Краткая история карате в мире и россии. Таким образом "китайская рука" стала "пустой рукой"

Каратэ японское единоборство, попавшее в страну с острова Окинава, куда, вероятнее всего, попало из Китая с переселенцами. Изначально на острове располагалось независимое государство Рюкю, которое в 17 веке было захвачено японскими захватчиками. Существует мнение, что ради ведения партизанской войны жители острова и создали каратэ.

В конце 19 века, когда Окинава была просто одной из префектур Японской империи, во время отбора юношей для армейской службы, врачи заметили, что призывники с этого острова, занимавшиеся местным единоборством тотэ, находятся в великолепной физической форме. Это единоборство, впоследствии, было включено в школьную программу. Изучение в общеобразовательной школе добавило тотэ популярности, но начало превращать единоборство в военную гимнастику.

В 20 веке в связи с экономическим спадом множество жителей Окинавы переехали на основные острова Японии, привезя с собой и карате. Но популярностью это боевое искусство начало пользоваться только после победы мастера карате над западным боксером, о чем тогда написали в прессе. Японцы начали изучать это единоборство, но в физкультурном его виде, как более распространенном.

В карате выделяют стили, направления и школы. Направлений существует 3: спортивное, традиционное и прикладное. Стилей — гораздо больше. Они начали возникать со времен появления единоборства в Японии, с 30-х годов прошлого века зарегистрированы следующие стили:

Сетокан карате — один из наиболее распространенных стилей, созданный преподавателем карате Фунакоси Гитином. Этот стиль отличается линейными передвижениями и приложением удара. Стойки в сетокане низкие и широкие, блоки жесткие. Удары руками осуществляются с применением бедра. Основным является принцип победы с одного удара.

Самыми существенными моментами в этом единоборстве являются:

1) выработка хорошего баланса, что тренируется отработкой низких стоек;

2) вращательное движение бедер по горизонтали, по ходу или против хода удара, что усиливает нанесенные удары;

3) своевременное и моментальное включение всех мышц в конце удара или резкой остановкой, из-за чего возникает импульс от удара или блока, которая распространяется вглубь очага поражения.

Годзю-рю — стиль каратэ, совмещающий как твердую, так и мягкую техники. Это один из самых распространенных стилей, который существует в 3 вариантах — окинавском, японском и американском.

Годзю-рю вобрал в себя черты достаточно жестких систем китайского ушу, сохранив искусство реального боя, обладает большой эффективностью. В основе этого стиля — техника ближнего боя, поэтому годзю-рю можно применять в ограниченных пространством помещениях, в толпе.

Вадо-рю — этот стиль японского карате-до был создан в 1939 году Хиронори Оцукой. Главным отличием стиля является техника ведения боя, которая во многом схожа с дзю-дзюцу. В ходе поединка боец старается минимально расходовать силы, применяя более экономные приемы, блоки. Особенности в блокировании ударов совмещаются с постоянными маневрами, которыми сражающийся спортсмен уводит себя из-под удара, оставляя возможность контратаки. В спаррингах бойцов этого стиля много отвлекающих маневров, которые заставляют противника перейти в невыгодную позицию.

Сито-рю — этот стиль один из самых старых, создан Кэнвой Мабуни. Он ближе всего подходит к окинавским стилям. Сито-рю занимает промежуточное место между сетокан и годзю-рю, применяя принципы обоих техник. Этот стиль очень быстрый, но в то же время полный силы и внешней привлекательности, включает в себя мощные, жесткие и мягкие, артистичные ката самых разных стилей.

Принципы тактики боя данного стиля таковы:

Быстрый уход в сторону или разворотом с атаки противника.

Мягкие блоки, отправление удара противника круговой, отводящей защитой.

Жесткие блоки с резким и максимальным освобождением ударной силы.

Применение ударов навстречу, защита при помощи нападения.

Моментальный вход в пространство удара и такой же выход в безопасную зону после нанесения удара.

В 50-е года прошлого века появилось Кекусинкай , как очень жесткий контактный стиль карате. Показывая всем силу карате, Кекусинкай постепенно стал очень популярен во всем мире и сам был выбран основой для создания новых стилей.

Его основатель Масутацу Ояма целью создания своего стиля видел в возрождении карате как боевого искусства, отделяя систему воспитания воина от спорта, согласно духу бусидо.

За относительно недолгую жизнь, карате Кекусинкай нашло свое достойное место среди спортивных единоборств, изменив систему подготовки бойцов. В результате этих изменений стиль Кекусинкай стал очень быстро развиваться и достиг больших успехов в спорте.

Этот стиль карате — очень зрелищный вид спорта. Спортивные состязания проводятся полностью без защиты. Единственный запрет — удары по голове руками. Такие бои, с множеством высоких ударов ногами и сильных — руками, всегда собирают полные залы зрителей на соревнования.

Еще один неповторимый и очень практичный стиль — Асихара каратэ основывается на Кекусинкай и , а кроме того, на собственных приемах основателя стиля Хидэюки Асихара.

Фудокан — этот стиль создан югославом Ильей Йоргой. Он является максимально обоснованным с научной и медицинской точки зрения стилем карате-до. В поединках с применением этого стиля больше всего ценят достижение победы одним ударом.

Оперативное каратэ — этот стиль отличает простота, универсальность, большой диапазон технических приемов и широкие возможности применения в самых разных ситуациях, возникающих в бою. В конце 70-х годов прошлого века Рауль Рисо провел в Москве семинар для офицеров КГБ. Впоследствии, оперативное каратэ было принято для начальной подготовки сотрудников.

Основатель этого стиля Рауль Рисо подчеркивает отличие прикладного кубинского карате от спортивного карате. Этот стиль создан на основе всех видов единоборств на Кубе.

Уэти Рю — окинавский стиль карате, основанный Камбуном Уэти. Особенностью стиля является высокая стойка, широкие блоки, удары с применением пальцев рук и ног. Кроме того, особенностью этого окинавского стиля является упражнение «железная рубашка», которое помогает бойцу выносить мощнейшие удары без серьезных последствий

Кекусин Будокай был с самого начала создан как синтез каратэ и дзюдо. Этот стиль является универсальным, он продолжает развиваться и вбирать в себя техники других единоборств, таких как бразильский джиу-джитсу, муай-тай, самбо.

Правила проведения поединка в Кекусин Будокай приближены к условиям реальных боев и практически не имеют ограничений. Бойцы этого стиля с успехом выступают на соревнованиях по другим стилям и контактным видам единоборств. Изучение помимо прочих техник уличных и травмирующих приемов позволяют применять приемы стиля для самообороны.

Стилей карате много, и постоянно появляются новые, т.к. каждый хороший мастер приносит в карате что-то от себя. Иногда случается и обратное, когда за новым названием скрывается уже известный стиль. Поэтому в настоящее время школ и стилей карате выделяют более 200.

Ещё новости

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".

Ката двух этих родственных видов единоборств сближает то, что их практика вырабатывает навыки эффективного ведения боя. В то же время между ними существует немало различий. Прежде всего это связано с тем, что в ката классического карате присутствуют архаичные элементы, не пригодные в современном рукопашном бою, где необходимо быстро и эффективно поразить противника.

Ката оперативного карате с автоматом (комплекс рукопашного боя с автоматом) представлен в варианте, при котором используется АК-74 с примкнутым штыком. Этот комплекс может вы-полняться с любой другой моделью автомата Калашникова или иным оружием, оснащенным штыком, например карабином.

Ката дзюдо и оперативного карате отличаются по характеру выполнения и набору используемых приемов. Ката оперативного карате (технические комплексы рукопашного боя) занимают промежуточное положение между «образцами» дзюдо, и классического карате. С «образцами» дзюдо ката их сближает прежде всего цель практически изучить приемы борьбы. Однако ката дзюдо предназначены в том числе и для спортсменов, а ката оперативного карате - исключительно для при-менения в реальном поединке.

Одним из главных понятий в карате и других видах восточных единоборств является «ката», или «технический комплекс» рукопашного боя. Ката, или технические комплексы, используемые в системе боевого тренинга оперативного карате и рукопашного боя, отличаются от ката классических школ карате. Все используемые в них наборы действий предельно прагматичны и нацелены на уверенное поражение противника. Поэтому задача отработки ката в боевом тренинге не изящество и красота спортивных выступлений, а победа в настоящей схватке. Несмотря на простоту и доступность, составляющие эти комплексы приемы необыкновенно действенны. Каждый из них может быть использован в реальном поединке: в уличной схватке, «на поле боя, при выполнении служебных задач и при самообороне в любой ситуации.

Оперативное карате, или особое направление рукопашного боя, было создано в КГБ СССР для подготовки бойцов спецназа и оперативных сотрудников. С годами данный комплекс прикладных боевых приемов и методик их изучения превратился в уникальную разновидность единоборств. Для того чтобы овладеть этим «жестким» видом единоборств, и было разработано боевое карате.

Карате - это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми.

В Японии говорят, что карате - это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности.

История возникновения боевого искусства

Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».

В далекие времена жил такой китайский боец по имени Кусанку, который однажды продемонстрировал свое высокое мастерство и умение в китайском боксе, восхитив зрителей его новизной и особой техникой захвата. Это знаменательное для истории каратэ событие произошло на Окинаве - самом крупном острове, который расположен на архипелаге Рюкю в Японии. Месторасположение этого острова приходилось как раз на пересечение торговых путей, и находился он примерно на одинаковом расстоянии от Кореи, Японии, Тайваня и Китая. Все эти государства постоянно воевали друг с другом за владение архипелагом Рюкю, поэтому каждый мужчина острова был воином, зачастую в нескольких поколениях. Еще с XV века на этой территории существовал запрет на ношение оружия, поэтому воины Окинавы из поколения в поколение совершенствовали свои навыки ведения боя без него.

В конце XVIII века, как гласит история карате, мастером Сокугавой в местечке Шури была открыта первая школа Тэ, занятия в которой были законспирированы. Матсамура Шокун, будучи на Окинаве Верховным наставником боевых искусств, тоже организовал школу с названием "Шорин-рю каратэ" (шорин - молодой лес), где преобладали строгая дисциплина и нравственное воспитание Сюгё. Отличительной особенностью школы были обманные движения и тонкий маневр. Учеником Матсамуры был знаменитый на весь остров и за его пределами Асато Анко, который, в свою очередь, стал наставником Фунакоши Гичина.

А вот уже и считается создателем карате. Он, конечно же, не сам придумал этот но именно этот человек объединил, отфильтровал и систематизировал различные приемы китайской рукопашной борьбы и создал новый вид боя каратэ-дзюдзюцу, что в переводе с японского означает «искусство китайской руки».

Впервые Фунакоши показал миру каратэ-дзюдзюцу в то время, когда в Токио проходил фестиваль боевых искусств в 1921 году. Не прошло и одного десятка лет, как вновь созданный вид борьбы завоевал огромную популярность в Японии, что привело к открытию бессчетного множества различных школ.

Карате: история возникновения названия

В 1931 году состоялся съезд «большой семьи окинавского каратэ», на котором было принято решение, что каждый стиль, появившийся к тому времени, имеет право быть. Также на этом съезде решили дать другое название данному виду боевых искусств, потому что в то время шла очередная война с Китаем. Иероглиф «кара», обозначавший «Китай», заменили иероглифом, который читался так же, но означал пустоту. Также заменили «дзюцу» - «искусство» на «до» - «путь». Получилось название, использующееся по сей день. Оно звучит как «каратэ-до» и переводится как «путь пустой руки».

История распространения и развития каратэ-до в мире

В 1945 году, когда Япония проиграла в войне, оккупационные власти США запретили на острове все виды японских боевых искусств. Но каратэ-до считалось просто китайской гимнастикой и избежало запрета. Это способствовало новому витку развития данного боевого искусства, что привело к созданию в 1948 году Японской ассоциации каратэ, которую возглавил Фунакоши. В 1953 году для обучения элитных подразделений американской армии в США приглашаются наиболее известные мастера.

После Олимпиады в Токио в 1964 году каратэ-до завоевало невероятную популярность во всем мире. Это, в свою очередь, привело к созданию Всемирного союза организаций каратэ-до.

Предназначение карате

Изначально, согласно истории карате, этот вид рукопашного боя создавался как боевое искусство и предназначался исключительно для самообороны без использования оружия. Предназначение карате - помогать и защищать, но не калечить и не причинять боль.

Отличительные особенности карате

В отличие от других единоборств, здесь сведены к минимуму контакты между бойцами. А чтобы одолеть противника, используют мощные и точные удары как руками, так и ногами по жизненно важным точкам человеческого организма.

Есть еще несколько отличительных особенностей данного вида боевых искусств, которые заключаются в устойчивых низких стойках и в жестких блоках, а также в мгновенном переходе в контратаку с одновременным точным и сильным ударом. При этом он происходит молниеносно, по самой короткой траектории с огромной концентрацией энергии в точке удара, которая называется кимэ.

Поскольку карате - в первую очередь оборона, то и все действия здесь начинаются с защиты. Но после нее, и в этом есть суть каратэ, следует молниеносная ответная атака.

Принципы использования техник

Для правильного использования различных техник в карате предусмотрен ряд принципов. Среди них: кимэ, упомянутая выше; дачи - оптимальный выбор позиции; хара - соединение силы мышц с внутренней энергией; дзесин - непоколебимый дух. Все это постигается посредством длительных тренировок в формальных упражнениях «ката» и в поединках «кумитэ». Между ката и кумитэ в разных стилях и школах может соблюдаться баланс, а может отдаваться предпочтение либо упражнениям, либо поединкам.

Стили каратэ-до

В наше время в мире известно уже несколько сотен различных стилей. В карате дробление основ началось еще со времен его зарождения. Множество разных людей занимались этим боевым искусством, и каждый, кто достиг высокого уровня, вносил в него что-то свое.

Однако необходимо отметить, что любой стиль, доживший до современности, тем или иным образом соприкасается с одним из следующих направлений:

1. Кэмпо - китайско-окинавское боевое искусство.

2. Каратэ-дзютцу - японская боевая версия в духе Мотобу.

3. Каратэ-до - японская философско-педагогическая версия в духе Фунакоши.

4. Спортивное карате - либо контактное, либо полуконтактное.

Есть несколько стилей, которые необходимо отметить.

Карате в России

История развития карате в России начинается с возникновения самодеятельных секций и клубов. Их основателями были люди, которым посчастливилось побывать за рубежом и пройти там обучение этому боевому искусству.

Бешеная популярность занятий этим видом единоборств и стихийность их распространения привели к тому, что в ноябре 1978 года в СССР была создана специальная комиссия по развитию каратэ. По результатам ее работы в декабре 1978 года была образована Федерация каратэ СССР. Поскольку правила обучения этому виду единоборств постоянно и грубо нарушались, было внесено дополнение в Уголовный кодекс об «ответственности за незаконное обучение каратэ». С 1984 по 1989 год это боевое искусство в Советском Союзе находилось под запретом, что было установлено приказом № 404, изданным Спорткомитетом. Но секции, обучающие данному виду единоборств, продолжали существовать подпольно. В 1989 году, 18 декабря, Госкомспорт СССР принимает постановление № 9/3, которым приказ № 404 признавался утратившим силу. В настоящее время в России существует огромное количество федераций и стилей, которые активно сотрудничают с международными организациями карате.

Философия каратэ-до

Если говорить о философии карате, то необходимо отметить, что в основе ее находится принцип ненасилия. В клятве, которую ученики клубов карате дают перед началом занятий, они обязуются не применять полученных умений и знаний во вред людям и не использовать их в корыстных целях.

Оккупация Окинавы японскими войсками, в также запрет любых военизированных объединений на оккупированной японским войсками территории острова Окинава, по некоторым данным стал причиной создания тайных школ, практиковавших использование приспособлений для отработки ударов - макивар, а также специальных упражнений - ката, позволявших совершенствовать технику рукопашного боя без помощи партнера.

Столкновение окинавских крестьян с представителями власти - японскими самураям, опытными профессиональными воинами, оставляло крестьянам мало шансов на победу. В живых можно было остаться, только убив противника, нанеся упреждающий удар. Именно тогда возник лозунг: "Ик-кан хиссац у" "Одним ударом наповал " и техника нанесения неожиданного и смертельного удара голыми руками.

Относительно возникновения термина "Каратэ" существует несколько версий. По одной из них термин в 18 в. ввел в обращение окинавский мастер боевых искусств Сакугава, который по возвращении из Китая, где изучал шаолиньский цюань-шу, а также бо-дзюцу‚ основал школу Каратэ-до Сакугава.

Изначально, термин "Каратэ" состоял из двух иероглифов "кара" (китайский) и "тэ" (рука). Таким образом, сочетание иероглифов означало "китайская рука".

Позднее, в первой половине 20 в. по инициативе знаменитого мастера боевых искусств и учителя каратэ Гитина Фунакоши иероглиф "кара" - "китайский" был изменен на иероглиф сходный по звучанию, но имевший другой смысл, "кара" - "пустой".

Также были изменены наименования многих комплексов формальных упражнений - ката, которые были связаны с именами китайских мастеров боевых искусств.

Таким образом "китайская рука" стала "пустой рукой".

Путь "Пустой руки"

Гитин Фунакоши объясняя смысл замены, утверждал, что японский иероглиф "кара" означающий "пустой" отражает суть боевого искусства. Во-первых, указывая на то, что оружием служат голые руки и босые ноги. Во-вторых, отражая суть цели, которую ставят перед собой практикующие Каратэ - это не просто освоение системы самозащиты, но и формирование внутренней пустоты, чистоты сердца и внутренней свободы от эгоизма и Тщеславия.

Гитин Фунакоши прошел обучение практически у всех известных окинавских мастеров боевых искусств, живших в его время и на основе наиболее эффективных методов боя, практиковавшихся в Окинаве, создал собственный стиль, который назвал Сётокан.

"Сётокан" можно перевести, как "дом среди сосен, колышущихся от ветра". Использование такого термина, вероятно связано с литературным псевдонимом Фунакоши "Сёто".

Кроме того Гитин Фунакоши добавил к Каратэ дополнение "До", что означало "Путь" и требовал использовать именно наименование "Каратэ-До", подчеркивая, что "Каратэ-До " является не просто системой рукопашного боя, но и боевым искусством, включающим в себя не только физическое, но и духовное развитие и совершенствование практикующего.

Фунакоши считал, что Каратэ-До - это Путь, движение по которому продолжается всю жизнь, это образ жизни, в котором практика боевого искусства направлена на установление гармонии духа и тела, а также установление гармонии человека с миром, который его окружает.

Формы Каратэ

Если рассматривать Каратэ, как спортивное единоборство, следует выделить три основные форм :

- ката - формальные упражнения

- кумитэ - свободный поединок

- тамэшивари - разбивание предметов

Ката

Ката - это формализованные техники, включающие в себя стойки, передвижения, защитные и атакующие боевые приемы, которые выполняются в определенной последовательности, темпе и с определенной степенью напряжения, в зависимости от выполняемой ката.

Ката имитирует поединок с воображаемым противником.

Выделяю четыре элемента ката: Бункай (анализ и объяснение ката), Оё (применение ката), Хэнка (вариации), Какуси (скрытность).

Кумитэ

В Кумитэ, в отличие от ката предполагается поединок (спарринг) с реальным противником.

Существуют несколько видов кумитэ в зависимости от того насколько заранее определена последовательность выполняемых действий.

Также кумитэ разделяется по степени контакта на бесконтактное, полуконтактное и полностью контактное.


разбивание предметов ) представляет собой испытание как физической, так и духовной силы.

Тамэшивари позволяет освоить важнейшие элементы техники, определить ошибки, которые допускает ученик при выборе дистанции или формы, а также ошибки при выполнении кимэ.

Кроме того Тамэшивари способствует развитию и концентрации внутренней энергии, веры в свои силы, а также осознанию и развитию духовной силы.

Цель Тамэшивари - закалка тела и духа, и эта цель, считается оправданием совершаемого акта разрушения.

Система поясов и степеней

Система степеней в Каратэ делится на:

- "Кю " ученические степени (номер кю уменьшается с ростом мастерства), и

- "Даны " мастерские степени (дан возрастает в зависимости от уровня мастерства).

В зависимости от стиля Каратэ общее количество Кю и Данов отличается, по в большинстве стилей - равно десяти.

Внешним атрибутом степени (ученической или мастерской) - является пояс, называемый в Каратэ "Оби ".

Помимо прямого назначения пояса - удерживать куртку каратиста "Ги" запахнутой, пояс несет в себе символическое значение, указывая на уровень мастерства. В подавляющем большинстве стилей Каратэ более тёмный цвет пояса означает более высокую степень (цветные пояса предназначены для ученических степеней, черные - для мастерских).

Существует легенда, что много лет назад в окинавских школах существовала градация поясов, цвет которых объявлялся таким образом:

- Белый - ученик только приступил к занятиям, его пояс чисто белый

- Жёлтый - ученик длительное время отрабатывал технику и его пот окрасил пояс в желтый цвет

- Красный - ученик приступает к тренировкам в кумите и его пояс становится красным от пролитой крови от пропущенных и нанесенных ударов

- Коричневый - ученик долгое время тренируется в кумитэ и кровь запекшаяся на его поясе окрашивает пояс в коричневый цвет

- Чёрный - ученик занимается каратэ так долго, что его пояс чернеет от времени, и ученик становится мастером.

- Белый - чёрный пояс мастера за долгие годы практики выгорает на солнце и вновь становится белым. Таким образом, мудрость стремится к началу - то, к чему приходят с годами, лежит в самом начале обучения.

Современные стили Каратэ


В настоящее время существует несколько сотен стилей и школ Каратэ, в основе которых лежат четыре наиболее крупных стиля Каратэ-До:

Годзю-рю.

Основатель Тёдзюн Мияги. Стиль включает в себя технику южно-китайского ушу. Сочетает высокие и низкие стойки и силу внутреннего дыхания (жёсткую и мягкую технику). В основе стиля лежит техника ближнего боя, эффективное сочетание ударной техники (в т.ч. удары локтями, коленями), бросковой техники и техники захватов. Стиль Годзю-рю обладает высокой энергетической направленностью и особой боевой эффективностью в рамках замкнутого пространства.

Сито-рю.

Основатель Кэнва Мабуни . Стиль является одним из старейших стилей Каратэ, наиболее близким к древним окинавским стилям. Стиль также называют "гимнастическим" каратэ. Особое внимание уделяется выполнению ката, при этом признается также важность как кумитэ, так и тамэшивари.

Для тактики ведения боя характерны следующие принципы:

- Уход с линии атаки в сторону или разворотом;

- Перенаправление атаки противника отводящей или круговой защитой (мягкое блокирование);

- Удары с использованием максимальной силы, выполняемые неожиданно (Жесткое блокирование);

- Защита с использованием встречных (контратакующих) ударов;

- Мгновенный вход в зону нанесения удара и мгновенный отход на безопасную дистанцию после удара.

Сётокан (Шотокан или Шотокан-рю).

Основатель - . Суть стиля заключается в предобразовании Каратэ из жестокого искусства рукопашного боя в средство физического и духовного развития человека. В основе стиля лежат низкие и широкие стойки, жёсткие блоки, мощные и реверсивные удары руками с использованием корпуса, линейные перемещения и линейное приложение силы. Основополагающим принцип Сётокан является удар -"иккэн-хисацу" (одним ударом - наповал). Важнейшим элементом стиля являются 26 ката, которые считаются классикой Каратэ-до.

Вало-рю.

Наименование термина можно перевести, как "Школа мирного пути". Основатель - Оцука Хиронори . Основой стиля является принцип "мягкого" контакта с противником за счет отводящих ударов, а также неожиданные силовые удары с уходом с линии атаки, выведение из равновесия противника.

Одним из наиболее жестких и сложных стилей современного Каратэ является - Киокушинкай.

Киокушинкай (Кёкусинкай)


Основатель - Масутацу Ояма.

Термин Киокушинкай можно перевести, как "Общество Абсолютной Истины".

Киокушинкай является одним из самых трудных и жёстких современных стилей Каратэ. Стиль основывается на древних воинских традициях Японии, кодексе и духе Бусидо.

Стиль Киокушинкай завоевал титул "сильнейшего каратэ " в первую очередь благодаря своему основателю, величайшему мастеру и популяризатору Каратэ Ояме Масутацу.

В Киокушинкай Каратэ возродилось, как воинское искусство. Поединки в Киокушинкай ведутся в полный контакт и без защитного снаряжения (перчаток, протекторов, шлемов). Единственным ограничением является запрет наносить удары в голову руками.

Ояма считал, что для того, чтобы достичь успеха в Каратэ в качестве бойца, человек должен сталкиваться с реальной опасностью и побеждать, так как не существует вещей, в которых совершенство можно достичь только на базе теории.

По мнению Оямы, инструкторы Каратэ, которые сами ни разу не участвовали в боях, подобны учителям танцев и они не способны обучить воспитанников духу Каратэ.

Ояма участвовал в многочисленных схватках с ведущими мастерами различных направлений боевых искусств (боксерами, борцами, дзюдоистами), из которых неизменно выходил победителем. Также он участвовал в схватках с дикими животными, в том числе в разное время провел показательные бои на арене с 52 разъярёнными быками, из которых у 48 отрубил рога голыми руками, а трех убил насмерть.

Однако сам Ояма считал, что сила в Каратэ - это не более чем верхушка айсберга, только видимая часть.

Ояма говорил, что "Каратэ это Дзэн, а Дзэн -это Каратэ ".


На вопрос, как понять, что такое Дзен , Ояма отвечал:

"Обучитесь нескольким приемам Каратэ с чистым сердцем и искренним намерением. Если вы сделаете это, то противник перестанет существовать для вас.

У вас не будет больше ни врагов, ни союзников. Победа или поражение перестанут иметь значение.

Вы достигнете успеха перейдя в состояние Дзэн…".

Ояма считал огромной ошибкой утверждение философов, что Дзэн является чем-то неясным, а также их утверждения о трудностях в обучении мировоззрению Дзэн.

Ояма говорил, что Дзэн существует вокруг нас и внутри нас.

Его истинное величие состоит в его доступности.

Ояма называл Дзэн полным единством тела, намерений и души и именно это единство является путем к обретению человеком гармонии и совершенства.

Ояма говорил, что истинное Каратэ - это не военизированная гимнастика, это боевое искусство , которое требует жестких и упорных тренировок. Каратэ развивает физическую силу, но это не цель.

Цель Каратэ - сосредоточение на совершенствовании и духовном росте. Занятия Каратэ не только делают воспитанников более сильным и ловким.

Каратэ Меняет личные качества человека, развивая его самосознание.

Управление телом в Киокушинкай

Ояма считал одним из важнейших факторов Каратэ - физические тренировки, укрепляющие тело, развивающие скорость, ловкость, координацию. Именно совершенством приемов, а также использованием древних техник для отработки ударов (тренировочных манекенов, связок из жгутов соломы), во многом объясняется мощь Киокушинкай.

Однако, по мнению Оямы, другим не менее важным фактором, является полное единства души и тела, которое достигается за счет изменения конкретных систем организма в процессе режима тренировки. Ояма называл три аспекта приводящих к такому изменению:

- регулирование дыхания;

- управление танденом (область живота, 4 см ниже пупка, физический центр тяжести человека) через регулирование дыхания;

- практика созерцания.

Ояма был уверен, что человек, объединивший дух и тело, не будет чувствовать разницы между собой и высшим миром или между духовным и физическим. Двойственность и противоречия перестанет существовать и человек сможет воспринимать все вещи такими, какие они есть.


Укрепление тела, являющегося вместилищем души, способствует такому единению. Регулирование дыхания, укрепления тандена и концентрация сознания в тандене приводит к достижению физического и духовного единства, что является важнейшей целью Каратэ.

Ояма считал Каратэ активным (живым) Дзэном, а обучение боевому искусству - кротчайшим путем к просветлению и овладению общим состоянием Дзэн.

Отреченное состояние освобождения

В своей книге "Философия каратэ" Ояма описывает опыт достижения углубленного духовного единства, через сосредоточение и концентрацию, который он пережил через 18 месяцев напряженных физических тренировок в уединении и созерцания в Дза-дзэн.

Ояма назвал это состояние "отреченным состоянием освобождения".

Войдя в отреченное состояние освобождения, Ояма мог видеть все движения противника и реагировать на них моментально, не раздумывая. Ояма считал, что в таком состоянии человек способен справиться с любым нападением . Независимо от того, как движется нападающий, тело реагирует быстро и точно

Пережив "отреченное состояние освобождения" и научившись входить в него в нужный момент,

Ояма осознал, что люди больше не являются его соперниками.

Тогда он решил испытать свою силу на быках...

Достижение "отреченного состояния освобождения", как писал Ояма, является следствием, а не целью длительных и упорных тренировок, важнейшим аспектом которых является сосредоточенность на одной точке , вследствие чего человек может достичь состояния духовного единства, в котором мозг свободен и способен действовать без ограничений.