Учебные нормативы. Нормативы и разряды по легкой атлетике

Советские студенты сдавали нормы ГТО и потом с гордостью носили заветный значок на лацканах пиджаков. А какие нормативы по физкультуре сдают сегодня в вузах? Чтобы это выяснить, мы отправились на пары в Белорусский государственный технологический университет.


Сачковать себе дороже

Спортзалов здесь несколько: в одном юноши играют в волейбол, в другом у девушек аэробика, в третьем занимается группа ЛФК. Видно, что пары по физре студенты не сачкуют. По крайней мере накануне сессии. Ведь прогулы, если их много и без уважительной причины, надо отрабатывать. Без сдачи нормативов зачет не поставят, а значит, и не допустят к экзаменам.

Физкультурой студенты занимаются на протяжении четырех курсов, рассказывает заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, доктор педагогических наук, профессор Николай Филиппов:

– В начале учебного годалегкая атлетика, с наступлением холодов – игровые виды спорта и аэробика в зале, со второго семестра – лыжная подготовка. Потом снова в зал – на баскетбол и аэробику, а с апреля – на стадион. За год обязательно нужно выполнить и нормативы. Бег на длинную и короткую дистанции студенты сдали на стадионе еще по осени. В декабре парни выполняют подтягивание на перекладине, а девушки – поднимание туловища из положения лежа.

Девчонки «пресса» не боятся

Сдать норматив по подниманию туловища из положения лежа на спине будущему экономисту Ольге Пекарь помогает одногруппница Юля Тымчук: фиксирует на полу ноги, согнутые в коленях. На десятку надо сделать 65 раз.

– Время не ограничивают, – чуть отдышавшись, подмечает Оля. – Для меня это не тяжело, за три года натренировалась. Да и в школе физкультуру любила. Для девушки в любом возрасте важно держать себя в форме. А для студентки это хороший способ отвлечься от нагрузок: у нас тяжелая учеба, и спорт дает мозгу отдохнуть.


Диана Савельева качает пресс в паре с Марией Матылевич. Девушки уверены, что справятся на отлично. Впрочем, оценки их не напрягают:

– Сколько баллов получишь за норматив, не так уж важно, потому что оценок по физкультуре не ставят. И на стипендию это никак не влияет, главное – получить зачет. Тем, кто постоянно тренируется, ходит на занятия, «хвосты» по физре не грозят.

Про нормы ГТО, которые некогда сдавали советские студенты, Диана и Мария не слышали. А вот Ольга Пекарь видела золотые значки у родителей:

– Они часто вспоминали, как было круто и почетно их получить, показывали всем с гордостью. Думаю, мне бы тоже удалось сдать прежние нормы. По крайней мере попробовала бы с удовольствием.

Армия впереди, поэтому надо быть сильным

На высокой перекладине Алексей Мякинко запросто подтягивается 20 раз. Для сдачи норматива на отлично хватит и 17, но у будущего инженера-технолога есть спортивный азарт – сделать как можно больше:

– В здоровом телездоровый дух. Если заниматься с детства, не пропускать занятий, нормативы не страшны. Подтягивания – моя сильная сторона, слабая – бег на длинную дистанцию. Но и в этом можно быть лучше: по весне начну бегать вдоль набережной. Тем более со второго семестра физкультуры на четвертом курсе уже нет.


Студент 4-го курса факультета лесного хозяйства Стас Голубенко виснет на перекладине и сразу признается, что подтягивается не очень хорошо. Но для зачета девяти раз хватит:

– Подтягивания – точно не мое. Я больше люблю волейбол, футбол, баскетбол. Играю за команду факультета. Считаю, что к нормативам по физре надо относиться философски, получается – хорошо, не получается – ничего страшного. Для студента важны технические навыки в игровых видах спорта. В жизни и работе пригодится умение играть в коман­де. Но то, что физкультура в вузе нужна, это бесспорно. Еще армия впереди, так что любому из нас надо быть сильным.

Преподаватель физкультуры Иосиф Хадасевич ведет занятия у студентов уже более 30 лет. Замечает, что раньше ребята были сильнее и лучше сдавали нормативы:

– Подтягивались точно все. Сейчас на хорошо и отлично выполняют норматив процентов 60. Не знаю, с чем это связано. Возможно, питание, экология были другими.


Профессор Николай Филиппов не согласен:

– Я не считаю, что нынешние студенты слабее предшественников. Десятку сейчас получить сложнее, чем в свое время золотой значок. В Советском Союзе, чтобы разработать нормы ГТО, проводили масштабные научные исследования, тестировали молодежь, смотрели, как она выполняет те или иные упражнения, и уже потом ставили планку. Современные контрольные нормативы по физической подготовке студентов жестче по сравнению с нормами, которые действовали в советское время, и ничем не обоснованы. Например, на десятку сегодня девушке надо поднять туловище 65 раз, а для золотого значка ГТО достаточно было 50 подъемов. Юноше на отлично необходимо подтянуться 17 раз. Это очень много, поэтому и выполняют такой норматив не более десяти процентов студентов. Советская норма ГТО ограничивалась 13 подтягиваниями для тех, кто хотел получить золотой значок. Для серебряного парню достаточно было подтянуться девять раз. С бегом, прыжками – то же самое. Никто и не говорит, что все должны быть отличниками, но нормативы надо сделать адекватными возможностям молодых людей.

Для начала определимся, что норматив по физкультуре - это термин, обозначающий количественные, качественные или временные показатели, которых должен достичь человек (школьник, студент, военнослужащий и т. д.), при выполнении того или иного


Вообще, если подходить к этому вопросу с точки зрения физиологии и анатомии, то такие нормативы должны устанавливаться персонально для каждого отдельного человека, исходя из его физиометрических показателей (роста, веса, возраста, пола, артериального утомляемости и др.) и рассчитанных на их основе определенных коэффициентов. Но, понятно, что ни в одной стране мира нет для этого никакой возможности, поэтому существует своего рода компромисс: нормативы по физкультуре устанавливаются для групп людей одного возраста и пола. То есть нормативы по физкультуре для учеников 6 класса существенно отличаются от нормативов для десятиклассников, нормативы по физкультуре для студентов также отличаются от нормативов для школьников, а нормативы для девочек всегда будут отличаться от таковых для мальчиков.

К примеру, норматив для ученика 6 класса составляет 20 раз, для ученика 7 класса - уже 23, восьмого - 25, а ученик 11 класса должен уметь 32 раза. Для студентов нормативы будут ещё выше (то есть сложнее). Мальчики всегда должны уметь выполнять нормативы большее количество раз, лучше и быстрее. Если взять, к примеру, бег на 100 метров в 10 классе, то мальчики должны пробежать дистанцию за 14,2 секунды, а девочки - за 16,5. Приведенные выше примеры учебных нормативов по физкультуре касаются оценки «отлично», если кто-то достигает результата ниже, чем это предписано по нормативу, то и оценку он получает, соответственно, ниже.

Не всегда такой подход является рациональным, но это - наиболее приемлемый вариант из всех существующих на сегодняшний день. Нормативы по физкультуре сейчас являются стандартными для всего мира. Это значит, что учебные нормативы в школах России по физкультуре будут примерно соответствовать таким же нормативам, скажем, в США. Отличаться они будут только от нормативов школ с уклоном в и спортивных школ.

Также отличаться учебные нормативы по физкультуре будут для так называемой спецгруппы. Спецгруппа - это учащиеся или студенты, которые по состоянию здоровья не могут в полной мере выполнять все предписанные нормативы, и поэтому, временно или постоянно, выполняют специально заниженные нормативы. Например, дистанцию в 30 метров ученик 11 класса должен, чтобы получить «пять», пробежать за 4,4 секунды, а если он пробегает её за 5,1 секунду, то получает, в итоге, всего лишь «три». Но если за 5,1 секунду эту дистанцию пробежит ученик 11 класса, но занимающийся в спецгруппе, то он за такое выполнение норматива получит «четыре» или даже «пять». А на дистанцию в 1, 2 или 3 тысячи метров он не будет бегать вовсе, так как врачом это строго запрещено. Вместо этого он выполнит другое, заменяющее этот норматив, упражнение. Или же просто будет сидеть на скамье, пока этот норматив будут выполнять ученики из основной группы.

"Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации"
утвержденное приказом Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200,
с изменениями от 31 июля 2013 года (приказ Министра обороны РФ № 560)

Глава 7. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил.

1. Проверка физической подготовки проводится в целях определения уровня физической подготовленности военнослужащих.
Проверка осуществляется:

  • перед подписанием гражданами контракта о прохождении военной службы и при его продлении;
  • в период вступительных (экзаменов) испытаний кандидатов при поступлении в военно-учебные заведения Министерства обороны;
  • в процессе обучения курсантов и слушателей в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации, в ходе инспекторских проверок.

2. В военно-учебных заведениях по окончании каждого нечетного семестра обучения проводятся зачеты с оценкой по физической подготовке, в конце четных семестров – экзамены.

3. Оценка уровня физической подготовленности военнослужащих определяется по сумме баллов, полученных ими за выполнение физических упражнений с учетом выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении, согласно таблице оценки физической подготовленности военнослужащих (Приложение №16 к Наставлению).

4. Для выполнения физического упражнения дается одна попытка. При падении со снаряда в упражнениях N 8, 11, 12, 13, 14 проверяемым предоставляется право еще одной попытки на выполнение упражнения.

5. Выполнение физических упражнений в целях улучшения полученной оценки не допускается.

6. В ходе проверки физические упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения на ловкость, упражнения на быстроту, силовые упражнения, упражнения на выносливость, плавание.
Все назначенные на проверку физические упражнения выполняются, как правило, в течение одного дня.
В отдельных случаях, порядок выполнения физических упражнений может быть изменен.

7. Проверка физической подготовленности военнослужащих проводится, как правило, в спортивной форме одежды, за исключением выполнения физических упражнений, для которых предусмотрена только военная форма одежды.

8. Военнослужащий, не выполнивший назначенное физическое упражнение оценивается по нему "неудовлетворительно".
При невозможности военнослужащим выполнить физическое упражнение из-за болезни или травмы, проверяющий определяет упражнение того же качества, при этом оценивается индивидуальная практическая подготовленность военнослужащего.
Если военнослужащий отказывается сдавать проверку по физической подготовке без уважительной причины, то он оценивается "неудовлетворительно".

9. Проверка военнослужащих по физическим упражнениям проводится при температуре не ниже минус 15 С, не выше плюс 35 С.

10. Начисление баллов за выполнение физических упражнений осуществляется в соответствии с Таблицами начисления баллов согласно приложения №14 и №15 к настоящему Наставлению.

11. Оценка и квалификационный уровень физической подготовленности военнослужащего слагаются из количества баллов, полученных им за выполнение всех назначенных для проверки физических упражнений при условии выполнения минимального порогового уровня в каждом упражнении , и определяются в соответствии с Таблицей оценки физической подготовленности военнослужащих согласно приложению № 16 к настоящему Наставлению.

12. Кандидаты для поступления в военно-учебные заведения сдают экзамен по физической подготовке по 3-4 упражнениям (подтягивание на перекладине, бег на 100 м, бег на 3 км, плавание на 100 м - при наличии условий). Для женщин – наклоны туловища вперед из положения лежа, бег на 100 м, бег на 1 км, плавание на 100 м – при наличии условий.

Приложение №14 и №15 к Наставлению

Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке

Упражнение №4
подтягивание на перекладине
Упражнение №41
бег на 100 м
Упражнение №46
бег на 3 км
Ед. изм./ баллы Количество раз с мин, с
100 30 11,8 10.30
99 10.32
98 29 11,9 10.34
97 10.35
96 28 12,0 10.38
95 10.40
94 27 12,1 10.42
93 10.44
92 26 12,2 10.46
91 10.48
90 25 12,3 10.50
89 10.52
88 24 12,4 10.54
87 10.56
86 23 12,5 10.58
85 11.00
84 22 12,6 11.04
83 11.08
82 21 12,7 11.12
81 11.16
80 20 12,8 11.20
79 11.24
78 19 12,9 11.28
77 11.32
76 18 13,0 11.36
75 11.40
74 17 13,1 11.44
73 11.48
72 16 13,2 11.52
71 11.56
70 15 12.00
69 13,3 12.04
68 12.08
67 12.12
66 14 13,4 12.16
65 12.20
64 12.24
63 13,5 12.28
62 13 12.32
61 12.36
60 13,6 12.40
59 12.44
58 12 12.48
57 13,7 12.52
56 12.56
55 13.00
54 11 13,8 13.04
53 13.08
52 13.12
51 13,9 13.16
50 10 13.20
49 13.24
48 14,0 13.28
47 13.32
46 9 14,1 13.36
45 13.40
44 14,2 13.44
43 13.48
42 8 14,3 13.52
41 13.56
40 14,4 14.00
39 14.04
38 7 14,5 14.08
37 14.12
36 14,6 14.16
35 14.20
34 6 14,7 14.24
33 14.28
32 14,8 14.32
31 14,9 14.36
30 5 15,0 14.40
29 15,1 14.44
28 15,2 14.48
27 15,3 14.52
26 4 15,4 14.56
25 15,6 15.00
24 15,8 15.04
23 16,0 15.08
22 3 16,2 15.12
21 16,4 15.16
20 16,7 15.20
19 16,9 15.24
18 17,1 15.28
17 17,3 15.32
16 2 17,5 15.36
15 17,6 15.40
14 17,7 15.44
13 17,8 15.48
12 18,0 15.52
11 18,1 15.56
10 18,2 16.00
9 18,3 16.06
8 18,4 16.12
7 18,5 16.18
6 1 18,9 16.24

Приложение №16 к Наставлению

Таблица оценки физической подготовленности военнослужащих

13. Для определения уровня физической подготовленности кандидатов поступающих в военно-учебные заведения используется таблица перевода суммы, набранных баллов по физической подготовке в 100-бальную шкалу.*

* Увеличение (уменьшение) суммы баллов за выполнение упражнений по физической подготовке соответствует равному увеличению (уменьшению) количеству баллов по 100 бальной шкале.

Результативно бегать – это выполнять существующие нормативы по бегу. Бег – это способ интенсивного перемещения животных и людей (локомоция, динамическая особенность), необходимый для нормальной жизнедеятельности организма. В процессе развития цивилизации бег стал популярной легкоатлетической дисциплиной, упражнением лечебной физкультуры (ЛФК). С помощью бега можно решить значительный комплекс проблем, связанных с физическим развитием и укреплением организма человека любого возраста. Постоянное движение – прямая инвестиция в здоровье: чем больше человек занимается спортом, тем более крепким физически он становится . Однако, для того, чтобы результат был хорошим, физическое упражнение нужно делать правильно. Речь идет не столько , сколько о возможных пределах, которые реально достичь, выполняя упражнение. Достижение значений, указанных в нормативах, дает возможность получения спортивной квалификации (разрядов и званий).

Содержание:

О разновидностях бега

Говоря о беге, важно определить его разновидность, чтобы правильно разобраться в нормативах этого спортивного упражнения.

  • Легкая атлетика . Спортивный бег предполагает осуществление этого упражнения на специализированных дорожках со специальным покрытием в соответствующей спортивной форме и обуви. Ширина таких дорожек строго регламентирована и равна 1,22 м, линии разграничения – 5 см. Бег на сверхдлинные дистанции происходит по шоссе, из-за чего его называют «шоссейным». Упражнение в легкой атлетике разделяют на разновидности, критерием деления выступает дистанция: спринт (от 30 до 400 м), средние дистанции (от 800 до 3000 м), длинные дистанции (от 5000 до 10000 м), сверхдлинные дистанции (10, 15, 20, 25, 30, 100 километра), а также: полумарафон – 21,0975 километра, марафон – 42,195 километра, суточный бег – бег в течение 24 часов.
  • Лечебная физкультура (ЛФК) . Такой вид локомоции, как «бег трусцой» – часть легкой атлетики, но не как спортивная дисциплина, больше как разминка, основное упражнение лечебно-профилактического комплекса ЛФК.
  • Армейская спортивная подготовка . Бег в спортивном комплексе физподготовки, разработанном для Министерства обороны и других силовых структур, иного свойства. В армии бег обязан быстро и максимально улучшить физическую форму военнослужащих. Боец должен быть крепким, здоровым, выносливым. А потому выполнение упражнения усложняется преодолением естественных и искусственных препятствий (стен, траншей, оврагов, холмов), облачением в военную форму с полной выкладкой и снаряжением (оружием, боекомплектом, каской, лопаткой, флягой с водой, индивидуальным комплектом питания).

Внимание! К спортивному легкоатлетическому бегу относятся также «бег с барьерами», «эстафетный бег», «челночный бег», «кросс». В нашей статье для этих дисциплин нормативы указываться не будут.

Какой смысл существования нормативов по бегу?

Чем могут быть полезны существующие нормативы бега не спортсмену, а обычному человеку, желающему улучшить состояние своего здоровья? Каждому из нас необходимо работать над собой, преодолевая планку возможного. К примеру, если мужчина с легкостью пробегает дистанцию 5000 м, то нормой для него будет расстояние 7500 м. Чтобы продолжить развитие, он должен преодолеть дистанцию 10 километров. То есть, норма – это половина возможного, а развитие – удвоенные усилия от возможного. Возможное – величина переменная, все изменения, которые происходят со спортсменом в процессе развития, надо отслеживать и учитывать, чтобы объективно рассчитать следующий порог нагрузок.

Спорт – обобщенный физический опыт миллионов людей прошлого, позволяющий четко узнать пределы возможного, того, что объективно может достичь человек, практикуя любую спортивную дисциплину. Нормативы бега ориентир для человека, желающего получить положительный результатспортивную квалификацию или лечебно-физкультурный эффект . Без норм сложно оценивать достигнутые усилия. Они не всегда отвечают реальному состоянию – спортсмен может переоценивать или недооценивать свои результаты.

Вред необъективной оценки, допущенной человеком, весьма значителен. Если начинающий атлет, прыгающий в длину, не способен преодолеть яму для прыжков, это не будет представлять опасности, но, прыгая через глубокую горную пропасть, ложное убеждение может стоить ему жизни. Ориентирование спортсмена на нормы позволит четко осознавать свои возможности и неуклонно повышать личные результаты .

Таблицы норм составлялись на протяжении десятилетий специалистами в области спорта и спортивной медицины. Нормативные данные неоднократно корректировались, изменялись, со временем этот процесс привел к появлению цифр, которые можно назвать устойчивыми. К примеру, школьные нормативы по бегу, актуальные для советского периода, отличаются от тех, которые действуют сейчас. В СССР ученик 9 класса (15 лет), чтобы получить «пятерку» на дистанции 100 метров, должен был пробежать ее за 13,5 секунды. Ныне норматив равен 14,4 секундам. Разница достаточно значительна, она позволяет сделать вывод, что физически современные школьники, к сожалению, уступают своим ровесникам 80-х годов.

Разряды и звания по бегу

Спортивные достижения определяются званиями и разрядами, которые составляют квалификацию спортсмена. Разряды делятся на две группы: юношеские (три разряда – I, II, III) и спортивные (четыре разряда – I, II, III, кандидат в мастера спорта). Спортивных званий по легкой атлетике есть только два – мастер спорта (МС) и мастер спорта международной квалификации (МСМК). Объясним существующую разницу между делением разрядов и отличием звания от разрядов:

  • Юношеские разряды в спорте существуют, когда возраст в силу физических особенностей играет решающую роль. В видах спорта (шахматы, русские шашки, покер), где физический уровень не дает заметных преимуществ, юношеские разряды не присваиваются. В легкой атлетике присвоение III-го разряда по бегу возможно с 14 лет, II-го – с 16 лет, I разряд можно получить в возрасте от 16 до 18 лет.
  • Спортивные разряды старше по ранжиру юношеских (III спортивный разряд старше I-го юношеского). Спортсмен, имеющий I спортивный разряд, имеет возможность повысить свои результаты и получать звания. Спортивные разряды должны подтверждаться не менее одного раза в течение календарного года. Разряд «кандидат в мастера спорта» (КМС) действителен 3 года с момента присвоения. Спортивные разряды можно получать по достижению спортсменом совершеннолетия, из-за этого их называют «взрослыми», но для многих видов спорта главное, все-таки, не возраст, а результат!
  • Звания – высшая степень спортивной квалификации.

Разряд и звание в легкой атлетике можно получить во время плановых соревнований определенного уровня, выполнив нормативы, предписанные правилами Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Нормативы по бегу на разряды представлены в статье далее. Решение о присвоении разряда выносит судейская коллегия, имеющая соответствующие полномочия. Решение о присвоении спортивных званий выносит Министерство спорта РФ (МСРФ). Каждое спортивное звание, разряд присуждается в определенном правилами ВФЛА возрасте. Спортсмен-любитель может получить звание МС, если соответствует всем необходимым требованиям.

Таблицы нормативов для школьников и юниоров

Нормативы школьников по упражнению «бег» указаны для дистанций 30, 60, 100, 200, 400, 800, 1000, 2000, 3000 метров – они отвечают общеобразовательным требованиям и нормам МОН РФ. Нормативы для юниоров (соискателям юношеского разряда) отвечают требованиям ВФЛА. Приведенные в этом и следующих разделах данные актуальны для круга 400 м.

Внимание! Дистанции 400 и 800 метров предусмотрены в школьных нормативах по бегу с 5-го по 9 классы, но по факту большая часть школ не использует их на уроках физкультуры.

Таблицы нормативов для взрослых

В этом разделе представлены таблицы, где указаны нормативы, необходимые для достижения спортивных разрядов и званий (III, II, I, КМС, МС, МСМК) по дистанциям: 30, 50, 60, 100, 200, 300, 400, 600, 800 м; 1, 1,5, 3, 5, 10, 15, 100 км. В таблице по длинным и ультрадлинным дистанциям включены нормативы – дистанции в 21,0975 и 42,195 км (полумарафон – нормативы его сохраняют актуальность для III спортивного разряда в отличие от марафонских). Дистанция 84400 м – двойной марафон – не актуальна для соискателей спортивных разрядов и званий, поэтому нормативные данные по ней не отображены. В таблице также есть нормативы по суточному бегу.

Представленные ниже данные актуальны для ручного и автоматического хронометража круга в 400 м.

ГТО-нормативы по бегу

Целью программы ГТО – готов к труду и обороне – в СССР было общее оздоровление трудящихся . Программа сохраняла значение с 1932 по 1991 год. В 2014 году программа ГТО была возобновлена указом президента РФ В. В. Путина в связи со значительным общим ухудшением физического состояния граждан России по сравнению с советским периодом.

Нормы ГТО не предполагают спортивный разряд за то или иное достижение. Выполнение норм ГТО вознаграждается значками : золотым (ЗЗ), серебряным (СЗ), бронзовым (БЗ).

Нормативы бега у военнослужащих

Спорт – не единственное место приложения силы, где мужчина может себя проявить достойным образом. Армейские нормативы по бегу включают в себя дистанции бега на 60, 100, 1000, 3000 метров, актуальные для военнослужащих срочной (только мужчины) и контрактной (оба пола) форм прохождения службы.

В статье были приведены различные нормативные данные по бегу для школьников, спортсменов-юниоров, спортсменов-взрослых, программы ГТО, военнослужащих армии РФ. Важно понимать степень относительности приведенных данных. К примеру, нормативы спортивных разрядов пересматривают раз в 4 года. Это не означает, что они всякий раз меняются, но изменение некоторых позиций вполне возможно. Информация о нормах бега у военнослужащих имеет ознакомительный характер из-за засекреченности программ военной подготовки. Наиболее устойчивые данные – нормы программы ГТО и школьного курса физической подготовки учащихся.

Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.

Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.

  • ​ ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон об образовании).
  • ​ ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ от 4.12.2007 г. (далее — Закон о спорте).
  • ​ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 (далее — СанПиН).
  • ​ Письмо Минобразования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» № 13-51-263/123 от 31.10.2003 г. (далее — Письмо).
  • Особую группу составляют нормативные акты, посвященные утверждению государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ; Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ; Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.)

Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

Основная группа здоровья (I группа)

  • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
  • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Подготовительная группа здоровья (II группа)

  • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

Специальная группа здоровья (III группа)

  • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
  • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
  • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
  • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.

Специальная группа здоровья делится на:

1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

Выдержки из Письма.

  • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
  • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
  • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
  • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?

С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014 ).

Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г. ). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.

Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г. .):

V.Ступень

(возрастная группа от 16 до 17 лет)

1. Виды испытаний (тесты) и нормативы.

Виды испытаний

Нормативы

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Бронзовый знак

Серебряный знак

Золотой знак

Обязательные испытания (тесты)

Бег на 100 м

Бег на 2 км (мин, с)

или на 3 км (мин, с)

Подтягивание из виса на высокой перекладине

(количество раз)

или рывок гири 16 кг (количество раз)

или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине

(количество раз)

или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу

(количество раз)

Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи-см)

Испытания (тесты) по выбору

Прыжок в длину с разбега (см)

или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в 1 мин)

Метание спортивного снаряда весом 700 г (м)

или весом

Бег на лыжах на 3 км (мин, с)

или на 5 км (мин, с)

или кросс на 3 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

или кросс на

5 км по пересеченной местности*

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Плавание на

50 м (мин, с)

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Без учета времени

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция —

10 м (очки)

или из электронного оружия из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция — 10 м (очки)

Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе

Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса**

Подобные требования разработаны для каждой возрастной группы школьников, начиная с 6 лет. Подробно узнать о предъявляемых комплексом ГТО испытаниях (тестах) для других возрастных групп можно в Приказе Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г.

Какие бы требования не предъявлялись к детям, нужно помнить, что учитель физкультуры обязательно инструктирует учащихся о правилах поведения на уроке. Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время нахождения в школе (Закон об образовании). Очень многое зависит от того насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине предъявляет учитель, как организован сам урок. Если учитель справляется со своими обязанностями, то случаев, когда дети получают травмы, ушибы, не будет. Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка. Если у ребенка с хроническим заболеванием или здорового ребенка наблюдается динамика в выполнении нормативов по физкультуре, то это показатель правильной работы учителя.