Значение тренировочного этапа. Этапы многолетней подготовки


Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки

Таблица №3


Разделы подготовки

Этапы и годы спортивной подготовки

Начальный этап

Учебно-тренировочный этап

1 год

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая подготовка(%)

60-65

50-55

30-35

30-35

Специальная физическая подготовка(%)

20-25

30-35

45-50

48-53

Теоретическая подготовка(%)

10-15

5-10

4-9

2-7

Тактическая техническая, психологическая подготовка(%)

7-12

8-13

15-20

10-15

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика(%)

0,5-1

3-5

4-6

7-8

    1. Минимальные показатели соревновательной нагрузки

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом – иных. В данной программе сохранена соразмерность развития основных физических качеств юных спортсменов, со степенью развития физических качеств. За основу взяты знания возрастной физиологии - особенности развития детского организма, а так же модельные характеристики гребцов высокого уровня подготовленности. Индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

Необходимым условием соревновательной деятельности юных гребцов является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию. Это позволяет вести совершенствование приёмов и действий с первых шагов обучения, в режиме, близком к соревновательному.

Планируемые показатели соревновательной деятельности по гребле на байдарках и каноэ.

Таблица №4


Виды
соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Учебно-тренировочный этап

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные


1-2

2-4

2-6

4-8

Отборочные


-

1-2

2-4

2-4

Основные


-

-

2-3

2-4

Способы определения результативности :


  • выступление на соревнованиях;

  • тестирование по общей и специальной физической подготовке;

  • выполнение разрядных требований.
Ожидаемые результаты : воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к гребле на байдарках и каноэ. Улучшение качества набора в группы начальной подготовки, в том числе способных и одаренных детей. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушения среди них.

По общей физической подготовке: развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики гребли на байдарках и каноэ, воспитание умений соревноваться индивидуально и в командных лодках. В течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

На этапе начальной подготовки : формирование широкого круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по виду спорта гребля на байдарках и каноэ; всестороннее гармоничное развитие физических качеств; укрепление здоровья спортсменов.

На учебно-тренировочном этапе : повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях; формирование спортивной мотивации; укрепление здоровья спортсменов.


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В данном разделе отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки юных гребцов. Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 52 недели: 46 недель в условиях непосредственно спортивной школы, 6 недель – в условиях спортивно-оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объема часов увеличивается удельный вес (доля) нагрузок на технико-тактическую, специальную физическую подготовку.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки. В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе гребцов высокого класса для региональных команд и экипажей высших разрядов.

Этап начальной подготовки (НП) – этап предварительной спортивной подготовки. На этом этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься греблей на байдарках и каноэ и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники гребли, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся.

Задачи программы на начальном этапе подготовки :


  • укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание быстроты, ловкости и гибкости;

  • обучение основам техники гребли как в каноэ, так и в байдарке, начальное обучение тактическим действиям;

  • обучение обращению со спортивным инвентарем и оборудованием;

  • обучение схемы гребка в целом;

  • обучение сохранению и управлению лодкой в сложных условиях;

  • подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки.

Учебно-тренировочный этап (УТ) – этап спортивной специализации. Этап формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся и учащихся с ослабленным здоровьем (допущенных к занятиям врачом-педиатром , прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной подготовке.

Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся с элементами специализации гребного спорта.

Задачи программы на учебно-тренировочном этапе подготовки:


  • укрепление здоровья и закаливание организма, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей необходимых при совершенствовании техники и тактики;

  • формирование эффективной техники гребли с оптимальной скоростью и прочное ее овладение, с использованием массы тела;

  • овладение оптимальной структурой движений при гребке в умеренном темпе, формирование специфических ощущений гребца;

  • овладение техникой гребли в многоместных лодках на разных номерах;

  • обучение элементам соревновательной деятельности (старта, поворотов, лидирования и гребли за лидером, финиширования);

  • расширение диапазона специальных двигательных навыков;

  • обучение навыкам ведения дневника, системам записи тренировок и анализу полученных данных

  • приобретение навыков в организации и проведении соревнований по гребле, судейства, учебно-тренировочных занятий, выполнение  юношеского и  взрослого разрядов (3-й и 4-й год.

    1. Методические рекомендации по проведению тренировочных занятий

Основными формами тренировочного процесса являются групповые тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, участие в соревнованиях, медико-восстановительные мероприятия, учебно-тренировочные сборы, инструкторская и судейская практика.

По направленности выделяют следующие формы урочных занятий:


  • учебные занятия: обучение технике гребли, обучение теории гребли на байдарках и каноэ;

  • тренировочные занятия: развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, совершенствование общефизической и специальной физической подготовленности, технико-тактического мастерства;

  • контрольные тренировочные занятия: контроль эффективности процесса подготовки гребцов на байдарке и каноэ. Приём контрольных нормативов.

Кроме тренировочных занятий спортсмены проводят самостоятельные занятия по заданию тренера. Режим учебно-тренировочной работы определяется количеством учебных часов (академических) в неделю.

Перевод на следующий этап спортивной подготовки обуславливается уровнем спортивного мастерства, выполнением предусмотренного программой объема тренировочных нагрузок, выполнением контрольных нормативов и состоянием здоровья спортсменов.

Эффективность тренировочного процесса зависит от рациональной организации занятий, выбора методов, оптимальной дозировки и тщательного учета индивидуальных особенностей занимающихся.

В силу специфики гребли на байдарках и каноэ организация тренировочных сборов является обязательной и играет большую роль в подготовке гребцов.

Физическая подготовка . Физическая подготовка является основой спортивной тренировки. Она представляет собой целенаправленный процесс формирования физических качеств у гребцов байдарочников и каноистов, к которым относятся: сила, выносливость, гибкость, ловкость, скоростные способности и др. Физическая подготовка разделяется на: общую физическую подготовку, направленную на разностороннее развитие физических качеств и специальную физическую подготовку, направленную на развитие физических способностей, отвечающих специфике гребли на байдарках и каноэ. Занятия по общей физической подготовке ведутся в обычных спортивных и тренажерных залах. В теплое время года – на открытом воздухе и водных акваториях.

Техническая подготовка . Техническая подготовка гребцов на байдарках и каноэ направлена на формирование у спортсмена двигательных навыков специфических для этого вида спорта, отработку индивидуальных особенностей техники спортсмена. Техническая подготовка проводится на теплой воде, ее объем зависит от квалификации спортсмена.

Тактическая подготовка . Основу тактического мастерства составляют тактические знания, умения и навыки. Совершенствование тактического мастерства у спортсмена осуществляется через развитие его тактического мышления: анализ и разбор тренировочных занятий и соревновательной деятельности.


    1. Методические особенности организации многолетней подготовки спортсменов-гребцов

Процесс подготовки спортсменов, прежде всего, направлен на совершенствование самого человека. Тренеры, как подлинные педагоги и организаторы спорта, руководствуются в своей деятельности общими и специфическими принципами воспитания и обучения, творчески конкретизируя их применительно к контингенту юных спортсменов, к гребному сорту и к складывающейся в ходе подготовки соревновательной или тренировочной ситуации. Какими бы не были особенности подготовки детей, они всегда подчиняются фундаментальным дидактическим принципам: воспитание требовательности и уважения к личности, воспитание в коллективе и в труде, учет возрастных и индивидуальных различий спортсменов, научность, активность и осознанность, наглядность, прочность, систематичность, последовательность.

Задачи общих социально-педагогических принципов системы физического воспитания заключаются в содействии всестороннему гармоническому развитию личности, в непрерывной связи физического воспитания с практикой в жизни, в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья детей. Проявление данных принципов в процессе тренировочной деятельности предполагает определение тренером цели процесса физического воспитания, методов и средств для достижения положительного результата.

Отличительными признаками спортивной подготовки от любой другой педагогической деятельности является следование тренера специфическим принципам системы физического воспитания:


  • принцип направленности на высшие достижения реализируется в использовании наиболее эффективных средств и методов подготовки, постоянном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации режима жизни, применения специальной системы питания, отдыха и восстановления. Принцип предопределяет постоянное совершенствование спортивного инвентаря, оборудования, условий мест проведения соревнований, совершенствование правил соревнований и т. д.;

  • принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. На основе общей базовой подготовки, заложенной на начальных этапах многолетнего цикла в детском и юношеском возрасте, происходит увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств. Особенно наглядно это выражено в гребном спорте, как и в других циклических видах;

  • принцип непрерывности процесса подготовки характеризуется следующими положениями: спортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов; воздействие каждого тренировочного занятия, периода, этапа как бы наслаивается на результат предыдущих, закрепляя и развивая их; рациональная организация нагрузок, отдыха, питания и других факторов обеспечивают оптимальное развитие качеств и способностей;

  • принцип цикличности тренировочного процесса заключается в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса – отдельных занятий, периодов, этапов;

  • принцип волнообразности и вариативности помогает выявить зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления.
Тенденция развития гребли на байдарках и каноэ, изменение правил соревнований, модернизация инвентаря и оборудования обеспечивают необходимую динамичность системы подготовки: гибкое планирование, оперативную коррекцию программы подготовки, своевременный перенос акцента на развитие тех качеств, которые в полной мере обеспечат надежность достижения поставленной цели в новых условиях.

Подготовительный период

Этот период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. "Фундаментом" успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительный период. Кроме этого, большое внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта и т.д. Подготовительный период в тренировке лыжника-гонщика делится на три этапа.

1-й этап - весенне-летний (в соответствии с задачами тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с 1 мая, и у квалифицированных лыжников продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это время - постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники. 2-й этап - летне-осенний (этап предварительной специальной подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе - создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения циклических упражнений. Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста объема. Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные микроциклы объем, а вслед ему и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. Такое повышение может иногда достигать околопредельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП. Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, но задача удержания достигнутого уровня основных физических качеств (средствами ОФП) должна быть решена полностью и снижение достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем средств СФП.

На двух первых этапах подготовительного периода лыжники принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности. Обычно уровень развития специальных качеств определяется по результатам соревнований на лыжероллерах, в беге по пересеченной местности, в смешанном передвижении (бег + имитация попеременного двухшажного хода в подъемы) - все это проводится на различных стандартных дистанциях. Кроме того, уровень развития специальных качеств оценивается по результатам имитации в подъемы (на отрезках).

3-й этап - зимний (основной специальной подготовки). Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий (времени установления снежного покрова в данной местности) и квалификации лыжников (сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные районы) сроки начала зимнего этапа различны. В средней полосе он обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний этап обычно в конце декабря - начале января с началом основных соревнований сезона. Во многом сроки зависят от календаря соревнований и квалификации лыжников. На этом этапе решаются главные задачи - развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его скончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники на этапе выполняют наибольший объем нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. В ходе занятий создается основа для дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижения спортивной формы. Одновременно решаются и задачи обучения (подростков, юношей и лыжников-новичков) и совершенствования техники способов передвижения на лыжах (у сильнейших спортсменов). За бесснежный период, несмотря на применение средств специальной подготовки, лыжники, даже хорошо владеющие техникой передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие координационные ощущения, "чувство" лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках обучению и совершенствованию техники отводится значительная часть времени (в зависимости от возраста и квалификации).

В дальнейшем в связи с увеличением нагрузки, направленной на развитие скоростной выносливости, общий объем нагрузки снижается (но остается достаточно высоким), а интенсивность тренировок возрастает. На этом этапе параллельно развиваются и другие специальные качества - быстрота и сила. Помимо тренировок на лыжах проводятся занятия по ОФП. Основная их задача - поддержать достигнутый уровень ОФП. Изменение объема, интенсивности специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится в тесной взаимосвязи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями лыжников. Длительные тренировки с высокой интенсивностью в течение целого ряда занятий, не обеспеченные предварительной подготовкой, а также не соответствующие возрасту занимающихся, могут привести к перегрузке лыжников и в дальнейшем - к переутомлению. Тренировки на этом этапе должны быть построены так, чтобы лыжники достигли спортивной формы к окончанию этапа. На зимнем этапе подготовительного периода лыжники выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, т.е. никаких изменений в объеме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.

Интенсивность на этом этапе в целом значительна, но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела, характерного для соревновательного периода.

Основная цель тренировки: углубленное овладение технико-тактическим арсеналом бокса и выявление индивидуальных способностей спортсмена.

Основные задачами является: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта; создание интереса к избранному виду спорта; воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы; обучение и совершенствование техники; постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок; постепенное подведение к соревновательной борьбе путем применения средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

Функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;

Диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;

Неравномерность в росте и развитии силы.

Рекомендуемые основные средства тренировки на тренировочном этапе: общеразвивающие упражнения; комплексы специально подготовленных упражнений; всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; комплексы специальных упражнений из арсенала бокса; упражнения со штангой (вес штанги 30-70% от собственного веса); подвижные и спортивные игры; упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах); изометрические упражнения.

Методы выполнения упражнений: повторный; переменный; повторно-переменный; круговой; игровой; контрольный; соревновательный.

Основные направления тренировки. Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной. Перед специалистами встает задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учетом избранного вида спорта. Тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном виде спорта. В этом случае средства тренировки имеют сходство по форме и характеру выполнения с


основными упражнениям. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.

К специальной подготовке целесообразно приступать с 13-15 лет. Специальная подготовка в избранном виде должна проводиться постепенно. В этом возрасте спортсмену нужно чаще выступать в контрольных спаррингах и соревнованиях.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.

Специальные тренировочные устройства и тренажеры имеют следующие преимущества перед традиционными средствами (штанга, гири, гантели):

Позволяют учитывать индивидуальные особенности спортсмена;

По сравнению с упражнениями со штангой исключают отрицательные воздействия на опорно-двигательный аппарат;

Локально воздействуют на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе тренировки имеют меньшие возможности для совершенствования;

Способствуют четкому программированию структуры движений, а также характера и величины специфической нагрузки;

Позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;

Помогают проводить занятия на высоком эмоциональном уровне. Применяя тренажерные устройства, следует учитывать: величину отягощения; интенсивность выполнения упражнений; количество повторений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями.

При планировании тренировочных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны.

При обучении следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в обучении и как их исправлять.


Контроль на тренировочном этапе должен быть комплексным. Система контроля должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки занимающихся (спортсменов). Она включает основные виды контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований.

В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль спортсменов за частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие. Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности боксеров. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов.

Медицинский контроль применяется для профилактики заболеваний и лечения спортсменов.

Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности занимающихся (спортсменов), календаря соревнований, выполнения разрядных требований и т.д. В соревновательных поединках необходимо вырабатывать у боксеров оптимизм к трудностям соревновательных условий и способность не преувеличивать эти трудности. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства.

Основной задачей тренировочного этапа 1-го года является усвоение раздела базовой технико-тактической деятельности на дальней дистанции:

Изучение атаки и контратаки в планируемом маневре по рингу;

Изучение маневренной защиты в планируемой динамике. Далее задача усложняется включением:

Ситуативно возникающей обстановки для осуществления атаки;

Ситуативно возникающей атаки противника, требующей использования труднопрогнозируемой защиты.

Основное направление - технико-тактические действия на дальней дистанции. Повторяются удары, осваивается техника ударов с шагом вперед, назад, в

сторону, скачком, изучается защита с ответными ударами.

Все направлено на демонстрацию умения действовать в боях на дальней дистанции.

На данном подэтапе (и на последующих) предполагается, что каждый боец изучает и отрабатывает технические действия, используя свою индивидуальную стойку и проекцию на горизонтальную плоскость при обязательных встречах с противником, стоящим в одноименной и разноименной стойке (таблица №17).


Таблица №17 Примерная тематика для изучения атакующих и ответных контратакующих

действий на дальней дистанции на 1-м году базовой технико-тактической подготовки (Т-1)*.

Тема Удары Стойка
повторный прямой левой в голову1 Одноименная,
разноименная
Повторные удары сдальнейдистанции повторный прямой левой в голову, в туловище
повторный прямой левой в туловище, в голову
повторный прямой, боковой левой в голову
повторный прямой, снизу левой в туловище
повторный прямой правой в голову
повторный прямой правой в голову, в туловище
повторный прямой правой в туловище, в голову
повторный прямой, боковой правой в голову
повторный прямой, снизу правой в туловище

* Все упражнений выполняются с шагами вперед, назад и в сторону, в атаке и ответной контратаке после защит при помощи ног, туловища, рук и комбинированных защитных действий.

Тема Удары Стойка
дистанции прямой левой - правой в голову, боковой левой в голову* Одноименная,
ударов на прямой левой - правой в голову, снизу левой в голову (туловище) разноименная
прямой левой в голову - правой в туловище - боковой левой в голову
прямой левой в туловище - правой в голову - боковой левой в голову
прямой правой - левой - правой в голову
Серии дальней
прямой правой - левой - правой боковой в голову (туловище)
прямой правой - боковой левой - прямой правой в голову (туловище)
прямой правой - снизу левой - прямой правой в голову
прямой правой - снизу левой - боковой правой в голову

* Все упражнений выполняются с шагами вперед, назад и в сторону, в атаке и ответной контратаке после защит при помощи ног, туловища, рук и комбинированных защитных действий.

Основной задачей 2-го года тренировочного этапа является усвоение раздела базовой технико-тактической деятельности на средней дистанции. Практически вся


изученная в процессе базовой технической подготовки техника с ее срединными координационными структурами, характерными для средней дистанции, осваивается в меняющихся ситуациях условного противоборства.

Если на предшествующем этапе изучаются атакующие (ударные) технико-тактические действия, связанные с шагами и подскоками, в условии которых время на распознавание угрозы увеличено, то на средней дистанции времени на распознавание угрозы и организацию адекватного реагирования значительно меньше, что и предопределяет усложнение ситуативности и необходимость повышения основных функций боксера: скорость адекватного защитного реагирования, скорость ответной атаки (таблица №18).

Таблица №18 Примерная тематика для изучения защитных, атакующих и ответных

контратакующих действий на средней дистанции на 2-м году базовой технико-тактической подготовки (Т-2)

Тема Технические действия Взаимостойка
на средней сочетание повторных прямых - боковых - снизу ударов левой в Одноименная,
голову и туловище в атаке разноименная
левой в голову и туловище после защиты маневром
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
удары в маневре левой в голову и живот после защиты туловищем (уклоны, нырки,
дистанции отклоны)
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
левой в голову и живот после контактной защиты (при помощи рук)
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ударов правой в
голову и туловище в атаке
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
Повторные
правой в голову и туловище после защиты маневром
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
правой в голову и живот после защиты туловищем
сочетание повторных прямых - боковых - снизу ответных ударов
правой в голову и живот после контактной защиты (при помощи рук)
Двойные удары на средней дистанции двухударные комбинации, состоящие из различных сочетаний Одноименная,
прямых, боковых и ударов снизу в атаке с левой и правой руки разноименная
ответные контратаки двойными ударами после защиты маневром
ответные контратаки двойными ударами после защиты туловищем
ответные контратаки двойными ударами после контактной защиты
Серии ударов на средней дистанции трех - четырех ударные атакующие комбинации, состоящие из Одноименная,
различных сочетаний прямых - боковых - снизу ударов в голову и разноименная
туловище с левой и правой руки
ответные контратаки сериями ударов после защиты маневром
ответные контратаки сериями ударов после защиты туловищем
ответные контратаки сериями ударов после контактной защиты

1 Предполагается, что на усвоение одной темы отводится две недели.


К ранее освоенным, но требующим регулярного повторения темам на данном этапе добавляется тематика, непосредственно относящаяся к технико-тактической подготовке ведения боя на средние дистанции в усложненном варианте, связанном с повышенными требованиями к прогнозированию ситуативных действий противника.

Основной задачей тренировочного этапа 3-го года является усвоение раздела базовой технико-тактической деятельности на ближней дистанции.

На этом этапе требования к сенсомоторным функциям еще более увеличиваются, поскольку уменьшается дистанция и значительно уменьшается время от начала удара до его нанесения. Дистанция ближнего боя значительно снижает эффективность зрительного анализатора, поскольку ракурс зрения даже на дальней дистанции весьма ограничен.

На этом подэтапе ко всему тренировочному материалу, связанному с ударами и защитой на ближней дистанции, прибавляются темы серийных ударов и комбинационной атаки в виде ударов перемежающихся с защитными действиями (таблица №19).

Таблица 19 Примерная тематика для изучения атакующих и ответных контратакующих

действий на ближней дистанции в ситуатитвных условиях на 3-м году базовой технико-тактической подготовки (Т-3)

Тема Технические действия Взаимостойка
Одиночные иповторныеудары наближнейдистанции одиночные прямые, боковые, снизу удары правой и
левой рукой в голову и туловище в атаке и ответной
контратаке после защит туловищем и контактной
защитой
различные сочетания атакующих повторных ударов
левой и правой рукой в голову и туловище Одноименная,
разноименная (не
повторных ударов левой и правой рукой после
контактной защиты и защиты туловищем принципиально,
ввиду
Двухударныекомбинациинаближнейдистанции различные сочетания атакующих двухударных
преимущественно
комбинаций с левой и правой руки в голову и
фронтального
туловище
расположения
различные сочетания ответных контратакующих
соперников
действий с левой и правой руки после контактной
относительно друг
защиты и защиты туловищем друга)
Серии ударовнаближнейдистанции атаки сериями ударов на ближней дистанции из
различных сочетаний прямых, боковых и ударов снизу
с левой и правой руки, с головы и туловища
ответные контратаки сериями ударов на ближней
дистанции после контактной защиты и защиты
туловищем

На этом подэтапе увеличивается значимость ударов сбоку и снизу, а поскольку поле зрения боксера сужается, требуется компенсация за счет навыка прогнозирования предстоящих действий противника на основе типового расположения конечностей обоих бойцов и информативности начала движения от ног, туловища, плечевой оси противника.

Овладение комплексом атакующих и защитных действий на ближней дистанции требует затраты значительного времени на условно контактные бои с целью выработать навык прогнозирования на уровне интуиции, основанной на феномене антиципации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

на тему: Значение и принципы тренировочного процесса

Санкт- Петербург 2015

Основные принципы спортивной тренировки

Направленность к максимальным достижениям и наилучшему индивидуальному результату

Отличительной особенностью спорта является соревновательная деятельность, укладывающаяся в рамки соревнований. Поэтому вся подготовка спортсмена направлена к выступлениям в основных соревнованиях сезона, притом с ориентацией на победу, установление рекорда и острейшую конкуренцию. Кроме того, нравственное, эстетическое, интеллектуальное воспитание всегда ориентирует спортсмена на высокие достижения, служащие интересам общества.

Стремление к высшим достижениям не прекращается, а темпы их роста практически не ослабевают. Это происходит благодаря использованию наиболее эффективных средств и методов тренировки, интенсификации тренировочного процесса и соревновательной деятельности, применения специальной системы питания и оптимизации режима жизни, отдыха и восстановления. Устремленности к высшим достижениям способствует и постоянное совершенствование спортивного инвентаря и оборудования, условий мест проведения и правил соревнований. В связи с этим, одним из основных принципов спортивной тренировки является направленность к максимальным достижениям. Однако стремление к ним свойственно не только спортсменам экстра-класса, но и занимающимся на уровне массового спорта. Так, у второразрядника стремление к максимальным результатам может заключаться в желании выполнить норматив первого разряда, что для него и является направленностью к максимуму достижений. Эти факты выражают основу принципа направленности к максимуму достижений и наилучшему результату.

Достижение результатов экстра-класса требует от спортсмена огромных усилий и времени для подготовки. Поэтому очевидно, что совмещать личную спортивную деятельность с еще одним видом спорта физически невозможно. Правда, в 50-е годы разносторонне подготовленные спортсмены успешно совмещали, например, игру в хоккей и в футбол, бег на коньках с велосипедным спортом, плавание с водным поло и др., где соревновательная деятельность имеет существенные различия. Сегодня эффективное совмещение возможно только в тех видах спорта, которые имеют очень близкие пространственно-временные характеристики, как бег на 100 и 200 м, плавание на 50, 100 и 200 м или 800 и 1500 м и т.п. Спорт высших достижений требует углубленной спортивной специализации.

Углубленная спортивная специализация и индивидуализация

Научные исследования и практический опыт свидетельствуют о том, что при современном уровне развития спорта одному человеку практически невозможно добиться одинаково высоких достижений не только в различных видах спорта, но и в различных дисциплинах одного и того же вида. Это доказывает важность принципа углубленной спортивной специализации. Проведение этого принципа требует предельной концентрации сил и времени на работе, прямо или опосредованно влияющих на эффективность процесса подготовки к выступлению в конкретных номерах соревновательной программы.

Современную тренировку спортсменов, специализирующихся в отдельных номерах программы различных видов спорта, отличают специфические особенности, которые в полной мере должны проявляться на этапе подготовки к высшим достижениям.

Учитывая это, необходимо планировать углубленную специализацию за 2-3 года до возраста, считающегося оптимальным для достижения наивысших результатов. При этом не надо забывать, что его границы колеблются в зависимости от видов спорта, номера программы в конкретном виде спорта, пола спортсмена. Так, для мужчин, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции, возраст наивысших спортивных результатов колеблется в пределах 24-28 лет, для пловцов-спринтеров - 19-23 лет (мужчины) и 15-18 лет (женщины).

спортивный тренировка непрерывность цикличность

Конечно, можно привести примеры, когда возраст спортсменов, показывающих блестящие результаты, выходит за рамки установленных норм. Это чаще всего девочки с ускоренными темпами биологического развития или спортсмены, по какой-либо причине поздно начавшие занятия спортом. В каждом конкретном случае специальные наблюдения и медико-биологические исследования помогут определить оптимальный возраст для начала углубленной специализации.

Результаты спортсменов, намечающих достичь пика спортивных результатов в оптимальном возрасте и в соответствии с этим планирующих этап углубленной специализации, являются не только высокими, но и стабильными. В то же время факты неопровержимо доказывают спортивное недолголетие спортсменов, совершивших быстрый «взлет» к относительно высоким результатам в подростковом возрасте в силу ранней углубленной специализации.

Принцип углубленной специализации в спорте непосредственно связан с принципом углубленной индивидуализации. Спортивная специализация, проводимая с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, позволяет наиболее полно проявить его способности в спорте и удовлетворить спортивные интересы. Но это справедливо именно при условии соответствия специализации индивидуальным качествам спортсмена. Ошибочный, не отвечающий его индивидуальным особенностям выбор предмета специализации может в значительной мере свести на нет усилия спортсмена и тренера, привести к разочарованиям, преждевременному прекращению активной спортивной деятельности. Отсюда ясно, сколь ответственную роль играет своевременная диагностика индивидуальных спортивных способностей. Этой проблеме в спорте уделяется сейчас серьезнейшее внимание.

Особое значение принципа индивидуализации в спорте определяется также использованием повышенных нагрузок, приближающихся нередко к пределам функциональных возможностей организма спортсмена. Принцип индивидуализации требует, чтобы в спортивной тренировке тщательно обеспечивалось соответствие роста нагрузок функциональным и адаптационным возможностям организма с учетом индивидуальных различий темпов развития тренированности. Дело в том, что в силу индивидуальных различий приспособительных возможностей организма одни и те же внешне нагрузки могут иметь совершенно неодинаковые следствия. Это должно находить соответствующее отражение в планировании прироста спортивных результатов и нормировании тренировочных нагрузок.

Единство общей и специальной подготовки

Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избранном виде спорта, но и во многих других отношениях, в чем со всей очевидностью убеждает обобщение научных данных и передового опыта спортивной практики.

Зависимость достижений в избранном виде спорта от разностороннего физического развития спортсмена объясняется в первую очередь коррелятивными взаимодействиями между различными направлениями морфофункциональных изменений, составляющих основу развития физических способностей (так называемый прямой и косвенный «перенос» физических качеств). Поскольку организм представляет собой единое целое, развитие одних его свойств не может происходить изолированно от развития других.

Специальная подготовка в циклических видах спорта оказывает разностороннее влияние на функциональные системы, возможности которых определяют уровень достижений в конкретном виде спорта. Однако отдельные качества и способности, прежде всего физические, могут эффективнее развиваться при использовании неспецифических средств и методов, относящихся к общей и вспомогательной подготовке. Кроме того, односторонняя специальная подготовка может привести к снижению уровня разносторонней функциональной подготовленности или однобокому развитию отдельных сторон подготовленности в ущерб другим. Так, например, по мере осуществления узкоспециализированной силовой подготовки группы мышц, не принимающие активного участия в выполнении специализированных упражнений и не имеющие достаточной нагрузки, постепенно ослабевают. Но, что еще хуже, при эпизодическом применении неспецифических движений, в выполнении которых этим мышцам все же приходится участвовать, часть их функций принимают на себя более развитые мышцы, что влечет за собой дальнейшее снижение уровня силы мышц, не несущих значительной физической нагрузки (В. В. Кузнецов, 1970). Это, а также необходимость гармоничного физического развития личности обусловливают закономерную связь общей и специальной подготовки, их единство. Однако при проведении этого принципа в процессе спортивной тренировки следует учитывать два момента. Во-первых, общая подготовка должна быть в основном направлена на развитие качеств, совершенствование навыков и умений, которые опосредованно влияют на спортивную специализацию. Таким образом, общая подготовка, прежде всего, носит вспомогательный характер и создает своеобразную основу для последующей специальной подготовки. Во-вторых, разносторонняя подготовленность, как следствие общей подготовки, требует такой организации специальной тренировки, которая позволила бы «увязать» имеющийся функциональный потенциал со спецификой конкретного вида спорта.

Соотношение общей и специальной подготовки, а также содержание общей подготовки во многом определяются особенностями построения многолетней и годичной тренировки. На ранних этапах спортивного совершенствования доля общей подготовки велика, и она, прежде всего, служит задачам укрепления здоровья, повышения уровня физических и функциональных возможностей применительно к разнообразным формам мышечной деятельности. В дальнейшем, по мере роста мастерства спортсмена, это соотношение изменяется в сторону увеличения средств специальной подготовки, а сама общая подготовка все более приобретает вспомогательный характер.

Аналогичное положение наблюдается и в течение тренировочного макроцикла. В подготовительном периоде объем общей подготовки весьма высок и может достигать 30-60 % суммарного объема выполняемой работы. С приближением к основным соревнованиям доля общей подготовки уменьшается и в соревновательном периоде обычно не превышает 10-25 % общего объема выполняемой работы.

Соотношение общей и специальной подготовки обусловливается также возрастом спортсмена, уровнем его спортивного мастерства, спортивной специализацией, индивидуальными особенностями, степенью тренированности. Колебания в соотношении и направленности общей и специальной подготовки могут значительно варьировать, и от того, насколько правильно тренер сумел спланировать это соотношение, зависят уровень и темпы роста результатов у каждого конкретного спортсмена.

Четкой грани между рассматриваемыми видами подготовки не существует. Имеется большое количество упражнений, носящих промежуточный характер, когда трудно точно определить, к какому виду подготовки их отнести - к общей или специальной. Это естественно, так как подготовка спортсмена является планомерным процессом, предполагающим создание функциональных предпосылок для достижения высоких результатов и постепенное их внедрение в соответствии с требованиями эффективной соревновательной деятельности.

Непрерывность тренировочного процесса

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется тем, что:

Шспортивная тренировка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов;

Швоздействия каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа как бы наслаиваются на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

Шработа и отдых в процессе спортивной тренировки организуются так, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и особенностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта;

Шинтервалы между тренировочными занятиями выдерживаются в пределах, гарантирующих в общей тенденции спортивной подготовленности неуклонное развитие тренировонности.

Смысл этих положений указывает, что необходимо стремиться так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы между ними и свести к минимуму регресс тренированности в фазах тренировки, объективно связанных с уменьшением объема и интенсивности нагрузок. В этом, кратко говоря, заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

В современном спорте (причем не только в подготовке спортсменов высшей квалификации) нормой становятся практически ежедневные и более частые тренировочные занятия. Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты подлинно непрерывного процесса и от других форм физической тренировки отличается уплотненным режимом нагрузок и отдыха. Такой режим особенно характерен для тренировочных микроциклов, обеспечивающих существенные сдвиги в развитии тренированности. Часть занятий в таких микроциклах проводится как бы на фоне неполного восстановления работоспособности, в силу чего увеличивается суммарный эффект нагрузок, создается особенно мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов.

Большая частота занятий в спортивной тренировке обусловливается также сложностью спортивных навыков, постоянным обновлением спортивной техники и тактики (особенно в таких видах спорта, как гимнастическое многоборье, спортивные игры и единоборства) и направленностью на максимальное их совершенствование. Ясно, что с увеличением числа занятий в общем увеличивается возможность освоения, целесообразной перестройки и тончайшей отшлифовки спортивных навыков (если, конечно, не нарушается оптимальная мера числа повторений.

Общее правило методики физического воспитания - начинать очередные занятия на фоне полного восстановления или «сверхвосстановления» получает в методике спортивной тренировки специфический смысл. Здесь это правило распространяется часто лишь на определенные занятия из числа составляющих тренировочный микроцикл. Само собой разумеется, что обязательные условия при этом - достаточная предварительная подготовленность спортсмена и рациональное чередование концентрированных нагрузок с необходимым компенсаторным отдыхом, который может иметь характер как относительной «разгрузки» (занятия, не предъявляющие значительных нагрузок, обеспечивающие в первую очередь активный отдых), так и отдыха в прямом смысле слова. Вместе с тем ряд основных занятий, не направленных преимущественно на развитие выносливости, проводится, как правило, в условиях восстановленной, и повышенной работоспособности относительно тех упражнений, которые являются главными в данных занятиях, особенно когда преследуется цель освоения новых сложных навыков или воспитания координационных и скоростных способностей у спортсменов.

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различных функциональных возможностей организма после тренировочных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов, происходящих на различных уровнях его структурно-функционального приспособления к воздействию тренировки, позволяет, в принципе, тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки. Но для этого требуется глубоко продуманно варьировать занятия (изменять их содержание и методы, параметры объема и интенсивности, чередовать занятия по их преимущественной направленности и регулировать интервалы между ними) с учетом гетерохронности восстановления и адаптации к нагрузкам разного типа. Принцип непрерывности тренировочного процесса не сводится поэтому просто к требованию возможно чаще повторять тренировочные воздействия. Он предполагает регулярное сочетание моментов повторности и изменчивости в системе тренировочных занятий и допускает много вариантов построения тренировки, если они помогают обеспечить достаточно высокие темпы поступательного развития тренированности.

Единство постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам

Известно, что малые тренировочные нагрузки не обеспечивают необходимого тренировочного эффекта, поэтому тренер использует большие и предельные их величины. Это предусматривает на каждом новом этапе совершенствования спортивного мастерства предъявления к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей, что является решающим для эффективного протекания приспособительных реакций.

Нагрузка должна возрастать постепенно из года в год, достигая своего максимума на этапе подготовки к высшим достижениям. При этом выделяются основные направления интенсификации тренировочного процесса:

Шсуммарный годовой объем работы увеличивается от 100-200 до 1300-1500 ч в год;

Школичество тренировочных занятий в течение недельного микроцикла увеличивается от 2-3 до 15-20 и более;

Школичество занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла увеличиваются до 5-7;

Шувеличивается количество занятий избирательной направленности;

Швозрастает доля тренировочной работы в «жестких» режимах, способствующих повышению специальной выносливости;

Шувеличивается объем соревновательной деятельности;

Шпостепенно расширяется применение физиотерапевтических, психологических и фармакологических средств для повышения работоспособности спортсменов в тренировочной деятельности и ускорения процессов восстановления после нее.

Современному спорту свойственен указанный рост объемов и интенсивности тренировочного процесса, что обеспечивает достижение высоких спортивных результатов в оптимальной возрастной зоне.

Волнообразность и вариативность нагрузок

Волнообразность тренировочных нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий. Из возможных вариантов изменения нагрузки во времени волнообразная динамика обеспечивает наибольший эффект спортивной тренировки. Линейное и ступенчатое ее возрастание может использоваться при малых нагрузках.

Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены - большие объемы работы, например, на первом этапе подготовительного периода сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью. Возрастание же интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки, в основном, влечет за собой уменьшение объема работы. Попытка длительное время применять большие нагрузки, как правило, приводит к отрицательным результатам. Следовательно, предельные тренировочные нагрузки должны своевременно снижаться и чередоваться с компенсаторной работой.

Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать несоответствия между видами работы различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью, процессами утомления и восстановления.

Вариативность нагрузок обеспечивает всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений и их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсивности восстановительных процессов и профилактике переутомления и перенапряжения функциональных систем.

Цикличность тренировочного процесса

Цикл (от греческого «циклос») - совокупность явлений, образующих полный круг развития. Цикличность тренировочного процесса проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса - отдельных занятий, микроциклов, периодов и макроциклов. Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.

Продолжительность микроциклов - от 3 до 7-10 дней, мезоциклов - от 3 до 5-6 недель, периодов тренировки - от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклов - от 3-4 до 12 месяцев. Конструирование подготовки спортсмена на данной основе позволяет систематизировать задачи, средства и методы тренировочного процесса, а также реализовать принципы: непрерывность, единство общей и специальность подготовки, единство постепенности увеличения нагрузки, волнообразность динамики нагрузок и тенденцию к максимальным нагрузкам.

Качественное построение циклов тренировки является одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки, поскольку оптимизация современного тренировочного процесса при относительной стабилизации уже и без того огромных количественных параметров тренировочной работы уже достигла околопредельных величин. Важно, чтобы каждый последующий цикл не повторял предыдущий, а включал новые элементы для решения постоянно усложняющихся задач. Так, очередной микроцикл отличается от предыдущего увеличенной интенсивностью работы, а последующий мезоцикл предусматривает изменения его направленности в виде перехода от общей к специальной физической подготовке и т.д.

Единство и взаимосвязь соревновательной деятельности и подготовленности

Эффективное конструирование процесса подготовки предусматривает его строгую направленность на формирование рациональной структуры, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Отношения между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности распределяется следующим образом:

Шсоревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;

Шосновные компоненты соревновательной деятельности: старт, дистанционная скорость, темп, «шаг», финиш и др.;

Шинтегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности; например, по отношению к уровню дистанционной скорости такими качествами являются специальная выносливость и скоростно-силовые способности;

Шфункциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств. Так, по отношению к специальной выносливости такими характеристиками являются показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и т.д.;

Шчастные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик. Например, по отношению к максимальному потреблению кислорода (интегральной характеристике аэробной производительности), такими показателями являются процент медленно сокращающихся мышечных волокон, объем сердца, минутный объем кровообращения, максимальная вентиляция легких и т.п.

Предложенный подход позволяет упорядочить процесс управления, увязать структуру соревновательной деятельности и подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности.

Принципы соревновательной деятельности взаимосвязаны, поскольку тесно связаны и закономерности, на которых они основаны. Так, направленностью к максимальным достижениям диктуется необходимость углубленной специализации, которая предопределяет непрерывность тренировочного процесса. В свою очередь, закономерности ответной реакции организма спортсмена на предельную нагрузку требуют постепенного подведения к ней - принцип единства постепенности и тенденции к предельным нагрузкам. Чередование нагрузки и отдыха - принцип волнообразности динамики нагрузки, образующей циклы с периодически измененным содержанием, - принцип цикличности тренировочного процесса.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование основных принципов спортивной тренировки: направленности к максимальным достижениям и наилучшему индивидуальному результату; углубленной спортивной специализации; единства общей и специальной подготовки; непрерывности тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 24.02.2010

    Принципы спортивной тренировки. Направленность к максимальным достижениям и лучшему индивидуальному результату. Единство общей и специальной подготовки, непрерывность тренировочного процесса. Факторы, определяющие основы его проведения в течение года.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2013

    Классификация циклов тренировочного процесса. Основные положения принципа цикличности спортивных тренировок. Периодизация спортивной подготовки и цикличность тренировочного процесса. Характеристика ключевых этапов и периодов подготовки к соревнованиям.

    реферат , добавлен 10.01.2014

    Рассмотрение организации и планирования спортивной тренировки футболиста. Общая характеристика циклов и периодов физических упражнений. Планирование нагрузок и отдыха. Методика построения и проведения занятий. Цикличность тренировочного процесса.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Спортивная тренировка как часть системы подготовки спортсмена. Достижение высоких спортивных результатов. Структура подготовки спортсмена. Понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Принципы и построение тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Управление процессом спортивной тренировки высококвалифицированных спортсменов, вопросы изучения технической подготовленности. Особенности подготовленности яхтсменов. Основные направления совершенствования тренировочного процесса в парусном спорте.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2014

    Общие основы спортивной подготовки легкоатлета. Особенности эффективной физической, технической, тактической и теоретической подготовки легкоатлета. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов. Характеристика тренировочного процесса.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Методика спортивной тренировки. Принцип круглогодичного тренировочного процесса. Специфика вида легкой атлетики, уровень подготовленности спортсмена, особенности развития его спортивной формы. Восстановление сил спортсмена после соревновательного сезона.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена. Структура спортивной подготовки. Методические принципы спортивной тренировки. Методы подготовки в лыжном спорте. Спортивные соревнования как одно из важнейших средств специализированной тренировки.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2012

    Специфические особенности и дидактическое обеспечение учебно-тренировочного процесса лаптистов. Разработка и экспериментальное обоснование методики формирования специальной физической подготовки лаптистов на этапе углубленной спортивной специализации.

Основная цель тренировки: углубленное овладение технико-тактическим арсеналом фехтования.

Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; улучшение скоростно-силовой подготовки с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта; создание интереса к избранному виду спорта; воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы; обучение и совершенствование техники; постепенное подведение к более высокому уровню тренировочных нагрузок; постепенное подведение к соревновательной борьбе путем применения средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

    функциональные особенности организма подростков в связи с половым созреванием;

    диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;

    неравномерность в росте и развитии силы.

Основные средства тренировки: общеразвивающие упражнения, комплексы специально подготовленных упражнений, всевозможные прыжки и прыжковые упражнения, комплексы специальных упражнений из арсенала фехтования, подвижные и спортивные игры, уп­ражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах), изометрические упражнения.

Методы выполнения упражнений: повторный, переменный, повторно- переменный, круговой, игровой, контрольный, соревновательный.

Основные направления тренировки.

Этап углубленной спортивной подготовки является базовым для окончательного выбора будущей специализации. Поэтому физическая подготовка на этом этапе становится более целенаправленной. Перед специалистами встает задача правильного подбора соответствующих тренировочных средств с учетом избранного вида спорта. Тренировочный этап характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном виде спорта. В этом случае средства тренировки имеют сходство по форме и характеру выполнения с основными упражнениям. Значительно увеличивается удельный вес специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации.

К специальной подготовке целесообразно приступать с 12-13 лет. Специальная подготовка в избранном виде должна проводиться постепенно. В этом возрасте нужно чаще выступать в контрольных прикидках и соревнованиях.

На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Развивать скоростно-силовые качества различных мышечных групп целесообразно путем локального воздействия, т.е. применяя в тренировочном процессе специально подобранные комплексы или тренажерные устройства. Последние позволяют моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц в условиях сопряженного развития физических качеств и совершенствования спортивной техники. Кроме того, упражнения на тренажерах дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы и мышечные группы.

Специальные тренировочные устройства и тренажеры имеют следующие преимущества перед традиционными средствами (штанга, гири, гантели):

    позволяют учитывать индивидуальные особенности лиц, проходящих спортивную подготовку;

    по сравнению с упражнениями со штангой исключают отрицательные воздействия на опорно-двигательный аппарат;

    локально воздействуют на различные группы мышц, в том числе и на те, которые в процессе тренировки имеют меньшие возможности для совершенствования;

    способствуют четкому программированию структуры движений, а также характера и величины специфической нагрузки;

    позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;

    помогают проводить занятия на высоком эмоциональном уровне.

Применяя тренажерные устройства, следует учитывать величину отягощения, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений в каждом подходе, интервалы отдыха между упражнениями.

Изучение и совершенствование техники фехтования.

При планировании тренировочных занятий необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны.

При изучении техники следует учитывать, что темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени следует отводить на разучивание тех элементов целостного действия, которые выполняются труднее. Приступая к освоению нового материала, необходимо знать, какие основные ошибки могут появиться в практике и как их исправлять.

Методика контроля.

Как и на всех этапах подготовки, контроль должен быть комплексным. Система контроля на тренировочном этапе должна быть тесно связана с системой планирования процесса подготовки. Она включает основные виды контроля: текущий, этапный и в условиях соревнований.

В процессе тренировок рекомендуются следующие формы контроля: самоконтроль лиц, проходящих спортивную подготовку за частотой пульса в покое, качество сна, аппетит, вес тела, общее самочувствие. Педагогический контроль применяется для текущего, этапного и соревновательного контроля. Определяется эффективность технической, физической, тактической и интегральной подготовленности. Проводятся педагогические наблюдения, контрольно-педагогические испытания, на основе контрольно-переводных нормативов и обязательных программ.

Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности лица, проходящего спортивную подготовку, календаря соревнований, выполнения разрядных требований и т.д. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства. Начиная с третьего года подготовки необходимо ставить четкие задачи и достигать соревновательных результатов на уровне области и России.