Йога как традиционная система физических упражнений. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в


Энциклопедия Funk & Wagnalls

Уважаемые Западные издатели признают аутентичную, традиционную Йогу, в отличии от так называемых Йога тичеров, и школ по обучению Йоги. Следующий отрывок - из новой энциклопедии Funk & Wagnalis:

Йога (санкр. "узы", "связь") , одна из шести классических систем философии Хинду, которая отличается от остальных чудесами телесного контроля и мистическими силами, обладание которыми приписывается продвинутым последователям. Йога утверждает доктрину которая описывает, что через практику определенных дисциплин, епитимий человек может достигнуть освобождения от ограниченности тела, иллюзий чувств, западни мыслей, и таким образом достичь объединения с объектом знания. Такое единение, в соответствии с доктриной, является единственным истинным путем знания. Для большинства Йогов (тех, кто практикует Йогу), предметом знания является всепронизывающий Брахман . Меньшинство Йогов ищут совершенного самоосознания вместо знания Бога...

Конечная стадия, в доктрине Йоги, редко бывает достижима за одну жизнь. Обычно, требуется несколько рождений для того, чтобы достичь освобождения, вначале от мира явлений, затем от мыслей о себе, и в конце концов от порабощения духа материей. Отделение духа от материи - кайвалья, или истинное освобождение...

Два понимания Йоги

Понимание, которое появилось недавно: типичное восприятие Йоги очень сильно изменилось за последнее столетие, в особенности за последние несколько десятилетий. Большей частью этого произошло из-за перемен на Западе, в особенности в США, хоть это и не только Американский феномен(такие же изменения произошли и с Тантрой)

Суть двух пониманий: суть этих произошедших перемен может быть выражена в двух пониманиях, одно из которых является современным и ошибочным, а другое - древним и истинным

  • Ошибочное: Йога - физическая система с духовным компонентом
  • Истинное : Йога - духовная система с физическим компонентом.
Ложные взгляды распространяются: К сожалению, взгляд что Йога - физическая система упражнений является доминирующей точкой зрения сегодня. Ложный взгляд распространяется через множество организаций, уроков, учителей, книг, журналов и миллионов последователей современной Йоги, которые имеют мало, либо совсем не имеют интереса к духовным целям древней, аутентичной, традиционной Йоги и Йога медитации.

Понять произошедшую недавно деградацию понимания, что Йога является лишь комплексом физических упражнений - это один из наиболее важных шагов для современных искателей аутентичной Йоги.

Йога и Христианство: Сказать что йога в большей степени является физическим фитнесом, как сделали многие Христиане - это все равно что сказать что Христианское вероисповедание большой частью состоит из выпивания вина и вкушения хлеба с трапезой, и что в баптизме нет ничего выше чем принятие душа или омовения. Цель Йоги - Йога.

Энциклопедия The Columbia, Шестое издание. 2001-07

Йога (санскр. связь), общий термин для духовных дисциплин Индуизма, Буддизма и всей Южной Азии, которые направлены на достижение высшего сознания и освобождение от невежества, страданий и перерождений. Более конкретно, это также название одной из шести ортодоксальных систем философии Хинду. Как Ведическая, так и Буддистская литература обсуждает доктрины странствующих аскетов в древней Индии, которые практиковали различные виды аскез и медитаций. Основной текст философской школы Йоги, Йога Сутры Патанджали (2 ст. до н.э.), является систематизацией одной из этих древних традиций.

Йога является классической философией: Йога - одна из шести школ индийской философии. Таковыми являются Ньяя, Вишешика, Мимамса, Санкхья, Йога и Веданта. Короткий обзор этих шести школ или систем легко разъяснит истинную природу аутентичной Йоги как системы духовных стремлений. (Стоит отметить, что не существует всеобщего согласия: некоторые считают, что доктрина Будды является седьмой системой или школой Индийской философии, а не отдельной системой, в которой его [Будды] методы пришли из того же источника. К тому же, некоторые считают это деление неточным, утверждая, что единственная истинная Йога исходит непосредственно из древних текстов, Вед).

Шесть школ индийской философии

Йога содержит, или построена на других философиях: Это важно отметить, что система Йоги содержит, или построена на четырех других системах или школах Индийской философии (Ньяя , Вайшешика, Мимамса и Сакхья). Другими словами, это не является важным погружаться в эти системы как отдельные занятия и практики. Они должным образом включены в систему Йоги, с точки зрения совершения практик. Вдобавок, система Веданты являются фактическим спутником системы Йоги.

Даты этих систем: Точные даты формирования этих шести систем неизвестны, поскольку обучение изначально было исключительно устным, поскольку письменность еще не было создана. Однако, как правило, считают что они появились 2-3 тысячи или более лет назад. Некоторые говорят, что истоки этих традиций имеют историю в 5-10 тысяч лет или больше. Отсутствие четких дат также объясняется тем фактом, что практикующие были настолько сфокусированы на вечных свойствах высших истин, что просто-напросто не заботились о записи дат.

Йога. Практические методы для получения непосредственного опыта : Йога систематически имеет дело со всему уровнями существования, стараясь познать вечное средоточие сознания. Йога лучше всего описана в Йога Сутрах и включает систематическое наблюдение своих внутренних состояний, для того чтоб преодолеть их всех, дойдя до средоточия сознания. Йога также часто называется Санкхья Йогой, поскольку Йога содержит практические методы для воплощения в жизнь благодаря получению непосредственного опыта истин философии Санкхья

Санкхья. Структура манифестации : Философия санкхьи предлагает структуру для всех уровней манифестации, от самых тонких до самых грубых. Санкхья происходит от samyag akhyate , что буквально означает "то, что объясняет целое". Санхья имеет дело с пракрити (материей), пурушей (сознанием), буддхи или махат (интеллектом), аханкарой (ложным эго), трема гунами (элементами стабильности, активности и легкости), умом (манас), когнитивными и активными чувствами (индрийами), и пятью тонкими и грубыми элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир). Сиянием своей широты, она содержит в себе все сферы Вайшешики, Ньяя и Мимамсы, которые описаны ниже.

Веданта. Созерцательное самовопрошание: Философия веданты и практика предоставляют созерцательные методы самовопрошания, которые приводят к реализации истинной природы человека, которая не зависит от рождения, старения или распада. Главная суть этих практик - размышление над Махавакйами. Учение Веданты лучше всего описано в Упанишадах

Вайшешика. Вещественные науки: Система Вайшешики была разработана Прашастападой и придает особое значение материальным наукам таким как химия. Она включает в себя изучение элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира, а также времени, ума и души.
Ньяя. Рассуждения: Система Ньяя была основана древним мудрецом Гаутамой, и имеет дело с логикой, процессом рассуждения. Сомнение считается предпосылкой к философским вопросам. Остальные системы Индийской философии используют этот процесс.



Мимамса. Свобода через действие : Система Мимамсы была основана Джаймини и стремится к свободе через действие. Она имеет детальную философию, которая имеет отношение к ритуалу, поклонению и нравственному поведению, которое развилось в философию кармы.

-----------------

Свами Рама объясняет, что слово Йога было к несчастью неправильно употреблено. Поэтому люди думают,что Йога означает физические упражнения для того чтобы оставаться молодым. Это, однако, наука, которая имеет дело с телом, дыханием, умом и душой, а в конце концов с Вселеским Сознанием.

http://www.youtube.com/watch?v=C4emkk6IZ08 (видео)

Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской Школы Йоги, хорошо описывает современную ситуацию с Йогой во вступлении к Хатха Йога Прадипике с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати, где он пишет:

В древние времена хатха Йога практиковалась множество лет как подготовительная стадия для высших уровней сознания. Сейчас, однако, истинная цель этой великой науки была полностью потеряна. Практики Йоги, которые были созданы риши и мудрецами древности, для эволюции человечества, сейчас понимаются и используются очень ограниченным образом. Часто мы можем услышать: "Ох, я не практикую медитацию, я только лишь практикую физическую Йогу, хатха Йогу." Сейчас настало время исправить эту точку зрения. Хатха Йога является очень важной наукой для людей сегодня.... Главной целью Хатха Йоги является создать абсолютный баланс взаимодействующей деятельности и процессов физического тела, ума и энергии. Когда баланс создан, он служит побуждением для пробуждения центрального канала (сушумна нади), который отвечает за эволюцию человеческого сознания. Если Хатха Йога не используется для этого, ее истинная цель теряется.

Путаница в целях и инструментах

Тело - это не цель: Человеческое тело является прекрасным инструментом, и о нем нужно заботиться. Однако, тело - это инструмент, но не цель традиционной Йоги. В науке и медицине, таблетка является инструментом, но сама по себе таблетка не может быть целью. В науке и практике аутентичной Йоги, тело является инструментом, но тело само по себе не является целью.Спутывание целей и средств: Это может звучать как что-то направленное против тела, но не в этом суть. Это не конфликт между философиями. Скорее, существует неправильное понимание целей и средств.

Целью Йоги является Йога



Ничто из низших уровней не является целью: в традиционной Йоге, практикующий трудится и тренирует все уровни существования, включая отношения, самоисследование, чувства, тело, дыхание и ум. Однако, ничто из вышеупомянутого само по себе не является целью Йоги.


На аутентичном пути: Практикующий следует пути аутентичной Йоги:

    Отношения: Практикующий строит отношения с миром через практики, такие как ненасилии, честность, памятование истины и отсутствие собственничества. Однако, само по себе построение отношений с миром не является целью Традиционной Йоги

    Чувства: Практикующий тренирует чувства чтобы быть способным сознательно регулировать их позитивным образом, хоть сама со себе работа с чувствами не является целью традиционной Йоги.

    Тело: практикующий работает с телом чтобы сделать его гибким, сильным и крепким. Но работа с телом сама по себе не является целью аутентичной Йоги

    Дыхание: практикующий тренирует дыхание для того чтобы сделать его ровным, медленным и тихим. Но тренировка дыхания сама по себе не является целью традиционной Йоги

    Ум: Практикующий работает с умом на всех его уровнях, хоть такое изучение ума само по себе не является целью аутентичной Йоги


Цель Йоги находится вне этого: Единственная цель Йоги находится над этим всем, в то время как вышеупомянутые пункты являются препятствиями, которые блокируют реализацию Личности, Истины или Реальности которую следует искать. Поскольку они являются препятствиями, им придается особое значение в практике чтобы они перестали покрывать вечный центр сознания.


Свами Рама пишет о ситуации в традиционной Йоге и современной Йоге в своей книге, "Путь Огня и Света." (Path of Fire and Light):

Большинство людей смотрят на Йогу как на систему физической культуры. Лишь немногие понимают, что наука Йоги совершенная в себе , и имеет дело систематически с телом, дыханием, умом и духом.

Когда человек понимает, что он не только живое существо, но и существо, которое дышит и думает, тогда его поиск не ограничивается лишь телом и дыханием.

Для него, получение контроля над своим умом и его видоизменениями, а также над чувствами и эмоциями, становится более важным чем практика некоторых поз и дыхательных упражнений. Только медитация и размышления могут помочь практикующему в понимании, контроле и управлении ума.

Во вступительном параграфе "Лекций по Йоге", Свами Рама объясняет:

Слово Йога часто используется и часто неправильно понимается в наши дни , сейчас век фантазий, и Йоге сейчас отводится роль своего рода причуды, преходящего увлечения. Множество ложных и неполных учений пропагандируется от имени Йоги , и это стало предметом коммерческой эксплуатации, и лишь один небольшой аспект Йоги часто принимается как вся Йога . Как пример, многие люди на Западе думают, что это является культом тела и красоты, в то время как другие считают Йогу религией. Все это затемняет истинное значение Йоги.

Во втором томе "Пути Огня и Света", Свами Рама идет даже еще дальше, где он решительно заявляет:

Слово "Йога" сейчас стало опошлено, вульгаризировано, и в настоящее время ничего не означает.

Смешивание средств и целей: Если вы собираетесь в Гималаи, вы можете вначале лететь на самолете или ехать на машине. Однако тот факт, что вы используете указанные транспортные средства, не означает что вы обязательно закончите свое путешествие в Гималаях. Каждый день многие миллионы людей которые передвигаются на этих видах транспорта, но они случайным образом мистически не закончат свою поездку в Гималаях, если они изначально не поставят себе цель туда попасть. Целью, или предназначением Йоги является сама Йога, сама связь, связь маленькой души и вселенской души. Если человек умеет изгибать определенным образом свое тело, это не означает, что он сможет достичь этой высшей связи, т.е. Йоги.

Физические упражнения системы Йога включают в се­бя определенные положения или позы тела, как правило статические (асаны и мудры), внутренние «замки» и напряжения (бандхи), и некоторые очистительные про­цедуры (крийи).

Эти упражнения оказывают чрезвычайно многооб­разное и благотворное влияние на организм благодаря своему сильному воздействию на все внутренние ор­ганы, системы и энергетику; они (упражнения) да­ют несомненный оздоровительный и профилактический эффект.

Время, место, условия.

Время занятий любое, но лучше утром или вечером за 30 - 40 мин. до еды или спустя 2 - 3 часа после еды.

Заниматься лучше на воздухе, в спокойном, тихом и сухом месте, защищенном от ветра, сквозняка и прямых солнечных лучей или в проветренном помещении с нор­мальной температурой (15 - 25″С).

Перед занятиями провести все возможные очиститель­ные процедуры (нос, рот, горло, кишечник, мочевой пузырь); можно принять теплую ванну или душ.

Упражнения выполняются на ровной жесткой пло­щадке (на теплой земле, траве, деревянном полу), на которую следует подстелить коврик, циновку или одеяло.

Общее время занятий не более 1 часа.

После занятий через 15 мин. можно принять теплую ванну или душ.

Асаны нельзя соединять с обычными физическими упражнениями и играми, лучше чередовать их через день или в крайнем случае утром - асаны, а вечером - обыч­ные упражнения и игры.

Основные правила выполнения асан

  1. В асану нужно входить (принимать позу) мед­ленно, плавно и постепенно, увеличивая напряжение мышц до максимума, в момент окончательного принятия позы.
  2. Поза принимается до крайне допустимого положе­ния (до упора), когда уже начинают появляться ограни­чения, неудобство или боль, но границу эту переходить не следует.
  3. После принятия позы необходимо провести полное и максимальное расслабление всех мышц, не участвующих в удержании позы. Это расслабление и «застывание» в позе очень важны; они должны быть приятными и ста­бильными, не вызывать неудобства и усталости, и в этом заключен весь эффект.
  4. После максимального расслабления и «застывания» установить медленное, равномерное и ритмичное дыхание (через нос) с постепенным замедлением дыхания до его «потери».
  5. Во время удерживания позы концентрировать вни­мание на определенном нервном центре (чакре) или на органе, а если это не оговорено, то просто на Пустоте или на своем «Я».
  6. После окончания позы, постепенно напрягая мыш­цы, медленно и плавно вернуться в исходное (перед позой) положение и сразу полностью расслабиться.
  7. Между позами при полном расслаблении сделать 2- 3 медленных полных дыханий.
  8. В заключение после упражнений всегда принимать позу отдыха (савасана) на 10-15 мин.

Примечание.

В позе должно испытываться чувство спокойствия, удо­вольствия и радости; при любых неудобствах, боли, слабо­сти, сердцебиения и т. п. надо прервать упражнение, медлен­но возвратиться в исходное положение, расслабиться, глубо­ко подышать и, отдохнув 20-30 сек., осторожно приступить к следующему упражнению. При повторных неприятных ощу­щениях прекратить занятия, отдохнуть лежа на спине, рас­слабившись, и при первой возможности проверить состояние здоровья.

Типовой комплекс основных асан

(Для практически здоровых и физически подготовленных лиц).

1. (!) Растягивание позвоночника (). 1 мин.

2. Вращение позвоночника (). 2 мин.

3. Втягивание живота (). 3 раза по 5-15 сек.

4. Вращение мышц живота (). 3 раза по 5 - 10 сек.

5. (!) Наклон вперед (). 20-30 сек.

6. (!) Наклон «голова-колени» (). 20 - 30 сек.

7. (!) Стойка на голове (). 1 - 5 мин.

8. (!) Треугольник; наклон в сторону (). 30 - 60 сек.

9. (!) Стойка на плечах; «Березка» (). 3 - 5 мин.

10. (!) Прогиб, опора на голове (). 2-3 мин.

11. (!) Поза плуга (). 1-5 мин.

12. Поза рыбы (). 30 - 60 сек.

13. Наклон вперед сидя «голова-колени» (). 1-5 мин.

14. (!) Поза кобры (). 3 раза по 20 сек.

15. (!) Наклон вперед в седле (

Курсовая работа на тему

«Современные виды фитнеса. Йога. Влияние занятий йогой на организм человека»


Введение

Актуальность проблемы: В настоящее время, когда растет заболеваемость, уменьшается продолжительность жизни населения России, люди живут в ритме большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое значение все мероприятия ведущие к улучшению здоровья населения не только физического, но и здоровья духовного.В настоящее время физическая культура стала всё больше входить в жизнь людей. Глубокое изучение физиологии человека вносит в занятия спортом теоретические обоснования. Тренировки продумываются таким образом, чтобы они наиболее органично вписывались в общую жизнедеятельность организма человека. Занятия стали не только руководствоваться принципом «не навреди», но и стремиться принести наибольшую пользу человеку. Наверное, можно заметить, что одним изтеоретически наиболее обоснованных видов физической деятельности сейчас становится фитнес.Возникнув в древние времена на Востоке, йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и с тех пор очень быстро приобрела популярность в фитнес-клубах и спортивно-оздоровительных центрах.Йога является одним из наиболее распространенных направлений фитнеса, которое популярно не только в России, но и во всем мире. Йогой может заниматься каждый, начиная от самых маленьких и заканчивая людьми пожилого возраста, так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все независимо от степени физической подготовленности.Рабочая гипотеза: На основе литературных источников мы выдвинули гипотезу: занятия йогой благотворно влияют не только на физическое развитие человека, но и на его духовное состояние.

Объект исследования: Современные виды фитнеса, в частности йога.

Предмет исследования: Является йога как один из современных видов фитнеса.

Цель исследования: Целью исследования является выявление эффекта, которое оказывается йогой на человека.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу.

2. Установить влияние занятий йоги на психическое и физическое состояние человека.

3. Рассмотреть наиболее популярные виды фитнеса и разновидности современной йоги.


1. Фитнес и основные понятия йоги

Слово «фитнес» пошло от английского «to be fit» соответствовать.

Перефразировка: быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В целом фитнес можно охарактеризовать как физическую активность, интегрального плана, целью которого является повышение способности организма к физическим нагрузкам. Одним словом фитнес – это укрепление организма с помощью физических упражнений, идеологической основой которой является доступность занятий во всех смыслах этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы.Безусловная победа и непреходящая популярность фитнеса обусловлены тем, что занимающимся не предлагается изнурять себя тренировками и диетами. Фитнес не утомляет – многие занимаются им по утрам, до работы, тонизируя свой организм. Занятия фитнесом – это комплексное восстановление и поддержание здоровья: рациональное питание, очищение организма и индивидуальные программы физических нагрузок. Во многих европейских странах фитнес сегодня является глобальной программой, направленной на укрепление здоровья нации.Как отмечают профессионалы, точного ответа на вопрос: «Что такое фитнес?» не существует: занимающиеся им не видят необходимости в юридической точности определений. Просто фитнес дает каждому то, что он хочет.Чаще всего занятия фитнесом проходят в специальных клубах под руководством опытных инструкторов. Но это вовсе не обязательное условие. Фитнес – это гораздо более широкое понятие, чем просто регулярное посещение фитнес-клуба, оснащенного огромным количеством современного оборудования и предлагающего десятки самых разных услуг (нужных и не очень). Если занимающийся действительно хочет держать свое тело в форме, то всегда можно найти для себя разные способы: ходить на лыжах, кататься на коньках или роликах, играть в бадминтон, волейбол, футбол, просто бегать на школьном стадионе, плавать в бассейне, – все это будет фитнесом. Чем бы вы ни занимались, главное – регулярность и получение удовольствия от того, что делаешь. И тогда фитнес станет неотъемлемой частью в жизни человека. Таким образом, можно с уверенностью заявлять, что фитнес является образом жизни, позволяющий сохранить и укрепить здоровье, уравновеситьэмоциональное состояние и совершенствовать физическую форму.Есть довольно много разновидностей фитнеса и одной из них является йога.Йога – санскритское слово, родственное русскому «иго» – буквально означает «соединение». Йога в первую очередь – религиозно-философская система, и основное внимание в ней уделяется тем средствам и техническим приемам, которые способствуют достижению конечной цели. Это добровольная прочная связь, соглашаясь на которую, человек вступает в отношения с самим собой. Метод работы с телом, дыханием и сознанием. Постоянное изучение и изменение себя с благой целью.Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.Когда человек от контроля ума переходит к контролю над сознанием, это позволяет достичь состояния тишины, покоя и обнаружить в себе нечто цельное, неизменное, прекрасное. Целостность. Полноту. Свободу.Йогой можно заниматься в любом возрасте. Интеллектуальный рейтинг, профессиональные успехи, гибкость и физическая подготовка не имеют никакого значения. Чтобы занятия йогой пошли на пользу, нужно практиковать регулярно и разумно, ориентируясь на свои возможности, состояние своего здоровья, на внутренние ощущения. Не нужно ни с кем соревноваться. Выполняя асаны, не стремитесь покорить тело, дыхание и сознание. Просто исследуйте их с интересом и постоянством. Не стесняйтесь советоваться с преподавателем. Это поможет Вам понять, каково состояние Вашего организма и постепенно менять его к лучшему. Занятия помогут Вам укреплять тело, выравнивать дыхание, стремиться к устойчивому, ровному состоянию ума. Чтобы изменив себя, оставаться сильными и мудрыми, несмотря ни на что. В любых условиях и при любых обстоятельствах.На базе йоги разработаны такие комплексы физических упражнений как:

· Йога против артрита. Цикл специально подобранных упражнений позволяет усилить кровообращение в сухожилиях и мышцах, прилегающих к суставам, снабжать ткани кислородом и уменьшать болевые ощущения.

· Йога – путь к интимности. Данный комплекс упражнений разработан для стимулирования работы нервной системы, улучшения кровообращения, усиления притока крови к нижней половине тела, снятия напряжения, обострения чувственного восприятия, и за счет всего этого он положительно влияет на интимную жизнь.

· Йога – это подвижность и гибкость. С этими упражнениями фигура приобретает хорошую и красивую осанку, развивается гибкость.

Классическая йога (айенгара) – из всех разновидностей йоги является самой спокойной. Занятия по этой системе не имеют возрастных или профессиональных ограничений и прекрасно адаптированы для быстрого освоения представителями европейских национальностей. Этот вид йоги предлагает практические навыки по расслаблению и медитации, а также овладение основными позами. Человек также учится заряжать свой организм энергией, познав секреты здоровья и внутреннего умиротворения.

Любая наука в сущности бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги – гуру.

2. Основные разновидности йоги как одного из современных видов фитнеса

2.1 Хатха йога

Хатха йога. Почти все современные виды йоги являются той или иной разновидностью хатха йоги. Родилось это направление в 6 в. н.э. и считается самым новым направлением среди классических. Её основные элементы – определённые позы (асаны), упражнения на дыхание (пранаяма), расслабление и медитация. Цель хатха йоги достичь душевного покоя и баланса между телом, духом и окружающим миром.

Хатха-йога является частью раджа-йоги и служит для подготовки тела к духовной стороне раджа-йоги. Хатха-йога включает в себя:

· физические упражнения,

· дыхательные упражнения,

· очищение внутренних органов,

· умение расслабляться,

· правильное питание.

Хатха-йога может быть использована вне рамок индуизма как система поддержания тела в оптимальном состоянии особенно подходящая для людей умственного труда и людей с духовными интересами.

Хатха-йога освобождает от бесчисленных болезней. Занятия асанами укрепляют тело и создают хорошее самочувствие. Йога помогает концентрации внимания.

Хатха-йога занимается приведением тела в такое состояние, при котором сознание, дух человека освобождаются от бремени тела и делается возможным возвышение к трансцендентному. Тело в йоге рассматривается лишь как оболочка души в ее путешествии к совершенству. На практике же, как физическая культура способствует здоровью и работе мозга, так и йога делает тело сильнее и привлекательнее, хотя прямо и не ставит такой цели.

2.2 Аштанга йога

Термин «аштанга» означает «восемь основ» и восходит к восьми основным принципам этого вида йоги. Аштанга практикуется преимущественно как серия переходов из позы в позу, причём позы в аштанге отличаются большей сложностью, чем в других разновидностях йоги. Фокус Аштанга-йоги – сила, что вообще не типично для йогических практик: классическая йога, напротив, уделяет особое внимание дыханию, гибкости и расслаблению. В целом аштанга представляет собой вид йоги, в основе которого – быстрые движения. Практикующие должны переходить из позы в позу в быстром темпе и в определенном дыхательном ритме. Фокусами Аштанга-йоги являются Виньяза и Тристана.

Во время выполнения упражнений необходимо дышать равномерно, вдыхая и выдыхая при смене поз. Это прекрасное сочетание – для тех, кто обладает неугомонным разумом и сильным телом. Тристаной называется сочетание трёх главных аспектов, на которые следует обращать внимание во время тренировки.

· Ровное дыхание

· Точка концентрации (фокальная точка)

Сочетание этих трёх компонентов необходимо для очищения, как душевного, так и физического. В то время как асаны улучшают осанку, правильно организованные вдохи и выдохи способствуют развитию дыхательной системы. Помимо этих целей аштанга включает в себя такие популярные компоненты, как внутренние блоки банды, задержание взгляда дришти и асаны, пришедшие в аштангу из Хатха-йоги.

Банды – это внутренние блоки, необходимые для выполнения некоторых поз. Банда помогает практикующим йогу подготавливаться, изучать и выполнять асаны. Иными словами, банда представляет собой сокращение различных мышечных групп.

Аштанга йога – для тех, кто хочет развить физическую силу, выносливость и гибкость. Эта разновидность йоги особенно популярна среди атлетов. Состоящая из непрерывного цикла поз, аштанга требует высокого уровня физической подготовки. Выполнять упражнения следует только после разминки, включающей в работу все необходимые группы мышц.

2.3 Силовая йога

Силовая йога (power yoga) – интенсивный вид йоги. В отличие от Аштанга йоги, в силовой практике упражнения выполняются не в закрепленной последовательности, но с такой же интенсивностью. Силовая йога отлично подходит для людей с хорошей физической подготовкой, желающих увеличить гибкость и выровнять мышечный дисбаланс, что часто встречается у спортсменов. Энергичная смена поз схожа с танцевальным ритмом и требует большой концентрации.

Силовая йога – это гармоничное сочетание упражнений на развитие гибкости и силы с традиционными движениями йоги – Сурия Намаскар.

Силовая йога концентрируется на внешней стороне Силы, раскрывая в полной мере энергию и здоровье человеческого организма. Физическая сила развивается через выносливость и усиленную работу внешней оболочки человека. При этом вы избавляетесь от психологических блоков и нервного напряжения. Выходя за грани физического, йога готовит практикующим испытания и сложными позами, и необходимостью задерживаться в них на довольно значительные периоды времени. Сила ума, также воспитываемая силовой йогой, учит отдаляться от тяжёлых, ненужных мыслей, сохраняя при этом концентрацию внимания.

Кроме физической и моральной силы силовая йога нацелена и на поиск силы духовной. Найдя её, практикующий становится выше тела и ума и обретает гармонию.

Силовая йога создана для тех, кто находит удовольствие в упражнениях. Она – для тех любителей интенсивных тренировок, которые уже в форме и не хотят терять её, посвящая большую часть времени медитации и неспешным движениям, которые являются неотъемлемой частью классической йоги. Силовая йога будет полезна атлетам, особенно профессионально занимающимся серфингом, лыжами, бегом, боевыми искусствами, велосипедом и командными видами спорта. Однако силовая йога предполагает не только программы для профессионалов, но и занятия для новичков и любителей с различными уровнями подготовленности и природной гибкости.

Силовая йога включает в себя Сурия Намаскар (позы для приветствия солнца), состоящие из двенадцати упражнений. Этот комплекс включает в себя продолжительные грациозные движения в сочетании со специальными дыхательными техниками и напряжением мышц грудной клетки, подреберья и талии. Смена поз направлена на развитие силы, а также помогает укрепить позвоночник и снять лишние сантиметры с талии. Существует немало различных вариаций силовой йоги, вместе составляющих динамичную и эффективную тренировку.

Полезный эффект силовой йоги:

· Силовая йога способствует увеличению мышечной массы, более интенсивному сжиганию калорий и уменьшает процент содержания жира в организме.

· Она помогает ускорить метаболизм, тонизирует, помогает избавиться от лишнего веса естественно, без строгих диет, голодания и хирургического вмешательства.

· Повышается выносливость организма, стойкость к нагрузкам.

· У практикующих возрастает общая физическая сила, так как постоянно работают мышцы спины и пресса.

· Силовая йога помогает избавиться от токсинов, скапливающихся в теле человека, через потоотделение.

· Сердцебиение становится спокойнее и равномернее.

· Работа над правильной осанкой и её сохранением – один из основных компонентов силовой йоги.

· Сокращается уровень стресса.

· Силовая йога улучшает концентрацию внимания, которая так необходима школьникам и студентам.

· Ещё это прекрасная нагрузка для атлетов, чья нагрузка постоянно возрастает.

2.4 Сахаджа Йога

Учение Сахаджа йога ведет к оздоровлению организма человека. Основателем этого учения является индийская врач-философ Шри Матаджи Нирмала Деви, открывшая уникальный метод духовного возрождения человека. Положительные результаты, спонтанно происходящие в человеке, идущим по пути Сахаджа йоги, показывают, что мы действительно обладаем внутренним механизмом корректировки образа жизнедеятельности и защиты от разрушительных тенденций. Благодаря своей простоте и доступности Сахаджа йога стала быстро развиваться во всем мире и в 1989 году пришла в Россию. Уникальные возможности лечения заболеваний методами Сахаджа йоги, особенно тех, которые не лечатся традиционной медициной, пробудили живой интерес ученых всего мира.

В 1990 году в Москве состоялась Международная медицинская конференция, где были представлены научные результаты практического применения методов Сахаджа-йоги в различных странах при лечении многих болезней.

В 1995 году состоялась в Санкт-Петербурге по инициативе Шри Матаджи вторая Международная конференция «Мораль, Здоровье, Мир» – где было показано, что мир на планете возможен только тогда, когда мир в каждом из нас. В этой конференции приняли участие представители различных религий, ученые медики различных стран. В Москве, совместно с НИИ Социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН проведено исследование на тему «Социально-гигиенические особенности лиц, практикующих занятия Сахаджа йогой.» Результаты исследований: 1792 искателей показали значительное оздоравливающее влияние этого метода.

Исследования, проведенные в Киеве, Новосибирске, Санкт-Петербурге также подтверждают ее результативность. Интересные исследования в этом же направлении имеются и за рубежом.

Занятия Сахаджа йогой значительно повлияют на сон, так по оценке респондентов до начала занятий 44,5% лиц считали, что их сон хороший, а в настоящее время таких лиц уже в два раза больше (90,8%).

Таким образом, оценка состояния здоровья тесно связана с риском факторов, формирующих ее, это оценка сна, наличие длительно текущих болезней, недомоганий, ограничивающих жизнедеятельность, обращения в лечебно-профилактические учреждения по поводу хронической патологии, а также прослеживается четкая тенденция зависимости этого показателя с удовлетворенностью жизнью.

Однако следует отметить еще раз, что практика занятий Сахаджа йогой значительно улучшила все выше перечисленные показатели.

3. Типы упражнений йоги и механизмы их влияния на организм занимающихся

Дыхание человека (Пранаямы) – единственный процесс, который управляем и мозгом человека, и его сознанием. Дыхание – мостик между биологической и духовной природой человека. Тип дыхания, особенности, глубина, задействованные в нем мышцы напрямую связаны с состоянием сознания человека. Не случайно в обиходе употребляются такие метафоры, как «сперло дыхание», «затаив дыхание» и т.д. Если состояние сознания человека спокойное – его дыхание глубокое, устойчивое, с равномерным ритмом. Напротив, при изменении физического состояния или направления потока сознания ритм или тип дыхания меняется. В пределе происходит «срыв» дыхания, временная, неконтролируемая сознанием задержка дыхания. Например, при попытке человека поднять что-то слишком тяжелое наступает «срыв», выражающийся в напряжении и кряхтении. Но ведь иногда точно такой срыв происходит и тогда, когда предмет, который собирается поднять человек, и не является в действительности слишком тяжелым. Срабатывает установка – предмет слишком тяжел в сознании человека. На этом примере мы наблюдаем «срыв» сознания. Такой же срыв, который приведет к аналогичному «срыву» дыхания, может произойти при вспоминании человека о некоторой психологически тяжелой для него ситуации.

Человек может полагать, что его состояние совершенно спокойно. Но любой сторонний наблюдатель, посмотрев на особенности дыхания, легко определит, так ли это. Дыхание выражает истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, контролируя дыхание, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Опираясь на более детальное знание чакральной системы и других принципов психосоматических взаимодействий, можно подробно анализировать текущее состояние психики человека, только наблюдая или слушая его дыхание.

Однако для целей йоги важно, что работает и обратный принцип: сознательно формируя и удерживая некоторый тип дыхания, мы формируем определенное, заранее выбранное состояние сознания. Именно на этом принципе и базируется следующий тип упражнений йоги – ПРАНАЯМЫ. Пранаяма – это контроль дыхания. Йогакундалья-упанишада утверждает: «Есть две причины, принуждающие разум блуждать – васаны (желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств) и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием».

Итак, пранаямы – это дыхательные упражнения. В «Хатха-йога прадипике» описано 8 пранаям: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини. Иногда в древней йоге пранаямой называли практику задержек дыхания. В современной йоге насчитывается несколько десятков пранаям и их разновидностей, например: полное дыхание, быстрые пранаямы, медленные, динамические пранаямы. Пранаяма оказывает незначительное, по сравнению с асанами, воздействие на физическое тело. Ее основными целями являются эфирное и астральное тела, т.е. жизненность и эмоциональная сфера.

Механизм действия дыхательных упражнений, в частности, пранаям, основан на следующих принципах воздействия:

· Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достигается за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции легких. Увеличение концентрации углекислого газа достигается за счет задержек дыхания на различных фазах и приводит к возбуждению некоторых зон мозга. Так, например, при повышении в процессе дыхательной гимнастики концентрации СО2 возбуждаются все гиперкапнические хеморецепторы и дыхательный центр, возникает ответное усиление вентиляции, поэтому успешность тренировки дыхания определяется именно постепенным, медленным повышением гиперкапнии. Только в этом случае удается добиться повышения устойчивости хеморецепторов и нейронов дыхательного центра к гиперкапническому стимулу, что повышает устойчивость дыхательной системы при физических нагрузках, в условиях замкнутых пространств (транспорт и т.п.) Долговременная адаптация к гиперкапнии также повышает компенсаторные возможности буферных систем, способствует устранению гипервентиляционных нарушений, гипокапнии, нормализации углекислоты в тканях и оптимизации обменных процессов в клетках через цикл трикарбоновых кислот, реакции карбоксилирования и пр.

Данные эффекты исследовались современными медиками, которые сделали выводы, аналогичные сделанным в древности в йоге. Так, уже упомянутый Л.Х. Гаркави и соавторы показали, что гиперкапнию можно успешно использовать как фактор повышения неспецифической резистентности организма. Другой исследователь, С.П. Павленко, писал, « «гиперкапния» – обычно эффект патогенетический, но, возбуждая до определенного момента дыхательный центр, она играет и саногенетическую роль».

Аналогичные исследования проводились и в «противоположной» области – при избытке кислорода. Так, исследования активности мозга в состоянии холотропного дыхания, проведенное в Институте высшей нервной деятельности РАН, показали, что при выполнении такого дыхания у человека активными становятся задняя левая и передняя правая зоны мозга, так называемая «ось сверхсознания». Они же активизированы в состоянии творчества. В обычном же состоянии активизированы передние (лобные) доли левого полушария и задние – правового («когнитивная ось»).
Комбинируя соотношение длительностей вдох–задержка–выдох–задержка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных «калиброванных» состояний. Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались не только в йоге, но и в магической практике, ци-гуне, боевых искусствах, шаманских психопрактиках.

· Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности, дыхательными, была отмечена и введена в современную теорию психосоматики А. Лоуэном, хотя она с очевидностью следует из структуры чакральной системы. Суть такой взаимосвязи состоит в том, что человек не использует в дыхании мышцы, расположенные на уровне пробитой или ослабленной чакры. Верно и обратное: задействование в дыхании группы мышц, соответствующей некоторой чакре, активизирует эту чакру. Дополнительным воздействием является укрепление (тренировка) различных групп дыхательных мышц.

· Рефлекторное воздействие на мозг посредством воздействия на обонятельные и другие рецепторы, находящиеся в дыхательных путях. Некоторые исследователи считают, что лимбическая система, связанная, с одной стороны, с эмоциональной сферой человека, а другой – с управлением работой внутренних органов, имеет в своей эволюционной основе обонятельный мозг. Поэтому ритмическое прохождение воздуха через нос формирует специфическое состояние лимбической системы, что в свою очередь сказывается на всем состоянии организма как физиологическом, так и эмоциональном. Более глубокие нейрофизиологические исследования автору неизвестны, поэтому при подборе циклов приходится, как и древним йогам, опираться на эмпирические наблюдения и рефлексию.

· Гидравлический массаж мозга и внутренних органов. Пранаямы, в особенности выполняемые в быстром ритме (например, капалабхати и бхастрика), создают некоторые колебания давления как в теле, так и в голове, что приводит в эффекту их внутреннего гидравлического массажа. Из этого принципа следует, что существует минимальная скорость выполнения таких пранаям, при которой они еще оказывают воздействие.

· Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему. В классической йоге считается, что дыхание правой ноздрей носит стимулирующий характер и способствует процессам диссоциации в организме (солнечное дыхание). Дыхание левой ноздрей, напротив, успокаивает организм и способствует процессам ассимиляции (лунное дыхание). Поэтому преднамеренное задействование той или иной ноздри или их специфическое чередование – важный элемент йоги, практически ее «визитная карточка».

· Воздействие через внутридыхательную систему психосоматических соответствий. Базовая система психосоматических соответствий, описанная выше, не является единственной. Можно выделить и другие локальные, связанные с отдельными органами, системы. Например, 7 шейных позвонков проективно связаны с 7 чакрами. Существует подобная взаимосвязь и в дыхательной системе: более периферийные отелы носоглотки связаны с нижними чакрами, а более глубокие – с верхними. Верхние отделы связаны с мозгом, нижние – с телом. Комбинируя аэродинамические типы дыхания (например, за счет положения головы или напряжений носа), можно добиваться воздействий на заранее выбранные зоны. Другим вариантом использования этого механизма является концентрация на разных типах ощущений в носу, т.е. задействование разных рецепторов, а следовательно, и отделов мозга.

Дыхание может быть успешно скомбинировано с медитативными техниками. Существуют целые группы дыхательных медитаций, основанных на структурировании сознания (не обязательно успокоении) через дыхание. Самая простая из них: практикующий садится, и начинает слушать свое дыхание. В одной из шастр эта техника сформулирована таким образом: «Слушая свое дыхание, ты слушаешь дыхание Вселенной». Следует сидеть и дышать, просто дышать и ничего не делать. Нужно дышать и слушать дыхание. С помощью этой медитации можно очень быстро впасть в трансовое состояние.

Бандха в переводе с санскрита означает «замок», что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление.

В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха, уддияна-бандха и муладхара-бандха.

Джаланадхара-бандха перекрывает движение энергии в голову и препятствует повышению внутричерепного давления в упражнениях, связанных с повышением корпорального, например, в кумбхаке. Действительно, «снимите» джаланадхара-бандху при выполнении кумбхаки и Вы почувствуете гидравлический удар в голову, т.е. резкое повышение внутричерепного давления, которое выразится в виде «зябликов» перед глазами или шума в голове.

Помимо описанного, уддияна-бандха оказывает позитивное влияние на органы брюшной полости за счет их механического массажа.
Муладхара-бандха уплотняет энергию в нижних чакрах. Она также делается во всех случаях, когда существует избыточное давление или избыточная концентрация энергии для того, чтобы препятствовать уходу энергии в землю. Кроме того, муладхара-бандха препятствует оттоку энергии муладхары, связанной с жизненной силой, на других людей. Если при общении с некоторым человеком Вы начинаете чувствовать резкое похолодение конечностей, озноб или ухудшение физического (не эмоционального!) самочувствия, вероятно, имеет место именно такой отток и мулабандха поможет устранить соответствующие симптомы. На механическом уровне муладхара-бандха стимулирует внутренние половые органы, способствует развитию интимных мышц, нужных мужчине для контроля семяизвержения, а женщине – для усиления оргаистических ощущений и внутреннего массажа мужского полового органа при сексе.

Слово крийя переводится с санскрита как «движение», поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи – это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи – одно из «ноу-хау», поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения, связаные с ниямой. Они предназначены для выведения шлаков из организма. Отдельное внимание уделяется очищению пищеварительного тракта, кровеносной системы и других систем. Существует шесть видов очистительных процедур: Дхаути, Басти, Нети, Тратак, Наули, Капалабхати. К каждому виду относятся различные процедуры и техники очищения. Принципы воздействия этих упражнений в большинстве случаев очевидны.

Мудры – обычно, в обывательском восприятии, под мудрами понимают специфические положения рук. Такой взгляд порожден в значительной мере буддийской традицией, активно использовавшей именно этот тип мудр. Однако, строго говоря, в классической йоге категория «мудра» намного шире: существуют положения тела, которые также относятся к мудрам, например, уже упомянутая йога-мудра, шактичелани-мудра и другие, хотя таких меньшинство. К мудрам относят также специальные положения глаз (например, самбхави-мудра, вайшнави-мудра), языка (набхо-мудра, кхечари-мудра) и даже ануса (ашвини-мудра). В большинстве случаев мудры применяют в медитативной практике и редко связывают с физическими упражнениями. Это и понятно, поскольку мудры оказывают очень тонкое влияние на организм человека, причем исключительно на его эмоциональную сферу (астральное тело).

Механизм воздействия мудр также связан с психосоматическими соответствиями. Для того чтобы понять этот механизм, обратим внимание на ближайших родственников мудр – жесты. Самые обычные жесты, которые составляют значительную часть динамики общения. Жесты напрямую связаны с текущим эмоциональным состоянием человека и воспроизводят движения энергии в ауре. Мудры используют обратный принцип, «раскручивая» нужные движения энергии и тем самым формируя требуемое состояние.

Обратите внимание на положение рук людей, сидящих в общественном транспорте. Иногда руки сплетены в сложные и экзотические мудры, но это не следствие повального увлечения эзотеризмом, а одна из естественных форм саморегуляции организма, замеченная и поставленная на службу древними практиками. Способность мудр активизировать эмоции использовалась в классическом индийском театре и танцевальном искусстве, где мудры имели название «хасты».

В некоторых «популярных» источниках по йоге можно встретить утверждение, что мудры воздействуют на организм, потому что «замыкают каналы». Причем под каналами понимают меридианы, используемые в китайской медицине (чжень-цзю терапии). Действительно, шесть из этих каналов заканчиваются на руках, однако какую пользу можно извлечь из замыкания канала легких и тонкого кишечника, как это «происходит» в классической джнана мудре? Мне не известны случаи радикального влияния мудр на физическое состояние организма, вегетативные реакции, т.е. эфирное тело, поэтому такое объяснение считаю надуманным. Мудры воздействуют на организм очень тонко. Если сравнить работу со своим организмом с ремонтом, то мудры – мелкая шкурка, которой Вы пользуетесь после того, как проработали свой организм рубанком, потом прошлись тонкой шкуркой, потом полакировали и теперь полируете. А если вы взяли мелкую шкурку, а у вас ещё занозы торчат, то эффект такого воздействия минимальный. Мудры – упражнения, относящиеся к очень продвинутому уровню.

По типам мудры разделяются на замыкающие, блокирующие отток энергии из какой либо чакры: дхъяна-мудры, способствующие удержанию состояний в различных формах медитации, и выводящие, которые концентрируют энергию (астральную) вовне.

Вибрационные техники (мантры) – одной из древнейших в истории человечества практикой является повторение мантр – определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга или тела. Согласно исследованиям современных нейропсихологов, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь). Не является принципиально значимым и символический аспект мантр. Правда, некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, но это скорее исключение.

К сожалению, механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Возможно, ключом к пониманию такого воздействия являются исследования фоносемантики относительно первичных значений звуков, а также схемы соответствий различных зон человеческого тела звукам различным звукам.

Можно выделить еще один механизм влияния мантр – резонансное воздействие на эндокринную и вегетативную нервную системы. Действительно, при пении определенных звуков можно сформировать выстройку таким образом, что максимальная амплитуда вибрации придется на соответствующие зоны. Таким образом, мантры могут обеспечить внутренний массаж эндокринных желез (см. «Уджайя»).

Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так, известный музыкальный инструмент северных народов, варган, использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определенных зонах мозга, стимулируя, таким образом, их деятельность.

В индийской традиции существовало четыре способа (точнее восходящих ступени) произнесения мантр.

1-я ступень – мантра произносится вслух громко и отчетливо;

2-я ступень – мантра произносится шепотом, но с четкой артикуляцией;

3-я ступень – мантра произносится мысленно;

4-я ступень – высшая – слова мантры не произносятся, но человек вызывает соответствующее мантре состояние.

Существует менее известные варианты использования мантр. Один из них – прислушивание к звукам, издаваемым вдыхаемым и выдыхаемым воздухом. В индийской традиции считается, что вдыхаемый воздух производит звук «Со» или «Сах», а выдыхаемый – «Хам».

Другая техника, которую можно отнести к мантрам, состоит в резком выкрикивании определенных звуков. Так, например, в Тибетской йоге для снятия депрессии резко выкрикивалась мантра «Пхат». В Японии использовались мантры «Ос» и «Киай». При использовании такого типа мантр также важны техники произнесения и согласования с дыханием.

При помощи длительных и целенаправленных упражнений йоги возможно регулировать вегетативные функции. Каждое упражнение характеризуется определенным положительным воздействием на различные органы и системы человека. Достигаемые при этом высокая жизнеспособность и ловкость тела при регулярных занятиях по системе йогов может сохраняться до конца жизни.

Крупнейший специалист в области физиологии спорта доктор биологических наук В.С. Фарфель констатирует: «…мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что асаны – статичные упражнения йогов – хорошее средство для развития суставной гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В хатха-йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы о теле начинается развитие и совершенствование главного – духа («тренированное тело способствует тренировке ума»).

Общеизвестно, что многие функции нашего организма регулируются сознанием. Мы ходим, бегаем, останавливаемся, садимся, берем ложку, жуем твердую пищу, проглатываем жидкую, открываем и закрываем глаза и т.п. – все эти действия можем начать и прервать по собственному желанию. Но в состоянии ли мы одним лишь волевым усилием ускорить либо замедлить биение сердца? Способны ли повлиять на работу желудка и перистальтику кишечника?

В целом же в физиологическом аспекте йога дает следующие результаты: развивает мышцы и повышает подвижность; массирует внутренние органы, что обеспечивает их хорошую работу; устраняет физическое напряжение и умственные стрессы, что автоматически приводит к расслаблению мышц и снятию стрессов и таким образом обеспечивает первый шаг к снятию умственного напряжения, поскольку физического расслабления невозможно достичь, если человек находится в состоянии умственного напряжения.


Заключение

Сейчас в мире существует настолько много видов фитнеса и йоги – что довольно часто возникают идеи для новых её применений: стретчинг, пилатес, шейпинг, йога для беременных, йога для младенцев и мам, парная йога, йога для сидящих в инвалидной коляске, для ведущих сидячий образ жизни, для больных сердечнососудистыми заболеваниями и т.д.

Изучив материал по теме мы пришли к следующим выводам:

1. Занятия йогой приводит к оптимальной работе дыхательной системы, что способствуют необходимому насыщению крови кислородом и существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения в сухожилиях и мышцах, прилегающих к суставам, снабжая ткани кислородом.

2. Статичные упражнения йоги (асаны) – хорошо развивают гибкость суставов и чувство равновесия при небольшой затрате физической энергии.

3. Упражнения йоги укрепляют и оживляют деятельность таких органов, как печень, селезёнка, кишечник, лёгкие и почки. Каждое упражнение воздействует на всю систему.

4. Многие асаны снабжают мозг свежей кровью, держат его в бодром, активном и в то же время спокойном состоянии. Йога, таким образом, обладает уникальной способностью успокаивать нервы и мозг и возвращать душе спокойствие, свежесть и умиротворённость.

Таким образом йога не только предупреждает заболевания, но и лечит. В отличие от других системйога развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Она стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование.

Список используемой литературы

1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. – М.: 1979.

2. Борисова И. Йога для двоих. // Физкультура и спорт, №5, 1999.

3. Быков О. Гимнастика от ста недугов. // Физкультура и спорт, №7, 1999.

4. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. – Минск, 1982.

5. Гущо Ю. Техника медитации. // Физкультура и спорт, №9, 1999.

6. Евтимов В. Йога. – М.: Медицина, 1986.

7. Зубков А.Н., Очаповский А.П. Хатха-йога для начинающих. – М.: Медицина, 1991.

8. Кент Г. Йога день за днем. – Л.: ЛФ ВНИИТЭ, 1991.

9. Ковриго Н. Эмоции и здоровье. // Физкультура и спорт, №4, 1999.

10. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов. – М.: Знание, 1991.

11. Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение, 1993.

12. Лах Ман Чун Г.Е. Эта замечательная йога. – М.: Физкультура и спорт, 1992.

13. Мерзляков Ю.А. Путь к долголетию: энциклопедия самооздоровления. – Мн.: ППК «Белфакс», 1994.

14. Нестеровский Е.Б. Что такое аутотренинг. – М.: Знание, 1984.

15. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. – М.: Прогресс, 1986.

16. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. – Ашхабад: «Ылым», 1981.

17. Сытин Г.Н. Божественные лечебные исцеляющие настои. – Петрозаводск, издательство ИЧП «ЭТИ», 1994.

18. Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. – М.: Просвещение, 1986.

Йогу можно рекомендовать как эффективное средство психофизической рекреации и оздоровления студентов, а также как систему гармоничного развития личности. Эта система основана на методах осознанного пробуждения организма, она содержит гармоничные и мягкие способы восстановления здоровья, которое было нарушено под давлением негативных физических и психологических ситуаций.

Возникнув в древние времена на Востоке, йога постепенно была адаптирована и приспособлена под стиль жизни современного человека и с тех пор очень быстро приобрела популярность в спортивно-оздоровительных центрах.

С древних времен йога использовалась как средство от всех болезней и различных дисфункций организма. При этом йога считается нетрадиционным методом оздоровления, так как данная система возникла в древней Индии как средство самосовершенствования человека. Однако данная система оздоровления уже давно перестала быть особенностью только индийской культуры. Проверенная тысячелетним опытом, она стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных систем во многих странах мира. После покорения Европы и Америки этот способ влияния на физическое тело и сознание получил официальное признание и в нашей стране и сейчас семимильными шагами развивается в России.

Не только в странах Востока, но и во всем цивилизованном мире складывается представление, что в сравнении с традиционными европейскими путями оздоровления система "Йога" относится к более активному и комплексному, направленному и эффективному способу мобилизации процессов адаптации и регуляции, компенсации и восстановления без применения лекарственных средств и, что особенно важно, - путем собственных усилий человека. Индийскими учеными установлено, что в состоянии расслабления выделяются эндорфины и энкефалины, гормоны, вырабатываемые клетками головного мозга, обладающие выраженными обезболивающим, успокаивающим, оптимизирующим настроение действием и строго избирательно регулирующие активность любых функциональных систем организма. Основные положения системы "Йога" находят объяснение с позиций основ отечественной физиологии - учения Павлова о высшей нервной деятельности, Анохина о функциональных системах.

Йога является одним из наиболее распространенных направлений фитнеса, которое популярно во всем мире, включая современную Россию. Практика йоги подходит каждому, начиная от самых маленьких и заканчивая людьми пожилого возраста, так как йога является, наиболее щадящим видом физической деятельности и заниматься ей могут все независимо от степени физической подготовленности.

Йога всегда была актуальна для тех, кто пытался избавиться от хронических заболеваний, кто ищет путь самосовершенствования. Известный учитель Б.К.С. Айенгар благодаря йоге избавился от проблем со здоровьем и создал целое направление в этой области. Также многие институты мира проводят свои научные исследования феноменов йоги.

Йога - это не просто комплекс физических упражнений, она, в сущности, представляет собой целую комплексную науку о самосовершенствовании и души, и тела человека.

В основе учения йогов, которое кроме того, предусматривает выполнение комплекса физических упражнений, контроль над дыханием, соблюдение гигиены питания, а также соответствующих норм этики, лежат два понятия - "очищение" и "совершенствование". Ю.А. Мерзляков (1994) считает, что йога - это образ жизни, ведущий к физическому здоровью, психической уравновешенности, спокойному и доброму взгляду на окружающий мир. Йога - это не застывшее учение, оно динамично и в своей современной ипостаси все больше отходит от религиозно-мистических толкований и приближается к чисто практическим целям. Она не предназначена для какого-то узкого круга лиц, практические знания йогов не означают, что человек должен стать отшельником и жить уединенно в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятий йогой не имеет значения социальный статус. Любая наука, в сущности, бесконечна, она имеет свои азы, основополагающие принципы. Это относится и к йоге. Желающий достичь вершин этого учения должен знать о состоянии своего здоровья, проконсультироваться у врачей и обучаться под руководством опытных учителей йоги.

Теоретические основы йоги. Тысячелетние традиции индийской философии, берущие начало с XV-X вв. до н.э., сохранившиеся до настоящего времени, возникли на основе наиболее древней человеческой цивилизации. В Ведийский период (с XV-VI в. до н.э.) появились четыре священные книги индийских мудрецов, которые получили название "Ригведа", "Атхарваведа", "Самаведа" и "Яджурведа", объединенные общим названием Веды. Комментарии к Ведам называются Упанишадами. Они способствовали развитию философской мысли в Индии, создав школы, к одной из которых относится система йогов. Таким образом, йога - это одна из классических систем индийской философии.

Основоположником учения йогов считают древнеиндийского мудреца Патанджали, жившего во II-I вв. до н.э. Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему на основе уже существовавшего опыта занятий отдельных йогов. Он первым сделал письменное описание йоги. Патанджали излагает философию и практику классической йоги в своих 185 афоризмах, названных "Йога Сутры" и объясняющих суть и цель занятия йогой. Как и все индийские авторы, Патанджали не дает личной философской системы, а лишь собирает устные данные, дошедшие до него из глубины веков, и комментирует их в духе своей единой философии. Философская интерпретация практики йогов в "Йога Сутрах" согласуется с авторитетом Вед, т.к. терминология целиком взята из них. Именно это и является причиной причисления йоги к одной из шести ортодоксальных систем, хотя по своей сущности она отличается от них своей практической направленностью. Поэтому внутренний смысл этой философии, являющейся плодом практической разработки, может быть понят лишь с ее помощью.

По различным соображениям древние мудрецы, владевшие практическими упражнениями системы йоги избегали ее популяризации и это привело к мистификации этого древнего учения. В настоящее время необходимость изучения системы йогов является очевидной, что требует, однако, параллельного научного исследования. Следует помнить о том, что существует множество неправильных толкований системы йогов недобросовестными интерпретаторами и авторами литературы о йогах. Критерием истинной йоги должна быть только практика.

Санскритское слово "йога", родственное русскому "иго", в переводе означает "связывать", "соединять", "скреплять", т.е. йога - буквально означает "соединение". Йога - это добровольная прочная связь с высшим, соглашаясь на которую, человек вступает в отношения с самим собой. Это метод работы с телом, дыханием и сознанием, постоянное изучение и изменение себя с благой целью. В настоящее время Йогу можно рассматривать как холистическую систему, направленную на достижение психофизиологиеской интеграции человека. Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны), человек обретает физическое и психическое здоровье и силу. Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и значительно повышать качество жизни.

Традиционная йога имеет 8 ступеней. В труде Патанджали "Йогасутра" изложена йога, составляющая "восьмеричный путь":

1. Яма - межличностные взаимоотношения.

2. Нияма - внутриличностная самодисциплина.

3. Асана - позы.

4. Пранаяма - система дыхательных упражнений.

5. Пратьяхара - отход от чувственного восприятия.

6. Дхарана - концентрация мысли.

7. Дхяна - медитация (процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).

8. Самадхи - самореализация (состояние полного вникания в сущность данного объекта).

Первые четыре ступени йоги принято называть хатха-йогой. Следующие четыре ступени составляют раджа-йогу. Человеку, который хочет получить максимум прикладного эффекта от занятий, надо уделять внимание хатха-йоге, делая акцент на две составляющие йоги - это асаны (определённые неподвижные позы для тела) и пранаяму (специальные дыхательные упражнения).

йога упражнение поза прогиб

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Современное общественное восприятие Йоги кардинально отличается от самой сути Йоги в том традиционном смысле, в котором это учение развивалось древними святыми и подвижниками.

Во первых, изначально Йога была цельной системой, в которой физические упражнения и позы были небольшой, хотя и достаточно полезной частью. Цель древней Йоги была духовная, а не телесно-физическая и слово «Йога» относилось к целой системе, а не просто к позам – Aсанам.

В настоящее же время происходит чрезмерное акцентирование на асанах и сама «Йога» стала ассоциироваться главным образом с ее телесно-физиологической частью и превратилась в своего рода разновидность фитнеса. Все это в совокупности привело к тому, что люди стали полагать, что целью Йоги является именно поддержание здоровья и отличной физической формы. Однако – это ложь.

Целью Йоги является исключительно сама Йога – как процесс пробуждения истинной сути человека и путь освобождения от власти самскар и круговорота перерождений.

Подмена понятий «Йога» и «Асана», а точнее – происходящая в наше время фактическая монополизация йоги практикой асан, далеко не так безобидна, как это может показаться с первого взгляда. Как минимум это вводит в заблуждение сотни тысяч людей по всему миру, которые только ощутили побуждение, может даже еще не до конца осознаваемое, к внутреннему поиску самого себя и обратились к духовному знанию. Но в результате, эти люди получают «посвящение» от так называемых «учителей» различных стилей того, что они преподносят под «Йогой» и что по своей сути является набором гимнастических упражнений, сдобренным оккультной терминологией.

По сути, такие учителя проповедуют ЛОЖЬ, так как лжив сам тезис, лежащий в основе деятельности подобных «школ Йоги», «центров Йоги», «классов Йоги» и т.п. Это лживый тезис о том, что «Йога» – это физическая система с мощной духовной компонентой, которая в итоге может привести к самореализации человека. Так происходит не просто подмена понятий и смещение акцентов, но выхолащивание изначальной Йоги, по своей сути глубокого философского и духовного учения. В результате некоторые, так называемые «учителя», в погоне за прибылью фактически доводят Йогу до уровня «программы физических упражнений на ДВД диске».

Часто можно слышать как некоторые последователи Йоги, в том числе и получившие различного рода сертификаты мастерства от различного рода школ заявляют «Я практикую только Хатха йогу, меня не интересует глубокая медитация. Я хочу достигнуть совершенства через Хатха-йогу».
Однако Хатха-йога это всего лишь метод приведения организма к балансу, создающему условия для дальнейшей эволюции сознания. Без этой цели занятия Хатха-йогой бессмысленны, ибо тело – это только инструмент практики, а не самоцель практики.

Известный учитель современной Индии Свами Рама в своих лекциях объяснял:

«В наши дни термин «Йога» стал синонимом преходящего увлечения или простого чудачества. Множество некомпетентных учителей сделали Йогу объектом коммерческой эксплуатации и один маленький аспект Йоги выдается за всю Йогу.
Например, многие люди на Западе считают, что Йога это культ тела и красоты, другие относят Йогу к религиозному культу. И то и другое мнение искажает истинный смысл Йоги».
Далее Свами Рама приводит сравнение: «Если Вы собираетесь в Гималаи, Вы можете поехать на машине или полететь на самолете. Каждый день миллионы людей ездят на машинах и летают на самолетах. Но это не значит, что все, кто путешествует на машинах и самолетах попадут в Гималаи, если целью их путешествия не будут Гималаи».
Хатха йога, так же как впрочем и религиозный аспект йоги, это всего лишь, условно говоря «транспортные средства», которые помогают достичь конечной цели Йоги. Но они приведут в никуда, если практикуются сами по себе.

Вот характерный пример подмены понятий. На сайте ashtanga.com Аштанга-йога описывается как «система Йоги, переданная современному миру Sri K. Pattabhi Jois (1915-2009). Этот метод Йоги включает в себя синхронизацию дыхания с прогрессивной серией физических позиций – процесс, который производит интенсивный внутренний жар и глубокий очищающий пот, который выводит токсины из организма. Результатом является улучшенная циркуляция, светлое и сильное тело, и успокоенный разум».

В то же время, как пишет Свами Шивананда Сарасвати: «В традиционном понятии Йоги, систематизированной Патанджали, под Аштанга-йога подразумевалась восьми ступенчатая система практики, через которую достигалась свобода». Причем эта система включает не только позы и дыхание, но и глубокие медитативные практики, которые занимают в ней превалирующее место.

Подмена понятий Йоги приводит многих людей к убеждению в том, что занятие чем то, что входит в Йогу с целью оздоровления, снятия стресса и т.п. – является занятием Йогой. Это нет так. Это заблуждение, так как практика чего либо, что не соотносится с целью Йоги в самореализации высших уровней сущности человека, не является Йогой.

Как сказано в классическом трактате «Хатха йога прадипика» – шлока 4.79 – «Практика хатха-йоги без реализации Раджа-йоги является бесплодной. Есть практикующие Хатха-йогу, которые не имеют знаний в Раджа-йоге. Я считаю их просто практикующими, поскольку они не получают плодов от своих усилий».

Приносят ли упражнения Хатха-Йоги пользу для здоровья даже в отрыве от целостной Йоги? Да, безусловно, при правильном их выполнении приносят. Но одно их выполнение не делает человека ни йогином, ни даже учеником на пути Йоги.

«Йога – это метод медицинского лечения» – ложное утверждение.

«Йога – это метод физической терапии» – ложное утверждение.

Цель и суть Йоги не состоит в том, что бы сделать тело здоровым. Единственная цель Йоги по своей природе духовная и реализация Йоги выводит человека за пределы физического тела с его болезнями и неизбежной гибелью.

Коммерциализация Йоги привела к тому, что человек, пройдя за деньги курс в так называемых школах (центрах, студиях, курсах, «ашрамах» и т.п.) Йоги, сам может стать сертифицированным учителем (инструктором, «гуру» и т.п.) йоги не прочитав ни строчки из классических Йога-сутр. И потом многие из таких вот «учителей» ощущают себя достаточно компетентными для того, что бы создавать свои собственные направления и школы Йоги.
Характерно то, что очень часто название такой школы содержит в себе имя или фамилию ее еще прибывающего в добром здравии основателя. В дополнение очень часто подобного рода «учителя» используют традиционные древние названия и термины вводя в заблуждение учеников, которые принимают это за реальную преемственность нового учения с оригиналом.

Когда Йога перестает быть Йогой?
Представьте себе, что вместе с другом увидели автомобиль. Друг спрашивает: «Что это?» Вы отвечаете: «Это автомобиль». Представьте себе, что у автомобиля нет руля и Ваш друг задает тот же вопрос. Вы все еще отвечаете, «Это автомобиль». Но что если отсутствуют все четыре колеса, двери и мотор? И тогда на вопрос друга, «Что это?» Вы вероятно всего ответите – «Хлам. Металлолом».

Подумайте о Йоге, у которой после адаптации к современной западной культуре отобрали важнейшие компоненты. Будете ли это все еще оставаться Йогой? Без высшего смысла, целей и методов? Однозначно – нет.

Из статьи Свами Джанешвара Бхарати