Виды тренировок. Тренировочные циклы на протяжении одной недели

Рост спортивного мастерства зависит от постоянного и систематического участия в тренировках, в ходе которых происходят значительные морфологические и биохимические изменения в организме. Эти изменения носят цикличный характер, поэтому и спортивная тренировка делится на циклы:

  • годичный;
  • многонедельный переходящий;
  • недельный.

Годичный тренировочный цикл

В систематически управляемом oренировочном процессе планируется годовая нагрузка. Годовую тренировку необходимо планировать так, чтобы обеспечивать нарастание нагрузки и чтобы результативность достигла пика именно в определенный период года. Поэтому уместно разделить цикл на основные тренировочные периоды:

  • подготовительный;
  • основной;
  • переходный.

Подготовительный период обычно делится на два этапа. Первый - характеризуется большим объемом нагрузки, низкой интенсивностью и сосредоточивается на развитии базовых предпосылок. На этом этапе развиваются максимальная сила, скорость, выносливость, улучшается дыхание.

"Рандори" имеет значение прежде всего как средство для развития дыхания, производится со средней интенсивностью в течение 10-15 минут и с достаточным перерывом для отдыха (5-10 минут). "Учикоми" проводится во многих сериях, постоянно включается разучивание новых захватов. Характер всех видов нагрузки аэробный.

Во втором этапе уменьшается удельный вес общеразвивающих упражнений за счет специальных. Объем тренировки сохраняется, интенсивность возрастает.

При физической подготовке используются в большей мере специальные средства для развития силы и выдержки. В технической подготовке обращается внимание на качество действий. Для этого необходимо включать разнообразные формы учикоми, в которых применяются различные захваты и комбинации. Время проведения отдельных видов рандори постепенно сокращается, точно так же как и время перерывов, интенсивность повышается.

Основной период (включает соревнования) направлен на повышение результативности. Важную роль здесь играет выбор средств тренировки и дисциплина.

Объем нагрузки понижается, потому что интенсивность ее достигает пика. Эффективность регулируется количеством соревнований и объемом специфической нагрузки. Периодизация годичной тренировки строится в соответствии с календарем соревнований.

Количество выступлений на соревнованиях разное, зависит от разряда. У мужчин, имеющих I спортивный разряд, количество выступлений достигает 15, количество успешных схваток - 60-80 в течение двух главных периодов.

Переходный период рассчитан на полное восстановление сил. Объем нагрузки понижается в конце периода. Тогда включаются упражнения, рассчитанные на активный отдых.

Большое значение имеет длительность отдельных периодов годичного цикла: срок подготовительного периода больше, чем основного.

В дзюдо принято выделение двух основных периодов соревнований: осень, весна.

Основной период длится 12-16 недель, переходный - 4 недели.

Тренировочные циклы на
протяжении нескольких недель

На практике годичная тренировочная деятельность делится на определенные этапы. Программу этих этапов необходимо детально разрабатывать. Динамика нагрузки в избранных циклах подчиняется определенным закономерностям. Наиболее распространен -недельный цикл.

Основная схема динамики нагрузки в течение 4-недельного цикла - ее постепенное увеличение (первые три недели) и спад (на четвертой).

Существует целый ряд вариантов и комбинаций длительности циклов и их динамики.

Тренировочные циклы на
протяжении одной недели

Недельный тренировочный цикл зависит от условий общественной и производственной деятельности В основном соревнования проходят в воскресенье или субботу, тренировки - в будние дни.

Динамика нагрузки меняется, упражнения подбираются так, что больший удельный вес имеют или специальные, или общие средства тренировки. Если чередуются тренировки с разными средствами и дозировкой, то можно сокращать промежуток времени между ними. Нагрузку лучше так распределять в течение недели, чтобы упражнения на отработку техники и увеличение скорости следовали после активного отдыха.

Количество тренировок в течение недели постепенно повышается с 2-3 до 5-6. Основную нагрузку лучше планировать на понедельник, вторник и четверг, интенсивную всестороннюю подготовку - на среду. Если тренироваться 5 раз в неделю, то на пятницу лучше включить тоже специальную подготовку, но с меньшей нагрузкой. Приведенный план - это только пример, его можно изменять и составлять по-другому. Намного сложнее проблема режима тренировки, особенно результативных спортсменов, которые занимаются 20 часов в неделю.

Тренировка

Тренировки - основной организационный процесс. Их содержание различно и зависит прежде всего от главной задачи, от соответствующего этапа в подготовке спортсмена и от места тренировки в недельном цикле.

Пример тренировки технического-тактического направления (начинающие спортсмены):

    Подготовительная часть:

  • Главная часть:

    • тренировка "камисихогатамэ без сопротивления укэ и с полусопротивлением" - 15 мин.;
    • тренировка уходов из камисихогатамэ - 10 мин.;
    • повторение "цурикомигоси" и "оутигари" - 10 мин.;
    • "кахаригэико", направленное на совершенствование предшествующих приемов (2x5 с) - 10 мин.
  • Заключительная часть: упражнения на расслабление и растяжение мышц - 15 мин.

Сборы

Сборы - вторая после тренировки, специфическая организационная форма подготовки дзюдоистов.

Сборы имеют большое преимущество перед обычной тренировкой, создают оптимальные условия для повышения эффективности подготовки спортсменов. Сборы носят характер обучения, которое направлено на углубление знаний, совершенствование техники в процессе состязаний.

ОРТОДОКСАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ В ДЗЮДО

Несмотря на собственный путь, которым обязательно должны идти российские дзюдоисты, следует иметь представление о традиционном составе технических действий, которыми упражняются ортодоксальные дзюдоисты.

Вся система упражнений традиционного дзюдо состоит по японской терминологии из:

1. Образующих действий (по-нашему – начальные технические действия), в состав которых входят:

Подготовительные (общие и специальные);

Сопряженные (стойки, позы, передвижения и повороты, взаиморасположения, захваты, дыхание);

Основные действия (выведения из равновесия, подбивы, действия контроля лежа).

В отличие от системы самбо разновидности подбивов в дзюдо представлены отдельно от самого броска, что исключает возможность их выполнение без согласованных действий по выведению противника из равновесия.

2. Взаимодействия (основные технические действия), в состав которых входят:

Технические действия стоя;

Технические действия лежа;

Неклассические технические действия стоя;

Неклассические технические действия лежа;

Комбинации стоя и лежа.

3. Способствующие (вспомогательные технические действия), в состав которых входят:

Действия на улучшение устойчивости;

Действия в перемещениях;

Действия в захватах;

Действия в выведении из равновесия;

Действия в комбинировании техники;

Действия, способствующие реализации техники лежа;

Действия, способствующие предупреждению травм, и по оказанию первой помощи после удушения (к сожалению, в России эти действия остаются прерогативой тренера, а не достоянием обучаемых).

РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ДЗЮДО

Регулярное упражнение в выполнении различных вспомогательных действий в системе дзюдо превращает процесс тренировок в неукоснительный закон, благодаря чему достигается автоматизированная способность к выполнению адекватных действий независимо от уровня психострессорности ситуации.

В отличие от других видов спортивной борьбы, в дзюдо используется ряд действий в качестве ритуальных, направленных на формирование климата уважения к старшему, коллективу и месту проведения занятий, включая ритуалы коллективного приветствия (рис. 2.1),

К этой группе действий относятся построения, перестроения на месте и в движении, передвижения в строю, размыкания и смыкания, которые формируют умения и привычку действовать по команде в едином строю.

СОСТАВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ДЗЮДО (ТЕХНИКА РАЗМИНКИ)

В данную группу включены общеразвивающие гимнастические упражнения с частичным изменением структуры и методики их использования. На занятиях целесообразно использовать их таким образом, чтобы, решая задачи общей физической подготовки, они способствовали развитию функций вестибулярного анализатора, повышая тем самым уровень равновесия.

1. Ходьба с активными наклонами головы вперед, назад, вправо и влево. На каждый шаг выполнить два движения головой.

2. Ходьба с круговыми движениями головой. Темп – два движения в одну секунду.

3. Ходьба с поворотами на каждый шаг в сторону впереди стоящей ноги с фиксацией взгляда на партнере, идущем сзади.

4. Бег с поворотами на 360° вправо и влево.

5. Продвижение прыжками на двух ногах с поворотами на 360°.

6. Продвижение прыжками на одной ноге с поворотами на 360°.

7. Продвижение прыжками в низком приседе с поворотами на 360°.

8. Исходное положение (и.п.) – ноги врозь, руки на поясе. Попеременные наклоны: 1–2 – вперед-назад; 3–4 – вправо-влево. Темп – два движения в одну секунду. После нескольких повторений рекомендуется выполнить упражнение с закрытыми глазами.

9. И. п. – стойка ноги врозь, руки вперед – в стороны. 1–2 – маховое движение правой ногой к левой руке; 3–4 – то же левой ногой. Поворот на 360°. После махового движения нога возвращается строго в исходное положение.

10. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1–4 – круговое движение туловища вправо; 5–8 – то же влево. Темп – одно движение в секунду.

Рис. 2.1. Этикет дзюдо – позы, поклоны


Рис. 2.2. Этикет дзюдо – завязывание пояса

11. И. п. – основная стойка (о.с.). 1–4 – упор присев, голову наклонить вперед; 2 – упор лежа, голову наклонить назад; 3 – упор присев, поворот на 360°; 4 – о. с.

12. И. п. – стойка ноги врозь, наклон вперед, руки вверх. 1–4 – вращательное движение туловищем по восьмерке влево. 5–8 – то же вправо. Темп – одно движение в секунду.

13. И. п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот туловища вправо, присед на левой ноге; 2 – и. п., поворот туловища влево, присед на правой; 4 – и. п. Темп – одно движение в секунду.

14. И. п. – руки на поясе. 1–4 – в положении наклона вперед четыре поворота на 360°. Темп – один поворот в секунду. После выполнения задания сохранить устойчивое равновесие, ноги вместе (стоя на одной ноге), то же с закрытыми глазами.

15. И. п. – руки на поясе. 1–4 – четыре поворота на 360° с наклоном головы вперед; 5–8 – четыре поворота на 360° с наклоном головы назад. Задание то же.

16. И. п. – о. с. 1 – прыжок с поворотом кругом в упор присев; 2 – прыжок с поворотом в и.п. 3–4 – то же в другую сторону.

17. И. п. – о. с. 1 – прыжок на месте, руки к плечам; 2 – прыжок с поворотом вправо на 360°, руки вверх; 3 – прыжок на месте, руки к плечам; 4 – прыжок с поворотом влево на 360°, руки вниз.

18. И. п. – ноги врозь. 1 – правая нога и руки в стороны; 2 – опуская руки вниз, скрестным шагом правой ногой перед левой – поворот кругом; 3–4 – то же в другую сторону.

19. И. п. – наклон вперед, руки на коленях. 1–4 – поворот переступанием на 360°. Упражнение выполнить по 5 раз в каждую сторону с закрытыми глазами. После остановки открыть глаза, принять положение о. с., удерживать равновесие 3–5 с.

20. И. п. – о. с. Прыжками выполнить 5 поворотов на 360° – два кувырка вперед – поворот кругом и шагом вернуться в и. п. Всю комбинацию упражнений выполнять с закрытыми глазами.

21. И. п. – наклон вперед, руки на коленях. Выполнить переступанием 5 поворотов на 360°. 10 подскоков на одной ноге с закрытыми глазами, о.с., открыть глаза. Удерживать равновесие 35 с.

22. И. п. – ноги врозь. Выполнить 5 круговых движений туловищем – 5 глубоких приседаний с выпрыгиванием вверх – о. с., удерживать равновесие 3–5 с.

23. И. п. – о. с. Правую ногу назад, руки вперед, равновесие на левой ноге. То же на правой. Равновесие удерживать 10–15 с.

24. И. п. – стойка ноги врозь на носках, руки вперед. 1–4 – 4 поворота головы вправо и влево, удерживать равновесие 8-10 с.

25. И. п. – стойка, левая нога впереди на носке, руки вперед. Удерживать равновесие в и. п. с закрытыми глазами 10–15 с.

26. И. п. – равновесие на одной ноге с закрытыми глазами. 1–2 – согнуть маховую ногу к груди, руками взяться за колено; 3–4 – опустить ногу и отвести ее, согнутую в колене, назад.

27. И. п. – равновесие, стоя на носке (пятка высоко от опоры), другая нога согнута под прямым углом вперед, руки в стороны. Удерживать равновесие в и. п. 7-10 с. То же с закрытыми глазами.

28. И. п. – стоя, ноги врозь, на одной линии, пятка левой касается носка правой (то же с другой ноги), руки вперед в стороны. Удержание равновесия в и. п. с поворотами головы вправо-влево. Темп – два движения в секунду. То же с закрытыми глазами.

29. И. п. – то же самое. Удержание равновесия в и.п. с одновременным наклоном головы вправо-влево. Темп – два движения в секунду. То же с закрытыми глазами.

ТЕХНИКА САМОСТРАХОВКИ ДЗЮДОИСТА

Каждое занятие по дзюдо в составе подготовительной части урока должно содержать упражнения самостраховки, которые одновременно являются и акробатическими приемами. Эти упражнения должны быть обязательными как для новичка, так и для мастера, как принято в балете использование станка.

Упражнения для изучения навыков падения на спину

Изучение положения рук при падении на спину. Лечь на спину, подбородок прижать к груди, ноги согнуть в коленях, руки вытянуть вдоль туловища ладонями вниз. Поднять руки и сделать ими сильный удар по ковру. В момент удара руки должны быть напряжены и находиться по отношению к туловищу под углом 40–50°.

Падение на спину из положения сидя.

Садясь на ковер, поджать ноги, прижать подбородок к груди и вытянуть руки вперед. Сделать перекат назад в группировке на согнутой спине. В момент касания ковра лопатками ударить по нему руками. В момент удара таз должен быть приподнят над ковром.

То же, вытягивая руки вперед-вверх.

Падение на спину из положения приседа. Принять положение приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед.

Сесть на ковер ближе к пяткам и, не останавливая движения, сделать перекат на спину, закончив его ударом руками о ковер. То же, вытягивая руки вперед-вверх.

Падение на спину из положения полуприседа.

Падение на спину из положения о. с. Стать в о. с., подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед.

Плавно перейти в положение приседа и выполнить перекат с ударом руками о ковер.

То же, вытягивая руки вперед-вверх.

Падение на спину через партнера, стоящего в партере (низком и высоком). Стать спиной вплотную к правому боку партнера, стоящего в партере.

Приседая, прижать подбородок к груди, сделать перекат назад по спине партнера и упасть на спину с одновременным ударом руками по ковру.

Падение на спину через горизонтальный шест.

Вытянуть руки вперед, подбородок прижать к груди, согнуть туловище вперед и сесть на шест. Опустив ягодицы как можно ниже, упасть назад на спину с одновременным ударом руками по ковру. Удар выполняется ладонями. Первыми ковра должны коснуться руки, затем лопатки. В последний момент партнеры слегка приподнимают шест. Борец, выполняющий упражнение, смягчает свое падение, цепляясь голенями за шест.

Падение на спину прыжком. Стоя в о. с., принять положение приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Слегка подпрыгнув, подкинуть ноги вверх и быстро сделать сильный удар руками по ковру. Первыми ковра должны коснуться руки, потом лопатки. Затем мягкий перекат на спине. Во время падения голова наклонена вперед, подбородок плотно прижат к груди, ноги вместе, колени согнуты.

Дальнейшее совершенствование падения на спину можно осуществлять, усложняя приведенные упражнения, например выполняя падение на спину прыжком из положения стоя на шведской стенке на разной высоте, стоя на стуле, после раскачивания и броска партнерами. В процессе выполнения этих упражнений учитель должен внимательно следить за учениками, страховать их и обучать правильной страховке.

Упражнения для изучения падения на бок

Изучение конечного положения при падении на бок. Лечь на правый бок, согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди. Левую стопу поставить на ковер возле правой голени. Подбородок прижать к груди. Левую руку поднять вверх, правую положить на ковер ладонью вниз под углом 40–50° по отношению к туловищу.

То же на левом боку, обратив внимание на постановку на ковер правой подошвы и левой руки.

Перекат на бок. Сесть на ковер, поджать ноги, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед.

Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок до касания ковра правой лопаткой и обратно в положение сидя. То же в другую сторону.

Падение на ковер из положения сидя. Сесть на ковер. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок. В момент касания ковра правой лопаткой сильно ударить вытянутой правой рукой и подошвой левой ноги по ковру.

То же в другую сторону.

Падение на бок из положения приседа. Принять положение полного приседа, прижать подбородок к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер правой ягодицей возможно ближе к правой пятке и выполнить перекат на правый бок. Выполнять упражнение в обе стороны, обращая внимание на плавность перехода от седа к перекату и фиксацию конечного положения.

Падение на бок из положения о. с. Перейти в присед, подбородок прижать к груди, руки вытянуть вперед. Сесть на ковер правой ягодицей и, не прерывая движения, выполнить перекат, завершив его одновременным ударом по ковру правой рукой и левой подошвой. Выполнять упражнение в обе стороны.

Перекат с одного бока на другой. Лечь в конечное положение для падения на правый бок. Сильно оттолкнуться от ковра правой рукой и ногами, перекатиться на спине в положение на левом боку. Убедившись в правильности принятого положения, перекатиться на правый бок. Повторять перекаты с ускорением темпа.

Падение на бок через партнера, стоящего в партере. Стать спиной к правому боку партнера. Захватив левой рукой правое плечо партнера, поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед. Сгибаясь, выполнить падение назад. Во время падения правая рука должна обогнать туловище и всей поверхностью с силой ударить по ковру. При ударе рука должна быть вытянута и повернута к ковру ладонью. Затем ковра касаются туловище и ноги. То же в другую сторону, встав возле левого бока партнера и захватив правой рукой его левое плечо.

Падение на бок через шест. Один конец палки упереть в ковер, второй – в руках партнера. Во избежание травм необходимо следить, чтобы палка не касалась ключицы. Встать спиной к палке слева от партнера. Прислонить к палке правый подколенный сгиб, правой рукой захватить шест снизу возле левого бедра. Левую руку и левую ногу вытянуть вперед, подбородок прижать к груди. Сгибаясь и крепко держась рукой за шест, начать падение на левый бок. В момент падения следует смягчить приземление, подтягиваясь рукой к шесту.

Падение на бок через плечо из положения стойки на правом колене. Опуститься на левое колено, положить ладони на ковер пальцами вовнутрь, правую ближе к ногам. Скользя правой ладонью по ковру, пропустить ее между ног и опустить правое плечо на ковер. При этом голову отвести к левому плечу, прижав подбородок к груди. Оттолкнуться левой ногой и сделать перекат на спину с правого плеча в направлении правой ягодицы. Закончить кувырок сильным ударом правой руки о ковер и принять конечное положение при падении на правый бок. То же из стойки на правом колене.

Падение на бок кувырком через плечо из положения стойки. Поставить правую ладонь на ковер возле левой ноги пальцами к правому носку. Сделать плавный перекат с правого плеча на левую ягодицу и, приняв положение, как при падении на левый бок, быстро вернуться в о. с.

То же из левой стойки с перекатом через левое плечо на правый бок.

Падение на бок через шест. Партнер держит шест. Встать к шесту лицом справа от партнера, касаясь его нижней частью левого бедра. Захватить шест правой рукой сверху, несколько выше того места, которого касается бедро. Левую руку вытянуть вперед, подбородок прижать к груди. Сгибаясь и крепко держась за шест, оттолкнуться от ковра и выполнить кувырок через шест. В момент падения левая рука обгоняет туловище и с силой ударяет по ковру. Перед падением для смягчения удара следует подтянуться правой рукой к шесту. Падение завершается конечным положением на левый бок. То же в другую сторону с кувырком через шест на левый бок, встав с другой стороны палки и захватив ее правой рукой. То же через партнера, стоящего на четвереньках.

Падение на бок кувырком, держась за руку партнера. Встать левым боком к правому боку партнера и захватить правой рукой одноименную руку партнера за внутреннюю часть его запястья. Вытянуть левую руку вперед ладонью вниз, оттолкнуться от ковра, выполнить кувырок через правое плечо и приземлиться на правый бок. В момент падения партнер должен поддержать выполняющего кувырок борца за руку, чтобы смягчить его приземление.

Падение на бок из упора лежа с поворотом на 270°. Принять положение упора лежа с опорой на носки ног и ладони рук. Оттолкнувшись одновременно руками и ногами, не сгибая ног и туловища, выполнить переворот вокруг продольной оси вправо и приземлиться на левый бок, приняв соответствующее положение.

То же в другую сторону.

Падение на бок кувырком через плечо из о. с. с прыжком. Оттолкнувшись ногами, выполнить прыжок вперед-вверх с одновременным махом правой рукой сверху вниз по направлению к левой ноге. Повернувшись в воздухе на 90°, приземлиться на левый бок с опережающим движением и сильным ударом левой рукой. То же через стойку на руках, на одной руке, через партнера, стоящего на четвереньках, после раскачивания и броска партнерами.

Упражнения для изучения падения вперед на руки

При падениях, особенно при бросках прогибом, нельзя выставлять руки и опираться на кисти. Это может привести к серьезным травмам. Однако при падениях с поворотом грудью к ковру, чтобы не удариться лицом, нужно уметь смягчать падение руками.

Падение вперед на кисти рук из положения стойки на коленях. Встать на колени, вытянуть руки вперед ладонями вниз. Не сгибая туловища, упасть лицом вперед. В момент касания ладонями ковра за счет упругого сгибания рук в локтевых суставах сначала замедлить, а потом приостановить падение и лечь на ковер. То же из положения стоя на коленях, руки за спиной.

Падение вперед на кисти рук из положения о. с. Стоя в о. с., вытянуть руки вперед ладонями вниз. Не сгибая туловища, упасть вперед, амортизируя падение руками.

То же с прыжком из положения стоя на широко расставленных ногах, стоя ноги вместе.

Падение вперед на кисти рук из положения о. с. с прыжком. Принять о. с., вытянуть руки вперед ладонями вниз, слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть вперед, приземляясь на руки и грудь.

Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180° с прыжком. Из о. с. слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть назад-вверх. В полете развернуться грудью к ковру и приземлиться на руки и грудь.

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки борцов. Среди них выделяют:

– перекаты – вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

– кувырки – вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и. п. в различные конечные положения;

– перевороты без фазы полета – движение тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону – колесо);

– повороты с фазой полета – прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот вперед с места и с разбега, рондат, фляк и др.).

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Но чаще всего они используются в разминке, так как способствуют хорошей подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты и обязательно страховать и помогать.

Подробное описание акробатических упражнений есть в учебных пособиях по гимнастике, поэтому ниже мы кратко рассмотрим технику и методику обучения наиболее широко применяемых в подготовке борцов упражнений.

Перекаты. Вначале осваивают простейшие перекаты – в группировке назад-вперед лежа на спине, из положения сидя, из упора присев. Затем переходят к изучению более сложного переката вперед, прогнувшись, который является элементом некоторых ТТД борца. И. п. – стоя на коленях, руки за спиной (их можно соединить). Прогибаясь, сделать перекат, последовательно касаясь опоры бедрами, животом, грудью. Голову повернуть в сторону.

При обучении страхующий, стоя сзади, удерживает выполняющего перекат за плечи, замедляя и смягчая движение до момента касания опоры животом.

Кувырки. Обучению кувыркам предшествует освоение различных способов группировки в положении сидя, в приседе, лежа на спине. При изучении группировок следить за тем, чтобы колени были плотно подтянуты к груди, локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, подбородок касался колен, стопы ног слегка разведены.

Освоение собственно кувырков начинают с простейшего кувырка вперед из упора присев в группировке. При обучении используют следующие подводящие упражнения:

– в положении лежа на спине – быстрая группировка с захватом голеней руками;

– из приседа – садясь, перекат назад в группировке до касания ковра лопатками, обратным движением – перекат в и. п.;

– из упора присев – выпрямляя ноги и поднимая таз, перенести тяжесть тела на руки (до потери равновесия вперед).

Варианты кувырка вперед:

Серия кувырков вперед в группировке, добиваясь слитного выполнения движений (без пауз между отдельными кувырками).

Кувырок вперед из упора присев. Конечное положение – сидя, скрестив голени.

Кувырок вперед в группировке с последующим прыжком со взмахом руками вверх и приземлением в присед и кувырком вперед и т. д.

То же, но прыжок с поворотом на 180° и 360°.

Кувырок вперед из о. с., не сгибая ног.

Кувырок вперед из стойки с одной ногой впереди.

Кувырок вперед из разных и. п. (упор присев, сед скрестив голени, о. с. и т. д.) с выходом на одну ногу.

Кувырок вперед из стойки на голове (из стойки на руках).

Последовательность обучения кувыркам вперед из стойки на руках:

– из стойки на лопатках перекат вперед в сед с наклоном вперед;

– кувырок вперед в стойку ноги врозь;

– то же, но в стойку ноги вместе, с помощью;

– из стойки на руках перекат вперед с прямыми руками в сед с наклоном вперед;

– из стойки на руках перекат вперед в стойку ноги врозь с помощью и самостоятельно;

– из стойки на руках перекатом вперед с прямыми руками в стойку с прямыми ногами с помощью и самостоятельно.

Длинный кувырок вперед. И. п.: полуприсед, руки отведены назад. Махом рук вперед и толчком ног выполнить кувырок в группировке. Стремиться делать упор руками как можно дальше от ног. Фаза полета в данном варианте отсутствует.

Более сложный вариант кувырка вперед – кувырок прыжком. И. п.: полуприсед, руки назад. Махом рук вперед и толчком ног выполнить прыжок вперед с приземлением на руки и последующим кувырком вперед в группировке.

При обучении следует обращать внимание на то, чтобы занимающиеся не ставили руки близко к ногам, выполняли плотную группировку, прижимая подбородок к груди. После освоения одного кувырка нужно научиться выполнять подряд несколько различных кувырков. Разучивать сложные кувырки следует на дополнительных мягких матах, которые кладут в несколько слоев. По мере освоения упражнения дополнительные маты постепенно убирают. Страховка: преподаватель стоит сбоку от ученика в месте приземления на руки; одной рукой нужно поддерживать занимающегося под живот или бедра, а другая рука должна находиться сверху в области шеи, с тем чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Варианты усложнения кувырка прыжком

Кувырок через постепенно увеличивающееся пространство, определяемое соответствующими линиями (предметами).

Кувырок прыжком в длину через невысокое препятствие (партнеры, манекены).

Кувырки прыжком в высоту через коня поперек, через козла разной высоты, через стул, через партнера, через нескольких партнеров и т. д.

Кувырки прыжком, помимо координационных способностей, хорошо развивают и волевые качества – смелость, решительность, упорство. Поэтому процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы в каждое занятие были включены упражнения, несущие в себе новизну и постоянно возрастающую сложность. Например, кувырок через стул, стоящий спинкой от ученика, не так страшен, так как стул легко опрокидывается, если его задеть. В то же время стул, стоящий спинкой к ученику, вызывает страх из-за ощущения возможности столкновения с ним. Преодолевая каждый раз возникающие новые и новые сложности, занимающиеся развивают в себе волю и характер. Последовательность обучения кувыркам назад

Кувырок назад в группировке из упора присев. Основное внимание следует обращать на то, чтобы после переката назад на лопатки быстро подставить руки на уровне головы ладонями на ковер, пальцами к плечам и, опираясь на них, перевернуться через голову. В качестве подводящего упражнения для овладения навыком постановки рук на опору можно рекомендовать следующее: стоя у стены и опираясь на нее лопатками, быстрым движением ставить руки ладонями на стену у головы.

Кувырок назад через плечо из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо). Перекат выполняется, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

Кувырки назад из разных и. п. (стойка ноги врозь, стоя согнувшись, стоя на коленях, о. с. и т. д.).

Кувырки назад из разных и. п. с выходом в различное конечное положение (стойку на одном колене, стойку на руках, о. с. и т. д.).

Перевороты. Из группы переворотов обучение начинают с переворота в сторону (колесо) из стойки лицом по направлению движения, а затем из стойки боком по направлению движения.

Важным моментом в выполнении переворота является последовательное отталкивание по ходу движения ногами и руками по схеме: толчок левой ногой при выходе в стойку на руках, толчок левой рукой при переходе с левой руки на правую, толчок правой рукой при перевороте со стойки на руках на правую ногу. Так же выполняется переворот вправо. Чтобы не было отклонений от оси движения при выполнении переворотов, можно обозначить линию движения мелом или веревкой (скакалкой).

Упражнения для изучения группировки

Сесть на ковер, поджать ноги и обхватить их руками; подбородок прижать к груди. Согнув спину, сделать перекат назад до лопаток и обратно. Если группировка сделана правильно, то перекат будет мягким, без ощущения толчков.

То же из положения приседа, обхватив ноги руками; стремиться сесть на ковер как можно ближе к пяткам.

Из о. с. выполнить полный присед и, обхватив ноги, сделать перекат назад до лопаток и обратно в положение сидя на ковре.

Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180°. Из о. с., руки прижаты к туловищу, падать назад, не сгибая туловище. Как только тело окажется под углом 60° по отношению к ковру, сделать резкий поворот кругом налево (направо). Закончить упражнение в положении грудью вниз, амортизируя падение руками.

Падение вперед, на кисти рук из положения о. с. с прыжком. Принять о. с., вытянуть руки вперед ладонями вниз, слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть вперед, приземляясь на руки и грудь.

Падение назад на кисти рук из положения о. с. с поворотом на 180° с прыжком. Из о. с. слегка присесть, оттолкнуться и прыгнуть назад-вверх. В полете развернуться грудью к ковру и приземлиться на руки и грудь. Ниже иллюстрируются основные приемы самостраховки по данным Г. Пархомовича (1993) (рис. 2.3, 2.4)

СОСТАВ КООРДИНАЦИОННО-ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Практика свидетельствует о том, что дети при изучении сложно-координационных действий с конечной задачей провести бросок, как правило, испытывают трудности в организации согласованных движений. Объясняется этот факт все тем же свойством нервной системы подвергаться иррадиации возбуждения в коре головного мозга. Эта генерализация объясняется ответственностью поставленной задачи.

Выходом из положения является снятие ответственности за качество проведения броска и отвлечение внимания на простое согласование действий без конечного результата в виде законченного броска.

С этой целью в условиях одношереножного строя учащиеся повторяют движения преподавателя на согласованные движения рук и ног, имитирующих действия при выходе на старт бросков различных типов и классов.(рис. 2.5, 2.15).

СОСТАВ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ КОНДИЦИОННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЗЮДОИСТА

В единоборствах в процессе учебно-тренировочных занятий в силу неоднородности содержания тематического плана не всегда возможно организовать ритмичные нагрузки различных функциональных структур, что обеспечивает адаптацию, гиперкомпенсацию и, в конечном итоге, повышение функциональных качеств. Зачастую происходит так, что в процессе тренировки учащийся не может выполнить определенное действие, позволяющее развить в необходимой мере какое-либо физическое качество.

С этой целью в единоборствах (так же, как и в других видах спорта) используются общеразвивающие упражнения, обеспечивающие развитие определенных групп мышц. Эта мера позволяет планировать и выполнять строго дозированные и контролируемые нагрузки, добиваться поставленных целей вне зависимости от того, получит ли борец в ходе взаимодействия с непредсказуемым противником возможность нагрузить данную группу мышц.

В спортивной борьбе особую роль играет развитие мышечной массы, обеспечивающей силовые, скоростно-силовые проявления и способность длительное время выполнять силовую и скоростно-силовую нагрузку.


а. Падение на спину из положения сидя

б. Падение на спину из положения приседа

в. Падение на спину из положения стоя


г. Падение на бок из положения стоя


д. Падение на бок кувырком вперед


е. Падение через препятствия (один – на животе один – на четвереньках, двое – на животе)

Рис. 2.3. Техника самостраховки


а. При падении назад руки раздвинуты под маленьким или большим углом

б. При падении назад и на бок нельзя опираться на локоть


в. При падении на живот нельзя опираться на локти, локоть или прямые руки

г. Нежелательно скрещивать ноги

Рис. 2.4. Ошибки в самостраховке, приводящие к травмам

В практике спортивной борьбы, и в частности в дзюдо, в основном используются упражнения направленные на развитие общей силы основных групп мышц. На этапе начальной подготовки и позже первым долгом необходимо обеспечить увеличение поперечника мышц, для чего используют упражнения с отягощениями на большое количество повторений с весом, не превышающим 50 % от максимально возможного для индивида. Впоследствии вес отягощения увеличивается до 80 % от максимального, но с увеличением скорости его выполнения и желательно после значительного утомления мышц предшествующей силовой или скоростно-силовой деятельностью.

Подводящие упражнения для овладения бросками проворотом


Рис. 2.5. Подводящие действия для освоения выхода на старт бросков проворотом класса выходом


Рис. 2.6. Подводящие действия для освоения выхода на старт бросков проворотом класса уходом


Рис. 2.7. Подводящие действия для освоения выхода на старт бросков проворотом класса входом

Рис. 2.8. Подводящие действия для освоения выхода на старт бросков проворотом скрестного класса

Подводящие упражнения для овладения бросками наклоном


Рис. 2.9. Подводящие действия для освоения класса разностороннего разнонаправленного движения бросков типа наклоном

Рис. 2.10. Подводящие действия для освоения класса одностороннего разнонаправленного движения бросков типа наклоном


Рис. 2.11. Подводящие действия для освоения класса разностороннего однонаправленного движения бросков типа наклоном

Рис. 2.12. Подводящие действия для освоения класса одностороннего однонаправленного движения бросков типа наклоном

Подводящие упражнения для овладения запрокидыванием


Рис. 2.13. Подводящие действия для освоения класса одностороннего разнонаправленного движения бросков типа запрокидываний

Рис. 2.14. Подводящие действия для освоения класса одностороннего однонаправленного движения бросков типа запрокидываний

Рис. 2.15. Подводящие действия для освоения класса разностороннего разнонаправленного движения бросков типа запрокидываний

РАЗВИТИЕ СИЛЫ

Наиболее существенными для борьбы являются скоростно-силовые способности, а точнее, их разновидность – «взрывная сила» – способность проявлять большую силу в наименьшее время.

При развитии силовых способностей борцы в основном пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением, куда входят:

– упражнения с внешним сопротивлением (штангой, гантелями, гирями, на тренажерах, с партнером);

– упражнения с преодолением веса собственного тела (сгибания-разгибания рук в упоре лежа, на брусьях и в висе, лазанье по канату, поднимание ног к перекладине, прыжки и др.).

Изометрический режим работы мышц (удерживающий) без изменения длины мышц и соответственно изометрические упражнения способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества двигательных единиц работающих мышц.

Выполняемые обычно при задержке дыхания, они приучают организм к работе в очень трудных бескислородных условиях. Эти упражнения полезны при отработке приемов в борьбе лежа – удержаний и способов уходов с удержаний. Направленное развитие силовых способностей происходит, когда осуществляются максимальные мышечные напряжения. Существует несколько эффективных способов создания максимальных напряжений.

В силу ненадобности дополнительного оборудования наиболее распространенными являются упражнения с партнером, в состав которых входят такие действия:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Партнер держит ноги, стоя со стороны спины. Туловище должно оставаться прямым, слегка прогнутым в пояснице. Партнер, удерживая ноги выполняющего упражнение, слегка прогибается в пояснице, стараясь не наклоняться вперед.

2. Передвижение в упоре лежа на прямых руках.

3. Передвижение в упоре лежа на согнутых руках.

4. Передвижение прыжками в упоре лежа.

5. Передвижение на четвереньках с партнером на спине.

6. Сгибание и разгибание рук в упоре спиной к ковру.

7. Передвижение в упоре спиной к ковру.

8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с партнером, сидящим на спине.

9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на прямые руки партнера, лежащего на спине.

10. Сгибание и разгибание рук, лежа на спине, упираясь руками в спину партнера.

11. Один из партнеров садится спиной к другому, находящемуся в стойке, выпрямляет руки вверх и упирается ладонями в ладони верхнего. Попеременное или одновременное сгибание и разгибание рук.

12. Сгибание и разгибание рук в стойке. Партнер держит ноги.

13. Попеременное сгибание и разгибание в обоюдном упоре.

14. Партнеры стоят друг против друга, упираясь ладонями выпрямленных рук. Не сгибая рук, отойти друг от друга как можно дальше. Наклоны вперед до касания друг друга грудью.

При использовании тяжелоатлетического инвентаря применяются различные методы.

Метод максимальных усилий

Данный метод обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы, что очень важно для дзюдоистов, обязанных сохранять относительное постоянство веса в пределах своей весовой категории.

Каждое упражнение выполняется в несколько подходов. Количество повторений в одном подходе при преодолении предельных и сверхмаксимальных сопротивлений (когда вес равен 100 % и более от максимального для данного спортсмена) может составлять максимум 3 раза. Число подходов, 2–3, паузы отдыха между повторениями, 3–4 минуты, а между подходами – от 2 до 5 минут. При выполнении упражнений с околопредельными сопротивлениями (вес отягощения 90–95 % от максимального) число возможных повторений в одном подходе, 5–6, количество подходов – 2–5. Интервалы отдыха между повторениями упражнений в каждом подходе – 4–6 минут, интервалы между подходами – 2–5 минут. Метод применяется не чаще 2–3 раз в неделю. Вес больше, чем предельный, используют один раз в 7-14 дней и выполняют в уступающем режиме при помощи и страховке партнеров.

Метод повторных непредельных усилий

Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или «до отказа».

В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха. В одном подходе может быть от 4 до 15–20 и более повторений упражнения. За одно занятие выполняется от 2 до 6 серий. В серии 2–4 подхода. Отдых между подходами, 2–8 минут, между сериями, 3–5 минут. Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40–80 % от максимальной в данном упражнении. Скорость движения невысокая.

Надо учитывать, что при большом отягощении и незначительном количестве повторений будет развиваться преимущественно максимальная сила или одновременно происходит рост силы и увеличение мышечной массы. В случае значительного числа повторений при незначительных отягощениях будет возрастать силовая выносливость.

Метод динамических усилий

Метод применяется для развития скоростно-силовых способностей (взрывной силы). Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений (до 30 % от максимума) с максимальной скоростью.

Количество повторений упражнения в одном подходе – 15–25 раз. Упражнения выполняются по 3–6 серий, с отдыхом между сериями по 5–8 минут.

Развитие выносливости

В процессе любой продолжительной физической деятельности рано или поздно человек начинает испытывать утомление, усталость. Способность противостоять утомлению, сохраняя соответствующий уровень работоспособности, и есть выносливость – физическое качество, необходимое борцу.

Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость необходима в любом виде спорта. Она является фундаментом, на котором строится специальная выносливость, отражающая специфику соревновательной деятельности спортсмена. Тренировочные нагрузки для развития общей выносливости характеризуются умеренной интенсивностью и значительными объемами. Можно использовать кроссовый бег до 60 минут. Рандори – 3040 минут. В интервалах отдыха рекомендуется менять вид двигательной деятельности и применять упражнения малой интенсивности.

Для развития общей выносливости могут использоваться и спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол), где бег является основным компонентом деятельности. Организация этого процесса в целом требует крайне внимательного отношения со стороны тренеров. Это связано с тем, что дзюдоисты в силу специфики своего вида достаточно жестко действуют в контактных видах спорта, что приводит к повышенному травматизму. На подготовительном этапе годичного цикла тренировки, когда закладывается база общей выносливости, спортивные игры могут включаться в план тренировки. На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям спортивные игры должны быть категорически исключены.

Поскольку к сопряженным относятся действия, связанные с проявлением чисто физических (кондиционных) качеств к комплексе с двигательным умениями (координацией), все они относятся, как правило, к основным техническим и тактическим действиям.

Для занятий дзюдо по традиции используются кимоно или "дзюдоги" (куртка, брюки и пояс). Кимоно всегда должно быть чистым - старое, грязное и рваное считается недостойным. К началу тренировки участник должен быть одет в кимоно по правилам: пояс плотно завязан на узел.

Рост спортивного мастерства зависит от постоянного и систематического участия в тренировках, в ходе которых происходят значительные морфологические и биохимические изменения в организме. Эти изменения носят цикличный характер, поэтому и спортивная тренировка делится на циклы:

  • годичный;
  • многонедельный переходящий;
  • недельный.

Годичный тренировочный цикл

В систематически управляемом тренировочном процессе планируется годовая нагрузка. Годовую тренировку необходимо планировать так, чтобы обеспечивать нарастание нагрузки и чтобы результативность достигла пика именно в определенный период года. Поэтому уместно разделить цикл на основные тренировочные периоды:

  • подготовительный;
  • основной;
  • переходный.

Подготовительный период обычно делится на два этапа. Первый - характеризуется большим объемом нагрузки, низкой интенсивностью и сосредоточивается на развитии базовых предпосылок. На этом этапе развиваются максимальная сила, скорость, выносливость, улучшается дыхание.

"Рандори" имеет значение прежде всего как средство для развития дыхания, производится со средней интенсивностью в течение 10-15 минут и с достаточным перерывом для отдыха (5-10 минут). "Учикоми" проводится во многих сериях, постоянно включается разучивание новых захватов. Характер всех видов нагрузки аэробный.

Во втором этапе уменьшается удельный вес общеразвивающих упражнений за счет специальных. Объем тренировки сохраняется, интенсивность возрастает.

При физической подготовке используются в большей мере специальные средства для развития силы и выдержки. В технической подготовке обращается внимание на качество действий. Для этого необходимо включать разнообразные формы учикоми, в которых применяются различные захваты и комбинации. Время проведения отдельных видов рандори постепенно сокращается, точно так же как и время перерывов, интенсивность повышается.

Основной период (включает соревнования) направлен на повышение результативности. Важную роль здесь играет выбор средств тренировки и дисциплина.

Объем нагрузки понижается, потому что интенсивность ее достигает пика. Эффективность регулируется количеством соревнований и объемом специфической нагрузки. Периодизация годичной тренировки строится в соответствии с календарем соревнований.

Количество выступлений на соревнованиях разное, зависит от разряда. У мужчин, имеющих I спортивный разряд, количество выступлений достигает 15, количество успешных схваток - 60-80 в течение двух главных периодов.

Переходный период рассчитан на полное восстановление сил. Объем нагрузки понижается в конце периода. Тогда включаются упражнения, рассчитанные на активный отдых.

Большое значение имеет длительность отдельных периодов годичного цикла: срок подготовительного периода больше, чем основного.

В дзюдо принято выделение двух основных периодов соревнований: осень, весна.

Основной период длится 12-16 недель, переходный - 4 недели.

Тренировочные циклы на протяжении нескольких недель

На практике годичная тренировочная деятельность делится на определенные этапы. Программу этих этапов необходимо детально разрабатывать. Динамика нагрузки в избранных циклах подчиняется определенным закономерностям. Наиболее распространен -недельный цикл.

Основная схема динамики нагрузки в течение 4-недельного цикла - ее постепенное увеличение (первые три недели) и спад (на четвертой).

Существует целый ряд вариантов и комбинаций длительности циклов и их динамики.

Снимать кимоно в течение тренировки запрещено, снимать его можно только с разрешения тренера, если это необходимо при некоторых видах упражнений. Под кимоно не надеваются майки. Надевать майку под кимоно разрешается в случае, когда надо "сбросить" ненужные килограммы или поддержать определенную температуру тела. Упражнения и борьба проходят исключительно босиком (использовать носки, тапочки считается в дзюдо неэтичным, негигиеничным - правила это запрещают). Исключение делается, если участник повредил стопу. Женщины под кимоно должны надевать гимнастический купальник (верхняя и нижняя часть вместе).

Тренировочные циклы на протяжении одной недели

Недельный тренировочный цикл зависит от условий общественной и производственной деятельности. В основном соревнования проходят в воскресенье или субботу, тренировки - в будние дни.

Динамика нагрузки меняется, упражнения подбираются так, что больший удельный вес имеют или специальные, или общие средства тренировки. Если чередуются тренировки с разными средствами и дозировкой, то можно сокращать промежуток времени между ними. Нагрузку лучше так распределять в течение недели, чтобы упражнения на отработку техники и увеличение скорости следовали после активного отдыха.

Количество тренировок в течение недели постепенно повышается с 2-3 до 5-6. Основную нагрузку лучше планировать на понедельник, вторник и четверг, интенсивную всестороннюю подготовку - на среду. Если тренироваться 5 раз в неделю, то на пятницу лучше включить тоже специальную подготовку, но с меньшей нагрузкой. Приведенный план - это только пример, его можно изменять и составлять по-другому. Намного сложнее проблема режима тренировки, особенно результативных спортсменов, которые занимаются 20 часов в неделю.

Тренировка

Тренировки - основной организационный процесс. Их содержание различно и зависит прежде всего от главной задачи, от соответствующего этапа в подготовке спортсмена и от места тренировки в недельном цикле.

Пример тренировки технического-тактического направления (начинающие спортсмены):

Подготовительная часть:

  • разминка (гибкость суставов, акробатика) - 15 мин.;
  • падения (вперед, назад, на бок) - 8 мин.;
  • подготовительные упражнения - "навадза" - 7 мин.

Главная часть:

  • тренировка "камисихогатамэ без сопротивления укэ и с полусопротивлением" - 15 мин.;
  • тренировка уходов из камисихогатамэ - 10 мин.;
  • повторение "цурикомигоси" и "оутигари" - 10 мин.;
  • "кахаригэико", направленное на совершенствование предшествующих приемов (2x5 с) - 10 мин.

Заключительная часть: упражнения на расслабление и растяжение мышц - 15 мин.

Сборы

Сборы - вторая после тренировки, специфическая организационная форма подготовки дзюдоистов.

Сборы имеют большое преимущество перед обычной тренировкой, создают оптимальные условия для повышения эффективности подготовки спортсменов. Сборы носят характер обучения, которое направлено на углубление знаний, совершенствование техники в процессе состязаний.

Каждые сборы требуют основательной организационной подготовки, в которой занято большое количество людей. Необходимо обеспечить сборы совершенным тренировочным оборудованием, медицинским обслуживанием (врач, массажист и т.д.), достаточным количеством квалифицированных тренеров. К числу основных требований относится организация хороших условий для размещения и качественного питания спортсменов.

Тренировки в секции дзюдо для детей ведут заслуженные тренеры, которые прошли обучение в лучших школах и доказали свое мастерство на соревнованиях. В нашем клубе единоборств мы проводим занятия по дзюдо с 3 лет.

Дзюдо – японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения – прекрасно развивает ребенка физически и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

Регулярные занятия в секции дзюдо:

  • Вырабатывают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл. Способность мастерски управлять своим телом спасает ребенка от нечаянных травм в школе и на улице.
  • Тренируют реакцию . Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любой промах противника дети учатся умело использовать и превращать в свое преимущество.
  • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки дзюдо приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу, выходить на татами обутым, громко разговаривать. В процессе обучения ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
  • Улучшают здоровье . Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, закаляют сердечно-сосудистую систему.

Дзюдо для детей, основной принцип которого «Нужно поддаться, чтобы победить!» , подходит девочкам не меньше, чем мальчикам. Девочки, занимающиеся дзюдо, вырастают сильными, уверенными в себе, дисциплинированными, и в то же время женственными и нежными девушками.

3 причины записать девочку в секцию дзюдо

  1. Ваша малышка приобретет навыки самообороны и научится защищать себя. Это умение может сослужить ей хорошую службу в дальнейшей жизни.
  2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как они от природы более гибкие и чаще используют в борьбе не столько напор и силу, сколько хитрость и ловкость.
  3. У девочек большие перспективы в большом спорте, поскольку конкуренция в профессиональном женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском.

Да и в конце концов, девчонка, способная “уложить” любого мальчишку, всегда на особом счету у своих сверстников.

Предлагает вам и вашему будущему дзюдоисту

  • Занятия для мальчиков и девочек с 3-летнего возраста. Раннее начало спортивного пути пойдет ребенку только на пользу: он с детства научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.
  • Тренировки в зале “TIGER” рядом с метро “Мякинино”
  • с полным набором спортивного оборудования, зону единоборств с большими зеркалами и татами для детского дзюдо.
  • . Детей в группе не много, и тренер всегда может уделить внимание каждому воспитаннику.
  • Хорошо зарекомендовавшая себя программа тренировок. Тренировки включают комплексы общеразвивающих упражнений, освоение техники падений и кувырков, захватов и бросков. Много внимания отдается обучению концентрации и повышению самоконтроля, развитию ловкости и выносливости.
  • Бесплатная парковка, удобные раздевалки и душевые.
  • Уютная зона отдыха с:
  • широкоформатным телевизором, на экране которого вы в режиме онлайн сможете увидеть, как тренируется ваш ребенок,
  • фитнес-баром с богатым выбором свежевыжатых соков и витаминных коктейлей,
  • свободным WiFi и зарядными станциями для мобильников.

Существуют сотни физических упражнений. Но какие именно из них действительно помогут вам достичь успеха на татами? Далее мы приведем перечень десяти упражнений, которые помогут развить силу, быстроту реакции и другие необходимые каждому дзюдоисту физические качества.

1. Приседания

Приседания развивают устойчивость и силу нижней части тела. Сильные ноги – этим гордятся все японцы. В этом секрет их невероятно мощных приемов. Приседая, убедитесь, что вы опускаетесь достаточно низко, а бедра располагаются параллельно полу. Опирайтесь на пятки, не наклоняйтесь и удерживайте равновесие.

2. Прыжки в приседе

Это упражнение походит на обычные приседания, однако как только вы достигаете нижней точки приседа, быстро оттолкнитесь ногами и подпрыгните, слегка отрывая ноги от пола. Важно приземляться на пальцы ног. Повторить необходимое количество раз.

3. Прыжок из глубокого приседа

Одно из самых сложных и одновременно одно из лучших силовых упражнений в мире. Такие прыжки укрепляют ноги и верхнюю часть тела, а если они применяются в совокупности с другими упражнениями или перемежаются с упражнением «упор присев – упор лежа», они помогут значительно увеличить тонус всех мышц. Для начала присядьте на корточки, затем толчковым движением вытяните ноги назад, опираясь на руки, быстро вернитесь в исходное положение в приседе и резко подпрыгните как можно выше.

Как сделать ноги сильными в домашних условиях?

4. Отжимания в упоре лежа

Каким бы банальным не казалось это упражнение, отжимания в узком упоре, широком упоре, на ладонях или кулаках очень важны для укрепления верхней части тела. Крепкий корпус и руки позволяют развить хорошую реакцию во время схватки, а также обеспечивают мощность выполнения бросков.

5. Отжимания с хлопком

Другое легкое на первый взгляд упражнение – отжимание с хлопком, становится довольно сложным уже после двух-трех повторений. Выполните отжимание и, выпрямляя руки, вместо того, чтобы вернуться в исходную позицию, постарайтесь оттолкнуться ими от пола, так, чтобы вам удалось при этом хлопнуть в ладоши. Вернитесь в исходное положение и повторите необходимое количество раз. На один подход рекомендуется затрачивать 10-12 секунд, количество подходов – по мере физических возможностей.

Отжимания с хлопком (обучающие видео)

6. Подтягивания

Подтягивание - одно из наиболее полезных упражнений в общей силовой подготовке борца дзюдо. Умение подтягиваться подбородком выше перекладины укрепляет все тело, что является важным фактором для обеспечения преимущества над соперником. Вне зависимости от того, применяете ли вы узкий, широкий или средний хват, если подтягивания становятся регулярными упражнениями в вашей тренировочной программе – это значительно укрепит мышцы вашей спины, благодаря чему во время борьбы вам будет проще осуществлять выведение противника из равновесия.

Как научиться подтягиваться с нуля? Все подсобные упражнения, все виды подтягиваний.

7. Лазание по канату

Лазание по шесту или канату – еще одно очень полезное упражнение для дзюдоистов. Подъем по канату применяется всеми борцами дзюдо высокого уровня, так как это упражнение не только укрепляет руки, спину и все тело в целом, но также усиливает выработку молочной кислоты в предплечьях и руках. Этот немаловажный фактор дает о себе знать на последних минутах схватки. Если неделя за неделей вы регулярно подтягиваетесь на канате, вы сможете не только обеспечить себе преимущество перед соперником в выборе захвата, но и продержаться в выбранном захвате намного дольше.

Как научиться лазить по канату

8. Растягивание/стягивание резинки

У дзюдоистов постоянно напрягаются и сокращаются мышцы предплечья и запястья, в результате чего, у многих из них проявляется так называемый мышечный дисбаланс в предплечьях. Это может привести к травмам, растяжениям и воспалениям сухожилий. Растягивание резинки постепенно укрепляет противоположные мышцы (запястье и разгибающие мышцы предплечья), что важно для создания мышечного баланса. Просто оберните резинку вокруг кистей и начните растягивать и снова стягивать ее. Повторяйте это движение не менее пятидесяти раз в день в течение первой недели, постепенно увеличивая количество подходов.

9. Укрепление корпуса - упражнение "Планка"

У этого упражнения есть множество названий, но очень часто оно выполняется неправильно. Для правильного исполнения необходимо принять позицию отжимания в упоре, однако опираться нужно не на кисти рук, а на предплечья. Бедра должны быть параллельны полу, не нужно слишком высоко подниматься и опускаться на пол. Концентрируясь на мышцах брюшной полости и поясницы, медленно сводите лопатки. Удерживайтесь в этом положении необходимое время. Если упражнение кажется вам простым, начните медленно поднимать руку и ногу. Это заставит весь корпус напрячься, удерживая равновесие.

Упражнение планка - техника выполнения

10. Поднимание ног на турнике

Может показаться, что это упражнение легкое, однако выполнить его достаточно трудно. Повисните на перекладине и повисите немного, не касаясь ногами пола. Затем, напрягая основные мышцы, совсем немного согните колени и поднимите ноги как можно выше к перекладине. Постарайтесь избежать излишнего раскачивания. Если вам тяжело поднимать вытянутые ноги, начните с поднятия коленей к груди. Выполните четыре подхода по 15 повторений.

Подъем ног в висе на турнике

Если вы включите хотя бы некоторые из этих упражнений в вашу силовую или общеразвивающую программу подготовки, вы вскоре заметите, как улучшились ваши борцовские качества. Все эти упражнения просто незаменимы для тех, кто занимается дзюдо. Помните, что дзюдоисты должны обучаться по определенной специализированной программе, очень важно, чтобы выполняемые упражнения были ориентированы именно на дзюдо.