Влияние систематических физических упражнений на организм школьника. Влияние физкультуры на жизнь и здоровье человека

«Влияние физических упражнений

на здоровье подростка».

Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.

По данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности. Население России в целом «обеспечено» физической культурой и спортом всего на 30-40% от необходимого, «физиологически обоснованного объема двигательной активности для нормального развития организма» (Н.М. Амосов).

При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции.

Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.

Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

Виды физических нагрузок и их влияние на организм.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют - ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Диагностика и самодиагностика состояния организма

при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины – 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже – 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов – 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.
Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.
Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами.
Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках.

Формы физических занятий.

1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.

2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.

3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

4. 5-6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.

5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).

Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.

K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

Основная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

Подготовительная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Специальная медицинская группа . 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.

Физические упражнения окажут положительное воздействие , если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеютсянарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующиесущественного напряжения, могут привести кухудшению деятельности сердца. Не следуетзаниматьсясразу после болезни. Нужно выдержатьопределенный период, чтобыфункции организма восстановились, - толькотогда физкультура принесет пользу.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста. Раннее начало занятий спортом может оказать неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка.

Здоровье современного человека неразрывно связано со спортом и физкультурой , которые позволяют повысить защитные функции организма, чтобы он мог противостоять пагубному воздействуют агрессивных микроорганизмов, неблагоприятной экологической обстановке и прочим негативным факторам окружающей среды. Достигается это не только за счет выполнения различных тренингов и упражнений в тренажерном зале и в домашних условиях, но и сбалансированным правильным питанием. Это сочетание позволяет противостоять развитию многих заболеваний, укрепить иммунную систему, повысить ее сопротивляемость к различному отрицательному воздействию .

Технический прогресс затронул все сферы деятельности. Появление смартфонов, компьютеров и других устройств оказало существенное влияние на образ жизни. Трудиться и заниматься повседневными делами стало гораздо проще и легче. Это не могло не повлиять на физическую активность человека, которая резко снизилась.

Эта ситуация отрицательно сказывается на функциональных способностях, ослабляет скелетно-мышечный аппарат человека. Внутренние органы начинают работать несколько иначе, но, к сожалению, изменения происходят в худшую, а не в лучшую сторону. И поскольку движения сведены к минимуму, резко падающий уровень энергозатрат влечет за собой сбои в мышечной, сердечной, сосудистой и дыхательной системах. Все это отражается на организме и на здоровье, становится причиной развития многих болезней.

Спорт позволяет компенсировать недостаток движения, повысить энергетические затраты. Кроме того, в реалиях современности, именно занятия спортом и физкультурой становятся единственными доступными способами проявления активности, позволяющими восполнить естественную потребность каждого человека в определенном количестве нагрузок и движения.

Зависимость систем и органов от спорта

Активная физическая деятельность, которая характерна абсолютно для любого вида спорта, имеет положительное влияние на здоровье людей. Этому неоспоримому доводу посвящено бесчисленное количество исследований, научных работ, диссертаций, статей. Если излагать их суть кратко и, по существу, то положительное влияние спорта на здоровье сводится к следующим конкретным пунктам:

Укреплению опорно-двигательного аппарата

Кости становятся устойчивыми к нагрузкам, а мышцы, увеличиваясь в объеме, обретают большую силу. Во время пробежек, плавания, занятий в спортзале происходит улучшение транспортировки кислорода к мышцам, что приводит в действие находящиеся до этого в покое кровеносные капилляры и к последующему образованию новых сосудов. Поступление большого количества кислорода изменяет химических состав мышечной ткани - увеличивается концентрация энергетических веществ, а обменные процессы, включая синтез протеина, начинают протекать быстрее, образовываются новые клетки мускул. Укрепление опорно-двигательного аппарата снижает риск развития остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, артроза, грыжи межпозвоночных дисков.

Укреплению и развитию нервной системы

Этому способствует увеличение быстроты и ловкости, улучшение координации. Происходит беспрестанное формирование новых условных рефлексов, закрепляющихся и складывающихся в определенную последовательность. Организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится гораздо проще и эффективнее, а усилий прилагается меньше. Возрастание скорости нервных процессов приводит к тому, что мозг быстрее реагирует на внешние раздражители и принимает верные решения.

Улучшению функции сосудов и сердца

Кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся выносливее. Во время тренировок органы функционируют в более интенсивном режиме, а мускулатура под воздействием нагрузок требует повышенного кровоснабжения. Сосуды и сердце начинают перекачивать больше насыщенной кислородом крови, объем которой за минуту повышается до 10-20 литров, вместо 5 литров. Сердечно-кровеносная система у ведущих активный образ жизни людей быстрее адаптируется к нагрузкам и восстанавливается после каждой тренировки.

Улучшению работы органов дыхательной системы

Достигается в результате возрастающей потребности органов и тканей в кислороде. Благодаря этому, увеличивается глубина и интенсивность дыхания. На фоне отсутствия нагрузок объем кислорода, проходящий через органы дыхания за 60 секунд, составляет 8 литров, а во время плавания, бега, занятий в спортзале возрастает до 100 литров, то есть увеличивается жизненная емкость легких.

Повышению защитных функций иммунитета и качественному изменению состава крови

Число эритроцитов, содержащихся в кубическом миллиметре, у тренирующихся на постоянной основе людей повышается с 5 до 6 миллионов. Возрастает уровень белых кровяных телец - лимфоцитов, нейтрализующих вредоносные факторы. Общее укрепление иммунной системы - прямое доказательство положительного воздействия физкультуры. Люди, постоянно занимающиеся каким-либо видом спорта или посещающие тренажерный зал, гораздо реже болеют, быстрее выздоравливают.

Улучшению метаболизма

В натренированном организме гораздо лучше происходит процесс регулирования содержания в крови сахара и прочих веществ.

Изменению отношения к жизни

Ведущие активный образ жизни люди в меньшей степени подвержены перепадам настроения, неврозам, депрессии, менее раздражительны и более жизнерадостны.

Как спорт влияет на молодой организм?

Согласно статистическим данным, семьдесят процентов из общего числа часто подверженных различным болезням детей и подростков пропускает или вовсе не посещает физкультуру, не занимается никаким спортом. Проводимое за телевизором или компьютером время, умственные нагрузки во время уроков или выполнения домашнего задания не могут компенсировать отсутствия физической разрядки.

Малоактивный образ жизни «старит» растущий организм, делает его уязвимым. И если раньше патологии костной ткани, сосудистые и сердечные болезни диагностировались у представителей старшего поколения, сегодня эти недуги поражают и детей, и подростков. Чтобы избежать подобных неблагоприятных последствий, укрепить организм и иммунитет, нельзя пренебрегать спортом и физкультурой.

Проблема популяризации физкультуры и спорта

Благотворное влияние физической активности на организм человека подтверждено исследованиями, практическими наблюдениями, нашло отражение в многочисленных пословицах у разных народов мира.

И педагоги, и медики прилагают много усилий к тому, чтобы в обществе сложилось положительное отношение к спорту. В учебных заведениях выдают бесплатные абонементы на посещение тренажерных залов, бассейнов. Эти старания, конечно, приносят свои плоды, но количество игнорирующих спорт и физкультуру достаточно велико.

Занятия спортом, конечно, важны и необходимы каждому. Главное, соблюдать умеренность и не допускаться перегрузок. Не следует забывать и о травмах, которые можно получить, если пренебрегать мерами безопасности.

Здоровье подрастающего поколения рассматривается как неотъемлемая составляющая в общей системе социально-экономических приоритетов в Украине. Основные задачи связаны с превентивными, профилактическими мерами в управлении здоровьем населения через систему технологий оценки факторов риска в диагностике донозологических стадий.

Правильно организованный режим дня, рациональное распределение времени ребенка, в том числе для отдыха, ночного сна, пребывания на свежем воздухе - залог уравновешенности нервной системы и здоровья.

Хороший эффект дают профилактические мероприятия, применяемые в детских реабилитационно-оздоровительных центрах (центрах кинезитерапии) круглогодичного характера. Малая двигательная активность способствует росту вегето-сосудистых дистоний, нарушению осанки.

Желательно посещение дошкольных учреждений максимальным количеством детей с пятилетнего возраста. Организация учащихся в коллективы позволяет осуществлять целенаправленные массовые профилактические и оздоровительные мероприятия.

Образовательное учреждение должно исходить из двух взаимосвязанных базовых положений - образования и развития потенциала здоровья ребенка в процессе обучения, здоровьесберегающий образовательный процесс.

Введена аттестация учреждений образования, планируется ввести в штаты школ ставки врачей, физическое воспитание перевести из зачетной в оздоровительную форму. Переход на предметное обучение сопровождается ломкой сложившихся стереотипов, дифференциацией в обучении, увеличением интеллектуальной нагрузки параллельно гормональным возрастным изменениям, интенсивному росту и развитию организма. Развитие и учеба ребенка должна идти не за счет резервов организма, а путем наращивания его потенциала с учетом физических и возрастных возможностей.

Реформирование общеобразовательной системы усиливает роль профилактической медицины, семьи, самого учащегося в сохранении и укреплении здоровья, критерием которой является индекс здоровья. Индекс здоровья - это число выявленных отклонений по органам и системам к общему числу, создан алгоритм определения этого индекса. Разработан также индекс благополучия и для семьи - индекс жизнеобеспечения. Данные индексы позволяют выявить уязвимые места и целенаправленно проводить оздоровительно-профилактические мероприятия.

Выделение оздоровительно-профилактических мероприятий детей и подростков в самостоятельную дисциплину обусловлено своеобразными условиями воспитания и обучения, не совпадающими с профессиональной и общественной жизнью взрослых.

Значительный вклад в оздоровление и профилактику детей и подростков внес Ф.Ф.Эрисман: в закономерности роста и развития; в оценочные показатели физического развития; о причинах возникновения близорукости; в разработку гигиенических нормативов по освещенности; по размерам парт и их конструкциям (парта Эрисмана); в разработку мероприятий по профилактике утомления в виде требований к расписанию.

Врачебная деятельность в области оздоровления и физического воспитания детей и подростков основывается на профилактических нормах и правилах, правительственных постановлениях, законах, актах и носит государственный характер. Однако роль семьи и самой личности также велика и неоспорима.

Предмет изучения, цели, задачи

Медицина детей и подростков - это наука о закономерностях роста и развития в филогенезе и онтогенезе; определении доли основных его компонентов в этом процессе; о методах и путях гигиенического регулирования здоровья подрастающего поколения при одновременном сочетании всего комплекса мероприятий с образовательным процессом.

Гигиена детей и подростков - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о принципах и методах гигиенического нормирования условий размещения и обучения, и область практического применения от профилактического, оздоровительного, корригирующего управления процессом роста и развития организма до эффективного содействия ему в этом. Здоровье подрастающего поколения находится в руках действующего поколения - архитекторов, строителей, медиков, педагогов, представителей различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Они нормируют и контролируют условия пребывания; качество питания; процесс обучения; оздоровление, лечение, отдых детей и подростков. Стройная система общегосударственных мероприятий должна сочетаться с общественными и не менее важными индивидуальными мероприятиями.

Предмет изучения - общеобразовательный процесс, объект изучения - дети и подростки.

Цель изучения - совершенствование системы образовательного процесса; содействие гармоничному развитию детей и подростков; коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата, зрения, питания.

Основные задачи связаны с решением проблем современной школы: осанка, зрение, питание, здоровье.

Растущий организм по своим анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям значительно отличается от взрослого сформированного человека. Он более чувствителен, его здоровье во многом определяется правильностью сочетания труда и отдыха, сна, цвета и света, движения, питания, освещенности, посадкой за партой, рабочим столом, достаточным объемом вентиляции и чистотой воздушной среды.

В Украине планируется осуществление целенаправленной программы по сохранению здоровья учащихся. Здоровье соматическое проходит под девизом первичной гигиенической профилактики: «Я знаю, как не болеть». Здоровье физическое диагностируется по таким критериям, как длина и масса тела, массо-ростовому показателю.
Психическое здоровье определяется позитивными желаниями; физическое и соматическое - возможностями адаптации, работоспособности; устойчивостью к действию повреждающих факторов; нравственное - исполнением долга, мотивациями поведения, уровнем морально-волевых качеств.

Гигиенические основы возрастной периодизации детей и подростков

Биологические факторы роста и развития (биологические часы) заложены природой в самом организме, а санитарно-гигиенические, социально-бытовые условия их шлифуют, корректируют. Скачкообразность роста и развития известны в гигиене как периоды «вытягивания» и «округления».

Первый период связан с гормональными процессами, второй - в юношеские годы и окончания роста до 18–20 лет.

Каждый возрастной период завершает определенный качественный и количественный этап накопления достижения готовности к определенной деятельности, ее реализации.

Возрастная периодизация объединяет детей и подростков по биологическому и социальному статусу: воспитанию, учебе, умственной и физической нагрузке, питанию, формированию всех видов здоровья.

Школьный возраст подразделяется на: младший (второе детство); средний школьный (подростковый) возраст; старший школьный (юношеский) возраст.

Возрастная периодизация необходима для обоснования системы охраны здоровья и развития физических, психических и нравственных возможностей, приемов их обучения и воспитания.

Календарный, хронологический, паспортный возраст не всегда соответствует биологической зрелости, разница может составлять ±5 лет. Причинами отставания в развитии индивида могут быть факторы питания, движения, социальные и экологические.

Ускоренное биологическое развитие в XX веке зафиксировано во всех возрастных группах. Существует несколько гипотез данного явления: современное поколение более интенсивно подвергается воздействию солнечной, радиоактивной, электромагнитной радиации; полноценное, насыщенное витаминами, биологическими пищевыми добавками питание; межнациональные браки; урбанизация; компьютеризация. Все это ставит перед гигиеной, образованием новые задачи - о сроках начала обучения в школе; о продолжительности уроков, учебы; уровнях физического развития; длине и массе тела учащихся по возрастным группам; соответственно о размерах учебного оборудования, одежды и обуви; физических нагрузках; калорийности и качестве питания. Это диктует необходимость постоянного наблюдения за уровнем развития, физического здоровья детей и подростков, систематизации данных для санитарно-гигиенической регламентации условий образовательного процесса.

У детей младшего школьного возраста есть риск деформации скелета при статических позах за учебным оборудованием, костей кисти при выполнении работ. Костная система в длину опережает развитие мышечной массы. Мышечная масса начинает усиленно развиваться примерно с 10–11 лет, но неравномерно.

Крупные мышечные группы спины, плеча, бедра растут быстрее, чем мелкие мышцы кисти, стопы. В силу этого для детей нужны динамические перемены не менее 5–7 минут с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. В этот же возрастной период отмечается повышенная эмоциональность, неустойчивость внимания, быстрое наступление утомления и переутомления, апатии. Требуется правильное физиологически и гигиенически обоснованное сочетание умственной и физической работы, нормирование продолжительности, характера и величины нагрузок по рангу трудности предметов.

У подростков среднего школьного возраста рост и развитие сопровождается гормональным статусом. Окостенение позвоночника и прикрепления реберных дуг еще не завершено, сохраняется опасность нарушений осанки и ее сколиотической установки.

Санитарно-гигиенические нарушения по достаточности естественного освещения, искусственного, по размерам шрифта, его четкости; по величинам дистанции и дифференциации при посадке за учебным оборудованием приводит к развитию синдрома «склоненной головы». Смещение центра тяжести головы способствует мышечному напряжению, затруднению оттока венозной крови, появлению головных болей, деформации в шейно-верхнегрудном отделе позвоночника. Одновременно смещается точка опоры головы и нарушается зрение; опора грудной клетки о стол, парту деформирует ее. Возможное изменение полости - емкости грудной клетки способствует изменению динамического равновесия внутригрудного и внутрибрюшного давления. Возникшие факторы риска изменяют эффективную вентиляцию всех отделов легких, приток крови к сердцу и отток в большой круг кровообращения. Неполное окостенение сращений костей таза при прыжках, соскоках, подскоках может способствовать изменению угла наклона таза, нарушению специфических функций женского организма.

Мышечная масса характеризуется как усилением роста, так и приростом ее силы, особенно у мальчиков. Правильно подобранная дозировка физических упражнений по структуре, силе, времени будет способствовать сглаживанию функциональных гормональных всплесков. В подростковом периоде необходимо через движение максимально эффективно развивать функцию дыхания, кровообращения. В старшем школьном возрасте формирование костной и мышечной систем завершается. Юноши и девушки достигают завершенности процессов роста, развития, в дальнейшем требуется только их стабилизация, поддержание физического здоровья, работоспособности.

Гигиена образовательного процесса, степень готовности детей к обучению

Контроль за ростом и развитием детей и подростков, начиная с общеобразовательных дошкольных учреждений, за санитарно-гигиеническими условиями размещения и пребывания их там возложен на медицинский персонал. Все профилактические мероприятия первичного звена они проводят в полном объеме, следят за динамикой состояния здоровья дошкольников и учащихся, организуют их оздоровление.

Результаты периодических осмотров позволяют оценить уровни здоровья каждого ребенка и коллектива в целом, выявить эффективность проводимых оздоровительных и комплекса санитарно - гигиенических мероприятий. Медицинский осмотр детей в возрасте 5 лет имеет особое значение для определения их степени готовности, выявления медицинских показаний и противопоказаний к обучению с 6 лет, проведению оздоровления нуждающихся в этом детей. Некоторые первоклассники плохо адаптируются к школьным условиям, имея недостаточную функциональную подготовленность при адекватном интеллектуальном уровне. Такие дети начинают чаще болеть, пропускать занятия, они физически развиты ниже стандартных показателей, быстро устают, у них снижается успеваемость.

Под школьной зрелостью понимают такой уровень развития функциональных систем, который обеспечивает выполнение учениками школьной программы без ущерба для здоровья и нормального развития. Для определения степени готовности детей 5 лет к обучению с 6 лет необходимо руководствоваться Санитарными правилами и нормами организации обучения детей шестилетнего возраста.

В дошкольных учреждениях воедино соединены учебный, воспитательный процесс и профилактическая медицина, направленная на раннюю диагностику заболеваний. Наполняемость групп, начиная с дошкольной младшей и до школьной 5–6 лет, не должна быть более 20 детей, школьная возможна с наполнением до 25 детей.

Вместимость в городах и сельской местности определяется назначением учреждения, но обязательный гигиенический принцип - изолированность групп, классов, помещений разного назначения.

Для успешного воспитания и обучения детей настоятельно рекомендуется родителям определять их с 5 лет в дошкольные учреждения. Адаптируются дети к новым условиям пребывания и обучения не все одинаково. При физиологической адаптации дети не болеют, легко справляются с учебной программой.

При сниженных адаптационных возможностях начинают чаще болеть ОРВИ, у них могут проявляться неадекватные невротические реакции, неврозы функциональных систем, депрессивные состояния.

Питание детей и подростков должно быть питанием роста и развития, мультикомпонентым, сбалансированным, адекватным физиологическим потребностям, энергетически предобеспечивающим.

Эти гигиенические основы обусловлены бурно протекающими процессами роста и развития в эти возрастные периоды. Питание, белковые компоненты существенно влияют на развитие всех систем, интеллект. Белково-витаминная недостаточность приводит к замедлению роста и развития психомоторных и интеллектуальных реакций, ухудшению памяти. Избыток же в рационе белков ускоряет рост тела в длину, повышает предрасположенность к аллергическим реакциям. Углеводы и жиры также должны быть сбалансированы для профилактики ожирения, скрытой витаминной и белковой недостаточности.

Обязательно использовать непищевые углеводы - клетчатку, пектиновые вещества, которые подавляют гнилостную микрофлору, способствуют выведению радионуклидов, токсических веществ и стимулируют развитие в кишечнике бифидобактерий.

Двигательная потребность детей обеспечивается физкультурными занятиями, играми, утренней гимнастикой. Занятия физической культурой должны быть профилактическими по опорно-двигательному аппарату, нарушениям зрения, осанки, развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

К учебной мебели предъявляются соответствующие гигиенические требования и нормы. Основные требования при посадке - дистанция сидения должна быть отрицательной, при этом край стола заходит за край стула на 4 см по горизонтали. Дифференциация стола и сиденья по вертикали зависит от роста ученика и в норме составляет 1/3 от роста. С целью компенсации вынужденных поз в перерывах необходима специальная гимнастика - ряд простых упражнений для профилактики нарушений зрения, деформаций опорно-двигательного аппарата, устранения застойных явлений и стимуляции кровообращения и дыхания.

Здоровье подрастающего поколения, физическое развитие детей и подростков необходимо рассматривать с современных гигиенических позиций и принципов. В настоящее время меняется возрастная структура обучающихся в общеобразовательных учреждениях, возрастает объем интеллектуальной нагрузки.

Инновационные методики и технологии обучения увеличивают напряжения сенсорных систем, особенно зрения. Длительные вынужденные статические позы при посадке за партой, столом при чтении, письме, работе с компьютером способствуют деформации опорно-двигательного аппарата. Смещаются точки опоры и центр тяжести головы, что обуславливает появление синдрома «склоненной головы». Деформации грудной клетки способствуют появлению факторов риска развития дыхательной и сердечно-сосудистой патологии.

Двигательный голод снижает физическую и умственную выносливость, увеличивается количество учащихся с функциональными нарушениями. Таких детей и подростков для занятий физической культурой определяют в подготовительные или специальные медицинские группы (СМГ), что является не совсем правильным решением. Не используется первичная профилактика данных нарушений, а применяется вторичная профилактика, которая без врачебного контроля мало эффективна.

Принято решение об изменении статуса физического воспитания с зачетной формы на оздоровительную с введением в штаты врачей. Рассматриваемая проблема более четко должна решаться на уровне не допущения факторов риска возникновения функциональных нарушений у ребенка в образовательном процессе.

Научные исследования показали, что под влиянием физических упражнений и игр дети быстрее и лучше растут. Это легко объяснимо. Благодаря усилению обмена веществ, кровью доставляется больше «строительного материала» и кости быстрее увеличиваются как в длину, так и в ширину. Еще заметнее увеличивается объем мышц. Соразмерно увеличиваются и развиваются в результате занятий физическими упражнениями и играми также все внутренние органы.
Сердце ребенка нуждается в постоянной нагрузке, иначе его мышечная система прорастает жиром, становится вялой, рыхлой, неспособной к сильным сокращениям, плохо обеспечивает ткани, особенно периферических органов, кислородом. Регулярные занятия физическими упражнениями и играми укрепляют мышцы человека, в том числе и сердечную мышцу. Сердечная мышца тренированного человека с каждым ударом посылает в кровеносные сосуды значительно больше крови, чем у лиц, не занимающихся физическими упражнениями и играми.
Кровь омывает ткани всего тела и хорошо снабжает их кислородом. В промежутке между двумя сильными сокращениями тренированное сердце дольше отдыхает. Таким образом, оно работает более экономно, меньше устает, становится выносливым. Чем лучше тренировано сердце, тем относительно реже пульс. Тренированное сердце хорошо справляется с длительной тяжелой работой, и, наоборот, сердце человека, ведущего малоподвижный образ жизни, плохо обеспечивает периферические органы, особенно ткани конечностей, кровью. Мышцы не получают необходимого количества кислорода и быстро утомляются. Человек, с детских лет, ведущий малоподвижный образ жизни, ослабляет свою сердечно-сосудистую систему, поэтому он тяжело переносит физические нагрузки. Влияние физических упражнений и игр на легкие также чрезвычайно благотворно, особенно если занятия проводятся на свежем воздухе. Организм при этом требует повышенного количества кислорода, ребенок полной грудью вдыхает воздух и так же глубоко выдыхает, чувствуя потребность освободится от углекислоты, обильно вырабатываемой клетками, и пополнить легкие свежим воздухом.
Это особенно важно. Когда человек находится без движения, он не дышит полной грудью, воздух успевает наполнить только среднюю часть легких и сразу же выдыхается. Верхушки легких работают недостаточно. Вот почему полезны физические упражнения и игры. Усиливая дыхание, они хорошо вентилируют легкие и предохраняют ребенка от легочных болезней, в частности от туберкулеза.
Кроме того, у ребенка под влиянием физических упражнений и игр изменяется объем грудной клетки. Грудь становится шире, ребра приобретают большую подвижность, укрепляются дыхательные мышцы. Это ведет к увеличению жизненной емкости легких. Улучшается также состав крови. Благодаря обильному притоку живительного кислорода и питательных веществ увеличивается количество красных кровяных телец, что предупреждает развитие малокровия.
Физические упражнения и игры очень сильно воздействуют и на пищеварительный аппарат. Из желудка и кишечника всасывается только то количество питательных веществ, которое необходимо организму.
Благодаря физическим упражнениям развиваются мышцы живота. Эти мышцы имеют большое значение для здоровья. Они участвуют в дыхании, способствуя более глубокому вдоху и выдоху. Кроме того, напряжение мышц живота способствует опорожнению кишечника.
Физические упражнения и игры хорошо действуют и на нервную систему. Нервные клетки получают больше питательных веществ, кислорода, лучше развиваются и энергичнее работают.
Присмотритесь к движениям ребенка, только что начинающего ходить: как они беспомощны и неуклюжи, сколько он делает лишних взмахов руками, его шаги не одинаковы по величине и тп. Взгляните на подростка, в первые вставшего на лыжи: опять та же неуклюжесть, падения, судорожные повороты и наклоны туловища в попытках сохранить равновесие. Нервные двигательные центры еще не научились справляться со своей задачей и посылают команды не тем мышцам, которые целесообразно в данный момент включить в работу, заставляют их сокращаться с избыточной силой, тогда как нужные мышцы в работу не вовлекаются. В результате движения получаются неточными и неуклюжими, все тело напрягается, ребенок бесполезно тратит много сил и энергии.
Постепенно, путем упражнения, нервная система приобретает навык точного упражнения движениями. Команды поступают именно тем мышцам, которые наиболее ловко производят данное движение, а все остальные мышцы остаются расслабленными. Благодаря этому движение ребенка становятся свободными, грациозными и экономичными.
Путем физических упражнений развивается также быстрота реакции. Это способность нервной системы в кратчайший срок передать импульсы мышце и тем самым заставить ее молниеносно сократиться. Это качество имеет в современном труде немаловажное значение. Если быстрота реакции достаточна, то работа идет без напряжения; если реакция недостаточно быстрая, то нервная система, торопливо отсылая приказания мышцам, перенапрягается. В результате наступает нервное утомление.
Занятия физическими упражнениями и играми вырабатывают чувство ритма, то есть умение производить ряд движений в одинаковые промежутки времени.
Наконец, систематические занятия подвижными играми, ходьба на лыжах, регулярные прогулки развивают выносливость, столь необходимую в процессе трудовой деятельности.
Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья и рост физической работоспособности детей и подростков способствуют улучшению умственной работоспособности.
Большое влияние оказывает активный двигательный режим на устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года. Объем двигательной деятельности должен соответствовать потребностям детского организма; это помогает сохранить работоспособность к концу уроков в школе, к концу всего дня, недели, четверти, учебного года.
Кратковременные физические упражнения и игры в процессе уроков и приготовления домашнего задания, а также в процессе труда способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда. На уроках, которые следуют после занятий физической культурой, успеваемость выше, чем на уроках, предшествующих занятиям физической культурой.
Прогулки, физические упражнения и игры после окончания уроков являются хорошим средством восстановления умственной работоспособности.
Правильно поставленное физическое воспитание детей и подростков – основа здоровой жизни, успехов в любой области общественной деятельности.
Занятия физической культурой, спортом должны проходить через всю жизнь как средство укрепления здоровья. Краткосрочные тренировки мало эффективны.
Для подрастающего поколения посильная работа, занятия физическими упражнениями и играми должны стать насущной необходимостью. В настоящее время резко возросла общественная ценность физической культуры и спорта. И по отношению к ним в значительной степени определяется общий уровень культуры современного человека, стремящегося к активной, творческой жизни.

1.3 Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения считаются средством, стимулирующим физиологические процессы в организме человека со времен Гиппократа. Физические упражнения положительно влияют на работу всех внутренних органов, а систематические занятия улучшают функциональное состояние центральной нервной системы.

Во время выполнения упражнений к работающим мышцам притекает большое количество крови, они получают с кровью питательные вещества и кислород, то есть при регулярных занятиях мышцы укрепляются, их мощность и работоспособность возрастают.

Основных механизмов лечебного действия физических упражнений четыре:

Тонизирующий;

Трофический (то есть управляющий питанием и жизнедеятельностью организма);

Компенсаторный (от слова «компенсация»);

Нормализующий.

Тонизирующее действие физических упражнений выражается в поддержании вегетативных процессов.

Это значит, что тонус сосудов, несовершенный у детей дошкольного, школьного возраста, поддерживается в норме. Кроме того, физические упражнения и подвижные игры улучшают эмоциональное состояние, нормализуют процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, вызывают у ребенка чувство «мышечной радости». Тонизирующий эффект физических упражнений важен и для повышения сопротивляемости детского организма, повышения устойчивости организма к перегреванию, перегрузкам, действию других экстремальных факторов.

Трофическое действие физических упражнений проявляется в том, что под их влиянием активизируются обменные процессы и регенерация тканей.

Компенсаторное действие физических упражнений проявляется в формировании компенсаций: улучшении работы опорно-двигательного аппарата, совершенствовании сосудистых реакций и работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Нормализующее действие физических упражнений заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей организма ребенка, то есть физические упражнения нормализуют все функции организма. Поскольку для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, рост и психомоторное развитие ребенка нередко нарушаются. Физические упражнения являются основным средством нормализации двигательной сферы и восстановления физической работоспособности.

По сравнению с организмом взрослого человека детский организм имеет свои специфические физиологические особенности, которые важно учитывать при организации занятий.

Развитие организма ребенка протекает неравномерно: периоды ускоренного роста сменяются периодами его замедления, во время которых происходит дифференцировка тканей организма, то есть ткани также растут и развиваются в различные сроки.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений. В возрасте 5-7 лет:

Повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим упражнениям;

Интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат;

Идет созревание мозжечка, подкорковых образований, коры;

Улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью;

Развивается сенсорно-кннестетический контроль, то есть управление движениями с помощью зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания;

Развивается способность к самоанализу и самоконтролю;

Ребенок постепенно осознает потребность в двигательной активности в совершенствовании своего тела.

Движение, по сути, является основной функцией организма ребенка, через движение малыш познает мир, совершенствует костно-мышечную систему, регулирует процессы обмена, от взаимной гармонии которых зависят рост и физическое развитие.

Для того чтобы правильно организовать занятия с ребенком, нужно познакомиться с особенностями анатомического и физиологического развития его организма в различные периоды жизни.

Рост и развитие дошкольников происходит под заметным влиянием вилочковой, щитовидной желез и гипофиза. Так, например, под влиянием гормонов щитовидной железы увеличивается подвижность ребенка, усиливаются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме. В связи с этим в 6-7 лет происходит вытягивание после «периода округления» в 3-5 лет.

В дошкольном, школьном возрасте еще недостаточен процесс окостенения, именно поэтому ярко выражена подвижность в различных суставах и позвоночнике, что при нерациональных нагрузках приводит к деформациям опорно-двигательного аппарата.

Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому движения у малышей размашистые, а мелкие и точные движения им выполнить сложно. Мышцы у детей отличаются по строению, составу и функциям. По окраске, они бледнее, чем мышцы взрослых, так как в детских содержится мышцах меньше гемоглобина. Кроме того, мышцы детей бедны белками, жирами и неорганическими солями.

Рост и развитие грудной клетки тесно связаны со становлением функции легких, сердца и печени. В первые годы жизни грудная клетка имеет коническую форму с основанием книзу, к 6-7 годам верхняя часть грудной клетки расширяется, вся она укорачивается, изменяется положение ребер, что способствует увеличению подвижности грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. На форму грудной клетки влияют физические упражнения, посадка за столом, а также перенесенные заболевания, например, рахит.

К 7 годам совершенствуется нервный аппарат, регулирующий сердечную деятельность, поэтому сердечные сокращения становятся более ритмичными, но мышцы сердца еще недостаточно сильные, значит, существует опасность перегрузки сердца при нерациональных занятиях.

К концу дошкольного возраста в крови ребенка увеличивается количество эритроцитов, повышается процентное содержание гемоглобина. Увеличение эритроцитов и гемоглобина свидетельствует о том, что газообмен увеличивается, повышается работоспособность детского организма.

Дыхание у детей более поверхностное, чем у взрослых. Одним из характерных признаков детского дыхания является повышенная вентиляция легких. Интересно, что в детском возрасте намечается различие типов дыхания: у мальчиков развивается диафрагмальное (брюшное) дыхание, а у девочек грудное.

Жизненная емкость легких увеличивается особенно быстро между 6 и 10 годами. Такое увеличение говорит о повышении потребления кислорода и усилении выделения углекислого газа, именно поэтому так важно уделять особое внимание чистоте воздуха в помещении, где вы планируете заниматься с ребенком.

По мере роста ребенка изменяется форма грудной клетки. Глубокое ритмичное дыхание становится возможным при хорошем развитии мышц диафрагмы, передней брюшной стенки, межреберных мышц. Чем лучше развиты мышцы спины, тем больше объем и вентиляция легких сидя и стоя. Вот почему на занятиях важно укреплять перечисленные мышцы.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции у детей невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций.

Точные движения быстро утомляют детей, поэтому в дошкольном возрасте предпочтительно использовать подвижные игры и игровые упражнения, не требующие длительного напряженного внимания.


Разработаны комплексы лечебной фитбол-гимнастики, с учетом возрастных особенностей и вида нарушения осанки детей дошкольного возраста. 3. Увеличение показателей силы мышечного корсета и антропометрических данных подтверждает, что упражнения фитбол-гимнастикой эффективно воздействуют на коррекцию осанки детей дошкольного возраста. 4. Изменения показателей антропометрических...



работоспособность больного, которая заметно снижается при патологических процессах. В этой работе я расскажу о применении средств физической реабилитации в лечении сколиозов III и IV степеней. 1. Понятие сколиоза, теоретическое обоснование, анатомическая характеристика Сколиоз представляет собой прогрессирующее заболевание, характеризующееся дугообразным искривлением позвоночника во...

Человека и его трудоспособности. Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: "лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии", имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной...


Важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы, малоподвижны. В качестве рекомендаций по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП необходимо отметить: 1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется подвижная игра. Его следует с особой тщательностью регулировать...