Стоит ли заставлять ребенка заниматься спортом психолог. Какую хитрость придумать, чтобы заставить ребенка заниматься дома спортом

Здравствуйте.
Хочу услышать мнения и советы по поводу мотивации ребенка к занятиям спортом.
Я сама спортсменка в прошлом, и хочу привлечь детей к спорту. Вопрос о дочке, ей 6 лет. Уже год она ходит на карате.

Перед тем, как записаться в секцию, я нашла для нее ролики на ютьюбе, показала, как занимаются детки, рассказала о единоборствах, о том, что ей дадут занятия. В общем, шла она с удовольствием.
Через некоторое время она стала отказываться. Причина - тяжело. Но в той группе занимаются другие дети такого же возраста, и для них программа более облегченная. И я не знаю ни одного вида спорта, в котором можно развиваться, не преодолевая напряжение, усталость, потерю интереса. Я разговаривала каждый раз с дочкой, объясняла, рассказывала о своих занятиях и достижениях. О том, что для результата должно пройти время. Еще боялась, что если она начнет и бросит, то этот алгоритм запишется в подсознании: начинаю - становится тяжело - бросаю.

Прозанималась дочка год. Тренер ее хвалит. У них для деток распечатывают такие интересные бланки для оценок - где по итогу занятия выставляются оценки-значки, особое поощрение - наклейки. Это выглядит мило и красочно, и в некоторой мере тоже мотивирует детей. У дочки обычно высокие оценки, мы дома всегда интересуемся, вместе радуемся.

И вот сейчас я уехала на три недели, и дочка без меня посетила два занятия и бросила.
Тут надо сделать отступление о нашем папе - он у нас очень добрый и хороший, и позволяет детям все, что они хотят. Мультики целый день, бутерброд вместо обеда, ложиться когда сами решат, и, конечно, зачем заставлять ребенка заниматься спортом, если он не хочет. Вместо тренировки дочка сидит перед телевизором с мультиками, а папа в соседней комнате за закрытой дверью сидит перед компьютером. Пока я с ним обсуждаю стратегию - он на словах соглашается, и не вмешивается, пока я занимаюсь всеми вопросами с детьми. Но без меня он просто позволяет все, что они хотят. Еще я с детьми делаю каждое утро зарядку, без меня сейчас они тоже ее не делают.

Дополнительно скажу, что альтернативы пока нет. Для ее возраста у нас есть карате и бальные танцы. Но на танцах, во-первых, и так переполнено девочками и не хватает мальчиков, во-вторых, я тоже занималась танцами раньше, и там была неприятная конкурирующая и завистливая атмосфера, а на карате как раз очень сплоченная и дружная группа, они вместе ездят на отдых, сборы, соревнования, общаются вне занятий; в третьих - дочка сама не хочет на танцы, ее уговаривает на это занятие бабушка регулярно. И еще: я не ставлю целью профессиональный уровень в спорте. Моя цель - привычка к регулярным занятиям, чтобы они стали неотъемлемой частью жизни.

И вот у меня некоторое сомнение. Я не сомневаюсь в том, что когда вернусь, то поговорю душевно с дочкой, с примерами, с объяснениями, и смогу уговорить заниматься дальше (в детстве меня мама просто заставляла что-то делать, и я принципиально сопротивлялась, а папа уговаривал и убеждал - и это работало, и я стараюсь делать так же, как папа). Но правильно ли это? Не проявляю ли я насилие? Но ведь ей скоро в школу, и это начнется продолжительный период сидячего образа жизни.. Кто как считает?

Стал настолько доступным, что каждый ребенок без особых проблем может попробовать свои силы в практически любом виде спорта. И это прекрасно, ведь физическая нагрузка не только способствует укреплению здоровья, но и помогает развить чувство ответственности и самодисциплину.

Однако не все дети ходят на тренировки с удовольствием. Им кажется, что кататься по двору на велосипеде, играть с друзьями в футбол и проводить время за компьютером намного интересней, чем посещать спортивную секцию и укреплять мышечный корсет. Но тогда что делать родителям, если ребенок не хочет ходить на тренировки и заниматься спортом? Если энтузиазм спортсмена-новичка сходит на ноль? Как быть: идти на поводу у измотанного ребенка, либо все-таки проявлять настойчивость?

Итак, как заставить ребенка заниматься спортом, и избежать конфликта в семье?

Что должны делать родители

Самое важное – это доходчиво объяснить ребенку, почему так важен спорт в его жизни. В ходе разговора нужно делать акцент на том, что в секции можно найти новых друзей, что можно получать похвалы от тренера, что родители будут гордиться своим спортсменом.

Важно всегда интересоваться успехами и неудачами маленького спортсмена, спрашивать советов у тренера. Хорошо, если сумку с инвентарем ребенок будет собирать вместе с родителями.

Прекрасно, когда родители способствуют тому, чтобы ребенок посещал спортивную секцию вместе со своими друзьями, одноклассниками. Нежелание показаться слабее своих приятелей – это отличная мотивация для спортсмена школьного возраста.

Не стоит ругать ребенка, если он допустил ошибку на тренировке, проиграл соревнования и т.д. Пусть он знает, что преодоление трудностей – это одна из неотъемлемых составляющих процесса обучения. Если ребенок боится допускать ошибки, желание учиться у него быстро пропадает!

Чего не должны делать родители

Если ребенок не хочет заниматься спортом не стоит заманивать его на тренировки обещаниями что-то купить или куда-то пойти. Иначе карапуз начнет этим пользоваться, и вы постоянно будете ему что-то должны! В этом случае спорт не будет приносить ребенку моральное удовлетворение, и польза от таких занятий будет весьма сомнительной.

Кричать и наказывать малыша – это тоже не выход из ситуации! Так вы только вызовите гнев у ребенка и, в конце концов, испортите ваши теплые отношения.

Не нужно искать оправданий спортивным неудачам юного спортсмена. Списывая проигрыши на некомпетентность судей или плохое снаряжение, родители мешают ребенку учиться на своих ошибках. А значит, в будущем он всегда будет обвинять в своих неудачах окружающих.

Прививая ребенку здоровые привычки, помните, что занятия спортом должны приносить ему удовольствие! И если вы сможете справиться с трудностями первого этапа, дальше будет намного проще – ребенок добьется первых хороших результатов, и будет посещать секцию с большей охотой!

Около 30 процентов юношей призывного возраста к службе в армии оказываются не годны. Среди девушек не меньше тех, кто имеет серьезные отклонения в здоровье. Причин много, и одна из них – отсутствие интереса у подрастающего поколения к занятиям физической культурой, спортом.

Свободное время они предпочитают проводить за компьютером, на диване в наушниками в ушах, во дворе в компании себе подобных, иной раз с пивом и сигаретами в руках. Пагубность такого образа жизни очевидна для взрослых, но отнюдь не для их отпрысков.

Как же затащить «ершистого» подростка в спортивный зал, да и стоит ли вообще это делать?

Зачем ребёнку надо заниматься спортом?

Переходный возраст – это время интенсивного роста, окончательного формирования различных органов, становление характера взрослеющего человека. Сделать это развитие более гармоничным помогают занятия физической культурой. Для подростка спорт полезен втройне.

  • Во-первых, физкультура и спорт способствуют формированию мышечной массы, повышению эластичности связок. У подростков, занимающихся спортом, лучше координация движений. У них быстрее формируется мужской или женский тип фигуры, соответственно. Быть в хорошей физической форме – это значить быть крепким, выносливым, ловким, иметь достаточно сил для учебы, общения со сверстниками. Иными словами, спорт – это здоровье .
  • Во-вторых, спорт способствует формированию сильной воли, целеустремленности, умения преодолевать трудности и идти вперед, несмотря на временные не удачи. Спортсмен, нацеленный на победу, может заставить себя усиленно тренироваться, жертвовать малым ради большого. Спорт – это умение преодолевать препятствия и побеждать.
  • В-третьих, большинство видов спорта предполагают умение работать в команде, поддерживать товарищей, уступать, общаться. Для подростка общение со сверстниками, увлеченными тем же, чем и он, очень полезно, даже необходимо.

Дополнительно можно сказать, что подростки, увлеченные спортом, обычно не дружат с вредными привычками.

Почему не все хотят этим заниматься?

Многие подростки, особенно увлеченные каким-либо спортом с детства, с удовольствием занимаются им. Других же, наоборот, в спортзал затянуть невозможно. Почему?

  1. Ребенок пасует перед трудностями , боится неудач. Такое происходит с детьми, не уверенными в своих силах, не умеющими концентрироваться и преодолевать трудности. Поражения и неудачи больно ранят их самолюбие. Иной раз родители сами подливают масла в огонь, давая понять, что юный спортсмен не оправдал их ожидания.
  2. Плохо чувствуют себя после тренировок. Обычно дети быстрее восстанавливают силы после тренировки, но и устают они быстрее. В подростковом возрасте организм и так перегружен, поэтому плохое самочувствие, вплоть до появления болевых ощущений, из-за большой физической нагрузки вполне возможны. Особенно тяжело приходится ребятам, которые начали заниматься спортом уже в подростковом возрасте, то есть физически не подготовлены.
  3. Устает в школе. Если занятия в школе заканчиваются поздно, на дом много задают, а тут еще нужно успеть построить крепость в «Варкрафте», сразить кучу врагов в другой компьютерной игре, поймать парочку покемонов, ответить на новые сообщение, разместить в «Инстаграме» парочку новых фоток, то на занятия спортом не останется ни сил, ни времени.
  4. Выбранный родителями вид спорта ребенку не подходит. Отдавая свое чадо в спортивную секцию, родители не всегда считаются с его мнением. Не будет девочка, мечтающая стать гимнасткой, заниматься теннисом, а юноша, предпочитающий борьбу, ставить рекорды в прыжках в высоту. Помимо мнения самого ребенка, необходимо учитывать тип его телосложения, характер и темперамент. Для одних подходят командные виды спорта, для других – индивидуальные. Девушка крупного телосложения навряд ли станет выдающейся гимнасткой. Из коренастых юношей редко получаются успешные легкоатлеты.

Иногда мальчики и девочки отказываются заниматься спортом всего лишь из-за того, что не хотят, считают это не нужным. В этом случае задача родителей – правильно их мотивировать.

Как убедить подростка полюбить спорт?

Во многих случаях сделать спорт привлекательным помогает устранение причины нелюбви к нему.

  1. Неуверенность в своих силах лечится маленькими победами и достижениями. Хвалите свое чадо даже за мизерные свершения. Никогда не сравнивайте его с другими спортсменами – его ровесниками. В случае неудачного выступления на соревнованиях – похвалите своего ребенка за то, что он нашел в себе мужество бороться до последнего и сделал все, что мог, продемонстрировав целеустремленность и волю к победе, скажите, что гордитесь им за это, и что в спорте главное – победить себя.
  2. Прежде чем отдать подростка в секцию, отведите его к врачам, чтобы они дали свое заключение. Делать это нужно ежегодно, а если ребенок стал жаловаться на боли и плохое самочувствие – сразу же. Подбирайте виды спорта, соответствующие возрасту подростка. Учтите, что травмоопасными видами спорта и тяжелой атлетикой до 13-14 лет заниматься не рекомендуют.
  3. При большой загруженности ребенка в школе, занятиями в других кружках, общественной деятельностью, надо его или разгрузить, или предложить заменить занятия спортом простыми оздоравливающими упражнениями: занятиями на тренажерах дома или во дворе, ближайшем фитнес-центре, утренней гимнастикой, плаванием в бассейне.
  4. Выбирайте вид спорта, которым будет заниматься подросток, с учетом его желаний , комплекции, темперамента.

Разумеется, необходимо правильно мотивировать подростка. Подскажите ему, что представителям противоположного пола нравятся те, кто обладает спортивной фигурой. Опишите, каким уважением он будет пользоваться в своем коллективе, если добьется успехов в спорте. Напомните, что выпускники, сдавшие нормы ГТО, получают дополнительные баллы при поступлении в вуз.

Жили-были папа и мама, и было у них трое детей. Родители и старшие дети были людьми спортивными - все вместе делали зарядку, катались на велосипедах, мама с папой в теннис по выходным играли, старший ребенок с четырех лет регулярно ходил в бассейн, средний - с пяти лет в хоккейной секции занимался. А вот младший оказался совершенно неспортивный. Что только родные ни делали, чтобы приобщить его к здоровому образу жизни...

Делай как мы

В семье было принято по утрам, невзирая ни на что, делать зарядку. Как только малыш начинал ходить, родители своим примером старались пробудить в ребенке интерес к выполнению упражнений. Старший, а потом и второй малыш охотно присоединялись к родителям, сначала неловко и неумело подражая движениям родных, а затем привыкли и стали делать зарядку каждый день, самостоятельно подбирая упражнения. А Неспортивный ребенок каждый раз ложился на диван или ковер и с удовольствием наблюдал за родными, даже давал им советы, но совершенно не хотел присоединяться. Не помогали ни предложения изобразить веселых зверушек под музыку, ни пример старших детей, ни увещевания о пользе зарядки для здоровья, ни убеждения, что так можно стать сильнее, ни просмотренные по теме фильмы, мультфильмы, прочитанные сказки.

Пытались родители научить Неспортивного ребенка кататься на велосипеде. Однако ни трехколесный, ни четырехколесный, ни тем более с двумя колесами не вызывал у него ни малейшего желания научиться на нем ездить. Малыш кричал, что боится, устал, ему тяжело. Все попытки усадить его на велосипед заканчивались скандалом: родители сердились, чадо падало и плакало.

Так и остался мальчик вечным пассажиром на багажнике родительских велосипедов.

Пусть его научат

«Раз мы не можем сами его приобщить к спорту, - решили родители, - то пусть его физическим воспитанием займутся профессионалы». И повели младшего ребенка в спортивную секцию. Начали с бассейна, во-первых, чтобы был под присмотром старшего, а во-вторых, плавать полезно и для осанки, и для нервной системы. Но у Неспортивного ребенка оказалась аллергия на хлорку, после занятий в бассейне он становился вялым и сонным, а вовсе не бодрым, а с наступлением холодов вообще стал часто простужаться.

Тогда родители повели карапуза в хоккейную секцию, рассудив, что раз среднему там нравится, то, может, и младший заинтересуется. Пока новичков учили кататься на коньках и отрабатывали с ними основные приемы игры, Неспортивный ребенок на занятия ходить соглашался. Но как только начались командные тренировки, мальчик стал плакать и отказывался заниматься. Тренер объяснил расстроенным родителям, что хоккей - командная игра, в которой игроку надо все время учитывать ситуацию, подстраиваться под товарищей. А Неспортивный ребенок не в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями, и, чувствуя, что подводит остальных, он постоянно испытывает стресс. И лучше бы ему попробовать себя в другом виде спорта, индивидуальном.

Подумав немного, мама и папа решили отдать Неспортивного ребенка в секцию борьбы, рассудив, что знание приемов пригодится в жизни, если что - постоять за себя сможет.
Но, не-смотря на подходящее, по мнению тренеров, телосложение, Неспортивный ребенок и там не задержался. Тренер попросил родителей забрать малыша, потому что тот постоянно нарушал дисциплину: ему было очень скучно повторять одно и то же упражнение много раз.

В общем, побывал этот самый малыш еще в нескольких спортивных секциях, но не проходило и месяца, как его просили прекратить посещать занятия либо он сам отказывался на них ходить. В полном отчаянии родители обратились за консультацией к детскому психологу.

Важно!
Оптимальное время для занятия спортом - раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером - как минимум через полтора часа после еды и не менее чем за два часа до сна.
Не отпускайте ребенка в секцию, если у него даже слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса.

На заметку: Ребенка с хроническими заболеваниями не стоит отдавать в секции:

Бокс
-Регби
-Американский футбол
-Карате

Откуда берутся неспортивные дети?

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современные родители стремятся как можно раньше приобщить своих детей к занятиям спортом. Например, для новорожденных существуют не только специальная зарядка, но и программа развивающих занятий в бассейне, а для детей постарше предлагается целый спектр спортивных занятий. Но что делать, если на все попытки приобщить ребенка к спорту он отвечает сопротивлением?

Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы на нежелание детей заниматься спортом. Больше всего из-за неспортивности ребенка переживают родители мальчиков. Считается, что мальчик должен обязательно заниматься спортом - это влияет на формирование мужественности, мужских качеств личности. Но что плохого в том, что мальчик тяготеет к спокойным занятиям, требующим размышлений и тишины? Сами по себе занятия спортом не сделают ребят более ответственными и надежными.

Еще родители переживают, что ребенок теряет интерес к занятиям, как только у него что-то перестает получаться или выясняется, что надо приложить усилия для достижения результата. С одной стороны, я понимаю тревогу мам и пап: ведь если ребенок уже в таком возрасте пасует перед трудностями и не стремится добиться успеха, то что же от него ожидать дальше. С другой - можно понять и ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте перед детьми и без занятий спортом ставится много «непростых» задач: обучение в школе (а для многих учеба начинается гораздо раньше - с 3-4 лет), приобретение навыков общения со сверстниками, добавляет сложностей и растущий организм. Поэтому часто занятия спортом воспринимаются ребенком как еще одна неприятная обязанность.

Для многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопившейся энергии, дать выход эмоциям, и только для некоторых - это способ самоутвердиться, достигнув каких-либо успехов. Часто бывает, что предлагаемые родителями виды спортивных занятий не соответствуют ни интересам, ни темпераменту ребенка. Условно можно выделить несколько типов неспортивных детей.

Родители отдают детей в спортивные секции, чтобы:

Росли крепкими, сильными, здоровыми;
-было, где выплеснуть избыток энергии;
-умели ставить цели и добиваться их;
-развивать волю и выносливость;
-научились преодолевать страх;
-учились общению в новом коллективе;
-оправдали надежды родителей;
-приобрести в будущем высокооплачиваемую профессию.

Непоседа.
Ему хочется быстрого результата и постоянной смены деятельности. Этому ребенку не подходят виды спорта, требующие упорных и длительных тренировок, например гимнастика или фигурное катание. Такому малышу подойдут занятия, позволяющие находиться в постоянном движении, например велосипед, некоторые командные игры. Если ребенок успешен в своих занятиях, то его захватывает дух соревнования, появляется азарт и желание добиться большего.
Зарядка для маленького непоседы должна состоять из многих неповторяющихся движений, например: подпрыгнул, перевернулся, вскарабкался по лесенке, повис на кольцах, спрыгнул, присел, потянулся - и все это под веселую музыку.

Созерцатель.
Если ребенок с рождения задумчив и спокоен, ему неинтересно куда-то бежать или чего-то достигать. Задумавшись, он пропускает мячи, играя в волейбол, и врезается вместе с велосипедом в дерево, засмотревшись на что-то интересное. Ему нравится наблюдать и размышлять, поэтому лучше всего ему заняться туризмом, например плавать на байдарках. Самое главное, не позволять созерцателю часами, скрючившись, сидеть за компьютером или с книгой в душном помещении - читать можно и на свежем воздухе. А в качестве разминки хорошо подойдут традиционные сезонные занятия, например купание в речке летом или катание на лыжах зимой. Это и думать не мешает, и является хорошей физической нагрузкой.

Нонконформист.
Этот ребенок упрям и своеволен, не любит подчиняться требованиям окружающих, отказывается делать «как все». Даже если его привлекает предложенный вид спорта, он может отказаться от него, если на занятиях настаивают родители. Он мечтает выделиться и отличиться. Ему лучше всего подойдет какой-нибудь неординарный вид спорта - фехтование, лошади, спортивное ориентирование или занятия, включающие в себя физическую подготовку: боевые искусства, цирковая студия, спортивные танцы. Желательно просто дать такому ребенку знать о возможности позаниматься в той или иной секции, а не приводить туда за руку и не настаивать на занятиях.

Неудачник. Если ребенок привык, что у него ничего не получается, если у него низкая самооценка и высокая степень неуверенности в себе, то он будет пасовать перед любой трудностью и, боясь очередных неудач, даже не захочет пробовать чем-то заниматься. Но если неудачник почувствует себя успешным, тогда он будет заниматься с удовольствием и стремиться добиться большего. Подбирая ему занятия, следует в первую очередь ориентироваться на личность педагога и атмосферу в коллективе. Отношения между детьми должны быть доброжелательные, а не сопернические, а педагог - быть не слишком требовательным, умеющим поддержать своих подопечных. Для неудачника лучше индивидуальные виды спорта, чем командные, чтобы не возникла боязнь подвести окружающих. И на первых порах лучше избегать соревнований и хвалить ребенка за малейшие достижения и даже их отсутствие.

Купите ребенку спортивный комплекс: он развивает ловкость и позволяет самостоятельно распоряжаться своими умениями. А еще малыш с удовольствием демонстрирует свои достижения всем родным и друзьям, которые могут прийти;

С раннего возраста поощряйте подвижные игры ребенка. Играйте с ним в салочки, в снежки;

Обучая ребенка кататься на лыжах, коньках, роликах, велосипеде и так далее, будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы. Не ждите от ребенка больших успехов, хвалите его как можно чаще;

Поощряйте сезонные развлечения ребенка (плавание и катание на велосипеде летом, катание на лыжах и с горок на санках и ледянках - зимой). Катайтесь и плавайте вместе с малышом, так и веселее, и безопаснее, а в процессе игры легче научить чадо;

Выбирая спортивную секцию для ребенка, всегда следует учитывать талант и интерес малыша, а не давать воли своему тщеславию. Маленькому человеку пойдут на пользу только те занятия, которые доставляют ему удовольствие.

Если ребенок не хочет заниматься спортом

Как показывает практика, всегда можно подобрать для чада занятия, которые позволят поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье. Сделать это можно, не мучая ни себя, ни ребенка. Главное решить для себя, хотите ли вы, чтобы малыш был просто здоровым и крепким, или вы хотите сделать из него профессионального спортсмена. Во втором случае надо быть очень внимательными в выборе вида спорта и места обучения.

Многие дети сами рано или поздно приходят к мысли о необходимости занятий спортом, если у них не отбить всякий интерес к спортивным занятиям в раннем детстве.

Например, одному неспортивному мальчику в четвертом классе захотелось играть в волейбол вместе с друзьями, и он записался в секцию при школе. А другая девочка только в девятом классе благодаря новому учителю увлеклась туризмом и не только приобрела новых друзей, но и избавилась от ежегодных изматывающих простуд. А еще одного болезненного и неспортивного мальчика так изводили сверстники во дворе, что в 10 лет он сам нашел и записался в секцию бокса.

Нет ничего страшного в том, что ребенок совсем не будет заниматься спортом. Если у него не спортивные интересы, достаточно того, что он будет вести подвижный образ жизни, например много гулять, и ходить пешком, и заниматься физкультурой в школе.


Однажды, возвращаясь с очередной неудачной тренировки, Неспортивный ребенок сказал маме: «Вот если бы я сам решал, чем мне заниматься, я бы пошел танцевать...» И в шесть лет этот неспортивный малыш стал с удовольствием заниматься бальными танцами, где ему и за осанкой пришлось следить, и зарядкой-разминкой заниматься, и в соревнованиях-конкурсах участвовать. Но главное, что ему это все очень и очень нравилось. А спортивные родители перестали переживать и стали гордиться своим неспортивным ребенком.


Автор: Кравцова Марина, детский психолог.
Окончила факультет психологии МГУ.
Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужие вещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» - издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Издательство «Генезис».

Чтобы стать сильнее и здоровее. Но бывает, что многие бросают занятия уже в первый год. В нашей школе одновременно занимается более 100 детей. И если представить, сколько детей за время существования нашей организации начало и бросило тренировки, можно сосчитать до 1000. Безусловно, отчасти вина за это лежит на инструкторах, но наибольшая ответственность за это лежит на родителях и их способности мотивировать детей к занятиям спортом.

Мы не устанем повторять, что боевые искусства и физические упражнения, они для любого возраста полезны и доступны. И не важно - активный у Вас ребёнок или нет - боевые искусства как айкидо , борьба , капоэйра , каратэ будут для него чрезвычайно полезны.

Несмотря на это некоторые дети будут пытаться бросить занятия спортом. И вопрос, который мы обсудим сегодня - это вопрос как родители должны действовать, чтобы обеспечить долгую здоровую и спортивную жизнь своему ребёнку. Ведь любовь к спорту - это образ жизни, который меленький человек будет вести всю свою жизнь. Взаимодействие и общение на тренировках будут помогать им общаться с другими людьми вне зала: когда они пойдут в школу, институт и на работу. Ведь боевые искусства это не просто броски, удары или приёмы, боевые искусства - это уверенность в себе, дисциплина, отношения и поведение. На тренировках дети учатся, как управлять своей жизнью в разных аспектах.

Поэтому мы разбили детский возраст на три основные категории: от 4 до 7 лет, возраст от 8 −12 лет, старше 12 лет.

Младшая группа от 4 до 7 лет

Это самое начало длинного пути. В этом возрасте задача тренера сделать занятие в секции весёлым. А уже сама спортивная школа , которая может это обеспечить, и выбор такой школы - задача родителей. Единственная причина в этом возрасте, почему дети могут бросить занятия спортом, - это то, что родители перестают водить их на тренировки.

Главное в секциях в этой группе детей для профессионального тренера - это спуститься на уровень детей потому, что в этом возрасте дети как никогда должны доверять учителю. Тренер должен быть ребёнком сам, играть с ними, общаться. Опытный тренер должен давать детям уверенность в своих силах и только тогда они захотят прийти на следующую тренировку. Часто инструктор не способен на это, в связи со своими комплексами или стереотипами. Обычно инструктор занимает позицию доминанта и заставляет детей делать ту или иную технику, приём, упражнение. Многие инструктора обучают детей как взрослых: вот приём, руку заводим сюда, бросок делаем вот так, ногу переставь, рука в другое место... Нет, так нельзя объяснять детям. Наш подход отличается. Если инструктор не может быть ребёнком, значит, он не может обучать детей. Он должен быть на их уровне, чтобы объяснять. Конечно же, можно закрыть ребёнка в комнате взять палку и вести тренировку в стиле старых школ боевых искусств. И учить их дисциплине, порядку, жёсткому контролю. Мы против этого подхода. Для нас важно заинтересовывать детей, бросать им вызов, подзадоривать и мотивировать.

Если спросить у родителей, какие секции они предпочитают - с жёсткой дисциплиной или более весёлые, занимательные тренировки - большинство родителей выберут вариант с серьёзной дисциплиной. Потому что родители хотят, чтобы ребёнок приобщался к порядку. Но мы должны быть осторожны, давая родителям то, что они хотят, а не то, что нужно им детям. А всё что им нужно в этом возрасте - это играть и веселиться. Ведь каждый ребёнок между жёсткими ограничениями и весёлой тренировкой выберет весёлую тренировку. А значит, будет искать любые оправдания, причины, почему ему не стоит идти сегодня в секцию, где стоит жёсткий контроль. А в дальнейшем просто забросить занятия спортом.

В игровой манере мы можем проще донести до детей, объяснить им и тем самым привить им интерес к занятиям спортом и посещение секции . Здесь нельзя торопиться и гнать вперёд. Родители же хотят, чтобы результат был, как можно быстрее, раньше, чем это было бы правильно. Раньше, чем видит тренер, который понимает, когда ребёнку пора двигаться на следующий уровень.

Главная задача в этом возрасте - это спортивная школа , где могут преподавать в очень игровой и живой манере, чтобы ребёнок хотел и ждал свою очередную тренировку на неделе. Несмотря на наш подход в преподавании, дети всё же учатся дисциплине, они понимают, когда нужно сесть, как выстраиваться в линию, слушать, когда кто-то говорит. Это и есть те зачатки дисциплины, которые достаточны для детей данного возраста. Задача наших тренеров - это сохранять баланс между игровой тренировкой и азами дисциплины. Некоторые дети идут на тренировку только потому, что в конце обязательно будет игра. Задача наших тренеров, чтобы ребёнок выходил после тренировки с горящими глазами и полный радости с вопросом «мам, когда мы снова сюда придём?» И когда наступает время следующей тренировки, он торопит уже свою маму «мама, быстрей, мы опоздаем на секцию !» Так и никак иначе должны проходить тренировки в этом возрасте. Такое отношение у детей к занятиям - это задача наших тренеров.

В этом возрасте на тренировках дети учатся быть в тесном контакте со своими сверстниками, они не боятся упасть, знают, как контролировать партнёра, не боятся других детей. Они начинают излучать уверенность в себе. И когда тренер спрашивает 6-летнего ребёнка, может ли он его победить, дитё с уверенностью отвечает «да». Ребёнок становится уверение и в общении со сверстниками. Они учатся самообороне, контролю над собой и своим телом. В этом возрасте они не изучают болевые приёмы или любые другие техники, которые могут навредить здоровью ребёнка.

Итак, почему же, к примеру пяти лет, ребёнок не хочет заниматься спортом и посещать секции ? Ответ нам дают сами родители: они записали своего ребёнка на музыку, гимнастику, теннис, плаванье и ещё множество различных секций. И каждое занятие по два раза в неделю! Это понятно: каждый родитель хочет, чтоб его ребёнок был самым лучшим ребёнком в мире. Но родители упускают из вида, что это слишком. Слишком много для маленького человека.

И когда родители это понимают, они начинают выбирать, от каких секций можно отказаться. Можем ли мы отказаться от единоборства , ведь это удивительные приёмы, уверенность, принципы и философия, которая прибудет с человеком всю его жизнь? Плаванье? Где может понадобиться плаванье, где можно проверить навыки приобретённые в этом виде спорта? Конечно же, в открытой воде: реки, моря, океаны. Чтобы не утонуть, вы должны быть профи в воде. Но в воде мы бываем не так часто, некоторые даже редко, если подумать, где все люди постоянно обитают, - это суша. А на суше полным-полно других людей, с которыми нам приходится каждый день общаться. Значит, нужно уметь плавать среди других людей. Айкидо , джиу джитсу , каратэ , капоэйра - это тот вид плавания, который ребёнок будет практиковать каждый день всю свою жизнь. Плавание и боевые искусства на одном уровне важности для выживания. Мы хотим быть уверены, что ребёнок, играя в воде, не утонет и будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Но почему же тогда мы упускаем такую же важную деталь, как умение плавать среди других детей - общение?

Когда на работе какой-то человек говорит тебе вещи, с которыми ты категорически не согласен, ты чувствуешь себя более спокойно: ты мог бы его сейчас просто придушить - ты этого, конечно, делать не будешь, но какое это даёт преимущество в общении! У тебя нет обеспокоенности, ты уверен, ты можешь управлять ситуацией. И если ты можешь управлять собой физически, ты легче переносишь трудности жизни. Да и этих трудностей для тебя становится намного меньше. Или возьмём другой пример. Ребёнок выходит из дома, чтобы поиграть на улице. Любой родитель обеспокоен безопасностью своего ребёнка. И не важно - девочка у вас или мальчик - вы всегда спокойны за них, потому что они могут за себя постоять. Боевые искусства - это как ремень безопасности. Это ремень безопасности для жизни. Он просто необходим!

Итак, дети бросают занятия в младшей группе из-за перезагруженного расписания и расстановки неправильных ориентиров. Ваша задача, как родителей, в этом возрасте - это просто регулярно приводить детей на секции . Вы можете отказаться от музыки, вы можете отказаться от гимнастики или тенниса с баскетболом, но никогда не отказывайтесь от боевых искусств!

И это резюме для первой категории!

Возраст от 8 −12 лет

Почему же в этом возрасте дети бросают занятия боевыми искусствами? Дети этого возраста чрезвычайно восприимчивы к критике и им невероятно необходима поддержка близких. Они хотят показать своим родителям, что они могут, чему научились. Родителям же порой кажется, что их ребёнок может лучше, ведь они столько сил вложили в него и его воспитание. Они подсказывают, критикуют, исправляют. Им кажется, что их ребёнок ничего не делает, когда остальные дети поглощены изучением новой техники. Дело в том, что разным людям, не говоря уже о детях, нужно разное время для усваивания нового материала. Если вам действительно кажется, что ваш ребёнок халтурит или делает что-то неправильно, не критикуйте резко сами, обратите на это внимание своего тренера. Ему, поверьте, виднее, как объяснить ребёнку и что ожидать на данном этапе.

Всё что ребёнку нужно в этом возрасте - это поддержка. «Мам, пап, мы сегодня изучили новый прием , смотрите, что я могу ». Самый правильный ответ на это - проявить внимание и выразить своё восхищение. Не бойтесь захвалить детей.

Что делаем мы. На тренировках часто новый материал усваивается максимум на 60%, а на 40% улетучивается из головы (цифры отнюдь не точные, но соотношение даёт представление). Итак, мы имеем технику правильную на 60% и на 40% неправильную. Что делает большинство инструкторов и родителей в данной ситуации? Правильно, они обращают внимание на эти 40%. Понятно, они же хотят, чтобы ребёнок стал лучше. Это естественное желание. Они начинают исправлять, корректировать. Но что видит здесь ребёнок? Вся эта критика воспринимается ребёнком, как «у меня это не получается », «это не моё ». Такое отношение обескураживает ребёнка. У него пропадает интерес заниматься тем, что у него плохо получается.

Почему бы за место критики не сосредоточиться на том, что у него или у неё получается хорошо - на этих 60%? Хороший тренер сфокусируется на том, что у ребёнка получается хорошо, пусть эти 60% будут сегодня 100%. «Дима, ты молодец ! У тебя отлично всё получается ! Сегодня ты очень старался !» Вы представляете, какое вдохновение это принесёт ребёнку! Он будет гордиться собой, он расскажет родителям, бабушкам и дедушкам, что он делает успехи в своей спортивной секции ! У них есть основание гордиться им. Вот что нужно детям в этом возрасте. Мы должны замечать и гордиться их достижениями. Им нужна наша поддержка , ведь всё это они делают, чтобы привлечь Ваше внимание.

Что же происходит дальше? На следующей тренировке, когда ребёнок изучает тот же прием , он старается соответствовать ожиданиям и уже делает прием на 70% правильно, потом на 80% и так далее.

Ситуация заключается в том, что у родителей, как правило, 1 или 2 ребёнка. А у нас их десятки и сотни. Мы очень хорошо знаем, как взаимодействовать с ними, как исправлять, как вдохновлять и направлять в нужном направлении. Поэтому самое лучшее, что могут сделать родители, - это не критиковать или давать советы, а хвалить, хвалить за то, что он пришёл на тренировку, говорить, что им нравится смотреть за тем, как он тренируется. Не пытайтесь быть тренером. Вы родители. Тренер - это мы.

Вспомните себя в детстве, что вам больше нравилось - когда вас поддерживали или когда вам всё время указывали? Думаю, ответ очевиден. Не стоит уподобляться тем, кто всё время критикует своих детей. Вы должны их поддерживать , и это будет укреплять в них уверенность в себе . И тогда вы будете удивлены, как дети будут стараться делать ещё лучше, проявлять ещё больше усилия, чтобы оправдать ваши ожидания. Это и есть секрет.

Мы со своей стороны должны предоставлять детям не просто какие-то движения, а только те техники, которые ребёнок находит полезными с практической точки зрения.

Наконец, дети старше 12 лет.

Что же в этом возрасте ребенок не хочет учиться ? Возможности. Они открываются перед маленьким человеком. Появляется широкий круг общения: друзья, девочки или наоборот мальчики. Голова забита совсем другими вещами. Как здесь может быть до секции?.. На память приходит жизненный опыт одного из родителей.

Когда сын сказал, что больше не хочет ходить на секцию (борьба), отец согласился, но при условии, что ребёнок будет расписывать ему план своего дневного расписания на два дня вперёд.

Вы думаете у детей в 12, 14 лет есть план? У них нет никакого плана. Пришлось ребёнку вернуться на тренировки, потому что это легче, чем создавать план на два дня вперёд.

Причина, почему дети в этом возрасте не хотят учиться и отказываются от тренировок, им кажется, что тем, чем они сейчас занимаются, веселее и интереснее учебы и тренировок. И надо признать, это, как правило, намного легче и проще.

Конечно, проще поиграть в плейстейшн или посидеть вконтакте с друзьями. Будучи родителем, установите распорядок дня своему ребёнку. К примеру, плейстейшн для игр с 14:00 до 15:00. И всё. Остальное время ребёнок не может играть. У него освобождается время для других полезных дел. Вы можете установить время, когда ребёнок может пользоваться планшетом, гулять или заниматься каким-либо другим видом деятельности.

Другой причиной, почему дети бросают спорт, спортивные секции или боевые искусства в этом возрасте, - это их неспособность одержать победу над одним или несколькими ровесниками на тренировке. Это обескураживает, это расстраивает, это неприятно и это больно. Больно не столько физически, сколько морально. Уйти от того, что не получается, сбежать, спрятаться - это нормально. Но это неправильно. Ребёнок должен понимать, что препятствия на жизненном пути - это норма, и не от всех препятствий можно убежать. К препятствиям нужно относиться к вызовам. Их надо принимать и одерживать над ними победу.

Часто случается, что дети, которых приводят к нам в младшие секции, занимаются регулярно до 12-13 лет, а потом неожиданно исчезают. Это очень распространённая ситуация. Это связано с большими соблазнами, которые открываются перед ребёнком в этом возрасте. Бывает, что встречаешь его родителей и спрашиваешь, что произошло, почему больше не ходит. «Он потерял интерес к тренировкам, нет энтузиазма ». Родители должны уметь расставлять приоритеты . Ребёнок не в состоянии это сделать надлежащим образом. Тут можно посоветовать сократить количество тренировок даже до одной в неделю. Но ни в коем случае не бросать заниматься совсем. Пусть выберет день и время, когда он обязательно будет ходить. Пользы от этого будет значительно больше, чем если он забросит тренироваться совсем.

Это уже взрослая жизнь: ты должен ходить в школу, делать домашнее задание и ходить в секцию. И точка. Потому что вы все - и ребёнок, и родители - вложили слишком много, чтоб бросить тренировки просто так. Только в этом случае Вы увидите настоящие результаты своих инвестиций.