Всесоюзный физкультурный комплекс “готов к труду и обороне ссср” — программная и нормативная основа советской системы физического воспитания.

Комплекс ГТО создан. Новый ли это формат? Давайте сопоставим. Положение о Всесоюзном физкультурном комплексе «Готов к труду и обороне СССР» гласит: Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» является программной и нормативной основой советской системы физического воспитания.

Нынешнее положение ВФСК ГТО утверждает: «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс — программная и нормативная основа физического воспитания населения ». Как говорится — найди отличия. Значит, формат ГТО прежний.

Но ведь ученые мужи: доктор педагогических наук В.И. Лях, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма А.П. Матвеев и иже с ними, признали советскую систему физического воспитания, базирующуюся на программной и нормативной основе физкультурного комплекса, не пригодной.

Предлагая свою «Концепцию физического воспитания и здоровья детей и подростков» (Москва 1992 г.) и претендуя на государственное ее признание, группа ученых во главе с д.п.н. В.И. Ляхом, в числе весомых аргументов несостоятельности советской системы физического воспитания, выделяют слабый уровень здоровья советских школьников. При этом приводятся данные НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Согласно этим данным, на момент распада Советского государства 43% учащихся страдали различными хроническими заболеваниями, до 50% школьников имели различной степени нарушения опорно-двигательного аппарата и до 40% — отклонения в сердечнососудистой системе.

В числе пороков советской системы физического воспитания В.И. Лях и его группа называют наличие единой для всех школ страны учебной программы. При этом пагубной определяется ее ориентация, «…сводящаяся к физической подготовке школьников к труду и службе в армии, к компенсации недостаточной двигательной активности, к подготовке значкистов ГТО, к формированию спортивных навыков». Ими предлагается «центральная идея перестройки физического воспитания: перевод его… к формированию культуры здоровья, воспитанию привычек здорового образа жизни средствами физической культуры».

Искореняя обозначенные пороки, новая российская система образования предоставляет право написания программ всем «кому не лень». В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 г. «Об образовании» разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения. Учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов».

В написании программ, для различных возрастных групп обучающихся, преуспел и сам В.И. Лях с сотоварищами.

Подвергнув критике и развенчанию советскую систему физического воспитания как порочную, к.п.н. А.П. Матвеев утверждает: «Физическое воспитание, оказавшись «составной частью коммунистического воспитания», редуцируется до директивных форм и постепенно трансформируется в систему тренировочных занятий, направленных на развитие физических кондиций (физических качеств). Утверждая, что «она не была готова к переустройству общества, начавшемуся в 90-х годах, и практически перестала существовать в своей целостности», ученый предлагает «преобразовать физкультурное образование». Свою систему взглядов А.П. Матвеев изложил в инновационной образовательной программе «Физическая культура» для учащихся средней общеобразовательной школы. (Москва 1995 г.). В отличие от программ предыдущих она «характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системы знаний, умений и навыков, необходимых для уверенной организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями».

Началась эпоха написания учебников «многих и разных» для просвещения и приобщения обучающихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. На сегодняшний день создан федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в современных школах, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации.

Существенным недостатком советской эпохи физического воспитания считалось ограничение учебного процесса двумя уроками, что не позволяло в полной мере использовать его возможности в развитии физических качеств.

Такое положение было исправлено приказом Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и Российской Академии образования от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». Пункт 3.2. этого приказа обязывал при разработке новых базисных учебных планов в общеобразовательных учреждениях ввести дополнительный третий урок по физической культуре.

Принимались и другие государственные документы, предусматривающие меры для успешного развития физической культуры и спорта. Среди них стоит выделить Информационное письмо Министерства образования от 03.10.2003 «О введении безотметочного обучения по физической культуре… ». Такое решение было принято «в целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся».

Необходимо заметить, что реорганизация системы физического воспитания являлась составной частью модернизации всей системы школьного образования. Завершилась она введением в практику Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Он разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г.; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г.; издан Институтом новых образовательных систем.

На сегодняшний день по предмету «Физическая культура» мы уже имеем ФГОС второго поколения.

Казалось бы, принимая во внимание высокий (выше некуда) статус лиц и госучреждений, принимавших участие в становлении российской системы физического воспитания, можно наконец-то утверждать, что ее, «светлый путь» определен.

Ан нет. Анализируя состояние физического воспитания в системе школьного образования постсоветского периода, а это более 20 лет, Президент В.В. Путин констатирует: «Сегодня мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже, чем было несколько десятилетий тому назад» . При этом приводится весьма удручающая статистика: «В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические заболевания. Две трети. У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарат, у 30% — нарушения в сердечнососудистой и дыхательной системах».

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». Практически такими же цифрами оперирует В.И. Лях, обосновывая несостоятельность советской системы физического воспитания.

Теперь уже Президент В.В. Путин, вынося вердикт нынешней системе физического воспитания как несостоятельной, настаивает: «необходимо пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как комплексную, эффективную и современную систему».

Вот и получается, что, перефразируя классика, можно утверждать: неверной дорогой ведут нас товарищи.

Реагируя на это, Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта в марте 2014 года представил доклад «О развитии массового спорта и физического воспитания населения». В нем указано, что «Планом-2018» предусмотрено утверждение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса , предполагающего формирование программной и нормативной основы физического воспитания граждан . Предполагается, что введение комплекса позволит установить единые нормативы физической подготовленности для различных возрастных групп населения (от 6 лет и старше) и выполнить фундаментальные задачи Стратегии и государственной программы по обеспечению преемственности и модернизации программ физического воспитания граждан».

Выходит, что стремясь в российское будущее, мы шагаем в советское прошлое. А пока царят «разброд и шатания» — физкультура на распутье: ФГОС или ГТО.

  • 38. Создание и характерные особенности русской национальной системы военно-физической подготовки. Вклад в ее создание Петра I, a.B. Суворова, м.И. Кутузова, м.И. Драгомирова, а.Д. Бутовского.
  • 39. Характеристика педагогических взглядов е.А. Покровского и е.М. Дементьева на развитие физического воспитания в России.
  • 40. Жизнь и деятельность п.Ф. Лесгафта.
  • 41. Система физического образования п.Ф. Лесгафта.
  • 42. Возникновение и развитие спортивно-гимнастического движения в России во второй половине XIX века. Зарождение отдельных видов спорта.
  • 43. Вклад России в создание современного олимпийского движения.
  • 44. Участие спортсменов России в играх IV Олимпиады.
  • 45. Участие спортсменов России в играх V Олимпиады.
  • 46. Спортсмены дореволюционной России - участники Олимпийских игр и других международных соревнований.
  • 47. Вклад и деятельность а.Д. Бутовского по развитию теории физического воспитания и созданию международного и российского олимпийского движения.
  • 48. Российские олимпийские игры: история проведения и спортивные итоги. Летние Олимпийские игры 1980
  • Зимние Олимпийские игры 2014
  • 50. Деятельность органов образования, медицины и Всевобуча по созданию советской системы физического воспитания.
  • 51. Роль Всевобуча в развитии физической культуры и спорта в стране.
  • 52. Развитие физической культуры и спорта в стране в 20-е годы XX века.
  • 53. Всесоюзная спартакиада 1928 года и ее значение для развития спорта в стране.
  • 54. Создание системы государственного руководства физической культурой и спортом в ссср в 20-30-е годы.
  • 55. Развитие физкультурно-спортивного движения в ссср с середины 20-х годов до начала Великой Отечественной войны.
  • 56. Становление научных основ физического воспитания и спорта в ссср.
  • 57. История создания и развития комплекса гто как программно-нормативной основы советской системы физического воспитания.
  • 58. Основные этапы развития органов государственного руководства физической культурой и спортом в стране (1913 - 2013 гг.).
  • 59.Физическая культура и спорт в ссср в годы Великой Отечественной войны.
  • 60. Развитие спорта в ссср в послевоенные годы (1945 - 1960 гг.)
  • 61. Значение вступления ссср в олимпийское движение. Итоги участия спортсменов в играх хv Олимпиады.
  • 62. Спартакиады Народов ссср и их значение для развития спорта в стране.
  • 64. Международное и спортивное значение игр Доброй Воли.
  • 65. Всемирные юношеские игры.
  • 67. Международное студенческое спортивное движение.
  • 68. Проблемы международного спортивного движения во второй половине хх века.
  • 57. История создания и развития комплекса гто как программно-нормативной основы советской системы физического воспитания.

    Программной и нормативной основой системы физического воспитания стал разработанный в 1931 Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). В 1937 в развитие комплекса ГТО введена Единая всесоюзная спортивная классификация - нормативный документ, определяющий последовательность роста мастерства во всех культивируемых видах спорта, уровень подготовленности спортсменов и развития их достижений от массовых спортивных разрядов до высших классификационных категорий. Нормы и требования классификации, как и комплекс ГТО, непрерывно совершенствуются и усложняются. Внесённые в комплекс ГТО изменения утверждены в 1939 СНК СССР, в 1972 специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР введён новый комплекс ГТО.

    Становление комплекса ГТО происходило в период 1931 - 1934 гг. Вначале вводится I ступень, состоящая из 21 испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы. Затем разрабатывается II ступень - 24 вида испытаний, 19 из них - определенные нормативы. Специально для школьников комплекс ГТО был дополнен ступенью "Будь готов к труду и обороне" (БГТО). В постановлении ВСФК при ЦИК СССР (1934) указывалось: "В целях широкого развертывания детского самодеятельного физкультурного движения, всестороннего физического развития пионеров и школьников, укрепления их организма и привития им физкультурных навыков ввести детский значок "Будь готов к труду и обороне"". Ступень БГТО содержала 13 нормативов и 3 требования по оценке физической подготовленности для школьников 13 - 14 и 15 - 16 лет. Значкист БГТО должен был успешно учиться, активно заниматься физической культурой, уметь провести физкультурное занятие с группой товарищей, знать правила и уметь судить спортивную игру по выбору. Утверждением ступени БГТО было завершено создание первого варианта комплекса ГТО для возрастов 13 - 35 лет.

    58. Основные этапы развития органов государственного руководства физической культурой и спортом в стране (1913 - 2013 гг.).

    59.Физическая культура и спорт в ссср в годы Великой Отечественной войны.

    В период Великой Отечественной войны физкультурная работа велась по трем направлениям: подготовка резерва Красной Армии и Всевобуч; организация массовых соревнований по сдаче нового комплекса ГТО (Готов к труду и обороне), привлечения молодежи и трудящихся к участию в массовых профсоюзно-комсомольских лыжных и легкоатлетических кроссах; подготовка спортсменов-разрядников. Несмотря на трудности военного времени, не прекращались чемпионаты республики по отдельным видам спорта (шахматы, лыжные гонки, легкая атлетика). Всевобуч велся по 110-часовой программе «Ворошиловского стрелка» - 1-й ступени военного времени. Дополнительное - по 10-часовой программе политзанятий. Занятия проводились по 15 часов в неделю: понедельник, среду, пятницу по 3 часа и воскресенье по 6 часов. Все это происходило в нерабочее время, чтоб не нарушать нормальных ход работы предприятий, учреждений, колхозов, заводов, фабрик. Республиканским спорткомитетом ежегодно проводились чемпионаты республики по лыжным гонкам, лыжные переходы, старты по знаменательным датам 23 февраля, 8 марта и т.д. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. физкультурное движение и система организационной работы комитетов физкультуры и ДСО с честью выдержали тяжелейший экзамен. Физкультурники и спортсмены были готовы к труду и обороне. Они не только героически сражались на передовой, но и самоотверженно трудились в тылу, выполняя планы на 150-200%. О размахе работы в годы войны Республиканского комитета по физической культуре и спорту говорят цифры: подготовлено 12 300 значкистов БГТО, ГТО I и II ступени; подготовлено 2 250 спортсменов-разрядников; 115 000 человек приняли участие в лыжных и легкоатлетических кроссах.

    Программные и нормативные основы советской системы физического воспитания составляют государственные и общественные учебные программы, нормативы для выявления уровня физической подготовленности различных групп населения, нормативы в сфере подготовки спортсменов.

    Первой попыткой использования двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности различных групп населения нашей страны было введение в 1931 г. Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне СССР”.

    Становление комплекса ПО происходило в период 1931 -1934 гг. Вначале вводится I ступень, состоящая из 21 испытания, 13 из которых имели конкретные нормативы. Затем разрабатывается II ступень - 24 вида испытаний, 19 из них - определенные нормативы. Специально для школьников комплекс ГТО был дополнен ступенью “Будь готов к труду и обороне” (БГТО). В постановлении ВСФК при ЦИК СССР (1934) указывалось: “В целях широкого развертывания детского самодеятельного физкультурного движения, всестороннего физического развития пионеров и школьников, укрепления их организма и привития им физкультурных навыков ввести детский значок "Будь готов к труду и обороне"”. Ступень БГТО содержала 13 нормативов и 3 требования по оценке физической подготовленности для школьников 13 -14 и 15-16 лет. Значкист БГТО должен был успешно учиться, активно заниматься физической культурой, уметь провести физкультурное занятие с группой товарищей, знать правила и уметь судить спортивную игру по выбору. Утверждением ступени БГТО было завершено создание первого варианта комплекса ГТО для возрастов 13 - 35 лет.

    В период 1934-1988 гг. комплекс многократно видоизменялся, совершенствовался и корректировался в соответствии с духом времени, задачами, которые вставали перед страной, а также в связи с достижениями науки в области физического воспитания. Наиболее существенные изменения произошли в 1939, 1946, 1955, 1959, 1972, 1985 и 1988 гг.

    В предвоенные годы свои коррективы внесли сложная международная обстановка и реальная угроза войны. В 1939 г. был утвержден новый комплекс ГТО. В нем значительно усилена военно-физическая направленность. Его ступени остались прежними, но каждая из них состояла из двух разделов - раздела общих норм (обязательных для всех сдающих) и раздела норм по выбору. К обязательным нормам были отнесены бег на различные дистанции, преодоление полосы препятствий (для юношей - 150 м с винтовкой), плавание в одежде, стрельба из малокалиберной винтовки, гимнастика (упражнения типа «зарядки»), лыжная подготовка (для районов со снежной зимой), пеший поход (для бесснежных районов), теоретические знания основ советской системы физической культуры и основ гигиены. Нормы по выбору состояли из упражнений, объединенных в группы по преимущественному проявлению в них физических и волевых качеств (скорости, ловкости, навыкам в метаниях и стрельбе, выносливости, смелости и решительности, силы, навыкам защиты и нападения). Таких групп упражнений в ГТО II ступени было семь, I ступени - шесть, в БГТО - пять. Для получения значка необходимо было сдать: БГТО - 11 норм (6 обязательных и 5 по выбору), ГТО I ступени для мужчин - 14 норм (8 обязательных и 6 по выбору), ГТО I ступени для женщин - 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору), ГТО II ступени для мужчин -15 норм (8 обязательных и 7 по выбору), ГТО II ступени для женщин - 13 норм (8 обязательных и 5 по выбору). Были уточнены возрастные группы: БГТО - 14- 17 лет, ГТО - 17-41 год и старше (мужчины) и 17 - 33 года и старше (женщины). Для БГТО и ГТО II ступени был учрежден «Значок отличника». В «Положении...» о комплексе говорилось: «...Значкисты ГТО пользуются преимущественным правом поступления в высшие физкультурные учебные заведения (при прочих равных условиях)».

    В 1939 г. в специальном постановлении СНК СССР указывалось, что необходимо переработать государственные программы по физическому воспитанию на основе нового комплекса ГТО.

    В 1942 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта внес изменения в комплекс ГТО с целью его соответствия требованиям военного времени. При общем сокращении количества нормативов в него были включены такие виды испытаний, как метание связки гранат, скоростной пеший поход, преодоление водных переправ, переползание, штыковой бой. Эти нормы стали основными и обязательными.

    В комплексе ГТО 1946 г. были исключены некоторые военно-прикладные испытания, вновь вернулись к нормативам довоенного времени. В комплексе было сокращено общее количество нормативов: в ступени БГТО - с 11 до 7, в ГТО I ступени - с 14 до 9 у юношей и с 13 до 8 у девушек, в ГТО II ступени количество норм сократилось на 6. В этом варианте комплекса было уточнено, что все нормативы сдаются в условиях спортивных соревнований.

    В 1955 г. изменения в основном касались сокращения количества норм, установления взаимосвязи между комплексом и учебными программами по физическому воспитанию в учебных заведениях.

    Заметные изменения были внесены в комплекс в 1959 г. Почти все нормативы и требования усложнились, для их выполнения необходимо было набрать по видам испытаний определенную сумму очков. Сдача нормативов разрешалась только на соревнованиях. Поскольку в нашей стране с 1958 г. вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование, для учащихся 8-го класса сдача нормативов и требований ступени БГТО становится обязательной.

    Значительные изменения произошли в комплексе в 1972 г.: расширились возрастные границы комплекса - с 7 до 60 лет (ступень для детей 7-9 лет была введена в 1979 г.), нормативы получили довольно тщательное научное обоснование. Министерство просвещения СССР издало циркулярное письмо “О внесении изменений и дополнений в учебные программы по физической культуре в связи с введением нового Всесоюзного комплекса "Готов к труду и обороне"”. В нем подчеркнуто, что комплекс ГТО является программной и нормативной основой советской системы физического воспитания. В этом же письме указаны изменения и дополнения к учебной программе и введены новые ориентировочные нормативы по легкой атлетике, лыжной подготовке, гимнастике, плаванию и конькобежному спорту. Виды учебных нормативов были те же, что и в ГТО, лишь по результативности они несколько уступали им.

    С 1985 г. начал действовать усовершенствованный комплекс. Была изменена его структура, внесены существенные коррективы в содержание видов испытаний. Сохранены те упражнения, которые выявляли уровень развития основных физических качеств и прикладных навыков. В этом варианте ГТО акцент сделан на развитии выносливости как качества, в большей степени связанного со здоровьем человека, введены требования к недельному двигательному режиму.

    В 1988 г. Госкомспорт СССР принял постановление “Об изменениях и дополнениях в Положении о Всесоюзном комплексе "Готов к труду и обороне СССР (ГТО)"”. Этому предшествовала широкая дискуссия о комплексе в нашей стране начиная с октября 1987 г., когда был опубликован его проект. Мнения были самые различные, вплоть до ликвидации комплекса ГТО. Изменения коснулись структуры комплекса: он стал состоять из двух ступеней БГТО и двух ступеней ГТО, охватывая возраст 6-27 лет. Количество норм сократилось до трех, они должны были выполняться в течение одного дня. Требования же можно было сдавать на протяжении учебного или календарного года. Было ликвидировано жесткое планирование подготовки значкистов.

    Представляет интерес сравнение (там, где это, конечно, возможно) уровня нормативных требований комплекса ГТО с момента его введения до настоящего времени.

    Анализ содержания комплексов ГТО и работы по ним в 1931 - 1988 гг. говорят о следующем. Налицо динамика существенного уменьшения количества норм и требований. В последнем, принятом в 1988 г., комплексе установлены 3 нормы и 3-5 требований в каждой ступени. Наметилась четкая тенденция к снижению значимости и популярности комплекса в системе физического воспитания, особенно начиная с 70-х гг., вплоть до постановки в конце 80-х гг. вопроса о его ликвидации. Имеет место неоправданно частое внесение изменений и дополнений в содержание и структуру комплекса, ошибочно-преувеличенное представление о его значимости для процесса физического воспитания населения. Особенно отрицательным по своему значению оказалось то обстоятельство, что комплекс был провозглашен программной основой нашей системы физического воспитания, когда до 80-х гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО.

    Приведенные в таблицах на с. 166 данные характерны и для других возрастных групп. Они в целом свидетельствуют о направленности к снижению нормативных требований. Это косвенно говорит о дискуссионное™ утверждения, что современные юноши и девушки по уровню физической подготовленности превосходят своих сверстников 40 -50-х гг. В ряде крупных исследований по этому поводу отмечено, что у современных школьников, не занимающихся спортом, имеет место очевидное отставание в развитии относительных показателей функциональных возможностей от данных их антропометрических характеристик.

    Большой вред комплексу ГТО нанес командно-бюрократический стиль работы, в частности метод жесткого планирования подготовки значкистов, когда деятельность коллектива физической культуры оценивалась по числу выполнивших нормы. Как следствие появилось формальное отношение к делу, стали подаваться “липовые” отчеты по числу подготовленных значкистов и т. п.

    В 1988 г. были исправлены многие ошибки, допущенные ранее, и основная роль комплекса свелась к контролю за физической подготовленностью. Однако с момента распада СССР, т.е. с 1991 г., он, к сожалению, по существу, прекратил свое существование, хотя его официально не ликвидировали. Таким образом, мы лишились единой на территории России нормативной основы физической подготовленности населения.

    Динамика нормативных требований комплекса ГТО (юноши 16-18 лет)


    Похожая информация.


    Авдюхин Александр Викторович,
    учитель физического воспитания
    МБОУ «СОШ № 4» г.о. Реутов Московская область

    В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Поэтому преподавательская деятельность в школе направлена на эффективную организацию учебного процесса, который способствует психологическому и социально-культурному становлению учащихся, путем создания условий для формирования осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и повышением уровня физической подготовленности.

    Физическое состояние, уровень физической подготовленности, ухудшение здоровья учащихся предопределяют невозможность противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества. От физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождении России.
    24 марта 2014 г. вышел Указ Президента Российской Федерации о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». В нем говорится о том, что для дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

    Более двадцати последних лет учебные программы школы строились без учета задач и содержания комплекса ГТО. Внедрение нового Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в практику учебных заведений потребует совершенствования государственных образовательных стандартов образования и программ по дисциплине «Физическая культура», поиска новых форм и методов практической работы.

    В настоящее время тема возрождения является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физической подготовленности.

    Основные задачи:

    • определение уровня физической подготовленности учащихся, владение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;
    • организация массового физкультурно-спортивного досуга учащихся;
    • пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;
    • повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Родины.

    Целью внедрения Комплекса ГТО в настоящее время является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

    По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает. Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии. Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

    Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта.

    Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

    После 23 лет забвения ГТО возвращается в школы, в высшие учебные заведения, в жизнь каждого гражданина, занимая важные позиции в качестве
    показателя успеваемости абитуриента.

    С 2014 года учителя физической культуры вновь начали готовить учащихся к сдаче комплекса ГТО. Учащиеся школы являются активными участниками всех спортивных соревнований, «Президентских состязаний», где показывают хорошие результаты. Вот уже несколько лет наша школа принимает участие в эксперименте-введении ФГОС ООО и сейчас внеурочная деятельность ведется в 5-7 классах: это спортивные игры, футбол, баскетбол, волейбол. Внеурочная деятельность как и уроки способствует укреплению физического здоровья учащихся. Вся внеучебная деятельность направлена на подготовку внедрения комплекса ГТО.

    Комплекс ГТО в системе современного физического воспитания

    Выполнила:

    Поткина Д.Е.

    г. Калуга

    Введение

      Основные отличия современного ГТО от советских времён

      Разработка комплекса ГТО

      Структура комплекса

      Принципы ГТО

      Основные задачи ГТО

      Основные преимущества современного комплекса

      Федеральный сайт

      «5 шагов до знака»

    Заключение

    Литература

    Введение

    Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – это программа физкультурной подготовки населения в общеобразовательных организациях, основанная на государственной системе патриотического воспитания населения и действовавшая в СССР с 1931 по 1991 год.

    Важно отметить, что сама идея возрождения советского комплекса ГТО в современных условиях принадлежит Президенту РФ Владимиру Путину. По его словам, было решено сохранить прежнее название как дань уважения традициям минувших поколений. Но в отличие от советских времен в современной России преследуется немного иная цель, а именно увеличение процента населения, которое регулярно занимается спортом, а также продление жизни россиян.В целяхдальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне".

    Основные отличия современного ГТО от советских времён

    Прежний комплекс ГТО, безусловно, сыграл большую роль в становлении и развитии массового спорта и спорта высших достижений. Но к концу 80­х годов его популярность стала сходить на нет, и с развалом СССР он прекратил свое существование.

    Новый комплекс ГТО сохранил старое название. Это свидетельствует о том, что страна намерена вернуть утраченные позиции на мировой арене в спорте высших достижений и развитии спорта для всех.

    Комплекс ГТО-­2014 также построен по возрастному прин­ципу, охватывает население с 6 до 70 лет и старше и состоит из одиннадцати ступеней. В каждой из них есть свои возрастные градации. Для студентов предусмотрена VI ступень от 18 до 29 лет, которая имеет две градации (18-­24 и 25­-29 лет) и содержит одиннадцать испытаний (тестов).

    Комплекс ГТО имеет две части.

      Нормативно-­тестирующая – направлена на оценку знаний в области физической культуры и спорта (общего физкультурного образования), оценку владения двигательными умениями и навыками, оценку физической подготовленности для награждения бронзовым, серебряным и золотым знаками, а также содержит рекомендации к двигательному режиму в течение недели.

      Спортивная – направлена на привлечение граждан к систематическим занятиям спортом и получение массовых спортивных разрядов.

    По сравнению с советским вариантом в новом комплексе внесены изменения в структуру. Испытания разделены на обязательные и по выбору, включены новые разделы (рекомендации к недельному двигательному режиму) и виды испытаний, введены возрастные ступени: от 6 до 8 лет, от 60 до 69 лет, от 70 лет и старше. Появилась возможность проявить себя в национальных видах спорта. Студентам предлагается дополнительно включить испытания по наиболее популярным в молодежной среде видам спорта. Наличие значка ГТО будет учитываться при поступлении в вузы, а студентам, имеющим золотой знак отличия, может быть назначена повышенная стипендия.

    Разработка комплекса ГТО

    При разработке комплекса ГТО решались два вопроса спортивной метрологии:

      выбор тестов (что и чем измерять);

      создание системы оценок (норм комплекса).

    Тесты комплекса ГТО выбирались таким образом, чтобы они характеризовали:

      уровень развития основных двигательных качеств быстроты, выносливости и др.),

      владение некоторыми жизненно важными прикладными навыками (плаванием, ходьбе на лыжах).

    Кроме того, необходимо, чтобы эти тесты удовлетворяли следующим требованиям:

      результаты тестирования должны быть легко измеряемы;

      на результатах тестирования не должны чрезмерно сказываться особенности телосложения, в частности тотальные размеры телосложения, сдающих нормы комплекса;

      тесты должны быть простыми, не требовать специальных дорогостоящего оборудования, быть пригодными для массового обследования в полевых условиях.

    Если для оценки каждого из основных двигательных качеств выбрать только по одному тесту и прибавить несколько контрольных заданий, определяющих уровень владения жизненно важными прикладными навыками, то содержание физкультурного комплекса составляет; 8–10 упражнений, как это и есть в комплексе ГТО.

    Статистические данные свидетельствуют о том, что 53 % обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, только пятая часть юношей призывного возраста имеют уровень здоровья, позволяющий им служить в армии. В целом по РФ число учащихся, отнесенных к «группе риска» составляет 43 %. Это означает, что только в среднем 35–39 % школьников в состоянии выполнить контрольные нормативы по физической подготовке.

    Очевидно, что назрела необходимость создания на Государственном уровне единой системы тестирования и контроля физического состояния детей и учащийся молодежи, как основных составляющих структуры здоровья, что позволит выявить положительные и отрицательные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения. Основой этой технологии может стать спортивно-технический комплекс «Готов к труду и защите Отечества».

    Программа мероприятий по апробации комплекса ГТО предусматривала:

      организацию экспериментальных площадок в различных регионах РФ;

      разработку единых для всех регионов тестирующих программ и условий приема нормативов комплекса ГТО;

      проведение испытаний нормативных требований комплекса ГТО в различных регионах РФ;

      математическую обработку результатов испытаний;

      коррекцию нормативных требований в соответствии с результатами испытаний;

      экспериментальное обоснование нормативных требований в соответствии с физическими способностями детей, подростков, молодежи и взрослого населения.

    Предпринятые в последние годы попытки мониторинга физической подготовленности учащихся, не только не привели к созданию национальной системы оценки и анализа физического потенциала молодежи, но даже не способствовали созданию единого комплекса тестов и разработке методологии оценки результатов.

    Для выполнения экспериментальной работы были сформулированы основные критерии, необходимые для создания сети экспериментальных площадок:

      наличие компьютерной техники;

      наличие квалифицированных специалистов (педагогов со специальным образованием; специалистов, владеющих компьютерной техникой);

      наличие спортивной базы (в учебном заведении, районе, городе), позволяющей проведение тестирования в объеме, соответствующем требованиям комплекса ГТО;

      наличие достаточного количества учащихся в каждой возрастной группе (100 и более учащихся).

    Предполагается, что Комплекс ГТО будет являться важным этапом в развитии системы физического воспитания, а также будет способствовать дальнейшему внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей и создаст необходимые возможности для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины.

    План внедрения комплекса ГТО предусматривает 3 этапа:

      Первый, организационно-экспериментальный этап (с мая 2014 г. - декабрь 2015 г.) предусматривает внедрение комплекса ГТО среди обучающихся муниципальных образовательных организаций.

    Также на первом этапе предусмотрена реализация организационных мероприятий, включая создание электронной базы данных и интернет-портала комплекса ГТО, создание и материально-техническое оснащение Центров тестирования, а также информационно-пропагандистское, научное и методическое обеспечение для подготовки граждан, в том числе самостоятельно, к выполнению нормативов комплекса ГТО.

      Второй этап (2016 г.) предусматривает внедрение комплекса ГТО среди обучающихся всех образовательных организаций страны, а также других категорий населения в отдельных субъектах Российской Федерации.

      Третий этап (2017 г.) предусматривает внедрение комплекса ГТО среди всех категорий населения Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации.

    Структура ГТО

    Современный всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам. Лицам, принявшим участие, но не выполнившим нормативы на бронзовый знак отличия, вручается знак Комплекса ГТО – «Участник».

    I ступень включает нормативы комплекса ГТО для мальчиков и девочек 6–8 лет трех степеней сложности, то есть она охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1–2 классов и учитывает факторы их акселерации или ретардации.

    IV ступень охватывает возраст 13–15 лет, когда полностью заканчивается период полового созревания.

    V ступень ГТО разработана для возраста юношей и девушек 16–17 лет.

    VII ступень ГТО предназначена для людей зрелого возраста 30–39 лет.

    Всего нормативы комплекса «Готов к труду и обороне» охватывают 40 видов тестов, но в каждой из 11 ступеней достаточным для получения определенного знака является выполнение 3–8 тестов с правом выбора варианта теста.

    Виды испытаний (тесты), входящие в комплекс ГТО, подразделяются на обязательные и по выбору.

    Принципы ГТО

    Комплекс ГТО построен на следующих принципах :

      добровольность и доступность предполагают осознанное отношение каждого гражданина к участию в мероприятиях комплекса ГТО, основанное на обеспечениии государственных услуг населению при подготовке и выполнении нормативов и требований комплекса ГТО;

      оздоровительная и личностно-ориентированная направленность предполагает обязательную профилактическую и развивающую составляющую программ комплекса ГТО, которые отвечают индивидуальным возможностям и потребностям каждого человека при занятиях физической культурой и спортом;

      принцип обязательного медицинского контроля предполагает обеспечение медицинского контроля на каждом этапе подготовки и выполнения нормативов и требований комплекса ГТО;

    Основные задачи

      определение уровня физической подготовленности учащихся, владение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности;

      организация массового физкультурно-спортивного досуга учащихся;

      пропаганда здорового образа жизни среди учащихся;

      повышение интереса молодежи к развитию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Родины.

    Целью внедрения Комплекса ГТО в настоящее время является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.

    Преимущества комплекса ГТО

    Основными преимуществами современного комплекса являются его интерактивная форма с применением поощрительных наград, популяризация по территории всей России. А также, главное, для чего нужны нормативы комплекса ГТО и что даёт их сдача – это здоровье, хорошее самочувствие и радость жизни. А в долгосрочной перспективе – ещё и увеличение продолжительности жизни.

    Однако сталкиваясь с современными реалиями, реализация комплекса затрудняется. Главными препятствиями становятся слабая материально-техническая база, нехватка соответствующих кадров и система поощрений. Как известно, большой процент студентов имеет различные физические недостатки или хронические заболевания, поэтому встает вопрос о создании более широкой базы нормативов, так как слишком высокие требования могут лишь ухудшить ситуацию.

    Другим обстоятельством является то, что система не предусматривает участия в ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые также являются обучающимися высших учебных заведений.

    Вовлеченность лиц с отклонениями в состоянии здоровья как наиболее социально незащищенной категории в физкультурно-спортивное движение страны является наиболее точным индикатором уровня физической культуры всего российского общества на современном этапе его социально- экономического развития. Содержание программы ГТО для лиц с отклонениями в состоянии здоровья должно соответствовать таковому для здоровых, учитывая при этом специфику заболевания и степень двигательных и функциональных ограничений.

    Достаточно привести в пример людей с ограниченными возможностями, которые занимаются профессиональным спортом и добиваются в нем самых достойных результатов, порой не сравнимых с результатами обычных спортсменов.

    Вторым необходимым условием является применение навыков, полученных в ходе сдачи нормативов, применение их в дальнейшей профессиональной деятельности.

    Существенное замечание было замечено со стороны общественников: «Сами по себе знак отличия ГТО и присвоенный спортивный разряд несут определенную ценность, однако не предоставляют получателю каких-либо преимуществ. Представляется, что для достижения целей комплекса ГТО необходимо законодательно определить дифференцированные преференции для граждан, получивших знаки отличия ГТО и спортивные разряды».

    Такими бонусами, к примеру, можно рассмотреть небольшие материальные вознаграждения, надбавка к стипендии, оплата каких-либо спортивных занятий, льготы и так далее.

    Третьим важным условием является популярность данного комплекса среди студентов и остальной категории молодежи. Он, безусловно, должен стать новым течением, постоянно вовлекающим в себя новых граждан. Для этого необходимо проводить небольшие агитационные кампании, устраивать мастер-классы по выполнению упражнений.

    Отдельным инструментом в повышении популяризации данного комплекса может стать включение в него новых спортивных движений, которые охватывают на данный момент широкий спектр молодежи.

    Для наглядности можно рассмотреть такое одно из самых популярных и динамично развивающихся направлений молодежных культур, как Street Workout (Стрит Воркаут). Воркаут – это выполнение различных гимнастических упражнений на турнике, брусьях и других снарядах, которые вы сможете найти во дворе. Самое распространенное упражнение – подтягивание. Существуют десятки вариантов его выполнения.

    Для популяризации street workout и других направлений в массы, стоит устанавливать в городе больше спортивных площадок со свободным посещением, где люди могли бы заниматься спортом в свободное от учебы и работы время. Тренировки на открытых площадках могли бы дать хороший пример подрастающему поколению, тем самым осуществляя принцип преемственности.

    Федеральный сайт

    Предмет особого внимания - популяризация комплекса ГТО. Необходимо донести до населения Российской Федерации важность внедрения комплекса ГТО, его цели и задачи, структуру, возрастные ступени и виды испытаний, их назначение, а также порядок выполнения испытаний и получения знаков отличия, удостоверений к ним и, конечно, привилегий за соответствие золотому знаку.

    С этой целью создан единый всероссийский Интернет-портала комплекса ГТО , - gto.ru

    Работа такого портала позволяет любому гражданину получить самую актуальную информацию о ходе внедрения комплекса ГТО, его историческом развитии, ознакомиться с инструкциями, в том числе с видеоуроками, о подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО, правильности выполнения испытаний, системе построения режима дня с учетом здорового питания и необходимого количества физических нагрузок.

    «5 шагов до знака»

    Шаг 1: Регистрация на сайте

    Шаг 2: Коллективная заявка на выполнение

    Шаг 3: Прохождение медицинского осмотра

    Шаг 4: Выполнение испытаний

    Шаг 5: Вручение знака отличия в торжественной обстановке

    Выполнить все нормативы комплекса ГТО в один день невозможно. У участника есть только одна попытка при выполнении одного норматива. К выполнению испытаний комплекса ГТО необходимо готовиться в индивидуальном порядке или в порядке коллективной подготовки к сдаче нормативов ГТО и приходить в центр тестирования лишь тогда, когда участник полностью уверен в успешном выполнении испытаний на самые высокие показатели.

    После 01 октября 2015 года на основании Ваших заявок Центрами тестирования будет сформирован и разослан Вам график приема нормативов.

    Для приема нормативов будут утверждены отдельные дни: День бегуна, День стрельбы, День пловца и т.д. в течение учебного года. Будут утверждены и резервные дни, в которые дети, по какой-либо причине не прошедшие тестирования, смогут его выполнить.

    В соответствии с датой и временем, утвержденном в графике прима нормативов ГТО, участник (группа участников) приходит в Центр тестирования, предоставляет Администратору Центра тестирования паспорт или свидетельство о рождении. Администратор Центра тестирования осуществляет идентификацию гражданина и сверку его данных с АИС ГТО, подготавливает личную карточку участника, вносит записи о наличии медицинского допуска, делает отметку о явке.

    После завершения регистрации всех заявленных Администратор ЦТ в АИС ГТО формирует Протокол выполнения испытаний (на каждый вид испытаний отдельно). Протоколы передаются Администратором Центра тестирования судьям. После выполнения участниками физических упражнений под руководством специалиста в области физкультуры и спорта (разминки), обучающиеся начинают выполнять испытания.

    Судейская бригада фиксирует количественные и временные показатели (в зависимости от вида испытаний) каждого участника по итогам выполнения того или иного вида испытания, заносит результат в Протокол.

    После завершения тестирования протоколы оформляются судейской бригадой по каждому из видов испытаний, подписываются каждым судьей и заверяются подписью Главного спортивного судьи.

    Хотелось бы обратить Ваше внимание, что на первоначальном этапе мы с Вами и будем составлять костяк судейской бригады по приему нормативов ГТО. Будут с формированы районные судейские коллегии и определен график их работы.

    Подписанные Главным спортивным судьей протоколы передаются Администратору Центра тестирования для последующей организации работы по внесению данных в специализированный формуляр АИС ГТО.

    Присвоение знака отличия осуществляется по нижней планке. Если хотя бы один из видов испытаний был выполнен на бронзовый знак отличия, то будет присвоен бронзовый знак, несмотря на то, что все остальные испытания были выполнены на «золото» или «серебро».

    Итоговые результаты выполнения испытаний комплекса ГТО каждым гражданином хранятся в Центре тестирования как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

    Таким образом, по предлагаемой модели работы Центра тестирования, данные о выполнении гражданами испытаний комплекса ГТО одновременно:

      остаются в архивах Центра тестирования в бумажном виде и хранятся не менее 50 лет;

      записываются на сервер АИС ГТО для хранения в течение неограниченного количества времени;

      отображаются в личном кабинете участника комплекса ГТО для проверки и личного учета, контроля за правильностью внесения этих данных;

      сохраняются в бумажном виде у гражданина в качестве соответствующей записи в учетной карточке.

    Знак отличия оформляется после успешного выполнения необходимого количества видов испытаний в пределах возрастной ступени участника.. Процедура оформления документов и изготовления знаков занимает 4-6 месяцев.

    Заключение

    Таким образом, в настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» как никогда актуальна, поскольку содержит нормативную основу физического воспитания студенческой молодежи и является критерием определения уровня физической подготовленности, но современная модель, установленная приказом президента Российской Федерации в 2014 году, все еще недостаточно развита и продумана. Надеюсь, что данная идея единой подготовки студентов и остальных слоев населения не потеряет своей популярности и будет улучшать их физическую культуру личности, формировать духовно-нравственное и патриотическое воспитание.

    Литература

    1. Паршикова Н.В. Менеджмент, право, нормативы // Дошкольная и школьная физкультура. Физкультура и спорт. – М.: Советский Спорт. – 2015. – С. 5–6.

    2. Дугнист П.Я. Роль и значение ГТО в современном обществе. – 2015. – С. 2.

    3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/doc/commissions/11.pdf

    4. Кугаевских В.Г. Состояние физической подготовленности студентов в преддверии внедрения комплекса ГТО – Динамика систем, механизмов и машин. – 2014. – №6. – С. 138–140.

    5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2015/3/24/736014.html

    6. Значки ГТО, Единой всесоюзной спортивной классификации и спортивных судей // Спортивная атрибутика: Альбом /Сост. В. Кудряшов, худож. И.Петрович. - 2-е, исправленное. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 17. - 84 с.

    Виды испытаний Основные этапы изменения нормативных требований комплекса ГТО, гг.