Центр спортивной психологии. Детский спортивный психолог

Спорт погружает детей во «взрослые» эмоции, лишает беззаботных часов. Но он же дарит опыт побед и формирует характер. О том, как взрослые могут помочь ребёнку в испытаниях спортивной жизни, рассказала Светлана Гвоздецкая – спортивный психолог сборных команд Новосибирской области и членов сборной России, член Европейской сети молодых специалистов в области спортивной психологии.

– Ребёнок занимается спортом. Стало быть, он не слишком много сидит за компьютером, не болтается без дела на улице, у него здоровое питание, режим, он целеустремлен. Зачем ребёнку нужен «спортивный психолог»?

– Спортивная жизнь не так радужна. Дети постоянно находятся в ситуации конкуренции, соперничества. Тренеры могут быть предъявлять к ребенку слишком высокие требования и так далее. Поначалу ребёнок «играет в спорт», ему нравится. Но потом занятия требуют всё более тяжёлого труда и самоограничений. Дети должны защищать разряды, показывать нормативы, выступать на соревнованиях.

Гимнастов и фигуристов ограничивают в еде. Ограничения касаются и свободного времени: после школы ни погулять, ни мультики посмотреть: тренировка! С тренером контакт может сложиться, а может, и нет. И если это скажется на результатах, то у ребёнка формируется неуверенность к себе: я плохой, я ничего не могу. Я подвожу маму с папой, они перестанут меня любить!

– Спортивный психолог работает во имя корпоративных ценностей команды или индивидуальных интересов ребёнка?

– Даже если тренер или менеджер ставит передо мной задачу: «нашей команде нужен командный дух, бОльшая сплочённость и т.д.», я всё равно учитываю индивидуальные потребности каждого ребёнка, как если бы он с мамой пришёл ко мне на индивидуальную консультацию. Преимущество работы по обращению тренера – можно побывать на тренировке, увидеть спортсмена в его «естественной среде».


– С какими проблемами чаще всего обращаются к спортивному психологу?

– Самый распространённый запрос: на тренировке всё получается, а на соревнованиях ребенок теряется, пугается, «перегорает». Иными словами: всё может, а результатов не показывает.

– Почему это происходит?

– Ответ зависит от конкретного случая. Причиной может быть повышенная требовательность родителей, тренер может не найти подход именно к этому ребёнку. Бывает, тренер формулирует задачу так, что невольно провоцирует её обратный результат. Если ребёнок–фигурист слышит «Не упади с прыжка» или гимнастка «Не урони предмет», то мозг ребенка начинает проигрывать ситуации «упал», «уронила».

Всегда нужно ставить задачу, направленную на само действие. Если не уронить предмет, то как действовать? Как его ловить, держать, куда протянуть руку, какие мышцы напрячь? Мышцы «помнят» и как поймать, и как уронить. В голове ребёнка и так идёт борьба: «поймаю– не поймаю», а тут ещё тренер или родитель говорят: «Не урони, как в прошлый раз». И внимание невольно концентрируется на том, что происходит, когда предмет роняют.

– То есть, это не миф, что мозг «не слышит» отрицания и наказ «не уронить» понимает противоположно? Что тогда сказать? «Ты лучший, ты победишь»?

– В стрессовой ситуации внимание работает «точечно».

Перед ребёнком, который сейчас выходит на лёд, на ковер, на татами, надо ставить одну-две правильно сформулированные задачи, и ни в коем случае не говорить: «Ты выиграешь! Займёшь такое-то место». Нельзя ориентировать на результат, на уже свершившееся действие.

В будущем, когда всё закончится, можно и расслабиться, там не требуется такое напряжение мышц, концентрация внимания, как сейчас. Мысли о результате сбивают соревновательный настрой. Иными словами, задача «победить» может сбить концентрацию на самом выступлении, на процессе, в котором нужно находиться сейчас. Только детям с очень сильной нервной системой можно говорить о результате и даже иногда нужно.


– Если ребёнок хочет и может победить, но боится выступать, как ему помочь?

– Разбираться с каждым ребёнком индивидуально. Спросить, почему тебе страшно? Чего ты боишься? Завалить элемент? Расскажи, что нужно сделать, чтобы выполнить его уверенно и чисто. Надо, чтобы ребёнок сам поразмышлял над этим. Поначалу он может теряться, не понимать, что ответить. Тогда ему нужно помочь вопросами, подтолкнуть к самостоятельному мышлению. Расскажи, как технически выполняется этот элемент. Получается, ты знаешь, как делать и умеешь его делать?

– Спорт инициирует привычку думать и анализировать события?

– А вы полагаете, что спортсмены развивают только мышцы? Для успеха в спорте важно уметь стратегически мыслить. Как распределить энергию, где себя попридержать, где выложиться полностью. Важно понимать своё тело, работать со своими мыслями и состояниями. Когда дети говорят, что от страха они чувствуют себя растерянными и выступают плохо, я рассказываю им, что такое страх, зачем он нужен. Ребята понимают: от страха человек никогда не избавится, мало того, страх мобилизует, как никакое другое чувство.

Страх помогает спортсмену лучше выступать. Вырабатывается адреналин. Организм «заводится», учащается пульс, улучшается кровообращение, мышцы получают заряд. Сам предстартовый «мандраж» не слишком приятен. Но, будь он приятным, не помогал бы сохранять концентрацию на выступлении.

– Если адреналина слишком много, ребёнок «перегорает» перед стартом, что могут сделать взрослые?

– Детей с чувствительной нервной системой нужно выводить осторожно. Можно начать с того, чтобы ребёнок не сидел. «Давай-ка, пробегись, поприседай, попрыгай». И постепенно снижать темп движений, замедлять юного спортсмена. Подключать и дыхание, иногда лучше обходиться только дыханием. Можно успокоить ритм дыхания. Это мощный инструмент, дыхание помогает и взбодриться, и успокоиться.


– Спорта нет без неудач. Можно ли облегчить ребёнку боль поражения?

– Опять же, это индивидуально, зависит от сложившегося детско-родительского контакта. Для начала дать ему время. И удачи, и неудачи, остро переживаются от пары часов до трёх дней. Если ребёнок плачет в соревновательном зале – увести с людских глаз, при возможности дать проплакаться, дать понять, что вы понимаете, почему он плачет и выразить поддержку. Если ребёнок плачет – это показатель того, что не сформированы способы эмоциональной регуляции. Чаще всего юные спортсмены намеренно напоказ эмоции не выставляют, просто ещё не умеют с ними справляться.

– Спорт нагружает ребёнка переживаниями и стрессами, от которых он был бы свободен, не отведи его родители в секцию. Может, не стоит детям заниматься спортом, только физкультурой?

– Спорт без стресса невозможен. Но это закаляет характер. Среди политиков, просто среди успешных людей, очень много бывших спортсменов. Если в семье решили отдать ребёнка в спорт с целью воспитать у него собранность, ответственность, самостоятельность, нужно идти не в знаменитый клуб, а выбирать и вид спорта, и тренера вместе с ребёнком. Сначала самому походить по секциям, посмотреть, постараться, чтобы сложился контакт с тренером, потом привести ребёнка.

Конечно, тренер смотрит ребёнка. Но и ребёнка надо потом спросить: как тебе этот тренер? Ты бы хотел к нему ходить?

Если тренер ребёнка напугал – заниматься будет сложно.

– Надо ли родителям заставлять ребёнка тренироваться, преодолевать лень или усталость?

– Нет общего рецепта. Бывает, дети вырастают и благодарят родных за то, что «подталкивали» к результатам. Но случается и наоборот, выросшие дети пеняют родителям, что заставляли заниматься «через не хочу». Когда ребёнок принимает участие в выборе секции, для взрослых это становится «подушкой безопасности». «Хочешь бросить? Но ты же сам выбирал секцию, сам решил заниматься. Что случилось?» Можно посоветоваться с тренером для прояснения ситуации – либо это просто усталость, и её надо перетерпеть, либо ребёнку в самом деле разонравилось. Если тренер советует поискать другой вид спорта или другой клуб, стоит к нему прислушаться.

– Как ещё родители могут участвовать в спортивной карьере ребёнка?

– Поддерживать авторитет тренера. Бывает, что родители сами проводят «вторые тренировки». И не потому, что тренер задал что-то дома повторять. Ещё хуже, если ребёнка водят в две секции одного вида спорта. Крайности в питании тоже ни к чему. Мне приходится сталкиваться и со случаями, когда мама ограничивает ребёнка в еде, хотя проблемы с лишним весом нет. И наоборот бывает: не могут родные отказать во вкусностях: «Ну, ребёнок же просит!». Здоровое домашнее питание должно быть, и тогда не так уж важен сам объём порций, такая еда хорошо и быстро усваивается.

Конечно, никаких чипсов или газировки – не только по причине калорийности. Эта еда мешает спорту. Например, «Кока-кола» сначала дает мощный прилив энергии, зато потом – сильный спад. И восстанавливается энергия до нормального уровня долго.

Типичная картинка: пришел ребёнок на тренировку, а «собраться» не может. Почему? Газировку пил! Надо сказать и про медосмотры. Как ни странно, бывает, что родители приводят ребенка с фиктивной справкой, а от физических нагрузок проблемы со здоровьем, естественно, обостряются.

– На соревнования родителям надо приходить?

– Зависит от ребёнка. Иногда я вижу, у ребёнка всё хорошо, раскрепощенный, свободный, готов выступать. Родителей на трибуне увидел – сжался. Приглашаю родителей пойти кофе попить, или откровенно скажу: «Мне кажется, ребёнок немножко зажимается, не стоит ему пока вас видеть на трибуне». Ребёнку объясняю: «Родители извиняются, им срочно уйти пришлось, они после выступления подойдут». Бывает по-другому: ребёнок тревожный, а родителей заметил, и вся тревога растаяла.

Я советую родителям повторять своим детям-спортсменам одну фразу: «Мне нравится смотреть, как ты занимаешься».

Ребёнок понимает: его любят и поддерживают, независимо от того, победил он или проиграл. Родители не должны становиться вторыми тренерами. У ребёнка–спортсмена и так в жизни много чужих людей. Тренер ждёт от ребёнка результатов. А ощущение безопасности, принятие и безусловную любовь могут дать только родители.

  • Утренняя зарядка (тренировка) для детей: польза или вред?

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Что руководит маленьким ребенком, какие желания и стремления? Понимание причин интереса к спорту – важная основа для профессионального самоопределения малыша.

Действительно ли его основной интерес – спорт, или, показывая активную заинтересованность, он хочет добиться других целей?

I. Интерес. Игры – вот та сфера, где дети до 6 лет развиваются и формируют основные навыки. Любимая игра, персонаж или герой наглядно демонстрируют основные интересы будущего чемпиона. Если ребенок с увлечением следит за хоккеем, пытается играть с клюшкой, регулярно организует свои «матчи», представляет себя в составе сборной – значит, он действительно увлечен этим.

«Подводные камни». Если малышу не хватает внимания, он будет стремиться заполучить его любым способом. Один из вариантов – продемонстрировать вовлеченность в ту сферу, которая «отвлекает» родителей от самого малыша. Если мама любит балет, ребенок будет пытаться танцевать. Если папа увлечен футболом, будет стараться привлечь его внимание, гоняя мяч. Это не обязательно значит, что ребенок действительно хочет заниматься футболом. Единственное, чего он хочет в этом случае – привлечь внимание близких людей. Когда ребенок действительно испытывает потребность заниматься любимым делом, он посвящает ему большую часть своего времени, даже если родители не видят его или заняты.

II. Желание достичь максимальных результатов в любимой деятельности. Дети разговаривают об этом с родителями, говорят о своих достижениях в этой сфере, испытывают гордость за победу в дворовых и школьных соревнованиях. Ребенок говорит: «Я буду самым лучшим игроком!» или «Я получу медаль на школьных соревнованиях!». Он стремится стать самым ловким, организует соревнования среди друзей (в которых он, естественно, должен выиграть), фантазирует о своих будущих победах и сравнивает себя с лучшими спортсменами.

«Подводные камни». «Хочу быть как Светлана Хоркина!» - заявляет маленькая девочка, и родители на радостях бегут записывать чадо в спортивную школу. Нужно помнить, что «хочу» малыша основано на подражании красивым, ярким, привлекательным образам. Дети младшего дошкольного возраста вообще склонны к подражанию – так они развиваются. Их желания могут меняться каждую неделю: сегодня он хочет быть самым лучшим в мире футболистом, а на следующей неделе - самым лучшим в мире шахматистом.

Родители, со своей стороны

I. Здоровье. Чаще всего родители обдуманно подходят к выбору вида спорта и уровня нагрузок для своего ребенка, советуются с врачами и тренером. Но у некоторых есть ошибочное представление о том, что любой спорт полезен для детей, и лучше сразу привести ребенка в спортивную школу, тогда он будет здоровым и сильным.

II. Развитие и воспитание. Помимо заботы о здоровье, родители ориентированы на обучение ребенка самоорганизации, самоконтролю, развитие в нем ответственности и силы воли. Иногда главную роль играют представления: мальчики должны быть сильными, а девочки - гибкими, поэтому первых отдают в борьбу, а вторых – в гимнастику. В большинстве случаев воспитанием озабочены родители очень активных детей, с которыми им трудно справиться самостоятельно.

III. Амбиции. Это либо упущенные когда-то самими родителями возможности, реализацию которых они хотят возложить на своих детей, либо желание родителей быть лучшими во всем. В том числе – быть родителями «самых-самых» детей. Такие родители заранее ориентированы на высокие показатели и призовые места. И именно они, в погоне за медалями, сразу отводят детей в специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва (СДЮШОР).

Большинство родителей радует мысль о том, что их ребенок будет учиться в специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР). Статус такой школы выше, чем обычной детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ), достижения заметнее, больше знаменитых выпускников.

Но, во-первых, СДЮШОР можно сравнить с лицеем или училищем: она рассчитана на уже подготовленных к нагрузкам детей и предъявляет к ним более высокие требования. Изначальная ориентация на высокие показатели не оставляет ребенку выбора, заранее заставляя сосредоточиться исключительно на спорте. ДЮСШ дает ребенку возможность привыкнуть к спортивной деятельности, понять, нравится это ему или нет, действительно ли спорт – его будущее.

Во-вторых, чрезмерное давление статуса «олимпийской» школы может напугать ребенка, особенно если родители слишком заостряют на этом внимание. Ребенка может тревожить, что у него не слишком высокие результаты, что другие занимаются лучше. В итоге он может решить, что вовсе не готов к спорту.

В-третьих, если ребенка отдают в спортивную школу с целью воспитания и поддержания здоровья, то ориентироваться нужно только на оздоровительно-спортивный режим, при котором занятия проходят несколько раз в неделю по несколько часов. Выбор такого режима занятий предоставляют большинство детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Между прочим, здесь же проходит обучение и с более высокими нагрузками, предполагающими ежедневные занятия: это тренировки для будущих и настоящих профессиональных спортсменов, направленные на повышение результатов.

Если целью являются именно выход в «большой спорт», то важно помнить самый первый принцип погружения ребенка в мир спортивных соревнований: принцип постепенности .

25.05.2010 10:55

Спортсмены детского возраста все чаще попадают во внимание спортивных психологов и психиатров. Отмечается, что исторически психиатры не занимались особенностями развития, свойственными для детей-спортсменов. Основным предметом изучения всегда служили физические и моторные аспекты развития. Но зачастую именно такие вещи, как невключение в команду и падение самооценки, оказывают решающее влияние на дальнейшую судьбу в спорте. В последнее время у многих специалистов стало вызывать беспокойство появление негативного явления, связанного с необоснованно ранним выбором «узкой» спортивной специализации. Все чаще в спорт высших достижений тренеры стали вовлекать слишком молодых людей и детей. Спортивные специалисты признают пагубное влияние такого раннего вовлечения с этической, физиологической и воспитательной точек зрения. Незаменимость и необходимость двигательной активности для

жизнедеятельности ребенка не вызывают сомнений, но при этом важно помнить о том, что существует ее оптимум для каждого возраста. Двигательная активность ниже оптимума ведет к задержке роста и развития, а также к снижению рабочих и адаптивных возможностей развивающегося организма, а выраженная гипокинезия - к изменениям, которые относятся к предпатологическим и патологическим состояниям. В то же время чрезмерная подвижность (спортивная гиперкинезия) может приводить к
возникновению специфического комплекса функциональных нарушений и клинических изменений, в первую очередь, со стороны центральной нервной системы, нейрорегуляторного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и иммунной систем, что требует прекращения спортивных тренировок и оказания серьезной медицинской помощи.

Для достижения результатов мирового уровня современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую деятельность – учебу, работу, творчество, семью. Сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть уровня высших достижений смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте, особенно это касается игровых видов спорта. Для некоторых видов спорта (например, гимнастика) возраст 20 лет уже близок к ветеранскому. Несмотря на увеличение спортивного долголетия, реальное повышение результатов после 30 лет возможно лишь в видах на выносливость. Существует некая константа, постоянная величина различного стажа тренировки в разных видах спорта, обусловленная биологическими законами развития двигательных качеств человека в онтогенезе, различными сроками специализации и возрастными диапазонами максимальных достижений в разных видах физических упражнений. Для гимнастики, плавания, фехтования, фигурного катания, тенниса оптимальный возраст начала занятий – 7-9 лет; для баскетбола, батута, лыжного и парусного спорта – 9-11 лет; для борьбы, водного пола, волейбола, академической гребли, конькобежного спорта, легкой атлетики, прыжков в воду, современного пятиборья, футбола, хоккея – 10-11 лет; для санного спорта, пулевой стрельбы, стрельбы из лука, гребли на байдарках и каноэ – 11-12 лет; для велосипедного спорта, бокса – 12-13 лет. Специализация (учебно-тренировочные занятия) начинается после начальной подготовки с 8 до 15 лет в зависимости от вида спорта. Самая ранняя специализация – в плавании (с 8 лет), гимнастике, теннисе, фигурном катании (с 9 лет), самая поздняя – в боксе, велоспорте, тяжелой атлетике (с 14 лет).

Помимо негативного влияния ранней специализации внимание специалистов привлекает особые патологические паттерны поведения, формирующиеся как у самого молодого спортсмена, так и у его окружения. Характеризуя личность молодого атлета, отмечается крайне сильная зависимость его самооценки от успеха или неуспеха на арене соревнований. Являясь едва ли не единственным и уж точно ведущим и доминирующим видом деятельности, в которую оказывается вовлечен ребенок, спортивная деятельность формирует особую ценностную структуру личности, когда каждая неудача становится значимым ударом по представлению молодого спортсмена о себе как стоящим чего либо. Дальнейшего исследования требуют такие актуальные проблемы, как жестокость и агрессия в детском спорте, а также изучение протекания у детей-спортсменов состояний психики, близких к патологическим, но широко распространенных среди детей, таких, как страхи, тревога и иные эмоциональные проблемы, а также явления ретардации и акселерации.

Говоря о патологических паттернах в поведении людей, окружающих молодого спортсмена, необходимо упомянуть так называемое «достижение через посредника» - синдром, охватывающий широкий спектр поведения родителей и тренеров, начиная нормальной гордостью и заканчивая эксплуатацией и жестокостью. Являясь объектом, с помощью которого родители и тренеры реализуют свои амбиции, выражаемые во фразе одного тренера «я не могу упустить свой шанс вырастить великого спортсмена», дети несут на себе бремя ответственности перед своим окружением и постоянно подвергаются стрессу, вызванному искусственной ситуацией развития, характеризуемой жесткими ограничениями в тех видах деятельности, которые являются основными для ребенка, а именно игровой, коммуникативной и образовательной.

Кирилл Смирнов

02.06.2010 10:11

Точность оценивания и отмеривания временных интервалов зависит помимо биологических циклов организма, от функционального состояния и опыта, как показано в работе М.Ю.Широкой , от тренированности, что продемонстрировано в исследовании С.Г. Геллерштейна , от мотивации и условий задачи, о чем свидетельствуют данные, полученные В.А. Садовым , «от согласованности субъективной единицы счета с принятой единицей измерения времени» .

Использование различных методов оценки восприятия времени у человека в профессиональной деятельности, представляется перспективным и при диагностики утомления. Так уже давно измерение точности восприятия и воспроизведения микроинтервалов времени используется в спорте для оценки эмоциональной напряженности спортсмена . Тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагается отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяется несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 с по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же отчета более чем на 1.4-2 с.

В недавней работе Игельмана представлен блок тестов, учитывающих особенности течения времени (TTB – Texas Temporal Battery). Выражается надежда, что блок небольших тестов, может быть эффективным для тестрования утомления, пригодности к работе и даже мозговых поражений. Дело в том, что процесс восприятия времени связан с работой множества областей мозга, и поэтому, даже простые задачи на восприятие времени могут выявить патологию. Тесты, разработанные или модифицированные Игельманом, основаны на принципах работы зрительного анализатора человека и включают в себя 3 теста, измеряющих 7 различных параметров работы мозга по восприятию информации во времени. Первый тест – на скорость различения альтернативных изображений. Когда человеку на экране предъявляется изображение и его негатив в очень быстром темпе, то человек ничего не видит. Длительность, ниже которой два события воспринимаются как одно называется (1)окном слияния (window of simultaneity). При утомлении или повреждении мозга окно слияния может увеличиваться.

Второй тест – это простая компьютерная игра. На экране – матрица 3*3 заполненная квадратиками. Все они красные, кроме одного зеленого. Когда испытуемые нажимают на зеленый квадрат, он перепрыгивает на другую позицию. Иногда квадратик перескакивает на другую позицию еще до того, как испытуемый нажал на квадрат. Если испытуемому кажется, что квадратик перепрыгнул на другую позицию до его действия, он должен был сообщить об этом нажатием на клавишу пробел. Таким образом, второй тест измерял не только(2)время реакции , но еще и (3) «вето»-время – время между самопроизвольным перепрыгиванием квадратика и последующим нажатием на квадратик. Также в этом тесте измерялась (4)временная переменная причинности – т. е. время между самопроизвольным перепрыгивание квадрата и нажатием клавиши, при котором испытуемые считают, что перемещение произошло самопроизвольно, а не по их вине. В дополнительной серии этого теста квадратик перепрыгивал на другую позицию только через 200 мс после действия испытуемого. Это так называемая серия с запаздыванием. Она позволяет измерить (5)скорость перекалибровки временных параметров причинной связи .

Третий тест направлен на определении различий в оценки длительности повторяющихся и новых стимулов. Испытуемый смотрит на фиксационный крестик в центр экрана. Вокруг поочередно появляются стимулы в разных местах. Из-за феномена константности восприятия стимулы которые длятся меньше 100 мс воспринимаются как длящиеся около 100 мс. Именно поэтому, человек воспринимает на экране не один стимул, а несколько. Это количество для одинаковых стимулов и разных отличается и характеризует особенности испытуемых. Так в недавнем исследовании было показано, что различия между восприятием длительности одинаковых и разных стимулов стерты у больных шизофренией .

В какой-то степени первый и второй тест этой батареи являются модификацией стандартного теста на критическую частоту слияния мельканий (КЧСМ). Метод КЧСМ известен и используется давно. Он характеризует общее ФС организма при различных уровнях общефизической нагрузки , является информативным, простым и доступным физиологическим показателем для оценки работоспособности и интенсивности нагрузки. Экспериментально установлено, что под влиянием физических нагрузок КЧСМ меняется, поэтому наблюдение за динамикой КЧСМ дает возможность судить о степени утомления организма . Однако доказано, что КЧСМ - многофакторный индикатор психофизиологического состояния, отражающий текущий уровень активации ЦНС. Уменьшение значения КЧСМ свидетельствует о развитии утомления ЦНС и организма в целом, увеличение - о наличии возбуждения или стресса, поэтому адекватная оценка и интерпретация КЧСМ требуют учета дополнительных факторов. В то же время экспериментально выявлено, что изменения КЧСМ при утомлении не превышают 2-3 Гц, а переход от видимости световых мельканий к их слиянию размыт и составляет зону неопределенности, в среднем равную 1 Гц, что обусловливает малую точность метода КЧСМ. Поэтому имеется необходимость в поиске более точных методов, позволяющих контролировать развитие утомления спортсмена в процессе тренировки. Учитывая данные недостатки был предложен новый психофизиологический метод определения временных параметров, характеризующих инерционность зрения, в частности времени восстановления зрительной системы - времени между моментом прекращения воздействия света на сетчатку и моментом исчезновения соответствующего зрительного ощущения . Для определения времени восстановления испытуемому предъявляются парные световые импульсы продолжительностью t имп, разделенные межимпульсным интервалом t, повторяющиеся через постоянный интервал времени T. В процессе измерения определяется продолжительность межимпульсного интервала t пор, при котором у испытуемого появляется субъективное ощущение слияния двух импульсов в паре в один, равное времени восстановления зрительной системы. Предполагается, что метод определения времени восстановления зрительного анализатора является более надежным и комфортным методом в сравнении с методом КЧСМ. Однако и этот тест не лишен доли субъективизма, т. к. может отражать просто разный критерий принятия решения. Также этот тест можно намеренно обмануть. Все эти недостатки преодолены в Техаской батареи. Таким образом, тесты Техаской Временной Батареи имеют большой потенциал использования в психологии спорта.


08.06.2010 10:52

Разработаны технологии улучшения жизнеобеспечения человека на основе комплексного генетико-вирусологического тестирования спортсменов олимпийского резерва, включающего анализ генетических вариаций Тестирование включает определение полиморфизмов генов, кодирующих ключевые регуляторы психофизиологического состояния, мышечной активности, сердечно-сосудистой системы и гемодинамики, иммунологического статуса, а также катаболизма анаболических лекарственных средств и антидепрессантов.

25.05.2010 10:53

Термин психофизиология объединяет в себе два, казалось бы, совсем разных мира: мир физиологии, телесно-материальный, и мир душевный, психический. Психофизиология – это раздел психологии, изучающий биологические составляющие психической деятельности. Прикладная область спортивной психофизиологии еще мало дифференцирована. Ее основная задача – применить основные знания и методы, накопленные и разработанные в рамках психофизиологии для потребностей спорта.

В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.

Более того, в истории были случаи, когда именно психофизиологические исследования мозга приводили к изменению правил в спорте. Так при исследовании 14 боксеров, было обнаружено, что среди них 6 человек имеют отклонения по ЭЭГ, которые могут быть следствием повреждения мозга. Через несколько лет это послужило основанием для введения новых положений в свод правил о боксе. Похожие исследования были проведены и для футболистов. В них утверждается потенциальная опасность микросотрясений мозга, возникающих при отбивании мяча головой. Эти исследования подчеркивают важную общественную значимость психофизиологических исследований в спорте.

Перспективными направлениями спортивной психофизиологии являются психофизиологическая диагностика индивидуальных особенностей спортсменов и их функционального состояния, а также разработка и применение методов управления своим состоянием посредством влияния на свои физиологические процессы.

В разделе «Модули спортивной психологии» будут выкладываться материалы исследований и экспериментов в области психофизиологии. Эксперты Центра будут комментировать и анализировать предложенные к обсуждению темы и проблемы.

Ольга Сысоева

02.06.2010 10:20

Вопрос о том, что такое этические проблемы спортивной психологии, необходимо начать с описания понятий теоретической этики. Этика (от греческого слова «ethos» - нрав, характер) - раздел философии, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» исходить от латинского слова«moris» и имеет тоже значение, что в русском языке «нравственность», а в немецком языке «Sittlichkeit». Необходимо также отметить что слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», но в настоящее время его используют для обозначения области науки. Этических теорий принято разделять на три основные области: метаэтика, нормативная этика и прикладная этика.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Нормативная этика направлена на более практические задачи, которые заключается в достижении моральных стандартов, способных регламентировать правильное и неправильное поведение. В некотором смысле, это поиск идеального принципа надлежащего поведения. Прежде чем действовать, человек должны рассматривать свои обязанности (обычно в форме принципов или прав) перед другими людьми в своем взаимодействии с ними. Нормативная система этических принципов берет за основу некое Сверх-Правило, Сверх-Должное. Золотое правило морали является классическим примером нормативного принципа: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Имеется в виду то, что люди должны действовать соответственно некоему правилу, долгу, который обязателен для выполнения в любых обстоятельствах. В качестве примера также можно привести Канта с его знаменитым категорическим императивом - «поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы». Таким образом, нормативная этическая теория устанавливает единый принцип, на основе которого рассматриваются любые действия.

Прикладная этика – это отдел этики, который изучает практические моральные проблемы и проводит анализ конкретных спорных моральных вопросов. В последние годы основные направления прикладной этики были разделены на группы, такие, как медицинская этика, спортивная этика, деловая этика, экологическая этика и др. Здесь под этикой понимается система принципов, набор правил или стандартов определяющих поведение в сфере определенного вида деятельности. Особое внимание уделяется видимым отступлениям от общих моральных норм, которые диктуются своеобразием профессии. Например, в классических отношениях между психологом и пациентом важнейшей обязанностью врача является благополучие пациента, но с появлением третей заинтересованной стороны - команды, тренера, спонсора интересы пациента-спортсмена могут отойти на второй план, а то и вовсе не учитываться.

Исследования этического аспекта работы спортивного психолога посвящены изучению таких вопросов, как организационный контекст, в котором осуществляется работа; взаимоотношения с коллегами, с клиентами; конфиденциальность полученной психологом информации; место проведения консультационных встреч (в случае работы спортивного психолога, это не всегда происходит в отдельном специально оснащенном кабинете). Отдельное внимание посвящено вопросам установления психологом заработной платы за свои услуги. По данным К.Хайз, ежегодный заработок спортивных психологов варьируется от 0 до 300.000 долларов, т.е. в данной профессиональной области вариация цен оплаты очень велика.

Когда психолог работает со спортивной организацией, то он вынужден находить оптимальный баланс между задачами, которые ставят перед ними организации и в то же время учитывать интересы и запросы каждого сотрудника в отдельности. Спортивный психолог, как правило, оказывается в ситуации сложного взаимодействия с тренером, спортсменом, административными работниками команды и т.д., чьи интересы, задачи и собственно ожидания от спортивного психолога часто очень различаются. Иерархичные отношения в организации, спортивной команде могут препятствовать установлению доверительного контакта между психологом и сотрудниками, спортсменами. В данном случае психологу следует особое внимание уделить вопросам сохранения конфиденциальности получаемой им информации.

Достаточно затруднительное положение для психолога возникает, когда он привлекается к вопросам спортивной селекции, комплектования команды. Психологу еще до преступления к работе следует обсудить этические ограничения своей работы, чтобы не вызвать неверных ожиданий.

Анастасия Солдатова

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с
Л.В.Максимов, Очерк современной метаэтики // "Вопросы философии", 1998, № 10. С.39-54
Иммануил Кант: Критика практического разума. Наука, 2007
Hays K.F. Being fit: The ethics of practice diversification in performance psychology // Professional Psychology: Research and Practice. – 2006.– Vol.37. - №3. – P. 223-232
Moore Z.E. Ethical dilemmas in sport psychology: discussion and recommendations pro practice //Professional Psychology: Research and Practice. – 2003. –Vol.34. - №6. – Р.601-610.
Haberl P., Peterson K. Olympic-Size ethical dilemmas: issues and challenges for sport psychology consultants on the road and at the Olympic games //Ethics and Behavior. – 2006. -№16(1). – Р.25-40.
Pauline J.S., Pauline G.N., Johnson S.R., Gamble K.M. Ethical issues in exercise psychology //Ethics and Behavior. – 2006. -№16(1). – Р.61-76.

Страница 1 из 3

  • Первая
  • Предыдущая
Введите e-mail адрес:

Родители будущих звезд спорта играют ключевую роль в спортивном становлении и развитии своих детей. При этом им важно знать, что́ нужно говорить своим детям и как это делать до, во время и после спортивных мероприятий.

Если ребенок хочет стать олимпийцем или играть в футбол в премьер-лиге, мама и папа могут существенно помочь ему достичь своей мечты. Однако их помощь должна выходить за рамки простой транспортировки ребенка к месту проведения соревнования.

Поддержка молодого спортсмена заключается в настойчивости и ответственном подходе - как родителей, так и ребенка. Действия и отношение родителей, в свою очередь, могут влиять на качественные характеристики его занятий и потенциально улучшать или ухудшать будущие результаты.

Далее представлены советы ведущих спортивных психологов, работающих со многими звездами спорта, о том, как мамам и папам правильно поощрять занятия своих детей и наилучшим образом помогать им в достижении спортивных целей.

Поскольку родителям важно развивать мастерство ребенка, существуют несколько ключевых областей, над которыми им следует работать, чтобы лучше раскрыть потенциал молодого спортсмена.

1. Общение

Ваше общение с ребенком играет большую роль в развитии его спортивных навыков. Поэтому важно сохранять с ним устойчивые и ровные взаимоотношения.

  • Разговоры: говорите с ребенком, используя открытые вопросы: «Ну, Петр, как, по-твоему, прошла сегодняшняя игра?».
  • Активное слушание: пересказывайте слова ребенка, чтобы убедиться в своем правильном понимании и показать, что вы внимательно его слушаете.
  • Понимание: если вы понимаете, что ваш ребенок говорит о своих достижениях или их отсутствии («Я теряю очки из-за моего удара слева»), значит, ваша способность сосредоточиться на истинных потребностях вашего ребенка повышается.

2. Пересмотрите вашу мотивацию

Родителям важно анализировать причины того, почему они хотят, чтобы их ребенок занимался спортом. Не следует путать свои собственные желания с желаниями вашего сына или дочери! Ребенок должен заниматься спортом со страстью и удовольствием, а не воплощать ваши личные мечты. Пересмотрите собственные реакции на его спортивные успехи и постарайтесь осознать, каким образом ваши реакции могут влиять на ребенка («Катя, ты получила сегодня удовольствие от игры?»).

3. Начало занятий

Любая программа тренировок должна выстраиваться на основе исходного уровня навыков ребенка, что позволит ему чувствовать себя комфортно и достигать результатов. Если с самого начала тренировки слишком сложны, то ребенку будет трудно добиться успехов. Четкий, точный план тренировок - это важный шаг в процессе приобретения спортивного мастерства.

4. Разбирайтесь в спорте

Вам необходимо приобрести глубокие знания о выбранном виде спорта вашего ребенка и общаться с профессионалами, чтобы еще сильнее развивать свои знания и навыки. Как говорится, если вы делаете то, что делали всегда, вы получите то, что всегда получали.

5. Принципы постановки целей

Постановка цели - это процесс разделения достижения итоговой цели на более мелкие, выполнимые этапы. Родителям важно определять цели для юного атлета вместе с ним; это позволит вам лучше узнать вашего ребенка, реалистично относиться к его способностям, укреплять его сильные стороны и развивать слабые. Эти цели должны планироваться на долгосрочную перспективу и время от времени пересматриваться. Вот основные принципы постановки целей.

  • Конкретика: важно точно понимать, чего именно вы стремитесь достичь.
  • Сложность, серьезность: цели должны быть сложными, серьезными, но выполнимыми постепенно, мало-помалу, поэтапно.
  • Достижимость: слишком нереалистичные цели настраивают ребенка на неудачу.
  • Измеримость: записывайте, измеряйте продвижение к цели, чтобы получить представление о времени ее достижения и возможность контролировать процесс.
  • Прогрессивность: цели должны вести к развитию и плановому прогрессу.

6. Негатив против позитива

Спортивные результаты всегда зависят от приобретенного мастерства. Пытаясь поддержать ребенка, родители часто совершают ошибки, и одна из них заключается в общении с ним в негативном, а не позитивном ключе . Отзывы родителей о результатах ребенка чрезвычайно важны для того, чтобы научить его самостоятельно и критически анализировать свои спортивные выступления и двигаться вперед с позитивом.

Позитивные, поддерживающие фразы помогают улучшать результаты. Старайтесь видеть что-то положительное в любой сложной ситуации и создать основу понимания ребенком того, над чем ему нужно работать.

  • Негативный отзыв: «Вася, ты сегодня отвратительно отдавал пас».
  • Позитивный отзыв: «Вася, важно, чтобы ты лучше наблюдал за позициями игроков на поле, тогда твои пасы будут более точными».

7. Неудачи

И родители, и дети должны рассматривать неудачи как одну из форм обратной связи, замечаний и предложений. Неудачи показывают, как и в чем необходимо улучшить спортивные навыки, чтобы продолжать двигаться вперед. Спортивные неудачи можно рассматривать как позитивный аспект обучения, потому благодаря им ребенок лучше и больше узнает о том, что он еще не умеет («Этот пас было очень трудно поймать, но, по крайней мере, в следующий раз ты будешь контролировать свою скорость».).

8. Подвергайте сомнению негативные утверждения

Молодые спортсмены сомневаются в своих способностях, критикуют собственные выступления и чувствительны к мнению других людей. Поэтому родителям важно подвергать сомнению негативные заявления своих детей, такие как «я не могу...».

  • Евгения: «Я не могу, у меня не получится играть против более крупных игроков».
  • Родители: «Трудно играть против людей, которые физически крупнее тебя, но ты быстрее и проворнее, чем они».

9. Анализ по результатам выступления

Анализ результатов - полезный инструмент проверки достижения ранее установленных целей, ориентиров и задач. Такой анализ помогает корректировать планы развития («Анна, как, по-твоему, ты выступила сегодня?», «Что конкретно ты сделала хорошо, а что можешь улучшить к следующей неделе?».).