Задачи и организация работы по плаванию в детских коллективах: детском саду, дюсш, абонементных группах. Плавание в дошкольных учреждениях

Ирина Петровна

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации , обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила.

Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно - оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий , приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы.

При включении в режим дня занятий плаванием в него вносятся некоторые изменения. Обязательно учитывается время приема пищи (40 мин. после еды и 1,5 – 2 часа до ночного сна) . Лучше всего проводить занятия в следующие периоды :

Утром до завтрака с 7 :30 до 8 :30

после завтрака с 9 :30 до 12 :30

После дневного сна с 15 :30 до 16 :30

Наиболее удобно проведение занятий с самого утра , т. к. не нарушается общий распорядок дня. Утренняя гимнастика и игры заменяются занятиями плаванием , общеобразовательные занятия проводятся полностью, дети своевременно выходят на прогулку, потому что за время завтрака и занятий они успевают высушить волосы и отдохнуть. В группах занимающихся до завтрака почти не бывают опозданий.

Наиболее часто проводят занятия с 9 :30 до 12 :30, поэтому в режиме дня происходят изменения. Пребывание детей на прогулке сокращается на 15-20 мин, обед и сон переносятся на 15-20 мин. позже. В холодное время года дети после занятий вообще не выходят на прогулку.

Занятия по обучению плаванию детей дошкольного возраста организуются в бассейне3х7 метра, глубиной 60-90 см. Спуск в бассейн производится с бортика, выход по лестнице, сделанной из не скользящего материала.

С целью обеспечения безопасности детей и предупреждения травматизма, при выходе из бассейна и из душевой кладутся резиновые коврики, чтобы дети не скользили по мокрому полу.

Размеры бассейна позволяют проведение занятий с группой детей не более 6-8 человек, по санитарным нормам 3 кв. м на 1 ребенка. Для занятий дети делятся на подгруппы по 6-8 детей. Длительность занятия вместе с подготовкой, для детей разного дошкольного возраста рекомендуется от 10-15 до 30-35 минут на подгруппу (на суше не более 3-5 минут) .

Подготовка детей к занятиям

Ещё до начала работы бассейна необходимо сообщить родителям, что в детском саду будут обучать плаванию . Во время бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию ребенка с учетом состояния его здоровья и психофизиологических особенностей (консультация врача) . Родители должны научить детей правильно пользоваться купальными принадлежностями, самостоятельно складывать вещи.

Перед началом занятий по плаванию проводят собрание с родителями на котором необходимо заранее оговорить подготовку детей к занятиям . Они должны уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, а также тщательно мыться под душем и вытираться полотенцем.

Перед началом занятий с детьми проводят специальные беседы о правилах личной гигиены, сообщают правила поведения в бассейне и раздевалках, объясняют значение плавания .

Правила поведения в бассейне.

Внимательно слушать задание и выполнять его

Входить в воду только по разрешению

Спускаться по лестнице спиной к воде

Не стоять без движений в воде

Не мешать друг другу, окунаться

Не наталкиваться друг на друга

Не кричать

Не звать нарочно на помощь

Не топить друг друга

Не бегать в помещении бассейна

Проситься выйти по необходимости

Выходить быстро по команде инструктора

При посещении бассейна у каждого ребёнка должны быть следующие купальные принадлежности : плавки , резиновая шапочка, купальные тапочки, полотенце, сумочка с мылом и мочалкой, расчёска, сменное белье. Все эти вещи помещают в специальную сумку, которую дети должны уметь складывать.

При подготовке к занятию по плаванию дети должны раздеться в своей раздевальной до нижнего белья, надеть поверх него свой халат или накидку, на ноги - носки и тапочки, взять свои купальные принадлежности и идти в бассейн.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем они снимают одежду, по возможности быстро и аккуратно её складывают или вешают. Прежде чем войти в воду, дети должны тщательно вымыться под душем с мылом и мочалкой. Температура воды гигиенического душа +36°С. После этого дети на некоторое время становятся под холодный душ (около +30°С) .

Выйдя из бассейна, дети принимают теплый душ, температура которого на 2-4 градуса выше температуры воды в бассейне. После занятий плаванием и душа они тщательно насухо вытираются полотенцем, сушат волосы.

Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию .

Обеспечение безопасности занятий по плаванию

1. Занятия проводить в местах , полностью отвечающих всем требованиям

безопасности и гигиены.

2. Не допускать неорганизованного плавания , самовольных прыжков в воду

и ныряния.

3. Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду,

садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг

другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется .

4. Не проводить занятия с группами , превышающими 10-12 человек.

5. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.

6. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только

с разрешения преподавателя.

7. Проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода

8. Научить детей пользоваться спасательными средствами.

9. Во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу,

каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае

необходимости быстро оказать помощь ребенку.

10. Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии .

11. Не проводить занятия раньше , чем через 40 минут после еды.

12. При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа» ,

посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.

13. Соблюдать методическую последовательность обучения.

14. Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья

и специально плавательной подготовки каждого ребенка.

15. Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения

безопасности занятий .

Для обеспечения безопасности необходимо иметь соответствующий инвентарь : длинный шест для поддержания и страховки обучающихся плаванию , спасательные круги, поплавок «малыш» , плавательные доски , цветные флажки. Для наиболее эффективной организации занятий используют поддерживающие средства и игрушки (доски из пенопласта, надувные игрушки, мелкие игрушки из плотной резины для упражнений на погружение, обручи, мячи разного размера).

При соблюдении всех основных требований к организации занятий зависит успешность обучения дошкольников плавательным навыкам и умениям , а также их безопасность.

Литература :

1. Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду . - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС » , 2003.-80 с.

2. Осокина Т. И. и др. Обучение плаванию в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада и родителей-М.: Просвещение, 1991.-159 с.

3. Яблонская С. В., Циклис С. А. Физкультура и плавание в детском саду . – М., 2008.

4. Интернет – источники.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно – образовательныйфизкультурно-спортивный центр»

Г. Калачинска Омской области.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Методическим советом Директор МБОУ ДОД «ДООФСЦ»

МБОУ ДОД «ДООСФСЦ» _______________ С.А.Краузе

Протокол № _____

«____» _____________20 г. «____» ______________ 20 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"ПЛАВАНИЕ"

Для спортивно-оздоровительных групп

(для учащихся 6 – 18 лет, срок реализации 4месяца)

Составитель:

Махмудова О.Б.

учитель физической культуры

высшее квалификационной категории

Ковалевская Л.И.

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Год составления – 2012 г.

Г.Калачинск.

^ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ПЛАВАНИЕ»

I. Пояснительная записка


  • Направленность программы

  • Актуальность, общественная значимость, педагогическая целесообразность

  • Тип программы
^ II. Цель программы

  • Педагогические задачи

  • Организация обучения

  • Правила приема

  • Сроки реализации
III. Наполняемость и объем учебной нагрузки

^ IV. Критерии деятельности

V. Результаты освоения программы

VI.Учебный план

VII.Учебный материал для всех этапов подготовки


  • Теоретическая подготовка

  • Физическая подготовка

  • Специально-подготовительные упражнения

^ XV. Методическое обеспечение программы

XVIII.Литература.

^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность дополнительной образовательной программы – спортивно-оздоровительная. Спортивно-оздоровительная деятельность позволяет целенаправленно и эффективно воздействовать на все компоненты физического состояния ребенка, включая разнообразные физические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье, а также формировать связанные с этой деятельностью знания, умения, интересы, потребности, ценностные ориентации.

Для современных детей независимо от возраста характерны ограничения двигательной активности, ухудшение физических качеств. Работа за партой и у компьютера в режиме ближнего видения, с большими зрительными и умственными нагрузками негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-спортивные занятия. Эмоциональная привлекательность, относительная доступность делают их притягательной силой для детей и подростков.

В традиции дополнительного образования создавать ребенку "социальную ситуацию развития" (Л.С.Выготский) – среду общения, поле деятельности, которые невозможно ничем подменить. Поэтому воспитание ребенка – самая высокая задача любой образовательной системы.

Актуальность, общественная значимость, педагогическая целесообразность данной программы предполагает использование физического воспитания в решении социально – культурных и психологических задач в процессе обучения и развития детей.Плавание является наиболее эффективной формой физического воспитания детей, так как развиваются почти все группы мышц. Возросшее количество несчастных случаев на воде за последние годы обозначило целесообразность прикладных навыков плавания. Учащиеся должны иметь определенные навыки по спасению и оказанию помощи, тонущему человеку. Программа «Плавание» призвана оберегать жизнь и здоровье детей, через обучение их и закрепление полученных навыков и знаний.Программа соответствует интересам и потребностям детей, направлена на развитие мотивации личности ребенка к самопознанию и творчеству. Важную роль играет и в формировании разнообразных психических качеств и способностей детей, выступая как "школа воли", "школа эмоций", "школа характера", поскольку вся физкультурно-спортивная деятельность предъявляет высокие требования к проявлению волевых качеств. Развитие рефлексии и саморегуляции, создание условий для самоопределения, самореализации, самоутверждения в процессе занятий физической культурой способствует созданию целостной, органично развитой личности. Обладая активной жизненной позицией, личность станет полноценной составляющей общества и выйдет на более высокий уровень готовности в решении жизненно важных для нее задач и проблем.

^ Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.
^ Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.

^ Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.

Тип программы: образовательная - решает задачи обучения, воспитания, развития (в основе использовалась программа системы дополнительного образования детей: плавание - учебная программа для тренеров детско-юношеских спортивных школ. – М., 1983.,типовая программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006 г.) написана на основе нормативных документов, регламентирующих работу Центра, в соответствии с Законом РФ "Об образовании",Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80 – ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ", Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

^ II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Охват всех желающих заниматься плаванием, формирование здорового образа жизни у обучающихся, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, формирование у обучающихся основ физкультурно-спортивных знаний и умений через опыт самостоятельной практической деятельности.

Педагогические задачи.


  • Обучающие:

  • обучение учащихся основам физической культуры через занятия плаванием;

  • приобретение разносторонней физической подготовленности;

  • овладение основами техники плавания и умение применять их в жизненной ситуации;

  • расширение спортивного кругозора, ознакомление учащихся с историей Олимпийских игр, другими видами спорта, великими спортсменами;

  • обучение учащихся навыкам самостоятельной познавательной и практической деятельности повышение физической работоспособности;

  • формирование социально – правовых компетенций.

Развивающие:

Развитие


  • основных физических качеств, двигательных умений и навыков;

  • интереса учащихся к физической культуре и спорту;

  • стремления к совершенствованию;

  • коммуникативных навыков;
Воспитательные:

Воспитание


  • трудолюбия;

  • морально – волевых качеств;

  • стремление к творческой деятельности;

  • инициативности, активной жизненной позиции;
Здоровьесберегающие:

В основе программы лежат принципы:


  • развитие физических и специальных качеств через ориентацию на личностный потенциал ребенка, его стремления к самореализации и самоорганизации;

  • доступность;

  • вариативность;

  • учет интересов;

  • от простого к сложному.

Отличительной особенность данной программы является то, что заниматься плаванием может любой ребенок при наличии медицинской справки о соматическом здоровье.

^ Организация обучения:

Программа рассчитана на 4 месяца обучения детей в возрасте с 6 – 18 лет.

Правила приема :

По результатам собеседования, справки о соматическом здоровье,заявления от родителей.

^ НАПОЛНЯЕМОСТЬ И ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ.

^ IV. КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Спортивно – оздоровительный этап ("предварительной подготовки") предусматривает воспитание интереса детей к физической культуре и приобщение их к плаванию, начальное обучение технике плавания, развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики плавания.

Критерии деятельности:


  • укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

  • стабильное развитие общей физической подготовки наряду с основами технических навыков;

  • уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а так же овладение теоретическими основами физкультуры и навыков самоконтроля.

Формы занятий : теоретические, практические, игровые.

^ V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

По окончании обучения будут сформированы:

Языковые компетенции:


  • владение спортивной терминологией (в рамках программы)

  • умение четко формулировать, излагать свои мысли, передавать личностную информацию.
Социально – правовые компетенции:

  • представления о безопасности жизнедеятельности;

  • мотивация на здоровый образ жизни;

  • умения обратиться за помощью к педагогам, старшим, ровесникам.

  • правила поведения в бассейн, открытых водоёмах;

  • мотивация на успех личности, целеустремленность.
Специальные компетенции :

  • повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;

  • совершенствование технических приемов плавания и умение применять их в жизненной ситуации;

  • укрепление здоровья;

  • умения анализировать качество выполнения учебных заданий;

  • повышение спортивного кругозора.

  • Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плаванием детей и подростков.

  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.

  • Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.

В результате освоения программы ученик должен:

Первый уровень результатов


  • излагать факты истории развития плаванья, характеризовать её роль и значение в жизни человека;

  • знать основные стили плаванья, способы искусственного дыхания;

  • знание гигиенических основ занятий: личная гигиенадо и после посещения бассейна, профилактика простудных и грибковых заболеваний;

  • знание о влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы;

  • применять полученные знания в практической деятельности, организации активного отдыха и формирование здорового образа жизни.

^ Второй уровень результатов

В результате освоения программы ученик должен уметь:


  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

  • соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий плаванья;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длина, масса тела и др.);

  • уметь оказывать первую медицинскую помощь.

^ Третий уровень результатов

В результате освоения программы ученик должен уметь:


  • выполнять вхождение в воду, передвигаться по дну бассейна согласно требованиям инструкций техники безопасности;

  • применять изученные способы плавания: кроль и брасс на дистанции 20 и 50 метров без учета времени;

  • применять изученные упражнения и комбинации в игровой и соревновательной деятельности;

  • использовать плаванье как средство укрепления здоровья, гармонического развития и физической подготовленности человека.

^ VI. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ



1

2

часа


3

часа


6

часов


  1. Теория

1

2

2

3

^ 2. Вхождение в воду

1

2

3

10

3. Подготовительные упражнения по освоению с водой

5

10

12

24

Передвижение по дну бассейна

1

2

2

4

Погружения под воду

1

2

2

4

Выдохи в воду

1

2

2

4

Всплывание и лежание

1

2

3

6

Скольжение

1

2

3

6

^ 4. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

5

10

15

35

Кроль на груди

1

2

5

10

Кроль на спине

2

4

5

10

Брасс

2

4

5

15

^ 5. Общиеразвивающие упражнения

2

4

8

10

6. Подвижные игры

3

6

11

20

Всего часов

17

34

51

102

^ VII. ПРОГРАМНЫЙМАТЕРИАЛ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

1) Сообщение детям знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне.
2) Спортивное плавание, основные стили плавания.
3) Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.
4) Влияние плавания на организм человека. Значение систематичности занятий плаванием.
5) Гигиенические требования к пловцу.
6)Профилактика простудных и грибковых заболеваний, профилактика травматизма на воде.

1. Вхождение в воду


  1. По трапу бассейна.

  2. Спад вниз ногами, сидя на бортике бассейна.

  3. Соскоком вниз ногами с бортика бассейна.

  1. Подготовительные упражнения по освоению с водой

Передвижение по дну бассейна

1) Передвижение по дну шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различными исходными положениями рук (за спину, вытянуты вверх и т. д.).
2) Передвижение с изменением направлений («змейка», «хоровод» и т. д.).
3) Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных исходных положений, напряженно и расслабленно.
4) Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движении руками.
5) Выпрыгивание из воды, оттолкнувшись ногами от дна бассейна.
6) Стоя на дне, шлепать по поверхности воды кистями рук.

Игры : «Море волнуется», «Кто выше прыгнет?», «Полоскание белья», «Волны и море», «Переправа», «Поймай воду», «Рыбы и сеть».

^ Погружения под воду
1) Погружения в воду на задержанном вдохе (до подбородка, носа, глаз, полностью) и открывание глаз под водой.
2) Стоя у бортика, побрызгать, поплескать себе в лицо водой.
3) Ныряние за предметами.
4) «Пройти в приседе» под водой
5) Передвижения по дну с подныриванием под разграничительную дорожку, пенопластовую доску.
6) Сидя на бортике, спрыгнуть в воду вниз ногами и погрузиться с головой под воду.

Игры : «Кто быстрее спрячется под воду», «Умывание», «Лягушата», «Водолазы», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Охотники и утки», «Утки-нырки».

^ Выдохи в воду
1) Дыхательные упражнения

Игры: «Ваньки-встаньки», «Фонтан», «Кто дольше», «Поезд».

Всплывание и лежание
Лежание на груди и спине с различными положениями рук:
1) Лежание на груди, держась руками за бортик.
2) То же, но с отталкиванием от бортика.
3) «Поплавок» - лежание на воде в плотной группировке».
4) «Медуза» - лежание на воде, расслабив руки и ноги.
5) «Звездочка» на груди и спине – лежание на воде, руки и ноги разведены в сторону.
6) В положении «звездочка» несколько раз свести и развести руки и ноги.
7) Лежание на спине с руками, вытянутыми вдоль тела.

Игры: «Поплавок», «Медуза», «Винт», «Авария», «Слушай сигнал», «Пятнашки с поплавком»

Скольжение
1) Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика на груди и на спине с различными положениями рук.
2) Скольжение с вращением.
3) Скольжение на боку.
4) Скольжения с элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
5) Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытянуты вперед.


  1. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания .
    1) Плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской (дыхание произвольное).
    2) Скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем.
    3) Плавание при помощи движений ног груди с различным кролем на положениемрук (впереди; одна впереди, другая у бедра; у бедер) и дыханием – сначала произвольным, затем – с выдохами в воду.

    ^ Движение рук и дыхание
    1) Стоя на дне бассейна в наклоне, выполнить вдох в сторону, выдох в воду (см. приложение 3, рис.
    2) Стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнить движения руками как при плавании кролем.
    3) То же, но в передвижении по дну бассейна.
    4) Стоя, выполнить движения руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание.
    5) Скольжение с движением руками кролем.
    6) Стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
    7) Стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием.
    8) То же, но передвигаясь по дну бассейна.
    9) Попытки плавать кролем при помощи движений рук в согласовании с дыханием с пенопластовой доской между ногами.

    ^ Согласование движений
    1) Плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания.
    2) Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха, сначала один раз на несколько гребков, затем чаще.
    3) Плавание кролем с полной координацией движений.

    ^ Старты и повороты
    Старт осуществляется в кроле на груди с переднего края тумбочки: толчком обеих ног и взмахом рук быстро уйти со старта прыжком головой вниз и проскользив, начать совершать рабочие движения.
    Повороты в кроле на груди выполняются как обычные «маятником» (см. приложении 3, рис. 6), так и скоростные – без касания рукой стенки.

    Кроль на спине :

    Движения ногам
    1) Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду.
    2) Лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине.
    3) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед грудью, в вытянутых руках за головой).
    4) Скольжение на спине с последующей работой ног кролем.
    5) Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер; одна впереди, другая у бедра).

    Движения руками
    1) Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное положение, после паузы – гребок другой рукой.
    2) Плавание на спине при помощи движений рук, с доской между ногами.

Согласование движений
1) Плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе.
2) Плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая ногами.
3) Плавание кролем на спине с полной координацией.

Игры с мячом и развлечения на воде : «Мяч по кругу», «Салки с мячом», «Кто перетянет», «Весы», «Карусели», «Слушай сигнал».

Брасс :
Движения ногами
1) Удерживаясь прямыми руками за опору, движения ног, как в брассе, дыхание произвольное.
2) Те же движения, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.
3) Плавание с опорой о доску, дыхание произвольное.
4) Плавание в безопорном положении с помощью одних ног брассом с различными положениями рук (руки впереди, прижаты к туловищу, лицо опущено в воду, дыхание задержано).
5) Удерживаясь руками за опору, согласование движений ног с дыханием.
Движения рук
1) Стоя в положении наклона вперед, подбородок у воды, движения рук брассом, дыхание произвольное.
2) То же, но лицо опущено в воду, дыхание задержано.
3) Те же движения рук при ходьбе по дну в положении наклона вперед.
4) Те же движения рук в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
Согласование движений
1) Стоя в положении наклона вперед, согласование движений рук и дыхания.
2) То же при ходьбе по дну в положении наклона вперед.
3) То же в безопорном положении, ноги выпрямлены, но не напряжены.
4) В безопорном положении согласование движений рук и ног, лицо опущено в воду, дыхание задержано.
5) Согласование одновременных движений рук с дыханием и работой ногбрассом.

^ 4.Общеразвивающие упражнения
Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов и с предметами для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания, стартов, поворотов.
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, во вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 - 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучается.

Список литературы

1. Киселева, О. П. Методика начального обучения плаванию в условиях мелкого и глубокого бассейнов: учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВГАФК, 2004.

2. Кубышкин В.И. Учите школьников плавать. – М.: «Просвещение», 2008.

3. Левочкина Л.В., Кошеварова И.А., Громыко Л.А., Сборник авторских программ. – Москва, 2005.

4. Лях В.И., Зданевич А.А., Комплексная программа по физической культуре.

5. Никулин А.В., Никулина Е.Г, Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (плавание). Пятигорск, 2001.

6. Плавание: учебная программа для тренеров детско-юношеских спортивных школ. – М., 2009.

Стоимость занятий: 2 раза в неделю 3200руб; 3 раза в неделю 4800руб

Льготы не предусмотрены!

Навык плавания является не только жизненно важным для детей, но и полезным. Занятия в воде способствуют укреплению здоровья ребенка, оказывают положительное психоэмоциональное воздействие, увеличивают жизненную емкость легких, стимулируют функцию дыхания, кровообращения, улучшают обмен веществ. При систематических занятиях плаванием у детей повышается тонус нервной и мышечной системы, их организм становится невосприимчивым к простудным заболеваниям. Плавание сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела, что способствует развитию мускулатуры ребенка.

Основная цель создания спортивно-оздоровительных групп это массовое обучение плаванию, популяризация вида спорта и поиск одарённых к спортивному плаванию детей. Группы по обучению плаванию являются главным резервом для комплектования групп начальной подготовки в спортивной школе. С целью отбора спортивно-одарённых детей в ДЮСШ в декабре и мае месяце проводятся соревнования по плаванию.

Спортивно-оздоровительные группы (СОГ) обучения плаванию комплектуются на базе плавательного бассейна Апрелевской сош №1. Работают данные группы по принципу самофинансирования, поэтому занятия платные. В таких группах занимаются дети, которые по каким либо причинам не могут или не хотят заниматься в ДЮСШ. К примеру: возрастной критерий (слишком маленькие или взрослые для спортивной школы); несоответствие нормативам и требованиям программы ДЮСШ (не прошедшие конкурсный отбор, не сдавшие контрольно-переводные экзамены, неподходящие антропометрические и физиологические данные); территориальность (удалённость бассейна от места проживания или учёбы); невозможность или нежелание справляться с нагрузкой в спортивной школе (6-10 тренировок в неделю).

К занятиям в спортивно-оздоровительных группах допускаются дети от 6 до 16 лет по результату просмотра тренера-преподавателя, с любым уровнем плавательной подготовленности, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Зачисление производится на основании заключения договора с родителями и оплаты занятий.

Занимаясь с группой, преподаватель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка: способность к плаванию, успешность освоения упражнений, реакцию на физическую нагрузку, на замечания и поощрения педагога. Поэтому методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подходов к занимающимся. Кроме этого, при комплектовании учебных групп учитываются возрастные особенности занимающихся, поскольку каждая возрастная категория имеет разную физическую подготовленность, психологические особенности, что определяет величину физической нагрузки в течение занятия, подбор упражнений и методов их преподавания. Максимальный состав занимающихся в группах по обучению плаванию 20-25 человек. Один раз в два месяца для родителей занимающихся проводятся открытые занятия.

В основу комплектования спортивно-оздоровительных групп положена научно-обоснованная система подготовки пловцов с учетом возрастных закономерностей. При формировании учебных групп из детей одного возраста учитывается уровень их плавательной подготовленности. Подготовленность новичков определяется по степени владения навыками плавания:

  • «Лягушки» — дети дошкольного возраста (6-7 лет), не умеющие держаться на воде.
  • «Дельфины» — младший школьный возраст (7-10 лет), слабо плавающие – до 10метров, имеющие опыт знакомства с водой.
  • «Акулы» — средний и старший школьный возраст (11-16 лет), хорошо плавающие самобытным способом (25 метров) и владеющие техникой спортивных способов плавания.

Перевод занимающихся из группы в группу обучения обуславливаются возрастом занимающихся, стажем занятий, уровнем подготовленности и состоянием здоровья. Тренер вправе осуществлять перевод детей по своему усмотрению, учитывая результаты и морально-волевые качества учащегося, при условии желания ребенка и согласия родителей.

С порядком оплаты платных образовательных услуг и «отработки» пропущенных занятий можно ознакомиться

Расписанием занятий на 2018-2019уч.г.

Документы необходимые для зачисления в группы СОГ:

    • Заявление
  • Договор (заполняем в двух экземплярах)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 3 апреля 2003 г. N 27
"О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03"

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295) постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 мая 2003 г. Регистрационный N 4594

2.4.4. Гигиена детей и подростков

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03
"Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
(внешкольные учреждения)"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 1 апреля 2003 г.)

Утратило силу в связи с отменой с 14 октября 2014 года
СанПиН 2.4.4.1251-03 на основании постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года N 41

видов деятельности

помещений

разного возраста

по видам спорта

различного профиля

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., N 52-ФЗ, Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации 2002 г., N 7, ст.631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 (ред. от 22.02.1997) "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации 1995, N 12, ст.1053).

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1.5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности.

1.6. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программ, дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.

II. Требования к земельному участку

2.1. Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного образования, в том числе включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитных зон не допускаются.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей не рекомендовано превышать 30 мин. в одну сторону.

2.2. Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием на проектирование.

2.3. Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле 10 лк.

2.4. Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1,2 - 1,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2.5. На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки, в зависимости от их назначения:

Спортивная площадка 0,7 - 1,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0,5 га), футбольное поле (45x20 м2), две волейбольные (9x18 м2), две баскетбольные (16x28 м2) площадки, либо по одной волейбольной, баскетбольной и одна комбинированная площадка; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

Учебно-опытная зона 0,15 - 0,4 га, включающая участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

Зона отдыха и аттракционов, площадью 0,15 - 0,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

Хозяйственная площадка, площадью 0,05 - 0,1 га;

Зеленая зона должна составлять не менее 50% территории учреждения дополнительного образования детей.

2.6. Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1,0 м со всех сторон.

III. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

На первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В связи с введением в действие с 30 июня 2003 г. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03" постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 119 названные Санитарные правила и нормы признаны утратившими силу

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

IV. Требования к водоснабжению и канализации

4.1. Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

4.2. Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образования необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалением стоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениями госсанэпиднадзора.

4.3. В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

4.4. В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кино-фотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

4.5. В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

V. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности

5.1. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.

5.2. Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

5.3. Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3.1. Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4,8 м2 на 1 учащегося, высотой - не менее 3,0 м, высотой подоконников не более - 1,3 м. Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.

5.3.2. Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3,6 м, высотой подоконников не более - 1,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

5.3.3. К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2;

5.3.4. Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4,5 м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должны быть кладовая площадью не менее 9 м2, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

5.3.5. Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

5.3.6. Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.

5.4. Требования к организации музыкальных занятий.

5.4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

Помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные), площадью не мене 12 м2;

Помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой - не ниже 3,0 м;

Помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой - не ниже 4,0 м.

5.4.2. При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов, площадью не менее 10 м2.

5.4.3. Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5.5. Требования к организации занятий хореографией.

5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные, или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков # оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды;

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.

5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

Концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2.;

2 костюмерные для мальчиков и девочек (10 - 18 м2) в удобной связи со сценой,

Комната исполнителей (24 - 36 м2),

Помещения для драмкружка (50 - 70 м2),

Подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5.7. Требования к организации занятий техническим творчеством.

5.7.1. Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

5.7.2. Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочных работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

5.7.3. Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

5.7.4. Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, соблюдая расстояние от тисков до тисков 90 - 100 см.

5.7.5. Столярные верстаки должны располагаться под углом 45° к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

5.7.6. Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20-30°, фрезерные - параллельно окнам.

5.7.7. Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей ( ).

5.7.8. Все оборудование, являющееся источником пылевыделений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

5.7.9. При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков" # .

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

5.7.10. Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

5.7.11. Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии # гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.8. Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.

5.8.1. Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

5.8.2. Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5.8.3. С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

5.9. Требования к организации спортивных занятий

5.9.1. Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

5.9.2. Набор и состав помещения для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должен отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5.9.3. Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизов; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1,5 - 2,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрыты решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42 x 18 м2) и спортзал (36 x 18 м2).

5.9.4. В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5.9.5. В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежании травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.

5.9.6. Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

5.9.7. Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

5.9.8. Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

5.9.9. Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.

5.9.10. Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5.9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находиться на одном уровне с землей.

5.9.12. Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

5.9.13. Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

Игровые зоны общей физической подготовки;

Специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;

Административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.

5.9.14. При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

5.9.15. Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в .

5.9.16. Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах - 4-х часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более 1 часа.

5.10. Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.

VI. Требования к естественному и искусственному освещению

6.1. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6.2. В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I-го светоклиматического пояса - 5,1%, но не менее 3,8%; для II - 4,1%, но не менее 3,0%; для III - 3,6%, но не менее 2,5%. Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

6.3. Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна превышать 3:1.

6.4. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

6.5. Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

6.6. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6.7. Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузноотражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0,8, стен и оборудования - не менее 0,7, пола - 0,4.

6.8. Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м.

6.9. На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

В учебных помещениях для теоретических занятий - 300 - 500 лк;

В компьютерных кабинетах - 300 - 500 лк;

В мастерских по обработке металла - 600 лк;

В мастерских по обработке дерева - 500 лк;

В швейных мастерских - 600 лк;

Изостудии, живописи, рисунка, скульптуры - 300 - 500 лк;

Концертных залах - 300 лк;

Звукоаппаратной - 150 лк;

Спортивных залах - 200 лк (на полу);

Рекреациях - 150 лк;

В помещениях для занятий юных натуралистов - не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

6.10. В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и др. должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12. Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

VII. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1. В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам таблицы 7.1.

7.2. Температурный перепад между температурой воздуха внутри помещения и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6°С.

7.3. В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60-30%, скорость движения воздуха - 0,2-0,3 м/сек; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45-30%, скорость движения воздуха - не более 0,2 м/сек.

Таблица 7.1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

7.4. Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

VIII. Требования к режиму деятельности детей

8.1. Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

8.2. Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований:

8.2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8.2.2. Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.

8.2.3. Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8.2.4. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8.00 ч, а их окончание - не позднее 20.00 ч.

8.2.5. Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулы.

8.2.6. Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часа в # , в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в .

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8.3. В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий, в середине дня необходимо устраивать 1 - 2-часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

8.4. При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

IX. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9.1. В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны проводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях должна проводиться ежедневная, влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетические # моющие # средства # и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3-х раз в год (весной, летом, осенью).

9.2. Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые) необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

9.3. В туалетах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплой водой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал необходимо погрузить в 0,5% раствор гипохлорида кальция или 1% раствор хлорной извести на 30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук.

9.4. В душевых должна проводиться ежедневная уборка и дезинфекция (помещения, предметы обстановки - скамьи, шкафчики, резиновые коврики).

В душевых необходимо пользоваться индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9.5. Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует проводить следующим образом:

спортивный ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 - 4 раз в месяц;

тренировочные мешки, чучела и переносный спортивный инвентарь протирают влажной ветошью менее 1 - 2 раза в день, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

маты должны не реже 1 раза в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом воздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться стирке не реже 1 раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованием мыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возраста кожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

9.6. Гигиенические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов для детей должны отвечать санитарным правилам.

9.7. В учреждениях дополнительного образования должны быть предусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

9.8. В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать 3% раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку и насыпать корм.

9.9. Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациям общественного питания.

9.10. На территории участка следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать. XI. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования

11.1. Руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

Выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

Организацию производственного и лабораторного контроля;

Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

Наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

Своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;

Выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;

Условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

Эффективную работу санитарно-технического, технологического, и другого оборудования учреждения;

Проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

Организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

11.2. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. ** в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

*** младшая группа первого года обучения.