"международное спортивное движение". Характеристика международного спортивного движения

Социальные функции спорта.

Соревновательно-эталонная

Эвристически-достиженческая



К социально-общественным

Оздоровительно-рекреативная

Эмоционально-зрелищная

Коммуникативная функция.

Экономическая функция.

Техническая подготовка.

Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике не­обходимо владеть совершенной техникой - наиболее рациональ­ным и эффективным способом выполнения упражнения. Под со­вершенной техникой следует понимать разумно обоснованные и це­лесообразные движения, способствующие достижению высших спортивных результатов. При этом следует всегда учитывать инди­видуальные особенности спортсмена, а также условия, в которых приходится выполнять движения.

Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, но и умение проявлять значитель­ные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мышцы. Высокая спортивная техника базиру­ется на отличной физической подготовке спортсмена; чтобы овла­деть современной техникой, он должен быть сильным, быстрым, ловким, гибким, выносливым.

Одним из основных условий успешного овладения эффектив­ной техникой является сознательное отношение спортсмена к тре­нировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать дви­жения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осоз­нать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной.

Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко и применять одномоментно. Совершенство­вание техники продолжается на протяжении всей спортивной де­ятельности. Даже когда ученик показывает результат самого высо­кого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании от­дельных элементов техники, об устранении технических ошибок.

Тактическая подготовка.

Спортивная тактика - искусство ведения борьбы с против­ником, ее главная задача - наиболее целесообразное использова­ние физических и психических возможностей легкоатлета для по­беды над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.

Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наиболь­шую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длин­ные дистанции, а наименьшую - там, где соревнования проис­ходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффектив­нее использовать свою спортивную технику, физическую и мо­рально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях. В целом тактиче­ское мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение.

Задачи тактической подготовки заключаются в сле­дующем:

Изучение общих положений тактики;

Знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики;

Изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде;

Знание тактического опыта сильнейших спортсменов;

Практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»);

Определение сил противников, знание их тактической, фи­зической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внеш­них условий.

На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабаты­вает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее.

Главное средство обучения тактики - повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определен­ным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты; показ лучшего результата в метании в первой попытке; Использование одного из разученных вариантов в ответ на пре­дусмотренную ситуацию; перемена тактической схемы и многое Другое.

Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с разви­тием физических и волевых качеств, с совершенствованием тех­ники. Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную

тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональ­ные возможности спортсмена и его техническое мастерство.

В подготовке легкоатлетов важную роль играет теоретическая подготовка. Задачи теоретической подготовки вклю­чают в себя следующие вопросы:

Общие понятия о системе физического воспитания и о тео­рии спорта;

Знание перспектив развития физической культуры и спорта в стране и мире;

Знание теории и практики легкоатлетического спорта;

Знание вопросов психологической подготовки спортсмена;

Знание вопросов гигиенического режима спортсмена, вра­чебного контроля и самоконтроля;

Знание вопросов профилактики травматизма в специализи­рованном виде легкой атлетики.

Физическая подготовка.

Физическая подготовка - это вид спортивной подготовки, кото­рый направлен на преимущественное развитие двигательных качеств легкоатлета: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем орга­низма, совершенствование их функций. Физическая подготовка под­разделяется на общую и специальную.

Целью общей физической подготовки (ОФП) является достиже­ние высокой работоспособности организма, и направлена она на общее развитие и укрепление организма спортсмена: повышение функциональных возможностей внутренних органов, развитие мус­кулатуры, улучшение координационной способности, исправле­ние дефектов телосложения (главным образом из общеподготови­тельных) - с учетом особенностей и требований легкоатлетиче­ской специализации. К ним относятся упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка и др.), со снарядами (набив-

Специальная физическая подготовка (СФП) легкоатлета должна быть направлена на развитие отдельных мышечных групп спорт­смена, приобретение им тех двигательных навыков, которые не­посредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде спорта. Она должна состоять из уп­ражнений, возможно схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям и т. п. К ним относятся специально-подготовительные упражнения, включаю­щие в себя элемент, часть или избранный вид легкой атлетики в целом.

С возрастом и ростом мастерства спортсмена количество уп­ражнений ОФП уменьшается и подбираются такие, которые боль­ше способствуют специализации, т.е. упражнения СФП. Объем упражнений ОФП и СФП в системе тренировки спортсмена в значительной мере определяется уровнями компонентов его под­готовленности.

Психологическая подготовка.

Психологическую подготовку спортсмена можно разделить на общую психологическую подготовку и психологическую подго­товку к конкретным соревнованиям. Такое деление условно, так как в реальной жизни учебно-тренировочный процесс все время чередуется с состязаниями и задачи общей психологической под­готовки решаются в условиях соревновательной деятельности.

Общая психологическая подготовка, повседневно проводимая [в ходе тренировочных занятий и соревнований, направлена на [развитие у спортсмена таких психических качеств, ко­торые в большей степени способствуют успешному и прочному овладению спортивным мастерством. К ним относятся:

Создание правильной и стойкой системы мотивов, побужда­ющих спортсмена систематически тренироваться, соблюдать режим и выступать в соревнованиях;

Создание четких представлений о своей психике и качествах, Необходимых для спортивного совершенствования и успешных выступлений;

Формирование качеств характера и свойств нервной системы, способствующих эмоциональной устойчивости и перенесению мак­симальных нагрузок;

Развитие специфических процессов, необходимых для овла­дения техникой и тактикой (чувство ритма, времени, ориенти­ровка в пространстве, способности к самоконтролю над различ­ными элементами движения и т.д.);

Развитие умения управлять собой, своими чувствами и пере­живаниями, отвлекаться от всех посторонних раздражителей, со­знательно затормаживать неблагоприятные психические состоя­ния, возникающие в процессе тренировочной и соревнователь­ной деятельности;

Овладение умением легко и свободно осуществлять максималь­ные усилия без нарушения координации и динамики движений.

Ранняя предсоревновательная психологическая подготовка

Непосредственная психологическая подготовка накануне и в ходе соревнований включает:

Психологическое воздействие в ходе одного выс­тупления предусматривает: краткий самоанализ и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий и уменьшение напряженности; нормализацию психического состояния после квалификационных выступлений; устранение эмоций

В процессе психологической подготовки можно вы-I Делить два относительно самостоятельных и одновременно тесно

взаимосвязанных направления: 1) воспитание моральных и воле­вых качеств; 2) совершенствование специфических психических возможностей.

Важнейшими задачами волевой подготовки спорт­смена являются: 1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха; 2) научиться управлять своим эмоциональ­ным состоянием; 3) воспитывать у себя такие качества, как целе­устремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и ини­циативность.

10. Нагрузка. Характеристика параметров нагрузок .

– это величина воздействия физических упражнений на человека, которая сопровождается повышенным, относительно покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внутреннюю и внешнюю стороны нагрузки. Внутренняя характеризуется морфо-функциональными изменениями в организме под воздействием нагрузки. Внешняя – определяется количественной характеристикой выполняемой работы (интенсивность и объем).

и переменной . Первая одинакова по своим внешним параметрам в каждый момент времени, а вторая меняется по ходу выполнения упражнения.

Эффект нагрузки определяется ее объемом и интенсивностью.

Объем нагрузки – это длительность воздействия нагрузки на организм человека.

Интенсивность – это сила воздействия нагрузки, характеризуемая напряженностью функций, разовой величиной усилий и т.п.

Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятий в целом) может быть определена, соответственно, по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнений (или занятиях). Между показателями объема и интенсивности нагрузки существуют обратно пропорциональные отношения.

и прерывный характер. В первом случае при выполнении упражнения отсутствуют интервалы отдыха, во втором – между повторениями упражнения имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека. В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различают следующие виды интервалов отдыха :

Жесткий – интервал при котором очередная часть нагрузки приходится на период недовостановленного состояния организма. Такой интервал отдыха приме­няется при развитии разных видов выносливости. Вместе с тем следует учитывать, что неадек­ватные индивидуальным возможностям нагрузки в этом режиме могут при­вести к истощению организма.

Относительно полный (ординарный) – интервал, который гарантирует к моменту очередной части нагрузки практически полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Полный интервал – при котором оперативная работоспособность волнообраз­но возвращается к исходной.

Суперкомпенсаторный (экстремальный) – интервал, при котором очередная часть нагрузки совпадает с фазой повышенной работоспособности (фазой суперкомпенсации).

Отдых может быть активным, пассивным или комбинированным.

Активный отдых – выполнение в паузах между упражнениями тех же или других упражнений со сниженной интенсивностью.

Пассивный отдых – относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности.

Комбинированный отдых – объединение в одной паузе отдыха активной и пассивной его организации.

Эффекты воздействия физических упражнений . Двигательная деятельность сопровождается целым рядом про­цессов и явлений в организме и психике человека, которые можно обоб­щенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эф­фект .

Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функ­циональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимичес­ких, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигатель­ной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).

По прекращении двигательной деятельности ее эффект не ис­чезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех про­цессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы (рис. 2.1.).

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

Рис. 2.1. Динамика оперативной работоспособности во время

нагрузки и в период отдыха (схема).

1 – фаза врабатывания;

2 – фаза устойчивой оперативной работоспособности;

3 – фаза снижения оперативной работоспособности (утомления);

4 – фаза относительной нормализации оперативной работоспособности (восстановления);

5 – фаза повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации);

6 – редукционная фаза (снижение оперативной работоспособности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.

В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражне­ний -кумулятивный эффект . Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) следовых эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различ­ных упражнений).

Кумулятивный эффект упражнений лежит в основе повышения уровня тренированности, сохранении и дальнейшем улуч­шении физической подготовленности. Но кумуляция эффекта упражнения может привести и к отрицательным последствиям, если нарушаются закономерности физического воспитания, в частности, хронически допускаются чрезмерные нагрузки. След­ствием этого могут быть перенапряжение, перетренированность и т.д.

В зависи­мости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, вы­деляют четыре основных варианта построения занятия (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Динамика оперативной работоспособности в зависимости от продолжительности отдыха (схема)

А – повторное выполнение нагрузки в фазе недовосстановления оперативной работоспособности.

Б – повторное выполнение нагрузки в фазе относительно полного восстановления оперативной работоспособности.

В – повторное выполнение нагрузки в фазе повышенной оперативной работоспособности (суперкомпенсации).

Г – повторное выполнение нагрузки в фазе полного восстановления оперативной работоспособности.

Первый вариант используется при двух – трехразовых занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе недовосстановления, чем обеспечиваются компенсаторные предпосылки для суммар­ного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.

Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в пе­риод относительно полного восстановления организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.

В третьем варианте предусматривается использование суперкомпен­саторного типа интервала отдыха, обеспечивающего выполнение последу­ющей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.

Четвертый вариант предусматривает проведение последующего заня­тия через длительный интервал отдыха, когда структурные следы преды­дущего занятия почти утрачены. Данная форма организации занятия ис­пользуется преимущественно в сфере активного досуга (физической рекреации), поскольку обеспечивает устойчивый рекреативно-оздорови­тельный эффект. Отмеченные варианты чередования работы и отдыха имеют место как в одном занятии, так и в системе занятий.

Социальные функции спорта.

Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспитания, а благодаря занятиям профессионально-прикладными видами спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и военной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель- , ных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Функция социальной интеграции и социализации личности . Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров - все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Основные направления спортивного движения.

Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям

1) общедоступный спорт (массовый);

2) спорт высших достижений.

Спортивное движение
Общедоступный (массовый) спорт Спорт высших достижений
Школьно-студенческий спорт Достиженческий спорт
Профессионально-прикладной спорт Профессиональный спорт
Физкультурно-кондиционный спорт Профессионально-коммерческий спорт
Оздоровительно-рекреативный спорт Достиженческо- коммерческий спорт Зрелищно- коммерческий спорт

Общедоступный спорт включает в себя: школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, профессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенческий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособности в системе образования и воспитания (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-технические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных результатов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановления, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и престижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с большими физическими и психическими напряжениями. Выступление в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших достижений.

В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственностью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений.

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ

ТЕМА № 5

5.1.Характеристика Международного спортивного движения

5.2.Структура современного Олимпийского движения

5.3.Характеристика Международного Олимпийского комитета (МОК)

5.4.Характеристика Национального Олимпийского комитета (НОК)

Международное спортивное движение - это обществен­ное объединение спортсменов и различных спортивных ор­ганизаций, основанное на общности интересов, целей и принципов деятельности по развитию спорта. Основными составляющими МСД являются

1) Олимпийское движение во главе с Международным
Олимпийским комитетом (МОК);

2) Национальные Олимпийские комитеты (НОЮ, имеющие
свою систему; национальные федерации по видам спорта;

3) Международные спортивные федерации по видам
спорта (МСФ), объединения инвалидов, профессиональные
спортивные объединения.

В развитии МСД участвуют и неспортивные организации: ЮНЕСКО, всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), международная социологическая ассоциация, всемирная ор­ганизация труда и др.

Единого централизованного руководства МСД не имеет. Его единство определяется общими нравственным, право­выми и вещественными признаками основной деятельности В МСД принимают участие спортивные организации более двухсот государств. Основными организационными звеньями МСД являются временные и постоянные международные спортивные объединения (МСО). Временные МСО функци­онируют непродолжительный срок (оргкомитеты, комиссии, конференции, конгрессы, симпозиумы и др.). Всего в мире свыше 500 международных спортивных организаций, наи­более крупными из которых являются МОК, Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация НОК (АНОК). Генеральная ассоциация международных спор­тивных федераций (ГАИФС), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ) и др. Международная фе­дерация спортивной медицины (ФИМС), Международная ассоциация психология (ИССП) и др. Некоторые МСО создаются по профессиональному при­знаку - Международный спортивный союз железнодоро­жников (УСИК)/ Международная ассоциация спортивной пре­ссы (ЛИПС), а также по специфическим признакам. Например, Международный спортивный комитет глухих (КИСС) и др.

Основными организационными звеньями МСД являются временные и постоянные международные спортивные объединения (МСО).

Временные МСО функционируют непродолжительный срок (оргкомитеты, комиссии, конференции, конгрессы, симпозиумы).

К постоянным МСО относятся те, которые действуют постоянно - МСО по физическому воспитанию и спорту, международные федерации (лиги, союзы) по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные организации др.



Общие признаки , которым должны отвечать МСО: согласование целей, деятельности, стабильная форма международного сотрудни­чества национальных спортивных организаций, наличие избранных демократическим путем руководящих органов, соблюдение общих правил и принципов, среди которых главные:

  • борьба с политикой, расовой и религиозной дискриминацией в спорте;
  • признание суверенитета и равноправия национальных спор­тивных организации;
  • сохранение прогрессивных спортивных традиций;
  • невмешательство во внутреннюю жизнь суверенных государств;
  • демократические основы управления деятельностью МСО; приверженность общечеловеческим нравственным и духовным ценностям.

В настоящее время общее количество МСС, признанных спор­тивными организациями не менее 25 стран, превышает 500 и в своей совокупности они объединяют более 650 млн. спортсменов.

Высшим органом каждого МСО является собрание представи­телей национальных спортивных организаций (конгресс, съезд, конференция). На таких собраниях избираются руководящие органы МСО, президент, исполнительные комитеты и комиссии, утверждают­ся планы работы, отчеты о проведенных мероприятиях, материаль­ных затратах, принимаются правила соревнований, директивные документы, осуществляется прием новых членов МСО и т.д.

В современном мире насчитывается свыше двухсот международных спортивных объединений. Все они относятся к не правительственным (общественным) организациям. Их членами являются спортивные федерации (союзы, лиги), иногда международные спортивные объединения по роду спортивной деятельности и отдельные лица.

Международные спортивные объединения могут быть классифицированы следующим образом.

а) международные спортивные объединения на уровне всемирных, объединяющих спортсменов молодых независимых и капиталистических развивающихся стран всех континентов. Среди них есть организации имеющие комплексный характер. К ним относятся Международный Олимпийский комитет, Генеральная ассамблея национальных олимпийских комитетов (ГАНОК), Генеральная ассоциация международных спортивных федераций (ГАМФС), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международный спортивный комитет глухонемых (КИСС). и др.

К обладающим ограниченными функциями относятся международные спортивные федерации по отдельным видам спорта, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Международная ассоциация психологии (ИССП), и др.

б) международные спортивные объединения регионального масштаба. Имеющие комплексный характер относятся: Постоянная консультативная конференция национальных олимпийских комитетов Европы (ПАК НОК Европы), Панамо-американская спортивная организация (ПАСС), Федерация азиатских игр (АГФ) и др.

К обладающим ограниченными функциями – Европейская ассоциация легкой атлетики (ЕАА), Европейская лига плавания (ЛЕН), Европейская конференция стрелкового спорта (ЕСК) и др.;

в) Международные спортивные объединения капиталистических стран; Международный союз военного спорта (СИЗМ); Международная католическая федерация физического воспитания и спорта и др.

Современное Международное спортивное движение (МСД) представляет собой сложное общественное явление. Его развитие происходит в условиях мирового существования противоборствующих социально-экономических политических систем, рыночного общества и капиталистической системы. Оно объединяет людей разных мировоззрений, политических взглядов, религиозных вероисповеданий, разного имущественного положения и расового происхождения. В настоящее время международное спортивное движение объединяет сотни миллионов любителей спорта, более чем из 200 стран мира, всех пяти континентов.

Международному спортивному движению престольное внимание уделяет ООН и его специализированные учреждения (ЮНЕСКО) и др.

Под эгидой ЮНЕСКО создан Межправительственный комитет по физическому воспитанию и спорту. В его задачи входит – распространение рекомендаций ЮНЕСКО, сотрудничество с неправительственными спортивными организациями, содействие подготовке и переподготовке кадров, научным исследованиям, обмену информацией в области физического воспитания с спорта. Важнейшую роль в международном спортивном движении играют многочисленные спортивные объединения (МСО).

Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определен­ные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфиче­ские (свойственные только ему как особому явлению действитель­ности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспи­тания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функ­ция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной ин­теграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть кото­рой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих воз­можностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечело­веческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спор­тивный эталон» исторически не остается неизменным, а все вре­мя прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наи­более ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе Массовому общедоступному через систему специально организо­ванных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием че­ловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения . Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. По­добно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтвержде­нием этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцент­рированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития.Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эсте­тического, интеллектуального и трудового воспитания. Притяга­тельная сила спорта, высокие требования к проявлению физичес­ких и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в дости­жении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей сис­темы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные воз­можности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающих­ся в сфере спорта.

Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспита­ния, а благодаря занятиям профессионально-прикладными вида­ми спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и во­енной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положи­тельном влиянии спорта на состояние и функциональные воз­можности организма человека. Особенно это ярко выражено в дет­ском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоце­нимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими yупражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для «его резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Осо­бенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявля­ющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, гра­ничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и худо-5кественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истин­ных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища ха­рактеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затра­гивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщен­ное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это уве­личило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных батали­ях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для под­ражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в обще­ственную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимаю­щихся опыта социальных отношений. На этом основана его важ­ная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Со­вокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение при­брело немалое значение и в качестве одного из факторов соци-^ьной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в груп- Пь1 , организации, союзы, клубы на основе общности интересов и Стельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воз. действия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертыва­ния международных связей, взаимопонимания и культурного со­трудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Неудивительно, что международные спортивные связи вырос­ли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортив­ного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение стали широчайшими интернациональными течениями современ­ности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олим­пийских комитетов.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в раз­витие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособнос­ти, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, матери­ально-технической базы, подготовка кадров - все это способ­ствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают госу­дарство и общественные организации в развитие спорта. Основ­ная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям (рис. 26):

1. общедоступный спорт (массовый);

2. спорт высших достижений.

Общедоступный спорт включает в себя (см. рис. 26): школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движе­ние «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, про- фессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенчес­кий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособ­ности в системе образования и воспитания (общеобразователь­ные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-тех­нические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных резуль­татов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановле­ния, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удов­летворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и пре­стижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с боль­шими физическими и психическими напряжениями. Выступле­ние в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших дости­жений.

В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственнос­тью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений. Современный спорт высших достижений также неодноро­ден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений (см. рис. 26):

1. супердостиженческий (любительский) спорт;

2. профессиональный спорт;

3. профессионально-коммерческий спорт:

Достиженческо-коммерческий спорт;

Зрелищно-коммерческий спорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, органи­зации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащи­ми, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессиона­лов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чем­пионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этил соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальней" шем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от та называемого супердостиженческого любительского заключается том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по закона спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с ма­териальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в со­стояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максималь­ный уровень подготовленности.

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стре­мятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпиона­тах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих вы­сокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача - успешное выс­тупление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, осо­бенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая сред­ний уровень физической подготовленности и очень высокий тех­нический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших дости­жений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:

Начальной подготовки - 70,6%; I - начальной и углубленной специализации - 27,1%;

Спортивного совершенствования - 1,7%;

Высшего спортивного мастерства - 0,45%.

Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.

Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс.становятся высококвалифицированными спортсменами. , Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.

17.3. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются (рис. 27): 1) система отбора и спортивной ори­ентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тре­нировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тре­нировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кад­ров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техничес­кое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-уп­равленческие факторы; ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен об­щим закономерностям устройства, функционирования и разви­тия ее.

Система отбора и спортивной ориентации - это комплекс орга­низационно-методических мероприятий педагогического, меди­ко-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современ­ном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся кон­куренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофунк-циональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выяв­лены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства - врожденной и приобретенного, биологического и социального (В.Н.Пла­тонов, 1987).

Система отбора и спортивной ориентации подробно рассматривается в отдельной главе (глава 22).

Система соревнований (см. рис. 27). Спортивные соревнования являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также использую как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.

С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей в каж­дом виде спорта образуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность на мировом, национальном региональном и местном уровнях.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система сорев­нований является важнейшим универсальным механизмом управ­ления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во мно­гом определяет содержание, направленность и структуру трени­ровочного процесса; выступает в качестве необходимого инстру­мента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; спо­собствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования вы­ходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как явля­ются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования - чемпионаты Рос­сии, регионов и т.д.

Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нуж­ные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подго­товки, определяет характер и содержание всей двигательной дея­тельности, а также финансового, материально-технического, ин­формационного, научного и медицинского обеспечения и вос­становительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность, а успешными предпосылками для дости­жения их высокого уровня является воспитание человека и уро­вень его интеллектуальных способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функциониро­вания системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27).

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенци­алом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перс­пективными для дальнейшего роста спортивных результатов.

Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений на­учно-технического прогресса является одним из решающих факто- торов результативности подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного

обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть спе­циализированных подразделений в научно-исследовательских ин­ститутах и академиях физической культуры нашей страны; комп­лексные научные группы (КНГ), созданные при сборных коман­дах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализиро­ванные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные ре­дакции телевизионных компаний, информационные центры, ос­нащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

Выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы под­готовки спортсменов и прогнозирование;

Разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;

Совершенствует организационно-управленческие, экономи­ческие и материально-технические факторы;

Разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо­тоспособности;

Разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспе­чивает реализацию практических мер по психическому обеспече­нию спортивной подготовки;

Ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;

Обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко при­меняются диагностическая, измерительная, вычислительная тех­ника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и инфор­мационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля, педагогов, врачей, биологов, физиоло­гов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, мате­матиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием материально-технической базы, созданием новых моде­лей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.

Финансирование спорта осуществляется из различных источни­ков: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать у с. ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных де­тей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, регио­нальные, ведомственные спортивные организации, клубы, ко­манды успешно переходят на самофинансирование и другие не­традиционные формы финансового самообеспечения, что позво­ляет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повы­шающих эффективность функционирования системы соревнова­ний и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на под­готовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800-1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономи­ческих, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных - горно­лыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население оп­ределенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борь­бы, тяжелую атлетику и нецелесообразно - баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной дея­тельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, из­менение часового пояса. С одной стороны, они могут способство­вать повышению спортивной работоспособности, а с другой -значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внеш­ней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.

Управление и организационная структура . Система управления совершенствованием спортсмена - это совокупность управляв мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она но­сит комплексный характер и охватывает все уровни управления непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональ­ный, федеральный. На каждом уровне решаются специфически задачи, соподчиненность и скоординированность которых опре­деляет системность управления. Комплексность проявляется так­же в том, что в системе управления присутствуют различные компо­ненты - биологические, социально-экономические, материаль­но-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и дос­тижение целей.

Под организационной структурой следует понимать совокуп­ность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдель­ных ее компонентов, потоки информации между ними.

Механизм управления - это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различ­ных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управ­ление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения органи­зационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой административная и функциональная обособленность, формиро­вание узковедомственных и узкоорганизационных целей.

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

XX век Россия завершила событиями переломного характера, которые привели не только ко многим фундаментальным экономическим утратам, но и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Высокая смертность и низкая рождаемость, общая и профессиональная заболеваемость угрожают сегодня нашей стране депопуляцией - самой страшной социальной бедой, которую только можно придумать для государства.

Особенно тревожит состояние здоровья подрастающего поколения, половина которого имеет хронические заболевания, а распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 процентов. Врачи впервые за последние 40 лет столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста.

С другой стороны, занятия интеллектуальной деятельностью в сочетании с физической активностью, являются, на сегодняшний день, наиболее популярной моделью развития личности, так как образование служит сильнейшей мотивацией социального самоопределения, а спортивное движение одной из мощнейших в истории цивилизации, объединительных идей, эффективным средством воспитания молодых людей и одним из самых популярных зрелищ на планете. Согласно опросам, образование является одним из важнейших гражданских приоритетов, а спорт и спортсмены в России пользуются симпатией и авторитетом у подавляющего большинства населения, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов.

Молодежь и студенчество всегда играли заметную роль в общественных процессах любого государства. Обладая, бесспорно, высочайшим интеллектуальным и физическим потенциалом, российские студенты сегодня составляют костяк национальных сборных команд по видам спорта и являются деятельной, конструктивной основой для любой социальной группы, будь то спорт, наука, политика или бизнес.

Учитывая, что в настоящее время роль спорта становится не только все более заметным социальным фактором в современном мире, привлечение студенчества к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, в том числе ее военной и политической мощи.

1. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Студенческое спортивное движение имеет почти вековую историю, и сегодня невозможно переоценить его значение и авторитет в международном спортивном сообществе. Уступая по представительству и количеству участников лишь Олимпийским играм, Всемирная Универсиада является самым значимым международным комплексным спортивным мероприятием. Всемирные Универсиады проводятся Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ). С 1994 года Российский студенческий спортивный союз является членом ФИСУ и единственной организацией, представляющей Российский студенческий спорт в этом международном органе. Начиная с 1995 года, Российские студенты-спортсмены успешно выступают на Всемирных Универсиадах и в неофициальном командном зачете стабильно входят в тройку сильнейших команд, лидируя практически на всех зимних Универсиадах. В августе 2005 года, впервые в истории, Российская команда заняла 1 место в неофициальном общекомандном зачете и по количеству «золота» на летней Универсиаде в турецком Измире.

Международные встречи студентов-спортсменов имели место еще до первой мировой войны, но они носили неорганизованный характер. Возникновение международного студенческого спортивного движения, имеющего постоянный характер, связано с именем французского университетского деятеля Жана Петижана. Благодаря его усилиям в рамках международной конфедерации студентов (МКС), созданной в 1919 году, был образован спортивный отдел, намеревавшийся уже в 1921 году начать проведение чемпионатов мира среди студентов, что должно, по замыслу инициаторов, способствовать развитию связей и сотрудничества среди студенческой молодежи мира. Однако, только после вступления в МКС студенческих организаций США, Англии и Италии в мае 1923 года в Париже прошел Международный спортивный конгресс университетов, на котором было принято решение о проведении в следующем году первого чемпионата мира среди студентов.

В программу чемпионата мира 1924 года в Варшаве были включены только легкоатлетические дисциплины. Второй чемпионат мира среди студентов прошел в Риме (1927). Программа расширилась за счет футбола, тенниса, плавания и фехтования. В этом чемпионате уже участвовали не только студенты Европы, но США и Гаити. Во время этого чемпионата было принято решение, начиная с 1928 года проводить и зимние студенческие чемпионаты мира. Следующий чемпионат мира проходил в Дортмунде (Германии,1930). С 1935 года деятельность спортивного отдела Международной конфедерации студентов взял под свое покровительство МОК, таким образом, официально признав деятельность студенческой спортивной организации. В 1939 году в Международном студенческом движении произошел раскол в связи с развязыванием фашистской Германией Второй мировой войны. Первоначальное право проведения студенческого чемпионата Международная конфедерация студентов предоставила Бонну.

17 ноября 1945 года прошла учредительная конференция Международного союза студентов. В 1947 году создан Международный союз спортсменов-студентов (МСС).

С 1947 года проведение Всемирных студенческих игр возобновляется под эгидой Международного союза студентов (МСС). В период с 1949 по 1959 гг. после создания ФИСУ, из-за политических разногласий обозначился раскол в международном спортивном движении. МСС продолжал проведение зимних и летних студенческих Игр, а ФИСУ в противовес этому устраивали так называемые Недели спорта. В 1959 году было достигнуто соглашение о том, что страны-члены МСС вошли в состав ФИСУ. С этого момента Игры проводятся под названием Универсиад. Проведение Универсиад связано с Примо Небило- участником итальянского сопротивления. Идею проведения Унеиверсиад пробивал вместе с Анжело Скарпело. Позднее Скарпело стал первым президентом КУЗИ-итальянского союза студенческого спорта.

Первая летняя Универсиада прошла в 1959 году в Турине (Италия). В ней приняли участие 985 спортсменов из 45 стран мира. В программу соревнований входило семь видов спорта: легкая атлетика, баскетбол, фехтование, плавание, теннис, волейбол, водное поло. С 1961 года добавились соревнования по прыжкам в воду, спортивной гимнастике, а с 1979 – по футболу. В 1971 году в Африке создается Африканская федерация университетского спорта (ФАСУ), которая провела в 1974 году в Аккре (Гана) 1 Универсиаду Африки. В ней приняли участие 2000 спортсменов-студентов из 13 африканских стран. Летняя Универсиада 1989 года в Дуйсбурге (ФРГ) прошла по сокращенной программе: легкая атлетика, баскетбол, фехтование и гребля. В 1994 году Российский студенческий спортивный союз был принят в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ). Начиная с 90-х годов проведение Универсиад приобретает строгую периодичность. В программу зимних Универсиад были включены лыжный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой, а с 1968 года и конькобежный спорт. В последующем в программу Универсиад были включены горнолыжный спорт, биатлон, шорт-трек (с 1989 года). От одного до трех видов спорта выбирала страна-организатор. В разное время в программу входили лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, сноуборд.

В программу зимней Универсиады в Тарвизио (Италия) в 2003 году было представлено уже 12 видов спорта. Кроме Универсиад, ФИСУ проводит также по четным годам чемпионаты мира среди студентов по популярным видам спорта, не вошедшим в программу Универсиад. Это такие виды, как вольная и греко-римская борьба, гандбол и другие.

В настоящее время ФИСУ объединяет около 160 национальных студенческих спортивных федераций, ассоциаций, союзов и т.д. Представители этих стран регулярно (1 раз в два года) встречаются на заседаниях Генеральной ассамблеи. Исполком ФИСУ состоит из 23 постоянных членов и избирается на 4 года. Председателем ФИСУ в настоящее время является Джордж Кильян. Генеральным секретарем ФИСУ является Рош Кампана.

В 2003 году ФИСУ отметил 50-летие, а Универсиады – 40-летие проведения соревнований.

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СПОРТИВНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Несмотря на яркие и убедительные победы российских студентов-спортсменов на международной арене, наше общество явно недостаточно информировано об этих успехах, что не может не сказываться на мотивацию молодых людей, выбирающих для себя спорт, как один из способов самореализации. Также обидно, и, за то, что являясь лучшими в мире, российские студенты-спортсмены не получают адекватное значимости их побед, признание среди соотечественников, а государство плохо использует этот благодатный потенциал для своих, сугубо прагматических, социальных и политических целей.

Поскольку, в настоящее время в деятельности РССС образовался чувствительный дефицит в информационной области, ясно видна необходимость усиления способов информационного воздействия и пропаганды на целевые аудитории.

Предлагаемая программа является очередным звеном в деле продвижения ценностей физической культуры и спорта, здорового образа жизни и подключения молодежи и студенчества к новым жизненным мотивациям, адаптации к постоянно меняющемуся миру, воспитании оптимизма, веры в себя и в свою страну.

Стимулирование мотивации российской молодежи и студенчества к занятиям спортом и физической культурой путем популяризации массового, студенческого и профессионального спорта. Воспитание ценностей здорового образа жизни среди населения Российской Федерации.

Начиная с 60-х годов XIX столетия, в истории физической культуры произошло событие, которое до настоящего времени является составной и неотъемлемой частью спортивной, общественной жизни и межгосударственных отношений - возникло международное спортивное движение - движение, которое объединяет организации и лица, заинтересованные в развитии и совершенствовании спорта на земле. Международное спортивное движение представлено основными структурами - МСО (международными спортивными объединениями) и НСО (национальными спортивными объединениями), которые призваны способствовать использованию возможностей спорта и способствуют установлению тесных контактов между различными странами.

На сегодняшний день таких объединений в МСД насчитывается свыше 500. В свою очередь, МСО (НСО) подразделяются на:

а) универсальные и специальные общего характера , деятельность которых не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся: Международный олимпийский комитет (МОК), Международный Совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и Международная олимпийская академия (АИД);

б) по видам спорта - это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу XIX века насчитывалось более 100. Первые федерации появились в конце 80_х годов XIX века: Международная федерация по гимнастике (ФИЖ) - 1881 г., Международная федерация гребных обществ (ФИСА) - 1892 г., Международный союз конькобежцев (ИСУ) - 1892 г. и т. д.

в) по отраслям знаний и деятельности - это МСО (НСО), имеющие непосредственное отношение к физической культуре и спорту. Например, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.

г) объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности : профессиональной - Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной - Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.

В задачи МСО входит содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, а также контроль за выполнением этими организациями принятых уставов, за единым толкованием официальных международных положений и планированием международных соревнований, конгрессов, симпозиумов. Практически все МСО и НСО не зависят от правительств своих государств и носят общественный характер, т. е. являются неправительственными спортивными объединениями.

С 1978 г. в МСД появилось правительственное МСО в сфере физической культуры и спорта - Комитет по развитию спорта совета Европы (СДДС). В состав этого МСО вошло 47 государств Европы. Оно действует в соответствии статьи 3 и статьи 6 Европейской культурной конвенции и призвано, во-первых, стимулировать и обеспечивать координацию спортивной политики в государствах, во-вторых, развивать демократические основы спорта, пропаганду этических ценностей и социальной интеграции в спорте. Республика Беларусь также представлена в данном МСО. Всего на сегодняшний день свыше 200 государств участвуют в Международном спортивном движении и в его структурах.