Психолог в спорте или зачем нужен детский спортивный психолог? – На соревнования родителям надо приходить? – Если ребёнок хочет и может победить, но боится выступать, как ему помочь.

Спортивная психология как отдельное направление психологии получила всемирное признание в 1965 году, когда в Риме было создано Международное общество психологии спорта. Сейчас психология спорта переживает бурное развитие. В национальных и олимпийских сборных практически всех стран имеются штатные психологи, нередко — для каждого вида спорта.

Задачи спортивного психолога

При работе со спортсменом психолог должен помочь ему решить следующие задачи:

  • Четко поставить цель, создать образ желаемого результата и, тем самым, сформировать правильную мотивацию тренировок для повышения их эффективности.
  • Помочь справиться с предстартовым волнением, сконцентрировать внимание.
  • Помочь спортсмену научиться управлять своим психологическим состоянием, обучить приемам релаксации, визуализации и т.д.
  • Способствовать улучшению взаимоотношений спортсмена с тренером, а также между членами команды.
  • Оказывать спортсмену психологическую помощь в кризисных ситуациях: при проигрыше, травме и т.д.

Хороший спортивный психолог обладает широким профессиональным кругозором и использует в своей работе все достижения различных направлений психологии: аутотренинга, НЛП, гипноза, коучинга и др.

Специфика работы детского спортивного психолога

В работе детского спортивного психолога имеется своя специфика. Прежде всего, он должен выяснить, правильно ли выбрано спортивное направление с учетом способностей и возможностей ребенка. Нередко амбициозные родители стремятся вырастить своего малыша чемпионом и уже в раннем детстве отдают его в спортивную секцию. Задача психолога — определить, сможет ли ребенок справиться не только с физической, но и с достаточно серьезной психологической нагрузкой при занятиях спортом и оценить, насколько его личностные характеристики соответствуют предъявляемым требованиям.

Еще одной важной задачей детской спортивной психологии является грамотное воспитание детей в процессе тренировки. В настоящее время детская спортивная психология позволяет разрабатывать эффективные программы подготовки юных спортсменов, в которых учитываются их возрастные психофизиологические особенности. Для этого проводится психодиагностика, а также индивидуальная и групповая психологическая работа с детьми, занимающимися спортом.

Кроме того, актуальна тема работы со спортсменами, которые покинули «большой спорт» и перешли на тренерскую работу с детьми или подростками. И здесь спортивный психолог незаменим: как правило, спортсмены слабо разбираются в детской психологии, и именно детский спортивный психолог может помочь им установить контакт с подопечными, объяснить приемы психологического взаимодействия с ребенком, выработать командный дух в детском коллективе.

Следует учитывать, что все больше детей воспитывается в неполных семьях, без мужского влияния, и тренер служит для них образцом «мужского поведения». Поэтому на тренера ложится большая ответственность, ведь его личностные характеристики очень сильно влияют на характер и манеру поведения ребенка. И не последнюю роль в формировании правильного подхода к детям в данном случае играет детский спортивный психолог.

Таким образом, данный специалист принимает участие на всех этапах работы с ребенком, от выбора вида спорта до построения отношений в команде и непосредственной психологической подготовки к соревнованиям.

Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому. Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности.

Мотивация спортивной деятельности – это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Представим себе: жил-был обычный школьник, ходил в школу, гулял с друзьями во дворе, смотрел телевизор. О спорте имел весьма слабое представление. И вдруг – решил стать спортсменом. Каков психологический механизм такого решения? Это механизм мотивации. Мотивация – совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Потребность , или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Психологически это всегда связано с возникновением внутреннего напряжения, более или менее выраженного дискомфорта, от которого можно избавиться, лишь удовлетворив соответствующую нужду. Именно поэтому любая потребность побуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения.

Мотив – побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов . Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо, поскольку связано с огромными физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.

Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых.

Рассмотрим основные мотивы занятия спортом молодых спортсменов до 12 лет:

    Получение удовольствия;

    Повышение мастерства;

    Выполнение того, в чем я силен (сильна);

    Приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;

    Желание овладеть новыми умениями и навыками;

    Возможность посоревноваться;

    Желание выступать на более высоком уровне;

    Обретение новых друзей.

Естественно, что указанные молодыми спортсменами причины, по которым они

занимаются спортом, не отражают глубоких мотивов, изучаемых спортивными психологами. Наблюдения показывают, что молодые спортсмены отличаются от тех, кто не занимается спортом или прекращает занятия по уровню осознаваемой (или воспринимаемой) компетентности. Другими словами, дети с низким уровнем восприятия своих способностей усваивать и выполнять определенные спортивные умения и навыки, не занимаются спортом (или прекращают заниматься) в отличие от детей с высокими уровнями воспринимаемой компетентности. Это говорит о том, что наставники молодых спортсменов должны находить способы повышать уровень воспринимаемой компетентности. В этой связи можно научить детей оценивать свои выступления на основании их собственных стандартов улучшения результатов, а не ради победы или поражения.

Многие дети интенсивно занимаются различными видами спорта. В среднем они

отдают этим занятиям 11 часов в неделю. Спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они могут заниматься активно и которая имеет определенное значение для них самих, их друзей и родителей.

Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Согласно данным возрастной психологии, этот возраст является критическим с точки зрения социального развития и становлении самооценки ребенка. Таким образом, занятия спортом в этом возрасте могут оказывать существенные положительные воздействия на личность и психическое развитие детей. Но организованные занятия спортом вопреки бытующему мнению не означают автоматического положительного воздействия на детей. Большую роль здесь играет тренер и родители, которые должны понимать детей, быть компетентными и знать, как организовать программу занятий, которая бы обеспечила эффективное усвоение необходимых умений и навыков.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. В наиболее общем виде можно выделить следующие особенности проявления общих закономерностей развития человека в спорте:

    Акселерация (ускорение) развития, обусловлена развертыванием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созревания человека, наложением ее на сензитивные периоды развития практически всех психических функций, процессов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогические воздействия дают наибольший эффект. Данная особенность зафиксирована в многочисленных исследованиях, где сравнивается развитие спортсменов и тех, кто спортом не занимается.

    Пластичность проявляется в развитии психических функций, процессов, свойств и качеств, обеспечивающих приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа.

    Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте, при определенных условиях может быть перенесено на другие сферы и виды деятельности. Более того, выяснен феномен самодетерминации развития, когда, например, развитые в спорте черты характера «требуют» своего проявления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельности, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже проявление пластичности развития, имеющее особое значение при окончании спортивной и начала другой карьеры.

    Спортивная карьера влияет не только на развитие отдельных функций, процессов, свойств, ускоряя или замедляя его или придавая ему тот или иной характер, но и на взаимосвязи этих образований в соответствующих структурах (интеллекта, эмоционально-волевой сферы, личности и т.д.). Например, в спорте будут формироваться не только отдельные черты характера, но и психологический склад личности, индивидуальный стиль деятельности и поведения, наконец, «интегральная индивидуальность» , делающая спортсмена высокого класса совершенно не похожим на других и часто являющаяся важнейшей детерминантой успешности спортивной карьеры. Спортивная карьера определяет становление целостности развития и в смысле взаимосвязей и взаимовлияний различных его сторон – физического, психомоторного, интеллектуального, духовного и др. Развивающий потенциал спортивной деятельности в огромной степени зависит от методов воспитания и обучения спортсмена.

    Если рассматривать влияние спортивной карьеры на основные линии развития человека, то можно отметить, что спорт вносит коррективы в онтогенез (физическое развитие и становление типа нервной системы) и в большей или меньшей степени определяет жизненный путь личности.

Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. Спорт, по своей сути, волевая деятельность, где спортсмен постоянно должен преодолевать разнообразные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания.

Овладение социальной ролью спортсмена и реализация этой роли на протяжении спортивной карьеры позволяет спортсмену накопить не только спортивный, но и значительный жизненный опыт, лучше узнать самого себя и свои возможности, самоутвердиться, добиться признания.

Исследования, посвященные изучению влияния спорта на становление психологических свойств личности и ее психического склада, показывают, что люди, посвятившие себя спорту обладают такими чертами характера, как высокий уровень мотивации достижения, уверенность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, экстраверсия, самоконтроль.

Типы личности спортсменов очень разнообразны. И в каждом случае определенный комплекс свойств обусловливает те или иные специфические для данного типа особенности деятельности и поведения, помогающие спортсмену достигать высоких результатов. Другими словами, в процессе спортивной карьеры формируется индивидуальный стиль спортивной деятельности, тесно связанный с общим стилем поведения личности.

Современный спорт, особенно спорт высших достижений, - это не только большие физические нагрузки на организм в ходе тренировочного процесса и во время соревнований, но и высокая психическая напряженность. Спортсмен нередко попадает в экстремальные ситуации, к которым необходимо адаптироваться и научиться их преодолевать, в противном случае успех в соревнованиях будет для него недостижимым.

В последнее десятилетие нагрузки в спорте существенно увеличились, в связи со значительно возросшим уровнем спортивных результатов и обострившейся конкуренцией как на Олимпийских играх и чемпионатах мира, региональных и других важнейших международных и национальных чемпионатах (где психическая напряженность усиливается факторами престижности этих соревнований для самого спортсмена, и для его команды), так и коммерческих соревнованиях (где стремление спортсмена к победе, а следовательно, и повышенные психические нагрузки, испытываемые им, в значительной степени обусловлены высокими призовыми суммами, устанавливаемыми организаторами для победителей).

Решение существующих в спорте взаимозависимых проблем психической подготовки заметно осложняется, когда речь идет о сильнейших и, выдающихся спортсменах, которые, как правило, являются людьми с особой организацией психики. Это следует учитывать тренерам и спортивным врачам, занимающимся подготовкой таких спортсменов.

    Обращайте внимание на правильное выполнение деталей задания и не скупитесь на похвалу и поощрения. Почаще хвалите молодых спортсменов. Используйте такие подбадривания и поощрения, как похлопывание по спине и дружеская улыбка.

    Хвалите детей искренне. Неискренняя похвала или поощрение – неэффективны. Если вы говорите, что молодой спортсмен сделал все правильно, когда он сам знает, что это не так, это «говорит» ему о том, что вы просто хотите его успокоить. Неискренность уничтожает доверие к тренеру. Признавайте неудачное выступление своего подопечного (например, обнимите его и скажите: «Да, это действительно трудная ситуация»), вместе с тем подбадривая его («В следующий раз у тебя все получится»).

    Вырабатывайте реальные экспектации, соответствующие возрасту ребенка и уровню его способностей, позволяют тренеру обеспечить искреннее подбадривание. Нельзя ожидать от 11-летнего спортсмена того, что можно ожидать от 16-летнего.

    Поощряйте усилия в такой же степени, как и результат. Легко демонстрировать хорошее отношение, когда все идет хорошо. К сожалению, спортсмены не всегда выигрывают и не всегда демонстрируют хорошую игру. Однако, если молодой спортсмен полностью выложился, чего еще от него можно требовать.

    Обращайте внимание на усвоение и отработку умений и навыков. Молодые спортсмены должны видеть улучшение своих физических качеств. Используйте разнообразные виды физической активности и разнообразные упражнения. Ваши инструкции должны быть простыми и лаконичными. Широко используйте демонстрацию различных элементов под разными углами. Обеспечивайте максимальное использование тренировочных средств.

    Видоизменяйте виды деятельности. Главная цель состоит в том, чтобы дети испытывали успех. Приводите физическую активность в соответствии с потребностями ребенка, а не наоборот.

    Поощряйте правильное выполнение действий, а не просто результат. Типичная ошибка тренеров молодых спортсменов состоит в том, что они поощряют результат выполнения действия, даже если само действие было выполнено неправильно. Очень важно поощрять и стимулировать правильные технические действия независимо от результата.

    Обеспечьте окружающие условия, которые бы снижали страх перед изучением новых элементов. Ошибки – естественная составная часть процесса усвоения.

    Вдохновляйте детей в гимнастическом зале, плавательном бассейне, на игровой площадке. Они хорошо реагируют на положительную, стимулирующую атмосферу. Улыбайтесь, взаимодействуйте и прислушивайтесь!

Психолог в спорте необходим, как воздух. И дочитав эту статью до самого конца, вы поймете почему. Очень многие родители с ранних лет отдают своих детей в спорт. Некоторые делают это из-за желания поддерживать физическую форму детей, а значит укреплять их здоровье. А некоторые просто хотят отдать детей в большой спорт, и с ранних лет готовят своих чад к некой спортивной карьере. Но, не смотря на такую колоссальную разницу в подходах и целях, и для тех, и для других важен результат.

Психолог в спорте – на грани фола

Что бы не говорила мама, что бы она не рассказывала, будто ее ребенок ходит на секцию по карате, ради увлечения и здоровья, она все равно хвастается его достижениями при удобном случае. Дети воспринимают это как похвалу, возможно даже привыкают к такому поведению матери. Здесь то и встает вопрос – а что собственно, делает спортивный психолог? Вы и сами понимаете, что далеко не всегда у детей все получается. Иногда что-то не выходит так, как хотелось бы. Кто-то, активно занимаясь спортом, получает лавры и почести, а кто-то вынужден просто почивать позади.

Вот как раз в таких ситуациях, когда ребенок встает перед трудным решением продолжать ли ему спорт из-за череды неудач, и нужен спортивный психолог. Не всегда родители могут дать трезвую оценку ситуации, далеко не всегда сам ребенок прислушивается к мнению родителей, если чувствует вину на себе. Тем более, если мальчик, или девочка, знает, что в его спортивное образование и развитие вкладывают большие деньги, над ним словно нависает огромная ответственность. Сами понимаете, что такая ответственность совершенно не по возрасту. Дабы уберечь ребенка от нервных срывов, поддержать в трудный момент и дать хороший трезвый совет – вот несколько причин, чтобы довериться спортивному психологу.

Психолог в спорте и соревнования

Ни для кого не секрет, что даже дети часто посещают различные соревнования. Не каждый родитель может найти нужные слова, дабы приободрить свое чадо перед очередной решающей схваткой. А что уж говорить, если в самый разгар соревнования падает боевой дух? Психолог в спорте часто играет роль как подбадривающего, так и воодушевляющего человека. Не стоит пренебрегать его наличием, особенно когда дело касается детей. Если вам самим нелегко сдерживать свои эмоции во время соревнований, если вы по своей природе больше пессимист или даже реалист, непременно нужен человек вселяющий надежду, и дающий уверенность в себе. Во многих случаях это делает тренер, особенно опытный. Но бывают ситуации, когда тренер и сам нуждается в чьей-то поддержке – он тоже переживает за детей. Психолог в спорте больше сохраняет хладнокровия, и умеет подобрать нужные слова, чтобы повлиять на ситуацию.

Психолог в спорте в ответе за уверенность

Всем давно известно, что если человек не будет верить в себя, никто в него не поверит. Если человек не будет верить в себя, он просто не сможет добиться успеха в каком-то деле. Словно ступор нависнет над ним, будет висеть, мешая двигаться вперед. Это может быть чисто психологической проблемой, и с этой проблемой непременно нужно бороться. Поможет в таких вопросах спортивный психолог. Как видите, психолог в спорте очень важен.

Психолог в спорте и травмы

Травмы в спорте это еще один немаловажный вопрос, который стоит решать по мере поступления. Хочется, чтобы никогда и никто не получал травм, особенно дети. Но ситуации бывают разные, и представьте себе состояние ребенка при получении травмы, который своей целью в жизни считает только спорт. Конечно же, это шок, нежелание признать то, что случилось, словно какая-то бессмыслица. Нужно дать новый толчок для развития, помочь увидеть новую цель в жизни, не останавливаться на достигнутом только в спорте, если здесь развиваться больше нельзя. Поэтому психолог в спорте нужен, как воздух, особенно детям. Возможно, полученная травма в спорте и не такая опасная, как психологическая травма, связанная с ней.

Поэтому, если вы отдаете ребенка в спорт, будь то большой спорт, или же просто спорт для увлечения, не пренебрегайте услугами психологов. Если в секции, куда вы водите детей, нет психолога, стоит нанять своего, особенно когда ребенок занимается спортом профессионально.