Упражнения с мячом в 5 лет. «Золотые правила» фитбол-гимнастики

Комплексы игр и игровых упражнений с мячом.

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать ловкость, меткость, координации движений в мелких и крупных мышечных группах.
«Бросалки»- подбросить и ловить мяч двумя руками
«Отбивалки»- отбить мяч об пол двумя руками и поймать его
«Бросок-отскок»- подбросить мяч вверх и ловить его после отскока об пол
Подвижная игра «Догони мяч»-дети перебрасывают мяч через натянутый шнур на высоте1,5м. на рас.=50-60 см от них, стараясь не коснуться мячам шнура. затем бегут за мячом.
Вариант усложнений: дети догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола.

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать ловкость, меткость, координацию движений, укреплять мышцы туловища и верхних конечностей.
«Хлопушки»-подбрасывать мяч вверх и ловить после одного хлопка в ладоши
«Отбивалки»- отбить мяч об пол одной рукой и поймать его двумя руками
«Хлоп-гоп» — подбросить мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладоши
Подвижная игра «Ударяй и догоняй»- дети ударяют по мячу ногой, бегут за ним, берут в руки и возвращаются на место.
Вариант усложнений: в вдогонку за мячом детям необходимо пролезть под натянутым шнуром на высоте 50 см. взять мяч и вернуться на место. Не задевая шнур.


Оборудование:
мячи диаметром 20 см.
Цель: тренировать вестибулярный аппарата, развивать ловкость, меткость, координацию движений, силу мышц спины, ног и плечевого пояса.
«Вертушка»- подбросить мяч вверх и ловить после отскока и кружения.
«Правый-левый»- отбивать мяч правой-левой рукой поочерёдно
«Корзинка»- подбросить мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропустить в него падающий мяч.
Подвижная игра «Мяч в кругу»- дети располагаются по кругу, лёжа на животе лицом в круг. У одного из участников мяч, он отталкивая его руками прокатывают любому из участником. Мяч из круга не выпускать.
Вариант усложнений: дети перекатывают мяч ногами из И.п.-сед согнув ноги (мяч удерживать стопами ног), отталкивая его, разгибая ноги в коленях. В игру можно добавить ещё один или два мяча, но тогда детям придётся прокатывать мяч так, чтобы они не сталкивались друг с другом.

Комплексы игр и игровых упражнений с мячом у стены.

Комплекс№1 (для детей 3-4 лет)

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель:
«Бим-бом»- отбивать мяч от груди двумя руками о стену (рас.=50 см-1м).
«Волна»- снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока об пол.
«Задом-наперёд»- прислонившись спиной к стене, дети поднимая руки вверх над головой стараются отбить мяч о стену, чтобы мяч отскочил от стены как можно дальше, потом дети бегут за мечом и возвращаются на место.
Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч»- со словами текста ««Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда пустился в скач,….»-дети свободно располагаясь по залу выполняют прыжки с мячом в руках. С окончанием текста «…не угнаться за тобой»- дети подбегают к обозначенной линии на краю площадки и прокатывают мяч до стены. Как только мяч касается стены дети берут мяч и игра повторяется.
Вариант усложнений: с произношением текста дети отбивают мяч об пол, с окончанием текста, дети разбегаются по залу с мячом в руках.

Комплекс№2 (для детей 4-5лет)

Оборудование мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать силу, ловкость, глазомер, умение регулировать силу броска, менять исходное положение для броска в зависимости от поставленной задачи.
«Тик-так»- снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока и хлопка.
«Самолёт»- двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол. Стараясь бросить ближе к стене, и ловить после отскока о стенку.
«Выше-ниже»- дети отбивать мяч от груди двумя руками о стену сначала стоя, затем присев.
Подвижная игра «Кто дальше»- проводятся несколько линий параллельно стене (на рас.=30 см одна от другой). Дети встают перед ближней к стене линией. Бросают мяч о стену, ловят его и отходят за следующую линию, постепенно отступая от стены всё дальше, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

Комплекс №3 (для детей 5-7 лет)


Оборудование:
мячи диаметром 20 см., разметки (цели с количеством кружков в них до 5) на стене, карточки с числами до 5.
Цель: развивать быстроту, ловкость, меткость, глазомер, умение регулировать силу броска, изменять его направление, развивать элементарные математические представления.
«Цепочка»- дети поочерёдно отбивают мяч от груди двумя руками о стену и после ловли перемещаются приставным шагом вправо на один шаг, снова отбивают мяч о стену, ловят его и перемещаются. Выполняют это по цепочке друг за другом.
«Успей поймать»- прислонившись спиной к стене, дети поднимая руки вверх-назад стараются отбить мяч о стену над головой так, чтобы отойдя от стены, успеть его поймать
«Поймай за спиной»- прислонившись спиной к стене, мяч в руках в верху над головой. Отклонившись от стены, выполнить шаг правой вперёд, одновременно отпуская мяч, быстро перевести руки за спину поймать его
за спиной.
Подвижная игра «Спортивная математика»- дети строятся в две колонны 5-6 м от стены с разметками. Инструктор поднимает карточку с цифрой. Впереди стоящие подбегают к стене, находит на ней разметку (цель), где количество кружков на этой разметке соответствует числу на карточке касается её мячом. Выполнив задание, возвращаются в колонну и передают мяч следующим участникам.
Вариант усложнений: Впереди стоящие подбегают к линии на рас.=1м от стены, находят разметку (цель), где количество кружков на этой разметке соответствует числу на карточке и стараются попасть в неё, отбив мячом. (В случае когда отсутствует цель с разметками, ребёнку необходимо выполнить количество отбиваний о стену, соответствующее числу на карточке.

Комплексы игр и игровых упражнений с обручем.

Оборудование: обручи диаметром 50см.
Цель: развивать мелкие мышцы кисти рук, координации движений в мелких и крупных мышечных группах. Содействовать развитию быстроты и ловкости.
«Пропеллер»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. С помощью вращательного движения кисти руки привести обруч в круговое движение вокруг своей оси, успеть поймать обруч не давая ему упасть.
«Загляни в окошко»- обруч в том же положении; придерживать его двумя руками с верху. Встать на обруч двумя ногами. Присесть и покачиваться вправо- влево, пытаться продвигаться вперёд.
«Полёт в космос»- обруч лежит на полу. Встать в середину обруча. Присесть, взять его двумя руками и вставая поднимать обруч вверх. Не меняя положение захвата, поднимать обруч выше и выше до уровня поднятых рук над головой.
Подвижная игра «Скорее в обруч». На полу произвольно расположены обручи. Около каждого стоят по двое детей. Под сигналу «Беги!» дети бегают вокруг своего обруча. По сигналу «В обруч!» впрыгивают в обруч и поднимают его вверх.
Вариант усложнений: Под ритмичную музыку дети выполняют различные беговые задания, по остановки её, впрыгивают в обруч и поднимают его вверх.

Комплекс №2 (для детей 4-5 лет)

Оборудование обручи диаметром 50-70 см.
Цель: содействовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания, координации движений в мелких и крупных мышечных группах, умение реагировать на звуковые сигналы, развивать творческое воображение.
«По краю пропасти»-обруч на полу. Ходить по обручу ногами прямо или боком.
«Пролезь в окоп»-придерживая обруч с верху одной рукой, присесть и пройти через обруч. Встать прямо и повторить опять, но уже с другой стороны.
«Ракета»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. Ребёнок приподнимая обруч вверх, подбрасывает его таким образом, чтобы обруч не менял направление. Ребёнок старается поймать его любым удобным способом.
Подвижная игра «Не теряй домик» На полу в произвольном порядке лежат обручи (по количеству играющих детей). В каждом обруче стоит ребёнок. По сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. Дети выполняют различные двигательные задания (взрослый убирает один обруч). По команде «В укрытие» ребята должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Тот кто не успел занять обруч, получает штрафное задание.
Вариант усложнений: дети выполняют различные И./у. с мячом стараясь не терять его из рук. По сигналу «В укрытие» дети должны занять обруч, подняв его высоко над головой.

Комплекс №3 (для детей 5-7 лет)

Оборудование обручи диаметром 50-70 см..
Цель: развивать скоростно-силовые способности, ловкость, пластику, координацию движений в крупных и мелким мышечных группах.
«Вертушка»- встать в центр обруча. Взять его двумя руками и приподнять до уровня пояса. Двигая туловищем, выполнять горизонтальные вращательные движения обруча на талии.
«Колесо»- обруч вертикально на полу, удерживать с верху выпрямленной кистью руки, подтолкнуть его кистью руки в заданном направлении (ребёнок самостоятельно выбирает вариант прокатывания обруча: на дальность, в заданную цель, с многократным подталкиванием и т.д.)
«Цапли»- ребёнок кладёт обруч на пол перед собой и начинает перепрыгивать из обруча в обруч на одной ноге разными способами (прямо, боком. спиной), стараясь как можно дольше продержаться на одной ноге.
Подвижная игра «Чья команда победит». Дети стоят в две колонны командами. Перед каждой на расстоянии 2-3 м лежат 3 обруча (раст. между обручами 40-50 см) По сигналу первые в колоннах наперегонки бегут к первому обручу. Добежав до него, поднимают обруч над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрыгивают из обруча, направляясь прыжками на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят как волчок, 2-3 раза. и направляясь прыжками на одной ноге к третьему обручу. Берут его и прыгают 2-3 прыжка на месте, как через скакалку. Положив его на место, возвращаются в конец колонны. Побеждает команда быстрее выполнившая все задания.

Комплексы игр и игровых упражнений со скакалкой.

Комплекс №1 (для детей 3-4 лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать координации движений, чувства равновесия, развивать крупную и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать, смелость и умение сохранять безопасность.
«Вертушка»- вращение скакалки сложенной вдвое вперёд-назад
«Перешагни»- дети удерживают скакалку сложенную вдвое и стараются, не выпускав её из рук перешагнуть вперёд и обратно.
«Змейка»- дети кладут скакалку на пол, и стараются пройти по ней, сохраняя равновесие
Подвижная игра «Летающие бабочки»- по сигналу «Утро!» -дети бегают с вращением скакалки сложенной вдвое, стараясь не задевать друг друга. По сигналу «Вечер!»- дети перестают вращать скакалкой, замирают.
Вариант усложнений: дети должны придумать любую фигуру со скакалкой.

Комплекс №2 (для детей 4-5 лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции и внимания, развивать крупную и мелкую моторику. Учить согласованным действиям друг с другом.
«Вертолёт»- вращение скакалки сложенной вдвое над головой.
«Веничек»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перешагиванием через неё.
«Прыг- скок»- выполнение прыжков на двух ногах через скакалку
Подвижная игра «Конные скачки»- дети делятся на пары «лошадка» и «наездник». Лошадка впереди наездник сзади, придерживает лошадку «вожжами»- скакалкой сложенной вдвое. По сигналу «В путь!»-пары по пути огибают столбы (стойки), преодолевают препятствия (дети меняются ролями). Побеждает та пара, которая проходит весь путь, не задевая препятствий на пути.
Вариант усложнений: дети должны пройти полосу препятствий на время.

Комплекс №3 (для детей 5-7лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать ловкость, меткость, быстроту реакции и внимания, укреплять мышцы груди и плечевого пояса.
«Ветерок»- вращение скакалки сложенной вдвое перед собой с про беганием по «мостику» напольной доске.
«Удочка»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перепрыгиванием через неё.
«Прыгалки»- прыжки с поочерёдным подскоком с ноги на ногу с чередованием ноги.
Подвижная игра «Спортивные зайчата»- дети располагаются «в доме» на одной стороне зала со скакалкой в руке. На другой стороне «логово» волка. По команде «На полянку»- дети выбегают и прыгают на скакалках. По сигналу «Волк»- дети убегают «в дом» .
Вариант усложнений: дети убегают прыжками на двух ногах.

Литература:

Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет /. – М.: Владос, 2003.

В настоящее время гимнастические мячи (фитболы) в связи с их превосходными оздоровительными качествами, присутствуют практически в любом фитнес-центре и пользуются большой популярностью у людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, у лиц, страдающих излишней массой тела, а также у беременных и детей, начиная с грудного возраста. Тренировки с гимнастическим мячом не относятся к силовым, и поэтому являются отличными помощниками в борьбе с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, варикозом и др.

Правильный выбор

Для того чтобы начать тренироваться с гимнастическим мячом необходимо правильно его выбрать. При покупке следует учитывать, что качественные мячи изготавливают из эластичного материала высокой прочностиледрапластика, которые могут реализоваться через ортопедические салоны или спортивные магазины. Именно в этих местах лучше приобретать фитбол.

Как правило, товар находится в сдутом состоянии и упакован в коробку. Для того чтобы надуть гимнастический мяч, вам непременно понадобится насос: будь то специальный, велосипедный или «ножной» насос. Это неважно. В надутом состоянии мяч способен выдерживать до 300 кг веса, поэтому не бойтесь, что он лопнет, как только вы сядете на него.

Заострите своё внимание на цвете мяча. Если вы страдаете пониженным артериальным давлением и по этой причине ощущаете нехватку бодрости, возьмите оранжевый или красный фитбол, а если вы постоянно напряжены и подвергаетесь частым стрессам – голубой или зелёный. Не приписывая целительных свойств отдельным цветам, нужно отметить, что эта мелочь играет немаловажную роль в формировании вашего настроения. В любом случае, необходимо останавливать свой выбор на тех цветах, которые не будут раздражать и напрягать зрение.

Ну и самое главное, как выбрать диаметр мяча? Правильно в этом вопросе было бы ориентироваться на собственный рост и длину руки.

Зависимость диаметра мяча (д. м.) от роста:

Особенности хранения

Храниться гимнастический мяч должен вдали от легковоспламеняющихся веществ и любых источников тепла, а также, невзирая на то, что фитбол не так уж просто проколоть и сдуть, следует избегать его соприкосновения с режущими или колющими предметами и острыми поверхностями.

Суть упражнений

В том или ином случае упражнения с фитболом приносят огромную пользу здоровью и являются эффективной профилактикой многих заболеваний. Занятия с его использованием:

  • улучшают вестибулярный аппарат,
  • укрепляют мышечный корсет,
  • стимулируют кровообращение,
  • способствуют снижению веса,
  • нормализуют обмен веществ,
  • оказывают обезболивающее действие,
  • повышают перистальтику кишечника и работу желудка.

Какую ещё пользу несут упражнения с фитболом, будем разбираться дальше, так как представим некоторые примеры использования мяча людьми, желающими поправить своё здоровье, сбросить лишний вес, а также беременными женщинами и детьми грудного возраста. Разумеется, это не говорит о том, что остальными категориями населения гимнастический мяч не может быть использован с оздоровительными целями. Тренировки с ним очень полезны детям любого возраста, лицам, имеющим высокую занятость и напряжённую работу, пожилым людям и т.д.

Упражнения на разные мышечные группы

Первый гимнастический мяч появился ещё в 50-х годах прошлого века в Швейцарии с целью реабилитации пациентов, имеющих церебральный паралич. В 80-х же годах мяч использовался преимущественно для лечения больных, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поэтому для начала познакомимся с некоторыми упражнениями, благотворно влияющими на различные группы мышц.

Грудные мышцы

Сделайте упор на прямых руках, а гимнастический мяч расположите под голенями. Спина должна находиться в прямом состоянии и составлять одну прямую линию с ногами. Ладони установите немного шире плеч. Сгибая локти, опуститесь максимально низко, после чего вернитесь в начальную позу. Если вам трудно держать равновесие на мяче, обопритесь на него не голенями, а бёдрами. Со временем пододвигайте мяч ближе к щиколоткам. Не стоит прогибаться в пояснице.

Мышцы ягодиц и ног

Встаньте спиной к мячу. Руки вытяните вперёд. Приподнимите стопу правой ноги и держите её на высоте 20-30 см над полом. Затем медленно согните колено левой ноги и приседайте до лёгкого касания поверхности мяча ягодицами. Мяч зафиксируйте, чтобы он не выскакивал из-под тела. Голову необходимо держать прямо. Упражнение повторяется 10-15 раз с поочерёдным использованием обеих ног.

Мышцы спины

Лягте животом на гимнастический мяч, расположив ладони на полу на ширине плеч. Перебирая руками, перенесите немного вперёд корпус, при этом мяч должен находиться под коленями, а тело – образовать прямую линию. Ноги должны оставаться прямыми. Стопы следует держать вместе, а кисти – под плечевыми суставами. Для сохранения равновесия попробуйте напрячь мышцы корпуса, но шея и голова должны находиться в расслабленном виде. Пребывая в таком положении, напрягите пресс и поднимите вверх бёдра (при этом ноги не должны быть согнутыми) так, чтобы подъёмом стоп упереться в мяч. Очень медленно вернитесь в начальную позу. Повторите упражнение 8 – 10 раз.

Мышцы пресса

Сядьте на гимнастический мяч. Стопы ровно поставьте на пол, скрестив на груди руки. Переступая ногами, аккуратно опуститесь вперёд так, чтобы спина находилась на мяче, а колени – под лодыжками. Голову следует держать на весу и не откидывать её назад. Затем начинайте постепенно «скручиваться»: сначала подогните голову, потом плечи и, наконец, середину спины – пока не почувствуете полное сокращение брюшных мышц. Медленно вернитесь в начальную позу. Упражнение повторяется 8 – 10 раз.

Мышцы рук

Облокотитесь о мяч прямыми руками. Руки должны располагаться на ширине плеч. После этого отойдите назад и широко расставьте ноги. Напрягите пресс и опуститесь вниз, согнув руки. При этом старайтесь держать локти максимально близко к корпусу. Вернитесь в начальную позу. Упражнение повторяется 10 раз. Необходимо сохранять спину прямой.

Упражнения для стройности

В формировании стройной фигуры отлично помогают мячи, имеющие рельефную поверхность и оказывающие во время занятий массажное действие. Заниматься нужно регулярно (2-4 раза в неделю). Между занятиями нужно делать перерывы, чтобы не воз
никло ощущения перенапряжения и усталости. Одна тренировка должна длиться 30-60 минут в зависимости от индивидуального уровня готовности. Упражнений с фитболом великое множество. Вы можете сделать для себя «выжимку» и заниматься, периодически заменяя одни упражнения другими.

  • В качестве разогрева сделайте в каждую сторону по 30 приставных шагов, а затем, взяв в руки гимнастический мяч, повторите их. С каждым шагом вытягивайте руки с мячом в сторону движения, поднимая его до уровня плеч.
  • В качестве начального упражнения лягте на пол, вытяните ноги и поставьте пятки на гимнастический мяч. Пребывая в таком положении, поднимайте бёдра вверх, напрягая мышцы пресса и ягодиц, одновременно подкатывая мяч к себе с помощью пяток. В верхней точке тело до колен должно быть в виде прямой линии, а колени – согнутыми под прямым углом. Примите начальную позу. Проделайте упражнение 10-15 раз. Данное упражнение поможет убрать всё «лишнее» с бёдер.
  • Находясь в положении «стоя», как можно сильнее внутренней поверхностью бёдер зажмите гимнастический мяч между ног. Затем втянув в себя живот, напрягите мышцы бёдер и удерживайте это напряжение примерно минуту. После этого, не выпуская мяч, проделайте 20-30 прыжков на носках. Данное упражнение направлено на улучшение состояния бёдер и живота.
  • Теперь можно проделать отжимания на гимнастическом мяче. Для этого лягте вниз лицом и положите бёдра или ноги на мяч. Руки должны упираться в пол, локти – оставаться прямыми. Затем напрягите пресс и при помощи рук опуститесь на максимальную глубину, не дотрагиваясь плечами пола. Спина при выполнении упражнения всё время должна оставаться прямой. Повторите 10-12 раз.
  • Встаньте прямо перед гимнастическим мячом. Положите на него левую стопу. Колено должно оставаться прямым. Откатите в сторону мяч до положения, когда тело будет похоже на букву «Т». Правая нога должна быть немного согнутой. Вытяните руки вперёд и из этой позиции проделайте 20 приседаний. Затем поменяйте ногу и повторите. Это упражнение помогает подтянуть ягодицы.

Упражнения для беременных

Беременным женщинам упражнения с гимнастическим мячом рекомендуются по причине того, что они развивают гибкость, уменьшают мышечные боли, улучшают кровообращение, обеспечивают прилив сил и т.д. Занимаясь, беременные женщины укрепляют не только своё собственное здоровье, находясь на любом триместре, но и организм будущего малыша. Противопоказанием для занятий с мячом могут стать лишь осложнения в период беременности. Собираясь тренироваться, обязательно проконсультируйтесь со своим гинекологом.

  • Сядьте на гимнастический мяч и, удерживая равновесие, обопритесь об него руками. Необходимо совершать покачивания таза в разные стороны. Это простое упражнение также можно проделывать, не используя рук.
  • Сядьте на мяч. Руки при этом должны быть вытянуты и лежать на мяче. После этого повернитесь вправо, заведя левую руку за правую ногу. Зафиксируйтесь в этом положении. Развернувшись в другую сторону, повторите упражнение.
  • Сядьте на гимнастический мяч и нагнитесь вперёд, вытянув руки перед собой. Выпрямитесь. Руки поднимите вверх, слегка разведя их в стороны (держать руки над головой прямо беременным не рекомендуется).
  • Сядьте на мяч. Ноги должны быть согнуты в коленях и стоять на полу. Вытяните правую ногу, поставив её на пятку. После этого потянитесь к ней всем своим телом так, чтобы до носка можно было дотронуться рукой. Повторите упражнение, задействовав левую ногу.
  • В положении «стоя» вытяните правую ногу вперёд, а левую – назад, придерживая левой рукой гимнастический мяч. Согните левую ногу в колене (при этом левая рука должна опираться на мяч) и снова выпрямитесь. Выполните в другую сторону.
  • Сядьте на мяч и отведите правую ногу в сторону. Правой рукой потянитесь к правой ноге. Займите исходное положение, а затем выполните упражнение в другую сторону.
  • Стоя, согните спину и руками обопритесь на гимнастический мяч. Ноги поставьте на ширину плеч. Катайте мяч вперёд, перебирая руками, а затем возвращайтесь назад.
  • Сядьте на мяч и постарайтесь лечь на него спиной, при этом слегка расставив ноги в стороны.
  • Сядьте на гимнастический мяч, руки положите на бёдра. Начните двигаться на мяче пружинистыми движениями сначала вперёд-назад, влево-вправо, а затем по кругу.
  • В положении «стоя» удерживайте мяч в вытянутых вперёд руках. Сожмите его в руках и постарайтесь максимально приблизить к себе, а затем снова отодвиньте от себя.

Упражнения для грудных детей

Занятия на фитболе невероятно полезны и для малышей грудного возраста, причём независимо от того, имеют они проблемы со здоровьем или являются здоровыми по всем показателям, тем более что такие про
блемы как кишечные колики, как правило, не обходят стороной ни одного из них. Дело всё в том, что с помощью «фитбольных» упражнений у ребёнка стимулируется моторика желудочно-кишечного тракта, формируется и нормально функционирует нервная система, уменьшается тонус сгибательных мышц, правильно развивается опорно-двигательная система, тренируется гибкость, укрепляется иммунная система, улучшается работа печени, надпочечников и других органов. Каждый день упражнения выполнять необязательно – достаточно 2-3 раз в неделю.

  • не занимайтесь с малышом, если не зажила пупочная ранка,
  • не занимайтесь с ребёнком в случае его болезни и высокой температуры,
  • отложите занятие, если малыш не в настроении,
  • не принуждайте ребёнка к занятиям, если они ему не по душе,
  • проводите занятия с ребёнком в первой половине дня,
  • проводите занятия с малышом через 1-1,5 часа после еды,
  • начинайте с нескольких минут, постепенно увеличивая время,
  • в случае наличия того или иного заболевания у ребёнка перед началом занятий посоветуйтесь на счёт них с педиатром.

1 – 6 месяцев

  • Уложите ребёнка на гимнастический мяч животиком вниз. Затем возьмите его за ручки или ножки и начните слегка покачивать – вперёд-назад, в стороны. Тут важно помнить о том, что суставы малыша ещё совсем слабые, поэтому нельзя тянуть его за стопы или кисти.
  • Переверните ребёнка на спинку. Затем, придерживая ладонями его грудь и животик, покачайте из стороны в сторону.
  • Уложите малыша на животик или спинку, а затем, слегка надавливая на тело и придерживая другой рукой обе его ножки, начните производить толчкообразные движения, надавливая на мяч.
  • Уложите ребёнка на колени или любую твёрдую поверхность, а к его ножкам подкатите гимнастический мяч, который он сразу начнёт отталкивать.

6 – 12 месяцев

  • Для выполнения упражнения требуется 2 взрослых. Следует уложить малыша на животик. Один взрослый должен взять его за ручки, другой – за ножки. Затем нужно поочерёдно притягивать к себе ребёнка так, чтобы он касался мяча то ручками, то ножками.
  • Установите гимнастический мяч так, чтобы он не ускользал из-под ног малыша, так как вам предстоит дать ему возможность попрыгать. Для этого просто обхватите ребёнка обеими руками за корпус и держите его так, пока он не устанет.
  • Уложите малыша на мяч животиком вниз. При этом ручки его должны упираться в мяч, а корпус – находиться в приподнятом состоянии. Возьмите ребёнка за ножки и осторожно качайте его вперёд-назад и в стороны.
  • Уложите малыша на животик и возьмите его за ножки. Затем опустите ребёнка так, чтобы он мог достать с пола игрушку.
  • Уложите ребёнка на животик ножками к себе. Затем возьмитесь за них и подкатывайте сначала к себе, согнув ножки малыша в коленках, а затем от себя, отталкивая и выпрямляя их.
  • Уложите ребёнка спинкой на гимнастический мяч и держите его за предплечья. Затем, слегка за них потянув, усадите малыша и держите несколько секунд, после чего снова опустив его на спинку. Это упражнение можно начинать выполнять с 9-месячного возраста.

И напоследок…

Не забудьте перед началом тренировки сделать короткую разминку, которая подготовит ваши мышцы и связки к нагрузке, а также предотвратит получение травм.

Закончив тренироваться, проделайте расслабляющие упражнения в течение нескольких минут, которые помогут закрепить положительный результат.

И ещё один момент: для того чтобы повысить эффективность занятий, взрослым гимнастический мяч можно использовать даже вместо стула или кресла.

Нередко пойти погулять с ребёнком для родителей означает посидеть на скамеечке, пока малыш крутится рядом. Между тем, прогулка – замечательный повод для общения, каких-то совместных дел, в том числе и физических упражнений. И нужно-то для этого немного: спортивный костюм и мяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАХВАТИВ С СОБОЮ МЯЧ

Нередко пойти погулять с ребёнком для родителей означает посидеть на скамеечке, пока малыш крутится рядом. Между тем, прогулка – замечательный повод для общения, каких-то совместных дел, в том числе и физических упражнений. И нужно-то для этого немного: спортивный костюм и мяч.

Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали.

Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он –яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди почтенного возраста с упоением гоняют мячик.

Всем известно, как велико значение подвижной игры для ребенка – это школа управления собственным поведением, формирование положительных взаимоотношений со сверстниками, благополучное эмоциональное состояние. Игры с мячом занимают особое место среди подвижных игр.

Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-психологов XIX века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений».

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и кожного (тактильного) анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.п., что способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций.

По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечного напряжения.

Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают ориентировку в пространстве.

Игры с мячом - не только интересное развлечение, они очень полезны ребёнку, так как способствуют развитию координации движений, а это пригодится и при обучении письму, рисованию, конструированию.

Удовольствие от совместных занятий, мышечной нагрузки, от получившегося броска или удара по мячу - всё это радости детства. Добавьте сюда ещё и гордость за родителей, которые «всё умеют».

Чтобы приобрести навыки в играх с мячом, требуются многократные упражнения, но, как правило, после 8 – 10 повторений малыш теряет интерес, а без него какое обучение? В этом случае введите «оживляющие элементы»: хлопок в ладоши, поворот, удар мяча об пол, изменение направления или мишени для броска. Если упражнение непонятно, можно выполнить его вместе с ребёнком: «вместе держим – вместе бросим».

Не следует настаивать на выполнении тех упражнений с мячом, которые ребёнку не нравятся. И, наоборот, нужно использовать и постепенно усложнять понравившиеся элементы. Не бойтесь перегрузок, но не настаивайте и на продолжении занятий, если ребёнок жалуется на усталость или капризничает. Как можно меньше принуждения, как можно больше удовольствия и радости!

Запаситесь терпением. Не раздражайтесь при неудачах. Избегайте замечаний: «Какой ты неумейка», «Неуклюжий». Подчёркивайте всё положительное: «Вот сегодня гораздо лучше, чем в прошлый раз…», «Вот здорово у тебя получилось! Давай-ка ещё разок…»

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 лет

Для детей старшего дошкольного возраста арсенал мячей разнообразен. Ребята выросли, их мышцы могут дифференцировать напряжение, а пальцы рук - выполнять точные действия. В домашних условиях могут быть использованы большой мяч диаметром 18 см, мяч для мини-баскетбола, мяч-утяжелитель (весом 1 кг), мяч - массажёр. Ребята играют как с маленьким резиновым или пластмассовым мячом (диаметром 8 см), который стимулирует развитие точных действий, так и с большим резиновым, сенсорным (диаметром 25-30 см), который помогает развивать физические способности. Для старшего дошкольника занимателен мяч набивной (весом 0,5-1 кг). Движения с мячом должны быть сложными - например, не просто бросить (это несложно), а бросить как можно дальше. Дайте ребёнку ориентир (расстояние до 10 м), бросок в цель с расстояния не менее 2 м. Если вы хотите научить детей играть в баскетбол, предлагайте им горизонтальную цель: корзину, обруч, кольцо. Такие задания особенно увлекают мальчиков.

Необходимо правильно выбрать мяч. Хороший резиновый мяч - упругий, пружинит при нажатии, после надавливания быстро восстанавливает прежнюю форму. Этот мяч изготовлен из прочного материала, приятен на ощупь, правильной круглой формы, не имеет швов, или они почти незаметны. Дети очень любят мячи разных цветов и типов. Для малыша занимателен мяч с полосками или цветными секторами, а вот старшие ребята предпочитают мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные. Не забудьте, что вес мяча должен соответствовать возрасту ребёнка. Набивной мяч не должен быть тяжелее 1 кг, а игровой - 300 г.

Для детей старшего дошкольного возраста подойдут игры , воспитывающие стремление действовать по правилам, координировать движения в соответствии с двигательной задачей, развивающие силу, ловкость, глазомер, чувство равновесия, умение передвигаться с мячом в пространстве.

Кати в цель

Для игры нужны: картинки (6-8 штук), одинаковые мячи каждому игроку.

Взрослый вместе с ребёнком встаёт на линию. На расстоянии 1-1,5 м от линии протягивают верёвку (высота от пола - 5 см). На верёвку на проволочках прикрепляются таблички с различными изображениями, расстояние между которыми составляет 20-30 см. Взрослый договаривается с ребёнком, кто какие таблички будет сбивать. Игра продолжается до тех пор, пока не будут сбиты все таблички.

Сбей мяч

Для игры нужны : малые мячи по количеству игроков и большой мяч.

Каждый игрок берёт малый мяч (диаметром 18 см). Все игроки встают вокруг большого мяча (диаметром 60 см) на расстоянии 1,5 м от мяча. По команде: «Сбей мяч!», участники катят мячи в сторону большого мяча, стараясь попасть в него. Выигрывает тот, кто быстрее других собьёт большой мяч.

Разбей город

Для игры нужны : мячи по количеству игроков и материал, из которого игроки построят городошные фигуры.

Игроки делают из городошных фигур разные постройки, каждый свою. Затем встают напротив них на расстоянии 2 м и катают мячи в постройки. Кто сбивает, тот выигрывает.

Сбей булаву

Для игры нужны : булавы и мячи по количеству игроков.

Игроки ставят булавы на линию, на расстоянии 15 - 20 см друг от друга. Отходят от них на 2-2,5 м и катают шары в булавы, стараясь их сбить.

Закати мяч в ворота

Для игры нужны : мячи для каждого игрока и ворота.

Игроки встают в пару лицом к воротам (из кубов, кеглей и т. п.). Расстояние между воротами 4-5 м. Толкая мяч ногой, игроки стараются попасть в ворота соперника.


Фитнес-мяч (фитбол) придает гимнастическим упражнениям веселый игровой характер. Большие яркие ортопедические шары с отличной пружинистостью развивают силу, чувство равновесия, заряжают энергией, массажируют, расслабляют, помогают восстановиться после травмы, откорректировать фигуру.

Фитбол должен быть хорошего качества, тогда он прослужит дольше, не нанесет вреда здоровью.

критерии правильный выбор
материал ПВХ, латекс
прочность с аббревиатурой ABS, BRQ (антиразрыв); рассчитанные на вес 300 кг
упругость в надутом состоянии не имеет морщин
поверхность гладкая или пупырчатая (массажная), без выступающих швов, видимой пористости
цвет красный, оранжевый для упражнений, направленных на повышение энергетики; голубой, зеленый, серебристый, если основная цель – снятие напряжения
другие свойства гипоаллергенность, антистатичность
место покупки ортопедический салон, спортивный магазин

Мячи для гимнастики часто продают в комплекте с насосом, но для надувания подойдет велосипедный или ножной насос для резиновых матрацев, плавательных кругов.

Как выбрать размер диаметра снаряда по росту?

Гимнастические шары выпускают в нескольких типоразмерах:

Если в положении сидя бедра от ягодиц до колен параллельны полу, значит мяч выбран правильно и эффект от упражнений будет максимальным.

Показания к занятиям с гимнастическим мячом

Фитнес с надувными снарядами одинаково полезен всем – от грудничков до пожилых. Их применяют для профилактической, лечебной, реабилитационной физкультуры.

Специально подобранные комплексы дают возможность:

  • избавиться от лишнего жира;
  • укрепить суставы, позвоночник, подкачать и расслабить мышцы, снять болевой синдром;
  • размять все тело, улучшив крово- и лимфоток, обмен веществ, состояние сердца, сосудов;
  • активировать пищеварение, перистальтику кишечника, выделительные функции.

Противопоказания

К запретам в отношении фитнесбола можно отнести слишком большой вес. Хотя запас прочности гимнастических шаров велик, считается, что при массе тела свыше 130 кг занятия на мяче неудобны и неэффективны.


Меры предосторожности при занятиях

Гимнастические мячи менее подвижны, чем игровые, тем не менее, упражнения с ними требуют осторожности и определенных навыков:

  1. Опираясь на шар легко утратить равновесие, упасть, удариться. Чтобы оградить себя от травм, заниматься нужно на сухом полу (коврике), в нескользкой обуви, в удалении от острых углов и опасных предметов.
  2. Задержка дыхания в сочетании с напряжением способствует сужению сосудов. Чтобы избежать повышения давления крови, не следует резко скручивать шею, спину, поясничный отдел и удерживать длительно такое напряжение. Выдох должен совпадать с пиком усилия. Занятия проводятся в свободной одежде, хорошо проветренном помещении.
  3. Начинать зарядку необходимо с минимальной нагрузки без болевых ощущений, с каждым днем повышая сложность элементов, прилагаемое усилие, количество повторений.
  4. Гимнастику лучше приурочить к первой половине дня, через 1 час после еды.
  5. При возникновении болей, головокружении занятия продолжать нельзя, необходимо установить причину дискомфорта. В случае высокой температуры, болезни тренировки возобновляют через 10-14 дней после полного выздоровления.

Комплекс упражнений для беременных женщин

В период вынашивания ребенка гимнастика полезна для уменьшения мышечных болей, улучшения кровообращения, прилива сил.

Мяч не стоит сильно накачивать, тогда он будет устойчивее.

В завершение тренировки сесть на фитбол ближе кпереди, откинуться на него спиной, головой. Для сохранения баланса ноги раздвинуть в стороны. Расслабить спинные мышцы, пока они растягиваются 5-10 мин. дышать животом.

Комплекс для грудничков и детей до 6 лет

С младенцами 1 месяца уже занимаются гимнастикой, если зажила пупочная ранка. Ребенок должен получать удовольствие от занятий. Нельзя настаивать, если он капризничает, плачет. Фитбол поможет ослабить колики в животе, ускорить снижение мышечного гипертонуса, повысить сопротивляемость организма.

Дети до 6 лет укрепляют с помощью веселой зарядки иммунитет, нервную, костно-мышечную систему, внутренние органы, развивают гибкость, силу, уверенность движений.

Упражнения с гимнастическим мячом для первого года жизни (5-10 мин.):

В конце нужно просто подержать маленького на шаре вверх или вниз лицом для расслабления мышц.

Упражнения с гимнастическим мячом для 2-4 лет (10-15 мин.):

  1. Лежа животом на мяче (взрослому держать голени) ребенок сам приподнимает верхнюю часть тела, разведенными руками создает равновесие.
  2. Спиной на шаре (страховать за руки) выполняет переменные и синхронные махи ногами вверх.
  3. Сидя на скамье, малыш упирается руками в сиденье и катает шар ногами.
  4. Спиной на фитболе, ребенок, удерживаемый в области тазобедренных суставов, поднимается, кладет руки на плечи взрослому и мягко откидывается обратно.
  5. Со страховкой под мышками покачивается, стоя коленками на пружинистой поверхности.

Упражнения с гимнастическим мячом для самостоятельного выполнения в 5-6 лет (20-25 мин.):


Комплекс упражнений для укрепления мышц спины и ягодиц

Гимнастика с мячом снимет мышечную усталость, боль, предупредит искривление позвоночного столба, увеличит подвижность суставов, подтянет обвисшие ягодицы.

Комплекс для ног и бедер

С помощью этих упражнений можно избавиться от целлюлита, повысить выносливость и улучшить форму ног.


  • согнуть колено, стопу положить на мяч вверх подошвой;
  • откатить снаряд этой же ногой назад до полного ее выпрямления;
  • одновременно присесть на впереди стоящей ноге, чтобы бедро стало параллельно полу, руки вытянуть вперед;
  • в обратном движении подняться из приседа, другой ногой подкатить мяч, чтобы на нем опять утвердилось колено.

Комплекс для рук и груди

Эта часть зарядки особенно требовательна к удержанию равновесия. Приобретению навыка могут предшествовать падения, чувствительные удары. Когда тело падает набок, нужно в момент касания к полу мгновенно перекатиться на спину, скруглив ее, прижимая подбородок и руки к груди, а ноги к животу. Можно для начала надевать защитные накладки на колени, локти.


Комплекс для пресса и плечевого пояса

Регулярные занятия на фитболе позволяют приобрести красивый спортивный рельеф.


Лечебный комплекс упражнений при грыже позвоночника

К нарушениям в позвоночнике нужно относиться серьезно, поскольку в этом отделе сосредоточено большое количество нервных и кровеносных магистралей. Недопустим самостоятельный выбор упражнений, тем более падения с мяча. Индивидуальный объем нагрузки определяет только врач ЛФК, он же контролирует тренировочный процесс.

Примерный комплекс для ежедневной гимнастики при грыжевых выпячиваниях:

  1. Сесть на шар, удерживать спину вертикально, подобрать нижнюю часть живота. Растягивать позвоночник, медленно наклоняя голову вперед с фиксацией в конечной точке на 2 с. Так же медленно поднять голову, незначительно отклонив назад на 2 с. С такой же скоростью выполнить наклоны вбок, вращения без запрокидывания головы назад.
  2. С ровной спиной присесть на снаряд. Ладонями упираться в бедра, стремясь вытягиваться вверх. Чередовать с расслаблениями.
  3. В аналогичном положении упираться по несколько раз затылком в сцепленные ладони, потом боковыми частями головы в открытую одноименную ладонь на виске.
  4. Сидя на пружинистой поверхности, медленно выдвигать впереди грудную клетку, а обратным ходом округлять спину, перемещая лопатки вперед.
  5. Из того же положения выдвигать вперед живот, а назад – ягодицы, прокатываясь при этом на мяче без отрыва стоп от пола.

Динамическая тренировка с фитболом для похудения

Для сжигания жировых отложений больше подходит принцип круговых тренировок, когда на каждую группу мышц выполняется по 1 упражнению, без пауз на отдых. Затем весь комплекс начинают сначала несколько раз. Уровень нагрузки по элементам небольшой, но в целом получается высокая интенсивность в течение 30-60 мин.

  1. Лечь спиной на коврик, стопы установить на шар. В момент поднятия таза подкатывать снаряд к себе. Участвуют мышцы пресса (прямые, косые, поперечные), поясницы, ягодиц, ног.
  2. Из того же положения зажатым ногами мячом выполнить подъемы конечностей вверх, затем вверх и сразу вбок. Прокачаются кубики, поясница, спина.
  3. Лежа подтягивать на выдохе зажатый ногами мяч к себе. Колени согнуты, руки под головой. Работать до ощущения жара в области пресса.
  4. Отжиматься на руках от пола, в то время как ноги балансируют на снаряде. Задействованы все мышцы рук, плечевого пояса, спины.
  5. Присесть на самый край фитнес-мяча, ладонями опереться на него сзади, развернув пальцы к себе. Согнутые ноги поставить на пол всей поверхностью. Соскальзывать тазом вниз и возвращаться обратно, чтобы прокачались трицепсы рук.
  6. Ладони в пол, лодыжки на мяч. Поднимать поочередно ноги пяткой вверх (на выдохе). Наибольшая нагрузка приходится на ягодицы, ноги, благодаря чему растворяется целлюлит, подтягиваются провисшие мышцы.
  7. Лечь на пружинистую поверхность спиной, руки скрестить на груди. Напрягая пресс, поясницу, совершать подъемы верхней части корпуса, переходя в положение сидя.

Выполнять по 3 круга. Вначале отдых между ними продлевать по самочувствию, далее постоянно сокращать паузы. Не забывать о ритмичном дыхании, доступе в помещение кислорода – обязательных условиях для активного жиросжигания.

Комплекс для растяжки

Плавное растягивание мышц эффективно в виде самостоятельной зарядки и как завершение любого комплекса. Оно помогает откорректировать недостатки фигуры, придать телу гибкость, сексуальную грациозность.

Правильная растяжка избавит от крепатуры, которая обычно возникает в последующие за нагрузкой дни и делает занятия мучительными. Приняв нужную позу, следует полностью расслабить рабочую мышцу, чтобы она смогла беспрепятственно растянуться. Упражнения должны быть симметричными, если одну сторону растягивали 5 мин., то другой следует посвятить столько же времени.


Как часто нужно тренироваться?

Ожидаемый результат от занятий с фитболом наступает через несколько недель при регулярной нагрузке на взрослый организм – каждые 2-3 дня. Паузы между тренировками необходимы для восстановительных биологических процессов, накопления энергетического потенциала.

Достаточно будет по 3 подхода с 10-20 повторениями каждого элемента, чтобы вскоре не только почувствовать себя крепче физически, но и вернуть устойчивое хорошее настроение.

Врачи ЛФК рекомендуют начинать тренировки с разминания мышц без мяча. Это могут быть ходьба, легкий бег, неспешные наклоны в стороны.

Фитнес с надувными снарядами станет эффективнее, если не переутомляться, вовремя отдыхать, потреблять здоровую пищу, не переедать, не волноваться по пустякам. Лечебное направление такой физкультуры успешно дополнит медикаментозную терапию, санаторно-курортную реабилитацию.

Популярность фитбола растет, привлекая простотой и разнообразием упражнений, возможностью заниматься в спортзале, домашней комнате, на воздухе. Сдутый мяч не займет много места в дорожной сумке, его можно везде брать с собой, чтобы не прерывать тренировок.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео на тему: Упражнения на фитболе

Упражнения на гимнастическом мяче для всего тела:

О значении мяча.

Мяч развитии действий руки

Игры с мячом развивают

развития функций мозга

развитию речи активизируется весь организм

Игры и упражнения с мячом

мячом

Как выбирать мяч

Прыгучесть.

Тяжесть/легкость. Для ребенка мячом и легким надувным.

Цвет

Качество поверхности. ребенка

Окраска ребенка .

Минимальный набор мячей .

Дома и на улице.

«Я боюсь, злюсь, люблю...».

«Кто Я?».

Игра «Кто, чем занимается?»

Игра «Горячий - холодный»

О значении мяча.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки . Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности . Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном иннервационном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм . Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать малышу обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, малыш самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.

Существует великое множество забав и игр с мячом на суше и на воде. Они в действительности обладают неоценимыми и весьма и весьма широкими развивающими возможностями! Составьте компанию своему малышу! Играйте с удовольствием, вспоминайте игры и забавы из своего детства, и вам будет интересно!

Упражнения с мячом для детей дошкольного возраста

Самые простые и увлекательные для ребенка упражнения с мячом, хорошо развивающее ловкость и быстроту реакции – это «набивание» мяча о стену или пол. Для них нужно использовать небольшой легкий мяч до 20см в диаметре.

Обучая ребенка выполнению упражнения с мячом «набивание о стену», поставьте малыша в метре от стены. Пусть он сначала просто пытается ловить мяч, отскакивающий от стены. Если у ребенка это хорошо получается, упражнение можно усложнить. Теперь мяч нужно ловить тогда, когда он ударится о пол после соприкосновения со стеной.

Затем пусть ребенок попытается отбивать мяч, не хватая его. Только вначале покажите малышу, как мяч нужно правильно отталкивать. Для начала можно делать это двумя руками, как при игре в волейбол.

Усложняя упражнения с мячом, предложите ребенку отталкивать мяч одной рукой, как в баскетболе. При этом важно приучить ребенка отбивать мяч поочередно правой и левой рукой (хотя детям, конечно, удобнее делать это «ведущей» рукой).

Чтобы научить ребенка не сходить с места при выполнении этого достаточно сложного упражнения с мячом, вокруг ног маленького спортсмена можно описать линию мелом и условиться, что ребенок постарается не заступать за нее.

Что касается более простых упражнений с мячом, то для развития координации движений и сноровки хорошо подходят и подбрасывания мяча вверх. Выполнение этого упражнения не требует специальной подготовки или особых условий. Ребенка ставят в устойчивую позу, ноги на ширине плеч. Малыш как можно выше подбрасывает мяч и пытается поймать его.

Научите ребенка играть с мячом:
1. Ударять мяч об землю без перерыва не менее десяти раз каждой рукой, попеременно обеими руками, пропуская его под ногой;
2. Отбивать мяч от стены непрерывно, держа руки в различных положениях, перепрыгивать через мяч и ловить его сзади;
3. Вспомните знакомые Вам с детства игры в «вышибалы», используйте игру с мячом для развития речи и мышления ребенка. Пусть, ударяя мяч об землю, он приговаривает: «Я знаю пять имен девочек, (мальчиков, названий деревьев, видов транспорта, спортивных игр и все другое, что придет вам с ним в голову)». Играя в «штандр», условьтесь ловить только определенные времена года, месяцы, дни недели, названия птиц или посуды, мебели или цветов, всего, что имеет хвост или ручку и т.п.

4. Попросите подбросить мячик в воздух, потом хлопнуть в ладоши и поймать его.

В современных квартирах возможнос­ти для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры можно проводить в усло­виях помещения, используя все, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, веревки, мячи разной величины, табурет­ки, стулья и т.п.

Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, раз­вивают ловкость, сноровку, сосредоточен­ность.

Желательно иметь один или два боль­ших мяча диаметром 15-20 см, маленькие мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами), бумаж­ные шары (из скомканной бумаги), боль­шой надувной мяч-шар.

Сопровождение движений с мячом сти­хотворным текстом помогает сделать заня­тие более понятным, а главное, задаст ритм выполнения игрового задания.

«ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

Цель. Учить катать мяч в прямом на­правлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентировать­ся в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обо­значенному месту (шнур, полоска пласты­ря, цветной кружочек) и выполняет дейст­вия в соответствии со стихотворным текс­том.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился ),

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его .)

Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал!».)

В зависимости от диаметра мяча ребе­нок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч ма­ленький (диаметром 5-8 см) или двумя ру­ками, если большой (диаметром 18-20 см).

Советы маме. Приучайте ребёнка по­смотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движе­нием рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими).

«СБЕЙ КЕГЛИ»

Цель.

Это отличная игра для отработки метко­сти и навыков катания. Если в доме нет кеглей, то их прекрасно заменят пустые пластиковые бутылочки (из-под воды, «Растишки» или «Имунеле»). Взрослый ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка и дает ему большой мяч.

Малыш, присев на корточки (наклонив­шись, ноги чуть шире плеч) в обозначен­ном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

Советы маме.

Следите, чтобы ребёнок энергично оттал­кивал мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Приучайте его смотреть вперед (на кегли). Хвалите, даже если малыш не попадет в цель. Отметьте мелом, кусочками пластыря на полу, куда надо ставить кегли, и позвольте ребенку само­стоятельно устанавливать сбитые предме­ты на место.

«МЯЧ В ТУННЕЛЬ»

Цель. Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать рас­стояние между предметами.

Вариант 1. Взрослый сдвигает одну-три табуретки. Показывает, как катить мяч через «туннель» (под табуретками), отталкивая его двумя руками. Внимание: диаметр мяча не должен быть больше по­ловины расстояния между ножками табу­ретки. Ребенок с интересом будет смот­реть, как мяч проходит туннель.

Вариант. 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью по­играют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками ка­тить мяч через получившийся туннель.

В обоих вариантах иг­ры ребенок может сам бежать за катящимся мя­чом и приносить его об­ратно, чтобы снова про­катить через туннель. Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Ма­ленькому ребенку доста­вит удовольствие не только прокатывать, но и ловить выкатывающийся мяч.

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатил­ся через туннель, а не застрял в нем. Учите его смотреть вперед. Хвалите, даже если он не попадет в туннель.

«СНЕЖИНКИ»

Цель. Учить двумя руками бросать мяч в горизонтальную цель, находящуюся на полу, развивать мелкую моторику рук.

Перед игрой (обязательно вместе с ре­бенком) нужно сделать снежинки - на­рвать небольшие кусочки белой легкой бу­маги (например, салфетки). Положить на пол большую взбитую подушку, сверху на­сыпать «снежинки».

Ребенок с мячом в руках стоит на рас­стоянии 0,7-1,5 м от подушки и пытается забросить мяч на нее (двумя руками сни­зу). Попав в цель, приходит в восторг от разлетающихся в стороны снежинок. Пусть бросает мяч, пока ему не наскучит. А затем собирает снежинки вместе с мамой - пальчики малыша потрудятся.

Советы маме. Не принуждайте ребенка к выполнению того или иного движения. Не требуйте от него повторять упражнение до тех пор, пока не удастся выполнить его правильно. Не упрекайте за рассеянность, невнимание, неумение и т.п. Не превра­щайте обучение в скучную повинность. Иг­райте, когда малыш будет находиться в прекрасном настроении.

«БАШЕНКА»

Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично оттал­кивать мяч в заданном направлении).

Это игровое упражнение можно предло­жить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (на­клонившись, ноги чуть шире плеч) в обо­значенном мамой месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящу­юся на расстоянии 1,5 м от него.

Дети, как правило, приходят в восторг от разлетающихся в стороны кубиков (кото­рые не должны быть слишком тяжелыми).

«Пятнашки с мячом»

Кроме бега, существенным элементом этой игры является метанье мячом.
Дети по предыдущему распределяют между собой роли, при чем большинство обращается в бегство, а один из их среды, получивши прозвище пятнашки, снабжается еще мячом большей или меньшей величины.
В то время, как дети бегают по разным направлениям, пятнашка намечает себе жертву и старается во что бы то ни стало настигнуть ее, запятнав прикосновением мяча.
Потерпевший меняется с ним ролью, и игра продолжается до тех пор, пока у детей хватит охоты, и они не устанут и не потеряют интереса к начатой игре.

«Мой веселый звонкий мяч»

Для этой игры важно, чтобы мяч хорошо прыгал. С 4-х лет взрослый может показать ребенку следующий ее вариант: ударять мячом об пол или стенку и ловить его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Ничего, если мяч несколько раз ударится об пол, прежде чем малыш его поймает.

Постепенно к 5-6 годам дети смогут освоить ведение мяча, сопровождая удары стихотворением С. Маршака:

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.
Я тебя ладошкой хлопал,
Ты скакал и громко топал,
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Эту игру дети должны многократно видеть в исполнении взрослого или более старших детей, чтобы прочувствовать ритм движения.

«Поскачи с мячом»

Зажать между коленями мяч и скакать, соревнуясь с кем-либо и не теряя при этом мяч.

«Мини-баскетбол»

3-4-летнему ребенку можно предложить также варианты действий по забрасыванию мяча в какую-нибудь емкость, находящуюся на полу или приподнятую на небольшое расстояние от пола (корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т.д.). Для этого хорошо подходят непрыгучие мягкие мячи и шерстяные клубки. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч.
Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. С 6-ти лет дети могут самостоятельно играть в парах. Для этого варианта игры подходят и прыгучие мячи.

«Яблочко»

Игра доступна детям не ранее 3,5-4-х лет. Детям 3-х лет эта игра еще не понятна, а 4-5-летки вполне могут удерживать в тайне местоположение мячика и ждать своей очереди.
Взрослый садится и своим примером предлагает детям сесть. Все сидят на полу или на стульчиках в кругу. Водящий закрывает ладонями глаза и кладет голову на колени. Мячик-яблочко передается из рук в руки перед собой, а для 6-летних – за спиной, с песенкой на произвольный мотив:
Катись-катись яблочко,
Ты катись, румяное.
Ты катись, катись,
Мне в ладошки прикатись.
А теперь остановись! – в этот момент мячик останавливается у кого-то в руках. Все прячут руки за спину. Песенкой же приглашают водящего угадать, у кого прячется яблочко:
Поднимись и посмотри,
Яблочко в игру верни!
Водящий, ходя внутри круга, просит кого-то показать ручки. Каждый спрашиваемый должен показать обе ручки. Для младших детей количество угадываний может быть неограниченным, тот, у кого было яблочко, становится водящим. Для 6-леток вводятся дополнительные правила: найти яблочко за 3-2-1 раза; если водящий не угадал, то он остается водящим еще на один кон.
Дети школьного возраста с удовольствием продолжают играть, сами придумывая новые правила.

«Съедобное – несъедобное»

Игра для детей с 5-ти лет. На земле короткой чертой обозначается кон, где стоит водящий и длинной чертой обозначается стартовая линия для играющих. Для начала пространство между ними можно разметить линиями с интервалом в маленький детский шаг (20-25 см) для удобства продвижения. Для игры нужен мяч средней величины.
Водящий встает за линию кона, играющие в шеренгу за линию старта. Каждому играющему по очереди водящий бросает в руки мяч, называя предметы и явления живой и неживой природы (облако, береза, торт, крокодил, компот и т.д.) Играющий, сообразив пока летит мяч, съедобное это или нет, должен поймать или не поймать (отбить от себя) мяч. Если верно – игрок делает шаг вперед, в сторону кона. Если неверно остается на месте. Водящий бросает мяч следующему. Побеждает и становится ведущим тот, кто первым доберется до кона.

«Поймай сачком»

Метатель и ловец становятся приблизительно на расстоянии 15-20 метров друг от друга. Затем метатель делает десять бросков мячом. Ловец должен попытаться поймать теннисный или резиновый мяч сачком. Количество удачных попыток подсчитывается.

«Мяч на голове»

Соревнующиеся кладут на голову резиновый «бублик» - сверху мяч (волейбольный или футбольный). С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определенное расстояние.

Проявите фантазию, изобретательность, используйте для игр все, что будет под ру­кой: стулья, пустые пластиковые бутылки, длинные шнурки и т.п.

Постепенно вовлекайте ребенка во всё новые виды игры и забавы, систематичес­ки повторяйте их, чтобы он закрепил дви­жения. Для детей этого возраста достаточ­но, чтобы они научились прокатывать мяч вдаль в заданном направлении, ударять мячом об пол и вверх, правильно замахи­ваться при метании малого мяча вдаль.

Не забывайте о возрасте ребенка, его фи­зических возможностях! Обращайте вни­мание на упражнения, которые он выпол­няет с радостью, без нажима с вашей сторо­ны. Будьте мягкими, добрыми, ласковыми. Хорошо, если вы ободрите своего ребёнка похвалой; удивитесь тому, какой он ловкий, смелый, быстрый. Пусть ребенок демонст­рирует свои умения перед всеми членами семьи или сверстниками: это постепенно развивает уверенность в своих силах, стремление учиться дальше, осваивая но­вые, более сложные движения и игры.

Как выбирать мяч

Мяч должен быть удобен и не вызывать у малыша слез от ощущения собственной неловкости!

Прыгучесть. Прыгучими могут быть не только резиновые мячи, но и хорошо набитые шерстяные. Мяч «непрыгучий» может быть «мячом катучим». Например, стеклянные шарики именно своей «непрыгучестью» и хороши! Для домашних игр из прыгучих мячей подойдут лишь хорошо набитые шерстяные. На улице качество прыгучести становится особенно важным – «непрыгучий» мяч кажется неживым.

Тяжесть/легкость. Для ребенка , только начавшего ходить, тяжелый футбольный мяч из-за своего веса и большого размера просто не может быть игрушкой. А вот старшим дошкольникам проявлять свою ловкость с самыми разными мячами доставляет истинное удовольствие. Для малыша очень важно научиться соразмерять силу удара с тяжестью мяча. Это дает хороший опыт управления собой и предвидения результата уже в самом раннем возрасте. Понаблюдайте, как по-разному ваш малыш управляется с большим резиновым мячом и легким надувным.

Цвет . Несмотря на то, что дети обращают внимание на яркие цвета, не стоит пичкать малышей едкими, броскими анилиновыми красками. Цветовосприятие глаза лучше развивается на сочных, открытых цветах радуги, их вариантах и оттенках в пастельной гамме.

Качество поверхности. Очень важно для тактильного восприятия. Чем больше будет натуральных материалов, тем богаче станет опыт ребенка в действиях с ними, комплексном восприятии их свойств и пр. Рельефная вязаная поверхность, хлопковые ткани или сукно, стекло (если оно не бьется), резина, дерево, кость, плетение из бересты, лозы и т.д.

Окраска . Обратите внимание, не линяет ли мяч! Не облезает ли, не отколупывается ли с него краска? Это может быть опасно для ребенка .

Минимальный набор мячей . Малышам необходимы:1 небольшой резиновый мяч, 1–2 мягких мяча для игры дома и 1 прыгучий мяч для улицы.

Дома и на улице.

Дома лучше использовать для игры мягкие мячи – тряпичные, вязаные, валяные, клубки ниток с закрепленным кончиком, воздушные шары, шарики для настольного тенниса и пр. и большие гимнастические мячи. Бесспорным достоинством «мягких» мячей является их безопасность при игре в помещении. Ни обстановка, ни окна, не говоря уже о самих играющих, не пострадают. Для хранения «комнатных мячей» подойдет большая корзина в детском уголке.

Уличные мячи должны храниться отдельно у входной двери в такой же корзине, коробке или контейнере (резиновые мячи разного размера, футбольные, баскетбольные и др. спортивные мячи).

Игры, помогающие понять переживания ребенка.

«Я боюсь, злюсь, люблю...».
Кидая мяч друг другу, быстро называть первое, что приходит в голову, продолжая предложения: - Я боюсь...., Я люблю...
Родитель тоже участвует в назывании и тем самым показывает ребенку, что у него тоже бывают разные чувства, в том числе и негативные, что помогает ребенку принять собственные чувства.
«Кто Я?». Не показывая друг другу до конца работы, ответить на вопросы: для ребенка: На какое животное по характеру ты похож? А на какое похожа мама? А каким животным, как ты думаешь, тебя представляет мама?
Для мамы вопросы аналогичные. Вопросы можно придумывать самим. Цель - понять, как я вижу себя, и как меня видит другой.