградные документы в бумажном виде для жителей СНГ и стран Дальнего Зарубежья стоят 250 рублей.

Цель олимпиады - активизация творческой деятельности учащихся, повышение инте­реса к сольфеджио, выявление музыкально одаренных и перспективных учащихся.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио;
  • выявление уровня развития всех сторон музыкального слуха, усвоения основных теоретических сведений,
  • сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых методов.
  • повышение профессионального педагогического мастерства, развитие творческой инициативы преподавателей.

Условия проведения:

Олимпиада по сольфеджио проводится учащихся второго года обучения. Две команды по пять человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

Олимпиада по предмету «СОЛЬФЕДЖИО»

для учащихся 2 года обучения

Березина Валентина Сергеевна

Тихомирова Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург

2016

Цель олимпиады - активизация творческой деятельности учащихся, повышение интереса к сольфеджио, выявление музыкально одаренных и перспективных учащихся.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио ;
  • выявление уровня развития всех сторон музыкального слуха, усвоения основных теоретических сведений,
  • сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых методов.
  • повышение профессионального педагогического мастерства, развитие творческой инициативы преподавателей.


Условия проведения:

Олимпиада по сольфеджио проводится учащихся второго года обучения. Две команды по пять человек.


Ход мероприятия:

Организационный момент: выдача участникам бейджиков с именами, выбор капитана и названия команды.


Ученикам раздаются листы с индивидуальными заданиями. Объясняется общий ход олимпиады.

1 задание – тест по пройденному теоретическому материалу.

1. Нотный стан:

А. Сочетание разных нот.

Б. Пять линий, на которых пишутся ноты.

11. Штили:

А. У нот выше 3 линии пишутся вверх.

Б. У нот выше 3 линии пишутся вниз.

2. Скрипичный ключ:

А. Обозначает, что нота Соль первой октавы

пишется на второй линии нотного стана.

Б. Предназначен только для скрипок.

12. Паузы:

А. Различаются по длительностям.

Б. Не различаются по длительностям.

3. Устойчивые ступени:

А. I, III, V.

Б. II, IV, VI, VII.

13. Длительности:

А. В целой ноте 4 четвертные ноты.

Б. В целой ноте 2 четвертные ноты.

4. Диез:

А. Повышает звук на полтона.

Б. Понижает звук на полтона.

14. Тактовая черта:

А. Ставится перед слабой долей.

Б. Ставится перед сильной долей.

5. Бемоль:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Повышает звук на тон.

15. Размер такта:

А. Надо писать на каждой строчке.

Б. Надо писать вначале произведения.

6. Бекар:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Отменяет диез и бемоль.

16. Дирижирование:

А. На сильную долю рука опускается вниз.

Б. На слабую долю рука опускается вниз.

7. Ключевые знаки:

А. Сохраняют действие до конца произведения.

Б. Действуют только в одном такте.

17. Сильные и слабые доли в размере ¾

А. Сильная, слабая, слабая.

Б. Слабая, сильная, слабая.

8. Случайные знаки:

А. Знаки альтерации, написанные перед нотами.

Б. Знаки альтерации, написанные справа от ключа.

18. Реприза:

А. Знак молчания.

Б. Знак повторения.

9. Разрешение неустойчивых ступеней:

А. II IV, IV III, VI VII, VII VI.

Б. II I, IV III, VI V, VII I.

19. Конечная тактовая черта:

А. Ставится в конце такта.

Б. Ставится в конце произведения.

10. Гармонический минор:

А. Повышаются VI ступень.

Б. Повышается VII ступень.

20. Параллельные тональности:

А. Тональности с одинаковой тоникой.

Б. Тональности с одинаковыми знаками.

Всего баллов за это задание 20. На команду – 100.

2 задание – проверка ритмической грамотности.

Первая часть задания – расставить тактовые черты в мелодии на ¾.

Вторая часть задания – ритмический диктант 4 такта.


За каждую правильно выполненную часть задания присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов 2, на команду – 10.

3 задание – определить исполненный танец.

ВАЛЬС 3/4

МЕНУЭТ 3/4

МАРШ 4/4

ПОЛЬКА 2/4

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Максимально 2 балла, на команду – 10.

4 задание - интервальный диктант 8 тактов.

(ч.1, м.2, б.2, ч.4, ч.5, ч.8)

Выполняется каждым участником индивидуально.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Максимально присуждается 8 баллов, на команду – 40.


5 задание – конкурс капитанов.

На доске написан ритмический пример со ступенями.


Задание: написать этот пример нотами в тональности Ре мажор, соблюдая ритмический рисунок и ступени.


Оценивается правильность написания нот и длительностей:
от 0 до 1 ошибки – 3 балла,
от 2 до 3 ошибок - 2 балла,
от 4 до 5 ошибок – 1 балл,
6 и более ошибок – 0 баллов.

6 задание - музыкальное лото.

Каждая команда должна собрать прозвучавшую мелодию из предложенных карточек.


За правильно выполненное задание присуждается 1 балл.

7 задание - кроссворд.

На выполнение задания дается 4 минуты. За правильно разгаданный кроссворд присуждаются 5 баллов.

Максимальное количество баллов за олимпиаду на команду – 169.

В заключение олимпиады исполняются песни «про диез» и «про бемоль» со словами и сольфеджио. Задание не оценивается.

После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов, а также выявление команды победителей.

Награждение:
Команда, занявшая Первое место, получает диплом победителя олимпиады. Команда, занявшая Второе место, получает диплом лауреата I степени. Каждый участник отмечается дипломом в отдельной номинации.

Жюри:
Преподаватели художественного отдела ДДТ Красносельского района.

Время и место проведения:
18 марта 2016 года, Санкт-Петербург, ДДТ Красносельского района.


Положение

IV Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе

в рамках международного форума искусств "Петербургская весна "

Ролссия, Санкт-Петербург,

Олимпиадный день: 23 марта (последняя пятница перед школьными каникулами)

Адрес проведения:

Центр Внешкольной работы Центрального района. ул. Правды, д.8, (м. Владимирская)

ПОЛОЖЕНИЕ

По проведению Всероссийской олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе

Общие положения

Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»

Поддержка в проведении олимпиады:

  • Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
  • Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
  • ГБУ ДО Центр Внешкольной Работы Центрального района Санкт-Петербурга.
  • Информационная поддержка в России и СНГ - газета «Музыкальный Клондайк»

Цели и задачи:

  • повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
  • совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
  • выявление способных и одаренных учащихся;
  • повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

Сроки и место проведения:

Центр Внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга, ул. Правды, 8. (м. Владимирская)

Объявлены следующие номинации:

  • Номинация I - «Сольфеджио»;
  • Номинация II - «Музыкальная литература».

Возможно участие как в двух, так и в одной номинации.

Номинация I «Сольфеджио» проводится для учащихся 4-7 (7-летний срок обучения) и 2-5 (5-тилетний срок обучения) клас-сов.

Конкурсные группы:

  • I группа - 4/2 классы,
  • II группа - 5/3 классы,
  • III группа - 6/4 классы,
  • IV группа - 7/5 классы.

Номинация II «Музыкальная литература» - проводится для учащихся 4-7 (7-летний срок обучения) и 2-5 (5-тилетний срок обучения) клас-сов.

Конкурсные группы:

  • I группа - 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
  • II группа - 5/3 классы, второй год обучения по предмету,
  • III группа - 6/4 классы, третий год обучения по предмету,
  • IV группа - 7/5 классы, четвертый год обучения по предмету.

Программа требований по номинациям:

Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.

Методические вопросы по заданиям олимпиады можно задать методисту олимпиады после регистрации заявки.

Номинация I «Сольфеджио»:

I группа - 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)

Конкурсное задание включает:

  1. Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем - 8 тактов. Тональности - мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
  2. Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элемен-тов; 2 проигрывания.
  3. Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).

II группа - 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)

  1. Диктант. Исполняется 8 раз. Объем - 8 тактов. Тональности - мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.
  2. Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последова-тельность (5-6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
  3. Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности - 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).

III группа - 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)

  1. Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
  2. Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать сме-шанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
  3. Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).

IV группа - 7 класс (7-летний срок обучения), 5 класс (5-летний срок обучения)

  1. Диктант. Исполняется 8 раз. Тональности мажорные до 6-и знаков, минорные до 5-и знаков.
  2. Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды от произвольно выбранного звука). Записать и построить гармоническую последовательность в тональности (10 аккордов), 2 проиг-рывания.
  3. Теоретические задания (определить и подписать аккорды, лады, разрешить интервалы).

Номинация II «Музыкальная литература»:

В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».

Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и виктори-ну (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.

I группа - 1 год обучения (4/2 классы)

  • Теоретические вопросы: выразительные средства музыки, музыкальные инструменты, ор-кестры симфонический и народных инструментов, танцевальные жанры, программная музыка.
  • Викторина: Э. Григ: сюита «Пер Гюнт» (Сюита № 1 и песня Сольвейг из Сюиты № 2); М. Глинка: опера «Руслан и Людмила» (Марш Черномора, Рондо Фарлафа); П. Чайковский: балет «Щелкунчик» (Марш, Вальс цветов, Танец Феи Драже, Танец Пастушков, Па-де-де - Адажио), «Времена года» («Подснежник», Бар-карола, «На тройке»), «Детский альбом» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Неаполитанская песенка», Вальс, «Баба-Яга», «Песня жаворонка»); М. Мусоргский: «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», «Прогулка»); Л. Боккерини: Менуэт; М. Огинский: Полонез; Д. Верди: Марш из оперы «Аида»; К. Сен-Санс: сюита «Карнавал животных» («Персонажи с длинными ушами», «Аквариум», «Королевский марш льва», «Лебедь»).

II группа - второй год обучения (5/3 классы)

  • Теоретические вопросы: творчество зарубежных композиторов - И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта.
  • Викторина: И. С. Бах: Двухголосные инвенции (C-dur , F-dur, h-moll), Прелюдия и фуга c-moll из ХТК - I том, «Французская сюита» c-moll (Allemande, Sarabande, Air, Menuet, Gigue), Токката и фуга d-moll; Й. Гайдн: Симфония № 103 (I часть), Соната для фортепиано e-moll; В. А. Моцарт: Симфония № 40 (полно-стью), Соната для фортепиано A-dur (полностью), опера «Свадьба Фигаро» (Увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро, ария Керубино из I действия «Сердце волнует», ария Барбарины); Л. Бетховен: Симфония № 5 (полностью), Соната для фортепиано № 8 с-moll «Патетическая» (полностью), Увертюра «Эгмонт»; Ф. Шу-берт: Симфония № 8 (I часть), Фортепианная музыка (Экспромт Es-dur, Музыкальный момент f-moll, Вальс h-moll), Песни («Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада»); Ф. Шопен: Мазурки (кото-рые характеризуются в учебнике), Вальс № 7 cis-moll, Полонез A-dur, Прелюдии (A-dur, e-moll,) Ноктюрн f-moll, Этюд № 12 c-moll ор. 10.

III группа - третий год обучения (6/4 классы)

  • Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов М. И. Глинки, А. С. Дарго-мыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, основные сведения о деятельности «Могучей куч-ки».
  • Викторина: М. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновение», «Жаворонок», «Попут-ная песня»), увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Арагонская хота»; А. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»); М. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», вступление к оп. «Хованщина» (Рассвет на Москва-реке); А. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), Симфония № 2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной».

IV группа - четвертый год обучения (7/5 классы)

  • Теоретические вопросы: жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
  • Викторина: Н. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), симфоническая сюита «Шехерезада»; П.Чайковский: опера «Евгений Онегин» (фрагменты, кото-рые характеризуются в учебнике), Симфония № 1 (полностью;. С. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (I часть), Прелюдия cis-moll соч. 3 № 2, Этюд-картина a-moll соч.39 № 6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»); А. Скрябин: Симфония № 3 «Божественная поэма» (I часть «Борьба»; темы вступления, главная, заключительная партии), Этюд dis-moll соч. 8 № 12, Прелюдии (e-moll соч. 11 №4, D -dur соч. 11 № 5); С. Прокофьев: Симфония № 7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» (Вальс «Отъезд Золушки на бал», Гавот, Па-де-шаль, «Часы», Галоп, «Аморозо»), Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта - девоч-ка»); Д. Шостакович: Симфония № 7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»; А. Хачатурян: «Та-нец с саблями» из балета «Гаянэ», Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»;

Организация олимпиады:

Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.

Полномочия оргкомитета:

  • подготовка и проведение Олимпиады;
  • организация проживания участников.
  • определение материала для Олимпиады;
  • организация работы жюри Олимпиады;
  • организация церемонии награждения;

Работа жюри олимпиады:

Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.

Наивысшая оценка каждого конкурсного задания - 10 баллов.

При оценке конкурсанта учитывается:

  • правильность ответов в каждом из основных заданий;
  • соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
  • итоговый суммарный средний балл участника.

Жюри имеет право:

  • делить, присуждать и не присуждать призовые места;
  • награждать участников специальными грамотами (призами).

Награждение:

  • Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
  • Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
  • Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
  • Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник";
  • Дипломы и медали получают все участники олимпиады
  • Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
  • Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

Все участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.

По организационным причинам, размещение в гостинице осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса. Приобретение пакета размещения на олимпиаде и оплата организационного взноса обязательна.

Возможно получение скидки на участие во вторых номинациях (*оргвзнос за номинацию см. ниже)

Стоимость пакета включает:

  • Проживание в отеле "Азимут-Фонтанка"**** в 2/3 местных номерах. Главный корпус "Азимут"**** - 3950руб., включая регистрацию заявки 400 рублей с человека
  • Корпус "А-Фонтанка"*** - 3550 руб., включая регистрацию заявки 350 рублей с человека

*Возможно продление проживания в отеле (1400-1600 руб./сутки - с человека)

  • Завтраки - шведский стол
  • Wi-Fi в отеле
  • Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с членами жюри.
  • Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
  • Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.

Организационный взнос за номинацию для участников составляет 2300 руб. за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.

*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%

  • 10.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж). Доплаты, оформление закрывающих и командировочных документов в ОРГКОМИТЕТЕ.
  • 10.30 - торжественное открытие олимпиады (актовый зал ЦВР, 3 этаж)
  • 11.00 - 16.00 - проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература»
  • 18.00 - закрытие олимпиады. Церемония награждения. Круглые столы с жюри - по итогам работ.

Стоимость программы: 1500 руб. с человека.

Ваши доп. расходы в поезде:

  • входные билеты в музеи (до 700руб. с человека)
  • Круглые столы с жюри - по итогам работ.

*Дополнительно может быть предоставлено (при наборе группы от 15 человек):

Трансферы на олимпиаду и обратно - 600 руб.

Экскурсионная программа - 1500 руб.

  • 17.30 - Сбор в холле отеля (после регистраций)
  • 18.00 - Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» (2,5 часа).
  • Автобусная экскурсия с выходами.
  • Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы.
  • Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, «Вечерний Петербург»- что несомненно добавит впечатлений!
  • 10.00ч. - встреча с гидом в холле отеля, выезд на Музейный день с полным автобусным сопровождением, рассказом гида в автобусе, поездка в лучшую резиденцию российских императоров.

Экскурсия в Лицее Пушкина. Экскурсия внутри музея: Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, экзаменационные залы, журналы с оценками воспитанников - это очень доступно для восприятия и детям и взрослым - и всем интересно.

Экскурсия в музее «Екатерининский дворец» (с посещением уникальной янтарной комнаты).

  • 14-15ч. Возможен организованный обед в Царском Селе*. Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.30-17ч.)