Что дает олимпиада 2 уровня при поступлении. Особенности всероссийских предметных олимпиад

Самый правильный путь в лучшие вузы лежит через олимпиады. Развитому и заинтересованному школьнику нет смысла заниматься одной лишь подготовкой к ЕГЭ — следует также готовиться к олимпиадам по математике и физике и активно участвовать в них.

Абитуриентам ведущих вузов (МФТИ, ВШЭ, МГУ, МГТУ им. Баумана, МИФИ) необходимо принимать участие:

  • во Всероссийской олимпиаде школьников по математике и физике (как минимум в школьном и муниципальном этапах, крайне желательно пройти на региональный этап, и совсем хорошо — на заключительный);
  • в олимпиадах РСОШ (также называемых перечневыми), которые входят в ежегодный Перечень РСОШ (Российского совета олимпиад школьников).

Имея диплом перечневой олимпиады (не говоря уж о Всероссе), вы обеспечите себе существенные льготы при поступлении в вуз и получите серьёзное конкурентное преимущество перед другими абитуриентами.

Боковое меню справа включает список основных перечневых олимпиад, заключительные этапы которых проходят в Москве. В нижеследующей указаны также уровни олимпиад и ссылки на их официальные сайты.

Наряду с информацией, представленной на этой странице, можно также почитать моё выступление на Летней школе учителей математики (ВМК МГУ, 25.08.17), посвящённое олимпиадам.

Всероссийская олимпиада школьников

Всеросс проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный (финал). На каждом этапе определяются победители и призёры (по количеству набранных баллов). Устанавливаются также проходные баллы на следующий этап; в Москве, например, можно стать призёром регионального этапа и при этом не попасть в финал.

Школьный и муниципальный этапы интереса не представляют: достаточно подготовленный школьник должен становиться призёром второго этапа, и никаких льгот тут, разумеется, не предусмотрено.

Победители и призёры регионального этапа тоже не имеют особых льгот при поступлении — разве что несколько баллов в МФТИ или ВШЭ при учёте индивидуальных достижений. Однако призёрство «на регионе» является показателем неплохого уровня, воодушевляет и поднимает самооценку; да и на собеседовании в МФТИ на вас уже будут смотреть как на приличного в целом человека;-)

Льготу имеют только победители и призёры финала, и она максимальна — БВИ, то есть зачисление без вступительных испытаний (вне конкурса) в любой вуз по направлению, которое соответствует профилю олимпиады.

Перечневые олимпиады: уровни, дипломы, льготы

На перечневой олимпиаде можно получить диплом I степени, II степени или III степени. Обладатели дипломов I степени называются победителями олимпиады; обладатели дипломов II и III степени называются призёрами. Выиграть олимпиаду (так говорят в фольклоре) — это значит войти в число её победителей или призёров, то есть получить диплом.

Каждая олимпиада имеет определённый уровень: первый, второй или третий. Уровни олимпиад фиксируются в Перечне. Чем выше уровень олимпиады, тем более весомые льготы имеют её победители и призёры. Уровень, которым обладает та или иная олимпиада, не связан напрямую со сложностью её выигрывания (а с чем именно связан — дело тонкое) и может меняться от года к году.

Льготы, предоставляемые вузами, бывают трёх видов:

  • БВИ («без вступительных испытаний») — внеконкурсное зачисление отдельным приказом, выходящим до приказов о зачислении по конкурсу в первую и вторую волну (иными словами, первым делом зачисляются все подавшие документы БВИшники, а на оставшиеся бюджетные места будут претендовать остальные абитуриенты, ранжированные по убыванию суммы своих конкурсных баллов по профилирующим предметам);
  • засчитывание 100 баллов за ДВИ (дополнительное вступительное испытание — в МГУ, например);
  • засчитывание 100 баллов по предмету вместо результата ЕГЭ.

Льготы на текущий учебный год объявляются вузами около 1 октября. Вид льготы может зависеть от уровня олимпиады и от степени полученного на ней диплома. Вузы сами решают, какие предоставлять льготы. В каждом вузе имеется своя специфика; смотрите примеры вузовских льгот в 2018/19 году — МФТИ , Вышка , МГУ .

Если льгота сформулирована для олимпиады данного уровня (без указания конкретных олимпиад), то она относится ко всем олимпиадам данного уровня. Пусть, например, у вас есть диплом олимпиады «Физтех» по физике (которая имеет 1-й уровень), и при этом вы поступаете на ВМК МГУ. Среди льгот этого факультета видим: победители и призёры олимпиады по физике 1-го уровня получают 100 баллов в зачёт ЕГЭ по физике. Несмотря на то, что диплом у вас с олимпиады МФТИ, вам засчитывают на ВМК 100 баллов за ЕГЭ по физике. Точно так же в МФТИ вам дадут 100 баллов по математике за диплом не только «Физтеха», но и ряда других олимпиад (например, олимпиад «Ломоносов» или «Покори Воробьёвы горы!», которые проводятся в МГУ).

Вместе с тем вузам разрешено устанавливать свой перечень олимпиад, по которым предоставляются льготы абитуриентам. МФТИ и ВШЭ используют эту возможность, МГУ — почти нет.

Обладатель диплома олимпиады может получить льготу при поступлении в течение четырёх лет, следующих за годом проведения данной олимпиады. Это означает, что для абитуриента имеют ценность дипломы, полученные начиная с 7 класса. Однако вуз вправе указать, за какие классы должен быть получен диплом, чтобы льгота была предоставлена. Как правило, льготы предоставляются по дипломам за 11 класс.

Для получения льгот по перечневым олимпиадам школьнику нужно ещё не завалить ЕГЭ. В настоящий момент пороговый балл ЕГЭ для подтверждения льгот составляет 75 баллов.

Почему нужно готовиться к олимпиадам?

Серьёзная подготовка к олимпиадам и активное участие в них намного важнее и полезнее обычной подготовки к ЕГЭ. Имеется целый ряд причин для того, чтобы сконцентрироваться именно на олимпиадах.

  • Подготовка к олимпиадам — это глубокое изучение математики и физики плюс постоянная практика решения сложных и нестандартных задач. Такая деятельность развивает интеллект и создаёт хорошую базу для дальнейшей учёбы в вузе. Опыт показывает, что студенты МФТИ, МГУ или ВШЭ, которые в своё время готовились лишь к ЕГЭ, начинают испытывать проблемы по математике и физике в первом же семестре; в то же время те ребята, которые активно участвовали в олимпиадах (пусть и безуспешно), впоследствии гораздо легче усваивают вузовский материал. В этой связи интересны результаты исследования успеваемости студентов вузов , опубликованные Российским союзом ректоров. Главный вывод данного исследования гласит: только лица, поступившие как лауреаты олимпиад, демонстрируют устойчивую тенденцию к росту успеваемости при её уровне выше среднего .
  • Готовясь к олимпиадам, вы автоматически получаете исчерпывающую подготовку к ЕГЭ, причём на гораздо более высоком уровне. Некоторые задачи олимпиад «Физтех», «Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы» по виду напоминают задачи ЕГЭ, но в то же время являются более содержательными и трудными. Даже если не удастся выиграть ни одну из олимпиад, вы придёте на ЕГЭ спокойными, без дрожи в коленях — ведь за плечами у вас будет опыт решения гораздо более сложных задач. А спокойствие вкупе с накопленным мастерством обеспечит вам конкурентное преимущество на ЕГЭ и даст возможность получить максимально высокий балл.
  • Диплом олимпиады обеспечит вам льготы при поступлении, описанные выше (то есть как минимум 100 баллов в зачёт ЕГЭ). При этом стать призёром олимпиады — задача куда более реальная, чем получить те же 100 баллов на самом ЕГЭ (бесстрастная статистика: стобалльников ЕГЭ на порядок меньше, чем победителей и призёров олимпиад). Поэтому если ваш потенциальный ЕГЭ-уровень не меньше 80 баллов, то у вас имеется неплохой шанс выиграть какую-нибудь олимпиаду и положить в копилку 100 баллов за ЕГЭ по данному предмету.
  • Олимпиад несколько; не получилось на одной олимпиаде — возможно, получится на другой или третьей. В то же время ЕГЭ сдаётся один-единственный раз, и нелепые ошибки на ЕГЭ, от которых не застрахован никто, могут попросту перечеркнуть судьбу.
  • Может случиться (например, на некоторых специальностях МФТИ или Высшей школы экономики), что предъявлять одни только результаты ЕГЭ окажется бессмысленно — обладателей дипломов олимпиад, подавших документы, окажется больше, чем бюджетных мест, так что все места достанутся олимпиадникам.
  • Вступительные экзамены умерли, но дело их живёт. Олимпиады «Ломоносов» и «Покори Воробьёвы горы» по своему содержанию продолжают традиции вступительных экзаменов на мехмат, ВМК и физфак МГУ (существовавших до эпохи ЕГЭ). Аналогично, олимпиада «Физтех» унаследовала дух и специфику прежних вступительных экзаменов в МФТИ. Соответственно, методических материалов для подготовки — море, и в целом понятно, как и к чему тут следует готовиться (в наибольшей степени это относится к олимпиаде «Физтех»).
Олимпиады по математике и физике в Москве

Ниже вы видите список наиболее важных олимпиад по математике и физике, дающих льготы при поступлении (с указанием уровней олимпиад), в которых можно принять участие в Москве. Знакомьтесь с информацией, читайте официальные сайты олимпиад и выбирайте для себя наиболее подходящие.

Олимпиада Сайт Уровень 2018/19
Московская математическая олимпиада ММО Математика — 1
Турнир городов ТурГор Математика — 1

Какие олимпиады дают льготы при поступлении в вузы

Получить льготы при поступлении в вузы можно, став победителем (дипломантом 1 степени) или призером (дипломантом 2 или 3 степени) финала всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиады из Перечня Минобрнауки России. В России проходит множество других олимпиад и соревнований школьников, но существенные льготы при поступлении предусмотрены только победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников и олимпиад, вошедших в Перечень.

Льготы при поступлении в вузы для олимпиадников бывают двух типов — зачисление без вступительных испытаний и получение максимального балла за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, или за дополнительное вступительное испытание, установленное вузом (дополнительный экзамен при этом сдавать не нужно).

О всероссийской олимпиаде школьников

Победители или призёры заключительного этапа имеют право на поступление без вступительных испытаний в любой вуз на направление, соответствующее профилю олимпиады. При этом соотнесение направления подготовки и профиля олимпиады определяет сам вуз и в обязательном порядке публикует данную информацию на своем официальном сайте. С 2016 года это нужно сделать в срок до 1 октября предшествующего года ().

Если победитель или призер всероссийской олимпиады школьников выбирает образовательную программу по непрофильному направлению (специальности), то по решению вуза ему засчитывается наивысший результат (100 баллов) за ЕГЭ по соответствующему предмету.

Для победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников право на льготу сохраняется в течение 4-х лет.

Олимпиады под эгидой Российского совета олимпиад школьников

Ежегодно Министерство образования и науки РФ утверждает Перечень олимпиад школьников на очередной учебный год, победители и призеры которых получают льготы при поступлении в вузы. Еще прошлой весной вузы подали заявки на проведение экспертизы и включение олимпиады, которую этот вуз проводит, в Перечень. Эксперты Российского совета олимпиад школьников, проанализировали качество и уровень сложности олимпиадных заданий, информацию о численности участников, географию олимпиады, её результаты за предыдущие два года проведения и многое другое. Исходя из этих данных Российский совет олимпиад школьников принял решение о включении олимпиад в Перечень и о присвоении им уровней, от которых и зависят льготы.

С 2016 года правом на льготу можно воспользоваться в течение 4 лет, как и в случае всероссийской олимпиады школьников. Но для олимпиад из Перечня каждый вуз может сам решать, в каком классе общеобразовательной программы должен быть получен диплом для предоставления льготы.

Чтобы использовать льготу при поступлении, победители и призеры олимпиад должны набрать на ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, определенное количество баллов. По общему правилу – не менее 75 баллов, однако вуз может установить и более высокую «планку».

Вуз может выбрать один или несколько предметов из числа профильных для олимпиады, по которому (или по которым) победители и призеры олимпиады поступающие без вступительных испытаний, должны набрать определенное количество баллов ЕГЭ. Например, если льготу дает олимпиада по экономике, вуз может определить в качестве такого предмета математику или обществознание или оба эти предмета сразу – и тот, и другой предмет соответствует профилю олимпиады.

Для того, чтоб воспользоваться льготой «максимальный балл за вступительное испытание», нужно «подтвердить» олимпиаду баллом ЕГЭ по предмету этого вступительного испытания.

По новым правилам, каждый вуз имеет право утвердить свой, сокращенный, список олимпиад, дающих льготы, и оставить без преимуществ победителей и призёров остальных олимпиад, входящих в Перечень Минобрнауки. Пока сложно сказать, будут ли вузы активно пользоваться этой возможностью.

Подробнее о требованиях вуза можно узнать из правил приема, опубликованных на его официальном сайте. Обязательно их прочтите, несмотря на сложный бюрократический язык, навевающий скуку и желание прекратить чтение немедленно.

Теперь всю информацию о льготах вузы должны опубликовать еще раньше — не до 1 июня, как было раньше, а до 1 октября предшествующего приему года (Приказ «О внесении изменений в Порядок приема в вузы»).

О дипломах победителям и призерам олимпиад из Перечня

Победители и призеры олимпиад из Перечня могут получить как оригинал диплома (их выдает организатор олимпиады по месту своего нахождения), так и его электронную копию. Независимо от места своего проживания победитель (призер) олимпиады из Перечня может, используя сервисы портала Российского совета олимпиад школьников , распечатать электронную копию диплома, которую охотно примет любая приемная комиссия, так как копия эквивалентна оригиналу. Если в данных, напечатанных в дипломе, обнаружится ошибка, нужно оперативно сообщить об этом организаторам олимпиады и дождаться, пока она будет исправлена.

Подробно о льготах для победителей и призеров олимпиад

Можно ли будучи дипломантом одной олимпиады из Перечня получить льготу при поступлении не в один вуз, а в несколько? Этот вопрос задают чаще других и понятно почему.

По общим правилам приема абитуриент может подать документы в пять вузов и в каждом из них не более чем на 3 направления подготовки. Соответственно, льготой «засчитать максимальный балл ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады» можно воспользоваться не более 15 раз.

Воспользоваться же льготой поступления без вступительных испытаний можно только в одном вузе и на одном направлении подготовки. Для этого вместе с дипломом победителя (призера) олимпиады туда придется подать сразу и оригинал аттестата. Исключение — случай, когда у абитуриента есть и диплом всероссийской олимпиады школьников, и диплом олимпиады из Перечня, дающий право на поступление без экзаменов. Тогда получить льготу можно в двух вузах или в двух конкурсах одного вуза: в один подается оригинал аттестата, а в другой — копия с указанием, где лежит оригинал.

Случается, что абитуриент, имея право быть принятым на программу подготовки без вступительных испытаний, просит засчитать ему максимальный балл ЕГЭ по профильному предмету и допустить к участию в общем конкурсе, так как оригинал диплома он подал в другой вуз. Эта нестандартная ситуация разрешается приемными комиссиями разных вузов по-разному – в одних вузах разрешают заменять льготу более высокого уровня на льготу более низкого уровня, а в других – нет.

Среди олимпиадников встречаются «стахановцы», которые принимают участие во многих олимпиадах и во многих достигают успеха. Такой абитуриент может предъявить приемной комиссии дипломы победителя (призера) разных олимпиад и получить максимальные баллы по нескольким или даже по всем вступительным испытаниям.

Если все равно остались вопросы

К сожалению, в новом порядке приема встречаются пункты, которые вузы могут трактовать по-разному, поэтому здесь не рассмотрены некоторые специфические ситуации. Если в этом материале вы не нашли ответ на свой вопрос, обратитесь в приемную комиссию выбранного вуза, там смогут ответить на него максимально точно.

Критерии определения уровней олимпиад школьников

Критерии включения олимпиад школьников в Перечень олимпиад

1. Проведение организатором олимпиады школьников (далее - олимпиада) в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников (далее - Порядок) не менее двух лет, предшествующих году подачи заявки, в случае подачи заявки на включение олимпиады в Перечень олимпиад впервые при условии, что олимпиады иного профиля этого же организатора олимпиады не включались в Перечень олимпиад в течение трёх предыдущих лет.

2. Проведение организатором олимпиады в соответствии с Порядком не менее одного года, предшествующего году подачи заявки, при условии, что олимпиада иного профиля этого же организатора олимпиад включалась в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет.

3. Творческий характер олимпиадных заданий и других видов испытаний.

4. Обеспечение свободного доступа лиц, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, к участию в олимпиаде.

5. Наличие на официальном сайте организатора или официальном сайте олимпиады в сети "Интернет" условий и требований по проведению олимпиады, определенных организатором олимпиады, олимпиадных заданий прошлых лет, информации о победителях и призёрах олимпиады не менее чем за один год, предшествующий году подаче заявки.

6. Число участников олимпиады не менее 200 человек.

Доля победителей и призёров олимпиады от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 25%, доля победителей от общего числа участников каждого этапа олимпиады - не более 8%.

7. Наличие у организатора олимпиады необходимых организационных, методических, кадровых, материально-хозяйственных, финансовых ресурсов, а также опыта проведения олимпиад.

Критерии присвоения уровней олимпиадам школьников, включенных в Перечень олимпиад

1. Количество субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде (от каждого субъекта должно быть представлено не менее 5 участников олимпиады школьников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 25 субъектов Российской Федерации;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 12 субъектов Российской Федерации или не менее двух федеральных округов и не менее 50% от числа регионов, входящих в состав каждого федерального округа;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 6 субъектов Российской Федерации или не менее 50% от числа регионов, входящих в состав федерального округа, на территории которого располагается организатор олимпиады.

2. Возрастной охват участников олимпиады (доля участников невыпускных классов от общего количества участников):

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - не менее 30%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - не менее 25%;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - не менее 20%.

3. Творческий характер и уровень сложности олимпиадных заданий:

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к I уровню - на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады ко II уровню - на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий заключительного этапа, не менее 40% заданий высокого уровня сложности;

Пороговое значение критерия отнесения олимпиады к III уровню - на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

[ссылка-1] 07.07.2015 17:21:02, Колокольчик(п)

Конкурсы и олимпиады - это отличная возможность проявить свои способности, повысить уверенность в себе, воспитать лидерские качества. Как правило, основная часть подобных мероприятий проводится в старшей школе. Но теперь даже учащиеся младших классов имеют шанс попробовать свои силы в любимом предмете. Специально для этого существуют олимпиады для начальной школы.

Зачем нужно ребенку участие в олимпиадах?

Школьники очень любят соревноваться друг с другом в различных сферах жизни, в том числе и в учебе. Реализовать эту потребность они могут при условии активного участия в общественной жизни, можно проявить себя в различных конкурсах. Это позволяет стимулировать формирование индивидуальности ученика.

Участие в подобных конкурсах может выступить очень важным стимулом познавательной активности. Вполне возможно, что ребенок с удовольствием будет получать новые знания для того, чтобы занимать призовые места в рамках олимпиады для начальной школы. В таких случаях он станет более усидчивым, сможет во внеурочное время заниматься учебной деятельностью, посещать дополнительные занятия, факультативы.

Кроме того, ребенок станет более активным. Чаще всего дети, которые постоянно участвуют в олимпиадах и конкурсах, проявляют активность и в других сферах жизни. Они занимаются спортом, ведут общественную деятельность, занимают руководящие должности в активе класса.

Проведение конкурсов позволяет выявить действительно талантливых детишек, способности которых в последующем необходимо развивать. Чем раньше это сделать, тем лучше. Поэтому и нужны конкурсы и олимпиада для начальной школы.

Какие бывают конкурсы и олимпиады для учеников младших классов?

Подобные мероприятия могут проводиться на разных уровнях. Прежде всего, они могут быть организованы учителем или школой. Таких программ великое множество. Они могут касаться разных сторон жизни учеников. Это не обязательно должна быть может быть и возможность проявить себя с творческой стороны.

Также проводятся всероссийские олимпиады для начальной школы. Это возможность продемонстрировать свои достижения в масштабах всей страны, сравнить свои успехи с возможностями учеников из других регионов государства. Такие мероприятия проводятся в несколько этапов. Прежде всего, ученики могут сражаться со своими одноклассниками. Затем им дается возможность проявить себя на городском уровне, потом - на областном этапе. И лишь самые лучшие ребята имеют возможность соревноваться с другими школьниками из разных уголков Российской Федерации.

Среди современных форм проведения конкурсов все чаще проводятся дистанционные олимпиады для начальной школы. Такое мероприятие позволяет проверять знания учащихся с минимальными финансовыми затратами.

Как проводятся олимпиады в начальных классах?

Мотивация ребят — основа любого конкурса. Необходимо подчеркнуть, что к участию будут допущены лишь самые лучшие. Такой понравится детям. Они будут очень стараться, чтобы соответствовать этим словам. Кстати, важно допускать как можно больше детей к участию в олимпиаде. Вполне возможно, что у них откроются невиданные таланты, которые учитель в свое время оставил без внимания.

Далее, проведение олимпиад в начальной школе включает в себя раздачу заданий. Они обязательно должны быть запакованы в конверт и открыты при учениках. При этом можно создать интригу. Кроме того, школьникам необходимо быть убежденными в том, что никто до них не видел задания. Открывать конверт следует при участии кого-нибудь из ребят для большей прозрачности всего дела. Желательно, выбрать того школьника, который имеет хорошую успеваемость или уже побеждал в каких-либо олимпиадах. Именно ему должна достаться данная почетная миссия.

Требования, выдвигаемые к учителям, которые проводят олимпиады

Учителю важно быть максимально строгим, особенно если речь идет о конкурсах в начальной школе. Дети должны понимать всю серьезность происходящего. Иначе в будущем им будет сложнее принимать участие в мероприятиях, где невозможно списывание или подсказки со стороны. Конкурс должен длиться на протяжении строго определенного времени. Нельзя давать малышам ни минуты больше на написание работы, чтобы они не расслаблялись.

Как правило, подобное мероприятие занимает не более часа, ведь маленьким детям еще очень сложно концентрировать свое внимание. Поэтому олимпиада не может длиться дольше этого времени.

Особенности проверки конкурсных работ

После окончания олимпиады для детей начальной школыможно переходить к проверке написанных детьми заданий. Очень важно подходить к их анализу объективно, ведь каждая работа должна быть оценена по достоинству. Результаты проведенного конкурса следует огласить всем ученикам. В идеале лучших можно наградить какими-нибудь мелкими подарочками, например, набором ручек или красивыми тетрадками. Дети должны четко знать свои баллы, полученные за выполнение заданий олимпиады для начальной школы. Их нельзя ограничивать в возможности посмотреть свои работы, чтобы выявить пробелы в знаниях либо оспорить результат.

Особенности всероссийских предметных олимпиад

Стоит отметить, что всероссийские предметные олимпиады для начальной школы - это самый престижный вид конкурсов из всех, которые доступны не только в младших, но и в старших классах. Они позволяют определить самых лучших учеников в различных Дети имеют возможность посоревноваться в знаниях по русскому языку и литературе, математике, природоведению, трудовому обучению, физкультуре и другим предметам, благодаря которым ученики делают первые шаги в освоении окружающего мира.

Преимущества всероссийских предметных олимпиад

Победители подобных мероприятий имеют возможность соревноваться с другими детьми такого же возраста со всей России. Таким образом, олимпиады для начальной школы дают возможность не только проявить свои знания, но и познакомиться с другими ребятами, которые также заинтересованы в изучении того или иного предмета. Порой такие связи через несколько десятков лет выливаются в успешные научные сообщества.

Специфика дистанционных конкурсов

Компьютерные технологии все активнее вливаются в нашу жизнь. Они используются в различных сферах человеческой жизни, в том числе при проведении конкурсов и других подобных мероприятий. Это очень удобно, ведь не нужно привозить ребят в определенный город, где проходит финальный этап, срывать родителей или учителей. Ведь школьники еще не в том возрасте, чтобы добираться самостоятельно в другой населенный пункт. Кроме того, такие поездки требуют немалых финансовых затрат.

Хорошо, если школа согласится компенсировать деньги на дорогу, иначе все расходы лягут на плечи родителей талантливого ученика. Таким образом, конкурсы, олимпиады для начальной школы в дистанционном режиме позволяют существенно сэкономить время и деньги.

Как поучаствовать в дистанционной олимпиаде?

Для того чтобы поучаствовать в подобном мероприятии нужно ознакомиться с информацией на специализированном сайте, подать заявку на участие в конкурсе и плодотворно готовиться. Затем в нужное время нужно зайти на сайт, авторизоваться и перейти к выполнению заданий. Выполнить их нужно в строго отведенное время, после этого они просто будут недоступны. Время на работу рассчитано таким образом, что у ребенка не будет возможности гулять по Интернету или пользоваться другими справочными материалами. Если он будет этим заниматься, то не успеет выполнить все задания. На следующий день после проведения конкурса можно будет узнать свои результаты на сайте.

Участие в дистанционных конкурсах - это потрясающая возможность попробовать свои силы в той или иной предметной области. Для этого достаточно лишь иметь доступ в Интернет.

Стоит ли принимать участие в олимпиадах и конкурсах?

Ученикам начальной школы очень важно делать свои первые шаги к науке путем участия в подобного рода мероприятиях. Родителям ни в коем случае нельзя отговаривать своих детей и тем более запрещать. Некоторые взрослые не понимают этого и внушают детям, что такие нагрузки никак не пригодятся в жизни, что это просто пустая трата времени и сил. На самом деле это совершенно не так. Родители будут приятно удивлены тем, каким собранным, целеустремленным, уверенным в себе станет их ребенок после участия в различных конкурсах и олимпиадах.

Чем раньше ученик начнет заниматься активной деятельностью, тем больше шансов, что он сможет легко приспособиться к условиям жизни, отыскать свое призвание. Часто во время подготовки к конкурсам дети могут открыть в себе новые таланты, которыми они до этого момента не пользовались. Поэтому не стоит упускать возможность принять участие в подобном мероприятии.

Участие в олимпиаде, на сегодняшний день, дает гораздо больше преимуществ, чем 20 лет назад. Если раньше талантливые дети отстаивали честь школы, то сегодня, выиграв олимпиаду, можно облегчить себе поступление в престижный вуз.

История

Всем людям свойственно соперничество, поэтому многим важно признание не только ближайшего окружения, но и конкурентов. Для того чтобы выяснить, кто же самый умный еще в эпоху Ренессанса организовывались всевозможные интеллектуальные соревнования. Основным предметом, где взрослые профессионалы соревновались за звание самого умного, была математика.

Официально самой первой олимпиадой, считается олимпиада, по математике, проведенная в 1934 году Ленинградским университетом. Именно она положила начало олимпийскому движению на территории бывшего Союза. Спустя всего год, уже в 1935 году математическая олимпиада приобрела большое число участников, где наравне со студентами, пробовали свои силы 122 школьника.

Затем к олимпиадному движению подключились и такие предметы как физика в 1938 году и химия в 1939 году. Эти олимпиады проводились уже на школьном уровне и были предназначены для выявления одаренных детей. Олимпиадное движение разрасталось с каждым годом все больше и больше, и в 1960 году была проведена самая большая математическая олимпиада, а в 1964 году был официально подписан приказ об утверждении государственной системы предметных олимпиад школьников.

Это давало право любому школьному предмету на участие в олимпиаде, то есть уже после 1965 года стали появляться олимпиады по информатике, географии, биологии и литературе. Все олимпиады проходили в несколько уровней, сначала были городские олимпиады, затем республиканские и самый высокий уровень международные (Всесоюзные).

Современное олимпиадное движение в России

После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

Льготы

Призовые места во Всероссийской олимпиаде обеспечивают существенные льготы при поступлении и дальнейшем обучении в вузах. Участие в альтернативной олимпиаде дает большой шанс быть зачисленным в определенный вуз автоматически или так же предоставляет существенные льготы при поступлении.

По статистике из 23 тысяч дипломантов 2012 года, воспользовались своими льготами всего 14 тысяч, а 8114 были зачислены в вузы автоматически, без вступительных экзаменов.

На сегодняшний день, конкурсы и олимпиады проводятся в элитных детских садах, развивающих центрах и колледжах, даже среди детей младшего школьного возраста. Отношение к ним, как среди родителей, так и среди педагогов неоднозначное, участие проходит полностью на добровольной основе и может дать только льготы при поступлении в школьное учебное заведение, хотя показатели данных конкурсов не берутся за основу.

Всероссийские и вузовские олимпиады являются бесплатными. Первые финансируются из бюджета, вторые существуют за счет спонсорских выплат. Если олимпиада организовывается не вузом и не школой, тогда обязательно нужно уточнять платным является участие в данной олимпиаде или нет.

Подготовка

Для подготовки к определенной олимпиаде, чаще всего, используются прошлогодние задания, которые либо издаются в печатном виде, либо размещаются на специальных сайтах. Задания идут вместе с ответами и разными вариантами решения задач. Все большей популярностью начинают пользоваться он-лайновые игры-тренинги и специальные тренажёры для подготовки участников.

Достаточно просто зарегистрироваться на выбранном сайте и получить доступ ко всевозможным функциям, которые предоставляет данный сайт, так же популярны форумы, где все участники могут задавать вопросы и получать нужную информацию в режиме онлайн. Очень многие популярные вузы разработали свои официальные сайты, которые занимаются предварительным отбором участников и индивидуальной подготовкой к участию в олимпиаде.

Именно на таком сайте можно узнать место и время проведения олимпиады, условия и критерии отбора. Так же можно дистанционно пройти начальный отборочный тур, а вот на заключительный этап требуется обязательное присутствие участника. По желанию самого человека он имеет право принять участие в нескольких олимпиадах одновременно. Такой случай имел место быть в 2010 году, когда школьница Анна Андреева стала абсолютной рекордсменкой, приняв участие в 13 олимпиадах и победив в них.

Плюсы участия в олимпиаде

Поступление в вуз. Гораздо легче убедить ребенка в том, зачем ему нужно хорошо учиться, продемонстрировав конечный результат. Допустим, если ты будешь хорошо учиться, станешь директором, а если плохо дворником. Данный пример показывает ребенку наглядно, к чему ему нужно стремиться, мотивирует его и делает обучение более целесообразно.

Так дело обстоит и с олимпиадой, если ребенок еще в средних классах поймет, для чего ему нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах, то определенная цель будет являться мотиватором к действию или обучению. Очень важно чтобы родители и учителя раскрыли для ребенка все преимущества участия в олимпиадах.

Ведь начиная принимать участие с пятого или седьмого класса, ребенок набирается определенного опыта, тем проще, легче и увереннее будет его участие в старших классах, где на кону будет уже стоять поступление в престижный вуз.

Душевное равновесие. Не секрет, что выпускники старших классов практически полгода находятся в паническом состоянии страха. Сначала они переживают о том, как сдадут выпускные экзамены, затем продолжают находиться в состоянии неизвестности при поступлении в вуз. Очень многие поддаются панике и не понимают, что они будут делать, если не поступят, кто-то будет вынужден идти в армию, кто-то работать.

Весь этот стресс очень неблагоприятно отражается на общем эмоциональном состоянии ребят и не дает сосредоточиться и показать все свои знания во время сдачи вступительных экзаменов. Куда в более спокойном состоянии находится человек выигравший олимпиаду, он уже точно знает, что зачислен в определенный вуз или имеет льготы при поступлении.

Можно спокойно отдохнуть за летний период и набраться сил для нового учебного года, ведь принимая участие в олимпиаде, ученик не просто показал себя, как умного абитуриента, а оградил от большого числа конкурентов. Идти к своей цели пошагово, гораздо легче, чем все оставить на последний момент и довериться, в некоторой степени, воле случая. Все вузы заинтересованы в талантливых и инициативных студентах, поэтому участие в олимпиаде поощряется даже участникам, занявшим второе и третье место.

Расширение кругозора. Цель обеспечить себе льготное поступление в престижный вуз, появляется уже в старших классах, а вот что может дать участие в олимпиаде ребенку средних классов? Олимпиада в школе, повышает самооценку и уверенность в себе и своих силах, прежде всего. Дает ученику возможность, получить наиболее полные знания в той области, которая ему очень интересна.

Ученик, который попадает уже на городскую олимпиаду, имеет возможность познакомиться с единомышленниками, создать свой круг общения, состоящий из людей которые понимают друг друга, живут одними взглядами на жизнь, одними интересами. Если ребенок пошел еще дальше, то перед ним появляется еще одна возможность, это путешествия в другие города. Выиграв городскую олимпиаду, есть очень хороший шанс поехать в другой город на следующий этап.

Таким образом, можно расширить свой кругозор в разных направлениях. В основном первыми кто поддерживает интерес ребенка к определенному предмету, является непосредственно преподаватель, далее его родители, которые так же прилагают усилия к тому, чтобы ребенок прошел все этапы олимпиады, обеспечивают материальную сторону этого вопроса (переезд, проживание и питание). Поддержка и вера в силы своего ребенка и ученика тоже играют очень большую роль в победе.

Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать. Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников.

Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется. Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями.

Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость. Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером.

Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

Участие в олимпиадах придает ребенку уверенности в себе, дает возможность для самовыражения, делает его более инициативным и ответственным, а это очень хорошие качества для будущих руководителей.