Методика адаптивной физической культуры при детском церебральном параличе (ДЦП). Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры

Подробности Категория: Физическая культура, спорт

Тема: Дыхательная гимнастика в статическом и динамическом положениях.

Цель: ознакомление с вариантами дыхания.

Задачи.

1) Ознакомить с вариантами дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное)

2) корректировать двигательные действия в сочетании с дыхательными упражнениями в игровой форме

3) Развивать ориентацию в пространстве в игре « Солдаты »

Место проведения: спортивная комната.

Инвентарь: секундомер, мел.

Время проведения: 40 минут.

Ход занятия.

1 Подготовительная часть- (3-5 минут).

Построение в одну колонну в классной комнате.

Здравствуйте ребята! Давайте посмотрим, как вы выросли. Пожалуйста, поднимите руки вверх! Молодцы, вы становитесь выше! Опустили руки. За направляющим в спортивный зал « Шагом - Марш! ».

2 Вводная часть- (10-12 минут).

Построение в одну шеренгу. Сообщение задач занятия. (Задачи сообщать в доступной форме).

Игра « Солдатики ». Объяснение игры. По команде « Разойдись! » вы разбегаетесь по залу, по команде « Становись! » строитесь на свои места.

Проведение игры. Внимание ребята «Разойдись!», « Становись! ». Выполнить 5-6 построений.

Подведение итогов. « Молодцы! из вас могут получиться хорошие солдаты ».

2 Основная часть (17-20 минут).

Предлагаю ознакомиться с различными вариантами. Человек может дышать грудью, животом и смешанно (Объяснение сочетать с показом).

Игровое упражнение на грудное дыхание « Силачи ». Вдох - грудная клетка поднимается, лопатки отводятся назад. Выдох - грудная клетка опускается. (Повторить 5-6 раз).

Игровое упражнение на диафрагмальное дыхание « Шарик ». Вдох - живот выпячиваем вперед, выдох – живот втягиваем. (Повторить 5-6 раз).

Игровое упражнение на смешанное дыхание « Смешарик ». Вдох - грудную клетку и живот выпячиваем, выдох - грудную клетку опускаем, живот втягиваем. (Повторить 6-7 раз).

Игра « Солнышко »

Объяснение игры.

Водящий – « Солнышко » стоит в исходном положении « широкая стойка ноги врозь » лицом к играющим на расстоянии 5-6 метров. Игроки находятся в исходном положении на четвереньках. По команде учителя «Солнышко встает!» водящий, делая вдох – поднимает руки в стороны. Игроки один за другим, передвигаясь на четвереньках, проходят между ног водящего и копируют исходное положение водящего. Победителями становятся обучающиеся правильно выполнившие

задание.

Заключительная часть (2-3 минуты).

Построение: «В одну шеренгу – становись!». Подведение итогов занятия: «В какие игры мы сегодня играли!». Организованный уход : « За направляющим в класс шагом - Марш!».

Самоанализ

Я запланировал свой урок, имея четкие представления о целях обучения..(основной целью каждого урока физической культуры является укрепление здоровья.

Тема моего урока « В здоровом теле - здоровый дух»

Урок состоит из трех частей, каждая из которых имеет свое назначение.

В вводно-подготовительной части урока стояла задача психологического настроя на предстоящую работу и подготовка организма к работе. Был проведен мотивационный блок в виде диалога (вопрос - ответ) и совместно составлен «Кодекс здоровья», проведена сюжетно-ролевая разминка. Данная форма разминки благоприятно воздействует на психическое развитие детей, упражнения развивают внутреннее воображение, наблюдательность учащихся, фантазию, интерес к окружающей действительности, получают новую теоретическую информацию (виды плавания - брасс, кроль), помогают скоординировать общую моторику. Для этого все упражнения, которые предлагаются детям должны быть мотивированы, иметь определенную занимательную интригу. Это оптимально вовлекает ребят в дальнейшую работу, способствует повышению интереса ко всей выполняемой работе.

Цель основной части урока развитие и совершенствование двигательных способностей не только через физическое воздействие, но и через психо-эмоциональную сферу. Под влиянием физических упражнений (круговая тренировка) изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье. Подвижные игры имеют выраженный игротерапевтический характер. Они способствуют формированию и развитию социальных и коммуникативных навыков.

Заключительная часть урока направлена на восстановление организма. Игра малой подвижности и релаксация способствуют успокоению, расслаблению, избавлению от мышечного напряжения. Работа по карточкам позволяет учащимся самооценить свое настроение, внутреннее и внешнее эмоциональное состояние.

Урок построен в закольцованной форме (конец урока связан с началом. Урок начинается с разминки на лесной поляне и заканчивается там же релаксацией).

На уроке использован как прямой метод воздействия на учащихся, так и косвенный.

Основными средствами физического воспитания на данном уроке являются: статические упражнения, физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только физических, но и психических качеств, физические упражнения творческого характера, в которых учащиеся создают новые сочетания элементов двигательной активности; мимические, дыхательные упражнения, упражнения на напряжение и расслабление мышц; этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания, игры (творческие, подвижные).

Важным фактором распределения объема и интенсивности упражнений являются индивидуальные особенности детей, главным образом по свойствам психодинамики.

Дифференцированный подход в работе позволяет каждому ребенку определить для себя темп и объем нагрузки. Эго позволяет каждому заниматься без каких-либо вредных последствий для своего здоровья.

На уроке слово учителя имеет иное информационное значение, но возможности информации сообщаемой посредством слова ограничены из-за разной степени ее глубиной переработки и поэтому значимость информации оказывается различной, а для воспитания важно не информация как таковая, без относительно к данному человеку, а информация, которая имеет или может обрести личностную значимость.

Межличностные отношения во время урока создают психологический климат, эмоциональный тон (оптимистический, приподнятый, мажорный), который способствует удовлетворенности во взаимоотношении обучающихся.

В общении устанавливается психологический контакт, происходит обмен информацией, взаимопереживание, взаимовлияние, взаимодействие. Возникает определенное отражение друг- друга. Око может быть: интуитивным, конкретно-чувственным, абстрактно-логическим.

Устное убеждение при психофизической тренировке более эффективно, чем изолированное словесное самовнушение.

Применение различных методов сопряженного психофизического воздействия на уроках физической культуры создают условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий спортом, сам «пришел» к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь. Но для этого, чтобы появилась цель, необходимо появление желания. Желание же появляется тогда, когда есть интерес и вера в успех.

Выводы:

Считаю, что приемы обучения применялись на уроке в логической последовательности. Поставленная мной цель урока полностью достигнута. Все задания выполнены. Ребята были мотивированы и вовлечены в деятельность. Взаимодействие во время работы было активным и продуктивным. Ход урока имел четкую структуру. Ребята продемонстрировали хорошие результаты.

Сложнее всего для меня на уроке было добиться веры в предлагаемые обстоятельства.

Эффективное управление процессом обучения на уроках физической культуры требует планирования учебно-воспитательной работы в виде динамической системы конкретных заданий. То есть каждый урок должен решать конкретные, заранее намеченные задачи и представлять собой завершённое целое, логически связанное с предыдущими и последующими занятиями. Это достигается глубоко продуманным планированием учебного процесса. Планирование учебной работы по физической культуре отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы, неоднородностью состава занимающихся и необходимостью, наряду с решениями образовательных и воспитательных задач, целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

В современных условиях внедрения здоровьесберегающих технологий, физической культуре, как общеобразовательному предмету, жизнь предоставила место в одном ряду с другими учебными дисциплинами. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок (спортивное мероприятие) фрагмента, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.

Один из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физического воспитания в частности -- работа с ослабленными и больными учащимися, включая оценку освоения ими учебной программы. Недостаточное количество федеральных директивных документов по данному вопросу еще больше затрудняет эту работу.

К сожалению, в последнее время в педагогической практике в области физической культуры и спорта по рекомендации отдельных медицинских работников неправильно трактуется термин «Освобождение от физической культуры».

Учащимся, получающим после перенесенных заболеваний справку из медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культурой, обязательно должно быть разъяснено, что освобождение от занятий может быть только временным после острого заболевания, так как полного освобождения от оздоровительной (лечебной) физической культуры не существует, и она практически показана при любых отклонениях в состоянии здоровья.

На основании данных о состоянии здоровья, физического развития и уровня функциональных возможностей для занятий физической культурой и спортом учащиеся распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Оптимальная физическая нагрузка для каждой группы учащиеся должна соответствовать ее медицинской характеристике и возможностям занимающихся. Общеобразовательное учреждение может сформировать группу «реабилитации» в период сезонных «школьных» заболеваний.

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями). Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

  • -- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • -- улучшение показателей физического развития;
  • -- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
  • -- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • -- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • -- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • -- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • -- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
  • -- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
  • -- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
  • -- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Ниже в таблице перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений. При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся. Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей. Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого. Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Таблица 1

Ограничения на занятия физической культурой и рекомендуемые виды оздоровительных упражнений

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса

Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела

При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. -- первый год обучения, 10-15 мин. -- второй и последующие годы обучения)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки,

Упражнения на пространственную ориентацию; точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения -- в сентябре, декабре и апреле.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, проводящего занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, для занятий физической культурой осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Наполняемость групп для занятий оздоровительной физической культурой составляет 10-15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам -- 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете оздоровительной физической культуры или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв.м. на одного занимающегося (Болонов, Г.П., 2010).

Занятия могут проводиться в форме урока, расписание которого стоит в сетке часов, или как факультативного занятия во второй половине дня. Уроки должны проходить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. В тех случаях, когда в образовательном учреждении число учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе недостаточно, или в образовательном учреждении отсутствуют необходимые для занятий условия, рекомендуется создавать межшкольные (кустовые) группы из учащихся близлежащих образовательных учреждений.

Посещение занятий по физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным. Родители обязаны систематически контролировать посещение занятий детьми.

Основные задачи физического воспитания, решаемые при организации занятий по оздоровительной физической культуре:

  • · укрепление здоровья и улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
  • · освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств;
  • · формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • · овладение оздоровительными комплексами упражнений, обучение правилам самостоятельного подбора, составления и выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  • · обучение методам самоконтроля при выполнении физических упражнений различной направленности;
  • · соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания (Антонюк, С.Д., 2006).

nashaucheba.ru

Смотрите также:

    Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том

    Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

    Лекции - История физической культуры и спорта

    Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности

    Предмет и содержание дисциплины Физическая культура

    Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура

    Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта

    Ответы к экзамену - Физическая культура

    Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов

    Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта

    Физическая культура, спорт - наука и практика 2008 №04

    Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта

Афк - Ответы на вопросы - Теория и организация адаптивной физической культуры

    Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, задачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло нениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровьеадаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация"

    Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельно сти в адаптивной физической культуре.

Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК - человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Специалист по АФК получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности: в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах;в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическая,рекреационно-досуговая,оздоровительно-реабилитационная, образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная,научно-исследовательская, научно-методическая,организационно-управленческая. Специалист по адаптивной физической культуре может быть: тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре,инструктором-методистом по адаптивной физической культуре. Таким образом, сфера его деятельности достаточно широка. Объекты профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.); федерация, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.; федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом; государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую,оздоровительно-реабилитационную,образовательно-профессиональную, коррекционную,консультативную, научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Требования к профессиональным и личностным качествам. Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК - Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по АФК (включая старшего) и инструктор-методист АФК (включая старшего). Специалист должен знать: Специалист должен знать основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, показания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов. Функции: Тренер-преподаватель проводит групп и индивид занятия с инвалидами и лицами, имеющими откл в сост здоровья, всех возрастных и нозологич групп по направлению врача или учреждения Госслужбы мед-соц экспертизы. Использует средства и методы физкультуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоров работы, направл на макс коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивид программы реабилитации и исходные данные физич подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизич состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса.

    Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.

Адаптивная физическая культура - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.

    Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.

Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностейчеловека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

В настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов: параолимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

    Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.

«Рекреация» (от лат. recreo) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.Н.И. Пономарев (1996) характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм (от греч. hёdonё- наслаждение, удовольствие) направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения.

По мнению С.П. Евсеева (1996), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» (с. 24).

Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (рис. 4а). Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).

  • 3.Врачебный контроль и исследование функционального состояния лиц с нарушениями дыхательной системы.
  • 1. Характеристика основных задач и средств адаптивной физической культуры.
  • 2. Профилактика гиподинамии и гипокинезии средствами физической культуры и спорта у инвалидов.
  • 3.Нормативно-правовая база вк в афк
  • 1. Адаптивная физическая культура в специально-коррекционных учреждениях 1-8 видов
  • 2.Организация лфк. Организация возлагается на врача – специалиста и инструктора (методиста) по лфк с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения.
  • 3. Врачебный контроль и исследование функционального состояния лиц с нарушениями нервно-мышечной системы.
  • 1. Особенности формы организации занятий по адаптивной физической культуре.
  • 2. Особенности организации занятий по адаптивной физической культуре для детей с дефектом зрения. Глазотренинг.
  • 1.Функции и принципы афк.
  • 2.Организация и содержание занятий по афк для лиц с поражением ода. Принципы и методы системы в.И. Дикуля, её применение в афк.
  • 3.Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
  • 2. Методика определения развития физических качеств у детей с дефектами слуха:
  • 3.Методы оценки функционального состояния дыхательной и нервной систем.
  • 1.Методы, методики и методические приемы, используемые афк.
  • 2.Особенности организации оздоровительных (внешкольных) занятий для детей с дефектами слуха и интеллекта.
  • 1. Афв: цель, задачи, средства, методические особенности обучения и организация занятий.
  • 2. Методические особенности использования игр на физкультурно-оздоровительных занятиях для умственно-отсталых детей.
  • 3.Оценка общей работоспособности.
  • 1.Адаптивный спорт: виды, цель, задачи, средства, методические особенности организации учебно-тренировочного процесса.
  • 2. Классификация тренажеров и их применение в адаптивной физической культуре.
  • 3.Особенности врачебного контроля в афк лиц, страдающих сахарным диабетом.
  • 1.Адаптивная двигательная рекреация: цель, задачи, средства, педагогические и социальные функции, методы и формы организации занятий.
  • 2.Профилактика и коррекция осанки, плоскостопия у школьников, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии, с дефектами зрения и слуха.
  • 3.Организация двигательного режима у лиц, перенесших инфаркт миокарда, тестирующие пробы.
  • 3 Этапа:
  • 1.Физическая реабилитация: цель, задачи, средства, функции (педагогические и социальные), методы и организация занятий.
  • 2.Деятельность сенсорных систем и их роль в физическом воспитании инвалидов.
  • 3.Особенности врачебного контроля инвалидов с ампутацией конечностей.
  • 1. Особенности развития инфраструктуры адаптивной физической культуры и спорта инвалидов в России и за рубежом.
  • 1. История развития фк и с инвалидов в России и за рубежом (характеристика этапов развития).
  • 2. Формы организации и двигательные режимы занятий оздоровительной направленности.
  • 3. Методики оценки функционального состояния кинестетического и вестибулярного анализаторов.
  • 1. Международное паралимпийское движение и паралимпийские игры. Международный паралимпийский комитет, структура
  • 2. Организация и содержание занятий по афк для детей с поражением ода
  • 3. Особенности врачебного контроля в афк детей, страдающих дцп
  • 1. Общие и отличительные черты адаптивно-двигательной рекреации и рекреативно-оздоровительного туризма
  • 2. Особенности развития выносливости и гибкости в афк
  • 3.Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям афк для лиц с поражением слуха
  • 1. Социально-гуманитарное обоснование организации занятий по афк
  • 2. Развитие ловкости, координации движений ориентации во времени и пространстве у детей и подростков, имеющих нарушения зрения и слуха
  • 3 Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям по афк для лиц с пониженным интеллектом
  • 1.Социально-правовые и законодательные основы обеспечения физической культуры и спорта инвалидов.
  • 2. Особенности приёмов физической помощи и страховки на занятиях по адаптивной физической культуре.
  • 3. Особенности проведения функциональных проб у лиц с ампутацией верхних и нижних конечностей.
  • 1. Основные понятия афк: здоровье, инвалид, инвалидность, интеграция инвалидов, оздоровительные технологии, биологическая структура, компенсация, надёжность организма.
  • 2. Подвижные игры, как одно из средств гармоничного развития лиц с дефектами слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.
  • 3. Методы и методики оценки состояния опорно-двигательного аппарата в афк.
  • 1.Отечественный и зарубежный опыт организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами на современном этапе.
  • 2.Организационно-методическая база уроков физической культуры учащихся с нарушением интеллекта (врачебно-педагогический контроль, методика оценки психофункциональных качеств).
  • 3.Врачебно-педагогический контроль за лицами, занимающимися афк.
  • 1. Пути интеграции и реабилитации инвалидов (формирование здорового образа жизни, занятия афк и спортом).
  • 2. Методические особенности проведения тестирования и оценки физического развития и физических качеств у школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
  • II.Быстрота
  • III. Выносливость.
  • IV. Ловкость
  • V. Гибкость
  • 3. Нагрузочные тесты, их задачи, методика проведения.
  • 1.Новый этап развития адаптивной физической культуры в России. Концепция государственной политики рф в области физической и социальной реабилитации на современном этапе.
  • 2. Основные формы и виды спортивных, спортивно-оздоровительных мероприятий для лиц, имеющих нарушения в состоянии здоровья. Особенности их проведения.
  • 1. Единая Всероссийская спортивная классификация и международная спортивно-медицинская классификация.
  • 2. Внеурочные формы физического воспитания в специальных школах 1-8 видов. Методические особенности проведения фестивалей по программе «Спарт» для детей инвалидов.
  • 3. Функциональные пробы: специфические, неспецифические, методы их выполнения.
  • 1. Структура и основные направления в деятельности детской спортивной школы для инвалидов.
  • 2.Средства спортивной протезной техники для инвалидов с дефектами верхних и нижних конечностей.
  • 3.Организация и проведение врачебно-медицинского контрля за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой.
  • 1. Педагогический контроль за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой.Самоконтроль.
  • 2. Методики обучения двигательным действиям лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (характеристика этапов обучения).
  • 3.Методы оценки функционального состояния внс.
  • 1. Основы развития физических качеств в адаптивной физической культуре (закономерности и принципы).
  • 2. Программы здоровья, паспортизации состояния здоровья учащихся специально-коррекционных школ.
  • 1. Современные педагогические технологии оздоровления и социальной реабилитации учащихся вспомогательных школ.
  • Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

    1.Задача: нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций.

    2.Задача: содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов.

    3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы.

    4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах.

    Очень важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную учебно-трудовую ориентацию. И тут чрезвычайно велика роль родителей. Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35 минут.

    Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

    Оптимальное количество детей в группе - не больше 8-10 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

    На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг - друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

    Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

    Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны. Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

    Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик - это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху - это первый этаж. На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

    Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

    Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

    Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие.

    Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

    Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топанье.

  • Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно- сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

    Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

    Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

    Применяют спортивные игры по упрощённым правилам: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис. Очень эффективны плавание в бассейне и катание на лошадях.

    Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом) , с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

    Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

    Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика - гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера. Для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть 45см, а от 6 до 10 лет-55 см. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу.

    Для детей с ДЦП важно использование уроков пластики и хореографии . С помощью них можно развивать чувство ритма, гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя.

    Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте. Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

    Можно использовать вращательные тренажёры , постепенно увеличивая длительность вращения с переменой направления и с различными положениями головы. Можно использовать большую автомобильную шину, внутри которой согнувшись помещается больной. Толкают шину, она катится вместе с пациентом.

    Совершенствование ритма движений осуществляется длагодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-26