Занятия для детей начинаются в разное время, в зависимости от дня недели. Занятия каратэ детям

Вы находитесь на сайте детского клуба каратэ Центральной Школы Каратэ.

Мы - группа единомышленников , цель которой - внести свой вклад в популяризацию здорового образа жизни, оздоровления населения , пропаганды идеалов самосовершенствования и высокой нравственности . Нас объединяет не только общая цель, но и главное средство ее достижения - это КАРАТЭ для детей!

Видео с майского аттестационного экзамена 2016 года:

Каратэ - это находка для современного ребенка! Ребенок с удовольствием учит лишь то, что приносит ему пользу и радость здесь и сейчас. Абстрактные знания, не применимые в жизни воспринимаются с трудом и сопротивлением. Занятия для детей 4-5 лет, построенные на основе изучения простой и, что самое главное, понятной техники карате развивают ребенка физически, с каждой тренировкой ребенок чувствует себя более сильным, быстрым, ловким. На каждой тренировке границы возможностей ребенка расширяются - и это не может не приносить радость! Применимость полученных знаний и навыков вдохновляет детей на самостоятельные тренировки и усердное выполнение домашних заданий , полученных на занятиях по каратэ. Ребенок с радостью бежит в зал , ведь там его ждут трудные, но выполнимые задания , захватывающие, но посильные испытания и, конечно, радость физической активности.

Занятия для дошкольников в нашей спортивной секции сочетают в себе не только упражнения на физическое развитие и образовательную направленность, но и тренировку высших психических функций мозга , таких как память, воображение, внимание. Для этого в каратэ существует множество уникальных средств и методов, которых Вы не встретите в других видах спорта.

Мы искренне стремимся попасть в список "Лучшие секции для детей". Мы сочетаем как традиционное , так и спортивное каратэ , что позволяет создать наиболее оптимальные условия для каждого нашего воспитанника. Стремящиеся к здоровью, физическому развитию и интересным занятиям становятся настоящими "каратэки" - изучают базовую технику и ката , постепенно и осторожно осваивают прикладную технику каратэ в парах, сдают 2 раза в года аттестационные экзамены , участвуют во внутриклубных соревнованиях и мероприятиях. Для тех же воспитанников, кто хочет покорять вершины высшего спортивного мастерства - выездные соревнования регионального и всероссийского уровня , тренировки в спортивной сборной до 5 раз в неделю, межсезонные спортивные сборы и огромный опыт наших тренеров в деле спортивных побед. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок сам выбрал себе интересную для него цель, и шел к ней не жалея усилий .

Мы отличаемся от многих других клубов единоборств тем, что:

  • Для нас каждый ребенок - перспективен , так как основная цель наших тренировок - гармоничное развитие ребенка;
  • Мы понимаем, что дисциплина это основа любого занятия, но добиваемся ее грамотными педагогическими методами;
  • Уважение друг к другу - неотъемлемая часть нашей жизни и философии, поэтому мы строго выполняем ритуалы и знаки почтения , принятые в каратэ; от поклона к поклону Мы воспитываем сильных, смелых и самостоятельных , но уважительных детей;
  • Игра обязательный элемент каждой тренировки: Мы помним что дети - это, в первую очередь, дети ;
  • Наш тренерский коллектив - уникальная команда молодых, но уже опытных и высокопрофессиональных педагогов, объединенных своим неустанным стремлением к совершенствованию себя и своих воспитанников ;
  • Мы используем профессиональный инвентарь в больших количествах, так как знаем, что детям очень нравится разнообразие тренировочного процесса и новые упражнения ;
  • Мы против агрессии и не считаем драку хорошим средством решения конфликтов, но наши воспитанники умеют постоять за себя .

Вниманию читателей предлагается авторский материал известной каратистки Александры Нечай (Кишкиной) - Мастера спорта России, Мастера спорта международного класса, Чемпионки мира по Вадо-кай и многократной призерки российских и международных соревнований.

Сейчас Александра ведет успешную тренерскую деятельность, а в данном материале делится знаниями и опытом о том, как правильно организовать тренировку детей 5-6 лет.

На сегодняшний день очевидно, что многие виды спорта существенно «помолодели». И каратэ-до в ключе данной тенденции не является исключением: если 15 лет назад 8-летних каратистов можно было встретить далеко не в каждой секции, то сегодня на татами можно увидеть и шестилетнего бойца. Процесс это предсказуемый, ожидаемый и имеющий вполне закономерные объективные причины. В первую очередь, это приобретающее все более массовый характер стремление к здоровому образу жизни. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень детской заболеваемости и поголовная компьютеризация подрастающего поколения заставляет родителей задуматься об укреплении физического здоровья своих чад, что само по себе невозможно без адекватной физической нагрузки. Также в геометрической прогрессии растет количество малышей с синдромом гиперактивности. Немало родителей готовы отдать в спортивную секцию уже трехлетнего малыша. Все эти обстоятельства обусловили приток в спортивные секции деток дошкольного возраста.

На мой взгляд, это положительная тенденция: тренер получает возможность более широкого выбора талантливых ребят, да и задача воспитания здорового поколения становится более реальной. Вместе с этим, перед тренером, работающим с дошкольниками, встает архисложная задача: научиться работе с маленькими детьми, суметь привить им любовь к спорту и труду над собой, суметь поддержать ее в течение многих лет и вырастить из «желторотиков» взрослых спортсменов.

У многих тренеров возникают сложности в работе с малышами. Основными из них являются непослушание и, как следствие, низкий уровень овладения навыками боевого искусства. Обычно, на начальном тренировочном этапе такая возрастная группа напоминает собой наглядную модель броуновского движения. Выполнение простого упражнения всей группой одновременно порой кажется невозможным, не считая бесконечно болящих голов, животов, и просто плохого настроения, потому что «у меня ничего не получится» или «я вчера в садике разбил тарелку, и воспитатель отругала». Зачастую, отлаженная система работы с более взрослыми воспитанниками здесь практически не работает. Таким образом, возникает насущная необходимость коррекции, казалось бы, уже налаженной системы тренировок, разработка новых ее форм и методов, адаптированных к работе с дошкольниками. В первые же недели работы с детками 5-6 лет становится очевидным, что это другая, инопланетная цивилизация, и чтобы иметь возможность ее тренировать необходимо научиться ее понимать.



В основе физического воспитания лежит главный принцип: физическая нагрузка должна приносить радость. И особенно это важно в нежном детском возрасте. Поэтому ее характер и объем должны соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям деток, а также особенностям современного воспитания.

Почему, собственно говоря, речь идет именно о пяти-шести летних ребятах, а как же дети более младшего возраста?

Набирать деток младше 5 лет (особенно в "смешанные" разновозрастные группы) по большому счету не имеет смысла. Достаточная физическая нагрузка для трех-четырехлеток имеет простой незамысловатый характер. Младшие дошкольники как физически, так и психологически не готовы к специальной деятельности. В этом возрасте детки только начинают воспринимать себя как отдельного человека, а не как конструкцию «я и мама», учатся осознавать свои и чужие границы, общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои эмоции и эмоции других людей. В этом возрасте часто возникает реакция отрицания всего и вся. При этом негативная реакция следует не на действие как таковое, а на сам факт требования или просьбы взрослого. Физические способности тоже пока не велики: многие детки только учатся прыгать, играть с мячом, стоять на одной ноге, не различают право и лево, не могут сосредоточить внимание на выполняемом деле более 5 минут. Для правильного физического развития в этом возрасте достаточно домашнего физкультурного уголка и веселого активного времяпрепровождения.

Ребятишки же пяти-шестилетнего возраста вполне адекватно способны усваивать не только упражнения общей физической подготовки, но также и успешно обучаться специальной технике каратэ. Именно поэтому стоит рассматривать 5-6 лет как первую возрастную ступень для начала обучения каратэ.

В первую очередь тренер, начиная работу с маленькими детьми, должен запастись огромным терпением, быть готовым ко множеству неожиданностей и к постоянному контакту с родителями.

Но будем разбираться во всем по порядку...

Спортивный отбор

Каратэ-до относится к тем счастливым видам спорта, для которых практически не существует каких бы то ни было особенных критериев отбора. Однако, принимая в секцию юных воспитанников, следует обратить внимание на некоторые моменты.

Первое, что должен сделать тренер, это отправить новоиспеченных учеников в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Не стоит недооценивать значение этой, казалось бы, прозаичной формальности. Как показывает мой опыт, некоторые родители даже не догадываются о наличии у собственных детей патологий в первую очередь сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Некоторые из них оказываются прямыми противопоказаниями к занятиям единоборствами, некоторые не являются противопоказанием, но требуют коррекции, а также индивидуального дозирования тренировочной нагрузки. Думаю, очевидным является дальнейший систематический контроль состояния здоровья воспитанников. Спортивная медицина рекомендует проходить диспансеризацию 2 раза в год.

В процессе занятий могут выявиться индивидуальные особенности детей, не являющиеся медицинским противопоказанием, но требующие особого внимания: синдром гиперактивности, задержки физического и психического развития и т.д. В этом случае особенно важно тесное общение с родителями малыша. Зачастую, родители деток с особенностями не готовы признать это перед тренером. Однако тут необходимо принятие совместного решения. Большинство родителей гиперактивных деток приводят их в спортивную секцию, чтобы чадо наконец «выбегалось». Однако, при некоторых видах гиперакативности занятия в секции каратэ усугубляют и без того непростое состояние ребенка. Обычно, такие ребятки не в состоянии более 3-5 минут заниматься упорядоченной деятельностью, а устав выполнять упражнения начинают активно отвлекать остальных участников группы. При этом любые попытки тренера прекратить хаотичное поведение ребенка приводит к его усилению и вспышкам агрессии. Такая особенность психики малыша требует индивидуальной специальной коррекционной работы, одним из важнейших условий которой является строжайшее соблюдение режима дня и специфическое дозирование физической и умственной нагрузки. Тренер не имеет возможности обеспечить такую коррекционную работу в условиях групповой тренировки.


Что касается задержек психического развития, если поведение ребенка не представляет угрозы для его собственной жизни и жизни других воспитанников, он может заниматься в секции каратэ, но главнейшей задачей в этом случае будет скорее социализация, чем достижение высоких спортивных результатов.

Физическое развитие

5-6 лет - возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка. Дети начинают осознавать широту собственных физических возможностей, стремятся к развитию ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, хорошо переносят нагрузку, быстро восстанавливаются. В этом возрасте существенно улучшается координация движений, дети способны быстро усваивать суть и особенности разучиваемых упражнений и самостоятельно воспроизводить идеальный образ движения. К 6 годам дети способны осваивать достаточно сложные специализированные движения: технику кихон и ката, основы элементов кумитэ.

Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 5-6 лет с учетом особенностей физического развития:

  1. Главнейший принцип: нагрузки средней величины дают больший прирост тренированности. Для детей нагрузка не должна быть связана с большим и очень большим напряжением;
  2. Основная задача физической подготовки детей в возрасте 5-6 лет: максимально расширить набор освоенных простых и подготовить к освое-нию новых технически сложных упражнений. Исходя из этого, полезно использовать дробление сложных технических движений на простые подводящие упражнения (например, подготовку к правильному передвижению в стойке дзенкуцу-дачи можно превратить в комплекс подводящих упражнений: а) выпады вперед, б) упражнение «лыжник» (имитируем ходьбу на лыжах, но при этом расстояние между ногами равно ширине плеч), в) ходьба с полусогнутыми коленями, г) прыжки вперед со сменой ног по заранее разложенным маркерам (маркеры раскладываются зигзагообразно) и т.д.;
  3. Преодоление предельных или близких к ним по величине сопротивлений противопоказано (например, поднятие больших тяжестей или выполнение упражнений с отягощением);
  4. При выборе последовательности выполнения упражнений предпочтительней после разминки выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена;
  5. Бег трусцой на разминке не должен превышать 5-7 минут;
  6. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость;
  7. В план тренировки необходимо включать игровые элементы: эстафеты, различные спортивные игры. Обязательно дайте поиграть и в конце тренировки;
  8. Тренировка на силу и выносливость в этом возрасте должна иметь разнонаправленный, разнообразный характер. Не нужно ограничиваться, например, только бегом для развития выносливости;
  9. Обязательно проводим контроль за функциональным состоянием маленьких спортсменов. Самый простой, а главное доступный способ - контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС), или, проще говоря измерение пульса. Т.к. дети не могут сами корректно посчитать собственный пульс, на каждой тренировке выбираем 2-3 ребят, у которых будем производить измерение пульса 2-3 раза в течение тренировки. Измерение проводится в течение 10 секунд сразу после нагрузки и спустя 2-3 минуты после нагрузки. Сравниваем количество ударов со шкалой зон мощности по ЧСС (I зона: 20-24 уд/10 сек, II зона: 25-26 уд/10 сек, III зона: 27-28 уд/10 сек, IV зона: 29 и выше уд/10 сек). I и II зоны соответствуют оптимальной комфортной нагрузке для сердца. Для III зоны характерно максимальное развитие дыхательной системы, повышается уровень максимального потребления кислорода легкими. Достижение IV зоны - негативный показатель, свидетельствующий о завышенной нагрузке для данного воспитанника. При замере пульса спустя 2-3 минуты после нагрузки в идеале ЧСС должна сократиться до уровня I зоны. Это свидетельствует о нормальном процессе восстановления.

Оцениваем ЧСС сразу после нагрузки: если она систематически попадает в IV зону, значит необходимо снизить нагрузку для отдельных ребят или для группы в целом; попадание во II и III зоны является нормой и свидетельствует о эффективном развитии тренированности; ЧСС, соответствующие I зоне характерно для сердечно-сосудистой системы с высокой выносливостью; ЧСС, ниже 20 уд/10 сек - повод насторожиться. Это может быть свидетельством нарушения сердечного ритма и развития брадикардии. Такого воспитанника необходимо отправить на дополнительное обследование к кардиологу.

Многие тренеры наверняка сталкивались с головными болями, возникающими у детей в процессе тренировки. Основной причиной такого явления является углеводная недостаточность. Нередко сопутствующие ей явления - темные круги под глазами и бледный носогубный треугольник. Чаще всего она возникает, когда ребенок пришел на тренировку голодный. В этом случае нужно угостить страдальца конфетой или кусочком шоколада и дать возможность отдохнуть пока голова не перестанет болеть. Совет родителям: обеспечить легкий углеводный перекус (хлебцы, бутерброды) минимум за 40 минут до тренировки. Безусловно, о каждом приступе головной боли сообщаем родителям.

Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки.

Учет физических особенностей развития безусловно является важным моментом, однако, корректно построить тренировочный процесс не представляется возможным без понимания психологических особенностей 5-6 летних ребят.



Психологические особенности

Дети в этом возрасте обладают хорошей обучаемостью. Это является следствием улучшения устойчивости памяти и внимания. Последнее становится более произвольным, т.е. ребенок может его активизировать, направлять и удерживать усилием собственной воли. Дети 5-6 лет способны действовать по заданию взрослого, готовы принимать простую систему правил, а также могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Они чрезвычайно любознательны, задают множество вопросов, и пытаются сами найти на них ответы, рассуждать, строить умозаключения, стремятся во всем проявлять самостоятельность, могут предвидеть приближенные и отдаленные последствия собственных поступков. Очень велико желание показать себя миру, а заодно попробовать его на прочность и выяснить «как это все вокруг работает». В этом возрасте начинают формироваться механизмы саморегуляции, осознания детьми общих правил поведения и обязательности их выполнения. Однако, следует понимать, что в этом возрасте процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения и ребенок еще не в полной мере овладел средствами самоконтроля. Поэтому ребята достаточно легко отвлекаются - стоит тренеру, к примеру, на несколько секунд выйти из зала или углубиться в работу с одним из учеников. Устав действовать по заданию, начинают болтать или заниматься тем, чем им хочется в данный момент. Ребятам все еще трудно сосредоточить внимание на том, что им кажется неинтересным.

Важнейшие особенности психики детей 5-6 лет, которые тренер должен учитывать и в соответствии с которыми строить тренировочный и воспитательный процесс, следующие:

  • Основным способом познания и ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. При этом, происходит постепенный переход к играм по правилам;
  • Ведущей потребностью является потребность в общении и творческой деятельности;
  • Отсутствие абстрактного мышления. В этом возрасте активно начинает формироваться наглядно-образное мышление (оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними). Однако, многие детки продолжают прибегать к наглядно-действенному мышлению (решение задач через практическую деятельность, необходимость наглядного примера), когда им сложно понять поставленную перед ними задачу.

  1. Физическая нагрузка должна быть в радость. Это очень важный момент, т.к. маленькие дети не в состоянии понять, зачем они должны заниматься чем-то, превозмогая себя. Не ограничивайте себя в творчестве, постарайтесь разнообразить тренировку веселыми упражнениями. Рутинным упражнениям, таким как изучение специальной техники каратэ (то есть упражнениям, требующим высокой концентрации внимания и дисциплины) посвятите 20-25 минут;
  2. Т.к. в этом возрасте игра - ведущая деятельность, то весьма эффективным приемом является обыгрывание упражнений. Например, при закачке пресса поднятием ног лежа на полу, я предлагаю ребятам представить себя ниндзя, главное достоинство которых - бесшумность и внезапность нападения. И потому они, как настоящие ниндзя, должны бесшумно опускать ноги на пол, иначе нас могут заметить. Опустив ноги на пол, мы на несколько секунд превращаемся в лепешку и расслабляем животики. А потом непременно снова становимся ниндзя. Звучит как безумие, но работает!
  3. Т.к. ведущей потребностью является стремление к творческой деятельности, очень здорово совместно с ребятами придумывать игры, используемые в процессе тренировки. В этом случае они не только чувствуют свою сопричастность, но и ревностно контролируют друг друга в вопросе соблюдения правил;
  4. В этом возрасте похвалы не бывает много. Хвалите своих воспитанников за каждое правильно выполненное упражнение. Для них ваше одобрение - толчок к дальнейшему прогрессу. Для маленьких воспитанников важен прогресс ради прогресса, они пока только учатся прогнозировать великие цели и бороться с трудностями на пути к их достижению;
  5. В конце тренировки полезно дать оценку деятельности каждого воспитанника. При этом, стоит побуждать ребят к самооценке: «Как думаешь, почему ты сегодня получил четверку с большим минусом?»;
  6. Никогда не обещайте того, что вы не сделаете и всегда выполняйте то, что обещали. Тренер, безусловно, является авторитетом для воспитанников и ему приходится заслуживать уважение и укреплять его каждый день. Спекуляция действиями, которые вы не выполните (например, обещание выгнать с тренировки за плохое поведение) обесценивает значение тренерского слова. Невыполнение обещаний ведет к тому же результату;
  7. Отсутствие абстрактного мышления у ребят данного возраста рождает одну очень важную особенность: для понимания того, что тренер хочет от воспитанника, последнему нужен наглядный пример. Давая команду для выполнения какого-либо удара обязательно показывайте его. Некоторые ребята могут не выполнять упражнение не из вредности, а потому, что не понимают, чего от них хотят. В таком случае необходимо сделать движение вместе с ребенком, а иногда и управляя его ногами и руками;
  8. Ведущей потребностью является потребность в общении. Вот отсюда и растут ноги болтливости детей данного возраста. Есть отдельные товарищи, которых можно назвать просто патологическими болтунами. Однако, если девочкам генетически присуща многозадачность, и они могут делать сразу два дела, то мальчики могут или сосредоточенно упражняться, или не менее сосредоточено болтать. Тут необходимо набраться терпения. Если группа начинает больше походить на улей, меняем род деятельности или переходим к 3-5 минутному отдыху. Т.к. зачастую отдых понимается малышами как возможность «постоять на ушах» рассказывайте ребятам в это время истории и легенды, приобщая их к культуре и мировоззрению страны-родоначальницы единоборства (в нашем случае Японии), показывайте видео выступлений великих мастеров;
  9. У ребят в возрасте 5-6 лет настолько велико желание блеснуть своими способностями, что порой они не в состоянии сдержать себя, при этом необходимым условием является наличие свидетеля их самовыражения. Так что ситуация, когда вся группа галдит: «Посмотрите, а я правильно делаю?» - это нормально. Оцените действия воспитанников, просящих вашего внимания. Часто ребята хотят показать то, чему их научили вне секции. Отведите несколько минут в конце тренировки для демонстрации их личных достижений. Это позволит избежать хаоса во время тренировки и удовлетворит жажду самовыражения ваших учеников. Кроме того, не стоит забывать, что в процессе завоевания вашего внимания ребята могут демонстрировать плохое поведение. Зачастую это бывает, когда ребенок привык подобным образом добывать внимание к себе. Дети этого возраста считают, что «негативное» внимание лучше никакого;
  10. Особенностью психики в данном возрасте является ее неустойчивость. Например, шестилетний парень может зарыдать, соскучившись по маме и т.д., и т.п. Наберитесь терпения и разберитесь в ситуации. Любому нетипичному поведению есть своя, порой совершенно неожиданная, причина. Многие из подобных ситуаций легко разрешимы, однако, нередко ребенок не торопится идти на контакт. Тут необходимо проявить верх деликатности. Главное, действовать спокойно, без нажима и дать понять, что вы не в чем не обвиняете ребенка. Иногда необходимо поговорить с родителями. Пример из практики: мальчик, пришедший заниматься в середине учебного года, в течение месяца большую часть тренировки отсиживался в углу без объяснения причин, иногда стеная, что у него ничего не получится. При этом, по заверению мамы на тренировку шел всегда с готовностью. В результате выяснилось, что это была реакция на новый коллектив и успехи товарищей по команде. Спустя месяц ребенка было не узнать. Из хнычущего кусочка горя он практически в одночасье превратился в жизнерадостного дисциплинированного успешно тренирующегося человека.

Работа с маленькими детьми требует безграничного терпения, творческого подхода и постоянной работы над собой. Каждому из нас хочется учить ребят технике каратэ, передавать свое мастерство, однако при этом необходимо проявить выдержку и немало времени посвятить воспитанию дисциплины и психологической адаптации ребят. Прежде всего, привить им любовь к спорту, научить их трудиться и добиваться результата, проявлять взаимовыручку, быть отзывчивыми к товарищам по команде, радоваться победам и переживать неудачи. Быть для них и мамой, и папой, и бабушкой, как говорил небезызвестный герой мультфильма Зинзиля. Безусловно, вырастить из малыша спортсмена и человека с большой буквы это нелегкий, кропотливый труд, но не в этом ли и заключается настоящее тренерское счастье?

Уважаемые коллеги, желаю всем удачи и буду рада если эта статья окажется для вас полезной!

Александра Нечай (Кишкина)
тренер каратэ-клуба "Колизей", г. Волгоград

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

Япония — страна, традиционно знающая толк в единоборствах. Это объясняется и традициями, и менталитетом жителей, и особой культурой островного, обособленного восточного государства. Одним из самых популярных видов боевого искусства является карате (нередко можно встретить написание каратэ ). Его особенность — в безусловной эффективности: противники минимально контактируют друг с другом во время поединка, стараясь наносить разящий удар в определенную точку, чтобы завоевать победу.

Это непростое, но увлекательное занятие давно завоевало уважение и любовь у представителей других государств и континентов. Не осталась в стороне и Россия. В частности, и в нашем городе есть специализированные секции, студии и другие спортивные объединения, в которых ребята под руководством опытных тренеров научатся технике, тактике и философии карате, эффективным приемам и другим тонкостям.

Карате — занятие для тех, кто хочет быть не только здоровым и сильным, но и уверенным в себе. Всего этого можно достичь желанием, упорными тренировками, и результат — развитие мускулатуры, повышение выносливости и ловкости, внимательности, координации — не заставит себя долго ждать.

Как правильно завязать пояс в киокушинкай

Киокушинкай - один из самых зрелищных разделов карате, который отличается своими традициями и особой философией. Немаловажной составляющей в нем являются и разноцветные пояса. У каждого из них - свое символическое значение. Естественно, во время тренировок и выступлений следует правильно его носить. Чтобы завязать пояс по всем правилам, сначала необходимо убедиться, что два его конца отведены за спину, затем, стягивая пояс за спиной, его концы надо протянуть вперед (при этом важно, чтобы они были одинаково вытянуты по длине), а в завершение всего оба конца завязать на животе плоским узлом. Оставшаяся длина пояса должна быть в пределах 15-20 см. Что и говорить: серьезное искусство - серьезные правила, в которых важна точность и расчет.

Как выбрать кимоно для новичка

Любое единоборство - и карате не исключение - предполагает особую форму и экипировку. В данном случае - кимоно, которое необходимо выбирать с учетом роста ученика. Также немаловажен уровень его подготовки. Для новичка лучше всего купить кимоно из стопроцентного хлопка саржевого переплетения. Важна даже плотность формы: рекомендуют 190 граммов на квадратный метр. Такая ткань отличается мягкостью и легкостью, что будет удобно для ребенка. Стоит помнить о том, что кимоно может «сесть» после нескольких стирок, поэтому выбрать его нужно с запасом до десяти сантиметров.

В последнее время все большей популярностью среди других видов спорта пользуются секции восточных единоборств, в которых занимаются не только взрослые, но и дети.

Занятия карате для детей, что это? Дань моде или уникальная возможность не только обеспечить физическое развитие ребёнка, но их научить его элементарным навыкам самообороны?

Карате и его особенности

Все знают, что карате – это одна из наиболее известных и распространённых систем японской самообороны. Основные виды движений, составляющие основу этой борьбы – это удары, которые наносятся ногами и руками. Параллельно с этим активно практикуется техника бросков и резких выпадов тела, а также воздействие на суставы атакующего болью, которая появляется в результате ударов по специфическим точкам тела человека.

Помимо физической подготовки и получения навыков самообороны, эти занятия предполагают интеллектуальный фон. Ведь такой вид борьбы – это не только полезная гимнастика, благодаря которой ваш ребёнок будет в отличной форме, это ещё и определённая философия, образ мышления.

Именно поэтому занятия карате для взрослых отличаются от тренировок, которые проводят с маленькими детьми. Ведь преподаватели этой разновидности единоборств, занимающиеся с малышами должны быть не только отличными каратистами, но также педагогами и психологами.

Карате для детей, в каком возрасте начинать занятия?

На родине этого вида боевого искусства, в Японии, обучение карате являются частью культуры воспитания подрастающего поколения. Поэтому занимающиеся этим видом борьбы дети возрастом 4-5 лет там совсем не исключение. Зачастую десятилетние японцы уже имеют определённый дан (уровень, ступень мастерства) по карате.

В России ситуация обстоит несколько по-другому. Так как обучение маленьких детей восточным единоборствам ещё не стали широкой традицией (как, например, занятия плаванием или футболом), то количество секций, которые могут похвастаться профессионалами высокого класса, умеющими и любящими работать с дошкольниками не так уже велико.

Средний возраст, в котором дети начинают тренировки, у нас приближается к 7-8 годам. Именно в этот период детская мотивация к тренировкам и достижению успехов выбранном виде спорте становится ярко выраженной.

Особенности обучения карате детей

Малышам-дошкольникам возраста 5-6 лет очень сложно сознательно контролировать движения ступней ног и кистей рук. У многих детей в этом возрасте конечности часто живут своей жизнью, поэтому занятия карате нет смысла начинать, пока малыши не научатся чувствовать периферийные мышцы рук и ног, и впоследствии управлять ими в произвольном порядке.

Преподаватели, работающие в детских группах, отмечают, что наиболее благоприятный период для начала занятий определяется возрастными рамками 6-8 лет, когда дети поступают в школу. Связано это с тем, что в таком возрасте они начинают ощущать себя полноправными членами коллектива, и понимают, чего ждёт от них преподаватель. Если начальный этап занятий в школе совпадает со стартом тренировок карате, то качественный уровень проводимых тренировок становится существенно выше.

Что развивают занятия карате

Развитие телесных и физических навыков:

  • Совершенствуются и развиваются физические данные малыша, повышается гибкость и подвижность его суставов.
  • Тренируется координация движений, специальные упражнения способствуют корректировке отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата
  • На занятиях карате дети учатся правильному дыханию, овладевают навыками контроля своего мышечного аппарата, учатся расслаблять и мышцы напрягать тогда, когда это необходимо.

Умственное развитие

Этот вид восточной борьбы способствуют развитию умения концентрировать внимание, что является чрезвычайно полезным и необходимым навыком для современных детей. Ведь зачастую им трудно сосредоточиться даже на уроках в школе, выполняя задания преподавателя. Помимо этого тренировки отлично способствует улучшению детской памяти, учат избегать стереотипов в мышлении.

Можно говорить, что у детей, занимающихся этим видом борьбы, гармонично развиваются оба полушария мозга, таким образом, обеспечивая полноценное формирование не только образного, но и аналитического, логического типа мышления.

Влияние на личность

В процессе регулярных занятий карате неуверенный и стеснительный ребёнок становится более уверенными в себе и своих силах, целеустремлёнными, владеющими базовыми навыками самоконтроля.

Занятия этим видом борьбы в течение продолжительного периода времени являются отличной иллюстрацией для детей, демонстрирующей, как можно добиться успеха, если подходить к этому последовательно и добросовестно. В результате регулярных тренировок ребёнок многократно убеждается в существовании тесной связи между упорным трудом и результатом.

Когда можно говорить об успехах

Если дети занимаются с удовольствием и под руководством профессионального педагога, то уже к концу первого года занятий они могут добиться успехов. Однако серьёзные качественные сдвиги в овладении навыками карате можно ожидать не ранее, чем через 2,5-3 года после начала занятий.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Передача про занятия карате для детей:

Ваш ребенок мечтает иметь черный пояс по каратэ? В этой статье мы ответим на волнующие родителей вопросы по данному виду спорта: во сколько лет отдать ребенка в секцию? В какую сумму обойдутся занятия? Моя дочь хочет посвятить себя каратэ, как быть? Есть ли серьезные медицинские противопоказания при занятии каратэ? Оставайтесь с нами для того, чтобы узнать все подробности.

Каратэ для детей - это система самозащиты, исключающая использование оружия. Не смотря на распространенное мнение о том, что каратэ возникло в Японии, это не так. В первоначальной версии «каратэ» означает «китайская рука». Отсюда, родиной данного вида единоборства является Китай. Человека, который занимается каратэ, называют вовсе не каратистом, а каратэки. При этом одежда для занятий данным видом борьбы именуется не кимоно, а кэйкоги или доги. О технике единоборства и ее направлениях поговорим ниже.

Направления каратэ

В XXI веке выделяют сотни направлений каратэ. Конкретного числа нет. Исторически сложилось так, что от чужаков скрывалась сущность единоборства, поэтому невозможно точно сказать, сколько всего насчитывается сформированных направлений. К слову скажем, что основатель школы каратэ Гитин Фунакоси был против разделения единоборства на подвиды. Однако, разделение все же произошло.

Перечислим популярные стили в каратэ:

  • Каратэ шотокан (основателем стиля признают Гитина Фунакоси).
  • Годзю-рю каратэ.
  • Вадо-рю (Хиронори Оцука - основатель).
  • Сито-рю.

Это старейшие стили каратэ. Помимо них сформированы новые разновидности. К ним относят:

  • Каратэ кекушинкай (Ояма Масутацу).
  • Ашихара каратэ.
  • Косики каратэ и т.д.

Несмотря на разделения новых и старых стилей, все они имеют не только различия, но и сходства между собой. Так, на развитие физической силы направлены каратэ шотокан и каратэ кекушинкай. Круговые движения, заимствованные из техники старой китайской школы единоборств, играют большую роль в годзю-рю каратэ и сито-рю. В то же время уклоны, броски, уходы от противника перешли из старейшего стиля дзю-дзюцу в вадо-рю. Как видим, все стили взаимосвязаны и зачастую заимствуют элементы друг друга.

Со скольки лет?

Заниматься подготовкой к обучению каратэ можно уже с 5-ти лет. В городах есть специальные секции, в которые набирают детей для занятий по , растяжке. Кроме того, на них тренируется память и внимание ребенка, ведь они понадобятся в дальнейшем при обучении каратэ. На занятиях дети учатся послушанию и дисциплине. Эти качества пригодятся им не только в борьбе, но и в жизни.

Отдав ребенка на подготовительные курсы по каратэ, нельзя ждать от него, что он будет осознавать важность занятий. Дети в этом возрасте еще не способны серьезно воспринимать многие вещи. К 7-9 годам понимание важности обучения начнет приходить. Как раз в этот период ребенка стоит переводить в специализированные курсы по каратэ.

В европейских странах, а также в США дети перед обучением проходят собеседование с тренером, который будет курировать их последующие годы. Во время собеседования мастер пытается выявить желание ребенка заниматься, а главное понять, пришло ли время для занятий или приступать к обучению еще рано. Для некоторых детей делается исключение, и процесс обучения начинается раньше, чем ребенку исполнится 6. Большим плюсом является запись ребенка в раннем возрасте в связи с поступлением в школу. К 7 годам чадо научится самостоятельности и сможет постоять за себя. Таким образом, адаптация к школьной жизни пройдет намного мягче.

Медицинские противопоказания

Если дети не имеют общих медицинских противопоказаний для занятия спортом, то они допускаются к обучению каратэ. Оно не является травмоопасным в отличие от бокса и других видов единоборств.

Однако, решая отдать ребенка в секцию, все же стоит внимательно обратить на физическое и психическое состояние ребенка. Так, вредно заниматься каратэ в следующих случаях:

  • Проблемы с сердцем. Простая, казалось бы, сердечная недостаточность может стать причиной инфаркта.
  • Перепады давления. В зоне риска дети с чересчур высоким и низким давлением.
  • Хронические болезни. Сюда относятся заболевания, касающиеся всех видов систем - от дыхательной до опорно-двигательной.
  • Проблемы с психикой. Любые малейшие психические отклонения могут нарушить эмоциональный фон ребенка.
  • Отсталость в развитии. Внешне или умственно ребенок может отличаться от сверстников. Если эта разница в год, то особых проблем не возникает. Вы можете просто подождать год, а затем отдать ребенка на тренировки. Если же отсталость хроническая, то рекомендуется консультация с врачом перед принятием серьезных решений.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки


Каратэ - занятие, одинаково подходящее как для девочек, так и для мальчиков. Конечно, классическое каратэ стран Азии было ориентировано на представителей мужского пола, но в XXI веке не имеет никакого значения - женщина обучается или мужчина.

Однако, не смотря на отсутствие стереотипного мнения, стоит взять во внимание, что в раннем возрасте девочкам лучше дается обучение, чем мальчикам. Согласно исследованиям, проведенным университетом Миссури, девочки существенно опережают мальчиков в развитии. В исследовательской выборке принимали участие 300 детей, обучающихся с 1-го по 6-й класс.

Девочкам свойственно вдумчиво, методично, кропотливо осваивать фундаментальную технику данного вида единоборства. В связи с этим ката и кихон доступны для них уже с 4-летнего возраста.

Напротив, мальчикам в столь раннем возрасте очень сложно сосредоточиться на изучении методики. Особенно это касается гиперактивных детей. Их внимания хватает максимум на 5 минут. Поэтому вместо освоения базы каратэ лучше направить усилия на физическую подготовку ребенка.

С 6 лет родителям можно и нужно отдавать мальчишек в специализированную секцию для изучения методики каратэ. Однако, их интеллектуальный потенциал все же будет уступать женскому лет до 9. После этого порога мальчики начинают «догонять» девочек и становиться успешнее.

Плюсы

Каратэ дает детям много полезных бонусов.

  • Воспитание характера, закалка силы воли. Каратэ - это, прежде всего, душевное развитие. Во многом философия каратэ, как и любого вида единоборства, склоняется к тому, что человек растет как личность за счет преодоления боли. Во время занятий ребенок учится терпеть физическую боль, оттачивает технику боевых приемов, тем самым повышая свои шансы стать победителем на соревнованиях. Дети-каратэки всегда оптимисты, именно такой настрой помогает им побеждать в любой жизненной ситуации.
  • Самостоятельность. Дети очень рано начинают взрослеть и становятся отличными помощниками по дому. Они и завтрак себе приготовят, и с младшими сестрами и братьями посидят. Ребенок, занимающийся каратэ, будет выделяться среди сверстников активностью на уроках и в играх. Также юные каратэки не боятся высказывать свое мнение, они - отличные собеседники.
  • Физическая форма. Особенно это касается девочек, которые в юношеском возрасте начинают следить за своей фигурой. Занимаясь каратэ, девочек ждет приятный бонус - подтянутое тело, красивые мышцы. Им можно будет забыть про тренажерные залы и секции фитнеса. Мальчики также будут иметь превосходную физическую форму. Кроме того, они на 100% будут уметь постоять за себя и своих близких.
  • Повышается выносливость организма. Ребенок становиться еще более энергичным. При этом гиперактивность перерастает в спокойствие и уравновешенность. За счет этого он достигает больших успехов в школе, перевыполняет учебный план. В организме ребенка накапливается сила, а значит и сопротивляемость организма инфекциям, то есть происходит укрепление иммунной системы.
  • Укрепление здоровья. Речь идет о здоровье физическом и душевном. Дети, занимающиеся каратэ, обладают хорошей гибкостью и растяжкой. Их мышцы в тонусе, кожа эластична, а кости защищены от переломов. В результате регулярных занятий укрепляется сердечно-сосудистая деятельность, а также улучшается работа кровеносной системы. Сердце ребенка защищается от возможных болезней. Одновременно дети становятся менее восприимчивыми к возникающим стрессовым ситуациям. Одним словом, каратэ - это профилактика от различных заболеваний.

Минусы

Помимо достоинств в каратэ можно выделить несколько недостатков:

  • Возможность получения травм. Это самый главный минус вида единоборства. Во время оттачивания техники и показательных выступлений дети нередко наносят друг другу травмы. Однако, родителям не стоит пугаться. Во всех секциях предусмотрена защита, которая одевается на жизненно важные органы: голову, шею, паховая зона. Кроме того, защищены колени. Защита не применяется в мягких видах каратэ, где удары в перечисленные места запрещены установленными правилами.
  • Каратэ не адаптировано для реальной самообороны. Некоторые не считают это минусом. Ведь каратэ - это изначально спорт, а не способ постоять за себя. Уличная драка не предполагает правил, поэтому тем, кто занимается каратэ, бывает сложно в неприятной ситуации. Более эффективной альтернативой каратэ в рассматриваемом плане служит бокс.
  • Стоимость занятий. Каратэ - не самый дешевый вид спорта. Родители платят и за обучение, и за необходимую форму, в которой дети занимаются в додзе.

Сколько стоят занятия?


Стоимость занятий отличается в зависимости от города, в котором вы живете. В Москве в среднем месяц обучения в секции каратэ обойдется родителям в 3 500 руб. В пересчете на годовую оплату сумма составляет 42 000 руб. В стоимость не входят расходы на одежду и обувь.

Кимоно детское можно купить от 1 500 руб. и выше. Каждый сезон необходимо обновлять спортивную форму. На ноги обычно обувают простые чешки или занимаются вовсе босиком.

Для занятий жестким видом каратэ с правилами, включающими удары в область паха, горла, головы, требуется специальная защита. Вот приблизительный перечень вещей, которые требуется приобрести дополнительно для занятий каратэ:

  • Шлем - 2 000 руб.
  • Перчатки - 1500 руб.
  • Защита паха - 500 руб.
  • Защита колена - 1 500 руб.
  • И т.д.

Таким образом, бюджет на обучение каратэ за сезон составляет приличную сумму. Если вас не пугают расходы, смело записывайте ребенка в секцию.

Как выбрать секцию?

Каратэ зависит от нескольких факторов:

  • стиль каратэ;
  • стоимость обучения;
  • мастерство тренера;
  • удаленность от дома.

Если для вас принципиально важно, каким стилем будет владеть ваш ребенок, тогда ищите школу с нужным уклоном. Напомним, что основные стили в каратэ следующие: сето кан, кекусинкай, сито рю, годзю рю, вадо рю. Каждый из стилей имеет разную технологию обучения приемам каратэ. Однако, все они дают каратэки одинаковый результат - овладение мастерством каратэ.

Стоимость обучения каратэ рассмотрена выше. В каждой школе она может отличаться. При расчете затрат учитывайте расстояние от школы до дома. Возможно, что расходы на дорогу будут выше, чем вы оцениваете.

Мастерство тренера. Обязательно личное знакомство с мастером - сенсеем. Этот человек будет с вашим ребенком несколько лет, обучать ребенка приемам, воспитывать волю и дух. Вы должны быть уверены, что ваше чадо в надежных руках.

Удаленность от дома. Данный момент тесно связан со стоимостью обучения. Если в вашем городе несколько школ, обязательно сравните их. Возможно, что школа, находящаяся с вашим домом, но не бюджетная по финансам обойдется вам дешевле за счет близости к дому.

Подводим итог

Каратэ для детей - вид спорта, приводящий не только тело, но и дух в гармонию. Не смотря на то, что существует много стилей каратэ, все они учат одному разными способами. Каратэ не разделяется на мужской или женский вид спорта, он одинаково доступен для обеих категорий. Если вы ждете от своего чада профессиональных побед, займитесь его подготовкой еще до начала обучения, записав на подготовительные занятия в 4-5 лет. Также не упускайте из виду желание самого ребенка заниматься именно каратэ. Возможно, что вашему чаду это не по душе, тогда все усилия родителей сделать из ребенка каратэки будут тщетны.