Особенности обучение детей физическим упражнениям. Методика обучения детей физическим упражнениям

Процесс обучения. В физическом воспитании, как и в каж­дом учебном предмете школы, главной целью обучения является вооружение учащихся определенными знаниями, умениями и на­выками.

На практических занятиях дети получают минимум необходи­мых знаний о физических упражнениях, об их выполнении. Здесь же они приобретают необходимые умения в выполнении упраж­нений.

Многократное выполнение упражнений приводит к тому, что упражнение воспроизводится легко, свободно, без особого напря­жения, вырабатывается определенный навык в его выполнении. Дальнейшее совершенствование полученного навыка повышает ко­личественные н качественные показатели.

Кроме того, в процессе обучения учитель дает рекомендации по использованию физических упражнений во внеучебное время, в режиме дня.

Так учитель постепенно ведет учащихся к выполнению уп­ражнений, к совершенствованию выполнения н применению упраж­нений в жизни.

Руководящая роль учителя в процессе обучения и активная де­ятельность учащихся создают благоприятные условия для всего педагогического процесса.

Воспитывающий характер обучения. Вооружая уча­щихся доступными знаниями, умениями и навыками в области фи­зического воспитания, учитель вместе с тем содействует воспита* пию у школьников коммунистической морали.

Рассказывая детям о достижениях и победах советских спорт­сменов, о новых стадионах, бассейнах, дворцах спорта, учитель воспитывает у школьников чувство советского патриотизма, гордо­сти за Родину, за свой народ.


Взаимная помощь при выполнении упражнений и выручка в иг­рах, совместное выполнение поручений учителя воспитывают у де­тей чувство дружбы, товаршц"ества, коллективизма.



Соблюдение правил в играх, хорошее выполнение обществен­ных обязанностей (дежурство, раздача и сбор инвентаря) на уроке способствуют воспитанию честности, добросовестности, ответствен­ности за порученное дело. Преодоление трудностей при выполне­нии упражнений в равновесии, прыжках, лазанье, спусках с гор, а также различных усложнении в упражнениях воспитывает такие ценные качества, как настойчивость, смелость, решительность. Строгое соблюдение установленных правил на уроках, требова­тельность к внешнему виду учащихся, наличие единой формы, об­разцовый внешний вид учителя, хорошее санитарно-гигиеническое состояние мест занятий содействуют воспитанию аккуратности, точности, опрятности.

Четкое ведение урока учителем, выполнение команд, сигналов, распоряжений воспитывают дисциплинированность, выдержку.

Правильная организация урока, целесообразное использование времени на уроке, активность учащихся способствуют воспитанию организованности детского коллектива.

Положительные эмоции, вызванные учителем в результате уме­лого, правильного подбора и проведения упражнений, создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение, имеющее решающее значение для всей деятельности учащихся.

Важное значение в процессе обучения имеют принципы и методы обучения.

Принципы обучения. Обучение учащихся физическим упражнениям осуществляется в соответствии с дидактическими принципами советской педагогики.

Систематичность и последовательность при обучении физичес­ким упражнениям. Весь учебный материал преподносится уча­щимся в определенной последовательности и определенном объе­ме. В этом отношении большое значение имеет государственная программа. Материал программы изучается систематически. Но­вый материал увязывается с пройденным, постепенно расширяют­ся и углубляются знания, умения, навыки. Систематичность при обучении достигается правильным планированием учебного про­цесса.

При прохождении программного материала вначале изучаются менее сложные виды упражнений, затем более сложные. Напри­мер, простейшие виды лазанья по гимнастической стенке и ска­мейке в I и II классах подводят к лазанью по канату в старших классах.

В отдельных видах упражнений также соблюдается принцип систематичности и последовательности. От простых, элементарных


упражнений постепенно переходят к более сложным. Так, в обще-развивающих упражнениях от одного-двух элементов переходят к трем-ч"етырем; от упражнений на два - четыре счета к упражне­ниям на восемь - двенадцать счетов, от симметричных, одноимен­ных к асимметричным, разноименным; в прыжках в высоту от произвольного способа к способам «согнув ноги», «перешагива­ние»; в лыжной подготовке от передвижения произвольным спо­собом к одновременному бесшажному ходу и т. д.

Важным также является систематическое нарастание нагрузки как в отдельно взятом уроке, так и от урока к уроку. Это приво­дит к лучшим результатам в физическом развитии детей. Посте­пенное нарастание нагрузки является непременным условием пре­дупреждения травм.

При обучении отдельным упражнениям вначале создаются об­легченные условия, потом условия постепенно усложняются (на­пример, вначале равновесие на полу, затем упражнения на ска­мейке, бревне; передвижение на лыжах по ровной местности, да­лее по умеренно пересеченной и т. д.).

Принцип сознательности и активности учащихся. Процесс обу­чения строится на понимании и сознательном усвоении учащими­ся учебного материала. Для этого учитель разъясняет ученикам значение физических упражнений, учит детей правильному выпол­нению, предупреждая ошибки и исправляя их. Он стремится к тому, чтобы учащиеся понимали весь изучаемый материал, актив­но его воспринимали и переносили по мере возможности в свою повседневную жизнь. Надо, чтобы в результате занятий у школь­ников возрастал интерес к физической культуре, физическим уп­ражнениям, чтобы у них появилось желание заниматься больше и лучше не только на уроках, но и в секциях, участвовать в физ­культурных мероприятиях, упражняться дома.

Учитель в начале каждого урока ставит перед детьми конкрет­ные задачи, указывая, для чего и как нужно выполнять эти за­дачи и почему так, а не иначе. Важно убедиться в том, что задачи поняты учащимися, поняты трудности в выполнении задач. Это по­вышает активность учеников, их интерес.

Для повышения активности и сознательности учитель приучает детей к посильному анализу происходящего на уроке, наблюдению за движениями своих товарищей, оценке выполнения и самостоя­тельному исправлению ошибок.

Исправление ошибок самими учащимися является выражением сознательности в изучении упражнений.

Выполнение учениками посильных заданий (подготовка мест занятий, инвентаря, построение класса, самостоятельное выполне­ние упражнений) активизирует учащихся, способствует сознатель­ному отношению к делу.

Принцип прочности знаний и навыков. Решающее значение для прочного усвоения знаний и навыков имеет повторение и совер­шенствование в выполнении пройденного материала.


Для выработки прочных навыков упражнения повторяются не только в обычных (привычных) условиях, но и в изменяющихся, усложненных. Совершенствование навыков в выполнении упраж­нений допустимо лишь в том случае, если учащиеся усвоили пра­вильные способы их выполнения. Большое значение для повыше­ния работоспособности организма имеет систематическая трени­ровка, под влиянием которой физические упражнения выполняются легче и лучше и для их выполнения требуется меньшая затрата сил и времени. Прочному усвоению знаний и навыков способству­ет также заинтересованность учащихся.

При планировании учебного материала необходимо предусмат­ривать возможное, ограниченное количество видов упражнений, так как выполнение большого количества задач по многим видам физических упражнений повлечет к распылению внимания учащих­ся, в результате чего они плохо усвоят материал.

Самостоятельное выполнение учащимися изучаемых упражне­ний на уроках и во внеурочное время способствует прочности зна­ний п навыков.

Регулярная проверка и оценка знаний, умений и навыков, вы­явление и поощрение достижений способствуют лучшему усвоению изучаемых движений и действий.

Принцип доступности. Учебный материал по физическому вос­питанию должен быть доступным для усвоения. Однако это не зна­чит, что он должен быть легким.

Легкие упражнения демобилизуют учащихся, ослабляют их внимание и почти не требуют усилий. Трудные, непосильные уп­ражнения приводят к тому, что ученики теряют веру в свои силы. Посильные упражнения стимулируют достижение более труд­ных задач.

В процессе обучения физическим упражнениям следует идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Следуя принципу доступности, необходимо учитывать индиви­дуальные особенности учащихся, состояние здоровья, физическую подготовленность и в соответствии с этим подбирать посильный для них материал.

Принцип наглядности. Для правильного усвоения физических упражнений необходимо непосредственное восприятие их. Это луч­ше всего достигается показом упражнения.

Показ должен быть образцовым, влекущим детей к подража­нию, Но одного показа недостаточно. Поэтому показ необходимо сочетать с объяснениями, обращая внимание учащихся на глаз­ное, на то, что есть общего и что отличает данное упражнение от ранее изученных.

Сочетание показа с объяснением обеспечивает осмысливание упражнения, что необходимо для правильного выполнения. Чтобы лучше и быстрее усвоить упражнения с определенным темпом и ритмом, показ надо сочетать со слуховым восприятием (подсчет,


музыка, метроном). Кроме показа упражнений учителем и уча­щимися, наглядность осуществляется также демонстрацией кар­тин, рисунков, фотоснимков.

Принцип наглядности применяется на всех стадиях обучения: при ознакомлении с новым материалом, а также при совершенст­вовании умений и навыков в выполнении упражнений.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

В практике физического воспитания применяется много различ­ных методов и методических приемов обучения.

Методы можно объединить в следующие три группы;

а) словесные (объяснение, рассказ, беседа, распоряжение,
команда, указание);

б) наглядные (показ, использование наглядных пособий);

в) практические (упражнения, соревнования).

Все многообразие методов и методических приемов находится в тесной взаимосвязи. Применяя их в различных сочетаниях, учи­тель обеспечивает полноценный процесс физического воспитания.

Словесные методы

Объяснение применяется во всех классах школы. Оно раскры­вает сущность упражнения, создает у детей представление о дви­жение (как надо выполнять то или иное движение).

Объяснение должно быть кратким, конкретным, доступным, об­разным и соответствовать уровню развития учащихся.

Это обязывает шире пользоваться образными сравнениями. Од­нако образы должны подбираться правильно, помогая лучшему выполнению упражнений. Например, желая, чтобы дети выполняли подскоки как можно выше, учитель сравнивает их с высоко отска­кивающим мячом: «Давайте прыгать, как мячики»; тихую и мяг­кую ходьбу на полусогнутых ногах учитель сравнивает с поступью кошки: «Идите тихо, мягко, как кошка».

Во время объяснений дети узнают много новых слов: шеренга, колонна, приседание, стоики, гимнастическая стенка, бревно, мат.

К объяснениям надо тщательно готовиться. Их необходимо да­вать правильным, литературным языком, эмоционально, с умест­ным изменением интонаций, ободряюще и настораживая, громко, тихо.

При объяснении сложных упражнений надо акцентировать внимание детей на главном, чтобы они осознанно выполняли их.

Объяснение является одним из основных методов обучения,так как оно дает учашимся наиболее полное представление об изуча­емом материале.

Рассказ применяется при ознакомлении детей с новыми видами упражнений (примеры из спортивной жизни); при изучении новой

14 Заказ № №1)5 Я»


игры, имеющей сюжет и конкретные образы; при проведении ряда упражнений, объединяемых единой сюжетной линией.

Ценность рассказа как метода состоит в том, что новый мате­риал сообщается в занимательной, повествовательной форме. Это способствует лучшему усвоению изучаемого материала и эффек­тивному выполнению упражнений.

Помня высказывания К- Д- Ушинского о том, что, «...облекая первоначальное учение в формы, краски, звуки, словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше учение доступным ребенку и сами вхо­дим в мир детского мышления»", учитель применяет яркий, образ­ный рассказ при проведении целого комплекса различных упраж­нений.

Тематические рассказы («Пионерское лето», «Режим дня», «День в пионерском лагере», «Экскурсия в лес», «Поездка в поез­де» и др.) способствуют сообщению интересных и полезных све­дений. Учитель во время рассказа сможет ознакомить детей с са­мыми разнообразными упражнениями (построения, перестроения, ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие, упражнения типа зарядки, игры).

Метод рассказа применяется главным образом в работе с уча­щимися младших классов.

Этот метод очень трудоемкий и требует большой подготовки. Однако получаемый эффект оправдывает затраченные усилия.

Требования к рассказу: краткость и образность изложения, вы­разительность, эмоциональность. Рассказ, как правило, всегда со­четается с объяснением.

Беседа проводится в вопросо-ответной форме. Учитель путем наводящих вопросов выясняет степень усвоения материала (как выполнять упражнение, правила игры), а также побуждает уча­щихся к высказыванию своих мыслей.

Беседа является удобной формой общения учителя и учащих­ся. Этот метод используется для того, чтобы установить связь пройденного с изучаемым, выяснить, насколько правильно понят детьми изложенный материал, активизировать вниманиеучащихся. Во время беседы учитель лучше узнает детей.

Беседа всегда должна быть целенаправленной, краткой, инте­ресной. Она может применяться во всех начальных классах школы.

Распоряжения и команды. Для руководства учащимися при вы­полнении ими физических упражнений и в процессе проведения урока учитель пользуется распоряжениями и командами.

Под распоряжением понимается словесное указание учителя на уроке, которое не имеет определенной формы, но связано с вы­полнением упражнений или других действий учащихся.

1 К. Д. У щ и н с к и й. Избр. пед, произв. М., «Просвещение», 1968, стр. 106-107.


Распоряжения применяются во всех классах школы. В начале обучения в I классе распоряжение является необходимым этапом при подготовке детей к выполнению команд.

К распоряжениям относятся указания учителя о подготовке ме­ста для прыжков, снарядов, инвентаря (мячей, палок, скакалок и др.).

Все распоряжения учителя должны быть ясными и четкими.

Отдавая распоряжения и требуя обязательного их выполне­ния, учитель тем самым воспитывает у учащихся дисциплину и приучает их к организованным действиям в коллективе. Каждое распоряжение должно отдаваться учителем авторитетно и спо­койно.

Под командой понимается распоряжение учителя, которое име­ет определенную форму, установленный порядок его произноше­ния и совершенно точное содержание.

Каждая команда является сигналом к выполнению или прекра­щению действия. Выполнение часто сопровождается подсчетом, регулирующим темп и ритм упражнения. В команде и подсчете имеет значение интонация, при помощи которой выполнение мо­жет стать более выразительным, плавным или отрывистым, сво­бодным или напряженным.

Команды для выполнения упражнений подаются во всех клас­сах школы. В младших классах их мало, в старших больше. Все команды, подаваемые учителем, должны быть едиными по форме, тогда и выполнение их будет строго определенным и одинаковым для всех учащихся.

При проведении урока надо умело пользоваться распоряжени­ями и командами как для выполнения упражнений, так и для ор­ганизации учащихся. Необходимо помнить, что хорошо поданная команда, уместно и правильно отданное распоряжение уже сами по себе имеют большое организующее влияние на учащихся и ди­сциплинируют их.

Указания применяются во всех классах школы при выполне­нии упражнений («Спину держите прямее», «Выше голову», «На­клоните туловище», «Согните руки больше» и др.). Указания мо­гут относиться ко всем учащимся, к одной из групп или к одно­му ученику.

Своевременные, уместные указания помогут лучшему выпол­нению упражнений. Указания должны быть краткими, точными, побуждающими к действию, требовательными.

Наглядные методы

Показ упражнения. Среди методов обучения самым доступ­ным является показ. В наглядных методах показ упражнения

занимает ведущее место.

Применение наглядности вообще, а показа в частности необ­ходимо в обучении учащихся младшего возраста.


Чтобы показ был более эффективным, необходимо хорошо ор­ганизовать детей и создать условия для наблюдения. Демонстра­ция упражнении должна проводиться с такого места, которое бы­ло бы хорошо видно всем занимающимся. Если позволяют усло­вия, то учителю лучше занять место на возвышении.

Когда упражнение показывается перед разомкнутой колонной, то впереди должны стоять дети меньшего роста. Если учитель де­монстрирует упражнения во время движения учащихся, то он должен идти им навстречу, а если в кругу, то стоять рядом с учениками.

Показывая упражнения, учитель может находиться в различ­ном положении по отношению к учащимся (лицом, спиной, бо­ком). Например, приседание с выпрямленной спиной, наклоны туловища вперед и назад, поднимание ног вперед и назад лучше показывать, находясь боком к уч"еникам, а упражнения с поло­жением рук за спиной, за головой, повороты налево, направо, кругом надо демонстрировать, стоя спиной к занимающимся.

Иногда учитель, показав упражнение, делает его вместе с детьми, в этом случае он должен стоять лицом к учащимся и вы­полнять его зеркальным способом, т. е. выполнять вправо, если ученики делают влево.

Как правило, упражнение демонстрирует учитель. Показ дол­жен быть образцовым, побуждающим детей к подражанию. Од­нако к показу упражнений можно привлекать и учащихся, кото­рые усвоили упражнения и могут служить примером для осталь­ных. Такой прием положительно влияет на детей. Они видят, что упражнение делает их товарищ, значит, и они сумеют его выполнить. Очень важно перед показом привлечь детей к ак­тивному наблюдению, указав им, на что следует обратить вни­мание.

Обычно упражнения демонстрируются не один раз (это зави­сит от сложности упражнения). Первый показ должен дать об­щее представление об упражнении. По мере усвоения упражне­ния демонстрируются отдельные элементы, детали. Это может быть выполнено учителем или учеником (в это время учитель об­ращает внимание детей на детали).

Показ всегда сочетается с объяснениями. Так как младшие школьники сохраняют большую склонность к подражанию, то, показывая упражнение, лучше сравнивать его с движениями дро­восека, маятника, шурупа, крыльев птицы, ног лошади, шага гу­ся, насоса и т. д. Такой прием облегчает усвоение упражнений, а выполнение его становится эмоциональнее и живее.

Сочетание показа с объяснением бывает в различных вариан­тах:

1) сначала упражнение демонстрируется, потом даются пояс­
нения к нему;

2) сначала упражнение объясняется, потом демонстрируется;

3) демонстрация сопровождается объяснением.


В работе с учащимися младших классов чаще всего применя­ется вначале показ, а затем объяснение. Так же поступает учи­тель и в работе со старшими при ознакомлении их с новым ма­териалом. Объяснение предшествует показу в том случае, если детей необходимо подготовить к наблюдению (чтобы наблюдение было целенаправленным). Это чаще всего бывает при повторе­нии упражнений. Упражнения относительно сложные, состоящие из нескольких элементов (на каждом из которых надо остановить внимание детей), обычно одновременно показываются и объяс­няются.

Для создания правильного представления о движении часто используются наглядные пособия.

Это могут быть картины, таблицы, рисунки, фотоснимки. Их можно рассматривать на уроке под руководством учителя или самостоятельно, во внеурочное время, если они будут вывешены в классе или зале.

Пособия должны быть красочными, простыми, интересными. Их можно приобрести в магазине или изготовить в школе.

Большое внимание в работе следует уделять предметным ори­ентирам, которые создают реальные условия для выполнения уп­ражнений.

Известно, что дети охотно выполняют упражнения, связанные с определенным результатом: достать, перепрыгнуть, перебросить, влезть, попасть в цель и т. д. Этому во многом помогут предмет­ные ориентиры.

Например, чтобы бросить мяч под определенным углом, про­тягивают на нужной высоте веревку (ориентир при метании), а при броске мяча в заданной плоскости ставят высокие узкие це­ли; чтобы при беге шаги были определенной длины и дети бежа­ли по прямой, беговую дорожку размечают линиями; чтобы при прыжке в длину был выше взлет, поперек ямы протягивают вере­вочку и т. д.

Подобные предметные ориентиры способствуют более успеш­ному овладению техникой движений. Урок проходит интереснее, эмоциональнее, с большей активностью учащихся.

Практические методы

Упражнения. Основной задачей обучения является формиро­вание у занимающихся прочных навыков в движениях. Чтобы решить эту задачу, необходимо многократное повторение изучае­мых движений.

Планомерные упражнения детей в изучаемых движениях спо­собствуют достижению более высоких показателем физической подготовленности, имеют неоценимое оздоровительное и образо­вательное значение. На первоначальном этапе обучения метод упражнения лучше применять в относительно постоянных усло­виях.


Многократное повторение помогает быстрее овладеть техникой движения и улучшает качество выполнения.

При разучивании движений применяются два метода: в целом и по частям. Они характеризуются тем, что вначале показывает­ся упражнение в целом, без деления на элементы. Затем, по ме­ре освоения основы упражнения (в порядке постепенности),изу­чаются отдельные элементы.

Например, при обучении лазанью по канату вначале показы­вается упражнение в целом. После того как у учащихся создаст­ся представление об этом упражнении, приступают к обучению по элементам (захват каната ногами, перехват рук, подтягивание и т. д.).

Таким образом, на фоне общего, целостного упражнения пе­ред учащимися предстают отдельные его элементы, овладение ко­торыми приведет к правильному выполнению упражнения в целом.

При обучении прыжкам в высоту или в длину с разбега уче­ники также вначале знакомятся с упражнением в целом, а потом их внимание акцентируется на отдельных элементах прыжка (разбег, толчок, полет, приземление и т. д.). Овладев этими со­ставными элементами, учащиеся переходят к комплексному вы­полнению элементов, а затем к правильному выполнению прыж­ка в целом.

Такая последовательность применяется в обучении всем слож­ным движениям. Учитывая задачи и нормы физиологической на­грузки на организм, нельзя давать учащимся сразу большое ко­личество повторений в выполнении упражнения в целом. Кроме того, частое повторение всего упражнения без необходимого изу­чения элементов его может привести к образованию неправиль­ного навыка, который уже трудно будет исправить.

Чтобы быстрее и лучше овладеть элементами сложного упраж­нения, вначале их надо выполнять в облегченных условиях. Так, при прыжках в высоту вначале рекомендуется прыгать через ве­ревочку (планку), установленную на небольшой высоте, упраж­нения в равновесии выполнять на достаточно широкой опоре и низко расположенном снаряде и т. д. Усложнять условия можно лишь тогда, когда дети будут унеренно выполнять задание в об­легченных условиях. Совершенствовать умения и навыки можно в играх и соревнованиях.

Соревнование как метод совершенствования применяется пос­ле того, как у учащихся образовался некоторый навык. Практи­чески он состоит в том, что во время прохождения учебного ма­териала выявляются лучшие команды, группы или отдельные учащиеся. Например, при проведении бега группами по два-три человека устанавливаются победители забегов; ври проведении прыжков выявляются лучшие прыгуны; во время метания в цель или на дальность - лучшие метатели; при организации и про­ведении игры - команды-победительницы.


Соревновательный метод повышает интерес детей, способству­ет лучшему выполнению упражнений, повышению результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм. Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у детей чувства кол­лективизма. Однако нужно учитывать, что соревновательный ме­тод создает известные предпосылки для проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся (победителей).

Пользоваться соревновательным методом надо весьма осто­рожно, так как это снижает точность выполнения упражнения и вызывает большое нервное и физическое напряжение уча­щихся.

Большое напряжение и сильное возбуждение может отрица­тельно сказаться на самочувствии детей, их поведении и на взаи­моотношениях друг с другом. Это обязывает учителей весьма осторожно относиться к использованию соревновательного мето­да на уроках. С учащимися младших классов элементы соревно­вания следует ограничить играми, имеющими соревновательный характер («К своим флажкам», «Передача мячей», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Вызов номеров», игры-эстафеты и др.).

В старших классах соревнования на уроках можно проводить по всем видам школьной программы. При этом основное внима­ние детей надо сосредоточить на лучших достижениях команды, группы, а не на личных результатах (их следует отмечать без особого подчеркивания).

Исправление ошибок

При выполнении физических упражнений и во время игр уча­щиеся иногда допускают ошибки и нарушают правила. Ошибки бывают общие и индивидуальные. Если ошибка допускается всем классом или большинством учеников, то надо прекратить выпол­нение упражнений и обратить внимание занимающихся на совер­шенную ошибку. При этом объяснение следует сочетать с пока­зом. В том случае, когда среди детей есть такие, которые пра­вильно делают упражнения, желательно, чтобы они показывал» их, а учитель объяснял бы технику выполнения.

Ошибки у отдельных учеников исправляются индивидуально. Учитель, не прекращая работы с классом, подходит к учащемуся, допустившему ошибку, и дает необходимые указания. При вы­полнении упражнений у учащихся бывают различные ошибки. Например, в прыжках у одних детей бывают ошибки в разбеге, у других - в толчке, у третьих - в полете, у четвертых - в при­землении, и т. д. Очень хорошо, если после указания учителя уче­ник перед выполнением задания сам расскажет, на что он дол­жен обратить внимание при повторении упражнения.

Методика обучения детей дошкольного возраста строевым упражнениям.

Строевые упражнения - средство разностороннего развития дошкольников. Они способствуют формированию у детей правильной осанки, развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции и другие физические качества.

Построение в колонну . Колонна - размещение друг за другом в затылок на расстоянии вытянутой руки (од­ного шага).

Построение в шеренгу. Шеренга - строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии, лицом в одну сторону, с интервалом в одну ладонь, приставлен­ную к бедру.

Построение в круг . Круг - самый доступный вид строя.

Построение врассыпную . Оно означает размещение детей на площадке без точно установленных ориентиров

Перестроения. Это переходы из одного строя в дру­гой Обратное перестроение называется разведением и сли­янием .

Повороты . Они выполняются дошкольниками направо, налево (90°), вполоборота направо, налево (45°), кругом (180°), как на месте, так и в движении.

Размыкания и смыкания . Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания приемы уплотнения разомкнутого строя.

1-я мл гр : все построения малодоступны детям, проводятся с воспитателем, показ кажд р-ку его места, используя зрительные ориентиры, педагог становится круг вместе с детьми, переходы дети совершают гурьбой, располагаются произвольно без учёта роста. 2-я мл.группа : строятся друг за другом на зависимо от роста, постепенно учатся занимать своё место в колонне, шеренге. При поворотах используют зрительные ориентиры, по залу перемещаются парами, в одной колонне. Ср дошк возр : строятся в круг, в пары, в шеренгу, в колонну. Дети заранее разбиваются на звенья, назначаются ведущие звеньев, по сигналу они идут на условнуе места (к флажку), за ними- все ост. Направо и налево, кругом дети поворачиваются переступая на месте. Использ распоряжения а не команды. Ст дошк возр : учатся расходиться парами и по одному через середину зала. Построение: строй по росту, выравнивание шеренги по носкам, поднимают руки вперёд и отходят назад так, чтобы не касаться впередистоящего. В кругу и шеренге размыкаются на вытянутые в сторону руки, размыкание и смыкание – приставными шагами. Повороты – простое переступание на месте. Команды – «Направо!», «Налево!», «Шагом марш!».

Методика обучения детей физическим упражнениям.

Научная основа: Лесгафт, Павлов, Сеченов., Аркин, Быкова, кенеман идр.

3й год жизни : дети не придерживаются точно заданной формы движений, но развивающаяся двигательная память позволяет им самостоятельно воспроизводить знакомые двигательные действия. 4-й год жизни : р-к владеет всеми видами основных движений, может выполнять их по своему желанию или предложению воспитателя, при выполнении соблюдать нужное направление, опр последовательность. Появляется интерес к результату деятельности. Большой запас разнообразных движений обуславливает свободу самостоятельных действий. 5-й год жизни : двигательные функции формируются особенно интенсивно. Р-к стремится к выполнению новых упражнений. Он хорошо различает их виды, умеет выделять элементы движений, оценивать качество выполнения. Знакомые движения дети выполняют в сложных вариантах и с большей нагрузкой. Двигательные действия становятся более осознанными. 6-й год жизни : достаточно хорошо владеют основными двигательными навыками, умеют выполнять движения по собственной инициативе с большей уверенностью, лёгкостью и точностью. Совершенствуется функция равновесия



МЕТОДИКА: 1этап : начальное разучивание физического упражнения, создаётся умение выполнять движение в общих чертах. С учётом этого ребёнку предъявляют минимальные требования, которые помогают ему овладеть основой движения. Частота повторений нового движения в занятии должна быть максимально допустимой (не менее 8-12 раз). Впоследствии она снижается до 5-6. 2 этап : упражнение разучивается углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объёме намеченных технических требований. Внимание детей избирательно ссредотачивается на отдельных деталях техники целостного двиг действия.3 этап : обеспечивается совершенствование техники выполнения физ упр, создаётся навык и формируется способность применять двиг действие в играх и жизни. Закрепление технкики выполнения – многократные повторения.



Осокинав мл. дошк. Возр. предлагает работать над качественной стороной движений, заботиться о развитии ловкости.В ср.дошк.возр. развивать способность воспринимать, анализировать, оценивать качество двиг.действий, последовательность их выполнений, приступать к начальному воспитанию ловкости и выносливости. В ст.дошк.возр. детей нужно учить планировать свои действия, стремиться к их результативности, уделять внимание развитию общей выносливости, скоростно-силовым способностям.

Таблица «Последовательность обучения детей физическим упражнениям»

показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, презентации), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др.

а) показ педагогом образца движения;

б) его детальный показ, сопровождаемый словом;

с) выполнение показываемого движения самим ребенком.

Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

Подетальный (т.е. расчлененный) показ двигательного действия выполняется педагогом в умеренном темпе с пояснением всех составляющих элементов движения. Например, воспитатель говорит: «Дети, мы будем сегодня разучивать наклоны в левую и правую стороны. Посмотрите, как выполняется это упражнение (показывает). А теперь послушайте и посмотрите еще раз. У меня исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Я наклоняюсь вправо, смотрю на правый локоть, потом выпрямляюсь, наклоняюсь влево, посмотрела на левый локоть - выпрямилась». Сопровождая показ выполнения движения словом, педагог создает предварительную ориентировку в движении: воздействует на сознание ребенка, вызывая ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве, способствуя усвоению пространственной терминологии: «влево - вправо» и т. д.; дает представление об исходном положении рук, ног и т.д.; о движении частей собственного тела - «влево - прямо», «вправо -прямо». После этого ребенок выполняет упражнение, а воспитатель следит за правильностью его выполнения. При подетальном (расчлененном) показе движения педагог не использует счет, поскольку это не способствует осознанному выполнению физического упражнения, не создает у ребенка представления о двигательном действии, не формирует у него осознанности движения.

После расчлененного показа движения дети самостоятельно воспроизводят упражнение, слушают указания воспитателя, т.е. практически проверяют сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за правильностью выполнения этого движения.

В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.

Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

2 углубленное разучивание

создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

словесные и практические.

Имитация . Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают.

Уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действия, используя словесное поощрение («Хорошо стоишь, у тебя правильное исходное положение»), обращает внимание ребенка и на ошибки, предлагает определенные команды: «Ноги с места не сдвигать! Наклонитесь влево-вправо! Посмотрите на локоть согнутой руки!». Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком. Он подходит к ним, дает указания, исправляет, если есть необходимость, позу, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению упражнения.

На втором этапе обучения движения ребенку уже знакомы, поэтому педагог предлагает в зависимости от их сложности изменить исходное положение. Он просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи: «Посмотрите, как выполняют упражнение дети, и скажите, кто правильно его выполнил. Что понравилось? Кто делал ошибки, какие?».

Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения, наклоны влево и вправо. При этом ребенку дается план-схема: «Вспомни, какое исходное положение рук, ног; в какую сторону нужно наклоняться вначале: влево или вправо, в какую потом». Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно их выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание красиво и правильно выполнить движения. Если у детей они сразу не получаются, то наиболее сложные движения педагог может еще раз показать и дать пояснение к их выполнению.

Постепенно приобретенные ребенком навыки двигательного движения закрепляются и совершенствуются; стимулируется его творчество, активность и самостоятельность; он начинает использовать собственный двигательный опыт в повседневной жизни.

3 закрепление навыка и совершенствование техники

закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме).

Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

обучения движению ребенок сознательно воспринимает задания, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточено на качестве движения. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Он может выполнять его по названию. На этом этапе педагог может использовать счет, музыку, творческие задания. Ребенку предлагается внести изменение в упражнения; придумать, как его можно выполнить по-другому: сделать вместе, стоя, в колонне, шеренге, с предметами и без них.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

Обучение упражнениям осуществляется в следующей последовательности: ознакомление, разучивание, совершенствование, предупреждение и исправление ошибок.

Ознакомление с упражнениями начинается с показа, демонстрации и объяснения, для чего следует:

назвать упражнение;

образцово показать его целиком;

разъяснить влияние данного упражнения на организм и указать, когда оно применяется;

показать упражнение по частям с объяснением техники выполнения;

дать возможность занимающимся опробовать его.

Упражнение необходимо показывать до тех пор, пока у обучаемых не создастся о нем правильное представление. Демонстрировать новые упражнения надо самому преподавателю, иногда с этой целью можно привлекать хорошо подготовленных курсантов или слушателей. Сложный прием показывают целиком, а затем по частям с одновременным объяснением техники выполнения. Для более легкого восприятия применяют замедленный темп выполнения, укороченные дистанции, уменьшенную высоту преодоления планки в прыжках.

Разучивание упражнения проводится в целях формирования у обучаемых новых двигательных навыков. Здесь главное -- добиваться правильного самостоятельного выполнения упражнения. Разучивание упражнений осуществляется в целом, по частям (по разделениям) и с помощью подготовительных упражнений. Эффективность разучивания зависит от трудности упражнений, подготовленности обучаемых, педагогического мастерства преподавателя и т.д. Все способы разучивания упражнений применяют в совокупности.

Совершенствование (тренировка) в выполнении упражнения -- основной и заключительный этап обучения. Оно начинается тогда, когда тот или иной прием разучен и его закрепляют многократным и систематическим повторением с постепенным повышением физической нагрузки и различными усложнениями. Преподаватель контролирует нагрузку и учитывает уровень подготовленности занимающихся, чтобы выполнение упражнений не привело к переутомлению.

Тренировку можно организовать в виде соревнования, что способствует мобилизации сил, повышению эмоциональности занятий, получению более высоких результатов. Необходимо создавать условия для проявления инициативы обучаемыми.

Предупреждение и исправление ошибок -- важный элемент обучения. Ошибки, как правило, возникают при несовершенной методике, низком уровне развития физических качеств обучаемых, слабой материально-технической базе. Для их предупреждения преподавателю необходимо:

показать и объяснить четко и правильно упражнение;

использовать подготовительные упражнения;

оказывать постоянную помощь и страховку;

дозировать физическую нагрузку в зависимости от уровня подготовленности занимающихся;

готовить тщательно места для учебных занятий и тренировок.

Помощь нужна тогда, когда обучаемый не может самостоятельно

выполнить упражнение. Задача преподавателя -- облегчить освоение упражнений и предотвратить травматизм.

Страховка обязательна на всех этапах обучения. Преподаватель, хорошо зная технику выполнения упражнений, обязан быть готовым в любое время помочь слушателю или курсанту, чтобы не допустить срывов или падений со снарядов. Для этих целей используются специальные приспособления. Одновременно руководитель занятий развивает у обучаемых навыки самостраховки.

Плотность занятия и нагрузки определяют эффективность овладения слушателями и курсантами физическими упражнениями. Под плотностью понимается отношение времени, затраченного на выполнение упражнений, ко всему времени занятий. Например, на занятии продолжительностью 50 мин на выполнение упражнений затрачено 30 мин. Плотность такого занятия будет равна 30: 50 * * 100 = 60%. Это «моторная» плотность, т.е. время затрачено только на выполнение упражнения. Однако в процессе обучения время затрачивается на показ упражнения, объяснение, перестроения и переходы от одного спортивного снаряда к другому. Поэтому общая плотность занятий всегда меньше, чем «моторная».

Оптимальная плотность занятия соответствует уровню подготовленности обучаемых. Большая плотность приходится на период совершенствования упражнений. Однако необходимо помнить, что даже хорошо подготовленные лица нуждаются в отдыхе между выполнением упражнений для восстановления сил. Для этого используется время на объяснение, показ и исправление ошибок. Постепенное повышение плотности занятия достигается:

увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;

сокращением времени на переходы к снарядам и другие передвижения;

краткостью и ясностью объяснений;

* выполнением упражнений всеми обучаемыми (потоком), целесообразным использованием инвентаря и оборудования, сокращением перерывов между выполнением отдельных упражнений.

Под физической нагрузкой понимается определенная величина воздействия упражнений на функциональное состояние организма. Она характеризуется объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки -- общая сумма упражнений, выполняемых каждым обучаемым. Объем бывает большой, средний и малый.

Интенсивность нагрузки -- отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу выполняемых за определенный период времени упражнений, т.е. к объему. Интенсивность может быть малой, средней, большой и максимальной.

Преподаватель регулирует нагрузки в соответствии с уровнем подготовленности обучаемых, чтобы они были посильными. Необходимо применять постепенное повышение нагрузок с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Существует несколько способов повышения нагрузок: непрерывный, ступенчатый и волнообразный.

Непрерывный способ заключается в том, что, начиная с небольшой нагрузки, с каждым последующим учебным занятием она непрерывно и постепенно увеличивается. Он применяется при небольших сроках обучения и однородном составе обучаемых.

Ступенчатый способ повышения нагрузки состоит в том, что на протяжении нескольких занятий нагрузка сохраняется, а затем увеличивается. Он осуществляется в группах с различным уровнем подготовленности обучаемых.

Волнообразный способ повышения нагрузки состоит в периодических колебаниях ее величины. Сначала нагрузка медленно увеличивается от занятия к занятию, затем, достигнув определенного уровня, начинает снижаться, что позволяет восстановить силы и лучше овладеть техникой выполнения упражнений. Затем все это повторяется, но на другом уровне.

Применять повышенные нагрузки можно только при хорошей физической подготовленности занимающихся. Такие нагрузки имеют место на завершающем этапе тренировок, когда необходимо показать высокий результат или победить в соревнованиях. В этих случаях обязателен врачебно-педагогический контроль.

1.2.6 Методы и приемы обучения физическим упражнениям

Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.

К первой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. Чтобы создать у ребенка правильное зрительное представление о физическом упражнении и побудить к его наилучшему выполнению, нужно показывать движение на высоком техническом уровне, т. е. в полную силу, в нормальном темпе, с подчеркнутой легкостью. После этого упражнение объясняют в целом и еще раз показывают

Использование наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы), а также кинофильмы, кинокольцовки.

Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Словесные методы. К данной группе методов относятся название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и др. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении.

Практические методы. Применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений.

1.2.7 Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития». .

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом. Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.

В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.


М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С.19-22. 3. Берсенева Л., Третьякова Н. Научите детей рисовать. // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С. 70-72. 4. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001. 186с. 5. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: ...

Овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, ...

В условиях семьи. Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности данной проблемы. ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СЕМЬИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ Д/С №14 «ГНЕЗДЫШКО») В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, ...